Особенности собственности на землю в рф

Право собственности на землю

Текст работы

. Субъекты права собственности на землю

.1 Особенности права собственности на землю

. Объекты права собственности на землю

.1 Земельный участок как объект гражданского оборота

.Содержание права собственности на землю

.1 Защита права собственности на землю

Список использованных источников

Земельное право относится к числу древнейших отраслей права не только в России, но и в других странах. Со времен Киевской Руси существовало поземельное феодальное право, во все времена государство регулировало поземельные отношения. Во второй половине ХIХ в. существовало крестьянское земельное право, являвшееся основной частью крестьянского обычного права. После революции1917 г. возникло советское земельное право.

Прошло почти десятилетие с начала 90-х гг., когда началась земельная реформа в нашей стране.

С тех пор земельное законодательство сильно изменилось. Государственная собственность на землю перестала быть исключительной.

Ныне существует частная и публичная (государственная и муниципальная) собственность на землю. Земля признана недвижимым имуществом, она стала предметом купли-продажи, совершения иных сделок. Формирование рыночных отношений, экономические реформы не могли не отразиться на содержании земельного законодательства.

Современная правовая ситуация в России характерна тем, что земельные проблемы, и в особенности проблемы права собственности на землю, вызывают повышенный интерес. Право собственности на землю, дорогу которому положил Закон РСФСР «О земельной реформе» от 23 ноября 1990 г. и которое было закреплено Конституцией РФ, оказалось одной из наиболее сложных правовых конструкций для внедрения в российскую правовую деятельность.

12. Государственная собственность на землю, ее виды и особенности.

Объектами государственной собственности на землю являются земли ненаходящиеся в собственности граждан, юридических лиц и муниципальных образований (ст. 16 ЗК РФ).

Субъектами права государственной собственности являются Российская Федерация и субъекты Российской Федерации

Право государственной собственности означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения государству. Государство как субъект права государственной собственности представлено не одним ведомством, а целым рядом различных органов государственной власти, между которыми распределяются правомочия собственности.

Учитывая федеративное устройство России и существование двух уровней государственной власти, предусматривается, что право государственной собственности существует в виде:

собственности субъектов РФ (т.н. субъектной или региональной).

Статьи 16—18 ЗК РФ указывают на три вида государственной собственности в составе: собственности РФ (федеральная собственность); собственности субъектов РФ (региональная собственность) и собственности муниципальных образований (муниципальная собственность).

Исходя из вышеуказанного, можно считать, что государственная собственность четко разграничена между РФ, субъектами РФ и муниципальными образованиями и на нее распространяется особый правовой режим, определенный ЗК РФ и иным федеральным законодательством, кодексами.

Предусмотрено, что управление федеральной и субъектной собственностью осуществляется соответственно органами государственной власти РФ (ст. 71 Конституции) и субъектами Российской Федерации, хотя пока в большинстве случаев принцип раздельного управления не реализуется.

13. Муниципальная собственность на землю и ее особенности.

Право муниципальной собственности на землю — правомочия владения, пользования, распоряжения земельными участками, принадлежащие муниципальному образованию. На территории РФ примерно 14,5 тыс. муниципальных образований. От имени муниципального образования полномочия собственника реализуют органы местного самоуправления (ст. 125, 215 ГК РФ). В этом качестве органы местного самоуправления могут предоставлять земельные участки во временное и постоянное владение и пользование (бессрочное) физическим и юридическим лицам, аренду, собственность физических и юридических лиц и совершать иные сделки.

Объектом являются земельные участки, которые признанные таковыми федеральными законами и принятыми ими законами субъекта РФ, право на земли, полученные на основании разраничении предметов ведения между публичными образованиями, участки земли, приобретенные гражданскими сделками.

Субъектом права муниципальной собственности на землю являются: городское поселение, сельское поселение, муниципальный район, городской округ, внутритригородская территория города федерального значения.

Территорию муниципального образования составляют:

земли городских и сельских населенных пунктов (ранее — поселений);

прилегающие к ним земли общего пользования;

земли, необходимые для развития поселений;

другие земли в границах муниципального образования, независимо от форм собственности и целевого назначения.

В собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности, в том числе за пределами границ муниципальных образований (ч. 3 ст. 19 ЗК РФ)

Порядок установления и изменения границ муниципальных образований определяется законами соответствующих субъектов РФ. Особый порядок формирования муниципальной собственности установлен для городов федерального значения — Москвы и Санкт-Петербурга.

Основное назначение муниципальных земель — обеспечение проживания, работы и отдыха населения.

Право собственности на землю в России на современном этапе (стр. 1 из 15)

ГЛАВА 1 Право собственности на землю в России: историко-правовой аспект

1.1 Право собственности на землю до 1917 г.

1.2 Право собственности на землю в советский период (1917 – 1990 гг.)

1.3 Право собственности на землю в современной России (с 1993 по настоящее время)

ГЛАВА 2 Теоретический анализ института права собственности на землю

2.1 Понятие, сущность и содержание права собственности на землю

2.2 Формы и виды собственности на землю в РФ

ГЛАВА 3 Правовые особенности и проблемы реализации права собственности на землю в РФ

3.1 Особенности права собственности на землю

За последнее десятилетие в Российской Федерации проводилось множество реформ, образцом которых чаще всего служили европейские и западные страны со своими индивидуальными специфическими особенностями, и их удачный национальный реформаторский опыт был подтвержден десятилетиями и веками. Но в большинстве случаев они были мало эффективны и приемлемы для нашей страны, несмотря на громкие политические лозунги различных политических движений, предлагающие свое эффективное решение проблем стране. Зачастую воплощение этих идей на практики приводили в лучшем случаи к удовлетворительной стабильности, в худшем поворачивало реформирование вспять.

Исторический опыт России представляет собой неисчерпаемый источник ценнейшей информации: конкретно исторических примеров. Россия прошла сложный путь реформирования земельного права и у нас есть свой опыт, на который мы можем опираться. К тому же не ставится под сомнение и дальнейшее продолжение реформ земельного законодательства, мы только начали проведение этих реформ, но уже на первых этапах возникает масса противоречий, коллизий в праве, которые надо решать и решать их надо, опираясь на опыт прошлых лет.

Вопросы реализации права собственности на землю в нашей стране всегда были острыми. Актуальность этого вопроса в современный период обостряется реформированием аграрного сектора страны.

В юридической литературе в области земельного права четко и однозначно не дается оценка правильности и своевременности проведения реформ. Одни ученые и критики относятся положительно, а другие отрицательно к порядку и темпам проведения реформ.

Существует множество литературы, посвященной изучению особенностей земельного права, следует отметить, что историко-юридическая литература, изданная в нашей стране до 1991г., практически не отвечает критерию беспристрастности и не может быть использована для написания данной работы, учебные издания последних лет обстоятельно излагают указанную тему. Особенно следует в этой связи отметить фундаментальный труд: И.А. Исаева «История государства и права России». В ней без предвзятости говорится об особенностях земельного права советского и царского земельного права. О современном земельном праве говорится в таких трудах как пособие для российских землевладельцев доктора юридических наук, профессора С.А. Боголюбова Глава 1. его работы как раз и называется «Прошлое и настоящее: история, которая мало чему учит». В ней речь идет о том, что законодатель мало использует опыт прошлых лет и может допустить и допускает прошлые ошибки. Учебник И.О. Красновой Земельное право посвящает нас в особенности разграничения государственной собственности на землю, противоречия, которые несет современное законодательство. Особого внимания заслуживает монография П.Н. Павлова, который в своих трудах приводит весьма интересное сравнение нормативно-правовых актов царской России и современности. Во всех этих статьях говорится, о принадлежности государству земель не находящихся в собственности других лиц. Отличие между указанными статьями состоит только в том, что в Своде законов гражданских упоминаются не только земли, но и другие объекты недвижимости с движимыми имуществами им принадлежащими. Здесь наблюдается определенная преемственность в развитии законодательства нашей страны.

В своей монографии судья Белгородского областного суда, кандидат юридических наук, доцент Чесовской рассказывает о недостатках и коллизиях нового Земельного кодекса РФ, о его противоречиях с Гражданским, Административным и Уголовным кодексами. Весьма интересным является и доклад заместителя руководителя Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Департамента земельных и имущественных отношений мэрии г. Новосибирска В.В. Крот, посвященный «Мероприятиям и приоритетам по разграничению прав собственности на землю в г.Новосибирске». Этот доклад посвящен большому бюрократизму в Москве по оформлению документов по разграничению права собственности, а так же тем проблемам, которые постигнут наш город и бюджет области после окончания разграничения государственной собственности на землю.

Объектом исследования работы являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации права собственности граждан России.

Предметом исследования выпускной квалификационной работы выступает право собственности на землю в России.

Целью выпускной квалификационной работы является исследование особенностей права собственности на землю в России.

Предмет, объект и цель выпускной квалификационной работы определили постановку следующих задач исследования:

Рассмотреть эволюцию института права собственности в России (в период до 1917 по 2008 гг..);

Определить особенности нормативно-правового регулирования института права собственности в России по этапам указанного исторического периода;

Определить понятие, сущность и содержание права собственности на землю;

Выявить правовые особенности и проблемы реализации права собственности на землю в нашей стране.

Теоретическую основу работы составляют исследования российских цивилистов, правоведов, экономистов по проблемам собственности и права собственности на землю. При анализе предмета исследования применялись сравнительно-правовой, исторический, системный методы познания.

ГЛАВА 1 Право собственности на землю в России: историко-правовой аспект

1.1 Право собственности на землю до 1917 г.

До прихода к власти, как впрочем, и до 1861 года земельного вопроса в Росси не было: земля принадлежала либо государству, либо помещикам, либо Церкви. Аналогичным образом те, кто ее обрабатывал, также принадлежали либо государству, либо помещикам, либо Церкви.

С 1855 года, с приходом к власти Александра II, начинается серьезная подготовка аграрной реформы середины XIX века. Александру II в наследство досталась страна в тяжелом экономическом, политическом и социальном положении. Рост крестьянских волнений был вызван тем, что Россия теряла прежние позиции на мировом сельскохозяйственном рынке, сельское хозяйство внутри страны было весьма отсталым, крепостной строй не оставлял больше надежд на развитие. Возникла острая необходимость проведения ряда реформ, и, прежде всего аграрной [14, с. 19].

Уже с 1857 года начинается создание соответствующих государственных структур по подготовке реформы. В середине января 1858 года образуется Секретный комитет по крестьянским делам, секретным он был потому, что вся его работа изначально проводилась тайно. Во главе этого комитета встает сам Александр II. Основной задачей комитета был негласный сбор информации о состоянии крестьян в то время, однако ни концепции, ни плана проведения реформы у комитета не было. В феврале 1859 года учреждаются губернские комитеты. Смысл их создания заключался в том, что Секретный комитет высылал им вопросы, а полученные ответы и предложения легли в основу проекта реформы.

Владельцы крупных участков земли, в основном дворянство, было заинтересованно в проведении реформ с наименьшими потерями со своей стороны. Поэтому они предлагали освобождение крестьян без земли.

В общем и целом было решено освободить крестьян с наделением их землей но не бесплатно, а с обязанностью выплаты помещику выкупных платежей.

И результатом всей этой подготовительной деятельности стал подписанный 19 февраля 1861 г. в шестую годовщину царствования Александр II Манифест об отмене крепостного права и Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. Положения 19 февраля 1861 г. декларировали отмену крепостной зависимости, установили право крестьян на земельный надел и порядок осуществления выкупных платежей за него. По этому законодательству земля была крестьянам выделена, но, как уже говорилось, использование земельных участков существенно ограничивалось обязательствами перед бывшими собственниками по их выкупу.

Важнейшим в земельной реформе 1861 г. было то, что крестьянин признавался субъектом права собственности на землю. С согласия помещика он мог выкупать в собственность усадебную оседлость и иные угодья, в том числе полевые земли. При этом выкуп усадебных земель регулировался Местными положениями, а иных — общими законами. При приобретении земельных участков в собственность все земельные отношения между крестьянином и помещиком прекращались. Каждый крестьянин мог приобретать в собственность также все недвижимое имущество и совершать с ним сделки в соответствии с общими законами о сельских обывателях.

Положение от 19 февраля 1861 г. предусматривало, что помимо крестьян приобретать помещичьи земли в собственность могло также сельское общество. Внутри земельной общины крестьянской семье предоставлялось право пользования частью земельного надела общины — одной или несколькими полосами земли. Для того чтобы уравновесить права крестьянских дворов на надел, для общины было установлено право периодического «передела» земли — особой процедуры обмена земельных полос, как правило, одновременно всеми членами общины. Община, по мнению большинства историков (напр. Ю.П. Титов [26, c. 199]), является пережитком крепостничества, и существенно могло замедлить развитие государства. Хотя нельзя оставлять без внимания то, что община помогала крестьянам выжить на первых стадиях реформы, но после того как в общине начали появляться зажиточные крестьяне, существенно снизилось значение общины, так как зажиточные крестьяне начинают эксплуатировать труд более бедных в своих интересах, данную точку зрения поддерживает и П.Н. Зырянов [24, c.153].

Право публичной собственности на землю: понятие и основные особенности

Наличие в гражданском законодательстве РФ нескольких различных форм собственности, в которых может находиться имущество, предоставляет возможность владения им множеству различных субъектов.

Одним из основных прав собственности является публичное, которое распространяется на недвижимость, принадлежащую государству. Далее будет более подробно рассмотрено понятие этого вида права, основания для его возникновения, а также отличительные особенности на примере такого вида недвижимости, как земельный участок.

Понятие и законодательное регулирование

Наряду с юридическими лицами и гражданами государство в РФ выступает отдельным и совершенно самостоятельным субъектом права. Поэтому очень большая доля недвижимого имущества (не только земли, но и зданий и сооружений) находится в публичной собственности.

Публичная форма собственности подразумевает принадлежность имущества к следующим публично-общественным образованиям:

  • государству в целом;
  • конкретному субъекту РФ (в лице его органов исполнительной власти);
  • отдельному муниципалитету.
  • Публичное право собственности делится на две группы:

    И только пару десятилетий назад был начат процесс приватизации, то есть оформления на государственное или муниципальное имущество частных прав со стороны юридических и физических лиц.

    Основными документами, при помощи которых осуществляется законодательное регулирование публичной формы собственности, являются Земельный и Гражданский кодексы РФ. Также во внимание должны приниматься все законодательные акты и Постановления Правительства РФ, которые затрагивают этот вопрос.

    Основания для возникновения

    В ЗК РФ предусмотрена отдельная глава 3, которая регулирует вопросы, связанные с правами собственности на землю. В частности, в данной главе предусмотрены статьи с основаниями для их возникновения в различных случаях, среди которых стоит выделить:

  • Ст. 17 ЗК РФ, посвященную основаниям возникновения федеральной собственности на землю (то есть принадлежащей Российской Федерации). Данный вид права охватывает такие участки:
    • признанные таковыми в соответствии с действующими федеральными законами;
    • право на которые возникло при разграничении государственной собственности;
    • приобретенные по основаниям, предусмотренным в гражданском законодательстве.
    • В соответствии со ст. 218 ГК РФ, к основаниям для возникновения прав собственности относятся:

    • осуществление законной сделки (купли-продажи, дарения, мены или другого вида договора по отчуждению имущества);
    • получение участка, который не имеет законного собственника (если последний неизвестен, добровольно отказался или был лишен прав на него);
    • создание нового участка (например, путем его разделения или объединения).
      1. Ст. 18 ЗК РФ предусматривает те же основания для возникновения собственности субъектов РФ, что и в предыдущем случае, а также еще одно дополнительное:
      2. выделение безвозмездно из федеральной собственности.
      3. В совокупности собственность РФ и субъектов РФ представляет собой государственную собственность.

        1. Ст. 19 ЗК РФ содержит те же основания для образования муниципальной собственности, что уже были перечислены.
        2. Более подробно такие особенности будут рассмотрены далее.

          Какие участки могут находиться в публичной собственности?

          Прежде всего, участок должен соответствовать общим требованиям, которые выдвигаются в законе к нему как к объекту права собственности:

        3. наличие установленных границ;
        4. определенное месторасположение или точный адрес;
        5. постановка на государственный кадастровый учет.
        6. В остальном государственные или муниципальные органы могут владеть землей практически без каких-либо ограничений. Стоит выделить отдельные виды участков, которые могут находиться только в государственной собственности:

        7. земли лесного и водного фондов (в последнем случае водные объекты должны находиться в федеральной собственности);
        8. особо охраняемые территории, которые имеют федеральное значение;
        9. земли обороны и безопасности;
        10. земли запаса, при условии размещения на них федерального недвижимого имущества;
        11. земли населенных пунктов, транспорта, связи, промышленности, сельскохозяйственного назначения, телевидения и радиовещания, природоохранного и культурного значения, информатики, энергетики и космического назначения;
        12. участки, под поверхностью которых находятся недра федерального значения.
        13. Что касается муниципальной, то в нее могут быть переданы любые виды участков, принадлежащие как государству, так и частным лицам (например, в случае их смерти или добровольного отказа от земли).

          Права и обязанности участников

          Публичные земли могут в отдельных случаях предоставляться в пользование гражданам и юридическим лицам (на праве аренды, постоянного бессрочного пользования или владения). При этом конкретный набор прав и обязанностей у этих лиц будет напрямую зависеть от того, на каком именно праве он получает недвижимость. К общим правам можно отнести:

        14. возможность использовать землю по своему усмотрению (в том числе выращивать различные растения, разводить животных, заниматься иными видами хозяйственной деятельности);
        15. право возводить на ней постройки;
        16. возможность осуществлять предпринимательскую деятельность;
        17. право передавать землю в пользование третьим лицам (но далеко не всегда).
        18. Стоит учитывать, что все эти права ограничены видом разрешенного использования участка, с которым владельцы обязательно должны считаться при его эксплуатации.

          К другим обязанностям можно отнести:

        19. соблюдение законодательства при эксплуатации надела;
        20. внесение платы за него (если его предоставление носило не безвозмездный характер);
        21. предоставление права ограниченного использования земли другим гражданам (то есть сервитута) в случаях, установленных законом;
        22. обеспечение сохранности отдельных объектов, расположенных на территории надела (если они подлежат особой охране);
        23. другие обязанности, установленные действующим законодательством.
        24. При выделении участка на правах аренды или безвозмездного пользования данная сделка обязательно закрепляется документально, при помощи соответствующего договора. Именно в этом документе и будут официально закреплены взаимные права и обязанности обеих сторон.

          Составление акта передачи земельного участка договору дарения земельного участка поможет защитить свои права.

          Многодетные семьи могут получить земельный участок на льготных условиях. Подробнее об этом читайте в нашей статье.

          Для проведения межевания участка потребуется собрать пакет определенных документов. Перечень вы найдете здесь.

          Отличия от частной собственности

          Публичная собственность имеет множество признаков и особенностей, которые отличают ее от другой предусмотренной в российском законодательстве формы собственности — частной.

          Для большей наглядности основные отличия можно представить в виде таблицы:

          Какие существуют формы собственности на землю: основные особенности

          Собственность в целом и на землю в том числе является необходимым условием для развития и обеспечения свободы как отдельного гражданина, так и страны, а формы собственности на землю определяют особенности образующихся отношений. Право собственности возникает в том случае, если возникают отношения касательно использования, владения или распределения участков земли. Эти отношения регулируются соответственными законами, Земельным кодексом и т. д.

          Формы собственности на имущество находятся под влиянием различных факторов, а поэтому могут изменяться. Во многом они зависят от соотношения уровня развития, потребностей экономики и производственных сил. Все возможные формы предусмотрены Конституцией Российской Федерации. На сегодняшний день выделяются следующие формы:

        25. государственная;
        26. муниципальная;
        27. частная.
        28. Каждый из представленных выше типов используется по-разному, а его приобретение должно быть осуществлено исключительно согласно законодательству России.

          Государственная собственность

          Право государственной собственности в РФ означает, что использование и распоряжение определенным участком земли принадлежит государству и соответственным органам. При этом государство выступает в лице множества различных органов, среди которых происходит распределение полномочий на использование земли. Отметим, что использование участков происходит в соответствии с нуждами и целями государства.

          Поскольку Россия является федеративным государством и имеет два уровня государственной власти, то можно сделать вывод, что право государственного владения также делиться на несколько типов:

        29. федеральное;
        30. региональное или субъектное.
        31. К объекту могут относиться только определенные земельные участки. При этом важнейшим условием является то, что эти территории не должны принадлежать физическим или юридическим лицам, объединениям лиц или муниципалитету.

          Как и в любых отношениях, необходимо наличие оснований для их возникновения. Что касается земельных участков, то здесь можно выделить следующие основания:

        32. гражданско-правовые отношения;
        33. федеральные законы;
        34. процесс распределения государственных ресурсов;
        35. передача федеральных земель на безвозмездной основе.
        36. Распределение, использование и управление любым государственным имуществом осуществляется соответственными ведомствами, что закреплено в законодательстве Российской Федерации.

          В федеральном владении могут быть те земли, которые соответствуют следующим условиям:

        37. статус подтвержден соответственным федеральным законом;
        38. право появилось в момент разграничения государственной собственности;
        39. право было приобретено на законных основаниях.
        40. К федеральным могут относиться исключительно те земельные участки, которые не принадлежат физическим или юридическим лицам, то есть, не находятся в частном владении. Что касается субъектов Российской Федерации, то здесь действуют те же условия, о которых мы говорили ранее.

          Муниципальная собственность

          К муниципальной собственности в РФ относятся те территории, на которых размещены строения и другие объекты муниципалитета. Также к ним относятся территории, которые были переданы в муниципальное владение при распределении участков по различным видам. Если говорить более простым языком, то к муниципальной собственности относятся:

        41. детские сады;
        42. школы;
        43. больница;
        44. административные здания;
        45. компании сельхозназначения;
        46. парки;
        47. улицы;
        48. дороги и прочее.
        49. Список земель, которые относятся к муниципалитету, довольно большой. Помимо территорий с указанными выше объектами, к этому типу относятся также участки, которые необходимы для осуществления обслуживания людей. Например, это может быть коммунальное обслуживание жителей какого-то района в любом городе.

          К муниципальным землям могут относиться территории в пределах городов, сел, поселков или за их пределами. Собственность на эти участки должна быть подтверждена соответственными документами и быть зарегистрирована. Нередко происходит передача государственных земель муниципалитету для более эффективного использования и развития. Если для достижения какой-то цели требуется получение земель физических или юридических лиц, то возможно их приобретение или передача во владение любым другим законным способом.

          Все земли, которые относятся к муниципалитету, имеют одно целевое назначение – удовлетворение потребностей граждан и обеспечение комфортных условий проживания. Это касается как благоустройства территорий, так и обслуживания инфраструктуры и прочее. По этой причине использование муниципальных земель по сравнению с государственными более узкое и направлено на ограниченное количество направлений.

          Муниципальные земли находятся в использовании местной администрации. При этом в управлении учитывается устав, планирование территорий и зонирование определенных участков земли, что предусмотрено законодательством России.

          Существует возможность передачи муниципальных участков во владение физическим или юридическим лицам. Для этого необходимо иметь основания и получить соответственное решение от местной администрации. При передаче участков во владение обязательно должно учитываться целевое направление согласно градостроительным бумагам.

          Частная собственность

          Право частной собственности является приоритетным для большинства демократических государств. В РФ оно защищается законом и гарантируется каждому гражданину. Частная собственность означает, что все права на определенный земельный участок (владение, использование, распоряжение) принадлежат полностью или частично физическому, юридическому лицо или группе лиц. Их правовой статус должен соответствовать праву этого типа на участки земли.

          На сегодняшний день выделяют следующие виды права собственности на землю по субъектам:

        50. права обычных граждан или физлиц;
        51. права юрлиц.
        52. К последнему пункту также относятся группы людей, которые являются собственниками земли. При этом в законодательстве РФ не указано, какие конкретно объединения имеются в виду.

          [smartcontrol_youtube_shortcode key=»собственность на землю» cnt=»1″ col=»1″ shls=»true»]

          К объектам права частного владения относится ограниченный перечень земельных участков, что связано с их особенностями и целью использования. Наиболее распространена частная собственность на земли сельхозназначения, поскольку получить право владения довольно легко и никаких ограничений в этом плане практически не существует. Законодательством России предусмотрено количество земель, которые может получить во владение частное лицо. Это значит, что хоть и предусмотрены определенные лимиты, приобрести можно довольно большие участки.

          Имущество в частное владение приобретается путем совершения каких-то сделок. Это может быть купля-продажа, дарение, наследование, приватизация и прочее. Возможен также переход права владения, когда участок принадлежал государству или муниципалитету, а затем был передан физическому лицу. Если говорить другими словами, то право частной собственности может возникнуть на основании приватизации, решений местных органов власти о передачи участков и других нормативно-правовых актах.

          [smartcontrol_youtube_shortcode key=»Формы собственности на землю» cnt=»1″ col=»1″ shls=»true»]

          При этом также предусмотрена процедура прекращения владенияопределенной территорией, которая может быть принудительной или добровольной. Во владение физическим или юридическим лицам не может быть передана следующая категория земель:

        53. ограниченные в обороте;
        54. изъятые из оборота.

    К таким участкам относятся территории заповедников или нацпарков, лесного фонда и прочее. Частная собственность предполагает определенные обязанности для владельцев, включая оплату земельного налога, соблюдение регламентов по охране земли и эффективное использование участков.

    Глава 3 Правовые особенности и проблемы реализации права собственности на землю в рф

    Учитывая федеративное устройство России и существование двух уровней государственной власти, предусматривается, что право государственной собственности существует в виде федеральной собственности и собственности субъектов РФ (субъектной).

    На каждом уровне правомочия владения, пользования и распоряжения распределены между законодательными органами, соответствующими министерствами и ведомствами и реализуются через систему государственных полномочий и функций управления.

    Объектом права государственной собственности выступают индивидуально обособленные земельные участки, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц и муниципальных образований (ст. 214 ГК). Государственной земельной собственности принадлежит ведущее место. Государственные земли наиболее обширны, их площади, имеют наиболее существенную экономическую и экологическую значимость.

    На современном этапе реформирование всей системы земельных отношений в городах достигается через разграничение прав государственной и муниципальной собственности на землю и властных полномочий государственных органов с органами местного самоуправления, дифференцированную оценку городских земель, создание и совершенствование: технологически взаимосвязанных систем правового зонирования земель и их оборотоспособности, городского землеустройства и межевания, в увязке с градостроительным планированием и проектированием, а также государственного земельного кадастра.

    Что же касается права собственности на землю юридических лиц, то в соответствии с федеральным законом «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (ст. 10) все юридические лица, кроме государственных, муниципальных учреждений, федеральных казенных предприятий, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления, имеющие земельные участки в постоянном (бессрочном) пользовании, были обязаны до 1 января 2004 года переоформить это право на право аренды или приобрести эти земельные участки в собственность, если они не изъяты из оборота или ограничены в обороте.

    Земельные участки могут передаваться их собственниками другим лицам во временное пользование, аренду либо отчуждаться путем совершения сделок купли-продажи, наследования, дарения, мены, передачи в качестве взноса в уставные фонды, могут быть предметом залога.

    Собственники могут также добровольно отказаться от своего земельного участка либо могут объединить его с земельными участками других собственников для создания общей собственности.

    На лиц, имеющих земельные участки на праве частной собственности, возлагается ряд обязанностей. Они должны своевременно платить земельный налог, представлять в государственные органы сведения о состоянии и использовании земель, эффективно использовать землю в соответствии с целевым назначением и др (ст. 53 ЗК РФ). Право частной собственности возникает в результате различного рода сделок — купли-продажи земельных участков, приватизации, мены, дарения, наследования, ипотеки.

    Право частной собственности удостоверяется свидетельством о государственной регистрации права частной собственности, выдаваемым учреждениями юстиции. Право частной собственности возникает с момента такой регистрации.

    Право общей собственности на земельные участки означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения конкретным земельным участком двум и более индивидуально определенным физическим и юридическим лицам, которые выступают сособственниками. Статья 244 ГК РФ закрепляет следующее положение: имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности.

    Право общей собственности может возникнуть по желанию самих собственников или по закону.

    Например, правом общей собственности на земельный участок в соответствии с ГК РФ наделены члены крестьянских хозяйств, супруги, если они приобрели этот участок во время брака.

    Земельный участок может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность).

    Владение, пользование и распоряжение земельным участком, находящимся в общей собственности, осуществляется по соглашению всех собственников (ст. 246, 247, 253 ГК РФ).

    Общая собственность существует в виде долевой или совместной. В первом случае каждому сособственнику определяется и фиксируется в свидетельстве о регистрации права собственности его доля. Во втором случае доля каждого не определяется (п.4 ст. 244 ГК РФ).

    Объектами права общей собственности выступают земельные участки, образуемые либо путем добровольного объединения гражданами или юридическими лицами принадлежащих им на праве частной собственности земельных участков (долей) как в порядке приватизации, так и вне ее.

    Хотя в большинстве случаев возникновения общей собственности действует принцип добровольного выбора, в некоторых случаях право общей собственности является единственной альтернативой.

    Право общей долевой и совместной собственности удостоверяется свидетельством о регистрации права собственности на земельный участок (долю) в общей собственности, выдаваемому каждому собственнику отдельно.

    Право общей совместной собственности удостоверяется свидетельством о регистрации права, оформляемым в соответствии с Законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

    Земли, находящиеся в общей долевой и совместной собственности, используются для различных целей: ведение сельского хозяйства, предпринимательская деятельность, использование земель для размещения объектов жилой и нежилой постройки. Владение и пользование земельным участком, находящимся в общей собственности граждан, осуществляется сообща.

    При совместной собственности сособственники обладают равными правами собственности на весь земельный участок. Каждый из них по согласию всех других участников вправе совершать разрешенные сделки со всем земельным участком либо его частью, а также иным образом распоряжаться им.

    В Новосибирской области 350 тысяч семей имеют индивидуальные жилые дома, из них 288 тысяч имеют рядом расположенные с ними земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства (ЛПХ) более 400 тысяч садовых участков. У многих из них правоудостоверяющие документы на фактически используемые участки или не оформлены должным образом или их вообще нет.

    В соответствии с Земельным кодексом граждане Российской Федерации, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследования владения в сроках на переоформление этих прав на право аренды или приобретение в собственность не ограничены, но они этими земельными участками не вправе распоряжаться. В тоже время земельные участки, находящиеся в постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении могут быть приобретены ими в собственность бесплатно.

    Но в городе Новосибирске, в других городах области есть много индивидуальных жилых домов, которые построены без землеотвода. На них у граждан нет правоудостоверяющих документов на земельные участки.

    Подтвердить право собственности на такие дома граждане могут через обращение в суд. Но, учитывая, что таких домовладений только в самом городе Новосибирске около 15 тысяч, более приемлемым способом решения этой проблемы являлось бы принятие органами местного самоуправления нормативных правовых актов о порядке признания права собственности гражданина на жилой дом, которым он фактически владеет.

    В соответствии с Земельным кодексом, Гражданским кодексом Российской Федерации объекты недвижимости неразрывно связаны с земельными участками, на которых они расположены и оформление правоудостоверяющих документов на них, сделок с ними проводится одновременно.

    Есть четыре категории граждан, которые различны по праву пользования земельными участками.

    Первая категория граждан – имеют надлежаще оформленные документы на земельный участок (до 1999 года – свидетельство о праве собственности на земельные участки, зарегистрированные в земельном комитете; с 1999 года – свидетельство регистрации права собственности на земельный участок, выданное учреждением юстиции о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

    Вторая категория граждан – имеют документ о праве собственности на земельный участок, но межевание этого участка не проведено. В свидетельстве о собственности на земельный участок отсутствуют полностью или приведено схематичное описание прохождения границ на местности. Если гражданин знает границы своего земельного участка, у него нет споров с соседями, и он не собирается этот участок продавать, менять, передавать по наследству, то он может не беспокоиться об обновлении правоудостоверяющих документов.

    Но если этот гражданин решил продать, обменять, передать по наследству свой земельный участок, то ему придется оформлять все положенные документы о его межевании, о постановке его на государственный кадастровый учет, затем обращаться в учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним для получения свидетельства о регистрации права собственности на земельный участок установленного образца.

    Третья категория граждан — имеют документ о праве собственности на земельный участок, но фактически используемый участок больше, чем указано в свидетельстве и они хотят приобрести его весь в собственность. В этом случае нужно решение органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования, о предоставлении фактически используемого дополнительного участка в собственность. Часть земельного участка сверх установленного органом местного самоуправления размера будет предоставляться в собственность за плату.

    После получения решения органа местного самоуправления о предоставлении дополнительного фактически используемого участка в собственность нужно обратиться с заявлением в земельную кадастровую палату для получения выписки из государственного земельного кадастра на весь участок (если не проводились межевые работы) или на дополнительно приобретенную часть земельного участка.

    Земельная кадастровая палата выдаст выписку из форм государственного земельного кадастра в виде кадастрового плана земельного участка, но с оговоркой, что вся площадь участка или вновь приобретаемая, декларируемая, и подлежит уточнению в ходе межевания.

    После этого гражданин заключает с одной из землеустроительных организаций (частных) договор на проведение межевых работ. Материалы межевания утверждаются земельным комитетом соответствующего района, города. Затем гражданин подает заявку в орган кадастрового учета земельных участков о постановке на государственный кадастровый учет его земельного участка. Получив выписку из Государственного земельного кадастра в форме кадастрового плана, можно обращаться в учреждение юстиции о регистрации права собственники на земельный участок.

    Четвертая категория граждан – нет никаких документов на право собственности на земельный участок, на котором расположен жилой дом, приусадебный участок, которым фактически пользуются.

    В данном случае гражданин должен обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность или аренду.

    Затем он обращается в земельную Кадастровую палату для получения технических условий для проведения межевания земельного участка, выбирает землеустроительную организацию (частную) для проведения работ по межеванию.

    После проведения межевания земельного участка орган местного самоуправления должен утвердить проект плана границ земельного участка.

    В дальнейшем гражданин представляет в государственную земельную кадастровую палату документы межевания, которые составлены на основании землеустроительного дела, утвержденного комитетом по земельным ресурсам и землеустройству соответствующего района, и решение органа местного самоуправления об утверждении проекта границ земельного участка, получает кадастровый план земельного участка в виде выписки с присвоением ему кадастрового номера.

    С выпиской из Государственного земельного кадастра и решением органа местного самоуправления о предоставлении ему земельного участка теперь гражданин может обращаться в учреждение юстиции для получения свидетельства о регистрации прав на земельный участок.

    Помимо прав закон устанавливает для собственника обязанности. Основной обязанностью собственника является бремя содержания принадлежащего ему имущества (ст. 210 ГК РФ).

    В состав этой обязанности входит, если иное не предусмотрено законом или договором, необходимость заботы о своем имуществе, поддержание его в должном состоянии (не захламление участка, использование его по целевому назначению, недопущение ухудшения качества земель и т.д.).

    3.2 Проблемы реализации права собственности на землю

    Среди множества существующих проблем в сфере реализации права собственности на землю в РФ выделим наиболее острые и актуальные, нуждающиеся в своем скорейшем и адекватном правовом решении:

    1. Одной из основных проблем сегодня остается вопрос цены выкупаемой земли. Правительство считает, что выкуп должен производиться по 5-10-кратной ставке земельного налога. Предложение ряда депутатов передавать земельные участки в собственность предприятиям по рыночной цене «с точки зрения правительства нанесет ощутимый удар по встающей на ноги российской промышленности, лишит ее значительной части оборотных средств и уменьшит тем самым возможности для инвестиций». Купля-продажа земельных участков производится через российский фонд федерального имущества — его специалисты проверят и подготовят документацию, необходимую для купли-продажи земельного участка. Теоретически выкуп земли должен стимулировать процесс экономического оздоровления предприятий — в частности, облегчить для них возможность привлечения коммерческих кредитов или инвестиций. Однако на территории Новосибирской области не было зарегистрировано ни одной сделки купли-продажи земельного участка государственным унитарным предприятием или акционерным обществом. Это связано, в первую очередь, с отсутствием средств на покупку земельного участка, а также с тем фактом, что право собственности на земельный участок на сегодняшний день не осознается его владельцем как элемент инвестиционной привлекательности. Приватизация земельных участков, из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории области, будет осуществляться с момента, установленного Законом области «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Новосибирской области». Ведется разработка и проекта закона области «Об особо охраняемых природных территориях в Новосибирской области». Он определит состав особо охраняемых природных территорий, порядок их использования и режим охраны. Это сегодня актуально, так как в последнее время много лиц изъявляют желание приобрести земельные участки в собственность в лесных и водоохранных зонах, в лечебно-оздоровительных местностях и в иных особо охраняемых природных территориях. Объектами права частной собственности выступают земельные участки лишь некоторых категорий земель. Наиболее либерален в этом смысле правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, право частной собственности, на которые фактически не ограничивается. В частной собственности в настоящее время находится незначительная площадь — всего 7,6% всех земель. При этом на долю граждан приходится около 82% этих площадей. Земельные участки, находящиеся в частной собственности, могут использоваться только для установленных целей, указание на которые содержится в правоустанавливающих документах — свидетельствах о регистрации права частной собственности. Они могут включать использование земель для ведения фермерского хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального жилищного строительства, предпринимательской деятельности.

    2. Политика государства по отношению к праву государственной собственности не приобрела необходимой ясности даже с принятием в 2001 г. Федерального закона «О разграничении государственной собственности на землю» и Земельного кодекса РФ. С одной стороны, был установлен порядок разграничения государственной собственности на федеральную, собственность субъектов РФ и муниципальную и тем самым определен курс государства на разграничение собственности. С другой — положение о том, что право собственности соответствующих субъектов возникает с момента государственной регистрации этого права, поставило государственную и муниципальную собственность вне закона до тех пор, пока это право не будет зарегистрировано. Такое же жесткое положение о государственной регистрации права собственности, в том числе государственной формы собственности, как основании его возникновения содержится и в Федеральном законе «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». До этого момента также вряд ли можно признать распорядительные действия с земельными участками со стороны государства (к примеру, передача в частную собственность, пользование и т.д.) легитимными.

    Одновременно можно предположить, что Земельный кодекс прояснил вопрос с видами государственной собственности. В частности, ст. 16—18 ЗК соответственно указывают на три вида собственности: государственную, федеральную собственность на землю, а также собственность субъектов РФ.

    На основании этих статей можно считать, что до тех пор, пока государственная собственность не разграничена между РФ, субъектами РФ и муниципальными образованиями, на нее распространяется право государственной (т.е. той самой «общей», но не разграниченной) собственности с особым правовым режимом.

    Во-первых, эти земли потенциально являются объектом разграничения прав собственности.

    Во-вторых, можно предположить, что право государственной собственности возникает автоматически по отношению ко всем земельным участкам, не находящимся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований, на основании ст. 16 ЗК и ст. 214 ГК, в том числе по отношению к не разграниченным земельным участкам, а не с момента государственной регистрации права. Хотелось бы так же отметить, что в части 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации предусматривается, что земля может находиться в государственной собственности. Данное конституционное требование реализуется в гражданском и земельном законодательстве. В пункте 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункте 1 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации провозглашается, что земля, не находящаяся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, является государственной собственностью.

    Наличие в Гражданском кодексе Российской Федерации и Земельном кодексе Российской Федерации положений о государственной земельной собственности говорит о необходимости решать соответствующие проблемы, как в рамках требований гражданского, так и земельного законодательства.

    Проблему разграничения прав собственности на землю целесообразно рассматривать комплексно и системно, то есть с многих точек зрения. Но главным в рассмотрении данной проблемы, являются юридические и экономические вопросы.

    Достаточно интересны принципы разграничения. Все земли, на которых располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности или на которых располагается недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской федерации, в соответствии со статьей 3 закона о разграничении прав на землю относятся к федеральной собственности. В связи с чем, значительная часть ценных земель, расположенных в городах, изымается из собственности субъектов РФ и поступает в федеральную собственность.

    Резервные земли для муниципалитета представляют особый интерес, точно также как для субъекта РФ и государства в равной степени.

    Направляя сведения по этим земельным участкам Администрация НСО полагала, что Росимуществом России эти перечни будут направлены для утверждения в Правительство РФ. Это позволило бы зарегистрировать право муниципальной собственности на землю в Учреждении юстиции по НСО, а арендные платежи в полном объеме перераспределялись в муниципальный бюджет. Но ожидания не оправдались, и появилась новая проблема. Не все земельные участкм муниципальной собственности согласованы с Рос. Имуществом России. Даже более того произошла парадоксальная ситуация. Направленный перечень сведений на 25 земельных участков муниципальной собственности (23 из которых предоставлены под строительство АЗС юридическим и физическим лицам, а два — фактически занимаемых муниципальными объектами торговли (ГУМ «Россия» и магазин «Золотая нива»)) Рос. Имущества России отнесли эти земельные участки к собственности РФ и предложили для согласования. В настоящее время Администрация НСО начала процедуру оспаривания, которая продолжается уже более 2-х лет.

    3. За период проведения работ по разграничению прав собственности на землю возникла и еще одна проблема: длительность сроков направления, рассмотрения, согласования, утверждения на первом этапе проведения работ по провозглашению прав собственности. Сроки можно было бы сократить вдвое изменив процедуру согласования перечней в регионах между уполномоченными органами Рос. имущества РФ и муниципальной власти.

    Пример: Уполномоченный орган Рос. имущества РФ на территории субъекта формирует перечень земельных участков, на которые у РФ возникает право собственности и с копиями документов подтверждающих обоснованность внесения в перечень и направляет в Рос. имущества РФ.

    После рассмотрения Рос. имущества РФ этот же перечень направляет обратно, но уже в адрес муниципалитета для согласования. После рассмотрения в структуре уполномоченного органа муниципального образования тот же перечень и с тем же пакетом документов направляется в Рос. имущества РФ с предложением о согласовании или оспаривания. В данной схеме трижды загружается почтовая связь, гоняя бандероли весом 2-2,5 кг из регионов в Москву и обратно.

    4. Проблемы долевой собственности, то есть ФЗ «О разграничении госсобственности на землю» не определил порядок составления перечней земельных участков, на которые возникает совместная или долевая собственность государства и муниципального образования.

    Пример. В одном из первых перечней земельных участков, на которые у РФ возникает право собственности, направленных Рос. имуществом РФ для согласования с муниципалитетом из 25 участков два оказались спорными:

    1) жилой дом со встроенным магазином по ул. Кочубея, 9/1 (магазин является собственностью завода Хим. Концентратов, а жилой дом является муниципальным и находится в закреплении МУ «ДЗ ЖКХ Калининского района»);

    2) административное здание по ул. Фрунзе, 5 является собственностью ОАО «Сибгипрошахт», а часть здания в закреплении муниципалитета — школа №14.

    От особенностей права собственности на землю в государстве и его субъектах, предлагаем перейти к проблемам земель занимаемых водными объектами и лесами.

    5. Россия богата лесными ресурсами. Почти 70% ее территории покрыто лесом. Леса играют важную роль в жизни страны. Они остаются одним из наиболее интенсивно эксплуатируемых природных ресурсов в стране и одновременно обладают экологической значимостью. Основные площади лесов РФ образуют лесной фонд. В соответствии с официальной статистикой он составляет 1059,8 млн га — примерно 62% территории России.

    Приоритет лесных отношений фактически лишает земли лесного фонда независимого положения как объекта общественных отношений. Земельные отношения в пределах лесного фонда не отделимы от лесных. Разделить лесопользование и землепользование фактически невозможно. Даже терминологически в лесном законодательстве земельные правоотношения по сути именуются лесными.

    По нашему мнению, при такой тесной взаимосвязи этих тех нормативно — правовых актов, должна быть их полная согласованность между собой и уж тем более с Конституцией РФ, хотя как раз такой согласованности и не наблюдается.

    Приведем пример противоречий и проблем, которые встречаются между этими нормативно — правовыми актами:

    Так, например, в ноябре 2003 года Государственная Дума со второй попытки приняла в третьем чтении поправки в Лесной Кодекс Российской Федерации. Эти поправки предполагают внесение в статью 63 действующего Лесного кодекса изменений, позволяющих переводить земли лесного фонда, включая занятые лесами 1-ой группы (а к ним относятся заповедники, национальные парки и лесные охранные зоны вокруг городов), в иные категории земель, в том числе в целях строительства объектов «культурного, жилищно-коммунального, социально- бытового назначения». 25 ноября члены Совета Федерации проголосовали против принятия данных поправок и за отправку их на доработку. Однако уже 26 ноября сенаторы большинством голосов одобрили поправки. Это стало результатом колоссального давления, оказывавшегося на членов Совета Федерации. Один из них заявил, что: «такого давления на Совет Федерации еще никогда не было» [15, c.26].

    В течение всего этого времени общественные экологические организации выступали категорически против принятия данных поправок.

    Облегчение процедуры перевода лесных земель в нелесные земли, при отсутствии законодательных ограничений на применение этой нормы, создаст предпосылки для массовой вырубки защищенных лесов и застройки заповедных территорий элитным жильем и сопутствующей инфраструктурой.

    Будут полностью уничтожены лесопарковые зоны вокруг крупных городов (таких, как Москва и Санкт-Петербург), а также леса в малолесных регионах, т. е. леса, выполняющих важные водоохранные и рекреационные функции. Это приведёт к серьезному ухудшению экологической обстановки во многих крупных городах. Будет нанесён непоправимый ущерб живой природе.

    Кроме того, данные поправки узаконят фактически криминальный захват особо ценных лесных земель, произведенный за последние полтора десятилетия (примером этому могут служить многочисленные вырубки лесов в Московской области).

    Глубоко возмущает экологов и то, что поправки являются антиконституционными – они противоречат статьям 9, 36, 42 Конституции РФ.

    Подготовленный законопроект меняет саму суть Лесного Кодекса, которая заключается в создании правовых основ для рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, повышения их экологического и ресурсного потенциала, приводит к коллизии правовых норм Лесного и Земельного законодательства (внесённые в Лесной Кодекс изменения противоречат п. 1, 2 ст. 49, п. 3 ст. 101 Земельного Кодекса РФ).

    «Изъятие земель, занятых лесами первой группы, для государственных или муниципальных нужд допускается только в исключительных случаях, предусмотренных подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 49 настоящего Кодекса.» (п.3 ст.101 ЗК РФ).

    Данный проект узаконивает правовой беспредел и создаёт благоприятные условия для нецелевого использования нашего национального богатства – лесов 1-ой группы, обеспечивающих конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду и являющихся необходимым условием для устойчивого развития России.

    6. Еще одной важной проблемой в праве собственности на землю, является проблема права частной собственности не оформленных земельных участков. Так, например, только на территории Новосибирской области 350 тысяч семей имеют индивидуальные жилые дома, из них 288 тысяч имеют рядом расположенные с ними земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства (ЛПХ) более 400 тысяч садовых участков. У многих из них правоудостоверяющие документы на фактически используемые участки или не оформлены должным образом или их вообще нет.

    Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установил, что граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до 1 января 1992 года, но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы имеют право приобрести их в собственность бесплатно и зарегистрировать это право в соответствии с установленными правилами.

    Ну, а как быть, если гражданин приобрел в собственность жилой дом после 1 января 1992 года, если этот дом он построил сам? Ответ на этот вопрос дает статья 15 Закона Новосибирской области «Об использовании земель на территории Новосибирской области». В одном из подпунктов этой статьи установлено, что граждане Российской Федерации, имеющие жилые дома, право собственности на которые у них возникло до вступления в силу настоящего закона, имеют право приобрести бесплатно в собственность земельные участки, находящиеся в их фактическом пользовании и на которых расположены указанные жилые дома, в том числе в случае отсутствия правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на указанные участки.

    7. Обращают на себя внимание также правила ст. 55 ЗК, регламентирующие условия и порядок принудительного прекращения прав на земельный участок лица, не являющегося его собственником, ввиду ненадлежащего использования земли. В них изложена процедура принудительного прекращения права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в случаях его ненадлежащего использования по предусмотренным законом основаниям.

    В рамках данной процедуры исполнительный орган государственной власти, уполномоченный на осуществление государственного земельного контроля, одновременно с наложением штрафа на виновное лицо выносит предупреждение относительно допущенных земельных правонарушений и необходимости их устранения. Если этого не сделано, орган государственной власти, вынесший предупреждение, направляет материалы в органы власти, указанные ст. 29 ЗК, которые направляют в суд заявление о прекращении права на земельный участок.

    Как представляется, приведенное правило нуждается в корректировке, поскольку его редакция противоречит предусмотренному гражданским процессуальным законодательством правилу о возможности кассационного либо апелляционного обжалования судебного решения в 10-дневный срок после его вынесения в окончательной форме. В данном случае достаточно указания о направлении заявления о государственной регистрации прекращения права на земельный участок после вступления решения суда в законную силу, если оно не подлежит немедленному исполнению в порядке ст. 211 ГПК.

    8. Обращает на себя внимание определенная незавершенность формулировки правила, закрепленного в п. 7 ст. 56 ЗК, — об обжаловании в судебном порядке ограничения прав на землю. Исходя из буквального его толкования ограничение прав на землю может быть оспорено только физическими лицами в суд общей юрисдикции и исключительно в рамках гражданских процессуальных норм, регламентирующих обжалование действий и решений, нарушающих права и свободы граждан (гл. 24.1 ГПК). Права и охраняемые законом интересы юридических лиц и иных образований, а также граждан — предпринимателей в таком случае остаются вне сферы судебной защиты, поскольку в арбитражном процессуальном законодательстве говорится в подобных случаях об исковом производстве и не предусматривается возможности обращения названных субъектов права с таким обращением, как жалоба. Думается, в данном случае нет необходимости указывать в земельном законодательстве конкретные и исчерпывающие формы судебной защиты нарушенного права, поскольку эта сфера общественных отношений относится к предмету процессуальных отраслей права и достаточно полно ими урегулирована.

    9. На наш взгляд, требует доработки правило ст. 56 ЗК, предусматривающее возможность ограничения прав на землю, как в административном, так и судебном порядке. Ведь критериев разграничения судебной подведомственности и подведомственности таких дел органам государственной власти и местного самоуправления в законе нет. Исходя из основополагающего правового принципа о возможности судебной защиты прав, нарушенных административным актом, необходимо закрепить правило, согласно которому судам подведомственны дела об оспаривании действий (бездействия) властных структур, ограничивающих права на землю. Именно посредством судебной процедуры следует устранять неопределенность в правах и обязанностях субъектов земельных правоотношений. Там, где отсутствует спор, ограничение прав на землю в рамках установленной законом процедуры возможно в административном порядке с сохранением права обращения в суд в связи с действиями (бездействием) властных структур. В данном случае не имеется в виду судебный порядок, предусмотренный ст. ст. 54 и 55 ЗК, поскольку он имеет иную целевую направленность и природу.

    10. Вызывает возражения формулировка п. 2 ст. 61 ЗК, возлагающего обязанность возмещения гражданину или юридическому лицу убытков, причиненных в результате издания незаконного акта государственным органом исполнительной власти, на этот орган. Данное правило противоречит положениям ст. 1069 ГК, по которым вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны ее субъекта или казны муниципального образования. Совершенно очевидно, что указание на исполнительный орган государственной власти как на субъект возмещения вреда не только противоречит закрепленным в гражданском законодательстве основополагающим правилам, но и сужает состав властных структур, поскольку за рамками ответственности остаются другие ветви власти, включая органы местного самоуправления и должностных лиц.

    Во избежание приведенной коллизии, думается, достаточно указания на возможность возмещения данных убытков в соответствии с правилами гражданского законодательства.

    Раскрытие темы «Право собственности на землю в РФ» начато именно с 1861, потому что только с этого времени можно говорить о каких – то сдвигах в положительную сторону в развитии права собственности на землю в России. До 1861 года описывать, можно сказать, даже и нечего, так как существовало только три субъекта права собственности на землю, то есть земля принадлежала либо государству, либо помещикам, либо Церкви, да и те, кто ее обрабатывал, также принадлежали либо государству, либо помещикам, либо Церкви. Именно с проведения реформы 19 февраля 1861 года и необходимо говорить об особенностях права собственности на землю, потому, что появляется первая особенность – это крестьянин, наделенный правом частной собственности. И одной из основных особенностей того времени можно считать тот факт, что крестьяне наконец-то получили, то чего они так давно добивались, но использование земельных участков существенно ограничивалось обязательствами перед бывшими собственниками по их выкупу.

    Наделенные крохотными участками земли крестьяне зачастую не могли обеспечить даже нормального существования себе, уж не говоря о какой – то прибыли. Земли в России были распределены так, что примерно 30 тыс. помещиков и 10 млн. крестьян имели одинаковое количество земли. Такое распределение земли, переход от трехпольной системы — к двухпольной привело к упадку в крестьянском хозяйстве, выразившемся в истощении почвы, сокращении количества скота, истреблении лесов и падении садоводства. Для продолжения реформы, урегулирования всех этих вопросов и направления реформы в нужное русло было принято решение о проведении аграрной реформы под руководством Петра Столыпина.

    Основным направлением реформы Столыпина было проведение реорганизации крестьянского хозяйства и изменение содержания прав крестьян на землю.

    Основными результатами реформы Столыпина можно считать то, что при выходе из общины крестьянин приобретал право на выделение земельного участка «к одному месту», на закрепление его в собственность со всеми вытекающими отсюда юридическими последствиями, иными словами, право продавать эту землю, сдавать ее в аренду и т.д. И главным результатом реформы можно считать то, что с развитием частной собственности на землю произошел значительный рост благосостояния крестьян.

    Основным направлением реформы проводимой в период с 1861 по 1917 год было предоставление крестьянскому сословию прав на землю, равных существовавшему в России праву личной собственности на землю. Это право включало владение землей, право использовать землю ограничивалось обязанностью не нарушать права собственников соседних участков и права сервитута. Право распоряжения земельным участком заключалось в праве заключать все виды сделок, предусмотренных гражданским законодательством для недвижимости, а также совершать иные действия, предусмотренные правом для распоряжения недвижимостью.

    Но, проведение земельной реформы в период с 1861 по 1917 год привело к определенной дифференциации и расслоению крестьянства, что послужило причиной революционных преобразований земельных отношений, последовавших после Октябрьской революции и кардинальным образом изменивших земельно-правовой строй России.

    С приходом к власти большевиков вопрос о праве собственности на землю переходит на новый, принципиально новый, уровень.

    По нашему мнению, вопрос, связанный с правом собственности вообще на несколько десятилетий можно считать закрытым.

    Основные перемены в области реформирования земельного права возобновляются только лишь спустя более 70 лет. Требовалось проведение коренных преобразований, то есть возобновление права частной собственности. Правительство упиралось, не хотело, но понимало необходимость таких преобразований, реформа шла медленно и противоречиво, но все же она шла. С приходом к власти Ельцина, начинаются основные преобразования, для установления частной собственности.

    Ликвидировались колхозы и совхозы, а главное, с изданием Указа Президента РФ от 27 октября 1993 г. «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» появляется неограниченное право частной собственности.

    Согласно официальной точке зрения, к весне 1994 г. первый этап земельной реформы в России уже был завершен. За короткий срок земля и другие средства производства перешли в собственность граждан.

    В период с 1991 года по сегодняшний день идет форсированное реформирование аграрного сектора экономики, это вызвано тем, что для восстановления экономики страны требуются быстрые и правильные действия и решения.

    На наш взгляд, в настоящее время вопрос права частной собственности на землю регулируется более или менее хорошо, появилась определенная кодификация и упорядоченность нормативно – правовых актов.

    Основной составляющей, регулирующей данную отрасль права сегодня является: Конституция Российской Федерации 1993 года, закрепившая различные формы собственности. Так что же такое собственность? Согласно большой юридической энциклопедии, собственность – сложное и многозначное понятие. С экономической точки зрения собственность понимается как система общественных отношений, складывающихся в процессе присвоения материальных благ.

    Ныне действующая Конституция РФ в статье 9 закрепила основные формы собственности: земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Допускается установление любых форм собственности на землю.

    Учитывая федеративное устройство России и существование двух уровней государственной власти, предусматривается, что право государственной собственности существует в виде: федеральной собственности и собственности субъектов РФ. Частная же собственность существует в виде общей совместной и общей долевой собственности. Муниципальная собственность едина и видов не имеет.

    Проведенный в дипломной работе анализ нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы собственности в области земельно-правовых отношений, дает основание выделить основные из них:

    1. Земельный кодеке РФ принятый Государственной Думой 28 сентября

    2001 года, 30 октября 2001 года он был опубликован и вступил в действие. Основополагающий документ при регулировании вопросов земельного права. В целом кодекс заслуживает положительной оценки. Он выгодно отличается от ЗК РФ 1991 года большей степенью детализации правового регулирования, но в то же время можно выделить и некоторые недостатки. Так, существуют коллизии правовых норм, содержащихся в ЗК РФ и ГК РФ. Основной причиной такого «столкновения» норм является то, что ЗК РФ нередко выходит за пределы регулирования земельных отношений и неоправданно вторгается в сферу гражданско-правого регулирования. ЗК РФ порой затрагивает и некоторые другие отрасли права, например, административную, трудовую (ст.74, 75 ЗК РФ).

    2. Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», который регулирует такой насущный вопрос как, распоряжение землями до разграничения государственной собственности на землю.

    3. Гражданский Кодекс РФ с принятием нового Земельного кодекса вступила в действие и гл. 17 части первой ГК РФ, которая регулирует основные вопросы земельных отношений. С одной стороны, именно гражданское право определяет, в частности, правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, регулирует договорные и иные обязательства, прочие имущественные отношения. С другой стороны, земля является специфическим природным объектом, особенности которого при определенных условиях могут в той или иной степени влиять на возможность и объемы участия данного объекта в гражданском обороте. В таком случае законодателем предусмотрено, что общее значение имеют нормы гражданского права, а специальное – нормы земельного права. В российских условиях, где земельное право выделено, наряду с гражданским, в самостоятельную отрасль права такой подход к решению проблемы представляется логичным, если абстрагироваться от самого факта существования «самостоятельного» земельного права.

    В то же время остается немало вопросов. Например, согласно п.2 ст. 3 ГК РФ, нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК РФ. При этом ЗК РФ содержит немало норм, являющихся по своей сути гражданско-правовыми, но уже в силу их присутствия именно в ЗК РФ имеются основания для отнесения их к нормам земельного права. Эту позицию можно рассматривать как с позиции п.2 ст.3 ГК РФ, так и с позиции п.3. ст.3 ЗК РФ. Представляется, что основной причиной подобных проблем является «самостоятельность» земельного права в российской правовой системе. Поэтому решение проблем, на наш взгляд, требует скоординированных действий ученых-юристов, представителей правоприменительных органов и законодателя.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

    1) Конституции РФ с внесенными в нее поправками от 30.12.2008//»Российская газета». – 2009. – 21 января.- № 7.

    2) Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О ведении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». – М.: Издательство «Омега-Л», 2008. – 134 с. – (Кодексы Российской Федерации)

    3) Земельный кодекс РСФСР 1991 г. М., 2000.- 149 с.

    4) Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 09.02.2009) // СЗ РФ. – 1994.- № 32.-ст. 3301.

    5) Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ (ред. от 14.03.2009) // СЗ РФ .- 2006 .- № 50.- ст. 5278.

    6) ФЗ «О Государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 № 122-ФЗ (ред. от 30.12.2008) // СЗ РФ.-1997.- № 30.- ст. 3594.

    7) ФЗ «О государственном земельном кадастре» от 02.01.2000 № 28-ФЗ (ред. от 04.12.2006) // СЗ РФ.- 2000.- № 2.- ст. 149.

    8) ФЗ «О землеустройстве» от 18.06.2001 № 78-ФЗ (ред. от 23.07.2008) // СЗ РФ .- 2001.- № 26.- ст. 2582.

    9) ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю»// СЗ РФ. — 2001. — № 30. – 3060 ст.

    10) Закон «Новосибирской области Об использовании земель на Новосибирской области» от 14.04.2003 № 108-ОЗ (ред. от 04.12.2008)

    Научная и учебная литература

    11) Александров А.Д. Вопросы, связанные с применением отдельных положений ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». // Юридический мир. – 2002. – № 2. – C. 54-57.

    12) Александровский Ю.В. «Закон 14 июля 1910 г. «об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении». СПб., 1991.

    13) Бесштанько А.В. К вопросу о понятии конституционного допустимых ограничений права частной собственности. // Конституционное право. – 2002. – № 1. – C. 2-6.

    14) Боголюбов С.А. Земельное право: Учебник. – М.: Проспект, 2008.

    15) Большая юридическая энциклопедия. — М.: 2001.

    16) Валеев В.К. Проблемы права собственности на земли лесного фонда// Коммерсант власть.-2003. -№ 11. — С. 26.

    17) Ведомости Верховного Совета.-1992.- №1.

    18) Вороной В.В. О понятии права собственности. // Юрист. – 2002. – № 4. – C. 14-21.

    19) Все об оформлении прав на землю: [практ.пособие]/ О.Д. Райконина. – 2-е изд., испр. – М.: Издательство «Омега-Л», 2008.

    20) Данилов В.П. Советская доколхозная деревня: Население, землепользование, хозяйство. — М.: 1977.

    21) Декреты Советской власти Т.1. — М.: 1957.

    22) Доброхотов Л.Н. Земельный вопрос в контексте новой аграрной реформы. — М.: 2002.

    23) Дубровский С.М. Столыпинская аграрная реформа. — М.: 1963.

    24) Зырянов П.Н. Поземельные отношения в русской крестьянской общине во второй половине XIX – начале XX века. — М.: 2002.

    25) Иконицкая И.А. Право собственности на землю в сельском хозяйстве РФ. – М.: 1996.

    26) История государства и права России: Учебник./ Под ред. Ю.П. Титова .- М.: 1999.

    27) История отечественного государства и права. /Под ред. О.И. Чистяков. Ч.2.- М.: 2000.

    28) Киндеева Е.А., Пискунова М.Г. Недвижимость: права и сделки (новые правила оформления, государственная регистрация, образцы документов). – 3-е изд. доп. и перераб. – М.: Юрайт-Издат, 2008. (Профессиональная практика).

    29) Козырев О.М., Маковская А.А. «Единая судьба» земельного участка и расположенных на нем иных объектов недвижимого имущества (реальность и перспективы). // Вестник ВАС РФ. – 2003. – № 2.

    30) Кокурин К. С. Защита права собственности в конституционном суде РФ: практика последних лет. // Конституционное право. – 2002. – № 7. – C. 20-26.

    31) Комментарий к Гражданскому кодексу РФ, части первой. / Под ред. Абовой Т.Е., Кабалкина А.Ю. – М.: ЮРАЙТ, 2003.

    32) Комментарий к Земельному кодексу РФ. Второе издание, доп. и перераб./ Под ред. Г.В. Чубукова, М.Ю. Тихомирова. – М.: Изд. Тихомирова М.Ю. – 2007.

    33) Краснов О.И. Право частной собственности на землю. – М.: Юристъ, 2005.

    34) Кукушкин Ю.С., Чистяк О.И. Очерк истории Советской Конституции.- М.: 1987.

    35) Ленин В.И. Полное собрание сочинений. -М.: 1989. -Т. 35.

    36) Лисина Н.Л. Особенности правового регулирования владения и пользования земельных участков из состава земель поселений. // Законодательство и экономика. – 2002. – № 11. – 90 с.

    37) Лойко П.Ф. Земля России: исторические аспекты и современные приоритеты использования. // Земельный вестник. – 2002. – № 1.

    38) Материалы конференции «Земельный кодекс РФ: Проблемы теории и практики». // Государство и право. – 2002. – № 9. – С. 77-80.

    39) Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. Т.1. — М.: 1967.

    40) Строев Е.С, Волков С.Н. Земельный вопрос в России в начале XXI века. – М.: 2001.

    41) Собственность и иные права на земельные участки в Российской Федерации. 3-е изд., доп. и перераб. / Под ред. М.Ю. Тихомирова. – М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2008.

    42) Сыродоев Н. А.О соотношении земельного и гражданского законодательства. // Государство и право. – 2001. – № 4. – С. 28-35.

    43) Сыродоев Н.А. Земельные отношения. // Правоведение № 4. – 1999. — С. 10-47.

    44) Тимонина Ю.В. Ограниченные вещные права на землю. // Юридический мир. – 2002. – № 1. – С. 25-31.

    45) Хрестоматия по истории отечественного государства и права X век – 1917 год. /Сост. В.А. Томсинов.- М.: 1998.

    46) Шариков Ю. Право частной собственности на землю. // Право и экономика. – 1998. – № 2. – С. 84-87.

    47) Широкорад А.И., Лащенов А.В. Переход права на земельные участки при переходе права собственности на здание, строение, сооружение. // Земельный вестник России. – 2002. – № 2. – С. 56-60.

    Смотрите так же:

    • Закон 5242-1 2018 Сейчас местом пребывания гражданина, по адресу которого он вправе временно зарегистрироваться, может быть гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или иное подобное учреждение, учреждение […]
    • Закон 282 об официальном статистическом учете Федеральный закон от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ"Об официальном статистическом […]
    • Развод прокловой причины Елена Проклова подала на развод с мужем. Каковы причины развода? Елена Проклова подала на развод с мужем. Каковы причины развода? Может, седина в бороду - бес в ребро, но по отношению к Елене Прокловой. Если ты считаешь его замечательным человеком, и желаешь […]
    • Залог при строительстве многоквартирного дома Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей Трудовые споры, пенсии Главная Статья 13 закона N 214-ФЗ Об […]
    • Индивидуальный трудовой спор это неурегулированные разногласия между Индивидуальные трудовые споры Индивидуальный трудовой спор – это переданное на рассмотрение органа по рассмотрению трудовых споров разногласие (конфликт) между работником и работодателем, связанное с осуществлением работником его трудовых функций и […]
    • Субъект преступления шпионаж «Субъект преступления» 106. К уголовной ответственности за шпионаж (ст. 276 УК РФ) может быть привлечен . • Специальный субъект – иностранный гражданин 107. Лица, которые во время совершения деяния находились в состоянии простого алкогольного, наркотического […]
    • Постановление конституционного суда рф о толковании отдельных положений российской конституции Конституционный Суд Российской Федерации о Конституционных (Уставных) судах субъектов Российской Федерации Постановления Конституционного Суда Российской Федерации "По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "Об общих […]
    • Закон ману защитив женщину Уголовное право В связи с тесной связью права с религией и моралью отсутствовала четкая дифференциация преступлений и грехов. По Законам Ману их разграничение видно не по самим правонарушениям, а по наказаниям за них (штраф, телесное наказание или […]