Новый закон образования 2012

Содержание:

Федеральный закон от 29.12.2012 n 273-фз «Об образовании в Российской Федерации»

Закон разработан в целях совершенствования законодательства РФ в области образования и является основополагающим нормативным правовым актом в сфере образования.

Законом определяются уровни общего образования (дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование) и уровни профессионального образования (среднее профессиональное образование, высшее образование — бакалавриат; высшее образование — специалитет, магистратура; высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации). Вводится еще один уровень высшего образования — подготовка кадров высшей квалификации, к которой отнесены программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки.

Наряду с основными образовательными программами в сфере образования выделяются также дополнительные образовательные программы различной направленности и степени сложности, формируемые с учетом возрастных особенностей, интересов, способностей, уровня образования и профессиональной квалификации обучающихся.

Законом расширен круг субъектов, имеющих право на ведение образовательной деятельности, в том числе закреплены правовые возможности доступа «необразовательных» организаций к образовательной деятельности. Кроме того, в законе выделена отдельная статья, посвященная регламентации правового положения индивидуальных предпринимателей, ведущих образовательную деятельность.

Законом теперь также регулируется стипендиальное обеспечение обучающихся образовательных организаций профессионального образования.

В законе выделены отдельные нормы, посвященные:

— кредитно-модульной системе организации образовательного процесса и системе зачетных единиц;

— сетевому взаимодействию при реализации образовательных программ, включая механизм зачета результатов освоения отдельных частей образовательной программы в сторонних организациях;

— использованию дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе;

— обучению по интегрированным образовательным программам;

— образовательным и информационным ресурсам в образовательном процессе и другим.

Регламентированы условия ведения экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования. Кроме того, обновлены модели экономической деятельности в сфере образования.

Со дня вступления в силу данного закона Закон РФ «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» признаются утратившими силу.

Новый закон о платном образовании

Похожие публикации

Чиновники Госдумы приняли в третьем чтении закон о бюджетных учреждениях, который снимает вопрос о бесплатном образовании в России. Этот закон предусматривает разделение учреждений на три группы — казённые, бюджетные и автономные, что даёт право государственным учреждениям брать плату за обучение в Российских школах.

В нашей Конституции есть пункт, где указано, что каждый человек имеет право на всеобщее бесплатное образование. Как же может сочетаться этот закон с Конституцией? Наши чиновники нашли лазейку в законе, что позволило им просто снизить объём бесплатного образования, но пока нигде не оговаривается насколько.

Новвоведения закона о платном образовании

Сейчас платные услуги разрешили вводить в бюджетных и автономных учреждениях, где во главе будет стоять не директор, а по сути профессиональный управленец, имеющий право заключать договора с процветающими компаниями и приносить прибыль государству.

Целью нового закона об образовании является перевод российских школ в самоокупаемые и приносящие доход учреждения, однако нигде не говорится о том, как же это позволит улучшить знания наших детей. Планируется сделать три основных урока бесплатными, за счёт государства, три урока будут оплачиваться частично, часть ляжет на родителей, а оставшееся время будет отдано на профобразование.

Наше государство делает большую ставку именно на профобразование, когда из школы будут выходить ученики, освоившие какую-нибудь профессию. К сожалению, очевидно, что объём получаемых знаний автоматически снизится и что многие выпускники не поступят в университеты, а будут вынуждены искать работу по специальности, приобретённой в школе. К тому же встает вопрос о том, что делать ВУЗам и техникумам, конкурс в которые упадет в несколько раз.

Возможные последствия принятия закона о платном образовании

Если новый закон будет окончательно принят, то неизбежно произойдет расслоение общества на богатых и бедных. Если богатые люди могут позволить оплатить себе платные услуги и получить достойное образование, то бедным это будет не по плечу, у них один выход — идти работать.

Но самое главное, что зарплата учителей останется прежней, так как она является единым целым с проектом «самоокупаемой школы». Все дополнительные средства будут распределяться на нужды школы, а не на зарплату педагогам.

Как можно вести разговор о нано-технологиях, когда образование станет невозможным для многих людей. Все государства мира стремятся сделать свой народ грамотным, образование — доступным для всех слоев населения и для будущего подрастающего поколения. Только в России проводятся опасные эксперименты, влияющие на развитие наших детей. Например, в Саудовской Аравии при рождении ребёнка сразу выделяются средства на получении приличного образования, в Германии ведётся программа, доступная для получения всеобщего бесплатного образования.

Ни для кого не секрет, что многие выдающиеся учённые были из бедных семей, но даже в буржуазной России они могли получать бесплатное образование, такое же, как и богатые люди. Тот же Ломоносов пришёл из далекой деревушки в столицу и его приняли учиться, дав возможность получить бесплатное высшее образование.

С принятием этого закона государственные учреждения автоматически становятся предприятиями, способными зарабатывать себе деньги. Если этого не происходит, то школа закрывается и большинство учащихся вынуждены искать себе новую школу. Все это вызывает новые трудности, связанные с адаптацией к новому учебному заведению, попытками догнать и вникнуть в новую программу, знакомством с новыми учениками и учителями. Конечно, такие сложности приводит не к получению знаний, а к потере, так как приходиться наверстывать пропущенный материал.

Подводим итоги

Подразумевают, что закон о платном образовании позволит объединить школы и сделать из них мощную базу для выпуска специалистов, имеющих возможность работать на различных предприятиях. Менеджер школы (можно назвать его и так) должен заключить договора на обучение учеников различным специальностям на предприятиях города. Считается, что в результате должна быть выстроена конкурентная основа среди государственных учреждений, что позволит быстрее объединить школы в одно целое.

Чтобы родители могли как-то повлиять на образовательную деятельность своей школы, им нужно входить в попечительские советы или родительские комитеты. Так они будут иметь возможность влиять на принятие внутришкольных решений и нововведений, помогать своим детям получать достойное образование и помогать выбрать хорошую работу.

Новый закон «Об образовании»: жизнь детей с ОВЗ изменится?

Под занавес 2012 года был кардинально обновлен Федеральный закон «Об образовании». Обсуждался он около двух лет; отклики зачастую были прямо противоположны; не ругал его в целом или отдельные его положения только ленивый.

Прошло три месяца, страсти улеглись. Действовать закон начнет с 1 сентября 2013 года. Попробуем узнать мнение юриста правовой группы Центра лечебной педагогики о том, что сулит новый закон детям с ограниченными возможностями здоровья. Появился ли «свет в конце туннеля».

Кратко об основных новациях ФЗ «Об образовании»

(принят в 2012 г., вводится в действие с 01.09.2013)

Соответствие Конвенции ООН о правах инвалидов

Согласно статье 24 Конвенции (п. 1, 2) при реализации права инвалида на образование государства-участники обеспечивают, чтобы:

а ) инвалиды не исключались по причине инвалидности из системы общего образования, а дети-инвалиды — из системы бесплатного и обязательного начального образования или среднего образования;

b ) инвалиды имели наравне с другими доступ к инклюзивному, качественному и бесплатному начальному образованию и среднему образованию в местах своего проживания;

c ) обеспечивалось разумное приспособление, учитывающее индивидуальные потребности;

d ) инвалиды получали внутри системы общего образования требуемую поддержку для облегчения их эффективного обучения;

e ) в обстановке, максимально способствующей освоению знаний и социальному развитию, сообразно с целью полной охваченности принимались эффективные меры по организации индивидуализированной поддержки.

В целом эти требования Конвенции отражены в новом законе.

В прежнем (ныне действующем) законе также не было никаких запретов на этот счет; но политика государства была иной, имеющиеся нормы не исполнялись. В новом законе положения Конвенции в большей степени формализованы, и тем самым – закреплены.

Основные новации

Конкретизация определений

– Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Введен статус, подтверждающийся психолого-медико-педагогическими комиссиями (ПМПК) и требующий создания специальных условий получения образования.

Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

В законе содержится гарантия государства по обеспечению образования любого ребенка, в т. ч. имеющего особые образовательные потребности.

Адаптированная образовательная программаобразовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Новации по существу

1. Отдельно введены гарантии государства по предоставлению психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Она организуется субъектами РФ и предоставляется как центрами психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ЦППМСП), так и специалистами образовательных организаций.

ЦППМСП созданы для консультирования как детей, так и родителей и образовательных организаций (ОО). На них же может возлагаться и функция ПМПК; следовательно, ПМПК не будет оторвана от места, где ребенок наблюдается и ему оказывают помощь (нынешняя ситуация – обратная). Появились некоторые нормы про ПМПК (хотя все равно дается отсылка к Положению, от него многое зависит).

2. Целая статья 79 посвящена образованию лиц с ОВЗ.

Они обучаются по адаптированная образовательной программе (АОП), предусматривающей создание специальных условий, включающих в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника) , оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий , обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья .

Ребенок с ОВЗ может обучаться как совместно с обычными сверстниками, так и в отдельных организациях (группах, классах). Специальные (коррекционные) учреждения должны быть постепенно переименованы в общеобразовательные. При этом речь не идет о ликвидации специальных (коррекционных) образовательных организаций. Общая направленность нового закона: специальное образование не обязательно должно организационно выделяться путем создания спецшкол. Организация специального образования (отдельные ли школы, которые будут обучать по адаптированным программам, или отдельные классы в обычной школе, иное) – зависит от особенностей региона.

Минобразования должно разработать Типовые положения учреждений для разных «типов» детей с ОВЗ. К существующим «типам» добавлены « с расстройствами аутистического спектра , со сложными дефектами и други х обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

3. Финансирование

Норматив финансирования (подушевой) устанавливается с учетом специальных условий для обучения ребенка с ОВЗ. Применение зависит от региона.

В Москве для ребенка-инвалида с ДЦП установлен коэффициент 3, для остальных детей с инвалидностью – 2. Для создания полноценных специальных условий обучения этого крайне недостаточно!

4. Государство обеспечивает подготовку педагогических работников для работы с детьми с ОВЗ и «содействует привлечению таких работников в организации».

По организации педагогического процесса

– Введено дисциплинарное взыскание к учащимся, вплоть до исключения из школы и перевода. Не применяется лишь к дошкольникам, ученикам начальной школы, детям с задержкой психического развития и умственной отсталостью. Следовательно, существует ненулевая опасность применения дисциплинарного взыскания к детям с умеренными эмоционально-волевыми, поведенческими и пр. нарушениями.

Если ребенок имеет академическую задолженность (не успевает по 1 или более предметам): ему дается год (продолжает обучаться с классом), за который он 2 раза имеет возможность пройти переаттестацию. Если пройти переаттестацию не удается, то возможно: а) повторное обучение («второй год»); б) перевод на обучение по адаптированной образовательной программе (АОП); в) обучение по индивидуальному учебному плану (ИУП), включающему, среди прочего, и растягивание сроков обучения по определенным предметам. В результате ребенок, не успевающий по отдельным предметам, имеет возможность не менять коллектив.

Для выпускников школ « VIII вида» – не имеющих основного среднего образования – при завершении получения образования выдается свидетельство по установленному образцу (сейчас выдается лишь справка). В нем отражаются результаты обучения по отдельным предметам по сравнению с обычными программами. Служит ориентиром для дальнейшего профессионального обучения.

– В школах создаются комиссии по урегулированию споров (для родителей).

– Закреплено право родителей:

Ÿ – « получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся» ;

Ÿ – присутствовать на обследовании ПМПК, обсуждать, высказывать мнение по поводу рекомендаций.

Итоговая аттестация

Допускаются лица, выполнившие учебный план и не имеющие академической задолженности – если иное не установлено правилами проведения аттестации по образовательной программе, по которой они обучаются.

Обучение детей-сирот и оставшихся без попечения родителей в интернатах: приоритетно обучение организуется за пределами интерната. Если нет возможности (образовательной инфраструктуры) – тогда в учреждениях. Направлено на социализацию и интеграцию детей в ДДИ и реализацию их права на образование.

– В ОО функция по присмотру и уходу отделена от непосредственно образования. Следовательно, «продленка» в школе, а также «присмотр и уход» в детских садах могу стать платными. Льготы (бесплатность) сохранятся для: детей-инвалидов, детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, дети с туберкулезной интоксикацией.

Возраст поступления в школу

Было: начало обучения от 6,5 до 8 лет. Станет: начало обучения позже 8 лет возможно по решению учредителя. Это может привести к тому, что в таких случаях придется брать заключение ПМПК и убеждать учредителя к нему прислушаться.

Закон об образовании — что нового? (Антропова Т.Ю.)

Дата размещения статьи: 31.08.2015

Принят Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон об образовании) — новый основополагающий нормативный правовой акт в сфере образования. Документ закрепляет основы правового регулирования сферы образования, включая общие положения и положения, регулирующие отношения в отдельных подсистемах образования (дошкольное, общее, среднее профессиональное, высшее).

Цели и задачи Закона об образовании

Главные цели Закона об образовании:

— создание правовых условий для обновления и развития российской системы образования в соответствии с современными тенденциями развития общества;

— комплексная модернизация законодательства об образовании, установление системного и функционально более полного правового регулирования общественных отношений, возникающих в сфере образования, повышение эффективности механизма правового регулирования;

— обеспечение стабильности и преемственности в развитии системы образования и ее законодательных основ.

Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» (далее — Закон N 3266-1) не мог в полной мере урегулировать складывающиеся отношения в сфере образования, поэтому в последние годы обозначился разрыв между потребностями образовательной практики и ее законодательным обеспечением. Кроме того, неоднократно обновлялось законодательство в области образования, что привело к неустойчивости норм федерального законодательства. Существовали пробелы в правовом регулировании отдельных институтов системы образования, многие нормы законодательства в области образования дублировались законодательными актами других отраслей, иногда порождая противоречия. Практика внесения дальнейших изменений в действующие законодательные акты об образовании во многом исчерпала свой ресурс. Законодательство в области образования нуждалось в систематизации и модернизации. Эта задача должна быть достигнута путем принятия единого законодательного акта, который комплексно регулирует отношения в сфере образования, закрепляет основы правового регулирования системы образования в РФ.

Новый Закон сохранил базовые принципы и нормы, закрепленные Законом N 3266-1 и оправдавшие себя на практике (в том числе в части государственных гарантий реализации прав в сфере образования, права выбора образовательной организации и получения образования в соответствии со склонностями и потребностями, обучения на родном языке, государственно-общественного характера управления образованием, правовых гарантий обеспечения доступности и качества образования и т.д.).

Большинство из этих положений получило в Законе об образовании дополнительную детализацию, обеспечение правореализационными механизмами. Так, законодательное оформление получили такие аспекты, как правовой статус участников образовательных отношений, правовые гарантии обеспечения доступности и качества современного образования, получения образования в соответствии со склонностями и потребностями.

Отдельные главы посвящены регламентации правового положения образовательных и иных организаций, осуществляющих обучение, обучающихся и их родителей (законных представителей), а также педагогических работников. В частности, в Законе об образовании прописаны правовой статус руководителя образовательной организации (ст. 51), а также обязанности и ответственность педагогических работников, дополнительные гарантии педагогическим работникам в части оплаты труда, организации их профессиональной переподготовки и повышения квалификации .

Статья 68 гл. 8, ст. ст. 47 — 49 гл. 5, ст. 99 гл. 13, ст. 105 гл. 14, ст. 108 гл. 15 Закона об образовании.

Кроме того, впервые на законодательном уровне закрепляются особенности организации и предоставления образования гражданам, проявившим выдающиеся способности (ст. ст. 5, 75, 77, 83 Закона об образовании), иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также лицам, нуждающимся в дополнительной социальной и правовой поддержке (например, ст. ст. 36, 55, 70, 78, 105 Закона об образовании). Особое внимание в Законе об образовании уделено условиям обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ст. ст. 5, 11, 43, 48, 55, 59, 60, 79, 99, 108).

Одним из нововведений Закона об образовании является закрепление понятийного аппарата, устанавливающего наиболее значимые и часто употребляемые понятия и определения: образование, воспитание, образовательная программа, квалификация, образовательная деятельность и другое (ст. 2). Введение соответствующих положений позволяет унифицировать используемые в сфере образования понятия и привести к единообразию в этой части правоприменительную практику.

Кроме этого, в Законе об образовании закрепляются современные требования к образованию, связанные с внедрением в образовательную практику новых форм реализации и освоения образовательных программ, образовательных технологий, форм и методов обучения. В частности, впервые на законодательном уровне в нем выделены отдельные нормы, посвященные:

— модульной системе организации образовательного процесса и системе зачетных единиц (ст. 13);

— сетевому взаимодействию при реализации образовательных программ, включая механизм зачета результатов освоения отдельных частей образовательной программы в сторонних организациях (ст. ст. 16, 34, 98);

— использованию дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе (ст. ст. 13, 16, 91);

— обучению по интегрированным образовательным программам (ст. ст. 59, 67, 83, 84, 86);

— образовательным и информационным ресурсам в образовательном процессе (ст. ст. 16 — 19) и др.

Также на уровне федерального закона регламентированы условия ведения экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования (ст. ст. 20, 34 Закона об образовании).

Обновлены закрепленные в Законе N 3266-1 модели экономической деятельности в сфере образования. В частности, закреплен ряд новых инструментов, направленных на повышение конкурентоспособности образовательной системы в целом, доступности и качества каждой образовательной услуги. Особо следует отметить нормы, предусматривающие возможность финансового обеспечения за счет бюджетных средств образовательной деятельности частных (негосударственных) образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные и профессиональные образовательные программы (ст. ст. 8, 99, 108).

Уровни образования

В Законе об образовании обновлены отдельные базовые институты системы образования.

Уточнена система уровней образования в РФ, а также откорректированы названия отдельных уровней. В Законе об образовании закрепляются следующие уровни общего образования: дошкольное, начальное, основное и среднее общее образование, а также уровни профессионального образования: среднее, высшее (бакалавриат), высшее (специалитет, магистратура), высшее (подготовка кадров высшей квалификации) (ст. 10).

Обратите внимание, что Законом вводится еще один уровень высшего образования — подготовка кадров высшей квалификации, к которой отнесены программы научно-педагогических кадров, ординатуры, ассистентуры-стажировки. Введение подготовки кадров высшей квалификации в качестве самостоятельного уровня высшего образования соответствует принятой в большинстве стран Международной стандартной классификации образования.

В Федеральный закон включено положение, предполагающее модернизировать систему подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена. В условиях развития производства и внедрения новых наукоемких технологий необходимо осуществлять подготовку по части профессий, которые в настоящее время требуют начального профессионального образования, в рамках системы среднего профессионального образования. В этих целях и вводятся образовательные программы среднего профессионального образования — подготовка квалифицированных рабочих, служащих специалистов среднего звена. С учетом этого среднее профессиональное образование включает в себя программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена (ст. 12).

Одновременно Закон об образовании предлагает осуществлять профессиональное обучение не только в образовательных учреждениях, но и в учебных центрах профессиональной квалификации, на производстве, а также в форме самообразования (ст. 73).

Образовательные программы

С учетом требований практики и рынка труда, а также изменения уровней образования Закон об образовании систематизирует и расширяет видовое разнообразие образовательных программ, чтобы обеспечить более гибкое реагирование системы образования на запросы общества и рынка труда.

Согласно ст. 12 Закона об образовании к основным образовательным программам относятся: основные общеобразовательные программы (образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования); основные профессиональные образовательные программы (образовательные программы среднего профессионального образования — подготовки квалифицированных рабочих (служащих), специалистов среднего звена; образовательные программы высшего образования — бакалавриата, специалитета, магистратуры, подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), ординатуры, ассистентуры-стажировки); основные программы профессионального обучения (профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по профессиям рабочих, должностям служащих).

Основные образовательные программы

Новый закон образования 2012

1 сентября 2013 г. в России вступает в силу новый закон «Об образовании». До этого момента мы ориентируемся на действующий сейчас Федеральный закон РФ «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ.

Немного истории

За последние 20 лет законы об образовании неоднократно «перекраивали».

Образование в новой России регулировалось законом «Об образовании», который был принят в июле 1992 г. Это был документом переходного периода и в нем продолжали действовать некоторые нормы советского времени.

Чуть позже, в 1996 г., вышел и другой закон — «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Для своего времени этот документ считался весьма прогрессивными: образовательные учреждения получили свободу, избавились от «штампованных» советских программ.

С 2002 г. было внесено более двухсот законодательных инициатив, направленных на изменение образования, и принято 45 законов. Кроме того, старый закон полон внутренних противоречий, в нем есть дублирующие нормы. Многое носит декларативный характер. По мнению экспертов, существующие законы устарели и перестали соответствовать преобразованиям в стране, особенно после вступления России в Болонский процесс.

Несколько лет назад было решено создать принципиально новый, интегрированный закон, в который бы вошли все поправки, накопившиеся за последние годы.

В результате рабочая группа под руководством Минобрнауки подготовила первый вариант закона «Об образовании в Российской Федерации». Исходный текст был опубликован в мае 2010 г. Отредактированный вариант законопроекта решено было открыть для общественного обсуждения на сайте zakonoproekt2010.ru. В результате обсуждение документа растянулось на несколько лет.

31 декабря 2012 г., спустя почти три года, новый закон был официально опубликован. В силу он вступит, как уже говорилось выше, 1 сентября 2013 г.

Зачем нужен новый закон?

Сегодня в стране идет реформа системы образования, меняются подходы к обучению, возникают новые формы и технологии. Как и любой законопроект, он вводит новые понятия, меняет правовые статусы участников и заставляет нас жить по-новому. Отметим, что вступление нового закона, прежде всего, обусловлено новыми реалиями жизни россиян. Действующий в данный момент закон устарел и не отражает многих особенностей современного учебного процесса, старая трактовка понятия «образование» уже слишком узка для нашего общества. И новый закон должен обеспечить всем этим изменениям юридический фундамент.

Кого касается новый закон об образовании?

Новый закон касается всех организаций, в которых происходит передача знаний от преподавателя к ученикам (студентам, слушателям). А значит, он важен для учебных и тренинговых центров, а также школ и курсов всех направлений.

Основные изменения, которые привнесет новый закон в российское образование:

  1. Бесплатное образование, в том числе, высшее, теперь можно получить не только в государственных, но и негосударственных образовательных учреждениях, если у них есть гос. аккредитация.
  2. Образование без дискриминации. Заявлена цель сделать качественное образование доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья.
  3. Результаты ЕГЭ действительны 4 года, следующие за годом получения свидетельства. Ранее эта цифра составляла только 18 месяцев. При этом, экзамен можно пересдавать ежегодно и выбирать для поступления в вузы наиболее высокие результаты.
  4. Старшеклассники могут самостоятельно выбирать учебные курсы, как в своей школе, так и вне её с использованием электронного обучения. Закон установил право использовать в образовании модульные и дистанционные технологии, электронное обучение, а также сетевое взаимодействие образовательных организаций.
  5. Уходит в историю начальное профессиональное образование. Среднее и высшее профессиональное образование, в свою очередь, будут максимально интегрированы.
  6. Проект закрепил высокий статус главных российских университетов: МГУ и СПбГУ. Им дано право устанавливать свои собственные образовательные стандарты.

Новый закон и учебные центры

В момент принятия старого закона к образованию относились как к некому обязательному процессу, который необходимо пройти всем в принудительном порядке от детского сада до института, а затем временно забыть о нем до рождения детей, которые также должны будут пройти этот путь. Сегодня отношение к образованию значительно изменилось, изменилось и само устройство образовательной системы. Быстрый темп жизни и развития общества требуют от россиян постоянного пополнения своей базы знаний и развития приобретенных навыков. Во многих компаниях уже считается неприличным в течение длительного периода времени не посещать какие-либо тренинги. Да и сами сотрудники понимают, что останавливаться в профессиональном развитии опасно – так можно быстро потерять ценность на рынке труда. Спрос рождает предложение и вот уже на рынке множество тренинговых компаний разных форм собственности предлагают курсы и тренинги на любой вкус.

Самообразование уже давно стало модным, и многие расценивают получение новых знаний, как интересный способ проведения досуга. Курсы мыловарения, макраме и вязания, гончарные мастерские, уроки рисования и плетения кос, занятия по фэн-шую и женским практикам – за последние годы не просто вырос, а сформировался почти с нуля огромный рынок. Ведь раньше, в советское и постсоветское время, подобный сегмент образования был представлен лишь кружками для школьников по художественной гимнастике и шитью мягких игрушек. Теперь почти все взрослое население обязательно посещает какие-нибудь курсы.

Появился и новый сегмент «образование как развлечение», в котором представлены лекции, проводимые в кафе, мастер-классы как шоу или концерт и т. д. Рынок дополнительного краткосрочного образования для детей и взрослых растет с каждым днем, а значит, его надо как-то регулировать законодательно, что, собственно, и отражено в новом законе.

Сертификаты и дипломы

Многие после посещения курсов желают получить сертификаты и дипломы, подтверждающие их знания. В прошлом законе и постановлении №174 «Об утверждении положения о лицензировании образовательной деятельности» от 16.03.2011 г. о выдаче подобных бумаг было написано весьма туманно: «Образовательная деятельность, осуществляемая путем проведения разовых занятий различных видов (в том числе лекций, стажировок, семинаров) и не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании, деятельность по содержанию и воспитанию обучающихся и воспитанников, осуществляемая без реализации образовательных программ, а также индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не подлежат лицензированию». Так, не совсем понятно, может ли организация, не имеющая образовательной лицензии выдать сертификат о прохождении тренинга, если тренинг был меньше 72 часов и не был проведен экзамен. Это путанное положение рождало много споров.

В новом законе все расставлено по своим местам: организации, занимающиеся общим, профессиональным и дополнительным профессиональным образованием (курсы повышения квалификации) обязаны иметь лицензию, а некоторые должны пройти государственную аттестацию и аккредитацию. Соответственно, выдают сертификаты установленного государством образца. В этой части законодательство не изменилось. А вот касательно дополнительного образования возможности выдачи разных документов существенно расширены. Во-первых, разделены понятия «документ об образовании» (дипломы, аттестаты и прочие обязательные «корочки») и «документ об обучении». Посмотрим в закон, п. 1, ст. 60: «в Российской Федерации выдаются:

  1. документы об образовании и (или) о квалификации, к которым относятся документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации;
  2. документы об обучении, к которым относятся свидетельство об обучении, свидетельство об освоении дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств, иные документы, выдаваемые в соответствии с настоящей статьей организациями, осуществляющими образовательную деятельность.»
  3. Фраза «иные документы» теперь дает нам огромный простор. Также п. 15 статьи 60 прямо говорит, что теперь мы имеем право выдавать любые документы, которые только можно выдумать: хоть грамоты, сертификаты или справки, хоть медали или шоколадки: «организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе выдавать лицам, освоившим образовательные программы, по которым не предусмотрено проведение итоговой аттестации, документы об обучении по образцу и в порядке, которые установлены этими организациями самостоятельно».

    Лицензирование

    Что же касается лицензирования, теперь лицензированию образовательной деятельности подлежат все (п. 18-19): «Образовательная организация – некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана;

    организация, осуществляющая обучение, – юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности».

    Также расширен спектр видов образования, по которым проводится лицензирование: «Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования».

    Насколько применимо такое положение закона покажет лишь опыт и практика.

    Организационно-правовые формы

    В старой версии допускалось только две организационно-правовых формы собственности образовательных организаций: образовательное учреждение и автономная некоммерческая организация, теперь же этот список расширен. В новый закон введены понятия «образовательная организация» (которой, может являться только некоммерческая организация) и организация, осуществляющая образовательную деятельность. Об этих организация в п. 5 ст. 31 говориться следующее: «Иные юридические лица вправе осуществлять образовательную деятельность по программам профессионального обучения, образовательным программам дошкольного образования и дополнительным образовательным программам».

    Осуществлять образовательную деятельность может и индивидуальный предприниматель, при этом если процесс обучения осуществляется предпринимателем собственнолично – то лицензии не требуется. А вот если ИП нанимает педагогов – то его деятельность уже подлежит обязательному лицензированию, вне зависимости от вида образовательной деятельности.

    При этом согласно п. ст. 108: «Индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность с привлечением педагогических работников, должны получить лицензию на осуществление образовательной деятельности до 1 января 2014 г. В случае неполучения до истечения указанного срока индивидуальными предпринимателями лицензий они обязаны прекратить осуществление образовательной деятельности с привлечением педагогических работников».

    Электронные и дистанционные формы обучения

    Не остался незамеченным в законе и технический прогресс. Отдельная статья посвящена электронным и дистанционным формам обучения п. 1, ст. 16: «Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников».

    Электронное и дистанционное обучение приравнено к традиционным очным формам.

    Новый закон об образовании 2017 года

    Строго говоря, новый закон об образовании в Российской Федерации 2017 года -это прежний закон, который действует с 2013 года, просто немного исправленный и дополненный. Нельзя не признать, что этот закон, опираясь на лучшие традиции российского образования, позволяет ему стать более эффективным и цивилизованным.

    Как писался новый закон об образовании 2017 года

    К 2009 году стала полностью очевидна проблема законодательства в образовательной сфере. Существовавшие тогда законы об образовании от 1992 года и о высшем образовании от 1996 года, во-первых, ставили определённые препоны в нормальное функционирование всей образовательной сферы, во-вторых, они банально устарели и перестали отвечать времени. Молодой президент с наклонностями реформатора Дмитрий Медведев, к тому же бывший преподаватель вуза, активно поддержал тогда идею нового закона, который и начал разрабатываться.

    К счастью, работа шла без излишней суеты и спешки, поэтому разработчики закона постарались сделать максимально хороший юридический документ, который начинал бы с государственной стратегии в отношении образования и заканчивал бы мельчайшими нюансами и практическими аспектами функционирования системы. В итоге документ был принят в конце 2012 года и начал действовать со следующего учебного года — с 1 сентября 2013 года.

    Практическая реализация закона помогла выявить отдельные его шероховатости, которые все эти годы исправлялись, и с учётом правок 2015 и 2016 года новый закон об образовании в 2017 году стал, по словам экспертов, практически идеальным в российских условиях правовым документом.

    Главные принципы нового закона об образовании в Российской Федерации 2017 года

    Закон об образовании вносит полную ясность в любые взаимоотношения всех участников образовательного процесса на всех его этапах — от начального до послевузовского.

    Начальное образование, согласно закону, полностью бесплатное, а школьное обучение находится на бюджетном финансировании. Кстати, дошкольное образование теперь считается первой ступенью начального.

    Местные органы самоуправления обязаны обеспечить приём первоклассников в школы, при этом если в школе объективно нет мест, местные власти должны предложить альтернативный вариант, который будет абсолютно адекватным и приемлемым вариантов для родителей первоклассника.

    На уровне закона прописано, что образование не должно готовить массовым порядком усреднённого выпускника. Закон говорит о том, что требуется индивидуальная работа с каждым учеником, максимальное раскрытие потенциала каждого.

    Школьный учитель получает теперь определённый социальный статус, а для подтверждения своей квалификации он должен периодически проходить аттестацию. Также он может проходить аттестацию добровольно и повышать своё мастерство, дополнительно обучаясь и повышая квалификационный уровень.

    Результаты ЕГЭ, согласно закону, действуют пять лет после сдачи единого экзамена.

    Обучение в среднем профессиональном учебном заведении может считаться подготовкой к получению высшего образования в будущем.

    Высшее образование становится более доступно для льготных категорий, однако, без перегибов. Так, льготники могут бесплатно обучаться на подготовительных курсах перед поступлением в вуз, но поступать они будут на общих основаниях, исключение сделано лишь для инвалидов, за которыми закреплено 10% бюджетных мест в учебных заведениях.

    Государством регулярно проверяется деятельность абсолютно всех имеющих лицензию вузов, государственных и негосударственных.

    Таким образом, по крайней мере на уровне законодательного акта, в России действует очень хороший и современный документ. К сожалению, на практике пока не всё происходит идеально, ведь в конце концов, перестройка сознания — процесс, требующий некоторого времени, но подвижки в школьном образовании определённо видны, и система стимулирования учителей к саморазвитию и современным методам работы с учениками должна начать давать свои плоды. Что же касается высшего образования, то, к сожалению, российские вузы давно и глубоко упали в мировых рейтингах, но вместо того, чтобы повышать финансирование высших учебных заведений, обновлять их материальные фонды и работать над повышением качества профессорского состава, государство занимается бесконечной оптимизацией этой системы, сливает и упраздняет вузы, что едва ли делает систему более качественной и современной.

    Закон об образовании: актуальные изменения

    Статьи по теме

    Пожалуй, сейчас никому уже не надо объяснять, насколько важно образование, известная цитата «Не хочу учиться, а хочу жениться» все чаще вызывает снисходительную улыбку. Хорошее образование — это инвестиция в будущее, небывалая ранее возможность реализовать себя в самых разных сферах жизни, учитывая отсутствие барьеров между народами и странами, показатель развития личности. На этом фоне требования к отечественному образованию будут неуклонно повышаться: оно должно отвечать высоким международным стандартам. К началу нового учебного года приурочено вступление в силу Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». В этой статье мы рассмотрим ряд нововведений, в том числе тех, которые коснулись статуса педагогических работников.

    Новый Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон об образовании) вступает в силу 1 сентября 2013 г., за исключением тех положений, для которых в ст. 111 указанного Закона установлены иные сроки вступления в силу.

    С 1 сентября 2013 г. признаются утратившими силу Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» и Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

    ЧТО ОСТАЛОСЬ НЕИЗМЕННЫМ?

    Обратите внимание! С 1 сентября 2013 г. все образовательные организации в своей работе обязаны руководствоваться новым Законом об образовании

    Закон об образовании сохранил базовые принципы и нормы в части государственных гарантий реализации прав в сфере образования. Сохранены права выбора образовательной организации, получения образования в соответствии со склонностями и потребностями, обучения на родном языке, правовые гарантии доступности и качества образования и др.

    В тексте Закона об образовании нашли отражение закрепленные действующим законодательством принципы общедоступности и бесплатности образования в России. Так, государство гарантирует общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если оно получается впервые.

    НОВЕЛЛЫ ЗАКОНА ОБ ОБРАЗОВАНИИ

    Обратите внимание! 30 октября 2013 г. — практическая секция «Работа с кадрами в образовательных организациях: обязанности и ответственность руководителей» в рамках Общероссийской конференции «Менеджер образования — 2013»

    В первую очередь отметим, что Закон об образовании водит новое понятие «образовательная организация».

    Применявшийся ранее в нормативных правовых актах термин «образовательное учреждение» устарел и не соответствует действующему гражданскому законодательству, согласно которому учреждение является лишь одной из организационно-правовых форм некоммерческой организации. «Организация» же есть обобщенное понятие для различных организационно-правовых форм.

    К образовательным организациям относятся:

  4. образовательные учреждения;
  5. автономные некоммерческие организации;
  6. фонды и иные некоммерческие организации, ведущие образовательную деятельность.
  7. Наименования и уставы образовательных учреждений необходимо привести в соответствие с п. 5 ст. 108 Закона об образовании.

    Установлено требование о приведении наименования образовательного учреждения в соответствие с Законом об образовании. Будет ли в связи с этим слово «учреждение» в названии образовательного учреждения меняться на слово «организация»? Какие последствия для педагогических работников влечет за собой переименование учреждения и нужно ли вносить какие-либо изменения в кадровые документы?

    Переименование или реорганизация образовательных учреждений никоим образом не затрагивает трудовые права педагогических работников — трудовые отношения с ними продолжаются без каких-либо изменений определенных сторонами условий трудового договора (ст. 75 ТК РФ).

    О процедуре переименования образовательных учреждений подробно рассказано в письме Минобрнауки России от 10.06.2013 № ДЛ-151/17 «О наименовании образовательных учреждений». Так, в письме разъясняется, что заменять слово «учреждение» словом «организация» не требуется, так как понятие «организация» общеродовое. Уточнять можно тип или форму собственности по желанию организации или ее учредителя.

    Таким образом, переименование образовательного учреждения в первую очередь связано с приведением в соответствие с Законом об образовании его типа с учетом организационно-правовой формы. При этом следует иметь в виду, что если тип образовательного учреждения не меняется, то и переименование не потребуется.

    Например, образовательное автономное учреждение высшего профессионального образования должно быть переименовано в образовательное автономное учреждение высшего образования.

    Переименование организации должно получить отражение в трудовых договорах, личных карточках и трудовых книжках работников. После того как изменение будет надлежащим образом оформлено и организация получит свидетельство о внесении изменений в ЕГРЮЛ, необходимо издать приказ по основной деятельности, на который и будет сделана ссылка при изменениях в кадровых документах. Пример внесения записи о переименовании в трудовую книжку педагогического работника см. в приложении.

    Обратите внимание! 2) Наименования и учредительные документы образовательных учреждений должны быть изменены не позднее 1 января 2016 г.

    Следующим принципиальным нововведением является институт «конфликта интересов» в сфере образования.

    Конфликт интересов влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

    Какие ситуации могут рассматриваться как конфликт интересов педагогического работника?

    В большинстве случаев под данное определение подпадают отношения в рамках индивидуального репетиторства, подготовки к занятиям и т. п. (п. 33 ст. 2 Закона об образовании).

    Законом об образовании «узаконены» три уровня высшего образования — они названы в п. 4 ст. 10:

    2) специалитет, магистратура,

    3) подготовка кадров высшей квалификации.

    Отметим, что для замещения ряда преподавательских должностей требуется не только наличие высшего профессионального образования, но и соответствующая ученая степень и (или) ученое звание. Следовательно, выпускники образовательной организации высшего профессионального образования с дипломом бакалавра не должны допускаться к преподавательской работе в системе высшего и послевузовского профессионального образования.

    История вопроса

    Переход на трехуровневую систему обучения обусловлен тем, что 10 лет назад Россия вступила в Бо- лонский процесс, подписав 19 сентября 2003 г. Декларацию о создании общеевропейского пространства высшего образования (Болонскую декларацию). В Декларации говорится о двух основных этапах обучения: получении высшего образования и получении ученой степени. Доступ ко второму этапу и получению ученой степени предполагает успешное прохождение первого и второго уровней высшего образования.

    К освоению программ бакалавриата или специали- тета допускаются лица, получившие полное среднее образование, магистратуры — лица, имеющие высшее образование любого уровня. К освоению программ подготовки научно-педагогических кадров допускаются лица, получившие образование не ниже высшего (спе- циалитет или магистратура).

    Третий уровень (второй этап) обучения — подготовка кадров высшей квалификации — предполагает, что лицам, освоившим эту программу в аспирантуре (адъюнктуре) и защитившим в установленном законодательством РФ порядке научно-квалификационную работу (диссертацию) на соискание ученой степени кандидата наук, присваивается ученая степень кандидата наук по соответствующей специальности.

    Согласно п. 4 ст. 69 Закона об образовании бакалавр не может быть принят в аспирантуру (адъюнктуру). В аспирантуру (подготовка научно-педагогических кадров) государственных и муниципальных высших учебных заведений, научных учреждений (организаций) на конкурсной основе принимаются граждане РФ, имеющие высшее образование, подтвержденное дипломами специалиста или магистра. Лишив бакалавра права поступать в аспирантуру, минуя магистратуру, законодатель ограничил его возможности получить ученую степень кандидата наук.

    Студенты, обучающиеся в магистратуре, могут до поступления в аспирантуру сдать кандидатские экзамены по истории и философии науки, а также по иностранному языку по программам, утвержденным Минобрнауки России. Кандидатские экзамены по специальной дисциплине сдаются в высших учебных заведениях и научных учреждениях, организациях, имеющих аспирантуру по данной специальности.

    Словарь кадровика Конфликт интересов педагогического работника — ситуация, в которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества

    Закон об образовании содержит положение о приоритете его норм в сфере образования перед иными законодательными актами (п. 4 и 5 ст. 4). Это означает, что в случае несоответствия норм, регулирующих отношения в сфере образования и содержащихся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ, правовых актах органов местного самоуправления, нормам Закона об образовании применяются нормы указанного Закона.

    НА № 9‘2013 Для того чтобы привести законодательство об образовании в соответствие с новым Законом был принят Федеральный закон от 02.07.2013 № 185-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»» (далее — Федеральный закон № 185-ФЗ).

    Далее мы поговорим о наиболее существенных изменениях, внесенных в Трудовой кодекс РФ.

    ИЗМЕНЕНИЯ В ТРУДОВОМ КОДЕКСЕ РФ

    Статьей 80 Федерального закона № 185-ФЗ внесены изменения в ТК РФ, которые в большинстве случаев носят уточняющий характер, но имеются и принципиальные изменения.

    Изменение 1. Учитывая, что подготовка кадров высшей квалификации является третьим уровнем обучения (получение ученой степени), законом установлены определенные гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу и обучение в аспирантуре (адъюнктуре). Трудовой кодекс РФ дополняется статьей 1731, которая устанавливает гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с получением высшего образования на уровне подготовки кадров высшей квалификации (см. табл. 1).

    Отметим, что ранее подобные гарантии предоставлялись аспирантам не ТК РФ, а ст. 19 Федерального закона от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

    Изменение 2. Признана утратившей силу статья 175 ТК РФ, которой были установлены гарантии и компенсации работникам, обучающимся в образовательных учреждениях начального профессионального образования.

    Изменение 3. В новой редакции излагаются статьи 173, 174 и 176 ТК РФ, предусматривающие гарантии и компенсации работникам:

    • совмещающим работу с получением высшего образования по программам бакалавриата, специалитета или магистратуры, а также поступающим на обучение по указанным образовательным программам;
    • совмещающим работу с получением среднего профессионального образования и поступающим на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования;
    • получающим основное общее образование или среднее общее образование по очно-заочной форме обучения.
    • Изменение 4. Признается утратившей силу ч. 2 ст. 333 ТК РФ.

      Изменение 5. Изменилось содержание ч. 3 ст. 333 ТК РФ.

      В настоящее время согласно п. 88 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утв. постановлением Правительства РФ от 14.02.2008 № 71, учебная нагрузка преподавателей устанавливается образовательной организацией самостоятельно в зависимости от квалификации педагогических работников, профиля кафедры, но в пределах не более 900 часов в учебном году. Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы согласно п. 6, 7 ст. 47 Закона об образовании оговаривается в трудовом договоре педагогического работника и ограничивается размером должностного оклада.

      Изменение 6. Изменены положения ст. 335 ТК РФ о длительном отпуске педагогического работника.

      Новый единый порядок предоставления длительного отпуска педагогическим работникам будет действовать для всех образовательных организациях, независимо от их ведомственной принадлежности.

      РУКОВОДСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

      Закон об образовании конкретизирует порядок замещения должности руководителя образовательной организации. Согласно п. 1 ст. 51 Закона руководитель государственной и муниципальной образовательной организации в соответствии с законодательством РФ и уставом образовательной организации:

      1) избирается общим собранием, конференцией работников образовательной организации с последующим утверждением учредителем;

      2) назначается учредителем образовательной организации;

      3) назначается Президентом РФ в случаях, установленных федеральными законами;

      4) назначается Правительством РФ (для ректоров федеральных университетов).

      В образовательной организации высшего образования по решению ее ученого совета может учреждаться должность президента (п. 11 ст. 51 Закона об образовании). При этом в устав образовательной организации высшего образования в установленном порядке вносятся соответствующие изменения.

      Какие требования предъявляются к кандидату на должность президента образовательной организации высшего образования?

      Кандидат должен иметь высшее образование, ученую степень и ученое звание, стаж научно-педагогической работы или работы в должности ректора образовательного учреждения высшего профессионального образования не менее десяти лет.

      Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с получением высшего образования на уровне подготовки кадров высшей квалификации

      Как избирается президент образовательной организации высшего образования?

      Обратите внимание! Необходимость введения должности президента образовательной организации высшего образования, а также порядок его избрания должны определяться исключительно ученым советом образовательной организации в строгом соответствии с ее уставом

      Порядок избрания президента и его полномочия определяются уставом образовательной организации высшего образования. Говоря об избрании президента на заседании ученого совета образовательной организации, законодатель, видимо, подразумевал, что это выборная должность и порядок выборов будет определяться ученым советом образовательной организации.

      Полагаем, что предложенный учредителем кандидат на должность президента образовательной организации будет избираться на заседании ученого совета образовательной организации тайным голосованием простым большинством голосов на срок до пяти лет. После избрания президента между ним и учредителем этой образовательной организации заключается трудовой договор на срок до пяти лет.

      Таким образом, основанием возникновения трудовых правоотношений по должности президента является наличие совокупности факторов:

      1) представления учредителем в ученый совет образовательной организации кандидатуры на должность президента;

      2) избрания ученым советом образовательной организации представленного учредителем кандидата;

      3) заключения срочного трудового договора между учредителем и президентом.

      Кстати сказать

      Статьей 24 Закона об образовании установлен особый статус для Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (МГУ) и Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ). Эти образовательные организации являются ведущими классическими университетами России, и особенности их правового статуса определяются специальными федеральными законами, например Федеральным законом от 10.11.2009 № 259-ФЗ «О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт- Петербургском государственном университете».

      Законом установлен особый порядок замещения должности руководителя (ректора) двух ведущих классических университетов. Так, ректоры МГУ и СПбГУ назначаются на должность и освобождаются от нее Президентом РФ. При назначении определяется срок полномочий ректора, который не может превышать пяти лет. При этом ректоры МГУ и СПбГУ могут быть переназначены на новый срок.

      МГУ и СПбГУ являются федеральными государственными бюджетными учреждениями. Учредителем университетов от имени Российской Федерации выступает Правительство РФ.

      Полномочия учредителя юридических лиц, входящих в научно-образовательный комплекс университетов, осуществляет уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти по согласованию соответственно с МГУ и СПбГУ.

      Руководители юридических лиц, входящих в научно-образовательные комплексы университетов, назначаются на должность и освобождаются от нее ректорами этих университетов по согласованию с уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

      Состав научно-образовательных комплексов университетов определяется соответственно уставом МГУ и уставом СПбГУ.

      По достижении ректором предельного возраста, установленного для замещения должности ректора государственного высшего учебного заведения, Президент РФ вправе дважды продлевать его полномочия на новый срок, каждый раз в пределах пяти лет. Ректоры университетов могут быть досрочно освобождены от занимаемой должности Президентом РФ.

      Прекращение трудового договора с президентом осуществляется по основаниям, установленным трудовым законодательством РФ, в том числе по специальным основаниям увольнения руководителя организации.

      СТАТУС ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

      Словарь кадровика Правовой статус педагогического работника — совокупность прав и свобод (в том числе академических прав и свобод), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ

      В соответствии со ст. 50 Закона об образовании в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, предусматриваются должности педагогических и научных работников, которые относятся к научно-педагогическим работникам. При этом педагогические работники относятся к профессорско-преподавательскому составу этих организаций.

      В соответствии со ст. 52 Закона об образовании в образовательных организациях наряду с должностями педагогических и научных работников предусматриваются должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции.

      Правовой статус педагогического работника установлен положениями гл. 5 Закона об образовании. Он не претерпел существенных изменений, в том числе и в силу сохранения основных норм трудового законодательства, регулирующих отношения в сфере образования (гл. 52 ТК РФ).

      Права и социальные гарантии

      Права и обязанности педагогического работника и образовательной организации условно можно разделить на общие, установленные законодательством для всех субъектов трудовых отношений (ст. 21-22, 212, 214, 219 ТК РФ), и специальные, установленные применительно к педагогическим работникам.

      Так, п. 3 ст. 47 Закона об образовании предусматривает специальное право педагогических работников при исполнении ими профессиональных обязанностей на свободу преподавания, свободу выражения своего мнения, свободу от вмешательства в профессиональную деятельность, свободу выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания.

      Также педагогический работник имеет право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля). Педагогический работник имеет право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании. Он имеет право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной, в том числе международной деятельности, разработках и внедрении инноваций и т. д.

      Педагогические работники имеют следующие трудовые права и социальные гарантии:

    • право на сокращенную продолжительность рабочего времени;
    • право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;
    • право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством РФ;
    • право на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной работы в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;
    • право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством РФ;
    • право на предоставление — состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях — вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда.
    • Аттестация

      Порядок проведения аттестации устанавливается трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников. К настоящему времени единый нормативный акт, определяющий процедуру аттестации всех работников в РФ, отсутствует, поэтому регулирование порядка проведения аттестации установлено лишь применительно к некоторым областям профессиональной деятельности и отдельным категориям работников.

      Вопросы правового регулирования аттестации педагогического работника изложены в ст. 49 Закона об образовании. В соответствии с п. 2 этой статьи аттестация педагогических работников в целях подтверждения их соответствия занимаемым должностям проводится один раз в пять лет на основе оценки их деятельности аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

      Кроме того, целью аттестации может быть установление квалификационной категории педагогических работников. В этом случае ее проводят аттестационные комиссии, формируемые:

    • федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся данные образовательные организации;
    • уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ, если аттестация проводится в отношении педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении субъекта РФ, педагогических работников муниципальных и частных организаций.
    • Порядок проведения аттестации педагогических работников устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

      В настоящее время порядок проведения аттестации педагогических работников регламентирован подзаконными актами, принятыми до вступления в силу Закона об образовании. Среди них можно выделить следующие документы:

    • приказ Минобрнауки России от 24.03.2010 № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»;
    • письмо Минобрнауки России от 15.08.2011 № 03-515/59 «Разъяснения по применению порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»;
    • приказ Минобрнауки России от 06.08.2009 № 284 «Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации работников, занимающих должности научно-педагогических работников».

    Оплата труда

    Условия оплаты труда могут устанавливаться в централизованном порядке (для педагогических работников образовательных организаций, финансируемых из бюджета) и вырабатываться по соглашению сторон (в коммерческих образовательных организациях). В любом случае эти условия фиксируются в трудовом договоре, причем закон требует, чтобы заработная плата была структурирована, указывались отдельные ее части (должностной оклад (размер тарифной ставки), надбавка за должность, доплата за ученую степень и т. п.) и их размеры.

    Обратите внимание: в соответствии с п. 11 ст. 108 Закона об образовании в оклады по должностям научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования должны быть включены надбавки за ученые степени и по должностям, которые действовали до вступления указанного закона в силу. Туда же должна входить ежемесячная денежная компенсация на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями.

    По состоянию на 31 августа 2013 г. заработная плата педагогического работника, имеющего ученую степень доктора наук и занимающего должность профессора, состояла из:

  8. должностного оклада в размере 10 000 руб.;
  9. надбавки к должностному окладу за должность профессора в размере 60% — 6000 руб.;
  10. надбавки к должностному окладу за ученую степень доктора наук — 7000 руб.
  11. Также ему полагается ежемесячная выплата — денежная компенсация на обеспечение педагогических работников книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями — в размере 150 руб.

    С 1 сентября 2013 г. указанные надбавки и денежная компенсация включаются в размер должностного оклада педагогического работника, который составит:

    10 000 + 6000 + 7000 + 150 = 23 150 руб.

    Рабочее время

    Педагогическим работникам ст. 92 и 333 ТК РФ, а также п. 5 ст. 47 Закона об образовании установлена сокращенная продолжительность рабочего времени — не более 36 часов в неделю.

    В рабочее время педагогических работников в зависимости от должности включаются учебная (преподавательская), научная, творческая и исследовательская работа, воспитательная и индивидуальная работа с обучающимися, а также другие виды работ, предусмотренные трудовыми обязанностями и (или) индивидуальным планом. Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом образовательной организации с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации педагогического работника.

    Режим рабочего времени педагогического работника в соответствии с требованиями трудового законодательства определяется коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами образовательной организации, трудовым договором, графиками работы, расписанием занятий и уставом высшего учебного заведения, а также учебным планом. При этом необходимо учитывать особенности, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

    Учет объема учебной (преподавательской) нагрузки штатных педагогических работников (в том числе работающих по совместительству) должен производиться по фактически затраченному времени.

    Пример внесения в трудовую книжку педагогического работника

    Разъяснение эксперта на тему «Конкурс — условие заключения трудового договора с отдельными категориями педагогических работников» вы можете найти в Электронной системе кадровика.

    Смотрите так же:

    • Патент на торговля запчастями Девять типичных ситуаций Разделы: Деятельность большинства ИП связана с розничной торговлей. Именно в этой сфере возникает множество типичных ситуаций и связанных с ними вопросов со стороны ИП. Рассмотрим основные. Ситуация 1. Особенности ведения бизнеса […]
    • Единовременные пособия при рождении ребенка новосибирск На какие выплаты может рассчитывать семья в связи с рождением ребенка О единовременных выплатах и пособиях в связи с рождением детей семьям, проживающим в Новосибирске, рассказала начальник отдела по проблемам семьи, женщин и детей управления социальной […]
    • Каждый имеет право на образование это норма Нарушение права на образование Разделы: Одним из наиболее часто встречающихся нарушений прав граждан, не имеющих возможности получить разрешение на регистрацию по месту их жительства (пребывания) является нарушение права на образование их детей. Несмотря на […]
    • Пособие за январь 2012 г Как выплатить пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет Документы для получения пособия Чтобы получить пособие, сотрудница должна представить организации следующие документы: заявление о назначении пособия (при этом законодательством установлен единый […]
    • Маша в законе телепрограмма Маша в законе (1-2 сезон) 8 серий из 8 Маше немного за тридцать, личная жизнь не устроена. За плечами - 10 лет парикмахерского стажа. Маша решает круто изменить свою жизнь и заканчивает юридический факультет. Теперь она - новоиспеченный юрист, ведь нет […]
    • Льготы на налоги для пенсионеров в 2014 году Перечень и правила предоставления налоговых льгот военным пенсионерам Правительство РФ считает необходимым облегчать условия уволившихся со службы и в связи с этим регулярно проводит реформы в различных сферах, с которыми, так или иначе, соприкасаются […]
    • 707 приказ квалификационные требования Приказ Министерства здравоохранения РФ от 8 октября 2015 г. N 707н "Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки "Здравоохранение и медицинские науки" (с изменениями и […]
    • Закон о государственных услугах рк 2014 Страница не найдена Извините, запрашиваемый Вами ресурс не найден. Состояние базы На английском языке: 409 Документы по состоянию на: 16.08.2018 Email: [email protected] Время работы: 09:00 - 18:30 (по времени Астаны) Часто задаваемые вопросы […]