Налоги российской федерации 2014 год

Анализ налоговых поступлений в Российской Федерации за 2015-2016 год

Экономические науки

  • Минеева Вера Михайловна , кандидат наук, доцент, доцент
  • Уфимский Государственный Нефтяной Технический Университет
  • Петрова Анастасия Дмитриевна , кандидат наук, старший преподаватель
  • Уфимский государственный нефтяной технический университет
  • Напалкова Валерия Михайловна , студент
  • АНАЛИЗ
  • НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ
  • НАЛОГИ
  • УПЛАТА
  • НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ
  • Похожие материалы

    В современном мире налоговые поступления являются обязательными отчислениями и формируют большую часть доходов бюджетов разных уровней, они являются основным источником денежных средств любого государства. Своевременность уплаты налогов и сборов, влияют на экономическую безопасность страны и на качество жизни общества в целом.

    Первоочередной задачей любого государства, в том числе и Российской Федерации, является разработка и создание такой налоговой системы, чтобы удовлетворить всем предъявляемым требованиям. Этим и обуславливается актуальность выбранной темы.

    Главной задачей налоговых органов является контроль за соблюдением налогового законодательства, правильность и полнота исчислений налогов и обязательных платежей, своевременностью уплаты в бюджеты различных уровней Российской Федерации.

    Налоговая служба контролирует своевременность и полноту уплаты налоговых поступлений. Так же важную роль в формировании налоговой системы играет анализ статистических данных, можно сделать вывод по динамике поступлений и изучить структуру.

    Рассмотрим показатели налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации за период 2015-2016 года.

    Таблица 1. Поступления по уровням бюджета за 2015-2016 гг.[3]

    2015-2016гг., в млрд. руб.

    Консолидированные бюджеты субъектов РФ

    На основании предоставленных официальных данных в таблице, можно сделать вывод, что общая величина поступлений с 2016 года, в сравнении с 2015 годом увеличилась. Изменения составили:

  • Консолидированный бюджет РФ увеличился на 649,6 млрд., темп роста равен 105%;
  • Федеральный бюджет увеличился на 48,6 млрд. рублей и темпы роста равен 100,7% не значительное увеличение, но это говорит о хорошей динамике;
  • В консолидированные бюджеты субъектов РФ значимое увеличение поступлений, они составили 645,9, а темп роста 109,4%.
  • В таблице 2 более подробно рассмотрены поступления в консолидированный бюджет РФ за 2015-2016 гг.

    Таблица 2. Поступления по видам налогов в консолидированный бюджет РФ за 2015 — 2016 гг.[3]

    2015 -2016 гг., млрд. руб.

    По данным таблицы 2 видно, что в целом поступления по видам налогов в консолидированный бюджет имеют положительную динамику. В статье налог на добычу полезных ископаемых произошло уменьшение налоговых поступлений на 297,4 млрд. руб. Это может быть связанно с изменением объема добываемых полезных ископаемых и т.д.

    Остальные показатели показывают увеличение.

    На увеличение налога на доходы физических лиц за 2015-2016гг. на 211,3 млрд. руб., повлиял рост заработной платы населения Российской Федерации и уменьшение теневой экономики в отрасли заработной платы.

    На увеличение налога на прибыль за 2015-2015 гг. на 171,4 млн. руб., могли повлиять такие факторы, как увеличение экспортной выручки, либо за счёт положительных курсовых ризниц.

    Налог на добавленную стоимость в разрезе за 2015-2016 гг. увеличился на 209,1 млрд. руб., за счёт увеличения налоговой базы.

    В 2016 году увеличились поступления от акцизов на 279,5 млрд. руб., за счёт увеличения ставок акцизов на алкоголь, табак, нефтепродукты и другое.

    Таблица 3. Структура поступлений в федеральный бюджет РФ. [4]

    В % к объёму пост. ФБ РФ

    Всего поступило в федеральный бюджет

    Налог на прибыль

    Остальные налоги и сборы

    Данные таблицы 3 отражают структуру поступлений в федеральный бюджет в динамике 2014-2016 годов. Общее поступление денежных средств в федеральный бюджет с 2014 на 2015 год увеличилось на 665,9 млрд. руб., с 2015 года на 2016 год увеличилось на 48,6 млрд. рублей. Общее увеличение с 2014 по 2015 составило 714,5 млрд. рублей.

    Значительное увеличение поступлений в 2015 по сравнению с 2014 годом составило по налогу на добавленную стоимость на 267,1 млрд. рублей и по налог на добычу полезных ископаемых на 302 млрд. рублей. Приток денежных средств по другим видам налогов был не значителен:

    • налог на прибыль увеличился на 80,1 млрд. руб.;
    • акцизы увеличились на 7,1 млрд. руб.;
    • остальные налоги и сборы увеличились на 9,7 млрд. руб.
    • Сравнивая поступлении в федеральный бюджет в 2015 году и 2016 году вывялен рост поступлений по налогу на добавленную стоимость на 209,1 млрд. рублей и по акцизам на 104,3 млрд. рублей. На остальные налоги и сборы увеличение составило 32,3 млрд. рублей. В тоже время по таким видам налогов как налог на прибыль и налог на добычу полезных ископаемых произошло уменьшение на 0,4 млрд. рублей и на 2965 млрд. рублей, соответственно.

      Проводя анализ поступлений в федеральный бюджет Российской Федерации за 2014 год и 2016 год можно заметить — всего поступлений в бюджет увеличились на 714,5 млрд. руб.

      По видам налогов увеличение составило:

    • поступления по налогу на прибыль на 79,7 млрд. руб.;
    • поступления по НДС на 476 млрд. руб.;
    • поступления по акцизам на 112 млрд. руб.;
    • поступления по НДПИ на 5,5 млрд. руб.;
    • поступления по остальным налогам и сборам на 42 млрд. руб.
    • Проведя анализ по данным таблицы №3 можно сделать следующие заключения. Не смотря на то, что в 2015 было, уменьшение поступлений в федеральный бюджет по налогу на прибыль и налогу на добычу полезных ископаемых общая картина поступлений в 2015 году показала увеличение поступлений по сравнению с 2014 годом. Сравнивая, 2014 год с 2016 годом прослеживается динамика к увеличению общих поступлений по налогам и сборам в федеральный бюджет Российской Федерации.

      Такая тенденция может быть обусловлена тем, что налоговые органы усилили налоговый контроль над налогоплательщиками (выездные, камеральные и встречные проверки) и внесены изменения в Налоговый Кодекс Российской Федерации.

      Список литературы

      1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая), принят Государственной Думой РФ 26.07.2000 и утв.Федеральным законом №117-Фз от 05.08.2000; (часть вторая), принят Государственной Думой РФ 19.07.2000 и утв. Федеральным законом №117-ФЗ от 05.08.2000.
      2. Щепотьев, А.В., Налоги и налогообложение: учеб. пособие / А.В. Щепотьев, С.А. Яшин. – Тула: НОО ТИЭИ, 2015. – 161 с.
      3. https://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm — официальные данные ИФНС за 2015-2016 гг.
      4. https://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm — официальные данные ИФНС за 2014-2016 гг.
      5. Максютова Р.И., Минеева В.М. Эффективность обеспечения уплаты налогов в РФ. В сборнике: Инновационная наука и современное общество. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2014. С. 166-169.
      6. Ахметшин И.И., Минеева В.М. Налогообложение в цифрах. NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 38. С. 213-218.

      Сетевое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

      Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

      § 4. Налоги и сборы субъектов Российской Федерации

      Транспортный налог устанавливается и вводится в действие в соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ об этом нало­ ге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъ­ екта РФ.

      В финансовую компетенцию субъекта РФ входит определе­ ние ставки транспортного налога в пределах, установленных HК РФ, порядка и сроков уплаты, установление формы отчет­ ности по налогу. При установлении налога законами субъек­ тов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и ос­ нования для их использования налогоплательщиком.

      Плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистриро­ ваны транспортные средства. Не уплачивают данный налог ли­ ца, являющиеся организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр, в отношении транспортных средств, принадлежа­ щих им на праве собственности и используемых в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи.

      Объектом транспортного налога признаются следующие транспортные средства: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пнев­ матическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплохо­ ды, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, мотор­ ные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства.

      Налоговым законодательством из объектов обложения транспортным налогом исключены: весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 л. с; ав­ томобили легковые, специально оборудованные для использо-

      Финансовое право России. Особенная часть

      вания инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л. с. (до 73,55 кВт), полученные (приобретен­ ные) через органы социальной защиты населения в установлен­ ном законом порядке; промысловые морские и речные суда; пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного веде­ ния или оперативного управления) организаций, основным ви­ дом деятельности которых является осуществление пассажир­ ских и (или) грузовых перевозок; тракторы, самоходные ком­ байны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для пере­ возки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помо­ щи, технического обслуживания), зарегистрированные на сель­ скохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяй­ ственной продукции; транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законода­ тельно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба; транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом; самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы; суда, зарегистри­ рованные в Российском международном реестре судов.

      Налоговая база данного обязательного платежа зависит от вида объекта налогообложения и определяется следующим об­ разом:

      в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, — как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;

      в отношении водных несамоходных (буксируемых) транс­ портных средств, для которых определяется валовая вмести­ мость, — как валовая вместимость в регистровых тоннах;

      в отношении водных и воздушных транспортных средств — как единица транспортного средства.

      Налоговый период транспортного налога составляет один календарный год. Наряду с налоговым периодом правовой ре­ жим транспортного налога включает отчетный период. Соглас­ но п. 2 ст. 360 HК РФ отчетными периодами для налогопла­ тельщиков-организаций признаются первый, второй и третий кварталы. Учитывая, что транспортный налог относится к ре­ гиональным обязательным платежам, HК РФ предоставляет

      Глава 19. Система налогов и сборов Российской Федерации

      право законодательным (представительным) органам власти субъектов РФ не устанавливать отчетные периоды.

      Ставки транспортного налога устанавливаются законами субъектов РФ в зависимости от мощности двигателя или вало­ вой вместимости транспортных средств, категории транспорт­ ных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства. Критерии расчета ставок транспортного налога определены HК РФ. Однако законами субъектов РФ налоговые ставки мо­ гут быть увеличены или уменьшены, но не более чем в пять раз.

      В финансовую компетенцию субъектов РФ входит также право на установление дифференцированных налоговых ставок

      в отношении каждой категории транспортных средств, а также

      с учетом срока полезного использования этих транспортных средств.

      Уплата транспортного налога и авансовых платежей по на­ логу производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ. Порядок исчисления суммы транс­ портного налога зависит от категории налогоплательщиков. Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога са­ мостоятельно.

      В течение налогового периода налогоплательщики-органи­ зации уплачивают авансовые платежи по налогу, если налого­ выми законами субъектов РФ не предусмотрено иное. По исте­ чении налогового периода налогоплательщики-организации уплачивают оставшуюся сумму налога.

      По истечении налогового периода налогоплательщики-орга­ низации представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию. Если налог упла­ чивается авансовыми платежами, то такие налогоплательщики представляют в налоговый орган налоговый расчет по авансо­ вым платежам по налогу.

      Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками — физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, получаемых от органов государственной регистрации транспортных средств на территории РФ.

      Налог на игорный бизнес взимается с предпринимательской

      деятельности, связанной с извлечением доходов в виде выигры­ ша, платы за проведение азартных игр или пари.

      508 Финансовое право России. Особенная часть

      Плательщиками налога на игорный бизнес признаются ор­ ганизации или индивидуальные предприниматели, осуществ­ ляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.

      Объектами налога на игорный бизнес являются: игровой стол; игровой автомат; касса тотализатора; касса букмекерской конторы. Названные объекты подлежат постановке на налого­ вый учет не позднее чем за два рабочих дня до даты установки каждого объекта. Регистрация производится налоговым орга­ ном на основании заявления налогоплательщика с обязатель­ ной выдачей в течение пяти дней свидетельства о регистрации объекта налогообложения. Также регистрации в налоговых ор­ ганах подлежит любое изменение количества объектов налого­ обложения.

      Налоговая база налога на игорный бизнес определяется от­ дельно по каждому объекту как общее количество игровых сто­ лов, игровых автоматов, касс тотализаторов, касс букмекерских контор, используемых налогоплательщиком.

      Налог уплачивается ежемесячно по ставкам, устанавливае­ мым субъектами РФ. HК РФ предоставляет законодательным органам власти субъектов РФ право самостоятельно определять размер ставок налога в следующих пределах:

      за один игровой стол — от 25 тыс. до 125 тыс. руб.; за один игровой автомат — от 1500 до 7500 руб.;

      за одну кассу тотализатора или одну кассу букмекерской конторы — от 25 тыс. до 125 тыс. руб.

      В случае, если законом субъекта РФ не установлены ставки, налог на игорный бизнес считается установленным по мини­ мальным ставкам.

      Сумма налога исчисляется налогоплательщиком самостоя­ тельно и фиксируется в налоговой декларации, которая пред­ ставляется в налоговый орган ежемесячно не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

      Особенностью правового режима налога на игорный бизнес является наличие специальных составов налоговых правонару­ шений и мер ответственности, которые обособлены от гл. 16 «Виды налоговых правонарушений и ответственность за их со­ вершение» НК РФ. Статья 366 НК РФ устанавливает ответст­ венность за непостановку на налоговый учет объектов налога на игорный бизнес. Подобные противоправные деяния наказы­ ваются взысканием штрафа в трехкратном размере ставки на­ лога, установленной для соответствующего объекта налогооб­ ложения. Повторное совершение аналогичного деяния влечет

      взыскание штрафа в шестикратном размере. Поскольку ставки налога на игорный бизнес детализируются региональным зако­ нодательством, то сумма налоговой санкции поставлена в зави­ симость от волеизъявления представительного органа соответ­ ствующего субъекта РФ. Такой подход федерального налогово­ го законодательства подчеркивает региональный статус налога на игорный бизнес, так как осуществление предприниматель­ ской деятельности без постановки объектов на налоговый учет причиняет имущественный вред бюджетам субъектов РФ. Та­ ким образом, специфика налога на игорный бизнес заключает­ ся в наличии специального состава налогового правонаруше­ ния и его закреплении в гл. 29 HК РФ.

      Налог на имущество организаций установлен гл. 30 HК РФ и

      детализируется законами субъектов РФ. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы власти субъек­ тов РФ имеют право определять налоговую ставку в пределах, установленных HК РФ, порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности об исполнении налоговой обязанности.

      Налог на имущество уплачивают: российские организации; иностранные организации, осуществляющие деятельность в России через постоянные представительства или имеющие в собственности недвижимое имущество на территории РФ, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономиче­ ской зоне РФ.

      Объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответст­ вии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

      Объектом налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в России через постоянные представительства, является движимое и недвижимое имущест­ во, относящееся к объектам основных средств. Примечательно, что российское налоговое законодательство обязывает ино­ странные организации вести учет объектов налога на имущест­ во по правилам бухгалтерского учета, установленным норма­ тивными правовыми актами РФ.

      Объектом налогообложения для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в России через постоянные представительства, признается недвижимое имущество, при­ надлежащее указанным организациям на праве собственности и находящееся на территории РФ.

      Не признаются объектами налога на имущество организа­ ций объекты природопользования (водные и другие природные

      510 Финансовое право России. Особенная часть

      ресурсы), земельные участки, а также имущество, принадлежа­ щее на праве хозяйственного ведения или оперативного управ­ ления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная или приравненная к ней служба, при условии, что это имущество используется для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасно­ сти и охраны правопорядка.

      Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества организации. При определении налоговой базы рос­ сийских организаций и иностранных организаций, осуществ­ ляющих деятельность через постоянные представительства, имущество учитывается по его остаточной стоимости. Недви­ жимое имущество иностранных организаций, не осуществляю­ щих свою деятельность через постоянные представительства, учитывается по инвентаризационной стоимости этих объектов, которая определяется органами технической инвентаризации. В этой связи налоговое законодательство обязывает уполномо­ ченные органы и специализированные организации, осуществ­ ляющие учет и техническую инвентаризацию объектов недви­ жимого имущества, сообщать в налоговые органы сведения об инвентаризационной стоимости каждого такого объекта в тече­ ние 10 дней со дня его оценки или переоценки.

      Налоговая база определяется налогоплательщиком само­ стоятельно и рассчитывается отдельно относительно каждого объекта налогообложения. Имущество организации не всегда может фактически находиться на территории одного субъек­ та РФ. Для таких случаев п. 2 ст. 376 НК РФ установлено пра­ вило, согласно которому при нахождении объекта недвижимого имущества на территориях разных субъектов РФ либо на терри­ тории субъекта РФ и в территориальном море, на континен­ тальном шельфе или в исключительной экономической зо­ не РФ налоговая база определяется отдельно и принимается при исчислении налога в соответствующем субъекте РФ в час­ ти, пропорциональной доле стоимости этого объекта недвижи­ мости на территории каждого субъекта РФ.

      Налог на имущество организаций уплачивается ежегодно авансовыми платежами за первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Однако субъект РФ вправе не уста­ навливать взимание авансовых платежей.

      Налог на имущество организаций уплачивается по ставкам, устанавливаемым законами субъектов РФ. HК РФ определяет только верхнюю границу налоговой ставки — 2,2%. Федераль­ ное налоговое законодательство разрешает субъектам РФ уста-

      Налоги российской федерации 2014 год

      Любовь Гончаренко — Налоги и налоговая система Российской Федерации. Практикум

      Предназначено для проведения практических и семинарских занятий, а также для организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Налоги и налоговая система Российской Федерации» профиля «Налоги и налогообложение» подготовки бакалавров направления «Экономика». Содержит задания, задачи, тестовые задания, практические ситуации по определению, формированию налоговой базы, исчислению сумм налогов и сборов.

      Для студентов бакалавриата, обучающихся по финансово-экономическим специальностям.

      • Название: Налоги и налоговая система Российской Федерации. Практикум
      • Автор: Любовь Гончаренко
      • Год: 2014
      • Жанр: Бизнес
      • Скачать
      • Отрывок
      • Налоги и налоговая система Российской Федерации. Практикум
        Любовь Ивановна Гончаренко

        Предназначено для проведения практических и семинарских занятий, а также для организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Налоги и налоговая система Российской Федерации» профиля «Налоги и налогообложение» подготовки бакалавров направления «Экономика». Содержит задания, задачи, тестовые задания, практические ситуации по определению, формированию налоговой базы, исчислению сумм налогов и сборов.

        Практические и ситуационные задачи и задания разработаны с учетом последних изменений налогового законодательства. Они основываются на условных данных, носящих учебный характер.

        Для студентов бакалавриата, обучающихся по финансово-экономическим специальностям.

        Налоги и Налоговая система Российской

        Под редакцией профессора Л.И. Гончаренко

        Рекомендовано УМО по образованию в области финансов, учета и мировой экономики в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по направлению «Экономика» (степень – бакалавр) и специальности (профилю) «Налоги и налогообложение»

        Л. М. Архипцева, Н. Г. Вишневская, Л. П. Голубева, Н. С. Горбова, Г. Н. Карпова, М. В. Каширина, И. В. Липатова, Н. П. Мельникова, М. Р. Пинская, Д. А. С.

        Статья 57 Конституции России

        Текст Ст. 57 Конституции РФ в действующей редакции на 2018 год:

        Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

        Комментарий к Ст. 57 Конституции Российской Федерации

        Комментируемая статья закрепляет основные правила, регламентирующие обязанность уплачивать налоги и сборы. Эта обязанность имеет особое значение и для человека, и для государства. Взимание налогов представляет собой традиционное основание вмешательства государства в рыночные отношения с целью перераспределения доходов от более состоятельных категорий населения к менее состоятельным и изъятия средств на пополнение государственного бюджета. Отметим, что Конституция РФ, в отличие от конституций некоторых зарубежных государств, не предусматривает целей взимания налогов.

        Для государства налоги и сборы выступают основным источником доходов бюджета, с помощью которых государство финансирует реализацию своих функций, поэтому оно заинтересовано в максимально полном взимании налогов. В свою очередь, налоги — это законный способ изъятия частной собственности, плательщики в течение нескольких веков боролись за установление четких гарантий защиты от произвола органов власти по установлению налогов и сборов.

        Отметим, что Конституция России в установлении подобных гарантий очень лаконична. В силу этого особый вес имеет каждое слово комментируемой конституционной нормы.

        Конституция РФ в ст. 57 называет два источника пополнения бюджета — налоги и сборы. Основные признаки налога были определены в 1998 г. Конституционным Судом РФ, рассматривавшим его как индивидуальный безвозмездный платеж, последствием неуплаты которого является принудительное изъятие соответствующих денежных средств*(268). Позднее определения налога и сбора были закреплены в Налоговом кодексе РФ.

        Налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

        Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (ст. 8 Налогового кодекса РФ).

        Отметим, что обязанность уплачивать налоги и сборы установлена в отношении как граждан РФ, так и иностранных граждан и лиц без гражданства («каждый обязан платить…»). При этом порядок уплаты налогов данными категориями лиц различен.

        Важным принципом, прямо не закрепленным в Конституции РФ, но введенным в правовую систему Конституционным Судом РФ, следует считать принцип баланса публичных и частных интересов, являющийся основой правового регулирования порядка налогообложения в РФ*(269). При формулировании данного принципа Конституционный Суд РФ вывел на первое место публичные интересы, что, по нашему мнению, противоречит ст. 2 Конституции РФ.

        Таким образом, несмотря на краткость нормы комментируемой статьи Конституции РФ, Конституционный Суд России создал развитую систему правового регулирования системы налогов и сборов в РФ. Причем в некоторых случаях Суд явно вышел за пределы нормы и истолковал ее чрезмерно широко. Таково, например, Определение Конституционного Суда РФ от 8 апреля 2004 г. N 169-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «Пром Лайн» на нарушение конституционных прав и свобод положением пункта 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации«*(270), в котором Суд ввел понятие реальности затрат на уплату НДС как необходимого условия вычета по НДС; или определение Конституционного Суда РФ от 15 февраля 2005 г. N 93-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «Тайга-Экс» на нарушение конституционных прав и свобод положениями пункта 2 статьи 169, абзаца второго пункта 1 и пункта 6 статьи 172 и абзаца третьего пункта 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации«*(271), в котором Суд подтвердил конституционность норм, устанавливающих требования к оформлению счетов-фактур. Данные правовые позиции, по нашему мнению, ни прямо ни косвенно не вытекают из положений комментируемой статьи и должны быть полностью отданы на усмотрению законодателю.

        Конституционная обязанность платить законно установленные налоги: история и современность

        Главные вкладки

        Номер журнала:

        кандидат юридических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления, социологии и менеджмента (ГМУСМ) Нижнекамского химико-технологического института (филиала) Казанского национального исследовательского технологического университета

        В статье проанализированы особенности конституционной обязанности платить законно установленные налоги и проблемы ее реализации. Раскрыта эволюция взглядов на правовую природу налогообложения. Показана сложная взаимосвязь обязанности платить налоги с реализацией функций государства.

        налог, обязанность платить налоги, налогообложение, конституционная обязанность, государство.

        Сбор налогов представляет собой важную функцию государства. Пополняя казну, налоги дают государству возможность для выполнения всех остальных его функций. В связи с этим, значение налогообложения в жизни государства и граждан не раз подчеркивали отечественные исследователи, в том числе, и в дореволюционный период [6, 30]. Российские реформаторы, стараясь модернизировать финансовую систему страны, как правило, начинали свои преобразования именно с налоговой системы, хорошо понимая ее значение [1, 152].

        Одной из основных проблем рационального налогообложения является проблема сохранения баланса публичного и частного интересов: интересов государства максимально пополнить свой бюджет и интересов граждан сохранить свой доход. Поэтому при установлении принципов налогообложения необходимо правильно определить баланс между стремлением максимально пополнить казну государства и необходимостью не разорить налогоплательщиков.

        Принудительное взимание налогов государством нарушает право частной собственности. Согласно статье 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом (часть 1); каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (часть 2); никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 3).

        Вместе с тем, право частной собственности не является абсолютным и не принадлежит к таким правам, которые в соответствии со статьей 56 (часть 3) Конституции Российской Федерации не подлежат ограничению ни при каких условиях. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, по смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, оно может быть ограничено федеральным законом, но только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства [9, 132]. Это соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права, в частности Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года, согласно которой каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности (часть первая статьи 29); при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе (часть вторая статьи 29). Аналогичное положение о допустимости ограничения прав человека и гражданина предусмотрено также Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966 года (статья 4).

        Налог — необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества, — оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично — правовой обязанности [10, 73].

        В этой обязанности налогоплательщиков (в том числе граждан, занятых предпринимательской деятельностью с образованием юридического лица) воплощен публичный интерес всех членов общества. Поэтому государство вправе и обязано принимать меры по регулированию налоговых правоотношений в целях защиты прав и законных интересов не только налогоплательщиков, но и других членов общества [2, 10].

        Рациональная налоговая политика, в соответствии с современными взглядами, должна основываться на ряде принципов. К числу таких основополагающих принципов обычно относят:

        — простоту организации системы сбора налога;

        — учет комплексного влияния налога на функционирование различных систем государства;

        — фискальную эффективность, при которой расходы на сбор налога намного ниже, чем получаемые от него доходы;

        — обеспечение максимальных трудностей в уклонении от уплаты налога;

        — стимулирование общественно полезных и подавление вредных для общества видов деятельности;

        — учет влияния инфляции не только на состояние бюджета, но и на положение налогоплательщиков [4, 214].

        В современных условиях конституционная обязанность платить законно установленные налоги регулируется налоговым законодательством. В то же время, обязанность платить налоги представляет собой конституционную обязанность, и в этом качестве входит в число основных обязанностей физических лиц.

        Обязанность каждого платить законно установленные налоги установлена Конституцией Российской Федерации и входит в число основных обязанностей граждан нашего государства.

        Исследование конституционных обязанностей личности в условиях современной России должно опираться на понимание основ правового статуса человека и гражданина, в котором права и обязанности едины и неразделимы.

        Рассматривая систему правового регулирования конституционной обязанности платить законно установленные налоги, отметим, что главным по степени важности источником ее регулирования является Конституция Российской Федерации.

        Конституция обладает высшей юридической силой и прямым действием на территории Российской Федерации. Нормы и принципы Конституции имеют определяющее значение при установлении общих принципов налогообложения, при формировании налоговой политики Российской Федерации.

        В то же время, пункт 1 статьи 1 Налогового кодекса РФ гласит, что законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Следовательно, в отличие от других отраслей права, законодатель не закрепляет за Конституцией РФ статус основного источника налогового права.

        Как отмечает Т.Н. Затулина, «отсутствие в налоговом законодательстве РФ ссылки на Конституцию РФ не является для ученых-правоведов основанием для того, чтобы не относить Основной Закон государства к источникам налоговых правоотношений» [3].

        Невозможно отрицать тесную взаимосвязь налогового права с правом финансовым, при этом практически никем не оспаривается мнение о том, что Конституция является источником финансового права. Тот факт, что в Налоговом кодексе Конституция не упомянута в числе источников налогового права, вполне закономерно. Дело в том, что действующее налоговое законодательство сориентировано преимущественно на регулирование деятельности налоговых органов по обеспечению контроля собираемости налогов. При кодификации из поля зрения выпали важные аспекты налоговых отношений, связанные с реализацией конституционных основ развития рынка, принципов налогово-бюджетного федерализма и государственного управления экономикой и финансами [8, 41].

        Т.Н. Затулина справедливо отмечает, что Конституция Российской Федерации не содержит детализированных норм по вопросам налогообложения, но, в то же время, Основной Закон государства весьма системно регулирует налоговые отношения.

        Налог — необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества, — оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично — правовой обязанности.

        Основная функция налогов – это функция фискальная: налоги используются в качестве источника доходов государства, средства пополнения государственной казны.

        Помимо этого, налоги могут быть использованы как экономический и социальный регулятор. В качестве экономического регулятора налоги могут стимулировать или замедлять рост производства, спрос на определенные товары и услуги. Как социальный регулятор, налоги помогают сглаживать социальные противоречия в обществе, перераспределяют доходы, изымая часть доходов богатых в пользу бедных [7, 12]. В ряде современных государств за счет высоких налогов существует развитая система социальной поддержки нуждающихся слоев населения. Сегодня регулирующая роль налогов возрастает. При повышении или снижении любого налога, вне зависимости от фискальной функции, выполняется и функция регулирующая, оказывающая свое воздействие на общественные отношения.

        Существующая система нормативно-правового регулирования налогообложения является достаточно эффективной и позволяет своевременно пополнять государственный бюджет. В структуру механизма реализации обязанности по уплате налогов входят также различные санкции, установленные законодательством по отношению к недобросовестным налогоплательщиком.

        Вместе с тем, можно в качестве существенного недостатка налогового законодательства отметить его нестабильность [5, 154]. Соответствующие нормы меняются очень часто, что затрудняет привыкание налогоплательщиков к одной системе, к четким «правилам игры». Остается надеяться, что в перспективе налоговое законодательство станет более стабильным.

        Таким образом, в Российской Федерации существует достаточно развития система нормативно-правового регулирования налогообложения, включающая в себя Конституцию Российской Федерации, постановления и определения Конституционного Суда Российской Федерации, законы и подзаконные нормативные акты.

        Налоги как экономическая категория

        В XIX в. налоги прочно вошли в систему рыночного хозяйства, стали неотъемлемым элементом общественного воспроизводства. Сегодня налоги выступают важнейшей экономической категорией.

        Субъекты рыночной экономики в процессе своей хозяйственной деятельности создают продукт, доход, который в масштабе национальной экономики формирует внутренний валовый продукт (ВВП). Уплата налогов означает, что хозяйствующий субъект передает часть своего дохода в собственность государства для формирования доходов бюджета. Таким образом, в процессе уплаты налогов происходит перераспределение ВВП. Часть созданного в индивидуальном хозяйстве дохода переходит из частной собственности в собственность государства. Налоги как экономическая категория представляют собой экономические отношения, которые возникают между государством и налогоплательщиками по поводу перераспределения ВВП с целью формирования доходной части бюджета государства. В настоящее время посредством налогов перераспределяется значительная часть

        ВВП. По данным Минфина России величина налоговых сборов (рассчитываемая как сумма поступлений всех налогов, сборов, таможенных пошлин, страховых взносов на обязательное государственное социальное страхование и прочих платежей) составляет в настоящее время 34,2% ВВП [1] .

        Внутренняя сущность налогов как экономической категории имеет внешние формы проявления. С точки зрения государства налоги принимают форму доходов. С позиции другого участника налоговых отношений (налогоплательщика) налоги выступают в форме изъятия части созданного им дохода, т.е. расхода. У каждого участника налоговых отношений формируется свой экономический интерес. Причем эти интересы противоречивы. Государство заинтересовано в росте налоговых доходов, так как это позволит ему лучше выполнять возложенные на него публичные функции, которые расширяются по мере развития общества. Налогоплательщик, наоборот, заинтересован в снижении налогов, так как это позволит ему снизить расходы бизнеса, увеличить ту долю дохода, которая останется в его распоряжении на потребление и накопление.

        Указанное противоречие приводит к тому, что каждая сторона формирует собственную систему защиты своих экономических интересов.

        Налогоплательщики используют две основные модели поведения, которые направлены на снижение величины налоговых платежей. Первая модель получила название «уклонение от налогов». Суть этой модели поведения состоит в том, что налогоплательщик сознательно нарушает налоговое законодательство: скрывает доходы и объекты налогообложения, не представляет или несвоевременно представляет в налоговые органы документы, необходимые для исчисления уплаты налогов, незаконно применяет налоговые льготы. Другая модель поведения получила название налоговое планирование. Она является своего рода компромиссом. Налогоплательщик не нарушает налоговое законодательство, по при этом снижает суммы налоговых платежей. Налоговое планирование – это легитимная деятельность налогоплательщика, направленная на снижение его налоговых обязательств. Сложность современного налогового законодательства, неоднозначность трактовки его отдельных норм позволяют налогоплательщику разрабатывать легитимные методы снижения налогов. Можно говорить о том, что налоговое планирование является системой защиты экономического интереса налогоплательщика.

        Стремление налогоплательщика снизить величину уплачиваемых им налогов объяснимо и объективно. Однако практическое воплощение этого стремления нарушает экономический интерес государства. Для защиты своего интереса государство совершенствует налоговое законодательство, а также создает систему налогового контроля. В Российской Федерации в соответствии с налоговым законодательством налоговый контроль осуществляют налоговые органы. Они проводят контроль «за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей» (п. 1 ст. 30 НК).

        Осуществление контроля без применения наказания к тем, кто нарушает налоговое законодательство, было бы совершенно бесполезным. Поэтому система защиты экономического интереса государства должна включать также и систему налоговых санкций (штрафов) для нарушителей налогового законодательства. С этой целью в НК включен специальный разд. VI «Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение».

      • [1] Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.
      • Налоговая система Российской Федерации

        Общее описание налоговой системы Российской Федерации содержится в главе 2 части I Налогового кодекса РФ:

        Глава 2. Система налогов и сборов в Российской Федерации

        Статья 12. Виды налогов и сборов в Российской Федерации. Полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований по установлению налогов и сборов:

        1. В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

        2. Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.

        3. Региональными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.

        Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах.

        При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены настоящим Кодексом. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом.

        Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.

        4. Местными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено настоящим пунктом и пунктом 7 настоящей статьи.

        Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

        Земельный налог и налог на имущество физических лиц устанавливаются настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.

        Земельный налог и налог на имущество физических лиц вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах.

        Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации о налогах, обязательны к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации.

        При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены настоящим Кодексом. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом.

        Представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) законодательством о налогах и сборах в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

        5. Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются настоящим Кодексом.

        6. Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные настоящим Кодексом.

        7. Настоящим Кодексом устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в статье 13 настоящего Кодекса, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов.

        Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, указанных в статьях 13 — 15 настоящего Кодекса.

        Статья 13. Федеральные налоги и сборы

        К федеральным налогам и сборам относятся:
        — налог на добавленную стоимость;
        — акцизы;
        — налог на доходы физических лиц;
        — налог на прибыль организаций;
        — налог на добычу полезных ископаемых;
        — водный налог;
        — сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
        — государственная пошлина.

        Статья 14. Региональные налоги

        К региональным налогам относятся:
        — налог на имущество организаций;
        — налог на игорный бизнес;
        — транспортный налог.

        Статья 15. Местные налоги

        К местным налогам относятся:
        — земельный налог;
        — налог на имущество физических лиц.

        Статья 16. Информация о налогах

        Информация и копии законов, иных нормативных правовых актов об установлении, изменении и прекращении действия региональных и местных налогов направляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в Министерство финансов Российской Федерации и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, а также в финансовые органы соответствующих субъектов Российской Федерации и территориальные налоговые органы.

        Статья 17. Общие условия установления налогов и сборов

        1. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

      • объект налогообложения;
      • налоговая база;
      • налоговый период;
      • налоговая ставка;
      • порядок исчисления налога;
      • порядок и сроки уплаты налога.

      2. В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
      3. При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.

      Статья 18. Специальные налоговые режимы

      1. Специальные налоговые режимы устанавливаются настоящим Кодексом и применяются в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах.

      Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных статьями 13-15 настоящего Кодекса.

      2. К специальным налоговым режимам относятся:

      1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

      2) упрощенная система налогообложения;

      3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

      4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;

      Смотрите так же:

      • Закон о патенте на работу на 2018 год Патент на работу для иностранных граждан в 2018 году Менеджеры компании с радостью ответят на ваши вопросы и произведут расчет стоимости услуг Разрешение на работу — ключевой аргумент иностранца при утверждении права на труд. Федеральный Закон № 357-ФЗ от 24 […]
      • Заявление на стандартный налоговый вычет в 2014 году образец Налоговый вычет на ребёнка в 2018 году Законодательство регламентирует некоторые виды доходов граждан, которые вычитаются из общей суммы при налогообложении. Налоговые вычеты не облагаются обычной ставкой НДФЛ 13%, если они относятся к стандартным. Суммы, […]
      • Приказом мчс россии 306 от 31052012 Законодательная база Российской Федерации Бесплатная консультация Федеральное законодательство Главная ПРИКАЗ МЧС РФ от 31.05.2012 N 306 "О ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМ СИЛУ ПРИКАЗА МЧС РОССИИ ОТ 18.06.2003 N 313" "Российская газета", N 156, […]
      • Программа софинансирования пенсии для пенсионеров в 2018 году Основой для разработки мероприятий стал закон № 56-ФЗ от 30.04.2008, регламентирующий процессы внесения людьми добровольных вкладов в будущее пенсионное содержание. Пополнение бюджета Пенсионного фонда России (ПФР ) совместными усилиями: государства; […]
      • Сахарный диабет тип наследования Сахарный диабет имеет наследственность? Сахарный диабет – неизлечимое заболевание с хроническим течением, и наследственность является одним из главных факторов риска в появлении болезни. Независимо от причин и механизма развития разных типов диабета, […]
      • Определение налог как платеж Сущность, функции и виды налогов Налоги и сборы Налог в соответствии со ст. 8 Налогового кодекса — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, […]
      • Какие необходимы документы для оформления пенсии по инвалидности Оформление пенсии по инвалидности Известно, что 1 января текущего года в РФ начала свою работу «пенсионная реформа» и коснулась она всех пенсионеров, за исключением лиц, потерявших по определенным причинам трудоспособность до того, как достигли пенсионного […]
      • Ав платежи по налогу на прибыль Авансовые платежи по налогу на прибыль в 2018 году: как рассчитать Статьи по теме Предприятия платят авансовые платежи, рассчитанные исходя из прибыли за квартал или из фактической прибыли за месяц. Читайте инструкцию, в каких случаях платить авансовые […]