На основании и во исполнение гк рф и иных законов указов президента

Статья 3 ГК РФ. Гражданское законодательство и иные акты, содержащие нормы гражданского права

2. Гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов (далее — законы), регулирующих отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса.

2.1. Внесение изменений в настоящий Кодекс, а также приостановление действия или признание утратившими силу положений настоящего Кодекса осуществляется отдельными законами. Положения, предусматривающие внесение изменений в настоящий Кодекс, приостановление действия или признание утратившими силу положений настоящего Кодекса, не могут быть включены в тексты законов, изменяющих (приостанавливающих действие или признающих утратившими силу) другие законодательные акты Российской Федерации или содержащих самостоятельный предмет правового регулирования.

3. Отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса, могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу и иным законам.

4. На основании и во исполнение настоящего Кодекса и иных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права.

Комментарии к ст. 3 ГК РФ

1. Положения п. 1 статьи основаны на п. «о» ст. 71 Конституции, в соответствии с которым гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации, и субъекты Федерации не вправе принимать законодательные акты, содержащие нормы гражданского права.

Однако по ранее действовавшему законодательству такие акты субъектами Российской Федерации издавались, и согласно п. 3 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8 нормы гражданского права, содержащиеся в актах субъектов Российской Федерации, изданных до введения в действие Конституции, могут применяться судами при разрешении споров, если они не противоречат Конституции и ГК.

2. В силу п. «к» ст. 72 Конституции жилищное законодательство, а также земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах и об охране окружающей среды относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Следовательно, по названным вопросам возможно принятие субъектами Федерации законодательных актов, содержащих нормы гражданско-правового характера, которые относятся к предмету данных законодательных сфер.

3. Положение п. 2 ст. 3 ГК, согласно которому гражданское законодательство состоит из ГК и иных федеральных законов, введено, чтобы облегчить формулирование последующих норм ГК. Такое определение не должно исключать использование термина «гражданское законодательство» в широком смысле как совокупность всех актов и норм гражданского права.

В таком широком смысле говорится о гражданском законодательстве в п. 1 ст. 3, а также во многих последующих статьях ГК (ст. ст. 4, 6, 7, 8, 127 и др.). Исключение в этих случаях из состава гражданского законодательства актов Президента РФ, Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти создавало бы очевидный вакуум в правовом регулировании, что недопустимо.

В некоторых статьях ГК при характеристике законодательства используются и другие термины: законодательство (п. 2 ст. 1, п. 2 ст. 5) и нормативные акты (п. 3 ст. 125). Эти термины, как следует из содержания названных статей ГК, также имеют в виду все нормы гражданского права, установленные компетентными государственными органами.

4. Основные подлежащие изданию федеральные законы гражданского права названы в последующих статьях ГК (ст. ст. 47, 51, 65, 87, 96, 107, 113, 116, 127, 131, 141, 143, 217, 291, 334, 358, 525, 768, 784, 788, 801, 968, 970). Этот перечень не является исчерпывающим, федеральные законы могут издаваться и по другим вопросам, требующим урегулирования на таком уровне.

5. ГК не устанавливает каких-либо особых юридико-технических требований для федеральных законов в области гражданского права. В своей структуре и форме они могут иметь некоторые различия, например, содержать или нет преамбулу, перечень основных используемых понятий и т.д.

Однако в абз. 2 п. 2 статьи закрепляется и подчеркивается определяющее значение ГК в системе иных законов гражданского права, которые должны соответствовать нормам ГК как в своем содержании, так и в редакции. Такое соответствие обеспечивает единство и согласованность действующей в Российской Федерации системы гражданских законов, число которых значительно.

6. В п. п. 3 и 4 статьи проводится принцип иерархии в отношении указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ. Эти акты должны соответствовать ГК и иным законам гражданского права, а акты Правительства РФ — также указам Президента РФ. В силу п. 5 статьи при нарушении данного требования применяется ГК или соответствующий закон.

7. Имеющиеся в п. 4 статьи указания о принятии Правительством РФ постановлений, содержащих нормы гражданского права, подлежат толкованию расширительно. Согласно ч. 1 ст. 115 Конституции Правительство РФ наряду с постановлениями издает распоряжения, и некоторые из них также содержат нормы гражданско-правового характера, относящиеся обычно к отдельным сферам народного хозяйства (например, СЗ РФ. 1997. N 3. Ст. 472).

8. Указание п. 6 о том, что действие и применение норм гражданского права, содержащихся в указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ, определяются правилами гл. 1 ГК, надо считать неполным и неточным. Ввиду общего характера норм гл. 1 ГК ее действие должно быть отнесено ко всем вообще актам гражданского законодательства, а некоторые практически важные вопросы применения норм гражданского права предусмотрены не только в гл. 1, но и в других главах ГК, в частности в гл. 2.

9. В п. 7 статьи выражен принцип иерархии в отношении актов министерств и иных федеральных органов исполнительной власти: они должны соответствовать нормам ГК, законам и актам Президента РФ и Правительства РФ.

Акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти могут иметь различную форму, установленную положениями об этих органах и отражающую сложившуюся практику. Обычно это приказы или инструкции, однако на практике используются и иные формы, например письма Центрального банка РФ.

10. О порядке вступления актов гражданского законодательства в силу см. коммент. к ст. 4 ГК.

11. О действии на территории Российской Федерации законодательства бывшего СССР см. ст. 4 Вводного закона и коммент. к ней.

12. О принципах и нормах международного права и международных договоров Российской Федерации как составной части гражданского законодательства Российской Федерации см. коммент. к ст. 7 ГК.

13. Практика применения судами Российской Федерации гражданского законодательства публикуется в журналах «Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации» и «Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации».

7. Понятие и особенности гражданского законодательства. Система нормативных актов, содержащих нормы гражданского права.

Гражданское законодательство (в широком смысле) — это вся система признанных государством источников, содержащих нормы гражданского права, которые действуют в Российской Федерации. А согласно ГК РФ, ≪гражданское законодательство состоит из Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов. ≫ (ст. 3* ГК РФ).

— наличие в нем большого числа диспозитивных правил, действующих только в том случае, если сами участники регулируемого отношения не предусмотрят иной вариант своего поведения. Иначе говоря, такие правила носят восполнительный характер, ибо рассчитаны на восполнение недостающей по каким-либо причинам воли самих субъектов;

— Однако в гражданском законодательстве имеется и значительное количество общеобязательных, императивных норм, не допускающих никаких отступлений от своего содержания;

К основным способам систематизации (упорядочения) законодательства, применяемым государством в гражданско-правовой сфере, относятся:

1.Инкорпорация нормативных актов представляет собой сведение ранее изданных актов в единый источник (сборник) без изменения их содержания. Примерами такой инкорпорации являются Собрание действующего законодательства Союза ССР (которое не было завершено). Неофициальные инкорпорации представлены различными сборниками нормативных актов, обычно тематического характера, подготовленных их авторами, в том числе и для учебных целей.

2.Консолидация нормативных актов представляет собой объединение ряда актов, посвященных общему кругу вопросов, в единый нормативный акт, иногда даже более высокой юридической силы.

3. Кодификация, при которой принимается единый новый закон, отменяющий действие ряда старых нормативных актов. Особенностью кодекса является построение его по определенной системе с непременным выделением общих положений (общей части) и охват им всех основных правил соответствующей сферы. Поэтому кодекс становится главным источником права соответствующей отрасли.

По своей юридической силе гражданско-правовые акты распределяются на три группы:

1) обладающие высшей юридической силой федеральные законы — нормативные акты, принятые Государственной Думой РФ;

2) носящие подзаконный характер указы Президента РФ и постановления федерального Правительства;

3) нормативные правовые акты иных федеральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств РФ).

^ Виды нормативных актов по гражданскому праву. Основные виды федеральных нормативных актов по гражданскому праву таковы:

1) Законы — федеральные и (по вопросам совместной компетенции) субъектов Федерации (которые должны строиться на основе и соответствовать федеральным нормативным актам). Центральное место среди законов занимает ГК РФ.

2) ^ Подзаконные акты высокого ранга (в ГК РФ они в совокупности получили название ≪иные правовые акты≫). Это:

а) указы Президента РФ, которые не должны противоречить ГК РФ и иным федеральным законам (или, по сложившейся практике, приниматься и действовать до принятия соответствующего закона);

б) постановления Правительства РФ, которые могут содержать нормы гражданского права, принятые на основании и во исполнение ГК РФ, федеральных законов и указов Президента РФ.

3) ^ Ведомственные акты, которые могут содержать нормы гражданского права только в случаях и в пределах, предусмотренных ГК РФ, федеральными законами и ≪иными правовыми актами≫ (т. е. указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ).

Налоги и Право

повышение юридических знаний

Какой закон об акционерных обществах имеет большую силу?

Автор: Екатерина Шестакова 11 сентября 2014

Положения Закона N 208-ФЗ являются специальными по отношению к нормам ГК РФ и применяются в первую очередь. В случае отсутствия в Законе N 208-ФЗ конкретной нормы следует руководствоваться ГК РФ, устанавливающим общие положения в сфере гражданских правоотношений.

К нормативным правовым актам в РФ относятся Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти, законы субъектов РФ, а также подзаконные акты субъектов РФ.

Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ). При этом федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам (ч. 3 ст. 76 Конституции РФ).

Следует отметить, что кодексы являются федеральными законами*(1), которые содержат общие нормы и выполняют основополагающую роль в правовом регулировании определенных сфер общественных отношений. Однако Конституция РФ не предусматривает приоритет одного федерального закона над другим. Вместе с тем во многих кодифицированных актах закреплена необходимость соответствия иных законов в данной сфере кодексу, как содержащему основополагающие положения (смотрите, например, п. 1 ст. 1Налогового кодекса РФ, п. 2 ст. 3 Семейного кодекса РФ, п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ, ч. 1 ст. 1 Гражданского процессуального кодекса РФ и другие).

Как следует из п.п. 2-4 ст. 3 ГК РФ, гражданское законодательство состоит из ГК РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, а также указов Президента РФ, на основании и во исполнение которых Правительство РФ вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права. При этом нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК РФ. Следовательно, все принимаемые законы, регулирующие гражданско-правовые отношения, должны соответствовать ГК РФ.

Относительно иерархии федеральных законов хотелось бы обратить внимание на некоторые правовые позиции Конституционного Суда РФ.

В определении от 05.11.1999 N 182-О при рассмотрении вопроса о приоритете ГК РФ над положениями Федерального закона от 02.12.1990 N 395-I «О банках и банковской деятельности» Конституционный Суд РФ отметил, что в ст. 76 Конституции РФ не определяется и не может определяться иерархия актов внутри одного их вида, в данном случае — федеральных законов. Ни один федеральный закон в силу ст. 76 Конституции РФ не обладает по отношению к другому федеральному закону большей юридической силой.

В постановлении от 29.06.2004 N 13-П Конституционный Суд РФ отметил, что Уголовно-процессуальный кодекс РФ, который, согласно ч. 1 его ст. 1, устанавливает порядок уголовного судопроизводства на территории РФ, будучи обычным федеральным законом, не имеет преимущества перед другими федеральными законами с точки зрения определенной непосредственно Конституцией РФ иерархии нормативных актов. Однако указано, что федеральный законодатель в целях реализации конституционных принципов правового государства, равенства и единого режима законности, обеспечения государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в сфере уголовной юстиции, кодифицируя нормы, регулирующие производство по уголовным делам, вправе установить приоритет Уголовно-процессуального кодекса РФ перед иными федеральными законами в регулировании уголовно-процессуальных отношений.

При этом в определении от 08.11.2005 N 439-О Конституционным Судом РФ было разъяснено, что приоритет Уголовно-процессуального кодекса РФ перед другими федеральными законами не является безусловным: он может быть ограничен как установленнойКонституцией РФ (ч. 3 ст. 76) иерархией федеральных конституционных законов и обычных федеральных законов (к их числу относится и Уголовно-процессуальный кодекс РФ), так и правилами о том, что в случае коллизии между различными законами равной юридической силы приоритетными признаются последующий закон и закон, который специально предназначен для регулирования соответствующих отношений. О безусловном приоритете норм Уголовно-процессуального кодекса РФ не может идти речь и в случаях, когда в иных, помимоУголовно-процессуального кодекса РФ, закрепляющего общие правила уголовного судопроизводства, законодательных актах устанавливаются те или иные дополнительные гарантии прав и свобод (смотрите также определение Конституционного Суда РФ от 02.03.2006 N 54-О).

Касательно соотношения положений ГК РФ и Закона N 208-ФЗ отметим, что Закон N 208-ФЗ является специальным по отношению к ГК РФ, поскольку Закон N 208-ФЗ в соответствии с ГК РФ определяет порядок создания, реорганизации, ликвидации, правовое положение акционерных обществ, права и обязанности их акционеров, а также обеспечивает защиту прав и интересов акционеров (п. 1 ст. 1 Закона N 208-ФЗ). Соответственно, применяется правило о приоритете специальной нормы над общей. При этом в ситуации, если в специальном законе (в рассматриваемом случае в Законе N 208-ФЗ) не предусмотрены определенные положения, будут применяться общие правила, предусмотренные ГК РФ.

Правило о приоритете специальной нормы над общей косвенно подтверждено в определении Конституционного Суда РФ от 18.06.2004 N 263-О. Конституционным Судом РФ при рассмотрении вопроса о соотношении абзаца первого п. 1 ст. 91 Закона N 208-ФЗ с п. 1 ст. 67ГК РФ отмечено, что Закон N 208-ФЗ, являясь специальным актом по отношению к ГК РФ, устанавливает порядок и условия реализации тех положений, которые содержатся в ГК РФ, в том числе в п. 1 ст. 67 ГК РФ. Абзац первый п. 1 ст. 91 Закона N 208-ФЗ, развивающий названное положение ГК РФ и обязывающий акционерное общество обеспечить акционерам доступ к документам, предусмотренным п. 1 ст. 89 Закона N 208-ФЗ, в то же время устанавливает, что к документам бухгалтерского учета и протоколам заседаний коллегиального исполнительного органа имеют право доступа акционеры (акционер), имеющие в совокупности не менее 25% голосующих акций общества. Таким образом, законодатель с учетом особенностей предпринимательской деятельности в форме акционерного общества, а также специфики и объема предоставляемой информации вправе установить ограничения в виде определенного порядка или условий доступа к такой информации.

Аналогичная позиция о том, что положения Закона N 208-ФЗ являются специальными по отношению к нормам ГК РФ, отражена в судебной практике (смотрите, например, п. 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 16.05.2014 N 28, постановления ФАС Поволжского округа от 29.11.2011 N Ф06-9921/11, ФАС Северо-Кавказского округа от 16.02.2012 N Ф08-132/12, ФАС Центрального округа от 26.07.2013 N Ф10-1807/13).

Статья 1. Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей

Новая редакция СТ 1 Закона о Защите Прав Потребителей России:

1. Отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами (далее — законы) и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Правительство Российской Федерации не вправе поручать федеральным органам исполнительной власти принимать акты, содержащие нормы о защите прав потребителей.

Правительство Российской Федерации вправе издавать для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и об оказании услуг).

Абзац третий утратил силу с 1 августа 2011 г.

Комментарий к Статье 1 ЗоЗПП РФ

1. В прежней редакции Закона аналогичная статья называлась «Законодательство о защите прав потребителей». Изменение названия статьи, в частности, связано с введением в действие нового ГК и изменением в нем содержания понятия «законодательство».

На различных этапах в состав законодательства включались наряду с законами (законодательными актами) также указы соответствующих государственных органов, постановления правительства и даже акты министерств и ведомств.

Статьей 3 ГК (п. 2) установлено, что гражданское законодательство состоит из ГК и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих отношения, предусмотренные ГК. При этом нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК.

Закон в основном содержит нормы гражданского права, регулирующие имущественные отношения между гражданами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность. Вместе с тем в нем имеются также нормы других отраслей права (государственного, административного и др.), устанавливающие полномочия некоторых федеральных органов исполнительной власти, общественных организаций и т.д., то есть регулирующие отношения, не подпадающие под действие гражданского законодательства. При применении этих норм Закона следует руководствоваться основополагающими законами соответствующих отраслей права.

Упомянутое новое содержание понятия «гражданское законодательство» полностью реализовано в ст. 1 Закона, где ГК закреплен как основополагающий закон для отношений в области защиты прав потребителей.

2. В новой редакции ст. 1 сохранен приоритетный характер Закона по отношению к другим федеральным законам, регулирующим отношения в области защиты прав потребителей: другие законы должны приниматься в соответствии с ним и не могут ему противоречить. В случае коллизии должны применяться нормы Закона.

3. Под иными правовыми актами Российской Федерации, согласно ГК, понимаются указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации. Эти акты не входят в состав понятия «законодательство». Они должны приниматься в соответствии с ГК и Законом и не могут им противоречить. В случае коллизии должны применяться нормы ГК и Закона. ГК предоставляет Президенту Российской Федерации право регулировать гражданские правоотношения в полном объеме, т.е. указыПрезидента могут быть изданы по любому вопросу гражданского права (следовательно, и в области защиты прав потребителей), за исключением отношений, регулирование которых может осуществляться только федеральными законами: ограничение перемещения товаров и услуг на территории РФ; отношения с участием иностранных граждан и лиц без гражданства; защита определенных нематериальных благ (прав и свобод человека).

Статьей 3 ГК предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права на основании и во исполнение ГК и иных законов, указов Президента Российской Федерации. Согласно ст.1 Закона, в прежней редакции Правительство РФ было вправе регулировать отношения по защите прав потребителей только в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ.

Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 29 сентября 1994 года N 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» (в редакции п. 3 постановления Пленума от 17 января 1997 года N 2) разъяснил, что
Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» и иные федеральные законы и правовые акты Российской Федерации применяются к отношениям в области защиты прав потребителей, если:
это предусмотрено ГК РФ (например, п. 3 ст. 492, п. 3 ст. 730 ГК РФ0);
ГК не содержит такого указания, однако названные выше федеральные законы и правовые акты конкретизируют и детализируют нормы ГК РФ, регулирующие данные правоотношения (например, ст. 8-10 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей») либо когда ГК РФ не регулирует указанные отношения (например, ст. 17, абзац 9 п. 1 ст. 18 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»);
указанные законы и другие правовые акты предусматривают иные правила, чем ГК РФ, когда ГК РФ допускает возможность их установления иными законами и правовыми актами (например, п. 1 ст. 394 ГК РФ, п. 2 ст. 13 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»).

В тех случаях, когда отдельные виды гражданско-правовых отношений с участием потребителей помимо норм ГК РФ регулируются и специальными законами Российской Федерации (например, договоры перевозки, энергоснабжения), то к отношениям, вытекающим из таких договоров, Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» может применяться в части, не противоречащей ГК РФ и специальному закону. При этом необходимо учитывать, что специальные законы, принятые до введения в действие части второй ГК РФ, применяются к указанным правоотношениям в части, не противоречащей ГК РФ и Закону Российской Федерации «О защите прав потребителей».

При рассмотрении требований потребителей, вытекающих из договоров розничной купли-продажи и бытового подряда, необходимо иметь в виду, что, исходя из п. 3 ст. 492 и п. 3 ст. 730 ГК РФ, к отношениям по указанным договорам применяются положения ГК РФ об этих видах договоров (ст. 492-505 и 730-739 ГК РФ), общие положения ГК РФ о договорах купли-продажи и подряда, если иное не предусмотрено параграфом 2 главы 30 и параграфом 1 главы 37 ГК РФ (п. 5 ст. 454, п. 2 ст. 702 ГК РФ) , а также положения Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» в части, не урегулированной ГК РФ.

4. В новой редакции Закона сохранена норма, запрещающая Правительству РФ поручать федеральным органам исполнительной власти принимать акты, содержащие нормы о защите прав потребителей.

Таким образом, обязательные правила, касающиеся защиты прав потребителей, могут приниматься исключительно законодательным органом, Президентом РФ и Правительством РФ в установленных случаях. Всякие акты в указанной области, принятые какими-либо иными государственными органами, должны признаваться незаконными и отменяться в установленном порядке.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 1992 года N 359 министерствам и ведомствам Российской Федерации предложено до 1 августа 1992 года отменить ведомственные нормативные акты, регулирующие отношения в области прав потребителей. При этом ведомственные нормативные акты, регулирующие отношения по вопросам, отнесенным Законом к компетенции Правительства Российской Федерации, действуют до принятия Правительством Российской Федерации решений по данному вопросу, поскольку они не противоречат Закону.

Это, разумеется, не означает, что федеральные органы исполнительной власти не вправе принимать вообще никаких актов, связанных с Законом. Напротив, в некоторых случаях это является их прямой обязанностью, вытекающей из их компетенции и смысла Закона. Так, например, в соответствии с главой 4 Закона органы, упомянутые в ней, должны принимать ведомственные акты о порядке организации работы по реализации представленных им полномочий. Однако эти акты должны носить чисто внутренний характер, не затрагивающий ни материального, ни процессуального права в области защиты прав потребителей.

5. В связи с тем, что, согласно Конституции, гражданское законодательство отнесено к исключительному ведению Российской Федерации, из новой редакции Закона исключены ранее содержавшиеся в нем полномочия республик в составе РФ по регулированию отдельных вопросов в области защиты прав потребителей. Какие-либо полномочия других субъектов РФ и органов местного самоуправления Законом не предусматривались.

Таким образом, согласно ст. 1 Закона, отношения в области защиты прав потребителей могут регулироваться исключительно актами федерального уровня.

Республики в составе РФ имели право устанавливать:
перечень и способы доведения информации до потребителя по отдельным видам товаров (работ, услуг);
ответственность виновных должностных лиц за нарушение режима работы государственного, муниципального предприятия;
ответственность продавца, исполнителя, изготовителя за нарушение прав потребителей по обязательствам, за которые Законом ответственность не установлена, а также определять более высокий размер ответственности, в том числе за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя;
льготы и преимущества потребителям в сфере торговли, бытового и иных видов обслуживания;
перечень не подлежащих обмену доброкачественных товаров;
порядок оплаты потребителем выполненной работы (услуги);
последствия нарушения условий договора об оказании услуги, если такой договор по своему характеру не подпадает под действие главы 4 Закона;
порядок деятельности общественных организаций потребителей.

Единственным исключением является не только сохранение полномочия республик по установлению сроков наступления сезонов (для сезонных товаров), но и распространение его на всех субъектов Российской Федерации, а также их изъятие из компетенции РФ. При применении ст. 1 Закона следует иметь в виду, что, согласно ст. 4 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» впредь до приведения законов и иных правовых актов, действующих на территории РФ, в соответствие с ГК применяются законы и акты РФ, Основы гражданского законодательства СССР и союзных республик, иные акты законодательства СССР, поскольку они не противоречат новому ГК. Изданные до введения в действие части первой ГК нормативные акты Президента РФ, Правительства РФ, Правительства СССР по вопросам, которые, согласно ГК, должны регулироваться федеральными законами, действуют до введения в действие соответствующих законов. Аналогичное правило установлено Законом о введении в действие части второй ГК.

Согласно разъяснению пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 года N 6\8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (п. 3) нормы гражданского права, содержащиеся в актах субъектов РФ, изданных до введения в действие Конституции РФ, могут применяться судами при разрешении споров, если они не противоречат Конституции РФ и ГК.

Пунктом 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 1994 года N 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» (в редакции постановления Пленума от 17 января 1997 года N 2) разъяснены общие случаи применения Закона в связи и с учетом соответствующих норм ГК.

На основании и во исполнение гк рф и иных законов указов президента

2. Гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов (далее — законы), регулирующих отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса.

Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.

5. В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон.

6. Действие и применение норм гражданского права, содержащихся в указах Президента Российской Федерации и постановлениях Правительства Российской Федерации (далее — иные правовые акты), определяются правилами настоящей главы.

Комментарий к статье 3

1. В системе источников гражданского права положения комментируемой статьи имеют ключевое значение. Они определяют юридическую природу и иерархию нормативных актов, регулирующих отношения, указанные в п. п. 1 и 2 ст. 2 ГК.

2. В п. 1 комментируемой статьи воспроизводится норма п. «о» ст. 71 Конституции, в соответствии с которой гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации. Вместе с тем Конституция не исключает нормотворческой деятельности субъектов РФ в сфере гражданского законодательства по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. К таковым относятся: 1) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами (п. «в» ст. 72); 2) жилищное законодательство (п. «к» ст. 72). Так, в п. 1 ст. 4 Закона о недрах компетенция органов государственной власти Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях включает принятие и совершенствование законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ о недрах.

Нормы гражданского права, принимаемые субъектами РФ, могут также содержаться в административном, трудовом, земельном, водном, лесном законодательстве, законодательстве об охране окружающей среды, отнесенном к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Важно, чтобы законы и иные правовые акты субъектов РФ, принимаемые по вопросам совместного ведения, находились в соответствии с федеральными законами (п. 2 ст. 76 Конституции). В случае их противоречия федеральным законам будет действовать федеральный закон.

Российская Федерация вправе также делегировать субъектам РФ по договору или в одностороннем порядке право на принятие законов и иных нормативных правовых актов по отдельным видам отношений, регулируемых гражданским законодательством РФ. Так, вряд ли целесообразно на федеральном уровне принимать законы и иные нормативные правовые акты, касающиеся специфических местных услуг или товаров национального характера, оказываемых или производимых на территории отдельного национального округа.

3. В п. 2 комментируемой статьи содержится новое понятие гражданского законодательства. Если до принятия ГК термин «законодательство» использовался для суммированного обозначения законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, то в настоящее время ГК под гражданским законодательством понимает лишь сам ГК и принятые в соответствии с ним федеральные законы. Данное нововведение прямо вытекает из ст. 10 Конституции, закрепившей принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.

В абз. 2 п. 2 в гражданское законодательство вводится еще одна важная новелла. Устанавливается верховенство ГК по отношению ко всем другим законам в части включаемых в них норм гражданского права. Положения абз. 2 п. 2 исходят из того, что система гражданского законодательства далеко не ограничивается нормами ГК. Нормы гражданского права в достаточно большом количестве содержатся в трудовом, семейном, административном, лесном, водном законодательстве, законодательстве о недрах и об охране окружающей среды, в многочисленных законах, имеющих комплексный характер. В системе гражданского законодательства ГК занимает положение координирующего центра. Поэтому все нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны ему соответствовать. В тех же случаях, когда указанные нормы не отвечают этому требованию, а их принятие диктуется интересами общества и государства, необходимо одновременно с принятием таких норм вносить соответствующие изменения в ГК.

4. В иерархии актов, содержащих нормы гражданского права, второе по значению место после федеральных законов занимают указы Президента РФ.

Они могут приниматься по всем вопросам гражданско-правового регулирования отношений, указанных в п. п. 1 и 2 ст. 2 ГК, при условии их непротиворечия ГК и иным федеральным законам.

В указах Президента РФ могут содержаться нормы гражданского права двух категорий.

Одна категория преследует цель конкретизации норм гражданского права Российской Федерации и иных действующих федеральных законов.

Вторая категория норм предназначена для регулирования отношений, по которым законы еще не приняты или в принятии которых вообще нет необходимости. При этом предполагается, что Конституция и ГК позволяют осуществлять правовое регулирование таких отношений указами Президента РФ. Это нормы оперативного характера, которые впоследствии могут быть инкорпорированы в заменяющие их федеральные законы, если таковые должны приниматься Федеральным Собранием РФ. Примерами таких норм являются нормы, содержащиеся в Указах Президента РФ от 22.07.1994 N 1535 «Об основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года» (в ред. от 25.11.2003) , от 04.11.1994 N 2063 «О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации» (в ред. от 29.11.2004) , которые в последующие годы в своем большинстве были включены в федеральные законы.

СЗ РФ. 1994. N 13. Ст. 1478; 1997. N 14. Ст. 1607; 1999. N 5. Ст. 651; 2003. N 13. Ст. 1229.

СЗ РФ. 1994. N 28. Ст. 2972; 1996. N 13. Ст. 1312; 2000. N 31. Ст. 3552; 2002. N 3. Ст. 193.

5. Постановления Правительства РФ, содержащие нормы гражданского права, занимают третье место в иерархии источников гражданского права. Их назначение в сфере нормотворчества состоит в обеспечении реализации законов и указов Президента РФ. Как указано в п. 4 комментируемой статьи, они принимаются на основании и во исполнение ГК и иных законов, указов Президента РФ. Так, в п. 4 ст. 426 ГК содержится норма, уполномочивающая Правительство РФ издавать правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

ГК не предусматривает возможности для Правительства РФ принимать постановления, содержащие нормы гражданского права, выходящие за рамки их реализационно-обеспечительского назначения. В этом их отличие от норм, могущих содержаться в указах Президента РФ. И в этом же их позитивное значение, поскольку наряду с нормами ГК и других федеральных законов они предназначаются для длительного использования. Иными словами, гражданско-правовые нормы, содержащиеся в постановлениях Правительства РФ, предполагаются нормами стабильного действия.

6. В п. 5 комментируемой статьи говорится о юридических последствиях, наступающих в случае противоречия указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ гражданскому законодательству. В этом случае в гражданских правоотношениях стороны, равным образом как и суды и иные правоохранительные органы, должны руководствоваться ГК или соответствующим законом. При этом указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, противоречащие законодательству, не принимаются во внимание.

Указанное противоречие может проявляться в двух возможных вариантах.

Первый вариант предполагает прямое нарушение ГК, предусматривающего в целом ряде статей возможность изменения содержащихся в нем правовых норм лишь на основании закона. Так, согласно п. 1 ст. 22 ГК ограничение в правоспособности и дееспособности граждан может быть произведено в случаях и в порядке, установленных только законом.

Второй вариант, касающийся противоречий указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ ГК и иным федеральным законам, может иметь не столь очевидный характер. Подобного рода ситуация встречается тогда, когда непосредственно ГК не оговаривается, каким нормативным актом должно вводиться то или иное правовое регулирование, например новое вещное право (ст. 216 ГК). В этом случае следует руководствоваться общими началами и смыслом гражданского законодательства.

7. К нормам гражданского права, содержащимся в указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ (п. 6 комментируемой статьи), применяются общие правила гл. 1 ГК, касающиеся их действия во времени и применения в пространстве. Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ применяются на всей территории РФ, если иное не оговорено соответствующим указом или постановлением, при условии, что они официально опубликованы в Собрании законодательства Российской Федерации, «Российской газете». Не подлежат опубликованию лишь указы Президента РФ и постановления Правительства РФ или их определенные пункты, содержащие сведения, являющиеся государственной тайной.

Согласно Указу Президента РФ от 23.05.1996 N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» (в ред. от 28.06.2005) акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, вступают в силу по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования в названных выше изданиях, акты Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания, если при принятии указанных актов не установлен другой срок введения их в действие.

В п. 6 ст. 3 ГК указы Президента РФ и постановления Правительства РФ объединены в одну группу подзаконных нормативных актов под названием «иные правовые акты». По своей юридической силе они следуют непосредственно вслед за гражданским законодательством.

8. Нормы гражданского права могут содержаться также в актах, издаваемых министерствами РФ и другими федеральными органами исполнительной власти (государственными комитетами, инспекциями, иными государственными органами). Это так называемые ведомственные нормативные акты, продолжающие сохранять устойчивые позиции в общей системе источников гражданского права и в связи с действием ГК.

Органы исполнительной власти могут принимать акты, содержащие нормы гражданского права, лишь в случаях и в пределах, предусмотренных ГК, другими федеральными законами и иными правовыми актами (указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ).

В соответствии с Указом Президента РФ от 23.05.1996 N 763 (в ред. от 28.06.2005) нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» в течение 10 дней после дня их регистрации, а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства «Юридическая литература» Администрации Президента РФ, который должен издаваться начиная со второго полугодия 1996 г. не реже двух раз в месяц, а с 1998 г. — еженедельно. Официальным также является указанный Бюллетень, распространяемый в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации «Система».

СЗ РФ. 1996. N 22. Ст. 2663; 1997. N 20. Ст. 2242; 1998. N 33. Ст. 3967; 2005. N 28. Ст. 2865.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Сам себе юрист

Статья 3 Гражданского кодекса РФ

Статья 3. Гражданское законодательство и иные акты, содержащие нормы гражданского права

1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.

2. Гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса.

6. Действие и применение норм гражданского права, содержащихся в указах Президента Российской Федерации и постановлениях Правительства Российской Федерации (далее — иные правовые акты), определяются правилами настоящей главы.

7. Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами.

В пункте 1 данной статьи воспроизводится норма статьи 71 Конституции РФ, в соответствии с которой гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации. Вместе с тем Конституция не исключает нормотворческой деятельности субъектов РФ в сфере гражданского законодательства по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (определены в статье 72 Конституции).

Нормы гражданского права, принимаемые субъектами РФ, могут также содержаться в административном, трудовом, земельном, водном, лесном законодательстве, законодательстве об охране окружающей среды, отнесенном к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Законы и иные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить Федеральному Закону. В случае противоречия между последним и иным актом субъекта РФ будет действовать Федеральный Закон (пункт 5 статьи 76 Конституции).

Российская Федерация вправе также делегировать субъектам РФ по договору или в одностороннем порядке право на принятие законов и иных нормативных правовых актов по отдельным видам отношений, регулируемых гражданским законодательством РФ.

В пункте 2 статьи 3 ГК содержится новое понятие гражданского законодательства. Если до принятия Гражданского Кодекса термин «законодательство» использовался для суммированного обозначения законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, то в настоящее время Гражданский Кодекс под гражданским законодательством понимает лишь сам кодекс и принятые в соответствии с ним Федеральный Законы. Данное нововведение прямо вытекает из статьи 10 Конституции, закрепившей принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.

В пункте 2 статьи 3 ГК в гражданское законодательство вводится еще одна важная новелла. Устанавливается верховенство Гражданского Кодекса по отношению ко всем другим законам в части включаемых в них норм гражданского права. Нормы гражданского права в достаточно большом количестве содержатся в трудовом, семейном, административном, лесном, водном законодательстве, законодательстве о недрах и об охране окружающей среды, в многочисленных законах, имеющих комплексный характер. В системе гражданского законодательства Гражданский Кодекс занимает положение координирующего центра. Поэтому все нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны ему соответствовать. Введение новых норм гражданского права требует внесения соответствующих изменений в Гражданский Кодекс.

В иерархии актов, содержащих нормы гражданского права, второе по значению место после Федеральных Законов занимают указы Президента РФ. Они могут приниматься по всем вопросам гражданско-правового регулирования отношений, при условии их не противоречия Гражданскому Кодексу и иным Федеральным Законам. В указах Президента РФ могут содержаться нормы гражданского права двух категорий. Одна категория преследует цель конкретизации норм гражданского права и иных действующих Федеральных Законов. Вторая категория норм предназначена для регулирования отношений, по которым законы еще не приняты или в принятии которых вообще нет необходимости. При этом предполагается, что Конституция и Гражданский Кодекс позволяют осуществлять правовое регулирование таких отношений указами Президента РФ.

Постановления Правительства РФ, содержащие нормы гражданского права, занимают третье место в иерархии источников гражданского права. Их назначение в сфере нормотворчества состоит в обеспечении реализации законов и указов Президента РФ. Как указано в статье 3 ГК, они принимаются на основании и во исполнение Гражданского Кодекса и иных законов, указов Президента РФ. Гражданский Кодекс не предусматривает возможности для Правительства РФ принимать постановления, содержащие нормы гражданского права, выходящие за рамки их реализационно-обеспечительского назначения.

В пункте 5 статьи 3 ГК говорится о юридических последствиях, наступающих в случае противоречия указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ гражданскому законодательству. В этом случае в гражданских правоотношениях стороны, равным образом как и суды и иные правоохранительные органы, должны руководствоваться Гражданским Кодексом или соответствующим законом. При этом указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, противоречащие законодательству, не принимаются во внимание. Указанное противоречие может проявляться в двух возможных вариантах.

Первый вариант предполагает прямое нарушение Гражданского Кодекса, предусматривающего в целом ряде статей возможность изменения содержащихся в нем правовых норм лишь на основании закона.

Второй вариант может иметь не столь очевидный характер. Подобного рода ситуация встречается тогда, когда непосредственно Гражданский Кодекс не оговаривается, каким нормативным актом должно вводиться то или иное правовое регулирование, например новое вещное право. В этом случае следует руководствоваться общими началами и смыслом гражданского законодательства.

К нормам гражданского права, содержащимся в указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ, применяются общие правила главы 1 Гражданского Кодекса, касающиеся их действия во времени и применения в пространстве. Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ применяются на всей территории РФ, если иное не оговорено соответствующим указом или постановлением, при условии, что они официально опубликованы в «Собрании законодательства Российской Федерации». Не подлежат опубликованию лишь указы Президента РФ и постановления Правительства РФ или их определенные пункты, содержащие сведения, являющиеся государственной тайной.

В пункте 6 статьи 3 ГК указы Президента РФ и постановления Правительства РФ объединены в одну группу подзаконных нормативных актов под названием «иные правовые акты». По своей юридической силе они следуют непосредственно вслед за гражданским законодательством. Нормы гражданского права могут содержаться также в актах, издаваемых министерствами РФ и другими федеральными органами исполнительной власти (агентствами, службами и пр.). Это так называемые ведомственные нормативные акты. Органы исполнительной власти подобные акты могут принимать лишь в случаях и в пределах, предусмотренных Гражданским Кодексом, другими Федеральными Законами и иными правовыми актами (указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ).

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в течение 10 дней после дня их регистрации. Нормативные правовые акты, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Смотрите так же:

  • Освобождение от налога на имущества пенсионерам Освобождение пенсионеров от налога на имущество в Лермонтове Налог на какое имущество могут не платить пенсионеры, какие документы должны подать горожане для получения услуги, адреса ФНС в Лермонтове, сроки рассмотрения заявления и подачи уведомления о […]
  • Как написать претензию на соседа Жалоба на соседей участковому Обращаться за юридической помощью при составлении такого документа, как жалоба на соседей участковому вовсе не обязательно. С рекомендациями по подготовке и общими требованиями к содержанию такого документа можно ознакомиться […]
  • Кбк земельный налог 2018 физические лица Земельный налог для физических лиц в 2018 году Все физические лица – владельцы земельных участков – в соответствии с НК РФ обязаны оплачивать земельный налог. Этот обязательный платеж относится к разновидности имущественного налога и перечисляется в местные […]
  • Неисполнение административного наказания Ответственность за неисполнение постановлений по делам об административных правонарушениях Многие лица, привлечённые к административной ответственности, откладывают исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях, необоснованно полагая, […]
  • Вакансии следственного комитета минск Прием на службу 14. На службу принимаются в добровольном порядке совершеннолетние граждане, имеющие высшее юридическое образование и способные по своим личным, моральным и деловым качествам, состоянию здоровья выполнять задачи, возложенные на Следственный […]
  • Без удержу правило слитно и раздельно наречия с существ Наречия, образованные от существительных Это самая большая по объему и самая сложная в орфографическом плане тема. В отличие от других наречий, описанных в предыдущих параграфах, наречия, образованные от существительных, […]
  • Приказ внутреннего контроля качества Приказ Об организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности Приказ от ___________ N___ Об организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности Во исполнение положений Федерального закона от […]
  • Как оформить производство на дому Как открыть производство кондитерских изделий с нуля Открытие собственного бизнеса для многих людей является привлекательной альтернативной наемной работы. При этом одной из самых популярных сфер является фуд индустрия, связанная с производством и продажей […]