Содержание:
Обобщение опыта работы социального педагога по сопровождению семей и подростков, находящихся в социально-опасном положении
Успейте воспользоваться скидками до 60% на курсы «Инфоурок»
МБОУ Новоромановская СОШ
Обобщение опыта работы
по поддержке и сопровождению несовершеннолетних и семей, находящихся
в социально опасном положении
МБОУ Новоромановская СОШ
Важнейшая социальная функция школы – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Воспитательный потенциал школы включает в себя не только ее возможности в сфере духовно-практической деятельности, направленной на формирование у детей определенных качеств, но и те, которые закладывает семейная микросфера, образ жизни семьи в целом.
В настоящее же время семья переживает тяжелый кризис. Утрачено значительное число семейно-нравственных традиций, изменилось отношение ро дителям к детям, разрушен психологический уклад семьи.
В этой ситуации неустойчивые семьи стали более нестабильными деградируют, фактически забывая о своих детях и бросая их на произвол.
А каждый новый виток экономического кризиса, выражающийся в росте цен, низкой заработной платы, закрытии предприятий приводит к ухудшению детей в семье. Поэтому, перед образовательными учреждениями стоит задача – оказание социально-психолого-педагогической помощи таким семьям и детям из этих семей.
Семья, находящаяся в социально опасном положении – это семья, имеющая детей, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют обязанности по их воспитанию, обучению и содержанию и отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними. Неблагополучие в семье зависит не от состава и структуры семьи, не от уровня её материального благосостояния, а от сформировавшегося в ней психологического климата.
Семьёй, находящейся в социально опасном положении, может стать любая семья, так как существует ряд социальных проблем: трудные материальные условия, отсутствие рабочих мест, конфликты между супругами и многое другое. Ближе к этой ступени, конечно же, стоят семьи группы риска. Семьи группы риска – это семьи, члены которой уязвимы вследствие складывающихся обстоятельств или могут понести ущерб от определённых социальных воздействий социального характера. К таким семьям относятся, например, малообеспеченные, многодетные; неполные семьи; матери-одиночки; семьи, имеющие детей-инвалидов; родители, страдающие психическим расстройством, умственной отсталостью; семьи, имеющие детей под опекой или попечительством. Эти семьи требуют большого внимания со стороны школы. И задача образовательного учреждения как можно раньше начать профилактическую работу с этой категорией семей, чтобы они не переступили ту грань, которая приведет их к неблагополучию.
Для защиты и поддержки несовершеннолетних и их семей, оказания им помощи на государственном уровне, оперативного и качественного решения возникающих вопросов и проблем, особенно актуальным становится осуществление комплексного взаимодействия субъектов системы профилактики. Ключевой фигурой в этом процессе, ведущим субъектом и координатором этой работы в школе является социальный педагог.
Именно социальный педагог владеет наиболее полной информацией об особенностях и проблемах социального положения ребенка и его семьи, особенностях семейного воспитания несовершеннолетнего и той конкретной сложной жизненной ситуацией, в которой оказалась семья. Владение этой информацией помогает определить круг межсубъектного взаимодействия, вовремя подобрать адекватные формы и методы работы с семьей и подростком.
Важной составляющей взаимодействия субъектов системы профилактики на семью и подростка является профилактическая работа, которая направлена на развитие личности, сведение к минимуму воздействия факторов риска, возникновения девиантного поведения, преодоление стрессов, развитие уверенности, продуктивного взаимодействия с окружающими.
Все действия и профилактические мероприятия, проводимые образовательными учреждениями и службами системы профилактики, направлены на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних.
В МБОУ Новоромановская СОШ с несовершеннолетними, семьями социального риска, состоящими на учете в КДН и ЗП, внутришкольном учете, а также с учащимися группы риска, ведется по работа по предупреждению, профилактике и устранению неблагополучия в семье в соответствии с Законом РФ «Об образовании в РФ », Федеральным законом РФ №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и программой «Профилактика безнадзорности и правонарушений на 2014-2016 годы».
Положив в основу данные законы, мы разработали этапы организации сопровождения семей социального риска.
Этапы работы школы с семьёй,
находящейся в социально опасном положении.
Раннее выявление семей, находящихся в СОП и формирование банка данных. С целью раннего выявления неблагополучных семей, проживающих на территории школы, организована следующая работа: в начале каждого учебного года социальный педагог на основе полученной информации от классных руководителей о социальном паспорте класса составляет социальный паспорт школы, в который вносятся все семьи группы риска. В дальнейшем эти семьи всегда находятся под пристальным контролем. Наиболее эффективная форма работы с семьей — это индивидуальная. К индивидуальным формам работы относятся: беседы с родителями, законными представителями, рекомендации и консультации, посещение семьи, анкетирование, диагностика, выявление и учет.
Работа классного руководителя по работе с семьёй СОП :
обеспечивает связь образовательного учреждения с семьей;
устанавливает контакт с родителями (иными законными представителями) обучающихся;
консультирует родителей (иных законных представителей) по вопросам воспитания и обучения детей (лично, через специалистов образовательного учреждения);
организует в классе образовательно-воспитательное пространство, оптимальное для развития положительного потенциала каждого обучающегося;
изучает индивидуальные особенности обучающихся и их динамику;
изучает и анализирует степень удовлетворенности участников образовательного процесса жизнедеятельности классного коллектива, образовательного учреждения.
контролирует посещаемость учебных занятий и успеваемость каждого обучающегося;
анализирует условия и причины негативных проявлений в среде обучающихся класса и определяет меры по поддержке педагогической помощи и поддержке семей данной категории;
отвечает за ведение документации внутришкольного учета.
В профилактической работе классный руководитель может использовать широкий перечень возможных форм и методов: посещение семьи с целью обследования условий проживания, осуществление ежедневного контроля за посещаемостью учащихся, индивидуальные беседы и консультации с учащимися и родителями , наблюдения за детьми в течение года за их внешним видом, а также выполнением обязанностей со стороны родителей, привлечение родителей к участию в родительских собраниях, классных мероприятиях, рейды на дом, контроль за успеваемостью учащихся, оказание им помощи в выполнении домашнего задания , вовлечение их в кружки, секции, общественную жизнь класса и школы, лекции, семинары, практикумы для родителей, открытые уроки и классные мероприятия и т.д.
Индивидуально-профилактическая работа и мероприятия по защите прав и законных интересов ребенка
ИПР включает в себя социальную адаптацию, социальную реабилитацию, мероприятия по защите прав, сопровождение индивидуального развития ребенка, оказание помощи семье, организацию обучения, отдыха, трудоустройство.
Комплекс мероприятий по индивидуально профилактической работе с семьей и подростком данной категории:
— социальная адаптация (проведение профилактических бесед, разъяснение прав и обязанностей, степени ответственности за нарушение прав и интересов ребенка, переориентация, направления в центры психолого-педагогической помощи и т.д.)
— социальная реабилитация (направление в социально-реабилитационные центры и т.п.)
— защита прав и интересов ребенка (на образование, отдых, труд, жилищные права, имущественные и неимущественные права и т.д.)
— организация досуга (в различных учреждениях по месту жительства)
— оказание различных видов помощи (гуманитарная, материальная, психолого-педагогическая, медицинская и т.д.)
В соответствии со ст. 9 ФЗ № 120 социальный педагог незамедлительно информирует:
— инспектора ОДН ОМВД обо всех случаях противоправного поведения учащихся, о безнадзорных несовершеннолетних, о семьях, находящихся в социально-опасном положении и о неблагополучных семьях, о жестоком обращении с детьми, о лицах, вовлекающих подростков в совершение правонарушений и преступлений;
— органы опеки и попечительства – о детях, оставшихся без попечения родителей, либо находящихся в обстановке представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию;
— органы соцзащиты – о детях и семьях, нуждающихся в материальной поддержке, трудоустройстве, оздоровлении;
— органы здравоохранения – о нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением спиртных напитков, наркотиков, наркотических, токсических средств и психотропных веществ; органы по делам молодежи – об организации досуга и отдыха;
— КДН и ЗП – для принятия мер к несовершеннолетним и родителям, когда исчерпаны меры педагогического воздействия.
Проводит совместные рейды с инспектором ОДН, принимает участие в мероприятиях, организует систематические сверки учетов учащихся и их семей, находящихся на внутришкольном контроле.
3. Проведение совместной ИПР
Совместная работа проводится с теми субъектами профилактики, в чьей помощи нуждается объект профилактики.
ИПР осуществляется посредством психолого-педагогического, медико-социального и воспитательного сопровождения, а также посредством оказания конкретных видов помощи.
Согласно инструкции установлены следующие сроки проведения индивидуально-профилактической работы: до устранения причин и условий, способствовавших правонарушения, антиобщественным действиям, безнадзорности; достижения 18-летнего возраста, оказания социальной или иной помощи; наступления других обстоятельств.
Выполняя свои функции: профилактическую, защитно-охранную и организационную, социальный педагог на всех этапах координирует работу субъектов системы профилактики, взаимодействует с ними и выстраивает в целом процесс решения проблем ребенка и его семьи, требующих вмешательства субъектов профилактики. Это позволяет улучшить качество социальной помощи и реабилитации несовершеннолетних и их семьей и обеспечивает своевременность этой помощи.
Работа школьного Совет по профилактике правонарушений несовершеннолетних.
Классный руководитель предоставляет документацию на семью: акт обследования условий проживания, представление на семью, характеристику несовершеннолетнего, табель успеваемости и посещаемости и информацию о проделанной работе с семьей.
Семья ставится на учет в школе, происходит уведомление служб района, занимающихся профилактической работой с семьями и организация коррекционно-реабилитационной работы по улучшению ситуации в семье. Решение о постановке на внутренний профилактический учет принимается в соответствии с положением «Совета по профилактики правонарушений несовершеннолетних МБОУ Новоромановская СОШ».
Для устранения неблагополучия в семье школой проводится целенаправленная работа с родителями. Основной задачей является обеспечение эффективной помощи семье в вопросах успешной социальной адаптации детей и подростков.
Школа оказывает семьям, находящимся в социально-опасном положении следующие виды помощи:
— оказание гуманитарной помощи ( в сотрудничестве с сельской администрацией, учреждениями образования района, жителями села);
— финансовая (организация льготного питания в сотрудничестве с УСЗН);
— занятость детей в кружках, секциях, факультативах;
— контроль за посещаемостью несовершеннолетним учебных занятий
— контроль за успеваемостью несовершеннолетнего по учебным предметам
— консультирование родителей по вопросам воспитания ребёнка
— просвещение родителей с целью формирования критического отношения к социально опасным явлениям
— сопровождение процесса развития ребёнка (психодиагностика особенностей развития ребёнка, профилактика отклонений в развитии ребёнка);
— просвещение родителей по вопросам создания условий для сохранения и укрепления нервно-психического здоровья ребёнка;
— коррекционно-развивающие мероприятия, направленные на стабилизацию или налаживание детско-родительских отношений
— индивидуальные занятия с ребёнком по тем предметам, где наблюдается неуспеваемость;
— осуществление мероприятий, направленных на сохранение здоровья ребёнка (витаминизация, прививки, контроль за соблюдением режима дня и питания, безопасностью среды)
— организация оздоровления несовершеннолетнего, направление в оздоровительный лагерь.
— оказание помощи родителям в восстановлении утерянных документов, в замене документов;
-консультирование родителей об ответственности за уклонение от воспитания и содержания ребёнка (совместно с инспекцией ПДН)
Иной вид помощи:
— занятость несовершеннолетнего в свободное время, каникулярное время.
Представление на комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Основной критерий оценки эффективности индивидуальной профилактической работы с семьей:
— улучшение положения и качества жизни ребенка;
— устранение причин неблагополучия;
— расширение возможностей защиты права на жизнь, на достойную жизнь, на здоровье и образование.
Оценка позитивной динамики ситуации может включать следующие показатели:
— уровень жизни семьи доведен до средних показателей (родители пытаются вести нормальный образ жизни, улучшилась бытовая обстановка в семье);
— родители проявляют заботу о детях;
— дети посещают образовательное учреждение;
— уменьшилось потребление родителями алкогольных напитков;
— восстановлены связи семьи с детскими лечебными заведениями;
— семья поддерживает контакт с образовательным учреждением, центром социальной помощи и т.д.;
— в социальном окружении появились другие значимые взрослые (родственники, близкие знакомые), помощь которых семья принимает и позитивно настроена на взаимодействие с ними;
— семья позитивно принимает помощь и социальные контакты с лицами, осуществляющими патронаж.
Проделанная работа показала позитивную динамику снижения количества семей, состоящих на профилактическом учете. На 1 сентября 2014-2015 учебного года на учете в КДН и ЗП состояло 9 учащихся и их семей. На данный момент на учете состоят 5 учащихся и их семьи.
В заключение хочу сказать, что наиболее эффективной формой работы с семьёй, находящейся в социально опасном положении или в трудной жизненной ситуации, является профилактическая работа и индивидуальный подход к каждой семье. Помочь в работе с семьёй может диагностика, патронаж, беседы, оказание психолого-педагогической материальной помощи.
А также, какую бы работу с семьёй, находящейся в социально опасном положении или в трудной жизненной ситуации школа не осуществляла бы, для получения положительного результата её надо проводить в системе. Процесс должен быть непрерывным. Ослабление контроля над жизнью детей из этих семей может привести к необратимым последствиям, так как чаще всего дети из таких семей вынуждены ступить на путь правонарушений и преступлений, порой для самоутверждения, а порой для выживания, оставшись один на один с окружающим их жестоким миром.
Список использованных источников и литературы:
Методика работы социального педагога / Под редакцией Л.В. Кузнецовой; сост. Г.С. Семенов. М., Школьная пресса, 2004
Нагавкина Л.С., Крокинская О.К, Косабуцкая С.А. Социальный педагог: введение в должность. Сборник материалов для специалиста образовательного учреждения. СПб, Каро, 2000
ФЗ РФ от 24.06.1999г. № 120 «Об основах системы профилактики и правонарушений несовершеннолетних» с изменениями от 13.01.2001 и 07.07.2003. Статьи 1, 4, 9
Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. М. Издательский центр «Академия», 2007
Мероприятия по социальному сопровождению
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Понятие социального сопровождения
Социальное сопровождение – это достаточно сложный процесс, который выступает в качестве одной из эффективных технологий социальной работы. С 1 января 2015 года в Российской Федерации вступил новый Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». В нем как раз и раскрываются все особенности и принципы социального сопровождения, а также его ключевые технологии.
В статье 22 вышеуказанного Закона определяются принципы содействия в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, а также юридической и социальной помощи, которые не относятся к перечню социальных услуг. Именно в них и закреплены основы социального сопровождения граждан.
Социальное сопровождение обеспечивается при необходимости таким категориям граждан, как родители, опекуны, попечители а также иным законным представителям несовершеннолетних. Также оказывается непосредственное содействие в предоставлении ряда услуг: медицинских, психологических, педагогических и юридических.
Осуществление социального сопровождения производится путем привлечения ряда ответственных и уполномоченных организаций, которые вправе предоставлять такого рода помощь. Услуги предоставляются на основе межведомственного взаимодействия в соответствии со статьей 28 вышеуказанного Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Все меры, а также комплекс мероприятий, которые направлены на социальное сопровождение, отражаются в индивидуальной программе.
Задачи социального сопровождения
Выступая сложным процессом, который формализован посредством законодательства, социальное сопровождение решает ряд ключевых задач, которые являются очень важными для успешного развития общества и благополучной жизнедеятельности широких слоев населения.
Задачи социального сопровождения следующие:
Лень читать?
Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!
Осуществление этих функций входит в сферу компетенций специалистов социальной сферы, а также психологов, педагогов и медицинских работников. Все они являются сотрудниками служб социального сопровождения.
Служба социального сопровождения – это система органов, целью которой является создание равных для всех членов общества возможностей реализоваться и стать социально и политически активной личностью. В работе этих служб границы между людьми стираются, поскольку помощь могут получить абсолютно все граждане: трудоспособные, нетрудоспособные, инвалиды, несовершеннолетние и прочие социально-демографические и возрастные категории граждан.
Мероприятия по социальному сопровождению граждан
Социальное сопровождение любой категории граждан (инвалидов, семей, школьников) предполагает проведение ряда важных мероприятий. Данные мероприятия по социальному сопровождению отражаются в индивидуальной программе по их проведению.
Индивидуальная программа социального сопровождения граждан – это формальный документ, в котором отражена вся система мероприятий работы с гражданином по оказанию ему ряда услуг:
- Медицинские услуги;
- Педагогические услуги;
- Психологическая и юридическая помощь;
- Социальная помощь с целью выявления и устранения причин, которые послужили причиной ухудшения условий жизнедеятельности человека, а также привели к снижению возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.
- добровольность,
- комплексность,
- межведомственность,
- адресность и доступность каждому гражданину,
- вариативность,
- конфиденциальность (если речь идет о сохранении инкогнито организаторов и основных спонсоров таких мероприятий),
- непрерывность и рекомендательный характер мероприятия.
- Социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту;
- социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья;
- социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием «телефона доверия»;
- социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей;
- социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией;
- социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг;
- услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов;
- срочные социальные услуги.
- в полустационарной или стационарной формах социального обслуживания: обеспечение площадью жилых помещений в соответствии с утвержденными нормативами; обеспечение питанием в соответствии с утвержденными нормативами; обеспечение мягким инвентарем (одеждой, обувью, нательным бельем и постельными принадлежностями) в соответствии с утвержденными нормативами; обеспечение за счет средств получателя социальных услуг книгами, журналами, газетами, настольными играми;
- в форме социального обслуживания на дому: покупка за счет средств получателя социальных услуг и доставка на дом продуктов питания, промышленных товаров первой необходимости, средств санитарии и гигиены, средств ухода, книг, газет, журналов; помощь в приготовлении пищи; оплата за счет средств получателя социальных услуг жилищно-коммунальных услуг и услуг связи; сдача за счет средств получателя социальных услуг вещей в стирку, химчистку, ремонт, обратная их доставка; покупка за счет средств получателя социальных услуг топлива, топка печей, обеспечение водой (в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения); организация помощи в проведении ремонта жилых помещений; обеспечение кратковременного присмотра за детьми; уборка жилых помещений.
- Виды услуг во всех формах социального обслуживания: предоставление гигиенических услуг лицам, не способным по состоянию здоровья самостоятельно осуществлять за собой уход; отправка за счет средств получателя социальных услуг почтовой корреспонденции; помощь в приеме пищи (кормление).
- выполнение процедур, связанных с организацией ухода, наблюдением за состоянием здоровья получателей социальных услуг (измерение температуры тела, артериального давления, контроль за приемом лекарственных препаратов и др.);
- оказание содействия в проведении оздоровительных мероприятий;
- систематическое наблюдение за получателями социальных услуг в целях выявления отклонений в состоянии их здоровья;
- проведение мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни;
- проведение занятий по адаптивной физической культуре;
- консультирование по социально-медицинским вопросам (поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг, проведение оздоровительных мероприятий, выявление отклонений в состоянии их здоровья).
- социально-психологическое консультирование (в том числе по вопросам внутрисемейных отношений);
- оказание консультационной психологической помощи анонимно (в том числе с использованием телефона доверия).
- обучение практическим навыкам общего ухода за тяжелобольными получателями социальных услуг, получателями социальных услуг, имеющими ограничения жизнедеятельности, в том числе за детьми-инвалидами;
- организация помощи родителям и иным законным представителям детей-инвалидов, воспитываемых дома, в обучении таких детей навыкам самообслуживания, общения, направленным на развитие личности;
- формирование позитивных интересов (в том числе в сфере досуга);
- организация досуга (праздники, экскурсии и другие культурные мероприятия).
- организация помощи в получении образования, в том числе профессионального, инвалидами (детьми-инвалидами) в соответствии с их способностями.
- оказание помощи в оформлении и восстановлении утраченных документов получателей социальных услуг;
- оказание помощи в получении юридических услуг (в том числе бесплатно);
- оказание помощи в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг.
- проведение социально-реабилитационных мероприятий в сфере социального обслуживания; ГОСТ Р 53874-2010 «Реабилитация инвалидов. Основные виды реабилитационных услуг» (утв. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17.09.2010 г. № 254-ст);
- обучение навыкам поведения в быту и общественных местах;
- обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;
- содействие в получении юридической помощи в целях защиты прав и законных интересов получателей социальных услуг;
- содействие в получении экстренной психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей.
- предоставление площади жилых помещений;
- предоставление в пользование мебели;
- обеспечение питанием;
- обеспечение мягким инвентарем (одеждой, обувью, нательным бельем и постельными принадлежностями);
- стирка, глаженье, ремонт нательного белья, одежды, постельных принадлежностей;
- кормление;
- помощь в выполнении санитарно-гигиенических процедур;
- предоставление транспорта для поездок;
- обеспечение сохранности личных вещей;
- предоставление возможности для соблюдения личной гигиены;
- покупка за счет средств получателя социальных услуг и доставка на дом продуктов питания, промышленных товаров первой необходимости, средств санитарии и гигиены, средств ухода и реабилитации, книг, газет, журналов;
- помощь в приготовлении пищи;
- оплата за счет средств получателя социальных услуг, жилищно-коммунальных услуг, услуг связи, взноса за капитальный ремонт, уплачиваемого собственниками помещений в многоквартирном доме;
- покупка за счет средств получателя социальных услуг топлива (в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения), топка печей, обеспечение водой;
- организация помощи в проведении ремонта жилых помещений;
- предоставление гигиенических услуг лицам, не способным по состоянию здоровья самостоятельно выполнять их;
- отправка за счет средств получателя социальных услуг почтовой корреспонденции.
- выполнение процедур, связанных с сохранением здоровья получателей социальных услуг (измерение температуры тела, артериального давления, контроль за приемом лекарств и другое);
- систематическое наблюдение за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья;
- консультирование по социально-медицинским вопросам (поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг, проведение оздоровительных мероприятий, наблюдение за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья);
- в полустационарной и стационарной формах социального обслуживания: содействие в проведение медико-социальной экспертизы; организация прохождения диспансеризации; содействие в получении медицинской помощи.
- социально-психологический патронаж;
- оказание психологической (экстренной психологической) помощи, в том числе гражданам, осуществляющим уход на дому за тяжелобольными получателями социальных услуг;
- психологическая диагностика в полустационарной и стационарной формах социального обслуживания.
- обучение родственников тяжелобольных получателей социальных услуг практическим навыкам общего ухода за ними;
- организация помощи родителям или законным представителям детей-инвалидов, воспитываемых дома, в обучении таких детей навыкам самообслуживания, общения и контроля, направленных на развитие личности;
- социально-педагогическая коррекция, включая диагностику и консультирование.
- проведение мероприятий по использованию остаточных трудовых возможностей и обучению доступным профессиональным навыкам;
- оказание помощи в трудоустройстве;
- организация помощи в получении образования и (или) профессии инвалидами (детьми-инвалидами) в соответствии с их способностями.
- оказание помощи в оформлении и восстановлении документов получателей социальных услуг;
- оказание помощи в получении юридических услуг.
Индивидуальная программа социального сопровождения (ИПСС) может быть составной частью индивидуальной программы социального обслуживания, дополняющей мероприятия ИППСУ, а также может быть самостоятельным документом, но исключительно в тех случаях, когда оформление ИППСУ невозможно на официальном уровне.
Мероприятия по организации социального сопровождения всегда соответствуют очень важным принципам, среди которых следующие:
Все это очень важно, чтобы мероприятия по социальному сопровождению происходили исключительно во благо тем гражданам, в помощь которым они направлены.
Мероприятия могут быть выражены в качестве концертной деятельности, организации досуговой деятельности для детей, родителей, а также инвалидов любого возраста и людей, которые нуждаются в социальном сопровождении и контроле, а также помощи и защите извне.
Так и не нашли ответ
на свой вопрос?
Просто напиши с чем тебе
нужна помощь
ГКУ «СРЦН «Солнышко» Ленинского района г. Нижнего Новгорода» основано в 1995 году как учреждение социального обслуживания семьи и детей, осуществляющее профилактику безнадзорности, обеспечивающее временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи государства.
В 1996 году учреждение из социального приюта преобразовано в Дом детства на основании Постановления администрации Ленинского района г. Нижнего Новгорода от 9 сентября 1996 года №626 «Об открытии Дома детства». Учредителем ГКУ СРЦН «Солнышко» и собственником его имущества является Нижегородская область. Функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство социальной политики Нижегородской области.
Цель нашей деятельности: профилактика безнадзорности и беспризорности,
социальная реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении.
Виды деятельности учреждения:
1. Осуществление круглосуточного приема несовершеннолетних, оказание им экстренной социальной помощи, в случае необходимости проведение доврачебного осмотра и организация медицинского обследования;
2. Обеспечение временного проживания несовершеннолетних;
3. Участие в выявлении и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних;
4. Оказание помощи в восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, работы, жительства, содействие возвращению несовершеннолетних в семьи;
5. Оказание социальной, психологической и иной помощи несовершеннолетним, их родителям ( законным представителям) в ликвидации трудной жизненной ситуации;
6. Разработка и реализация программ социальной реабилитации несовершеннолетних, направленных на выход из трудной жизненной ситуации; мониторинг, анализ и отчетность по выполнению программ;
7. Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
8. Организация медицинского обслуживания и обучения несовершеннолетних, содействие их профессиональной ориентации и получения ими специальности;
9. Содействие органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей;
10. Уведомление родителей несовершеннолетних (их законных представителей), органов опеки и попечительства о нахождении несовершеннолетних в учреждении;
11. Налаживание детско-родительских отношений с целью возвращения детей в семью;
12. Решение вопросов возвращения в образовательные учреждения для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, несовершеннолетних, самовольно ушедших из указанных учреждений;
13. Организация отдыха и оздоровления воспитанников Учреждения, а также детей, находящихся в Учреждении на социальном патронаже;
14. Включение несовершеннолетних в разнообразные виды трудовой деятельности, проводимой в Учреждении и за его пределами, с учетом возрастных и физиологических особенностей;
15. Участие в реализации межведомственных мероприятий, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних.
16. Осуществление подбора и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан, либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах
17.Организация работы по социализации и социальной адаптации несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей в замещающих семьях,а также по социальному патронажу (сопровождению) семей, принявших детей на воспитание.
Виды соц-услуг и формы социального обслуживания в России
В понятие «формы и виды социального обслуживания граждан» входит целый ряд услуг, оказываемых населению РФ. Этот перечень регламентирован российским законодательством и конкретизирован для каждого отдельного федеративного субъекта. За соблюдение оказания всех видов соц-услуг гражданам несут ответственность организации, занимающиеся надзорной деятельностью.
Социальное обслуживание населения: основные виды и краткая характеристика понятия
В соответствии со ст. 20 ФЗ РФ от 28.12.2013 г. № 442 «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» (далее — Закон) получателям социальных услуг с учетом их индивидуальных потребностей предоставляется целый ряд виды социальных услуг.
Ниже перечислены виды социальных услуг и дана их краткая характеристика.
Виды и формы социального обслуживания граждан РФ
Постановлением Правительства РФ от 24.11.2014 г. № 1236 «Об утверждении примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг» конкретизированы вышеуказанные положения Закона о видах предоставления социальных услуг.
1. Виды социально-бытовых услуг населению:
2. Основные виды социально-медицинских услуг во всех формах социального обслуживания:
3. Основные виды социально-психологических услуги во всех формах социального обслуживания:
4. Виды социально-педагогических услуг гражданам во всех формах социального обслуживания:
5. Виды социально-трудовых услуг во всех формах социального обслуживания:
6. Виды социально-правовых услуг во всех формах социального обслуживания:
7. Основные виды социального обслуживания населения в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов, во всех формах социального обслуживания:
Виды и порядок предоставления срочных социальных услуг
К видам срочных социальных услуг относятся:
С 1 января 2015 г. действует ГОСТ Р 52143-2013 «Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг» (утв. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17.10.2013 г. № 1180-ст), который распространяется на социальные услуги, предоставляемые населению государственными, муниципальными и иных форм собственности учреждениями социального обслуживания, а также гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица, и устанавливает основные виды социальных услуг, предоставляемых гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Социальное обслуживание граждан в Ростовской области
В субъектах РФ перечень социальных услуг конкретизирован на основе приведенного выше примерного перечня. Так, в соответствии с законом Ростовской области от 03.09.2014 г. № 222-ЗС «О социальном обслуживании граждан в Ростовской области» перечень социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в Ростовской области, выглядит следующим образом.
Социально-бытовые услуги:
1. в полустационарной и стационарной формах социального обслуживания:
2. в форме социального обслуживания на дому:
Социально-медицинское обслуживание в Ростовской области:
Социально-психологические услуги:
Социально-педагогические услуги:
Социально-трудовые услуги:
Социально-правовые услуги:
Услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов:
Срочные социальные услуги.
Виды социально-бытовых услуг и формы социального обслуживания, предоставляемые населению Курской области
В Курской области принят закон Курской области от 5.12.2014 г. № 94 «Об утверждении перечня социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в Курской области», согласно которому получателям социальных услуг с учетом их индивидуальных потребностей предоставляются следующие виды социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, или в полустационарной, или в стационарной форме.
Социально-бытовые:
1. в полустационарной или стационарной формах социального обслуживания:
3. во всех формах социального обслуживания:
Виды социально-медицинских услуг во всех формах социального обслуживания населения:
Основные виды социально-психологических услуг населению во всех формах обслуживания:
Виды и порядок предоставления социально-педагогических услуг:
Виды социально-трудовых услуг, предоставляемых населению:
Виды социально-правового обслуживания населения в РФ:
Содействие в организации ритуальных услуг.
Виды социального обслуживания населения, в том числе инвалидов, в РФ
Срочные виды услуг гражданам во всех формы социального обслуживания:
Необходимо отличать виды социально-медицинского обслуживания в РФ, оказываемого в рамках Закона, и набор социальных услуг, о котором идет речь в ст. 6.2 ФЗ РФ от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», в который включены: обеспечение необходимыми лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов; предоставление путевок на санаторно-курортное лечение; бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Кроме того, от социальных услуг необходимо отличать социальное сопровождение (ст. 22 Закона), под которым понимается содействие гражданам, в том числе родителям, опекунам, попечителям, иным законным представителям несовершеннолетних детей, в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам. Такой вид социальных услуг в России, как сопровождение, осуществляется путем привлечения организаций, предоставляющих такую помощь, на основе межведомственного взаимодействия. Мероприятия по социальному сопровождению отражаются в индивидуальной программе.
Виды социального обслуживания и помощи нуждающимся гражданам в Москве
В соответствии со ст. 16 закона г. Москвы от 9.07.2008 г. № 34 «О социальном обслуживании населения и социальной помощи в г. Москве» социальное сопровождение предоставляется:
Такой вид социального обслуживания и помощи нуждающимся гражданам, как предоставление социального сопровождения, осуществляется путем проведения постоянного социального надзора, регулярного посещения, оказания необходимой социальной поддержки во взаимодействии с работниками медицинских организаций, образовательных организаций, органов внутренних дел, органов опеки и попечительства и других организаций. Гражданам, в том числе родителям, опекунам, попечителям, иным законным представителям несовершеннолетних детей, оказывается содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам, путем привлечения организаций, предоставляющих такую помощь, на основе межведомственного взаимодействия в соответствии с порядком, определяемым Правительством Москвы. Указанные мероприятия отражаются в индивидуальной программе.