Местные налоги земельный налог

6. Местные налоги

Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за землю являются земельный налог, арендная плата, а также нормативная цена земли. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земляным налогом. За земли, переданные в аренду , взимается арендная плата. Для покупки и выкупа земельных участков в случаях, предусмотренных законодательством РФ, а также для получения под залог земли банковского кредита устанавливается нормативная цена земли.

Плательщиками земельного налога и арендной платы являются предприятия, объединения, организации и учреждения, а также граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, которым предоставлена земля в собственность, владение, пользование или в аренду на территории России.

Объектами обложения земельным налогом и взимания арендной платы являются земельные участки, предоставленные юридическим лицам и гражданам (сельскохозяйственные угодья; земельные участки, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, индивидуального садоводства, огородничества и животноводства, кооперативам граждан для садоводства, огородничества и животноводства, жилищного, дачного, гаражного строительства, предпринимательской деятельности и иных целей; земли промышленности, транспорта, связи, других отраслей материального производства и непроизводственной сферы).

Земельный налог взимается в расчете на год с облагаемой налогом земельной площади, предоставленной в установленном порядке юридическим лицам и гражданам в собственность, владение или пользование, включая площадь, занятую строениями и сооружениями, а также с земельных участков необходимых для содержания строений и сооружений.

От уплаты земельного налога полностью освобождаются:

* заповедники, национальные и дендрологические парки, ботанические сады;

* предприятия, граждане, занимающиеся традиционными промыслами в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп, а также народными художественными промыслами и народными ремеслами в местах их традиционного бытования;

* научные организации, опытные, экспериментальные и учебно-опытные хозяйства научно-исследовательских учреждений и учебных заведений сельскохозяйственного и лесохозяйственного профиля;

* учреждения искусства и кинематографии, образования, здравоохранения, финансируемые за счет госбюджета либо за счет средств профсоюзов (за исключением курортных учреждений);

* предприятия, учреждения, организации и граждане, получившие для сельскохозяйственных нужд нарушенные земли (требующие рекультивации), в первые десять лет пользования;

* участники Великой Отечественной войны, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующих армий;

* инвалиды войны, труда, инвалиды детства, инвалиды по зрению независимо от их групп инвалидности;

* учреждения культуры, физической культуры и спорта, туризма, спортивно-оздоровительной направленности и спортивные сооружения (за исключением деятельности не по профилю спортивных сооружений, физкультурно-спортивных учреждений) не зависимо от источника финансирования;

* высшие учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, предприятия и организации Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, государственные научные центры, а также высшие учебные заведения и научно-исследовательские учреждения министерств и ведомств РФ по перечню, утверждаемому Правительством РФ;

* государственные предприятия связи, обеспечивающие распространение (трансляцию) государственных программ телевидения и радиовещания, а также осуществляющее деятельность в интересах обороны РФ;

* санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, учреждения отдыха, находящиеся в государственной и муниципальной собственности.

Не облагаются земельным налогом:

* земли, занятые полосой слежения вдоль государственной границы РФ к которым относятся земельные полосы шириной 30-50 метров, как в пограничной полосе, так и за ее пределами, а также 5-метровая полоса вдоль государственной границы РФ, предоставленные в бессрочное пользование погранвойскам для обеспечения государственной безопасности;

* земли общего пользования населенных пунктов и коммунального хозяйства, к которым относятся земли, используемые в качестве путей сообщения (площади, улицы, проезды, дороги, набережные), для удовлетворения культурно-бытовых потребностей населения (парки, скверы, бульвары, водоемы, пляжи и т.д.), полигонов для захоронения не утилизированных промышленных отходов, бытовых отходов и мусороперерабатывающих предприятий и другие земли, служащие для удовлетворения нужд города, поселка, сельского населенного пункта.

Граждане, впервые организующие крестьянские (фермерские) хозяйства, освобождаются от уплаты земельного налога в течение 5 лет с момента предоставления им земельных участков. При этом за земельные участки, используемые для ведения личного подсобного хозяйства, расположенные в населенных пунктах, налог взимается на общих основаниях. При использовании не по целевому назначению (не для сельскохозяйственного производства) земли, предоставленной гражданам для создания крестьянских (фермерских) хозяйств, указанная льгота не применяется.

Кроме того, от уплаты земельного налога в части, поступающей в республиканский бюджет России, военнослужащие, которым земельные участки предоставлены для строительства индивидуального жилья.

Местные органы государственной власти имеют право понижать ставки и устанавливать льготы по земельному налогу как для категорий плательщиков, так и для отдельных плательщиков.

Земельный налог и арендная плата за землю не взимаются с юридических лиц и граждан за земельные участки, находящиеся в стадии сельскохозяйственного освоения. При этом период освоения контролируется местными органами государственной власти.

Льготы, установленные местными органами государственной власти, предоставляются в пределах сумм земельного налога, остающихся в их распоряжении.

Основанием для установления и взимания налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования (аренды) земельным участком.

Земельный налог юридическим лицам и гражданам исчисляется исходя из площади земельного участка , облагаемого налогом, и утвержденных ставок земельного налога. Если землепользование плательщика состоит из земельных участков, облагаемых налогом по различным ставкам, то общий размер земельного налога по землепользованию определяется суммированием налога по эти земельным участкам.

Ставки земельного налога утверждаются местными органами государственной власти исходя из средних ставок, установленных Законом РФ «О плате за землю» , которая дифференцируется по зонам различной ценности. При этом общая сумма земельного налога, исчисленного исходя из конкретных ставок, установленных местными органами государственной власти в каждой территориально-оценочной зоне.

Налог за земли, занятые жилищным фондом (государственным, общественным, кооперативным и индивидуальным) в границах городов и поселков городского типа, исчисляется юридическим лицам и гражданам в размере 3% ставки земельного налога, установленной городскими и поселковыми органами власти для соответствующих зон данного города или поселка.

Налог за земли под дачными участками, кооперативными и индивидуальными гаражами в границах городской, поселковой черты исчисляется в размере 3% ставки земельного налога, установленной в городах и поселках городского типа.

Юридические лица ежегодно не позднее 1 июля представляют в государственные налоговые инспекции по месту нахождения облагаемых объектов расчеты причитающихся с них платежей налога в текущем году по установленной форме.

Земельный налог с юридических лиц и граждан исчисляется начиная с месяца, следующего за месяцем предоставления им земельных участков. Учет плательщиков и исчисление налога производятся ежегодно по состоянию на 1 июня.

Споры, возникающие по вопросам арендной платы за землю, рассматриваются судом или арбитражным судом в соответствии с их компетенцией, а по вопросам, касающимся земельного налога, в порядке, установленном законодательством РФ.

Плательщики, своевременно не привлеченные к уплате земельного налога, привлекаются к обложению не более чем за два предшествующих года. За такой же период допускается пересмотр неправильно произведенного обложения.

Платежи за землю зачисляются на специальные бюджетные счета соответствующих органов государственной власти.

Доля средств от налога и арендной платы за сельскохозяйственные угодья, перечисляемых республиками в составе РФ, краями, областями, автономной областью, автономными округами на специальный бюджетный счет РФ, устанавливается законодательными органами исходя из потребности в средствах на централизованно выполняемые мероприятия, предусмотренные ст.24 Закона РФ «Оплате за землю «.Изменение указанных долей производится по представлению Правительства России одновременно с утверждением проекта бюджета на предстоящий финансовый год .

Земельный налог и арендная плата учитываются в доходах и расходах соответствующих бюджетов отдельной строкой и используются исключительно на следующие цели: финансирование мероприятий по землеустройству. Ведению земельного кадастра, мониторинга, охране земель и повышению их плодородия, освоению новых земель, на компенсацию собственных затрат землепользователя на эти цели и погашение ссуд, выданных под указанные мероприятия и процентов за их использование. Средства на эти цели расходуются по соответствующим нормативам; инженерное и социальное обустройство территории; фиксированные выплаты пользователям земли, ведущим сельскохозяйственное производство на землях низкого качества.

  • Налоги и налоговая система
  • Налоговый кодекс Российской Федерации
  • В соответствии с определением, данным в статье 12, местными признаются налоги, установленные Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.

    В соответствии со статьей 15 Налогового кодекса РФ к местным налогам относятся:

    Порядок распределения налоговых полномочий между федеральным законодателем и представительной властью на муниципальном уровне при установлении местных налогов представлен в виде табл. 23.

    Разграничение компетенций федерального и муниципального законодательств при установлении местных налогов

    • объект налогообложения;
    • налоговая база;
    • налоговый период;
    • порядок исчисления.
    • налоговые ставки;
    • порядок и сроки уплаты;
    • налоговые льготы и порядок их применения (дополнительные к федеральным)
    • Органы местного самоуправления не вправе устанавливать налоги, не предусмотренные федеральным законодательством. Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются и вводятся в действие законами субъектов Федерации.

      Местные налоги полностью зачисляются в местные бюджеты.

      Доля поступлений от местных налогов в доходах консолидированного бюджета России невелика, менее 2%. Поступления от местных налогов являются только частью доходов бюджета муниципального образования, основными же источниками служат отчисления от федеральных и региональных налогов.

      В России насчитывается 83 субъекта, в которых 24,2 тыс. муниципальных образований. Проблемой практически всех органов местного самоуправления является финансовая зависимость от федеральных и региональных уровней власти. Зачастую собственных средств не хватает на покрытие расходов, связанных с выполнением полномочий, возложенных на муниципальные власти. Успешное же решение вопросов местного значения напрямую зависит от финансового обеспечения соответствующих бюджетов.

      В перспективе планируется заменить существующие земельный налог и налог на имущество физических лиц единым налогом на недвижимость, однако этот процесс пока сдерживается неразвитостью системы рыночной оценки недвижимости.

      Налог на имущество физических лиц

      Порядок взимания установлен законом РФ от 9 декабря 1991 г. «О налогах на имущество физических лиц».

      Плательщики налогов на имущество — физические лица, имеющие в собственности объекты налогообложения, определяемые законом.

      Закон выделяет две группы объектов налогообложения:

    • жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения;
    • моторные лодки, вертолеты, самолеты и другие транспортные средства, за исключением автомобилей, мотоциклов и других самоходных машин и механизмов на пневмоходу.
    • Налог с имущества первой группы исчисляется с его инвентаризационной стоимости или со стоимости, определяемой по обязательному страхованию в размере, не превышающем 0,1%.

      Налог на транспортные средства уплачивается в зависимости от их мощности.

      Исчисление налогов производится налоговыми органами.

      Уплата налога производится владельцами равными долями в два срока — не позднее 15 сентября и 15 ноября.

      По новым строениям, помещениям и сооружениям, а также по приобретенным транспортным средствам налог уплачивается с начала года, следующего за их возведением или приобретением.

      За транспортное средство, находящееся в собственности нескольких физических лиц, налог взимается с того лица, на имя которого зарегистрировано это транспортное средство.

      За строение, помещение и сооружение, перешедшее по наследству, налог взимается с наследников с момента открытия наследства.

      В случае уничтожения, полного разрушения строения, помещения, сооружения или транспортного средства взимание налога прекращается начиная с месяца, в котором они были уничтожены или полностью разрушены.

      При переходе права собственности на строение, помещение, сооружение или транспортное средство от одного собственника к другому в течение календарного года налог уплачивается первоначальным собственником 1 января этого года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности на указанное имущество, а новым собственником — начиная с месяца, в котором у последнего возникло право собственности.

      При возникновении права на льготу в течение календарного года перерасчет налога производится с месяца, в котором возникло это право.

      НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

      2.2 Классификация налогов

      В настоящее время виды налогов и сборов как важнейшей составляющей налоговой системы весьма разнообразны. Налоги можно классифицировать по разным признакам.

      Все налоги, действующие на территории РФ, в зависимости от уровня установления подразделяются на три вида:

      Федеральные налоги устанавливаются, отменяются и изменяются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

      Региональные налоги устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории соответствующих субъектов РФ. Правительство субъектов Федерации наделено правом вводить или отменять региональные налоги на своей территории и изменять некоторые элементы налогообложения в соответствии с действующим федеральным законодательством.

      Местные налоги регламентируются законодательными актами федеральных органов власти и законами субъектов РФ. Органам местного самоуправления в соответствии с НК РФ предоставлено право вводить или отменять на территории муниципального образования местные налоги и сборы.

      Классификация налогов в РФ в зависимости от уровня установления

    • Налог на добавленную стоимость;
    • Акцизы;
    • Налог на доходы физических лиц;
    • Налог на прибыль организаций;
    • Налог на добычу полезных ископаемых;
    • Водный налог;
    • Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
    • Государственная пошлина.
    • Налог на имущество организаций;
    • Транспортный налог;
    • Налог на игорный бизнес.
    • Земельный налог;
    • Налог на имущество физических лиц.
    • При введении в действие на территории соответствующего субъекта РФ налога на недвижимость прекращается действие налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога.

      В зависимости от метода взимания налоги подразделяются следующим образом:

      Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, владение и пользование которым служит основанием для налогообложения. К прямым налогам относятся:

      • налог на доходы физических лиц;
      • налог на прибыль организаций;
      • налоги на имущество как юридических, так и физических лиц.

      Косвенные налоги нередко называются налогами на потребление, непосредственно включаются в цену товара (работы, услуги) в виде надбавки и уплачиваются потребителями. Эти налоги предназначены для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. При косвенном налогообложении субъектом налога является продавец товара (работы, услуги), а носителем и фактическим плательщиком данного налога выступает потребитель. К косвенным налогам относятся:

    • налог на добавленную стоимость;
    • акцизы;
    • таможенные пошлины и др.
    • Косвенные налоги — наиболее простые для государства с точки зрения их взимания, но достаточно сложные для налогоплательщика с точки зрения укрывательства от их уплаты. Привлекательны для государства эти налоги еще и потому, что их поступления в казну прямо не привязаны к финансово-хозяйственной деятельности субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже убыточной работы организаций.

      Вместе с тем государство в силу этих особенностей косвенного налогообложения вынуждено использовать и прямые налоги, чтобы под налоговое воздействие подпало как можно большее число объектов деятельности налогоплательщика. Все это в комплексе создает достаточную устойчивость налоговых поступлений и одновременно усиливает зависимость размера уплачиваемых налогоплательщиком налогов от эффективности его деятельности.

      Нередко на практике проводят разделение налогов в зависимости от их использования:

      К общим налогам относятся большинство взимаемых в любой налоговой системе налогов. Их отличительная особенность заключается том, что после поступления в бюджет они обезличиваются и расходуются на цели, определенные в соответствующем бюджете.

      В отличие от них специальные налоги имеют строго целевое предназначение и «закреплены» за определенными видами расходов. В частности, в РФ примером специальных налогов могут служить:

    • транспортный налог;
    • налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
    • В зависимости от установленных ставок налогообложения налоги бывают:

    • твердыми;
    • процентными (пропорциональными, прогрессивными и регрессивными).
    • В зависимости от финансово-экономической целесообразности и отражения в бухгалтерском учете налоги классифицируются следующим образом:

    • включаемые в продажную цену товаров (работ, услуг);
    • относимые на издержки обращения и затраты производства;
    • относимые на финансовые результаты;
    • уплачиваемые за счет чистой прибыли, остающейся в распоряжении налогоплательщика.
    • В зависимости от принадлежности к уровню бюджета налоги можно подразделить так:

      Закрепленные налоги непосредственно и целиком поступают в конкретный бюджет или во внебюджетный фонд. Среди них выделяют налоги, поступающие в федеральный, региональный и местные бюджеты.

      Регулирующие налоги поступают одновременно в бюджеты разных уровней в пропорции, определенной бюджетным законодательством.

      Особая категория налогов — так называемые специальные налоговые режимы. В НК РФ предусмотрена возможность установления четырех таких режимов.

      Классификация налогов в РФ в зависимости от субъектов налогообложения

      Местные налоги

      К местным налогам относятся земельный налог и налог на имущество физических лиц.

      Земельный налог

      Данный налог взимается на основании гл. 31 «Земельный налог» НК РФ. Вводится в действие ПК РФ и правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

      Налогоплательщики – организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, постоянного пользования или пожизненного наследуемого владения.

      Объект налогообложения – земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

      Не признаются объектами налогообложения земельные участки:

      – изъятые из оборота;

      – ограниченные в обороте, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов РФ; объектами, включенными в список всемирного наследия; историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

      – используемые для обеспечения обороны, безопасности, таможенных нужд;

      – водные объекты в государственной собственности.

      Налоговая база – кадастровая стоимость земельных участков. Организации и индивидуальные предприниматели определяют налоговую базу самостоятельно, для физических лиц она устанавливается налоговыми органами. Не облагаемая налогом сумма – 10 000 руб. на одного налогоплательщика для следующих категорий:

      – Героев СССР, Героев России, полных кавалеров ордена Славы;

      – инвалидов I, II и III групп;

      – инвалидов с детства;

      – ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, боевых действий;

      – физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки, подвергшихся воздействию радиации;

      – физических лиц, участвовавших в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок;

      – физических лиц, перенесших лучевую болезнь в результате испытаний ядерных установок.

      Налоговым периодом признается календарный год, отчетным – I квартал, полугодие, 9 месяцев.

      Налоговая ставка устанавливается нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не может превышать:

      – 0,3% для земель сельскохозяйственного назначения, земель под жилищным фондом и объектами жилищно-коммунального хозяйства, земель личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства; а также дачного хозяйства;

      – 1,5% для прочих земельных участков.

      Налоговые льготы. Освобождаются от налогообложения:

      – организации уголовно-исправительной системы Минюста России;

      – земли, занятые государственными автомобильными дорогами общего пользования;

      – земли под объектами мобилизационного назначения;

      – общероссийские общественные организации инвалидов (если инвалидов в их составе не менее 80%);

      – организации, уставный капитал которых состоит из вкладов общественных организаций инвалидов (если численность инвалидов составляет не менее 50% общей численности, их фонд заработной платы – не менее 25% общего фонда заработной платы);

      – организации народных художественных промыслов;

      – физические лица – коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока, общины таких народов;

      – организации – резиденты особой экономической зоны – сроком на пять лет с момента возникновения собственности на земельный участок.

      Порядок исчисления налога. Сумма налога равна произведению налоговой базы на налоговую ставку. Организации и индивидуальные предприниматели исчисляют сумму налога самостоятельно, для физических лиц се рассчитывают налоговые органы.

      Муниципальные образования могут предусмотреть не более двух авансовых платежей для физических лиц. Сумма авансового квартального платежа для организаций и индивидуальных предпринимателей рассчитывается исходя из 1/4 налоговой ставки.

      Если изменяется право собственности на земельный участок, то сумма налога корректируется на коэффициент, рассчитываемый по формуле

      К = Число полных месяцев, в течение которых земельный участок находился в собственности (пользовании) налогоплательщика / Число календарных месяцев в налоговом периоде.

      Сроки уплаты налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают налоговые платежи.

      Налоговая декларация представляется организациями и индивидуальными предпринимателями не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Расчеты сумм по авансовым платежам представляются не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

      Налог на имущество физических лиц

      Данный налог взимается на основании Закона РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц».

      Налогоплательщиками являются физические лица – собственники имущества. Если имущество находится в долевой собственности нескольких физических лиц, то плательщиком налога является каждое из этих лиц соразмерно его доле в этом имуществе. Если имущество находится в совместной собственности нескольких лиц, то они несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства. Вместе с тем, налогоплательщиком может стать одно из этих лиц, определенное по соглашению между ними.

      Объектом налогообложения являются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.

      Налоги исчисляются налоговыми органами на основании сведений, полученных от органов, осуществляющих регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Платежное извещение вручается плательщику налога до 1 августа. Налог поступает в местный бюджет полностью. Сроки уплаты налога – 15 сентября и 15 ноября. В случае неуплаты налога в установленный срок взимается пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Банка России, но не более 0,1%.

      Льготы по налогу. От уплаты налога освобождаются:

      – Герои СССР и Герои России;

      – кавалеры орденов Славы трех степеней;

      – инвалиды I и II групп, инвалиды с детства;

      – участники гражданской и Великой Отечественной войн и других боевых операций;

      – лица вольнонаемного состава СА, ВМФ, МВД и ФСБ, участвовавшие в Великой Отечественной войне;

      – лица, получившие льготы по Чернобылю;

      – лица, подвергшиеся радиации;

      – участники испытаний ядерного оружия;

      – члены семей военнослужащих, потерявшие кормильца;

      Налог на строения и помещения не платится пенсионерами, воинами-афганцами, не взимается налог с творческих мастерских, ателье, студий. Налог не взимается с жилых строений жилой площадью до 50 кв.м и хозяйственных строений и сооружений общей площадью до 50 кв.м в садоводческих и дачных некоммерческих объединениях.

      Лица, имеющие право на льготы, должны самостоятельно представить в налоговый орган документы, подтверждающие такое право. В случае несвоевременного обращения за предоставлением льготы перерасчет суммы налогов производится не более, чем за 3 года по письменному заявлению налогоплательщика.

      Ставки налога устанавливаются представительными органами местного самоуправления по месту нахождения объекта налогообложения. Ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости имущества. Предельные ставки определены законодательством (табл. 12.1).

      Ставки налога на имущество физических лиц

      Схема. Налоги и сборы. Местные налоги. Земельный налог. Налогоплательщики. Объект налогообложения. Налоговая база

      Схема. Налоги и сборы. Местные налоги. Земельный налог. Налогоплательщики. Объект налогообложения. Налоговая база

      Разработчик — ООО «КОНСЭКО Пресс»

      Компания «КОНСЭКО Пресс» с 1990 года ведет консультационную деятельность и издает пособия по российскому хозяйственному законодательству. «КОНСЭКО Пресс» активно работает с российскими и зарубежными компаниями, федеральными органами власти, с 1995 года является ведущим исполнителем нескольких проектов в области правового образования, реализуемых в рамках межправительственных соглашений и международных программ технической помощи.

      Другое направление работы компании — разработка учебных и справочных материалов для предпринимателей, высших учебных заведений юридического и экономического профиля.

      Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

      Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

      Кто является плательщиками земельного налога?

      Отправить на почту

      Плательщики земельного налога определены ст. 388 НК РФ. Однако привязка их к объекту налогообложения и непростая система льгот существенно усложняют перечень плательщиков земельного налога. Рассмотрим, какие лица и при каких условиях являются налогоплательщиками земельного налога.

      Правовая база земельного налога

      Земельный налог — местный сбор, подлежащий уплате в соответствующих регионах.

      Основные положения земельного налога определены гл. 31 НК РФ. При этом регионы в отношении него принимают свои законы, которыми они вправе самостоятельно регулировать ряд вопросов:

    • устанавливать и дифференцировать налоговые ставки при условии, что они не превышают приведенные в НК РФ;
    • определять порядок и сроки уплаты налогов организациями с учетом ограничений, имеющихся в НК РФ;
    • вводить дополнительные (в сравнении с НК РФ) налоговые льготы.
    • Какие еще налоги нужно платить в местный бюджет, читайте в материале «Федеральные, региональные и местные налоги в 2017 году».

      Кто платит земельный налог?

      Определение плательщиков земельного налога очень простое. Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога являются юридические и физические лица, у которых есть земля, признаваемая объектом налогообложения, и одно из следующих прав на эту землю:

    • собственности, в том числе совместной или долевой;
    • пользования без срока;
    • пожизненного владения на условиях наследства.
    • Лица, имеющие право безвозмездного пользования, а также использующие землю по договору аренды, не обязаны уплачивать земельный налог (п. 2 ст. 388 НК РФ).

      При наличии совместной или долевой собственности на земельный участок каждый из собственников платит налог соответственно своей доле (п. 2 ст. 391 и ст. 392 НК РФ):

    • при совместной собственности эти доли равны;
    • при долевой — пропорциональны доле собственности на землю.
    • Определение объектов налогообложения приведено в ст. 389 НК РФ. Это вся земля, имеющаяся на территории регионов, принявших закон о земельном налоге, за исключением:

    • земли, изъятой из оборота или ограниченной в обороте;
    • лесных участков, предназначенных для лесозаготовок;
    • земли культурного наследия;
    • земельные участки водного фонда, находящиеся в государственной собственности;
    • земли под многоквартирными домами.
    • Если участок попадает на территорию нескольких регионов, то плательщики земельного налогауплачивают его в каждом из этих регионов в соответствии с местными законами. При этом налоговая база по каждому региону определяется в пропорции к доле площади земельного участка, расположенной в этом регионе (п. 1 ст. 391 НК РФ).

      Когда за налогоплательщиками признаются права на льготы

      Перечень льгот по земельному налогу установлен ст. 395 НК РФ. Основными условиями для их применения служат:

    • предоставление участка для определенных целей и использование его в этих целях;
    • документальное подтверждение права на льготы.
    • Организации, являющиеся плательщиками земельного налога, освобождаются от уплаты налога по участкам, предназначенным для целей размещения:

    • учреждений уголовно-исполнительной системы;
    • автомобильных дорог общего пользования;
    • религиозных сооружений;
    • общественных организаций инвалидов;
    • народных художественных промыслов;
    • особых и свободных экономических зон;
    • инновационного центра «Сколково».
    • Для общественных организаций инвалидов и организаций с их участием есть дополнительные ограничения. Льготы для них применимы, если:

    • в общероссийских общественных организациях численность инвалидов превышает 80%;
    • в организациях с уставным капиталом, образованным вкладами общероссийских организаций инвалидов, численность работников-инвалидов составляет более 50%, а доля их зарплаты в фонд оплаты труда превышает 25%, при этом участок используется для производства и реализации товаров, работ, услуг, но не для подакцизных или облагаемых НДПИ товаров, не для брокерских или иных посреднических услуг;
    • учреждения, имущество которых полностью принадлежит общероссийским общественным организациям инвалидов, занимаются деятельностью, направленной на оказание помощи инвалидам, их социальную защиту и реабилитацию.
    • Сроки освобождения от налога особых и свободных экономических зон ограничены:

    • 10 годами с даты регистрации в качестве резидента — для судостроительных организаций особой зоны;
    • 5 годами с месяца появления права на земельный участок — для прочих резидентов особой зоны;
    • 3 годами с месяца появления права на земельный участок — для участников свободной экономической зоны.
    • Для физлиц существует только одна льгота. Ей могут воспользоваться коренные малочисленные народы РФ, продолжающие вести образ жизни, традиционный для них.

      Законами регионов могут быть установлены дополнительные льготы по налогу как для организаций, так и для физлиц.

      О нюансах уплаты земельного налога за дачные участки читайте здесь.

      Условия уменьшения налоговой базы для физлиц

      Некоторые категории физлиц — налогоплательщиков земельного налога имеют право еще на одну льготу. Она представляет собой непосредственное уменьшение налоговой базы на сумму, которая не облагается налогом. При этом налог (если сумма уменьшения равна ему или превышает его) может уменьшиться до нуля (п. 7 ст. 391 НК РФ). По НК РФ сумма уменьшения составляет 10 тыс. руб. (п. 5 ст. 391 НК РФ). Однако регионы могут изменять как величину этой суммы, так и перечень налогоплательщиков, имеющих право на такую льготу (п. 2 ст. 387 НК РФ).

      Согласно п. 5 ст. 391 НК РФ указанная льгота применима, если плательщик земельного налога, является:

    • Героем СССР, РФ или полным кавалером ордена Славы;
    • инвалидом 1-й или 2-й группы, инвалидом с детства;
    • ветераном или инвалидом ВОВ или боевых действий;
    • лицом, подвергшимся радиационному воздействию вследствие аварий на гражданских и военных объектах РФ или при проведении ядерных испытаний.
    • Право на такую льготу должно быть подтверждено документально. Порядок и сроки предоставления документов устанавливаются законами регионов. При этом срок подтверждения не может быть позднее 1 февраля года, следующего за расчетным (п. 6 ст. 391 НК РФ).

      О том, как земельный налог рассчитывается для ИП, читайте в статье «Земельный налог для ИП с 2015 года».

      Плательщиками земельного налога являются физические и юридические лица, пользующиеся земельными участками на основании права собственности, права бессрочного пользования или по праву наследования земель. Налоговым законодательством установлен ряд лиц, имеющих льготные условия при исчислении налога. При этом законами субъектов перечень льготников может быть расширен.

      Чтобы разобраться во всех нюансах исчисления земельного налога, читайте нашу рубрику «Земельный налог».

      Узнавайте первыми о важных налоговых изменениях

      Местные налоги земельный налог

      К местным налогам относятся:

      2) налог на имущество физических лиц.

      Местными налогами (а с 1 января 2015 года – и сборами) признаются налоги (и сборы), которые установлены Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено п. 4 ст. 12 Налогового кодекса РФ и п. 7 ст. 12 Налогового кодекса РФ.

      Отметим, что с 1 января 2015 года изменяется название ст. 15 Налогового кодекса РФ. С 1 января 2015 года она именуется «местные налоги и сборы».

      К местным налогам (и сборам) относятся:

      1) земельный налог;

      2) налог на имущество физических лиц;

      3) торговый сбор, введенный Главой 33 Налогового кодекса РФ с 1 января 2015 года.

      Земельный налог, налог на имущество физических лиц, а также торговый сбор устанавливаются Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводятся в действие и прекращают действовать в соответствии с Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязательны к уплате на территориях этих муниципальных образований.

      В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе земельный налог, налог на имущество физических лиц, а также торговый сбор устанавливаются Налоговым кодексом РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации, вводятся в действие и прекращают действовать в соответствии с Налоговым кодексом РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации и обязательны к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации.

      При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются Налоговым кодексом РФ.

      Представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом РФ, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения (абз. 6 п. 4 ст. 12 Налогового кодекса РФ).

      Отметим, что до 31 декабря 2014 года (включительно) применяется Закон РФ от 9 декабря 1991 года N 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (далее — Закон № 2003-1).

      Однако, в связи с принятием Федерального закона от 4 октября 2014 года N 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» (далее — Закон № 284-ФЗ) с 1 января 2015 года Закон № 2003-1 утратит силу.

      Вместо него будет применяться новая Глава 32 «Налог на имущество физических лиц» Налогового кодекса РФ.

      При этом статус этого налога не изменится — он по-прежнему относится к местным налогам. Изменится только порядок его установления — налог на имущество физических лиц с 1 января 2015 года будет установлен, прежде всего, Налоговым кодексом РФ. Кроме него он должен устанавливаться нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводиться в действие и прекращать действовать в соответствии с Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Налог на имущество физических лиц обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

      В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе налог должен устанавливаться Налоговым кодексом РФ, законами указанных субъектов Российской Федерации, вводиться в действие и прекращать действовать в соответствии с Налоговым кодексом РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации и будет обязателен к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации.

      Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) должны определить налоговые ставки в пределах, установленных Главой 32 «Налог на имущество физических лиц» Налогового кодекса РФ, и особенности определения налоговой базы.

      При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут также устанавливаться налоговые льготы, не предусмотренные Главой 32 «Налог на имущество физических лиц» Налогового кодекса РФ, основания и порядок их применения налогоплательщиками (ст. 399 Налогового кодекса РФ).

      Смотрите так же:

      • Порядок экспертизы промышленной безопасности Законодательство ФНП "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности" Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности" Зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ 26 декабря […]
      • Образец приказа административного Что такое приказы по основной деятельности Приказ — это основной распорядительный документ предприятия. В номенклатуре дел организации издание таких распоряжений, как правило, разделяется на две большие группы: приказы по основной деятельности и по личному […]
      • Шахматы правила и стратегия Шахматный учебник онлайн Правила, стратегия и тактика в шахматах, дебюты, эндшпиль. Всё для обучения и совершенствования в игре. Знать только правила и близко не означает знать, как играть в шахматы. Поэтому в вашем распоряжении множество статей по разным […]
      • Помощник в районном суде Помощник судьи - что за профессия? Обязанности помощника судьи Как выбрать хорошую профессию, которая подарит моральное удовлетворение и принесет неплохой материальный доход? Таким вопросом рано или поздно задается каждый человек. Конечно, бывают […]
      • Как узнать передали ли долг коллекторам Как узнать куда передан долг из банка? брала кредитную карту в 2007 году на 50 т.р,выплачивала не регулярно! потом оплатила 110 т.р оставалась оплатить 7 тысяч(я про это не знала) накопилось на 24.03.2014 235 тысяч! я готова по немногу выплачивать,но вопрос […]
      • Гоблин суд Арбитражная практика МОСКВА, 19 июн – РАПСИ. Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области запретил компании "Гоблин ЭнтерТорМент" использовать в названии обозначение "Гоблин" при производстве и прокате фильмов, сообщили в четверг РАПСИ в […]
      • Перечень документов при вступлении в наследство по завещанию Документы для вступления в наследство на квартиру Самая трудоемкая и длительная часть процесса вступления в наследство – сбор документации. Отсутствие какой-то «бумажки» может повлечь за собой дополнительные процедуры (например, необходимость обращаться в […]
      • Заявление на оплачиваемый отпуск на 1 день Секреты грамотного написания заявления на отпуск — образцы для скачивания. Нужно ли писать, если есть график? Ежегодный оплачиваемый отпуск представляет собой период времени, который дается сотруднику для отдыха. Продолжительность длится 28 дней. При наличии […]