Обжалование решения налогового органа в суде

Содержание:

Порядок обжалования решений налоговых органов

Сначала в ФНС или сразу в суд? А срок, какой … Определенные законодательные нововведения несколько усложнили процесс обжалования налогоплательщиком действий тех или иных налоговых органов. Так, вместо ранее предусмотренной возможности выбора способа обжалования действующее законодательство установило императивно требование о досудебном урегулировании налоговых споров, которое является обязательным и при несоблюдении данного порядка суд откажет в принятии искового заявления.

С 2009 г. действуют требования, согласно которым для обжалования незаконных решений налоговых органов требуется обязательное соблюдение досудебного порядка урегулирования спора.

Такое требование распространилось на следующие виды решений:

  • О привлечении налогоплательщика к ответственности;
  • Об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности.
  • По требованиям «О возмещении НДС», «Об уплате налога», «О предоставлении документов», «О приостановлении операций по счетам в банках» и иным, такой порядок является необязательным.

    1) Апелляционное обжалование.
    К примеру, была проведена выездная налоговая проверка, налоговый орган вынес Решение о привлечении вас к ответственности за совершение налогового правонарушения. Хоть решение и вынесено, но оно еще не вступило в законную силу, а значит, у вас есть 10 дней на апелляционное обжалование. Если Вы не согласны, то в течение 10 дней обращаетесь в вышестоящий налоговый орган. Данная апелляционная жалоба будет рассматриваться в течение одного месяца, по результатам которой будет вынесено одно из следующих решений:

    1. Оставить без изменений, а жалобу без удовлетворения;
    2. Отменить или изменить решение полностью или в части и принять новое решение;
    3. Отменить решение и прекратить производство по делу.

    И только после того, как будет вынесено решение, Вы будете привлечены или освобождены от ответственности, с вас взыскивается штраф, приостанавливаются операции по счетам в банках и др.

    Ситуация уже другая, в рамках все той же выездной проверки было вынесено Решение о привлечении вас к ответственности, но был пропущен десятидневный срок. Значит, Решение вступило в законную силу, и на вас накладывается штраф. Вы обязаны уплатить его, но не лишаетесь права обжаловать. Для этого подаете жалобу в течение одного года в вышестоящий налоговый орган, где жалоба также рассматривается один месяц и выносится все те же Решения. Если отменяется Решение нижестоящего налогового органа, то Вы получаете выплаченную ранее сумму штрафа.

    Возникает логичный вопрос, какую процедуру лучше выбрать? Безусловно, лучше выбрать апелляционное обжалование, поскольку это быстрее и выгоднее.

    Плюсы и минусы досудебного урегулирования налогового спора

  • Не нужно платить государственную пошлину при обжаловании;
  • Приостановление исполнения решение до момента рассмотрения жалобы вышестоящим органом;
  • Срок рассмотрения от 1 до 2 месяцев;
  • Возможность в дальнейшем защитить себя в судебном порядке, тщательно подготовившись к делу.
  • Минусами, безусловно, можно признать следующее:

  • В некоторых спорах является обязательным требованием;
  • Вышестоящие органы не заинтересованы в отмене решений своего органа;
  • Приостановление исполнения Решения – право, а не обязанность налоговой;
  • Срок, отведенный на подачу апелляционной жалобы небольшой, а в случае простого обжалования большая вероятность пропустить срок на судебную защиту.
  • Судебное урегулирование налоговых споров

    Все споры, по которым обращаются в суд можно условно разделить на следующие группы:

  • Оспаривание нормативного акта ФНС;
  • Оспаривание решений и действий (бездействий) Налоговой службы.
  • 1) Оспаривание нормативного акта ФНС

    Оспаривание НПА ФНС осуществляется по правилам главы 21 КАС РФ. Для этого необходимо обратиться в суд общей юрисдикции с соответствующим заявлением. Заявителем может быть как лицо, на которого распространяется действие данного НПА и нарушаются интересы и права, так и потенциальный налогоплательщик. Оспариваться может нормативный правовой акт в части или полностью. Срок для оспаривания ограничен рамками действия данного НПА, а срок, связанный с рассмотрением дела, может варьироваться от 2 до 3 месяцев.

    Данная категория спора встречается достаточно редко, по причине условного соответствия федеральному законодательству и малому количеству обращений в суд. Не всегда такие обращения могут быть вынесены в вашу пользу!

    Для примера, в декабре 2016 было обращение в Верховный Суд РФ о признании недействующим нормативный правовой акт, а именно Инструкции об организации проведения служебной проверки ФНС. Свое требование гражданка С. мотивировала тем, что для нее, как гражданской служащей не определены права на обжалование, сроки назначения, проведения, истребования письменных объяснений, не указаны также процессуальные гарантии и уполномоченное на такие действия должностное лицо ФНС. Однако после тщательного анализа было отказано в удовлетворении.

    2) Оспаривание решений и действий (бездействий) налоговой службы

    Для данной категории споров предусматривается административный и судебный порядок защиты. Как уже говорилось ранее, в некоторых случаях административный (досудебный) порядок обязателен, в остальном же для вас предусматривается выбор. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, обращаются в арбитражный суд. Основаниями для такого заявления может быть следующая совокупность условий: противоречие закону, нарушение прав, создание препятствий для осуществления нормальной предпринимательской деятельности.

    Если срок пропущен по уважительной причине, то по общему правилу такой срок может быть восстановлен. Что касается срока, определенный законом на рассмотрения дела в суде, то он составляет 3 (а в некоторых случаях 6) месяцев. После вынесения решения арбитражного суда первой инстанции, Вы имеете право на подачу апелляционной, кассационной и надзорной жалобы.

    Апелляционная жалоба подается до вступления в законную силу решения арбитражного суда первой инстанции, т.е. в течение одного месяца. В случае пропуска данного срока или же вынесено апелляционной инстанцией решения об отказе, то Вы имеете право в течение двух месяцев со дня вступления в силу законного решения обратиться с кассационной жалобой. Последней ступенькой является обращение с надзорной жалобой, рассматриваемой Президиумом Верховного Суда от двух до трех месяцев.

    В практике складывается очень интересная ситуация, когда ненормативные акты фактически соответствуют нормативным требованиям. Что в этом случае делать и куда обращаться? Конституционный Суд в Постановлении от 31.03.2015 г. №6-П указал следующее: «такие акты часто содержат разъяснение или нормативное толкование налоговых законов, обязательное для применения всеми территориальными налоговыми органами, которое может противоречить действительному смыслу законов и, тем самым, нарушать законные права налогоплательщиков». Хоть КС РФ не признал данное положение не соответствующим Конституции, однако дал разъяснения, что данные дела не подсудны ВС РФ и поэтому следует обращаться в арбитражные суды, применяя главу 24 АПК РФ.

    И так, законом предусмотрены правовые средства для защиты – административный и судебный порядок разрешения налогового спора. Какой выбирать? Все зависит от сложности дела, предписания в законе, материально-финансовой составляющей, привлечения квалифицированного специалиста, объективности вынесения решения, срока рассмотрения и многих других факторов. И самое важное – Ваш выбор будет зависеть от конкретных обстоятельств дела.

    Внимательно следите за сроками для обращения в арбитражный суд с обжалованием решений налоговых органов

    В последнее время в налоговых спорах наметилась следующая тенденция:

    — не имея практически никаких аргументов по существу с точки зрения норм материального права (вторая часть Налогового кодекса РФ);

    — налоговики стали изыскивать у налогоплательщиков различные нарушения процессуального характера (первая часть Налогового кодекса РФ) и на этом основании пытаются помещать налогоплательщикам добиться справедливого судебного решения.

    Так, например, налоговики иногда пытаются доказать, что налогоплательщик пропустил процессуальный срок для обращения в арбитражный суд и на этом основании требуют от судов отказать налогоплательщикам к принятию искового заявления к рассмотрению.

    Это, в первую очередь, касается обжалования решений налоговых органов, принятых по результатам выездных и камеральных налоговых проверок.

    Согласно п. 5 ст. 4 АПК РФ и согласно п. 5 ст. 101.2 НК РФ налогоплательщики вправе обращаться в арбитражный суд с обжалованием решений налоговых органов только после соблюдения обязательного досудебного порядка обжалования решений в вышестоящем налоговом органе — в Управлении ФНС по субъекту Федерации.

    В постановлении Президиума ВАС РФ от 24 мая 2011 г. № 18421/10 указано, досудебный порядок распространяется:

    — не только на решения о привлечении (об отказе привлечения) к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;

    — но и на решения об отказе полностью или частично в возмещении заявленной налогоплательщиком суммы налога и решения о частичном возмещении сумма налога.

    Указанная правовая позиция была воспроизведена и в определении ВАС РФ от 18 июля 2011 г. № ВАС-3421/11.

    В п. 3 ст. 140 НК РФ установлено, что вышестоящий налоговый орган обязан принять решение в течение одного месяца – и именно с момента принятия такого решения согласно п. 4 ст. 198 АПК РФ начинается отсчёт трёхмесячного срока для обжалования в арбитражном суде решения налогового органа.

    Однако на практике возникают ситуации, когда по истечении одного месяца Управление ФНС не принимает никакого решения, — с какого момента тогда начинается отсчёт трёхмесячного срока?

    К сожалению, нормы процессуального права – как арбитражного, так и налогового – не содержат чёткого ответа на данный вопрос.

    В п. 4 ст. 198 АПК РФ указано, что заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трёх месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении своих прав и законных интересов…

    В п. 5 ст. 101.2. НК РФ содержится двухступенчатая норма:

    — решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе;

    — в случае обжалования такого решения в судебном порядке срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу.

    Как понимать фразу «стало известно»?

    Если в течение одного месяца получено решение Управления ФНС – это и есть «стало известно».

    А если решения нет, а прошло уже несколько месяцев?

    А кому тогда п. 3 ст. 140 НК РФ предписывает принять решение в течение одного месяца?

    Вышестоящему налоговому органу, вестимо, однако он за нарушение этого срока никакой ответственности не несёт!

    Зато может пострадать налогоплательщик, которому суд может отказать в принятии жалобы на решение налогового органа по причине пропуска трёхмесячного срока – причём с момент, когда истёк месячный срок для принятия решения вышестоящим налоговым органом!

    Поэтому, если месяц истёк, а решения Управления ФНС нет, следует подавать в суд жалобу, но не на бездействие налогового органа, а на обжалование решения территориального налогового органа!

    Этот вывод следует из правоприменительной практики:

    в Постановлении Президиума ВАС РФ от 20 ноября 2007 г. № 8815/07 подчёркивается, что срок, предусмотренный частью 4 статьи 198 АПК РФ, должен исчислять с момента истечения срока для рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом;

    в Определении ВАС РФ от 19 ноября № ВАС-14644/09 также отмечено, что срок для обращения в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, в случае обжалования ненормативного акта налогового органа в вышестоящую инстанцию, следует исчислять с момент получения ответа вышестоящего налогового органа или с момента истечения срока для ответа – если ответа на жалобу не последовало;

    в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 17 марта 2009 г. по делу № А42-5218/2008 указано, что «срок, предусмотренный частью 4 статьи 198 АПК РФ, должен исчисляться с момента истечения срока для рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом»;

    в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 28 февраля 2011 г. № А78-3635/2010 констатируется, что при неполучении заявителем письменного ответа на жалобу в течение месяца предусмотренный частью 4 статьи 198 АПК РФ срок должен исчисляться с момента истечения срока для рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом.

    Примечателен пример, содержащийся в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 17 марта 2009 г. по делу № А42-5218/2008:

    — налогоплательщик подал апелляционную жалобу в вышестоящий налоговый орган 27.05.2008 г;

    — несмотря на то, что решение Управления ФНС было датировано 30.06.2008 г. (т.е. спустя один месяц и три дня), суд счёл, что трёхмесячный процессуальный срок должен течь не с 30.06.2008 г., а с 27.06.2008 г. – именно с даты истечения месячного срока, отведённого п. 3 ст. 140 НК РФ Управлению ФНС по субъекту Федерации для принятия решения!

    Практически аналогичный пример исчисления срока присутствует и в постановлении ФАС Поволжского округа от 19 ноября 2009г. № А55-3846/2009:

    — налогоплательщик обратился в вышестоящий налоговый орган с апелляционной жалобой 25.11.2008 г.;

    — несмотря на то, что вышестоящий налоговый орган вынес решение 31.12.2008 г. (то есть спустя один месяц и шесть дней),

    — суд констатировал, что процессуальный срок для обращения в арбитражный суд подлежал исчислению с 26.12.2008 г. и истёк 25.03.2009 г., а не 31.03.2009 г.

    Таким образом, пока Президиум ВАС РФ не даст правовую позицию по данному вопросу, приходится лишь руководствоваться правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 20 ноября 2007 г. № 8815/07, из системного толкования которой следует, что трёхмесячный срок исчисляется от самой ранней из двух дат:

    — либо с даты вынесения решения вышестоящего налогового органа — в пределах отведённого для этого одного месяца;

    — либо – при отсутствии решения – с даты истечения одного месяца.

    Несмотря на то, что суды в некоторых случаях весьма либеральны к определению процессуальных сроков для обращения в суд (см., в частности, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 8 октября 2009 г.№ А39-943/2009), ничто не мешает налогоплательщикам обращаться в суд, не дожидаясь решения вышестоящего налогового органа, которое не принято по истечение одного месяца (см., в частности, постановление ФАС Центрального округа от 7 июля 2009 г. № А08-900/2009-16, в котором констатируется, что исчисление процессуального срока для судебного обжалования решения налогового органа с даты вынесения решения вышестоящим налоговым органом фактически лишает налогоплательщика права на обращение в суд, в связи с чем срок, предусмотренный п. 4 ст. 198 АПК РФ, должен исчисляться с момента истечения срока для рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом).

    Правомерность обращения в суд при соблюдении досудебного порядка обжалования решения налогового органа в Управление ФНС по субъекту Федерации, но при отсутствии информации о принятом Управлением ФНС решении, подтверждена в постановлении ФАС Московского округа от 27 мая 2010 г. № КА-А41/5186-10 по делу № А41-25652/09.

    В принципе можно дождаться и решения вышестоящего налогового органа, которое может быть оформлено спустя несколько месяцев, но в этом случае весьма вероятно, что представитель налогового органа в суде заявит о пропуске налогоплательщиком процессуального срока для судебного обжалования – тогда придётся полагаться лишь на здравомыслие судьи и ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока по уважительной причине – и это при том, что этот срок пропущен не по вине самого налогоплательщика, а по вине вышестоящего налогового органа, который, как и все государственные органы, никакой ответственности перед налогоплательщиками не несёт!

    Так тем, кто не хочет рисковать, мы рекомендуем для обращения в арбитражный суд уложиться в трёхмесячный срок с момента истечения месячного срока для рассмотрения апелляционной жалобы в Управлении ФНС! Даже если решение вышестоящего налогового органа и не получено, в арбитражном суде в любом случае обжалуется решение территориального налогового органа!

    Обжалование решений налоговых органов в арбитражном суде

    Вопрос про обжалование решений налоговых органов в арбитражном суде.

    Наша организация была привлечена к ответственности в виде штрафа за совершение налогового правонарушения решением межрайонной налоговой инспекции. Мы обжаловали это решение в областную ИФНС. Областная налоговая инспекция оставила нашу жалобу без удовлетворения.

    Вопрос такой – мы намерены обжаловать привлечение нашей компании к налоговой ответственности в арбитражный суд. Что нам следует обжаловать – только решение межрайонной налоговой инспекции или оба акта ИФНС, включая ответ на апелляционную жалобу областного налогового органа?

    Если мы подадим заявление о признании недействительным только второго решения, будет ли автоматически признано недействительным решение нижестоящей инспекции? Спасибо. ♣

    Ответы юристов (3)

    Согласно п. 5 ст. 101.2 Налогового кодекса РФ (НК РФ) решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе.

    В случае обжалования такого решения в судебном порядке срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу.

    Поскольку вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, не изменил решение нижестоящего налогового органа, то есть, оставил без удовлетворения, следовательно согласно п.5 ст.101.2 в суд вы обжалуете основное (первое) решение межрайонной налоговой инспекции, но в иске (жалобе) вы обязательно ссылаетесь на обращение и решение областной ИФНС , опять же в силу п.5 ст.101 НК РФ.

    Есть вопрос к юристу?

    В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ вы можете обжаловать или решение межрайонной налоговой инспекции, или решение областной налоговой инспекции.

    Влечет ли обжалование решения вышестоящего налогового органа отмену решения нижестоящего — вопрос спорный. Лучше не испытывать судьбу, а обжаловать в суд решение межрайонной налоговой инспекции о привлечении вас к налоговой ответственности.

    Безусловно Вам необходимо обжаловать первичное решение налогового органа, ведь оно несет для Вас неблагоприятные последствия.

    Обращаю внимание, что Налоговым кодексом РФ предусмотрен обязательный досудебный порядок обжалования решений в вышестоящий налоговый орган перед подаче в суд (что вы и сделали).

    Так, в силу п. 2 ст. 138 Налогового кодекса РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

    Обжалование в вышестоящий налоговый орган происходит в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ путем подачи жалобы или апелляционной жалобы.

    После отказа вышестоящего налогового органа, для подачи жалобы в суд у Вас есть 3 месяца в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом РФ.

    Так, в силу ст.198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

    Отвечая на Ваш вопрос:

    Что нам следует обжаловать – только решение межрайонной налоговой инспекции или оба акта ИФНС

    Можно порекомендовать Вам обжаловать первичное решение, но также Вам необходимо будет приложить решение вышестоящего налогового органа для подтверждения соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, предусмотренного ст. 139, 139.1 Налогового кодекса РФ. Обжаловать, то есть писать в просительной части требование признать решение вышестоящего налогового органа незаконным необходимости нет.

    Удачи Вам, будут вопросы — готов ответить, пишите в чат.

    Ищете ответ?
    Спросить юриста проще!

    Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

    Пресса о ВАС РФ

    Обжалование решений по результатам налоговой проверки

    Закончилась налоговая проверка, по ее результатам руководителем налоговой инспекции (его заместителем) вынесено решение. Что делать, если налогоплательщик с ним не согласен? Как данное решение обжаловать, в какие органы обращаться, какие документы составить? Ответы на эти и другие вопросы — в статье

    Налоговые органы по результатам камеральной и выездной налоговых проверок могут вынести решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 7 ст. 101 НК РФ). Кроме того, по результатам камеральной проверки налоговой декларации по НДС, в которой налог был заявлен к возмещению из бюджета, одновременно c решением о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности выносится решение о возмещении полностью (частично) суммы НДС или решение об отказе (о частичном отказе) в возмещении налога. Это следует из пункта 3 статьи 176 НК РФ.

    В случае, когда организация не согласна c доводами, содержащимися в решении налогового органа, она может его обжаловать в вышестоящем налоговом органе или обратиться в суд.

    Обжалование решений в вышестоящем налоговом органе

    С 2009 года в процедуру обжалования решений по результатам налоговых проверок были внесены существенные изменения. Согласно пункту 5 статьи 101.2 НК РФ1 решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после его обжалования в вышестоящем налоговом органе. Таким образом, прежде чем направлять заявление в суд, организации следует предварительно предпринять меры по урегулированию спора в административном порядке.

    Если порядок обязательного досудебного урегулирования не будет соблюден и организация сразу обратится в суд (не обжаловав предварительно решение в вышестоящем налоговом органе), суд может оставить такое заявление без рассмотрения в соответствии c пунктом 2 части 1 статьи 148 АПК РФ. Однако оставление искового заявления без рассмотрения не лишает налогоплательщика права вновь обратиться в арбитражный суд c заявлением в общем порядке после устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления заявления без рассмотрения (ч. 3 ст. 149 АПК РФ).

    Обратите внимание: порядок обязательного досудебного обжалования распространяется на вынесенные по результатам налоговой проверки решения, касающиеся привлечения (отказа в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения. Поэтому решение об отказе (о частичном отказе) в возмещении НДС организация может обжаловать в судебном порядке, не направляя предварительно жалобу в вышестоящий налоговый орган.

    Налоговым законодательством установлено, что налогоплательщик вправе направить в налоговый орган одну из двух видов жалоб: апелляционную — на решение, которое еще не вступило в законную силу, и обычную — на решение, которое уже вступило в законную силу. Порядок и сроки подачи этих жалоб существенно различаются.

    Апелляционная жалоба на решение, не вступившее в законную силу

    Согласно пункту 9 статьи 101 НК РФ решение о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения вступает в силу по истечении 10 рабочих дней со дня его вручения лицу (его представителю), в отношении которого оно было вынесено. Таким образом, направить апелляционную жалобу на решение, не вступившее в законную силу, можно только в течение 10 дней после вручения решения. Обратите внимание: указанный срок исчисляется в рабочих днях (п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

    Апелляционная жалоба направляется в налоговый орган, который проводил проверку и вынес решение (п. 3 ст. 139 НК РФ). В течение трех рабочих дней со дня поступления апелляционной жалобы налоговый орган направляет ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган. При этом, несмотря на то что она направляется сначала в налоговый орган, вынесший решение, адресовать ее необходимо вышестоящему органу, который уполномочен рассматривать подобные жалобы.

    Вышестоящий налоговый орган, рассматривающий жалобу

    Какой вышестоящий налоговый орган будет рассматривать жалобу? Ответ на этот вопрос содержится в статье 30 Налогового кодекса и в приказе Минфина России от 09.08.2005 «№» 101н «Об утверждении положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы» (далее — приказ «№» 101н). Так, единая система налоговых органов включает в себя федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы (ст. 30 НК РФ). Согласно пункту 1 приложения 1 к приказу «№» 101н инспекция Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления, инспекция межрайонного уровня (далее — инспекция) является территориальным органом ФНС России.

    Инспекция находится в непосредственном подчинении Управления ФНС России по субъекту РФ. Таким образом, если проверка проводилась инспекцией и решение было вынесено ее руководителем (заместителем руководителя), жалобу будет рассматривать Управление ФНС России по субъекту РФ. В случае, когда обжалуется решение, вынесенное руководителем (его заместителем) Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, Межрегиональной инспекции ФНС России по федеральному округу, Управлением ФНС России по субъекту РФ, жалобу будет рассматривать ФНС России (п. 1 приложений 2, 4 и 5 к приказу «№» 101н).

    Получив ответ из вышестоящего налогового органа, налогоплательщик не обязан обжаловать его в дальнейшем в следующем вышестоящем налоговом органе. Ответ вышестоящего налогового органа фактически свидетельствует о завершении процедуры обязательного досудебного обжалования решения. Вместе c тем Налоговый кодекс не запрещает налогоплательщику обжаловать ответ вышестоящего налогового органа в ФНС России (как вышестоящем органе над иными налоговыми органами, рассматривающими жалобы налогоплательщиков)

    Апелляционная жалоба подается в письменной форме (п. 3 ст. 139 НК РФ). Так как иных требований к способу подачи жалобы Налоговый кодекс не содержит, то налогоплательщик может ее составить в произвольном виде. В данном официальном заявлении следует указать на то, что направляется именно апелляционная жалоба на решение руководителя (его заместителя) налогового органа, которое не вступило в законную силу. Кроме того, в нем необходимо отразить, какое решение было вынесено (например, привлечь к ответственности), c какими доводами налогоплательщик не согласен, а также по возможности изложить свою позицию по этим доводам со ссылками на нормы Налогового кодекса и иные нормативные акты. Образец апелляционной жалобы приведен ниже.

    Жалоба должна быть подписана либо самим налогоплательщиком, либо его представителем — законным или уполномоченным.

    Законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов (п. 1 ст. 27 НК РФ). Как следует из норм статей 53, 72, 84, 91, 103 и 110 Гражданского кодекса, в качестве законного представителя юридического лица выступает его исполнительный орган. Это может быть как единоличный исполнительный орган (генеральный директор, президент, управляющий), так и коллегиальный орган (совет директоров, правление и др.).

    Уполномоченный представитель налогоплательщика осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством РФ (п. 3 ст. 29 НК РФ). В случае подписания жалобы таким представителем к жалобе следует приложить выданную на него доверенность. При этом должен прилагаться оригинал доверенности или надлежащим образом заверенная копия такой доверенности2.

    Жалоба на решение, вступившее в законную силу

    В отношении жалобы на решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, вступившее в законную силу и не обжалованное в апелляционном порядке, Налоговый кодекс устанавливает иной срок. Такая жалоба направляется в течение одного года c момента вынесения обжалуемого решения. Она подается сразу в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу (п. 1 и 2 ст. 139 НК РФ).

    Кроме требования о письменной форме жалобы на решение, вступившее в законную силу, которое содержится в пункте 3 статьи 139 НК РФ, Налоговый кодекс не предъявляет иных обязательных условий к способу подачи и содержанию данного официального заявления. Поэтому оно может быть оформлено в том же порядке, что и апелляционная жалоба.

    Лицо, подавшее жалобу, до принятия решения по ней может ее отозвать на основании письменного заявления. Отзыв жалобы лишает данное лицо права на подачу повторной жалобы по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу (п. 4 ст.139 НК РФ).

    Одновременно c жалобой на решение, вступившее в законную силу, налогоплательщик может направить ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого решения (п. 4 ст. 101.2 НК РФ). И если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий жалобу, имеет достаточные основания полагать, что обжалуемое решение не соответствует законодательству, он вправе полностью или частично приостановить исполнение обжалуемых актов (п. 2 ст. 141 НК РФ). Решение о приостановлении исполнения акта (действия) принимается руководителем налогового органа, принявшим такой акт (решение), либо вышестоящим налоговым органом.

    Какого вида жалобу лучше подавать

    Как уже отмечалось, форма и содержание апелляционной жалобы и жалобы на решение, вступившее в законную силу, принципиальных отличий не имеют, кроме срока, в течение которого их следует направлять.

    Вместе c тем согласно пункту 1 статьи 101.3 НК РФ решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения подлежит исполнению со дня его вступления в силу. В течение 10 рабочих дней после вступления решения в силу налогоплательщику направляется требование об уплате налога (сбора), пеней и штрафа (п. 2 ст. 70 НК РФ). При неисполнении требования инспекция осуществляет меры по взысканию сумм, указанных в требовании (ст. 46 и 47 НК РФ). Поэтому для организации может быть важно, чтобы решение о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения вступило в силу в более поздние сроки. Исходя из этого, налогоплательщику целесообразнее направлять именно апелляционную жалобу. В этом случае решение вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или в части (п. 9 ст. 101 НК РФ).

    В случае обжалования решения в судебном порядке срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу (п. 5 ст. 101.2 НК РФ). Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ заявление об оспаривании ненормативного акта государственного органа может быть направлено в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину или организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов. Таким образом, при подаче жалобы трехмесячный срок для обращения в суд начинается c того дня, когда вышестоящий налоговый орган утвердил решение. В случае же, когда апелляционная жалоба не направлялась, данный срок начинается c момента получения решения налогового органа. И поскольку организации также необходимо соблюдать процедуру обязательного досудебного урегулирования спора, то срок на обращение в суд организация может пропустить. Поясним сказанное на примере.

    Решения, которые вправе принимать вышестоящий налоговый орган

    На практике нередко возникают споры по поводу принятия решения в отношении жалобы налогоплательщика вышестоящим налоговым органом. Например, нормами Налогового кодекса не регламентировано, может ли он вынести новое решение, согласно которому c налогоплательщика будут взысканы дополнительные налоговые платежи или увеличены налоговые санкции.

    Высший арбитражный суд свою позицию по этому вопросу изложил в постановлении Президиума ВАС РФ от 28.07.2009 «№» 5172/09. Суд указал, что вышестоящий налоговый орган не вправе принимать решение о взыскании дополнительных налоговых платежей, не взысканных решением нижестоящего налогового органа. Поэтому при установлении обстоятельств, согласно которым c налогоплательщика могут быть взысканы налоговые платежи, не указанные в резолютивной части оспариваемого решения налогового органа, вышестоящий налоговый орган может провести налоговую проверку в соответствии c подпунктом 1 пункта 10 статьи 89 НК РФ и принять необходимое решение c учетом ее результатов.

    Принимая указанную позицию ВАС РФ во внимание, необходимо учитывать следующее. В решении по результатам налоговой проверки налоговый орган может допустить техническую или арифметическую ошибку, обнаружив которую при рассмотрении жалобы налогоплательщика вышестоящий налоговый орган вправе исправить, в том числе в случаях, когда такое исправление приведет к уплате дополнительных платежей.

    Полномочия вышестоящего налогового органа по принятию решений по итогам рассмотрения жалобы налогоплательщика предусмотрены положениями статьи 140 НК РФ.

    Вместе c тем отметим, что Налоговым кодексом установлено ограничение права налогоплательщика на участие в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в том числе в рамках обращения в налоговый орган. В частности, речь идет о соблюдении налогоплательщиком требований статей 26, 27 и 29 НК РФ. Положения указанных статей ограничивают и полномочия налогового органа по рассмотрению обращений и жалоб налогоплательщиков, подписанных лицами, не подтвердившими в соответствии c установленными требованиями свои полномочия на участие в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах

    ООО «Альфа» и ООО «Бета» 1 июля 2010 года получили соответствующие решения налоговой инспекции о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

    ООО «Альфа» 13 июля 2010 года подало апелляционную жалобу в вышестоящий налоговый орган. Вышестоящий налоговый орган 15 августа 2010 года оставил решение инспекции без изменения. Следовательно, ООО «Альфа» должно направить в арбитражный суд заявление о признании незаконным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения до 15 ноября 2010 года.

    ООО «Бета» апелляционную жалобу не направляло. Поэтому 14 июля 2010 года решение налоговой инспекции вступило в силу. Организация 20 сентября 2010 года направила жалобу на решение, вступившее в законную силу, в вышестоящий налоговый орган. А 20 октября 2010 года вышестоящим налоговым органом решение налоговой инспекции было оставлено без изменения. Но на момент получения ответа от вышестоящего органа ООО «Бета» уже пропустило срок для обращения в арбитражный суд c заявлением о признании незаконным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

    Принятие решения по жалобе вышестоящим налоговым органом

    По итогам рассмотрения апелляционной жалобы и жалобы на решение, вступившее в законную силу, вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) принимает решения, указанные в пункте 2 статьи 140 НК РФ. Так, он может оставить решение налогового органа без изменения, а жалобу — без удовлетворения либо отменить или изменить решение налогового органа полностью или в части и принять новое решение, а также отменить решение налогового органа и прекратить производство по делу.

    Решение налогового органа (должностного лица) по жалобе принимается в течение одного месяца со дня ее получения (п. 3 ст. 140 НК РФ). Указанный срок может быть продлен, но не более чем на 15 рабочих дней. О принятом решении в течение трех рабочих дней со дня его принятия сообщается налогоплательщику в письменной форме.

    Оспаривание решений в судебном порядке

    Решения налоговых органов могут быть обжалованы не только в вышестоящем налоговом органе, но и в суде (п. 1 ст. 138 НК РФ). При этом организации и индивидуальные предприниматели обжалуют решения, действия или бездействие налоговых органов или их должностных лиц в арбитражном суде в соответствии c нормами арбитражно-процессуального законодательства (п. 2 ст. 138 НК РФ и ст. 29 АПК РФ).

    Порядок обращения в суд

    На основании части 1 статьи 198 АПК РФ налогоплательщик вправе обратиться в арбитражный суд c заявлением о признании решения налогового органа недействительным, если полагает, что оспариваемое решение: не соответствует закону (иному нормативному правовому акту) и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; незаконно возлагает на него какие-либо обязанности или создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

    Особенности обращения в суд c требованием о возмещении НДС

    В случаях, когда налогоплательщик не согласен c решением налогового органа, на основании которого ему отказано в возмещении налога на добавленную стоимость, он может направить в суд как требование неимущественного характера (об оспаривании решения (бездействия) налогового органа), так и требование имущественного характера (о возмещении суммы НДС). Об этом сказано в постановлении Пленума ВАС РФ от 18.12.2007 «№» 65 «О некоторых процессуальных вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами заявлений налогоплательщиков, связанных c защитой права на возмещение налога на добавленную стоимость по операциям, облагаемым названным налогом по ставке 0 процентов». С требованием имущественного характера — о возмещении суммы НДС — можно обратиться в суд в течение трех лет, считая со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своего права на возмещение НДС. Размер государственной пошлины за рассмотрение такого заявления имущественного характера определяется в соответствии c подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ. Так, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска: до 100 000 руб. — 4% цены иска, но не менее 2000 руб.; от 100 001 до 200 000 руб. — 4000 руб. плюс 3% суммы, превышающей 100 000 руб.; от 200 001 до 1 000 000 руб. — 7000 руб. плюс 2% суммы, превышающей 200 000 руб.; от 1 000 001 до 2 000 000 руб. — 23 000 руб. плюс 1% суммы, превышающей 1 000 000 руб.; свыше 2 000 000 руб. — 33 000 руб. плюс 0,5% суммы, превышающей 2 000 000 руб., но не более 200 000 руб.

    С заявлением неимущественного характера можно обратиться в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении ее прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом (ч. 4 ст. 198 АПК РФ). При подаче заявления о признании решения (бездействия) налогового органа незаконным организация должна уплатить государственную пошлину в размере 2000 руб. (подп. 3 п. 1 ст. 333.21 НК РФ)

    С указанной целью налогоплательщик направляет в арбитражный суд заявление о признании недействительным решения (незаконным действия или бездействия) налогового органа. Оно подается в арбитражный суд субъекта РФ по месту нахождения налогового органа, решение которого обжалуется. Основание — статья 35 АПК РФ.

    Заявление о признании решения налогового органа недействительным направляется в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщику стало известно о нарушении его прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом (ч. 4 ст. 198 АПК РФ).

    Требования к заявлению

    Заявление в арбитражный суд подается в письменной форме и подписывается заявителем или его представителем. Об этом говорится в части 1 статьи 125 АПК РФ. В этой же статье указаны сведения, которые следует отразить в заявлении (наименование арбитражного суда, в который подается исковое заявление, наименование истца и ответчика, требования к ответчику, их основания, цена иска и т. п.).

    Кроме того, должны быть выполнены требования, предъявляемые к заявлениям об оспаривании актов государственных органов, в соответствии со статьей 199 АПК РФ. Так, в заявлении отражаются: наименование налогового органа, принявшего оспариваемое решение; название, номер и дата принятия оспариваемого решения; права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым решением.

    В заявлении нужно указать нормативно-правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствует оспариваемое решение, а также требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

    Согласно части 2 статьи 199 АПК РФ к заявлению прилагаются: оспариваемое решение; документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования; документ, подтверждающий уплату государственной пошлины; копия свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя; доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание искового заявления; документы, подтверждающие соблюдение истцом претензионного или иного досудебного порядка, если он предусмотрен, и др.

    Оплата государственной пошлины

    Государственная пошлина при подаче в арбитражный суд заявления о признании недействительным решения налогового органа составляет для организаций 2000 руб., для физических лиц — 200 руб. Основание — подпункт 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ.

    Обратите внимание: если в заявлении объединено несколько взаимосвязанных требований, то оплате государственной пошлиной подлежит каждое самостоятельное требование (п. 16 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.03.2007 «№» 117). Значит, если в заявлении, например, содержится два требования: о признании недействительными решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения об отказе в возмещении НДС, необходимо уплатить пошлину в размере 4000 руб.

    Рассмотрение заявления арбитражным судом

    Дела об оспаривании решений налоговых органов рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства c учетом особенностей, установленных главой 24 АПК РФ (ч. 1 ст. 197 АПК РФ). Срок рассмотрения таких дел — не более трех месяцев со дня поступления заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по нему (ч. 1 ст. 200 АПК РФ).

    Обжалование решения арбитражного суда

    Если налогоплательщик не согласен c решением арбитражного суда, он может его обжаловать в судах апелляционной и (или) кассационной инстанций. Апелляционная жалоба на решение суда должна быть подана в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения (ч. 1 ст. 259 АПК РФ). Кассационная жалоба направляется в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу решения, постановления арбитражного суда (ч. 1 ст. 276 АПК РФ). Отметим, что решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции (ч. 1 ст. 180 АПК РФ)

    Гайворонская О. В., Эксперт журнала «Российский налоговый курьер»

    Российский налоговый курьер, Москва, 01.09.2010 06:00

    Порядок обжалования решения налогового органа в суде

    Отправить на почту

    Обжалование решения налогового органа в суде возможно в том случае, если процедура досудебного урегулирования споров не принесла желаемых результатов — налогоплательщик не согласен с решением вышестоящего налогового органа. Рассмотрим в нашей статье, в какие сроки происходит обжалование решений налоговых органов, основные этапы данной процедуры и документальное оформление.

    Подаем заявление с обжалованием решения налоговой службы в суд первой инстанции

    Чтобы признать решение налоговиков недействительным, в первую очередь нужно обратиться в арбитражный суд по месту нахождения налогового органа с заявлением (п. 4 ст. 138 НК РФ, подп. 2 п. 1 ст. 29, ст. 34, 35 АПК РФ).

    Заявления налогоплательщиков — физических лиц, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя, рассматриваются в судах общей юрисдикции (п. 4 ст. 138 НК РФ, ст. 24 ГПК РФ, п. 2 ч. 2 ст. 1, ст. 19, ч. 1 ст. 22, чч. 1, 5 ст. 218, ч. 3 ст. 24 КАС РФ).

    Рассмотрение заявлений происходит в соответствии с нормами искового производства и особенностями, установленными гл. 24 АПК РФ.

    Судья единолично рассматривает дело не более 3 месяцев, включая срок на подготовку к судебному разбирательству и принятие решения. Данный срок может быть продлен, если дело окажется достаточно сложным или в процессе будет задействовано большое количество участников (п. 1 ст. 200 АПК РФ).

    Если решение арбитражного суда не устроит налогоплательщика, то он может обжаловать его в судах вышестоящих инстанций.

    Повторно обратиться в арбитражный суд по одному и тому же решению налогового органа уже не удастся, даже если позднее будут приведены новые доводы в обоснование позиции заявителя. При повторном обращении по тому же делу арбитражный суд должен прекратить производство по делу со ссылкой на п. 2 ч. 1 ст. 150 АПК РФ. В возобновлении того же самого дела налогоплательщику будет отказано (ч. 3 ст. 151 АПК РФ).

    В арбитражный суд поступило заявление налогоплательщика о признании решения по итогам налоговой проверки незаконным в связи с нарушениями налоговой инспекции, допущенными в ходе проверки. Других доводов заявлено не было. Суд не удовлетворил требование заявителя.

    Позднее налогоплательщик повторно обратился в арбитраж с заявлением о признании того же решения недействительным, в котором указал, что доначисления по налогу на прибыль были произведены неправомерно. Хотя в заявлении были приведены новые доводы, суд обязан прекратить производство по данному делу.

    Каковы сроки обжалования решения налогового органа в арбитражном суде

    Налогоплательщик может обратиться в суд, если его не устраивает результат рассмотрения вышестоящим налоговым органом его жалобы (апелляционной жалобы). Решение по жалобе налоговики должны принять в течение 1 мес. со дня ее получения (п. 6 ст. 140 НК РФ).

    Учтите, что срок рассмотрения жалобы может быть продлен, но не более чем на 1 месяц, о чем налогоплательщик должен быть извещен в течение 3 дней с момента принятия решения такого решения вышестоящим налоговым органом.

    В течение 3 месяцев после получения решения вышестоящего налогового органа по проведенной проверке налогоплательщик может обратиться в суд с тем, чтобы обжаловать данное решение (ч. 4 ст. 198 АПК РФ, п. 1 ст. 219 КАС РФ, п. 3 ст. 138 НК РФ). Если вышестоящий налоговый орган не успеет вынести решение по жалобе налогоплательщика в сроки, установленные п. 6 ст. 140 НК РФ, налогоплательщику можно обратиться в суд, не дожидаясь вынесения данного решения (абз. 2 п. 2, п. 3 ст. 138 НК РФ).

    3-месячный срок исчисляется в соответствии с нормами, установленными ст. 113, 114 АПК РФ или ст. 107, 108 ГПК РФ, ст. 92,93 КАС РФ. Зачастую суды восстанавливают срок подачи заявления, но только в том случае, если посчитают, что он был пропущен по уважительной причине.

    Как должно выглядеть заявление в суд о признании решения налогового органа по проведенной проверке недействительным

    В процессе оформления заявления в суд о признании решения налоговой службы недействительным:

  • Определите форму его подачи. Заявление можно подать как на бумажном носителе, так и воспользовавшись средствами электронной связи (абз. 2 ч. 1 ст. 41, ч. 1 ст. 125, ч. 1 ст. 199 АПК РФ, пп. 1, 8, 9 ст. 125, п. 1 ст. 220 КАС РФ).
  • Проконтролируйте исполнение формальных требований к содержанию заявления (они указаны в ч. 1 ст. 199 АПК РФ, п. 2 ст. 125 КАС РФ).
  • Уделите внимание основной части заявления. Она должна содержать аргументы налогоплательщика о том, по каким причинам он считает доводы налоговой службы не соответствующими действительности или нормам законодательства. Налогоплательщику нужно привести достаточно весомые аргументы, в том числе и ссылки на документы и конкретные обстоятельства, чтобы убедить суд в своей правоте.
  • Проанализируйте и включите в заявление все нарушения, допущенные налоговиками в процессе досудебного урегулирования спора.
  • Так, если налогоплательщик не участвовал в рассмотрении материалов налоговой проверки или ему не дали возможности объяснить какие-либо обстоятельства, то об этом нужно упомянуть в заявлении. Суд обязательно должен принять такие факты во внимание и не оставить их без рассмотрения.

    Бывает, что у налогоплательщика есть сведения, доказывающие, что в ходе налоговой проверки, а также при составлении решения о привлечении к ответственности и акта проверки налоговиками были допущены серьезные нарушения. Тогда в заявлении необходимо привести имеющиеся сведения. Кроме того, можно указать и на нарушения сроков проверки, если таковые имелись.

    Таким образом, все собранные факты, указывающие на нарушения налоговиков, помогут склонить судью на сторону налогоплательщика.

    Технические тонкости оформления заявления

    Заявление необходимо формулировать грамотно и четко. После каждого аргумента лучше всего приводить ссылки:

  • на действующие в спорный момент законодательные акты, нормы Налогового кодекса;
  • ссылки на судебные акты, изданные Высшим арбитражным судом РФ, Верховным судом РФ или арбитражными судами вашего судебного округа;
  • разъяснения Минфина и ФНС России, если они соответствуют спорному вопросу.
  • Обязательно следует обратить внимание на такие обстоятельства, которые могут повлиять на решение суда, если налогоплательщика все же привлекут к ответственности:

    • обстоятельства, исключающие привлечение к ответственности (ст. 109 НК РФ);
    • смягчающие обстоятельства (ст. 112, 114 НК РФ);
    • обстоятельства, исключающие вину налогоплательщика в совершении правонарушения (ст. 111 НК РФ), и т. д.

    Таким образом, составить заявление в суд достаточно непросто, поэтому есть смысл обратиться к грамотным юристам для выполнения этой задачи.

    Какие документы следует приложить к заявлению в арбитражный суд

    К заявлению обычно прилагаются документы, перечисленные в ст. 126 АПК РФ. Приведем наиболее важные из них:

    1. Копия оспариваемого решения налогового органа (ч. 2 ст. 199 АПК РФ).

    2. Копия решения вышестоящего налогового органа по жалобе налогоплательщика.

    Данный документ является доказательством того, что досудебный порядок обжалования соблюдался, поскольку выходить в суд с заявлением можно только после обжалования решения налоговиков в вышестоящем налоговом органе (п. 7 ч. 1 ст. 126, ч. 2 ст. 199 АПК РФ).

    Если же вышестоящий налоговый орган не вынес решения своевременно, то к заявлению можно приложить копию жалобы с отметкой вышестоящего налогового органа о ее принятии либо копию описи вложения в почтовое отправление и уведомления о его вручении, если жалоба направлялась по почте.

    3. Ходатайство о приостановлении действия оспариваемого решения налогового органа (ч. 3 ст. 199 АПК РФ, информационное письмо президиума ВАС РФ от 13.08.2004 № 83).

    Если заявление в суд подается в электронном виде, то все прилагаемые документы также представляются электронно (абз. 2 ч. 1 ст. 41, ч. 2 ст. 126 АПК РФ).

    Кроме того, все прилагаемые к заявлению документы вместе с самим заявлением должны быть направлены в налоговую службу и всем лицам, которые участвуют в деле. Направлять документы следует заказной почтой с уведомлением о вручении. Квитанции, свидетельствующие о почтовых отправлениях, прилагаются к исковому заявлению, подаваемому в арбитражный суд (п. 1 ч. 1 ст. 126 АПК РФ).

    Основные правила разрешения налоговых споров узнайте из этой публикации.

    Заявление в суд можно подать на бумаге или в электронной форме. Изложите в нем аргументы, подтверждающие вашу позицию. Поясните, почему вы считаете доводы налоговиков не соответствующими действительности и/или нормам законодательства.

    К заявлению приложите подтверждающие документы и иные бумаги из перечня, указанного в ст. 126 АПК (копии оспариваемого решения налогового органа, копии решения вышестоящего налогового органа по жалобе налогоплательщика и др.).

    О том, по какой форме подать возражения на акт проверки, читайте в материале «Возражения на акт проверки — новая форма от ФНС» .

    Узнавайте первыми о важных налоговых изменениях

    Смотрите так же:

    • Ставки налогов в россии 2013 Ставки налогов в 2013 году в России. Настоящий текст, представляет собой краткую упрощенную справку по ставкам основных налогов, действующим в России в 2013 году. Текст не претендует на всеохватность и идеальную точность, за которыми следует обращаться […]
    • Как составлять договор купли продажи дома Договор купли-продажи дома с земельным участком Договор купли-продажи как квартиры, так и жилого дома с земельным участком, на котором он располагается, во многом схожи. Однако при заключении договора купли-продажи дома с земельным участком следует учитывать […]
    • Приказ по мобильной связи пример Компенсация мобильной связи сотрудникам Мобильная связь используется работодателем в производственных целях, потому что она позволяет оперативно решать производственные цели и задачи предприятий особенно при разъездном характере работы. Без нее невозможно […]
    • Иск о понуждении к действию иск о понуждении к исполнению договора В Арбитражный суд Рязанской области. Истец: Муниципальное унитарное предприятие «Ванинский автопарк». Адрес: Рязанская область, . Телефон: … Представитель истца по доверенности: Абрамов Андрей Николаевич. Проживает: […]
    • Изменения в 645 приказ мчс россии Приказ МЧС России № 645 с изменениями 2018 года Что нового в текущем году В 645 приказ МЧС России (с изменениями на 2018 год) за время его существования было внесено порядка 20 дополнений и исправлений, он претерпел несколько редакций — в 2007 и 2009 годах. […]
    • Учебные пособия макмиллан Macmillan Teacher + Подать заявку на участие в программе Macmillan Teacher + можно здесь Присоединяйтесь к профессиональному сообществу прогрессивных преподавателей Macmillan Teacher + и открывайте свои новые возможности! Возможности программы […]
    • Материнский капитал для двойных ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ 10 августа 2011 (по материалам газеты «Все для Вас» от 10 августа 2011 года) В последнее время многие семьи, в которых родился второй ребенок, связыва­ют свои надежды на будущее с государствен­ной поддержкой в […]
    • Отчет практики юриста образец Отчет по практике юриста о прохождении производственной В соответствии с учебным планом я, , проходила практику в обществе с ограниченной ответственностью «» на протяжении 2х недель с 10 по 24 июня 2009 года. Руководителем практики от организации выступил […]