Налоги уплаченные во внебюджетные фонды

Содержание:

Налоги и внебюджетные фонды (стр. 1 из 16)

1.1 Налоги и сборы

Налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. (Налоговый кодекс РФ, ст. 8 п. 1).

Безвозмездность налога означает, что его уплата не сопровождается ответным индивидуальным обязательством со стороны государственных налоговых органов. Безвозмездность налоговых платежей, вообще говоря, относительна, поскольку полученные таким образом доходы используются государством для осуществления расходов, предоставления налогоплательщикам общественных благ. Однако для конкретных плательщиков выгоды, получаемые от государственных расходов, могут быть недостаточной компенсацией их налоговых платежей. Поэтому налоги связаны с государственным принуждением, то есть применением санкций в случае неполной или несвоевременной их уплаты.

В российском налоговом законодательстве различаются такие понятия, как “налог” и “сбор”. Под сбором понимается обязательный взнос, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщика государственными органами, органами местного самоуправления или иными уполномоченными учреждениями определенных юридических действий. (Налоговый кодекс РФ, ст. 8 п.2)

Особенностью сборов является то, что они носят целевой характер и служат для формирования целевых денежных фондов (например, сбор на нужды образовательных учреждений, на содержание правоохранительных органов и т.п.). Поэтому сборы также называются маркированными , или целевыми обязательными отчислениями. Налоги, напротив, не являются целевыми отношениями, и поступают в централизованный бюджетный фонд.

В развитых странах от 30 до 50% валового внутреннего продукта перераспределяется в форме налоговых и других обязательных отчислений (в частности, взносов на социальное страхование), что свидетельствует о высоком уровне государственного регулирования. В России доля налоговых поступлений в консолидированный бюджет составляет около 20% от ВВП. Примерно половину от этой величины образуют налоговые доходы федерального бюджета.

О поступлении администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет в январе-октябре 2009 года.

Всего в январе-октябре2009годав федеральный бюджет поступило 2 472,1 млрд. рублей администрируемых доходов, что на 32% меньше, чем в январе-октябре2008года.

Основная масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями НДС (41%), налога на добычу полезных ископаемых (31%), ЕСН (17%) и налога на прибыль (6%).

Поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет в январе-октябре 2009 года составили 158,9 млрд. рублей. По сравнению с январем-октябрем 2008 года поступления снизились в 4,3 раза.

Снижение поступлений обусловлено ухудшением результатов финансово-хозяйственной деятельности организаций и снижением с 2009 года ставки налога, зачисляемого в федеральный бюджет, с 6,5% до 2 процентов. Суммы убытков, заявленные налогоплательщиками, выросли в 2 раза и за I полугодие т.г. составили 1,3 трлн. рублей, или столько же, сколько за весь 2008 год. Значительные объемы убытков зафиксированы в металлургии, машиностроении и банковском секторе.

Поступления единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет , в январе-октябре 2009 года составили 414,3 млрд. рублей и по сравнению с январем-октябрем 2008 года выросли на 2,9 млрд. рублей, или на 0,7%.

Поступления налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в январе-октябре 2009 года составили 1 003,4 млрд. рублей и по сравнению с январем-октябрем 2008 года выросли на 4,8%.

Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь , поступило в январе-октябре 2009 года 24,5 млрд. рублей, что на 29% меньше, чем в январе-октябре 2008 года.

Поступления по сводной группе акцизов в федеральный бюджет составили в январе-октябре 2009 года 67,3 млрд. рублей и снизились относительно января-октября 2008 года на 35%.

Снижение поступлений по сводной группе акцизов в федеральный бюджет обусловлено изменением законодательства в части акцизов на нефтепродукты. С 2009 года уплата акцизов на автомобильный бензин, дизельное топливо и моторные масла осуществляется в бюджет субъекта Российской Федерации в полном объеме.

Налога на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ) в январе-октябре2009года поступило в федеральный бюджет 773,6 млрд. рублей, в том числе на добычу нефти – 698,5 млрд. рублей, газа горючего природного – 60,1 млрд. рублей, газового конденсата – 5,2 млрд. рублей.

По сравнению с январем-октябрем2008годапоступления НДПИ снизились в 1,8 раза, что обусловлено снижением цены на нефть (с 105,8$ в декабре 2007 года – сентябре 2008 года до 54,6$ в декабре 2008 года – сентябре 2009 года, или в 1,9 раза).

Страховых взносов, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, в январе-октябре2009года поступило 1 034,6 млрд. рублей, что на 0,8% больше, чем в январе-октябре2008года.

В Фонд социального страхования Российской Федерации (без учета суммы расходов, произведенных налогоплательщиками на цели государственного социального страхования (суммы выплаченных пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и др.))в январе-октябре2009года поступило 54,8 млрд. рублей, что на 14,2% меньше, чем в январе-октябре2008года.

В Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в январе-октябре2009года поступило 73,9 млрд. рублей, что на 0,9% больше, чем в январе-октябре2008года.

В территориальные фонды обязательного медицинского страхования в январе-октябре2009года поступило 135,5 млрд. рублей, что соответствует поступлениям января-октября 2008 года.

1.2 Основные элементы налоговой системы

Основными элементами налоговой системы являются:

· совокупность налогов, взимаемых на территории данной страны;

· система полномочий органов государственной власти в области налогового регулирования, касающаяся разработки и принятия налогового законодательства, определения порядка распределения налоговых поступлений между уровнями бюджетной системы и т.д.;

· государственные налоговые органы, обеспечивающие сбор налогов, контроль за правильностью их исчисления и уплаты.

К числу участников налоговых отношений в России относятся:

1) организации и физические лица – налогоплательщики, плательщики сборов и налоговые агенты;

2) государственные налоговые органы – Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и его территориальные подразделения;

3) государственные таможенные органы – Государственный таможенный комитет Российской Федерации и его территориальные подразделения;

4) государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы и должностные лица, осуществляющие прием и взимание налогов и сборов, а также контроль за их уплатой;

5) Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов федерации и органов местного самоуправления – при решении вопросов об отсрочке и рассрочке уплаты налогов и сборов, а также других вопросов, отнесенных к их компетенции налоговым законодательством.

Важнейшими участниками налоговых отношений являются налогоплательщики и плательщики сборов.

Под налогоплательщиком (или субъектом налога )понимается физическое или юридическое лицо, на которое в соответствии с действующим законодательством возложена обязанность по уплате налога. Поскольку налоги являются отношениями принуждения, законодательство определяет круг обязанностей налогоплательщиков. К их числу относятся:

· уплата законно установленных налогов;

· постановка на учет в налоговых органах;

· ведение учета своих доходов, расходов и объектов налогообложения;

· предоставление в налоговые органы соответствующих налоговых деклараций и иных документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов;

· исполнение законных требований налоговых органов по устранению выявленных нарушений;

· обеспечение в течение установленного срока (в России — 3 года) сохранности бухгалтерской отчетности и иных документов, необходимых для целей налогообложения, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций — не только доходы, но и произведенные расходы), и уплаченные налоги.

Ряд дополнительных обязанностей возлагается на налогоплательщиков — юридических лиц. Юридические лица обязаны сообщать в налоговый орган по месту учета следующие сведения:

· об открытии или закрытии счетов — в пятидневный срок;

· обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях — в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;

· обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ — в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации;

· о прекращении своей деятельности, объявлении несостоятельности (банкротстве), ликвидации или реорганизации — в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения;

· об изменении своего места нахождения — в срок не позднее десяти дней со дня принятия такого решения.

Налогоплательщики и плательщики сборов несут ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей. Так, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем взыскания денежных средств с банковских счетов налогоплательщика. Если этих средств недостаточно для покрытия налоговых обязательств, государство вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика

Налоги уплаченные во внебюджетные фонды

ИП, избравшие в качестве налогового режима общую систему налогообложения, должны выплачивать в бюджет три обязательных налога:

  • Налог на добавленную стоимость (НДС). При этом возможно три варианта налоговой ставки: 18% — самая распространенная и широко применяемая, 10% — используется тогда, когда ИП работает с определенным перечнем товаров, прописанным в законе, например, медицинскими, детскими и продуктовыми товарами и 0% — эта ставка применяется крайне редко, в основном в тех случаях, когда производится экспорт товаров.
  • Налог на доход физического лица (НДФЛ) – 13%, но только при условии, что ИП является резидентом РФ, если нет, то этот налог будет равен 30%.
  • Налог на имущество физического лица – 2%, в тех случаях, если имущество используется в предпринимательских целях.
  • Кроме вышеперечисленных налогов, иногда индивидуальные предприниматели бывают обязаны оплачивать местные и региональные налоги, такие как:

    • транспортный налог;
    • земельный налог;
    • налог за добычу полезных ископаемых;
    • налог за использование водных объектов;
    • налог за использование биологических ресурсов;
    • акцизные сборы;
    • таможенные пошлины.
    • Сроки оплаты налогов ИП на общей налоговой системе

      Находящиеся на ОСНО ИП должны помнить о сроках налоговых выплат.

    • По НДС – ежеквартально, но не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Выплаты по НДС можно также разбить на помесячный режим – тогда НДС надо оплачивать в равных долях, также до 25 числа месяца, следующего за отчетным включительно;
    • НДФЛ – по итогам квартала, полугодия и 9 месяцев, но не позже 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Окончательный расчет должен производиться не позднее 15 июля следующего года;
    • налог на имущество – до 1 декабря года, следующего за отчетным.
    • Сроки уплаты местных налогов определяются законодательно на региональном уровне – уточнять сроки оплаты по ним нужно в территориальных ИФНС.

      Обязательные платежи на ОСНО

      Помимо вышеперечисленных налогов, все ИП, находящиеся на общем налоговом режиме, должны оплачивать страховые взносы во внебюджетные фонды. Это:

    • выплаты в Пенсионный фонд РФ в размере 22% (для формирования будущей пенсии);
    • выплаты в ФСС – 2,9% (на оплату больничных листов), 0,2%( на случай производственных травм и несчастных случаев, а также развития профессиональных заболеваний);
    • выплаты в ФФОМС – 5,1% (на различные медицинские цели).
    • Все эти взносы ИП должен производить как за себя лично, так и, при найме персонала, за каждого из наемных сотрудников. При этом взносы в ПФР можно оплачивать как единовременно в любой момент календарного года, так и поквартально. Последний вариант наиболее удобен, поскольку позволяет контролировать своевременность и полноту выплат во все внебюджетные фонды. В ФСС и ФФОМС взносы нужно делать каждый месяц, не позднее 15 числа.

      Какую отчетность должен сдавать ИП по налогам на ОСНО

      При применении общего налогового режима, предприниматели должны предоставлять в налоговую инспекцию следующие декларации:

    • по налогу на добавленную стоимость (НДС) – по истечении каждого квартала, но не позже 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом;
    • по НДФЛ – форму 3 НДФЛ раз в год, но не позже 30 апреля следующего года. При этом, налог надо оплатить не позже середины июля также следующего года.
    • Кроме этих двух документов до 1 апреля следующего же года надо передавать налоговым специалистам справку по форме 2 НДФЛ о доходах наемных сотрудников и информацию по среднесписочному количеству работников – до 20 января следующего за отчетным года. В фонд социального страхования ИП, имеющий наемный персонал, обязан предоставлять справку по форме 4-ФСС ежемесячно.

      Внимание! Если по каким-либо объективным причинам ИП на какой-то период времени приостановил свою деятельность, из-за чего у него не стало движения финансовых средств ни по счетам, ни в кассе, он может заменить декларации по НДС и налогу на прибыль на одну — Единую упрощенную декларацию. При этом НДФЛ в Единую декларацию включать нельзя.

      К сведению. Эксперты подсчитали, что за год индивидуальные предприниматели на общей системе налогообложения должны сдавать в контролирующие органы не менее 21 отчетного документа.

      Ведение учета ИП на ОСНО

      Хотя закон не требует обязательного ведения ИП бухгалтерского учета в полном объеме, но некоторые правила соблюдать все же необходимо. В числе прочего ИП обязан:

    • вести книгу учёта доходов и расходов. Все расходы надо подтверждать документально, в частности собирать и хранить чеки, квитанции, договоры и другие бумаги, доказывающие затраты. Данные из КУДиР используются для расчета налогооблагаемой базы ИП по налогу на доходы физических лиц;
    • вести книгу покупок и продаж. Необходимость ведения этого документа вызвана тем, что ИП на ОСНО обязаны исчислять и выплачивать НДС;
    • вести журнал регистрации выставленных и полученных счетов-фактур;
    • если ИП нанимают персонал, то они должны вести обязательный учет заработной платы и кадровый учет.
    • Важно! Все первичные документы ИП на ОСНО должны хранить не менее 4 лет. В противном случае при внезапных налоговых проверках, могут последовать неудобные вопросы со стороны налоговиков, а также штрафы и административные санкции.

      Налоговый вычет по НДФЛ ИП на общем режиме

      По Налоговому кодексу РФ, ИП могут применить налоговый вычет по НДФЛ на сумму произведенных в рамках коммерческой деятельности затрат. Правда, все эти расходы должны быть в обязательном порядке подтверждены документально. В тех случаях, когда расходы доказать невозможно, можно воспользоваться профессиональным налоговым вычетом, который будет равен 20% от общей суммы доходов ИП.

      К сведению! К расходам ИП относятся страховые взносы во внебюджетные фонды, госпошлины, уплаченные в связи с выполнение профессиональной деятельности и некоторые виды налогов.

      Совмещение ИП ОСНО и ЕНВД: правила учета

      Если индивидуальный предприниматель сочетает два налоговых режима, общий и «вмененку», он должен обязательно вести по ним раздельный учет. Несмотря на то, что такое требование не прописано в НК РФ, это позволяет правильно разделить налогооблагаемую базу и верно высчитать и выплатить в бюджет полагающиеся налоги по ОСНО.

      Таким образом, для ИП, находящихся на общей системе налогообложения, процесс ведения учета по налоговым отчислениям и бухгалтерии является очень непростым и трудоемким делом, во многом как раз из-за большого количества оплачиваемых налогов. Поэтому, несмотря на то, что ИП по закону не обязаны нанимать бухгалтера, им все равно приходится на постоянной основе прибегать к специализированной бухгалтерской помощи. Однако возможность развивать бизнес, не делая оглядки на всевозможные ограничения, которые есть в других налоговых режимах, с лихвой компенсирует это небольшое неудобство.

      Заявление о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов ФСС

      Ситуации, когда организация возвращает излишне уплаченные во внебюджетные фонды суммы, встречаются довольно часто. Это происходит в основном из-за бухгалтерских ошибок, неправильных расчетов, неполадок компьютерных программ или из-за невнимательности сотрудников. Рассмотрим как заполнить заявление о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов в ФСС.

      Особенности заполнения заявления

      Для возврата излишне уплаченных средств заполняется заявление по форме 23-ФСС. Необходимо при этом не упускать важные моменты:

    • пристальное внимание нужно обращать на правильное заполнение реквизитов организации, так как ошибки в них могут обернуться неприятными последствиями;
    • в строке «код ОКТМО» нужно прописывать код ОКТМО, информация по которому имеется на сайте налоговой службы;
    • при возврате денежных средств нужно в обязательном порядке отмечать их предназначение. Сумма проставляется в ячейку, к которой она относится;
    • если заявление представляет представитель заявителя, то в специальном разделе нужно заполнить сведения о нем.
    • Форма 23-ФСС РФ бланк скачать можно по ссылке.

      Инструкция по заполнению формы 23-ФСС

      При заполнении заявления о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов важно учесть:

      Получите 267 видеоуроков по 1С бесплатно:

    • Бесплатный видео самоучитель по 1С Бухгалтерии 8.3 и 8.2;
    • Самоучитель по новой версии 1С ЗУП 3.0;
    • Хороший курс по 1С Управление торговлей 11.
      1. В правом верхнем углу заполняется должность и ФИО руководителя территориального отделения ФСС.
      2. В теле заявления указываются все данные о плательщике: полное наименования и организационно-правовая форма, регистрационный номер и код подчиненности, которые присваивает ФСС.
      3. Далее заполняются строки с данными ИНН, КПП, юридический и фактический адреса.
      4. Следующая часть документа относится непосредственно к денежным средствам. В определенную ячейку вписываются нужные суммы. Потом заносятся реквизиты счета организации в банке и код ОКТМО.
      5. Строка со звездочкой «Номер лицевого счета» заполняется только предприятиями, имеющими лицевой счет в Федеральном Казначействе.
      6. В конце документа проставляется подпись руководителя и главного бухгалтера. Если бухгалтера в организации нет, то директор ставит снова свою подпись. Обязательно заполняются строки с номерами телефонов, чтобы в экстренном случае можно было связаться с заявителем.
      7. Проставляется печать, при наличии, и дата заполнения документа.
      8. Если сведения предоставляет представитель организации, то ниже заполняются строки с его данными – паспорт и документ, подтверждающий его представительство.
      9. Форма 23-ФСС: Заявление о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов — пример заполнения:

        Порядок возврата излишне уплаченных страховых взносов ФСС

        Для возврата переплаты по страховым взносам в 2017 году необходимо учесть некоторые изменения:

      10. заявления о возврате излишне уплаченных сумм по взносам за период до 01.01.2017 года следует предоставлять в ФСС. А возврат средств будет проводиться налоговым органом (ст. 21 ФЗ № 250-ФЗ);
      11. перед возвратом переплаты налоговая служба проверяет наличие недоимок по налогам федерального значения, так как страховые взносы приравниваются к федеральным платежам. По взносам до 01.01.2017 года переплата возвращается в фонд.
      12. Заявление может быть заполнено от руки или напечатано на компьютере. Отправить заявление можно следующими способами:

      13. Лично;
      14. Электронным способом с помощью интернета;
      15. Через своего представителя.

      Также законом не ограничивается право организации использовать излишне уплаченные средства по своему усмотрению. К примеру, можно вернуть некоторый процент от переплаты, а остальной суммой погасить штрафы, недоимки, можно часть сохранить для будущих платежей и т.д.

      В том случае, если переплата уже ушла на погашение штрафов, то вернуть можно только оставшуюся разницу между переплатой и оплаченными штрафами. Если же деньги провели для оплаты будущих взносов, то возвратить их полностью можно без проблем.

      Сроки возврата переплаты

      Законодательно установлено, что вернуть излишне уплаченные средства возможно только за период до 3-х лет. Если заявление подано вовремя, и все данные проверены на действительность, то возвращение излишне уплаченных сумм происходит в течение месяца с момента получения фондом заявления.

      В случае нарушения сроков возврата переплаты, пишется заявление с требованием оплатить каждый день просрочки в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ. Если вопрос не решается мирным путем, можно подавать исковое заявление в суд.

      Стоит отметить, что срок возврата переплаты считается со дня подписания акта сверки, если факт излишне уплаченных сумм выявился при сверке.

      Период действия тарифов

      Пенсионный фонд РФ

      Для лиц, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:

      Организации, индивидуальные предприниматели, физические лицас суммы, не превышающей 415 000 руб.

      Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН или уплачивающих ЕНВД, а также лиц, использующих труд инвалидов и общественные организации инвалидов

      Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН или уплачивающих ЕНВД

      Для организаций и индивидуальных предпринимателей,

      Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих ЕСХН, а также лиц, использующих труд инвалидов или общественные организации инвалидов

      на 2011 – 2012 годы

      на 2013 – 2014 годы

      Расчетным периодом признается календарный год.

      Расчеты по страховым взносам предоставляются плательщиками, производящими выплаты физическим лицам по месту своего учета:

      — Пенсионный фонд – до 1 мая, 1 августа, 1 ноября и 1 февраля;

      — ФСС – до 15 апреля, 15 июля, 15 октября и 15 января.

      Плательщики, не производящие выплаты физическим лицам, подают расчеты в территориальный орган ПФР до 1 марта следующего года.

      Отчетными периодами по взносам признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

      Плательщики, производящие выплаты физическим лицам, в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого месяца уплачивают ежемесячный обязательный платеж не позднее 15 числа следующего месяца.

      Плательщики, не производящие выплаты физическим лицам, уплачивают взносы за расчетный период не позднее 31 декабря текущего.

      1Рикардо Д. Начало политической экономии и податного обложения. — М., 1935.- С.100.

      2Налоговый кодекс РФ, статья 8.

      1Галкин В.Ю. Некоторые вопросы теории налогов. //Финансы №1. 1993. — С.35.

      1Теория финансов. / Под ред. Заяц Н.Е., Фисенко М.К. — 2-е изд. — МН.: Высшая школа, 2008. — С. 20-22, 299-300.

      2Финансы. / Под ред. Родионовой В.М. — М.: Финансы и статистика, 2006. — С. 11, 21, 23, 240.

      1Общая теория финансов./ Под ред. Л.А. Дробозиной. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. — С. 8, 12, 14, 94.

      2Финансы /Под. ред. М.В. Романовского – М.: «ЮРАЙТ», 2006. – С.17, 20

      3Налоги и налогообложение. /Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – Санкт-Петербург: 6-е изд., Питер, 2009. – С. 19 — 23

      1Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 1998. — С.137, 138.

      2Управление налогообложением рассматривается на примере России и основе работ:

      Финансы и кредит. / Под ред. А.Ю. Казака — Екатеринбург: МП «ПИПП» , 1994. — С. 124 — 131.

      Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 1998. — С.134-171.

      1Налоговый кодекс РФ, часть 1.

      1Составлена на основе статей 31 и 32 Налогового кодекса

      1Составлена на основе статей 21 и 23 Налогового кодекса

      1Таблица составлена автором на основе ПБУ 6/97 и главы 25 НК

      1Составлена на основе главы 26.2 Налогового кодекса.

      1Составлена на основе главы 26.3 Налогового кодекса.

      Как уменьшить налоги на страховые взносы, если предприниматель совмещает УСНО и ЕНВД

      Мы благодарим за предложенную тему статьи главного бухгалтера ООО «СКД — Канон» Галину Павловну Надеждину, г. Самара.

      Если предприниматель ведет несколько видов деятельности, часть из которых подпадает под упрощенку, а часть — под вмененку, он обязан вести раздельный учет доходов и расходов, относящихся к каждому режиму налогообложени я п. 8 ст. 346.18, п. 7 ст. 346.26 НК РФ . Взносы, уплаченные им за работников и за себя, тоже должны быть распределены между видами деятельности. То есть часть взносов должна учитываться в рамках УСНО, а часть — в рамках ЕНВД. Посмотрим, как лучше их поделить и что при этом нужно учесть.

      Делить можно по разным критериям

      ИП решает самостоятельно, как организовать раздельный учет, и прописывает его в своей учетной политик е Письмо Минфина от 24.09.2010 № 03-11-06/3/132 . При этом нельзя просто так установить, что, к примеру, 80% расходов относятся к «упрощенной» деятельности, а 20% — к «вмененной». Распределение расходов должно быть обосновано. И в итоге от принципа распределения будет зависеть и объем налоговой нагрузки.

      Если ваш работник занят в нескольких видах деятельности, для учета расходов «на него» придется разрабатывать свою распределительную методику

      Начнем со взносов, уплаченных предпринимателем за себя. Их можно делить по режимам:

    • пропорционально времени, затрачиваемому предпринимателем на ведение того и другого вида деятельности. Например, если на ЕНВД у вас небольшой магазин, где работает один продавец, и вы там можете вообще не появляться, а на УСНО — деятельность, которая требует ваших постоянных разъездов в поисках новых клиентов, понятно, что на последнюю вы будете тратить больше времени. Тогда логично бо ´ льшую часть общих расходов самого ИП (включая и фиксированные взносы, уплаченные во внебюджетные фонды) учитывать в рамках упрощенки;
    • пропорционально доходам, полученным от каждого вида деятельности (как того требует НК в отношении общих расходов, которые невозможно однозначно отнести к тому или другому виду деятельност и п. 8 ст. 346.18 НК РФ; Письмо Минфина от 08.06.2012 № 03-11-11/184 ). В этом случае выручку от ЕНВД надо будет считать нарастающим итогом с начала года, чтобы она была сопоставима с выручкой от УСНО;
    • поровну между видами деятельности со ссылкой, что ИП в равной мере участвует в них обоих;
    • иным обоснованным способом. Принцип деления должен быть таким, чтобы он соответствовал видам деятельности, которые вы ведете, и их специфике.
    • Теперь о распределении взносов, уплаченных за работников. Для начала между режимами нужно поделить самих работников в зависимости от того, в каком виде деятельности они задействованы. И уже потом в соответствии с этим делением распределять начисленную зарплату и страховые взносы. А вот если какой-либо работник у вас — многостаночник и участвует в нескольких видах деятельности (к примеру, водитель, который может перевозить товары, материалы и прочее имущество, необходимые для ведения и «упрощенной» деятельности, и «вмененной»), то для распределения его взносов также понадобится отдельная методика. Она может быть основана на тех же критериях, которые приведены выше для взносов предпринимателя.

      Таким образом, определенная свобода в выборе метода распределения взносов у предпринимателя есть, но этот метод, безусловно, должен быть экономически обоснован.

      Оцениваем налоговые последствия

      С 2013 г. изменились условия уменьшения налогов (авансовых платежей) спецрежимников на суммы уплаченных страховых взносов.

      СИТУАЦИЯ 1. У предпринимателя нет работников.

      4. Платежи во внебюджетные фонды.

      4.1. Экономическая природа платежей во внебюджетные фонды.

      В 1991 году в ходе проведения налоговой и бюджетной реформы были созданы государственные внебюджетные фонды – пенсионный фонд, фонд социального страхования, федеральный и территориальный фонды медицинского страхования и фонд занятости. Создание государственных внебюджетных фондов преследовало цель аккумуляции средств для обеспечения социальных гарантий граждан и реализации их права на пенсионное, социальное страхование и медицинскую помощь. Источником формирования средств этих фондов были отчисления предприятий и предпринимателей, а в некоторых случаях и самих граждан (из заработной платы граждан до 2001 года удерживали 1% в пенсионный фонд). В 2001 году государственный фонд занятости был упразднен, а вместо ранее взимаемых с налогоплательщиков отдельных платежей во внебюджетные фонды был введен единый социальный налог. При этом функция контроля за правильностью исчисления и уплаты платежей в государственные внебюджетные фонды полностью перешла к налоговым органам. Однако в 2002 году данный налог претерпел существенные изменения:платежи в пенсионный фонд, ранее взимавшиеся в составе единого социального налога, вновь получили статус самостоятельных платежей.

      С 2001 по 2009 год включительно порядок исчисления и уплаты единого социального налога регулировался главой 24 Налогового кодекса.

      С 2010 года ЕСН отменяется. И вновь на смену ЕСН приходят самостоятельные страховые платежи во внебюджетные фонды – пенсионный, фонд социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования. Эти платежи носят неналоговый характер и регулируются не Налоговым кодексом, а федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ. Функции контроля за правильностью исчисления и уплаты страховых платежей переходят соответственно к Пенсионному фонду (в части платежей в пенсионный фонд) и Фонду социального страхования (в части платежей в ФСС и фонды обязательного медицинского страхования). Все возвращается на круги своя.

      4.2. Плательщики страховых платежей во внебюджетные фонды.

      Плательщиков страховых взносов можно разделить на две группы (ст. 235 НК):

      лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе:

      физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

      индивидуальные предприниматели; адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (далее — плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).

      Если плательщик страховых взносов относится одновременно к нескольким категориям плательщиков страховых взносов, он исчисляет и уплачивает страховые взносы по каждому основанию.

      4.3. Объект обложения страховыми взносами.

      Объектами обложения страховыми взносами являются:

      У плательщиков первой группы(п.п.1,2) – выплаты и иные вознаграждения, начисленные плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам, занимающимся частной практикой) а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в п.п.1, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

      Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в п.п. 3, признаются выплаты и иные вознаграждения по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц (за исключением вознаграждений, выплачиваемых за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам, занимающимся частной практикой).

      Не относятся к объекту обложения страховыми взносами выплаты и иные вознаграждения, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), и договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав), за исключением договоров авторского заказа, договоров об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательских лицензионных договоров, лицензионных договоров о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

      Не признаются объектом обложения для плательщиков страховых взносов первой группы, выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу физических лиц, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства, по трудовым договорам, заключенным с российской организацией для работы в ее обособленном подразделении, расположенном за пределами территории Российской Федерации, выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу физических лиц, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства, в связи с осуществлением ими деятельности за пределами территории Российской Федерации в рамках заключенных договоров гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

      Плательщики второй группыуплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя изстоимости страхового года.Стоимость страхового года— сумма денежных средств, которые должны поступить за застрахованное лицо по обязательному социальному страхованию в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда в течение одного финансового года для предоставления этому лицу обязательного страхового обеспечения в размере, определенном законодательством Российской Федерации. Стоимость страхового года определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, увеличенное в 12 раз. Если плательщики страховых взносов начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного расчетного периода, размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется исходя из стоимости страхового года пропорционально количеству календарных месяцев начиная с календарного месяца начала деятельности. За неполный месяц деятельности размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.

      При этом календарным месяцем начала деятельности признается:

      1) для индивидуального предпринимателя — календарный месяц, в котором произведена его государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя;

      2) для адвоката — календарный месяц, в котором ему выдано удостоверение адвоката;

      3) для нотариуса, занимающегося частной практикой, — календарный месяц, в котором он наделен полномочиями нотариуса.

      Указанные плательщики страховых взносов, не исчисляют и не уплачивают страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации.

      Физические лица из числа указанных плательщиков вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивать за себя страховые взносы по указанному виду обязательного социального страхования в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

      Как ИП на УСН уменьшить налог на страховые взносы?

      Наиболее популярный налоговый режим среди ИП — УСН, страховые взносы при этом являются обязательным условием для всех бизнесменов. Не освобождены от них и индивидуальные предприниматели на «упрощенке».

      Законодательство дает ИП, работающим на упрощенной системе налогообложения, одно значимое преимущество. Им разрешается уменьшить начисленный налог (и авансовые платежи по нему) на уплаченные отчисления в пенсионный фонд.

      В данном случае не важно, на какие именно страховые взносы производится уменьшение, — на уплаченные за себя фиксированные платежи или отчисления на пенсионное обеспечение за работников ИП. Наличие сотрудников не влияет на возможность уменьшать налог на взносы ИП за себя. Тогда как бизнесмены на «вмененке», привлекающие наемных работников, лишены такого права.

      Страховые взносы на УСН

      Страховые взносы ИП на УСН за себя уплачиваются на общих основаниях. В этом смысле у бизнесменов отсутствуют какие-либо льготы и привилегии перед ИП на общем режиме. Фиксированные платежи в пенсионный фонд вносятся независимо от полученных доходов. Даже если предприниматель не будет временно вести бизнес или получит по итогам года убыток, это не освобождает его от обязанности перечислять фиксированные платежи.

      Страховые отчисления в ПФР начисляются самозанятому населению исходя из МРОТ (независимо от размера фактически полученной выручки). В 2017 году правительство решило поддержать малый бизнес и поэтому МРОТ был увеличен совсем незначительно по отношению к уровню 2016 года. Его размер сейчас составляет 7500 р. Тарифы, по которым начисляются налоги во внебюджетные фонды, следующие: в ПФР — 26%, в ФОМС — 5,1%. Всего по итогам 2017 года всем ИП нужно перечислить в пенсионный фонд 27990 р.

      Те бизнесмены, доход которых превысит предельную величину в 2017 году в 300 тыс.р., должны будут дополнительно перевести в ПФР 1% со сверхдоходов. Законодатели прописали предельный размер отчислений в пенсионный фонд: средства не могут превышать в 2017 году 187 200 р. Больше этой суммы с ИП не взыщут, несмотря на размер его выручки. Аналогичное количество должны будут заплатить те ИП, которые не предоставят в ФНС декларацию по итогам 2016 года в установленные сроки.

      Налоговые взносы по УСН можно уменьшить как на платежи ИП в ПФР с доходов до 300 тыс.р., так и с превышающих данную предельную величину. Возможность уменьшения предусмотрена не только для единого налога по УСН, уплачиваемого по итогам года, но и для авансовых начислений по нему.

      Многих предпринимателей интересует, как правильно платить обязательные пенсионные взносы, чтобы уменьшать налоговую базу на УСН. ИП может уплачивать средства любыми суммами в течение года и с наиболее удобной ему периодичностью (ежемесячно, ежеквартально или единовременно в начале или конце года). Законодательство не ограничивает бизнесмена жесткими рамками. Главное — успеть заплатить фиксированную часть, обязательную для всех ИП, до 31 декабря. Для платежей с доходов более 300 тыс.р. предельный срок установлен 1 апреля года, следующего за истекшим.

      Важно учитывать, что ИП также обязан перечислять авансы по УСН в итоге каждого квартала.

      Для того чтобы не переплачивать налог в течение года, стоит производить отчисления в пенсионный фонд ежеквартально.

      В обратном случае придется возвращать переплату.

      Стоит обратить внимание на основное правило уменьшения: пенсионные взносы должны быть начислены и фактически оплачены. ИП не имеет права уменьшения на отчисления, превышающие фиксированный размер, и на те, которые он по каким-либо причинам не успел перечислить.

      Например, чтобы уменьшить авансовый платеж по УСН за полугодие, бизнесмену необходимо заплатить в пенсионный фонд до 30 июня 2017 года.

      А как быть ИП, просрочившим пенсионные отчисления? Например, если предприниматели заплатили за 2017 г. только в 2018 г. Могут ли они уменьшить налоговые платежи? Минфин и ФНС РФ солидарны в своей позиции и считают, что ИП вправе уменьшить налог в периоде его фактической уплаты.

      Платежи во внебюджетные фонды

      Для ИП на УСН страховые взносы за работников уплачиваются в полном объеме. Порядок их внесения не отличается для физических и юридических лиц. В общем случае ИП перечисляют 22% от зарплаты наемных работников в ПФР (10% для доходов свыше 624 тыс.р.) и 5,1% — в ФОМС. Для некоторых категорий налогоплательщиков установлены льготные ставки в ПФР и нулевые в ФОМС.

      Уплата пенсионных отчислений за работников должна производиться ежемесячно. Предельный срок для этого — 15 число месяца, следующего за выплатами по трудовым или гражданско-правовым договорам. Так, за январь нужно заплатить не позднее 15 февраля.

      Страховой платеж в ФСС предприниматели в общем случае не платят. Они могут добровольно встать на учет в фонде соцстрахования. Но так как их отчисления не носят обязательный характер, уменьшение налоговой нагрузки не допускается.

      Что касается страховых платежей в ФСС за работников, то взносы учитываются при уменьшении. В фонд платятся отчисления на следующие страховые случаи: болезнь, декретный отпуск, травма на производстве. В общем случае отчисления по болезни и материнству составляют 2,9% от зарплаты. Страховой тариф в ФСС на травматизм зависит от вида деятельности (чем больше риск, тем выше показатель), а для некоторых ИП он нулевой.

      Порядок уменьшения зависит и от выбранного налогового режима: «УСН-доходы» или «УСН-доходы-расходы».

      Как уменьшить налог на «УСН-доходы»?

      Порядок уменьшения налога на страховые взносы ИП на упрощенке зависит от наличия работников:

      1. ИП, привлекающие наемных сотрудников, могут уменьшить налог и авансы по нему только в пределах 50%.
      2. На ИП, которые работают самостоятельно, данное ограничение не распространяется. В этом случае они могут полностью уменьшить налог на платежи в ПФР в фиксированном размере.
      3. Например, прибыль ИП без работников составила:

      4. за первый квартал — 60 тыс.р.;
      5. за полугодие — 250 тыс.р.;
      6. за 3 квартала — 410 тыс.р.;
      7. за год — 550 тыс.р.

    В пенсионный фонд он производил отчисления поквартально:

    • в первом квартале — 5788,83 р.;
    • во втором — 5788,83;
    • в третьем — 6888,83 р. (5788,83+1% с выручки свыше 300 тыс.р. — 1100 руб.);
    • в четвертом — 7188,83 р. (5788,83 + 1400 р. со сверхдоходов).
    • Авансовые платежи по УСН будут рассчитываться следующим образом:

    • за первый квартал — (60 000*0,06) = 3600 р. (соответственно, аванс можно не перечислять, он полностью уменьшается на страховые отчисления);
    • за полугодие — (250 000*0,06) = 15000 р., аванс можно уменьшить на 11577,86 р. до 3422,34 р.;
    • за 3 квартала — аванс 24 600 р., 3422,34 (ранее внесенный) — 21466,69 р. = 3133,31 р. к уплате;
    • за год — 33 000 р. (годовой налог) минус 25653,33 р. и авансы (3133,31+3422,34) = 791,02 р.
    • Таким образом, благодаря своевременной уплате пенсионных отчислений у ИП появляется возможность существенно снизить налоговую нагрузку.

      «УСН-доходы-расходы»

      Предприниматели, которые применяют «УСН-доходы-расходы», не могут уменьшить исчисленный налог на страховые платежи. Но они имеют возможность включить все уплаченные ими страховые отчисления за себя и работников в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу.

      Фиксированные платежи в пенсионный фонд за себя и зарплатные налоги за сотрудников включаются в состав расходов в полном объеме без ограничений. Все выплаты также рекомендуется производить в пределах квартала, чтобы не накапливалась переплат в рамках аванса.

      Например, предприниматель, работающий самостоятельно, получил доходы по итогам года в размере 600 тыс.р. Расходы, связанные с ведением бизнеса, составили 350 тыс.р. Он перечислил в ПФР фиксированный платеж 23 153,33 р., а также 1% от сверхдоходов: 3000 р. ((600000-300000)*0,01). Налог по итогам года составит 33576,33 р. Формула для расчета будет выглядеть так: (600000-350000-23155,33-3000)*15%. Стоит учитывать, что здесь приведена упрощенная схема расчетов без учета авансовых платежей.

      Таким образом, ИП на «УСН-доходы-расходы» не могут уменьшать авансы и налоги на пенсионные и страховые отчисления. Тем не менее данный налоговый режим является более выгодным для предпринимателей, имеющих значительную расходную часть. Более того, бизнесмены могут учитывать полученный по итогам года убыток в расходах, тогда как предприниматели на «УСН-доходы» должны перечислять в бюджет налоги даже при фактически полученных убытках.

      Смотрите так же:

      • Кредитно-потребительский кооператив реестр Разместите сбережения под 13.05% годовых! Программы для Ваших сбережений Сумма взноса от 10000 руб. Срок размещения от 3 до 24 мес. Сумма взноса от 30000 руб. Срок размещения от 6 до 24 мес. Досрочное снятие Да Сумма взноса от 70000 руб. Срок […]
      • Налог понятие и основные признаки Согласно ст. 2 НК налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях […]
      • Общие признаки налога и сбора В ст. 8 НК сбор определяется как обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными […]
      • Сколько лет идут в школу по закону Как отдать ребенка в школу с 6 лет Можно ли отдать ребенка в школу в 6 лет? По закону — нет. Действующее законодательство требует, чтобы на 1 сентября всем первоклассникам было не менее 6 лет и 6 месяцев. Как убедиться, что вы не торопитесь, и убедить в этом […]
      • Кто правит в японии сейчас Император Японии Император Хирохито (裕仁 яп.; 1901—1989) — 124-ый император Японии, правивший с 25 декабря 1926 по 7 января 1989 Император Японии, по-японски "тэнно", 天皇 [1] — глава японского государства, символ единства нации, нравственный пример для своих […]
      • Партнерская собственность 2 курс 2ВПО ОПУВТ (Забелина) / ОТУ 1 курс 2ВПО-ОПУВТ / Лекции 2ВПО / тема ПЕРЕВОЗЧИК / Формы собственности По законодательству РФ имущество может находиться в частной, государственной, муниципальной собственности, а также в собственности общественных […]
      • Налоги фоп 2 группа 2018 Единый налог и ЕСВ — 2018: что изменится Проект бюджета Украины на 2018 год уже обнародован. И хотя он еще не утвержден, заложенные в документе социальные стандарты вряд ли изменятся. «Минфин» посчитал, сколько и каких налогов нужно будет заплатить единщикам […]
      • Судебная практика по увольнению по сокращению Судебная практика по увольнению по сокращению Автострахование Земельные споры Административное право Гражданское право, ГК РФ Главная Увольнение по сокращению численности или штата работников по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ Расторжение […]