Опека функции

Полномочия, функции и обязанности органов опеки и попечительства

В случае с опекой речь идет о детях до 14 лет, а в случае с попечительством – о подростках с 14-и летнего возраста до совершеннолетия. В сферу деятельности этих органов входит также забота об интересах совершеннолетних, но полностью недееспособных (или ограниченно (частично) дееспособных) лиц.

Функции органов опеки и попечительства

  • учет имеющихся детей-сирот, а также таких детей, которые остались полностью без родительской опеки, их обнаружение;
  • создание базы данных, в которой числятся будущие опекуны, попечители и/или приемные родители;
  • обустройство детей-сирот в специальные заведения (детдома, интернаты и прочее) и в приемные семьи;
  • защита прав несовершеннолетних;
  • урегулирование конфликтных ситуаций между родителями ребенка;
  • контроль за управлением собственностью и имуществом своих подопечных и некоторые другие.
  • Функции органов опеки и попечительства направлены, прежде всего, на заботу о сохранении жизни, здоровья лиц, подпавших под их юрисдикцию, столь же важной является защита законных прав и гражданских свобод, а также частной собственности этих лиц, защиту их от возможных злоумышленников. Сфера влияния органов попечительства ограничена мерами, регламентированными для выполнения их функций, кроме того, такие органы территориально прикреплены к определенному субъекту РФ.

    Исходя из выполняемых функций, у органов опеки и попечительства есть все необходимые полномочия, чей круг достаточно широк для решения практически всех проблем затрагиваемого спектра.

    Полномочия органов опеки и попечительства

    Будучи ветвью исполнительной власти, органы опеки взаимодействуют в своей работе и с другими органами власти. Например, они могут подавать заявления в суды о признании гражданина России недееспособным (или же частично дееспособным).

    Если обстоятельства, ограничивающие дееспособность указанного лица потеряли актуальность, именно органы попечительства подают заявление в суд о необходимости признания какого-либо лица полностью или частично дееспособным. Также органы опеки заключают договора на право доверительного управления собственностью и имуществом подопечных, выдают разрешение на совершение с имуществом сделок.

    Органы опеки имеют законное право на представление интересов несовершеннолетних либо лиц с ограниченной дееспособностью в случаях, когда действия опекунов противоречат либо букве закона, либо самим интересам защищаемых лиц. Основная обязанность органов опеки и попечительства – защита подопечного как в физическом, так и в социальном и имущественном смысле со всей объективностью и справедливостью..

    Кроме того, в сферу полномочий этих органов входит также контроль деятельности попечителей, проверка фактических условий жизни подопечных, сохранность их здоровья, жизни и имущественных интересов. Таким образом, все органы опеки имеют право проводить инспекции и проверки, причем не только в случае работы с частными лицами-опекунами, но и в случаях с организациями, в стены которых были помещены подопечные. То есть проверка действительных условий жизни в детских домах, психлечебницах, домах престарелых и других подобных заведениях.

    Широта полномочий органов опеки и попечительства обусловлена тем, что именно они устанавливают опеку и попечительство над несовершеннолетним или недееспособным лицом. При этом органы опеки имеют право лишать любых лиц, даже родных родителей, прав опеки, если жизни подопечного и его здоровью угрожает опасность. И именно они определяют возможность лиц стать усыновителями.

    В обязанности органов опеки и попечительства входит также передача информации о подопечном при изменении им места жительства в соответствующие инстанции данного территориального субъекта России.

    Широта власти органов опеки строго регламентирована соответствующими правовыми нормами Гражданского Кодекса, в рамках которого данные институты власти и осуществляют свою деятельность. Изданные органами опеки акты могут быть оспорены в суде.

    Статья 34. Органы опеки и попечительства

    1. Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Органами опеки и попечительства являются также органы местного самоуправления в случае, если законом субъекта Российской Федерации они наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.

    Вопросы организации и деятельности органов опеки и попечительства по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются настоящим Кодексом, Семейным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

    Полномочия органа опеки и попечительства в отношении подопечного возлагаются на орган, который установил опеку или попечительство. При перемене места жительства подопечного полномочия органа опеки и попечительства возлагаются на орган опеки и попечительства по новому месту жительства подопечного в порядке, определенном Федеральным законом «Об опеке и попечительстве».

    2. Суд обязан в течение трех дней со времени вступления в законную силу решения о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности сообщить об этом органу опеки и попечительства по месту жительства такого гражданина для установления над ним опеки или попечительства.

    3. Орган опеки и попечительства по месту жительства подопечных осуществляет надзор за деятельностью их опекунов и попечителей.

    Комментарий к Ст. 34 ГК РФ

    1. Статья 34 ГК РФ — одна из немногих статей Кодекса, содержащих нормы публично-правовой природы. Прежде всего в ней определены органы опеки и попечительства как органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Это положение дублируется в ст. 6 Закона об опеке, а также в п. 2 ст. 121 СК РФ.

    В комментируемую статью, а также в ст. 121 СК РФ Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» были внесены изменения. Названный Федеральный закон передал полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству на уровень государственной власти субъектов Российской Федерации с 1 января 2008 г.

    До указанной даты органами опеки и попечительства являлись органы местного самоуправления, несмотря на то, что в действительности органы опеки и попечительства при осуществлении своих функций всегда выполняли задачи общефедерального, государственного масштаба — прежде всего задачи охраны прав детей, оставшихся без попечения родителей, а также обеспечения выживания иных особых категорий граждан (страдающих психическими расстройствами или иными тяжелыми заболеваниями, затрудняющими самостоятельную защиту своих интересов).

    Тем самым на органы опеки и попечительства традиционно возлагались функции по реализации права человека на жизнь (ст. 20 Конституции РФ), социальных прав человека, а также по реализации принципа государственной защиты детства (ст. 38 Конституции РФ), которые могут быть отнесены к вопросам компетенции органов государственной власти, но никак не к вопросам местного значения (ст. 130 Конституции РФ).

    В то же время передача полномочий, связанных с опекой и попечительством, на уровень государственной власти субъектов Российской Федерации не должна означать отдаление органов опеки и попечительства от населения территории и его насущных проблем. Реформа органов опеки и попечительства, проводимая в соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» и Законом об опеке, должна завершиться созданием в регионах отлаженной и разветвленной системы указанных органов, создаваемых при необходимости на уровне поселений, муниципальных районов или иных территорий в зависимости от потребностей региона, численности населения, удаленности территорий от центра субъекта Российской Федерации и т.п.

    В настоящее время большинство организаций, оказывающих социальные услуги населению, а также органов, управляющих такими организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, созданы и функционируют не на уровне муниципалитетов, а на уровне государственной власти субъектов Российской Федерации. Основными преимуществами строящейся системы органов опеки и попечительства как органов государственной власти должны стать их единство и управляемость, позволяющие обеспечить максимально эффективную и оперативную защиту прав и интересов недееспособных и не полностью дееспособных граждан во взаимодействии с организациями и службами социальной защиты населения.

    Вместе с тем ответ на вопрос об уровне власти, к которому относятся органы опеки и попечительства, осложнен одним обстоятельством. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий», внося в ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» изменения, предполагающие передачу полномочий по опеке и попечительству субъектам Российской Федерации, одновременно попытался допустить возможность передачи этих полномочий органам местного самоуправления. Это вытекает из текста ч. 6 ст. 26.3 вышеназванного Федерального закона (в ред. от 1 января 2008 г.), со ссылкой на которую многие субъекты Российской Федерации приняли законы, передающие полномочия органов опеки и попечительства органам местного самоуправления (города Москва и Санкт-Петербург, Алтайский край, Вологодская область и многие другие).

    Однако необходимо отметить, что норма, допускающая передачу полномочий по опеке и попечительству органам местного самоуправления, вступает в противоречие с вышеназванными положениями ст. 34 ГК РФ и ст. 121 СК РФ. Более того, эта норма противоречит и императивному правилу, закрепленному в ч. 1 ст. 6 Закона об опеке: «Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации». Процитированное правило не содержит оговорки «если иное не установлено федеральным законом». Статья 3 Закона об опеке, определяя уровень нормативно-правового регулирования вопросов создания органов опеки и попечительства, прямо упоминает о «структуре исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации в целях организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству», не подразумевая какой бы то ни было передачи таких полномочий органам местного самоуправления.

    По указанным причинам осуществление органами местного самоуправления полномочий органов опеки и попечительства в связи со вступлением в силу с 1 сентября 2008 г. Закона об опеке входит в противоречие с федеральным законодательством, что требует скорейшего приведения законов субъектов Федерации в соответствие с федеральным законодательством об опеке и попечительстве.

    2. Часть 5 ст. 6 Закона об опеке впервые в законодательстве прямо предусматривает, что деятельность органов опеки и попечительства как органов исполнительной власти субъектов Федерации будет вестись под контролем и с методическим сопровождением со стороны федеральной исполнительной власти в лице уполномоченного Правительством РФ органа. В настоящее время этот орган еще не определен соответствующим актом Правительства РФ, однако уже сейчас ясно, что это должен быть один орган исполнительной власти, а не несколько. Компетенция органов опеки и попечительства в соответствии с действующим законодательством широка и разнообразна. Так, например, органы опеки и попечительства не только выявляют недееспособных и не полностью дееспособных лиц, назначают и отстраняют опекунов и попечителей в отношении подопечных, но и обязаны предпринимать ряд мер по охране имущества безвестно отсутствующих граждан (ст. 43 ГК). В то же время большинство полномочий органов опеки и попечительства должно осуществляться ими одинаково, независимо от возраста подопечного или от причины назначения над ним опеки (попечительства): полномочия по охране и управлению имуществом подопечного, по надзору за опекунами (попечителями) и оказанию им необходимой помощи. В этой связи нецелесообразно как создание отдельных органов опеки и попечительства в отношении совершеннолетних и несовершеннолетних лиц, так и наделение разных федеральных органов исполнительной власти полномочиями по контролю и методической поддержке органов опеки и попечительства. Так, например, наделение Министерства образования и науки РФ соответствующими полномочиями в части работы органов опеки и попечительства с несовершеннолетними подопечными, а Министерства здравоохранения и социальной защиты населения РФ такими же полномочиями в части работы с совершеннолетними подопечными, на наш взгляд, было бы нерационально и противоречило бы формулировке ч. 5 ст. 6 Закона об опеке, которая четко и недвусмысленно определяет возложение соответствующих функций на единый федеральный орган исполнительной власти.

    3. Каждый отдельный орган опеки и попечительства приобретает свой статус на основании устава, положения или иного акта (ч. 2 ст. 6 Закона об опеке), в котором четко должно быть указано на наличие такого статуса. Так, например, законодательством Республики Адыгея полномочия органов опеки и попечительства в отношении совершеннолетних граждан возложены на территориальные органы исполнительной власти республики, ведающие вопросами социальной защиты. Положения или уставы каждого из этих территориальных органов должны содержать в себе прямое указание на то, что такой орган является органом опеки и попечительства в отношении отдельной категории подопечных.

    4. Закон об опеке, определяя порядок взаимодействия органов опеки и попечительства с органами государственной власти, местного самоуправления, иными организациями и лицами, впервые в истории российского законодательства фактически закрепляет систему организации социальной заботы в отношении недееспособных и не полностью дееспособных граждан. В центре этой системы находятся органы опеки и попечительства как органы государственной власти, наделенные весьма существенными властными полномочиями. Вместе с тем немалая часть их деятельности носит не юридический, а скорее фактический или организационный характер, поэтому Закон об опеке допускает, что работа по оказанию подопечным и (или) опекунам или попечителям помощи в получении образования, медицинской помощи, социальных услуг, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, может вестись органами опеки и попечительства с «посторонней» помощью. Иными словами, непосредственное предоставление подопечным или опекунам медицинских услуг, консультаций по вопросам социально-бытового и социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты и тому подобных видов помощи может быть возложено не на органы опеки и попечительства, а на иные организации или органы в соответствии с действующим законодательством.

    По вышеперечисленным направлениям работы необходимую помощь в деятельности органов опеки и попечительства могут и должны оказывать прежде всего иные органы государственной власти, например органы социальной защиты населения в случаях, когда полномочия по опеке и попечительству возложены не на них. Закон об опеке предусматривает возможность взаимодействия органов опеки и попечительства не только с органами государственной власти субъектов Федерации, но и с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти.

    Органы опеки и попечительства могут взаимодействовать также и с органами местного самоуправления. В соответствии со ст. ст. 14.1, 15.1 и 16.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов имеют право на участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству. Так, например, в соответствии с законодательством Ленинградской области органами опеки и попечительства являются соответствующие органы исполнительной власти этого субъекта, однако органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов предоставлено право создавать общественные советы по опеке и попечительству (попечительские советы). Такие советы не имеют и не могут иметь полномочий органов опеки и попечительства, однако на них могут быть возложены консультативные, информационные или контрольные функции и задачи.

    Закон об опеке (ст. 6) допускает также возможность взаимодействия органов опеки и попечительства с различного рода юридическими лицами — образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и общественными организациями.

    Помимо организаций, прямо перечисленных в Законе об опеке, к числу организаций, с которыми органы опеки и попечительства осуществляют взаимодействие, следует отнести:

    — комплексные центры социального обслуживания населения;

    — территориальные центры социальной помощи семье и детям;

    — центры социального обслуживания;

    — социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;

    — центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

    — социальные приюты для детей и подростков;

    — центры психолого-педагогической помощи населению;

    — центры экстренной психологической помощи по телефону;

    — центры (отделения) социальной помощи на дому;

    — дома ночного пребывания;

    — специальные дома для одиноких престарелых;

    — стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками);

    — иные организации, предоставляющие социальные услуги.

    5. В некоторых регионах Российской Федерации сложилась практика передачи функционала органов опеки и попечительства в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, специализированным учреждениям (организациям) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Речь идет о так называемом делегировании полномочий органов опеки и попечительства. Термин «делегирование» является условным, не упоминается в законодательстве, в связи с чем его применение в юридическом лексиконе нежелательно.

    Соответствующие законы субъектов Федерации в таких случаях предусматривают возложение на названные организации обязанностей органов опеки и попечительства по выявлению детей, оставшихся без попечения родителей, а также по поиску для них принимающих семей, психологической подготовке семей к принятию детей на воспитание и дальнейшей психологической поддержке таких семей. К сожалению, в большинстве случаев практика передачи обязанностей органов опеки и попечительства отдельным организациям (юридическим лицам) сложилась в результате недостаточного кадрового и финансового обеспечения этих органов.

    Идя навстречу пожеланиям субъектов Федерации, федеральный законодатель допустил ограниченную возможность осуществления полномочий органов опеки и попечительства разного рода организациями. Однако, во-первых, это касается весьма узкого круга полномочий:

    — по выявлению лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;

    — по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах.

    Таким образом, работа по выявлению как взрослых, так и несовершеннолетних граждан, нуждающихся в опеке или попечительстве, а также по поиску потенциальных опекунов и попечителей может вестись не только органами опеки и попечительства, но и соответствующими юридическими лицами.

    Во-вторых, необходимо иметь в виду, что такая работа может вестись юридическими лицами исключительно в тех случаях, которые устанавливаются Правительством РФ. Правительство РФ должно также установить и порядок осуществления некоторых полномочий органов опеки и попечительства юридическими лицами.

    Действующее российское законодательство не предусматривает в принципе возможности прямого осуществления полномочий органов государственной власти юридическими лицами, в связи с чем надо признать, что вышеприведенная норма является абсолютной новеллой. В то же время такое непосредственное осуществление государственных полномочий со стороны организаций, не входящих в систему органов государственной власти, представляет собой своего рода юридический нонсенс, и если оно и возможно, то исключительно в рамках законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» государственными нуждами субъекта Федерации являются обеспечиваемые за счет средств бюджетов субъекта Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности субъекта Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъекта Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ. Таким образом, выполнение юридическими лицами (образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями) государственных полномочий органов опеки и попечительства возможно лишь при условии соблюдения процедур, установленных указанным Федеральным законом, например проведение торгов в форме конкурса, аукциона.

    6. Комментируемая статья не перечисляет полномочий органов опеки и попечительства. Указанные полномочия определены ст. 8 Закона об опеке. Часть полномочий органов опеки и попечительства непосредственно связаны с установлением, осуществлением и прекращением опеки (попечительства). К таковым относятся: выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства; обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, а также о признании подопечного дееспособным, если отпали основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или был ограничен в дееспособности; установление опеки или попечительства; осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане; освобождение и отстранение в соответствии с Законом об опеке опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей; выдача в соответствии с настоящим Федеральным законом разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных и др.

    Вторая часть полномочий органов опеки и попечительства с опекой (попечительством) непосредственно не связана. Эти полномочия возложены на органы опеки и попечительства иными федеральными законами, но могут быть возложены также законами субъектов Федерации.

    К этой группе полномочий относятся: подача в суд заявлений об ограничении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими заработком, стипендией или иными доходами (п. 4 ст. 26 ГК); объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) в соответствии со ст. 27 ГК РФ; назначение помощника совершеннолетнему дееспособному лицу, которое по состоянию здоровья не может осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности в соответствии со ст. 41 ГК РФ; заключение договора доверительного управления имуществом лица, признанного судом безвестно отсутствующим (ст. 43 ГК); дача согласия на отчуждение жилого помещения, в котором проживают несовершеннолетние члены семьи собственника (п. 4 ст. 292 ГК), а также на обмен жилых помещений в случаях, предусмотренных ст. 72 ЖК РФ; подача заявления о признании брака недействительным в случаях, предусмотренных ст. 28 СК РФ; дача согласия на добровольное установление отцовства в случаях, предусмотренных п. 3 ст. 48 СК РФ; подача заявления о регистрации найденного (подкинутого) ребенка в порядке, предусмотренном ст. 19 Закона об актах гражданского состояния; защита прав и интересов несовершеннолетних (ст. 56 СК); разрешение разногласий между родителями ребенка по поводу его имени и фамилии (п. 4 ст. 58 СК), по поводу воспитания и образования детей (п. 2 ст. 65 СК); дача разрешений в порядке ст. 59 СК РФ на изменение ребенку имени или фамилии; подача исков о взыскании с родителей (одного из них) алиментов на содержание ребенка (п. 3 ст. 80 СК); подача исков о лишении родительских прав и ограничении родительских прав (ст. ст. 70 и 73 СК), исков об отмене усыновления (ст. 142 СК) и еще более двух десятков иных полномочий.

    7. В соответствии с положениями комментируемой статьи определен в общем виде порядок действий органов опеки и попечительства при установлении и осуществлении опеки или попечительства.

    Прежде всего установлена обязанность суда, который вынес решение о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, в течение трех дней со времени вступления в законную силу решения сообщить об этом органу опеки и попечительства по месту жительства такого гражданина для установления над ним опеки или попечительства.

    Таким образом, информация о необходимости установления опеки или попечительства над взрослыми подопечными может поступить в орган опеки и попечительства от суда. Статья 11 Закона об опеке не исключает того, что такая информация поступит в орган опеки и попечительства и из иных источников, поэтому закрепляет за органом опеки и попечительства обязанность назначить опеку (попечительство) в течение месяца со дня получения соответствующих сведений.

    В свою очередь, порядок деятельности органов опеки и попечительства по установлению опеки (попечительства) над несовершеннолетними подопечными определен ст. 122 СК РФ. Информацию о детях, оставшихся без попечения родителей, обязаны сообщать в орган опеки и попечительства должностные лица учреждений (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, лечебных учреждений и других учреждений) и иные граждане. В течение месяца со дня поступления таких сведений орган опеки и попечительства обязан обеспечить устройство ребенка, в том числе, если это отвечает интересам ребенка, под опеку (попечительство).

    8. В комментируемой статье, действующей в редакции от 24 апреля 2008 г. (Федеральный закон N 49-ФЗ), впервые четко определено, какой именно орган несет ответственность за конкретного подопечного. Полномочия органа опеки и попечительства в отношении подопечного возлагаются на орган, который установил опеку или попечительство.

    При перемене места жительства подопечного полномочия органа опеки и попечительства возлагаются на орган опеки и попечительства по новому месту жительства подопечного. Для этого орган опеки и попечительства, установивший опеку или попечительство, обязан направить дело подопечного в орган опеки и попечительства по его новому месту жительства в течение трех дней со дня получения от опекуна или попечителя извещения о перемене места жительства подопечного. Полномочия органа опеки и попечительства по новому месту жительства подопечного возлагаются на данный орган опеки и попечительства со дня получения личного дела подопечного.

    9. В комментируемой статье содержится еще одна норма, имеющая публично-правовую природу. Устанавливается, что орган опеки и попечительства по месту жительства подопечных осуществляет надзор за деятельностью их опекунов и попечителей. Более подробно порядок надзора определен ст. 24 Закона об опеке.

    Основные задачи и функции отдела опеки и попечительства

    Основные задачи отдела

    1. Обеспечение оптимальных условий для жизни и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также несовершеннолетних, не имеющих нормальных условий для воспитания в семье.

    2. Обеспечение приоритета семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    3. Обеспечение защиты имущественных и личных прав и интересов несовершеннолетних.

    4. Обеспечение защиты имущественных и личных прав и интересов совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, а также совершеннолетних лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности.

    Основные функции отдела

    Отдел опеки и попечительства:

    1. Организует выявление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проводит в течение трех дней со дня получения сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, обследование условий их жизни, устанавливает факт отсутствия родительского попечения и ведет учет таких детей.

    2. Временно, до устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исполняет обязанности опекуна (попечителя).

    3. Обеспечивает устройство ребенка в течение одного месяца со дня поступления сведений об отсутствии родительского попечения, а при невозможности передать ребенка на воспитание в семью — направляет сведения о таком ребенке по истечении указанного срока в орган исполнительной власти Челябинской области для учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

    4. Устанавливает опеку (попечительство) над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

    5. Передает детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в приемную семью.

    6. Осуществляет контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, независимо от форм их устройства.

    7. Дает согласие на исключение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из общеобразовательного учреждения.

    8. Принимает меры по защите жилищных прав, сохранности имущества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дает предварительное разрешение на совершение сделок с жилыми помещениями и иным имуществом таких несовершеннолетних в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

    9. Назначает представителя для защиты прав и интересов детей в случае разногласий между родителями и детьми.

    10. Обращается в суд с исками:

    — о лишении родительских прав;

    — об ограничении родительских прав;

    — о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей к их родителям;

    — об устранении препятствий к общению с близкими родственниками;

    — об ограничении или лишении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами.

    11. Принимает участие в рассмотрении судом дел:

    — о восстановлении в родительских правах;

    — о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка;

    — об установлении усыновления (удочерения) детей;

    — об отмене усыновления (удочерения) детей;

    — по защите других прав и интересов несовершеннолетних, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

    12. Предоставляет суду акт обследования условий жизни ребенка и лица, претендующего на его воспитание, основанное на нем заключение по существу вопроса.

    13. Участвует в принудительном исполнении решений суда, связанным с отобранием ребенка у родителей (одного из них) и передачей его другому лицу.

    14. Немедленно отбирает ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью.

    15. Разрешает разногласия родителей относительно имени и фамилии ребенка при отсутствии соглашения между ними, изменения имени ребенка, а также изменения присвоенной ему фамилии на фамилию другого родителя в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

    16. Принимает решения о снижении брачного возраста.

    17. Дает согласие на установление отцовства в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

    18. Разрешает при обращении родителей (одного из них) возникшие между ними разногласия по вопросам воспитания и образования детей.

    19. Получает согласие ребенка, достигшего возраста десяти лет, в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

    20. Оказывает гражданам необходимую помощь по вопросам опеки и попечительства, охраны прав и интересов несовершеннолетних.

    21. Рассматривает документы, представленные лицами, желающими установить опеку (попечительство) над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, готовит по ним заключение о возможности быть опекуном (попечителем).

    22. Осуществляет постановку на учет граждан в качестве кандидатов в опекуны (попечители).

    23. Назначает выплату денежных средств на содержание подопечного в порядке, размерах и на условиях, предусмотренных законодательством РФ и Челябинской области.

    24. Выдает разрешение на раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим шестнадцатилетнего возраста в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

    25. Выдает опекунам (попечителям) предварительное разрешение на расходование доходов подопечного в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

    26. Определяет в необходимых случаях управляющего недвижимым и ценным движимым имуществом подопечного, заключает и расторгает с ним договор о доверительном управлении этим имуществом.

    27. Выдает предварительное разрешение опекуну и управляющему недвижимым и ценным движимым имуществом подопечного совершать, а попечителю – давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению, имущества подопечного, сдаче его в наем (аренду), безвозмездное пользование или залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей.

    28. Осуществляет контроль за деятельностью опекуна (попечителя).

    29. В случаях ненадлежащего исполнения опекуном (попечителем) возложенных на него обязанностей, в том числе использование им опеки (попечительства) в корыстных целях, а также оставления подопечного без надзора и необходимой помощи, отстраняет их от исполнения этих обязанностей и принимает необходимые меры для привлечения виновного гражданина к ответственности, установленной законодательством РФ.

    30. Освобождает опекуна (попечителя) от исполнения им своих обязанностей.

    31. Дает разъяснения по вопросам, связанным с усыновлением (удочерением) детей.

    32. Принимает заявления от граждан РФ, желающих усыновить (удочерить) детей.

    33. Составляет акт по результатам обследования условий жизни лиц, желающих усыновить (удочерить) ребенка, для подготовки заключения о возможности быть усыновителем.

    34. Готовит в течение пятнадцати рабочих дней со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами заключение о возможности быть усыновителем.

    35. Осуществляет при положительном заключении о возможности быть усыновителем постановку граждан на учет в качестве кандидатов в усыновители.

    36. Представляет информацию о детях, которые могут быть усыновлены (удочерены), выдает направление на посещение ребенка по его фактическому месту нахождения.

    37. Готовит заключение об обоснованности усыновления (удочерения) и о его соответствии интересам усыновляемого (удочеряемого) ребенка.

    38. Содействует созданию приемных семей, осуществляет подбор граждан, желающих взять ребенка на воспитание в приемную семью.

    39. Принимает заявления от граждан, желающих взять ребенка на воспитание в приемную семью, обследует их условия жизни.

    40. Готовит заключение об их возможности быть приемными родителями.

    41. При положительном заключении подбирает ребенка, который может быть передан на воспитание в приемную семью, представляет гражданам, желающим взять ребенка на воспитание в приемную семью, информацию о нем и выдает направление для посещения ребенка по его фактическому месту нахождения.

    42. Получает согласие администрации учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на передачу ребенка на воспитание в приемную семью.

    43. Заключает договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью.

    44. Принимает от приемных родителей сведения о расходовании денежных средств, выплачиваемых на содержание приемного ребенка.

    45. Расторгает в случаях, установленных законодательством РФ, договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью.

    46. Осуществляет защиту прав и законных интересов совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, а также совершеннолетних дееспособных лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, в том числе в судах.

    47. Содействует в организации медицинского освидетельствования (переосвидетельствования) интересов совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, а также совершеннолетних дееспособных лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности.

    48. Содействует в устройстве лиц, нуждающихся в защите государства, на стационарное социальное обслуживание в государственные учреждения.

    49. Принимает решение о назначении:

    — лицу, признанному судом недееспособным или ограниченно дееспособным, опекуна (попечителя) с согласия последнего;

    — совершеннолетнему дееспособному лицу, которое по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, попечителя (помощника).

    50. Принимает решение о распоряжении имуществом и доходами лица, признанного судом недееспособным вследствие психического расстройства, при определении его в психиатрическое или психоневрологическое учреждение.

    51. Дает разрешение на совершение опекуном (попечителем) сделок по отчуждению имущества лица, в отношении которого установлена опека (попечительство).

    52. Осуществляет надзор за деятельностью опекунов (попечителей) недееспособных или ограниченно дееспособных граждан, а также попечителей (помощников).

    Органы опеки и попечительства: полномочия, обязанности

    Деятельность организаций по опеке и попечительству в современной России обросла неприглядными слухами. Само словосочетание «органы опеки» заставляет даже самых добропорядочных граждан волноваться за свои родительские права, ибо бытует мнение, что сотрудники обсуждаемой организации всегда найдут причину для того, чтобы разлучить несовершеннолетнего ребёнка с родителями.

    Но так ли это на самом деле? Каковы полномочия органов опеки и попечительства? Каковы их обязанности? Контролируется ли их деятельность правительством Российской Федерации? Поговорим об этом в статье.

    Деятельность органов опеки и попечительства регламентируется Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» N 48-ФЗ. Рассматриваемый нормативный акт принят Государственной думой 11, одобрен Федерационным советом 16 и подписан Президентом Российской Федерации 24 апреля 2008 года.

    Согласно рассматриваемому закону, обсуждаемые организации представляют собой исполнительную власть каждого конкретного субъекта России, отвечающую за благополучие несовершеннолетних граждан. Но чем занимается орган опеки и попечительства? На кого распространяется их деятельность?

    В соответствии с законодательством РФ, функциями органов опеки и попечительства являются следующие:

  • Выявление социального сиротства;
  • Передача отпрысков в приёмную семью;
  • Защита прав и индивидуальных интересов сирот;
  • Обеспечение необходимым кровом и продовольствием несовершеннолетних детей, оставшихся без опеки взрослых;
  • Защита интересов несовершеннолетних граждан при судебных разбирательствах.
  • Соответственно, органы опеки и попечительства обеспечивают правовую защиту детям,оказавшимся в сложной ситуации из-за халатности взрослых.

    Полномочия

    В соответствии с актуальным текстом статьи 8 48-ФЗ, полномочия государственного органа по защите прав несовершеннолетних являются следующими:

  • Постановка на учёт лиц, нуждающихся в помощи;
  • Ходатайство в судебные органы о признании подопечного дееспособным или недееспособным;
  • Организация попечительства;
  • Предоставление письменных разрешений на проведение сделок и подписание договоров с участием ребёнка;
  • Представление интересов подопечных в суде;
  • Участие в бракоразводном процессе граждан, если одним из разрешаемых вопросов является будущее проживание несовершеннолетнего ребёнка;
  • Подготовка лиц, желающих усыновить сироту;
  • Мониторинг условий, в которых проживают подопечные.
  • Если у сотрудников органов опеки возникает подозрение в отношении качества содержания ребёнка в его родной семье или у опекунов, они уполномочены направиться по адресу проживания подопечного с целью проведения независимой проверки. При неудовлетворительных условиях проживания, рассматриваемые уполномоченные лица имеют право ходатайствовать о лишении родительских прав биологических родителей ребёнка или изъятии отпрыска из приёмной семьи. Действительные полномочия органа опеки и попечительства неоспоримы и утверждены законодательством РФ.

    Обязанности

    Основными обязанностями органов опеки и попечительства в отношении детей являются:

    • Произведение действий сотрудников ООП исключительно в соответствии с регламентом настоящего закона;
    • Определение прав и благополучия несовершеннолетних, как приоритетных основ деятельности;
    • Отслеживание уровня жизни несовершеннолетних у их официальных опекунов;
    • Предоставление временного убежища малолетним сиротам, а также оказание медицинской и психологической помощи, предоставление реабилитационных услуг;
    • Учет мнения ребёнка, если ему больше 14 лет.
    • В случае перемены подопечным постоянного места жительства, организация по опеке и попечительству обязана:

    • Передать полномочия по попечительству региональному органу опеки;
    • Отправить в региональную попечительскую организацию соответствующее ходатайство в течение 3-х дней с момента переезда несовершеннолетнего гражданина;
    • Передать личное дело подопечного соответствующей организации.
    • В обязанности органов опеки также входит контроль полной сохранности имущества подопечных вплоть до достижения таковыми возраста 18 лет.

      Обязанности органа в отношении имущества подопечных

      Отдельным пунктом можно выделить обязанности органов опеки в отношении имущества подопечного. Таким образом, продажа квартиры, одним из собственников которой является несовершеннолетний ребёнок, может быть осуществлена только при наличии письменного согласия организации по защите юридических прав несовершеннолетних. При этом уполномоченные сотрудники обязаны требовать от законных попечителей ребёнка документальных доказательств того, что взамен реализуемого жилья приобретается равносильное. В противном случае сотрудники органа попечительства обязаны отказать опекуну в его ходатайстве.

      Рассматриваемой организацией Федерального масштаба должен осуществляться контроль за наследством несовершеннолетнего гражданина и за тем, как, до достижения ребёнком 18-летнего возраста, данным имуществом распоряжается его законный опекун. При выявлении нарушений или несанкционированного растрачивания собственности ребёнка, органы опеки обязаны вмешаться.

      Контроль за деятельностью органов опеки и попечительства

      В соответствии с действительным законодательством Российской Федерации, деятельность рассматриваемых представителей исполнительной власти Российской Федерации по делам несовершеннолетних контролируется следующими уполномоченными организациями:

    • Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор);
    • Местного самоуправления.
    • Данные организации основываются на следующих нормативных актах:

    • Конституции России;
    • Гражданско-Процессуальном кодексе;
    • Семейном кодексе.

    Также процедуру мониторинга работ по обеспечению детей, оставшихся без непосредственной поддержки взрослых, контролируют региональные независимые организации. В Санкт-Петербурге, например, данные полномочия на себя берёт Комитет по социальной политике Правительства Санкт-Петербурга. По факту, выяснить какие организации занимаются контролем деятельности органов опеки и попечительства в конкретном субъекте Российской Федерации можно только находясь непосредственно на его территории.

    При наличии уверенности в превышении сотрудниками ООП полномочий, необходимо обращаться в Прокуратуру или Суд.

    Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что органы опеки и попечительства не могут совершать противоправных действий в отношении несовершеннолетнего ребёнка и его родителей или официальных опекунов. Рассматриваемая организация призвана защищать права ребёнка, а не нарушать их.

    Органы опеки и попечительства

    Это специальные органы исполнительной власти РФ, работа которых направлена на контроль вопросов, относительно прав детей и других категорий граждан, которым необходим уход.

    Органы опеки и попечительства, их функции и полномочия

    Органы опеки и попечительства – специальные органы исполнительной власти Российской Федерации, работа которых направлена на контроль вопросов, относительно прав детей и других категорий граждан, которым необходима опека или попечительство.

    Опека – вид и форма представительства малолетних граждан, не достигших 14 лет, которым по причине возраста необходимо иметь опекунов, законных представителей.

    Деятельность органов опеки и попечительства направлена на соблюдение прав и потребностей ребенка. Действия специализированных инстанций ставят целью защиту интересов граждан, пребывающих под опекой. Основные правила в области опеки и попечительства регламентируются нормами законов и нормативно-правовых актов.

    Официальный опекун имеет право от имени подопечного совершать различные действия, значимые с юридической точки зрения, в рамках закона.

    Попечительство – вид и форма представительства, которая относится к гражданам от 14 до 18 лет, подразумевает необходимость наличия попечителя, как опоры в реализации прав несовершеннолетнего. Попечитель должен оказывать содействие в реализации законных прав и обязанностей подопечных. В обязанности попечителя входят действия, которые оберегают вверенное ему лицо от негативных влияний.

    Основные цели существования институтов опеки и попечительства: защита, воспитание несовершеннолетних, предоставление им образования, помощь в реализации прав и обязанностей.

    Обратиться в специализированные органы можно по месту жительства. Если имеет место признание гражданина недееспособным, судебные инстанции обращаются в органы опеки и попечительства. Обращение должно поступить не позднее, чем в течение ближайших 3 дней после вынесения решения суда.

  • Задачи, которые выполняют органы опеки и попечительства и направления работы:
  • Защита прав и интересов граждан, которые по ряду причин нуждаются в опеке.
  • Надзор и контроль процедуры принятия опеки или попечительства.
  • Контроль деятельности официально назначенных опекунов и попечителей.
  • Защита и контроль над управлением имуществом граждан, которые передаются под опеку или попечительство.
  • Надзор над организациями, которые работают с несовершеннолетними: образовательные учреждения, больницы, организации, которые оказывают социальные услуги.
  • Функции органов опеки и попечительства сосредоточены на защите прав несовершеннолетних, которые попали под опеку или попечительство. В рамках своих обязанностей, органы опеки и попечительства имеют право на:

    • Проведение контроля условий жизни лица, которое передано под опеку или попечительство;
    • Надзор за действиями опекунов и попечителей с целью защиты прав несовершеннолетних;
    • Защиту принципа целостности и сохранности имущества подопечного;
    • Контроль над выполнением обязанностей, которые предписаны попечителям и опекунам, согласно закону РФ.
    • Надзор и контроль может быть осуществлен по месту проживания:

    • Опекунов или попечителей;
    • Подопечного.
    • Официальное назначение опекуна требует издания специального документа, согласно которому лицо приобретает определенные права и обязанности по отношению к подопечному. Документ может включать пункты, которые ограничивают действия опекуна. Главное – соблюдение интересов подопечного.

      Полномочия органов опеки и попечительства включают право органов опеки на установление специфических требований к опекунам или попечителям. Обязательные индивидуальные требования касаются защиты интересов подопечного и не должны противоречить нормам права.

      Обязанностями органов опеки является осуществление действий, относительно защиты прав несовершеннолетних подопечных. Если имеется факт нарушения прав подопечных, органы опеки и попечительства обязательно должны принять меры для устранения данного нарушения. Принимая меры, уполномоченные органы должны уведомить об этом лицо, против которого направлены данные меры.

      Основные задачи органов опеки и попечительства

      Задачи органов опеки и попечительства регламентированы нормами Семейного кодекса РФ. Согласно положениям закона, органы, которые осуществляют контроль в рамках попечительства и опекунства должны выполнять такие основные задачи:

    • Защита прав граждан, которые нуждаются в опеке и попечительстве.
    • Защита интересов подопечных.
    • Контроль деятельности опекунов и попечителей с целью выявления нарушений и устранения их.
    • Надзор за организациями, которые имеют отношение к защите и реализации прав подопечных.
    • Защита имущества подопечных и законного права на распоряжение и владение этим имуществом.
    • Контроль над работой организаций медицинской и образовательной направленности.
    • Кроме перечисленных основных задач, полномочия органов опеки и попечительства могут быть расширены, на них могут быть возложены и другие обязанности и права в рамках действующего законодательства, если есть необходимость принять меры для защиты прав подопечного.

      Условия назначения опеки и попечительства

      Ответственность органов опеки и попечительства регламентируется нормами права, которые также устанавливают порядок передачи несовершеннолетнего под опеку или попечительство. Опекун или попечитель назначается, если ребенок, не достигший возраста 18 лет, потерял родителей по разным причинам. Целями и принципами опеки являются:

    • Защита законных прав гражданина.
    • Обеспечение необходимым для реализации своих прав на образование.
    • Содержание ребенка, который остался без родителей.
    • Защита интересов ребенка.
    • Опека устанавливается для ребенка возрастом до 14 лет, попечительство – от 14 до 18 лет. Назначение опекуна или попечителя необходимо, если:

    • Лицо недееспособно.
    • Лицо имеет не полную дееспособность.
    • Согласно закону, письменное заявление от лица, которому назначают попечителя, не требуется, но согласие является обязательным.

      Чтобы стать опекуном или попечителем, необходимо собрать этот пакет документов и подать его в уполномоченные органы опеки:

    • Заявление, написанное по определенной форме, в котором излагается просьба назначения опекуном.
    • Справка, которая подтверждает размер зарплаты – берется по месту работы.
    • Документ, который подтверждает жилищные условия.
    • Справка о том, что у лица, выразившего желание стать опекуном или попечителем, нет судимости.
    • Копия документа, подтверждающего факт вступления в брак.
    • Медицинская справка о состоянии здоровья.
    • Согласие членов семьи, которым уже исполнилось 18 лет – подается в письменной форме.
    • Документ, который подтверждает факт готовности лица принять на себя обязанности опекуна или попечителя.
    • При наличии – пенсионное удостоверение (копия).
    • Автобиография.
    • Документ, который подтверждает личность лица, которое претендует на роль опекуна или попечителя.
    • Права кандидата на опекунство:

    • Получить основную информацию о ребенке.
    • Получить данные о родственниках ребенка.
    • Ознакомиться с состоянием здоровья ребенка, его индивидуальными особенностями здоровья.
    • Заказать независимое медицинское обследование ребенка.
    • Если гражданин имеет намерение стать опекуном, ему необходимо:

    • Познакомиться с ребенком.
    • Подтвердить письменное ознакомление с состоянием здоровья ребенка.
    • Ознакомиться со всей документацией, которая касается ребенка.
    • Опекунами могут стать лица, которые являются полностью дееспособными, достигли 18 лет, в отношении их нет документа, лишающего родительских прав.

      Основные факторы назначения опекуном или попечителем:

    • Личностные, моральные качества.
    • Отсутствие вредных привычек.
    • Способность выполнение обязанности опекуна.
    • Отношения с ребенком.
    • Отношение к факту установления опекунства членов семьи кандидата.
    • Благосостояние кандидата.
    • Желание претендента стать опекуном.
    • Факторы, которые не позволяют быть опекуном:

    • Лишение родительских прав.
    • Состояние здоровья, которое не позволяет в полной мере выполнять обязанности опекуна.
    • Лица, зависимые от алкоголя или наркотиков.
    • Лица, которые имели судимость.
    • Граждане, которые состоят в отношениях с лицом своего пола.
    • После подачи документов орган опеки осуществляет проверку кандидата на роль опекуна или попечителя – в течение 15 дней с момента предоставления документов. По завершении периода проверки, органы опеки принимают решение относительно кандидата. В случае отказа необходимо предоставить объяснение причин и объяснить процедуру обжалования данного решения.

      Меры, принимаемые органами опеки и попечительства

      Органами опеки и попечительства являются органы, наделенные специальными полномочиями в области защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

      Органы имеют право применять все законные, доступные меры в целях защиты ребенка, пребывающего под опекой или попечительством или передаваемого под опеку по причинам потери родителей.

      Органы опеки могут осуществлять действия в направлении поиска опекунов для ребенка, создавать условия для реализации прав и обязанностей в рамках полномочий данных органов исполнительной власти. Также осуществляется контроль и надзор за организациями, которые имеют отношение к процессу опекунства, защите прав детей. В рамках деятельности органом опеки лежит создание единой базы данных, в которую внесены дети, лишенные опеки.

      Смотрите так же:

      • Иваненко прокурор Иваненко прокурор 2 5.11.2015 заместитель прокурора Челябинской области Саломатов Е.Н., работники и пенсионеры прокуратуры области торжественно поздравили ветеранов прокуратуры Иваненко А.В. и Павлюкова А.И. с Юбилеями. 18 ноября 2015 года ветерану […]
      • Страховка в австрии Страховка в австрии Дорого ли лечиться в Австрии и вообще в Европе? Есть ли бесплатная медицина? Куда обращаться, если что-то болит? На эти и многие другие вопросы мы ответим в этой статье. Вы, как иностранный студент, должны быть обязательно застрахованы. […]
      • Нотариус орел адреса время работы Нотариусы Орел Телефон: +7 (4862) 45-42-42 Адрес: 302028 г. Орел, ул. Октябрьская, 42 Часы работы: Нотариус Алексеева Елена Петровна Телефон: (4862) 45-42-42 Адрес: 302028 г.Орел, ул.Октябрьская,42 Часы работы: Нотариус Беляева Инесса Игоревна Телефон: +7 […]
      • Юрист в миграционном праве Миграционный юрист в Москве Наш сайт поможет быстро найти надежного специалиста для решения любых юридических вопросов и получения профессиональной консультации. Разместите заявку и проверенные юристы предложат свои услуги и цены. Только проверенные […]
      • Экономическое преступление статьи Что считается экономическим преступлением и какое наказание за него? Коммерческая деятельность, которая основана на финансовых махинациях, обмане с целью наживы, называется экономическим преступлением. Все виды преступлений в сфере экономики, ссылаясь на […]
      • Последняя новость путина о пенсиях до 2018 Путин о пенсионном законопроекте: окончательного решения пока нет Президент РФ намерен выслушать все мнения об изменениях пенсионного законодательства, прежде чем будет принято окончательное решение. Прежде чем будет принято окончательное решение об […]
      • Исковая давность по искам на недвижимости Подробно о сроках исковой давности по сделкам с недвижимостью: можно ли продлить или восстановить сроки давности? Одной из наиболее актуальных проблем, с которой вы обращаетесь, является вопрос о сроках, когда сделка (покупки, продажи, получения в дар или […]
      • По правилам этикета кто первым здоровается Кто должен первым здороваться по правилам этикета? Социальное общество, каким бы многослойным оно ни было, нельзя представить без определённых норм поведения. Эти правила в первую очередь касаются культуры речи: чтобы ладить с людьми, избегать конфликтов и […]