Налог на пользование недр

Налог на пользование недр

Статья 245. Налогоплательщики

Налогоплательщиками налога за пользование недрами являются:

1) недропользователи, добывающие полезные ископаемые из недр, включая извлечение полезных ископаемых из техногенных минеральных образований;

2) недропользователи, осуществляющие переработку полезных ископаемых с извлечением из них полезных компонентов.

Статья 246. Объект обложения

1. Объектом обложения налогом за пользование недрами является объем добычи (извлечения) готового продукта.

2. Готовым продуктом признается полезное ископаемое (полезный компонент), на которое установлена ставка налога за пользование недрами и которое предназначено для реализации или передачи, включая безвозмездную передачу, а также для собственного потребления в целях производства продукции и иных нужд.

3. Объект обложения определяется отдельно по каждому виду готового продукта.

4. Объектом обложения для углеводородов являются:

1) добытые углеводороды, прошедшие первичную промысловую переработку, включая попутные полезные ископаемые и полезные компоненты;

2) полезные компоненты, извлеченные в процессе переработки углеводородов, но не прошедшие налогообложение как готовый продукт при предшествующей добыче и переработке в составе перерабатываемых полезных ископаемых.

5. Не является объектом обложения объем природного газа, закачиваемого обратно в продуктовый пласт для поддержания пластового давления и извлечения газового конденсата в рамках замкнутого технологического цикла.

6. Объектом обложения для драгоценных металлов и драгоценных камней являются извлеченные драгоценные металлы и драгоценные камни, в том числе из техногенных минеральных образований.

7. Объектом обложения по твердым полезным ископаемым, кроме указанных в части шестой настоящей статьи, являются:

1) добытые или (и) извлеченные твердые полезные ископаемые, в том числе из техногенных минеральных образований;

2) полезные ископаемые, извлеченные в процессе переработки перерабатывающими предприятиями.

8. Не являются объектом обложения общераспространенные полезные ископаемые, добытые в пределах предоставленных налогоплательщикам земельных участков и использованные для собственных хозяйственных и бытовых нужд.

9. К общераспространенным полезным ископаемым относятся:

песок (кроме формовочного, стекольного, для фарфоро-фаянсовой, огнеупорной и цементной промышленности);

глина (кроме огнеупорной, тугоплавкой, формовочной, для фарфоро-фаянсовой и цементной промышленности, отбеливающей, красочной, бентонитовой, кислотоупорной и каолина);

суглинок (кроме суглинка для цементной промышленности);

песчаник (кроме битуминозного, облицовочного, динасового и для стекольной промышленности);

кварцит (кроме динасового, флюсового, облицовочного, железистого для производства карбида кремния, кристаллического кремния и ферросплавов);

доломит (кроме пильного, облицовочного, для металлургической, химической и стекольной промышленности);

мергель (кроме битуминозного и для цементной промышленности);

известняк (кроме битуминозного, облицовочного, пильного, для цементной, металлургической, химической, стекольной, целлюлозно-бумажной и сахарной промышленности, а также для производства глинозема);

сланец (кроме горючего и кровельного);

аргиллиты и алевролиты (кроме пригодных для использования в цементной промышленности);

магматические, вулканогенные и метаморфические породы (кроме облицовочных, декоративных, для производства огнеупорных и кислотоупорных материалов, каменного литья и минеральной ваты, а также пригодных для использования в цементной промышленности).

Статья 247. Налогооблагаемая база

1. Налогооблагаемой базой для исчисления налога за пользование недрами является стоимость объема добытого (извлеченного) готового продукта, рассчитанная по средневзвешенной цене реализации за отчетный период.

2. Средневзвешенная цена реализации за отчетный период определяется отдельно по каждому готовому продукту путем деления объемов реализации в денежном выражении (за вычетом налога на добавленную стоимость и акцизного налога) на объем реализации в натуральном выражении.

3. В случае отсутствия реализации готового продукта в отчетном периоде налогооблагаемая база определяется исходя из средневзвешенной цены реализации готового продукта последнего отчетного периода, в котором имела место реализация.

4. При полном отсутствии реализации готового продукта налогооблагаемая база определяется исходя из производственной себестоимости добычи (извлечения) данных полезных ископаемых за отчетный период.

5. При этом налогоплательщик обязан произвести последующую корректировку суммы начисленного налога за пользование недрами в том отчетном периоде, когда имела место реализация, исходя из средневзвешенной цены, сложившейся за отчетный период.

6. При реализации или передаче готового продукта по цене ниже себестоимости для расчета средневзвешенной цены принимается себестоимость, но не выше декларируемых цен.

7. По полезным ископаемым, использованным для собственных производственных нужд, налогооблагаемая база определяется отдельно, исходя из себестоимости данного объема полезных ископаемых, но не выше декларируемых цен.

Статья 248. Ставки налога за пользование недрами

Перечень готовых продуктов и ставки налога за пользование недрами устанавливаются решением Президента Республики Узбекистан.

Статья 249. Налоговый период. Отчетный период

1. Налоговым периодом является календарный год.

2. Отчетным периодом является:

для микрофирм и малых предприятий ? квартал;

для налогоплательщиков, не относящихся к микрофирмам и малым предприятиям, ? месяц;

для физических лиц ? календарный год.

Статья 250. Порядок исчисления, представления расчетов и уплаты налога за пользование недрами

1. Налог за пользование недрами исчисляется исходя из налогооблагаемой базы и установленной ставки.

2. Расчет налога за пользование недрами представляется в органы государственной налоговой службы по месту регистрации в следующие сроки:

микрофирмами и малыми предприятиями ? ежеквартально не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом;

налогоплательщиками, не относящимися к микрофирмам и малым предприятиям, ? ежемесячно не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом;

физическими лицами ? один раз в год не позднее 1 февраля следующего года.

3. Уплата налога за пользование недрами производится не позднее срока представления расчета.

Статья 129. Плательщики налога за пользование недрами

1. Плательщиками налога за пользование недрами являются юридические лица и физические лица — индивидуальные предприниматели, осуществляющие добычу полезных ископаемых, добывающие и использующие подземные (наземные) воды для извлечения химических элементов и соединений на территории Туркменистана (далее — полезных ископаемых).

2. Не признаются плательщиками налога за пользование недрами юридические и физические лица, являющиеся подрядчиками и субподрядчиками в соответствии с Законом Туркменистана «Об углеводородных ресурсах».

При осуществлении этими лицами такой деятельности, не относящейся к нефтяным работам, проводимым в соответствии с Законом Туркменистана «Об углеводородных ресурсах», на них распространяется действие части 1 настоящей статьи.

Статья 130. Объекты налогообложения

1. Объектами налогообложения признаются налогооблагаемые операции, совершаемые налогоплательщиком на территории Туркменистана.

Местом совершения налогооблагаемой операции считается место добычи полезных ископаемых.

2. Налогооблагаемыми операциями признаются:

реализация полезных ископаемых, добываемых налогоплательщиком;

использование для собственного потребления, в том числе переработка, полезных ископаемых, добываемых налогоплательщиком;

получение возмещения за причиненный ущерб при краже или порче полезных ископаемых от виновных лиц, а также страхового возмещения.

3. Для определения понятия реализации добываемых полезных ископаемых применяется статья 97 настоящего Кодекса.

4. Не является объектом налогообложения отчуждение полезных ископаемых в результате реквизиции, конфискации.

Статья 131. Налоговая база

1. Налоговой базой для исчисления налога за пользование недрами являются:

по углеводородным ресурсам (сырой нефти, природному и попутному газу) — стоимость, определяемая исходя из цены углеводородных ресурсов, которую получает или вправе получить налогоплательщик от любого другого лица, не включающая в себя сумму налога на добавленную стоимость;

по другим полезным ископаемым — прибыль, полученная от их реализации.

В налоговую базу при совершении налогооблагаемой операции также включаются суммы, полученные от виновных лиц в возмещение причиненного ущерба при краже или порче полезных ископаемых, а также страхового возмещения за такие товары.

2. Налоговая база при безвозмездной передаче полезных ископаемых определяется исходя из цен на такие товары, которые применяются налогоплательщиком при их обычной возмездной реализации.

3. В случае, если сторонами сделки не определена стоимость обмениваемых полезных ископаемых, налоговая база определяется исходя из цен на такие товары, которые применяются налогоплательщиком при их обычной возмездной реализации.

При неэквивалентном обмене в налоговую базу включаются любые суммы доплат к стоимости обмениваемых товаров.

4. При использовании полезных ископаемых для собственного потребления, даже если соответствующие затраты по ним включаются в вычеты, принимаемые для исчисления налога на прибыль (доход), налоговая база определяется исходя из цен на такие товары, которые применяются налогоплательщиком при их обычной возмездной реализации, а при их отсутствии — исходя из реальных рыночных цен на аналогичные товары, применяемых в соответствии с положениями статьи 36 настоящего Кодекса.

5. При недостаче полезных ископаемых сверх норм естественной убыли, когда не имеется официального подтверждения того, что эти товары украдены или испорчены, налоговая база определяется в порядке, установленном частью 2 настоящей статьи.

6. Налоговая база по реализуемым полезным ископаемым, по которым установлены льготные цены, определяется с учетом таких льгот. Указанное относится и к бесплатному отпуску населению товаров и оказанию услуг в соответствии с законодательством Туркменистана.

7. В случае добычи нескольких видов полезных ископаемых налоговая база определяется по каждому их виду.

8. Стоимость полезных ископаемых в иностранной валюте пересчитывается в манаты по курсу Центрального банка Туркменистана на момент их реализации.

9. Налоговая база по каждому виду полезных ископаемых за соответствующий налоговый период определяется как сумма налоговых баз по всем налогооблагаемым операциям, совершенным в соответствующем налоговом периоде.

10. Налоговая база, исчисляемая в соответствии с настоящей статьей, уменьшается на сумму средств, направляемых в Валютный резерв Правительства Туркменистана.

Статья 132. Корректировка налоговой базы для налогооблагаемых

Налоговая база при совершении налогооблагаемой операции подлежит корректировке в случаях, установленных статьей 35 настоящего Кодекса.

Статья 133. Ставки налога за пользование недрами

Ставки налога за пользование недрами устанавливаются в следующих размерах:

а) по налогооблагаемым операциям с углеводородными ресурсами:

природным и попутным газом — 22 процента;

сырой нефтью — 10 процентов;

б) по налогооблагаемым операциям с другими полезными ископаемыми в зависимости от уровня рентабельности:

Рентабельность в процентах Ставки налога в процентах

До 15 включительно 0

свыше 15 до 17 включительно 30

свыше 17 до 19 включительно 32

свыше 19 до 21 включительно 35

свыше 21 до 23 включительно 40

свыше 23 до 25 включительно 45

Установленные ставки налога за пользование недрами по налогооблагаемым операциям (кроме операций с углеводородными ресурсами) на период опытно-промышленной эксплуатации месторождений, но не более чем на три года, снижаются на 50 процентов.

Рентабельность в этом случае исчисляется как процентное отношение прибыли от реализации продукции к затратам на ее производство, определяемым как сумма вычетов, установленных в пунктах «а» и «г» части 2 статьи 154 настоящего Кодекса и относящихся к такой продукции.

Прибыль от реализации продукции определяется как валовой доход от реализации товаров (продукции), исчисляемый в соответствии со статьями 149 и 150 настоящего Кодекса, уменьшенный на сумму вычетов, установленных в пунктах «а» и «г» части 2 статьи 154 настоящего Кодекса и относящихся к такой продукции.

Статья 134. Налоговый и отчетный периоды

Налоговый и отчетный периоды для налога за пользование недрами устанавливаются равными календарному кварталу.

Статья 135. Исчисление налога за пользование недрами

1. Сумма налога за пользование недрами исчисляется налогоплательщиком самостоятельно по каждому виду полезных ископаемых.

2. Сумма налога за пользование недрами, подлежащая уплате в Государственный бюджет Туркменистана, исчисляется как сумма налога по всем налогооблагаемым операциям, имевшим место в налоговом периоде.

Сумма налога по налогооблагаемым операциям, имевшим место в отчетном (налоговом) периоде, определяется как произведение налоговой базы по таким налогооблагаемым операциям, исчисляемой в соответствии со статьей 131 настоящего Кодекса, на соответствующую налоговую ставку (ставки), установленную статьей 133 настоящего Кодекса.

Отнесение налогооблагаемой операции к соответствующему налоговому периоду производится в зависимости от момента ее совершения в соответствии со статьей 136 настоящего Кодекса.

В случаях, установленных частью 3 статьи 137 настоящего Кодекса, сумма налога за пользование недрами, подлежащая уплате в Государственный бюджет Туркменистана, уменьшается на сумму исчисленных и подлежащих уплате авансовых платежей налога.

3. Если сумма налога за пользование недрами, уплаченного в каком — либо налоговом периоде, превышает сумму налога за этот же период, исчисленного в соответствии с настоящей статьей, то сумма такого превышения подлежит возврату либо зачету в счет других причитающихся с плательщиков сумм платежей в Государственный бюджет Туркменистана в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.

Статья 136. Период, в котором налогооблагаемая операция считается

Налогооблагаемая операция считается совершенной в соответствии со статьей 109 настоящего Кодекса как для налога на добавленную стоимость.

Статья 137. Представление налоговой декларации и уплата налога за

1. Налогоплательщик обязан представить декларацию по налогу за пользование недрами за каждый отчетный период.

Декларация по налогу за пользование недрами представляется за истекший отчетный период не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

2. Уплата налога за пользование недрами производится налогоплательщиками, за исключением указанными в части 4 настоящей статьи, в срок не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

3. Налогоплательщик при совершении налогооблагаемых операций с углеводородными ресурсами в течение отчетного периода производит уплату налога за пользование недрами в виде авансовых платежей.

Сумма налога за пользование недрами, подлежащая уплате в виде авансового платежа, составляет одну третью часть от суммы налога за пользование недрами, исчисленной за предыдущий налоговый период.

Уплата налога за пользование недрами в виде авансового платежа производится налогоплательщиками 25 числа каждого месяца.

4. Для отдельных категорий налогоплательщиков Главной государственной налоговой службой Туркменистана могут устанавливаться иные сроки подачи декларации и сроки уплаты налога за пользование недрами, но не позднее тридцати дней от сроков, установленных частями 1 и 2 настоящей статьи.

Принятие решения о проведении

1) Правительством РФ относительно УНФЗ;

2) органом государственной власти соответствующего субъекта РФ относительно участков недр, содержащих месторождения ОПИ, или участков недр местного значения;

ФОУГФН или его территориальными органам относительно участков недр, за исключением участков недр, указанных в пунктах 1 и 2.

Объявление за 90 дней до срока проведения в общероссийских и издаваемых на территориях соответствующих субъектов РФ СМИ (бюллетень «Недропользование в России» и местная газета на территории субъекта).

Объявление за 45 дней до срока проведения в общероссийских и издаваемых на территориях соответствующих субъектов РФ СМИ (бюллетень «Недропользование в России» и местная газета на территории субъекта).

Критерии выбора победителя

научно-технический уровень программ геологического изучения недр и использования участков недр;

полнота извлечения ПИ;

— вклад в социально-экономическое развитие территории;

— сроки реализации программ изучения и освоения участка;

— эффективность мероприятий по охране недр и окружающей среды;

— обеспечение обороны страны и безопасности государства (ТЭП или ТЭО).

Размер разового платежа за право пользования участком недр.

Принятие решения о победителе

Решение об утверждении результата конкурса или аукцион на право пользования участком недр принимается в срок, не превышающий 30 дне с даты прохождения конкурса или аукциона, органами, указанными в 1 части.

В случае одного участника

Конкурс признается не состоявшимся, лицензия может быть выдана единственному участнику на условиях конкурса с учетом предложений конкурсанта, улучшающих условия конкурса.

Аукцион признается несостоявшимся, лицензия никому не выдается.

Отказ в приеме заявки (ст.14 ЗоН)

1) заявка на предоставление лицензии подана с нарушением установленных требований, в том числе, если ее содержание не соответствует объявленным условиям конкурса или аукциона;

2) заявитель умышленно представил о себе неверные сведения;

3) заявитель не предоставил и не может предоставить доказательства того, что обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ;

4) если в случае предоставления права пользования недрами данному заявителю не будут соблюдены антимонопольные требования;

5) заявитель не соответствует критериям, установленным условиями проведения конкурса или аукциона, для предоставления права пользования участками недр федерального занчения.

НАЛОГ НА ПОЛЬЗОВАНИЕ НЕДРАМИ

Энциклопедия российского и международного налогообложения. — М.: Юристъ . А. В. Толкушкин . 2003 .

Смотреть что такое «НАЛОГ НА ПОЛЬЗОВАНИЕ НЕДРАМИ» в других словарях:

НАЛОГ — обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый юридическими и физическими лицами (налогоплательщиками) в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. В соответствии со ст. 8 Налогового … Юридическая энциклопедия

НАЛОГ — обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового… … Энциклопедический словарь экономики и права

НАЛОГ НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ — регулирует правоотношения между государством и организациями и индивидуальными предпринимателями, которым предоставлен в пользование участок недр. Согласно гл. 26 Налогового кодекса РФ (введена в действие Федер. законом от 8 авг. 2001)… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

Налог на добычу полезных ископаемых — относится к числу новых обязательных платежей, установленных после принятия НК РФ. Налог введен на территории РФ с 1 января 2002 г. на основании Федерального закона от 8 августа 2001 г., дополнившего НК РФ гл. 26 Налог на добычу полезных… … Большой юридический словарь

ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ — налоговые платежи, предназначенные для пополнения доходной части бюджета и рационального использования природных ресурсов. К таким платежам относятся: платежи при пользовании недрами; плата за воду, забираемую пром. пр тиями из водохоз. систем;… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

ВОДНЫЙ НАЛОГ — (англ. water tax) – платеж, связанный с пользованием водными объектами. Форма реализации экономич. отношений между собственником водных объектов и водопользователями; взимается в форме федерального налога. Водный кодекс РФ устанавливает систему… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

федеральные налоги и сборы — налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и обязательные к уплате на всей территории РФ. К Ф.н. и с. относятся: а) налог на добавленную стоимость; б) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья; в)… … Большой юридический словарь

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ — следующие налоги и сборы, устанавливаемые НК (ст. 13) и обязательные к уплате на всей территории РФ: 1) НДС; 2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья; 3) налог на прибыль (доход) организаций; 4) налог на… … Энциклопедия российского и международного налогообложения

Федеральные налоги и сборы — (англ federal taxes and fees) по законодательству РФ о налогах и сборах те налоги и сборы, которые устанавливаются НК РФ* и обязательны к уплате на всей территории РФ. В соответствии со ст. 13 НК РФ к Ф.н. и с. относятся: налог на … Энциклопедия права

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ — налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и обязательные к уплате на всей территории РФ. К Ф.н. и с. относятся: а) налог на добавленную стоимость; б) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья; в)… … Юридический словарь

Лекции по предмету «налоги и налогообложение» Ташкент 2006 Тексты лекции по предмету «Налоги и налогообложение» обсуждено и одобрена на заседании кафедры «Промышленный менеджмент» Протокол

Лекция 10. НАЛОГ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ НЕДРАМИ

В целях налогообложения в качестве «недр» рассматривается пространство, охватывающее верхнюю часть земной коры и доступное для исследований и добычи полезных ископаемых, а в качестве полезных ископаемых — геологические образования, имеющие экономическое и оздоровительное значение.

Плательщиками налога за пользование недрами согласно Инструкции «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога за пользование недрами» (№ 1098 от 15.02.2002 г.) являются юридические и физические лица, осуществляющие на территории Республики Узбекистан:

  • добычу полезных ископаемых,
  • использование техногенных, образований,
  • сбор образцов камнесамоцветного сырья, палеонтологических остатков и других геологических коллекционных материалов.
  • Не являются плательщиками данного налога:

    • предприятия торговли и общественного питания — в части основного вида деятельности;
    • сельскохозяйственные товаропроизводители, являющиеся плательщиками единого земельного налога — в части основного вида деятельности;
    • юридические лица, осуществляющие только виды предпринимательской деятельности, которым установлена уплата фиксированного налога;
    • осуществляющие организации лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр, которые уплачивают единый налог с валовой выручки — по основному виду деятельности.
    • С I января 2004 года микрофирмы и малые предприятия, осуществляющие добычу полезных ископаемых, могут переходить на уплату единого налогового платежа при условии уплаты налога за пользование недрами в установленном порядке.

      При добыче руды, содержащей цветные, редкие, благородные, черные металлы и другое минеральное сырье, одним предприятием, передающим ее для дальнейшей переработки другому предприятию (за исключением экспорта), налогоплательщиком является предприятие, перерабатывающее добытую руду и выпускающее готовую продукцию, на которую установлена ставка налога.

      Например, добытая медедобывающим предприятием медесодержащая руда передается обогатительной фабрике, которая затем передает обогащенную руду медеплавильной фабрике. Фабрика выпускает готовую продукцию — медь рафинированную, на которую и установлена ставка налога.

      В данном случае налогоплательщиком за добычу меди рафинированной является комбинат, а не добывающее руду предприятие.

      В случае отгрузки руды на переработку за пределы Республики Узбекистан или ее экспорта плательщиком налога является предприятие, которое добыло руду.

      Объектами налогообложения за пользование недрами являются:

      • Объем добычи полезных ископаемых (включая попутные полезные ископаемые и ценные компоненты) по стоимости фактической реализации продукции, полученной из их переработки за вычетом налога на добавленную стоимость и акцизного налога.
      • Попутные полезные ископаемые и ценные компоненты объектом налогообложения являются в том случае, когда из состава добытой руды, кроме основного полезного ископаемого, выделяется другое сырье, на которое утверждены ставки.
      • В случаях, когда добытое полезное ископаемое или его часть является сырьем для производства или изготовления других материалов самим предприятием, налог уплачивается исходя из производственной себестоимости добычи этого сырья по утвержденным ставкам.
      • За объем добытых, но не реализованных полностью или частично в отчетном месяце полезных ископаемых налог уплачивается исходя из средневзвешенной стоимости реализованной продукции за отчетный или предшествующий месяц, в котором была произведена реализация.
      • Объем техногенных образований (отходы добычи и переработки минерального сырья) по стоимости фактической реализации извлеченных полезных ископаемых за вычетом налога на добавленную стоимость и акцизного налога.
      • К техногенным образованиям относятся отходы добычи и переработки минерального сырья, в том числе временно не используемые по технологическим или иным причинам.

        • Учетная стоимость собранных образцов камнесамоцветного сырья, палеонтологических остатков и других геологических коллекционных материалов.

        Под сбором понимается извлечение образцов камнесамоцветного сырья, палеонтологических остатков и других геологических коллекционных материалов из естественных обнажений, природных подземных пустот (пещер), отработанных карьеров, отвалов горнодобывающей промышленности, в поймах рек без проведения горных и других видов специальных работ, без нарушения целостности недр.

        С 2001 года не взимается налог за пользование недрами за эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а также за строительство подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

        Ставки налога за пользование недрами устанавливаются и индексируются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

        От уплаты налога за пользование недрами освобождаются:

        • Юридические и физические лица, ведущие геологическое изучение недр.
        • Юридические и физические лица, ведущие научную работу на геологических, минералогических и других особо охраняемых природных территориях.
        • Землевладельцы и землепользователи, осуществляющие в установленном порядке добычу общераспространенных полезных ископаемых и в пределах предоставленных им земельных участков для своих хозяйственных и бытовых нужд.
        • В соответствии с этим пунктом от уплаты налога за пользование недрами освобождается:

          • объем общераспространенных полезных ископаемых, добытых на своей территории и используемых юридическими и физическими лицами для строительства и ремонта зданий и сооружений, не связанных с предпринимательской деятельностью.
          • При этом физическое лицо должно иметь справку хокимията о том, что им ведется частное строительство.

            Если же эти полезные ископаемые реализуются на сторону, налог за пользование недрами должен уплачиваться.

            Перечень общераспространенных полезных ископаемых Республики Узбекистан.

            • Песок (кроме формовочного, стекольного, для фарфорофаянсовой, огнеупорной и цементной промышленности)
            • Галька
            • Гравий
            • Глина (кроме огнеупорной, тугоплавкой, формовочной, для фарфорофаянсовой и цементной промышленности, отбеливающей, красочной, бентонитовой, кислотоупорной и каолина)
            • Суглинок (кроме суглинка для цементной промышленности)
            • Камень бутовый
            • Песчаник (кроме битуминозного, облицовочного, динасового и для стекольной промышленности)
            • Кварцит (кроме динасового, флюсового, облицовочного, железистого для производства карбида кремния, кристаллического кремний и ферросплавов)
            • Доломит (кроме пильного, облицовочного, для металлургической, химической, стекольной промышленности)
            • Мергель (кроме битуминозного и для цементной промышленности)
            • Известняк (кроме битуминозного, облицовочного, пильного, для цементной, металлургической, химической, стекольной, целлюлозно-бумажной и сахарной промышленности, а также для производства глинозема)
            • Ракушка
            • Сланец (кроме горючего и кровельного)
            • Аргиллиты и алевролиты (кроме пригодных для использования в цементной промышленности)
            • Магматические, вулканогенные и метаморфические породы (кроме облицовочных, декоративных, для производства огнеупорных и кислотоупорных материалов, каменного литья и минеральной ваты, а также пригодной для использования в цементной промышленности).
            • Порядок исчисления и уплаты налога за пользование недрами

              Налог за пользование недрами юридическими лицами исчисляется исходя из объекта налогообложения и утвержденных ставок. Расчеты налога представляются в органы государственной налоговой службы нарастающим итогом в сроки, установленные для уплаты налога.

              Налог за пользование недрами юридическими лицами уплачивается:

              а) за добычу полезных ископаемых и за использование техногенных образований — ежемесячно, до двадцатого числа, следующего за отчетным месяцем;

              б) в остальных случаях — ежеквартально, в сроки сдачи квартальных и годовых отчетов.

              Юридические лица относят налог за пользование недрами на расходы периода.

              Физические лица, осуществляющие добычу общераспространенных полезных ископаемых, представляют в органы государственной налоговой службы расчет и уплачивают налог за пользование недрами один раз в год, не позднее 20 января следующего года, по извещению органов государственной налоговой службы.

              Разовые платежи за пользование недрами (стр. 1 из 2)

              Разовые платежи за пользование недрами: основные положения…………………………..…3

              Порядок определения размера разовых платежей за пользование недрами…………………5

              Список используемой литературы

              Д ействующая в России система платного недропользования (система налогов и платежей при пользовании недрами) регулируется Законом РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-I «О недрах».

              С 1 января 2002 г. введена в действие глава 26 «Налог на добычу полезных ископаемых» НК РФ. Этой главой в налоговую систему Российской Федерации взамен трех действующих налогов (платы за пользование недрами, отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и акциза на нефть и стабильный газовый конденсат) вводится новый налог.

              Предоставление недр в пользование оформляется лицензией. Права и обязанности пользователя недр возникают с момента государственной регистрации лицензии на пользование участками недр, а при предоставлении права пользования недрами на условиях соглашений о разделе продукции — с момента вступления в силу такого соглашения.

              Система платного недропользования в рамках лицензионного режима базируется на двух основных компонентах:

              1) система платежей и сборов: разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии; регулярные платежи за пользование недрами; сбор за участие в конкурсе; сбор за выдачу лицензии; плата за геологическую информацию о недрах;

              2) система налогов (НК РФ, другие законодательные и нормативные акты о налогах), среди которых налог на добычу полезных ископаемых занимает первостепенное место.

              В данной работе я хотела бы рассмотреть основные положения о разовых платежах за пользование недрами, а также порядок определения их размеров.

              Разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии.

              1. Разовые платежи за пользование недрами: основные положения.

              П ользователи недр, получившие право на пользование недрами уплачивают разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии.

              Минимальные (стартовые) размеры разовых платежей за пользование недрами устанавливаются в размере не менее чем 10% величины суммы налога на добычу полезных ископаемых в расчете на среднегодовую мощность добывающей организации . В случае проведения конкурса или аукциона на право пользования участком недр федерального значения, содержащим месторождение полезных ископаемых, открытое в процессе геологического изучения юридическим лицом с участием иностранных инвесторов или иностранным инвестором, в отношении которых Правительством Российской Федерации принято решение об отказе в предоставлении права пользования данным участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых, минимальный (стартовый) размер разового платежа за пользование недрами устанавливается как сумма расходов этого лица на поиск и оценку такого месторождения полезных ископаемых . Методика расчета минимального (стартового) размера разового платежа за пользование недрами устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр.

              — Окончательные размеры разовых платежей за пользование недрами устанавливаются по результатам конкурса или аукциона и фиксируются в лицензии на пользование недрами.

              — Разовые платежи за пользование недрами на участках недр, которые предоставляются в пользование без проведения конкурсов и аукционов для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, за исключением предоставляемых на праве краткосрочного (сроком до одного года) пользования участков недр, устанавливаются в лицензии на пользование недрами в размере, который определяется в установленном Правительством Российской Федерации порядке .

              Не допускается установление в лицензии размера разовых платежей за пользование недрами ниже установленных условиями конкурса (аукциона), а также каждого из этих платежей ниже заявленных в конкурсных предложениях победителя.

              Уплата разовых платежей производится в порядке, установленном в лицензии на пользование недрами.

              Размеры разовых платежей за пользование недрами, а также порядок их уплаты при выполнении соглашений о разделе продукции устанавливаются в соглашении о разделе продукции.

              Разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии, зачисляются в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.[1]

              Р асчет размера разового платежа осуществляется Федеральным агентством по недропользованию.

              В случае наличия на участке недр нескольких видов полезных ископаемых расчетная величина суммы налога рассчитывается по каждому виду полезного ископаемого, после чего полученные результаты суммируются (рублей);

              0,1 — коэффициент, учитывающий в соответствии со статьей 40 Закона Российской Федерации «О недрах» минимальный процент расчетной величины суммы налога в расчете на среднегодовую проектную мощность добывающей организации.

              Определение расчетной величины суммы налога:

              o Если налоговая база при добыче полезных ископаемых определяется как их стоимость в соответствии со статьей 338 Налогового кодекса Российской Федерации:

              o Если налоговая база при добыче полезных ископаемых определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении в соответствии со статьей 338 Налогового кодекса Российской Федерации:

              Среднегодовая проектная мощность добывающей организации (среднегодовая планируемая добыча полезного ископаемого) определяется Федеральным агентством по недропользованию.

              При расчете минимального размера разового платежа учитываются запасы полезных ископаемых всех категорий, а также прогнозные и перспективные ресурсы полезных ископаемых, содержащиеся на участке недр в соответствии с классификацией запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых, утвержденные в установленном порядке.

              Итак, разовые платежи уплачиваются пользователями недр, получившими лицензию на их использование, при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии. При этом минимальные (стартовые) разовые платежи за пользование недрами устанавливаются в размере не менее 10% от суммы налога на добычу полезных ископаемых в расчете на среднегодовую проектную мощность добывающей организации.

              Окончательные размеры таких платежей устанавливаются по результатам конкурса (аукциона) и фиксируются в лицензии на пользование недрами.

              Особенности уплаты регулярных платежей за пользование недрами

              Предоставление земельных недр юридическим компаниям оформляется особым разрешительным документом государства (лицензией), подтверждающим право ее обладателя пользоваться некоторой территорией с определенной целью на протяжении оговоренного временного периода. За эксплуатацию участка территории предусмотрены обязательные перечисления средств в государственный бюджет, выплачиваемые при получении допуска к осуществлению на участке недр оговоренных видов деятельности (ФЗ № 2395, 21.02.1992).

              Плательщики и платежи

              Система оплаты недропользования предусматривает перечисления:

              • периодические (регулярные);
              • единоразовые (при корректировке границ эксплуатируемой земельной территории и иных мероприятиях и процедурах, определяемых в тексте лицензии);
              • типа аукционного сбора (при участии компании в конкурсе на получение разрешения (лицензии) для ведения недропользования).
              • Оплата регулярного типа за использование земель отнесена к неналоговым перечислениям обязательного характера, выплачиваемым за получение возможности присутствия с разрешенными целями на определенной территории. ФНС РФ контролирует корректность и точность подсчета, размер поступления оплаты в бюджет и своевременность ее внесения.

                Оплату производят компании и предприниматели (резиденты и нерезиденты РФ), признанные пользователями недр (согласно выданным им разрешениям и оформленному договору (соглашению) о разделе продукции), в том числе обладающие правами на:

              • разведывательные и поисковые мероприятия, а также оценку месторождений полезных ископаемых на выделенной территории;
              • изучение и оценивание участков с позиции их пригодности для работ строительного характера, эксплуатацию строений, не имеющих отношения к процессу получения полезных ископаемых;
              • эксплуатацию построек типа подземных, которые не связаны с процессом получения полезных ископаемых, кроме строений малой глубины залегания (не больше 5 метров), и строительные работы.
              • Не предусмотрена регулярная оплата за:

                1. Эксплуатацию территории земельных недр для:
                  • процедур по их геологическому изучению;
                  • создания объектов, охраняемых государством, культурного, научного или иного предназначения.
                  • Разведывание полезных ископаемых:
                    • в районах с месторождениями, которые уже используются в промышленной разработке;
                    • в границах горного отводного участка, предназначенного для их добычи.

                Расчет платежа

                Расчет и установление величины ставки по земельному фонду производится по участкам в отдельности. Показатель определяется структурой по управлению государственным фондом природных недр (региональным, федеральным). Ставка взноса указывается в лицензии, разрешающей использование конкретной территории недр.

                Расчет ставки производится:

              • за 1 км 2 территории (с учетом обнаруженного полезного ископаемого и типа производимых работ), когда на ней проводятся оценка, разведывательные и поисковые мероприятия;
              • за 1 единицу полезного ископаемого, предназначаемого для хранения (1 тыс. м 3 , тонна), когда на выделенном участке ведется строительство или эксплуатируются постройки типа подземных.
              • Облагаемой базой принято считать:

              • при ведении поиска и оценки месторождений — размер (площадь) выделенного для использования участка за вычетом размеров его возвращенной доли и территорий с открытыми месторождениями;
              • в случае мероприятий по разведыванию месторождений — размер выделенного для использования участка за минусом его возвращенной доли и части, где объемы обнаруженного полезного ископаемого подсчитаны и поставлены на государственный учет запасов;
              • при строительстве и использовании построек подземного типа, не имеющих отношения к добыванию ископаемых на участке, — количество обнаруженного ископаемого, принятого на хранение.
              • К сведению! Данные о размере каждой площади (возвращенной доли участка, используемого участка, открытых месторождений, учтенных залежей полезного ископаемого) фиксируются в тексте лицензии или в тексте изменений к разрешению.

                Вид и периодичность внесения платы

                Платежи за эксплуатацию недр осуществляются в денежном выражении и подлежат направлению в бюджет (территориальный, федеральный) согласно бюджетному законодательству РФ. Согласно ФЗ № 349 (02.12.2013) доля оплаты, направляемой в бюджет субъекта государства, составляет 60%, в федеральный бюджет – 40% от взноса за недропользование.

                Пользователи участков представляют расчеты по сумме к оплате в структуры ФНС и исполнительной власти, задействованные в области природных ресурсов. Срок передачи расчета – месяц после прошедшего квартала, но не позже последнего дня месяца.

                Процедура оплаты происходит по месту расположения территории недр, которая передана в пользование. Срок для перечисления совпадает со сроком для представления расчета платежа: не позже последнего дня месяца после минувшего квартала.

                К сведению! За несвоевременную подачу расчета потребитель может быть подвергнут наказанию в виде штрафа, но за нарушение срока, предусмотренного для проведения оплаты регулярного платежа за недропользование, пени не начисляются (Письмо ФНС РФ № СД-4-3/1152, 28.06.2016). Указанный вид перечисления не является налогом или сбором, поэтому положение статьи 75 НК РФ, касающееся взыскания пени, не может применяться.

                Учет платежей регулярного типа

                По бухгалтерскому учету расчеты по оплате за использование государственными недрами отражаются на 76 счете («Расчеты с кредиторами прочими») с открытием отдельных субсчетов для расчетов по каждому типу оплаты (единоразовой, регулярной).

                Траты по указанным направлениям относятся в состав затрат по обычным видам деятельности и подлежат списанию в отчетном периоде, в котором произошли.

                Согласно Инструкции к ПС, ПБУ 10/99 (п.5, 18) выполняются следующие проводки при:

              • Начислении суммы: Дебет сч. 20 (44, 29, 26, 23, 25) / Кредит 76 сч.
              • Перечислении суммы: Дебет сч. 76 / Кредит 51 сч.
              • Регулярная оплата за недропользование при функционировании предприятия по ОСНО указывается в прочих расходах, относящихся к производству и продаже (ст. 264 НК РФ).

                При использовании метода начислений подобные суммы признаются в расходах в момент их начисления (в последний день квартала), при кассовом методе – в момент направления в бюджет (ст. 273 НК РФ).

                К сведению! Размер платежа учитывается как прочий расход, кроме случаев его установления на аукционе. Такие величины включают в стоимость допуска (письма МФ РФ, 25.06.2015, 23.10.2015). Во всех случаях НДС не применяется.

                Работать по УСН компании и предприниматели, занятые добычей и реализацией ископаемых, не имеют правовой возможности. Регулярные взносы не отражаются на налогооблагаемой базе при оплате налогового платежа с доходов (ст. 346 НК РФ). При расчете налогового показателя с разницы между значениями расходов и поступлений суммы за недропользование также не могут быть учтены – они отсутствуют в списке трат, признаваемых при ведении деятельности по упрощенной методике обложения налогом.

                При ЕНВД обложению налогом подвергается вмененный доход, а добыча природных ископаемых не включена в перечень облагаемых по данному методу видов деятельности (ст. 346 НК РФ).

                Внимание! Законодательством РФ льготы в отношении регулярных платежей за недропользование не предусмотрены.

                Ответственность за нарушение норм законодательства

                Если компания пользуется недрами при отсутствии государственного разрешения, то в отношении виновного возможно применение штрафа, также компания будет обязана возместить причиненный убыток (ст. 7 КоАП РФ).

                Размер убытка от самовольного использования территории рассчитывается по ставкам НДПИ (налога на добычу полезных ископаемых).

                Налоговые структуры не имеют оснований для привлечения к ответственности нарушителей оплаты за использование государственными участками недр в связи с неналоговым характером регулярных выплат.

                При установлении случаев нарушения действующего законодательства ФНС направляет ходатайство об отзыве или о приостановке действия разрешения, предусматривающего возможность пользования недрами, в Службу по надзору в сфере природопользования (РОСПРИРОДНАДЗОР), Агентство по недропользованию (РОСНЕДРА).

                Смотрите так же:

                • Заявление в детский сад владимир Как написать заявление в детский сад Желание дать своим детям лучшее — естественно для всех родителей. Поэтому к вопросу образования, в том числе и дошкольного, стоит отнестись ответственно, и заранее позаботиться о выборе лучшего детского сада для […]
                • Установленный законом претензионный порядок урегулирования споров Обязательный претензионный порядок — в каких спорах его необходимо соблюдать? В одном из прошлых номеров «ЭЖ» вышла статья о том, как правильно оформить претензию, чтобы суд посчитал обязательный претензионный порядок соблюденным в соответствии с […]
                • Приказ внутреннего контроля качества Приказ Об организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности Приказ от ___________ N___ Об организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности Во исполнение положений Федерального закона от […]
                • Неоплаченные штрафы свыше Что грозит за неоплаченные штрафы ГИБДД в 2018 году Всем известно, что нарушение правил дорожного движения чревато последствиями. В случае если проступок не очень серьезный, нарушителю будет выписан штраф, оплата которого должна быть произведена в […]
                • Страхование строительных рисков закон Страхование строительно-монтажных рисков: гражданско-правовой аспект Страхование строительно-монтажных рисков (СМР) распространено в России достаточно широко, хотя и существенно отстает от уровня такого страхования в странах Европы и Северной Америки. Однако […]
                • Развод партий Препарат Гельмитон (Gelmiton) от паразитов: развод населения и аналоги препарата, которые можно купить в аптеке в Москве Содержание Гельмитон(Gelmiton): состав Паразиты – это бич современного общества. Инфицирование происходит при малейшем контакте с […]
                • Гра нарди правила Як грати в нарди? Щоб зрозуміти основну мету гри в нарди, потрібно познайомитися з ігровим полем. Воно має прямокутну форму і розділене на дві частини. На кожній з них — по 12 пунктів, всього їх 24. Вони являють собою трикутники, витягнуті від країв до […]
                • Штрафы за ненакрытый груз Полог на самосвал Здравствуйте, меня интересует может ли меня оштрафовать сотрудник гибдд за езду на самосвале без "полога" при перевозке сыпучего груза ( песок, щебень и т.д.) Заводом иготовителем не предусмотрена установка доп. оборудывания в том числе и […]