Международная помощь по гражданским делам

Законы РФ, принимаемые международными организациями, договоры межгосударственного или и межправительственного уровня предусматривают возможность оказания правовой помощи по гражданским, уголовным и семейным делам на международном уровне.
Международная правовая помощь по гражданским делам на основании заключенных договоров устанавливает правила подведомственности и подсудности дел.

Исковые заявления, подаваемые к физическим лицам, которые проживают на территории одной из договаривающихся стран, подаются в суды этого государства, независимо от того, какое гражданство имеет ответчик.

В отношении юридического лица иск подаётся в судебные инстанции государства, на территории которого находятся органы управления компании. Исковое заявление, связанное с недвижимым имуществом, подаётся в суд той страны, в которой находится это имущество.

Вопросы, связанные с исковой давностью по возбуждению дела, должны разрешаться по законодательству той страны, которая будет разрешать соответствующее правоотношение.

Разобраться в этом вопросе и принять правильное решение можно после юридической консультации опытных юристов интернет-сервиса Правовед.RU. Они сделают всё необходимое для правильного разрешения возникшего вопроса, составят исковое заявление и подадут его в соответствующую инстанцию.

Консультации юристов по законодательству России

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ ПО ГРАЖДАНСКИМ И УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ (ОБЗОР ОТНОШЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ГОСУДАРСТВАМИ СНГ И ЕС)

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ ПО ГРАЖДАНСКИМ И УГОЛОВНЫМ

ДЕЛАМ (ОБЗОР ОТНОШЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

С ГОСУДАРСТВАМИ СНГ И ЕС)

В.И. ЛЫСАК, К.Б. РЫЖОВ

Лысак Валерий Иванович, заместитель директора департамента международного права и сотрудничества Минюста России.

Рыжов Константин Борисович, заместитель начальника отдела международных связей департамента международного права и сотрудничества Минюста России, кандидат юридических наук.

Международная правовая помощь в эпоху глобализации приобретает особое значение как в отношениях между участниками экономических отношений, так и в личных семейных отношениях, осложненных иностранным элементом. При этом ее формат, оперативность и порядок оказания не в последнюю очередь зависят от субъекта помощи и содержания национального законодательства государств, участвующих в ее осуществлении. Авторы анализируют указанные факторы применительно к эффективности существующих международных соглашений о международной правовой помощи между Россией и странами СНГ, а также ЕС. Кроме того, выделяются причины, препятствующие заключению новых соглашений в этой сфере.

Ключевые слова: международная правовая помощь, гражданский процесс, судебные поручения, исполнение судебных решений, Европейский союз, СНГ, Минская конвенция, международные соглашения, принцип взаимности.

Осуществление правовой помощи по гражданским и уголовным делам имеет большое практическое значение сегодня, когда трансграничные экономические и социальные процессы и события являются привычным элементом правовой действительности. Российская Федерация занимает уникальное геополитическое положение, что обусловливает необходимость развития отношений в области правовой помощи по гражданским и уголовным делам как со странами бывшего СССР, так и с партнерами в европейском пространстве.

Каждое из указанных направлений сотрудничества обладает специфическими чертами и предполагает различные правоприменительные сложности при реализации как двусторонних, так и многосторонних соглашений и международных договоров о правовой помощи.

По вопросам оказания правовой помощи по гражданским и уголовным делам во взаимоотношениях компетентных органов государств — участников СНГ применяется Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским семейным и уголовным делам, заключенная в Минске 22 января 1993 г. (далее — Минская конвенция).

В соответствии с решением Совета глав государств Содружества Независимых Государств от 09.10.2009 Грузия, согласно нормам международного права, продолжает участвовать в Минской конвенции.

Объем правовой помощи, оказываемой согласно Минской конвенции, предусматривает проведение экспертизы, вручение документов, допрос сторон, обвиняемых, свидетелей, экспертов, проведение обысков, изъятия, пересылки и выдачи вещественных доказательств, составление и пересылку документов, признание и исполнение судебных решений по гражданским делам, приговоров в части гражданского иска, исполнительных надписей, возбуждение уголовного преследования, розыск и выдачу лиц, совершивших преступления, выполнение других процессуальных и иных действий, предусмотренных законодательством запрашиваемой стороны. Важно обратить внимание на то, что перечень не является закрытым, давая возможность успешно применять Минскую конвенцию спустя почти 20 лет, несмотря на имеющиеся различия законодательств государств-участников.

Минская конвенция устанавливает порядок сношений компетентных органов через центральные органы. Для государств — участников Протокола к Минской конвенции, подписанного 28 марта 1997 г. (Армении, Белоруссии, Казахстана, России, Таджикистана и Украины), действует порядок сношений и через территориальные органы (Молдавия подписала Протокол с оговоркой к ст. 5 Конвенции, определяющей порядок сношений).

В России территориальными органами, которые наделены полномочиями по направлению поручений (запросов, ходатайств) компетентных органов на территорию других государств, являются главные управления Министерства юстиции РФ по субъектам Федерации.

Безусловно, направление документов через территориальные органы сокращает сроки движения документа и в целом исполнения поручения.

Минская конвенция устанавливает требования к поручению, которое должно содержать необходимую и достаточную информацию для его исполнения компетентным органом иностранного государства. Также предусматриваются и отдельные особенности, связанные с исполнением поручений.

На наш взгляд, в силу своей актуальности особого внимания заслуживает вопрос истребования и пересылки документов, касающихся личных или имущественных прав и интересов граждан.

Статья 14 Минской конвенции предусматривает обязательство договаривающихся сторон пересылать друг другу по просьбе без перевода и бесплатно свидетельства о регистрации актов гражданского состояния, документы об образовании, трудовом стаже и др. Направления обращений граждан об их истребовании, а также пересылка документов осуществляются через центральные органы (ст. 5 Конвенции).

Для государств — участников Протокола от 28.03.1997 редакция ст. 14 Минской конвенции предусматривает возможность пересылки документов о регистрации актов гражданского состояния непосредственно через органы регистрации актов гражданского состояния, что значительно сокращает сроки истребования такого рода документов. Другие документы, касающиеся личных и имущественных прав и интересов граждан, пересылаются через территориальные органы юстиции (ст. 5 Конвенции в редакции Протокола).

Минская конвенция заложила правовую основу для признания и исполнения договаривающимися сторонами решений учреждений юстиции по гражданским и семейным делам и решений судов по уголовным делам о возмещении ущерба, вынесенных на территории других договаривающихся сторон.

Без специального производства признаются вступившие в законную силу решения, не требующие по своему характеру исполнения. Другие решения признаются на основании судебного решения договаривающейся стороны, на территории которой оно подлежит исполнению на основании ходатайства о признании. К ходатайству должны быть приложены решение либо его заверенная копия, а также официальный документ о его вступлении в силу, документ, из которого следует, что сторона, против которой вынесено решение, не принявшая участия в процессе, была в надлежащем порядке и своевременно вызвана в суд, документ, подтверждающий частичное исполнение решения на момент пересылки, и документ, подтверждающий соглашение сторон (по делам договорной подсудности).

Указанные положения Минской конвенции соотносятся с нормами российского гражданского и арбитражного процессуального законодательства. В частности, ст. 411 Гражданского процессуального кодекса РФ определяет содержание ходатайства.

Важно отметить, что при исполнении поручений об оказании правовой помощи запрашиваемое учреждение применяет законодательство своей страны.

Во взаимодействии арбитражных и хозяйственных судов государств — участников СНГ широко применяется Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, от 20.03.1992 (далее — Соглашение), участниками которого являются Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина.

Соглашение регулирует вопросы разрешения дел, вытекающих из договорных и иных гражданско-правовых отношений между хозяйствующими субъектами и из их отношений с государственными и иными органами, а также исполнения решений по ним (ст. 1 Соглашения).

Минская конвенция, равно как и Соглашение, предусматривает равные права для граждан и юридических лиц (хозяйствующих субъектов) другого государства — участника СНГ по правовой и судебной защите. В соответствии с Соглашением правовая помощь заключается во вручении и пересылке документов и выполнении процессуальных действий. При оказании правовой помощи компетентные суды и другие органы сносятся друг с другом непосредственно.

Соглашение предусматривает взаимное признание и исполнение вступивших в законную силу решений компетентных органов. Приведение решения в исполнение осуществляется на основании ходатайства заинтересованной стороны, к которому прилагаются его заверенная копия, официальный документ о том, что решение вступило в законную силу, доказательства извещения другой стороны о процессе, а также исполнительный документ.

В решении Экономического суда Содружества Независимых Государств от 21.02.2007 N 01-1/2-06 о толковании норм Соглашения и Минской конвенции отмечается упрощенный порядок взаимоотношений компетентных судов и иных органов при оказании правовой помощи на основании Соглашения, в том числе и возможность для взыскателя направлять ходатайство о приведении в исполнение судебного решения непосредственно уполномоченному на его исполнение органу в соответствии с законодательством запрашиваемого государства без проведения в суде специальной процедуры признания иностранного судебного решения. Экономический суд высказал мнение, что Соглашение и Минская конвенция «не являются международными договорами, заключенными по одному и тому же вопросу, поскольку в предмете их правового регулирования имеются существенные различия», что Соглашение «регулирует более узкий круг отношений, возникающих при оказании правовой помощи, признании и исполнении иностранных судебных решений по хозяйственным делам», «нормы Соглашения следует рассматривать в качестве специальных». На этом основании Экономический суд дает толкование: при оказании правовой помощи по хозяйственным спорам компетентные суды и иные органы государств — участников Соглашения сносятся друг с другом, не обращаясь в высшие судебные инстанции, центральные и территориальные учреждения юстиции; решения по хозяйственному спору, вынесенные судом одного государства, исполняются на территории другого государства без проведения процедуры его признания в судебном порядке на основании ходатайства, направляемого заинтересованной стороной органу, уполномоченному осуществлять исполнение (п. п. 2 и 4 резолютивной части указанного решения).

Нормы Минской конвенции и Соглашения в течение почти 20 лет позволяют с определенной степенью эффективности обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан государств — участников Содружества Независимых Государств и Грузии, лиц, проживающих на их территории, а также юридических лиц, осуществляющих на их территории свою деятельность.

Важным элементом международной правовой помощи является правовая помощь в сфере гражданского процесса, оказываемая Российской Федерацией странам Европейского союза. Актуальность выполнения судебных поручений, исполнения судебных решений судов общей юрисдикции и арбитражных судов не вызывает сомнений. Тем не менее существует ряд практических сложностей, которые не только препятствуют заключению новых двусторонних соглашений в указанной области, но и зачастую не позволяют выполнять судебные поручения (исполнять решения судов) во внедоговорном порядке путем обмена документами непосредственно между судами. Следует, на наш взгляд, выделить следующие причины.

1. Наличие в ЕС директив о правовой помощи, устанавливающих общие правила ее оказания странами — членами Европейского союза.

Очевидно, что на сегодняшний день общеевропейское регулирование многих категорий публичных правоотношений (налоговые, таможенные, в том числе процессуальные) для стран — членов ЕС является приоритетным. Как следствие, заключение двусторонних соглашений каждого из государств — членов ЕС с государством, не входящим в ЕС, всегда требует учета общеевропейского регулирования тех или иных институтов.

В числе регулирующих документов следует упомянуть:

— Директиву Совета Европы 2002/8/ЕС от 27.01.2003, которая содержит общие правила правовой помощи по судебным делам с иностранным элементом (по трансграничным спорам);

— Регламент (ЕС) от 13.11.2007 N 1393/2007 «О вручении в государствах-членах судебных и внесудебных документов по гражданским и торговым делам», а также акты, вводящие упрощенные процедуры признания и исполнения судебных решений по отдельным категориям трансграничных дел;

— Регламент (ЕС) от 21.04.2004 N 805/2004 «О создании европейского исполнительного листа для бесспорных требований»;

— Регламент (ЕС) от 12.12.2006 N 1896/2006 «Об учреждении европейской процедуры судебного приказа»;

— Регламент (ЕС) от 11.07.2007 N 861/2007 «Об учреждении европейской процедуры разрешения исковых требований на незначительную сумму» (с ценой иска не более 2 тыс. евро).

2. Различная структура судебной системы в Российской Федерации и странах Европейского союза. Указанный аспект имеет весьма важные практические последствия для содержания и реализации двусторонних соглашений о правовой помощи. При работе над проектом Соглашения о правовой помощи между Российской Федерацией и Республикой Польша 2011 г., которое опосредует обмен судебными поручениями напрямую между судебными органами России и Польши (минуя Министерство юстиции РФ и его территориальные органы), возникли вопросы определения подведомственности судам различных категорий гражданских дел. Дело в том, что в Польше существует лишь одна высшая судебная инстанция для всех категорий гражданских и уголовных дел, в то время как в России дела, вытекающие из предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражными судами во главе с Высшим Арбитражным Судом. Следовательно, судьям Верховного суда Польши при выполнении тех или иных судебных поручений пришлось бы определять подведомственность дел российским судам, чего польский суд по определению делать не может. Обратная ситуация возникла бы при реализации соглашения о правовой помощи по гражданским и иным торговым делам, например, в случае с Федеративной Республикой Германия, в которой, помимо собственно Федерального верховного суда (Bundesgerichtshof), существуют высшие судебные инстанции по финансовым, трудовым, социальным и административным делам, а также Федеральный патентный суд, но при этом отсутствует высший суд, рассматривающий споры между коммерческими юридическими лицами и предпринимателями.

3. Настороженность ряда европейских партнеров в том, что касается двустороннего регулирования процессуальных и иных публично-правовых институтов. Это относится как к выполнению судебных поручений, так и к исполнению решений судов разных ветвей судебной системы, в частности дел, связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, алиментных, наследственных и иных категорий гражданских дел.

4. Отсутствие закрепленного в российском гражданском процессуальном законодательстве принципа взаимности, реализация которого позволяет судам осуществлять выполнение судебных поручений и исполнение судебных актов без заключения двусторонних договоров о правовой помощи. Однако принцип взаимности является важнейшим принципом сотрудничества в сфере правовой помощи государств — членов ЕС и краеугольным камнем эффективного взаимодействия судебных органов и правопорядков единой Европы, которые сами по себе далеко не едины по форме и содержанию.

Означенные в данной статье особенности регулирования межгосударственных отношений в сфере правовой помощи не носят исчерпывающего характера и требуют дальнейшего совершенствования в рамках правоприменительной практики, а также в ходе международного правового сотрудничества судебных органов и государственных органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия в сфере юстиции, Российской Федерации и иностранных государств.

Статья: Осуществление правовой помощи по гражданским и уголовным делам (обзор отношений Российской Федерации с государствами СНГ и ЕС)
(Лысак В.И., Рыжов К.Б.)
(«Закон», 2012, N 8)

Международная правовая помощь по уголовным делам

В соответствии со ст. 453 УПК при необходимости производства на территории иностранного государства допроса, осмотра, выемки, обыска, судебной экспертизы или иных процессуальных действий, предусмотренных УПК, суд, прокурор, следователь вносит запрос об их производстве компетентным органом или должностным лицом иностранного государства в соответствии с международным договором России, международным соглашением или на основе принципа взаимности. Принцип взаимности подтверждается письменным обязательством Верховного Суда РФ, МИД России, Минюста России, МВД России, ФСБ России, Госнаркоконтроля России или прокуратуры РФ оказать от имени Российской Федерации правовую помощь иностранному государству в производстве отдельных процессуальных действий.

Основными критериями, отличающими правовую помощь по уголовным делам от иных форм сотрудничества в области уголовного судопроизводства, являются следующие:

  • правовая помощь оказывается лишь на основании просьб (запросов, поручений) компетентных органов запрашивающих государств;
  • она касается только производства отдельных процессуальных и оперативно-розыскных действий, связанных с получением доказательственной и иной информации, необходимой для производства по уголовному делу;
  • запрашивающее государство частично передает свою компетенцию (полномочия) по уголовному делу другому (запрашиваемому) государству. Это выражается в допущении запрашивающим государством собирания доказательств по собственному уголовному делу органами запрашиваемого иностранного государства, а также в признании допустимыми доказательств, полученных органами иностранного государства согласно нормам законодательства этого государства.
  • Запрос о производстве процессуальных действий направляется через:

    1. Верховный Суд РФ — по вопросам его судебной деятельности;
    2. Минюст России — по вопросам, связанным с судебной деятельностью всех судов, за исключением Верховного Суда РФ;
    3. МВД России, ФСБ России, Госнаркоконтроль России — в отношении следственных действий (поручений), не требующих судебного решения или согласия прокурора, связанных с проведением дознания или предварительного следствия по делам о преступлениях, отнесенных законом к их компетенции;
    4. прокуратуру РФ — во всех остальных случаях проведения дознания и предварительного следствия (ч. 3 ст. 453 УПК).
    5. Согласно международным договорам и соглашениям, в которых участвует РФ, могут быть оказаны или запрошены следующие виды правовой помощи:

      1. получение заявлений и показаний на территории иностранного государства;
      2. получение показаний по запросу иностранного государства;
      3. вызов лиц, находящихся на территории иностранного государства, для дачи свидетельских показаний и оказания помощи в проведении расследования и иных процессуальных действий;
      4. вручение документов, связанных с производством по уголовным делам;
      5. производство обысков и выемок;
      6. производство следственных и судебных осмотров;
      7. предоставление информации, вещественных доказательств, документов (оригиналов или заверенных копий) по уголовным делам;
      8. установление личности и местонахождения определенных лиц;
      9. проведение судебных экспертиз;
      10. меры по наложению ареста на имущество, передаче имущества, полученного преступным путем;
      11. другие виды помощи, не противоречащие национальному праву запрашиваемого государства.

      Запрос и прилагаемые к нему документы переводятся на официальный язык того иностранного государства, в которое они направляются (ч. 4 ст. 453 УПК РФ). В соответствии со ст. 17 Конвенции СНГ поручение об оказании правовой помощи и приложенные к нему документы должны быть составлены на государственном языке запрашиваемого и запрашивающего государства или на русском языке. Согласно ст. 16 Европейской конвенции о взаимной правовой помощи запрашиваемая сторона может потребовать перевода документов на ее родной язык или на один из официальных языков Совета Европы либо на один из языков, указанных ею. Ратифицируя Конвенцию, Российская Федерация заявила, что направляемые в Россию запросы о правовой помощи и прилагаемые к ним материалы должны сопровождаться переводом на русский язык.

      Запрос о производстве процессуальных действий составляется в письменном виде, подписывается должностным лицом, его направляющим, удостоверяется гербовой печатью соответствующего органа и должен содержать:

      • наименование органа, от которого исходит запрос;
      • наименование и место нахождения органа, в который направляется запрос;
      • наименование уголовного дела и характер запроса;
      • данные о лицах, в отношении которых направляется запрос, включая данные о дате и месте их рождения, гражданстве, роде занятий, месте жительства или месте пребывания, а для юридических лиц — их наименование и место нахождения;
      • изложение подлежащих выяснению обстоятельств, а также перечень запрашиваемых документов, вещественных и других доказательств;
      • сведения о фактических обстоятельствах совершенного преступления, его квалификация, текст соответствующей статьи УК РФ, а при необходимости также сведения о размере вреда, причиненного данным преступлением (ст. 454 УПК РФ; ст. 14 Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам; ст. 7 Конвенции СНГ).
      • В поручении о вручении документа должны быть также указаны точный адрес получателя и наименование вручаемого документа (ч. 7 ст. 7 Конвенции СНГ). В случае, если точный адрес указанного в поручении лица неизвестен, запрашиваемое учреждение принимает в соответствии с законодательством государства, на территории которого оно находится, необходимые меры для установления адреса (ч. 4 ст. 8 Конвенции СНГ).

        Если запрос не может быть исполнен, то полученные документы возвращаются с указанием причин, воспрепятствовавших его исполнению, через орган, его получивший, либо по дипломатическим каналам в тот компетентный орган иностранного государства, от которого исходил запрос. Запрос возвращается без исполнения, если он противоречит законодательству России либо его исполнение может нанести ущерб ее суверенитету или безопасности (ч. 4 ст. 457 УПК; ст. 19 Конвенции СНГ).

        Ратифицируя Европейскую конвенцию о взаимной правовой помощи по уголовным делам, Россия оставила за собой право отказать в исполнении поручения о получении свидетельских показаний, если соответствующие лица воспользовались предоставленным им законодательством РФ правом отказаться от дачи показаний (см. ст. 51 Конституции РФ, ч. 3 и п. 1 ч. 4 ст. 56 УПК и др.).

        В соответствии с п. 1 ст. 5 упомянутой Европейской конвенции Россия оставила за собой право исполнять поручения о проведении обыска или наложении ареста на имущество только при соблюдении следующих условий: преступление, с которым связано судебное поручение, должно быть наказуемо по законам как запрашивающей страны, так и по российскому законодательству, и признаваться по законам Российской Федерации преступлением, в связи с которым предусматривается выдача; кроме того, исполнение судебного поручения не должно противоречить законодательству России.

        Свидетель, потерпевший, эксперт, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, в случае необходимости могут быть вызваны для участия в производстве по уголовному делу на территории Российской Федерации. Согласие указанных лиц требуется в любом случае, независимо от их гражданства и места постоянного проживания (ст. 456 УПК РФ).

        В запросе указывается, в каком объеме вызываемому лицу будут возмещены расходы на проезд и проживание на территории России и выданы пособия. Согласно нормам международных договоров запрашиваемая сторона обычно должна незамедлительно сообщить запрашивающей стороне об ответе вызываемого лица. Если лицо согласно прибыть по вызову, оно может обратиться за выдачей ей аванса, который предоставляется ему через посольство или консульство запрашивающей стороны либо, по просьбе запрашивающей стороны, может быть выдан государством его пребывания. Сумма аванса указывается в запросе о вызове.

        Исполнение запроса может быть произведено путем передачи повестки в порядке, установленном законодательством запрашиваемой стороны, либо в иной форме, если об этом специально просит запрашивающая сторона.

        Согласно Конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г. запрос о вызове должен быть сделан с таким расчетом, чтобы повестка была передана за определенное время до наступления даты явки в судебные органы запрашивающей стороны. В противном случае в исполнении запроса о вызове может быть отказано. Согласно оговоркам и заявлениям участников Конвенции эти сроки колеблются от 30 до 50 дней. Последний срок действует, в частности, и для России.

        Лицу, которое согласилось прибыть по вызову, обеспечивается личный иммунитет от уголовного, а также любого другого преследования за деяния или на основании приговоров, которые имели место до пересечения указанными лицами Государственной границы Российской Федерации. При этом согласно ч. 4 ст. 456 УПК речь идет только о привлечении в качестве обвиняемого, заключении под стражу или других ограничениях личной свободы. На основании Конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г., а также ряда двусторонних договоров России явившееся лицо не может быть привлечено к уголовной ответственности не только за деяния, совершенные им до пересечения указанными лицами Государственной границы Российской Федерации, но и за сделанные им заявления и данные показания в судебном органе запрашивающей стороны. Иногда предусматривается, что ответственность не наступает, если только она не связана с дачей заведомо ложных показаний или проявлением неуважения к суду. Если в запросе о вызове заранее не оговаривалось, какие показания или какая иная правовая помощь требуется от данного лица, оно вправе отказаться от их предоставления.

        Названной Конвенцией 1959 г., Конвенцией ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г., а также договорами с Ираком, Канадой, КНДР, Молдовой и США предусмотрена временная передача лиц, содержащихся под стражей на территории иностранного государства. Согласно указанным соглашениям лицо, содержащееся под стражей в России, может быть передано запрашивающему государству лишь с его согласия. Исключение из этого правила предусмотрено договором с КНДР. Срок передачи устанавливается в специальном соглашении, которое каждый раз особо заключается сторонами.

        Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам указывает, что в помощи может быть отказано, если просьба касается преступления, которое запрашиваемое государство считает политическим преступлением, преступлением, связанным с политическим преступлением, или финансовым преступлением (ст. 2). При этом страны-участницы не пользуются правом, предусмотренным в ст. 2(а) Конвенции, отказывать в помощи только на том основании, что просьба касается преступления, которое запрашиваемое государство считает финансовым преступлением (ст. 1 Дополнительного протокола к Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам). Как было указано выше, ратифицируя Европейские конвенции о выдаче и о взаимной правовой помощи по уголовным делам, Российская Федерация указала на ряд преступлений, предусмотренных в ряде международных конвенций, которые она не будет рассматривать в качестве «политических преступлений» или «преступлений, связанных с политическими преступлениями». Кроме того, Российская Федерация может отказать в оказании правовой помощи, если лицо, которое в запрашивающем государстве подозревается или обвиняется в совершении правонарушения, находится под судом либо было осуждено или оправдано в связи с этим правонарушением в Российской Федерации или в третьем государстве, либо в отношении этого лица в Российской Федерации или в третьем государстве вынесено решение об отказе в возбуждении или прекращении производства по делу, по поводу которого поступил запрос о правовой помощи (см. п. 4 и п. 5 ч. 1 ст. 27 УПК РФ), а также, если преследование или исполнение решения по делу невозможно ввиду истечения срока давности в соответствии с российским законодательством (см. ст. ст. 78, 83 УК РФ).

        В случаях, не терпящих отлагательства, запросы могут быть направлены непосредственно судебными органами запрашивающего государства судебным органам России (судам и органам прокуратуры). При этом копия поручения должна одновременно передаваться в соответствующий центральный компетентный орган (Верховный Суд РФ, Минюст России, прокуратура РФ).

        Запросы о передаче выдержек из судебных материалов и информации о них (п. 1 ст. 13 Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам) могут быть направлены заинтересованными юридическими органами непосредственно соответствующим органам запрашиваемого государства, и ответы могут быть возвращены непосредственно этими органами (п. 3 ст. 15 Европейской конвенции). Однако Россия, ратифицируя Европейскую конвенцию о взаимной правовой помощи по уголовным делам, сделала оговорку о том, что названные запросы направляются в Минюст России или прокуратуру РФ.

        Передача иных просьб о взаимной помощи и, в частности, просьб о проведении расследований до предъявления обвинения может осуществляться непосредственно между юридическими органами (в России это — суды и органы прокуратуры). В тех случаях, когда прямая передача разрешается на основании положений Европейской конвенции, она может осуществляться через Международную организацию уголовной полиции (Интерпол) (п. 4 и п. 5 ст. 15 Европейской конвенции).

        Уголовный процесс: Видео

        Ничего непонятно?

        Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

        Решения международных организаций, международные договоры и внутренние законы России могут предусматривать оказание правовой помощи другим государством по гражданским, семейным или уголовным делам.

        Сегодня подобные двусторонние договоры об оказании помощи по гражданским, семейным и уголовным делам заключены между Россией и Аргентиной, Болгарией, Вьетнамом, Грецией, Египтом, Индией, Китаем, США, а также рядом других государств.

        Кроме того, при оказании международной помощи применяются многосторонние конвенции, ратифицированные Россией, а именно

        • Конвенция по вопросам гражданского процесса (1954 г.);
        • Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (1993 г.);
        • Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам (1959 г.);
        • и ряд других

        Список действующих международных договоров и конвенций, относящихся к правовой помощи, опубликован на сайте минюста.

        Виды оказания правовой помощи

        Правовая помощь может предусматривать следующие действия уполномоченных субъектов:

      • пересылку или составление документов по обращениям граждан (о смерти, рождении, усыновлении);
      • исполнение поручения о вручении предметов или документов;
      • получение и передача в другую страну вещественных доказательств;
      • исполнение решения суда другого государства;
      • информирование о законодательстве другой страны или практике его применения;
      • проставление апостиля (удостоверение официального документа другого государства);
      • и многое другое.
      • Исполнение решения суда

        Решение, вынесенное иностранным судом может быть исполнено в России в течение трех лет, начиная с момента вступления его силу. Правовая помощь может быть оказана тем органом, в чью компетенцию оно входит (суд, орган юстиции, нотариат и др.).

        Выполнение поручений о правовой помощи в судебном порядке по гражданским делам производится, в том числе, в соответствии со ст. 407 ГПК.

        Согласно ст. 407 ГПК суд исполняет переданное поручение иностранного суда исключая случаи, когда такое исполнение может противоречить суверенитету или угрожать безопасности России, или же если его выполнение не входит в компетенцию суда, в который поступило обращение.

        Ходатайство об исполнении решения иностранного суда подается на территории той страны, где данное решение может быть исполнено. Либо оно может быть подано в суд «своей» страны, который и передаст ходатайство в иностранный суд.

        К такому ходатайству должны быть приложены:

      • заверенные копии решений суда и подтверждение того, что оно вступило в законную силу;
      • документ, подтверждающий уведомление о судебном решении ответчика.
      • Лень читать?

        Задай вопрос специалистам и получи
        ответ уже через 15 минут!

        К документам должны быть приложены их переводы на язык страны, в который они будут направлены. Переводы должны быть заверены судом или нотариально.

        Суд того государства, в котором решение должно быть исполнено, рассматривает ходатайство и ограничивается проверкой того факта, что были соблюдены все формальности, предусмотренные конвенциями и договорами между странами. После этого суд обязан вынести решение о принудительном исполнении.

        Порядок такого исполнения в принудительном порядке должен быть определен законодательством той страны, на территории которой осуществляется исполнение.

        В признании решения иностранного суда может быть отказано если:

      • ненадлежащего уведомления ответчика;
      • по данному делу уже имеется судебное решение в любой из стран;
      • дело рассмотрено не компетентным судом;
      • срок давности исполнения в принудительном порядке по законодательству страны, суд которой должен исполнить поручение, истек.
      • Так и не нашли ответ
        на свой вопрос?

        Просто напиши с чем тебе
        нужна помощь

        Международная правовая помощь по гражданским делам

        Акты международных организаций, межгосударственные и межправительственные договоры и внутреннее законодательство РФ предусматривают оказание международной правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам.

        В настоящее время действуют двусторонние договоры РФ, предусматривающие оказание правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам с Азербайджаном, Албанией, Алжиром, Аргентиной, Болгарией, Венгрией, Вьетнамом, Грецией, Египтом, Индией, Испанией, Ираком, Ираном, Кипром, Китаем, КНДР, Кореей, Кыргызстаном, Кубой, Латвией, Литвой, Македонией, Монголией, Молдовой, Польшей, Румынией, Тунисом, Финляндией, Францией, Югославией, Чехословакией, Словенией, США, Эстонией.

        Также действуют следующие многосторонние договоры, предусматривающие оказание правовой помощи: Конвенция по вопросам гражданского процесса (1 марта 1954 г.); Конвенция о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам (15 ноября 1965 г.); Конвенция о получении за границей доказательств по гражданским или торговым делам (18 марта 1970 г.); Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (22 января 1993 г.); Протокол к-Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (28 марта 1997 г.); Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам (20 апреля 1959 г.); Дополнительный Протокол к Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам (17 марта 1978 г.). Перечень действующих международных правовых документов, касающихся правовой помощи, публикуется на сайте Минюста России.

        Направление запроса о правовой помощи возможно ив отсутствие международного договора об оказании правовой помощи на условиях международной вежливости.

        Договоры о правовой помощи определяют правила подведомственности и подсудность. Например, иски к физическим лицам, проживающим на территории одного из договаривающихся государств, предъявляются в суды этого государства (независимо от гражданства ответчика), а иски к юридическим лицам — в суды государства, на территории которого находится орган управления юридического лица, его представительство или филиал. Иски о правах на недвижимое имущество предъявляются в суды по месту нахождения этого имущества.

        В соответствии с положениями этих договоров сделки регулируются законом места их совершения (за исключением сделок с недвижимым имуществом, которые регулируются законом страны местонахождения имущества). Обязательства сторон по сделкам определяются по законам места их совершения. Вопросы исковой давности разрешаются по законодательству, которое применяется для урегулирования соответствующего правоотношения.

        Правила выдачи и срок действия доверенностей определяются по законодательству государства, на территории которой она была выдана.

        Помимо вопросов правовой помощи и правовых отношений по гражданским делам, договоры регламентируют и вопросы оказания помощи по семейным и наследственным делам. Так, условия заключения брака определяются для каждого из супругов законодательством страны его гражданства, а личные и имущественные правоотношения — по законодательству страны, на территории которой супруги имеют совместное местожительство. Расторжение брака производится по законодательству страны, гражданами которого являются супруги. Если супруги имеют различное гражданство, применяется закон государства, учреждение которого рассматривает дело о расторжении брака.

        Правоотношения родителей и детей определяются по закону страны, на территории которой постоянно проживают дети. Установление или оспаривание отцовства или материнства производится по закону страны гражданства ребенка. Установление или отмена опеки и попечительства производится по закону страны, гражданином которой является лицо, в отношении которого осуществляются данные действия. Усыновление или его отмена производится по закону страны, гражданином которого является усыновитель. При этом если усыновляемый является гражданином другого государства, требуется согласие его законного представителя или компетентного государственного органа (в некоторых случаях — согласие самого ребенка).

        Правовая помощь по международным договорам, в частности, предусматривает: составление и пересылку копий документов в сфере актов гражданского состояния по запросам органов загса, нотариусов, иных органов и по обращениям граждан; исполнение поручений судов о вручении документов; истребование и передачу вещественных доказательств; истребование по запросам нотариусов копий наследственных дел, материалов по ним, сведений о денежных вкладах; признание и исполнение судебных решений; предоставление информации о действующем в отдельных странах законодательстве и о практике его применения судебными органами и пр.

        Одним из видов правовой помощи является легализация иностранных официальных документов — процедура, выполняемая дипломатическими или консульскими представителями страны, на территории, где документ должен быть представлен, для удостоверения подлинности подписи, качества лица, подливавшего документ, подлинности печати, которой скреплен этот документ.

        Действие Гаагской конвенции 1961 г., отменяющей легализацию иностранных официальных документов, распространяется на официальные документы, которые были исполнены на территории одного из договаривающихся государств и должны быть представлены на территории другого договаривающего государства. Единственной формальностью, которая требуется для удостоверения их подлинности, является проставление апостиля.

        Обязательность на территории РФ постановлений судов иностранных государств установлена международными договорами РФ (ст. 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»). Решение иностранного суда может быть предъявлено к принудительному исполнению в течение трех лет с момента вступления решения в законную силу. Правовая помощь оказывается органами, в чью компетенцию входит рассмотрение данных дел (суды, органы юстиции, нотариат и т.д.). Выполнение поручений о правовой помощи производится в порядке, предусмотренном международными договорами, ст. 407 ГПК, ст. 215 АПК.

        В соответствии со ст. 407 ГПК суды РФ исполняют переданные им поручения иностранных судов за исключением случаев, когда исполнение поручения противоречит суверенитету или угрожает безопасности Российской Федерации; исполнение поручения не входит в компетенцию суда.

        Ходатайство о принудительном исполнении решения суда подается в суд страны, где решение подлежит исполнению. Оно может быть подано и в суд, который вынес решение по делу. Этот суд направляет ходатайство в иностранный суд, который вправе вынести решение по ходатайству. К ходатайству прилагаются: а) заверенная копия решения суда и документ о том, что решение вступило в законную силу; б) документ о том, что сторона, в отношении которой было вынесено решение, не принявшая участия в процессе, была в надлежащем порядке и своевременно вызвана в суд. Ко всем документам прилагаются заверенные переводы на язык запрашиваемой стороны.

        Суд государства, на территории которого должно быть осуществлено принудительное исполнение, рассматривающий ходатайство о признании и разрешении принудительного исполнения решения, должен ограничиться установлением того, что условия, предусмотренные конвенциями, соблюдены. В случае если условия соблюдены, суд выносит решение о принудительном исполнении.

        Порядок принудительного исполнения определяется по законодательству страны, на территории которой должно быть осуществлено принудительное исполнение.

        В признании решений судов и в выдаче разрешения на их принудительное исполнение может быть отказано в случаях, если: а) ответчик не принял участия в процессе вследствие того, что ему не был своевременно и надлежаще вручен вызов в суд; б) по делу между теми же сторонами, о том же предмете и по тому же основанию на территории страны, где должно быть признано и исполнено решение, было уже ранее вынесено вступившее в законную силу решение или имеется признанное решение суда третьего государства либо если учреждением этой страны было ранее возбуждено и ведется производство по данному делу; в) дело относится к исключительной компетенции учреждения государства, на территории которого решение должно быть признано и исполнено; г) истек срок давности принудительного исполнения по законодательству стороны, суд которой исполняет поручения.

        Признание и исполнение иностранных арбитражных решений в Российской Федерации осуществляется на основании Конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (Нью-Йорк, 10 июня 1958 г.),.Европейской конвенции о внешнеторговом арбитраже (Женева, 21 апреля 1961 г.), договоров о правовой помощи по гражданским делам, соглашений о поощрении и защите капиталовложений, торговых соглашений, а также в соответствии, с Законом РФ от 07.07.1993 № 5338-1 «О международном коммерческом арбитраже».

        Сущность и значение международной правовой помощи по гражданским и семейным делам

        О.Г. НИКУЛЬШИНА,

        кандидат юридических наук, доцент кафедры частного права РГГУ

        Международная правовая помощь является неотъемлемой частью правосудия. Нормативное регулирование международной правовой помощи осуществляется государством, в том числе Россией, где государство — монопольный субъект ее оказания.

        Международная правовая помощь — необходимое условие осуществления правосудия (если в деле участвует иностранный элемент либо есть необходимость проведения процессуальных действий в другом государстве). Соответственно уровень реализации правовой помощи должен учитываться при определении критериев эффективности судопроизводства. Надлежащее осуществление международной правовой помощи влияет на возможность обеспечения судами прав лиц, участвующих в гражданских и семейных делах.

        Международная правовая помощь по гражданским и семейным делам есть совокупность действий компетентных национальных органов и должностных лиц одного государства по оказанию содействия в осуществлении правосудия по гражданским и семейным делам соответствующим органам и должностным лицам другого государства, регламентированных комплексом международных и внутригосударственных юридических норм.

        Международная правовая помощь по гражданским и семейным делам на внутригосударственном уровне представляет собой межотраслевое образование. К ней должны применяться принципы соответствующих процессуальных отраслей, а также международного права. Несомненно, императивные принципы подлежат применению при регламентации вопросов международной правовой помощи. Наиболее близкими являются принципы сотрудничества, суверенного равенства государств, добросовестного выполнения обязательств, невмешательства во внутренние дела, уважения прав человека и основных свобод.

        По своему содержанию международная правовая помощь имеет сложную правовую структуру. В ее состав входит несколько групп правоотношений. При реализации международной правовой помощи следует разделить существующий комплекс правоотношений на две группы — международный и внутригосударственный механизм.

        Первую группу составляют межгосударственные отношения, которые проявляются в следующем:

        · государство вступает в отношения с другим государством по поводу заключения международного договора, регламентирующего порядок осуществления международной правовой помощи, либо возможности ее осуществления при отсутствии соответствующего договора;

        · уполномоченный орган одного государства сообщается с уполномоченным органом другого государства с целью приема и передачи результатов международной правовой помощи (процессуальных документов, информации, лиц и т. п. в зависимости от института международной правовой помощи).

        Вторая группа носит внутригосударственный характер и включает в себя отношения:

        · учреждений юстиции запрашиваемого государства с национальными государственными органами, например с вышестоящим органом, иными государственными органами (правоотношение носит административный характер);

        · учреждений, исполняющих поручение, с субъектом, который выполняет действия в порядке оказания международной правовой помощи (правоотношение носит процессуальный характер).

        Наличие императивных принципов международного права порождает непосредственные права и обязанности у соответствующих субъектов. Принцип сотрудничества государств обязывает суверенные субъекты поддерживать контакты с другими государствами, взаимодействовать по важным для сторон вопросам, а не изолироваться в пределах своих границ или других объединений. Государства обязаны оказывать международную правовую помощь (в том числе по гражданским и семейным делам) в форме сотрудничества, руководствуясь императивной нормой общего международного права.

        Однако правовая регламентация отношений лишь на основе общей императивной нормы международного права явно недостаточна. Вполне логично детализировать и конкретизировать отношения путем создания писаной либо обычной нормы. Очевидно, что эта стадия не имеет места в каждом конкретном случае оказания международной правовой помощи по гражданским и семейным делам, тем не менее ее нельзя игнорировать.

        Правоотношения, складывающиеся в сфере оказания международной правовой помощи по гражданским и семейным делам, относятся к публично-правовым — административным, процессуальным. Отношения между двумя уполномоченными органами различных государств носят международно-правовой характер, а не публично-правовой.

        Основными субъектами в правоотношениях по оказанию международной правовой помощи являются государства. Это не случайно: поскольку международная правовая помощь (в том числе по гражданским и семейным делам) носит международный характер, в осуществлении правосудия необходимо содействие другого государства. Для возникновения отношений сотрудничества нужно получить согласие государств на принятие результатов деятельности чужих государственных органов в целях собственных процессуальных действий. Государство, по сути, — абстрактное явление, вовне проявляется через созданные им органы. Применительно к международной правовой помощи государства определяют компетентные органы для последующих совместных действий. При невыполнении или ненадлежащем выполнении принятых на себя обязательств ответственность будет нести государство.

        В юридической литературе наибольшие дискуссии возникают относительно объекта правоотношений, складывающихся в сфере международной правовой помощи. Наиболее обоснованна позиция В.М. Шуршалова. Объекты норм права и правовых отношений характеризуются им как определенные материальные и нематериальные блага, к достижению которых стремятся государства и которые отвечают жизненным интересам субъектов, участвующих в правовых отношениях. Важно, что эти блага не могут быть достигнуты силами одного государства. Автор выделяет три группы объектов международных отношений: 1) мир, мирное сотрудничество, безопасность; 2) материальные (экономические) блага; 3) блага культурного, научного и социального развития народов[1].

        Объектом международной правовой помощи являются международные отношения третьей группы, направленные на культурное, научное и социальное развитие народов. Объект правоотношений международной правовой помощи неразрывно связан с объектом норм права, регулирующих ее оказание, и соотносится как частное и общее.

        Объектом договоров о правовой помощи является «сотрудничество в области оказания правовой помощи». Эта формулировка употребляется в большинстве специальных международных договоров.

        Объектом норм права, регламентирующих оказание международной правовой помощи, становятся отношения сотрудничества государств в области защиты семейных, наследственных прав граждан, а также в области правоохранительной деятельности (в широком смысле как деятельности правоохранительных органов — милиции, судов, прокуратуры и т. д.).

        Международная правовая помощь по своему содержанию достаточно разнородна. Ее деление на классификационные группы обусловлено многими факторами. Наличие ветвей судебной власти позволяет утверждать о международной правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным, арбитражным делам. Различные задачи международного сотрудничества в деятельности органов судебной власти объясняют существование отдельных институтов в рамках международной правовой помощи.

        Понятие «институт права» получило свою детальную разработку в юриспруденции, науке теории государства и права. Традиционно под институтом права принято понимать обособленную группу юридических норм, регулирующих общественные отношения конкретного вида. Сложный, или комплексный, институт входит в состав различных отраслей права. В рамках сложного института выделяют субинституты.

        К институтам международной правовой помощи по гражданским и семейным делам относятся:

        · выполнение поручений о совершении отдельных процессуальных действий (опрос сторон, третьих лиц, свидетелей, производство экспертизы, вручение документов, исследование и передача доказательств);

        · вызов участников процесса (истцов, ответчиков, свидетелей, экспертов, иных) в иностранное государство;

        · предоставление информации о праве, а также иной информации (установление адресов и других данных);

        · признание и исполнение судебных решений по гражданским и семейным делам, исполнительных надписей.

        Институтам международной правовой помощи свойственна однородность фактического содержания, которая выражается в работе компетентных органов по оказанию содействия судам и другим учреждениям юстиции запрашивающего государства в связи с рассмотрением гражданских, семейных и уголовных дел.

        Институты международной правовой помощи предназначены для регулирования самостоятельной, относительно обособленной группы отношений, складывающихся в сфере содействия осуществлению правосудия другого государства. Взаимодействие с иностранными государственными органами урегулировано национальным законодательством, той его частью, которая касается процессуальных отношений.

        В национальных нормативных актах, как правило, закреплена возможность сотрудничества с иностранным государством. Непосредственное закрепление эти отношения получили в международных договорах. В них, в частности, указаны конкретные органы сношений, порядок взаимодействия, права и обязанности сторон.

        Институты международной правовой помощи являются по своей юридической природе сложными, комплексными. Международная правовая помощь входит в состав различных отраслей внутригосударственного права (уголовно-процессуального, гражданско-процессуального, арбитражно-процессуального, международного частного), а также в состав различных правовых систем — международной и внутригосударственной. Объединяющим элементом институтов международной правовой помощи является объект правоотношений.

        1 См.: Шуршалов В.М. Международные правоотношения. — М., 1971.

        Смотрите так же:

        • Осаго рассчитать самому Все о том, как рассчитать ОСАГО самому Каждый владелец транспортного средства или лицо, допущенное к управлению, несет ответственность за ущерб, полученный в результате осуществления вождения. Именно поэтому каждый водитель заинтересован в том, чтобы […]
        • Судебная экспертиза в щелково Автоэкспертиза в Щелково Лучшие автоэкспертизы — рейтинг, адреса и телефоны Московская область, Щёлково, Пролетарский проспект, 4к1 • 8 (925) 124-42-90 • будни: с 09:00 до 19:00 Экспертиза. Оценка ущерба. Судебная экспертиза. Юридические консультации, суд с […]
        • Счет учета возвратов Возврат товаров поставщику в программе 1С Бухгалтерии 3.0 (8.3) Документ «Возврат товаров поставщику» в 1С 8.3 (как и в 1С 8.2) оформляет возврат товаров, материалов, оборудования и тары поставщику. Возврат поставщику может быть трех видов: Покупка, […]
        • Суды в дзержинском районе адреса Суды в дзержинском районе адреса В суде имеются вакантные должности: Если Вы являетесь участником процесса, но ограничены в передвижении и Вам трудно подниматься на 2-й этаж и выше, просим заранее сообщать об этом в суд по телефону, указанному в судебной […]
        • Доверенность правила заполнения Бланки доверенностей М-2 и М-2а Экономьте время на оформлении доверенностей! Бесплатная программа для автоматического заполнения всех документов. Узнать больше >> Автоматическое заполнение типовых форм документов Фирменные бланки с вашим логотипом и […]
        • Закон об авторском и смежном праве рк Страница не найдена Извините, запрашиваемый Вами ресурс не найден. Вы можете вернуться обратно, или перейти на главную страницу и воспользоваться поиском. Состояние базы Всего документов: 237685 На казахском языке: 119132 На русском языке: 118144 На […]
        • Приказ о списании задолженности в качестве безнадежного долга Налоги и Право повышение юридических знаний Налоговый учет просроченной дебиторской задолженности Расчетные операции являются одним из важнейших разделов организации учета и налогообложения любого предприятия. Расчеты с контрагентами в первую очередь […]
        • Правила разговора по телефону этикет Телефонный этикет Современный человек уделяет разговору по телефону огромное количество времени. Причем это может происходить не только на работе, но и во время различных поездок или в домашних условиях. Однако практика показывает, что далеко не все знают, […]