Особенности дееспособности иностранных граждан и лиц без гражданства

Содержание:

Особенности административно-правового регулирования статуса и деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства

Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с ее гражданами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом 1128. Ст. 4]. Естественно, они обязаны соблюдать законы России независимо от того, проживают в ней постоянно или временно.

Административно-правовой статус гражданина Российской Федерации и иностранного гражданина имеет существенные различия. Административная правоспособность российского гражданина отличается от правоспособности иностранного гражданина по моменту ее возникновения. У первого она появляется с рождением и прекращается со смертью. Иностранный гражданин приобретает ограниченную правоспособность в момент получения временного разрешения на проживание. При въезде на территорию РФ у иностранного гражданина возникает полная административная правоспособность, которая прекращается при его выезде или изменении гражданства. Момент возникновения административной дееспособности у иностранного гражданина определяется в зависимости от характера и содержания прав и обязанностей, которые он приобретает и осуществляет, а также па основе международных договоров.

Административно-правовой статус иностранных граждан имеет ряд ограничений. Иностранные граждане не наделены правами избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ, а также участвовать в референдуме РФ и референдумах субъектов РФ [128. Ст. 12]. Они не могут быть назначены на отдельные должности или заниматься определенной деятельностью, если в соответствии с законодательством для назначения на эти должности либо занятия такой деятельностью требуется российское гражданство.

Иностранные граждане не имеют права: 1) находиться на государственной или муниципальной службе; 2) занимать определенные должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ, в соответствии с ограничениями, предусмотренными КТМ РФ; 3) быть членом экипажа военного корабля РФ или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации; 4) быть командиром воздушного судна гражданской авиации; 5) быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности РФ. Порядок замещения иностранными гражданами руководящих должностей в организациях, в уставном капитале которых более 50% акций или долей принадлежит России, устанавливается Правительством РФ. Иностранные граждане не могут быть призваны на военную службу (альтернативную гражданскую службу), не могут поступить на военную службу в добровольном порядке и не могут быть приняты на работу в Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы в качестве лица гражданского персонала [46. Ст. 56; 128. Ст. 14, 15].

Иностранные граждане, виновные в нарушении законодательства РФ, привлекаются к ответственности в соответствии с этим законодательством. Иностранные граждане, незаконно находящиеся в России, подлежат учету, фотографированию и обязательной государственной дактилоскопической регистрации с последующим помещением полученных сведений в центральный банк данных, создаваемый согласно федеральному закону [128. Ст. 33, 26|.

Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие на территории РФ административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях. Вопрос об административной ответственности иностранных граждан, пользующихся иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и международными договорами и совершивших на территории России административное правонарушение, разрешается на основе норм международного права 145. Ст. 2.6].

Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает применение в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства меры административной ответственности в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации [45. Ст. 18.1,18.4,18.8, 18.10, 18.11]. В федеральном законодательстве установлена в отношении указанных категорий граждан такая мера административного воздействия, как аннулирование (изъятие) разрешения на временное проживание [128. Ст. 7].

Особенности дееспособности иностранных граждан и лиц без гражданства

Особенности правоспособности и дееспособности иностранных граждан и лиц без гражданства

Содержание гражданской правоспособности иностранных граждан и лиц без гражданства определяется статьёй 1196 ГКРФ. На территории России указанные лица имеют одинаковый с российскими гражданами объем правоспособности. Так, иностранный гражданин, лицо без гражданства, гражданин РФ, имеющий двойное гражданство, не вправе учреждать организации, осуществляющие телевещание, зона уверенного приема передач которых охватывает половину и более половины субъектов РФ либо территорию, на которой проживает половина и более половины численности населения России. 1

Иностранные граждане и лица без гражданства не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых установлен Президентом РФ, и на иных установленных особо территориях РФ. 2 Существуют и иные изъятия из принципа национального режима в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства.

Новая коллизионная норма о гражданской правоспособности сформулирована отдельно от правила о приравнении иностранцев и лиц без гражданства в отношении пользования правоспособностью к российским гражданам. Закон разделяет эти вопросы, имеющие самостоятельное значение.

Применительно к гражданской правоспособности лица, то есть его способности иметь гражданские права и нести обязанности, возникающей в момент его рождения и прекращающейся смертью, вопрос о подлежащем применению праве (коллизионный вопрос) может возникать в связи с существующими различиями в законодательстве отдельных государств. Так, если в России правоспособность гражданина возникает в момент рождения, то, например, в Испании ребенок считается рожденным и обладающим гражданской правоспособностью, если проживет 24 часа с момента отделения от материнского организма (ст. 30 ГК Испании 1889 г.). Если речь пойдет о правоспособности родившегося в России испанского гражданина, прожившего после рождения менее суток, будет иметь значение (в частности, при наследовании), право какой страны — России или Испании — будет определять его правоспособность.

Отсутствие в действовавшем ранее законодательстве России конкретной коллизионной нормы о правоспособности приводило к тому, что правоспособность иностранцев и лиц без гражданства практически всегда определялась по российскому закону на основании толкования упомянутого правила ст. 160 Основ 1991 г. о приравнении их к российским гражданам в отношении пользования правоспособностью.

При выборе такого способа регулирования учитывалась тесная связь правоспособности с личностью человека. Принималось во внимание и то, что в иностранных государствах используется обычно именно такая отсылка. Например, согласно § 12 Закона Австрии 1978 г. «правоспособность. лица определяется по его личному закону». Аналогичны правила нового законодательства Италии, Германии, Румынии, Турции и др. Рассматриваемое правило касается всех физических лиц, то есть российских и иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев.

Следует иметь в виду, что договоры России с некоторыми странами СНГ (Туркменией, Киргизией, Арменией, Казахстаном) о правовом статусе граждан одного из договаривающихся государств, постоянно проживающих на территории другого договаривающегося государства. Например, согласно Договору РФ с Киргизией о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Киргизской Республики, и граждан Киргизской Республики, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, правоспособность и дееспособность гражданина одной Стороны, постоянно проживающего на территории другой Стороны, определяется законодательством страны проживания. Лицо считается постоянно проживающим на территории данного государства, если оно на основании документа, выданного этим государством, постоянно проживает на его территории и при этом не является лицом, постоянно проживающим на территории страны своего гражданства в соответствии с ее законодательством. Подчинение правоспособности лица законодательству страны проживания означает, что правоспособность гражданина Киргизии, постоянно проживающего в России, будет определяться по российскому законодательству, а правоспособность российского гражданина, постоянно проживающего в Киргизии, — по законам Киргизии. Однако лишь в отношении киргизских граждан, проживающих в России. Надо обратить внимание и на то, что Договор с Киргизией принимает во внимание только «постоянное» проживание лица в соответствующей стране.

Наряду с этой коллизионной нормой о правоспособности сохранено и действовавшее ранее правило о том, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных законом. Имеется в виду пользование такими гражданскими правами, как право иметь имущество на праве собственности, наследовать его, заниматься предпринимательской деятельностью, совершать любые не противоречащие закону сделки, иметь права авторов, другие имущественные и личные неимущественные права. 1 К содержанию правоспособности относятся и гражданско — правовые обязанности.

Приравнение иностранных граждан и лиц без гражданства к собственным гражданам (предоставление так называемого национального режима) — основной правовой режим, определяющий в демократических государствах положение иностранцев и апатридов в стране пребывания. Это общепризнанный принцип. В отечественном законодательстве он выражен в общей форме в ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, в ст. 4 нового Закона о правовом положении иностранных граждан от 25.07.2002 N 115-ФЗ, в ст. 2 ГКРФ, согласно которой правила, установленные гражданским законодательством, применяются и к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом. Принцип приравнения иностранцев к собственным гражданам применяется и в иностранных государствах. Он выражен, например, в законодательстве Венгрии, Вьетнама, Португалии и ряда других стран.

Предусмотрен этот принцип и в ряде международных договоров РФ: в двусторонних договорах России о правовой помощи, в Минской конвенции 1993 г.

Российское законодательство не связывает предоставление национального режима с взаимностью: такой режим предоставляется в России независимо от того, пользуются ли им в соответствующем иностранном государстве российские граждане.

Из общего принципа предоставления иностранцам и лицам без гражданства национального режима, то есть приравнения их в гражданской правоспособности к собственным гражданам, допускаются изъятия. Изъятия из национального режима (как в сторону ограничения прав, так и в сторону их расширения по сравнению с правами российских граждан) могут быть установлены только федеральным законом или международным договором РФ. Введение особых правил для иностранцев и лиц без гражданства в каких-либо других актах (например, в постановлениях Правительства РФ, актах федеральных органов исполнительной власти, законах и иных правовых актах субъектов Российской Федерации) неправомерно.

Нельзя в связи со сказанным согласиться с мнением о том, что «положения, которые расширяют права иностранцев, предоставляют им особые льготы и преимущества, могут быть приняты органом власти и управления любого уровня, если, разумеется, решение соответствующего вопроса не выходит за рамки установленной для органа компетенции».

В судебной практике установление специальных правил для иностранных граждан не в федеральных законах, а в других актах признается неправомерным. Так, Верховный Суд РФ в решении по заявлению ООО «Адвекс Инк» о признании недействительным абз. 3 п. 5.1 Инструктивных указаний Министерства юстиции СССР от 15 ноября 1983 г. «О применении законодательства о государственном нотариате к иностранным гражданам, лицам без гражданства, к иностранным предприятиям и организациям, а также о применении законодательства иностранных государств и международных договоров о правовой помощи в нотариальной практике» указал, что содержащееся в оспариваемом нормативном акте правило о том, что иностранный гражданин считается принявшим наследство, если он в течение шестимесячного срока обратится к адвокатам Инюрколлегии с просьбой об оказании юридической помощи, не соответствует действующему законодательству. В статье 2 ГКРФ установлено, указал Верховный Суд, что правила ГК применяются к отношениям с участием иностранных граждан, если иное не предусмотрено федеральным законом, тогда как в данном случае особый порядок принятия иностранцами наследства установлен не федеральным законом, а Инструктивными указаниями министерства. Суд счел, что в результате действия оспариваемого нормативного акта нарушаются гражданские права физических лиц, и признал оспариваемое положение недействительным.

По аналогичным соображениям Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ оставила без удовлетворения кассационную жалобу представителя Московской городской Думы по делу о признании противоречащими федеральному законодательству положений Закона г. Москвы от 9 июля 1997г. «Об условиях пребывания в Москве иностранных граждан, имеющих право на безвизовый въезд в Россию». Коллегия подтвердила правильность решения Московского городского суда от 30 октября 2000г., признавшего оспариваемые положения, которыми для иностранных граждан установлен особый порядок регистрационного учета, противоречащими федеральному законодательству.

Законодательные нормы, устанавливающие (как исключение из общего правила) специальное регулирование для иностранных граждан в сфере гражданского права, сравнительно немногочисленны. Например, только граждане РФ могут быть членами сельскохозяйственного производственного кооператива, есть специальные правила о порядке пользования иностранными физическими лицами участками континентального шельфа, 1 недрами. 2 Некоторые российские законы ограничивают право иностранных граждан заниматься определенной деятельностью и занимать определенные должности: быть судьями, прокурорами, нотариусами, сотрудниками органов внутренних дел, милиции, занимать должность капитана морского судна и тому подобное.

MCHPravo.ru : Международное Частное Право Вся актуальная информация по международному частному праву в одном месте и всегда под рукой! Предмет, субъекты, правовое регулирования, трудовые семейные и наследственные отношения в МЧП

Дееспособность и правоспособность иностранных граждан

В аспекте МЧП Российской Федерации вопрос о право и дееспособности возникает либо применительно к иностранным гражданам, находящимся на территории Российской Федерации, либо применительно к российским гражданам, пребывающим за рубежом. Указанные юридические категории так-же подходят для характеристики апатридов и бипатридов. Прежде чем вести речь о коллизионных при-вязках, формулирующих выбор права при определении право- и дееспособности, нужно четко опреде-лить, что включают в себя понятия «иностранные граждане» и «лица без гражданства». В соответствии с Федеральным законом 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федера-ции» к иностранным гражданам относятся лица, не являющиеся гражданами России и имеющие доказательства своей принадлежности к иностранному государству. К лицам без гражданства предъ-являются два требования: чтобы они не были гражданами Российской Федерации и не принадлежали к иностранному государству. Аналогичны по содержанию понятия, закрепленные в Федеральном законе 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации».

Термин «иностранные лица» используется и в Федеральном законе 2003 г. «Об основах государст-венного регулирования внешнеторговой деятельности». Для целей данного Закона согласно пункту 11 ст. 2 под иностранным лицом понимается физическое или юридическое лицо, а также организация, не являющаяся юридическим лицом по праву иностранного государства, которые не являются российски-ми лицами. А далее, в пункте 23 той же статьи, определяется российское лицо. Под таковым понимается юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо физическое лицо, имеющее постоянное или преимущественное место жительства на территории России, являющееся ее гражданином или имеющее право постоянного проживания в ней либо зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с российским законодательством.

Иностранные граждане подразделяются на постоянно проживающих и временно пребывающих на территории России. Учитывая это обстоятельство, к определению право- и дееспособности иностранцев следует подходить дифференцированно. Однако в российском законодательстве нормы, регламентирующие право- и дееспособность иностранных граждан и лиц без гражданства на территории России, не предусматривают какой-либо дифференциации в зависимости от категории иностранцев. Следовательно, особенности правового положения постоянно проживающих и временно находящихся в России иностранцев будут закреплены в специальных двусторонних соглашениях. Как правило, в таких вопросах, как трудовая деятельность, реализация права на жилье, социальное и меди-цинское обеспечение, образование, иностранцы, постоянно проживающие в России, пользуются в полном объеме теми же правами, какими обладают российские граждане.

Коллизионное регулирование отношений, связанных с определением правового положения физи-ческих и юридических лиц, претерпело заметное изменение с принятием части третьей Гражданского кодекса РФ. Что касается физических лиц, то в ранее действовавших Основах гражданского законо-дательства 1991 г. имелась единственная статья, посвященная выбору права при определении правоспособности и дееспособности иностранных граждан и лиц без гражданства. В разделе VI ГК РФ законодатель посвятил семь статей правовому положению физических лиц. Исходные коллизионные принципы остались теми же:

• гражданская дееспособность физического лица определяется по закону гражданства, для лиц без гражданства—по закону места жительства;

• неграждане (т. е. иностранцы и лица без гражданства) пользуются в

Российской Федерации гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами;

• признание в России лица безвестно отсутствующим, объявление его

умершим, признание недееспособным или ограниченно дееспособным подчиняется российскому праву.

В некоторые вопросы были внесены коррективы. Ранее гражданская дееспособность неграждан в отношении сделок, совершаемых в России, определялась безоговорочно по российскому праву. В пунк-те 2 ст. 1197 ГК РФ законодатель сформулировал существенное исключение из этого общего положе-ния: данное правило не применяется, если будет доказано, что другая сторона знала или должна была знать об отсутствии дееспособности.

В ранее действовавших Основах имелась односторонняя коллизионная норма, согласно которой гражданская дееспособность неграждан в отношении обязательств, возникающих вследствие причине-ния вреда в России, определялась по российскому праву. В Гражданском кодексе все вопросы, свя-занные с деликтными обязательствами, регулируются теперь специальными статьями 1219, 1220. Исхо-дя из анализа этих статей, гражданская дееспособность для данных правоотношений будет определяться по общим коллизионным принципам: по праву страны, где имело место обстоятельство, послужившее основанием для требований о возмещении вреда, при определенных условиях — праву страны, где наступил вред, и т.д.

Новыми вопросами, ранее не имевшими коллизионного регулирования, стали закрепленные в ГК РФ следующие нормы:

• об определении права, подлежащего применению при определении

прав физического лица на имя;

• об опеке и попечительстве (ранее коллизионные нормы по опеке и попечительству содержались в Кодексе о браке и семье РСФСР 1969 г.);

• об определении возможности физического лица заниматься предпринимательской деятельно-стью.

Но, пожалуй, одним из центральных моментов в закреплении норм, посвященных правовому по-ложению физических лиц, стало легальное закрепление такого часто используемого в доктрине и в учебной литературе понятия, как личный закон. Применительно к физическим лицам законодатель оп-ределил личный закон как закон гражданства. При этом если лицо является бипатридом, и одно из гра-жданств — российское, его личный закон — российское право. В случае если иностранец проживает в России, его личным законом тоже является российское право. Если у лица несколько иностранных гра-жданств, личным законом будет право страны, где иностранец проживает. Законодатель определил так-же и личный закон беженца: им считается право страны, предоставившей беженцу убежище.

Иностранцы и лица без гражданства пользуются в России гражданской правоспособностью нарав-не с российскими гражданами.

Такое положение закреплено в российском законодательстве (ст. 1196 ГК РФ) и представляет со-бой принцип национального режима.

Новой формулой, которая теперь закреплена статьей 1196 в отношении гражданской правоспособ-ности, является личный закон, который определяется по общим правилам, предусмотренным в статье 1 195. Как считают ученые, необходимость появления этой нормы связана с попыткой уйти от односто-ронних коллизионных норм, указывающих на возможность применения только российского права. В случае если российский суд будет рассматривать вопрос о гражданской правоспособности иностранцев, находящихся за пределами территории России, то применимым будет уже не российское право, а право страны, гражданами которой являются иностранцы.

Закрепив принцип национального режима для иностранцев в Российской Федерации, законодатель предусмотрел возможность устанавливать

изъятия из этого принципа. Такие изъятия содержатся во многих российских

законах и касаются возможности для иностранцев или занимать некоторые

должности, или иметь определенные (в том числе, имущественные) права.

Так, например, иностранцы не могут быть судьями, прокурорами, они не мо

гут занимать должности в органах государственной власти и управления, в

экипажах морских и воздушных судов. Согласно пункту 1 ст. 56 КТМ РФ на судах, плавающих под Го-сударственным флагом Российской Федерации, иностранцы не могут занимать должности капитана, старшего помощника капитана, старшего механика и радиоспециалиста. Аналогичные ограничения установлены Воздушным кодексом: в силу пункта 4 ст. 56 в состав летного экипажа гражданского воз-душного судна Российской Федерации могут входить только российские граждане.

В ряде российских законов установлены ограничения для осуществления иностранцами опреде-ленных видов деятельности. В Федеральном законе «Об архитектурной деятельности в Российской Фе-дерации» 1995 г. (в ред. от 10 января 2003 г.) иностранным гражданам, а также лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам право заниматься архитектурной деятельностью на территории России предоставляется только в случае, если это предусмотрено соответствующим международным договором; в противном случае они могут принимать участие в архитектурной деятельности только совместно с архитектором — гражданином РФ (или российским юридическим лицом).

Другое ограничение: в соответствии с Законом РФ Законом РФ 1993 г. «Об авторском праве и смежных правах» за иностранцем признается авторское право на произведение, впервые выпущенное в свет за пределами территории Российской Федерации, лишь при наличии соответствующего междуна-родного договора. С 1 января 2008 г. действует ст. 1231 ГК РФ, устанавливающая аналогичные ограни-чения в отношении исключительных и иных ителлектуальных прав на территории РФ. Определенные изъятия из принципа национального режима установлены для неграждан в Земельном кодексе. В соот-ветствии с пунктом 3 ст. 15 ЗК РФ иностранцы, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут иметь на праве собственности земельные участки, находящиеся на приграничных территориях, перечень которых определяется Президентом РФ, и на иных установленных особо территориях России.

Ограничено также право иностранцев на участие в приватизации государственных и муниципальных предприятий, которые расположены в границах закрытого территориального образования и выполняют государственный оборонный заказ. В соответствии со статьей 8 Федерального закона «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» 2000 г. иностранцы не могут быть учредителями общин малочисленных народов.

Не все ограничения, предусмотренные для иностранцев в российском законодательстве, можно считать обоснованными. Например, в соответствии с Федеральным законом 1995 г. «О сельскохозяйст-венной кооперации» иностранцы не могут быть членами сельскохозяйственного кооператива; в соответствии с Законом РФ 1992 г. «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» иностранный гражданин не может быть частным детективом. Иностранцы не могут быть аттестованы и зарегистрированы в качестве патентного поверенного (Положение о патентных поверенных, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1993 г.).

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОСПОСОБНОСТИ И ДЕЕСПОСОБНОСТИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСВА

Понятие и правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства

Определение любого понятия, в особенности юридического, имеет большое практическое значение и выполняет не только информационные, но и правовые функции. В юридической науке существует группа правовых понятий, которые по своей сущности представляют собой своего рода метафоры. Правовые понятия-метафоры связаны с представлениями человека об окружающем мире Корсик К. Понятие и содержание правовых дефиниций, характеризующих различные категории граждан // ПиЖ. 2003. № 24. С.14. .

В российском законодательстве понятие «иностранный гражданин» закреплено в законе РФ от 31 мая 2002 г №62- ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» Закон РФ «О Гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. №62- ФЗ // СЗ РФ. 2002. . К иностранным гражданам относятся лица, обладающие гражданством иностранного государства и не имеющие гражданства Российской Федерации. В соответствии с Конституцией РФ на иностранных граждан распространяется действие принципа национального режима: иностранцы пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором (п. 3 ст. 62 Конституции РФ).

Определение, содержащееся в законе о гражданстве не является единственным, и в других нормативно-правовых документах содержатся иные определения, отражающие характер правоотношений и специфику той сферы деятельности, в которой участвуют иностранные граждане.

Установление содержания понятия “иностранный гражданин” имеет значение для определения правового статуса соответствующих категорий физических лиц, указания объема прав и обязанностей индивидов, находящихся на территории иностранного государства и осуществляющих там свою деятельность или просто проживающих в иностранном государстве без осуществления какой-либо деятельности.

Однако точное установление содержания любого понятия, в том числе понятия «иностранный гражданин», осложняется тем, что в правовой науке существует множество родственных терминов — правовых синонимов. Так, понятию «иностранный гражданин» родственно понятие «нерезидент», которое встречается во многих российских нормативных актах Корсик К. Понятие и содержание правовых дефиниций, характеризующих различные категории граждан // ПиЖ. 2003. № 24.

Таким образом, учитывая имеющиеся особенности и различия в юридических понятиях-синонимах, необходимо четко обозначать те сферы деятельности, в которых используется тот или иной термин Тесленко А.М. Правовой статус иностранцев в России — Екатеринбург, 2006. 19 с. .

Рассматривая категорию «иностранных граждан», следует отметить, что в эту категорию включаются беженцы и вынужденные переселенцы. Каждая из этих групп физических лиц имеет свои особенности и каждое понятие — «беженец», «вынужденный переселенец» — несет, в свою очередь, самостоятельную смысловую нагрузку.

Аналогичная ситуация складывается и вокруг другой категории лиц, не относящихся к гражданам государства. Речь идет об апатридах, правовой статус которых практически совпадает со статусом иностранцев. Во многих документах используется английский термин «alie№», который дословной переводится как «чужой». Этот термин обозначает и иностранца, и апатрида, и лицо без гражданства. В документах и конвенциях Совета Европы, а также во многих работах западных юристов используется термин “№o№-№atio№al”, который дословно переводится как «не гражданин». В законодательстве некоторых государств вообще используется один термин (“alie№”), который обозначает одновременно и иностранцев, и лиц без гражданства.

Понятие «апатрид» содержится в ст. 1 Конвенции о статусе апатридов 1954 г. Состояние «без гражданства» возникает в случае, когда лицо вышло из гражданства своего государства и не приобрело гражданства другого. Кроме того, возможно также и лишение лица гражданства, после чего лицо становится апатридом. Отдельным случаем является распад (ликвидация) государства, и лицо не приобретает или не может приобрести гражданства другого государства.

В науке принято разделять «без гражданство» на абсолютное и относительное. Абсолютное без гражданство — с момента рождения; относительное — наступившее в результате утраты гражданства.

Доктрина разграничивает понятие «правовое положения иностранных граждан» и «правовой статус иностранных граждан».

В юридической литературе, посвященной иностранным гражданам, большинство ученых используют понятие «правовой статус», отождествляя его с понятием «правовое положение». Правовой статус является статичной, устойчивой, юридической основой интересов личности. Изменение правового статуса производится только законодательным путем, отражая поступательное развитие общества. Сама личность не может определить свой статус, она лишь действует, исходя из своего правового положения. Отсюда, правовой статус есть средство не личности, а государства, которое через определение статуса задает ей исходную правовую позицию. Поэтому статус является фиксированной моделью интересов личности Корсик К. Понятие и содержание правовых дефиниций, характеризующих различные категории граждан // ПиЖ. 2003. № 24.

Правовым статусом иностранного гражданина охватываются все существенные ее взаимоотношения с обществом, составляющие основу всего богатства ее социальных связей и отношений. Не случайно правовой статус соотносится с правовым положением. Правовой статус, другими словами, указывает на место иностранного гражданина в системе правоотношений, характеризующихся правами и обязанностями. Следовательно, понятие «правовое положение» отражает функциональную роль и указывает место данной личности в системе общественных отношений. Отсюда, это понятие, по логике вещей, не должно быть тождественно понятию правового статуса иностранца. Попытки отдельных авторов разграничить эти понятия и выделить их специфику не увенчались успехом.

«Статус (от латинского — status — состояние, положение) социальный» означает соотносительное положение (позицию) индивида в социальной системе, а «правовой статус» соответственно — в социально-правовой системе. Словарь русского языка слово «статус» трактует как «правовое положение» Витрук Н.В. Правовой статус личности: содержание, виды и тенденции в развитии //Гражданин и право. 2003. №5. С.25-34 .

Правовое положение иностранного гражданина охватывает правовой статус, а последний является комплексным элементом правового положения.

Установление содержания понятия «иностранный гражданин» имеет значение для определения правового статуса соответствующих категорий физических лиц, объема прав и обязанностей индивидов, находящихся на территории иностранного государства и осуществляющих там свою деятельность или же просто проживающих в иностранном государстве без осуществления какой-либо деятельности.

Правовой статус иностранных граждан определяется внутренним законодательством каждого государства. Однако компетенция государств в установлении режима иностранных граждан ограничена действием общих принципов международного права. В соответствии с этими принципами запрещается дискриминация иностранных граждан по признакам расы, пола, вероисповедания и т.п.

Таким образом, обобщив все вышеизложенное, можно сделать несколько выводов.

К иностранным гражданам относятся лица, обладающие гражданством иностранного государства и не имеющие гражданства Российской Федерации.

Правовое положение иностранных граждан — это система, включающая в себя правовой статус, систему правовых принципов и юридических гарантий прав, обязанностей и законных интересов.

Правовой статус иностранных граждан — это комплексный элемент правового положения, включающий в себя правосубъектность, систему юридических прав, обязанностей и законных интересов личности.

Правовой статус иностранных граждан можно подразделить на 3 группы: 1. Общеправовой (конституционный); 2. Отраслевой (специальный); 3. Конкретный (индивидуальный).

Правовой статус иностранных граждан определяется, прежде всего, тем объемом прав, обязанностей и законных интересов, который содержит в себе Российский закон.

7. Гражданская правоспособность иностранных граждан и лиц без гражданства

Иностранные граждане согласно ст. 1196 ГК пользуются в нашей стране гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами, т.е. им предоставляется национальный правовой режим. Следовательно, иностранные граждане, находящиеся в нашей стране, обладают равной правоспособностью независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения .

См. ст. 2 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.

Вместе с тем иностранные граждане не могут пользоваться большей по объему правоспособностью, чем российские граждане. В связи с расширением содержания правоспособности граждан в последние годы расширилась и возможность иностранных граждан иметь гражданские права и обязанности. Например, законом значительно расширен круг объектов права собственности граждан. Положения законов, относящихся к собственности граждан, применяются также к находящейся в нашей стране собственности иностранных граждан.

Установив для иностранных граждан национальный режим, ГК предусмотрел в изъятие из этого правила возможность некоторых ограничений правоспособности иностранных граждан по сравнению с правоспособностью российских граждан. Например, в состав экипажа воздушных и морских судов могут входить по общему правилу лишь российские граждане .

См.: ст. 56 Воздушного кодекса РФ, утвержденного Федеральным законом от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ (СЗ РФ. 1997. N 12. Ст. 1383; 1999. N 28. Ст. 3483) и ст. 56 Кодекса торгового мореплавания РФ, утвержденного Федеральным законом от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ (СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2207; 2001. N 22. Ст. 2125; 2003. N 27. Ст. 2700).

Гражданская правоспособность лиц без гражданства (апатридов), т.е. лиц, которые проживают на нашей территории, не являясь российскими гражданами и не имея доказательств своей принадлежности к гражданству иностранного государства, аналогична правоспособности иностранных граждан. Согласно ст. 1196 ГК лица без гражданства пользуются гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами. Следовательно, им, как и иностранным гражданам, предоставлен национальный правовой режим. Отдельные изъятия могут быть установлены законами РФ.

Иностранным гражданам и лицам без гражданства, находящимся на территории РФ, гарантированы права и свободы, предусмотренные ее законами, в том числе в сфере имущественных и личных неимущественных отношений. Наряду с этим на них возлагается обязанность соблюдать требования указанных законов.

Правоспособность иностранных граждан и лиц без гражданства

Правоспособность иностранных граждан и лиц без гражданства это способность иметь права и нести определенные обязательства, пребывая на территории РФ. О том, какая она для иностранца, что в себя включает и какие имеет ограничения, расскажем в этой статье.

Правоспособность иностранцев и лиц без гражданства

Под правоспособностью принято понимать способность предприятия или человека обладать правами, прописанными в законе, и нести соответствующие обязательства. Подробнее об этом аспекте рассказывается в статье «Что такое гражданская правоспособность (содержание)?».

Ст. 1196 ГК РФ устанавливает, что правоспособность лица формируется его личным законом. Но правоспособность иностранных граждан и лиц без гражданства по общему правилу равна правоспособности граждан РФ. Подобная точка зрения изложена в ст. 4 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 25.07.2002 № 115-ФЗ.

К сделкам с участием таких лиц применимы правила действующего гражданского права (п. 1 ст. 2 ГК РФ).

Соответственно, иностранцы и апатриды обладают такими же правами, независимо от своего происхождения, расы, цвета кожи, национальной принадлежности, языка. Они наряду с российскими жителями могут:

  1. Приобретать имущество, а также пользоваться им в полной мере.
  2. Распоряжаться и управлять своим имуществом, например, дарить, завещать, продавать и т. д.
  3. Приобретать другие имущественные и неимущественные права, разрешенные законом.

Ограничения правоспособности

В некоторых случаях гражданская правоспособность иностранцев ограничивается. Подобные исключения допускаются при необходимости защиты интересов, безопасности, сохранения территориальной целостности страны, а также прав, интересов и здоровья людей (п. 2. ст. 1 ГК РФ).

Можно привести следующие виды ограничений, установленные отдельными нормативными актами:

  • Невозможность занимать государственные посты, связанные с такой службой, избираться в представительные органы власти, а также занимать определенные должности (судья, прокурор, нотариус и т. д.) (ст. 32, 33 Конституции РФ).
  • Невозможность приобретения в собственность земли сельскохозяйственного назначения (ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2002 № 101-ФЗ), участка в морском порту (ч. 2 ст. 28 ФЗ «О морских портах в РФ…» от 08.11.2007 № 261-ФЗ).
  • Невозможность осуществления архитектурной деятельности без посредства российского архитектора или архитектурного бюро (если нет специального международного соглашения) (ст. 3.1 ФЗ «Об архитектурной деятельности в РФ» от 17.11.1995 № 169-ФЗ).
  • Недопустимость выступать в качестве редакции или учредителя СМИ, самой организации, осуществляющей вещание, в отсутствие соответствующего международного соглашения (ст. 19.1 закона РФ «О средствах массовой информации» от 27.12.1991№ 2124-1).
  • Необходимость в получении специального разрешения при желании осуществлять трудовую деятельность (ст. 327.3 ТК РФ).
  • Другие ограничения, зафиксированные в законе.
  • Говоря о правоспособности иностранных граждан и лиц без гражданства, следует руководствоваться условиями ст. 1196 ГК РФ, в соответствии с которыми иностранец обладает всеми правами и обязанностями наряду с гражданином РФ. Однако из этого правила есть исключения, которые могут устанавливаться отдельными правовыми актами.

    § 5. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации

    Ключевыми для понимания правового статуса индивидуумов-иностранцев в Российской Федерации выступают конституционные предписания, во-первых, о том, что в Российской Федерации «признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права» (ч. 1 ст. 17). При этом особое значение имеет ст 18 Конституции, содержащая необходимую конкретизацию в отношении реализации приведенных предписаний. Иными словами, речь идет о том, что в Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. В данном контексте это означает, что в обоснование защиты нарушенных прав и свобод лицо может ссылаться, а судебное учреждение обязано применить нормы, зафиксированные в соответствующих международных документах и иным образом закрепленные в международном праве. Во-вторых, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ (ч. 3 ст. 62 ).

    В данном случае Основной закон РФ закрепляет в отношении иностранцев принцип национального режима, что означает установление правила об уравнивании, за некоторыми изъятиями и исключениями, в правах и обязанностях иностранцев и собственных граждан.

    При этом важно заметить, что национальный режим предоставляется иностранным гражданам в нашей стране в безусловном порядке, т.е. без встречного требования о взаимности в отношении наделения аналогичным режимом российских граждан в конкретном зарубежном государстве. К примеру, государство А’в своем внутреннем правопорядке не следует принципу национального режима применительно к иностранцам, находящимся на его территории. Однако его граждане, пребывающие в Российской Федерации, будут пользоваться правами наравне с россиянами несмотря на то, что российские граждане на территории страны X не будут уравнены в правах с собственными ее гражданами. В то же время нельзя не обратить в связи с этим внимание на одно немаловажное обстоятельство. Если государство Y необоснованно устанавливает по отношению к российским гражданам какие-либо ограничения в правах, каким бы то ни было образом дискримини-

    руя их, в ответ Российская Федерация вправе установить ответные ограничения для граждан этого государства на своей территории в изъятие из общего принципа национального режима, применив тем самым реторсию (см. об этом в гл. 8 «Общей части»).

    В силу всего сказанного выяснение принципиальных составляющих правового положения собственных (т.е. российских) граждан и некоторых исключений, которые не распространяются на них и, соответственно, действуют только в отношении иностранных физических лиц, весьма важно.

    В Законе о гражданстве РФ от 28 ноября 1991 г. (в ред. Федерального закона от 6 февраля 1995 г.) содержатся понятия, относящиеся к рассматриваемой области: «иностранный гражданин», «лицо без гражданства». Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 13 октября 1995 г. также разграничивает группу иностранных участников внешнеторговой деятельности, являющихся физическими лицами, разделяя их на две категории: «иностранные граждане, гражданская правоспособность и дееспособность которых определяется по праву иностранного государства, гражданами которого они являются, и лица без гражданства, гражданская дееспособность которых определяется по праву иностранного государства, в котором эти лица имеют постоянное место жительства» (ст. 2).

    В Российской Федерации нет пока специального закона о правовом положении иностранцев — законотворческая работа над ним еще продолжается, поэтому решение соответствующих вопросов в затронутой сфере может быть осуществлено путем обращения либо к законодательным актам СССР, либо к нормам общего характера, или же к некоторым специальным нормам, содержащимся в отдельных документах, регулирующих «смежные» области. Так, закон «О гражданстве РФ» от 28 ноября 1991 г. оперирует следующими определениями: «иностранный гражданин — лицо, обладающее гражданством иностранного государства и не имеющее гражданства Российской Федерации»; «лицо без гражданства — лицо, не принадлежащее к гражданству Российской Федерации и не имеющее доказательства принадлежности к гражданству другого государства» (ст. 11). Выражение «иностранные физические лица», таким образом, может включать граждан иностранных государств, а также лиц без гражданства. Современная практика добавила к этому необходимость выделения в рамках указанного лиц, имеющих двойное гражданство, а также особой группы физических лиц—иностранцев: беженцев.

    Одной из важнейших областей, принципиально влияющих на определение правового положения иностранных физических лиц на территории любой страны, в том числе и в России, является регулирование имущественных прав, в частности права собственности.

    Среди экономических прав личности, провозглашенных международно-правовыми документами в области прав человека, таких, как Всеобщая декларация прав человека, Пакты о правах человека и др., право собственности выступает одним из первостепенных. Так, в ст. 17 Всеобщей декларации прав человека провозглашается: «1. Каждый человек имеет право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими. 2. Никто не должен быть произвольно лишен своего имущества».

    В Российской Федерации это право закреплено как одно из основных конституционных прав. Согласно ч. 2 ст. 8 Конституции РФ «в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». В связи с этим необходимо подчеркнуть, что в России ни одна из форм собственности, включая государственную, не имеет приоритета в защите, поскольку всем предоставляется равная защита. Следует еще особо отметить и то, что право собственности относится к основным правам и свободам человека и гражданина. В соответствии с Основным законом РФ в качестве таковых они имеют прямое действие. Если Конституцией устанавливается, что каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по’решению суда, а принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (ст. 35), или федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо для достижения перечисленных в ч. 3. ст. 55 Конституции целей, то из этого со всей очевидностью следует, что любое действие (или бездействие), направленное на лишение лица прав собственности, не укладывающееся в приведенные рамки существующего правопорядка, должно рассматриваться как нарушение права собственности и, значит, посягательство на основные права и свободы человека. Эта формула касается как «своих» (национальных), так и иностранных граждан.

    Например, распоряжением мэра Санкт-Петербурга от 7 февраля 1994 г. (а затем и городские власти Москвы поддержали своими

    решениями ту же практику) было утверждено Положение о порядке доставки и хранения транспортных средств на специальных площадках. В силу данного акта предусматривалось принудительное изъятие и помещение на особо отведенные платные площадки транспортных средств, поврежденных в результате ДТП, похищенных у владельцев либо не имеющих владельцев, оставленных владельцами на проезжей части с нарушениями правил благоустройства и проч. Нет сомнений, что указанными нормами Положения ограничивалось право собственности лиц на принадлежащие им автомобили или иные транспортные средства, так как в случае их оставления, например с нарушениями правил благоустройства, т.е. вне разрешенных мест стоянок, указанные объекты изымались, помещались на специальные платные стоянки, по сути должны были выкупаться гражданами, которые при этом лишались возможности свободно и беспрепятственно пользоваться ими. Поскольку право собственности является правом конституционным, то его ограничение, в том числе и ограничение отдельных его элементов, например права пользования, должно базироваться исключительно на федеральном законе. Таким образом, правомерно ли издание подобного акта субъектом или субъектами Федерации и, следовательно, являются ли законными упомянутые распоряжения и действия, основанные на них?

    Руководствуясь конституционными предписаниями, гражданско-правовыми нормами общего характера, а также административным и административно-процессуальным законодательством Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ рассмотрела дело по кассационной жалобе мэра Санкт-Петербурга, поданной на решение городского суда по заявлению прокурора Санкт-Петербурга о признании рассматриваемого акта незаконным, который 18 ноября 1994г. удовлетворил заявление. 25 января 1995 г. решение городского суда Санкт-Петербурга Верховным Судом РФ оставлено без изменения, кассационная жалоба на него — без удовлетворения. Тем самым получен важный для правоприменительной практики и конкретного осуществления имущественных прав на территории РФ ответ о пределах действий органов и должностных лиц по ограничению прав собственника. Хотя действующее право Российской Федерации, как было отмечено ранее, исходит из основополагающего принципа национального режима, вопрос о дифференциации между отечественными гражданами РФ и иностранными гражданами и лицами без гражданства имеет немалое практическое значение прежде всего

    ввиду допускаемых законодательством отдельных исключений. Подход, выраженный в Конституции РФ, последовательно подтвержден и в ст. 2 ГК РФ, однозначно распространяющей действие правил, установленных гражданским законодательством, на отношения с участием иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными актами. Эти нормы устанавливают механизм действия принципа национального режима в случаях тех самых изъятий, которые могут вводиться либо федеральным законом, либо международным договором. Из этого вытекает, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются на территории России гражданской правоспособностью наравне с отечественными гражданами. При этом российское право не проводит разграничения между иностранцами проживающими в пределах юрисдикции Российского государства и находящимися вне ее. И те и другие могут иметь на территории России тот же объем имущественных, а также связанных с ними личных неимущественных прав и корреспондирующих им обязанностей, основанных на равенстве, автономии воли и самостоятельности участвующих в гражданском обороте субъектов, что и граждане РФ. Таким образом, реальное содержание прав собственности иностранных физических лиц на территории РФ раскрывается в тех правомочиях, которыми располагают граждане РФ, с одной стороны, и ограничениях, которыми данные правомочия сопровождаются в случае их использования иностранцами, — с другой.

    Каков же характер подобных ограничений в имущественной сфере?

    Во-первых, они связаны с приватизацией государственного и муниципального имущества, а также со статутом территории. Так, устанавливается необходимость получения специальных разрешений органов государственной власти и местного самоуправления и обязательное извещение компетентных органов при приватизации объектов и предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, а также мелких (до 200 человек сред-несписочной численности работающих или с балансовой стоимостью по состоянию на 1 января 1992 г. до 1 млн рублей) предприятий промышленности и строительства, автомобильного транспорта (Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2284), а также принятия Правительством Российской Федерации или правительствами республик в составе Российской Федерации (в зависимости

    от вида государственной собственности) одновременно с принятием решения о допустимости приватизации объектов и предприятий оборонной промышленности (у которых оборонный заказ составляет более 30 процентов общего объема выпуска продукции), нефтяной и газовой промышленности, по добыче и переработке руд стратегических материалов, драгоценных и полудрагоценных камней, драгоценных металлов, радиоактивных и редкоземельных элементов, предприятий транспорта и связи, решения о возможности допуска иностранных инвесторов к участию в приватизации.

    Существует прямой запрет на использование иностранных инвестиций при приватизации государственных и муниципальных предприятий, расположенных в границах закрытого территориального образования, кроме случаев, предусмотренных постановлениями Правительства Российской Федерации (п. 1 ст. 8 закона РФ «О закрытом административно-территориальном образовании»), и ограничения при приватизации жилья и совершении сделок с недвижимым имуществом, находящимся на территории закрытого административно-территориального образования.

    Кроме того, ограничения могут обусловливаться предоставлением или отсутствием предоставления соответствующих прав российским гражданам в иностранном государстве, а также предписаниями международных договоров. Так, невозможность для иностранцев иметь земельные участки в собственности для осуществления племенного животноводства поставлена в зависимость от случаев, когда вышеназванный режим собственности не предоставлен российским гражданам соответствующим иностранным государством (закон РФ «О племенном животноводстве» от 3 августа 1995 г. № 23-ФЗ).

    Одним из существеннейших в практическом плане вопросов выступает круг вещей, которые могут быть предметом права собственности, а также объектов, которые не могут находиться в собственности субъектов гражданского права (вещи, изъятые из гражданского оборота). При этом они могут быть вообще изъяты, т.е. для всех участников гражданского оборота. Наряду с этим изъятия могут существовать только применительно к определенной категории лиц. Скажем, существует деление вещей на различные виды, в том числе движимые и недвижимые. В этом смысле для иностранных физических лиц, пребывающих или планирующих находиться в Российской Федерации, жизненно важно знать, вправе они или не вправе иметь в собственности недвижимое имущество,

    и если это возможно, то какое именно. В частности, могут ли они, будучи иностранцами, владеть на территории России объектами собственности в виде зданий, строений, сооружений, домов, земельных участков, горных и иных отводов и т.д.? Хотя запрет на безвозмездную передачу земельных участков иностранным гражданам в собственность, установленный ст. 7 Земельного кодекса РСФСР 1991 г., отменен Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2287, в настоящее время земельное законодательство РФ не содержит норм, допускающих первичное предоставление земельных участков иностранным юридическим и физическим лицам.

    В действующих российских актах имеются прямые ограничения прав иностранцев в отношении земельных участков (подробнее об этом см. в главе 18). Вместе с тем в соответствии с указом Президента РФ «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» от 27 октября 1993 г. № 1767 граждане — собственники земельных участков — обладают правом совершать с ними гражданско-правовые сделки: продавать, обменивать, дарить, передавать по наследству, сдавать в залог, аренду, передавать в качестве взноса в уставные капиталы юридических лиц, в том числе с иностранными инвестициями, поскольку в законодательстве Российской Федерации не содержится запрета на участие иностранцев в таких сделках.

    Что же касается другой недвижимости — строений, зданий, сооружений, домов, квартир в жилых домах общего проживания и их частей, находящихся на территории России, то они беспрепятственно могут составлять объект права собственности иностранцев, правда, опять-таки с теми оговорками, которые присутствуют в правовом регулировании статуса собственника в отношении вещей указанного характера, закрепленных в законодательстве. К так называемым оговоркам подобного рода можно отнести требование российского правопорядка, например, по регистрации оснований возникновения прав собственности на ряд объектов (квартиры, дома, коттеджи, нежилые здания и помещения и т.д.) в виде договора купли-продажи в компетентных государственных органах. Общим правилом российского права выступает положение о том, что и форма сделки с участием иностранцев по поводу недвижимости, находящейся на территории РФ, и права и обязанности по сделке, и основания возникновения права собственности в отношении недвижимости, а также подсудность разрешения споров, возникающих по поводу сделки или в связи с ней, равно как и по осуществ-

    лению правомочий собственника и их защите, будут обсуждаться и разрешаться в соответствии с законами Российской Федерации. Определенные изъятия из принципа национального режима в правовом положении иностранных физических лиц связаны с их статусом. Например, подобного рода ограничения часто встречаются и в практике других государств применительно к такой категории иностранцев, как временно пребывающие на данной территории иностранные граждане (преимущественно туристы). На них, как правило, не распространяются общие условия медицинского обеспечения и медицинского страхования, которые действуют в конкретном государстве в отношении собственных граждан или постоянно проживающих на их территориях лиц без гражданства. Россия в этом плане не исключение. Согласно постановлению Правительства РФ от 11 декабря 1998 г. № 1488, утвердившему Положение о медицинском страховании иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации, разработан порядок медицинского страхования, а приказом Министерства здравоохранения от 29 января 1999 г. № 27 — минимальный перечень медицинских услуг (включая медико-транспортные услуги), оказываемых в системе медицинского страхования застрахованным иностранным гражданам, временно находящимся на территории РФ.1

    Положение не распространяется на иностранных граждан, проживающих в РФ в общей сложности более 183 дней в календарном году; работающих в РФ по трудовым договорам; находящихся в служебных командировках в иностранных дипломатических представительствах, консульских учреждениях, международных организациях, аккредитованных при Министерстве иностранных дел РФ; пребывающих в Российской Федерации с официальным визитом; находящихся

    ‘См. также Письмо Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 3 ноября 1999 г № 5545/30—3/и «О медицинском страховании иностранных граждан», дающее разъяснения по применению ст. 8 закона Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», устанавливающей, что иностранные граждане, постоянно проживающие в РФ, имеют такие же права и обязанности в области медицинского страхования, как и граждане РФ, если международными договарами не предусмотрено иное. Понятия «постоянно проживающий» и «временно пребывающий» иностранный гражданин трактуются согласно ст 5 закона СССР «О правовом положении иностранных Граждан в СССР» от 24 июня 1981 г (в ред. Федеральных законов от 19 мая 1995 г. и от 15 августа 1996 г.).

    в РФ по приглашению работников дипломатических представительств, консульских учреждений и международных организаций, аккредитованных при Министерстве иностранных дел РФ; имеющих право на бесплатное оказание медицинской помощи (включая медико-транспортные услуги) в соответствии с международными договорами РФ. Медицинское страхование граждан стран СНГ осуществляется на основе международных договоров, заключенных РФ с этими государствами. Особо следует указать на норму вышеуказанного Постановления № 1488, предписывающую при введении иностранным государством порядка, в соответствии с которым медицинское страхование является обязательным условием въезда российских граждан на его территорию, Министерству иностранных дел РФ рассматривать вопрос о необходимости введения аналогичного условия при въезде граждан этого государства в Российскую Федерацию. Осуществление соответствующих прав физическими лицами — иностранцами обеспечивается адекватной процессуальной правоспособностью, т.е. способностью быть стороной в процессе, направленном на судебную защиту нарушенных или оспариваемых прав. Данный аспект правового положения индивидуумов-иностранцев на территории РФ в полном соответствии с конституционными предписаниями урегулирован преимущественно в ст. 433—438 Гражданско-процессуального кодекса РСФСР 1964 г. (в ред. от 31 декабря 1995 г.) и Арбитражном процессуальном кодексе РФ от 5 мая 1995 г. (ст. 22, 210—215). Здесь необходимо отметить то обстоятельство, возникающее согласно указанным и иным действующим правоположениям, что данная категория лиц вправе подавать заявления о признании недействительными актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые должны приниматься и рассматриваться судами в общем порядке, и, кроме того, предъявлять требования о возмещении убытков, причиненных действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления или их должностных лиц либо в результате издания неправомерного акта.

    Суды Российской Федерации также принимают иски иностранных физических лиц о признании недействительными актов, изданных органами управления юридических лиц, участниками которых являются указанные физические лица, если они не соответствуют закону и иным нормативным правовым актам и нарушают права и охраняемые законом интересы таких лиц (например, решения собраний акционеров, правления и иных органов

    юридического лица — акционерного общества, нарушающие права акционеров, предусмотренные законодательством).

    Безусловно, некий абстрагированный от индивидуальных особенностей каждого вида подход к освещению правового положения в Российской Федерации неоднородной во многих отношениях категории иностранных физических лиц не может быть признан плодотворным во всех смыслах. Необходимо осознавать, что в реальной жизни конкретные параметры статуса лица в сущности зависят от того, к какой группе лиц оно относится. И здесь имеется несколько различных критериев. Например, в зависимости от времени пребывания на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства применительно, в частности, к валютному регулированию, налогообложению и др. делятся на «резидентов» и «нерезидентов». Вместе с тем важное значение имеют цели пребывания лица в Российской Федерации, характер деятельности, род занятий и проч. Хотя описанный выше объем гражданской и граж-данско-процессуальной право- и дееспособности индивидуума, относящегося к категории иностранных физических лиц, не колеблется в целом, однако с учетом его специфической деятельности в Российской Федерации в качестве, допустим, инвестора, концессионера, обладателя лицензии в области рыбного хозяйства, морского промысла, поиска, разведки и разработки минеральных ресурсов на отдельных участках государственной территории РФ и таковых, подпадающих под ее исключительную юрисдикцию, и т.д. в нем необходимо проявляются соответствующие особенности.

    Так, в силу ст. 7 федерального закона «О континентальном шельфе Российской Федерации» от 30 ноября 1995 г. участки континентального шельфа могут предоставляться физическим и юридическим лицам иностранных государств (пользователям). Преимущественные права при прочих равных условиях предоставляются пользователям, максимально использующим возможности промышленности Российской Федерации. С внешней стороны это выглядит общим мерилом. С другой же стороны — это бесспорное ограничение фактического характера в отношении иностранных пользователей, поскольку совершенно естественно, что в большей мере подобное в силу объективных обстоятельств может быть осуществлено отечественными субъектами. Данное условие можно считать «имплицитным ограничением». Кроме того, применяются и такие ограничения, которые выражены явным порядком. Например, как установлено в упомянутом акте, «в интересах обеспече-

    Лица в международном частном праве

    ния безопасности и развития промышленности и энергетики РФ могут вводиться ограничения на участие иностранных пользователей в конкурсах (аукционах) на поиск, разведку и разработку ресурсов отдельных участков».

    В то же время следует отметить случаи, когда ограничения право- и дееспособности иностранных граждан и лиц без гражданства бывают необоснованными, т.е. не базирующимися на законе. Обратимся к сфере интеллектуальной деятельности. Общим принципом выступает здесь, как и в других сферах, право иностранных авторов изобретений, товарных знаков, знаков обслуживания, промышленных образцов и т.д. наравне с российскими гражданами подать заявку на соответствующий вид объектов промышленной собственности в Российское патентное ведомство (Роспатент) и получить при условии удовлетворения требованиям закона охранное свидетельство (ст. 36 Патентного закона от 23 сентября 1992 г., ст. 47 закона РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» от 23 сентября 1992 г.). Однако механизм подачи заявки, ведения дел по получению и поддержанию документа в силе в подобных случаях, когда имеется определенная категория иностранных заявителей, особый: «Заявка может быть подана через патентного поверенного. Физические лица, проживающие за пределами РФ, или иностранные юридические лица. ведут дела по получению патентов и поддержанию их в силе через патентных поверенных» (п. 3 ст. 15 Патентного закона). «Иностранные юридические лица или постоянно проживающие за пределами РФ физические лица. ведут дела. через патентных поверенных» (ст. 8 Закона о товарных знаках). Заметим, что в Патентном законе соответствующие нормы сконструированы и выражены, несомненно, как диспозитивные, в Законе о товарных знаках — как императивные, но имеющие достаточно четкую конкретизацию в отношении круга лиц, на которых они должны распространяться. Иными словами, через патентных поверенных должны действовать физические лица—иностранцы (заявители-изобретатели), если они проживают не в России. При этом не оговорено, что речь идет о месте постоянного жительства. Презюмируется, таким образом, что проживающие в Российской Федерации иностранцы вправе подавать дела в Патентное ведомство и вести их там без помощи патентных поверенных. Во втором из приведенных актов достаточно четко установлено, каким заявителям

    адресовано это положение — постоянно проживающим вне территории РФ. Следовательно, лица, имеющие местожительство в России, вправе вести дела самостоятельно. Практика же Рос-патента пошла по иному пути — обязательного требования об участии патентного поверенного во всех случаях, когда имеет место иностранный заявитель, что не может не вызвать возражений ввиду создания тем самым необоснованного ограничения прав определенных иностранных физических лиц путем произвольного истолкования и применения нормы правового акта. Нелишне заметить, что и в вопросе уплаты патентных пошлин иностранные граждане пользуются иными, нежели российские граждане, ставками.

    1. Какие существуют основные режимы для установления правоспособности иностранных граждан и лиц без гражданства в международном частном праве?

    2. Каковы коллизионные принципы определения дееспособности, ограничения или лишения дееспособности иностранных физических лиц?

    3. Правовое регулирование института безвестного отсутствия и объявления умершим в МЧП.

    4. Каково правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации?

    Смотрите так же:

    • Развод гаи за пьянку Развод "на пьянку". Как быть, если ГАИ обвиняет в нетрезвом вождении Вам понравился материал? Поделитесь с друзьями! Новогодние праздники уже на носу. В этот период многие хоть немножко, но выпивают. И в ГАИ об этом прекрасно знают. Что делать, если […]
    • Федеральный закон об ипотеки 2018 Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)" 2018 Закон об ипотеке в последней действующей редакции от 1 июля 2018 года. закон имеет новую редакцию, вступающую в силу 1 января 2019 года. Сравнить изменения Федеральный закон «Об ипотеке» […]
    • Приказ 704 фск от 18112011 акт замера расстояний образец У нас вы можете скачать приказ оао фск еэс от 18.11.2011 704 в fb2, txt, PDF, EPUB, doc, rtf, jar, djvu, lrf! На металлических частях корпусов оборудования должна быть обозначена расцветка фаз. На трассах кабельных линий, […]
    • Штрафы в билетах пдд 2018 ПДД 2018 онлайн России Новые правила ПДД экзамена 2018 5 вопросов за ошибку Официальные экзаменационные билеты ПДД 2018 новые с 10 апреля 2018 категории ABM A1B1 Частные Автоинструкторы России Изменения в билетах ПДД 10 апреля 2018 Изменены 15 вопросов по […]
    • Налоги на заработную плату пример Пример расчета заработной платы Этапы расчета заработной платы подробно разобраны в этой статье. В данной статье рассмотрим пример расчета зарплаты в цифрах. Для примера рассчитаем заработную плату трем сотрудникам организации за сентябрь 2015 года. […]
    • Налог на имущество в чернобыльской зоне Какие налоговые льготы имеют граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофа на ЧАЭС? граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или […]
    • Пенсия у ип по упрощенке Расчет пенсии для индивидуального предпринимателя Предприниматель рано или поздно задумывается о том, что ему придется выйти на пенсию. В нашей стране пенсия выплачивается всем, но ее размер зависит от многих факторов. Пенсия индивидуального предпринимателя […]
    • Жалоба на отделение милиции Если стражи не в порядке Случаи, когда милиционер из защитника превращается в обидчика, всегда вызывают особо болезненную реакцию - и у граждан, и у правоохранительных органов. Первые возмущаются, что напрасно платят налоги. Вторые пытаются вернуть доверие […]