Муниципальное имущество и муниципальная собственность екатеринбург

Формирование имущественного комплекса муниципального образования

Нормативно-правовая база имущественного комплекса.Имущественный комплекс муниципальных образований, являющийся одной из составляющих экономической основы местного самоуправления (МСУ), представляет собой главный фактор устойчивого социально-экономического развития территории. Современная рыночная система хозяйствования качественно изменила имущественные отношения, что обусловило необходимость анализа происходящих процессов функционирования имущества с позиции его эффективной эксплуатации и управления.

Сфера управления муниципальной собственностью связана с деятельностью органов МСУ в отношении предприятий, учреждений и организаций, находящихся на территории муниципальных образований (МО). Согласно Гражданскому кодексу (ст. 215), имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованиям, разделено на две части: закрепленное за муниципальными предприятиями, учреждениями, и имущество, не закрепленное за ними, составляющее муниципальную казну.

Муниципальные унитарные предприятия, владеющие имуществом на праве хозяйственного ведения, могут распоряжаться недвижимым имуществом (продавать, сдавать в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставной капитал хозяйственных обществ) только с согласия собственника (муниципалитета). Остальным имуществом они распоряжаются самостоятельно (ст. 294-295 ГК РФ).

Муниципальные казенные предприятия, а также учреждения в отношении закрепленного за ними имущества на правах оперативного управления владеют и пользуются имуществом в соответствии с правилами, установленными собственником. Отчуждать любое имущество могут только с согласия собственника, который вправе изъять излишки или неиспользуемое имущество и распорядиться им по своему усмотрению. Казенное предприятие вправе самостоятельно реализовать произведенную ими продукцию, если иное не установлено законом или иным правовым актом (ст. 296, 297 ГК РФ). Заметим, что в соответствии с Конституцией РФ такое возмещение установлено только применительно к принудительному изъятию имущества для государственных нужд (п. З ст. 35). В соответствии с ГК РФ этот принцип обоснованно распространен и на муниципальное имущество.

Органы МСУ создают предприятия, учреждения и организации для осуществления хозяйственной деятельности, решают вопрос о их ликвидации и реорганизации. Осуществляя управление предприятиями, учреждениями и организациями, находящимися в муниципальной собственности, органы МСУ: а) определяют цели, условия и порядок их деятельности; б) осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги); в) утверждают их уставы; г) назначают и увольняют руководителей муниципальных предприятий, учреждений и организаций, строят взаимоотношения с ними на контрактной основе в соответствии с трудовым законодательством; д) заслушивают отчеты этих руководителей.

Проблема включения МСУ во взаимоотношения с хозяйствующими органами, расположенными на территории МО, но не находящимися в муниципальной собственности, решается весьма неопределенно. Не раскрыты понятие и механизм координации их. Определеннее выглядит способ управления муниципальной собственностью – муниципальный заказ, т.е. договор органа МСУ с неподчиненными ему хозяйствующими субъектами на выполнение работ, финансируемых за счет средств МСУ с использованием для этих целей собственных материальных ресурсов. Содержание муниципального заказа включает: а) благоустройство территории; б) коммунальное обслуживание населения; в) строительство и ремонт объектов социальной инфраструктуры; г) производство продукции; д) оказание услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социальных потребностей населения.

Бюджетный кодекс РФ определяет муниципальный заказ как совокупность муниципальных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд, обеспечиваемых за счет средств муниципального бюджета. Вопросы управления муниципальной собственностью связаны и с взаимоотношениями с организациями (малого бизнеса) и их подразделениями на территории МО, которые регулируются непосредственно федеральным законодательством. На органы МСУ возлагаются обязанности содействовать развитию их деятельности, оказывать разного вида помощь и поддержку в осуществлении стоящих перед ними задач.

Собственностьэто не только совокупность новых экономических отношений между людьми по поводу вещей, материальных, духовных ценностей, имущества (регулируемое в большей мере нормами права), сколько новые хозяйственные отношения личности к объектам собственности, условиям и средствам производства, его факторам, продукту.

Имуществопредставляет собой, в рамках вещно-правового аспекта, – совокупность конкретных вещей и материальных ценностей, находящихся на правах собственности или на началах иного вещного права у того или иного субъекта (ГК РФ, ст. 48, 301); к имуществу (вещам) относятся также наличные деньги, валюта, ценные бумаги); правовая ответственность лиц за принадлежащее им имущество (объединение имеющих денежную оценку вещей или имущественных прав); как совокупность вещей, так и комплекса всех прав (активы) и обязательств (пассивы), характеризующие имущественное положение их носителя. Итак, имущество, с юридической точки зрения, – это совокупность материальных объектов, материальных ценностей, включая деньги и ценные бумаги, являющимися собственностью юридических и физических лиц, а также система их имущественных прав и обязанностей. Под имуществом, с экономической точки зрения, следует понимать совокупность вещей и действий, составляющих «экономические блага», а также запасы (резервы) таких благ, находящиеся в обладании известного лица и способные приносить ему совокупный доход.

Иными словами, имущество выражает совокупность как экономических (объектных), так и правовых (субъектных) отношений в обществе.

Собственностьотражает организационно-правовую основу, имущество – физическую и экономическую, а стоимость же – социально-экономическую основу. Объект права собственности есть любое имущество. Субъект права собственности (собственник) – органы власти, народ РФ, население МО и органы МСУ.

Оценивая в целом проблему управления муниципальной собственностью, можно отметить объективную потребность в создании экономически и логически выверенной системы критериев, в соответствии с которой муниципальная собственность будет управляться эффективно и под контролем общества. Применительно к проблемам муниципальной собственности, ее реформирование должно проводиться с учетом формирования и функционирования государственной собственности. Все вышеизложенное ставит в повестку дня вопрос о необходимости создания единого методологического подхода к управлению государственной и муниципальной собственностью на всех уровнях законодательной и исполнительной власти.

Проблемы управления муниципальной собственностью. Практически все законодательные и нормативные правовые акты трактуют управление собственностью как процесс принятия решений о выборе формы использования объекта. Конечно, управление муниципальной собственностью – это совокупность эффективных действий собственника (или управляющего), направленных на сохранение основных качеств объекта собственности или ее приращение; целенаправленное воздействие на объекты собственности и субъекты их использования в интересах МО, связанное с установлением правил, условий использования муниципальной собственности, достижением поставленных целей с учетом общественных ценностей. Подобная формулировка предполагает разработку и реализацию программ управления собственностью МО. Обобщая отечественный (Свердловской области) и зарубежный опыт в этой сфере, можно выделить основные разделы таких программ:

  1. анализ существующей системы управления муниципальной собственностью и основные результаты ее использования на территории МО;
  2. цели и задачи управления муниципальной собственностью на территории МО;
  3. основные принципы и направления развития системы управления муниципальной собственностью;
  4. способы и методы управления собственностью МО с указанием перечней имущества, передаваемого в доверительное управление, аренду и безвозмездное пользование либо используемого для создания муниципальных унитарных предприятий (МУП) и учреждений, фондов и некоммерческих организаций; имущества, подлежащего зачислению в муниципальную казну (включая объекты, предназначенные для формирования залогового фонда) либо закреплению за МУПами и муниципальными учреждениями; пакетов акций, находящихся в муниципальной собственности, используемых для создания дочерних компаний;
  5. особенности управления отдельными видами собственности МО – МУП; муниципальными учреждениями; пакетами акций, долями (паями) МО в уставных капиталах хозяйственных обществ (товариществ); недвижимым имуществом, в т.ч. памятниками истории и культуры; земельными участками, природными ресурсами; финансовыми средствами МО – средствами местного бюджета, внебюджетными фондами, муниципальными ценными бумагами; объектами социально-культурной сферы; казенным имуществом;
  6. инвестиционная деятельность и развитие фондового рынка;
  7. прямые методы регулирования инвестиционной деятельности (бюджетное финансирование производственной и социальной сферы, в том числе целевые муниципальные программы, механизмы инвестирования отдельных перспективных проектов, инвестиционные конкурсы);
  8. косвенные методы регулирования инвестиционной деятельности (инвестиционный налоговый кредит, долгосрочное кредитование, ипотека, лизинг, содействие созданию финансово-промышленных групп, государственные гарантии (залоговый фонд) и т. д.);
  9. развитие фондового рынка корпоративных ценных бумаг (инфраструктура, защита инвесторов, содействие выходу на зарубежные фондовые рынки);
  10. движение собственности, в т.ч. приватизация, национализация, передача собственности с одного уровня управления на другой (федеральный, региональный, муниципальный) с указанием основных видов имущества, которое предполагается приобрести в муниципальную собственность, включая ценные бумаги и имущественные права, а также основных видов муниципального имущества, подлежащих отчуждению, в том числе приватизации, безвозмездной передаче в собственность другим лицам;
  11. демонополизация и развитие конкурентной среды, включая прямое воздействие на монополистов, меры по формированию конкуренции и развитию рынка товаров и услуг;
  12. совершенствование механизма санации, внешнего управления, банкротства, в т.ч. уточнение критериев несостоятельности;
  13. учет и контроль муниципальной собственности;
  14. информатизация процесса управления муниципальной собственностью;
  15. прогноз доходов от управления муниципальной собственностью (основные виды и предполагаемый размер доходов от арендной платы, отчислений от прибыли МУП, дивидендов и процентов по ценным бумагам, находящимся в муниципальной собственности, доходы от размещения муниципальных ценных бумаг и др.);
  16. прогноз расходов, связанных с управлением муниципальной собственностью (основные предполагаемые размеры расходов, связанных с ее оценкой и страхованием, обеспечением ее содержания и сохранности, организацией учета, проведением инвентаризации и аудиторских проверок, с оплатой услуг по приобретению имущества в муниципальную собственность, услуг доверительных управляющих, уполномоченных банков и депозитариев, с выпуском и размещением муниципальных ценных бумаг);
  17. предполагаемое увеличение или уменьшение размера муниципального долга и возможные меры по его погашению;
  18. перечень нормативных актов, принятие которых необходимо для реализации программы.
  19. Естественно, что в зависимости от размеров МО, его экономических и социальных характеристик объем, структура и содержание программы могут меняться. В настоящее время насущно необходимой становится проблема стандартизации процесса управления муниципальной собственностью и подготовки соответствующих кадров. Представляется, что с этой целью необходимо провести классификацию объектов собственности в целях управления, выявить типовые процедуры, выполняемые муниципальными служащими в области маркетинга, мониторинга, планирования, организации использования, контроля, учета и аудита, а также разработать перечень типовых решений с пакетом стандартных документов.

    Хотя все муниципальные образования придерживаются основополагающей нормативной базы, предусмотренной законодательством, но в силу экономических, социальных и иных причин в каждом МО на территории РФ существуют свои особенности в управлении городским имуществом.

    Так, опыт МО г. Ижевск показывает, что, в соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» и согласно Устава города Ижевска, полномочия между органами МСУ распределены по такому принципу: представительный орган (Городская дума) устанавливает порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью, Администрация города управляет и распоряжается этой собственностью. Деятельность Управления имущественных отношений рассматривается как один из существенных источников пополнения городской казны в целом и местного бюджета в частности. Отсюда вытекают три главные задачи, поставленные перед Управлением: увеличение поступлений в городской бюджет от использования муниципального имущества; б) поиск новых источников поступлений от использования муниципального имущества; в) активизация работы по приумножению муниципальной собственности.

    Основными показателями, характеризующими структуру муниципальной собственности, являются данные реестра муниципальной собственности. В нем учитываются: 1) МУП и муниципальные учреждения; 2) муниципальное имущество, закрепленное на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за муниципальными учреждениями или предприятиями; 3) муниципальные жилые и нежилые здания, строения, помещения, созданные или приобретенные за счет средств городского бюджета, внебюджетных фондов или переданные и отнесенные к муниципальной собственности в установленном законом порядке; 4) муниципальные пакеты акций в уставном капитале акционерных обществ; 5) объекты инженерной инфраструктуры, внешнего благоустройства города; 6) имущество, принятое в муниципальную собственность от предприятий, организаций различных форм собственности; 7) иное движимое и недвижимое имущество, в том числе переданное в безвозмездное пользование, аренду, залог и т.п.

    Объекты недвижимости муниципальной собственности могут подвергаться купле-продаже, обмену, дарению, аренде. Жилые помещения могут предоставляться во временное пользование, сдаваться в безвозмездное пользование на какой-то срок, подвергаться доверительному управлению.

    Анализ процесса управления муниципальной собственностью на примере мероприятий, проводимых Управлением имущественных отношений Администрации г. Ижевска, показывает, что произошли существенные изменения в управлении имущественным комплексом города, относящимся к муниципальной собственности. В результате реорганизационных мероприятий и проведенной приватизации значимая часть бывших предприятий торговли, бытового обслуживания, системы общественного питания стали частными. Но, вместе с тем, город по-прежнему отстаивает идею сохранения определенной части объектов, подлежащих приватизации, в муниципальной собственности, рассматривая сохранение муниципальной собственности на данном этапе как гарантию реализации социальных программ.

    На сегодняшний день функционирует ряд учрежденных Управлением муниципальных предприятий в сферах торговли, бытового обслуживания и общественного питания. Значительна доля созданных с участием Управления предприятий смешанной формы собственности. Управление выступает учредителем ряда предприятий в порядке санации убыточных, но жизненно важных для города предприятий (в системе ЖКХ, бытового обслуживания, общественного питания, по работе с детьми). По всем учрежденным предприятиям (муниципальным и смешанным) проводится анализ финансово-хозяйственной деятельности с целью своевременного предотвращения банкротства и контроля за «движением» имущества.

    Одним из направлений деятельности Управления стала работа по внедрению внешнего аудита финансово-экономической деятельности МУП, начиная с 2001 года, и процедур ежегодной аудиторской проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности муниципальных предприятий аудиторскими фирмами, аккредитованными при Администрации г. Ижевска. При этом учитываются основные функции муниципальной собственности (см. табл. 1).

    Структура муниципальной казны.Пунктом 3 статьи 215 ГК РФ введено понятие муниципальной казны: «Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования». Только в последнее время появляется практика создания муниципальных казначейств и заключения соглашений с отделениями Федерального казначейства на казначейское обслуживание местных бюджетов, но это касается исполнения местных бюджетов. Практически все муниципальное имущество (за исключением имущества органов МСУ, необходимого для их функционирования) передается в хозяйственное ведение и оперативное управление иным юридическим лицам (муниципальным предприятиям, муниципальным учреждениям, комитетам по управлению имуществом – самостоятельным юридическим лицам). В такой ситуации невозможен эффективный контроль за целевым использованием имущества, за его сохранностью, и существует возможность утраты имущества в результате банкротства муниципальных организаций (например, жилого фонда, инженерных сетей и т.п., переданных в хозяйственное ведение муниципальным предприятиям). Более рациональным представляется перевод основного муниципального имущества в муниципальную казну с последующей сдачей его на обслуживание, в аренду любым организациям под контролем органов МСУ.

    Помимо формального соблюдения закона имеются и другие причины формирования местной казны, прежде всего – экономические. Изымая муниципальное имущество из хозяйственного ведения и закрепляя его в составе местной казны, муниципалитет обретает право самостоятельно распоряжаться этим имуществом. В частности, муниципальные предприятия освобождаются от уплаты налога на имущество, а в свою очередь, муниципальный орган, держатель реестра муниципальной казны, не будет уплачивать налоги, поскольку он является бюджетной организацией.

    Функции муниципальной собственности

    Также муниципалитет получает дополнительные гарантии сохранения муниципальной собственности. Исключив имущество из хозяйственного ведения муниципального предприятия и закрепив его в составе местной казны, муниципалитет гарантирован от наложения ареста на это имущество кредиторами муниципального предприятия. Говоря о формировании местной казны как средстве защиты муниципального имущества от отчуждения, следует учитывать защиту не только реально существующего имущества, но и имущества, которое может и должнобыть муниципальным, но по различным причинам таковым не становится. Имеются в виду доходы муниципальных предприятий от сдачи в аренду принадлежащих им на праве хозяйственного ведения нежилых помещений, когда арендная плата поступает не в муниципальную казну, а на счет предприятия.

    В развитие положений о составе муниципальной собственности (МС) принят ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» в 1995 г. Согласно статье 29 данного ФЗ, в состав МС входят: а) средства местного бюджета, б) муниципальные внебюджетные фонды, в) имущество органов местного самоуправления, г) муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, д) муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, а также другое движимое и недвижимое имущество. Исходя из выше сказанного, структуру муниципальной казны можно представить в виде схемы (см. рис. 1).

    Рис. 1. Структура муниципальной казны

    Рассмотрим более подробно каждый объект муниципальной казны.

    Под местным бюджетом понимается система экономических отношений между субъектами муниципальной собственности по поводу образования (аккумуляции, мобилизации), распределения и использования централизованного денежного фонда МО, предназначенного для финансирования общих задач МСУ и являющегося основным финансовым планом, утверждаемым соответствующим представительным органом МО.

    Местные бюджеты (МБ) играют активную роль в обеспечении комплексного развития МО, оптимальных воспроизводственных пропорций, повышения жизненного уровня населения. Это обусловлено перераспределительным характером бюджетных отношений. Через систему местных бюджетов перераспределяются средства между производственной и непроизводственной сферами, различными предприятии, слоями населения, административно-территориальными единицами, что определяет масштабы и действенность влияния на социально-экономические процессы в регионе.

    Влияние местных бюджетов на социально-экономические процессы может быть как количественным, так и качественным. Количественное влияние характеризуется пропорциями мобилизуемых, распределяемых и используемых финансовых ресурсов (определение объемов средств, концентрируемых в бюджетном фонде). Изменяя размеры финансовых ресурсов, оставляемых в распоряжении субъектов хозяйствования, административно-территориальных единиц, устанавливая направления эффективного вложения средств, добиваясь распределения финансовых ресурсов в соответствии с намечеными целями, местные органы власти могут воздействовать на территориальное развитие в желаемом направлении. Под качественным влиянием будем понимать приоритетность в финансировании объектов МХ, программ социально-экономического развития территории.

    Исходя из вышеуказанных функций МБ, расширим его понятие. Так, под местным бюджетом понимается совокупность правовых и экономических инструментов по организации и практическому осуществлению накопления (аккумуляции, мобилизации) налоговых, трансфертных и других материальных поступлений в бюджет МО, а также их распределение и использование для удовлетворения общественных потребностей в продуктах и услугах производственного и непроизводственного (просвещение, культура, охрана и т.д.) назначения, оплачиваемых местными органами власти. Однако на практике МБ не обеспечивают регулирование социально-экономических процессов МО, ибо они зачастую дефицитны, что ограничивает возможности их влияния на территориальные процессы. Конкретные формы бюджетных отношений слабо увязаны с материальными интересами участников воспроизводственного процесса, поэтому сегодня так остро стоит вопрос о рациональном и эффективном механизме формирования МБ.

    Муниципальные внебюджетные фонды.Внебюджетные фонды, в отличие от бюджетов, имеют целевой характер, то есть предназначены для финансирования специфических нужд и обособлены от общего бюджета посредством закрепления за ними особых источников финансирования.

    Выделяют такие характерные черты, присущие внебюджетным фондам, как: а) деятельность органов власти по реализации своих полномочий, но не включенная в бюджет; б) смета доходов и расходов данного фонда руководителем исполнительного органа власти; в) исполняется учреждением, нежели тем, что исполняет бюджет; г) исполняется по иным правилам, по иной классификации, по иной отчетности, нежели бюджет; д) информацией о нем вышестоящий орган власти, население и депутатский корпус не владеют.

    Имущество органов местного самоуправления,находящееся непосредственно на их балансе (на балансе местных администраций или представительных органов МСУ, если они являются юридическими лицами), включает, как правило, имущество, необходимое для обеспечения функционирования органов МСУ (здания, организационно-технические средства, транспорт). Принципиально вопрос о формировании МС решен, за исключением собственности на землю и другие природные ресурсы. Однако остро стоит вопрос об уточнении права собственности органов МСУ на землю, участия их в установлении и осуществлении арендных и залоговых отношений в земельной сфере и т.д. Особенности управления МС неразрывно связаны со спецификой самого МО, с характеристикой хозяйствующей системы муниципального хозяйства (см. табл. 2).

    Функциональная деятельность рынка недвижимости

    Особенности формирования систем результативного управления собственностью.Наиболее распространенным определением собственности является взгляд на нее как на исторически определенную форму присвоения материальных благ [1, 4]. При этом выделяют четыре аспекта: объект, субъект, форму и отношения между людьми по поводу присвоения благ.

    Исходя из этого, определим содержание управления собственностью. Под управлением собственностью понимается система правовых, организационно-экономических, социально-экономических отношений между субъектами собственности (человеком, группой, сообществом людей) и объектом (любой субстанцией материального мира) по поводу организации воспроизводства, распределения и использования объектов собственности посредством организационно-экономических функций, форм и методов с целью удовлетворения потребностей собственников.

    При рассмотрении системы управления собственностью необходимо разделять как систему управления, так и способы управления в ней на две взаимозависимые, но относительно самостоятельные части [3]:

  20. процесс преобразования форм и отношений собственности,перехода одной формы в другую, постоянной (приватизация) или временной (аренда, залог, доверительное управление), полной или частичной передачи прав владения, распоряжения, пользования государственной или муниципальной собственностью акционерному или частному капиталу, а также обратного перехода (реприватизации или национализации). В условиях формирования рыночного хозяйства это определяющая часть системы управления государственной, муниципальной собственностью, функции обеспечения которой возлагаются на органы управления имуществом;
  21. управление государственной или муниципальной собственностью, которая обрела и не изменяет эту форму, остается государственной или муниципальной постоянно либо в течение длительного времени. Сохранение, поддержание, наращивание, обновление, эффективное использование государственного или муниципального имущества, не передаваемого в другие руки, является основным содержанием, задачей этой части системы управления собственностью. В дальнейшем данный вид управления именуется как управление использованием собственности.
  22. Выработка научнообоснованной модели управления объектами как государственной, так и муниципальной собственности на уровне региона является одной из настоятельных задач современной российской экономической науки. При этом следует исходить из нацеленности системы управления не только на экономическую поддержку объектов собственности, но в не меньшей мере – на обеспечение сохранности, рационального и эффективного использования объектов, получения от них высокой отдачи, осуществления необходимой диверсификации, структурных изменений. Такой подход предполагает проводить оценку деятельности органов управления собственностью по критериям общественно значимой социально-экономической эффективности или результативности.

    Учитывая региональную структуризацию собственности и выделение федеральной, субфедеральной и муниципальной ее формы, управление ею построено на основе совместного ведения государственных органов различного уровня. Разграничение собственности по указанным уровням способствует децентрализации управления, учету региональных особенностей территорий, однако процессы государственного регулирования, в частности процедуры принятия решений, усложняются.

    Речь идет об «управлении собственностью» социально-экономических систем, характеристики которых в последнее время претерпевают ряд изменений. Суть изменений состоит в отходе от управленческого рационализма, характеризующегося однозначно рациональной организацией, повышением эффективности использования ресурсов, производительности труда и т.д. [2]. Идет переориентация внимания с внутренней на внешнюю среду, с эффективности использования ресурсов на удовлетворение потребностей субъектов внешней среды. В качестве критериев оценки управления собственностью выступает не столько эффективность, сколько результативность данного процесса, то есть объектом рассмотрения является социально ориентированная система управления собственностью.

    Поэтому под результативным управлением собственностью предлагаем понимать количество и качество полезных свойств (социальнозначимых результатов), получаемых в процессе управления собственностью и оцениваемых через призму интересов (потребностей) субъектов собственности, а также субъектов, получивших доступ к использованию указанных свойств. Сегодня оценка производственной деятельности коммерческой организации должна осуществляться не только через оценку эффективности данных процессов. Результаты эти оцениваются непосредственными покупателями, сотрудниками организации (условия и оплата труда), поставщиками, конкурентами (этическое поведение на рынке), муниципальными и государственными органами власти (наполнение бюджета, участие в территориальных программах развития, благотворительность), населением (им производится оценка внешней деятельности, а также благоустройство и озеленение прилегающей территории, поддержание прилегающих дорог, охрана окружающей среды и т.д.)

    Современная экономическая наука выделяет множество форм собственности, включая, в частности, государственную, муниципальную, общественную, коллективную, частную, монополизированную, личную и т.д. Каждая из указанных форм обладает своими характерными чертами, а соответственно – результатами. В качестве обобщенной схемы формирования результативного управления собственностью предложим следующую модель (см. рис. 2). В основу данной системы положены критерии результативного управления, предложенные в 1989 г. Скоттом Синком: действенность, прибыльность, экономичность, производительность, качество, экономическое благосостояние работников, инновации. Схема состоит из двух частей. Левая часть схемы отражает внутренние составляющие системы управления собственностью, а правая – взаимодействие указанной системы с внешним окружением.

    Рис. 2. Схема формирования результативного управления собственностью

    Таким образом, представленная схема позволяет анализировать функционирование систем управления не столько через внутренние составляющие (эффективность системы), а прежде всего через внешнее окружение (результативность системы).

    Литература

    1. Козырев В.М.Основы современной экономики: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2001. 432 с.
    2. Некрасов В.И., Воронов К.В.Формирование организационных структур управления: Учебно-методическое пособие. Ижевск, 2003. 68 с.
    3. Управление государственной собственностью: Учебник / Под ред. В.И. Кошкина, В.М. Шупыро. М.: ИНФРА-М, 1997. 496 с.
    4. Шишкин А.Ф. Экономическая теория: Учебное пособие для вузов: В 2 кн. Кн. 1. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. 656 с.
    5. Некрасов В.И., Соколова М.А.Формирование системы результативного управления муниципальной собственностью. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2005. 98 с.

    Вопросы управления. Уральский институт управления — филиал РАНХиГС
    Электронная версия регулярного бумажного издания © УИУ РАНХиГС, 2008-2014.

    Муниципальное имущество

    Добро пожаловать в раздел «Муниципальное имущество»!

    Раздел посвящен управлению и распоряжению муниципальной собственностью, приобретению и осуществлению имущественных прав и обязанностей муниципального образования «город Екатеринбург».

    В разделе публикуется информация о муниципальных предприятиях, об имущественных торгах (аренда нежилых помещений, установка рекламных конструкций). В разделе размещаются нормативные документы по пользованию муниципальным имуществом, необходимые комментарии по реализации федеральных законов о приватизации, о конкуренции, о рекламе и ряде других.

    Департамент по управлению муниципальным имуществом (ДУМИ) является главным распорядителем бюджетных средств по капитальному ремонту объектов социальной сферы и культурного наследия. Фотографии по результатам этой работы также размещены в разделе «Объекты капитального ремонта».

    Реестр муниципального имущества

    Управление реестров казенного и закрепленного имущества (Управление)

    • начальник Управления: Балакин Сергей Сергеевич: 354-56-99 (кабинет 503);
    • заместитель начальника Управления: Вахтина Юлия Юрьевна: 371-05-77 (кабинет 503).
    • Специалисты

    • Ломовцева Ольга Александровна: 359-81-52 (кабинет 510);
    • Сивухина Зинаида Васильевна: 359-81-52 (кабинет 510);
    • Пашабекова Ирина Владимировна: 371-52-72 (кабинет 503);
    • Рыбакова Ирина Николаевна: 371-52-72 (кабинет 503);
    • Ефремова Елена Валерьевна: 359-88-18 (кабинет 503).
    • Режим работы: с понедельника по четверг — с 09:00 до 18:00, в пятницу или в предпраздничный день — с 09:00 до 17:00, обеденный перерыв — с 13:00 до 13:48. Если предпраздничный день выпадает на пятницу — с 09:00 до 13:00 и с 13:48 до 16:00.

      Основные задачи Управления

    • ведение реестра муниципального имущества муниципального образования «город Екатеринбург»;
    • обеспечение государственной регистрации права собственности муниципального образования «город Екатеринбург» на недвижимое имущество, а также сделок с недвижимым имуществом, совершаемых от его имени уполномоченными лицами.
    • В целях реализации возложенных на Управление задач Управление выполняет следующие функции:

      1. Формирует и ведет реестр муниципального имущества муниципального образования «город Екатеринбург» в соответствии с:

    • Порядком ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержденным Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.08.2011 № 424 (21Кб);
    • Положением «Об учете в реестре муниципального имущества муниципального образования „город Екатеринбург“ сведений о муниципальном имуществе», утвержденным Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 21.03.2013 № 939 (в редакции Постановления Администрации города Екатеринбурга от 01.10.2015 № 2724) (249Кб);
    • Административным регламентом исполнения муниципальной функции по ведению реестра муниципального имущества муниципального образования «город Екатеринбург», утвержденным Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 29.01.2015 № 145.
    • 2. Направляет от имени Администрации города Екатеринбурга документы в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области для:

    • государственной регистрации права собственности муниципального образования «город Екатеринбург»;
    • государственной регистрации внесения изменений в сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
    • государственной регистрации прекращения права собственности муниципального образования «город Екатеринбург» на объекты недвижимого имущества;
    • постановки на учет бесхозяйных объектов.
    • 3. Предоставляет выписки из реестра муниципального имущества муниципального образования «город Екатеринбург» в соответствии с Административным регламентом предоставления муниципальной услуги по предоставлению сведений из реестра муниципального имущества муниципального образования «город Екатеринбург» (375Кб), утвержденным Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 01.06.2012 № 2342 (в редакции Постановления Администрации города Екатеринбурга от 27.06.2013 № 2257, Постановления Администрации города Екатеринбурга от 27.02.2015 № 483, Постановления Администрации города Екатеринбурга от 07.05.2015 № 1108);

      Предоставление сведений из реестра

      Запросы на предоставление сведений из реестра муниципального имущества муниципального образования «город Екатеринбург» подаются:

    • в отдел организационного и общего обеспечения ДУМИ по адресу: Екатеринбург, ул. 8 Марта, 8б, кабинет 220 (лично или через представителя).

    Время приема запросов: с понедельника по четверг — с 10:00 до 17:00, в пятницу или в предпраздничный день — с 10:00 до 16:00, перерывы — с 11:15 до 11:30, с 13:00 до 14:00, с 15:15 до 15:30. Если в предпраздничный день выпадает на пятницу, прием запросов прекращается в 15:00.

  23. в ДУМИ в письменной форме по почте (адрес: 620014, Екатеринбург, пр. Ленина, 24а).
  24. На десятый день со дня регистрации запроса — в случае неявки заявителя на личный прием или в случае указания заявителем в запросе способом получения выписки ее получение в виде почтового отправления.

  25. в Муниципальное казенное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» и его районные отделы (с адресами и графиками работы районных отделов можно ознакомиться на официальном сайте).
  26. Получение выписки на девятый день со дня регистрации запроса — в случае вручения выписки на личном приеме в районном отделе, где был подан запрос.

    • в Государственное бюджетное учреждении Свердловской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» и его филиалах (с адресами и графиками работы филиалов можно ознакомиться на официальном сайте).
    • Получение выписки по адресу: Екатеринбург, пр. Ленина, 24а, кабинет 503 на девятый день со дня регистрации запроса — в случае вручения выписки на личном приеме (режим работы: с понедельника по четверг — с 09:00 до 18:00, в пятницу или в предпраздничный день — с 09:00 до 17:00, обеденный перерыв — с 13:00 до 13:48. Если предпраздничный день выпадает на пятницу — с 09:00 до 13:00 и с 13:48 до 16:00).

      § 1. Муниципальная собственность

      В собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное, во-первых, для решения вопросов местного значения; во-вторых, для осуществления переданных органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий; в-третьих, для обеспечения деятельности органов, должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий, учреждений. В случае возникновения у муниципального образования права собственности на имущество, не предназначенное для вышеназванных целей, такое имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению. Порядок и сроки отчуждения такого имущества устанавливаются федеральным законом.
      Виды муниципального имущества. Закон от 6 октября 2003 г. устанавливает в общем виде перечень объектов собственности поселений, муниципальных районов, городских округов.
      В собственности поселений могут находиться: 1) имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения; 2) автомобильные дороги общего пользования, мосты и иные транспортные инженерные сооружения в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения, а также имущество, предназначенное для их обслуживания; 3) жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда; 4) пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения в границах поселения; 5) имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; 6) объекты, а также пожарное оборудование и снаряжение, предназначенные для обеспечения первичных мер по тушению пожаров; 7) библиотеки; 8) имущество, предназначенное для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры; 9) объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенные в границах поселения; 10) имущество, предназначенное для развития на территории поселения массовой физической культуры и спорта; 11) имущество, предназначенное для организации благоустройства и озеленения территории поселения, в том числе для обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха населения; 12) имущество, предназначенное для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; 13) имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения; 14) имущество, предназначенное для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации; 15) земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности поселения в соответствии с федеральными законами; 16) обособленные водные объекты на территории поселения; 17) леса, расположенные в границах населенных пунктов поселения.
      В собственности муниципальных районов могут находиться: 1) имущество, предназначенное для электро- и газоснабжения поселений в границах муниципального района; 2) автомобильные дороги общего пользования между населенными пунктами, мосты и иные транспортные инженерные сооружения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения, а также имущество, предназначенное для их обслуживания; 3) пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения между поселениями на территории муниципального района; 4) имущество, предназначенное для организации и осуществления экологического контроля; 5) имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района; 6) имущество, предназначенное для организации охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией; 7) имущество, предназначенное для обеспечения общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также предоставления дополнительного образования и организации отдыха детей в каникулярное время; 8) имущество, предназначенное для оказания на территории муниципального района скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов; 9) имущество, предназначенное для утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; 10) архивные фонды, в том числе кадастр землеустроительной и градостроительной документации, а также имущество, предназначенное для хранения указанных фондов; 11) имущество, включая земельные участки, предназначенное для содержания на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения и организации ритуальных услуг; 12) межпоселенческие библиотеки и библиотечные коллекторы; 13) имущество, необходимое для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации; 14) земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности муниципального района в соответствии с федеральными законами; 15) обособленные водные объекты на территории муниципального района, расположенные на межселенной территории муниципального района.
      В собственности городских округов могут находиться все виды имущества, перечисленные выше.
      Субъекты и содержание права муниципальной собственности. Содержание права муниципальной собственности в соответствии со ст. 209 ГК РФ составляют правомочия владения, пользования, распоряжения муниципальным имуществом. Однако собственник — это субъект, который не просто владеет, пользуется, распоряжается определенным имуществом, но делает это по своему усмотрению и в своем интересе . Можно владеть, пользоваться, даже распоряжаться определенным имуществом, но не по своему усмотрению, не в своем интересе, а по поручению собственника.
      ———————————
      См.: Толстой Ю.К. К учению о праве собственности // Правоведение. 1992. N 1. С. 21.

      Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону, иным актам, не нарушающие права, охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Собственник может передавать свое имущество в доверительное управление иным лицам.
      На отношения муниципальной собственности распространяются общие правила гражданского законодательства. Так, п. 1 ст. 215 ГК РФ в качестве первичного субъекта права муниципальной собственности определяет муниципальные образования, а значит — местные сообщества жителей, чью юридическую личность и персонифицируют муниципальные образования . Местное население в сфере отношений муниципальной собственности выступает первичным собственником. Органы местного самоуправления могут быть определены как публичные собственники, т.е. как органы, которые не только осуществляют полномочия от имени первичного собственника, но и формулируют его интересы, отождествляют свое волевое усмотрение с усмотрением населения.
      ———————————
      О гражданско-правовом статусе муниципальных образований см.: Камалов О.А. Гражданская правосубъектность муниципальных образований. Автореф. дис. канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2001.

      Органы местного самоуправления в пределах собственной компетенции осуществляют все полномочия собственников. Они от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в их развитие нормативными актами органов местного самоуправления. Они вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти РФ, субъектов Федерации, органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
      Управление муниципальным имуществом. Органы местного самоуправления осуществляют правомочия собственника в отношении муниципального имущества в рамках своей компетенции.

      Представительные органы местного самоуправления устанавливают порядок управления и распоряжения объектами муниципальной собственности, а исполнительные органы местного самоуправления исходя из заданной нормативной программы непосредственно владеют, пользуются, распоряжаются этим имуществом.
      Движимое, недвижимое муниципальное имущество находится в местной казне наряду со средствами местных бюджетов или закрепляется за муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями. Муниципальные предприятия и учреждения, за которыми закрепляется определенное имущество, осуществляют в его отношении правомочия владения, пользования, распоряжения, но не в качестве собственников, поскольку их действия по управлению вверенным имуществом ограничены усмотрением органов местного самоуправления, продолжающих осуществлять в отношении названного имущества правомочия собственника. Муниципальные предприятия владеют, пользуются, распоряжаются закрепленным за ними имуществом на праве хозяйственного ведения, а муниципальные учреждения — на праве оперативного управления. Оба эти права производны от права муниципальной собственности и представляют собой его содержательно усеченные копии.
      Находящееся в составе казны имущество принадлежит на праве собственности непосредственно соответствующему муниципальному образованию. Учет составляющего местную казну имущества и его движения, например, в Екатеринбурге, осуществляется комитетом по управлению городским имуществом путем занесения соответствующих сведений в специальный раздел реестра муниципальной собственности. Выписка из реестра муниципальной собственности является документом, подтверждающим учет недвижимого имущества в составе муниципальной собственности. Документом, удостоверяющим право муниципальной собственности на недвижимое имущество, является свидетельство о государственной регистрации права, выданное учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Документом, подтверждающим право муниципальной собственности на движимое имущество, является выписка из реестра муниципальной собственности.
      Сведения о муниципальном имуществе, закрепленном за муниципальными организациями на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, так же, как и о казенном имуществе, заносятся в реестр муниципальной собственности.
      Органы местного самоуправления, создавая муниципальные предприятия, определяют предмет и цели деятельности данных предприятий, решают вопросы назначения и увольнения руководителей муниципальных предприятий, реорганизации и ликвидации последних, регулируют цены и тарифы на их продукцию (услуги), осуществляют контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятиям имущества, заслушивают отчеты руководителей данных предприятий об их деятельности. Предприятия не вправе продавать принадлежащее им на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия соответствующих органов местного самоуправления. Остальным своим имуществом муниципальные предприятия распоряжаются, по общему правилу, самостоятельно. Муниципальные образования в лице органов местного самоуправления имеют право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятий.
      Состоящие на местном бюджете учреждения осуществляют в отношении закрепленного за ними на праве оперативного управления имущества правомочия владения, пользования, распоряжения в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями органов местного самоуправления и назначением имущества. Органы местного самоуправления, осуществляя полномочия собственника муниципального имущества, вправе изымать закрепленное за учреждениями имущество, если оно оказывается излишним, не используется или используется не по назначению. Органы местного самоуправления вправе распоряжаться таким имуществом по своему усмотрению. Учреждения не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ними имуществом или имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных им по смете. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно (дополнительно) отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение.
      Необходимо иметь в виду, что представительные и исполнительные органы местного самоуправления имеют сложную природу, одновременно являясь и органами управления — субъектами публичного права, и учреждениями — субъектами гражданского права, прежде всего имущественного оборота. Следовательно, органы местного самоуправления в качестве органов публично-властного управления осуществляют полномочия собственников муниципального имущества, а в качестве учреждений — юридических лиц — полномочия оперативного управления в отношении имущества, которое они сами за собой закрепляют (либо которое закреплено за ними иным путем). Органы местного самоуправления вправе участвовать в создании предприятий смешанной формы собственности.
      Органы местного самоуправления наделены правом предоставлять различные виды муниципального имущества в аренду. Стремясь повысить привлекательность муниципального имущества для реальных и потенциальных арендаторов, увеличить эффективность его использования в интересах жителей, органы местного самоуправления прибегают к практике предоставления льгот арендаторам муниципального имущества. В качестве примера можно привести решение Екатеринбургской городской Думы от 30 декабря 1996 г., которым утверждено Положение о порядке предоставления льгот арендаторам объектов муниципального нежилого фонда г. Екатеринбурга . Среди предоставляемых арендаторам льгот: увеличение срока договора аренды, предусматривающее окупаемость понесенных арендатором затрат по улучшению муниципальной собственности и получение им прибыли в определенных размерах; предоставление арендатору права передачи части помещения в субаренду; частичное освобождение от арендной платы на определенный срок; отсрочка арендной платы; предоставление арендатору в установленном порядке права выкупа в счет доли арендной платы, причитающейся балансодержателю арендуемого объекта, средств, направляемых арендатором на капитальный ремонт помещения.
      ———————————
      См.: Юридический вестник. 1997. N 2.

      Порядок и условия приватизации муниципального имущества (возмездное отчуждение имущества в собственность физических и юридических лиц) определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством . Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местные бюджеты.
      ———————————
      См.: Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. «О приватизации государственного и муниципального имущества» // СЗ РФ. 2002. N 4. Ст. 251; 2003. N 9. Ст. 805.

      Не менее важно, чем эксплуатация и отчуждение муниципального имущества, пополнение муниципального имущества новыми объектами. Одно из направлений этой работы — строительство жилья и социально-экономической инфраструктуры.
      Органам местного самоуправления на территории своих муниципальных образований приходится взаимодействовать не только с предприятиями, учреждениями, организациями, находящимися в муниципальной собственности, но и с немуниципальными предприятиями, учреждениями, организациями. В этом взаимодействии можно выделить две сферы: сферу компетенции муниципальных образований и их органов местного самоуправления и сферу иных аспектов местной жизни и взаимодействия муниципальных и немуниципальных субъектов.
      В первой сфере органы местного самоуправления вправе координировать участие любых расположенных на их территории предприятий, учреждений, организаций в комплексном социально-экономическом развитии своих муниципальных образований. В пределах собственной компетенции или переданной им в порядке наделения государственными полномочиями органы местного самоуправления определяют порядок и условия хозяйствования и иной деятельности любых субъектов. Они, например, осуществляют приемку в эксплуатацию законченных строительством объектов жилищно-гражданского и производственного назначения, отвечают за перевод жилых помещений в нежилые и за перевод нежилых помещений в жилые, определяют правила организации уличной торговли.
      Упорядочивая на территории своих муниципальных образований деятельность хозяйствующих и иных субъектов независимо от форм их собственности, органы местного самоуправления не вправе устанавливать ограничения хозяйственной деятельности предприятий, организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством и законами субъекта РФ. По вопросам, не входящим в компетенцию органов местного самоуправления, их отношения с предприятиями, учреждениями, организациями, не находящимися в муниципальной собственности, а также с физическими лицами строятся на основе договоров.

      Смотрите так же:

      • Новые законы для нелегалов Новые требования закона «О связи» лишат сотовой связи «нелегальных» абонентов Операторов обяжут сверять персональные данные абонентов с официальными информационными системами С 1 июня 2018 года вступят в силу поправки в закон «О связи», которые обязывают […]
      • Автострахование в втб 24 осаго Калькулятор ОСАГО «ВТБ Страхование» Компания «ВТБ Страхование» заявила о себе на рынке страховых услуг в 2000 году (экспертным агентством ей присвоен рейтинг надежности «А++» - исключительно высокий уровень). На сайте «Выберу.ру» посетителям предлагается […]
      • На Морева учебное пособие Тренинг педагогического общения. Файл формата pdf; размером 69,32 МБ. Добавлен пользователем Demetrius. Раздел: Основы педагогического мастерства . М.: Просвещение, 1987. Тренинг педагогического общения. Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства. […]
      • Приказ об обучении персонала по го Приказ об обучении персонала по го ПРИКАЗ Об обучении по гражданской обороне на 201_ учебный год На основании приказа генерального директора ООО «. » от 20.12.201_ г. «Об итогах подготовки руководящего состава и работников ООО «. » в 201_ году и задачах […]
      • Оформить окно на балконе Какие выбрать занавески для балкона? Человечество изобрело множество способов украсить окно. Использовались самые различные материалы: дерево, металл, пластик, но больше всего ткани: легкие или глухие, монотонные или с рисунком и т. д. Такое ощущение, что […]
      • Закон путина о земле Путин подписал закон о принудительном изъятии земли у собственников shadow: На официальном сайте Кремля сообщается, что президент Российской Федерации Владимир Путин завизировал Федеральный закон, который регулирует земельные отношения, связанные с […]
      • Федеральные районный суды сша Административное судопроизводство США Система федеральных судов Статья 3 Конституции формулирует основу федеральной судебной системы: "Судебная власть Соединенных Штатов осуществляется Верховным судом и теми низшими судами, которые будут время от времени […]
      • Телефон по защите прав потребителей в курске Мой город Курск - Место общения курян и гостей города Защита прав потребителей в Курске Горячая линия Управления Роспотребнадзора по Курской области Адрес: Курск, Ленина, 70 (показать на карте); Телефон: +7 (4712) 587186, +7 (800) 1000004 118 […]