Налоги ссср в годы нэпа

Налоги ссср в годы нэпа

Попытки совершенствования налоговой системы СССР

Финансовая система во время НЭПа имела много особенностей, тем не менее, она отталкивалась от налоговой системы дореволюционной России как от исходного пункта и воспроизводила ряд ее черт. Складывающаяся система налогообложения имела слабо налаженный податный аппарат и характеризовалась почти полным отсутствием данных для определения финансового положения различных категорий налогоплательщиков, что предопределяло весьма примитивные способы обложения.

Еще одной характерной чертой налоговой системы периода НЭПа являлась множественность налогов и сборов и многократность обложения торгово-промышленного оборота в различных его звеньях. К 1930 г. количество платежей, взимаемых только с обобществленного сектора, достигло 86.

· прямые налоги: промысловый налог, единый натуральный налог, денежный подворный налог, сельскохозяйственный налог, индивидуальное обложение кулацких хозяйств сельскохозяйственным налогом, подоходно-поимущественный, единый общегражданский налог, военный налог, налог на сверхприбыль, квартирный налог, налог с наследств и дарений; · косвенные налоги: акцизы (на спирт, вина, пиво, спички, табачные изделия, гильзы и другие товары), налог с доходов от демонстраций кинофильмов;

· пошлины: патентная, судебная и др.;

· сборы: гербовый, патентный, канцелярский, прописочный, на нужды жилищного и культурно-бытового строительства.

В качестве чрезвычайных налогов вводились:

в 1922 г. – единовременный общегражданский налог для оказания помощи голодающим;

в 1924 г. – единовременный налог на нужды населения, пострадавшего от неурожая.

Низкая квалификация налогового аппарата и техническое несовершенство взимания налогов при одновременном существенном росте потребности государства в доходах явились причиной введения наиболее простых видов налогов и сборов, с акцентом на реальные налоги. В этот период, кроме уже указанных выше, действовали следующие налоги:

· налог на домашнюю прислугу;

· налоги с городских и пригородных садов и огородов;

· сбор с грузов, привозимых и вывозимых по железным и водным путям сообщения;

С 1922 г. промысловый налог взимался на общих основаниях также с государственных, кооперативных, коммунальных и общественных предприятий. Впоследствии уравнительный сбор дифференцировался в зависимости от типа предприятия (государственное, кооперативное, частное) и являлся действенным рычагом вытеснения частного капитала.

Другим важнейшим прямым налогом был подоходно-поимущественный. Им облагались как физические, так и юридические лица: акционерные общества, товарищества и т. п. Поимущественное обложение представляло собой прежде всего налог на капитал. Государственные предприятия были освобождены от поимущественного обложения, но платили подоходный налог в размере 8 %.

Поимущественное обложение прогрессивно возрастало по мере увеличения размера имущества. В результате всякое слияние капиталов – создание товариществ, акционерных обществ – вело к удвоению и утроению обложения. Дважды, по сути дела, облагались и доходы участников акционерных обществ: сначала как совокупный доход акционерного общества, а затем как выплаченные дивиденды. Подобный налоговый гнет толкал частных предпринимателей на путь быстрой наживы, спекуляции, препятствовал рациональной концентрации и накоплению капитала даже на самом примитивном уровне.

Налоги в СССР в период НЭПа

прямые налоги: промысловый налог, единый натуральный налог, денежный подворный налог, сельскохозяйственный налог, индивидуальное обложение кулацких хозяйств сельскохозяйственным налогом, подоходно-поимущественный, единый общегражданский налог, военный налог, налог на сверхприбыль, квартирный налог, налог с наследств и дарений;

косвенные налоги: акцизы (на спирт, вина, пиво, спички, табачные изделия, гильзы и другие товары), налог с доходов от демонстраций кинофильмов;

пошлины: патентная, судебная и др.;

сборы: гербовый, патентный, канцелярский, прописочный, на нужды жилищного и культурно-бытового строительства.

налог со строений в городской местности;

налог на домашнюю прислугу;

налоги с городских и пригородных садов и огородов;

налог на право охоты;

сбор с владельцев транспортных средств (в том числе и велосипедов);

сбор с грузов, привозимых и вывозимых по железным и водным путям сообщения;

сбор за пользование общественными весами;

сбор с пригоняемого на рынок для продажи скота;

сбор с извозного промысла и др.

Первым денежным налогом в условиях НЭПа был введенный в действие в июле 1921 г. промысловый налог, который взимался с частных торговых и промышленных предприятий и состоял из двух частей: патентного и уравнительного сборов. Взимание патентного сбора позволяло осуществить регистрацию предприятия в финансовых органах и получить поступления в бюджет вперед за определенный срок, что имело существенное значение в условиях большой нестабильности работы частных торговых предприятий. Уравнительный сбор позволял усилить обложение предпринимателей, получавших более крупные доходы (взимался ежемесячно в размере 3 % с оборота предприятия).

Нельзя также не отметить значение важнейшего в те годы единого сельскохозяйственного налога, который был введен декретом ВЦИК и СНК от 10 мая 1923 г. взамен единого натурального налога, трудгужналога, подворно-денежного, общегражданского на восстановление сельского хозяйства и ряда других с целью упорядочить налогообложение в деревне.

При обложении налогом учитывались размер пашни и сенокоса (в переводе на пашню), урожайность хлебов и трав, количество рабочего и продуктивного скота. Бедняцким хозяйствам предоставлялись значительные льготы по налогу. Примерно 20 % крестьянских хозяйств (в основном не имевших скота) освобождались от уплаты. Для исчисления налога крестьянские хозяйства распределялись по группам в зависимости от обеспеченности пашней на едока (9 групп), обеспеченности скотом на хозяйство (4 группы) и средней урожайности культур в данной местности (11 разрядов). Такая система построения налога давала возможность установить размер налога в соответствии с примерной доходностью хозяйства. Налог уплачивался деньгами или натурой, а с 1 января 1924 г., с установлением в СССР твердой валюты – в денежной форме.

Дальнейшая реорганизация сельскохозяйственного налога, осуществленная в 1924–1925 гг., ставила задачу максимально приблизить обложение к прогрессивно-подоходной форме, освободив от него бедноту. Налог стал взиматься по совокупности доходов крестьянских хозяйств с применением более резкой прогрессии. Доходы от сельского хозяйства определялись по средним нормам доходности. Расширились льготы для середняцких хозяйств и кооперированных крестьян. С 1928 г. обложение кулацких хозяйств по средним нормам доходности было заменено обложением на основе фактически полученных доходов. В условиях сплошной коллективизации сельскохозяйственный налог был коренным образом перестроен и фактически разделен на три налога: с колхозов и колхозников; с единоличных трудовых крестьянских хозяйств; с кулацких хозяйств.

В формирующейся налоговой системе РСФСР особое место занимали постоянно действующие специальные налоги. Первым из них был рентный налог, введенный в ноябре 1923 г. Основным его назначением являлось упорядочение взимания арендной платы с земель как застроенных, так и незастроенных, находившихся в черте городских поселений и дорог. Взимался налог в виде основной и дополнительной ренты. Основная рента взималась по одной ставке для конкретного города независимо от доходности земли и поступала в государственный бюджет. При исчислении дополнительной ренты учитывали доходность участка, эта часть налога поступала в доходы местных бюджетов.

В 1925 г. был введен специальный военный налог, который уплачивали не призванные в армию мужчины в возрасте от 21 до 40 лет. В течение первых двух лет налог взимался в повышенном размере – 25 % от уплачиваемых этими лицами ставок подоходного и сельскохозяйственного налогов. Поступления от военного налога расходовались исключительно на оказание помощи инвалидам Гражданской войны.

После перехода к НЭПу и одновременно с формированием системы прямого налогообложения государство вводит косвенные налоги в виде акцизов на отдельные товары. Техника их взимания в сравнении с прямыми налогами была менее сложной, и, кроме того, они отвечали принципу массовости налогообложения. В условиях отсутствия квалифицированного налогового аппарата, косвенные налоги превратились в наиболее эффективный источник доходов бюджета. В области косвенных налогов (равно как и прямых) задача финансовых органов заключалась в перенесении основной тяжести налогового бремени на имущие классы и слои населения. С этой целью акцизы дифференцировались в зависимости от качества изделий, продажной цены, круга потребителей.

Курс правительства на свертывание НЭПа проявился во введении налога на сверхприбыль, налога с наследств и дарений, индивидуального обложения кулацких хозяйств сельскохозяйственным налогом.

В СССР налог на сверхприбыль введен в 1926 г. с целью «изъять доходы частнокапиталистических элементов, полученные в результате применения спекулятивных цен». Плательщиками налога являлись владельцы торговых предприятий, предприятий отдельных отраслей промышленности (кожевенной, текстильной, маслобойной, мукомольной, рыбной и т. п.), а также торговые посредники и маклеры. Объектом обложения была прибыль за данный год, превышавшая норму, исчислявшуюся исходя из установленных цен. Норма прибыли определялась губернскими финансовыми отделами совместно с органами торговли. Размер налога не должен был превышать 50 % ставки подоходного налога.

На основании постановления ЦИК и СНК СССР от 29 января 1926 г. был введен налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения. Налогом облагалась вся стоимость наследства или дарения по резко прогрессивной шкале ставок, которые колебались от 1 до 90 %, в зависимости от стоимости имущества. С 1929 г. ставки в общесоюзных пределах устанавливались на подведомственной территории союзными республиками.

В качестве формы дополнительного обложения доходов «кулацких хозяйств» в 1929 г. вводится индивидуальное обложение кулацких хозяйств сельскохозяйственным налогом. Формально эта система устанавливается с целью усилить обложение наиболее богатых хозяйств, доходы которых учитывались недостаточно полно при взимании сельскохозяйственного налога на общих основаниях по установленным нормам доходности. При этом в облагаемые включались доходы от всех источников сельского хозяйства и от всех видов неземледельческих заработков. Основными признаками отнесения хозяйств к кулацким считались:

систематическое применение в хозяйстве наемного труда;

наличие в хозяйстве мельницы, маслобойки, крупорушки, картофельной и плодовоовощной сушилок и других подобных предприятий, при условии применения в них механических двигателей или наемного труда;

систематическая сдача внаем постоянно или на сезон специально оборудованного помещения;

скупка для перепродажи;

торговля или ростовщичество.

Сборы и пошлины

налоговый система финансовый политика

Отдельно следует остановиться на существовавшей в период НЭПа системе пошлин и сборов. В СССР пошлина представляла собой плату, взимаемую некоторыми учреждениями (судом, Госарбитражем, нотариальной конторой и др.) за определенные действия или услуги, оказываемые предприятиям, организациям, учреждениям и отдельным гражданам. До налоговой реформы 1930–1932 гг. существовало множество различных пошлин.

Патентная пошлина представляла собой плату за предоставление исключительного права на использование изобретений в соответствии с выдаваемым патентом. Патентная пошлина была введена в 1922 г. и взималась за каждую заявку на выдачу (переоформление) патента на изобретение, за подачу возражений на отказ в выдаче патента, а также за регистрацию документа о выдаче лицензии.

Судебная пошлина, взимавшаяся до 1930 г., представляла собой плату предприятий, учреждений, организаций и граждан за рассмотрение исковых заявлений и кассационных жалоб судебными учреждениями, а также за выдачу ими копий бумаг и документов. Помимо пошлины, была установлена плата за засвидетельствование народными судьями безденежных актов и документов, доверенностей на получение заработной платы, денежной и посылочной корреспонденции. Судебная пошлина взималась и при рассмотрении дел в арбитражных комиссиях и исковых заявлений о правах на землепользование в соответствующих земельных комиссиях.

Пошлины, действовавшие в период НЭПа, в ходе реформы 1930–1932 гг. были либо отменены, либо объединены в единую государственную пошлину.

К числу основных сборов, взимавшихся в 1920-е гг., относятся: патентный, прописочный, канцелярский и гербовый.

Патентный сбор представлял собой платеж в бюджет в составе промыслового налога, взимавшийся в СССР в 1921–1928 гг. с торговых и промышленных предприятий, а также с граждан, имевших доходы от занятий промыслами (уплачивался авансом за определенный период по твердым ставкам, устанавливаемым в зависимости от местонахождения и разряда предприятия).

Прописочный сбор взимался в виде платы за прописку документов – удостоверений личности. Впервые введен в декабре 1921 г. Декретом ВЦИК и СНК, предоставившим исполкомам местных Советов право взимать сбор в городских местностях.

Канцелярский сбор взимался в качестве платы за выдаваемые гражданам СССР и отдельным предприятиям (по их просьбе) копии, выписки, справки, удостоверения и другие документы (разновидность пошлины). Взимался с марта 1922 г. всеми советскими государственными учреждениями, а с июля 1925 г. – только таможенными учреждениями, судебными органами и учреждениями, выполнявшими судебные функции. Уплачивался специальными канцелярскими марками или наличными деньгами.

Гербовый сбор взимался в СССР в качестве платы с отдельных лиц и организаций при оформлении гражданско-правовых сделок, выдаче документов и др. В первые годы в Советской России сбор взимался по несколько измененному дореволюционному законодательству, а в октябре 1920 г. был отменен. Вновь введен с февраля 1922 г. По Уставу о государственном гербовом сборе им облагались письменные обращения частных лиц, предприятий и организаций в правительственные учреждения и письменные ответы последних, документы и бумаги, оформляемые по гражданско-правовым сделкам. Размер сбора определялся по специальному табелю в твердых ставках (простой гербовый сбор) или в процентах к сумме сделки (пропорциональный гербовый сбор). От сбора освобождались государственные предприятия, не платившие промысловый налог, партийные, комсомольские и профсоюзные, научные и культурно-просветительные организации, а также лица, состоящие на социальном обеспечении. Сбор уплачивался гербовыми знаками либо наличными деньгами в кассы банка или другого учреждения, имевшие право принимать сбор. Доходы государственного бюджета от взимания сбора были невелики.

Источником доходов различного рода фондов государственных и общественных организаций были добровольные взносы (платежи) физических и юридических лиц (форма самообложения населения). Уплата добровольных взносов в установленном законом порядке и при соблюдении определенных ограничений могла приводить к уменьшению налогооблагаемой базы по подоходным налогам. В СССР добровольные взносы допускались только с разрешения правительства и являлись формой участия населения денежными средствами в финансировании затрат, производимых государственными и общественными организациями. В 1920-х гг. их проводили Международная организация помощи борцам революции (МОПР), Союз обществ друзей обороны и авиационно-химического строительства (Осоавиахим СССР) и др.

Наряду с широкими практическими мероприятиями, в период НЭПа разрабатывалось большое количество проектов по совершенствованию налоговой системы СССР.

Значительную роль в совершенствовании механизма налогообложения сыграл Научно-исследовательский институт при Наркомате финансов, возглавляемый Н.Д. Кондратьевым, автором теории больших циклов конъюнктуры, смена которых связана с качественными изменениями в хозяйственной жизни общества. Под руководством Н.Д. Кондратьева был разработан первый перспективный план развития сельского и лесного хозяйства СССР на 1923–1928 гг.

Большой интерес и сегодня представляют такие труды крупного теоретика и историка налогообложения профессора В.Н. Твердохлебова, как «Обложение городских недвижимостей на Западе» (1906–1909), «О реформе прямых налогов в России» (1916), «Финансовые очерки» (1916), «Новейшие финансовые проблемы (1914–1923)» (1923), «Местные финансы» (1927), «Государственный кредит» (1928). Однако идеи и предложения, высказываемые ведущими российскими теоретиками и практиками, не нашли применения в СССР. В 1920-е гг. вопросы налогообложения рассматривались также в трудах И. Кулишера, В. Менькова, Я. Торгулова, Д. Кузовкова и д.р.

Необходимо отметить, что в первые годы НЭПа налоговые поступления являлись основным источником доходов государственного бюджета, но по мере развития народного хозяйства их доля сокращалась, а поступления неналоговых доходов возрастала. В последующие годы в систему взимания как прямых, так и косвенных налогов неоднократно вносились существенные изменения, связанные с усилением прогрессивности налогообложения, повышением необлагаемого минимума, введением ряда льгот для государственной и кооперативной промышленности. При всем их разнообразии суть сводилась к одному – вытеснению частного капитала.

Проводимая государством в дальнейшем налоговая политика исходила не из всесторонне взвешенного анализа жизнеспособности того или иного общественного экономического уклада, полезности его для страны, а из упрощенно понимаемых потребностей пролетарского государства в форсированной социализации народного хозяйства.

История налогов в России. Толкушкин А.В. – М.: 2000.

Налоги в механизме хозяйствования. — М.: 1991.

Большая Советская Энциклопедия. – М.: 1970 – 1977.

История финансовой мысли и политика налогов. Пушкарева В.М. – М.: 2001.

Налоговое право РФ. Крохина М. – М.: 2004.

Основы теории налогов и налогообложения. Пинская М.Р. – М.: 2004.

Налоговое право. Экзаменационные ответы. Тедеев А.А., Парыгина. В.А. – М.: 2005.

Гензель П. Система налогов Советской России – М.: 2000.

Трест – объединение предпринимателей, характеризующееся тем, что входящие в него предприятия теряют свою производственную, коммерческую и юридическую самостоятельность и подчиняются единому управлению.

Синдикат – объединение предпринимателей, которое берет на себя осуществление своей коммерческой деятельности при сохранении производственной и юридической самостоятельности входящих в него предприятий.

Продналог (продовольственный налог) – натуральный налог с крестьянского хозяйства, введенный в СССР вместо продразверстки (продовольственной разверстки).

Трудгужналог (трудовой и гужевой налог) – форма обязательного привлечения населения к бесплатному выполнению определенных работ и использования принадлежащих отдельным гражданам гужевых средств по указанию органов Советской власти.

Лишенцы – в СССР до принятия Конституции 1936 г. человек, лишенный избирательных и других гражданских прав в связи с принадлежностью к эксплуататорскому классу.

Губсовнархоз – губернский совет народного хозяйства.

88. Налоговая политика в период нэпа

. На первом этапе нэпа система налогообложения характеризова­лась множественностью различных сборов. Законодатель добивался упорядоченности налогообложения, сводя различные сборы в еди­ный натуральный налог, отменяя чрезвычайные сборы, устанавливая единый порядок взимания налогов. Центр тяжести при этом перено­сился на группу косвенных налогов, что было обусловлено самой структурой налогооблагаемых хозяйств (неразвитость частного ка­питала, мелкотоварный характер кустарных производств и т.п.).

В июле 1921 г. было принято первое Положение о промысловом налоге.

Одновременно стало возрастать значение другого прямого нало­га — подоходного. В постановлении X съезда Советов (декабрь 1922 г.) говорилось о необходимости «усилить обложение новой бур­жуазии и тех буржуазных профессий и промыслов, которые возрож­даются при нэпе». Впервые подоходный налог был введен в ноябре 1922 г.

Важное место в налоговой системе заняли местные налоги. В де­кабре 1921 г. и в конце 1922 г. законодатель дал перечень объектов, облагаемых местными налогами и установил предельные ставки об­ложения. Однако местные органы сами дополнительно вводили новые сборы и платежи. К налоговым платежам относились; расходы на имущественное страхование, квартирный налог, налог на торго­вое помещение, гербовый сбор (на деловые бумаги), сборы в фонд помощи голодающим, принудительное размещение выигрышных займов, надбавки на местные нужды и т.п. Снимая часть налоговой нагрузки с кооперации и кустарей, государство перекладывало ее на частнокапиталистические предприятия. В декабре 1923 г. от уплаты промыслового налога были освобождены низовые звенья коопера­ции, тогда же льготы по подоходному налогу были распространены

на все виды кооперативов. Налоговые льготы получили также раз­личные кустарно-промысловые товарищества и артели мелких про­изводителей.

89. Реорганизация юстиции и правоохранительных органов в годы нэпа

В мае 1922 г. ВЦИК утвердил Положение о прокурорском надзо­ре. При разработке проекта большинство членов комиссии высказы­вались за двойное подчинение органов прокуратуры: по вертика­ли — вышестоящим прокурорским органам и по горизонтали — местным исполкомам. В. И. Ленин возражал против принципа «двой­ного подчинения», настаивал на единственно вертикальном подчи­нении прокурорских органов. Его концепция составила основу Положения о прокурорском надзоре.

ВЦИК учреждал государственную прокуратуру в составе Наркомюста (но не как автономную систему). Нарком юстиции возглавлял прокуратуру, являясь Прокурором Республики. Прокурор Респуб­лики в своей деятельности опирался на помощников. Губернские прокуроры и их помощники назначались Прокурором Республики. При трибуналах состояли особые прокуроры, подчиненные помощ­нику Прокурора Республики.

На прокуратуру возлагалось: осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйст­венных, общественных и частных организаций и частных лиц (общий надзор); наблюдение за деятельностью следственных органов и до­знанием, за деятельностью органов ОГПУ; поддержание обвинения в суде; наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей. Эти четыре основные функции прокуратуры сохраняются затем во всех последующих положениях о прокурорском надзоре.

Прокурор Республики наделялся правом входить с предложения­ми об отмене незаконных постановлений наркоматов и иных цент­ральных ведомств, опротестовывать их решения в СНК и Президиу­ме ВЦИК, руководить деятельностью прокуроров на местах.

Одновременно с Положением о прокурорском надзоре ВЦИК принял Положение об адвокатуре. При губернских отделах юстиции создавались коллегии защитников, состав которых утверждался гу­бернским исполкомом. Члены коллегии не могли одновременно ра­ботать в государственных организациях. В задачи адвокатуры входи­ло оказание юридической помощи гражданам и зашита их интересов в суде.

В декабре 1921 г. XI Всероссийская конференция РКП(б) приня­ла решение о реорганизации ВЧК. IX Всероссийский съезд Советов принял постановление об упразднении ВЧК, а в феврале 1922 г. Президиум ВЦИК издал декрет о создании Государственного поли­тического управления (ГПУ) при НКВД. На ГПУ возлагались задачи по предупреждению, раскрытию и пресечению «враждебной дея­тельности антисоветских элементов», охрана «государственной тайны, борьба со шпионажем, с враждебной деятельностью ино­странных разведок и контрреволюционных центров» за рубежом, а также с контрабандой. В распоряжении ГПУ находились особые части войск. Все общеуголовные дела передавались в ревтрибуналы и народные суды по принадлежности. Деятельность ГПУ сосредото­чивалась на раскрытии политических и антигосударственных пре­ступлений.

Органы ГПУ получали право на проведение розыскных действий, дознания, предварительного следствия и мер административного воздействия. При этом внесудебные репрессии (применявшиеся ранее ВЧК) отменялись, подготовленные следственными органами ГПУ дела передавались в судебные инстанции. Были установлены процессуальные сроки проведения дознания и следствия органами безопасности, условия проведения обысков и арестов.

Налоги в СССР в период НЭПа (стр. 1 из 3)

Важнейшие налоги в условиях НЭПа

Изучение развития отечественной налоговой системы дает возможность, с одной стороны, исследовать положительный опыт прошлых лет и учесть ошибки, а с другой стороны, использовать все это наследие в настоящее время в соответствии с современными тенденциями развития российской экономики.

Переход к НЭПу, проявившийся в разрешении торговли, возрождении кустарных промыслов, восстановлении денежного обращения и кредитных отношений, допуске различных форм собственности, обусловил возрождение налоговой системы после периода “военного коммунизма”. Следует отметить, что именно развитие различных форм собственности, а также действие экономических законов явилось одним из главных условий функционирования налоговой системы. Опыт 1920-х гг. показалывает, что нормальное налогообложение возможно лишь при определенном построении отношений собственности, которые обеспечивали бы правовую обособленность предприятий от государственного аппарата управления. Это обособление необходимо не только для создания правильного налогообложения, но и для нормального механизма перелива капитала между отраслями и предприятиями, для формирования рынка капиталов.

Особенности финансовой политики СССР в период НЭПа

Фискальную политику государства в период НЭПа претворял в жизнь Народный комиссариат финансов. По Положению о Наркомфине СССР, принятому ЦИК СССР в ноябре 1923 г., Наркомат, возглавляемый наркомом финансов, имел коллегию и включал 12 основных структурных подразделений (в том числе управления: общее, бюджетное, валютное, государственных налогов, государственных доходов, финансово-контрольное, местных финансов; финансово-экономическое бюро; Главное управление государственными трудовыми сберегательными кассами; Главное управление государственного страхования; Госбанк и др.). Сбор налогов осуществлялся системой Народного комиссариата финансов с помощью налоговых комиссий – общественных органов, созданных в помощь финансовым (налоговым) инспекторам и исполнительным комитетам местных Советов с целью наиболее полного учета плательщиков налогов, облагаемых доходов и правильного исчисления налоговых платежей. В налоговые комиссии входили представители местных исполнительных комитетов, профсоюзов и по два рекомендованных исполнительным комитетом плательщика.

Систему налогов и сборов при НЭПе составляли:

· прямые налоги: промысловый налог, единый натуральный налог, денежный подворный налог, сельскохозяйственный налог, индивидуальное обложение кулацких хозяйств сельскохозяйственным налогом, подоходно-поимущественный, единый общегражданский налог, военный налог, налог на сверхприбыль, квартирный налог, налог с наследств и дарений;

· косвенные налоги: акцизы (на спирт, вина, пиво, спички, табачные изделия, гильзы и другие товары), налог с доходов от демонстраций кинофильмов;

В 1922–1923 гг. отмечалась большая активность местных органов власти, что выражалось в появлении массы не предусмотренных никакими законами различного рода налогов и сборов.

· налог со строений в городской местности;

· налог на право охоты;

· сбор с владельцев транспортных средств (в том числе и велосипедов);

· сбор за пользование общественными весами;

· сбор с пригоняемого на рынок для продажи скота;

· сбор с извозного промысла и др.

Одним из основных доходных источников местных бюджетов в период НЭПа был квартирный налог. С середины 1920-х гг. местным Советам разрешалось вводить квартирный налог для увеличения средств, направляемых на жилищное строительство, за счет повышения уровня налогообложения «нетрудовых элементов». Налог взимался с владельцев торговых и промышленных предприятий, строений в городах и сдаваемых внаем помещений вне городов. Ставки квартирного налога устанавливались на единицу площади в пределах, утвержденных общесоюзным законодательством, и дифференцировались в зависимости от величины доходов. Из поступавших сумм налога 20 % отчислялись в специальные фонды Цекомбанка СССР (Центрального Коммунального банка СССР) для выдачи ссуд на строительство жилья для рабочих, 80 % зачислялись в местные фонды кредитования рабочего жилищного строительства. (В ходе налоговой реформы 1930–1932 гг. квартирный налог был упразднен.)

Налогообложение в СССР в период нэпа 1922-1929 годов

Основы нэпа были разработаны В. И. Лениным в 1921 г. Основные положения новой экономической политики, принятые X съездом РСДРП(б), состояли в следующем:

– разрешение частной торговли и мелких частных предприятий;

– допущение государственного капитализма в виде концессий, аренды мелких промышленных предприятий и земли под строгим контролем государства;

– замена продразверстки продналогом;

– перевод государственной промышленности на хозрасчет;

– замена натуральной заработной платы денежной по количеству и качеству труда.

Новая экономическая политика допускала некоторое развитие капиталистических элементов при сохранении Советским государством командных высот в народном хозяйстве. Целью нэпа было быстрое восстановление народного хозяйства после войны и разрухи и его социалистическая перестройка.

Переход к нэпу потребовал коренного изменения финансовой и налоговой политики и реформы всей налоговой системы, которую пришлось создавать практически заново.

При проведении налоговой реформы использовался опыт дореволюционной России, однако необходимо было учитывать совершенно новые социально-экономические условия страны, сложившиеся после завершения Гражданской войны к 1921 г.:

– почти полная национализация промышленности;

– экономическое разорение в результате войны;

– катастрофическое обесценивание рубля;

– изменение классового состава населения.

Основные аспекты налоговой политики Советской власти на этом этапе подразумевали следующее решение главных задач [8, с. 209-210]:

1) фискальной – добиться бездефицитного бюджета и прекратить денежную эмиссию;

– перераспределить национальный доход и общественный капитал в пользу производств, более необходимых обществу;

– накопить капитал для вложения в промышленность;

– стимулировать производство и экспорт;

– ограничить рост частного сектора;

– защитить интересы беднейших слоев населения (рабочего класса и крестьянской бедноты).

Главным фактором финансовых преобразований, которые создали условия для успешного проведения налоговой реформы, была денежная реформа 1922–1924 гг., в результате которой была прекращена эмиссия советских денежных знаков и введен в обращение золотой червонец.

Основные черты новой налоговой системы можно описать следующим образом:

1) основу налоговой системы составили прямые налоги, в первую очередь подоходно-поимущественные;

2) классовый подход в установлении налоговой нагрузки на различные слои населения предполагал умеренное налогообложение трудящихся, прогрессивное повышение налогов на частнокапиталистические элементы, более мягкое обложение государственных и кооперативных предприятий в сравнении с частными, освобождение от налогов низкооплачиваемых рабочих и служащих, а также крестьянской бедноты, повышенное обложение предметов роскоши;

3) умеренность обложения;

4) косвенные налоги носили вспомогательный характер, так как по своей сути они несправедливы и не учитывают уровня благосостояния и платежеспособности.

Характерной особенностью налоговой системы этого периода являлась множественность налогов и сборов и многократность обложения торгово-промышленного оборота в различных его звеньях. К 1930 г. число платежей, взимаемых только с обобществленного сектора экономики, достигло 86.

Систему налогов и сборов в этот период составляли следующие виды обязательных платежей [9, с. 207–209]:

1) прямые налоги: промысловый; единый натуральный; денежный подворный; сельскохозяйственный налог; подоходно-имущественный налог; единый общегражданский налог; квартальный налог; налог с наследств и дарений; индивидуальное обложение кулацких хозяйств сельхозналогом; военный налог; налог на сверхприбыль и др.;

2) косвенные налоги: акцизы (12 видов); налог с доходов от демонстрации кинофильмов;

3) пошлины: таможенные; патентные; судебные и др.;

4) сборы: гербовый, патентный, канцелярский, прожиточный и др.;

5) чрезвычайные налоги: единовременные налоги на нужды пострадавших от неурожая и др.

К 1926 г. доля поступлений от прямых налогов достигла 82% (в 1922 г. доля прямых налогов составляла 43%) [3, с. 209].

В сфере косвенных налогов также проводился классовый принцип налогообложения за счет установления повышенных акцизов на предметы роскоши. За счет этого бюджет получал более половины всех поступлений от косвенных налогов.

В 1924 г. был отменен сухой закон, действовавший в России с 1914 г. и восстановлена государственная монополия на продажу спирта в той же форме, в какой она была установлена в 1894 г. С. Ю. Витте. Причиной отмены сухого закона стала не столько потребность в дополнительных доходах, сколько массовое самогоноварение среди крестьян. В результате из хлебных ресурсов страны ежегодно «выпадало» около 80–100 млн пудов хлеба, что составляло около четверти всех хлебных ресурсов. По приблизительным оценкам к моменту отмены сухого закона в России производилось 35–40 млн ведер самогона. Для сравнения: для всех государственных нужд в этот период производилось 3 млн ведер спирта, в том числе для нужд Наркомзема и армии – 2 млн ведер.

К концу 1920-х гг. Советское правительство смогло практически полностью восстановить народное хозяйство, при этом за счет принимаемых мер, в том числе налогового характера, из него были почти полностью вытеснены частно-капиталистические элементы. В стране с 1927 г. был взят курс на коллективизацию.

Цели нэпа были достигнуты: были созданы условия для перехода к следующему этапу построения социализма в СССР. Руководство страны понимало, что Россия существенно отстает от развитых капиталистических стран. Внешняя обстановка требовала проведения ускоренной индустриализации, которая могла быть проведена только за счет собственных ресурсов страны. В этот период И. В. Сталин так оценивал положение СССР: «Мы отстали от развитых стран на 50–100 лет. Нам надо пробежать их за 10 лет, иначе нас сомнут» [цит. по: 5].

Политика коллективизации и индустриализации сопровождалась многими трудностями и жертвами, однако ее результатом стала победа СССР в Великой Отечественной войне над силами объединенной Европы.

Изменение стратегии развития государства потребовало столь же радикального реформирования налоговой системы в 1930-е гг.

Смотрите так же:

  • Субсидии измайлово MosOpen.ru — Электронная Москва Отдел центра жилищных субсидий «Измайлово» ВАО города Москвы (РОЦЖС Измайлово № 41) является территориальным подразделением Городского центра жилищных субсидий Москвы (ГУ ГЦЖС). РОЦЖС Измайлово № 41 осуществляет приём […]
  • Осаго в черниковке Адреса офисов Росгосстрах — Росгосстрах Уфа (Уфимская губерния) Офисы Росгосстрах в Уфе: Офис страхования на Мира — 16 Адрес: г. Уфа, ул. Мира, д. 16 Телефон: +7 (347) 242-23-52 Время работы: пн-пт – 08:30 — 17:30, перерыв 12.30 — 13.30, сб, вс – […]
  • Малиновский отдел субсидий MosOpen.ru — Электронная Москва Отдел центра жилищных субсидий «Даниловский» ЮАО города Москвы (РОЦЖС Даниловский № 59) является территориальным подразделением Городского центра жилищных субсидий Москвы (ГУ ГЦЖС). РОЦЖС Даниловский № 59 осуществляет приём […]
  • Бух проводки налога на землю Проводки по начислению земельного налога Отправить на почту Начисление земельного налога проводки могут отражать несколькими способами — в зависимости от характера использования земельного участка в хозяйственной деятельности организации. Цель нашей статьи — […]
  • Материнский капитал на кредитном калькуляторе Ипотечный калькулятор с материнским капиталом: порядок расчета Ипотечный калькулятор с материнским капиталом — инструмент для расчета кредита и составления графика выплат. Порядок направления и реализации средств маткапитала регулируется ст.7 ФЗ «о […]
  • Закон тождества примеры нарушения Закон тождества примеры нарушения Основные законы логики Равна ли мысль самой себе (Закон тождества) Первый и наиболее важный закон логики – это закон тождества, который был сформулирован Аристотелем в трактате «Метафизика» следующим образом: «…иметь не […]
  • Комментарии к мошенничество Комментарии к СТ 159 УК РФ Статья 159 УК РФ. Мошенничество Комментарий к статье 159 УК РФ: При квалификации мошенничества необходимо использовать Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2007 г. "О судебной практике по делам о мошенничестве, […]
  • Земельный налог в 2018 году для юридических лиц в краснодарском крае Ставка транспортного налога для пенсионеров в 2018 году в Краснодарском крае Транспортный налог (далее – ТН) – региональный сбор, взимаемый с налогоплательщиков (физических или юридических лиц), имеющих в собственности ТС, зарегистрированные в установленном […]