Митрополит илларион слово о законе и благодати краткое содержание

Краткое содержание Слово о законе и благодати для читательского дневника

Описывается превосходство благодати над законом. Закон в лице Моисея, Старого Завета, иудаизма были свергнуты. У благодати облик Иисуса Христа, Нового Закона, христианства стал важным и благородным. Христианское учение русского народа благодаря князю Владимиру стало ступенью к новому развитию.

Во вступлении Илларион обращается к людям, которые думают и читают умные книги и увлекаются историей ранних лет. Именно это понимание способно перевернуть в людях качества в нужное русло. В последующих воссозданиях старинных картин сравнивает образы из книг о Писании и Бытие.

В Бытие рассказывается о молодом человеке Аврааме и девушке Сарре. Детей у них быть не могло. Тогда ей пришла идея отправить Авраама к Агаре, рабыне. И чтобы она родила ребенка ему. Автор продолжает рассказывать, что сначала был Закон. Но суть была неправдивая. Чтобы как-то уравновесить две чаши пришлось прибегнуть к радикальным мерам.

От связи Авраама и Агары рождается сын Измаил. Спустя время, к Аврааму является Бог. Он принимает его. По прошествии времени Сарра тоже беременеет. Автор описывает это явление как божье. Бог помог начаться жизни мальчика, которого назвали Исааком. Женщина свободная от всего и вся рожает такого же ребенка. Это и есть образ Благодати.

Если раньше Благодать была законом, то постепенно она стала истинной и над законом. Сарра начала обращать внимание, что Измаил обижает Исаака. И сразу же попросила Авраама прогнать Агарь и ее сына. В свое время иудеи были так же изгнаны и страны. Так и Благодать превзошла Закон.

Заключительным акцентом является сравнение образов из Библии и Евангелие и князю Владимиру. Русь пришла и приняла христианство при Владимире. Именно он смог достучаться до самого себя и сделать огромный шаг вперед к благодати.

Читать краткое содержание Слово о законе и благодати. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Картинка или рисунок Слово о законе и благодати

Другие пересказы для читательского дневника

Майская ночь, или Утопленница повесть Николая Васильевича Гоголя написанная в период 1829-1839 годов. Раскрытие темы нечистой силы в произведениях Гоголя встречалось во многих его работах. Майскую ночь относят к сборнику Вечера на хуторе близ Диканьки

Собрал отец своих детей и говорит: «Хотел бы я увидеть ваши семьи!» Отвечал им царь: «Пустите по одной стреле! Где она коснётся, там ваша суженная проживает».

Действие произведения происходит в небольшом городке Лайм-Риджис в 1867 году. Перед нами предстают молодые люди, которые совершают прогулку по набережной. Женщина была наряжена в модное платье

Одно из самых трогательных, проникновенных и трагичных произведений о Великой Отечественной Войне. Здесь нет каких – либо исторических фактов, грандиозных сражений или величайших личностей, это простая и в то же время очень

День подходил к концу. Вокруг ни души, лишь изредка слышны, как жужжит жук и звуки скота, возвращающегося домой. Рядом кладбище, вокруг него сосны и старая башня, на которой сидит сова.

«Слово о законе и благодати»

О Законе, данном Моисеем, и о Благодати и Истине, явленной Иисусом Христом, и как Закон миновал, а Благодать и Истина наполнила всю землю, и вера распространилась во всех народах вплоть до нашего народа русского; и похвала великому князю нашему Владимиру, коим мы были крещены; и молитва к Богу от всей земли нашей

Памятник представляет собой речь, праздничную проповедь. Основные темы произведения обозначены в заглавии. Это превосходство «благодати» над «законом», что в проповеди толкуется как Новый и Ветхий заветы, или христианство и иудаизм; распространение христианского учения среди «новых» народов, в том числе и русского; похвала крестителю Руси князю Владимиру.

После риторического вступления, где Иларион говорит, что обращается не к несведущим, а к «насытившимся сладостью книжной» и соответственно к единомышленникам, русский оратор приступает непосредственно разворачивать параллельно образы из Писания и толковать их в контексте своей темы. Образом Закона и Благодати автор называет Агарь и Сарру.

Согласно книге Бытия, у Авраама и Сарры не было детей. Тогда Сарра предлагает Аврааму «войти» к рабыне Агари и родить от неё. Пересказывая библейскую историю, Иларион продолжает от себя: так и Благодать говорит Богу, что ей ещё не время сойти на землю и спасти мир, пусть сначала будет положен Закон. Авраам рождает от Агари сына Измаила, а Бог сходит на Синай и даёт Моисею Закон, который автор называет «тень, а не истина». Однажды в полдень Бог является к Аврааму, а Авраам принимает Его. С этим образом Иларион связывает и другие: Господь сошёл в утробу Девицы, и она приняла Его. Бог «разомкнул утробу» Сарры, и она рожает сына Исаака. Свободная женщина рожает свободного ребёнка. Это и есть прообраз Благодати. Благодать уже является истиной, а не Законом, не тенью. Через некоторое время Сарра замечает, что Измаил обижает Исаака. Она попросила Авраама прогнать Агарь и ее сына Так и иудеи были изгнаны из своей страны, свет луны уступил место солнечному свету, а Закон отступил перед Благодатью.

Далее Иларион, используя библейские и евангельские образы, проводит ещё одну важную мысль о вхождении Руси в семью христианских народов, об исполнении ветхозаветных пророчеств. Заключительная часть «Слова» посвящена похвале князю Владимиру. Владимир, по мысли Илариона, сам чудесным образом пришёл к христианству и привёл к нему весь свой народ.

Полное название «О Законе, данном Моисеем, и о Благодати и Истине, явленной Иисусом Христом, и как Закон миновал, а Благодать и Истина наполнила всю землю, и вера распространилась во всех народах вплоть до нашего народа русского; и похвала великому князю нашему Владимиру, коим мы были крещены; и молитва к Богу от всей земли нашей»

Это памятник древнерусской литературы, представляющий собой публичную праздничную проповедь митрополита Илариона середины XI века. Заглавие произведения обозначает основные темы речи. Смысл, который стремиться донести автор до слушателей, заключается в приоритете «благодати» над «законом», которые отождествляются с Новым и Ветхим заветами соответственно. Первый олицетворяет христианство, второй – иудаизм. Также в памятнике рассматривается распространение христианского учения среди «новых» народов, включая русских, приносится похвала крестителю Руси князю Владимиру.

Вступление Илариона носит риторический характер, констатирующего обращение к просвещенным людям, единомышленникам. Затем оратор в контексте своей позиции начинает излагать образы из Писания и историю жизни Авраама, где у него Агарь и Сарра – это образы Закона и Благодати.

Книга Бытия рассказывает, что у Авраама и Сарры не было детей, тогда последняя отправляет мужа к рабыне Агари, чтобы родить себе ребенка, что и происходит – на свет появляется их сын Измаил. По мнению Илариона, Сарра – это Благодать, но время ее еще не пришло. Одновременно Бог на горе Синай приходит к Моисею и дает ему закон, который лишь тень истины. Однажды в середине дня Бог приходит к Аврааму, который его принимает. Вскоре Сарра рожает сына Исаака: свободная женщина рожает свободного ребенка, тогда как Измаил – это сын рабыни. Это и есть прообразы Благодати (свободы), являющейся истиной, и Закона (рабства). Измаил начинает обижать Исаака, и Сарра просит Авраама прогнать Агарь с сыном. Иларион проводит здесь параллель с изгнанием иудеев из своей страны. Теперь Закон отступил от Благодати, свет Солнца сменил свет Луны. Евангелие по утверждению Илариона распространится по всей земле, тогда как для иудаизма время заканчивается.

В следующей части Иларион посредством библейских и евангельских образов обосновывает мысль о становлении Руси как части христианского мира. В заключение речи автор возносит похвалу князю Владимиру, который и сам пришел к христианству, и привел к нему народ русский.

Кто написал «Слово о законе и благодати»? Автор, краткое содержание

Кто написал «Слово о законе и благодати»? Этим вопросом задаются многие, кто только начинает изучать тексты известных русских священников, которые сохранились и дошли до наших дней. Это произведение считается одним из древнейших в истории древнерусской литературы, создано оно как минимум за несколько десятилетий до более популярной «Повести временных лет». По сути, это «Слово. » представляет собой торжественную речь митрополита Илариона Киевского, записанную им в XI веке.

Автор «Слова. «

Теперь вы знаете, кто написал «Слово о законе и благодати». Это митрополит Иларион. Точная дата его рождения неизвестна. Биографы считают, что он появился на свет около 990 года. Наиболее известным он стал при Ярославе Мудром. Он считается первым митрополитом в Древнерусском государстве, у которого было славянское происхождение.

При этом о его биографии известно крайне мало. Максимум, большинство о нем вспомнит при вопросе о том, кто написал «Слово о законе и благодати». Об авторе этого труда сохранились крайне скудные сведения. К тому же не все из них с полной уверенностью можно отнести именно к митрополиту Илариону. Здесь мнения исследователей расходятся. Например, некоторые исследователи считают, что Ларион, имя которого также упоминается в летописях того времени, тот же человек, что и митрополит, который написал «Слово о законе и благодати».

Упоминается он и в Уставе князя Ярослава Мудрого, когда речь заходит о церковных судах. В частности князь пишет, что именно с митрополитом Лариноном принимались многие важные решения того периода. Так что вы может с уверенность говорить, что именно при Ярославе Иларион стал известен и уважаем. Большинство историков считает, что митрополитом его избрали в 1053 году.

А вот дальнейшая его судьба практически неизвестна. Уже в новгородской летописи упоминается, что в 1055 году на престоле был новый митрополит по имени Ефрем. Поэтому предполагается, что Илариона сместили с высокой должности сразу же после гибели Ярослава, которая произошла в феврале 1054 года. Также возможен вариант, что Иларион умер своей смертью.

Творчество митрополита

Безусловно, самое его известное произведение — «Слово о законе и благодати». До нашего времени оно дошло более чем в 50 списках, происхождение некоторых из них при этом весьма сомнительно, а вот первоначальный текст, как это часто бывало с произведениями тех времен, не сохранился.

Помимо этого произведения, он считается автором таких текстов, как «Исповедание веры», «Молитва преподобного отца нашего Илариона», похвал князю Ярославу Мудрому, а также «Слова на обновление Десятинной церкви».

Краткое содержание «Слова. «

Краткое содержание «Слова о законе и благодати» поможет вам быстро узнать основные события произведения, не читая его целиком. Интересно, что полное название книги намного длиннее и весьма витиевато, как это было принято в то время. В частности, в нем упоминается Закон, данный мирянам через Моисея, Иисуса Христа, а Истина и Благодать (именно так, с большой буквы) с тех пор наполняют всю землю русскую. Прямо в названии автор возносит похвалы князю Владимиру, крестившему Русь, а также обращается с молитвами к Богу от всей русской земли.

Зная, кто написал «Слово о законе и благодати», вы сможете лучше понять и осознать это произведение. Ведь, по сути, это праздничная проповедь, речь, как считают многие, в первую очередь обращенная к Ярославу Мудрому. Все основные темы, которые в ней изложены, изначально перечислены в заглавии.

Закон и Благодать

Среди них стоит выделить превосходство «благодати» над «законом», в проповеди это толкуется, как Ветхие и Новые заветы, а также сравнивается с иудаизмом и христианством, приводятся рассуждения о популярности и распространении христианского учения среди как можно большего числа людей, привлечении новых народов, в том числе и русского. Возносится похвала крестителю князю Владимиру Красное Солнышко.

В «Слове о законе и благодати», краткое содержание которого вы сейчас читаете, после небольшого, но емкого риторического вступления Иларион обращается к людям несведущим, как он их называет. При этом считает их своими единомышленниками, которые уже насытились «сладостью книжной». После этого митрополит начинает разворачивать параллельные образы из Писания, а далее толковать и интерпретировать их в контексте собственной темы. Например, прообразом Благодати и Закона он называет Сарру и Агарь (соответственно).

Обращение к книге Бытия

Теперь вы знаете, кто написал «Слово о законе и благодати». Фамилия автора, правда, до нас не дошла, но все мы знаем, что звали его Иларионом. Примечательно, что в своем труде он обращается к ветхозаветным текстам.

Например, описывает сюжет о том, что у Сарры и Авраама не было детей. Выход из этой непростой ситуации находит сама Сарра, которая предлагает своему мужу завести ребенка от рабыни Агари, а потом вместе его воспитать.

Достаточно подробно пересказывая эту известную библейскую историю, автор добавляет от себя, что Благодать обещает Богу сойти на землю и спасти мир, когда, наконец, будет положен Закон.

В результате у Авраама от Агари рождается сын по имени Измаил. После этого Бог действительно спускается на Синай, чтобы лично передать Моисею Закон, который митрополит Иларион прямо называет тенью, а отнюдь не истиной.

Бог и Авраам

Много информации об авторе и анализе «Слова о законе и благодати» вы найдете в этой статье. Особенно пристальное внимание Иларион уделяет общению между Богом и Авраамом. С этими образами автор увязывает и многие другие, которые приводит в качестве примера.

Именно Богу удается подарить Сарре ребенка, и она рождает Исаака. По формуле Илариона свободного ребенка рождает свободная женщина. Это он и считает истинным прообразом Благодати, когда та является истиной, а не тенью или Законом.

Спустя какое-то время Сарра начинает обращать внимание на то, что Измаил при любом удобном случае пытается обидеть или унизить Исаака. Тогда она все-таки просит Авраама, чтобы он прогнал и Агарь, и ее сына, так как теперь у них появилась возможность воспитывать своего собственного ребенка.

Иларион проводит параллель, говоря, что точно также и иудеи были изгнаны из своей страны, а лунный свет уступил место солнечному — Благодать превзошла Закон.

Роль Руси в христианском мире

Теперь, зная, кто написал «Слово о законе и благодати», вам будет проще понять его мысли. Особенно, когда русский митрополит начинает рассуждать о вхождении Руси в семью христианских народов, а также об исполнении ветхозаветных пророчеств.

Завершающая часть этого произведения посвящена похвале, которую митрополит Иларион возносит в честь князя Владимира Красное Солнышко. Автор «Слова. » убежден, что сам Владимир чудесным образом пришел к христианству, а затем привел к нему весь свой народ, за что ему нужно быть непременно благодарными.

Краткое содержание Иларион Киевский Слово о законе и благодати

Митрополит Илларион возносит благодарность христианскому Богу за то, что Он не позволил людям находится во тьме. Бог Отец пожертвовал своим единственным Сыном, чтобы спасти народ от дьявола.

Митрополит призывает всех людей приклониться перед Богом и Его добрыми делами. Бог установил закон по которому нельзя поклоняться многим богам, а только верить в единого Бога. Также говорится о необходимости крещения, чтобы иметь возможность обрести вечную жизнь на Небесах.

Данное произведение повествует о законе, который дал Моисей; о благодати и истине Иисуса Христа и о результатах, которые дали как закон, так и благодать.

Давным-давно жил Авраам с женой Сарой, но долго не было у них детей. Это было великое испытание, посланное паре Богом. Тогда их рабыня Агарь родила Аврааму сына. Назвали ребёнка Измаил. Но, когда муж и жена состарились, даровал Бог им возможность иметь детей. Тогда родила Сара сына. Дали ему имя Исаак. Старший брат обижал младшего. Рабыня с сыном были изгнаны. Исаак стал единственным наследником своего отца. В тоже время иудеев прогнали и они разбрелись по всему миру.

Благодать Христова также распространилась на весь мир и многие люди крестились.

Благодаря крещению человек становится Сыном Божиим.

Затем Илларион рассказывает о Иисусе Христе и о его сущности. Он один из Троицы и обладает двумя сущностями: человеческой и божественной.

Иисус Христос сотворил много чудес и исцелений во время своего пребывания на земле. Об этом свидетельствуют притчи. Сын Божий заранее знал о своей предстоящей смерти. Иисус пришёл в Израиль, но Его там не приняли. Из-за этого иудейство пришло в упадок. Они предали своего же. Хотя народы, которые были языческими, поверили в Иисуса Христа.

Христос отправил своих учеников проповедовать всем народам и нести им благодать. Таким образом, христианская вера начала своё распространение по всей земле и достигла русских народов. Все люди, кроме иудеев, славят Христа.

Раньше языческие народы были слепы и глухи. Но, благодаря учению Христа, они находят спасение и обретают благодать Божию. Каждый народ восхваляет того учителя, который дал ему веру.

Русский народ обязан своим крещением князю Владимиру, который правил в то время на Руси. На него снизошла Божья благодать, и он крестил свой народ. Вместо идолов возводили храмы. От людей отошла тьма дьявольская.

Христос же сказал, что кто пойдёт за Ним, того Он введёт в Царство Отца Своего.

Подробный пересказ

Это литературное произведение является торжественной проповедью древнерусского священнослужителя митрополита Илариона.

Смысл речи митрополита указан в самом названии выступления: господство благодати над законом, которые тождественны христианству и иудаизму, Новому и Ветхому заветам, Иисусу Христу и Моисею.

В начале наставленья священнослужитель обратился к своим думающим и начитанным сторонникам, которые способны в силу понимания повернуть человека лицом к Богу.

А затем начал библейский рассказ о семейной жизни Сарры и Авраама. Сарра была обделена радостью материнства и посоветовала она мужу обратиться к рабыне Агарь для того, чтобы та родила от него дитя. Так родился Исмаил – ребенок связи рабыни и Авраама.

В это время Господь сошел на священную гору, где передал Моисею Закон (десять ветхозаветных заповедей). По представлению священника этот закон не был истиной в прямом понимании этого слова, а был лишь ее тенью.

По мнению проповедника, Благодать (а в этом образе Иларион видел Сарру) просила Бога сначала положить Закон, ей еще рано было спускаться на землю.

Вскоре Господь явился к Сарре, «разомкнул ее утробу» и впоследствии Сарра родила сына Исаака. Иларион описывал это событие как явление божье, потому что свободная в своей жизни женщина произвела на свет такого же свободного ребёнка. Это и есть, с точки зрения оратора, Благодать, истинная свобода, а не рабство.

Рассказывая библейскую историю дальше, автор повествовал о том, что спустя несколько лет Сарра заметила, что ребенок рабыни Измаил обижает ее Исаака. Муж по ее просьбе прогнал Агарь вместе с Исмаилом. Иларион стремился донести мысль, что изгнание иудеев из родной страны – это параллель с изгнанием рабыни. Свет солнца побеждает свет луны, а Закон отступает перед Благодатью. Так Благодать существует над Законом.

Далее священник, сравнивая Библию и Евангелие, пришел к заключению, что принятие русским государством, как и другими странами, христианства было исполнением ветхозаветных законов.

Окончание своей торжественной литургии митрополит посвятил восхвалению заслуг русского князя, который не только сам постепенно пришел к пониманию христианства как будущего своей страны, но и привел к Богу весь русский народ.

Речь священнослужителя доказывает, что искусство слова обладает важным стремлением к постижению самого важного для человека.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Иларион Киевский — Слово о законе и благодати. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Руслан все ночь не может уснуть от громкого воя и постоянного скрежета. Ветер шатает фонари. Но ближе к утру стало немного спокойнее. Пёс всю ночь нес сторожевую службу. Пришедший хозяин вывел пса на службу.

Однажды на необитаемом острове оказались два генерала. Всю жизнь они служили в регистратуре до самой старости и больших знаний не нажили. Жили генералы в Петербурге и получали пенсию

В последние минуты перед отправлением два приятеля стояли на палубе подальше от суеты. И вдруг один говорит, что вместе с ними плывет шахматная знаменитость Мирко Чентович.

Ибсен Пер Гюнт веселый мальчишка любящий рассказывать истории. Люди принимают его рассказы за небылицы и выдумки, думают что Пер таким образом выделывается.

Главный герой рассказа «Репетитор» Антона Павловича Чехова — студент Егор. Чтобы хоть как-то заработать деньги, юноша работает репетитором. Но не все ученики способны к обучению.

VII. «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона

VII. «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона

Митрополит Иларион — великий писатель, мыслитель, церковный и государственный деятель Древней Руси. Он родился, по-видимому, еще в конце

X века, при князе Владимире и, возможно, лично знал его, ибо в своем «Слове» говорит о нем как о близком ему лице. Достоверно известно, что при Ярославе Мудром, правившем с 1016 по 1054 год (с небольшим перерывом), Иларион был священником дворцовой церкви, затем епископом, а с 1051 года — митрополитом Киевским. Он основал главный тогдашний центр русской культуры — Киево-Печерскую лавру, вместе с Ярославом составил основополагающий правовой кодекс — «Устав князя Ярослава», заложил начало русского летописания, принимал участие в создании главного храма Руси — Святой Софии и т. д.

В 1049 году Иларион написал и 26 марта произнес перед собранием наиболее просвещенных киевлян свое «Слово о Законе и Благодати», к которому примыкает его «Молитва», по всей вероятности, также прозвучавшая тогда. Обращаясь к своим современникам-киевлянам — внукам Святослава и его воинов, Иларион взывал от их имени к Богу:

И доколе ж стоит мир,

не наводи на нас напасти искушения,

не предай нас в руки чуждых.

Да не прослывет град твой плененным,

а стадо твое — пришельцами в земле не своей…

И слушателям Илариона было без каких-либо пояснений понятно, что речь идет о хазарском «пленении» Киева. Но сейчас, по прошествии почти тысячелетия, в «Слово» Илариона уже приходится внимательно вдумываться. Об этом писал в 1960-х годах виднейший историк М. П. Тихомиров. Ссылаясь на слова Илариона о том, как

Вера благодатная по всей земле распространилась и до нашего народа русского дошла.

И озеро Закона пересохло,

евангельский же источник наводнился… и о том,

Как отошел свет луны, когда солнце воссияло,

Так и Закон — пред Благодатью явившейся.

И стужа ночная побеждена,

Солнечная теплота землю согрела, —

М.Н. Тихомиров отметил, что современнику «были понятны намеки Илариона на близкую ему действительность, что он считает ночным холодом и солнечной теплотой… В этих словах Илариона заключается противопоставление Хазарского царства Киевской Руси. Иссохшее озеро — это Хазарское царство, где господствовала иудейская религия, наводнившийся источник — Русская земля».[191]

В самое последнее время о том же написал филолог и историк культуры с мировой известностью — В.П. Топоров. Определяя «основную идею первой части» творения Илариона, исследователь отмечает: «Речь идет о полемике с иудейством, основной пункт которой для автора «Слова о Законе и Благодати» заключался в доказательстве превосходства христианства… Видно, что в мысли Илариона было не какое-то далекое, давно прошедшее иудейство… При допущении живых контактов с иудейством в Киеве X–XI вв. прежде всего возникает вопрос об источниках иудейства в этом месте и в это время. В настоящее время не приходится сомневаться в его хазарском происхождении. Прогресс в изучении хазар и их государства помогает осветить и этот вопрос… Вырисовывается такая ситуация в Киеве IX–X вв. (во всяком случае, в первой половине X в.), которая характеризуется наличием в, городе хазарской администрации и хазарского гарнизона… Н.С. Трубецкой в свое время проницательно указал на актуальность иудаизма в Киеве в XI в. (связываемого им с пропагандой хазарских евреев) и полемики против него в «Слове о Законе и Благодати…».[192]

«Слово» митрополита Илариона — исключительно богатое смыслом творение, и его не так легко освоить и понять. Иларион с самого начала противопоставляет иудаистскому Закону, господствовавшему в Хазарском каганате, Христову Благодать. Закон когда-то открылся — через пророка Моисея («Закон, Моисеем данный») еврейскому народу, народу древнего Израиля. Он был дан как «предуготовление истине и Благодати»:

Да обвыкнет в нем человеческое естество, от многобожия идольского уклоняясь, в единого Бога веровать.

Но когда Благодать явилась в Христе, большинство иудеев не приняло Его:

Ибо иудеи о земном радели, христиане же — о небесном.

Их самоутверждение иудейское скупо от зависти, ибо не простиралось оно на другие народы, оно стало лишь для иудеев.

И потому пришел Спаситель и не был принят израильтянами.

Напряженность и остроту полемики с иудейством в «Слове» митрополита Илариона просто невозможно понять, если не видеть в этом своего рода «продолжение» борьбы с порабощавшим сравниfельно недавно Русь Хазарско-иудейским каганатом.

Выше отмечалось, что в «Повести временных лет» о хазарах говорится кратко и «спокойно». Но к 1110-м годам, когда составлялась «Повесть», прошло уже полтора столетия со времени похода Святослава на Итиль. А «Слово» митрополита Илариона слушали или, по крайней мере, могли слышать внуки и даже младшие сыновья тех воинов, которых вел Святослав (этим воинам, допустим, было тогда, в середине 960-х годов, по двадцать лет; поздние сыновья их могли родиться в конце 990-х годов и стать зрелыми мужчинами к 1049 году, когда Иларион произнес свое «Слово»). А память внуков о делах дедов (не говоря уже о памяти сыновей) обычно еще всецело свежа.

Поэтому Илариону не нужно было в своем «Слове» упоминать о Хазарском, каганате — тем более что он, говоря о Владимире (по христиански Василий) и Ярославе (Георгий), называет их «каганами» — то есть высоким (имперским) титулом, перешедшим к киевским князьям после упразднения ими итильского каганства.

В конечном счете можно сказать, что Иларион в своем «Слове» как бы утверждает русское христианство (и его государственность) на развалинах, на руинах поверженного хазарского иудаизма и его государственности.

Подчас у иных читателей вызывает недоумение тот факт, что первоначальное христианство воздвигалось именно в Иерусалиме, который был центром, средоточием иудаизма. Этим людям представляется, что христианство могло и должно было родиться где-нибудь в другом месте, на некоей «нейтральной» почве. Но это, если вдуматься, ничем не оправданное «предположение», ибо христианство, возвестившее устами апостола Павла, что «нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех… Неужели Бог есть Бог Иудеев только, а не и язычников? Конечно, и язычников» («Послание к Римлянам», гл. 10, стих 12; гл. 3, стих 29), должно было утвердиться именно на отрицании иудаистской концепции одного «избранного народа».

И митрополит Иларион (кстати сказать, опиравшийся в своем «Слове» прежде всего на ряд «Посланий» апостола Павла) как бы заново «повторил», «воскресил» ситуацию рождения первоначального христианства, утверждая христианскую Русь на отрицании иудаистской Хазарии…

Митрополит илларион слово о законе и благодати краткое содержание

Иларион (ум. после 1051 г.) – первый митрополит Киевский из русских с 1051 г., автор первого русского литературно-философского сочинения «Слово о Законе и Благодати». О его жизни нам практически ничего не известно. Есть лишь два упоминания в «Повести временных лет», запись похожего содержания в конце «Исповедания веры» самого Илариона (или от его имени), ссылка Симона на «Житие Антония» (о поставление в пресвитеры и пострижении Илариона Антонием Печерским) и упоминание его имени в «Уставе Ярослава».

Видимо, до избрания в митрополиты Иларион был пресвитером одного из киевских храмов. Но единственный достоверный факт — в 1051 г., в правление Ярослава Мудрого, совет епископов избрал его киевским митрополитом, первым, русским по происхождению. До него (с 1037 г.), да и долгое время после него, этот важнейший церковно-политический пост занимали исключительно греки, назначаемые из Византии.

В самом избрании Илариона усматривается два важных факта. С одной стороны, — это попытка возродить традиции ранней, еще Владимировой поры, Русской Церкви, глава которой избирался всеми епископами. С другой стороны, здесь заметно желание подчеркнуть независимость Киевского государства от Византии, как в церковном, так и в политическом смыслах. И недаром сам Иларион, в отличие от митрополитов-греков, стремился к завоеванию Русской Церковью самостоятельного положения, поддерживал идею самостоятельности и всего Русского государства. Впрочем, эта ситуация продолжалась недолго — уже вскоре великие киевские князья вновь обратились к покровительству константинопольского патриарха. Видимо, помимо прочего, немаловажное значение здесь сыграло разделение Церквей, произошедшее в 1054 году. И имя Илариона больше нигде не упоминается. По некоторым предположениям, свои последние дни Иларион провел в Киево-Печерском монастыре, во всяком случае, именно там, по преданию, находится его могила.

Тем не менее, личность Илариона, митрополита Киевского, несомненно, принадлежит к числу наиболее значительных в отечественной истории. Ведь он внес весомый вклад в становление русской культуры, создав первое отечественное литературно-философское произведение — «Слово о Законе и Благодати».

«Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона представляет собой интереснейший памятник отечественной религиозно-философской мысли, т.к. свидетельствует о проявление в XI духовного наследия раннего русского христианства, близкого к кирилло-мефодиевской традиции.. Сам текст памятника сохранился более чем в 50 списках XV—XVI вв. и в разных редакциях, а наиболее авторитетным считается список середины XV в. (ГИМ, Син., № 591, лл. 168—203). Именно по этому списку текст «Слова» был издан Н.Н. Розовым в 1963 г. Новые переиздание «Слова» начались только с середины 80-х годов, последняя из них — в серии «Библиотека литературы Древней Руси» — подготовлена А.М. Молдованом. Обычно время написания памятника датируется между 1037 и 1050 гг. (первая дата — освещение собора Софии, вторая — кончина супруги Ярослава Ирины — Ингигерд, которая обычно датируется 1050 г.). М.Д. Приселков сужает эти хронологические вехи до 1037 — 1043 гг. А.Г. Кузьмин, наоборот, предлагает отказаться от нижней даты и приблизить датирование памятника к верхней дате, при этом саму верхнюю дату он считает 1051 годом, а не 1050-м. Содержание памятника также вызывает различные мнения. Так, еще И.Н. Жданов обратил внимание на противопоставление Иларионом Нового Завета Ветхому, как Благодати Закону, и русской Церкви Византии. Недавно В.В. Кожинов попытался иначе интерпретировать мнение митрополита Илариона, считая, что весь пафос «Слова» направлен против Хазарского каганата. Однако эта точка зрения не нашла поддержки у большинства исследователей.

Кроме того, митрополиту Илариону принадлежат два текста — «Молитва» и «Исповедание веры», которые обычно публикуются вместе со «Словом».

Логический анализ позволяет разделить «Слово о Законе и Благодати» на три составные части. Первая часть — это своеобразное философско-историческое введение. В его основе лежит рассуждение о соотношении Ветхого и Нового заветов — Закона и Благодати. Смысл подобного рассуждения многообразен. С одной стороны, это продолжение чисто богословского спора между западной, римской Церковью и Церковью восточной, православной. Дело в том, что западное христианство почитало Ветхий завет как собрание разного рода правовых норм, как оправдание свойственных западному миру прагматических устремлений и т.д. На Востоке Ветхому завету придавалось гораздо меньшее значение.

Иларион в своем «Слове» стоит ближе к восточной Церкви. Он подчеркивает, что следование нормам только лишь Ветхого Завета не приводит людей к спасению души, как не спасло знание Закона («тени») древних иудеев. Более того, предпочтение Ветхого завета может привести к иудаизму.

Лишь Новый завет («истина»), данный человечеству Иисусом Христом, является Благодатью, ибо Иисус своей смертью искупил все людские грехи, а посмертным воскрешением Он открыл всем народам путь к спасению. В доказательство своей мысли Иларион пишет пространное рассуждение на тему библейской притчи о Сарре и Агари. Это рассуждение — первый образчик символическо-аллегорического толкования библейских сюжетов в русской литературе. Впоследствии, символическое толкование Библии станет основным методом в творчестве древнерусских книжников.

Смысл этой притчи, по Илариону, очень глубок. Агарь — это образ Ветхого завета, Закона, который появляется на свет раньше, но, рожденный рабыней, продолжает и сам оставаться рабом. Сарра — это символ Нового завета, Благодати, которая рождает свободного Исаака. Так и Ветхий завет не может быть истиной, хотя он и явился раньше Нового завет. Следовательно, не «первородство» имеет решающее значение, а то, что Господь послал истину людям в заветах Иисуса Христа. В рассуждение Илариона о Сарре и Агари прослеживаются две важнейших идеи. Во-первых, Христова Благодать настолько значительна, что спасает всех людей, принявших Святое Крещение, независимо оттого, когда произошло само крещение. Во-вторых, одного факта крещения достаточно для того, чтобы люди, его принявшие, были достойны спасения.

Во второй части «Слова» Иларион развивает идеи спасения одной Благодатью уже в приложении к Руси. Крещение Руси, совершенное великим князем Владимиром, показало, что Благодать распространилось и в русские пределы. Следовательно, Господь не презрел Русь, а спас ее, приведя к познанию истины. Приняв Русь под свое покровительство, Господь даровал ей и величие. И теперь это не в «худая» и «неведомая» земля, но земля Русская, «яже ведома и слышима есть всеми четырьми конци» света. Более того, христианская Русь может надеяться на великое и прекрасное будущее, ибо оно предопределено Божиим Промыслом.

Третья часть «Слова» посвящена прославлению великих киевских князей. Прежде всего, речь идет о князе Владимире (в крещении — Василий), которого посетил Сам Всевышний и в сердце которого воссиял свет ведения. Кроме Владимира, славит Иларион князя Ярослава Мудрого (в крещении — Георгий), современником и соратником которого был и сам митрополит. Но интересно, что Иларион прославляет также и язычников Игоря и Святослава, заложивших будущее могущество Русского государства. Более того, в своем сочинении Иларион именует русских князей титулом «каган». А ведь этот титул в те времена приравнивался к титулу императора. Да и самого Владимира Иларион сравнивает с императором Константином.

Как можно видеть, богословские рассуждения митрополита Илариона являются основанием для серьезных историко-политических обобщений и выводов. Доказательства в пользу Благодати дают митрополиту Илариону возможность показать место и роль Руси в мировой истории, продемонстрировать величие его Родины, ибо Русь была освящена Благодатью, а не Законом.

По сути дела, «Слово» — это похвальная песнь Руси и ее князьям. А воспевание достоинства и славы Русской земли и княживших в ней потомков Игоря Старого направлено прямо против политических притязаний Византии.

«Слово о Законе и Благодати» иллюстрирует и первые шаги христианства в Древней Руси. Нетрудно заметить, что у Илариона христианство носит ярко выраженный оптимистический характер, оно пронизано верой в то, что спасение будет дано всем, принявшим Святое Крещение, что само христианство преобразило Русь, открыло ей врата в божественные чертоги.

Следовательно, в толковании христианского вероучения, митрополит Иларион близок к раннему русскому христианству, имеющему свои истоки в кирилло-мефодиевской традиции. И в этом Иларион был не одинок. Как показывают исследования, похожие взгляды высказаны в «Памяти и похвале князю русскому Владимиру» Иакова-мниха, где большое место занимают сюжеты, сравнивающие подвиги Владимира и Ольги с деяниями Константина и Елены. Главное же, и в одном, и другом памятниках ярко чувствуется оптимистическое, радостное, даже восторженное настроение от самого факта Крещения Руси.

В историософском же смысле, митрополит Иларион продолжил и развил линию начатую еще в летописной традиции, предприняв усилия по «вписыванию» истории Руси в библейскую историю. Многочисленные библейские аналогии, которые наполняют текст «Слова о Законе и Благодати», позволяют автору представить Русь, как государство, вставшее в ряд других христианских государств и занимающее в этом ряду самое достойное место. Но, совершенно сознательное и доказательное предпочтение Нового Завета Ветхому, доказывало и самостоятельность Руси как в сравнении с Западом, так и в сравнении с Востоком.

Позднее Иларион был канонизирован Русской Православной Церковью, время канонизации неизвестно. Память святого отмечается в день поминовения собора всех Киево-Печерских преподобных отцов на 2-й неделе Великого Поста и в день поминовения собора Киево-Печерских преподобных отцов, почивающих в Ближних пещерах – 28 сентября (11 октября).

Фрагменты «Слова и Законе и Благодати» публикуются по: Библиотека литературы Древней Руси. Т. 1. СПб., 1997. Перевод А. Юрченко. Подготовка текста и предисловие С.В. Перевезенцева.

И кто столь велик, как Бог наш? Он, «един творящий чудеса», уставил закон в предуготовление истины и благодати, чтобы в нем человеческое естество, уклоняясь от языческого многобожия, обыкло веровать в единого Бога, чтобы, подобно оскверненному сосуду, человечество, будучи, как водою, омыто законом и обрезанием, смогло воспринять млеко благодати и крещения.

Ведь закон предтечей был и служителем благодати и истины, истина же и благодать — служитель будущего века, жизни нетленной (1). Ибо закон приводил подзаконных к благодатному крещению, а крещение провождает сынов своих в жизнь вечную (2). Моисей ведь и пророки проповедали о пришествии Христовом, Христос же и апостолы — о воскресении и жизни будущего века.

Поминать же в писании сем и пророческую проповедь о Христе, и апостольское учение о жизни будущего века излишне было бы и похоже на тщеславие. Ведь излагать здесь то, что в иных книгах писано и вам ведомо, есть признак дерзости и славолюбия. Ибо не несведущим мы пишем, но с преизбытком насытившимся книжной сладости, не враждующим с Богом иноверным, но истинным сынам его, не чуждым, но наследникам царства небесного. И повествование наше — о законе, данном Моисеем, и о благодати и истине, явленной Христом, и о том, чего достиг закон, и чего — благодать.

Прежде закон, затем же — благодать, прежде — тень, затем же — истина. Прообраз же закона и благодати — Агарь и Сарра, рабыня Агарь и свободная Сарра: прежде — рабыня, а потом — свободная, — да разумеет читающий! (3)

И как Авраам от юности своей имел женою себе Сарру, свободную, а не рабу, так и Бог предвечно изволил и благорассудил послать Сына Своего в мир и им явить благодать.

Однако Сарра не рождала, будучи неплодной. , не была она неплодной, но промыслом Божественным определена была познать чадорождение в старости . Неведомое и тайное премудрости Божией сокрыто было от ангелов и от людей не как бы неявляемое нечто, но утаенное и должное открыться в кончину века.

И сказала Сарра Аврааму: «Вот, предназначил мне Господь Бог не рождать; войди же к служанке моей Агари и будешь иметь детей от нее». — А благодать сказала Богу: «Если не время сойти мне на землю и спасти мир, сойди на гору Синай и утверди закон».

И внял Авраам речам Сарриным, и вошел к служанке ее Агари. — Внял же и Бог словесам благодати и сошел на Синай.

И родила Агарь-рабыня от Авраама: рабыня — сына рабыни; и нарек Авраам имя ему Измаил. — Принес же и Моисей с Синайской горы закон, а не благодать, тень, а не истину.

Затем же, как Авраам и Сарра состарились уже, Бог явился Аврааму, сидевшему при входе скинии его, в полдень, у дубравы Мамрийской. И Авраам, выйдя навстречу ему, поклонился ему до земли и принял его в скинию свою. — Когда же век сей близился к концу, то посетил Господь человеческий род. И сошел он с небес, войдя в лоно Девы. И приняла его Дева с поклонением в телесную скинию , неболезненно, молвив ангелу, : «Се, раба Господня; да будет мне по слову твоему»!

Тогда же отверз Бог ложесна Саррины, и, зачав, родила она Исаака: свободная — свободного. — И, когда посетил Бог человеческое естество, открылось уже неведомое и утаенное, и родилась благодать — истина, а не закон, сын, а не раб.

И, как вскормлен млеком был младенец Исаак и окреп, устроил Авраам великий пир, как вскормлен млеком был Исаак, сын его. — Когда Христос явился на земле, тогда не была еще благодать окрепшей, но младенчествовала прежде более чем тридцать лет, кои и Христос провел в безвестности. Когда же вскормлена уже была и окрепла благодать и явилась на реке Иорданской всем людям, устроил Бог трапезу и великий пир с тельцом, воскормленным от века, Сыном своим возлюбленным Иисусом Христом, созвав на всеобщее веселие небесное все и земное, совокупив воедино ангелов и людей.

Затем же, видев, как Измаил, сын Агари, играет с сыном ее Исааком и терпит Исаак от Измаила обиды, сказала Сарра Аврааму: «Изгони рабу с сыном ее, ибо не наследует сын рабынин с сыном свободной». — По вознесении же Господа Иисуса, когда ученики и иные, уверовавшие уже во Христа, были в Иерусалиме и иудеи и христиане пребывали совместно, тогда терпело благодатное крещение обиды от законного обрезания и христианские церкви в Иерусалиме не принимали епископа из необрезанных, ибо, похищая первородство, обрезанные притесняли христиан: сыны рабыни — сынов свободной, — и бывали между ними многие распри и споры. И, увидев, как чада ее, христиане, терпят обиды от иудеев, сынов работного закона, вознесла свободная благодать вопль свой к Богу: «Изгони иудеев с законом их и рассей между язычниками, ибо что общего между тенью и истиной, иудейством и христианством?»

И изгнана была Агарь-рабыня с сыном ее Измаилом, а Исаак, сын свободной, стал наследником Аврааму, отцу своему. — Изгнаны были и иудеи и рассеяны среди язычников, а чада благодати, христиане, стали наследниками Богу и Отцу. Ведь исчезает свет луны, лишь только воссияет солнце; и холод ночной проходит, как солнечное тепло согревает землю. Так и закон в явление благодати. И не теснится уже человечество в закона, но свободно шествует под благодати.

Иудеи ведь соделывали оправдание свое в свечи закона, христиане же созидают спасение свое в солнца благодати. Ибо иудейство посредством тени и закона оправдывалось, но не спасалось. Христиане же поспешением истины и благодати не оправдываются, но спасаются.

В иудействе тем самым — оправдание, в христианстве же — спасение. И оправдание — в сем мире, а спасение — в будущем веке. И потому иудеи услаждались земным, христиане же — небесным. И к тому же оправдание иудейское, — по причине ревности подзаконных, — убого было и не простиралось на другие народы, но свершалось лишь в Иудее. Христианское спасение же — благодатно и изобильно, простираясь во все края земные.

Так и произошло. Закон ведь и прежде был и несколько возвысился, но миновал. А вера христианская, явившаяся и последней, стала большей первого и распростерлась во множестве народов. И благодать Христова, объяв всю землю, ее покрыла, подобно водам моря. И, отложив все ветхое, ввергнутое в ветхость злобой иудейской, все новое хранят, по пророчеству Исайи: «Ветхое миновало, и новое возвещаю вам; пойте Богу песнь новую, славьте имя его от концов земли, и выходящие в море, и плавающие по нему, и острова все». И еще: «Работающие мне нарекутся именем новым, кое благословится на земле, ибо благословят они Бога истинного».

И подобало благодати и истине воссиять над новым народом. Ибо не вливают, по словам Господним, вина нового, учения благодатного, «в мехи ветхие», обветшавшие в иудействе, — «а иначе прорываются мехи, и вино вытекает». Не сумев ведь удержать закона — тени, но не единожды поклонявшись идолам, как удержат учение благодати — истины? Но новое учение — новые мехи, новые народы! «И сберегается то и другое».

Так и совершилось. Ибо вера благодатная распростерлась по всей земле и достигла нашего народа русского. И озеро закона пересохло, евангельский же источник, исполнившись водой и покрыв всю землю, разлился и до пределов наших. И вот уже со всеми христианами и мы славим Святую Троицу, а Иудея молчит; Христос прославляется, а иудеи проклинаются; язычники приведены, а иудеи отринуты.

И уже не идолопоклонниками зовемся, но христианами, не без упования еще живущими, но уповающими на жизнь вечную. И уже не друг друга бесам закалаем, но Христос за нас закалаем, и раздробляем в жертву Богу и Отцу. И уже не , жертвенную кровь вкушая, погибаем, но, пречистую кровь Христову вкушая, спасаемся.

Все народы помиловал преблагой Бог наш, и нас не презрел он: восхотел — и спас нас и привел в познание истины!

Хвалит же гласом хваления Римская страна Петра и Павла, коими приведена к вере в Иисуса Христа, Сына Божия; Асия, Ефес и Патмос Иоанна Богослова, Индия — Фому, Египет — Марка. Все страны, грады и народы чтут и славят каждые своего учителя, коим научены православной вере. Восхвалим же и мы, — по немощи нашей малыми похвалами, — свершившего великие и чудные деяния учителя и наставника нашего, великого кагана земли нашей Владимира (4), внука древнего Игоря (5), сына же славного Святослава (6), которые, во дни свои властвуя, мужеством и храбростью известны были во многих странах, победы и могущество их воспоминаются и прославляются поныне. Ведь владычествовали они не в безвестной и худой земле, но в Русской, что ведома во всех наслышанных о ней четырех концах земли.

Сей славный, будучи рожден от славных, благородный — от благородных, князь наш Владимир и возрос, и укрепился, младенчество оставив, и паче возмужал, в крепости и силе совершаясь и в мужестве и мудрости преуспевая. И самодержцем стал своей земли, покорив себе окружные народы, одни — миром, а непокорные — мечом.

И когда во дни свои так жил он и справедливо, с твердостью и мудростью пас землю свою, посетил его посещением своим Всевышний, призрело на него всемилостивое око преблагого Бога. И воссиял в сердце его ведения, чтобы познать ему суету идольского прельщения и взыскать единого Бога, сотворившего все видимое и невидимое.

Как же мы тебя восхвалим, о досточестной и славный средь земных владык и премужественный Василий? Как же выразим восхищение твоею добротою, крепостью и силой? И какое воздадим благодарение тебе, ибо приведены тобою в познание Господа и избыли идольское прельщение, ибо повелением твоим по всей земле твоей славится Христос? Или что тебе примолвим, христолюбче, друже правды, вместилище разума, средоточие милости?

О подобный великому Константину (7), равный умом, равный любовью ко Христу, равный почтительностью к служителям его! Тот со святыми отцами Никейского Собора (8) полагал закон народу , — ты же, часто собираясь с новыми отцами нашими — епископами (9), со смирением великим совещался о том, как уставить закон народу нашему, новопознавшему Господа. Тот покорил Богу царство в еллинской и римской стране, ты же — на Руси: ибо Христос уже как и у них, так и у нас зовется царем. Тот с матерью своею Еленой (10) веру утвердил, крест принеся из Иерусалима (11) и по всему миру своему распространив , — ты же с бабкою твоею Ольгой (12) веру утвердил, крест принеся из нового Иерусалима, града Константинова, и водрузив по всей земле твоей. И, как подобного ему, соделал тебя Господь на небесах сопричастником одной с ним славы и чести за благочестие твое, которое стяжал ты в жизни своей.

Доброе свидетельство твоего, о блаженный, благочестия — святая церковь Пресвятой Богородицы Марии (13), которую воздвиг ты на православном основании и где и поныне мужественное тело твое лежит, ожидая архангельской трубы.

Доброе же весьма и верное свидетельство — и сын твой Георгий (14), которого соделал Господь преемником власти твоей по тебе, не нарушающим уставов твоих, но утверждающим, не сокращающим учреждений твоего благоверия, но более прилагающим, не разрушающим, но созидающим. Недоконченное тобою он докончил, как Соломон — Давидом (15). Он создал дом Божий, великий и святой, Премудрости его (16), — в святость и освящение граду твоему, — украсив ее всякою красотою: и золотом, и серебром, и драгоценными каменьями, и дорогими сосудами. И церковь эта вызывает удивление и восхищение во всех окрестных народах, ибо вряд ли найдется иная такая во всей полунощной стране с востока до запада.

И славный град твой Киев он окружил величием, как венцом, и народ твой и град святой предал скорой помощнице христианам Пресвятой и Преславной Богородице, которой на Великих вратах и церковь воздвиг во имя первого Господского праздника — святого Благовещения (17), чтобы приветствие, возвещенное архангелом Деве, прилагалось и к граду сему. И если той : «Радуйся, благодатная! Господь с тобою!», то граду: «Радуйся, град православный! Господь с тобою!»

ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Слова заглавия («Слово о Законе и Благодати») восходят к Евангелию от Иоанна, гл. 1, ст. 17: «. закон дан чрез Моисея, благодать же и истина произошли через Иисуса Христа». Закон (Ветхий Завет) — совокупность законов и заповедей, которые Бог сообщил еврейскому народу через пророка Моисея на пути из Египта в Палестину. Благодать – Новый Завет, данный Иисусом Христом всем верующим в него.

2. Некоторые исследователи считают, что в словах Илариона о том, что человек может спастись и обрести вечную жизнь после смерти только одним фактом крещения в христианскую веру, свидетельствуют о принадлежности самого Илариона к кирилло-мефодиевской традиции в христианстве, более светлой и оптимистичной, нежели византийская традиция.

3. Митрополит Иларион далее излагает библейскую притчу о Сарре и Агари (Быт. 16–21). Сарра была женой Авраама, а Агарь его рабыней. Поскольку Сарра была бесплодной, Авраам по ее совету породил сына Измаила от рабыни Агари. Но Сарра невзлюбила Агарь, и Бог позаботился о том, чтобы Сарра в глубокой старости сама смогла родить сына, названного Исааком. Кстати говоря, в дальнейшем в христианских источниках «измаилтянами» или «агарянами» именовались мусульманские народы, хотя сами мусульмане производили себя от Сарры (отсюда – «сарацины»). По Библии Исааку и его потомству Бог предназначил более высокую судьбу, нежели потомству Измаила. Но такого резкого противопоставления, как у Илариона, между свободной Саррой и рабыней Агарью в других христианских источниках нет. Противопоставление острее подчеркивается в иудаизме. Иларион, однако, к иудаизму относился явно отрицательно. У него противопоставление идет, видимо, от мировоззрения русов, в рамках которого свобода и рабство были несоизмеримы. Иларион при этом увязывает рабство с Ветхим Заветом, а свободу – с Новым Заветом. Кроме того, размышления над этой библейской притчей позволяют митрополиту Илариону сделать вывод о том, что Благодать (Новый Завет), хоть и появилась позже Закона (Ветхого Завета), тем не менее, является истиной, также как истинным сыном Авраама является Исаак, рожденный от законной супруги, а не Измаил, появившийся на свет от рабыни.

4. Владимир Святославич (ум. в 1015) – великий князь киевский, креститель Руси, причтен к лику святых. Интересно, что митрополит Иларион именует князя Владимира Святославича титулом «великого кагана». «Каган» («хакан») – это высший титул у степных народов, приравниваемый к императорскому. В исторической литературе до сих пор продолжается дискуссия о том, откуда этот титул взялся в «Слове о Законе и Благодати». Одни специалисты считают, что тем самым Иларион подчеркивал равенство русских правителей с византийскими императорами. Другие утверждают, что титул кагана мог быть использован русскими князьями после разгрома Хазарского каганата князем Святославом Игоревичем. Наконец, еще одна группа исследователей настаивает на том, что титул кагана в роду русских правителей мог быть наследственным, ибо князья Олег и Игорь были выходцами из Русского каганата, который существовал в IX веке на Дону, рядом с Хазарским каганатом.

5. Игорь (ум. в 944 или 945 г.) – князь киевский, дед Владимира.

6. Святослав Игоревич (ум. в 972) – князь киевский, отец Владимира

7. Константин I Великий (ок. 285—337) — римский император, покровительствовавший христианам и много сделавший для укрепления христианства в византийско-римской империи, причтен к лику святых.

8. Имеется в виду Первый Вселенский собор, состоявшийся в Никее (325 г.), на котором председательствовал император Константин Великий.

9. Митрополит Иларион неоднократно говорит о том, что князь Владимир Святославич совещался с епископами, но ни разу не упоминает ни имени, ни даже титула митрополита. Свидетельство Илариона о том, что при князе Владимире на Руси не было митрополита, стало одним из аргументов для тех ученых, которые считают, что в раннем русском христианстве организация Церкви была иной, нежели в XI в. Эти ученые отстаивают мнение о том, что фактическим главой Русской Церкви был великий князь, а самой Церковью управлял собор епископов. Следовательно, если исходить из подобной точки зрения, то ранняя Русская Церковь не была подчинена Константинопольскому патриархату, а была самостоятельной.

10. Елена (ум. 327) — мать Константина Великого, покровительница христиан, причтена к лику святых.

11. Царица Елена совершила путешествие в Иерусалим, чтобы отыскать крест, на котором был распят Иисус Христос. После обретения ею креста Господня (326 г.) вскоре было установлено празднование Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня (335 г.)

12. Ольга (ум. 969) – жена князя Игоря, бабка князя Владимира, первой из русских правителей приняла христианство, причтена к лику святых.

13. Имеется в виду киевская соборная церковь Богородицы (Десятинная), построенная св. Владимиром вскоре после крещения киевлян, в которой он был похоронен в 1015 г.

14. Георгий — крестное имя князя Ярослава Владимировича Мудрого.

15. При израильско-иудейском царе (965—928 г. до н. э.) Соломоне, сыне царя Давида, было завершено начатое Давидом строительство Иерусалимского храма.

16. Имеется в виду киевский собор св. Софии, который был заложен Ярославом Мудрым в 1037 г. Слова Илариона свидетельствуют о том, что строительство собора до 1050 г. («верхняя» дата написания «Слова») было уже заверщено.

17. Церковь Благовещения, построенная Ярославом Мудрым на киевских Золотых воротах.

Смотрите так же:

  • Статьи освобождающие от наказания Статья 84. Освобождение от наказания по болезни 1. Освобождается от наказания лицо, которое во время его отбывания заболело психической болезнью, лишающей его возможности осознавать свои действия (бездействие) либо руководить ими. К такому лицу […]
  • Сколько выплачивают пособие по беременности Пособие по беременности и родам (декретные выплаты) Содержание сборника " Пособие по беременности и родам ": 07. Особенности для некоторых случаев: 01. Что нужно для начисления декретных Лица, работающие нa предприятиях (учреждениях, оpганизациях) или y […]
  • Кто определяет размер госпошлины Госпошлина при вступлении в наследство «Какие расходы придется понести при оформлении наследства?» — интересуются наследники. Вот уже 10 лет, как с наследников снята обязанность по оплате налога за унаследованное имущество. В 2005 году Госдумой РФ был […]
  • Налог на недвижимость в херсоне Налог на недвижимость касается и жителей Херсонщины До 29 августа жителям Херсонщины, которые проживают в домах и квартирах с «лишними» квадратными метрами, необходимо уплатить налог на недвижимость Однако этот день «Д» касается только тех […]
  • Федеральный закон о малом и среднем предпринимательстве 2014 Закон о развитии малого и среднего предпринимательства в России: последние изменения Сегодня любой предприниматель для начала работы использует положения из Закона о малом и среднем предпринимательстве 2017, поскольку именно он и раскрывает основные принципы […]
  • Правила ухода за строительными конструкциями Новостройки Московской области Ближнее Подмосковье с улучшением транспортной доступности становится «более ближним». Новостройки Московской области в последние годы становятся все более и более востребованы. Причин тому несколько, Основная. Износ и […]
  • Усн это бюджетный налог В бюджеты какого уровня зачисляются денежные средства (налоги), взимаемые в связи с применением УСН и уплатой ЕНВД? Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: Налог, взимаемый в связи с применением УСН, включая минимальный налог, полностью зачисляется […]
  • Что такое конвертация пенсии с 2018 года Валоризация пенсии в 2018 году: что это? Термин «Валоризация» переводится как «переоценка» и употребляется в экономике, когда речь идёт о повышении стоимости товаров или услуг. Понятие «Валоризация» в пенсионной системе означает изменение пенсионного права в […]