Ордо правила

Билерман ордо

Билерман ордо

Ведущий: Талантбек Канатбек уулу

Страна: Кыргызстан Язык: Киргизский Количество сезонов: 3+

Производство:

Продолжительность: 65 минут

Вещание:

В 2007 году на телеканале «ЭлТР» появилась кыргызская версия интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?». Ведущий игры — Талантбек Канатбек уулу.

Правила игры

Правила аналогичны телеигре «Что? Где? Когда?» — команда знатоков в количестве 6 человек противостоит команде телезрителей. Каждый отыгранный раунд приносит очко знатокам при верном ответе или телезрителям в случае неверного. Раунды имеют цену, которую может получить автор вопроса, на который знатоки дадут неверный ответ. Игра ведётся до 6 очков.

КирТАГ — КыргызКабар — Кабар. Основан в 1937 г.

Игры кочевников 2016

Август 2018

«Ордо» — кыргызская национальная игра

В Иссык-Кульской области с 3 по 8 сентября текущего года пройдут II Всемирные игры кочевников. В программе соревнований 23 спортивных дисциплины. КНИА «Кабар» знакомит читателей с особенностями представленных национальных игр стран-участниц.

Ордо — одна из самых распространенных игр кыргызов, дошедших с древних времен до современности. Само слово «ордо» означает «ханская ставка, ханский дворец». Игра воспроизводит бой за захват ставки.

Игра ордо представляла собой некую военную карту, с помощью которой воины обучались тому, как можно победить врага. Нарисованный на земле круг означал территорию государства, и соперниками вырабатывался план сражения. Выбивание хана означало свержение с трона правителя.

В основе игры также лежит умение ведения правильной внутренней политики, что характерно соблюдением осторожности, будучи уже внутри круга, то есть у власти.

Правила национальной игры ордо

В соревнованиях принимают участие 10 человек: 7 игроков, 1 заменяющий игрок, тренер и руководитель команды.

Игра начинается с жеребьевки. Для этого каждый капитан берет по одному левому альчику. Бросая их выше головы, судья определяет команду, которая начнет игру. Начнет игру та команда, чей альчик приземлится стороной «айкүр» или «таа».

Игра длится два часа. Она начинается с торжественного приветствия команд.

Для каждого игрока кладется по пять альчиков, и каждый имеет право на три удара. Если игрок выбивает альчик, то он продолжает свои броски пока не ошибется. В игре нужно правильно наступать на линию круга, во всех случаях носок должен быть направлен в центр круга. Каким томпоем игрок вошел в круг, тем же томпоем он должен продолжать игру. Если игрок при ударах или щелчках нарушил правила, взяв другой томпой, или ошибся, то решением судьи он прекращает игру. Если в ходе игры игроки одной команды выбивают все альчики и хана, то игра передается второй команде. Если, в свою очередь, вторая команда тоже выбивает все альчики и хана, то игра завершается ничьей и начинается заново. Если вторая команда не смогла выбить все альчики и хана, тогда первая команда считается выигравшей, и ей дается «малак». Команда, получившая «малак», не может взять ни один альчик.

Если за отведенное время хан был выбит, и игра должна была начаться заново, то альчики проигрывающей команды считаются следующим образом:

— 5 альчиков — три полных игры;
— 4 альчика — три игры выбиванием;
— 3 альчика — полных две игры;
— 2 альчика — одна игра выбиванием;
— 1 альчик — одна игра.

Игра выбиванием дается только одному игроку.

В командном первенстве занятые места определяются по очкам.

Команда, набравшая наибольшее количество очков, занимает первое место.

Команде, выбившей в течение одного кона все альчики и хана, начисляется 3 очка. За обычную победу по разнице альчиков дается 2 очка. За ничью 1 очко. За проигрыш 0 очков.

Оборудования и инвентарь.

Инструментами игры ордо считаются томпой, альчики и хан. Томпой и альчики должны быть без отсеченных и отломленных частей. Томпой должен выглядеть новым и быть без потертостей.

Для хана можно использовать однокопеечную монету.

У судей должна быть измерительная палка длиной 40 сантиметров, покрашенная с одной стороны красной, с другой — желтой краской.

Ордо Легионис

Местонахождение Править

  • Замок Эбенгард, гарнизон Легиона Хищной Бабочки;
  • Гнисис, Форт Дариус;
  • Форт Лунной Бабочки;
  • Пелагиад, Форт Пелагиад.
  • Текст Править

    Имперские Легионы, самая дисциплинированная и эффективная военная сила в истории, служат гарантом мира и законности в Империи. В случае необходимости гарнизоны легионов могут быть быстро отмобилизованы и использованы для защиты от вторжения извне или от внутренних беспорядков, за изъятием Округа Вварденфелл в Морроувинде. Местные форты способствуют поддержанию порядка и законности, предоставляя воинов местным охранным отрядам Храма и Великих Домов Хлаалу, Редоран и Телванни.

    В Округе Вварденфелл стоят пять легионных гарнизонов. Три городских гарнизона — Легионный Форт Лунной Бабочки в Балморе, Легионный Форт Пёстрой Бабочки в Альд’руне и Форт Пелагиад в Пелагиаде — полностью укомплектованы. Легион Сумеречной Бабочки, стоящий в замке Эбенгард — это элитное гвардейское соединение, также полностью укомплектованное. Приграничное укрепление, Форт Дариус в деревне Гнисис, имеет в настоящий момент единственный гарнизон не полной силы в Вварденфелле. Пригодные граждане, желающие вступить в ряды Имперского Легиона, должны обращаться к командующему этим гарнизоном, Генералу Дариусу.

    Легион отбирает кандидатов по таким критериям, как выносливость, солдатская доблесть, личная благонадёжность, гражданское мужество, ибо служба в Легионе является образцом выполнения Имперского гражданского долга. От солдат ожидается проявление мастерства на длинных мечах, копьях и дробящем оружии. Солдаты легиона тренируются при щитах и в тяжёлых доспехах и должны уметь как отражать удары, как и передвигаться в тяжёлой броне.

    Если вы хотите стать рыцарем или пехотинцем, вы должны владеть длинным мечом, копьём и дробящим оружием. Вы должны отразить все удары, какие сможете, а те, что придутся на броню — принять достойно. Рекруты должны также обладать отменной физической подготовкой, необходимой для маршей на большие расстояния с полной выкладкой, для наступления и манёвра, для быстрого вступления в схватку и тактического отступления на боле боя.

    Ордо правила

    Как сообщает пресс-служба Государственного агентства физкультуры и спорта КР, всего будут разыграны медали по 7 видам спорта. Также пройдут состязания по нескольким видам спорта, которые будут показательными.

    Представляем вам основные правила состязаний по ордо.

    Условия проведения игры ордо

    1. Пояснение линии круга ордо, времени, состава игры:

    1а) Для подростков: расстояние от линиикруга до центра составляет 5 метров или же диаметр круга должен составлять 10 метров, снаружи круга чертится еще один круг размером в 1 метр, внутрь которого может зайти только играющий игрок.

    1б) Для взрослых: расстояние от линиикруга до центра составляет 6 метров или же диаметр круга должен составлять 12 метров, снаружи круга чертится еще один круг размером в 1 метр, внутрь которого может зайти только играющий игрок.

    1в) Подросткам для игры предоставляется 1,5 часов, а взрослым 2 часа.

    1г) Количество игроков по республике, в областях: 7 игроков + 1 тренер-игрок = 8 игроков.

    2. Пояснения по центру:

    1а) Центром считается точка, которая при измерении со всех сторон оказывается равной.

    1б) В центр вбивается гвоздь, на который завязывается синяя или красная нитка, в центр ставитсяХан,поверх которогокладутся альчики в положении спинкой (бөк) вверх (это действие обозначает группу).

    3. Пояснения по Хан, томпой и игральных альчиков:

    1а) В игре ордо на первом месте стоит место Хана, Хан приравниваетсяк 2 (двум) альчикам.

    1б) Хан должен быть из старой монеты или тонкогоолова.

    1в) Для каждого игрока кладется по 5 альчиков, всего 68 альчиков, так как Хан засчитывается за два альчика, всего 70 альчиков.

    4. Пояснения по ат алуу:

    1а) С разрешения судьи капитаны обеих команд из числа разложенных в центре альчиков выбирают Ат,ат выбирается из левых альчиков.

    1б) Первыми право выбирать Ат допускается та команда, альчики которых не были положены в центр (команда, альчики которых не были положены в центр, считаются гостями, поэтому право выбора Ат предоставляется им первыми), затем Атвыбирает вторая, следующая команда, так как они считаются хозяевами поля.

    1в) Капитаны команд размещают выбранного коня в две стороны группы в центре в любом положении, и уходят на свои места.

    5. Пояснения по жеребьевке (ат калчоо):

    1а) Судья раскладываетвыбранные Ат в ладони правой руки спинками вверх двух команд, и каждый бросает выше головы, для определения того, кому начинать игру.

    1б)в зависимости от того чей Атупал айкүр (вниз) или таа (вверх) при сбрасывания, начинает игру.

    Если при сбрасывании Ат, один из них не стал или же оба легли одинаково, сжеребьевка будет продолжаться.

    6. Пояснения по топ бузуу (разбить группу). (выбывает из игры, не выбывает из игры):

    1а) То бузуу начинает та команда, у которого Ат первым лег на таа (каждому игроку разрешается выбивать по три раза).

    1б) Если игрок, разбивает группу, то он продолжает игру, игрок, который обычно выбивал альчик из группы имеет право бить, наступив левой ногой на круг (кадамык кадоо), склонится набок, бить опираясь, а в случае если альчик не будет выбит, то одна его игра считается потерянной, у него остается еще две игры (партии).

    1в) Игрок, который разбивает группу, в случае, когда его томпой подержал или подал его партнер по игре, или играющий два раза наступил на линию круга, его томпой или альчик попал игроку из его команды и упал внутри круга, и если из его кармана или с другого места что-то упало внутрь рисованного круга, перевел свой томпой из одной руки в другую, соединил обе руки, курил во время игры, а также плевался внутри круга, матерился, и ударив альчик (тоорумак), оказался внутри круга (в выгодном для игроков положении) его игра будет проиграна.

    7.Пояснения по приему КАДАМЫК КАДОО ( выбывает из игры, не выбывает из игры):

    1а) Прием кадамык кадоо используется с целью выбивания альчиков, попав во внутрь.

    1б) Альчики, близко расположенные к линии считаются “кадамык”.

    1в) Расстояние между альчиком (кадамык) и ногой, наступившей на линию должно оставаться таким, чтобы томпой мог крутиться.

    1г) Альчик обязтельно должен выбиваться через линию.Томпой вместе с альчиком могут направляться в две стороны от линии.

    1д) В случае, когда и томпой и альчик будут направлены в одну сторону игра будет незасчитанна.

    1е) В случае, если Альчиквыйдет за пределы линии, а томпой не смог достичь альчика, то игра будет незасчитанна.

    1ж) во время выбивания можно использовать удар вблизи – “кадамык кадоо”, “Тоорумак”- “удар с тыла” делать запрещается.

    8.Пояснения по Тоорумак“удар с тыла”:

    а) Пояснения по простому тооруу. (выбывает из игры, не выбывает из игры).

    1а)При таком приеме пятка левой ноги должна быть на линии, правая нога сзади, левая рука отводится назад и удар совершается наклонившись. И если в это время альчик проходит сквозь внутренние альчики,томпой выходит за линию круга и если при этом пятка была оторвана от линии, или томпой задел ногу игрока или если игрок, отпустив руку и ногу поднял томпой, удар незасчитывается.

    1б) Если игрок после удара не смог попасть в круг, должен с места удара сдвинуться на шаг вправо или влево и совершить удар в дальний альчик. Должен выбивать игрок,выбивший альчик.

    б) Пояснения по сложномутооруу. (выбывает из игры, не выбывает из игры).

    1а)Соблюдая правила простого тооруу,нужно томпой направить в сторону альчиков в кругу.

    1б) Если томпой остается внутри круга, то игрок имеет право нащелчок,а если неостался то можно выбивать пока не ошибется.

    1в) Не разрешается прицеливаться (тооорумак тооруу) когда игра только началась, и еще не выбит ни один альчик, во время выбивания альчиков игроком и на самой последней игре команды.

    1г) В случае, если во время прицеливания (тооруу), альчик, на которого прицеливались прошел сквозь альчики внутри, а томпой вышел за пределы, пятка игрока приподнялась с земли, томпой попал в ноги игрока либо игрок возьмет свой томпой не опуская руки и ноги, он выбывает из игры.

    9. Пояснения по боорго алуу (ударот груди):

    а) пояснения по простому бооргоалуу. (выбывает из игры, не выбывает из игры).

    1а)при этом приеме, игрок, выбивавший альчики, должен поставить левую ногу на линию, левую рку прижмает к грудии выбивает альчики близлежщие к линии круга. Если томпой выйдет за пределы линии круга, то игра продолжается.

    1б) Игра будет проиграна, вслучае, если не отпустит руку отгруди при подбирании томпоя.

    б) пояснения по сложному боорго алуу. (выбывает из игры, не выбывает из игры):

    1а)Томпой должен бть направлен в альчики в круге и выбить альчик за линию круга.

    1б) Выбитый альчик должен выйти с ближней линии круга, он должен пройти через альчики внутри круга.

    1в) Игра будет проиграна, если его альчик будет проходить сквозь альчики внутри круга.

    1г) Игра будет проиграна, вслучае, если не отпустит руку отгруди при подбирании томпоя.

    10. Пояснения по приемукынкай атуу. (выбывает из игры, не выбывает из игры):

    1а) Данный прием игрок использует когда выбивает альчики, лежащие рядом, носок игрока при этом должен быть в напралении к центру.

    1б) Если игрок два раза наступит на линию, а нога, которая является опорой, не будет напралена к быдымыку, то игра будет проиграна.

    11.Пояснения по приемубайчертмек атуу. (выбывает из игры, не выбывает из игры):

    1а)этот прием используется для нанесения удара сверху, чтобы попасть вкруг,когда альчик находится на расстоянии 1 (один), 1,5 (полтора) метра от линии.

    1б) При стрельбе байчертмек игроку требуется вставать на носок в направлении центра (быдымак).

    12. Пояснения по приемуичке тушуу.

    1а) Когда томпой попадает в кругдолженпривязаться к одному из альчиков или хану, расстояние между ними измеряется в 40 см. До тех пор пока игрок,находящийся внутри круга не попросит судью измерить, расстояние не измеряется.

    13. Пояснения поприему чуко чертуу:

    1а)“Бирден чертүү”-щелчок по одной,”кармап чертүү” –щелчок придержиая, “сүрө чертүү» – щелчок собирая, “кое берип чертүү” – щелчок отпустив, “топ чертүү” – щелчок группы и “хан чертүү” –щелчок хана, “сабап чертүү” –щелчок хлестком.

    1б) При стрельбе, используя все виды выбивания, необходимо в обязательном порядке, чтобы при вставании поднималось сперва колено, и только затем было движение ноги-опоры.

    а) пояснения побирден чертуу. (выбывает из игры, не выбывает из игры).

    1а)когда игрок попадает в круг,он может применять удары щеочком,при таком ударе левая нога должна быть параллельналинии,соединяющей две крайние альчики,другая нога,также не должнапереходить эту линию,после этого,передвигая или не передвигая колено,должен щелчком ударить один альчик,встать и обратно ударить другой альчик.

    1б) Игра считается потерянной, если при выбивании альчик не выйдет за пределы круга, томпой окажется дальше от альчика, также томпой отскочит от руки и рукой игрок коснется земли.

    б) пояснения по сабап чертуу. ( выбывает из игры, не выбывает из игры).

    1а) Игрок может использовать данный прием когда альчики густо расположены, может бить на расстоянии руки,при этом можно передвигатьколено,но необходимо выбить не менее трех альчиков.

    1б) Во всех приемах щелчков нужно правильно садиться,рука не должна касаться земли,томпой не отрывается от земли.,колено недолжно переходить линию,соединяющеую два крайних альчика,между стопой ноги и кеоленом согнутой ногине должны оставаться альчики.

    1в). При выбивании альчиков, если альчик не будет выбит, томпой окажется дальше от альчика, из руки выскользнет томпой и игрок рукой дотронется земли, если оба альчика остановливаются, то игра считается потерянной.

    в) пояснения по кое берип чертуу. (выбывает из игры, не выбывает из игры).

    1а)этот прием используется, когда томпой оказался рядом с отдельно лежащим альчиком. В этот случае выбивают этот же альчик в сторону большинства альчиков, при этом альчик должен быть выбит из круга, а томпой должен привязаться к дргим альчикам.

    1б) Этот прием можно использовать несколько раз, но,при условии, что один альчик должен выбиваться из круга, а томпой привязаться к одному из альчиков в круге.

    1в) Игра считается потерянной, в случае, если томпой не привяжется в другому альчику, или игрок дотронется рукой земли.

    г) пояснения по кармап чертүү (какмай). (выбывает из игры, не выбывает из игры)

    1а)игрок заходит в круг, выбивает щелчком один альчик,садится и выбивает еще один альчик (в это время томпой не должен ложиться (ара бөк),после этого должен выбить альчик,лежащий в стороне,при этом держа томпой ертикально или горизонтально,третий альчик тоже выбивается щелчком.

    1б) при ударе “кармап чертүү” должно выбиваться не менее трех альчиков.

    1в) Томпой игрока не должен выходить из его рук во время выбивания толчком, в случае, если томпой выскочит из рук, либо кончиком томпоя ударит об альчик, игра считается потерянной.

    д) пояснения по Сүрө чертуу (жамап). (выбывает из игры, не выбывает из игры).

    1а)при таком ударе игрок, альчики, рассыпанные по одной, попавший в круг

    Выбивает так, чтоб они сгруппировались. При таком щелчке томпой не долженотрываться от земли, рука не должна касаться пола и если щелчок получился не по прямому направлению, а вкось, удар не засчитывается.

    е) пояснения по топ чертуу (топ уруу). (выбывает из игры, не выбывает из игры).

    1а) Игрок может войти в круг, ударить один альчик, встать, а затем может бить в группу альчиков

    1б) Групповой считается, если в центре друг к другу близко расположены более пяти альчиков.

    1в) При эдаре в группу, удар томпоем совершается не передвигая колено.

    1г) Если при ударе альчикзадел игрока, томпой бл оторван от земли или передвинулось колено или стопа, удр не засчитывается.

    14. Пояснения по Хан чертүү. (выбывает из игры, не выбывает из игры).

    1а)В Хана можно бить и во время игры. При ударе Хана колено также не передвигается

    1б) Когда в ордо остаетсяпять альчиков, начинается выбивание хн,первым начинает предстаитель играющей команды.

    1в) Игроки выбивающие хана могут меняться. Команда, выбившая Хана, забирает вместе с Ханом три альчика,другая забирает два альчика и если есть еще время,пересчитают альчики и команда,забравшая хана первая начинает игру.

    1д) Хан обязательно должен быть выбит из центра.

    д) Игра будет проиграна, если игрок выбивающей хана команды, войдет внутрь круга ордо, заденет рукой Хана, который еще не вышел за переделы, хан был задет и обратно вошел во внутрь, и если у игрока при отпускании из рук своего томпоя он (томпой) выйдет за пределы линии круга, то хан обратно будет положен в центр, но в этот раз будет бить его противник.

    Ордо или захват ханской ставки

    Мы продолжаем рассказывать о дисциплинах, в которых будут соревноваться спортсмены на Всемирных Играх Кочевников — 2018. Напомним, что Мол Булак выступает официальным партнёром мероприятия.

    Сегодня речь пойдет об исконно кыргызской игре ордо, которая требует ловкости и тактического мышления. Не зря название «ордо» переводится как «ханская ставка». А суть игры можно сравнить с тактикой военных действий.

    Правила игры ордо

    В ордо играют альчиками – высушенными и отполированными костяным суставами домашнего скота. Перед началом игры на земле формируют поле, на котором будет происходить «захват ханской ставки». Поле представляет собой круг, в центре которого определенным образом лежат альчики, защищающие «хана» — монету. Диаметр круга зависит от возраста игроков, как и время игры. Подростки играют меньше по времени, чем взрослые, и на круге меньшего размера.

    Команды по очереди при помощи абалака, специальной биты, пытаются выбить всю защиту и самого «хана». При этом существует много дополнительных условий, при которых игрок может потерять ход, выбыть из игры или наоборот получить дополнительные преимущества. Таким образом, просто метко кидать абалак не достаточно. Надо продумывать и просчитывать каждый ход.

    Мол Булак желает всем будущим участникам Всемирных Игр Кочевников – 2018 удачи, а игрокам ордо – ловкости, меткости и правильно выбранных ходов.

    Ордо —ханская ставка

    Ордо (буквально «ханская ставка») — двухсторонняя командная национальная игра, которая существует только в Киргизии. Играют две команды, в каждой из них могут участвовать мужчины с 18-летнего возраста в составе от 5 до 10 человек.

    На ровной площадке вычерчивают круг диаметром 14 метров и обозначают его известковой линией шириной не более 5 мм. На расстоянии одного метра снаружи круга проводится еще один круг. В центре первого круга вырывают продолговатую ямку глубиной 1 см и шириной не более 2 см. В нее помещают «хана»; это круглая роговая пластинка диаметром 6 мм и толщиной 2 мм. «Хана» защищают «воеводы». Ими служат альчики, которые кучей складываются сверху «хана». В игре ордо в качестве воевод могут быть использованы овечьи или козьи альчики (бабки). Количество «воевод» зависит от числа игроков, на каждого игрока должно отводиться по 5 «хан» — роговая или костяная пластинка диаметром 6 мм и толщиной 2 мм.. Игра заключается в том, что каждая команда старается разбить находящегося в центре круга (круг диаметром 16 м), ханское «ордо» абалаком (битой) и выбить из круга «воевод» «хана» и самого «хана» разрешенными на это четырьмя способами ударов, в зависимости от места нахождения игрока от центра круга и к «воеводам».

    Выбивают альчики и хана специальной битой — абалаком. Абалак представляет собой прямоугольную (длина 8 см, ширина 6 см, толщина 2,5 см) пластину из рога козерога.

    Один из участников команды, выигравшей жеребьевку, начинает игру. Метанием абалака он должен разбить ханскую орду. После удачного удара — если альчик выбит за линию круга — игрок получает право на дополнительный удар. Количество их не ограничивается. Если после удара альчик не выбит за круг, игрок уступает место другому члену своей команды.

    В начале игры каждый участник имеет право на три удара. Причем в зависимости от игровой ситуации используется один из шести видов удара (дальний удар — «ура атмай»; удар наискосок — «кынкай ат-май»; удар вблизи — «кадоо»; удар с тыла — «тоо- руу»; удар сбоку — «чачмай» и удар щелчком — «чер- туу»).

    Очень важным для победы является прием, при котором игрок входит в круг. А войти в круг можно лишь в том случае, если выбит при ударе альчик из круга и абалак остался лежать от какого-нибудь ближайшего альчика, находящегося в круге, или центра на расстоянии не более 40 см или же в 20 см от «хана» (если он вылетел из центра, но не вышел за пределы круга).

    В круге игрок выбивает альчики и хана только ударом «чертуу», т. е. щелчком, и стоя на одном колене. Причем, после того как выбит один альчик, абалак должен лежать на расстоянии не менее 40 см от ближайшего альчика, находящегося в круге.

    Игра продолжается до тех пор, пока в одной из команд останется меньше чем по одному альчику на каждого члена команды (по древним правилам, когда остается 7 альчиков и хан, если играют 10 и более человек, или 2 альчика и хан, если играют менее 10 человек).

    Затем игроки начинают выбивать «хана». При этом разрешенным способом удара является только «чер-туу». «Хана» выбивают поочередно по одному из игроков каждой команды.

    Если хана выбил член команды, которая выиграла все альчики, то победа присуждается ей. Когда хан выбит командой, у которой нет ни одного альчика или же имеет минимальное их количество, то игра продолжается. Игроки этой команды получают право начинать игру, но члены ее будут иметь только по одному удару. Команда, которая проиграла хана, но имеет максимальное количество альчиков, в центр кроме 7 альчиков и хана складывает по 5 альчиков на каждого члена команды и вступает в игру после того, как первая команда использует все свои удары.

    Когда одна из команд, начав игру, выбивает сразу все альчики и хана, то для второй команды ордо строится заново, и она первой начинает игру. В случае если и она добивается успеха, очередь начинать игру переходит к первой и т. д.

    Команда, которая использовав все свои удары, не смогла выбить из круга все альчики, считается проигравшей.

    По современным правилам игра продолжается не более 2 часов. Если за это время ни одна из команд не добилась успеха, победа определяется по количеству выбитых альчиков. Случается, что отведенное время истекло, а команды только приступили к выбиванию «хана». Тогда игра продолжается, пока одна из команд не выведет «хана» за пределы круга. «Хана» можно выбивать и в игре, когда игрок вошел в круг и получил право на удар «чертуу». Однако правилами оговорено: хана можно выбивать только после того, как войдя в круг, участник выбил 3 альчика или же ударом в кучу раньше, чем выбит один альчик.

    К участникам игры предъявляются очень строгие требования и жесткие правила. За несоблюдение их игрок лишается права на удар.

    Так, не разрешается: игрокам, не производящим удар, находиться в круге; отрывать абалак от земли во время удара способом «чертуу»; перед ударом хана из кучи в центре способом «чертуу» переставлять колено; выходить из круга до потери удара; при игре в круге касаться земли какой-либо частью тела (за исключением стопы и колена).

    Участник теряет право на удар если: после удара любым из способов альчик не вышел из круга; бьющий игрок просит замерить расстояние (для входа в круг) и окажется явное несоответствие; после удачного удара не может взять абалак, не нарушая положения ног; после удачного удара остановится, задев аль-чик, хана, центр и т. д.

    Игра всегда привлекает множество зрителей, которые, как и участвующие, внимательно следят за ее ходом. Ордо зародилось давно, и в этой игре было выражено стремление народа избавиться от всяких «ханов» и его «воевод». Игра является широко распространенной игрой на севере Киргизии и менее распространенной на юге Киргизии.

    Игры кочевников: ордо — правила соревнований

    Ордо представляет собой некую военную карту, с помощью которой воины обучались тому, как можно победить врага. Нарисованный на земле круг означал территорию государства, и соперники вырабатывали план сражения. Выбивание хана означало свержение с трона правителя.

    В основе игры лежит умение вести правильную внутреннюю политику, соблюдая осторожность внутри круга, то есть у власти.

    В соревнованиях участвуют 10 человек: семь игроков, один заменяющий игрок, тренер и руководитель команды.

    Если игрок при ударах или щелчках нарушил правила, взяв другой альчик, или ошибся, он прекращает игру. Если игроки одной команды выбивают все альчики, игру продолжают соперники. Если они тоже выбивают все альчики, игра завершается ничьей и начинается заново. Если второй команде это не удалось, она проигрывает.

    В командном первенстве места определяются по очкам.

    Альчики должны быть без отсеченных и отломленных частей, новыми, без потертостей. У судей должна быть измерительная палка длиной 40 сантиметров, покрашенная с одной стороны красной краской, с другой — желтой.

    Ход соревнований

    Если игроки конфликтуют, судья имеет право сделать замечание или исключить их из игры.

    Игрок теряет удар, если, находясь в кругу, рукой показывает на альчик. Во время игры участники должны относиться друг к другу с уважением.

    Факт регистрации и авторизации пользователя на сайтах Спутник при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

    Пользователь обязуется своими действиями не нарушать национальное и международное законодательство. Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

    Администрация вправе удалить комментарии, сделанные на языках, отличных от языка, на котором представлено основное содержание материала.

    Комментарий пользователя будет удален, если он:

    • не соответствует тематике комментируемого сообщения;
    • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
    • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме, в том числе моральный;
    • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к иным незаконным действиям;
    • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
    • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес Спутник;
    • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
    • содержит описание или ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
    • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
    • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
    • продвигает продукты или услуги третьих лиц без соответствующего на то разрешения;
    • содержит оскорбительные выражения или нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
    • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
    • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
    • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
    • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
    • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
    • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
    • автор проявляет неуважение к языку, например, текст написан целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

    Администрация имеет право без предварительного уведомления пользователя заблокировать ему доступ к странице или удалить его аккаунт в случае нарушения пользователем правил комментирования или при обнаружении в действиях пользователя признаков такого нарушения.

    Смотрите так же:

    • Пенсия в владивостоке Внимание! На соцдоплату из краевого бюджета могут претендовать приморцы, доход которых, с учетом всех соцвыплат, ниже установленного в крае ПМ для пенсионеров. В 3 кв. 2017 г. эта величина составила 9916 руб. по потере кормильцев для несовершеннолетних […]
    • Коэффициент 16 на пенсию ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ скачать брошюру (382 Кб) Граждане могут обратиться за назначением пенсии в любое время после возникновения права на нее. Для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и замещаемые на […]
    • Сколько станет материнский капитал в 2018 году Установлен размер маткапитала в 2017 и 2018 гг. В 2016 году индексации не будет Размер материнского капитала, который будет выплачиваться в 2017 и 2018 годах проиндексируют. Как следует из пояснительной записки, размер выплат должен составить в 2017 году 480 […]
    • Приказ минтранса рф 49 Приказ Минтранса России от 25.12.2015 N 382 "О внесении изменений в Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21 декабря 2010 г. N 286" (Зарегистрировано в […]
    • Закон рф о недрах 2395-1 от 21021992 г Закон рф от 21.02.1992 n 2395-1 (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) Раздел I. Общие положения Статья 1. Законодательство Российской Федерации о недрах Статья 1.1. Правовое регулирование отношений недропользования Статья 1.2. Собственность на […]
    • Материнский капитал за 3 ребенка в россии Как получить материнский капитал на третьего ребенка в 2018 году Начиная с 2007 года, в РФ действует программа государственной поддержки семей, в которых воспитывается двое или трое детей. Речь идет о материнском капитале, правила оформления которого, часто […]
    • Правила прямоугольного параллелепипеда Параллелепипед формулы Параллелепипед – это многогранник с 6 гранями, каждая из которых является параллелограммом. Прямоугольный параллелепипед – это параллелепипед, каждая грань которого является прямоугольником. Любой параллелепипед характеризуется 3 […]
    • Написать заявление учительнице Образцы заявлений родителей по поводу уроков, пропущенных учащимися Главная › Форумы › Уголок классного руководителя › Образцы заявлений родителей по поводу уроков, пропущенных учащимися В этой теме 2 ответа, 2 участника, последнее обновление Ольга […]