Новый закон образования и фгос

Закон РФ «Об образовании» (273-ФЗ) 2018

Закон об образовании в последней действующей редакции от 14 августа 2018 года.

закон имеет новую редакцию, вступающую в силу 1 января 2019 года. Сравнить изменения

Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» регулирует правовой статус всех образовательных организаций и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют обучение. Основная цель Федерального закона «Об образовании» – реализация конституционного права граждан Российской Федерации на образование и защита интересов личности, общества и государства в сфере образования. Настоящий закон устанавливает права, обязанности и меры социального обеспечения педагогов, обучающихся и их родителей.

Федеральный закон «Об образовании» определяет механизмы и принципы получения гражданами доступного, бесплатного и качественного образования и порядок приёма в образовательные учреждения. Федеральный закон «Об образовании» устанавливает уровни общего образования (дошкольное, начальное, среднее, профессиональное, высшее) и регулирует порядок получения профессионального и дополнительного образования.

Федеральный закон «Об образовании» определяет полномочия органов государственной власти Российской Федерации и местного самоуправления, порядок государственного надзора в области образования. Настоящим Федеральным законом впервые определены на государственном уровне особенности обучения граждан с выдающимися способностями, иностранцев, лиц без гражданства и получение образования лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Последние изменения в Законе об образовании

  • Изменения в Законе об образовании, вступившие в силу с 1 января 2016
  • Изменения в Законе об образовании, вступившие в силу с 10 января 2016
  • Изменения в Законе об образовании, вступившие в силу с 13 марта 2016
  • Изменения в Законе об образовании, вступившие в силу с 1 июля 2016
  • Изменения в Законе об образовании, вступившие в силу с 1 января 2017
  • Договор-Юрист.Ру постоянно следит за актуализацией кодексов и законов.

    Так, например, Закон об образовании имеет будущую редакцию только от 1 января 2019 года

    Шансов найти более свежую действующую редакцию — нет.

    Комментарии к закону

    Вы также можете получить комментарии к закону «Закон РФ «Об образовании» (273-ФЗ)». Юристы сайта, специализирующиеся на конкретных сферах кодексов и законов, дадут исчерпывающий комментарий по любым вопросам.

    «РАПСИ» > Новый закон об образовании: секреты и слагаемые юридической техники

    Порой кажется, что идеи и концепции нормативных актов, регулирующих работу целых отечественных отраслей, реализуются непозволительно долго. Казалось бы, чего проще: сесть, написать, обсудить, убедить депутатов и сенаторов, открыть шампанское по случаю подписания документа главой государства. Полгода, от силы год работы. Мало? Перестаньте заниматься любимыми госчиновничеством бюрократическими процедурами, и все получится.

    В действительности все просто только на первый взгляд. Новый федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», вступающий в силу 1 сентября, вынашивался его многочисленным авторским коллективом около восьми лет.

    В интервью РАПСИ директор правового департамента Министерства образования и науки РФ Марина Лукашевич подробно рассказала, чем обусловлен столь долгий срок, и раскрыла некоторые ноу-хау, которые в современных российских реалиях подобные масштабные законы помогают готовить и проводить через Федеральное Собрание.

    Дублирования, коллизии и судебная практика

    — Когда и почему родилась идея подготовить совершенно новый федеральный закон «Об образовании в РФ»?

    — На мой взгляд, идея совершенствования любого законодательства возникает из изменяющихся жизненных реалий. Одним словом, всему виной прогресс. Сфера образования не исключение. В последнее десятилетие наша законодательная база стала сильно отставать от правоприменения. Система развивалась, возникали новые институты и модели взаимодействия между участниками образовательных отношений. Законы за этим не поспевали. Действовавший закон об образовании содержал нормы, не позволявшие развивать систему в целом. Можно сказать, даже играл негативную роль из-за содержащихся в нем неоправданных барьеров. Особо явственно эта проблема обозначилась в период реализации национальных проектов в сфере образования. Как следствие, большое количество внесенных в действующий Закон об образовании изменений привело к кардинальному изменению его концепции.

    — Какие именно барьеры были в законе?

    — В качестве примера, я бы привела имеющеюся сейчас видологию образовательных организаций. Неоправданно сложная и длительная процедура определения вида образовательной организации была одним из предметов государственной аккредитации при установлении статуса образовательных организаций. По результатам оценки организации по определенным критериям им разрешалось иметь то или иное наименование. Образовательные учреждения старались получить нужное наименование, которое было связано с финансированием. И потребители стали оценивать сферу только по названиям (гимназия лучше школы, университет лучше института и т.д.). При этом на протяжении довольно долгого времени значимость образовательной программы оставалась в тени. Ее содержание, которое и было критерием качества предоставляемых знаний и получаемого финансирования, практически никого не интересовало. А в правоприменении, даже если образовательные организации реализовывали программы одного уровня, порой приходилось доказывать необходимость распространять какую-либо норму на работников и обучающихся того или иного вида (наименования) образовательной организации. К примеру, совершенно неоправданным было установление пенсии по выслуге лет применительно к каждому виду образовательного учреждения. Масса людей из-за этого страдали.

    — Что можете сказать о правовой составляющей идеи подготовки нового Закона?

    — Это, безусловно, одно из оснований необходимости нового Закона. Как я уже говорила, большое количество изменений привело к дублированию норм, возникающим коллизиям, и нарастающему клубку судебной практики по трактовке действующих законов. По дублированию яркий пример — законы «Об образовании в РФ» 1992 года и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» 1996 года. Их нормативная идентичность была около 70%. В части коллизий, самым проблемным участком всегда был прием на обучение.

    Очень часто по-разному трактовались права льготных категорий граждан, перечисленных в отраслевом и образовательном законодательстве. Применялись порой диаметрально противоположные правоприменительные механизмы, и это крайне негативно сказывалось именно на гражданах. Имея льготу по одному закону, при обращении в образовательное учреждение обнаруживалось, что такой льготы нет в образовательном законодательстве. Естественно, возникали конфликты…

    — Судебная практика была, очевидно, крайне обширной.

    — Разумеется, ведь как только появляется необходимость трактовки тех или иных законодательных положений при помощи судебных органов, это прямо говорит о несовершенстве законодательной базы. Поэтому где-то с 2000 года, судебная практика только росла.

    — Приведите наиболее характерный пример того времени.

    — Действующее законодательство оперирует понятием «образовательное учреждение». А когда было принято гражданское законодательство, в нем фигурировало общеродовое понятие «организация». Поэтому при разрешении конфликтов их участники всегда пытались сказать: «мы же не организация, мы же учреждение, поэтому на нас эти нормы не распространяются!» Такие малопонятные казуистические моменты довольно долгое время красноречиво говорили о том, что надо менять само законодательство.

    Или, например, трактовка понятия «воспитание». Бывало ректору вуза могли предъявить иск за финансирование университетской команды КВН. Дескать, это не относится к воспитательным мероприятиям. Ежегодно сотни судов, страдали тысячи людей.

    Образование с человеческим лицом

    — Итак, понимание созрело. Что было дальше?

    — Мы начали определяться с целями. В 1992 году, когда был принят прежний закон «Об образовании», ориентиром служила отраслевая составляющая. И это было важно, учитывая экономические изменения, происходившие в то время в нашей стране. У нас появилось негосударственное образование, которое нуждалось в правовой регламентации. Кстати это тоже одна из иллюстраций законодательного прогресса. Кроме того, Закон об образовании строился по «зонтичному» принципу. Под основной Закон планировалось принимать законы по каждому образовательному уровню. Поэтому-то у нас через четыре года был принят закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Однако по другим уровням образования законы так и не были приняты, в ходе их разработке стало понятно, что они не имеют достаточного содержательного наполнения. Я уже говорила о том, что федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» на 70% повторяет базовый закон об образовании.

    — Помимо прочего, в 1992 году еще не было ныне действующего гражданского законодательства.

    — Да, ни Гражданского кодекса, ни Налогового кодекса, ни Бюджетного кодекса, практически ничего. Даже Конституция была принята позднее, которая совершенно иначе трактовала среднее профессиональное образование. Был разве что Кодекс законов о труде РСФСР. Кстати, в 2000-х годах, когда начался так называемый бум принятия кодексов, довольно широко обсуждалась возможность разработки и Образовательного кодекса. Даже было несколько попыток его написать. Но после различных обсуждений все-таки остановились на разработке Федерального закона.

    — Как была сформулирована основная цель разработки нового закона об образовании?

    — В образовании основной фигурой всегда был, есть и будет — Человек. Поэтому цель была сформулирована так – новый закон должен стать основой для развития человеческого потенциала. Максимально обеспечить каждому те условия, которые система потенциально способна предоставить. Новый закон должен был расширить образовательные возможности и для обучающихся, и для педагогов. Если обобщать, законодательное регулирование следовало направить на внешнего потребителя. Поэтому новый закон устроен именно по такому принципу. Мы закрепили в нем образовательные права личности, на всех этапах: от младенчества (дошкольное образование может быть получено с 2 месяцев) до зрелого возраста. При этом профессиональное обучение, дополнительное образование могут быть получены вне зависимости от возраста, предшествующего уровня образования.

    Образование как сфера, что естественно, также должна была получить для своей работы полноценную правовую регламентацию. Тем самым достигались бы сразу несколько разнонаправленных целей. Стояла задача законодательно обозначить сформировавшиеся новые модели в системе образования и снять ненужные барьеры и ограничения. Например, связанные, с возможностью обучения в различных организациях, которым новым законом предоставлены более широкие возможности в части осуществления образовательной деятельности. То же дошкольное образование может теперь предоставляться и коммерческими организациями. Помимо того, что это дает реальный выбор гражданину, куда именно отвести своего ребенка, это конкурентно стимулирует и нашу систему, позволяя создавать новые рабочие места и стимулировать развитие.

    — В таком случае, почему системный для российского образования нормативный акт принимался так долго?

    — Период до 2009 года можно назвать подготовительным. Он стартовал с декабря 2004-го, когда Российский союз ректоров предложил разработать новый закон «Об образовании». Годом позже законопроект был включен в план правительства РФ. Следующие три с лишним года ушли на разработку и одобрение Правительством концепции и технического задания. В конце 2009 была создана большая рабочая группа с привлечением экспертов сферы образования, парламентариев, членов Общественной палаты, различных педагогических сообществ, федеральных органов исполнительной власти.

    Первую версию текста законопроекта рабочая группа подготовила примерно за полгода. Ее обсуждали на множестве площадок, включая обе палаты парламента, Общественную палату. И к концу 2010 года текст был существенно переработан.

    — В конце 2010-го данная версия документа была размещена в Интернете. Оправдались ли ожидания от состоявшейся в Глобальной сети дискуссии?

    — Сначало не вполне. Мы разместили проект на той же площадке, где до этого проходило обсуждение законопроекта «О полиции». Звучали различные мнения, критика, отдельные отзывы не совпадали с нашими замыслами. Но обсуждения норм закона между самими гражданами, учитывая разные общественные интересы в тот период не было.

    — Что удалось уяснить из виртуальных диспутов?

    — Подтвердился главный посыл – общество требовало принятия нового закона об образовании. Причем это констатировали не только управленцы, но и среди экспертов и потребителей образовательных услуг по этому вопросу было удивительное для системы образования единодушие. Данный вывод на том этапе не зависел даже от отношения к содержанию уже имевшегося законопроекта, и это нас отчасти вдохновило.

    — Появились ли в законе нормы, заимствованные у комментаторов в ходе интерактивных обсуждений?

    — Первое обсуждение три года назад действительно было выстроено по модели пользовательских комментариев об отношении к предлагаемым подходам, той или иной норме, по принципу «нравится/не нравится». Впоследствии некоторые положения закона мы действительно формировали исходя из предложенных при обсуждении в Интеренете векторов. Все это также рассматривалось на рабочей группе, созданной уже специально под доработку законопроекта по итогам обсуждения в Сети. Эту рабочую группу возглавил советник Президента Вениамин Федорович Яковлев.

    К лету 2011 года у нас появилась, таким образом, третья основная версия законопроекта. И уже на этом этапе было организовано второе по счету обсуждение в Интернет-пространстве.

    — Нами были учтены нюансы, выявленные в ходе первого интернет-общения с заинтересованными лицами. Постарались их использовать в другом направлении, что дало новый эффект. Мы использовали принципы общественной экспертизы, на площадке edu.сrowdеxpert.ru. В этот раз эксперты не просто высказывали личное отношение к тексту, но могли предлагать и свои формулировки. И потом сами же их оценивали.

    Появилась вариативность: есть формулировка министерства, есть формулировка одного эксперта, другого, они сравнивались между собой, и после этого, бывало, появлялись еще варианты. В итоге, как правило, возвращались к первоначальной редакции нормы. Но есть в принятом законе и нормы, сформулированные экспертным сообществом. Например, нормы о приоритетности прав родителей в вопросах воспитания и обучения детей. У нас фактически появились соавторы, сообщество, которое понимало, почему та или иная норма именно так должна быть записана в законе. Помимо общего одобрения экспертного сообщества мы получили профессионалов, готовых разъяснять и продвигать закон уже в процессе правоприменения. И вот после этого структура текста уже не менялась.

    С осени 2011 по май 2012 года мы согласовывали текст с различными ведомствами. Проводили общественные обсуждения. И заметили, что отношение к закону существенно поменялось. Если раньше нам только и приходилось повторять «прочитайте текст, он неплохой!», то после этого к нему стали относиться исходя из других принципов. Чтобы он действительно фиксировал те новые институты, что возникли в системе, снимал барьеры и не мешал развитию. Проще говоря, от общей критики мы перешли к работе над конкретными положениями.

    — В мае 2012-го согласованный текст был внесен в правительство РФ.

    — Да, на этом этапе, с мая по август, был проведен еще один раунд обсуждений. В июле документ рассматривался на Открытом правительстве, одним из первых после формирования этого органа. А в августе минувшего года Правительство внесло его в Госдуму.

    Слагаемые и сумма

    — Сухой остаток: проект к тому моменту готовился целых восемь лет.

    — С одной стороны, это так. С другой, период с 2004 по 2009 годы был подготовительным этапом, определившим концепцию и подходы к новому закону, а вот период с 2009 по 2012 годы – это три года, потребовавшиеся для непосредственной подготовки самого текста и его обсуждения. Хотя, конечно все это вместе позволило нам за пять месяцев принять такой масштабный закон в обеих палатах парламента.

    — Налицо простое арифметическое правило «от перемены мест слагаемых сумма не меняется»: либо длительный подготовительный этап и затем считанные месяцы в Федеральном Собрании, либо наоборот.

    — Наверное, такая аналогия уместна. К моменту рассмотрения законопроекта в Госдуме у всех уже было понимание текста и заложенных в нем принципов. И то, что ко второму чтению текст дорабатывался, это показывает заинтересованность в нем очень большого круга лиц.

    Возвращаясь к конкретным датам, 26 декабря Совет Федерации одобрил закон, а тремя днями позже президент его подписал. Таким образом, этот календарный год мы начали с принятого нового закона, который вступит в силу через несколько дней – 1 сентября.

    — Зачем в законе оказался заложен восьмимесячный срок между подписанием президентом и вступлением в силу?

    — Это было сделано намеренно, для того чтобы привести в соответствие с новым законом действующую нормативную базу, сформировать новое подзаконное регулирование и чтобы регионы и иные участники образовательных отношений могли подготовиться к новым условиям.

    — Какие из них наиболее значимы?

    — Несомненно, самым значимым является принятый 2 июля этого года Федеральный закон № 185-ФЗ «О внесении изменений в иные законодательные акты в связи с принятием закона «Об образовании в РФ». Повторюсь, при подготовке закона об образовании одним из основных направлений было снять многочисленные коллизии. Данная проблема была нерешаема без изменения отраслевого законодательства. Поэтому в парламент оба этих закона были внесены одновременно. На момент внесения вторым законом планировалось поправить 101 федеральный закон. Но в осеннюю сессию 2012 года пришло понимание, что принимать два этих законопроекта одновременно нельзя. Ситуация диктовала, что данные документы надо, что называется, разводить во времени. Иначе у нас второй закон не будет учитывать многие нормы базового документа. Поэтому-то закон об изменении других федеральных законов был принят только в июле этого года, а вместо 101-го ФЗ в финальной редакции закона значился уже 161 закон. Тем не менее, это позволило нам с вступлением в силу закона «Об образовании в РФ» с 1 сентября обеспечить целостное законодательное регулирование во всех отраслях. Думаю, что для системы образования — это шаг вперед.

    Что касается подзаконных актов, то их на сегодняшний день уже принято около 350, включая акты Правительства и часть стандартов.

    Разработку этих актов мы начали в сентябре 2012 года, когда сам законопроект был внесен в Думу. Почти по каждому такому акту создали рабочие группы, причем возглавляли их не сотрудники министерства, а сторонние эксперты. К примеру, по мониторингу системы образования группу вел Владислав Гриб из Общественной палаты, по формированию федерального перечня учебников группу возглавляет глава Счетной палаты РФ Сергей Степашин, по формированию порядка реализации общеобразовательных программ – народный учитель России Ефим Рачевский.

    Я хочу отметить, что все эти документы проходят несколько итераций общественного и экспертного обсуждения. Помимо рабочих групп мы размещаем их тексты на общем сайте общественного обсуждения, на министерском сайте. Достаточно кликнуть документ, и можно отправить по электронной почте любые комментарии к нему, положительные или отрицательные. По ряду проектов была использована аналогичная интернет-площадка, что использовалась при обсуждении основного закона «Об образовании в РФ». Работа продолжается и сейчас. Все проекты подзаконных актов разработаны, некоторые продолжают обсуждаться, другие находятся на разных стадиях согласования с заинтересованными федеральными органами, и многие, как я уже отметила, приняты.

    Регулирование без посредников

    — В новый закон об образовании было заложено немало норм прямого действия. Зачем это было сделано?

    — Такой путь был избран для того, чтобы избежать дополнительной регламентации на подзаконном уровне и, как следствие, сократить сроки адаптации к новому регулированию. Скажем, к таким нормам прямого действия относится вся статья 2 закона, где установлен понятийный аппарат. Также это нормы, связанные с сетевой формой реализации образовательных программ, с регламентацией порядка проведения промежуточной аттестации.

    Из той же логики мы исходили при формулировании переходных положений. Были предусмотрены нормы прямого действия для перехода от старого законодательства к новому. Нам сейчас не требуется издавать дополнительные акты, например, о том, что программы послевузовского образования признаются программами высшего образования третьего уровня по подготовке научно-педагогических кадров. Выстроена общая логика: бакалавриат – магистратура – аспирантура. Нам не надо принимать какие-то дополнительные акты по признанию того, что дошкольное образование стало первым уровнем новой системы образования. В силу нового закона это норма прямого действия.
    Ряд других норм – о переименовании, переоформлении лицензий – были специально сделаны отлагательными.

    — То есть в авральном порядке что-то переименовывать или переоформлять сразу после 1 сентября образовательным организациям не придется?

    — Совершенно верно. С 1 сентября этого года, спешу еще раз многих успокоить, такого требования не возникает. Все эти вопросы они смогут спокойно решить до 1 января 2016 года.

    — А что будет с актами, которые были приняты до 1 сентября и продолжают еще действовать?

    — На этот счет в новом законе также предусмотрены нормы прямого действия: прямо предусмотрено, что акты, принятые до вступления в силу нового Закона, могут применяться, если не противоречат уже закрепленным новым подходам.

    Конечно, проще всего отменить все акты и начать с нового листа. Однако в правовом регулировании такого вакуума возникать не должно. Ведь за каждой ранее принятой нормой стоят права и возможности наших граждан. Поэтому мы ищем новые механизмы и модели, отвечающие сегодняшним реалиям и позволяющие какие-то действовавшие ранее нормы «вписывать» в новые акты, какие-то отменять. Одним словом – занимаемся инкорпорированием. Процесс этот быстрым быть не может, иначе пострадает качество.

    — На сайте министерства появились различные разъяснения по новому закону. Неужели после стольких лет консультаций и экспертиз они нужны?

    — Конечно! Речь идет об информационных методических письмах. Мы сделали их, например, по требованиям к одежде обучающихся, по родительской плате за содержание детей в детских садах, по плате за общежития для студентов, по наименованию образовательных организаций. Эти разъяснения необходимы для плавного перехода на новое правовое регулирование. Размещаем мы их в отдельном разделе, где аккумулирована вся информация по новому закону.

    — Многое из вышесказанного касается федерального уровня регулирования. Что в регионах?

    — Совершенно естественно, что принятие нового закона требует значительной переработки региональной и муниципальной нормативных баз по вопросам образования. При этом закон об образовании предоставил возможность субъектам федерации существенно развить и дополнить общие нормы федерального законодательства с учётом социально-экономических, географических, этнокультурных, демографических и иных особенностей региона.

    В апреле текущего года мы направили методические рекомендации в регионы, и разместили на нашем сайте модельный региональный закон. По нашей статистике, примерно треть регионов сейчас приняли свои акты на основании модельного закона, еще одна треть доработали его исходя из местных особенностей. А оставшаяся треть находится сейчас еще в стадии принятия своих законов.

    — Сколько у них осталось времени на это?

    — Нормы по ряду новых полномочий регионов (например, по финансированию дошкольного образования) вступят в силу с 1 января 2014 года. Получается, четыре месяца.

    Минное поле правоприменения

    — Принять закон, разработать подзаконные акты, давать рекомендации – все это хорошо и правильно. Но ведь как показывает практика, самый ответственный момент это начало правоприменения, к которому на 100% подготовиться просто невозможно.

    — У нас были различные опыты по сопровождению национальных проектов, проектов по модернизации региональных систем общего образования, нашумевшего ФЗ-83, о внесении изменений в прежние законы об образовании и о высшем послевузовском образовании. Не вызывало сомнений, что следует в первую очередь создать условия, при которых правоприменение было бы эффективным и минимизировало потенциальные затруднения для различных участников правоотношений.

    Поэтому для сопровождения вступления в силу нового закона мы запустили три проекта.

    — Первый. Организовали повышение квалификации и экспертно-консультационную поддержку работников региональных органов власти и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, по программе «Реализация Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Эта работа с конца прошлого года обеспечивается Институтом законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ. Уже более двух тысяч работников органов управления образованием прошли такую подготовку.

    Второй. Высшая школа экономики реализует проект по повышению квалификации и экспертно-консультационному сопровождению для руководителей и заместителей руководителей образовательных организаций различных типов.

    И третий. В целях обеспечения информационно-разъяснительной поддержки по вопросам внедрения законодательных новаций в сфере образования ЗАО «Международный центр финансово-экономического развития» создана справочно-экспертная online-система, содержащая не только принимаемые нормативные правовые акты в сфере образования, но также ответы и комментарии экспертов на вопросы, связанные с применение новых нормативных правовых актов на практике.

    Мы рассчитываем, что реализация всех этих проектов обеспечит эффективное правоприменение уже с первых дней действия нового закона.

    А вообще надо привыкать к тому, что законодательство – живой организм и он должен постоянно обновляться. Как современное программное обеспечение, новые версии которого выходят одна за другой. И чем больше мы будет прислушиваться к практикам, ко всем неравнодушным гражданам, тем адекватнее будет правовое поле.

    Для дошкольников

  • Главная
  • Детский сад
  • Закон об образовании дошкольное образование новый
  • Система дошкольного образования в новом Законе «Об образовании»

    Изменений в системе дошкольного образования в новом Законе «Об образовании» немного, но они очень существенные. В соответствии с п. 4 С. 10 Г. 2 Закона «Об образовании» в РФ устанавливаются следующие уровни общего образования:

    1) дошкольное образование;

    2) начальное общее образование;

    3) основное общее образование;

    4) среднее общее образование.

    Это значит, что дошкольное образование теперь становится самостоятельным уровнем образования. И поэтому параллельно с Законом «Об образовании» разрабатывался федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. В июне опубликован проект ФГОС ДО, который в настоящее время находится в стадии широкого обсуждения общественностью, в том числе и педагогами Дош. Учр. Хвалынского района. Именно введение ОС и повлечет за собой существенные изменения в организации воспитательно-образовательной деятельности дошкольных организаций. ФГОС включает в себя требования: 1) к структуре основных образовательных программ ; 2) к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; 3) к результатам освоения основных образовательных программ. В отличие от других стандартов, дошкольные С. не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников.

    Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. Стандарт должен нормативно обеспечить государственные гарантии равенства возможностей для каждого ребенка в получении дошкольного образования.

    В новом законе «Об образовании» прописаны гарантии государства по «обязательности дошкольного образования». П. 3. Статьи 5 Главы 1 трактует: «В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования… » и т. д.

    Это не обязательность для всех детей ходить в д/с, а гарантии государства, что оно берет на себя обязательства и официально фиксирует это в законе — обеспечить всех полноценным дошкольным образованием». Родитель сам будет решать, куда отдавать ему ребенка — в д/с, семейную группу, негосударственное учреждение или будет его

    воспитывать самостоятельно. Дошкольное образование может осуществляться как в дошкольном учреждении, так и в форме семейного образования. В соответствии с п. 3 Статьи 64 Главы 1 «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры. Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации».

    Согласно новому Закону «Об образовании» ДО отделено от присмотра и ухода за детьми. Присмотр и уход за детьми могут осуществлять не только образовательные организации, но и иные организации, осуществляющие образовательную деятельность. Присмотр и уход за детьми – это комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.

    Дошкольное образование бесплатное, а присмотр и уход за детьми становится платным. Сумма будет зависеть от учредителя садика. В то же время учредителю предоставлено право не взимать плату или снизить ее размер для отдельных категорий родителей. За присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях, родительская плата не взимается. При этом сохраняются нормы компенсации части родительской платы: не менее 20% среднего размера родительской платы — на первого ребенка, не менее 50% — на второго ребенка, не менее 70% размера такой платы на третьего ребенка и последующих детей.

    Вступление нового Закона в силу вызвало появление еще одного нормативного документа: в соответствии с частью 2 статьи 13 Министерством образования РФ опубликован «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по общеобразовательным программам дошкольного образования». Данный нормативный акт устанавливает правила организации и осуществления образовательной деятельности как для дошкольных организации, так и для иных организаций, реализующих программы дошкольного образования или осуществляющих присмотр и уход за детьми.

    Итак, уважаемые коллеги, мы вступаем в новый учебный год с новым Законом. Поздравляю Вас с началом учебного года и желаю творческих, плодотворных успехов в реализации Закона на благо подрастающего поколения!

    Родительское собрание «Новый закон «Об образовании». Изменения в законодательной базе дошкольного учреждения»

    Родительское собрание Новый закон об образовании. Изменения в законодательную базу дошкольного учреждения

    Настоящий Федеральный закон вступил в силу с 1 сентября 2013 года*

    С 1 января 2014 года вступают в силу пункты 3 и 6 части 1 статьи 8, а также пункт 1 части 1 статьи 9.

    Со дня официального опубликования настоящего Федерального закона вступает в силу часть 6 статьи 108.

    начальное общее образование

    основное общее образование

    среднее общее образование

    Впервые дошкольное образование признано самостоятельным уровнем общего образования, и это значит, должно теперь работать в соответствии со стандартом. (ст. 10, ч. 4).

    Федеральные государственные образовательные стандарты утверждаются для всех уровней общего образования (ст. 5, ч. 3, в том числе для дошкольного.

    Воспитание и обучение в интересах человека, общества и государства

    (ЗАКОН «ОБ ОБРАЗОВАНИИ», 1992, 1996)

    Единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобрет аемых знаний, умений и навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определённых объёма и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

    (НОВЫЙ ЗАКОН «ОБ ОБРАЗОВАНИИ», 2013, ГЛ. 1, СТ. 2)

    1. В Российской федерации гарантируется право каждого человека на образование.

    2. Право на образование в РФ гарантируется НЕЗАВИСИМО от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям (гл. 1 ст. 5 пункт 1, 2)

    В новом законе «Об образовании» прописаны гарантии государства по «обязательности дошкольного образования». П. 3. Статьи 5 Главы 1 трактует: «В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования… » и т. д

    Это не обязательность для всех детей ходить в д/с, а гарантии государства, что оно берет на себя обязательства и официально фиксирует это в законе — обеспечить всех полноценным дошкольным образованием». Родитель сам будет решать, куда отдавать ему ребенка — в д/с, семейную группу, негосударственное учреждение или будет его воспитывать самостоятельно.

    Дошкольное образование может осуществляться как в дошкольном учреждении, так и в форме семейного образования.

    В соответствии с п. 3 Статьи 64 Главы 7 «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры. Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации».

    Согласно новому Закону «Об образовании» ДО отделено от присмотра и ухода за детьми. Присмотр и уход за детьми могут осуществлять не только образовательные организации, но и иные организации, осуществляющие образовательную деятельность. Присмотр и уход за детьми – это комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня. Дошкольное образование бесплатное, а присмотр и уход за детьми становится платным. Сумма будет зависеть от учредителя садика. В то же время учредителю предоставлено право не взимать плату или снизить ее размер для отдельных категорий родителей. За присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях, родительская плата не взимается. При этом сохраняются нормы компенсации части родительской платы: не менее 20% среднего размера родительской платы — на первого ребенка, не менее 50% — на второго ребенка, не менее 70% размера такой платы на третьего ребенка и последующих детей

    Федеральный государственный образовательный стандарт

    28 августа 2013 года совет Министерства образования и науки РФ по федеральным государственным стандартам утвердил Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) .

    Зачем нужен стандарт

    Это требование закона об «Об образовании в Российской Федерации», вступившего в силу 1 сентября 2013 года. Впервые дошкольное образование признано самостоятельным уровнем общего образования, и это значит, должно теперь работать в соответствии со стандартом. ФГТ предъявляли требования к структуре и условиям реализации основной образовательной программы, ФГОС ДО предъявляют также требования к результатам освоения основной образовательной программы, и это принципиальное новшество. Одно из требований стандарта — уход от академической системы. Ребенок должен овладеть умением жить в мире с самим собой, получить в игре навыки индивидуальной работы и группового взаимодействия, научиться учиться. Именно в дошкольном возрасте формируются основные качества личности, ключевые социальные навыки — поликультурность, уважение к другим людям, приверженность демократическим ценностям, здоровому и безопасному образу жизни. Поэтому одна из важнейших задач дошкольного образования -положить начало формированию самоидентификации ребенка в окружающем мире: с семьей, регионом, страной.

    Стандарт преследует следующие цели

    обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;

    — обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;

    — сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

    На основе стандартов разрабатывается основная образовательная Программа дошкольного образования ООП ДО, которая определят комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров (а не ЗУНов или интегративных качеств) дошкольного образования, организационно-педагогические условия педагогического процесса. Программа утверждается организацией самостоятельно (ст. 12.6 Закона «Об образовании в РФ»).

    Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения

    Родители несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка, наилучшие интересы которого должны являться предметом основной заботы родителей.

    Конвенция о правах ребенка (статья 18)

    «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся (воспитанников) имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

    (статья 44, часть1)

    «Органы государственной власти и местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития».

    (статья 44, часть2)

    За неиспонение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей родители могут быть привлечены к различным видам юридической ответсвенности:

    • административной (статья 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях («Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних») ;

    • гражданско-правовой (статьи 1073 – 1075 Гражданского кодекса Российской Федерации) ;

    • семейно – правовой (статьи 69 «Лишение родительских прав», статьи 73 «Ограничение родительских прав» Семейного кодекса Российской Федерации) ;

    • уголовной (статья 156 Уголовного кодекса Российской Федерации «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего»)

    • За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим ФЗ и иными ФЗ, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность предусмотренную законодательством Российской Федерации. (Закон «Об образовании» гл. 4 ст. 44)

    Новый закон об образовании в Российской Федерации вступает в силу

    МОСКВА, 1 сен — РИА Новости. Новый закон «Об образовании в РФ», призванный заменить два базовых закона — «Об образовании» (1992 год) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996 год) — вступает в силу с началом учебного года. Документ расширяет госгарантии бесплатного обучения, укрепляет связь между образовательными программами и современным рынком труда, а также открывает обычные школы для детей-инвалидов.

    Работа над проектом закона началась еще в 2009 году. Первая рабочая версия была размещена на сайте Минобрнауки России в мае 2010 года и вызвала большой резонанс как в профессиональном сообществе, так и среди граждан России. В конце декабря 2012 года Госдума РФ приняла закон в третьем чтении.

    По новому закону государство обязано обеспечить каждого бесплатным общим образованием в рамках федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). При этом платные образовательные услуги не могут заменять обучение, которое финансируется из бюджета, отмечается в документе. В противном случае образовательная организация обязана вернуть все деньги обучающемуся или его родителям.

    Дошкольное образование становится первым уровнем в системе непрерывного образования, которая включает в себя общее, среднее профессиональное и высшее. При этом дошкольный уровень не предусматривает итоговых экзаменов или других форм оценки детских знаний. Учить ребенка в детсаду будут бесплатно, но за присмотр родители, как и раньше, должны платить сами. Что касается начального профобразования, то оно переходит в систему среднего профессионального образования в качестве первой ступени подготовки квалифицированных рабочих и служащих.

    Новый закон отдает приоритет инклюзивному образованию, которое предполагает обучение детей с ограниченными возможностями не в специализированном, а в обычном учебном заведении. При этом они по-прежнему могут получить образование и в специальных учреждениях.

    Также документ предусматривает обязательную государственную итоговую аттестацию (ГИА) для девятиклассников. Экзамен будет проходить в виде тестирования на специальных бланках, похожих на бланки ЕГЭ. За организацию и проведение аттестации девятиклассников отвечают региональные власти, которые также проводят обработку результатов. Разрабатываться контрольные измерительные материалы будут на федеральном уровне.

    Версия 5.1.11 beta. Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи.

    © 2018 МИА «Россия сегодня»

    Сетевое издание РИА Новости зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 08 апреля 2014 года. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-57640

    Учредитель: Федеральное государственное унитарное предприятие «Международное информационное агентство «Россия сегодня» (МИА «Россия сегодня»).

    Главный редактор: Анисимов А.С.

    Адрес электронной почты Редакции: [email protected]

    Телефон Редакции: 7 (495) 645-6601

    Настоящий ресурс содержит материалы 18+

    Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

    Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

    Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

    Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

    На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

    Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.
  • Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

    Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

    Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты [email protected]

    В письме должны быть указаны:

    • Тема – восстановление доступа
    • Логин пользователя
    • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

    Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

    В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

    Новый закон «Об образовании» и ФГОС. Власти хотят оставить в школе только 6 обязательных предметов

    Власти хотят оставить в школе только 6 обязательных предметов

    О деятельности этой комиссии с тех пор никто толком ничего не слышал, и даже ее персональный состав так и не был опубликован. И вот в конце апреля в СМИ прошло сообщение о заседании комиссии, где было объявлено, что ее работа, оказывается, близка к завершению. В интервью «Московским новостям» замминистра образования и науки Максим Дулинов сообщил: «Летом-осенью мы планируем отправить документ в Минюст». Но править концептуально новый вариант ФГОС Минобрнауки уже не намерено. «Новый стандарт будет выложен на сайте, – поясняет Дулинов, – замечания будут приниматься, но этап, когда учителя могли критиковать его концептуально и предлагать писать все заново, уже пройден». Т. е. ведомству попросту наплевать на то, если и новый его реформаторский перл будет встречен общественностью в штыки. А так, судя по всему, и произойдет. Главному редактору журнала «Эксперт» Александру Привалову удалось раздобыть материал, обсуждавшийся на упомянутом заседании комиссии Ковальчука. Причем как ему удалось это сделать, неизвестно: авторитетному журналисту пришлось клясться, что он не выдаст источник, поскольку комиссия очень боится утечек информации. И она по-своему права, отмечает Привалов, поскольку результат работы комиссии неизбежно вызовет скандал. Да, вместо четырех предметов (по прежнему варианту ФГОС) в старшей школе будут целых шесть обязательных (а всего – девять). Но все остальное – точь-в-точь как в первоначальном варианте стандарта, свидетельствует Привалов.

    • То же обвальное сокращение объема знаний под звонким лозунгом «вариативности».
    • То же вымывание важнейших школьных дисциплин.
    • Те же «интегрированные курсы», которые никто не потрудился разработать.
    • То же разделение профильных и базовых уровней изучения предмета (первые – примерно программа советской школы, вторые – ее осколки).
    • Тот же принципиальный отказ от разговора о содержании обучения – и, следовательно, то же отсутствие в «стандарте» стандарта.
    • О том, что должен знать стандартный выпускник школы, ФГОС так и не расскажет.
    • И вот этот подготовленный документ реформаторы из Минобрнауки постараются теперь утвердить без учета мнений родительской и учительской общественности. Выходит, отмечает Привалов, что в вопросе несравненно более важном, чем выборы или невыборы губернаторов (с фильтром или без фильтра), никаких новых рычагов для воздействия на ход событий у публики не появилось. Ситуация осложняется еще и тем, что одновременно с подготовкой нового ФГОС реформаторы из Минобрнауки активизировали и проталкивание нового федерального закона об образовании. Документ этот в силу своей общественной значимости, конечно, претендует на отдельный разговор. Мы же отметим тут только его непосредственную связь с новым образовательным стандартом. В пятой статье третьей части проект ФЗ «Об образовании» устанавливает гарантии бесплатности получения в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (образовательными стандартами) дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также (на конкурсной основе) бесплатность высшего образования, если образование данного уровня получается впервые. Таким образом, по закону (если он будет принят) государство будет обязано оплачивать только предметы, включенные в ФГОС, а за все остальное (по букве документа) ученикам (родителям), очевидно, придется платить. «Вот вам и Юрьев день», – говаривали когда-то на Руси об указе, запретившем крестьянам переходить от одного помещика к другому и таким образом окончательно их закрепостившем. «Вот вам и новый закон об образовании», – будут, очевидно, говорить в связи с отменой в России общедоступного бесплатного образования. Новый ФЗ «Об образовании» находится, кстати, даже в еще более продвинутой стадии, чем новый ФГОС. Как сообщил на днях в интервью «Торгово-промышленным ведомостям» замминистра образования и науки Игорь Реморенко, «на сегодняшний день законопроект прошел ведомственное согласование – 31 ведомство высказало свою позицию, и в конце апреля мы надеемся внести проект закона в правительство, которое направит его в Госдуму. По нашим расчетам, осенью депутаты смогут начать с ним работать».

      Работа депутатов с законопроектом во многом, впрочем, уже заранее известна. Проправительственное думское большинство в лице фракции «Единая Россия» наверняка проштампует предложенный правительством законопроект. Но скандала избежать не удастся: коммунисты и «эсеры» твердо заявили о том, что будут против принятия закона в его нынешнем виде. Правда, вследствие «честных» выборов, по итогам которых «Единая Россия» опять получила большинство (хотя и не конституционное) мест в парламенте, она не даст им возможности забаллотировать законопроект. Но и у «ЕдРа» позиция щекотливая: продавливать через парламент закон, против которого выступают две крупнейшие оппозиционные партии, – значит наносить еще один удар по остаткам собственной репутации. Напомним, новый Закон «Об образовании» призван заменить два действующих с 1992 года закона – «Об образовании» и «О высшем послевузовском профессиональном образовании».

      Смотрите так же:

      • Как платить налоги с отпускных в 2018 году Как осуществить перечисление НДФЛ с отпускных в 2018 году Предыдущая статья: 6-НДФЛ Следующая статья: 1-НДФЛ Помимо зарплаты в течение года работодатель выплачивает своим сотрудникам отпускные платежи, которые обычно затрагивают ежегодный очередной отпуск. […]
      • Выпечка правила ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ВЫПЕЧКИ В МИКРОВОЛНОВКЕ выпечка в микроволновой печи Источник: из книги Тамары Шпаковской "Кухня микроволновой печи" 1. Изделия из теста можно испечь в специальных формах и другой посуде. Для изделий круглой формы используйте кастрюли с […]
      • Страховку на машину в волгограде Автострахование ОСАГО без страхования жизни — где и как сделать Многие автолюбители в последнее время сталкиваются с вопросом: «где можно застраховать машину без страхования жизни?». Тема очень актуальная, ведь переплачивать лишних 1000—5000 рублей не […]
      • Настольный теннис правила соревнований кратко Правила игры в большой теннис кратко Современные правила игры в большой теннис, принятые в 2009 году Главным и непререкаемым авторитетом для всех людей, связанных с благородной игрой в теннис выступает Международная теннисная федерация. Для краткости ее […]
      • Правила в леса для детей Правила поведения в лесу для детей школьников Правила поведения в лесу для младших школьников Правила поведения в лесу. Беседа – классный час в начальной школе Задачи 1. Повторить правила поведения в лесу. 2. Обучить навыкам безопасного поведения. […]
      • Условия заключения брачного договора в рф Каковы основные условия брачного договора? Брачный договор — соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) при его расторжении (ст. 40 СК РФ). Исчерпывающего перечня […]
      • Закон о рекламе ст 9 Закон РБ О рекламеСтатья 9. Полномочия местных исполнительных и распорядительных органов в области рекламы 1. Местные исполнительные и распорядительные органы в области рекламы на территории соответствующих административно-территориальных единиц в пределах […]
      • Возврат на штрих-м Элвес-МК инструкция по кассовому аппарату Начало работы. Включить аппарат выключателем, находящимся на задней поверхности аппарата. На табло ВЫБОР. Если на табло вместо надписи ВЫБОР выводится дата, например 01-02-15 или другая некорректная дата и на чековой […]