Кто имеет право быть наблюдателем на выборах

Содержание:

Кто имеет право быть наблюдателем на выборах

Для наблюдателей

Сбор средств

Как стать наблюдателем на выборах?

Стать наблюдателем очень просто. Для этого не требуется специального образования. Если Вам больше 18 лет и Вы гражданин РФ, то имеете полное право участвовать в контроле за проведением выборов. Примечательно, что наблюдателями могут стать лица, постоянно проживающие за рубежом или даже имеющие второе гражданство. А вот членом УИК – нет.

Если Вы решили стать наблюдателем, Вы можете:

  1. Заполнить анкету на сайте нашего проекта «Гражданин наблюдатель». Мы свяжемся с Вами в кратчайшие сроки и сообщим о датах ближайших курсов и семинаров по подготовке наблюдателей. Пройдя подготовку в нашем проекте, Вы сможете принять участие в контроле выборов в качестве наблюдателя от кандидата или партии, члена избирательной комиссии или представителя СМИ;
  2. Вы также можете связаться напрямую с избирательным штабом кандидата, партии или избирательного объединения, участвующих в выборах. Обычно избирательные штабы проводят предварительный тренинг наблюдателей;
  3. Также можно связаться напрямую со СМИ (газеты, журналы, радиостанции и интернет-издания, зарегистрированные как СМИ) и cпросить у них, согласны ли они оформить Вам бумаги представителя СМИ на день голосования. Такой бумагой может быть временная пресс-карта. В этом случае Вы будете наблюдать за ходом выборов в качестве представителя СМИ.

Глава 4. НАБЛЮДАТЕЛИ, ИНОСТРАННЫЕ (МЕЖДУНАРОДНЫЕ)

Глава 4. НАБЛЮДАТЕЛИ, ИНОСТРАННЫЕ (МЕЖДУНАРОДНЫЕ)

НАБЛЮДАТЕЛИ, ПРЕДСТАВИТЕЛИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Статья 30. Наблюдатели

1. Наблюдателей вправе назначить каждая политическая партия, зарегистрировавшая федеральный список кандидатов.

2. Наблюдателем может быть гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом. Наблюдателями не могут быть выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций, лица, находящиеся в их непосредственном подчинении, судьи, прокуроры, члены избирательных комиссий с правом решающего голоса.

3. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме в направлении, выданном политической партией, указанной в части 1 настоящей статьи. В направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии, в которую он направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе не требуется. Направление действительно при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется.

4. Направление, указанное в части 3 настоящей статьи, может быть предъявлено в участковую избирательную комиссию в период, предусмотренный частью 5 статьи 29 настоящего Федерального закона, а в иную избирательную комиссию — в период с начала голосования на избирательных участках и до окончания работы по составлению протокола об итогах голосования, о результатах выборов, в том числе о результатах повторного подсчета голосов избирателей.

5. Политическая партия, указанная в части 1 настоящей статьи, может назначить в каждую участковую избирательную комиссию несколько наблюдателей, которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение в помещении для голосования. Не допускается одновременное осуществление полномочий наблюдателя в помещении избирательной комиссии, помещении для голосования двумя и более наблюдателями, представляющими интересы одной политической партии. Установление иных, кроме указанных в настоящем Федеральном законе, ограничений, касающихся присутствия наблюдателей в помещении избирательной комиссии, помещении для голосования, наблюдения за голосованием, подсчетом голосов избирателей, составлением протоколов об итогах голосования, а также выдачи копий этих протоколов, не допускается.

6. Наблюдатель вправе:

1) знакомиться со списком избирателей, с реестром выдачи открепительных удостоверений, находящимися в избирательной комиссии открепительными удостоверениями, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования;

2) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования, в дни досрочного голосования в любое время в период, предусмотренный частью 5 статьи 29 настоящего Федерального закона;

3) наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней избирателям;

4) присутствовать при голосовании вне помещения для голосования;

5) наблюдать за подсчетом числа избирателей, внесенных в список избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней, открепительных удостоверений;

6) наблюдать за подсчетом голосов избирателей на расстоянии и в условиях, которые обеспечивали бы ему возможность видеть содержащиеся в избирательных бюллетенях отметки избирателей;

7) визуально знакомиться при подсчете голосов избирателей с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем, а также наблюдать за составлением избирательной комиссией протокола об итогах голосования и иных документов в период, предусмотренный частью 5 статьи 29 настоящего Федерального закона;

8) обращаться с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования к председателю участковой избирательной комиссии, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему;

9) знакомиться с протоколом избирательной комиссии, в которую он направлен, и протоколами непосредственно нижестоящих избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, с документами, приложенными к протоколам об итогах голосования, о результатах выборов, получать от соответствующей избирательной комиссии заверенные копии указанных протоколов;

10) обжаловать решения и действия (бездействие) избирательной комиссии, в которую он направлен, в непосредственно вышестоящую избирательную комиссию или в суд;

11) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих избирательных комиссиях.

7. Наблюдатель не вправе:

1) выдавать избирателям избирательные бюллетени;

2) расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении избирательного бюллетеня;

3) заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, избирательный бюллетень;

4) совершать действия, нарушающие тайну голосования;

5) принимать непосредственное участие в подсчете избирательных бюллетеней, проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса;

6) совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии;

7) проводить предвыборную агитацию среди избирателей;

8) участвовать в принятии решений избирательной комиссией.

Статья 31. Иностранные (международные) наблюдатели

1. Иностранные (международные) наблюдатели получают разрешение на въезд в Российскую Федерацию в порядке, установленном федеральным законом, и при наличии приглашения, указанного в части 3 настоящей статьи, аккредитуются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

2. Деятельность иностранных (международных) наблюдателей регулируется международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

3. Приглашения могут быть направлены Президентом Российской Федерации, палатами Федерального Собрания Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Центральной избирательной комиссией Российской Федерации после официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы. Предложения о направлении приглашений могут быть поданы Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, международными и национальными правительственными и неправительственными организациями, а также частными лицами, имеющими признанный авторитет в области защиты прав человека. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации направляет приглашения избирательным органам иностранных государств, а также международным организациям, специализирующимся по вопросам избирательного законодательства и выборов, защиты прав граждан на участие в выборах и референдумах.

4. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации выдает иностранному (международному) наблюдателю удостоверение установленного образца на основании представленных им документов (заявления об аккредитации в качестве иностранного (международного) наблюдателя, копии приглашения, полученного от любого органа или лица, указанных в части 3 настоящей статьи, а также документа, удостоверяющего личность иностранного (международного) наблюдателя). Удостоверение дает иностранному (международному) наблюдателю право осуществлять свою деятельность в период, указанный в части 5 настоящей статьи.

5. Срок полномочий иностранного (международного) наблюдателя начинается со дня его аккредитации Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и заканчивается в день официального опубликования результатов выборов депутатов Государственной Думы.

6. Избирательные комиссии, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица обязаны оказывать иностранному (международному) наблюдателю необходимое содействие в пределах своей компетенции.

7. Иностранный (международный) наблюдатель осуществляет свою деятельность самостоятельно и независимо. Материально-финансовое обеспечение деятельности иностранного (международного) наблюдателя осуществляется за счет средств стороны, направившей наблюдателя, или за счет его собственных средств.

8. Иностранные (международные) наблюдатели вправе встречаться с кандидатами, представителями политических партий и иных общественных объединений, наблюдателями.

9. Иностранные (международные) наблюдатели вправе публично излагать свое мнение о законодательстве Российской Федерации о выборах, о подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы, проводить пресс-конференции и обращаться к представителям средств массовой информации только после окончания времени голосования на всей территории Российской Федерации.

10. Иностранные (международные) наблюдатели не вправе использовать свой статус для осуществления деятельности, не связанной с наблюдением за подготовкой и проведением выборов депутатов Государственной Думы.

11. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе отозвать аккредитацию иностранного (международного) наблюдателя в случае нарушения им общепризнанных принципов и норм международного права, настоящего Федерального закона, иных федеральных законов.

Статья 32. Представители средств массовой информации

Представители средств массовой информации, принимая участие в информационном освещении подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы, вправе:

1) присутствовать на заседаниях избирательных комиссий;

2) знакомиться с протоколом участковой избирательной комиссии об итогах голосования, а также с протоколами иных избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, в том числе составляемыми повторно;

3) получать от соответствующей избирательной комиссии копии указанных в пункте 2 настоящей статьи протоколов и приложенных к ним документов;

4) присутствовать на предвыборных агитационных мероприятиях, освещать их проведение;

5) находиться в помещении для голосования в день голосования, в дни досрочного голосования, а также производить фото- и видеосъемку.

(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 64-ФЗ)

Как стать наблюдателем на выборах‑2018

Кто может стать наблюдателем

Наблюдателем на выборах может стать любой гражданин РФ, обладающий активным избирательным правом.

Нужно помнить, что активное избирательное право возникает у гражданина:

— достигшего 18 лет;

— не содержащегося в местах лишения свободы.

Не могут быть назначены общественными наблюдателями следующие категории граждан:

— выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации;

— главы местных администраций, судьи, прокуроры;

— члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, за исключением тех, чьи полномочия были приостановлены.

Кто назначает наблюдателей

По закону «О выборах Президента Российской Федерации», наблюдателей на избирательный участок назначают:

— субъекты общественного контроля, т.е. общественные палаты – как федеральная, так и региональные;

— политические партии, выдвинувшие зарегистрированного кандидата;

— зарегистрированные кандидаты или их представители;

Как правило, общественные палаты назначают наблюдателями на участки голосования представителей профессиональных и творческих союзов, объединений работодателей и ассоциаций, а также некоммерческих организаций, созданных для защиты интересов профессиональных и социальных групп.

Политические партии и кандидаты-самовыдвиженцы назначают своих наблюдателей на избирательные участки и формируют их список не позднее, чем за три дня до начала голосования.

Желающие могут подать заявку напрямую в политическую организацию или штаб кандидата, где, в свою очередь, утверждают или отклоняют кандидатуру гражданина.

Права и обязанности

Наблюдателем можно стать на любом избирательном участке, вне зависимости от места жительства. При этом члены избирательной комиссии не имеют права необоснованно удалить наблюдателя.

Наблюдатель следит за ходом голосования на избирательном участке, подсчетом голосов и составлением протоколов об итогах голосования членами избирательной комиссии, в том числе:

— наблюдает за выдачей избирательных бюллетеней;

— обращается с предложениями и замечаниями по организации голосования к председателю участковой избирательной комиссии (УИК);

— может обжаловать действия членов УИК в суде;

— с уведомлением членов участковой комиссии осуществляет фото- и видеосъемку с того места, которое для этого определено.

Наблюдатели имеют право прийти на избирательный участок до его открытия, чтобы проверить его готовность к началу голосования, а также остаться после закрытия участка на подсчет голосов и наблюдать за ходом избирательной процедуры.

Кроме того, общественный наблюдатель вправе носить нагрудный знак с обозначением своего статуса. Форма нагрудного знака наблюдателя на выборах Президента Российской Федерации установлена постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 25 декабря 2017 года № 118/958-7.

Что запрещено наблюдателям

Наблюдатель не имеет права:

— выдавать избирательные бюллетени;

— расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении избирательного бюллетеня;

— заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, избирательный бюллетень;

— совершать действия, нарушающие тайну голосования;

— физически участвовать в подсчете избирательных бюллетеней;

— совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии;

— проводить предвыборную агитацию среди избирателей;

— участвовать в принятии решений избирательной комиссией.

Порядок нахождения на участке

Наблюдателю выдается письменное направление в избирком, которым удостоверяются его полномочия.

В направлении указываются: фамилия, имя, отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер телефона, номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии (территориальной или участковой), куда он направляется, также ставится отметка об отсутствии ограничений, препятствующих исполнению полномочий наблюдателя.

Направление в УИК действительно при предъявлении документа, удостоверяющего личность наблюдателя. На одном участке не может находиться одновременно более одного наблюдателя от одного субъекта общественного контроля или партии.

Секретарь избирательной комиссии делает запись о присутствии данного наблюдателя на избирательном участке в день голосования с указанием времени его прибытия и убытия.

ЦИК рассказал о требованиях к наблюдателям на выборах президента

МОСКВА, 30 янв — РИА Новости. Наблюдателями от общественных палат на предстоящих выборах президента России смогут стать любые избиратели, соответствующие требованиям закона, пояснил ЦИК России.

Центризбирком во вторник принял документ, разъясняющий порядок назначения наблюдателей субъектами общественного контроля, то есть федеральной и региональными общественными палатами, на выборах-2018.

Согласно разъяснениям ЦИК, наблюдателями от палат могут быть назначены представители общественных объединений, профессиональных и творческих союзов, объединений работодателей и их ассоциаций, профессиональных объединений. Могут стать наблюдателями и представители других НКО, созданных для представления и защиты интересов профессиональных и социальных групп, общественных палат и советов муниципальных образований, а также иных объединений граждан РФ.

«Кроме того, наблюдателем в избирательные комиссии от субъектов общественного контроля может быть назначен любой гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом», — говорится в документе ЦИК.

Вместе с тем, в ведомстве указали на требования к наблюдателям, установленные законом о выборах президента. В частности, «наблюдателями не могут быть выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов РФ, главы местных администраций, лица, находящиеся в непосредственном подчинении этих должностных лиц, судьи, прокуроры». Кроме того, по закону, наблюдателями не могут стать члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, за исключением тех, чьи полномочия были приостановлены.

«Наблюдателем от субъекта общественного контроля может быть назначен любой гражданин РФ, обладающий активным избирательным правом по федеральному избирательному округу, то есть независимо от места его жительства», — отмечено в документе.

Выборы президента РФ пройдут 18 марта, избирательная кампания официально стартовала 18 декабря 2017 года.

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.
  • Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

    Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

    Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты [email protected]

    В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.
  • Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

    В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

    Как стать наблюдателем на выборах

    28 августа 2017 в 12:00

    По всей стране 10 сентября пройдет единый день голосования: в нескольких регионах выберут губернаторов, а в Москве — муниципальных депутатов. Немного осталось и до президентской кампании 2018 года. В преддверии приближающихся выборов The Village разобрался в том, как стать наблюдателем и зачем это нужно.

    Кто такие наблюдатели

    К наблюдателям относят участников избирательного процесса, контролирующих законность процедуры голосования и подсчета голосов на избирательных участках. В прямом смысле наблюдателями являются представители партий или кандидата, однако, как уточняет координатор движения «Голос» Дмитрий Нестеров, «в широком смысле — это любой общественный или партийный контролер со статусом наблюдателя, члена комиссии с правом совещательного голоса или представителя СМИ».

    Как стать наблюдателем

    Наблюдателем может быть любой совершеннолетний россиянин вне зависимости от места жительства и прописки. При этом наблюдателей на избирательные участки направляют только участвующие в выборах партии и кандидаты. Можно обратиться напрямую к ним — в этом случае нет необходимости состоять в партии, однако к волонтерам могут предъявлять другие требования, чтобы обеспечить вовлечение в наблюдательскую деятельность сторонников.

    Более простой путь — получить статус наблюдателя через общественные организации, такие как «Гражданин наблюдатель», «Голос», «Сонар» или «Россия выбирает». С 2005 года НКО не имеют возможности направлять наблюдателей от себя, тем не менее они ведут переговоры с партиями, готовыми принять независимых наблюдателей, не предъявляя им никаких требований.

    Как поясняет сооснователь движения «Россия выбирает» Елена Бабченкова, общественные движения направляют волонтеров на избирательные участки «и как наблюдателей, и как членов комиссий с правом совещательного голоса — в зависимости от того, каких договоренностей удалось достичь с партиями». При этом у членов комиссии с правом совещательного голоса такая же задача, как у наблюдателей, — следить за тем, чтобы не было нарушений. В то же время члены комиссий имеют немного больше прав: они могут выступать на заседаниях комиссии, выносить вопросы на голосование и знакомиться со всеми документами.

    Окончательные списки наблюдателей должны быть сформированы за три дня до начала выборов, однако подавать заявку в партию или НКО лучше заранее, чтобы было время на утверждение списков перед их передачей в избирательную комиссию. Так, желающим наблюдать на муниципальных выборах в Москве Елена Бабченкова рекомендует направлять заявки не позднее 4 сентября.

    Подготовка к выборам

    Обучения и тренинги перед выборами организуют как общественные движения, так и участники выборов. Кроме того, наблюдательские сообщества готовят методические материалы и дают возможность пройти онлайн-обучение. Так, подборки обучающих материалов можно найти на сайтах «Голоса» и «Гражданина наблюдателя».

    Эксперты также рекомендуют изучить избирательное законодательство и по возможности следить за ходом всей кампании. «В этом случае можно будет определить, насколько жестким будет день голосования и от кого можно ожидать нарушений», — отмечает Елена Бабченкова.

    Что должен и не должен делать наблюдатель

    В день голосования наблюдатели должны следить за всем происходящим на избирательном участке, фиксируя возможные нарушения — в том числе на фото и видео. Цель наблюдения — предупредить возможные фальсификации, например вбросы бюллетеней, многократное голосование одних и тех же людей («карусели»), а также переписывание итоговых протоколов участковых комиссий.

    Самое важное — это распознать и правильно зафиксировать, что произошло противозаконное деяние, привлечь внимание председателя комиссии и дежурящего на участке сотрудника полиции, потребовать задержать нарушителя. В реальности при фальсификациях председатель участковой комиссии обычно сам вовлечен в их организацию, и потому он будет скорее мешать фиксации или предотвращению фальсификации. Не всегда и сотрудники полиции оказываются на стороне закона. Но даже в этом случае сработает публичная огласка нарушения. Даже если вброс или „карусель“ не удалось предотвратить, выход информации за пределы участка может остановить повторение вбросов или остановить поездку „карусельщиков“ на следующие избирательные участки.

    Как поясняет пресс-секретарь проекта «Гражданин наблюдатель» Анна Антонова, в России сложилась практика нарушений и попустительства со стороны некоторых членов избирательных комиссий: «В таком случае, как показывает практика, попытка пресечения нарушения со стороны наблюдателя может привести к удалению такого наблюдателя с участка». При этом с 2016 года удаление с участка без решения суда запрещено.

    Наблюдателям стоить помнить, что им запрещено прикасаться к бюллетеням или помогать избирателям голосовать, даже если они сами об этом просят. Также наблюдатели не могут принимать участия в подсчете голосов, участвовать в работе комиссии или агитировать избирателей за какого-либо из кандидатов.

    Как вести себя на участке

    Отношение комиссий к наблюдателям зачастую зависит от региона. По словам Дмитрия Нестерова, чем чище в электоральном плане регион, тем обычно радушнее участковые комиссии относятся к наблюдателям.

    координатор движения «Голос»

    «В любом случае мы всегда советуем не настраивать себя на конфронтацию. Даже если есть информация о готовящихся фальсификациях, лучше начинать работу с выстраивания конструктивного контакта с комиссией. Если кто-то из руководства комиссии сознательно пытается ограничить наблюдателя в его правах и противодействует контролю хода голосования, тогда можно попытаться решить вопрос о неправомерных действиях через звонок в вышестоящую комиссию. Если и это не помогает или если на участке зафиксированы фальсификации, тогда уже стоит прибегать к жалобам или к заявлениям в правоохранительные органы».

    Сколько времени это отнимает

    Дмитрий Нестеров

    Есть разные подходы к степени вовлеченности в наблюдение за выборами. Минимальный уровень — наблюдение в день голосования. Новичкам при таком подходе надо пройти обучение до выборов (обычно это лекция на два-три часа), в день голосования прийти за полчаса до открытия избирательного участка (к 07:30) и провести день на участке, контролируя работу комиссии. В 20:00 участки закрываются и начинается самый важный этап — подсчет голосов. Наблюдателю важно проконтролировать сам подсчет и получить по его окончании правильно заверенную копию итогового протокола, где зафиксированы количество голосов, поданных за участников выборов, и другие важные параметры прошедшего голосования. Обычно этот этап занимает еще два-три часа, хотя в случае проблем подсчет может затянуться.

    По словам Нестерова, есть и более основательные подходы к наблюдению. Так, членам комиссии с правом совещательного голоса и представителям СМИ рекомендуется посетить избирательный участок за день до голосования. «Можно в этот день познакомиться с комиссией и решить часть потенциально проблемных вопросов с правильным планированием участка для голосования», — рассказывает координатор «Голоса».

    «Если входить в наблюдение без фанатизма, то на работе и учебе наблюдение никак не отразится», — добавляет Елена Бабченкова, отмечая, что в случае затянувшегося подсчета голосов понедельник после выборов придется потратить «на восстановление эмоционального равновесия и сон».

    Можно ли так заработать

    Наблюдатели, работающие не в интересах какого-то кандидата, оплаты не получают. В некоторых случаях НКО компенсируют проживание и проезд наблюдателей при поездках в другой регион. В то же время, как рассказывает Дмитрий Нестеров, существует феномен выездного наблюдения — когда люди специально едут наблюдать за выборами в других регионах за свой счет: «Поездки в регионы и общение с участниками выборов, комиссиями и избирателями много говорят о культуре России, дают глубокое понимание скрытых от обывателей политических процессов и механизмов».

    По словам Нестерова, кроме независимого гражданского наблюдения, бывает еще партийное наблюдение или коммерческое наблюдение, когда штаб кандидата нанимает граждан. Партии и кандидаты часто практикуют вознаграждение наблюдателей, добавляют в движении «Россия выбирает».

    Опасно ли быть наблюдателем

    По мнению экспертов, риски наблюдателей сильно зависят от региона, конкретных выборов и степени влияния наблюдателей на результаты. По словам Анны Антоновой, иногда наблюдение может быть опасно для здоровья: «Чего стоят примеры ампутированной селезенки у Стаса Позднякова после выборов в Балашихе или сломанного носа у нашего координатора Андрея Скорохода. В Москве, насколько мне известно, такой жести не происходило, но скандалы между представителями комиссий и наблюдателями происходят регулярно».

    Однако специалисты такие случаи называют исключениями и отмечают, что в большинстве регионов наблюдать безопасно, поскольку власти заинтересованы в спокойном ходе выборов. По мнению Елены Бабченковой, при принятии простых мер предосторожности и адекватной оценке происходящего на избирательном участке опасность практически исключена.

    Зачем все это нужно

    «Сегодняшняя российская политическая реальность такова, что оспорить результаты выборов практически невозможно, — сетует Дмитрий Нестеров. — Поскольку результаты и имидж выборов — это политически чувствительный момент для нынешней вертикали власти, официально признавать нарушения — табу. Тут и правоохранительная система, и судебная дают удивительные сбои, хотя и вынуждены по процессуальным нормам фиксировать совершаемые избирательной системой нарушения».

    При этом координатор «Голоса» считает, что у наблюдательского движения есть вполне ощутимые победы.

    Присутствие наблюдателей изменяло планы фальсификаторов на результаты выборов или на те показатели явки, которые организаторы выборов хотят натянуть. Есть реальные истории, когда присутствие наблюдателей действительно позволяло получать мандаты по меньшей мере части независимых от власти депутатов. Кроме того, вскрытые и задокументированные наблюдателями фальсификации и следующие публичные скандалы иногда заставляли власти целых регионов изменять электоральную политику постфактум, отказываясь от применения массовых фальсификаций.

    С Нестеровым согласна и Елена Бабченкова. «Обеспечение открытости и гласности выборов не представляется возможным в отсутствие наблюдателей на участках. Присутствие наблюдателей — это то, благодаря чему уровень доверия к российским выборам не достиг отрицательных значений».

    Наблюдатель

    Слово «наблюдатель» часто используется в широком смысле, для обозначения различных категорий участников наблюдения. Формально же термин «наблюдатель» относится к одному конкретному статусу участников наблюдения, порядок назначения которых устанавливается в статье 30 Федерального закона от 12.06.2002 № 67−ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Следует иметь в виду, что иностранные (международные) наблюдатели также не являются наблюдателями в формальном смысле.

    Базовое определение наблюдателя содержится в статье 2:

    42) наблюдатель — гражданин Российской Федерации, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, референдума, включая деятельность комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов, референдума;

    Содержание

    Кто может быть наблюдателем [  ]

    Ограничения, установленные для назначения наблюдателя, сводятся к следующим:

  • он должен быть гражданином России (пункт 42 статьи 2);
  • он должен быть совершеннолетним (пункт 1 статьи 4);
  • он не должен быть (пункт 4 статьи 30):
    • президентом России, губернатором, избираемым населением главой муниципального образования;
    • главой местной администрации (пусть и невыборным);
    • лицом, находящиеся в непосредственном подчинении [1] глав местных администраций [2] ,
    • депутатом,
    • судьей,
    • прокурором,
    • членом комиссии с правом решающего голоса [3] .

    Кто может назначить наблюдателя [  ]

    Наблюдатель может быть назначен:

    • кандидатом,
    • избирательным объединением, выдвинувшим кандидата,
    • избирательным объединением, выдвинувшим список кандидатов,
    • иными общественными объединениями, если это предусмотрено законом о конкретных выборах.
    • Порядок назначения наблюдателя [  ]

      На выборах, назначенных после 15.02.2016, каждый субъект вправе назначить в каждую комиссию не более двух наблюдателей (при этом, как и раньше, в помещении для голосования может находиться не более одного наблюдателя). Одно и то же лицо может быть назначено наблюдателем только в одну комиссию. О назначении наблюдателей в участковые комиссии требуется не позднее чем за три дня до дня голосования или дня досрочного голосования (т. е. для дня голосования — не позднее среды) уведомить ТИК территориальная избирательная комиссия (или, на муниципальных выборах, иную вышестоящую комиссию). Такое уведомление осуществляется путем направления списка назначенных наблюдателей [4] . В списке указываются фамилия, имя и отчество каждого наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, участка референдума, наименование комиссии, куда наблюдатель направляется.

      Ограничения на общее количество наблюдателей, запрет на назначение одного и того же лица наблюдателем в несколько УИК участковая избирательная комиссия , а также требование о заблаговременном уведомлении не применяются на выборах президента России.

      Кандидаты (избирательные объединения), назначившие наблюдателя, выдают им направления (содержащие ту же информацию, что и список), которые должны предъявляться наблюдателем в день голосования (досрочного голосования) или накануне.

      Количество наблюдателей [  ]

      Количество наблюдателей, назначаемых кандидатами и объединениями, не может превышать двух человек [5] , однако в помещении для голосования одновременно может находиться только один наблюдатель от каждого субъекта. Назначение нескольких наблюдателей может быть удобно, например, для сопровождения переносного ящика для голосования.

      Срок полномочий наблюдателя [  ]

      В отличие от других категорий участников наблюдения, период полномочий наблюдателя в участковой комиссии весьма краток: с момента начала работы участковой комиссии в день голосования (а также в дни досрочного голосования) и до получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования; кроме того, полномочия наблюдателя возобновляются при повторном подсчете голосов избирателей.

      В чрезвычайно редких ситуациях назначения наблюдателей в территориальной или иной комиссии полномочия действуют в период досрочного голосования либо в период с начала голосования на избирательных участках, участках референдума до окончания составления итогового протокола на соответствующей территории.

      Права наблюдателя [  ]

      9. Наблюдатели вправе:

      а) знакомиться со списками избирателей, участников референдума, реестром выдачи открепительных удостоверений, находящимися в комиссии открепительными удостоверениями, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования;

      б) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка, участка референдума в день голосования, а также в дни досрочного голосования в любое время в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи;

      б.1) наблюдать за выдачей бюллетеней избирателям, участникам референдума;

      в) присутствовать при голосовании избирателей, участников референдума вне помещения для голосования;

      г) наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, участников референдума, бюллетеней, выданных избирателям, участникам референдума, погашенных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержащихся в бюллетенях отметок избирателей, участников референдума; знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов избирателей, участников референдума; наблюдать за составлением комиссией протокола об итогах голосования и иных документов в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи;

      д) обращаться к председателю участковой комиссии, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;

      е) знакомиться с протоколами соответствующей комиссии, нижестоящих комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, референдума и приложенными к ним документами, получать от соответствующей комиссии заверенные копии указанных протоколов;

      ж) носить нагрудный знак с обозначением своего статуса и указанием своих фамилии, имени и отчества, а также фамилии, имени и отчества зарегистрированного кандидата или наименования избирательного объединения, общественного объединения, направивших наблюдателя в комиссию. Законом может быть предусмотрено, что форма нагрудного знака устанавливается комиссией, организующей выборы, референдум;

      з) обжаловать в порядке, установленном статьей 75 настоящего Федерального закона, действия (бездействие) комиссии в вышестоящую комиссию, избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации или в суд;

      и) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума в соответствующих комиссияхх;

      к) производить в помещении для голосования (с того места, которое определено председателем участковой комиссии) фото- и (или) видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря участковой комиссии. [6]

      Последние новости

      Наблюдатель – гражданин Российской Федерации, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссии в период проведения голосования, в том числе досрочного голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, референдума, включая деятельность комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов, референдума.

      Как стать наблюдателем на выборах

      Стать наблюдателем на выборах довольно просто.

      Наблюдателю должно быть больше 18 лет, он должен быть гражданином РФ. Специального образования не требуется.

      Можно напрямую обратиться в избирательный штаб кандидата и/или партии. Можно обратить в объединения независимых наблюдателей: «Сонар», «Гражданин Наблюдатель», «Голос», «Наблюдатели Петербурга» и так далее.

      Далее можно пройти семинары и/или тренинги по подготовке наблюдателей, где разъясняют права и обязанности наблюдателей, нюансы законодательства, снабжают необходимыми информационными материалами (памятка наблюдателя) и номерами телефонов, по которым можно позвонить в случае необходимости.

      Иностранные (международные) наблюдатели получают разрешение на въезд в Российскую Федерацию в порядке, установленном федеральным законом, и при наличии приглашения органов государственной власти, комиссий, организующих выборы, референдум, и аккредитуются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

      Статус наблюдателя на выборах

      Для направления наблюдателя в избирательную комиссию достаточно удостоверения, подписанного кандидатом или его доверенным лицом, каким-либо избирательным объединением или блоком, каким-либо общественным объединением.

      В направлении должны быть указаны ФИО наблюдателя, его адрес, телефон, номер избирательного участка, название комиссии, куда он направляется. Удостоверение действует при предъявлении паспорта. Предварительного уведомления комиссии не требуется.

      Направление рекомендуется оформлять в двух экземплярах. Один экземпляр передается в УИК, на втором экземпляре председатель или секретарь УИК может по вашей просьбе сделать надпись «Получено», указать свою фамилию и должность, поставить подпись и время получения.

      Второй экземпляр следует хранить у себя для возможного подтверждения статуса.

      Наблюдателей может быть несколько, они могут сменять друг друга, но в помещении участка может находиться только один наблюдатель от кандидата. Другие, например, в это время могут сопровождать членов комиссии, выехавших на дом к избирателям для голосования, следить за тем, чтобы вблизи участка не было агитации, скупки чистых бюллетеней и других подозрительных противоправных действий.

      Статус наблюдателя на выборах определяется законом. Наблюдатель имеет свои права и обязанности, которыми не должны пренебрегать члены УИК.

      Удалить наблюдателя из помещения для голосования можно только после принятия комиссией письменного мотивированного решения. Наблюдатель не должен уходить с участка, пока ему не предъявят заверенное подписью и печатью комиссии письменное решение, с которым он может обратиться в вышестоящую комиссию или в суд.

      Права и обязанности наблюдателя на выборах

      Права и обязанности наблюдателя на выборах описываются ст. 30 Федерального закона № 67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

    • Знакомиться со списками избирателей, реестром выдачи открепительных удостоверений, находящимися в комиссии открепительными удостоверениями, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования.
    • Находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования, а также в дни досрочного голосования
    • Наблюдать за выдачей бюллетеней избирателям, участникам референдума.
    • Присутствовать при голосовании избирателей, участников референдума вне помещения для голосования.
    • Наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, бюллетеней, выданных избирателям, погашенных бюллетеней.
    • Наблюдать за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке на расстоянии и в условиях, обеспечивающих ему просмотр в бюллетенях отметок избирателей.
    • Знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов избирателей.
    • Наблюдать за составлением комиссией протокола об итогах голосования.
    • Обращаться к председателю участковой комиссии, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования.
    • Знакомиться с протоколами соответствующей комиссии, нижестоящих комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, получать от соответствующей комиссии заверенные копии указанных протоколов.
    • Носить нагрудный знак с обозначением своего статуса и указанием своих фамилии, имени и отчества, а также фамилии, имени и отчества зарегистрированного кандидата или наименования избирательного объединения, общественного объединения, направивших наблюдателя в комиссию. Законом может быть предусмотрено, что форма нагрудного знака устанавливается комиссией, организующей выборы.
    • Обжаловать в порядке действия и/или бездействие комиссии в вышестоящей комиссии, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации или в суде.
    • Присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей.
    • Наблюдатели не вправе:

    • Выдавать избирателям, участникам референдума бюллетени.
    • Расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении бюллетеней.
    • Заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, бюллетени.
    • Предпринимать действия, нарушающие тайну голосования.
    • Принимать непосредственное участие в проводимом членами комиссии с правом решающего голоса подсчете бюллетеней.
    • Совершать действия, препятствующие работе комиссии.
    • Проводить агитацию среди избирателей.
    • Участвовать в принятии решений соответствующей комиссией.
    • Обязанности наблюдателя на выборах

    • Знать законодательство о выборах.
    • Защищать интересы избирателей, своей организации и кандидата.
    • Ознакомиться с избирательным участком.
    • Явиться к месту для голосования до открытия избирательного участка и не покидать его до тех пор, пока все избирательные бюллетени не будут подсчитаны и все протоколы не будут заверены.
    • Изучить порядок расположения кандидатов в избирательном бюллетене.
    • Воздерживаться от любых действий, которые могут помешать ходу выборов.
    • Проявлять бдительность и делать подробные записи в отношении спорных или не соответствующих установленному законодательством действий по порядку голосования или подсчета голосов.
    • Отмечать время и место, где произошли такие правонарушения, а также указывать по возможности свидетелей.
    • Получить заверенную копию итогового протокола и вместе с личным отчетом предоставить в организацию, направившую в участковую комиссию.
    • Смотрите так же:

      • Заявления на загранпаспорт нового образца на ребенка до 14 лет Заявление на загранпаспорт ребенку Бланк «Заявление на загранпаспорт нового образца» для несовершеннолетних, не достигших 18-лет Скачать бланк анкеты «Заявление на биометрический загранпаспорт нового образца» для несовершеннолетних, не достигших 18-лет. […]
      • Блоги суд Блоги по теме: Суд по интеллектуальным правам РФ Патентно-правовая компания PATENTUS → PATENTUS защитил в СИП интересы АО «Кондитерское объединение «Любимый Край» 18 июля Дмитрий Марканов и Мария Мещерякова в Суде по интеллектуальным правам отстояли […]
      • Лпх материнский капитал Займы под материнский капитал, не дожидаясь 3-х летия 3. Свидетельства о заключении брака / расторжении брака 4. Свидетельства о рождении (паспорта) детей 5. Сертификат материнского капитала 6. Справка из ПФР об остатке материнского капитала (не старше 1-2 […]
      • Осаго в согласии в воронеже ООО "СК "Согласие" представитель 394036, Воронежская область, г. Воронеж, ул. 25 Октября, д.45 Представительство Общество с ограниченной ответственностью "Страховая Компания "Согласие" (ООО "СК "Согласие") - зарегистрирован по адресу ООО "СК "Согласие" […]
      • Приказ 700 мвс Приказ 700 мвс Ссылка не верна или страница была удалена Если Вы попали на эту страницу, перейдя по ссылке внутри нашего сайта, пожалуйста, сообщите нам неверный адрес. Для заказа бесплатной демонстрации возможностей информационно-правового обеспечения […]
      • Номер приморского суда Организация АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ Адрес: Г ВЛАДИВОСТОК,УЛ СВЕТЛАНСКАЯ, 54 Юридический адрес: 690091, Приморский край, Владивосток, ул Светланская, 54 ОКФС: 12 - Федеральная собственность ОКАТО: 05401364 - Приморский край, Города краевого […]
      • Штрафа за нарушение санитарных норм Штрафа за нарушение санитарных норм Ссылка не верна или страница была удалена Если Вы попали на эту страницу, перейдя по ссылке внутри нашего сайта, пожалуйста, сообщите нам неверный адрес. Для заказа бесплатной демонстрации возможностей […]
      • Приказ 357 от 22062009 Приказ 357 от 22062009 В ДЕМО-режиме вам доступны первые несколько страниц платных и бесплатных документов.Для просмотра полных текстов бесплатных документов, необходимо войти или зарегистрироваться.Для получения полного доступа к документам необходимо […]