О лицензировании новый закон

Станислав Бартенев

Федеральный закон от 04.05.2011 N 99 – ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» («Новый Закон») с 3 ноября 2011 г. заменит действующий Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» («действующий Закон»). Однако для некоторых положений нового Закона установлены иные сроки вступления в силу. Так, с 1 июля 2011 г. вступят в силу нормы, регулирующие порядок организации и осуществления лицензионного контроля.

Новый Закон вводит следующие значимые изменения в области лицензирования.

По сравнению с действующим Законом был сокращен закрытый перечень лицензируемых видов деятельности.

Предусматривается неограниченный срок действия лицензий. Ранее выданные лицензии после вступления в силу Нового Закона станут бессрочными. Предоставленные до дня вступления в силу названного Закона лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены, а также лицензии, не содержащие перечня работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемых видов деятельности, по истечении их срока действия подлежат переоформлению в установленном порядке. Переоформленные лицензии действуют бессрочно.

Новый закон распространяет свое действие на все случаи лицензирования отдельных видов деятельности, за исключением следующих:

  • использование атомной энергии;
  • производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
  • деятельность, связанная с защитой государственной тайны;
  • деятельность кредитных организаций;
  • деятельность по организации биржевой торговли, деятельности биржевых посредников и биржевых брокеров;
  • виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
  • деятельность акционерных инвестиционных фондов, деятельность по управлению акционерными инвестиционными фондами, а также паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами;
  • деятельность специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных и негосударственных пенсионных фондов;
  • деятельность негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию;
  • клиринговая деятельность;
  • страховая деятельность.
  • оказания услуг связи, телевизионного вещания и (или) радиовещания;
  • частной детективной (сыскной) деятельности и частной охранной деятельности;
  • образовательной деятельности (за исключением осуществляемой негосударственными образовательными учреждениями на территории инновационного центра «Сколково»).
    Лицензирование видов деятельности, не указанных в Новом Законе, прекращается с момента его вступления в силу.
  • Установлен перечень полномочий лицензирующих органов. К полномочиям лицензирующих органов относятся:

  • лицензирование конкретных видов деятельности;
  • мониторинг эффективности лицензирования, подготовка и представление ежегодных докладов о лицензировании;
  • утверждение форм заявлений о предоставлении лицензий, переоформлении лицензий, а также форм уведомлений, предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований, выписок из реестров лицензий и других документов, используемых в процессе лицензирования;
  • предоставление заинтересованным лицам информации по вопросам лицензирования, включая размещение этой информации на официальных интернет-сайтах лицензирующих органов. При этом необходимо указывать адреса электронной почты, по которым пользователи могут запросить эту информацию.
  • В Новом Законе под лицензией понимается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности). Такое разрешение должно подтверждаться документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе. Указанный документ может быть представлен в электронной форме (при наличии электронной подписи), если заявитель специально обратится с таким требованием.

    Новый Закон также предполагает создание открытого и общедоступного информационного ресурса, содержащего сведения из реестра лицензий, из положений о лицензировании конкретных видов деятельности, технических регламентов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, устанавливающих обязательные требования к лицензируемым видам деятельности.

    Информация о лицензиях является открытой, а сведения о конкретной лицензии предоставляются всем желающим бесплатно в течение пяти рабочих дней со дня получения соответствующего заявления.

    Детально и подробно изложены правила взаимодействия заявителей и лицензирующих органов, что призвано уменьшить количество споров и конфликтных ситуаций, возникающих в процессе такого взаимодействия.

    Установлены случаи, когда лицензирующий орган может приостановить действие лицензии. К таким случаям относятся:

  • привлечение лицензиата к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания об устранении грубого нарушения лицензионных требований, выданного лицензирующим органом в установленном законом порядке;
  • назначение лицензиату административного наказания в виде административного приостановления деятельности за грубое нарушение лицензионных требований в законном порядке.
  • Сведения о приостановлении и о возобновлении действия лицензии вносятся в реестр лицензий.

    В соответствии со ст. 20 лицензия аннулируется по решению суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа об аннулировании лицензии.

    Действие лицензии прекращается в связи с прекращением вида деятельности лицензиата, на который предоставлена лицензия, в следующих случаях:

    • представление лицензиатом в лицензирующий орган заявления о прекращении лицензируемого вида деятельности;
    • прекращение физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
    • прекращение деятельности юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением реорганизации в форме преобразования или слияния при наличии на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц у каждого участвующего в слиянии юридического лица лицензии на один и тот же вид деятельности);
    • наличие решения суда об аннулировании лицензии.
    • Порядок осуществления лицензионного контроля прописан более подробно, чем в действующем Законе. Так, Новым Законом установлено, что контролирующий орган, которым в данном случае является лицензирующий орган, проводит проверки в отношении лицензиата и соискателя лицензии.

      Проверки могут быть документарные, внеплановые выездные (в отношении соискателя лицензии и лицензиата), а также плановые (в отношении лицензиата). В отдельных случаях внеплановые выездные проверки могут проводиться без предварительного уведомления проверяемого.

      Плановая проверка осуществляется в соответствии с ежегодным планом, который разрабатывает лицензирующий орган. В Новом Законе перечислены следующие основания для включения плановой проверки лицензиата в ежегодный план проведения плановых проверок:

    • истечение одного года со дня принятия решения о предоставлении лицензии или переоформлении лицензии;
    • истечение трех лет со дня окончания последней плановой проверки лицензиата;
    • истечение установленного Правительством РФ срока со дня окончания последней плановой проверки лицензиата, осуществляющего лицензируемый вид деятельности в сферах здравоохранения, образования, в социальной сфере.

    Внеплановая выездная проверка лицензиата может проводиться по следующим основаниям:

  • истечение срока исполнения лицензиатом ранее выданного лицензирующим органом предписания об устранении выявленного нарушения;
  • поступление в лицензирующий орган обращений и заявлений граждан и юридических лиц, информации от органов государственной власти и местного самоуправления, средств массовой информации о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований;
  • истечение срока, на который было приостановлено действие лицензии;
  • наличие ходатайства лицензиата о проведении лицензирующим органом внеплановой выездной проверки в целях установления факта досрочного исполнения предписания лицензирующего органа;
  • наличие приказа (распоряжения), изданного лицензирующим органом в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ.
  • При осуществлении лицензионного контроля лицензирующий орган вправе получить информацию, подтверждающую достоверность представленных сведений и документов, с использованием сети Интернет в соответствии с российским законодательством, регулирующим вопросы обеспечения доступа к информации.

    Новый закон о лицензировании

    Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает: Госдумой РФ 18.10.2010 г. в первом чтении принят проект федерального закона № 414451 5 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – «законопроект»), который заменит действующий закон о лицензировании.

    В законопроекте предусмотрено изменение перечня лицензируемых видов деятельности, установлен принцип бессрочности лицензии, а также вводится ряд других норм, которые могут оказать существенное влияние на компании, осуществляющие лицензируемые виды деятельности.

    Среди наиболее существенных изменений:

    1. Включены в сферу действия закона о лицензировании некоторые виды деятельности, лицензирование которых в настоящее время регулируется специальным законодательством. Это относится, в частности, к оказанию услуг связи, охранной и детективной деятельности, образовательной деятельности. При этом специальным законодательством возможно установление особенностей лицензирования этих видов деятельности.
    2. Вносятся изменения в перечень лицензируемых видов деятельности. Отмена лицензирования предусматривается, например, для перевозок грузов внутренним водным транспортом и железнодорожным транспортом (за исключением перевозок опасных грузов), медицинской и фармацевтической деятельности (с 01.01.2013 г.), обеспечения авиационной безопасности и др. Лицензирование вводится в отношении технического обслуживания и реализации авиационной техники и некоторых других видов деятельности.
    3. Вводится принцип бессрочности лицензий. Кроме того, установлено, что лицензии на виды деятельности, указанные в законопроекте, со дня вступления законопроекта в силу будут действовать бессрочно. Лицензии на виды деятельности, наименование которых изменено, по истечении срока их действия должны быть переоформлены при соблюдении лицензионных требований.
    4. Устанавливается запрет взимания платы за осуществление процедур лицензирования и связанных с их выполнением услуг (за исключением уплаты государственной пошлины).
    5. Вводится запрет на осуществление лицензируемой деятельности до переоформления лицензии при возникновении оснований для переоформления лицензии. Такими основаниями, в частности, являются изменения наименования компании, адреса места нахождения, адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности. Представляется, что данное положение создает дополнительные риски, особенно для компаний, где приостановление лицензируемого вида деятельности невозможно.

    В пояснительной записке к законопроекту указано, что новый закон направлен на совершенствование процедур лицензирования и снижение административных издержек при лицензировании. Однако многие нормы законопроекта предусматривают дополнительные требования и допускают двусмысленное толкование.

    В соответствии с законопроектом бóльшая часть норм вступает в силу по истечении шести месяцев со дня опубликования закона.

    Компания «Пепеляев Групп» будет отслеживать прохождение законопроекта и информировать о принимаемых решениях.

    Для получения дополнительной информации обращайтесь, пожалуйста:

    в Москве – к Елене Овчаровой, Руководителю группы административно-правовой защиты бизнеса, по тел.: (495) 967-00-07 либо по e-mail

    в Санкт-Петербурге – к Сергею Спасеннову, Партнеру, по тел.: (812) 333-07-17 либо по e-mail

    Новый закон О лицензировании отдельных видов деятельности

    Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 N 99-ФЗ (далее — Закон N 99-ФЗ, новый Закон) с 3 ноября 2011 г. (за исключением отдельных положений) заменит действующий Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон N 128-ФЗ, действующий Закон).

    Из основных новелл Закона N 99-ФЗ стоит отметить следующие. Закрытый перечень лицензируемых видов деятельности был сокращен в еще большей мере по сравнению с Законом N 128-ФЗ. При этом многие лицензируемые виды деятельности, которые в соответствии с действующим Законом предполагали получение различных лицензий, в Законе N 99-ФЗ объединены в единые виды лицензируемой деятельности.

    Закон N 99-ФЗ также предусматривает единый бессрочный (неограниченный) срок действия лицензий и, что особенно важно, предполагает, что ранее выданные лицензии после его вступления в силу и по заявлению лицензиата станут бессрочными (ч. ч. 3, 4 ст. 22 указанного Закона).

    1. Лицензируемые виды деятельности

    Исчерпывающий перечень лицензируемых видов деятельности из 49 позиций указан в ч. 1 ст. 12 Закона N 99-ФЗ. Стоит отметить, что перечень лицензируемых видов деятельности, установленный ст. 17 Закона N 128-ФЗ, более обширен (105 различных видов деятельности).

    Точный перечень работ и услуг, требующих получения лицензии, должен быть приведен в соответствующих положениях о лицензировании конкретных видов деятельности (ч. 2 ст. 12 Закона N 99-ФЗ). Разработку и утверждение таких положений указанный нормативный акт относит к полномочиям Правительства РФ.

    Закон N 99-ФЗ распространяет свое действие на все случаи лицензирования отдельных видов деятельности, за исключением следующих:

    Лицензирование данных видов деятельности регулируется отдельными федеральными законами (ч. ч. 2 — 3 ст. 1 Закона N 99-ФЗ).

    Некоторые особенности лицензирования могут устанавливаться иными федеральными законами в отношении:

    Лицензирование видов деятельности, не указанных в новом Законе, прекращается с момента его вступления в силу (ч. 1 ст. 22 Закона N 99-ФЗ).

    2. Лицензирующие органы

    Часть 4 ст. 3 нового Закона определяет лицензирующие органы как уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или их территориальные органы, осуществляющие лицензирование. Указанная норма также предусматривает, что полномочия по осуществлению лицензирования отдельных видов деятельности могут быть переданы органам исполнительной власти субъекта РФ. Это возможно только в случаях, специально предусмотренных федеральными законами (ст. 6 нового Закона).

    Напомним, что сейчас полномочиями определять отдельные виды деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъекта РФ, наделено Правительство РФ (абз. 4 ст. 5 Закона N 128-ФЗ).

    Перечень всех лицензирующих органов установлен в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона N 99-ФЗ в Постановлении Правительства РФ от 26.01.2006 N 45 «Об орган! изации лицензирования отдельных видов деятельности».

    Лицензия, выданная органами исполнительной власти субъекта РФ, согласно ч. 5 ст. 9 Закона N 99-ФЗ будет действовать и на территории других субъектов Федерации при соблюдении лицензиатом условий уведомления соответствующих лицензионных органов таких субъектов. Эти условия установлены в п. 3 Постановления Правительства РФ от 26.01.2006 N 45 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности».

    Перечень полномочий лицензирующих органов в Законе N 99-ФЗ значительно урезан по сравнению с тем перечнем, который был установлен в ст. 6 Закона N 128-ФЗ. Так, в ч. 2 ст. 5 нового Закона к полномочиям лицензирующих органов относятся:

    3. Права и обязанности должностных лиц лицензирующих органов

    Права и обязанности должностных лиц лицензирующих органов закреплены в ст. 7 Закона N 99-ФЗ. Это должно помочь лицензиатам и соискателям лицензий защитить свои права и законные интересы при наличии разногласий с лицензирующими органами. Действующий Закон таких правовых норм не содержит.

    Так, в соответствии с новым Законом о лицензировании должностные лица вправе:

    Что касается обязанностей должностных лиц, то они в новом Законе о лицензировании определяются очень кратко. В соответствии с ч. 2 ст. 7 Закона N 99-ФЗ таки! е должностные лица обязаны:

    В качестве гарантии прав и законных интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в ч. 4 ст. 7 Закона N 99-ФЗ предусмотрено следующее. В течение 30 рабочих дней со дня получения сведений о фактах нарушения российского законодательства должностными лицами лицензирующих органов при осуществлении лицензирования лицензирующие органы обязаны сообщить лицам, пострадавшим от их незаконных действий, о мерах, принятых в отношении виновных.

    4. Лицензии и лицензионные требования

    Под лицензией Закон N 99-ФЗ понимает специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности). Такое разрешение должно подтверждаться документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе. Указанный документ может быть представлен и в электронной форме (при наличии электронной подписи), если заявитель специально обратится с таким требованием.

    Соискатель лицензии может получить ее только в случае, если он соответствует предъявляемым лицензионным требованиям. В частности, это требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности. Лицензионные требования должны быть направлены на достижение целей лицензирования.

    В число лицензионных требований согласно ч. 3 ст. 8 Закона N 99-ФЗ могут быть включены:

    Лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности (ч. 1 ст. 8 Закона N 99-ФЗ).

    Полученная лицензиатом лицензия согласно ч. 4 ст. 9 Закона N 99-ФЗ действует бессрочно. Ранее предусматривалось, что лицензия по общему правилу действует в течение пяти лет (ст. 8 Закона N 128-ФЗ).

    Новый Закон также предполагает создание открытого и общедоступного информационного ресурса, содержащего сведения из реестра лицензий, из положений о лицензировании конкретных видов деятельности, технических регламентов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, устанавливающих обязательные требования к лицензируемым видам деятельности (ч. 1 ст. 21 Закона N 99-ФЗ).

    Информация о лицензиях является открытой, а сведения о конкретной лицензии предоставляются всем желающим бесплатно в течение пяти рабочих дней со дня получения соответствующего заявления (ч. ч. 7 — 8 ст. 21 Закона N 99-ФЗ).

    5. Подача документов, необходимых для получения лицензии

    Порядок действий и исчерпывающий перечень предоставляемой информации и документов для получения лицензии приведены в ст. 13 Закона N 99-ФЗ. Следует отметить, что они практически не изменились по сравнению с теми, что были предусмотрены в Законе N 128-ФЗ. Для получения лицензии соискатель должен представить следующие документы:

    Указанные документы можно непосредственно подать в лицензирующий орган или направить заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Следует отметить, что данные документы соискатель вправе направить в лицензирующий орган также и в форме электронного документа, подписанного электронной подписью (ч. 6 ст. 13 Закона N 99-ФЗ).

    Требовать каких-либо иных документов от соискателя лицензии должностные лица лицензирующего органа не вправе (ч. 4 ст. 13 Закона N 99-ФЗ).

    Соискатель лицензии вправе указать в заявлении просьбу о направлении ему в электронной форме информации по вопросам лицензирования (ч. 2 ст. 13 нового Закона). В таком случае лицензирующий орган должен будет направить соискателю лицензию или отказ в ее получении в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

    Если представленное заявление о предоставлении лицензии оформлено с нарушением требований или иные документы представлены не в полном объеме, то в течение трех рабочих дней со дня приема заявления лицензирующий орган вручает соискателю лицензии уведомление о необходимости устранить выявленные нарушения (предоставить недостающие документы) в тридцатидневный срок. Такой документ должен быть направлен заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или вручен соискателю лично (ч. 8 ст. 13 Закона N 99-ФЗ).

    Лицензирующий орган в течение трех рабочих дней со дня получения надлежащим образом оформленного заявления и всех документов должен принять решение о его рассмотрении или о возврате. В последнем случае возврат должен быть мотивирован. Данные положения содержатся в ч. 9 ст. 13 Закона N 99-ФЗ.

    Если же соискатель лицензии в тридцатидневный срок не предоставит заявление, оформленное надлежащим образом, и (или) в полном объеме прилагаемые к нему документы, то ранее представленные документы должны быть ему возвращены.

    6. Принятие решения о предоставлении лицензии

    Полноту и достоверность документов, поданных соискателем, лицензирующий орган проверяет в срок, не превышающий 45 рабочих дней со дня приема заявления и документов (ч. 1 ст. 14 Закона N 99-ФЗ). Также лицензирующий орган проверяет соискателя на соответствие лицензионным требованиям.

    Приказ или распоряжение о предоставлении лицензии и саму лицензию должен подписать руководитель или заместитель руководителя лицензирующего органа. Далее эти документы регистрируются в реестре лицензий. Соответствующие нормы содержатся в ч. 4 ст. 14 Закона N 99-ФЗ.

    Согласно ч. 5 ст. 14 указанного Закона в течение трех рабочих дней со дня подписания и регистрации лицензия должна быть вручена лицензиату или направлена ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Аналогичный порядок уведомления предусмотрен в новом Законе и для вручения уведомления об отказе в предоставлении лицензии. В последнем случае лицензирующий орган должен предоставить также мотивированное обоснование причин отказа со ссылкой на конкретные положения нормативных правовых актов и иных документов, являющихся основанием такого отказа. Если же причиной отказа является установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям, в уведомлении об отказе требуется указать реквизиты акта проверки соискателя лицензии (ч. 6 ст. 14 Закона N 99-ФЗ).

    В новом Законе предусмотрены только два общих основания для отказа в предоставлении лицензии:

    Особое основание отказа в выдаче лицензии предусмотрено для соискателей лицензии на изготовление экземпляров аудиовизуальных произведений, программ, баз данных и фонограмм (п. 38 ч. 1 ст. 12 Закона N 99-ФЗ). В выдаче лицензии будет отказано, если ранее выданная соискателю лицензия на такой вид деятельности была аннулирована.

    Аналогичные основания для отказа в выдаче лицензии предусматривались в ч. 3 ст. 9 Закона N 128-ФЗ.

    Решение лицензирующего органа об отказе в предоставлении лицензии или бездействие лицензирующего органа может быть обжаловано соискателем лицензии (ч. 8 ст. 14 Закона N 99-ФЗ).

    7. Последующее взаимодействие лицензиата и лицензирующего органа

    В области регулирования документооборота между лицензиатом и лицензирующим органом Закон N 99-ФЗ существенных изменений в действующие правила не внес. Однако правила взаимодействия указанных лиц изложены более детально и подробно, что призвано уменьшить количество споров и конфликтных ситуаций, возникающих в процессе такого взаимодействия.

    Новым Законом установлено, что лицензиат вправе обратиться к лицензирующему органу за дубликатом или копией лицензии. Для получения дубликата лицензиат должен оплатить государственную пошлину за его получение и приложить испорченный бланк лицензии, если он был испорчен (ч. ч. 1 — 2 ст. 17 Закона N 99-ФЗ). Дубликат лицензии может быть предоставлен и в электронной форме. Указанный документ предоставляется лично лицензиату в течение трех рабочих дней со дня получения соответствующего заявления или в тот же срок направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

    Копия лицензии может быть выдана лицензиату бесплатно. Она направляется ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении в течение трех рабочих дней со дня получения заявления о предоставлении копии лицензии или вручается лично (ч. 4 ст. 17 Закона N 99-ФЗ).

    Основания переоформления лицензии указаны в ч. 1 ст. 18 нового Закона. Так, в соответствии с указанными нормами лицензия подлежит переоформлению в следующих случаях:

    В указанных случаях лицензиат или его правопреемник должны направить в лицензирующий орган заявление о переоформлении лицензии, оригинал лицензии и документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за переоформление лицензии. При определенных обстоятельствах лицензиат вправе продолжать осуществлять лицензируемую деятельность и до переоформления лицензии (ч. 2 ст. 18 Закона N 99-ФЗ).

    Возможна ситуация, когда заявление о переоформлении лицензии оформлено с нарушением требований Закона N 99-ФЗ и (или) прилагаемые к нему документы представлены не в полном объеме. Тогда в течение трех рабочих дней со дня приема заявления и указанных документов лицензирующий орган лично вручает лицензиату уведомление о необходимости устранить в тридцатидневный срок выявленные нарушения (представить недостающие документы) или направляет такое уведомление заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Указанное правило предусмотрено ч. 12 ст. 18 нового Закона.

    Предоставленные лицензиатом или его правопреемником новые и (или) исправленные документы лицензирующий орган оценивает в течение трех рабочих дней на предмет принятия их к рассмотрению. Если в тридцатидневный срок лицензиат не представит надлежащим образом оформленные документы, ранее представленное заявление о переоформлении лицензии должно быть ему возвращено (ч. 14 ст. 18 Закона N 99-ФЗ).

    Документы на переоформление лицензии лицензирующий орган рассматривает в срок не более десяти рабочих дней со дня приема соответствующего заявления. Указанные документы рассматриваются с учетом сведений о лицензиате, имеющихся в его лицензионном деле, и сведений, которые получены в результате проведения мероприятий лицензионного контроля.

    Отказ в переоформлении лицензии возможен лишь по основаниям, предусмотренным новым Законом в качестве оснований для отказа в выдаче лицензии.

    Установлены случаи, когда лицензирующий орган может приостановить действие лицензии (ч. 1 ст. 20 Закона N 99-ФЗ). К таким случаям относятся:

    Сведения о приостановлении и о возобновлении действия лицензии вносятся в реестр лицензий (ч. ч. 5 и 8 ст. 20 Закона N 99-ФЗ).

    Действие лицензии при привлечении лицензиата к административной ответственности (п. 1 ч. 1 ст. 20 Закона N 99-ФЗ) возобновляется по решению лицензирующего органа со дня, следующего за днем истечения срока исполнения вновь выданного предписания, или со дня, следующего за днем подписания акта проверки, который устанавливает факт досрочного исполнения вновь выданного предписания. При административном приостановлении деятельности лицензиата (п. 2 ч. 1 ст. 20 Закона N 99-ФЗ) действие лицензии возобновляется по решению лицензирующего органа со дня, следующего за днем истечения срока административного приостановления деятельности лицензиата, или со дня, следующего за днем досрочного прекращения исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности лицензиата. В последнем случае исполнение наказания должно быть прекращено по решению суда или должностного лица Ростехнадзора.

    Лицензиат должен в письменной форме уведомить лицензирующий орган об устранении им грубого нарушения лицензионных требований, повлекшего за собой назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности лицензиата, по истечении срока указанного административного наказания (ч. 9 ст. 20 Закона N 99-ФЗ).

    Действие лицензии прекращается, если в случаях, установленных ч. 13 ст. 20 нового Закона, лицензиат прекращает заниматься той деятельностью, на которую предоставлена лицензия.

    Закон N 99-ФЗ в ч. 12 ст. 20 устанавливает, что лицензия может быть аннулирована только по решению суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа об аннулировании лицензии. Аналогичная норма есть и в действующем Законе.

    Лицензирующий орган формирует на каждого лицензиата особое лицензионное дело. В него включаются все документы, созданные в результате взаимодействия с лицензиатом и связанные с лицензированием (ст. 16 Закона N 99-ФЗ).

    8. Лицензионный контроль

    Порядок осуществления лицензионного контроля, прописанный более подробно, чем в действующем Законе, закреплен в ст. 19 Закона N 99-ФЗ. Так, новым Законом установлено, что контролирующий орган, которым в данном случае является лицензирующий орган, проводит проверки в отношении лицензиата и соискателя лицензии.

    Проверки могут быть документарные, внеплановые выездные (в отношении соискателя лицензии и лицензиата), а также плановые (в отношении лицензиата). Внеплановые выездные проверки в отношении соискателя лицензии осуществляются без согласования с органами прокуратуры (ч. 2 ст. 19 Закона N 99-ФЗ). В соответствии с ч. ч. 6 и 12 ст. 19 указанного Закона внеплановые выездные проверки в отношении лицензиата также проводятся без согласования с органами прокуратуры. Исключение составляют случаи проведения такой проверки на основании обращения или заявления граждан или юридических лиц и иных лиц (п. 2 ч. 10 ст. 19 нового Закона). В указанном случае внеплановую выездную проверку можно проводить без предварительного уведомления проверяемого.

    Плановая проверка осуществляется в соответствии с ежегодным планом, который разрабатывает лицензирующий орган. В Законе N 99-ФЗ перечислены основания для включения плановой проверки лицензиата в ежегодный план проведения плановых проверок. В соответствии с ч. 9 ст. 19 указанного Закона такими основаниями являются:

    Внеплановая выездная проверка лицензиата может проводиться по следующим основаниям (ч. 10 ст. 19 Закона N 99-ФЗ):

    В новом Законе указано, что исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности должен устанавливаться соответствующим положением о лицензировании. При этом в соответствии с ч. 11 ст. 19 Закона N 99-ФЗ к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:

    Далее.

    Предоставленные до дня вступления в силу Федерального закона лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены, а также лицензии, не содержащие перечня работ (услуг), которые выполняются (оказываются) в составе конкретных видов деятельности, по истечении срока их действия подлежат переоформлению в установленном порядке при условии соблюдения лицензионных требований. Переоформленные лицензии действуют бессрочно.

    Лицензия оформляется на бланке лицензирующего органа по форме, утвержденной Правительством РФ, в одном экземпляре. Копия подписанной и зарегистрированной лицензии находится в лицензионном деле лицензиата.

    См.: Письмо Роспотребнадзора от 28.10.2011 N 01/13720-1-32 «Об организации исполнения Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»

    Новый закон о лицензировании. / Комментарии по теме

    Что в себя включает «деятельность по технической защите конфиденциальной информации»?
    Ведь под это понятие можно притянуть практически любые виды деятельности в области защиты информации.

    > Что в себя включает «деятельность по.
    Да какая разница! Неконституционный* закон, полный «глюков» и весьма далекий от права.
    Оне, видите ли, запрещают заниматься разработкой авиационной техники, шифровальных (криптографических) средств, вооружений! Разработка — это мыслительный процесс. Мыслить запретить невозможно! Я дома у себя могу спокойно сидеть и разрабатывать что угодно, хоть ядерное оружие.
    А если, не дай Бог, конечно, при этом что-то загорится, так я что: тушить огонь не имею права? (деятельность по предупреждению и тушению пожаров подлежит лицензированию)
    Почему негосударственные (частные) охранную и сыскную деятельность нужно лицензировать, а «государственную» — нет? (кстати, в нарушение ст. 8 ч. 2 Конституции РФ)
    Особенно меня порадовало: запрещено без наличия лицензии «воспроизведение (изготовление экземпляров) аудиовизуальных произведений и фонограмм на любых видах носителей»
    Вах!

    И этот бред принят Государственной Думой, Советом Федерации и подписан Президентом? Я еще раз глубоко разочаровался в их мыслительных способностях.

    *) — Почему закон неконституционен? Он просто противоречит ст. 34 ч. 2 и ст. 56 ч. 3 Конституции. Ссылкой на ст. 55: «К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации. » тут не отделаешься — часть 3-я 56 статьи не позволяет, которая запрещает вводить любые ограничения предпринимательской деятельности даже при чрезвычайном положении.

    Дальшейший пассаж Закона тоже умилителен и характерен для современного законотворчества: «. и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.» А доказательства? Доказывать когда-нибудь наши законодатели будут или нет?

    Мировой опыт показывает, что существует только один способ однозначного определения объекта регулирования в области защиты информации: производится по следующей схеме:

    Деятельностью в области защиты информации является:

    1. Разработка нормативных документов по защите информации
    2. Осуществление мероприятий по защите информации
    3. Разработка систем и средств защиты информации
    4. Производство систем и средств защиты информации
    5. Распространение систем и средств защиты информации
    6. Эксплуатация систем и средств защиты информации
    7. Сопровождение и обслуживание систем и средств защиты информации
    8. Оказание услуг по защите информации
    9. Обучение в области защиты информации

    Деятельность по защите информации, содержащей сведения, составляющую государственную тайну подлежит обязательному лицензированию, за исключением деятельности по обучению в области защиты информации.

    Лицензирование деятельности по защите информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется уполномоченными, государственными органами в пределах их компетенции, определяемой законами и иными нормативными актами.

    Деятельность по защите конфиденциальной информации лицензированию не подлежит.

    При защите конфиденциальной информации собственник информации вправе сам вести деятельность по защите информации, совместно с иными лицами или перепоручать ее иному лицу.

    Деятельность по защите открытой информации лицензированию не подлежит.

    Тем не менее, в новой редакции закона О лицензировании отдельных видов деятельности предусмотрено лицензирование следующих видов деятельности, связанных с защитой информации шифровальными средствами:

  • деятельность по распространению шифровальных (криптографических) средств;
  • деятельность по техническому обслуживанию шифровальных криптографических) средств;
  • предоставление услуг в области шифрования информации;
  • разработка, производство шифровальных средств, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем, систем и комплексов телекоммуникаций.
  • Определения шифровальных средств в российских нормативных документах пока нет. По существу использования термина в законе О федеральных органах правительственной связи и информации он подразумевает шифровальную технику, применяемую для защиты важной информации в сетях правительственной, шифрованной, засекреченной или другой специальной связи.

    Именно в таком смысле, как легко убедиться, употребляет его в этом законе законодатель.

    Однако, это совсем не устраивает ФАПСИ. Агентство всеми силами пытается протолкнуть в нормативные документы максимально расширительное толкование термина.

    Так, в некоторых своих разъяснениях служба лицензирования ФАПСИ ссылается на то, что термин шифрование определен в примечаниях в старому стандарту шифрования данных СССР ГОСТ 28147-89. Однако, это весьма жалкая попытка.

    Определения терминов в примечаниях к стандарту ГОСТ28147-89 приводят к порочному кругу:

    Шифрование определяется через Шифр,
    Шифр — через Ключ,
    Ключ — через Криптографическое преобразование,
    Криптографическое преобразование — снова через Шифрование.

    Как следует из правил логики, из порочного круга определений можно вывести любое утверждение и его отрицание.

    То есть эти определения не определяют ничего.

    Точно также, как выше СКЗИ определялись через СКЗИ.

    Таким образом, точного определения понятий шифровальные средства, равно как и , криптографические средства в настоящее время не существует.

    Во избежание в дальнейшем огромного количества злоупотреблений, которые имели место в данной области за последние 6 лет следует определить объект лицензирования строго и однозначно. И конечно же, исключить из него такие нелепости, как отнесение к шифровальным средствам электронной подписи, которая никак не изменяет исходную информацию.

    Именно от этого и попытается уклониться ФАПСИ всеми доступными средствами.

    Можно, например, отнести к шифровальным средствам все те устройства, которые реализуют стандарт ГОСТ 28147-89 или другие государственные стандарты шифрования или рекомендованные ФАПСИ агоритмы шифрования и сертифицированы ФАПСИ.

    Это полностью согласуется с типовыми требованиями ФАПСИ к лицензиатам. В этих требованиях по существу заложено отрицание возможности существования чисто программных шифровальных средств. Требуется как минимум обязательная защита от перехвата информации по электромагнитным излучениям, специальные меры по защите от съема информации по побочным каналам (электропитание и т.п.), специальные меры контроля за исправностью устройства, реализующего преобразование информации и т. д. То есть все те строгие требования, которые обычно предъявляются к шифровальной технике в системах правительственной или шифрованной связи гос. органов. Это и была на тот момент официальная позиция ФАПСИ.

    Только жгучее желание захватить рынок гражданских средств криптографической защиты информации массового применения и , особенно, средств цифровой аутентификации (подписи) электронных документов под свой контроль заставляет их юлить и изворачиваться для максимального расширения подконтрольной им области информационных технологий.

    Неплохой анализ, но страдающий нелогичностью, и в самом начале.
    Сравним первое высказывание:
    > Деятельность по защите информации, содержащей сведения, составляющую государственную тайну
    подлежит обязательному лицензированию

    Со вторым:
    > При защите конфиденциальной информации собственник информации вправе сам вести деятельность по защите информации, совместно с иными лицами или перепоручать ее иному лицу.

    И теперь вопрос: прекрасно видно, что второе высказывание для случая Государства выглядит следующим образом: «При защите государственной тайны государственный орган, ответственный за ее сохранение, вправе сам вести деятельность по защите информации, совместно с иными лицами или перепоручать ее иному лицу.» Логично? Тогда, скажите, зачем приплетать сюда лицензирование.
    Зачем создавать лишние сущности? Лишние бюрократические структуры и пирамиды безответственных работников госаппарата?
    Я сейчас не говорю о правовой стороне дела, а только — о разумности и экономичности. В конечном счете — об эффективности. Вы (вместе с Государством) предлагаете, чтобы одна организация хранила гостайны с помощью третьего лица, которое первому ничего не обещало, а заплатила и показалась третьей организации (лицензиару), которое не ответственно перед первым, как и вообще ни перед кем.
    Если лопнет эта защита, кто будет отвечать: Хранитель тайны? Нет. Он использовал лицензированный, якобы проверенный, продукт (я надеюсь, Вы не путаете сертификацию и лицензирование?). Будет отвечать Лицензиар? Ни в коей мере. Он-то тут причем? Лицензиары ни за что не отвечают, они только права передают (им не принадлежащие, кстати) и деньги получают за эту работу. Лицензиат? У него все тип-топ — все бумаги в порядке и голограммы отсвечивают.
    Кто отвечать будет? Правильно — некто, показавщий нестойкость защиты, а те, кто сваял эту «туфту», кто им разрешил это сделать, кто ее применял — останутся белыми и пушистыми.
    Вот Вам и все лицензирование. Когда я слышу этот термин, моя рука тянется к револьверу. 🙂
    Свобода, либертарианство, если хотите, и государственное лицензирование деятельности — несовместимы. Пора уж выбрать, господа.

    Не готов с Вами согласиться во всем, уважаемый kenq. Дело в том, что государтсвенные организации, в т.ч. органы власти наделены достаточно большой самостоятельностью. Поэтому, для обеспечения «солидарности в проведении технической политики (в т.ч. и в области защиты)» имеет смысл оставить некоторые механизмы регулирования. Например лицензирование или сертификацию на соответствие стандартам или что-то еще. Суть моих комментариев, в том, что государство не должно вмешиваться с рекомендациями по защите информации в те сферы, которые не имеют отношения к информации государственной.

    А интересно, получается, что со вступлением в силу этого закона на деятельность по предоставлению услуг связи и передачи данных лицензии получать больше не нужно. Здорово конечно, но верится с трудом.

    > государственные организации, в т.ч. органы власти наделены достаточно большой самостоятельностью. Поэтому, для обеспечения «солидарности в проведении технической политики (в т.ч. и в области защиты)» имеет смысл оставить некоторые механизмы регулирования. Например лицензирование или сертификацию на соответствие стандартам или что-то еще. Суть моих комментариев, в том, что государство не должно вмешиваться с рекомендациями по защите информации в те сферы, которые не имеют отношения к информации государственной.

    С последним («государство не должно вмешиваться«) — согласен.

    > Не готов с Вами согласиться во всем
    Так в чем же Вы со мной не соглашаетесь?
    Я говорил о том, что госудаственные органы вполне могут существовать в рамках правового поля для других, негосударственных субъектов. Единые «правила игры» для всех без изъятий — логично? Вы же сами говорите о некоторой «самостоятельности».

    А вот «для обеспечения «солидарности в проведении технической политики (в т.ч. и в области защиты)» имеет смысл оставить некоторые механизмы регулирования» — очень, для органов Государства, согласен. Только вот причем здесь законодательство (единое для всех)?
    Если так необходимо обеспечить единообразие в государственных структурах — достаточно Постановлений Правительства и ведомственных норм, не затрагивающих остальных, не относящихся к Государству. Здесь тоже все логично? Или нет?

    Очень странно! Но думается, что новый закон о связи восполнит эту «недопустимую» вольность.

    Непонятно. Если у меня есть сервер в интернете, и некоторая информация на нем доступна только по зашифрованному протоколу(https), то получается, мне тоже надо приобретать лицензию в соответствии с этим законом — «защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем, телекоммуникационных систем;».

    > Непонятно. Если у меня есть сервер в интернете, и некоторая информация на нем доступна только по зашифрованному протоколу (https), то получается, мне тоже надо приобретать лицензию в соответствии с этим законом — «защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем, телекоммуникационных систем;».

    У Вас — методологическая ошибка. Вы обращаете внимание на частности. Они важны, когда общее «здорово». А закон, повторюсь , — неконституционен. Он не имеет права на существование вне зависимости от той или иной степени бредовости или разумности отдельных положений.

    Конечно, как приблизительно говорил классик: «жестокость российских законов компенсируется необязательностью их выполнения». Вот у Вас есть принтер или ксерокс (американская фирма «Зирокс» настаивает, что надо по русски говорить «копир», но не важно :)? А Вы зарегистрировали эти печатные средства в МВД? Нет? А Постановление Правительства такое Черномырдиным подписывалось и действует, насколько я помню (искать номер не буду — лень, уж извините :).
    Нет над Правительством, нет над Законодателем контроля Общества или даже просто контроля Здравого смысла. Поэтому и давлеет «государственное мышление», поэтому и выпускаются псевдоправовые законы, а изумленная публика беспрестанно восклицает по своим частным случаям: «А как же? А что же делать?» Отменять! Если не уговорами, так через Конституционный суд (я бы настоял на отмене, но Дела-то на меня нету).
    Не думаю, что хоть один законодатель сюда, на Либертариум, заходил, а зря. Остается — Суд.

    Ну так, Кенга, накатали бы иск в КС. Чего так трепаться-то 🙁

    Да, это частности, но меня интересует конкретный вопрос в рамках конкретного и вступившего в силу закона, и не хотелось бы это выяснять в суде.

    > Ну так, Кенга, накатали бы иск в КС. Чего так трепаться-то
    Максим, вы бы почитали Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде». Статью 96.
    Там как раз написано, что я не могу обратиться в КС с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод. Дела-то нету! На меня же не заведено административное, гражданское или уголовное дело, следовательно — мои права и свободы не нарушаются законом, который мог бы быть в этом деле примененным.

    Вот sergio1 пишет: » меня интересует конкретный вопрос в рамках конкретного и вступившего в силу закона, и не хотелось бы это выяснять в суде «
    Он не хочет идти в суд. Никто не хочет идти в суд. В КС я бы пошел, но в обычный суд вот тоже не хочу. Никто не хочет быть нарушителем закона и быть наказанным.
    Проблема в том, что отменить третий абзац части первой 49 статьи в ГК и связанные с этим коротким абзацем тонны документов можно только нарушив действующий закон. Т.е. совершив преступление. А грозить будет 171 статья УК (до трех лет, в группе — до пяти).
    Что Вы мне предлагаете? Скопить денег, организовать фирму, заняться деятельностью, подлежащей лицензированию, но лицензии не получать, развернуться в особо крупных размерах, привлечь внимание правоохранительных органов (буквально им глаза мозолить, а то не заметят еще), быть затем судимым и только после этого всего получить право на обращение в КС. Долговато, однако.
    Мне кажется, что мои мысли по этому вопросу могли бы помочь другим людям, уже сейчас столкнувшимся с этой проблемой. Но увы.

    > не хотелось бы это выяснять в суде

    Я Вас прекрасно понимаю. Я отнюдь не желаю Вам побыстрее оказаться в суде.
    Закон «О лицензировании» — отсылочный. Понятия, что есть «шифровальные (криптографические) средства», «шифрование информации», «информационные системы», «телекоммуникационные системы» и т.д. и что есть разнообразная «деятельность», связанная с этими понятиями в нем не определяются. Они должны определяться в соответствующем отраслевом законодательстве. А вот там — каша. ФАПСИ трактует так, другие — эдак. Кто кого в суде переговорит — неизвестно. Подпадает ли https или что-то еще под эти определения — неизвестно. А если учесть, что у нас не прецедентное право, то даже решения идентичных дел в одном и том же суде и теми же самыми судьями, могут диаметрально отличаться друг от друга (это из реальной жизни, это не фигура речи).
    Просто всех подвесили на крючок. Когда надо будет — дернут.
    Но я надеюсь, если, не дай бог, дернут Вас — Вы уже знаете, как защищаться 😉

    Как защищаться, я понял, спасибо:-). А если всё-таки не ждать, когда «дернут», а попробовать застраховаться, обратившись в то же самое ФАПСИ, например, за разъяснениями, чтобы получить от них официальный ответ, что так мол и так, вашу деятельность надо лицензировать или не надо лицензировать, то куда конкретно Вы бы рекомендовали обратиться?

    > А если всё-таки не ждать, когда «дернут», а попробовать застраховаться, обратившись в то же самое ФАПСИ, например, за разъяснениями, чтобы получить от них официальный ответ, что так мол и так, вашу деятельность надо лицензировать или не надо лицензировать, то куда конкретно Вы бы рекомендовали обратиться?
    Согласно Постановлению Правительства РФ N 135 от 11 февраля «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензиаром в «крипто»-сфере является ФАПСИ. Гостехкомиссия отдельно ведает только «Деятельностью по технической защите конфиденциальной информации» (не знаю, куда это отнести и, вообще, что под этим подразумевается, https сюда тоже можно «пристегнуть», правда, если не сильно обращать внимание на термин «техническая защита»).
    ФАПСИ должно разработать и утвердить Положение о лицензировании. Затем документ должен пройти регистрацию в Минюсте. В этом Положении и должно быть указано, куда конкретно обращаться.

    Смотрите так же:

    • Пособие на погребение пензенская область ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ Подписка на новости Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail. 15 января 2015 Отделение ПФР по Ростовской области информирует: в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 № […]
    • Материнский капитал построить дом на даче Распространенный вопрос владельцев сертификата на маткапитал: можно ли использовать материнский капитал на покупку или строительство дачи? Это зависит от того, что понимается под «дачей» — просто садовый участок, дачный летний домик или загородный […]
    • Юристы в челябинске на чтз Бесплатная юридическая консультация в Челябинске Ответим на все ваши вопросы в любой сфере права Оказываем бесплатные юридические консультации в Челябинске, а также жителям и гостям Челябинской области. Наши опытные юристы круглосуточно оказывают […]
    • Утки на развод ОБЪЯВЛЕНИЯ Сельское хозяйство : Птицеводство : Утки : Продают Продам срочно молодняк мускусных уток на развод (возраст – 4 месяца), выращенные в домашних условиях. Основа рациона наших уток - пшеница, кукуруза, ячмень (без гормонов и т. п. ) Самки – 150 […]
    • Забирают ли в гаи договор купли продажи znaniytutrepeesamp Забирают Ли В Гаи Договор Купли Продажи Не нужно, продавец и покупатель заключают договор купли - продажи и всё. у продавца автомобиля, другой забирает новый собственник машины. Срочняк возник вопрос! Если кто в теме — отпишитесь, плиз […]
    • Адвокат изотова Эдуард Изотов - биография, информация, личная жизнь Эдуард Изотов Эдуард Константинович Изотов. Родился 11 ноября 1936 года в в Суражском районе Витебской области (Белоруссия) - умер 8 марта 2003 года в Москве. Советский актёр театра и кино. Заслуженный […]
    • Пособия на ребенка спб 2014 Пособие на ребёнка от 1,5 до 7 лет Сборник "Ваш Юридический советник"№30 Размер пособия на 2017 год: 913 руб. - на ребенка в обычной семей; 1 318 руб. – на ребенка в неполной семье, семье военнослужащего (по призыву). Размер пособия на 2016 год: 848 […]
    • Закон в россии для белорусов Как получить вид на жительство в России для граждан Белоруссии После распада СССР на его бывшей территории сформировалось 15 независимых государств. Не во всех экономическая и политическая ситуация одинаково хороша, у многих бывших граждан союзного […]