Налог на прибыль и ндс показатели

Содержание:

Налоговая нагрузка по налогу на прибыль и НДС

Налоговая нагрузка по налогу на прибыль – один из главных показателей для отбора ИФНС кандидатов на выездную налоговую проверку. Рассмотрим, что еще выделяет налоговую нагрузку по налогу на прибыль, и какие еще данные важны для ИФНС.

Представление о налоговой нагрузке

Налоговая нагрузка (или налоговое бремя) – достаточно широкое понятие и рассматривается в двух аспектах:

  • Как абсолютная величина: конкретная сумма налоговых платежей, подлежащих уплате. Такой показатель может представлять интерес для непосредственных плательщиков этих налогов.
  • Как относительная величина: доля (процентное содержание) налогов, подлежащих уплате, в какой-то определенной базе. Этот показатель возможно применить существенно более широко: для всякого рода расчетов, анализа и прогнозов.
  • Базой расчета относительной величины может быть любой из экономических показателей, с которым хотят сравнить суммы налоговых платежей, оценивая степень влияния их на доходность и рентабельность рассматриваемого объекта за определенный период. Например, с:

    • Выручкой (с НДС или без НДС).
    • Доходами от реализации, внереализационными или их общей суммой (по данным бухгалтерского или налогового учета).
    • Налоговой базой для расчета конкретного налога.
    • Прибылью (бухгалтерской или налоговой), затратами (себестоимостью, коммерческими или управленческими расходами).
    • Планируемыми суммами выручки, доходов, расходов, налоговой базы или прибыли.
    • Показатель налоговой нагрузки, рассчитываемый в процентах, служит одним из критериев как для анализа сформировавшихся за период фактических показателей, так и для составления прогнозов на самых различных уровнях: от конкретного налогоплательщика до страны в целом.

      Доля налогов может определяться не только по отношению к их общей сумме, но и применительно к отдельным налогам, и рассчитываться как за один налоговый (или отчетный) период, так и за несколько периодов. В случае расчета за несколько периодов данные, участвующие в расчете, суммируются.

      Если налоги к уплате отсутствуют, то общая (совокупная) налоговая нагрузка будет равна нулю. Это же справедливо и при расчете нагрузки по отдельным налогам.

      О том, как рассчитывают совокупную налоговую нагрузку, читайте в статье «Расчет налоговой нагрузки в 2015 году (формула)».

      Роль налоговой нагрузки в оценке налогоплательщика

      Определение налоговой нагрузки в отношении работы с налогоплательщиками введено ФНС РФ и содержится в двух основных ее документах:

    • Приказе ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/[email protected], посвященном совокупной налоговой нагрузке, рассчитываемой как доля всех причитающихся к уплате налогов в бухгалтерской (без НДС) сумме выручки от реализации.
    • Письме ФНС РФ от 17.07.2013 № АС-4-2/12722, рассматривающем налоговую нагрузку более детально (в разрезе конкретных налогов и определенных налоговых режимов с вариантами их расчета).
    • Обратите внимание! Письмо ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 отменено письмом ФНС от 21.03.2017 № ЕД-4-15/[email protected] Регламентировать порядок работы комиссий скоро будет новый документ.

      Оба документа ФНС посвящены вопросам проверки и анализа отчетности, представляемой налогоплательщиками, с целью выявления в ней ошибок или преднамеренных искажений, в результате которых происходит отбор кандидатов на дополнительные проверочные мероприятия. При этом в первый из них регулярно вносятся результаты обработки фактических данных этой отчетности, позволяющие судить об усредненных значениях уровня налоговой нагрузки и показателях рентабельности отраслей.

      Несмотря на явную ориентированность на налоговые органы, в обоих этих документах содержится информация, представляющая собой вполне определенную ценность и для налогоплательщика, поскольку позволяет ему при применении этой информации самостоятельно делать следующее:

    • Оценивать отклонение показателей своего бизнеса от средних данных по стране и по отрасли.
    • Рассчитывать те показатели составляемой отчетности, которые важны для ИФНС при оценке кандидатов на выездную налоговую проверку.
    • Подготавливать убедительные аргументы в поддержку правильности своей позиции в отношении организации учета и расчета налогов.
    • Делать прогнозные расчеты налоговых платежей с учетом перспектив развития своей деятельности.
    • Сопоставлять варианты доступных систем налогообложения с целью снижения налогового бремени.
    • Главные критерии при ОСНО

      Основную долю поступлений в бюджет приносят два налога, уплачиваемых при применении ОСНО: налог на прибыль и НДС. Поэтому именно им посвящена основная часть текста письма № АС-4-2/[email protected]

      При рассмотрении налога на прибыль внимание ИФНС привлекают:

    • Убытки, отраженные в декларации.
    • Низкое значение налоговой нагрузки по нему: для юрлиц сферы производства – меньше 3%, для торговых фирм – меньше 1%.
    • По НДС рассматривают в совокупности два показателя:

    • Процент вычетов в налоге, рассчитываемом от налоговой базы. Он не вызывает вопросов, если оказывается ниже среднего уровня по субъекту РФ или величины 89%. В расчете этого соотношения не участвуют начисления и вычеты НДС налогового агента, по авансам и СМР.
    • Низкое значение налоговой нагрузки. Количественные показатели ее в указанном письме не приведены. При отсутствии реализации по ставке 0% можно считать их низкими при таких же цифрах, как и по налогу на прибыль: меньше 3% для сферы производства и меньше 1% для торговли. Высокая доля реализации со ставкой 0% существенно изменит картину расчета величины налоговой нагрузки по этому налогу, но в то же время послужит объяснением отклонений от средних цифр по региону или отрасли.
    • По процентному соотношению суммы этих двух налогов (при необходимости к ним прибавляют иные уплачиваемые налоги) и величины выручки, показанной в отчете о прибылях и убытках, судят о величине общей налоговой нагрузки налогоплательщика, использующего систему ОСНО (таблица 8.2 приложения № 8 к письму № АС-4-2/[email protected]).

      Формула налоговой нагрузки по налогу на прибыль

      Налоговая нагрузка по налогу на прибыль, согласно формулировке, содержащейся в письме № АС-4-2/12722 в разделе, посвященном критериям отбора налогоплательщиков для рассмотрения на комиссиях, представляет собой выраженное в процентах частное от деления величины начисленного по декларации к уплате налога на общую сумму доходов, отраженных в той же декларации (от реализации и внереализационных). В виде формулы это отобразится так:

      ННприб = 100 × Нприб / (Дреал + Двнер),

      ННприб – налоговая нагрузка по налогу на прибыль;

      Нприб – налог на прибыль, отраженный к уплате по строке 180 листа 02 декларации;

      Дреал – доход от реализации, указанный в строке 010 листа 02 декларации по прибыли;

      Двнер – внереализационный доход, указанный в строке 020 листа 02 декларации по прибыли.

      Именно в отношении этого расчета в том же разделе текста письма ФНС приведены те значения налоговой нагрузки по прибыли, которые служат критериями отнесения ее к низкой.

      Аналогичную формулу расчета этого показателя содержит также приложение № 3 к указанному письму ФНС. Другие варианты его определения ФНС не рассматривает. А налогоплательщику ничто не мешает для собственных целей сделать аналогичный расчет применительно, например, к базе, состоящей из аналогичных доходов, взятых из данных бухгалтерского, а не налогового учета. Для этого в знаменателе нужно поставить сумму выручки от реализации и прочих доходов, включая проценты, получив их из отчета о прибылях и убытках или из бухгалтерских регистров.

      Что определяет величину нагрузки по прибыли

      Налоговая нагрузка по налогу на прибыль напрямую связана с величиной показателей, образующих формулу ее вычисления:

    • Рассчитанного налога, сумма которого, в свою очередь, непосредственно зависит от примененной ставки. Обычная ставка – 20%, но в ряде случаев может снижаться (ст. 284 НК РФ). Чем меньше налог, тем ниже нагрузка.
    • Дохода от реализации, определяемого по данным налогового учета и зависящего от объемов обычной деятельности налогоплательщика. При одинаковых суммах налога чем выше окажется доход, тем ниже будет налоговая нагрузка.
    • Внереализационных доходов, учтенных в целях налогообложения. Для одной и той же суммы налога чем выше будет этот доход, тем ниже налоговая нагрузка.
    • Кроме того, на нагрузку оказывают влияние такие факторы:

    • Объемы расходов по реализации и внереализационных расходов, чьи величины непосредственно сказываются на сумме налоговой базы, от которой считают налог. Чем выше расходы, тем меньше налог.
    • Наличие убытков предшествующих лет, которые в случае учета их в рассматриваемом периоде даже при наличии доходов (от реализации и внереализационных) могут уменьшить налоговую базу и, соответственно, сам налог до нуля.
    • Применение налоговых льгот, которые так же, как и убытки предшествующих лет, могут, несмотря на наличие доходов, существенно снизить сумму налога.
    • В случае определения нагрузки от иной базы (например, от бухгалтерских доходов) ее влияние на величину нагрузки будет таким же, как и у показателей, составляющих знаменатель формулы расчета, приведенной в письме ФНС.

      Формула налоговой нагрузки по НДС

      Алгоритм определения налоговой нагрузки по НДС, рекомендованный ФНС, по своей сущности аналогичен формуле расчета этого показателя для налога на прибыль: это выраженное в процентах частное от деления суммы начисленного к уплате по декларации налога на объем налоговой базы по нему, установленной по данным той же декларации. Однако для НДС налоговая база может рассчитываться двумя способами, и, соответственно, будут иметь место две формулы для расчета величины нагрузки (приложение № 4 к письму № АС-4-2/[email protected]).

      Первый способ, когда расчет делают применительно к налоговой базе по внутреннему рынку:

      ННндс = 100 × Нндс / НБрф,

      ННндс – налоговая нагрузка по НДС;

      НБрф – налоговая база, рассчитанная по цифрам раздела 3 декларации (рынок РФ).

      Второй способ, при котором налоговую базу определяют как сумму налоговых баз по внутреннему рынку и по реализации за пределы РФ:

      ННндс = 100 × Нндс / (НБрф + НБэксп),

      Нндс – НДС, причитающийся к уплате по строке 040 раздела 1 декларации;

      НБрф – налоговая база, рассчитанная по цифрам раздела 3 декларации (рынок РФ);

      НБэксп – налоговая база, рассчитанная как сумма всех строк 020 раздела 4 декларации (экспорт).

      Налоговую базу по разделу 3 (рынок РФ) декларации по НДС, исходя из содержания действующей ее формы, утвержденной приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/[email protected], нужно определять как результат сложения строк 010–070 графы 3, т.е. как сумму баз по:

    • продаже товаров (работ, услуг) по всем применяемым ставкам;
    • продаже предприятия как комплекса;
    • СМР;
    • авансам полученным.
    • Налогоплательщик, исходя из собственных целей, может выбрать для расчета аналогичного показателя по этому налогу иную базу. Например, взятую из бухгалтерских учетных данных выручку от реализации с включением в нее НДС.

      Что определяет величину нагрузки по НДС

      Непосредственное влияние на величину налоговой нагрузки по НДС имеют показатели, входящие в формулу ее расчета:

    • Начисленный к уплате налог. Чем он больше, тем выше налоговая нагрузка.
    • Объем налоговой базы. Его увеличение при том же значении налога приведет к снижению налоговой нагрузки.
    • Сумма налога, начисляемого к уплате по декларации, представляет собой результат суммирования итогов разделов 3–6 декларации. Итоги эти учитывают с разными знаками. В разделе 3, состоящем из операций, облагаемых по ставкам, отличным от ставки 0%, результат чаще всего получается в пользу бюджета (к уплате), а в разделах 4–6, отражающих операции, облагаемые по ставке 0%, он складывается в пользу налогоплательщика (к возмещению из бюджета). За счет этого у налогоплательщиков с большой долей операций по ставке 0% (экспорт) часты ситуации отсутствия НДС к уплате, вследствие чего налоговая нагрузка по нему будет равна нулю. Это обстоятельство, безусловно, вызывает интерес налоговых органов, но в то же время для налогоплательщика имеет под собой вполне реальную почву для пояснений, подаваемых в ИФНС.

      На величину налога, определяемую по результатам раздела 3 декларации (рынок РФ), окажут влияние такие показатели:

    • Объем налоговой базы, ставки, применяемые к ней, и, соответственно, значение налога, рассчитываемого от этой базы. Чем объемнее база и выше ставка, тем больше налог.
    • Величина налоговых вычетов, напрямую снижающих сумму налога, рассчитанного к уплате от его базы: по документам поставки, по закрытым поставкой авансам, которые перечислялись поставщикам, по СМР, по налогу, уплаченному на таможне или при ввозе из государств Таможенного союза, по авансам покупателей, которые закрылись отгрузкой, по оплаченному НДС налогового агента.
    • Наличие необлагаемых операций, при которых НДС, полученный от поставщиков, включается в затраты, что в результате распределения сумм налога на облагаемые и необлагаемые операции приведет к уменьшению прямой суммы вычета, связанной с облагаемыми операциями.
    • На налог, рассчитываемый с включением операций по ставке 0%, дополнительно оказывают влияние:

    • Момент определения налоговой базы, который может выходить за пределы расчетного периода и приводить к более позднему учету в декларации связанных с ним вычетов.
    • Особенности формулы распределения вычетов, которую разрабатывает сам налогоплательщик, между операциями, подлежащими обложению по разным ставкам (в т.ч. по ставке 0%) и необлагаемыми. В этой формуле учитывают не только остатки вычета, приходящегося на неподтвержденную ставку 0% на начало налогового периода, но и его аналогичные остатки на конец налогового периода. При этом в нее не попадают суммы налога по авансам обоих направлений, по СМР, по НДС налогового агента, принимаемые в вычеты в полной сумме в период появления права на вычет по ним.
    • О существующих методиках распределения вычетов читайте в материале «Как осуществляется раздельный учет НДС при экспорте?».

      Значение налоговой базы, образующей знаменатель формулы расчета, определяется:

    • Объемами реализации, увеличение которых вызывает увеличение налоговой базы.
    • Наличием необлагаемых операций, снижающих объем налоговой базы.
    • Наличием операций по ставке 0%, влияние которых за счет несоответствия периодов подтверждения этой ставки и реальной отгрузки по ней приводит к отклонению значения налоговой базы, определяемой по декларации, от объема реально осуществленной за рассматриваемый период отгрузки. Влияние, соответственно, может иметь место как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения базы.
    • Наличием СМР, приводящих к росту базы.
    • Наличием поступивших от покупателей авансов, которые приводят к увеличению базы.
    • Если в знаменателе формулы будет присутствовать какой-либо иной показатель, то влияние его на значение налоговой нагрузки будет аналогичным: при его увеличении величина нагрузки снизится.

      Узнавайте первыми о важных налоговых изменениях

      Расхождение НДС и налога на прибыль: как пояснить

      5 июля 2016 82052

      Популярное по теме

      Н алогоплательщики сдали отчетность за 2015 год и за I квартал 2016 года. И сразу по двум этим периодам посыпались запросы из инспекций с требованием пояснить показатели, отраженные в бухгалтерской и налоговой отчетности. Инспекторы требуют обосновать и долю вычетов по НДС.

      Многие компании старательно объясняют все, что интересует фискалов. Однако действительно ли надо писать подробные пояснения в ответ на запрос? Возможно, и без них имеется логическое объяснение пресловутым «расхождениям» в отчетности. Отдельные показатели в декларациях вообще не должны совпадать. А значит, расхождения отсутствуют и объяснять нечего. Налоговикам об этом должно быть хорошо известно.

      Компания, которая обратилась ко мне за помощью, также получала запросы от фискалов с требованием пояснить показатели, отраженные в отчетности. Организация имела множество филиалов, поэтому количество запросов, поступающих от разных инспекций, угрожающе нарастало. В связи с этим назрела необходимость систематизировать все полученные запросы и требования.

      Руководство компании решило оптимизировать работу бухгалтерии. Это было нужно для того, чтобы отказаться от копирования лишних документов и написания ненужных пояснений. Ведь все отнимало массу рабочего времени. Начальство пришло к выводу, что нужно выработать единый подход к формированию пояснений при неправомерных запросах.

      Нужно ли пояснять расхождение между НДС и налогом на прибыль

      Компания получила требование о представлении пояснений по форме, утвержденной в приложении № 1 к приказу ФНС России от 08.05.15 № ММВ-7-2/[email protected] . Причина направления требования — камеральная проверка. Фискалы запросили пояснения по показателям, отраженным в отдельных строках бухгалтерского баланса ( приложение № 1 к приказу Минфина России от 02.07.10 № 66н ). И еще потребовали приложить документы, подтверждающие причины уменьшения показателя «Финансовые вложения» в активе баланса.

      Но Налоговый кодекс не допускает камеральных проверок бухгалтерской отчетности! Контролеры вправе истребовать документы и пояснения по вопросам, связанным с исчислением и уплатой налогов ( подп. 1 п. 1 ст. 31 , ст. 88 , 93 НК РФ). А бухгалтерская отчетность необходима пользователям этой отчетности для принятия ими экономических решений ( ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 06.12.11 № 402‑ФЗ ).

      К тому же налоговые органы контролируют соблюдение налогового законодательства (положение о ФНС, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30.09.04 № 506), бухгалтерской отчетностью занимается Минфин России (ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 06.12.11 № 402‑ФЗ, постановление Правительства РФ от 30.06.04 № 329). Поэтому в требовании инспекция может сослаться на проведение камеральной проверки конкретной декларации и на ее показатели. А требовать пояснения и документы в отношении бухгалтерской отчетности инспекторы не вправе.

      Однако стоит все же ответить на такой запрос инспекции. Грамотный отказ в представлении пояснений убережет компанию от получения акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях (ст. 101.4 НК РФ), а также от необходимости дальнейшего оспаривания этого акта.

      С моей помощью организация подготовила письмо с отказом от исполнения требования инспекции. В ответе на требование о представлении пояснений компания указала, что налоговое законодательство не предусматривает камералок в отношении бухгалтерской отчетности. При этом у фискалов отсутствуют полномочия по ее контролю.

      Нет прямой связи между «прибыль и НДС»

      Практически каждая компания получала требование о представлении пояснений в рамках камеральной проверки по НДС. Зачастую фискалы просят объяснить причины расхождений показателей, из которых складывается выручка в годовой декларации по налогу на прибыль, с размером налоговых баз, отраженных в декларациях по НДС за все четыре квартала отчетного года. Какие документы на камералке по НДСтребовать незаконно >>>

      В моем случае компания получила такое требование в рамках камеральной проверки декларации по НДС за IV квартал 2015 года. Вдобавок инспекторы потребовали пояснить, почему доля вычетов по НДС превышает 89 процентов. Это допустимая доля вычетов, используемая компаниями для самостоятельной оценки рисков включения в план проверок (приложение № 2 к приказу ФНС России от 30.05.07 № ММ-3-06/[email protected] далее — Концепция). В III квартале 2015 года доля вычетов составляла 93 процента, в IV квартале 2015 года — 92 процента.

      Камеральная проверка проводилась за IV квартал 2015 года — требовать пояснения инспекторы могли только за этот период. В письме компания напомнила фискалам, что налоговым периодом по НДС является квартал (ст. 163 НК РФ). Однако при подготовке ответа возникли трудности. Оказалось, что пояснить конкретную причину расхождений в декларациях затруднительно.

      Дело в том, что понятие «доход» для целей налога на прибыль (ст. 248–251 НК РФ) и понятие «налоговая база» для целей НДС не являются тождественными. Следовательно, выручка для целей исчисления налога на прибыль и налоговая база для целей НДС могут быть разными. Компания осуществляла как облагаемые НДС операции, так и операции, не подлежащие налогообложению (ст. 149 НК РФ). Расхождения в показателях могут возникать не только из-за указанных нюансов, но и вследствие применения вполне законных способов оптимизации. Это, в частности, выставление счетов-фактур в более позднем периоде. Такой способ часто применяется в конце года, когда компания закрывает крупные контракты. Она может получить существенную выручку, возрастет и сумма НДС к уплате. К этой сумме прибавляются авансы от покупателей, с которых также необходимо исчислить НДС (п. 1 ст. 167 НК РФ).

      В этом случае по товарам (авансам), отгруженным (полученным) в последних числах отчетного года, счета-фактуры выставляются в начале следующего года. Ведь поставщик должен выставить покупателю счет-фактуру в течение пяти дней с момента отгрузки или получения аванса (п. 3 ст. 168 НК РФ). А значит, есть возможность перенести уплату НДС с 25 января 2016 года на 25 апреля 2016 года (п. 1 ст. 174 НК РФ). Конечно, объяснять такие причины расхождений в спорных декларациях организации хотелось меньше всего.

      Поэтому общество решило отказать и в этой части требования. Дело в том, что инспекторы чаще всего требуют пояснения в связи с ошибками или противоречиями в декларациях (п. 3 ст. 88 НК РФ). И компания попросила налоговиков указать, в чем состоят эти ошибки или противоречия. Мы также обратились к инспекторам с просьбой дать ссылку на нормативный правовой акт, в котором говорится, что выручка для целей исчисления налога на прибыль должна равняться налоговой базе по НДС. В письме общество подчеркнуло, что главами 21 и 25 НК РФ установлен разный порядок формирования этих показателей.

      Какие бывают требования по НДС

      Подсчитав данные за 12 месяцев, компания пришла к выводу, что доля вычетов превышает 89 процентов. Чтобы выяснить, что влияет на этот показатель, мы детально разобрали декларации по НДС.

      Выяснилось, что инспекция включила в расчет весь НДС с учетом авансов как начисленный к уплате в бюджет, так и заявленный к вычету. Однако ФНС России считает, что доля вычетов по НДС должна рассчитываться без учета начислений и вычетов по авансам ( письмо от 17.07.13 № АС-4-2/12722 ). Пересчитав долю вычетов, можно убедиться, как сильно поменяется результат, если учитывать в формуле только показатели НДС, начисленного и предъявленного с завершенных сделок и операций.

      В нашем случае пересчет дал корректировку в нужную сторону. Без учета авансового НДС доля вычетов уменьшилась на 2 процента и отклонение в IV квартале 2015 года составило всего 1 процент. Пересчитав долю вычетов за счет сумм НДС с авансов выданных и полученных, компания пришла к выводу, что суммы предоплаты являются основной причиной, оказывающей влияние на уровень доли вычетов. То есть деятельность, связанная с реализацией в расчетном периоде, фактически не дает отклонений в доле, предусмотренной Концепцией. Данные объяснения вместе с контррасчетами компания направила в инспекцию.

      Какие бывают требования по налогу на прибыль

      Требования по налогу на прибыль часто бывают не менее загадочными и даже более трудоемкими для объяснений, чем по НДС. Компания получила требование в рамках камеральной проверки декларации по налогу на прибыль за 2015 год с просьбой объяснить расхождения между расходами, отраженными в отчете о финансовых результатах ( приложение № 1 к приказу Минфина России от 02.07.10 № 66н ) и расходами, указанными в декларации по налогу на прибыль. Еще инспекторы задали вопрос о том, «почему налоговая база за 2015 год не изменилась по сравнению с налоговой базой за 9 месяцев 2015 года при существенном увеличении сумм выручки».

      Подход к написанию пояснений по таким вопросам зависит от желания и скрупулезности главбуха. Если сумма расходов в налоговом учете меньше, чем в бухгалтерском, то можно ограничиться кратким ответом, что разница образовалась за счет расходов, не принимаемых для целей налогообложения. Прикладывать документы или нет, решает сама компания. Ведь требовать документы при камералке инспекция может лишь в ограниченном количестве случаев.

      Компания объяснила, что увеличение расходов произошло в конце 2015 года в связи с созданием резерва по сомнительным долгам в налоговом учете. Из-за этого возникла разница между бухгалтерским и налоговым учетом и существенно не увеличилась налоговая база по налогу на прибыль.

      Пояснения в налоговую о расхождениях в декларациях по НДС и прибыли

      Уплата налоговых отчислений всегда предусматривает предоставление налоговой отчетности, которая в последующем проходит проверку правильности исчисления налогов. В процессе этой проверки сотрудники налоговой службы проводят выявление ошибок и сопоставление, предоставленных показателей в различных видах отчетов. В результате этих проверок у инспекторов налоговых служб могут возникать различного рода вопросы, на которые надо уметь грамотно ответить.

      Пояснения в налоговую о расхождениях в декларациях по НДС и прибыли нужно предоставлять в течении пяти рабочих дней в обязательном порядке и в письменном виде.

      Рассмотрим способы написания пояснительных «записок» по налогу на прибыль и НДС.

      Бухгалтерам на заметку! Выручка в декларации на прибыль далеко не всегда совпадает с налоговой базой, отраженной в декларации по НДС. Кроме того, расходы, отображенные в декларации на прибыль практически никогда не совпадают с показателями финансовой отчетности.

      Информационная нагрузка «налогового требования»

      Прежде чем приступить к написанию пояснительной записки о расхождениях в декларации по прибыли и НДС, необходимо выяснить, какие именно неточности изложены в требовании налогового инспектора. Присланное требование имеет свою кодировку, которая и информирует о соответствующем виде неточности:

      Получите 267 видеоуроков по 1С бесплатно:

    • Бесплатный видео самоучитель по 1С Бухгалтерии 8.3 и 8.2;
    • Самоучитель по новой версии 1С ЗУП 3.0;
    • Хороший курс по 1С Управление торговлей 11.
      • Код «1» говорит о том, что не предоставлена декларация за прошлый период. Информация, изложенная в декларации отсутствует в отчетности контрагента;
      • Код «2» – выявлены несоответствия в журналах учета;
      • Код «3» – выявлены несовпадения относительно действий посредников;
      • Код «4» – другие вопросы.
      • После изучения предъявленного требования можно приступать к написанию пояснения.

        Порядок написания пояснительной записки

        На сегодняшний день не существует законодательного регламента составления бланка «пояснительной». Составление пояснения в налоговую о расхождениях в декларации осуществляется в произвольной форме. Главное условие – это предоставление четкого ответа на задаваемый вопрос, история происхождения неточностей в декларации. На практике используется два варианта уточнения:

        1. Выявленная погрешность находит свое отображение в пояснительной записке, но обязательно со ссылкой на корректные данные;
        2. Наличие ошибки опровергается, предоставляются объяснения и соответствующие данные, которые подтверждают внесение этих сведений в декларацию. Примером данной ситуации может быть расхождения в сверке между предприятием и контрагентами.

        Часто задаваемый вопрос: расхождения по НДС, связанное с обнаружением ошибки при начислении НДС между данными фирмы и поставщиком. Возникновение данных расхождений может быть связано с целым рядом причин:

      • В декларации поставщика отсутствует информация об отгрузке товара;
      • Поставщик товара является посредником.
      • Действующим законодательством закреплено, что при выставлении счета от имени своего заказчика, посредник освобождается от начисления НДС, данную функцию должен выполнять непосредственный поставщик. Таким образом, наличие недочетов может быть связано с отсутствием соответствующих действий со стороны принципала, не предоставление им журналов учета или некорректное их предоставление. В таком случае необходимо дополнительно предоставлять подтверждающие документы: письмо от контрагента, комиссионный договор.

        Образец написания пояснения о расхождениях в декларации по НДС и прибыли

        После изучения кода ошибки, изложенного в налоговом требовании, необходимо предоставить аргументированный ответ, который будет подкреплен соответствующими цифровыми данными.

        Ниже по тексту изложен образец написания пояснения в налоговую инспекцию, о расхождениях в декларациях по НДС и прибыли:

        Как налоговики проверяют налог на прибыль

        Налоговики разработали специальные рекомендации по проведению камеральных проверок налога на прибыль. Этот документ недавно появился в инспекциях под грифом «для служебного пользования». О его содержании вы узнаете из нашей статьи.

        Ю.С. Шемелева, эксперт АГ «РАДА»

        Новые методические рекомендации по проведению камеральных проверок деклараций по налогу на прибыль утверждены приказом МНС России от 23 апреля 2003 г. № БГ-4-02/9дсп (далее – Рекомендации). Согласно этому документу, налоговики должны проверять налог на прибыль в два этапа.

        На первом этапе они сопоставят показатели декларации по налогу на прибыль с показателями бухгалтерской отчетности и деклараций по другим налогам (НДС, налога на рекламу, ЕСН).

        Обратим внимание, что рекомендации разработаны для проверки декларации по налогу на прибыль в редакции приказа МНС от 12 июля 2002 г. № БГ-3-02/358. Если в последующем ее опять изменят, необходимо будет учесть все новые поправки.

        Второй этап камеральной проверки – экономический анализ декларации. Его цель – выяснить причины роста расходов и снижения доходов фирмы.

        Как сопоставить показатели

        С декларацией по НДС

        Если организация считает налог на прибыль по методу начисления, а НДС – по отгрузке, налоговики могут сопоставить выручку, указанную в декларациях по налогу на прибыль с выручкой, отраженной в декларации по НДС (нарастающим итогом).

        Прежде всего, они проверят выполнение следующего равенства:

        Приложение 1 к листу 02 декларации по налогу на прибыль

        Особенности взаимоувязки показателей бухгалтерской отчетности

        В статье будут высветлены вопросы, касающиеся взаимоувязки коэффициентов финансового баланса. Что это такое и для чего необходимо, существуют ли нюансы – далее.

        В каждой организации имеются бухгалтерские документы. Они отражают деятельность, осуществление операций, движение финансов, прибыль и убытки и прочее.

        Содержание

        Имея подобную документацию, можно представить, как осуществляется деятельность. Важно знать и то, каким образом составлять документы, как установить между ними связь.

        Что нужно знать ↑

        Организации, которые являются лицами юридического типа, должны предоставлять финансовую отчетность. Формируется она на основе сведений аналитического и синтетического учета.

        Отчетность включает итоги проведения операций на предприятии. Состоит бухгалтерская отчетность из следующих компонентов:

        Бухгалтерская отчетность должна формироваться таким образом, чтобы в полном объеме охарактеризовать деятельность организации.

        Правильной и полной считается та отчетность, которая составлена на основании нормативных актов. Для форм отчетности характерна связь логическая и информационная.

        Заключаются они в дополнении разделов или отдельных статей. В отчетности (в каждой ее части) обязательно указывается:

      • название части и дата отчета (или отчетный период);
      • указание на организационно-правовую форму организации и ее название;
      • в каком формате представлены показатели отчетности.

      Состоит отчет из 10 разделов:

    • активы нематериального характера;
    • главные средства;
    • вклады по доходам;
    • расходы на научные и экспериментальные работы;
    • затраты на изучение ресурсов природы;
    • вклады по финансам;
    • задолженность по дебету и кредиту;
    • расходы на привычные типы деятельности компании;
    • обеспечения;
    • помощь от государства.
    • Показатели будут сопоставимы в том случае, если в ходе деятельности организации не поступало дивидендов, не было отчислений в запасной капитал.

      Если отчетность будет предоставляться в налоговую инспекцию, то каждому коэффициенту необходимо присвоить код.

      Расчет налоговой нагрузки по налогу на прибыль

      Налоговая нагрузка по налогу на прибыль — один из индикаторов, на основании которых налоговики выносят решение об очередной налоговой проверке компании. Налоговую нагрузку по налогу на прибыль можно рассчитывать самостоятельно, изучив ряд нормативных документов. Каких — расскажем в нашей статье.

      Нормативные акты, разъясняющие термин «налоговая нагрузка»

      Чтобы разобраться в содержании понятия «налоговая нагрузка», в частности «налоговая нагрузка по налогу на прибыль», надо обратиться к следующим законодательным актам:

      Приказу ФНС России «Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 № ММ-3-06/[email protected] Документ содержит приложение 3, в котором дается расшифровка приемлемого размера налоговой нагрузки в зависимости от видов деятельности, осуществляемой компаниями за прошедший год. Согласно приказу ФНС России от 10.05.2012 № ММВ-7-2/[email protected] информация в указанном приложении обновляется ежегодно не позднее 5 мая. Указанные данные есть на интернет-ресурсе ФНС по адресу https://www.nalog.ru/rn77/taxation/reference_work/conception_vnp/.

      Письму ФНС России «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722, в котором приведен алгоритм определения значения налоговой нагрузки в разрезе режимов налогообложения и видов налогов.

      Знакомство с этими документами не оставляет сомнений в том, что описываемый в них показатель является одним из ключевых при утверждении плана проверок. В приказе № ММ-3-06/[email protected] налоговая нагрузка стоит на первой позиции, как основное условие для принятия решения об инспектировании предприятия. В письме № АС-4-2/12722 четко определяется уровень, при котором проверка общества или индивидуального предпринимателя крайне желательна и, скорее всего, будет проведена. Кроме того, документ содержит очень подробное описание сущности показателя налоговой нагрузки.

      Определение налоговой нагрузки

      При рассмотрении понятия налоговой нагрузки и последовательности ее расчета нетрудно прийти к выводу, что оно схоже с термином «налоговое бремя». Хотя в законодательстве последний никак не закреплен, в экономической литературе, в частности Современном экономическом словаре, выпущенном издательством «ИНФРА-М», приведены следующие определения. Налоговое бремя — это:

      уровень расходов компании на облуживание налоговых обязательств, определяемый в процентах или долях от выбранного для сравнения показателя;

      общая сумма взимаемых в бюджет государства обязательных налоговых платежей, рассчитанная в денежном выражении.

      Налоговое ведомство использовало для работы первую трактовку понятия «налоговая нагрузка по налогу на прибыль», и это нашло отражение в обоих документах. В них под понятием налоговой нагрузки подразумевается удельный вес налогов в соответствующей базе за определенный временной промежуток, отражающий их влияние на конечный финансовый результат работы компании.

      В зависимости от экономической иерархии налоговая нагрузка рассчитывается:

      для страны или ее территориальных образований;

      отрасли народного хозяйства;

      объединения компаний с одним направлением деятельности;

      конкретного гражданина или индивидуального предпринимателя без образования юридического лица.

      В качестве сравнительной базы для расчета применяются следующие показатели:

      объем продаж (с НДС или без);

      налоговая база, с которой взимается тот или иной налог;

      прогнозные показатели доходов и прибыли.

      Как аналитический показатель налоговая нагрузка тесно связана с категорией «эффективная ставка налога», которая отражает фактический процентный уровень налога в составе налогооблагаемой базы. Обратившись к содержанию письма № АС-4-2/12722, несложно установить, что именно данная категория понимается под налоговой нагрузкой.

      Пользователи информации о налоговой нагрузке

      Показатель налоговой нагрузки может представлять интерес для различных субъектов экономики в зависимости от их роли в хозяйственном процессе и цели его применения:

      для государственных структур, регулирующих экономические процессы в стране, — с точки зрения построения экономических прогнозов и последующего анализа результатов, принятия стратегических решений;

      для налоговых структур нагрузка рассчитывается в интересах планирования проверок и улучшения системы администрирования, оптимизации фискальной политики;

      организации и предприниматели используют данные об уровне налогообложения для оценки результатов своей деятельности и определения вероятности проведения в их отношении процедур налогового контроля.

      Налоговая служба России в приказе № ММ-3-06/[email protected] предложила компаниям неплохой стимул к тому, чтобы они сами определяли уровень налоговой нагрузки, указав на то, что для надзорных органов это один из базовых критериев.

      Сохраняя размер налоговых отчислений в пределах средних значений по отрасли, организации смогут:

      повысить свои шансы избежать выездных проверок со стороны инспекции;

      построить конструктивные взаимоотношения с налоговыми органами, повысить лояльность их сотрудников.

      Подобные выгоды должны побудить предпринимателей подробнее ознакомиться с текстами документов о порядке расчета налоговой нагрузки. В ходе анализа показателей собственной деятельности компании могут обнаружить некоторые выгодные для себя моменты:

      размер возможных резервов для оптимизации налогообложения, улучшения своих финансовых показателей;

      дополнительные аргументы для перехода на тот или иной налоговый режим, более выгодный с экономической точки зрения;

      дополнительную информацию для построения долгосрочных перспективных прогнозов.

      Последовательность расчета

      Методические указания по исчислению уровня налоговой нагрузки даны в приведенных ранее нормативных актах:

      В приказе № ММ-3-06/[email protected] авторы ограничились общей формулой определения комплексной налоговой нагрузки, которая, несмотря на свою универсальность, не всегда позволяет произвести доскональную оценку всех обязательств перед бюджетом.

      В письме № АС-4-2/12722 приведены детализированные алгоритмы расчета для нескольких видов налогов в зависимости от применяемой для сравнения базы.

      В первом документе предлагается производить расчет по формуле:

      Нн = Сн / Вг × 100%,

      где: Нн — показатель общей налоговой нагрузки по итогам года;

      Сн — сумма начисленных налогов по декларациям за год, не включающая социальные взносы;

      Вг — выручка по строке 2110 отчета о финансовых результатах без НДС и акцизов.

      Исключение из знаменателя формулы взносов во внебюджетные фонды законодатели объясняют тем, что они не входят в состав платежей, которые регламентируются НК РФ. В связи с чем, по мнению авторов документа, их можно не учитывать.

      В письме № АС-4-2/12722 предлагается более широкий перечень инструментов для определения налоговой нагрузки в зависимости от вида налога:

      По мнению авторов письма, налоговая нагрузка по налогу на прибыль должна определяться по следующему алгоритму:

      НагП = НалП / (Вг + Вд),

      где: НагП — показатель налоговой нагрузки по налогу на прибыль;

      НалП — годовая сумма налога на прибыль по декларации (строка 180 листа 02);

      Вг — выручка по данным декларации (строка 010 листа 02);

      Вд — доходы от внереализационных операций по декларации (строка 020 листа 02).

      Для определения аналогичного показателя по НДС предлагаются 2 варианта, отличающиеся значением знаменателя формулы:

      В первом случае:

      НагНДС = НалНДС / Б1,

      НалНДС — сумма НДС к оплате за год;

      Б1 – база для налогообложения по разделу 3 налоговой декларации.

      Во втором случае:

      НагНДС = НалНДС / (Б1 + Б2),

      где: НагНДС — налоговая нагрузка по НДС;

      Б1 — база для налогообложения по разделу 3 декларации;

      Б2 — база для налогообложения по разделу 4 декларации.

      Несколько отличается порядок расчетов для предпринимателей и организаций, находящихся на специальных налоговых режимах. В частности, для ИП существует следующий способ:

      где: НагИП — налоговая нагрузка на предпринимателя;

      ПН — сумма подоходного налога за период (НДФЛ);

      Д — совокупный доход, определяемый по форме 3-НДФЛ.

      При упрощенке алгоритм примет другой вид:

      где: НагУ — уровень нагрузки на организацию, применяющую УСН;

      НалУ — общая сумма налога по декларации;

      Сельскохозяйственные предприятия на едином налоге рассчитают нагрузку следующим образом:

      НагСН = НалСХ / Д,

      где: НагСН — нагрузка на компании на ЕСХН;

      НалСХ — размер единого сельскохозяйственного налога по декларации;

      Д — итоговый доход по данным декларации.

      Для общего режима налогообложения применяется следующая последовательность вычислений:

      НагОС = (НалП + НалНДС) / В,

      где: НагОС — уровень сводной налоговой нагрузки для предприятий на общей системе налогообложения;

      В — выручка по строке 2110 отчета о финансовых результатах без НДС и акцизов.

      Организациям следует учитывать, что при расчете нагрузки для различных режимов налогообложения в ситуации, когда помимо указанных налогов начисляются и уплачиваются другие их виды, суммы по ним также включаются в знаменатель формулы и участвуют в расчете. Исключение составляет только НДФЛ, который не включается в расчет, поскольку взимается с доходов работника. Напомним, что НДФЛ учитывается при расчете только совокупной налоговой нагрузки.

      Внимательно изучив методику расчета для НДС, нужно обратить внимание на то, что в нем не участвует сумма НДС налогового агента, поскольку она не включается в итог, начисленный к уплате и отражаемый в декларации.

      Результат всех расчетов получается в процентах, поэтому к каждой формуле необходимо добавить действие по умножению на 100%.

      Приведенные варианты определения налоговой нагрузки хотя и отличаются в зависимости от вида налога и размера компании, тем не менее могут применяться на практике и в достаточной мере отражают экономическое содержание рассматриваемого понятия.

      Критерии оценки налоговой нагрузки

      Несмотря на то что приведенные выше алгоритмы действовали в 2015 году, они остаются актуальными и в 2016-м. Есть ряд моментов, на которые компаниям, принявшим решение самостоятельно рассчитывать налоговую нагрузку и оценивать потенциальную угрозу проведения выездной проверки, следует обращать пристальное внимание. Так, необходимо:

      в обязательном порядке сравнить полученный суммарный уровень изучаемого показателя со средним для аналогичной отрасли уровнем 2014 года, указанным в приложении 3 к приказу № ММ-3-06/333;

      при определении налоговой нагрузки по налогу на прибыль учитывать пороговые значения (для производственных предприятий — не ниже 3%, для компаний, занимающихся торговлей, — не ниже 1%);

      уделять большое внимание доле, которую занимает сумма НДС к уменьшению в объеме налоговой базы (желательно, чтобы она не превышала 89%).

      В случае обнаружения значительного расхождения с приведенными соотношениями нужно обязательно перепроверить все вычисления. Устранив возможные неточности, перепроверить все еще раз. Убедившись, что расчеты верны, а полученный уровень налоговой нагрузки отклоняется от рекомендованных значений, руководителям финансовых служб стоит подумать над доводами, которые им придется приводить в инспекции для объяснения полученных результатов. В качестве таковых могут быть:

      спад объемов продаж в связи с временными трудностями в экономике;

      некорректно определенный ОКВЭД;

      рост цен на материалы и комплектующие, используемые при производстве и реализации товаров или оказании услуг;

      масштабные капитальные вложения или участие в инвестиционных проектах;

      увеличение объемов запаса товаров в связи с возможными перебоями в поставках или в результате падения спроса;

      существенный объем реализации за пределы России.

      Проанализировав содержание документов о налоговой нагрузке, несложно заметить, что практически все формулы для расчета связаны с делением налога или нескольких на базу сравнения. В качестве нее может выступать налогооблагаемая база или выручка компании. При этом в ее состав могут входить поступления как от основной деятельности, так и от внереализационных операций. Налоги с оборотов (НДС, акцизы) при этом из выручки исключаются.

      По результатам исследования уровня налоговой нагрузки компании могут прогнозировать возможность проведения выездной налоговой проверки в ближайшее время, а также использовать полученные пропорции при построении бюджетов.

      Налоговая нагрузка по НДС: от чего зависит и как рассчитать?

      Отправить на почту

      Налоговая нагрузка по НДС, который в структуре налоговых платежей организации составляет, как правило, наибольшую долю, является объектом пристального внимания налоговых органов при оценке данных, включенных в декларацию по этому налогу. Рассмотрим, что представляет собой данный показатель, от чего он зависит и как рассчитывается.

      Для чего используется налоговая нагрузка по НДС

      Понятие «Налоговая нагрузка по НДС» упоминается в письме ФНС России «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/[email protected], посвященном рекомендуемым методикам анализа показателей бухгалтерской и налоговой отчетности.

      ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Письмо ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 отменено письмом ФНС от 21.03.2017 № ЕД-4-15/[email protected] Регламентировать порядок работы комиссий скоро будет новый документ.

      В отношении НДС в письме рассматриваются 2 расчетных показателя:

    • удельный вес вычетов в налоге, исчисленном от налогооблагаемой базы, который, по мнению ИФНС, не должен превышать 89%;
    • Оценить безопасную долю вычетов для вашей компании поможет статья «Какова безопасная доля вычетов по НДС в вашем регионе в 2015-2017 годах?».

    • налоговая нагрузка по НДС, представляющая собой отношение налога, начисленного к уплате по декларации, к налоговой базе.
    • В приложении 4 к этому документу приводятся алгоритмы расчета обоих показателей.

      Показатель налоговой нагрузки по НДС, наряду с показателем удельного веса вычетов в налоге, исчисленном от налогооблагаемой базы, является одним из основных критериев для отбора кандидатов на проведение углубленной проверки их отчетных документов, учетных данных, представления дополнительных пояснений и для вызова налогоплательщика на комиссию налогового органа по легализации налоговой базы.

      Критерии отнесения показателей налоговой нагрузки по НДС к понятию «низкая налоговая нагрузка» в документе не указываются. По аналогии с цифрами, приведенными для налога на прибыль, низкой налоговой нагрузкой по НДС могут считаться показатели: менее 3% для производителей продукции (товаров, работ, услуг) и менее 1% для торговых организаций.

      Расчет налоговой нагрузки по НДС

      В приведенном ниже алгоритме расчета налоговой нагрузки по НДС мы приводим ссылки на строки декларации применительно к действующей с 2015 г. форме, утвержденной приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/[email protected]

      Алгоритм расчета налоговой нагрузки по НДС базируется на использовании следующих показателей из декларации по НДС.

      1. БВ – налоговая база по внутреннему рынку – сумма строк 010, 020, 030, 040, 050, 060, 070 графы 3 раздела 3.

      2. БЭ – налоговая база по операциям со ставкой 0% – сумма строк 020 по всем кодам операций раздела 4.

      3. НУ – сумма НДС к уплате в бюджет – сумма по строке 040 раздела 1.

      Налоговая нагрузка имеет две формулы расчета.

      1. Относительно налоговой базы по внутреннему рынку – как отношение суммы налога, начисленного к уплате в бюджет, к налоговой базе по внутреннему рынку (в процентах).

      Формула расчета в вышеприведенных условных обозначениях:

      2. Относительно общей налоговой базы по операциям со ставкой 0% и по внутреннему рынку – как отношение суммы налога, начисленного к уплате в бюджет, к налоговой базе, рассчитанной как сумма налоговых баз по операциям со ставкой 0% и по внутреннему рынку (в процентах).

      Соответственно, если показатель по строке 040 раздела 1 декларации по НДС (сумма налога к уплате в бюджет) отсутствует, то показатель налоговой нагрузки по НДС будет равен 0.

      Расчет налоговой нагрузки может быть произведен как за один налоговый период, так и за отрезок времени, охватывающий несколько налоговых периодов (обычно год). В последнем случае соответствующие данные по налоговым декларациям суммируются.

      Показатели, влияющие на налоговую нагрузку по НДС

      Исходя из формулы расчета, показателями, влияющими на величину налоговой нагрузки по НДС, являются величина налоговой базы и сумма НДС, начисленная к уплате по декларации.

      Величина налоговой базы по НДС определяется следующими факторами:

      1. Величиной оборота от реализации. Чем больше оборот от реализации, тем больше величина налоговой базы.

      2. Наличием операций по реализации, не являющихся объектом обложения НДС (п. 2 ст. 146, ст. 147 и 148 НК РФ) или освобождаемых от налогообложения НДС (ст. 149 и 150 НК РФ). Наличие таких операций уменьшает величину налоговой базы.

      3. Наличием операций по реализации с применением налоговой ставки НДС 0%. Наличие таких операций влияет на величину налоговой базы в конкретном налоговом периоде за счет отсутствия абсолютного соответствия периодов отгрузки и подтверждения права на применение организацией ставки 0%. Наличие этого несоответствия, кроме того, приводит к несоответствию налоговой базы по НДС налоговой базе по налогу на прибыль за один и тот же налоговый период.

      4. Наличием операций по строительно-монтажным работам, выполняемым для собственных нужд организации. Наличие данных операций увеличивает размер налоговой базы.

      5. Наличием оборотов по поступившим от покупателей авансам. Авансы полученные увеличивают величину налоговой базы.

      См. также материалы:

      Факторы, влияющие на сумму НДС, подлежащего уплате

      Сумма НДС, начисленная к уплате в бюджет и отражаемая по строке 040 раздела 1 декларации по НДС, появляется в этой строке, если в результате арифметических операций с итоговыми суммами НДС, образовавшимися в разделах 3, 4, 5, 6 декларации, конечная сумма этих операций отражает обязательство по уплате в бюджет, а не по возмещению из него.

      При этом НДС, попадающий в разделы 4, 5, 6 декларации, связан с операциями реализации по ставке 0%, и в итоговой сумме каждого раздела чаще всего представляет собой сумму налога к возмещению. Итоговая сумма раздела 3 декларации является разницей между суммой налога, начисленного от налогооблагаемых объектов, и суммой налоговых вычетов и чаще всего представляет собой сумму, подлежащую уплате в бюджет.

      Соответственно, на сумму, начисленную к уплате в бюджет и отражаемую по строке 040 раздела 1 декларации по НДС, влияют следующие факторы:

      1. Величина налога, начисленного от налогооблагаемых объектов, и, в свою очередь, величина налогооблагаемой базы увеличивают сумму уплачиваемого налога.

      2. Объем налоговых вычетов по полученным от поставщиков товаров (работ, услуг) документам, оформленным надлежащим образом, уменьшает сумму уплачиваемого налога.

      3. Объем НДС с авансов, перечисленных поставщикам товаров (работ, услуг), при соблюдении всех условий для применения такого вычета и принятии организацией решения об использовании права на его применение, уменьшает сумму уплачиваемого налога.

      4. Объем НДС, начисленного при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, подлежащий вычету, уменьшает сумму уплачиваемого налога.

      5. Объем НДС, уплаченного таможенным органам при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, уменьшает сумму уплачиваемого налога.

      6. Объем НДС, уплаченного налоговым органам при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории государств – членов ЕАЭС, уменьшает сумму уплачиваемого налога.

      7. Объем НДС по закрытым за период авансам покупателей уменьшает сумму уплачиваемого налога.

      8. Объем НДС, уплаченного налогоплательщиком за период в качестве налогового агента, уменьшает сумму уплачиваемого налога.

      9. Особенности алгоритма расчета распределения сумм налоговых вычетов между операциями, подлежащими налогообложению НДС (с учетом разбивки по разным ставкам), и операциями, не облагаемыми НДС. Распределению подлежат не только суммы вычетов по документам поставщиков, но и суммы, уплаченные таможенным и налоговым органам при ввозе товаров на территорию Российской Федерации.

      При создании алгоритма такого расчета следует учитывать, что НДС с авансов (как полученных, так и уплаченных), НДС налогового агента, и НДС, начисленный при выполнении строительно-монтажных работ, в распределении не участвуют. Они должны быть приняты к вычету полностью в том периоде, когда появилось право на применение такого вычета. Это позволит обоснованно уменьшить сумму уплачиваемого в бюджет налога.

      Кроме того, расчет распределения сумм НДС должен вестись с учетом остатков НДС, относящихся к реализации по ставке 0%, право на применение которой не подтверждено на начало расчетного периода. Остатки этого НДС должны быть отражены в бухгалтерском учете на отдельном субсчете счета 19. Полученный по расчету НДС, относящийся к операциям, не являющимся объектом налогообложения или освобождаемым от налогообложения НДС, должен быть включен в затраты по правилам ст. 170 НК РФ.

      Все перечисленные факторы оказывают достаточно сложное влияние на формулу расчета налоговой нагрузки по НДС. Правильное понимание механизма этого влияния позволит организации привести обоснованные доводы в поддержку правильности данных, содержащихся в декларации по НДС, и еще на этапе дачи дополнительных письменных пояснений снять вопросы, возникшие у налоговых органов из-за несоответствия показателей налоговой нагрузки, рассчитанной по формуле, приведенной в приложении 4 к письму ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/[email protected], критериям благополучной в отношении налоговой нагрузки организации. И хотя вышеуказанное письмо ФНС было отменено, вряд ли налоговые органы откажутся от инструмента анализа, который оно им предоставляет. Налогоплательщикам остается только ожидать новых документов налоговой службы, которые дадут представление о том, по каким критериям будет оцениваться их благонадежность.

      Смотрите так же:

      • Проживание на подворьях Кучинская юбилейная порода кур Порода курочек кучинская юбилейная – одна из самых распространенных по всему миру. Эти птицы были выведены в России и быстро набрали популярность благодаря своей высокой продуктивности. Приведём описание и особенности этой […]
      • Приказ в срок до передать Приказ о передаче товарно материальных ценностей другой организации в бюджете образец Приказ о приеме-передачи товарно-материальных средств в связи с отпуском кладовщика ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ о передаче-приеме материальных ценностей в связи […]
      • Детское питание матери одиночке Пособия студентки и матери одиночке Здравствуйте . Я студентка очного отделения на бюджетной основе ( в отпуск по уходу за ребенком не ухожу дальше продолжают учебу ) ,и мать -одиночка . Какие выплаты мне положены ? И могу я получить выплаты по 2 категориям […]
      • Правила дорожного движения категория вс 2018 билеты Экзаменационные билеты ПДД 2018 (ВC) 7.7 Правила дорожного движения. Программа предназначена для подготовки к сдаче теоретического экзамена в ГИБДД на права категорий «BC» и подкатегорий «B1» и «C1». 40 билетов по 20 вопросов. Содержание билетов (в том […]
      • Образец написания жалобы в конституционный суд Образец написания жалобы в конституционный суд В Конституционный Суд Российской Федерации 103132, г. Москва, ул. Ильинка, 21 Заявитель: Плеханова Любовь Васильевна Адрес: 644122, г. Омск, ул. 1 Северная, дом 41, гражданство российское Наименование и адрес […]
      • Структура федерального закона об общих принципах Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. – общая характеристика Федеральное законодательство о местном самоуправлении составляет юридическую базу для правового регулирования […]
      • Перечень национальных стандартов и сводов правил пожарной безопасности Обновлен перечень национальных стандартов по безопасности зданий и сооружений В перечень национальных стандартов и сводов правил по безопасности зданий и сооружений включены еще несколько нормативных документов. Среди них ГОСТ на строительные конструкции и […]
      • Продажа валюты физическими лицами налог Налог на валютные операции Обновление: 3 апреля 2017 г. В Российской Федерации доход является объектом налогообложения. Уплачивается налог и на валютные операции, если они принесли плательщику прибыль. Этот налог носит название "налог на доходы физических […]