Кратная ставка налога это

Содержание:

НДС для чайников: кто платит, как рассчитывается, примеры

НДС — налог на добавленную стоимость является обязательным для индивидуальных предпринимателей, организаций и всех, кто занимается какой-либо коммерческой деятельностью. Это косвенный налог, и платят его все продавцы, а также те, кто оказывает услуги населению. В данной статье попробуем разобраться с НДС для чайников и начинающих бухгалтеров.

Что представляет собой НДС?

В некоторых магазинах можно увидеть ценники, на которых указана цена товара с НДС и без него. Но не все понимают, что же это такое на самом деле, откуда начисляются все эти цифры и, главное, для чего.

Это своего рода пошлина, включённая в цену каждого товара. Мы, являясь покупателями, приобретаем товар с уже добавленным НДС. На все товары он составляет 18%. Для некоторых товаров, которые являются жизненно необходимыми населению, таких как хлеб, молоко, крупа, соль и т.п., НДС составляет 10%. Если товар импортный — ставка налога 0%.

Кто же платить НДС? Плательщиками НДС являются организации и ИП на основной системе налогообложении. В некоторых случаях плательщиками могут оказаться лица на УСН.

В этом видео очень хорошо рассказывается про учет НДС самыми простыми словами, что называется, «для чайников»:

Пример для чайников

На примере разберём, где спрятан этот самый НДС. Вы приобрели в магазине молоко. Стоило оно 30 рублей, столько же вы и заплатили. Продавец платит с этого молока налог 10%, то есть государству он заплатит 3 рубля. Но если у него есть счёт-фактура, в которой прописано, что он купил этот товар за 26,1, и в счёт-фактуру уже включен НДС, то продавец на основании документов высчитывает не 3 рубля, а всего лишь разницу и платит НДС 0,39 рубля.

Для получения организацией вычета нужно также иметь и накладную на товар к данной счёт фактуре. Неимение одного документа может повлечь полную оплату НДС.

Виды ставок

По Российскому законодательству НДС рассчитывается по трем ставкам.

  • Ставка нулевая. В данном случае налог не взимается при экспорте товаров с дальнейшей его реализацией. Весь перечень товаров, относящихся к нулевой ставке, можно увидеть в НК РФ.
  • 10% применяется для продуктов особого вида. Те, без которых невозможно прожить. Хлеб, молоко, крупы, лекарства и т.д. Весь перечень также можно прочитать в налоговом кодексе. В кризисный период список продуктов увеличивается.
  • Ставка 18%, самая распространённая. Все остальные продукты и услуги считаются по этой ставке.
  • Как оплачивает

    Данный налог оплачивается заполнением налоговой декларации. В каждый отчётный период, до 25 числа включительно, подаётся декларация и оплачивается начисленный НДС. Можно выделить числа в календаре, когда необходимо составлять декларации.

  • 25 января — декларация подаётся за 4 кв. прошлого года.
  • 25 апреля — 1 кв. текущего года.
  • 25 июля — 2 кв. года.
  • 25 октября — 3 кв.
  • Если 25 число месяца, следующего за отчетным, попадает на выходной день, сдача отчетности и уплата налога продлевается на первый будний день после этой даты.

    Становится понятно, что НДС оплачивается поквартально. Своевременное заполнение и оплата всех налогов избавляет компанию от штрафов и пени.

    Как начисляется налог

    НДС начисляется двумя способами:

  • Выручка от продаж облагается налогом, а потом, собственно, из неё и вычисляют налог НДС.
  • Начисление проходит по ставке. Ставка состоит из добавления стоимости на отдельный сегмент продаваемого товара.
  • Второй вариант более сложный, так как для каждого товара необходимо вести отдельный учёт. Чаще всего применяется первый вид начислений. Еще нужно не забывать, что при начислении НДС есть масса тонкостей, которые сможет выявить только специалист.

    История возникновение налога

    Первоначально налог был создан во Франции в начале 40-х годов. Он заключался в налоге на продажу товаров, но имел множество неточностей, поэтому и не прижился. Ближе к 50-му году французский экономист разработал целую систему, которая состояла из уплаты и возмещения налога. Напоминало это сегодняшний вид НДС.

    В нашей стране НДС появился в 90-х годах. Первые шаги были неумелыми, страна находилась на грани распада и краха, поэтому первоначально система не прижилась. При решении вывода страны из кризисной ситуации Егором Гайдаром была вновь применена эта система, которая действует до сих пор.

    Особенности применения налоговой ставки при расчете земельного налога

    Начисление любого налога напрямую зависит от нескольких элементов, которые его составляют.

    Это относится и к земельному налогу, он состоит из нескольких обязательных элементов налогового платежа, один из которых – это налоговая ставка.

    О ней и будет рассказано подробно в настоящей статье.

    Что такое ставка земельного налога и какова ее роль при уплате

    В связи с этим, налоговую ставку нужно знать абсолютно всем налогоплательщикам (в том числе и по налогу за землю), поскольку отсутствие этой информации не позволит рассчитать размер налога, который предстоит уплатить в местный бюджет. Это очень важный элемент налогообложения.

    В зависимости от вида земельного участка, размер ставки различен. Об этом также будет подробно говориться в статье.

    Кто устанавливает ставку

    Размер налоговой ставки определяется:

  • на уровне Налогового Кодекса РФ, в главе 32, посвященной земельному налогу);
  • в силу местного уровня данного вида налога, муниципалитеты и исполнительные органы власти городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь) сами могут устанавливать, отменять или изменять свой размер ставки налога.
  • Тем не менее, сумма налоговой ставки, устанавливаемой муниципальной властью, не должна быть выше той, что закреплена на уровне всей страны.

    Актуальные ставки по земельному налогу в 2017 году для физических и юридических лиц

    Выделяется несколько значений налоговой ставки по рассматриваемому виду налога: 0,3% и 1,5%.

    Первая налоговая ставка применяется в отношении земель:

  • предназначенных для ведения сельскохозяйственных работ;
  • занятых под жилищным фондом, либо которые могут быть использованы для ведения личного подсобного хозяйства (иными словами, это земли под дачи);
  • используемых для обеспечения безопасности и обороны страны.
  • Соответственно, для всех иных видов земель применяется повышенная ставка, равная 1,5%.

    Можно сделать вывод о том, что пониженная ставка 0,3% распространяется, по большей части, на те земли, которыми пользуются обычные граждане.

    В силу этого на них возлагается меньшая денежная обязанность, нежели та, что относится к организациям, которые зачастую платят земельный налог 1,5% за земли, которые ими используются в процессе предпринимательской деятельности.

    Что такое дифференцированные налоговые ставки на земли населенных пунктов

    Такой вид налоговых ставок вправе устанавливать местные власти городов федерального значения: Москва, Санкт-Петербург и Севастополь. Дифференциация налоговых ставок производится по тем же параметрам, что и кадастровая стоимость земель.

    Что касается земель населенных пунктов, то в данную группу земель включаются участки, предназначенные под:

  • строительство жилья;
  • общественные и деловые здания;
  • производство;
  • инженерные и транспортные инфраструктуры;
  • рекреационное назначение;
  • с/x использование;
  • возведение военных объектов;
  • некоторые другие территориальные зоны;
  • промышленность, энергетику, связь, радиовещание, телевидение и т.п.;
  • осуществление космической деятельности;
  • оборонный комплекс;
  • безопасность и земли иного специального назначения.
  • Например, в Москве принят Закон г. Москвы от 24. 11. 2004 года № 74 «О земельном налоге», в соответствии с которым установлены такие дифференцированные налоговые ставки:

  • 0,025% – для земель, которые используются для разведения садов, огородов и подсобного хозяйства исключительно для личных целей;
  • 0,1% – в отношении земель, на которых располагаются автостоянки, жилой фонд и инженерное хозяйство;
  • 0,3% – такую ставку используют в отношении участков, предназначенных для производства с/х продукции;
  • 1,5% – все другие категории земель.
  • Либо, дифференциация может иметь иной вид. Будет рассмотрен такой пример.

    Но, по истечении 5 лет, хозяева этого заброшенного участка развили инфраструктуру к нему, выстроили на нем хороший коттедж и провели все необходимые коммуникации. В связи с этим налоговая ставка в отношении такого «преображенного» участка может повыситься до 0,3%, и его кадастровая стоимость также возрастет в несколько раз.

    Предварительный договор при покупке земельного участка позволит закрепить все договоренности на бумаге. Как правильно составить этот документ, а также расторгнуть в случае необходимости, мы рассказали здесь.

    Молодая семья имеет право на получение земельного участка бесплатно. Какие условия при этом необходимо выполнить, читайте в нашей статье.

    Как узнать налоговую ставку на землю

    Любой налогоплательщик обладает правом знать конкретную налоговую ставку, применяемую к его участку земли.

    Для того чтобы уточнить имеющуюся налоговую ставку, можно прибегнуть к нескольким способам:

  • лично посетить отдел местной администрации, отвечающий за решение земельных вопросов;
  • заглянуть на официальный сайт отделения ФНС и найти сведения там;
  • изучить уведомление, присланное ИФНС для уплаты налога за землю.
  • После выяснения налоговой ставки, лучше уточнить категорию земельного участка.

    Такие сведения можно узнать из:

  • официальной выписки из ЕГРН, которую можно заказать в отделении Росреестра;
  • официального сайта Росреестра;
  • кадастрового паспорта либо свидетельства, подтверждающего право собственности.
  • Далее необходимо сопоставить категорию земель и установленную налоговую ставку, чтобы при расчете получить точную сумму подлежащего к уплате земельного налога.

    Уточнение налоговой ставки всегда важно для любого налогоплательщика, поскольку от этой величины напрямую зависит размер уплачиваемого налога за землю.

    Налоговый кодекс: что изменится с 2019 года

    В Налоговом кодексе Беларуси с 2019 года предлагается множество новшеств. Если их примут, платить налоги будем по-новому: администрирование усовершенствуют, законодательные нормы станут проще и понятнее, налоговая нагрузка уменьшится. О самых важных изменениях, которые предлагается внести в Налоговый кодекс, в интервью БелТА рассказала заместитель министра по налогам и сборам Элла Селицкая.

    — Проект новой редакции Налогового кодекса недавно вынесли на общественное обсуждение. По сути, работа межведомственной группы близится к финишу? Какие главные новшества нас ждут?

    — Межведомственная рабочая группа провела совместную работу не только с заинтересованными госорганами, но и практически со всеми крупнейшими бизнес-союзами, представителями крупных предприятий, юристами, аудиторами. В итоге выработано очень много новых подходов по совершенствованию порядка исчисления налогов, их взыскания, упрощению налогового администрирования. Один из главных акцентов — доступность изложения норм Налогового кодекса, чтобы они были понятны для всех плательщиков: крупного бизнеса, микроорганизаций или физических лиц.

    Подробнее о наиболее значимых новшествах в проекте Налогового кодекса. Если мы говорим о порядке взыскания налогов, то хотелось бы отметить, что проект предусматривает новый порядок приостановления операций по счетам плательщиков. Если сегодня у субъекта образуется задолженность по платежам в бюджет, то со следующего дня налоговый орган должен приостановить его операции по счетам. В законопроект заложен совершенно новый механизм — он основан на риск-ориентированном подходе, который, по сути, схож с нашими подходами в контрольной работе. Это значит, что если плательщик добросовестный, однако в силу каких-то причин у него образовалась текущая задолженность, но до этого он в течение полугода исполнял свои обязательства добросовестно, то налоговый орган даст ему дополнительно 10 рабочих дней для устранения налогового нарушения. Если он устраняет, то операции по его счетам приостанавливаться не будут. Другая ситуация — если плательщик допускал задолженность, но постоянно погашал ее до первого числа месяца, следующего за месяцем образования задолженности, налоговый орган даст ему 5 рабочих дней для устранения нарушений. Если он это делает, операции не будут приостанавливаться. Но если плательщик недобросовестный и постоянно допускает нарушения налогового законодательства, является систематическим должником по платежам в бюджет, то к нему будет применяться механизм, который есть сегодня, операции будут приостановлены. Новый подход даст возможность плательщикам устранять самостоятельно все свои ошибки без остановки производственной деятельности предприятия.

    Новый подход заложен в законопроекте и по начислению пеней. Сегодня во время проверки зачастую бывает ситуация, когда сумма доначисленного налога не обременительна для плательщика, но поскольку проверка проводится за много лет, то пеня может быть гораздо больше суммы доначисленного налога. Законопроект предусматривает ограничение размера пени по результатам проверки — она не должна быть больше, чем сумма доначисленного налога. Это новшество снимет излишнее финансовое бремя с предприятий.

    Еще одно новшество — пересматриваются подходы к проведению зачета возврата налогов. С учетом того, что в декрете №7 установлен общий период проведения проверок по налоговым вопросам в 5 лет, мы сегодня отходим от действующих норм, согласно которым возврат налогов осуществляется, если прошло не более 3 лет с момента его уплаты. С 1 января 2019 года предлагается этот срок увеличить до 5 лет. Тогда у нас подходы выравниваются — проверка не более чем за 5 лет, а если переплатил налог в бюджет, то и налог будет возвращаться за 5 лет.

    Новые подходы в порядке обжалования решений налоговых органов по результатам проверок либо действий или бездействия их должностных лиц. Сегодня, чтобы обжаловать результаты проверки, нужно обратиться сначала в городскую либо областную инспекцию и только потом — в министерство. Со следующего года предоставляется плательщику право выбора. Какому органу он больше доверяет, туда он и имеет право изначально направить свою жалобу. Если такие жалобы изначально будут поступать в Министерство по налогам и сборам, мы их будем рассматривать. Такая либерализация — еще один шаг к тому, чтобы добиться качества проведения проверок на более высоком уровне.

    В Особенной части Налогового кодекса отмечу новые подходы. Например, по налогу на прибыль это сближение бухгалтерского и налогового учета посредством устранения временных различий в признании отдельных видов доходов и расходов.

    Кроме того, для плательщиков предусматривается право на увеличение инвестиционного налогового вычета. Если это здание, сооружение, то сегодня он предоставляется в размере 10%, а со следующего года будет 15%, если это иные основные средства, транспортные средства, то вместо 20% с 2019 года будет 30%.

    Следует также отметить, что значительные корректировки произойдут для индивидуальных предпринимателей — плательщиков единого налога. Со следующего года они вправе будут выбирать режим налогообложения. Что это значит: сегодня если вид деятельности подпадает под уплату единого налога, то плательщик обязан уплачивать только этот налог. Со следующего года предлагается новый подход — можно будет самому выбрать оптимальный налоговый режим. Это может быть общая система налогообложения (подоходный налог), упрощенная система налогообложения либо единый налог.

    Конечно, ИП будут выбирать оптимальную для себя систему — не только в плане величины налогового обязательства, но и в плане удобства, простоты использования.

    Важно сказать и о новом подходе его определения. Сегодня порядок исчисления его следующий: Налоговый кодекс устанавливает базовые максимальную и минимальную ставки в зависимости от того, где ИП занимается деятельностью. Местные Советы депутатов определяют его конкретный размер с учетом особенностей местности. Но на практике бывают ситуации, что, например, в областном центре ставка может быть выше либо на уровне Минска. Но надо понимать, что в регионах не такая бойкая торговля идет, не такая активная деятельность. Минск — столица, доходность здесь выше, поэтому и ставки в Минске должны быть изначально более высокие. С 2019 года, чтобы эти перекосы устранить, предлагается установить отдельную ставку для каждого региона (для Минска, областных центров, других населенных пунктов), а местным Советам депутатов предоставить право уменьшать их, но не более чем в 2 раза.

    Если говорить о физлицах, то также следует упомянуть, что для них вводится новый принцип обслуживания. С 2019 года физлица смогут обращаться для подачи налоговой декларации по подоходному налогу, за админпроцедурами в любую налоговую на территории Беларуси (сегодня нужно идти в инспекцию, где состоишь на учете). И налоговый орган сам будет взаимодействовать с другой инспекцией, например, чтобы вернуть физлицам денежные средства.

    — Как будут меняться ставки налогов?

    — Чтобы выполнить поручение главы государства по декрету №7 по внедрению механизмов реинвестирования прибыли, в Налоговом кодексе предусматриваются некоторые изменения по налогу на прибыль. Если предприятие не распределяет прибыль, а оставляет ее у себя для развития производства и делает это на протяжении трех лет, то ставка налога на дивиденды будет взиматься в размере не 12% (как сейчас), а 6%. Если прибыль не распределяется на протяжении 5 лет — тогда ставка налога на прибыль будет установлена в размере 0%. Это новый механизм.

    С целью привлечения новых инвестиций в нашу страну по имущественным налогам предусмотрены новые стимулы — применение пониженных коэффициентов.

    Для инвесторов, которые строят гостиницы, открывают новые производства, такие стимулирующие механизмы помогают в успешной реализации проекта.

    Кроме того, по налогу на недвижимость и по земельному налогу предусматривается уход от повышенных ставок налогов, когда они взимаются за нецелевое использование, несвоевременный возврат земельного участка, за самовольный захват земли, за неэффективно используемое или неиспользуемое здание или сооружение. Сегодня за это в НК установлена 10-кратная ставка налогов. Предлагается уйти от этого, потому что есть другие механизмы воздействия на субъектов, которые своевременно не выполняют свои обязательства либо ненадлежащим образом используют свое имущество.

    Предлагается отказаться и от двукратной ставки налога на недвижимость, если вводится сверхнормативный объект строительства. Анализ показал, что практически все объекты вводятся с нарушением установленного срока. Это значит, законодательство в строительной сфере требует совершенствования, и налоговые механизмы к определению сроков ввода объектов в эксплуатацию не стимулируют к вводу объектов в сроки, предусмотренные проектной документацией. Следовательно, есть основания говорить об установлении новых подходов.

    Повышения налогов не предусматривается, это однозначно. Индексация ставок налогов в белорусских рублях — традиционная процедура осовременивания налогов с учетом инфляционных процессов. Не будет исключением и этот год. Декрет №7, который установил мораторий на повышение ставок налогов, не распространяется на индексацию. Предусматривается, что в 2019 году ставки будут проиндексированы на прогнозный показатель инфляции — 5,3%.

    — Пересмотрены ли в законопроекте налоговые льготы?

    — Мы не делали акцент в этом году на отмену льгот. Но в общей части кодекса в статье, которая регулирует порядок предоставления налоговых льгот, учитывая, что у нас их введено достаточно большое количество, предусмотрели классификацию льгот. Разбили их на три категории. Это социальные льготы (чтобы удешевить стоимость, например, социально значимых товаров), системные льготы (предназначенные для функционирования отдельных сфер, отраслей и секторов экономики), стимулирующие льготы (предоставляются для стимулирования отдельных отраслей, отдельных категорий плательщиков). Для стимулирующих льгот предлагается установить оценку их эффективности. Каждые три года их пересматривать. Если будет признано, что льгота эффективна, то она продлевается на более длительный период времени. Если льгота не дала никакого эффекта для предприятия, отрасли или экономики в целом, то будет предложено отменить или видоизменить ее.

    Оценка эффективности льгот предусматривается в Общей части Налогового кодекса, но порядок этой оценки будет определяться правительством. Когда этот порядок будет определен, механизм начнет работать.

    — Возможна ли отмена каких-то сборов?

    — Предлагается отменить сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования, учитывая, что поступление от этого сбора незначительные. В 2018 году они составляют около Br9 млн. Думаю, что после отмены этого сбора негативных последствий не будет, а скорее, наоборот, с учетом того, что мы транзитное государство, можем рассчитывать на приток денежных средств в страну в больших объемах.

    Поэтому мы не видим здесь негативных воздействий на сокращение доходов в бюджет.

    — Предусмотрена ли корректировка подходов в акцизной политике?

    — Что касается акцизной политики, то никаких глобальных новшеств мы не предусматриваем. Поскольку акцизы устанавливаются в белорусских рублях, каждый год они индексируются. На следующий год не предусматривается индексация крепких алкогольных напитков, а также пива, вин крепленых. Акцизы на этот вид продукции будут сохранены на уровне 2018 года. Увеличивать нет экономической целесообразности.

    Предусматривается индексация ставок акциза на табачные изделия на 15% — выше, чем индексация ставок на прогнозный показатель инфляции. Это связано с международными обязательствами Беларуси в рамках Евразийского экономического союза.

    Вы знаете о реализации налогового маневра в России. Чтобы наши нефтеперерабатывающие заводы не пострадали от роста цен на нефть в таких условиях, в проекте предусмотрено снижение на 25% ставок акцизов на автомобильное топливо.

    — Какие подходы по дедолларизации нашли отражение в проекте документа?

    — С 2019 года исчисление земельного налога будет производиться без влияния изменений курса иностранных валют. Сегодня налог на землю (для общественно-деловой и производственной зон) рассчитывается, исходя из кадастровой оценки в долларах. С 2019 года мы от этого уходим — кадастровая стоимость всех земель будет определена в белорусских рублях.

    Кроме того, в отношении налога на добычу полезных ископаемых с 2019 года ставки тоже не будут устанавливаться в долларах, а будут исключительно в белорусских рублях.

    Таким образом, мы практически по всему Налоговому кодексу отказываемся от уплаты налогов в валюте. Исключения — госпошлина для лиц, которые должны уплатить ее из-за рубежа.

    — Какой эффект МНС ожидает от принятия нового Налогового кодекса? Как снизится налоговая нагрузка?

    — В первую очередь мы делаем акцент на совершенствование налогового администрирования, т. е. упрощение порядка исчисления и взимания налогов.

    Второе — простота, понятность, легкость восприятия норм Налогового кодекса.

    Третье — незначительное, но все же снижение налоговой нагрузки на предприятия по сравнению с нынешним годом. Излишнее административное и налоговое бремя с плательщиков уберут.

    Для чего применяется эффективная ставка по налогу на прибыль?

    Каждый налогоплательщик рассчитывает сумму налога на прибыль по определенной, взятой в соответствии с налоговым законодательством ставкой. Но если часть прибыли не облагается налогом, или доходы из разных источников имеют разные ставки, то для определения реальной налоговой нагрузки в данном периоде и используется такой финансовый инструмент, как эффективная ставка по налогу на прибыль.

    Общие сведения

    Понятийная база

    Сложность налогового законодательства, особенно в части налога на прибыль, не позволяет предпринимателям реально оценить платежную нагрузку на компанию. Этому мешают:

  • Разные подходы к определению понятия «прибыль» в финансовом и налоговом учете, что приводит к отложенным активам или обязательствам.
  • Применение различных налоговых ставок, зависящее от вида деятельности или производимого товара.
  • Разные определения прибыли для российских организаций и для зарубежных.
  • Ведь 247-ая статья НК определяет прибыль как:

  • Заработанные доходы за вычетом произведенных расходов для отечественных фирм.
  • Доходы из источников на территории РФ для иностранных компаний.
  • А для их филиалов и представительств прибыль считается аналогично компаниям РФ.
  • Поэтому и был изобретен универсальный инструмент для определения фактического налогового обременения для всех участников рынка. Это эффективная ставка, которая является усредненной величиной налогового коэффициента и позволяет рассчитать реальный налог на прибыль, выплачиваемый фирмой в определенный налоговый период.

    Ее назначение

    Эффективная ставка – признается международными финансовыми стандартами, поэтому ее в первую очередь применяют в компаниях, закрепившихся на международных рынках и для иностранных компаний, имеющих свой бизнес в РФ. Где она и используется для:

  • Выяснения степени контролируемости зарубежной фирмы. Она освобождается от налога на прибыль в том случае, если эффективная ставка не менее 75% от средневзвешенной, рассчитанной с учетом дохода от дивидендов.
  • Сопоставимости системы российского налогообложения с правилами МСФО в компаниях, выходящих на международный уровень.
  • Проверки доходов иностранных фирм, ведущих свой бизнес в РФ.
  • Упрощения работы ФНС с этими компаниями.
  • Это своеобразная экспресс-оценка менеджмента фирмы, наглядно демонстрирующая:

    • Размер не вычитаемых расходов.
    • Степень амортизации основных средств.
    • Величину отложенных обязательств.
    • Уровень администрирования при расчете вычетов и переплат НнП.
    • Правильный анализ этих показателей даст возможность изменить учетную политику компании в нужную сторону.

      Нормативное регулирование

      При определении эффективной ставки следует учитывать положения НК, а именно:

    • 25-ой статьи, регулирующей применение эффективной ставки.
    • 13-ой статьи, определяющей, что такое налог на прибыль.
    • 246-ой статьи, касающейся налогоплательщиков.
    • 247-ой статьи, очерчивающей налоговую базу при расчете НнП.
    • Расчет эффективной ставки налога на прибыль

      Формула, применяемая для эффективной ставки налога на прибыль, такая: РС = СУН/(ВПД – ВПР).

    • РС – расчетный размер ставки в процентах.
    • СУН – сумма налога, перечисленного в казну за налоговый период.
    • ВПД – величина полученных доходов.
    • ВПР – размер понесенных доходов.
    • Вот несколько примеров, позволяющих рассмотреть различные варианты применения эффективной ставки.

    • Прибыль компании по бухгалтерскому учету составила 100000000 рублей.
    • Из нее налогооблагаемая – 70000000 рублей.
    • При ставке по налогу на прибыль 20%, размер платежа в бюджет будет составлять 14000000 рублей.
    • ЭС = 14 млн./100 млн. = 14%.

    Это реальная величина налоговой ставки, учитывающей то, что часть прибыли фирмы налогом не облагается.

  • Прибыль иностранной фирмы – 100000000 рублей.
  • Из них 20000000 – дивиденды.
  • Налог по месту происхождения компании – 30000000 рублей.
  • ЭС = 30 млн./100 млн. = 30%.
  • Средневзвешенная ставка по требованиям НК = 18,6%.
  • Соотношение составляет 62%.
  • Организация не является контролируемой, следовательно, ее прибыток на территории РФ облагается налогом.

    Налог на прибыль в Украине в 2017 году: ставка и примеры расчета

    Налог на прибыль — основной налог, уплачиваемый всеми организациями. Нормы, регламентирующие его расчет, ставку, сроки уплаты утверждены налоговым кодексом.

    Прежде всего, необходимо разобраться с самим понятием прибыли организации. Это полученных доход, уменьшенный на размер расходов и иных выплат.

    Плательщиками являются юридические лица (как резиденты, так и нерезиденты), осуществляющие свою деятельность на территории Украины, так и за пределами государства. Не являются плательщиками организации, выбравшие упрощенную систему налогообложения, а также не прибыльные организации, соответствующие определенным требованиям (бюджетники, общественные объединения, партии, религиозные организации, ОСМД, прочие).

    Порядок расчета

    Объектом налогообложения является чистая прибыль, так что именно с нее и начинается расчет налога. Она равна разнице дохода, полученного на территории Украины и за пределами страны в отчетном периоде и себестоимости товаров и иных расходов (ст. 138-143 Налогового кодекса). К прочим расходам относят общепроизводственные, административные, финансовые, на сбыт, прочие операционные.

    В том случае, когда юридическое лицо является и плательщиком НДС, то ведется отдельный учет этого налога. Та часть, которая получена в составе дохода, не входит в размер налогового обязательства. Эта база и умножается на ставку налога на прибыль.

    Каждая организация стремится к оптимизации налога, минимизируя налоговые выплаты легальными способами. При ней выбираются наиболее подходящие виды деятельности, системы налогообложения, схемы, увеличивая денежные потоки и уменьшая размер налоговых платежей.

    Особенности расчета налога на прибыль организаций в 2017 году

    В новой редакции Налогового кодекса появилась возможность дополнительного уменьшения налоговой базы. Для этого используется инвестиционный налоговый кредит. Коснется такое нововведение предприятий, которые в течение 2016 года будут производить капитальные инвестиции, с полезным сроком использования не менее 4 лет. Ввод в эксплуатацию должен быть произведен в период с 01.01.2016 по 31.12.2018. Его размер равен 30 % стоимости актива (одного или всех), не более 50 % налоговых обязательств за отчетный период. Если фактическая сумма окажется больше, то допустимо производить перенос неиспользованной части на следующий налоговый период.

    Сейчас при уплате размер начисленного налога уменьшается на сумму уплаченного налога на имущество, отличное от земельного участка. Если прибыли в отчетном периоде достичь не удалось, либо она меньше указанного налога, то неучтенная часть не переносится на будущие периоды.

    Изменения в законодательстве по уплате и начислению налога на прибыль

    С января 2016 года, традиционно начала действовать обновленная редакция Налогового кодекса. Изменения, касающиеся уплаты налога на прибыль в 2016 году, внесены Законом №909. Новинки:

    1. Отмена ежемесячных авансовых платежей. Но единоразово придется уплатить 2/9 части начисленного налога, указанного в декларации за 3 квартал 2015 года. Его уплачивают единожды до конца года. Это изменение не коснулось выплаты дивидендов. В таком случае авансы остаются.
    2. Отчетный период для организаций с годовым доходом свыше 20 млн гривен — квартал. Это не касается вновь созданных предприятий и сельскохозяйственников.
    3. Корректировка финансового результата. Сейчас он до налогообложения уменьшается на объем дохода, полученного от участия в капитале иного юридического лица, полученных дивидендов от плательщиков, уплачивающих авансы.
    4. Отдельные налоговые разницы при проведении реструктуризации задолженности.
    5. Утверждены требования к уставу и прочим документам ОСББ (как неприбыльного предприятия). Необходимость передачи активов при ликвидации не касается совладельцев многоквартирных жилых домов.
    6. Произошедшие изменения позволили еще более сблизить налоговый и бухгалтерский учет. На счете 98 плана счетов происходит учет размера расходов налога на прибыль, состоящих из самого налога, учитывая отсроченные налоговые обязательства и налоговый актив. Все проводки осуществляются в соответствии с ПСБУ – 17, а также отвечают на вопрос как проверить налог на прибыль.

      Также обновилась форма отчетности по налогу на прибыль организаций в 2016 году. Ее утвердили приказом Министерства финансов от 20.10.2015 №897. Действовать она начала с 01.12.2015. налоговыми органами выпущены пояснения о заполнении обновленных форм.

      В 2017 году в законодательном регулировании налога на прибыль в соответствии с Законом №1791 произошли не очень значительные изменения, из которых отметим:

      01) уточнены требования для неприбыльных организаций;

      02) исключена возможность зачисления налога на имущество в счет уплаты налога на прибыль;

      03) дополнен правила налоговой амортизации основных средств и нематериальных активов, например

      03.1) определение термина «нематериальные активы», которое рануше находилось в пп. 14.1.120 НКУ, теперь исключено и его надо искать в бухгалтерских нормативных актах — смотрите БУ;

      03.2) обновлено пп. 138.3.2 НКУ с 2017 — определение терминов «непроизводственные основные средства» и «непроизводственные нематериальные активы»;

      04) разрешено ускоренную амортизацию машин и оборудования;

      05) разрешено отрицательное налоговое корректировки в случае списания безнадежной дебиторской задолженности за счет резерва сомнительных долгов, одновременно уточнены критерии признания безнадежной задолженности;

      06) введены новые налоговые корректировки по некоторым операциям с неплательщиками налога на прибыль;

      07) введен «нулевую» ставку налога на прибыль для микропредприятий с годовым доходом до 3 млн грн;

      08) уточнены нормы об избежании двойного налогообложения по операциям, осуществленным до 01.01.2015;

      09) налог на недвижимость больше не уменьшает начисленный налог на прибыль (с 01.01.2017 года исключена норма, которая регулировала уменьшение налога по прибыль на сумму начисленного налога на недвижимое имущество в части нежилой недвижимости — п. 137.6 НКУ);

      Изменения в трансфертном ценообразовании (статья 39 НКУ):

    7. увеличен размер стоимостных критериев для определения контролируемых операций: годовой доход — 150 млн грн (вместо 50 млн) годовой объем хозяйственных операций налогоплательщика с одним контрагентом — 10 млн грн (вместо 5 млн)
    8. уточнены требования к документации о ТЦУ;
    9. уточнен порядок самостоятельного корректировки цены;
    10. конечный срок подачи Отчета о контролируемых операции перенесено на 1 октября (вместо 1 мая);
    11. разграничены штрафные санкции за непредставление и несвоевременное представление отчетности по ТЦУ.
    12. Ставка, ее изменения и порядок уплаты

      Один из самых интересных для плательщиков вопросов — размер ставки налогообложения. Сейчас осуществляется запланированное на несколько лет снижение до 16%. В 2013 ставка по налогу на прибыль составляла 19 %, с 2014 — 18 %. В 2016 году изменений не произошло. Но они ожидают нас со следующего, 2017 года. Тогда ее размер снизится до 17 %. Текущий показатель в соответствии с п. 136.1 признан базовым.

      Для отдельных ситуаций при расчете налога на прибыль в 2016 году в Украине ставки имеют иные размеры:

    13. Для страховщиков 3 %.
    14. Доходы нерезидентов и лиц к ним приравненных от 0 % до 20 % в зависимости от вида поступлений.
    15. Букмекеры, доходы от деятельности связанной с проведением лотерей и азартных игр 10 % и 18 % (с использование игральных автоматов и без них, с учетом выплат игрокам соответственно).

    Организации, которые за прошлый год не заработали 20 млн гривен, либо занимаются сельским хозяйством предоставляют декларацию 1 раз в год. Это происходит по окончанию отчетного периода. Оплата производится в течение 10 дней.

    В ином случае (доход превышает 20 млн гривен) отчет подается ежеквартально нарастающим итогом. По результатам декларации производятся выплаты. Сумма, указанная в отчетности является согласованной, так что за несоблюдение сроков уплаты будут начислены штрафные санкции. Не предоставляется отчет в случаях отсутствия объекта налогообложения.

    Срок предоставления годовой декларации составляет 60 дней, квартальной – 40 дней. Если вы не вовремя или вовсе не подали отчет в налоговые органы, то к вам будут применены штрафные санкции. Каждое такое нарушение карается штрафом в 170 грн. Если подобное повторится в течение года, то размер увеличится до 1020 грн. За каждое нарушение. Наложить взыскание могут в течение 1095 дней, следующих за последним днем крайнего срока для предоставления отчетности.

    Как рассчитать налог на прибыль в 2017 году в Украине по ставке 18 % в цифрах?

    Предположим, что организация «Светлана» за отчетный период получила прибыль в размере 2400 грн. Не следует забывать, что мы не учитываем НДС. Ставка которого составляет 20%, так что простым математическим уравнением убираем его из суммы: 2400-2400/6 = 2000 грн.

    Размер налога на прибыль в 2017 году составит 2000*0,18 = 360 грн.

    Сумма к уплате будет уменьшена на средства налога на имущество, отличного от земельного участка (например, 175 грн.). Итого в бюджет предприятие «Светлана» перечислит 185 грн. В случае если за имущество оплатили 380 грн., то к выплате идет 0. А 20 грн. разницы нигде в будущем не учитывается.

    Моделирование налоговой политики / Налоги, их виды и функции

    Налоги, их виды и функции

    Налоги играют решающую роль в доходах государственного бюджета. Налоги представляют собой инструмент перераспределения национального дохода.

    Налог (сбор, пошлина) – обязательный денежный взнос, взимаемый государством с физических и юридических лиц, и перечисляемый в государственный бюджет или во внебюджетные фонды.

    Объект налога – то, с чего взимается налог (прибыль, доход, транспортное средство, фонд оплаты труда и т.д.).

    Субъект налога (налогоплательщик) – физическое или юридическое лицо, которое уплачивает налог.

    Налоговая база – объект налога, измеренный в денежных, либо в физических единицах.

    Налоговая ставка – величина налога, которая устанавливается в процентах от налоговой базы либо в абсолютной денежной форме с единицы налоговой базы.

    Предельная ставка – ставка налога, взимаемая в определенном диапазоне налоговой шкалы.

    Средняя (эффективная) ставка – ставка налога, представляющая собой отношение суммы налога к размеру налоговой базы (долю налоговых отчислений в налоговой базе).

    Сумма налога – сумма денежных средств, уплачиваемая по данному налогу с определенной налоговой базы.

    Существуют три основных формы налогообложения:

    Прогрессивный налог – налог, средняя ставка которого увеличивается при увеличении налоговой базы.

    Налогоплательщики с более высокими доходами платят не только большую абсолютную сумму, но и большую долю дохода.

    В подавляющем большинстве стран подоходный налог, взимаемый с доходов граждан страны, является прогрессивным. Только РФ, Казахстане, Беларуси (с 2009 г.), Словакии и может быть некоторых других странах подоходный налог является пропорциональным.

    Регрессивный налог – налог, средняя ставка которого уменьшается при увеличении налоговой базы (например, ЕСН в РФ с 2001 по 2009).

    Пропорциональный налог – налог, средняя ставка которого не изменяется при изменении налоговой базы.

    Твердый (аккордный) налог фиксируется в абсолютной сумме или в сумме, кратной, например, размеру минимальной оплаты труда.

    Некоторые виды налогов с установленной единой ставкой, например, 5-процеитный налог с продаж, являются фактически регрессивными, посколь­ку затрагивают значительно большую часть доходов бедняков, чем богачей.

    В со­временных условиях налоги выполняют три важнейшие функции:

    Фискальная функция налогообложения.

    Сбор денежных средств в казну государства или во внебюджетные фонды. С помощью фискальной функции формируются финансовые ресурсы и создаются материальные условия для функционирования государства, ее задача – обеспечение устойчивой доходной базы для бюджетов всех уровней.

    Стимулирующая функция налогообложения.

    С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, инвестиции в расширение производства. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется, прежде всего, в том, что прибыль, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других товаров, освобождается от налогообложения.

    Перераспределительная функция налогообложения.

    Смысл данной функции в том, что государство использует систему прогрессивного подоходного налогообложения в качестве одного из инструментов перераспределения доходов граждан. Как известно, целью перераспределения является уменьшение дифференциации уровней благосостояния индивидуумов для достижения большей социальной справедливости.

    Существуют различные классификации налогов. Основными кри­териями таких классификаций являются объект обложения налогом, динамика налоговой ставки, органы, взимающие налог и распоряжа­ющиеся им, методы взимания налога. Так, по объекту обложения выделяют подоходные, поимуществен­ные и потоварные налоги. При этом нужно особо подчерк­нуть различие между прямыми и косвенными налогами. Критерием такого деления служит возможность переложить фактическую уплату налога на потребителя.

    Прямые налоги являются прямыми вычетами из доходов домашних хозяйств и фирм.

    Прямые налоги взимаются непосредственно с платель­щика налога; объектом обложения являются доходы или имущество налого­плательщика — дома, земли, транспортные средства и т. п.

    Косвенные налоги включаются в цену товаров и услуг; объектом налогообложе­ния признаются операции по реализации (продаже) товаров и услуг. Налогоплательщиками выступают продавцы, при этом бремя налогов несут, как правило, покупатели продукции. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы, налог с продаж, таможенные пошлины.

    В зависимости от органа, который взимает и распоряжается налогом, вы­деляют федеральные, региональные (республиканские), местные и межгосу­дарственные налоги.

    Налоги различаются также по методам исчисления и взимания. Выделя­ют три основных метода исчисления налогов:

    исчисление налога как разницы в оптовой и розничной ценах на товары. Классическим примером является налог с оборота;

    исчисление налога в твердых абсолютных суммах с единицы объекта — 1 га земли, 1 т нефти и т. п.;

    исчисление налога путем умножения ставки на стоимость объекта. Выделяют шесть основных методов взимания налогов:

    у источника — при получении дохода, например при выплате заработ­ной платы, при получении процентов по вкладам;

    в момент расходования дохода — при покупке товаров и услуг;

    в процессе потребления — налогоплательщик самостоятельно определя­ет время уплаты налога в течение налогового периода, например транспорт­ного налога;

    — кадастровый — при начислении налога используется кадастр, т. е. ре­естр, который содержит классификацию объектов налогообложения, напри­мер земельный кадастр;

    административный — налоговые власти определяют примерный размер ожидаемого дохода и начисляют на него налог, например налог на вмененный доход;

    декларационный — предусматривает уплату налога при налоговой де­кларации дохода налогоплательщика.

    Появление налогов связано с возникновением государства и необходимо­стью финансировать его расходы. С помощью налогов пополнялась государ­ственная казна. Назначение налогов как важнейшего источника финансиро­вания государства принято называть фискальной функцией налогов. Фис­кальная функция объясняет, почему налогами можно обложить все, что име­ет стоимостную, количественную или физическую характеристики — сделку, прибыль, доход, имущество, любой объект, входящий в состав имущества. Выражение «деньги не пахнут» возникло из слов римского императора Веспасиана (69-79 гг. н.э.), когда сын упрекнул его в том, что он ввел налог на общественные уборные.

    Рассмотрим, как налоги воздействуют на экономику в целом. Предполо­жим, что правительство вводит единовременно выплачиваемый аккордный, паушальный (взятый в целом, без дифференцирования общей суммы на со­ставляющие ее части) налог. Введение налога сократит располагаемый доход домашних хозяйств, что в свою очередь вызовет снижение объемов потребле­ния и сбережений. Насколько уменьшится потребление и сбережение, будет зависеть от того, в какой пропорции каждый дополнительный рубль дохода распадается на потребление и сбережения. Потребление домашних хозяйств является составной частью совокупных расходов в экономике. Изменение ис­ходной величины совокупных расходов порождает цепную реакцию, которая приводит к многократному изменению национального дохода в том же на­правлении. Таким образом, рост налогов приведет к сокращению совокуп­ного спроса и национального дохода, причем на величину, превышающую сокращение потребления. И наоборот, результатом снижения налогов будет расширение совокупного спроса и кратное увеличение национального дохо­да. Однако последствия снижения налогов не столь очевидны, как может показаться на первый взгляд. Если налоги оказывают гораздо большее воз­действие на спрос, чем на предложение, то расширение совокупного спроса превзойдет прирост совокупного предложения, что вызовет бюджетный де­фицит и ускорение инфляции. Если же налоги создают стимулы к труду, сти­мулируют сбережения и инвестиции, то снижение налогов приведет к росту производства, расширению предложения, сокращению дефицита бюджета и замедлению инфляции.

    Стимулирующая и антиинфляционная функция налогов рассматривает­ся в рамках так называемой «теории экономики предложения». С точки зре­ния кейнсианский теории, налоги наряду со сбережениями и импортом пред­ставляют собой утечку покупательной способности из экономики и, следова­тельно, оказывают сдерживающий или антиинфляционный эффект. Теория экономики предложения доказывает прямо противоположное: налоги увеличивают издержки предпринимателей и перекладываются на потребителей в виде более высоких цен. Налоги вызывают ускорение инфляции издержек, сдвигая влево/вверх кривую совокупного предложения. Доказательство стро­ится на основе предельных ставок налога. Предельная ставка налога — это на­лог с каждой дополнительной единицы дохода. Предельные ставки налогов имеют значение для принятия решений о дополнительных затратах труда, дополнительном сбережении и дополнительном инвестировании. Чтобы сти­мулировать труд, необходимо снизить предельные ставки налогов на заработ­ную плату. Иначе говоря, более низкие предельные ставки увеличивают при­влекательность труда и одновременно повышают альтернативную стоимость свободного времени. Следовательно, работники будут предпочитать труд от­дыху и развлечениям. Более низкие предельные ставки налогов на доходы от сбережений и инвестиций стимулируют вложение капитала, увеличение выпуска продукции. Рост производительности труда в результате оснащения работников большим количеством техники и оборудования будет сдерживать повышение цен.

    Американский экономист Артур Лаффер — сторонник теории предложе­ния, обратил внимание политиков на то, что снижение налогов не долж­но вызывать дефицит государственного бюджета и оказывать инфляцион­ное давление. Он заявил, что более низкие ставки налогов вполне совме­стимы с прежними и даже возросшими налоговыми поступлениями. Зави­симость между налоговыми ставками и налоговыми поступлениями в бюд­жет известна теперь как «кривая Лаффера». По мере роста став­ки налога от 0 до 100% налоговые поступления будут расти до некото­рого уровня (М), а затем снижаться до 0 в результате спада экономи­ческой активности и сокращения налоговой базы. Если экономика нахо­дится на направленном вниз отрезке, кривой, то снижение ставок может привести к увеличению доходов бюджета. Сокращение бюджетного дефи­цита будет обеспечиваться еще двумя обстоятельствами. Во-первых, со­кратятся масштабы уклонения от налогов. Во-вторых, рост производства и сокращение безработицы обеспечат сокращение социальных трансфертов. Предположение Лаффера было критически встречено экономистами. То, что уменьшение ставок налогов может увеличить налоговые поступления, не вызывает сомнений с точки зрения логики и экономической теории, но его фактический эффект труднопредсказуем. Прежде всего, потому, что неизвестно, в каком диапазоне налоговых ставок кривая изменяет наклон. Но самое главное — влияние снижения налогов на стимулы оказывается незна­чительным, неясным по своей направленности или очень замедленным. Одни работают больше, если давление налогов ослабляется, другие — меньше, так как располагаемый доход увеличивается. Поэтому во взглядах экономистов преобладает кейнсианский подход — налоги оказывают большее воздействие на совокупный спрос, чем на совокупное предложение.

    Теперь посмотрим, как налоги влияют на экономическое благополучие участников рынка. На первый взгляд, негативное влияние налогов на бла­госостояние очевидно. Все налоги, независимо от того, взимаются ли они с дохода, с продукции или с участка земли, в конечном счете выплачивают­ся из чьего-либо дохода. Бремя налогов измеряется процентным отношением общей суммы налогов к ВВП. Налоговая нагрузка значительно варьируется по странам. Для слаборазвитых стран, в которых нет мощной системы социального обеспечения, характерна низкая налоговая нагрузка, для развитых — относительно высокая. В РФ налоговая нагрузка составляет около 42%, что немного ниже среднего уровня развитых стран (выше, чем в США, но ниже, чем в Германии).

    Однако не менее важен вопрос о распределении налогового бремени — как распределяется налоговая нагрузка на различные группы населения. Нало­ги не всегда исходят из тех источников, которые подлежат налогообложе­нию согласно государственному законодательству. Например, врачи, юристы, консультанты могут поднять цены на свои услуги, чтобы переложить часть своих подоходных налогов на клиентов. Профсоюзы могут рассматривать по­доходный налог как составную часть стоимости жизни и вести переговоры о повышении заработной платы. В случае успеха появляется возможность переложить часть налога на работодателей, которые путем последующего повышения цен перекладывают повышение заработной платы на покупате­лей. Налоги на имущество могут быть переложены частично или полностью с собственника на арендатора путем повышения арендной платы. Законода­тели могут предписать, кому, продавцу или покупателю, следует уплачивать налог, однако они ограничены в своих возможностях распределять налоговое бремя фундаментальными, экономическими силами — силами спроса и пред­ложения.

    Примером товаров, спрос, на которые неэластичен, являются алкогольные напитки и сигареты, поэтому бремя акцизного налога несут главным образом потребители. Примером товара, предложение которого неэластично, служит золото и другие предметы роскоши, поэтому бремя акцизного налога скорее всего ляжет на производителей, а не на потребителей.

    Введение налогов негативно сказывается на уровне жизни покупателей и продавцов, при этом доходы правительства повышаются. Разумеется, прави­тельство использует эти налоговые поступления на производство обществен­ных благ, социальную поддержку той части населения, которая не обладает платежеспособностью и не участвует в рынке. Однако все налоговое бремя, которое несет общество, превышает полученные государством доходы в виде налогов. Величина этого превышения (площадь треугольника abe на рис.) составляет избыточное налоговое бремя, или безвозвратную потерю эффек­тивности для общества, которая является результатом введения налога. Эта потеря возникает вследствие сужения рынка, падения производства и по­требления облагаемого налогом товара ниже их оптимальных уровней. При повышении налога величина избыточного налогового бремени увеличится в большей степени. Если налог повысить в два раза, то безвозвратная потеря вырастет в четыре, если налог увеличить в три раза, то безвозвратная поте­ря возрастет в девять раз и т. д. При очень большом налоге рынок покидают последние задержавшиеся на нем участники.

    Большинство налогов создает избыточное налоговое бремя. Его размер определяется эластичностью спроса и предложения. Чем выше эластичность спроса и предложения, тем больше безвозвратная потеря, связанная с нало­гообложением.

    Таким образом, «налоги — это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе». Налоги дорого обходятся участникам рыночной экономики не только потому, что перемещают ресурсы, доходы к правительству, но и потому, что изменяют мотивы людей и искажают резуль­таты функционирования рынка.

    Налоговая система РФ

    Налоговая система — это совокупность действующих на территории страны налогов и принципов их взимания.

    Правовую базу налоговой системы РФ составляет Налоговый кодекс РФ.

    Фундаментальные принципы налогообложения, действующие до сих пор, сформулировал Адам Смит в 1776 году в работе «Исследование о приро­де и причинах богатства народов». Основным положением налоговой теории А. Смита было рассмотрение налогов как признака свободы, а не рабства. Ис­ходя из этого положения, он сформулировал четыре принципа, известные как «максимы А.Смита»: равенство, определенность, удобство и экономичность.

    Современная теория налогов построена на развитии принципов А. Смита, их адаптации к изменившимся экономическим реалиям. К принципам постро­ения налоговой системы относятся:

    — принцип способности заплатить налог — налоги должны взиматься в со­ответствии со способностью индивида нести налоговое бремя. Этот принцип предполагает горизонтальную и вертикальную справедливость. Горизонталь­ная справедливость означает, что налогоплательщики с равной способностью платить налоги должны вносить одинаковые суммы. Вертикальная справедливость означает, что богатые должны платить пропорционально больше на­логов, чем бедные;

    определенность — плательщикам необходимо четко знать, когда, сколь­ко и как они должны платить. При установлении налогов должны быть опре­делены все элементы налогообложения: объект налога, налоговая база, нало­говый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности зако­нов о налогах толкуются в пользу налогоплательщика;

    правовой характер налогообложения, стабильность действующей нало­говой системы — налоги устанавливаются, изменяются или отменяются зако­нами. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации граждана­ми своих конституционных прав;

    пропорциональность — установление лимита налогов по отношению к ВВП. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными;

    экономичность и эффективность системы налогообложения — издерж­ки, связанные с взиманием и уплатой налогов, должны быть минимальными. Эффективная налоговая система обеспечивает небольшие безвозвратные по­тери и незначительное административное бремя налогов. Административное бремя налоговой системы можно облегчить, упростив налоговое законода­тельство. Однако сложность налогового законодательства есть результат по­литического процесса, согласования интересов различных групп налогопла­тельщиков;

    неотвратимость — трудности уклонения от уплаты налога;

    удобство — налогоплательщикам должно быть максимально удобно платить налоги;

    единство — действие налоговой системы на всей территории страны и для всех лиц. Налоги не могут иметь дискриминационный характер и различ­но применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

    Сформулированные выше принципы характеризуют «идеальную» нало­говую систему, некий эталон, к которому необходимо стремиться. Принципов недостаточно, чтобы определить лучший способ уравновешивания эффектив­ности и справедливости налоговой системы. Реальная действительность вно­сит определенные коррективы в эту модель и представляет собой компромисс принципов и интересов конкретных политических сил, находящихся у власти.

    Действующая в РФ налоговая система является трехуровневой. Пер­вый уровень — федеральные налоги, второй — налоги субъектов РФ, третий — местные налоги. Трехуровневая система налогообложения дает возможность формирования доходной части бюджета органов управления в центре, в ре­гионах, на местах.

    К федеральным налогам относятся: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налог на прибыль организаций, подоходный налог с физических лиц, единый социальный налог, налог па добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина. К региональным налогам относятся налог на имущество организаций, транспортный налог, на­лог на игорный бизнес. Местные налоги включают земельный налог и налог на имущество физических лиц.

    Действующая в РФ налоговая система обладает рядом особенностей. Наи­более существенное отличие отечественной системы от зарубежных состо­ит в преобладании косвенных налогов над прямыми. Вторая особенность — ориентация в налоговых изъятиях на обложение хозяйствующих субъектов, организаций, а не физических лиц. Основные виды налогов, уплачиваемых гражданами РФ, представлены подоходным налогом, налогом на имущество, транспортным налогом. Доля личного подоходного налога составляет при­мерно десятую часть налоговых поступлений. Для сравнения, в США на до­лю личного подоходного налога приходится более 40% доходов федерального бюджета.

    Третьей особенностью налоговой системы РФ является слабое развитие имущественного обложения. Доля поимущественных налогов в общих нало­говых поступлениях в местные бюджеты невелика, тогда как в США она со­ставляет почти три четверти налоговых поступлений в местные бюджеты. В отличие от других видов налогов, имущественный налог менее всего воздей­ствует на стимулы, не несет безвозвратных потерь и может быть использован как относительно стабильный источник бюджетных доходов.

    Смотрите так же:

    • Нотариус тихонова иВ Нотариус Тихонова И.В. Адрес: 124683, г. Зеленоград, корп. 1557 Телефон: +7 (495) 5383294 Нотариус оказывает все услуги в Москве, относящиеся к нотариальной деятельности. Находится по адресу: 124683, г. Зеленоград, корп. 1557 в районе Крюково, вблизи станции […]
    • Материнский капитал покупка дома снт Материнский капитал покупка дома снт Аренда в Санкт-Петербурге Нет времени на поиск? Оставьте бесплатный запрос поиск агентства ВОПРОС/ОТВЕТ 15 августа `12 На какой земле можно купить на материнский капитал дом: СНТ, под дачное строительство, земли […]
    • Законы идеального газа дальтона Изопроцессы идеального газа – процессы, при которых один из параметров остаётся неизменным. 1. Изохорический процесс. Закон Шарля. V = const. Изохорическим процессом называется процесс, протекающий при постоянном объёме V. Поведение газа при этом […]
    • Нижнее белье не подлежащих возврату и обмену Возврат белья по закону Возврат белья закон РФ «О защите прав потребителей» запрещает, причисляя его к товарам, не подлежащим возврату и обмену. Если посмотреть на этот запрет с точки зрения гигиены и безопасности здоровья, то он вполне оправдан. Эти […]
    • Как получить накопительную часть пенсии за умершего родственника Накопительная часть пенсии: можно ли получить вместо умершего родственника Пенсионные накопления – достаточно серьезная тема. Необходимо знать все нюансы, чтобы разобраться в таком сложном юридическом вопросе, как наследование пенсии. Если вы хотите получить […]
    • О признании права залога Признание права собственности на автомобиль: доказываем через суд и действуем правильно Современная действительность, отражающая вопрос о правах собственности автомобилистов на своё транспортное средство (ТС), всё чаще сталкивается с ситуациями, в которых […]
    • Общество защиты прав потребителей новороссийск Общество защиты прав потребителей Новороссийск Информация 87 записей к записям сообщества Правила ремонта по ОСАГО и как разводят страховые? Самые распространённые попытки "развода" автолюбителей с ремонтом по ОСАГО выливаются на этап перед самым ремонтом […]
    • Земельный налог на земли промышленности Какие земельные участки относятся к землям, занятым промышленными объектами Проживаю в г. Канске Красноярского края. Являюсь собственником земельного участка. Категория земель: земли населенных пунктов. Разрешенное использование: для эксплуатации здания […]