О трудовом воспитании в законе об образовании

Содержание:

В Госдуму внесли законопроект о трудовом воспитании в школе

Москва. 29 марта. INTERFAX.RU — Члены Совета Федерации Виктор Кресс и Александр Волков предлагают ввести трудовое воспитание на всех уровнях общего образования в России. Соответствующая инициатива размещена в среду в базе законодательной деятельности нижней палаты парламента РФ.

В пояснительной записке авторы отмечают, что в действующей редакции закона «Об образовании в РФ» отсутствует понятие «трудовое воспитание». Кроме того, законом установлено, что привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается.

«Широкое толкование указанной нормы закона нивелировало трудовое воспитание в образовательных организациях», — считают сенаторы.

В связи с этим проект вносит в действующее законодательство изменения, направленные на создание правовых условий, обеспечивающих внедрение трудового воспитания в образовательный процесс.

Так, согласно, проекту закона трудовое воспитание должно осуществляться на всех уровнях общего образования в рамках освоения основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и (или) дополнительных общеобразовательных программ.

Включение обучающихся в освоение работ в рамках трудового воспитания (за исключением работ, входящих в должностные обязанности работников образовательной организации) осуществляется в соответствии с требованиями государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, состояния здоровья, интересов и способностей обучающихся.

Между тем, осенью 2016 года стало известно, что в комитете по образованию и науке Госдумы началась работа над пакетом законодательных предложений Минобрнауки, в том числе, касающихся трудового воспитания. Глава комитета Вячеслав Никонов в октябре заявлял, что «возвращение трудового воспитания вызвало много споров», однако парламентарии намерены выяснить, каким образом можно внедрить эти нормы.

В свою очередь, замминистра образования и науки РФ Вениамин Каганов тогда заявил, что в Минобрнауки столкнулись со сложностями: школьникам должны прививать любовь к труду, но педагоги боятся привлекать их к трудовым занятиям.

В феврале 2017 года министр образования и науки РФ Ольга Васильева заявила, что в Минобрнауки готовы поддержать законопроект о трудовом воспитании школьников, который готовит Госдума. «Я знаю, что ваши коллеги в Думе готовят закон о трудовом воспитании, который мы будем поддерживать обеими руками», — сказала Васильева 14 февраля на всероссийском форуме «Взаимодействие семьи, школы, советов женщин в гражданском и патриотическом воспитании подрастающего поколения» в Союзе женщин России.

Ранее Васильева неоднократно заявляла, что школьники должны трудиться, в том числе на благо школы, поскольку это важный элемент воспитания.

В Госдуму внесен законопроект о трудовом воспитании в школах

На рассмотрение нижней палаты парламента РФ внесен законопроект, предписывающий введение в российских школах трудового воспитания.

Авторами инициативы стали сенаторы Виктор Кресс и Александр Волков, предложившие внести изменения в закон «Об образовании в РФ». В нем сенаторы предлагают прописать понятие «трудового воспитания». Текст документа размещен в электронной базе Госдумы РФ.

Из текста сопроводительной записки к законопроекту: «Трудолюбие и способность к труду важно воспитывать с самого раннего детства… В действующей редакции федерального закона „Об образовании в Российской Федерации“ отсутствует понятие „трудовое воспитание“. Законопроект устраняет этот пробел».

В документе также говорится, что трудовое воспитание должно осуществляться на всех уровнях общего образования в рамках освоения основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и дополнительных общеобразовательных программ.

В феврале министр образования и науки РФ Ольга Васильева заявила, что ее ведомство готово поддержать законопроект о трудовом воспитании школьников, который будет рассматривать Госдума. Васильева и ранее неоднократно заявляла, что школьники должны трудиться, в том числе на благо школы, поскольку это важный элемент воспитания, цитирует «Интерфакс».

Зачем нужен закон о трудовом воспитании в школе и каких изменений ждать?

Законопроект о том, что в школе должно быть трудовое воспитание, предлагают внести члены Совета Федерации Виктор Кресс и Александр Волков. Что это значит, как это должно помочь школьникам, читайте в нашей рубрике «Вопрос-ответ».

Авторы в пояснительной записке обращают внимание на то, что в действующей редакции закона «Об образовании в РФ» нет такого понятия, как «трудовое воспитание».

Более того, сегодня законом установлено, что привлечение учеников без их согласия и без согласия родителей несовершеннолетних обучающихся к труду, который не предусмотрен образовательной программой, запрещается.

«Широкое толкование указанной нормы закона нивелировало трудовое воспитание в образовательных организациях», – считают сенаторы.

Что должен изменить законопроект?

Проект внесет в действующее законодательство изменения, которые должны способствовать созданию таких правовых условий, которые обеспечивали бы внедрение трудового воспитания в образовательный процесс.

Согласно проекту закона, трудовое воспитание должно осуществляться на всех уровнях общего образования в рамках освоения основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и (или) дополнительных общеобразовательных программ.

Ранее Минобрнауки выступило против такой инициативы. Однако депутаты призвали ведомство обратить внимание на тот факт, что без этого понятия в законе надзорные органы штрафуют школы за использование детского труда.

Кроме того, вернуть трудовое воспитание в школы неоднократно призывала глава Минобрнауки Ольга Васильева.

Комментарии

уроки труда, а не обязательную повинность в виде работы по благоустройству территории. Это обязанность дворника и завхоза. Любят у нас детей на подметание улиц, копку снега в чистой одежде отправлять. Смысл тогда дворнику и техничкам платить

(за исключением работ, входящих в должностные обязанности работников образовательной организации)
————————
Дворник, техничка — они что делают? Или их обязанности будут переложены на учеников? Накрывальщики в столовой — тоже?

Вчера видела машущих лопатами старшеклассников в 27-ой школе — разбрасывали снег. Много снега. Не, ну так-то им было весело, но не на каникулах же! С точки зрения ученика — лучше лопатомаханием заниматься вместо какого-нибудь урока.

Что плохого если дети будут работать по благоустройству школьной территории, ну вот что здесь плохого, я не против если это безопасно, ни чего не случится с будущим юристом, экономистом,дизайнером, менеджером, мерчендайзером,маркетологом если он помашет метлой или лопатой.

Опять хотят подтереться Конституцией.
Конституция РФ.Глава 2.Статья 37.
1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

У этих принцип один — обогащаться, но население они хотят загнать в социализм. Ничего конечно плохого, что дети будут работать, но ведь деньги за эти работы будут получать другие.

Хочу обратить внимание: 27 школу возглавляет много лет бессменный депутат гордумы!

— гость — 30 марта 2017 г.
12:54
————-
Вы сами на субботник давно добровольно ходили? В свободное от основной работы время?

2. Принудительный труд запрещен.
————-
Это будет не «работа за бесплатно», а уроки трудового воспитания, так что мимо.
Лучше бы ОКРСЭ убрали!

Вернуть советскую систему образования.

Вернуть советскую систему образования. +100/ Ходили на каникулах в старших классах на практику. Убирали листву, снег ворошили, субботники устраивали, стены отмывали от своих же записок, парты драили, еще в столовой дежурили, красные повязки надевали и парами дежурили на переменах, писали экзамены и плакали на выпускном, школа была чем родным и приятным. А потом еще приходили на 1 сентября к классной с букетом астрочек и скучали по школьным временам, а она каждого помнила и рассказывали какие мы были шкодливые)).
30.03.2017 13:00
— гость — Принудительный труд запрещен. Ну какой это труд? Стиральная машина стирает, посудомойка моет, микроволновка греет- дети все в гаджетах, через 10 лет будете ныть, что никто вам гайку закрутить не может, потому что не умеют.

Маша — при советской системе образования денежных поборов по каждому поводу не было.
так что эти хотелки рабов власти за бесплатно — в топку.

при советской системе образования денежных поборов по каждому поводу не было.
——————
Вот именно. И субботники-дежурства по-другому воспринимались тогда.

И субботники-дежурства по-другому воспринимались тогда.
_____________________________________________________

Конечно, про то, что может быть по-другому и не знали, и не думали даже. А, оказывается, может. Просто все работники школы должны четко выполнять свои функции: дворник мести двор и убирать снег, технички мыть пол, стены и пр., учителя — учить детей, а не выполнять функции дворника и техничек в процессе руководства детьми, когда те будут мести, чистить снег и мыть полы и стены.

30.03.2017 14:59
Мария

При желании, ответственного за любой клочок земли найти — не проблема. Есть дворники, есть УК, есть автодор. Школы — муниципальные, за ними закреплены обязанности блюсти чистоту пришкольной территории и найти способ соблюдать это — проблема директора и завхоза, а не детей и их родителей. Дочь в 8 классе пошла в школу в новой куртке, ее заставили убирать листву. Куртка — в грязи. Пошли к директору, объяснили, что его место на нарах, если не прекратит использовать детский труд. Принес извинения. Вот уже 2 года никто никого ни на какие уборки не тащит. Но, куртка уже испорчена. Стоила бы подороже на пару тысяч, написал бы заяву.

Пошли к директору, объяснили, что его место на нарах, если не прекратит использовать детский труд. — Я в шоке, и чему же вы свою же дочь научите, если так с людьми разговариваете, при этом, с людьми, которые вашу же дочь учат. Куртка грязная стала скорее всего потому, что ваша дочь в листве валялась, так ка, когда листву убирают, вещи грязными не становятся. Думаю, вещь ребенка не равносильна тем знаниям, умениям и общению во время трудового воспитания. А если вы так и будете общаться с людьми, предоставляющими вашему ребенку бесплатное. образование, то в ближайшее время учить наших детей будет некому. И тогда «поборы» в школе в районе 200-500 рублей в месяц будем вспоминать с тоской, потому что один урок будет обходится в 300-500 руб., а именно столько берут репетиторы за час своей работы.

Минобрнауки против определения понятия трудового воспитания в законе «Об образовании»

По мнению авторов, предложенный законопроект позволит сформировать у подрастающего поколения через систему образования культурно-ценностный аспект труда во всех его проявлениях

МОСКВА, 21 марта. /ТАСС/. Минобрнауки не согласилось с предложением закрепить понятие трудового воспитания в федеральном законе «Об образовании в РФ». Рассмотрение соответствующего законопроекта во вторник проходило на заседании Комитета Госдумы по образованию и науке.

Авторы законопроекта предложили дополнить закон пунктом, определяющим понятие «трудовое воспитание» и предусмотреть его реализацию на всех уровнях общего образования. По мнению авторов, предложенный законопроект позволит сформировать у подрастающего поколения через систему образования культурно-ценностный аспект труда во всех его проявлениях.

Позиция Минобрнауки

«В части действующего законодательства право привлекать детей к труду есть у директора любой образовательной организации. Другое дело — образовательные программы в учебных заведениях не всегда проработаны таким образом, чтобы дети были привлечены к общественно полезному труду», — сказала врио директора департамента госполитики в сфере общего образования Ирина Мануйлова. В связи с этим, по ее словам, Минобрнауки готовит изменения в примерные образовательные программы и федеральные государственные образовательные стандарты. В этих документах планируется закрепить уважительное отношение к труду, бережное отношение к результатам труда, формирование в школе навыков самообслуживания, развитие у детей интереса к различным профессиям.

«Уверены, что внесение изменений в примерную образовательную программу и во ФГОСЫ позволит ликвидировать те пробелы, о которых мы говорим. На основании этого правительство не поддерживает предлагаемый законопроект и предлагает отклонить его», — отметила Мануйлова, подчеркнув, что к труду вне всякого сомнения должны привлекаться все школьники.

Позиция профильного комитета Госдумы

С позицией министерства не согласилась зампредседателя комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина. «Если школа просто впишет трудовое воспитание в своих образовательных программах, она потом с трудом докажет, что это соответствует законодательной базе России», — сказала Духанина на заседании.

Она добавила, что сегодня, в соответствии с Трудовым кодексом РФ, есть только один вид труда — наемный. «В этой ситуации учитель должен заключать некие договора, отправляя на производственные практики детей. Нарушением закона также является организации опытных трудовых бригад. Чтобы сохранить лучшие практики с точки зрения трудового воспитания в нашей стране, нам нужно нормальную базу для их существования», — подчеркнула зампредседателя.

По ее словам, школа нуждается в поддержке с точки зрения уточнения правовых норм. «У нас есть прокурорские проверки, которые признают трудовое воспитание деятельностью незаконной. На сегодня штраф, когда прокуратура признает неправомерное использование труда ученика, составляет от 30 до 300 тысяч рублей», — указала Духанина.

Она подчеркнула, что не стоит возлагать всю ответственность на школу, рекомендуя им использовать понятие, которое отсутствует в нормативно-правовой базе. «Понятно, что не достаточно внести правки в закон «Об образовании», нужны правки в Трудовой кодекс, Налоговый кодекс. Министр образования неоднократно заявляла о возвращении трудового воспитания, а мы сейчас вдруг начинаем уходить от этой ситуации», — сказала зампредседателя комитета, предложив принять законопроект в первом чтении.

По итогам обсуждения, вследствие отсутствия консенсуса, было решено продолжить работать над законопроектом для выработки согласованной позиции.

История вопроса

В сентябре 2016 года, выступая на заседании комитета Совета Федерации по образованию, науке и культуре глава Минобрнауки Ольга Васильева заявила о необходимости возвращения в систему образования уборки детьми школьных классов и работу на окружающей школу территории. Слова министра вызвали широкий резонанс в обществе.

В Госдуму внесен законопроект о введении «трудового воспитания»

30 марта 2017 в 10:21

Члены Совета федерации внесли в Государственную думу законопроект о введении в закон «Об образовании» понятия «трудовое воспитание». Об этом сообщает «Коммерсантъ».

Понятие «трудовое воспитание» включает в себя «процесс организации и стимулирования трудовой деятельности обучающихся, который направлен на приобретение обучающимися навыков и формирование компетенции, добросовестного отношения к работе, развитие творческих способностей, инициативы, стремления к достижению более высоких результатов».

Авторами инициативы стали сенаторы Виктор Кресс и Александр Волков. Отмечается, что поправки были составлены в соответствии со Стратегией развития воспитания в России на период до 2025 года.

«В связи с этим законопроектом вносятся изменения в действующее законодательство, направленные на создание правовых условий, обеспечивающих внедрение трудового воспитания в образовательный процесс»,— подчеркивают Виктор Кресс и Александр Волков.

Ранее Минобрнауки выступило против внесения этого понятия в закон «Об образовании». Однако депутаты указали на то, что без этого понятия в законе надзорные органы штрафуют школы за использование детского труда.

Члены Совета федерации внесли в Государственную думу законопроект о введении в закон «Об образовании» понятия «трудового воспитания». Авторами инициативы выступили сенаторы Виктор Кресс и Александр Волков. В пояснительной записке уточняется, что «трудовое воспитание» подразумевает «процесс организации и стимулирования трудовой деятельности обучающихся, который направлен на приобретение обучающимися навыков и формирование компетенции, добросовестного отношения к работе, развитие творческих способностей, инициативы, стремления к достижению более высоких результатов».

Сенаторы пишут, что поправки к закону «Об образовании» были составлены в соответствии со Стратегией развития воспитания в России на период до 2025 года. Согласно этой стратегии, подчеркивают авторы проекта закона, приоритетной задачей образования было выбрано «развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями».

«Трудолюбие и способность к труду важно воспитывать с самого раннего детства»,— отмечают сенаторы. По их мнению, отсутствие понятия трудового воспитания в законодательстве мешает его внедрению в образовательный процесс в школах. «В связи с этим законопроектом вносятся изменения в действующее законодательство, направленные на создание правовых условий, обеспечивающих внедрение трудового воспитания в образовательный процесс»,— уточняют Виктор Кресс и Александр Волков.

Неделей ранее Минобрнауки выступило против внесения понятия «трудовое воспитание» в закон «Об образовании». Депутаты с позицией ведомства не согласились, указав на то, что без этого понятия в законе надзорные органы штрафуют школы за использование детского труда. Вернуть трудовое воспитание в школы неоднократно призывала глава Минобрнауки Ольга Васильева.

Подробнее об инициативе читайте в материале «Ъ» «Детский труд остался вне закона».

Депутат Никонов: для введения трудового воспитания в школах недостаточно поправок в закон об образовании

ФОТО: Владимир Афанасьев

Инициатива сенаторов Виктора Кресса и Александра Волкова закрепить в Законе «Об образовании в РФ» понятие «трудовое воспитание» правильная, но она требует изменения и других нормативных актов, уверен председатель Комитета Государственной Думы по образованию и науке Вячеслав Никонов.

Сенаторы предложили ввести в школах новый предмет

«Безусловно, трудовое воспитание должно быть, но у этого вопроса нет лёгкого решения. Это решение зависит не только от внесения поправок в закон об образовании, но и как минимум в Трудовой кодекс РФ, в Налоговый кодекс РФ», — цитирует депутата ТАСС.

По словам парламентария, «поправки в закон об образовании ничего не решат, потому что кодексы будут противоречить этому закону и иметь приоритет». Кроме того, Никонов напомнил, что изменения не должны идти вразрез с Конституцией РФ, где запрещено использование детского труда.

Глава думского комитета добавил, что тема трудового воспитания для депутатов не нова. Ранее они уже рассматривали похожую инициативу Законодательного собрания Алтайского края. Также в Госдуме создана специальная рабочая группа, занимающаяся вопросами, связанными с трудовым воспитанием.

Накануне члены Совета Федерации Кресс и Волков внесли на рассмотрение нижней палаты парламента законопроект, согласно которому предлагается прописать в Законе «Об образовании в РФ» понятие «трудовое воспитание». Сенаторы в пояснительной записке отметили, что трудовое воспитание лежит в основе творческой активности и результативности учебной деятельности, в гражданском и нравственном становлении личности. Поэтому трудолюбие в россиянах надо воспитывать с детства.

Ранее о разработке соответствующих поправок в законодательство «Парламентской газете» сообщила председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Зинаида Драгункина.

Инициативу ввести трудовое воспитание школьников уже поддержала министр образования и науки Ольга Васильева.

Смотрите так же:

  • Если лишен прав и потерял их Рекомендации экспертов: если лишили прав, но их не сдал, что будет? После лишения права управления ТС следует сразу сдать удостоверение водителя по месту жительства. Тех, кто просто отложил ВУ и ожидает срока истечения наказания, ожидает неприятный сюрприз. […]
  • Закон об охране и воспроизводстве животного мира рк Извините, запрашиваемый Вами ресурс не найден. На казахском языке: 119132 Служба поддержки Обратная связь Часто задаваемые вопросы Карта сайта Бесплатный звонок с городских телефонов 119 по всему Казахстану 58-00-58 для гг.Астана, […]
  • Краткое содержание закон об образовании Статья 10 Структура системы образования 1. Система образования включает в себя: 1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и […]
  • Нет преступления и нет наказания без указания на то в законе Принципы – основополагающие идеи, идеалы в сфере борьбы с преступностью, которые должны быть признаны всеми нормами права. Обязательны для законодателя, правоприменительных органов и граждан. С 1996 года принципы закреплены в законе. 1) Принцип […]
  • Приказ 555 о заработной плате Приказ Министра обороны РФ от 23 апреля 2014 г. N 255 "О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583" (с изменениями и дополнениями) Приказ Министра обороны РФ от 23 […]
  • Ярославль адвокат рустам халатян rustamkhalatian Блог Адвоката Рустама Халатяна Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вовремя оказанная юридическая помощь 11 октября, 2014 Местонахождение:РФ, Ярославская область, г. Ярославль, Которосльной переулок, […]
  • Как получить разрешение на вязку Как получить разрешение на вязку Как показала практика, увы, многие заводчики и владельцы кобелей, не знают, как правильно оформить документально саму вязку и зарегистрировать щенков. В результате возникаю ситуации, когда или щенки остаются без документов […]
  • На которого ребенка дается материнский капитал ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ Подписка на новости Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail. 21 февраля 2017 Сегодня прошла запись передачи «Де юре – де факто», в которой заместитель начальника отдела социальных […]