Мероприятия по социальному сопровождению несовершеннолетних

Содержание:

Обобщение опыта работы социального педагога по сопровождению семей и подростков, находящихся в социально-опасном положении

Успейте воспользоваться скидками до 60% на курсы «Инфоурок»

МБОУ Новоромановская СОШ

Обобщение опыта работы

по поддержке и сопровождению несовершеннолетних и семей, находящихся

в социально опасном положении

МБОУ Новоромановская СОШ

Важнейшая социальная функция школы – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Воспитательный потенциал школы включает в себя не только ее возможности в сфере духовно-практической деятельности, направленной на формирование у детей определенных качеств, но и те, которые закладывает семейная микросфера, образ жизни семьи в целом.

В настоящее же время семья переживает тяжелый кризис. Утрачено значительное число семейно-нравственных традиций, изменилось отношение ро дителям к детям, разрушен психологический уклад семьи.

В этой ситуации неустойчивые семьи стали более нестабильными деградируют, фактически забывая о своих детях и бросая их на произвол.

А каждый новый виток экономического кризиса, выражающийся в росте цен, низкой заработной платы, закрытии предприятий приводит к ухудшению детей в семье. Поэтому, перед образовательными учреждениями стоит задача – оказание социально-психолого-педагогической помощи таким семьям и детям из этих семей.

Семья, находящаяся в социально опасном положении – это семья, имеющая детей, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют обязанности по их воспитанию, обучению и содержанию и отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними. Неблагополучие в семье зависит не от состава и структуры семьи, не от уровня её материального благосостояния, а от сформировавшегося в ней психологического климата.

Семьёй, находящейся в социально опасном положении, может стать любая семья, так как существует ряд социальных проблем: трудные материальные условия, отсутствие рабочих мест, конфликты между супругами и многое другое. Ближе к этой ступени, конечно же, стоят семьи группы риска. Семьи группы риска – это семьи, члены которой уязвимы вследствие складывающихся обстоятельств или могут понести ущерб от определённых социальных воздействий социального характера. К таким семьям относятся, например, малообеспеченные, многодетные; неполные семьи; матери-одиночки; семьи, имеющие детей-инвалидов; родители, страдающие психическим расстройством, умственной отсталостью; семьи, имеющие детей под опекой или попечительством. Эти семьи требуют большого внимания со стороны школы. И задача образовательного учреждения как можно раньше начать профилактическую работу с этой категорией семей, чтобы они не переступили ту грань, которая приведет их к неблагополучию.

Для защиты и поддержки несовершеннолетних и их семей, оказания им помощи на государственном уровне, оперативного и качественного решения возникающих вопросов и проблем, особенно актуальным становится осуществление комплексного взаимодействия субъектов системы профилактики. Ключевой фигурой в этом процессе, ведущим субъектом и координатором этой работы в школе является социальный педагог.

Именно социальный педагог владеет наиболее полной информацией об особенностях и проблемах социального положения ребенка и его семьи, особенностях семейного воспитания несовершеннолетнего и той конкретной сложной жизненной ситуацией, в которой оказалась семья. Владение этой информацией помогает определить круг межсубъектного взаимодействия, вовремя подобрать адекватные формы и методы работы с семьей и подростком.

Важной составляющей взаимодействия субъектов системы профилактики на семью и подростка является профилактическая работа, которая направлена на развитие личности, сведение к минимуму воздействия факторов риска, возникновения девиантного поведения, преодоление стрессов, развитие уверенности, продуктивного взаимодействия с окружающими.

Все действия и профилактические мероприятия, проводимые образовательными учреждениями и службами системы профилактики, направлены на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних.

В МБОУ Новоромановская СОШ с несовершеннолетними, семьями социального риска, состоящими на учете в КДН и ЗП, внутришкольном учете, а также с учащимися группы риска, ведется по работа по предупреждению, профилактике и устранению неблагополучия в семье в соответствии с Законом РФ «Об образовании в РФ », Федеральным законом РФ №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и программой «Профилактика безнадзорности и правонарушений на 2014-2016 годы».

Положив в основу данные законы, мы разработали этапы организации сопровождения семей социального риска.

Этапы работы школы с семьёй,

находящейся в социально опасном положении.

Раннее выявление семей, находящихся в СОП и формирование банка данных. С целью раннего выявления неблагополучных семей, проживающих на территории школы, организована следующая работа: в начале каждого учебного года социальный педагог на основе полученной информации от классных руководителей о социальном паспорте класса составляет социальный паспорт школы, в который вносятся все семьи группы риска. В дальнейшем эти семьи всегда находятся под пристальным контролем. Наиболее эффективная форма работы с семьей — это индивидуальная. К индивидуальным формам работы относятся: беседы с родителями, законными представителями, рекомендации и консультации, посещение семьи, анкетирование, диагностика, выявление и учет.

Работа классного руководителя по работе с семьёй СОП :

обеспечивает связь образовательного учреждения с семьей;

устанавливает контакт с родителями (иными законными представителями) обучающихся;

консультирует родителей (иных законных представителей) по вопросам воспитания и обучения детей (лично, через специалистов образовательного учреждения);

организует в классе образовательно-воспитательное пространство, оптимальное для развития положительного потенциала каждого обучающегося;

изучает индивидуальные особенности обучающихся и их динамику;

изучает и анализирует степень удовлетворенности участников образовательного процесса жизнедеятельности классного коллектива, образовательного учреждения.

контролирует посещаемость учебных занятий и успеваемость каждого обучающегося;

анализирует условия и причины негативных проявлений в среде обучающихся класса и определяет меры по поддержке педагогической помощи и поддержке семей данной категории;

отвечает за ведение документации внутришкольного учета.

В профилактической работе классный руководитель может использовать широкий перечень возможных форм и методов: посещение семьи с целью обследования условий проживания, осуществление ежедневного контроля за посещаемостью учащихся, индивидуальные беседы и консультации с учащимися и родителями , наблюдения за детьми в течение года за их внешним видом, а также выполнением обязанностей со стороны родителей, привлечение родителей к участию в родительских собраниях, классных мероприятиях, рейды на дом, контроль за успеваемостью учащихся, оказание им помощи в выполнении домашнего задания , вовлечение их в кружки, секции, общественную жизнь класса и школы, лекции, семинары, практикумы для родителей, открытые уроки и классные мероприятия и т.д.

Индивидуально-профилактическая работа и мероприятия по защите прав и законных интересов ребенка

ИПР включает в себя социальную адаптацию, социальную реабилитацию, мероприятия по защите прав, сопровождение индивидуального развития ребенка, оказание помощи семье, организацию обучения, отдыха, трудоустройство.

Комплекс мероприятий по индивидуально профилактической работе с семьей и подростком данной категории:

— социальная адаптация (проведение профилактических бесед, разъяснение прав и обязанностей, степени ответственности за нарушение прав и интересов ребенка, переориентация, направления в центры психолого-педагогической помощи и т.д.)

— социальная реабилитация (направление в социально-реабилитационные центры и т.п.)

— защита прав и интересов ребенка (на образование, отдых, труд, жилищные права, имущественные и неимущественные права и т.д.)

— организация досуга (в различных учреждениях по месту жительства)

— оказание различных видов помощи (гуманитарная, материальная, психолого-педагогическая, медицинская и т.д.)

В соответствии со ст. 9 ФЗ № 120 социальный педагог незамедлительно информирует:

— инспектора ОДН ОМВД обо всех случаях противоправного поведения учащихся, о безнадзорных несовершеннолетних, о семьях, находящихся в социально-опасном положении и о неблагополучных семьях, о жестоком обращении с детьми, о лицах, вовлекающих подростков в совершение правонарушений и преступлений;

— органы опеки и попечительства – о детях, оставшихся без попечения родителей, либо находящихся в обстановке представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию;

— органы соцзащиты – о детях и семьях, нуждающихся в материальной поддержке, трудоустройстве, оздоровлении;

— органы здравоохранения – о нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением спиртных напитков, наркотиков, наркотических, токсических средств и психотропных веществ; органы по делам молодежи – об организации досуга и отдыха;

— КДН и ЗП – для принятия мер к несовершеннолетним и родителям, когда исчерпаны меры педагогического воздействия.

Проводит совместные рейды с инспектором ОДН, принимает участие в мероприятиях, организует систематические сверки учетов учащихся и их семей, находящихся на внутришкольном контроле.

3. Проведение совместной ИПР

Совместная работа проводится с теми субъектами профилактики, в чьей помощи нуждается объект профилактики.

ИПР осуществляется посредством психолого-педагогического, медико-социального и воспитательного сопровождения, а также посредством оказания конкретных видов помощи.

Согласно инструкции установлены следующие сроки проведения индивидуально-профилактической работы: до устранения причин и условий, способствовавших правонарушения, антиобщественным действиям, безнадзорности; достижения 18-летнего возраста, оказания социальной или иной помощи; наступления других обстоятельств.

Выполняя свои функции: профилактическую, защитно-охранную и организационную, социальный педагог на всех этапах координирует работу субъектов системы профилактики, взаимодействует с ними и выстраивает в целом процесс решения проблем ребенка и его семьи, требующих вмешательства субъектов профилактики. Это позволяет улучшить качество социальной помощи и реабилитации несовершеннолетних и их семьей и обеспечивает своевременность этой помощи.

Работа школьного Совет по профилактике правонарушений несовершеннолетних.

Классный руководитель предоставляет документацию на семью: акт обследования условий проживания, представление на семью, характеристику несовершеннолетнего, табель успеваемости и посещаемости и информацию о проделанной работе с семьей.

Семья ставится на учет в школе, происходит уведомление служб района, занимающихся профилактической работой с семьями и организация коррекционно-реабилитационной работы по улучшению ситуации в семье. Решение о постановке на внутренний профилактический учет принимается в соответствии с положением «Совета по профилактики правонарушений несовершеннолетних МБОУ Новоромановская СОШ».

Для устранения неблагополучия в семье школой проводится целенаправленная работа с родителями. Основной задачей является обеспечение эффективной помощи семье в вопросах успешной социальной адаптации детей и подростков.

Школа оказывает семьям, находящимся в социально-опасном положении следующие виды помощи:

— оказание гуманитарной помощи ( в сотрудничестве с сельской администрацией, учреждениями образования района, жителями села);

— финансовая (организация льготного питания в сотрудничестве с УСЗН);

— занятость детей в кружках, секциях, факультативах;

— контроль за посещаемостью несовершеннолетним учебных занятий

— контроль за успеваемостью несовершеннолетнего по учебным предметам

— консультирование родителей по вопросам воспитания ребёнка

— просвещение родителей с целью формирования критического отношения к социально опасным явлениям

— сопровождение процесса развития ребёнка (психодиагностика особенностей развития ребёнка, профилактика отклонений в развитии ребёнка);

— просвещение родителей по вопросам создания условий для сохранения и укрепления нервно-психического здоровья ребёнка;

— коррекционно-развивающие мероприятия, направленные на стабилизацию или налаживание детско-родительских отношений

— индивидуальные занятия с ребёнком по тем предметам, где наблюдается неуспеваемость;

— осуществление мероприятий, направленных на сохранение здоровья ребёнка (витаминизация, прививки, контроль за соблюдением режима дня и питания, безопасностью среды)

— организация оздоровления несовершеннолетнего, направление в оздоровительный лагерь.

— оказание помощи родителям в восстановлении утерянных документов, в замене документов;

-консультирование родителей об ответственности за уклонение от воспитания и содержания ребёнка (совместно с инспекцией ПДН)

Иной вид помощи:

— занятость несовершеннолетнего в свободное время, каникулярное время.

Представление на комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Основной критерий оценки эффективности индивидуальной профилактической работы с семьей:

— улучшение положения и качества жизни ребенка;

— устранение причин неблагополучия;

— расширение возможностей защиты права на жизнь, на достойную жизнь, на здоровье и образование.

Оценка позитивной динамики ситуации может включать следующие показатели:

— уровень жизни семьи доведен до средних показателей (родители пытаются вести нормальный образ жизни, улучшилась бытовая обстановка в семье);

— родители проявляют заботу о детях;

— дети посещают образовательное учреждение;

— уменьшилось потребление родителями алкогольных напитков;

— восстановлены связи семьи с детскими лечебными заведениями;

— семья поддерживает контакт с образовательным учреждением, центром социальной помощи и т.д.;

— в социальном окружении появились другие значимые взрослые (родственники, близкие знакомые), помощь которых семья принимает и позитивно настроена на взаимодействие с ними;

— семья позитивно принимает помощь и социальные контакты с лицами, осуществляющими патронаж.

Проделанная работа показала позитивную динамику снижения количества семей, состоящих на профилактическом учете. На 1 сентября 2014-2015 учебного года на учете в КДН и ЗП состояло 9 учащихся и их семей. На данный момент на учете состоят 5 учащихся и их семьи.

В заключение хочу сказать, что наиболее эффективной формой работы с семьёй, находящейся в социально опасном положении или в трудной жизненной ситуации, является профилактическая работа и индивидуальный подход к каждой семье. Помочь в работе с семьёй может диагностика, патронаж, беседы, оказание психолого-педагогической материальной помощи.

А также, какую бы работу с семьёй, находящейся в социально опасном положении или в трудной жизненной ситуации школа не осуществляла бы, для получения положительного результата её надо проводить в системе. Процесс должен быть непрерывным. Ослабление контроля над жизнью детей из этих семей может привести к необратимым последствиям, так как чаще всего дети из таких семей вынуждены ступить на путь правонарушений и преступлений, порой для самоутверждения, а порой для выживания, оставшись один на один с окружающим их жестоким миром.

Список использованных источников и литературы:

Методика работы социального педагога / Под редакцией Л.В. Кузнецовой; сост. Г.С. Семенов. М., Школьная пресса, 2004

Нагавкина Л.С., Крокинская О.К, Косабуцкая С.А. Социальный педагог: введение в должность. Сборник материалов для специалиста образовательного учреждения. СПб, Каро, 2000

ФЗ РФ от 24.06.1999г. № 120 «Об основах системы профилактики и правонарушений несовершеннолетних» с изменениями от 13.01.2001 и 07.07.2003. Статьи 1, 4, 9

Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. М. Издательский центр «Академия», 2007

Мероприятия по социальному сопровождению

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Понятие социального сопровождения

Социальное сопровождение – это достаточно сложный процесс, который выступает в качестве одной из эффективных технологий социальной работы. С 1 января 2015 года в Российской Федерации вступил новый Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». В нем как раз и раскрываются все особенности и принципы социального сопровождения, а также его ключевые технологии.

В статье 22 вышеуказанного Закона определяются принципы содействия в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, а также юридической и социальной помощи, которые не относятся к перечню социальных услуг. Именно в них и закреплены основы социального сопровождения граждан.

Социальное сопровождение обеспечивается при необходимости таким категориям граждан, как родители, опекуны, попечители а также иным законным представителям несовершеннолетних. Также оказывается непосредственное содействие в предоставлении ряда услуг: медицинских, психологических, педагогических и юридических.

Осуществление социального сопровождения производится путем привлечения ряда ответственных и уполномоченных организаций, которые вправе предоставлять такого рода помощь. Услуги предоставляются на основе межведомственного взаимодействия в соответствии со статьей 28 вышеуказанного Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Все меры, а также комплекс мероприятий, которые направлены на социальное сопровождение, отражаются в индивидуальной программе.

Задачи социального сопровождения

Выступая сложным процессом, который формализован посредством законодательства, социальное сопровождение решает ряд ключевых задач, которые являются очень важными для успешного развития общества и благополучной жизнедеятельности широких слоев населения.

Задачи социального сопровождения следующие:

  • Нормализация отношений с социумом и утверждение себя в нем.
  • Содействие в адаптационных процессах клиентов к реальным условиям их жизнедеятельности, а также к новым социально-культурным условиям, если дело касается мигранта или иностранного гражданина, прибывшего с определенной целью в нашу страну (обучение, работа, временное проживание).
  • Восстановление функций здоровья, избавление от ряда вредных привычек. Обычно, это медицинская реабилитация в наркологических централ, избавление от алкогольной и наркотической зависимости, а также от вредной привычки, такой, как курение и употребление запрещенных и опасных для жизни токсичных препаратов.
  • Помощь в реабилитации человека, выведение его из кризисных ситуаций. Сопровождение может носить медицинский и психологический характер, а также включает в себя технологии по адаптационной работе;
  • Повышение социального статуса человека, введение его в образовательную среду. Зачастую человек нуждается в социальном сопровождении, если теряет прежнее место работы из-за недостаточного уровня знаний и навыков. В данном случае он отправляется на повышение квалификации или переобучение.
  • Создание комфортных условий для самореализации человека в рамках семейных и общественных отношений.
  • Лень читать?

    Задай вопрос специалистам и получи
    ответ уже через 15 минут!

    Осуществление этих функций входит в сферу компетенций специалистов социальной сферы, а также психологов, педагогов и медицинских работников. Все они являются сотрудниками служб социального сопровождения.

    Служба социального сопровождения – это система органов, целью которой является создание равных для всех членов общества возможностей реализоваться и стать социально и политически активной личностью. В работе этих служб границы между людьми стираются, поскольку помощь могут получить абсолютно все граждане: трудоспособные, нетрудоспособные, инвалиды, несовершеннолетние и прочие социально-демографические и возрастные категории граждан.

    Мероприятия по социальному сопровождению граждан

    Социальное сопровождение любой категории граждан (инвалидов, семей, школьников) предполагает проведение ряда важных мероприятий. Данные мероприятия по социальному сопровождению отражаются в индивидуальной программе по их проведению.

    Индивидуальная программа социального сопровождения граждан – это формальный документ, в котором отражена вся система мероприятий работы с гражданином по оказанию ему ряда услуг:

    • Медицинские услуги;
    • Педагогические услуги;
    • Психологическая и юридическая помощь;
    • Социальная помощь с целью выявления и устранения причин, которые послужили причиной ухудшения условий жизнедеятельности человека, а также привели к снижению возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.
    • Индивидуальная программа социального сопровождения (ИПСС) может быть составной частью индивидуальной программы социального обслуживания, дополняющей мероприятия ИППСУ, а также может быть самостоятельным документом, но исключительно в тех случаях, когда оформление ИППСУ невозможно на официальном уровне.

      Мероприятия по организации социального сопровождения всегда соответствуют очень важным принципам, среди которых следующие:

    • добровольность,
    • комплексность,
    • межведомственность,
    • адресность и доступность каждому гражданину,
    • вариативность,
    • конфиденциальность (если речь идет о сохранении инкогнито организаторов и основных спонсоров таких мероприятий),
    • непрерывность и рекомендательный характер мероприятия.
    • Все это очень важно, чтобы мероприятия по социальному сопровождению происходили исключительно во благо тем гражданам, в помощь которым они направлены.

      Мероприятия могут быть выражены в качестве концертной деятельности, организации досуговой деятельности для детей, родителей, а также инвалидов любого возраста и людей, которые нуждаются в социальном сопровождении и контроле, а также помощи и защите извне.

      Так и не нашли ответ
      на свой вопрос?

      Просто напиши с чем тебе
      нужна помощь

      ГКУ «СРЦН «Солнышко» Ленинского района г. Нижнего Новгорода» основано в 1995 году как учреждение социального обслуживания семьи и детей, осуществляющее профилактику безнадзорности, обеспечивающее временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи государства.

      В 1996 году учреждение из социального приюта преобразовано в Дом детства на основании Постановления администрации Ленинского района г. Нижнего Новгорода от 9 сентября 1996 года №626 «Об открытии Дома детства». Учредителем ГКУ СРЦН «Солнышко» и собственником его имущества является Нижегородская область. Функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство социальной политики Нижегородской области.

      Цель нашей деятельности: профилактика безнадзорности и беспризорности,
      социальная реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении.

      Виды деятельности учреждения:

      1. Осуществление круглосуточного приема несовершеннолетних, оказание им экстренной социальной помощи, в случае необходимости проведение доврачебного осмотра и организация медицинского обследования;

      2. Обеспечение временного проживания несовершеннолетних;

      3. Участие в выявлении и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних;

      4. Оказание помощи в восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, работы, жительства, содействие возвращению несовершеннолетних в семьи;

      5. Оказание социальной, психологической и иной помощи несовершеннолетним, их родителям ( законным представителям) в ликвидации трудной жизненной ситуации;

      6. Разработка и реализация программ социальной реабилитации несовершеннолетних, направленных на выход из трудной жизненной ситуации; мониторинг, анализ и отчетность по выполнению программ;

      7. Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

      8. Организация медицинского обслуживания и обучения несовершеннолетних, содействие их профессиональной ориентации и получения ими специальности;

      9. Содействие органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей;

      10. Уведомление родителей несовершеннолетних (их законных представителей), органов опеки и попечительства о нахождении несовершеннолетних в учреждении;

      11. Налаживание детско-родительских отношений с целью возвращения детей в семью;

      12. Решение вопросов возвращения в образовательные учреждения для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, несовершеннолетних, самовольно ушедших из указанных учреждений;

      13. Организация отдыха и оздоровления воспитанников Учреждения, а также детей, находящихся в Учреждении на социальном патронаже;

      14. Включение несовершеннолетних в разнообразные виды трудовой деятельности, проводимой в Учреждении и за его пределами, с учетом возрастных и физиологических особенностей;

      15. Участие в реализации межведомственных мероприятий, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних.

      16. Осуществление подбора и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан, либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах

      17.Организация работы по социализации и социальной адаптации несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей в замещающих семьях,а также по социальному патронажу (сопровождению) семей, принявших детей на воспитание.

      Виды соц-услуг и формы социального обслуживания в России

      В понятие «формы и виды социального обслуживания граждан» входит целый ряд услуг, оказываемых населению РФ. Этот перечень регламентирован российским законодательством и конкретизирован для каждого отдельного федеративного субъекта. За соблюдение оказания всех видов соц-услуг гражданам несут ответственность организации, занимающиеся надзорной деятельностью.

      Социальное обслуживание населения: основные виды и краткая характеристика понятия

      В соответствии со ст. 20 ФЗ РФ от 28.12.2013 г. № 442 «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» (далее — Закон) получателям социальных услуг с учетом их индивидуальных потребностей предоставляется целый ряд виды социальных услуг.

      Ниже перечислены виды социальных услуг и дана их краткая характеристика.

    • Социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту;
    • социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья;
    • социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием «телефона доверия»;
    • социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей;
    • социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией;
    • социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг;
    • услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов;
    • срочные социальные услуги.
    • Виды и формы социального обслуживания граждан РФ

      Постановлением Правительства РФ от 24.11.2014 г. № 1236 «Об утверждении примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг» конкретизированы вышеуказанные положения Закона о видах предоставления социальных услуг.

      1. Виды социально-бытовых услуг населению:

    • в полустационарной или стационарной формах социального обслуживания: обеспечение площадью жилых помещений в соответствии с утвержденными нормативами; обеспечение питанием в соответствии с утвержденными нормативами; обеспечение мягким инвентарем (одеждой, обувью, нательным бельем и постельными принадлежностями) в соответствии с утвержденными нормативами; обеспечение за счет средств получателя социальных услуг книгами, журналами, газетами, настольными играми;
    • в форме социального обслуживания на дому: покупка за счет средств получателя социальных услуг и доставка на дом продуктов питания, промышленных товаров первой необходимости, средств санитарии и гигиены, средств ухода, книг, газет, журналов; помощь в приготовлении пищи; оплата за счет средств получателя социальных услуг жилищно-коммунальных услуг и услуг связи; сдача за счет средств получателя социальных услуг вещей в стирку, химчистку, ремонт, обратная их доставка; покупка за счет средств получателя социальных услуг топлива, топка печей, обеспечение водой (в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения); организация помощи в проведении ремонта жилых помещений; обеспечение кратковременного присмотра за детьми; уборка жилых помещений.
    • Виды услуг во всех формах социального обслуживания: предоставление гигиенических услуг лицам, не способным по состоянию здоровья самостоятельно осуществлять за собой уход; отправка за счет средств получателя социальных услуг почтовой корреспонденции; помощь в приеме пищи (кормление).
    • 2. Основные виды социально-медицинских услуг во всех формах социального обслуживания:

    • выполнение процедур, связанных с организацией ухода, наблюдением за состоянием здоровья получателей социальных услуг (измерение температуры тела, артериального давления, контроль за приемом лекарственных препаратов и др.);
    • оказание содействия в проведении оздоровительных мероприятий;
    • систематическое наблюдение за получателями социальных услуг в целях выявления отклонений в состоянии их здоровья;
    • проведение мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни;
    • проведение занятий по адаптивной физической культуре;
    • консультирование по социально-медицинским вопросам (поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг, проведение оздоровительных мероприятий, выявление отклонений в состоянии их здоровья).
    • 3. Основные виды социально-психологических услуги во всех формах социального обслуживания:

    • социально-психологическое консультирование (в том числе по вопросам внутрисемейных отношений);
    • оказание консультационной психологической помощи анонимно (в том числе с использованием телефона доверия).
    • 4. Виды социально-педагогических услуг гражданам во всех формах социального обслуживания:

    • обучение практическим навыкам общего ухода за тяжелобольными получателями социальных услуг, получателями социальных услуг, имеющими ограничения жизнедеятельности, в том числе за детьми-инвалидами;
    • организация помощи родителям и иным законным представителям детей-инвалидов, воспитываемых дома, в обучении таких детей навыкам самообслуживания, общения, направленным на развитие личности;
    • формирование позитивных интересов (в том числе в сфере досуга);
    • организация досуга (праздники, экскурсии и другие культурные мероприятия).
    • 5. Виды социально-трудовых услуг во всех формах социального обслуживания:

    • организация помощи в получении образования, в том числе профессионального, инвалидами (детьми-инвалидами) в соответствии с их способностями.
    • 6. Виды социально-правовых услуг во всех формах социального обслуживания:

    • оказание помощи в оформлении и восстановлении утраченных документов получателей социальных услуг;
    • оказание помощи в получении юридических услуг (в том числе бесплатно);
    • оказание помощи в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг.
    • 7. Основные виды социального обслуживания населения в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов, во всех формах социального обслуживания:

    • проведение социально-реабилитационных мероприятий в сфере социального обслуживания; ГОСТ Р 53874-2010 «Реабилитация инвалидов. Основные виды реабилитационных услуг» (утв. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17.09.2010 г. № 254-ст);
    • обучение навыкам поведения в быту и общественных местах;
    • Виды и порядок предоставления срочных социальных услуг

      К видам срочных социальных услуг относятся:

    • обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;
    • содействие в получении юридической помощи в целях защиты прав и законных интересов получателей социальных услуг;
    • содействие в получении экстренной психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей.
    • С 1 января 2015 г. действует ГОСТ Р 52143-2013 «Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг» (утв. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17.10.2013 г. № 1180-ст), который распространяется на социальные услуги, предоставляемые населению государственными, муниципальными и иных форм собственности учреждениями социального обслуживания, а также гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица, и устанавливает основные виды социальных услуг, предоставляемых гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

      Социальное обслуживание граждан в Ростовской области

      В субъектах РФ перечень социальных услуг конкретизирован на основе приведенного выше примерного перечня. Так, в соответствии с законом Ростовской области от 03.09.2014 г. № 222-ЗС «О социальном обслуживании граждан в Ростовской области» перечень социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в Ростовской области, выглядит следующим образом.

      Социально-бытовые услуги:

      1. в полустационарной и стационарной формах социального обслуживания:

    • предоставление площади жилых помещений;
    • предоставление в пользование мебели;
    • обеспечение питанием;
    • обеспечение мягким инвентарем (одеждой, обувью, нательным бельем и постельными принадлежностями);
    • стирка, глаженье, ремонт нательного белья, одежды, постельных принадлежностей;
    • кормление;
    • помощь в выполнении санитарно-гигиенических процедур;
    • предоставление транспорта для поездок;
    • обеспечение сохранности личных вещей;
    • предоставление возможности для соблюдения личной гигиены;
    • 2. в форме социального обслуживания на дому:

    • покупка за счет средств получателя социальных услуг и доставка на дом продуктов питания, промышленных товаров первой необходимости, средств санитарии и гигиены, средств ухода и реабилитации, книг, газет, журналов;
    • помощь в приготовлении пищи;
    • оплата за счет средств получателя социальных услуг, жилищно-коммунальных услуг, услуг связи, взноса за капитальный ремонт, уплачиваемого собственниками помещений в многоквартирном доме;
    • покупка за счет средств получателя социальных услуг топлива (в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения), топка печей, обеспечение водой;
    • организация помощи в проведении ремонта жилых помещений;
    • предоставление гигиенических услуг лицам, не способным по состоянию здоровья самостоятельно выполнять их;
    • отправка за счет средств получателя социальных услуг почтовой корреспонденции.
    • Социально-медицинское обслуживание в Ростовской области:

    • выполнение процедур, связанных с сохранением здоровья получателей социальных услуг (измерение температуры тела, артериального давления, контроль за приемом лекарств и другое);
    • систематическое наблюдение за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья;
    • консультирование по социально-медицинским вопросам (поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг, проведение оздоровительных мероприятий, наблюдение за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья);
    • в полустационарной и стационарной формах социального обслуживания: содействие в проведение медико-социальной экспертизы; организация прохождения диспансеризации; содействие в получении медицинской помощи.
    • Социально-психологические услуги:

    • социально-психологический патронаж;
    • оказание психологической (экстренной психологической) помощи, в том числе гражданам, осуществляющим уход на дому за тяжелобольными получателями социальных услуг;
    • психологическая диагностика в полустационарной и стационарной формах социального обслуживания.
    • Социально-педагогические услуги:

    • обучение родственников тяжелобольных получателей социальных услуг практическим навыкам общего ухода за ними;
    • организация помощи родителям или законным представителям детей-инвалидов, воспитываемых дома, в обучении таких детей навыкам самообслуживания, общения и контроля, направленных на развитие личности;
    • социально-педагогическая коррекция, включая диагностику и консультирование.
    • Социально-трудовые услуги:

    • проведение мероприятий по использованию остаточных трудовых возможностей и обучению доступным профессиональным навыкам;
    • оказание помощи в трудоустройстве;
    • организация помощи в получении образования и (или) профессии инвалидами (детьми-инвалидами) в соответствии с их способностями.
    • Социально-правовые услуги:

    • оказание помощи в оформлении и восстановлении документов получателей социальных услуг;
    • оказание помощи в получении юридических услуг.

    Услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов:

  • обучение инвалидов (детей-инвалидов) пользованию средствами ухода и техническими средствами реабилитации;
  • проведение социально-реабилитационных мероприятий в сфере социального обслуживания;
  • обучение навыкам самообслуживания, поведения в быту и общественных местах.
  • Срочные социальные услуги.

    Виды социально-бытовых услуг и формы социального обслуживания, предоставляемые населению Курской области

    В Курской области принят закон Курской области от 5.12.2014 г. № 94 «Об утверждении перечня социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в Курской области», согласно которому получателям социальных услуг с учетом их индивидуальных потребностей предоставляются следующие виды социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, или в полустационарной, или в стационарной форме.

    Социально-бытовые:

    1. в полустационарной или стационарной формах социального обслуживания:

  • предоставление площади жилых помещений согласно утвержденным нормативам;
  • предоставление в пользование мебели согласно утвержденным нормативам;
  • организация питания, в том числе приготовление и подача пищи, мытье посуды;
  • обеспечение мягким инвентарем (одеждой, обувью, нательным бельем и постельными принадлежностями) согласно утвержденным нормативам;
  • уборка жилых помещений;
  • организация досуга и отдыха, в том числе обеспечение книгами, журналами, газетами, настольными играми;
  • содействие в организации предоставления услуг предприятиями торговли и связи;
  • компенсация расходов по проезду к месту обучения, лечения, консультаций;
  • обеспечение при выписке из учреждения одеждой, обувью и денежным пособием по утвержденным нормативам;
  • обеспечение сохранности личных вещей и ценностей;
  • создание условий для отправления религиозных обрядов;
  • предоставление жилого помещения для временного пребывания, для питания, организации реабилитационных услуг, лечебно-трудовой деятельности, культурно-массовых мероприятий;
  • предоставление средств личной гигиены;
  • обеспечение перевозки несовершеннолетних, самовольно ушедших из семьи;
  • предоставление санитарно-гигиенических услуг несовершеннолетним гражданам;
  • покупка за счет средств получателя социальных услуг и доставка на дом продуктов питания, промышленных товаров первой необходимости, средств санитарии и гигиены, средств ухода, книг, газет, журналов;
  • помощь в приеме пищи (кормление);
  • оплата за счет средств получателя социальных услуг жилищно-коммунальных услуг и услуг связи;
  • сдача за счет средств получателя социальных услуг вещей в стирку, химчистку, ремонт, обратная их доставка;
  • обеспечение кратковременного присмотра за детьми;
  • содействие в организации предоставления услуг предприятиями торговли, коммунально-бытового обслуживания, связи и другими предприятиями, оказывающими услуги населению;
  • содействие в посещении театров, выставок и других культурных мероприятий.
  • 3. во всех формах социального обслуживания:

  • обеспечение санитарно-гигиенических требований в жилых помещениях и местах общего пользования;
  • предоставление гигиенических услуг лицам, не способным по состоянию здоровья самостоятельно осуществлять за собой уход;
  • отправка за счет средств получателя социальных услуг почтовой корреспонденции;
  • обследование социально-бытового положения семьи (с посещением семьи) для выяснения фактов неблагополучия семьи (сбор документов, подтверждающих нахождение семьи в социально опасном положении);
  • патронаж семьи (систематическое наблюдение за несовершеннолетним и его родителями (законными представителями) на дому);
  • оказание помощи в написании писем.
  • Виды социально-медицинских услуг во всех формах социального обслуживания населения:

  • содействие в оказании медицинской помощи в объеме областной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Курской области, бесплатной медицинской помощи в медицинских организациях;
  • обеспечение ухода с учетом состояния здоровья;
  • выполнение процедур, связанных с сохранением здоровья получателей социальных услуг (измерение температуры тела, артериального давления, контроль за приемом лекарств);
  • проведение оздоровительных мероприятий;
  • оказание экстренной доврачебной помощи;
  • консультирование по социально-медицинским вопросам (поддержания и сохранения здоровья получателей социальных услуг, проведения оздоровительных мероприятий, наблюдения за получателями социальных услуг в целях выявления отклонений в состоянии их здоровья);
  • проведение занятий, обучающих здоровому образу жизни;
  • содействие в прохождении медико-социальной экспертизы;
  • проведение реабилитационных мероприятий (медицинских, социальных), в том числе для инвалидов на основании индивидуальных программ реабилитации;
  • оказание первичной медико-санитарной помощи;
  • содействие в получении стоматологической помощи;
  • организация прохождения диспансеризации;
  • содействие нуждающимся в госпитализации в медицинские организации, сопровождение нуждающихся в медицинские организации, содействие в направлении по заключению врачей на санаторно-курортное лечение (в том числе на льготных условиях);
  • оказание психологической поддержки, проведение психокоррекционной работы;
  • содействие в получении бесплатной зубопротезной (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов) и протезно-ортопедической помощи, а также в обеспечении техническими средствами ухода и реабилитации;
  • содействие в обеспечении по заключению врачей лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения;
  • посещение медицинских организаций в целях оказания морально-психологической поддержки.
  • Основные виды социально-психологических услуг населению во всех формах обслуживания:

  • социально-психологическое консультирование, в том числе по вопросам внутрисемейных отношений;
  • психологическая помощь и поддержка, в том числе гражданам, осуществляющим уход на дому за тяжелобольными получателями социальных услуг;
  • оказание консультационной психологической помощи анонимно, в том числе с использованием «телефона доверия»;
  • социально-психологическая диагностика и обследование личности, психологическое тестирование, коррекция.
  • Виды и порядок предоставления социально-педагогических услуг:

  • обучение родственников практическим навыкам общего ухода за тяжелобольными получателями социальных услуг, получателями социальных услуг, имеющими ограничения жизнедеятельности, в том числе детьми-инвалидами;
  • организация помощи родителям или законным представителям детей-инвалидов, воспитываемых дома, в обучении таких детей навыкам самообслуживания, общения и контроля, направленным на развитие личности;
  • социально-педагогическая коррекция, включая диагностику и консультирование;
  • организация досуга (праздники, экскурсии и другие культурные мероприятия);
  • содействие в получении образования с учетом физических и умственных способностей (контроль за посещением занятий в школе, выполнением заданий, помощь в выполнении заданий);
  • содействие в прохождении психолого-педагогической комиссии: подготовка документов, сопровождение на комиссию;
  • проведение работы с родителями в целях реабилитации семьи;
  • социально-педагогическое консультирование по вопросам налаживания межличностных и внутрисемейных отношений и иным вопросам;
  • реализация индивидуальных программ реабилитации (адаптации) семей и детей, находящихся в социально опасном положении.
  • Виды социально-трудовых услуг, предоставляемых населению:

  • проведение мероприятий по использованию трудовых возможностей и обучению доступным профессиональным навыкам;
  • организация помощи в получении образования и (или) квалификации, в том числе инвалидами (детьми-инвалида-ми) в соответствии с их способностями;
  • консультирование по вопросам самообеспечения;
  • создание условий для получения инвалидами по слуху услуг по переводу с использованием русского жестового языка.
  • Виды социально-правового обслуживания населения в РФ:

  • оказание помощи в получении юридических услуг;
  • услуги по защите прав и законных интересов получателей социальных услуг в установленном законодательством порядке.
  • Содействие в организации ритуальных услуг.

    Виды социального обслуживания населения, в том числе инвалидов, в РФ

  • оказание помощи в обучении навыкам компьютерной грамотности.
  • Срочные виды услуг гражданам во всех формы социального обслуживания:

  • обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов;
  • содействие в получении временного жилого помещения;
  • содействие в получении экстренной психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей;
  • оказание материальной помощи;
  • организация экстренной медико-психологической помощи;
  • содействие в трудоустройстве.
  • Необходимо отличать виды социально-медицинского обслуживания в РФ, оказываемого в рамках Закона, и набор социальных услуг, о котором идет речь в ст. 6.2 ФЗ РФ от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», в который включены: обеспечение необходимыми лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов; предоставление путевок на санаторно-курортное лечение; бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

    Кроме того, от социальных услуг необходимо отличать социальное сопровождение (ст. 22 Закона), под которым понимается содействие гражданам, в том числе родителям, опекунам, попечителям, иным законным представителям несовершеннолетних детей, в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам. Такой вид социальных услуг в России, как сопровождение, осуществляется путем привлечения организаций, предоставляющих такую помощь, на основе межведомственного взаимодействия. Мероприятия по социальному сопровождению отражаются в индивидуальной программе.

    Виды социального обслуживания и помощи нуждающимся гражданам в Москве

    В соответствии со ст. 16 закона г. Москвы от 9.07.2008 г. № 34 «О социальном обслуживании населения и социальной помощи в г. Москве» социальное сопровождение предоставляется:

  • несовершеннолетним детям, нуждающимся в социальном обслуживании (детям-инвалидам; детям с ограниченными возможностями здоровья; детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; беспризорным детям; несовершеннолетним, подвергшимся насилию);
  • воспитанникам организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после окончания пребывания в указанных организациях;
  • семьям с детьми, нуждающимся в социальном обслуживании;
  • одиноким и одиноко проживающим гражданам пожилого возраста и инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и лишенным постороннего ухода, помощи и поддержки;
  • лицам, подвергшимся насилию;
  • многодетным семьям;
  • семьям с детьми-инвалидами;
  • взрослым недееспособным инвалидам с умственной отсталостью и психическими заболеваниями, не требующими лечения в специализированных медицинских организациях, а также лицам с ограниченной дееспособностью.
  • Такой вид социального обслуживания и помощи нуждающимся гражданам, как предоставление социального сопровождения, осуществляется путем проведения постоянного социального надзора, регулярного посещения, оказания необходимой социальной поддержки во взаимодействии с работниками медицинских организаций, образовательных организаций, органов внутренних дел, органов опеки и попечительства и других организаций. Гражданам, в том числе родителям, опекунам, попечителям, иным законным представителям несовершеннолетних детей, оказывается содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам, путем привлечения организаций, предоставляющих такую помощь, на основе межведомственного взаимодействия в соответствии с порядком, определяемым Правительством Москвы. Указанные мероприятия отражаются в индивидуальной программе.

    Смотрите так же:

    • Приказы руководства предприятия Порядок нумерации приказов в кадровом делопроизводстве Нумерация приказов в кадровом делопроизводстве — неотъемлемый атрибут документооборота любой организации. Из нашей статьи читатель узнает, зачем необходима нумерация приказов, какие варианты организации […]
    • Заявление на удержание из зарплаты алиментов Основанием для удержания денежных сумм из заработной платы работника являются: Нотариально заверенное алиментное соглашение, заключенное между плательщиком и получателем алиментов (статья 99-100 СК РФ); В первом случае, при добровольном согласии […]
    • Эссе мягким законам редко подчиняются Бенджамин Франклин, 201 цитата ПОХОЖИЕ ЦИТАТЫ Если бы вы знали, как редко нас понимают правильно, вы бы чаще молчали. Только одно делает исполнение мечты невозможным — страх неудачи. Мастер находить оправдания редко бывает мастером в чем либо еще. Тот, […]
    • Свидетельство о наследстве на квартиру образец Чтобы получить наследство, сначала необходимо выяснить, у кого есть такое право. Наследники призываются к вступлению в приобретенные ими права в соответствии с очередью или завещанием. Оформление их осуществляется в соответствии с законами РФ и по […]
    • Увольнение в 24 часах Увольнение работника по сокращению. Право на выплаты Ваша должность будет сокращена… Я думаю, эти слова у многих вызывают нервозность, грусть. Сразу же возникают мысли: что делать дальше, куда податься, что сказать семье. Данная статья, конечно, не даст […]
    • Сколько стоит оформить авто Сколько стоит оформить авто Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди. Сколько стоит переоформить машину в ГИБДД при смене собственника в 2018 году от 850 руб. до 2850 руб., без учета […]
    • Закон о школьном автобусе Положение о подвозе на школьном автобусе о подвозе на школьном автобусе I. Общие положения. Настоящее Положение определяет порядок организации и осуществления перевозок учащихся, основные обязанности и ответственность должностных лиц и водителя автобуса, […]
    • Комментарии к ст 230 ук рф Комментарии к СТ 230 УК РФ Статья 230 УК РФ. Склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов Комментарий к статье 230 УК РФ: 1. Объект преступления - здоровье населения и установленный законодательством Российской […]