Налог земельный 2011

Содержание:

Налог земельный 2011

ПАМЯТКА ДЛЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ

Земельный налог – 2011 год

(для физических лиц)

Земельный налог установлен гл. 31 Налогового кодекса РФ (далее – Кодекс) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 Кодекса, порядок и сроки уплаты налога. При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков. Именно поэтому земельный налог в соответствии с Кодексом относится к местным налогам.

Налогоплательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

При этом не признаются налогоплательщиками налога физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды (ст. 388 Кодекса).

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

Не признаются объектом налогообложения (ст. 389 Кодекса):

— земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

— земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

— земельные участки из состава земель лесного фонда;

— земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.

Налоговой базой для исчисления земельного налога в отношении каждого земельного участка является его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

За физических лиц налоговую базу определяют налоговые органы на основании сведений, полученных от органов, осуществляющих ведение государственного земельного кадастра, органов, осуществляющих регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органов муниципальных образований.

При налогообложении земельным налогом для некоторых категорий физических лиц предусмотрено уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму — в размере 10000 рублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении. Это:

— Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы;

— инвалиды, имеющие III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лица, которые имеют I и II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности;

— инвалиды с детства;

— ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, а также ветераны и инвалиды боевых действий;

— физические лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года N 3061-1), в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;

— физические лица, принимавшие в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

— физические лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.

Для подтверждения уменьшения налоговой базы физическому лицу необходимо представить документы, подтверждающие это право. Документы должны представляться в налоговый орган по месту нахождения земельного участка. Порядок и сроки представления физическими лицами данных документов устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

В том случае, если размер не облагаемой налогом суммы превышает размер налоговой базы, определенной в отношении земельного участка, налоговая база принимается равной нулю. Именно в этом случае земельный налог не уплачивается.

Ставки земельного налога определяются в процентах к кадастровой стоимости земельного участка.

Устанавливаются ставки нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, при этом они не могут превышать пределы, предусмотренные ст. 394 Кодекса. Таких ставок две: 1,5 и 0,3 процента. Ту или иную ставку используют в зависимости от категории и назначения участка.

Так, минимальная ставка земельного налога 0,3 % установлена в отношении следующих категорий земельных участков:

— отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;

— занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;

— приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.

Максимальная ставка земельного налога 1,5% установлена в отношении прочих земельных участков.

Кроме того, в п. 2 ст. 394 Кодекса предусмотрено, что представительным органам муниципальных образований предоставлено право устанавливать дифференцированные налоговые ставки в зависимости от категории земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

Налоговым периодом является календарный год.

Налог в отношении земельных участков, принадлежащих физическим лицам, исчисляется налоговыми органами.

В отношении земельного участка (его доли), перешедшего (перешедшей) к физическому лицу по наследству, земельный налог исчисляется, начиная с месяца открытия наследства.

Днем открытия наследства является день смерти гражданина. При объявлении гражданина умершим днем открытия наследства является день вступления в законную силу решения суда об объявлении гражданина умершим, а в случае, когда в соответствии с п. 3 ст. 45 Гражданского кодекса РФ днем смерти гражданина признан день его предполагаемой гибели, — день смерти, указанный в решении суда. Местом открытия наследства является последнее место жительства наследодателя (ст. 20 Гражданского кодекса РФ).

Физические лица уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

Решениями представительных органов муниципальных образований срок уплаты налога установлен не позднее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом, кроме сельского поселения Семибратово – срок уплаты установлен не позднее 15 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом, и Курбского сельского поселения – срок уплаты установлен не позднее 20 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В 2011 году физические лица обязаны уплатить окончательный платеж по земельному налогу за 2010 год по ранее установленным срокам уплаты.

Считаем земельный налог без кадастровой стоимости

Как правило, базу по земельному налогу рассчитывают на основании кадастровой стоимости участка. При ее отсутствии используют нормативную цену участка. Если нет данных по обоим этим показателям, налоговую базу рассчитать невозможно, так как нет объекта налогообложения.

Елена Подлипалина, аттестованный профессиональный бухгалтер

Экспертиза статьи:
Вячеслав Горностаев, служба Правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор

Из документа

Закон Российской Федерации от 11 октября 1991 г. № 1738-1 Статья 25

Нормативная цена земли – показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости.

Компания – владелец земельного участка для расчета суммы земельного налога (авансового платежа по нему) должна знать кадастровую стоимость этого объекта, срок владения им в течение отчетного (налогового) периода, а также налоговую ставку.

Налоговую ставку определяют представительные органы муниципальных образований и власти городов федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга), а ее максимальный размер установлен в Налоговом кодексе 1 . Кадастровую стоимость земли по состоянию на 1 января текущего года 2 определяет Росреестр 3 путем проведения ее оценки 4 в соответствии с законодательством об оценочной деятельности 5 . Оценка проводится не реже одного раза в 5 лет 6 .

Фирма может запросить информацию о кадастровой стоимости своего земельного участка, направив в ближайшее территориальное отделение Росреестра письменный запрос в порядке, установленном статьей 14 Закона о кадастре недвижимости 7 (см. образец на с. 23). Эта информация также размещается в Интернете на официальном сайте ведомства 8 .

Если кадастровая стоимость отсутствует

Если кадастровую стоимость участка определить невозможно (Росреестр не предоставил ин­формацию), при расчете зе­мель­ного налога (авансовых плате­жей по нему) фирме следует применять показатель «нормативная цена земли» 9 . Минфин России 10 , ФНС России 11 и суды 12 придерживаются такого же мнения.

Порядок определения нормативной цены земли установлен Правительством РФ 13 . Обя­зан­ность ее расчета возложена на органы исполнительной власти субъектов РФ. Они определяют нормативную цену для земель различного целевого назначения по оценочным зонам, административным районам, поселениям или их группам. Органы местного самоуправления могут своими решениями повышать или понижать установленную региональными властями нормативную цену земли, но не более чем на 25 процентов. При этом нормативная цена не должна превышать 75 процентов от уровня рыночной цены на типичные земельные участки соответствующего целевого назначения. Для получения документа о нормативной цене земли конкретного земельного участка фирме следует обратиться в районные (городские) комитеты по земельным ресурсам и земле­устройству, направив соответствующий запрос (заявление), составленный в произвольной форме.

Если же в отношении земельного участка не определена ни кадастровая стоимость, ни нормативная цена, то по такому объекту отсутствует налоговая база для исчисления земельного налога и рассчитывать его не нужно 14 . Вместе с тем компании стоит позаботиться о доказательствах того факта, что кадастровая стоимость и нормативная цена для земельного участка не установлены. Необходимо иметь соответствующие документы от уполномоченных органов, в которые фирма направляла запросы для полу­чения информации об этих по­казателях.

Отражаем земельный налог в учете

Порядок отражения земельного налога (авансовых платежей по нему) в бухгалтерском учете зависит от того, в каких целях компания использует участок. Если объект участвует в процессе производства продукции (выполнения работ, оказания услуг), то земельный налог необходимо включать в состав расходов по обычным видам деятельности 15 и отражать по дебету счетов учета затрат на производство в коррес­понденции со счетом 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет «Земельный налог» (далее – субсчет 68 «Земельный налог»).

Если же фирма использует участок в деятельности, доходы от которой признаются прочими, то и земельный налог следует учитывать в составе прочих расходов 16 и отражать по дебету счета 91.2 «Прочие расходы» и кредиту субсчета 68 «Земельный налог».

Когда компания ведет на своем участке строительство здания или сооружения, то сумму земельного налога, начисленную в период строительства, следует включать в первоначальную стоимость возводимого объекта (до момента принятия его на учет в составе основных средств 17 . Начисление налога в этом случае производится по дебету счета 08.3 «Строительство объектов основных средств» и кредиту субсчета 68 «Земельный налог».

В целях расчета налога на прибыль сумму земельного налога (авансовых платежей по нему) фирма может учесть в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на дату отражения ее в учете (если фирма использует метод начисления 18 ). Если же компания применяет кассовый метод, то суммы земельного налога (авансовых платежей) включаются в базу по налогу на прибыль в момент уплаты их в бюджет 19 .

Рассмотрим на примере порядок расчета и отражения в учете земельного налога на основании нормативной цены земли.

16.10.2013 фирма приобрела в г. Москве земельный участок вместе со стоящим на нем офисным зданием. Цель покупки – последующая сдача внутренних помещений в аренду. Закон г. Москвы от 24.11.2004 № 74 «О земельном налоге» устанавливает в отношении данного участка налоговую ставку в размере 1,5%. Срок уплаты земельного налога – не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (т. е. не позднее 01.02.2014).

В связи с тем, что Росреестр не предоставил информацию о кадастровой стоимости участка, фирма запросила и получила в городском комитете по земельным ресурсам справку о его нормативной цене. Она составляет 2 000 000 руб.

Таким образом, сумма земельного налога за 2013 г. равна:

2 000 000 руб. x 1,5% x 2 мес. : 12 мес. = 5000 руб.

Бухгалтер сделал в учете следующие проводки:

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 68 субсчет «Земельный налог» – 5000 руб. – отражена сумма земельного налога за 2013 г.; ДЕБЕТ 68 субсчет «Земельный налог» КРЕДИТ 51 5000 руб. – сумма земельного налога перечислена в бюджет (не позднее 01.02.2014)


начальник отдела имущественных и прочих налогов Минфина России

Считаем земельный налог по нормативной цене участка

В случае если кадастровая стоимость земельного участка не может быть определена, для расчета земельного налога используют нормативную цену земли (п. 13 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ), в том числе и в судебных спорах (п. 7 пост. Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54).

Нормативная цена земли – это показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости (ст. 25 Закона РФ от 11.10.1991 № 1738-I).

Порядок расчета нормативной цены земли установлен пост. Правительства РФ от 15.03.1997 № 319. Расчет ежегодно производят органы исполнительной власти субъектов РФ (п. 1 пост. Правительства РФ от 15.03.1997 № 319).

Обязанность выдавать заинтересованным лицам документ (в виде соответствующей справки или акта) о норма­тивной цене земли конкретного земельного участка возло­жена на районные (городские) комитеты по земельным ресурсам и землеустройству (в настоящее время – территориальные отделы управлений Росреестра по субъектам РФ) (п. 4 пост. Правительства РФ от 15.03.1997 № 319).

Если же в отношении земельного участка не могут быть определены ни кадастровая стоимость, ни норматив­ная цена земли, то отсутствует и база по расчету земельного налога для этого участка.

2 п. 1 ст. 391 НК РФ

3 пост. Правительства РФ от 01.06.2009 № 457

4 п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ

5 п. 1 пост. Правительства РФ от 08.04.2000 № 316 (далее – Постановление № 316)

6 п. 3 Постановления № 316

7 Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ; п. 1 пост. Правительства РФ от 07.02.2008 № 52 (далее – Постановление № 52)

8 п. 2 Постановления № 52, https://rosreestr.ru/wps/portal/

9 п. 13 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ

10 письма Минфина России от 15.08.2012 № 03-05-05-02/85, от 09.08.2012 № 03-05-04-02/75, от 04.07.2012 № 03-05-05-02/75

11 письмо ФНС России от 13.10. 2011 № ЗН-4-11/[email protected]

12 п. 7 пост. Пленума ВАС РФ от 23.07. 2009 № 54

13 пост. Правительства РФ от 15.03.1997 № 319

14 письмо Минфина России от 15.03.2012 № 03-05-05-02/15

15 пп. 5, 7 ПБУ 10/99, утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н (далее – ПБУ 10/99)

16 пп. 4, 11 ПБУ 10/99

17 пп. 8, 14 ПБУ 6/01, утв. приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н

18 подп. 1 п. 1 ст. 264, подп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ; письмо Минфина России от 07.06.2011 № 03-03-06/1/333

Спасти рядового налогоплательщика, или Можно ли пересчитать земельный налог после снижения кадастровой стоимости земли

Кадастровая оценка земли становится для ее собственников все более болезненным вопросом. Цена земельного участка, установленная государством, может превышать его рыночную стоимость в разы. Это не праздный вопрос – ведь именно кадастровая стоимость служит базой для исчисления земельного налога (ст. 390 НК РФ).

Конечно, собственник земли может побороться за снижение кадастровой стоимости до уровня рыночной – в специальной комиссии при Росреестре или суде. Однако проблема переплаты земельного налога сохраняется.

Дело в том, что сумма этого налога определяется на основе кадастровой стоимости участка на 1 января года, за который уплачивается налог (п. 1 ст. 391 НК РФ). К примеру, результаты кадастровой оценки были утверждены в 2013 году, и земельный налог за 2014 год был исчислен именно из этой суммы. Даже если в течение 2014 года собственник сможет доказать, что кадастровая стоимость земли необоснованно завышена (а налог, соответственно, переплачен), его усилия могут оказаться бесполезными. Суды не всегда применяют рыночную стоимость «задним числом», с пересчетом сумм налога за прошедшие периоды в сторону уменьшения.

Совсем недавно по этому поводу высказался и КС РФ. Для налогоплательщиков его выводы оказались неутешительными. Впрочем, заявителем была допущена очень грубая ошибка в стратегии оспаривания кадастровой стоимости. Обо всем по порядку.

Фабула дела

КРАТКО

Реквизиты решения: Определение КС РФ от 3 июля 2014 г. № 1555-О«Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «Производственная компания „Возрождение“ на нарушение конституционных прав и свобод положением пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации».

Требования заявителя (собственник земельного участка): Признать неконституционной норму п. 1 ст. 391 НК РФ, поскольку она не позволяет пересчитывать фактически уплаченный земельный налог в случае уменьшения кадастровой стоимости земли в течение налогового периода.

Суд решил: Отказать в принятии жалобы к рассмотрению.

ОАО «Производственная компания «Возрождение», как и многие, оспорила кадастровую стоимость своего земельного участка и добилась снижения ее более чем в три раза, до уровня рыночной цены (с 9,9 млн руб. до 3,1 млн руб.). Решение в пользу общества суд вынес 7 апреля 2012 года, однако реальная стоимость земли была определена оценщиком по состоянию на 26 июля 2010 года. Основываясь на этом, общество направило в налоговую инспекцию уточненную декларацию по земельному налогу за 2011 год. Налог был рассчитан и уплачен исходя из рыночной стоимости – соответственно, его сумма уменьшилась в три раза.

Инспекция вежливо ответила, что не оспаривает судебное решение об установлении новой кадастровой стоимости земли, однако считает, что земельный налог на ее основе должен рассчитываться только за 2013 год и позже. После чего налоговики наложили на общество штраф, а также предложили уплатить недоимку и пеню по налогу. ОАО «Производственная компания «Возрождение» было вынуждено инициировать новый судебный процесс.

Аргументы судов

Налогоплательщик проиграл дело во всех инстанциях (решение Арбитражного суда Кемеровской области от 12 ноября 2012 г. по делу № А27-17487 /2012, постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 18 января 2013 г. № 07АП-10827 /12, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 10 апреля 2013 г. № Ф04-1410 /13).

Суды пояснили, что налоговой базой по земельному налогу признается кадастровая стоимость, и момент ее определения закреплен совершенно однозначно: по состоянию на 1 января года, за который исчислен налог (п. 1 ст. 391 НК РФ).

А поскольку 1 января 2011 года кадастровая стоимость составляла 9,9 млн руб. – пусть потом она и была признана не соответствующей действительности – то именно эта сумма и должна лежать в основе расчета. Конечно, новая цена земли после вступления в силу судебного решения должна быть внесена в ГКН. Однако, посчитали суды, это не аннулирует прежнюю запись со старой, завышенной стоимостью участка. Поэтому решение суда 2012 года, приравнявшее кадастровую стоимость к рыночной, не подлежит применению к спорному налоговому периоду 2011 года.

«Тройка» судей ВАС РФ также признала логичность выводов нижестоящих судов, отказавшись передавать дело на рассмотрение Президиума (Определение ВАС РФ от 4 июля 2013 г. № ВАС-7917 /13).

ОАО «Производственная компания «Возрождение» не сдалось и решило оспорить конституционность п. 1 ст. 391 НК РФ, который устанавливает момент определения кадастровой стоимости для целей налогообложения. Общество требовало признать законность пересмотра налоговой базы «задним числом».

Однако КС РФ отказался даже принимать жалобу к рассмотрению. Судьи отметили, что рыночная стоимость имеет преимущество перед кадастровой, однако это не означает, что последняя лишена экономических оснований и не имеет связи с фактической ценой.

А затем КС РФ и вовсе пошел против логики. По мнению Суда, установление кадастровой стоимости участка, в размере рыночной не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов государственной кадастровой оценки земель.

Читайте также: С точностью до дня, или С какого момента увеличение кадастровой стоимости земли может отразиться на арендной плате

Иными словами, если, к примеру, государство оценило земельный участок в 10 млн руб., а независимый оценщик – в 2 млн руб. (и впоследствии кадастровая стоимость официально снизилась до этого значения), то с точки зрения КС РФ обе эти оценки верны. И да – внесение новой записи о цене земли в ГКН не может, с точки зрения КС РФ, считаться исправлением ошибки в реестре.

От рассмотрения же ключевого момента жалобы Суд уклонился. Общество поставило вопрос о нарушении своих прав как налогоплательщика, поскольку было вынуждено переплатить налог трехкратном размере из-за «неверной» стоимости земли (то есть налоговой базы).

Комментировать это КС РФ отказался, потому что: а) суды уже рассматривали возможность пересмотра налоговой базы, и б) проверка законности и обоснованности их решений, исследование и установление фактических обстоятельств (включая сопоставление кадастровой и рыночной оценки земельного участка) в компетенцию КС РФ не входит (Определение КС РФ от 3 июля 2014 г. № 1555-О ).

Без права на ошибку

Теперь к просчету заявителя. Сложность заключается в том, что независимый оценщик был привлечен спустя полтора года после утверждения результатов кадастровой оценки. Кадастровая стоимость земли была утверждена в ноябре 2008 года, а рыночная — по состоянию на июль 2010 года. Получилось, что формально разницу в кадастровой и рыночной стоимости можно объяснить изменением обстановки на рынке и колебанием цен на землю.

Странно, что рыночная стоимость земли не была установлена на дату окончания кадастровой оценки, как это делается обычно (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 19 июня 2014 г. по делу № А82-9984 /2013, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 7 ноября 2013 г. по делу № А33-3207 /2013). Скажем больше, сам закон об оценочной деятельности обязывает устанавливать рыночную стоимость на ту же дату, что и день утверждения результатов кадастровой оценки (абз. 2 ст. 24.19). Если же даты установления рыночной и кадастровой стоимости серьезно разнятся, это не позволяет сопоставить их между собой. На это, кстати, обращает внимание судья КС РФ Константин Арановский в своем мнении к решению.

В копилку аргументов

На руку налогоплательщикам играет официальная позиция Минфина России, причем выражена она была неоднократно. Так, ведомство прямо указывает на возможность перерасчета налога и возврата излишне уплаченного в бюджет при соблюдении двух условий:

  • рыночная оценка земли проведена на ту же дату, что и кадастровая;
  • кадастровая стоимость приведена в соответствие с рыночной (письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 30 августа 2012 г. № 03-05-05-02 /89, письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 1 ноября 2012 г. № 03-05-05-02 /112).

Правда, судебная практика пока складывается очень неоднозначно. Некоторые суды осторожно занимают сторону налогоплательщика. К примеру, ФАС Западно-Сибирского округа признает, что закон молчит о том, как следует исчислять земельный налог в такой ситуации. Однако нет и прямого запрета на корректировку налога за тот год, в котором суд приравнял кадастровую стоимость к рыночной (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 18 июня 2014 г. по делу № А27-12625 /2013).

Читайте также: На честном слове? Может ли суд поверить независимому оценщику в спорах о кадастровой стоимости

Другие же подчеркивают, что на новую кадастровую стоимость можно опираться только с момента внесения ее в ГКН, а на правоотношения, возникшие до этого, она распространяться не может. Так, ФАС Московского округа посчитал, что рыночная стоимость определяется на дату проведения кадастровой оценки, но применяется с момента внесения оспариваемой кадастровой стоимость в ГКН (а не с даты, по состоянию на которую проводилась оценка) (постановление ФАС Московского округа от 24 июня 2014 г. № Ф05-5024 /2014 по делу № А41-23001 /13, постановление ФАС Московского округа от 21 апреля 2014 г. № Ф05-2845 /14 по делу № А41-23739 /13).

К сожалению, эта позиция основана на небезызвестном решении ВАС РФ, в котором Суд пришел к аналогичному выводу (Постановление Президиума ВАС РФ от 28 июня 2011 г. № 913/11).

Ситуация парадоксальная – Минфин России поддерживает налогоплательщиков, а ВАС РФ фактически не оставляет возможности пересчитать налог в сторону уменьшения. Остается сожалеть о том, что поводом для «показательного судебного процесса» в КС РФ послужило дело с тактической ошибкой заявителя – ведь у судов может появиться соблазн применять его вообще ко всем спорам о пересчете налога.

Правда, ситуацию несколько поправили изменения в закон об оценочной деятельности (Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»). Сниженная кадастровая стоимость теперь применяется с 1 января того года, в котором заявитель обратился в комиссию. За прошлые годы пересчитать налог не получится.

Собственники земельных участков находятся сейчас в непростой ситуации. Об утверждении новой кадастровой стоимости им никто не сообщает. Конечно, соответствующий акт публикуется, но персональные извещения гражданам и предпринимателям не приходят — такой обязанности у государства нет.

Раньше существовала и еще одна проблема. В предыдущей редакции ст. 24.12 закона об оценочной деятельности, которая действовала до 22 июля 2014 года, региональные власти были обязаны проводить кадастровую оценку земель не реже одного раза в пять лет. Вся сложность заключалась в том, что закреплена только нижняя планка периодичности оценки, а значение «не чаще» не ограничено. Поэтому многие регионы проводили кадастровую оценку ежегодно или раз в два года (Иркутская, Пензенская области, Краснодарский край, г. Москва и т. д. ).

Получается, что владелец земельного участка обращается с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости ЗУ сначала в комиссию, а потом в суд – и чаще всего до конца года отстаивает свое право на использование именно рыночной стоимости. И даже если его усилия увенчались успехом, к моменту вынесения решения или сразу после него утверждаются новые результаты кадастровой оценки, которые надо оспаривать по новой.

Недавно принятые поправки в закон об оценочной деятельности, о которых мы уже упоминали, как раз закрепили такую нижнюю планку. Теперь кадастровая оценка проводится не чаще чем один раз в три года (в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — не чаще, чем один раз в два года). Но процесс оспаривания кадастровой стоимости все равно может затянуться надолго.

Поэтому мы рекомендуем регулярно отслеживать проведение кадастровой оценки земель в своем регионе и оспаривать ее результаты максимально оперативно.

Земельный налог: как не платить по завышенной кадастровой стоимости участка

Для среднестатистического налогоплательщика все актуальнее становится поговорка «Любишь кататься, люби и саночки во­зить», которую можно применить к обязанности платить за всю собственность, имеющуюся у него, и в том числе к праву собственности на земельные участки. Ведь одним из принципов земельного законодательства является принцип платности использования земли (за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ 1 ). Рассмотрим порядок и нюансы расчета земельного налога.

Приобретение земли

Приобретение земельного участка не влечет каких-либо обязанностей в отношении расчетов по НДС в соответствии с п. 3 ст. 161, подп. 1 п. 3 ст. 169, подп. 6 п. 2 ст. 146 НК РФ (см. также письмо Минфина России от 13.01.2010 № 03-07-11/03).

Расходы на приобретение земельного участка при налого­обложении прибыли учитываются только при его последующей реализации (подп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ, п. 5 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2006 № 268-ФЗ, письма Минфина России от 30.08.2012 № 03-03-06/1/443, от 28.05.2012 № 03-03-10/57, ФНС России от 07.06.2012 № ЕД-4-3/[email protected]). Иными словами, в налоговом учете земельные участки не подлежат амортизации (п. 2 ст. 256 НК РФ). Не признаются они и объектом налогообложения по налогу на имущество организаций (подп. 1 п. 4 ст. 374 НК РФ, п. 17 ПБУ 6/01).

Единственное, что может быть признано в расходах по налоговому учету сразу, так это государственная пошлина за регистрацию права собственности на земельный участок (подп. 1 п. 1 ст. 264, подп. 1 п. 7 ст. 272, подп. 3 п. 3 ст. 273 НК РФ, письма Минфина России от 28.01.2013 № 03-03-06/1/33, УФНС России по г. Москве от 17.04.2009 № 16-15/[email protected]).

В бухгалтерском учете, приобретенный земельный участок принимается в качестве объекта основных средств также по первоначальной стоимости, равной сумме фактических затрат на его приобретение. Естественно, при условии, что этот земельный участок приобретен не для перепродажи (в первоначальную стоимость включаются суммы, уплачиваемые продавцу земельного участка, государственная пошлина за регистрацию перехода права собственности и т. п. (п. 4, 5, 7, 8 ПБУ 6/01)). Однако сумма государственной пошлины может учитываться и как расход по обычным видам деятельности, о чем необходимо указать в учетной политике (письмо Минфина России от 22.03.2011 № 07-02-10/20).

Уплата земельного налога

Итак, порядок исчисления и сроки уплаты земельного налога определены ст. 396, 397 НК РФ, а согласно п. 1 ст. 393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

Налоговая база определяется в соответствии со ст. 390, 391 НК РФ, а именно как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

В отношении земельных участков, образованных в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на кадастровый учет (абз. 2 п. 1 ст. 391 НК РФ). Не признаются объектом налогообложения земельные участки, указанные в п. 2 ст. 389 НК РФ.

Сведения о величине кадастровой стоимости земельного участка отражены в кадастровой выписке и кадастровом паспорте земельного участка (Приложения № 3, 4 к приказу Минэкономразвития России от 28.12.2012 № 831).

Предельный размер налоговых ставок определен в ст. 394 НК РФ и не может превышать: 0,3% в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства, 1,5% в отношении прочих земельных участков (некоторые особенности определения ставок указаны в письмах Минфина России от 07.02.2013 № 03-05-06-02/14, от 16.07.2014 № 03-05-04-02/34879).

Не упустите важную информацию!

В соответствии с п. 14 ст. 396 НК РФ постановлением Правительства РФ от 07.02.2008 № 52 налогоплательщики обязаны обес­печивать себя сведениями о кадастровой стоимости земли посредством получения необходимых данных через Интернет либо путем подачи письменного запроса в территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости для предоставления такой информации.

ПАО «Альфа» 26.02.2015 приобрело земельный участок под зданием офиса за 10 000 000 руб., заплатило государственную пошлину, и в тот же день были зарегистрированы права на участок в соответствии с Федеральным законом от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». В соответствии с учетной политикой сумма госпошлины учитывается в стоимос­ти основных средств. Кадастровая стоимость участка на 26.02.2015 составляет 18 000 000 руб., а ставка земельного налога — 1,5%.

В бухгалтерском учете следует сделать такие записи:

в феврале 2015 г.:

Дебет 60 Кредит 51

— 10 000 000 руб. — приобретен земельный участок;

Дебет 68 Кредит 51

— 15 000 руб. — уплачена государственная пошлина за регистрацию прав на земельный участок;

Дебет 08 Кредит 68

— 15 000 руб. — государственная пошлина включена в фактичес­кие затраты, связанные с приобретением земельного участка;

Дебет 08 Кредит 60

— 10 000 000 руб. — отражено получение земельного участка от продавца;

Дебет 01 Кредит 08

— 10 015 000 руб. — земельный участок принят к учету в составе основных средств (письмо Минфина России от 22.03.2011 № 07-02-10/20);

Дебет 68 Кредит 99

— 3000 руб. — отражено ПНА по госпошлине (15 000 х 20%,
п. 4, 7 ПБУ 18/02);

Дебет 26 Кредит 68

— 22 500 руб. — начислен авансовый платеж по земельному налогу за I квартал 2015 г. (18 000 000 х 1,5% : 4 х 1/3);

в апреле 2015 г.:

— 22 500 руб. — уплачен авансовый платеж по земельному налогу.

Много споров вызывал вопрос определения налоговой базы по земельному налогу в случае изменения кадастровой стоимос­ти в течение налогового периода. Сейчас, в соответствии с п. 1 ст. 391 НК РФ, изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, за исключением, когда:

— изменение кадастровой стоимости земельного участка произошло вследствие исправления технической ошибки, допущенной органом, осуществляющим государственный кадастровый учет, при ведении государственного кадастра недвижимости. В этом случае изменение кадастровой стоимости учитывается при определении налоговой базы начиная с того налогового периода, в котором была допущена такая техническая ошибка (абз. 5 п. 1 ст. 391 НК РФ);

— изменение кадастровой стоимости земельного участка произошло по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее — комиссия) или решению суда. В этом случае измененная кадастровая стоимость, установленная решением комиссии или решением суда, учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (абз. 6 п. 1 ст. 391 НК РФ, Определение КС РФ от 03.07.2014 № 1555-О).

Таким образом, если заявление о пересмотре кадастровой стоимос­ти подано в 2015 г. и решение комиссии или суда об установлении рыночной стоимости в качестве кадастровой стоимости принято в 2015 г., новая кадастровая стоимость должна применяться с 1 января 2015 г. (письмо Минфина России от 26.03.2015 № БС-4-11/[email protected]).

Измененная кадастровая стоимость земельного участка при переводе земель из одной категории в другую или в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка не учитывается при определении налоговой базы в текущем и предыдущих налоговых периодах.

Дополним условие примера 1 данными о том, что 30.09.2015 вступило в силу решение суда, согласно которому рыночная стоимость земельного участка определена в 11 000 000 руб.

За I квартал авансовый платеж по земельному налогу составил 22 500 руб. (18 000 000 х 1,5% : 4 х 1/3) — в расчете участвовал только один месяц — март.

За II квартал авансовый платеж составил 67 500 руб. (18 000 000 х х 1,5% : 4).

За III квартал исходя из новой кадастровой стоимости, установленной судом, авансовый платеж составит 41 250 руб. (11 000 000 руб. х 1,5% : 4).

В то же время за I и II кварталы переплачены следующие суммы земельного налога, соответственно:

1) 22 500 руб. – 13 750 руб. = 8750 руб.

2) 67 500 руб. – 41 250 руб. = 26 250 руб.

Таким образом, сумма авансового платежа по земельному налогу, которую необходимо заплатить за III квартал, равна:

41 250 руб. – 8750 руб. – 26 250 руб. = 6250 руб.

За IV квартал сумма земельного налога к уплате составит 41 250 руб.

Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет организации по месту нахождения принадлежащих им земельных участков в течение пяти дней со дня поступления сведений от органов кадастрового учета без взимания платы (п. 2, 6 ст. 84, 85 НК РФ, приказ Росреестра № П-302, ФНС России от 12.08.2011 № ММВ-7-11/[email protected]) и выдать свидетельство и (или) уведомление о постановке на учет в налоговом органе. Соответствующие формы утверждены приказом ФНС России от 11.08.2011 № ЯК-7-6/[email protected]

Некоторые факты, о которых нужно знать

Иногда налогоплательщики, чтобы снизить налоговое бремя или просто по объективным причинам, длительное время не регистрируют права на земельные участки. В этом случае при отсутствии возможности контролирующих органов обязать зарегистрировать такие участки (в силу того, что кадастровый учет и государственная регистрация прав на земельные участки носят заявительный характер и действующими нормативными правовыми актами не установлены ни сроки, ни обязанности по осуществлению названных процедур), они могут применять предусмотренные ст. 122 НК РФ меры ответственности.

В качестве примеров можно привести постановления ФАС Цент­рального округа от 01.04.2009 по делу № А68-3899/2008-174/5, Президиума ВАС РФ от 12.07.2006 № 11991/05, письмо ФНС России от 21.07.2006 № ММ-6-21/[email protected]).

Кроме того, проверяющие могут привлекать налогоплательщиков к административной ответственности в соответствии со ст. 19.21, ст. 7.1 КоАП РФ (письмо Минфина России от 11.05.2006 № 03-06-02-02/37).

Независимо от регистрации перехода права собственники плательщиками земельного налога становятся и правопреемники в случаях реорганизации организаций, за исключением выделения, и при наследовании (п. 5 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 08.10.2009 по делу № А29-2655/2009, информация ФНС России от 13.07.2011 «Об исчислении, уплате и льготах по земельному налогу для юридических лиц»).

Собственник земельного участка, в отношении которого применяется сервитут, также признается плательщиком земельного налога в отношении всего земельного участка. Это связано с тем, что обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника прав владения, пользования и распоряжения этим участком и он, в свою очередь, вправе требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком (письмо Минфина России от 23.04.2009 № 03-05-05-02/23, п. 1 ст. 388 НК РФ, постановление ФАС Уральского округа от 13.04.2009 № Ф09-5772/08-С3 по делу № А60-5952/2008-С10, ст. 274 ГК РФ).

Если земельный участок не сформирован в соответствии с Земельным и Градостроительным кодексами РФ, в отношении такого участка отсутствует объект налогообложения (письмо Минфина России от 02.04.2009 № 03-05-04-02/23, постановление ФАС Московского округа от 26.06.2009 № КА-А41/5765-09, п. 1 ст. 388 НК РФ).

Организации, в управлении которых находятся многоквартирные дома и соответствующие земельные участки и которые не имеют помещений в нем на праве собственности, не обязаны уплачивать земельный налог (постановление ФАС Центрального округа от 09.11.2009 по делу № А35-1499/09-С10, письмо Минфина России от 13.09.2007 № 03-11-04/2/224).

Плательщиком земельного налога по сданному в аренду участку признается арендодатель, а арендатор уплачивает арендодателю арендную плату (письмо Минфина России от 01.11.2012 № 03-05-05-02/113).

Законное уменьшение земельного налога

В связи с тем что государственная кадастровая оценки земель проводится массовым методом, неизбежно обнаруживаются несоответствия рыночной стоимости объектов, учитывающей их индивидуальные характеристики, и стоимости, установленной в результате кадастровой оценки и являющейся налоговой базой для исчисления земельного налога.

Услуги независимого оценщика по определению рыночной стоимос­ти земельного участка налогоплательщик вправе учесть в целях исчисления налога на прибыль (п. 3 ст. 66 ЗК РФ, постановление Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 № 913/11, подп. 40 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Так вот, результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в случае, когда они затрагивают права и обязанности заинтересованных лиц (например, владельцев земельных участков).

Еще одним основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.

Оспорить кадастровую стоимость можно в комиссии по рассмот­рению споров о результатах определения кадастровой стоимости или сразу в суде.

Использовать внесудебный порядок урегулирования данного спора не обязательно (ч. 3 ст. 24.18 Закона от 29.07.98 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», приказ Минэкономразвития России от 04.05.2012 № 263 «Об утверждении Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости…» (далее — Порядок).

Для оспаривания результатов определения кадастровой стоимос­ти земельного участка необходимо составить исковое заявление, где ответчиком указать кадастровую палату субъекта, в котором находится земельный участок, а комиссию — в качестве третьего лица. В заявлении следует указать причину несогласия с кадастровой стоимостью и (или) с решением комиссии, какие права и интересы нарушает ее спорный размер, а также каким образом определена верная стоимость (ст. 131 ГПК РФ).

К исковому заявлению, поданному в суд общей юрисдикции (п. 8 ч. 1 ст. 26 ГПК РФ), следует приложить в соответствии со ст. 132 ГПК РФ:

— копии искового заявления по количеству ответчиков и третьих лиц;

— кадастровый паспорт и правоустанавливающие документы на земельный участок;

— обоснование доводов о нарушении прав и обязанностей заявителя;

— отчет оценщика с положительным экспертным заключением саморегулируемой организации оценщиков, членом которой он является (в бумажном и электронном виде);

— копию решения комиссии по рассмотрению споров об отказе в пересмотре кадастровой стоимости (при наличии);

— документ, подтверждающий уплату госпошлины в размере 300 руб. (подп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ);

Дело должно быть рассмотрено в течение двух месяцев (ст. 154 ГПК РФ).

Если налогоплательщик решил обратиться с заявлением сначала в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, ему также необходимо составить заявление с указанием причин обжалования кадастровой стоимости и приложить те же документы, что указаны выше.

По результатам рассмотрения комиссия принимает решение о пересмотре кадастровой стоимости или об отклонении заявления, о чем в установленные Порядком и ст. 24.19, 24.20 Закона от 29.07.98 № 135-ФЗ сроки доводит информацию до заявителя, органа местного самоуправления и, если было принято решение о пересмотре кадастровой стоимости, — до территориального управление Росреестра и кадастровой палаты субъекта.

1 Подпункт 7 п. 1, ст. 1, п. 1 ст. 65 Земельного кодекса РФ.

Земельный налог: когда надо платить и отчитываться

С 2011 г. сдавать налоговые расчеты по авансовым платежам по земельному налогу больше не нужн о п. 53 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ . Но многие по-прежнему должны уплачивать авансовые платежи по нем у пп. 1, 2 ст. 397 НК РФ . Так как близится конец полугодия, возникают вопросы о том, как его рассчитывать, а иногда — нужно ли его вообще платить.

Нет собственника земли — нет земельного налога

У нас в собственности есть нежилые помещения в жилом доме. Но свидетельства на землю у нас нет. Нам выдали выписку, где указаны кадастровый номер и кадастровая стоимость земельного участка. Налоговая требует заплатить земельный налог и предоставить декларацию. Права ли инспекция?

: Нет. Плательщиком земельного налога вы не признаетесь, так как не являетесь собственником земельного участк а п. 1 ст. 388 НК РФ; п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54; Письма Минфина России от 21.04.2011 № 03-05-05-02/22, от 05.03.2011 № 03-05-05-02/12, от 25.02.2010 № 03-05-04-02/23, от 28.06.2010 № 03-05-05-02/45 . Поэтому до тех пор, пока вам не выдадут свидетельство о праве собственности, налог платить не надо.

Не знаете кадастровую стоимость? Платите налог по нормативной цене земли

Мы не платили земельный налог, пока не получили кадастровый паспорт с информацией о стоимости участка. Аудиторы нам сказали, что инспекция доначислит нам налог за весь период, в течение которого мы его не уплачивали, и оштрафует нас. Это так?

: Да. Ведь отсутствие информации о кадастровой стоимости земельного участка не освобождало вас от обязанности уплачивать налог.

Сведения о кадастровой стоимости земли вы могли запросить бесплатно в территориальном органе Федерального агентства кадастра объектов недвижимости или узнать на интернет-сайте Роснедвижимост и п. 14 ст. 396 НК РФ; пп. 1, 2 Постановления Правительства РФ от 07.02.2008 № 52 .

Уточненка по проданной земле подается по месту учета организации

Наша организация владела земельным участком в другом регионе и представляла декларации по земельному налогу по месту нахождения земли. Участок мы продали, а уже после обнаружили ошибку в декларации. В какую инспекцию нам нужно подать уточненную декларацию: в которой мы состоим на учете или по месту нахождения земельного участка?

: В течение 5 дней после продажи земельного участка ИФНС снимет с учета вашу организацию по месту нахождения земл и п. 2 ст. 85 НК РФ . Поэтому уточненку вы представляете в налоговый орган по месту учета организаци и п. 5 ст. 81 НК РФ . Не возражает против этого и Минфин.

Из авторитетных источников

“ В случае продажи земельного участка и снятия с учета в налоговом органе по месту нахождения этого участка, карточка РСБ по соответствующему КБК закрывается, а сальдо расчетов передается в налоговый орган по месту учета организации. При этом по месту учета организации открывается карточка РСБ с соответствующим КБК и кодом ОКАТО того муниципального образования, на территории которого находится земельный участок и по которому ранее уплачивался земельный налог.

Таким образом, уточненная декларация представляется в налоговый орган по месту нахождения организации. При этом налоговые обязательства уточняются по ОКАТО, по которому ранее уплачивался налог по месту нахождения земельного участка ” .

Покупка земли для перепродажи не освобождает от уплаты налога

Мы приобрели земельный участок для дальнейшей перепродажи. Право собственности оформлено, участок оприходован на счет 41. Являемся ли мы плательщиком земельного налога? Если да, то как учесть этот налог?

: Да, являетесь. Основание — свидетельство о праве собственности на земл ю п. 1 ст. 388 НК РФ; Письмо Минфина России от 09.07.2008 № 03-05-04-02/40 .

В бухгалтерском учете земельный налог может быть включен в состав расходов по обычным видам деятельности (дебет счета 44 – кредит счета 68 ) п. 5 ПБУ 10/99 «Расходы организации», утв. Приказом Минфина России от 06.05.99 № 33н , а в налоговом — в прочие расход ы подп. 1 п. 7 ст. 272, подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ; Письмо Минфина России от 18.04.2011 № 03-03-06/2/64 .

Платить налог надо только за полные месяцы

Свидетельство о праве на землю датировано 20.12.2010. Нужно ли нам сдавать декларацию и платить земельный налог за 2010 г.?

: Вы становитесь плательщиком земельного налога с момента регистрации права собственности на земл ю п. 1 ст. 388 НК РФ , поэтому обязаны представить декларацию за 2010 г . п. 1 ст. 398 НК РФ

Однако в расчете земельного налога участвуют только полные месяцы фактического владения участком земл и п. 7 ст. 396 НК РФ . Если право собственности возникло до 15-го числа месяца, месяц считается полным и учитывается в расчет е п. 7 ст. 396 НК РФ , если после 15-го — то месяц в расчет не принимается. Поэтому в декларации сумма налога за 2010 г. будет равна нулю. Платить налог вы начнете только с 2011 г.

Из-за ошибки Росреестра налог не пересчитывается

В январе 2010 г. наша организация приобрела земельный участок. Налог за 2010 г. уплачен полностью. В апреле 2011 г. Роснедвижимость прислала нам бумагу, в которой написала, что в связи с технической ошибкой кадастровая стоимость принадлежащего нам земельного участка в 2010 г. была указана неправильно. Она должна быть выше. Нужно ли в связи с этим сдавать уточненки и доплачивать налог?

: Нет, не нужно. Представлять уточненки и доплачивать налог исходя из увеличенной кадастровой стоимости надо, только если она исправлялась на основании решения суд а Письмо Минфина России от 10.03.2011 № 03-05-04-02/21 . Если решение есть и вам придется доплачивать налог, то начислить пени вам не могут, так как налог в этом случае перерассчитывается не по вашей вин е Письмо Минфина России от 17.12.2008 № 03-05-04-02/75 .

Если изменилось назначение земли, пересчитывать налог не нужно

В марте 2011 г. изменилось назначение нашего земельного участка. В результате увеличилась кадастровая стоимость и изменилась ставка налога. С какого момента нужно пересчитывать налог?

: За 2011 г. налог пересчитывать не нужно, поскольку весь 2011 г. налог вы уплачиваете исходя из кадастровой стоимости, определенной на 01.01.201 1 п. 1 ст. 391 НК РФ; Письмо Минфина России от 18.08.2010 № 03-05-05-02/66 . Платить налог исходя из новых данных нужно только с 2012 г.

Разделил участок — плати налог по-новому

Наша организация разделила принадлежащий ей земельный участок на несколько частей. У некоторых из частей поменялось назначение, и земельный налог по ним надо исчислять по пониженной ставке. Право собственности на образовавшиеся земельные участки зарегистрировано 11.03.2011. С какого момента можно платить налог по пониженной ставке?

: Земельный налог вы рассчитываете следующим образо м п. 1 ст. 391, п. 7 ст. 396 НК РФ; пп. 1, 2 ст. 11.4 Земельного кодекса РФ; п. 6 ст. 22.2 Федерального закона от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» :

1) за бывший участок — до месяца прекращения права собственности на него, то есть до марта;

2) по новым участкам — начиная с месяца регистрации права собственности на них, то есть с марта по декабрь. Причем уже по пониженным ставкам.

Обратите внимание, что в декларации вы заполняете отдельный лист раздела 2 на каждый участок, в том числе и на бывши й п. 1.2 Порядка заполнения налоговой декларации по земельному налогу, утв. Приказом Минфина России от 16.09.2008 № 95н .

Стал предпринимателем — подавай декларацию по используемой земле

В качестве ИП я был зарегистрирован 15.03.2011 и сразу начал сдавать в аренду свой земельный участок, которым владею с 2009 г. Рассчитывать земельный налог за 2011 г. нужно будет за весь год или только за время сдачи земли в аренду?

: После того как вы зарегистрировалась как ИП и стали использовать в своей предпринимательской деятельности принадлежащие вам земли, вы обязаны сами исчислять и платить земельный налог, а также представлять декларацию.

В разделе 2 декларации есть строка 210, в которой необходимо указать количество полных месяцев владения земельным участком в течение год а подп. 22 п. 5.2 Порядка. утв. Приказом Минфина России от 16.09.2008 № 95н . Так как участком вы владели в течение всего года, то и указывать нужно полное количество месяцев, то есть 12. Соответственно, и налог вы будете рассчитывать и платить за весь год, независимо от фактического времени использования земельного участка в предпринимательской деятельности.

Неиспользуемую землю предприниматель не декларирует

У меня в собственности есть земельный участок, который я купил до того, как зарегистрировался предпринимателем. Теперь я ИП и занимаюсь розничной торговлей бытовой техникой. Думаю, мне не надо подавать декларацию по земельному налогу на эти земли. Прав ли я?

: Вы правы. Если вы не используете земельный участок, то представлять декларацию не нужно. Платите налог как физическое лицо на основании уведомлений, присылаемых инспекцие й п. 4 ст. 397 НК РФ . А когда начнете использовать земельный участок в своей предпринимательской деятельности — не забудьте представить декларацию.

Смотрите так же:

  • Законы о судьях 2011 Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17.12.1998 N 188-ФЗ ст 3 (ред. от 05.04.2016) Статья 3. Компетенция мирового судьи 1. Мировой судья рассматривает в первой инстанции: 1) уголовные дела о преступлениях, за совершение которых […]
  • История судебной экспертизы в россии История экспертизы История экспертизы и экспертика (Препринт, март 2011 г.) Нестеров А. В., профессор факультета права Высшей школы экономики, д.ю.н. Аннотация. Приведен анализ и тенденции развития экспертизы в России с позиции экспертики. Показана […]
  • Материнский капитал сумма в 2011 Материнский капитал в 2018 году Невысокий уровень жизни населения – одна из причин, по которым семья часто не позволяет себе родить второго ребенка, не говоря о третьем. Материнский капитал – социальная программа российского правительства, призвана улучшить […]
  • Растаможка авто калькулятор из сша Растаможка Авто Прибыв в Украину, все автомобили проходят обязательную растаможку, сертификацию и постановку на учёт. Компания АТЛАНТИК ЭКСПРЕСС УКРАИНА с удовольствием поможет Вам в этом процессе. Мы будем сопровождать Вас вплоть до постановки Вашего […]
  • Образец приказа генерального директора о вступлении в должность Образец приказа генерального директора о вступлении в должность Предлагаем для ознакомления пользователей образцы приказов о назначении директора в 2-х вариантах. Первый вариант относится к случаю, когда у юридического лица несколько учредителей. Второй […]
  • Приказ 230 мз рк Приказ 230 мз рк 20 ноя 2017 . Внести в приказ Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 28 апреля 2015 года №281 «Об утверждении Правил . организаций здравоохранения утвержденным приказом Министра здравоохранения Республики […]
  • Надо ли сдавать нулевую декларацию по налогу на имущество в 2018 году Порядок заполнения декларации по налогу на имущество в 2018 году В ст. 372 НК РФ указано, что размер и порядок уплаты устанавливают субъекты федерации. В 2013 году в гл. 30 НКРФ были внесены изменения следующими законами: закон № 268-ФЗ от 30. 09. 2103 […]
  • Материнский капитал для двойных ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ 10 августа 2011 (по материалам газеты «Все для Вас» от 10 августа 2011 года) В последнее время многие семьи, в которых родился второй ребенок, связыва­ют свои надежды на будущее с государствен­ной поддержкой в […]