Пенсии за 80-е годы

Пенсии за 80-е годы

Пенсии в СССР: Cоциальные реформы 1917-1990 гг.

Пенсии в СССР: Cоциальные реформы 1917-1990 гг.

Создание органов социального обеспечения советского периода началось буквально в первые дни после Октябрьской революции. Так, уже 29 октября (по новому стилю 11 ноября) 1917 года, глава нового правительства Владимир Ленин подписал постановление о создании Народного комиссариата государственного призрения.

Уже 30 октября (12 ноября) состоялась беседа Ленина с Александрой Коллонтай, которая после большого опыта партийной работы в начале 20 века была приглашена на пост первого министра в Советском правительстве. Выбор кандидатуры на пост наркома призрения был не случайным.

Александра Коллонтай возглавляла Наркомат государственного призрения лишь несколько месяцев: с 30 октября 1917 года по 19 марта 1918 года. Но даже за такой короткий срок деятельность первого наркома призрения сыграла важнейшую роль в становлении органов попечительства в Советской республике — в чрезвычайных условиях ведения двух войн (мировой и гражданской), с огромным потоком раненых солдат и людей, оставшихся без средств к существованию.

В августе 1918 года были введены пенсии для инвалидов Красной армии, в 1923 году — для партийных активистов («старых большевиков»). В 1928 году — для работников горнорудной и текстильной промышленности. Всеобщие пенсии для городских рабочих и служащих будут введены только в 1937 году.

Пенсионное обеспечение военнослужащих в первые годы Советской власти регулировалось постановлением ЦИК СССР от 29 октября 1924 года «Об утверждении Кодекса законов о льготах и преимуществах для военнослужащих Рабоче-Крестьянской Красной Армии и Рабоче-Крестьянского Красного Флота Союза ССР и членов их семей».

Буквально накануне Великой Отечественной войны, 5 июня 1941 года, было принято постановление СНК СССР «О пенсионном обеспечении военнослужащих и членов их семей», которое определяло размер пенсии в зависимости от заработной платы и причин нетрудоспособности военнослужащих.

С завершением периода НЭПа и началом коллективизации в 1929 году уровень жизни работающего населения быстро падал.

В довоенный период (до начала Великой отечественной войны) минимальный уровень жизни рабочих — по соотношению зарплат и стоимости потребительской корзины — был зафиксирован в 1940 году. Он в два раза был ниже уровня жизни российского рабочего в 1913 году.

Что касается крестьян, то их положение в стране долгое время не менялось, начиная с периода крепостничества. Крестьяне не получали пенсий в доревлюционной России. При Советской власти сельские труженики по-прежнему оставались фактически бесправными. Вплоть до 60-х годов, когда в период хрущевской «оттепели» произошли существенные перемены в социальной сфере. Тогда же в основном завершилось формирование советской пенсионной системы, которая впервые стала всеобщей.

В 1956 году в СССР был принят Закон «О государственных пенсиях».

В 1964 году, с принятием Закона «О пенсиях и пособиях членам колхозов», пенсионные права в Советском Союзе впервые получили колхозники.

Начиная с 1960-х годов пенсионная система СССР включала две базовые компоненты: пенсионное обеспечение рабочих и служащих государственных предприятий и пенсионное обеспечение колхозников. Впервые законодательно было оформлено всеобщее право на получение пенсии по старости.

В период 1973-1974 годов было введено пенсионное обеспечение по инвалидности и по случаю потери кормильца.

Некоторые категории трудящихся наделялись правом на получение пенсии за выслугу лет, но эти нормы, как и многие другие исключения из общего правила назначения пенсий в Советском Союзе регулировались отдельными законами.

Пенсионное обеспечение в СССР было фактически бесплатным для работников. В отсутствие страховых отчислений из дохода граждан, пенсии финансировались из общественных фондов потребления.

Источники пенсионных выплат формировались за счет средств государственного бюджета и отчислений из фонда заработной платы предприятий (ставка отчислений составляла от 4% до 12%, в зависимости от сферы деятельности).

Еще одна отличительная особенность советской пенсионной системы — низкий возраст выхода на пенсию: 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Эта планка оставалась неизменной с начала 1930-х годов, когда она была установлена по результатам комиссионного обследования рабочих и работниц, выходивших на пенсию по инвалидности. Выводы комиссий сводились к заключению: «К 55 годам большая часть женщин и к 60 годам — большая часть мужчин теряют возможность продолжать работать».

С одной стороны, ранний пенсионный возраст рассматривался в числе особых привилегий трудящихся при социализме. С другой стороны, увеличивать возрастную планку было невыгодно государству: ранний выход на пенсию был своего рода компенсацией невысокого размера пенсионных выплат.

Кроме того, уровень пенсионной выслуги государство использовало в качестве эффективного инструмента регулирования занятости: льготный пенсионный возраст — когда на пенсию можно было выходить значительно раньше 60-ти и 55-ти лет — устанавливался при опасных условиях труда, а также для работающих в экстремальных климатических условиях, например, на Крайнем Севере и на Дальнем Востоке. Причем все региональные и отраслевые льготы обеспечивались исключительно за счет государственного финансирования. Как и многие другие пенсионные привилегии, которых за всю советскую историю сложилось немало.

Система пенсионных привилегий в СССР начала формироваться уже в первые годы советской власти.

Первый Декрет Совета народных комиссаров « О персональных пенсиях лицам, имеющим исключительные заслуги перед республикой » вышел 16 февраля 1923 года, с поправками и дополнениями в Декрете от 24 апреля того же года.

Независимо от конкретных заслуг перед государством, на всем протяжении советского периода пенсий существовали три категории пенсионных привилегий: пенсионеры союзного, республиканского и местного значения.

Традиционно правом на получение персональной пенсии наделялись выдающиеся ученые, заслуженные партийные работники, а также носители почетных званий и наград: Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Славы (трех степеней).

Размер пенсии союзного значения составлял 250 рублей в месяц. Республиканского и местного значения — соответственно, 160 и 140 рублей в месяц. Наряду с регулярной денежной выплатой персональные пенсионеры получали ежегодную доплату на оздоровление — в размере одной или двух месячных пенсий.

Ставки персональных пенсий были относительно невысокими по сравнению в ведомственными надбавками.

Так, например, действительные члены Академии наук СССР получали надбавку за академическое звание в размере 500 рублей в месяц. Члены-корреспонденты – 400 рублей. Доплата за звание выплачивалась пожизненно: сначала в виде надбавки к зарплате, затем — к пенсии.

На особом положении в СССР были также военные пенсионеры. Уровень пенсии отставных офицеров в среднем в два раза превышал уровень пенсий гражданских лиц. Например, отставные офицеры армии и органов безопасности получали пенсионное жалование в 250 рублей в месяц, служащие МВД — 220 рублей. Уровень пенсий высшего командного состава начинался от 300 рублей в месяц.

При этом офицеры на высших должностях были одной из немногих в Советском Союзе категорий пенсионеров, которые имели привилегию продолжать пребывание на службе без ограничений по возрасту. Что само по себе было существенной прибавкой к пенсионному доходу.

Несмотря на многообразие пенсионных привилегий, в том числе компенсации за особые условия труда — средний уровень пенсионного обеспечения в СССР все же оставался довольно низким относительно пенсионных доходов в европейских странах, в том числе уступая европейским странам так называемого «соцлагеря».

Одной из причин такого положения было несовершенное пенсионное законодательство. В Советском Союзе не была законодательно предусмотрена возможность индексации пенсионных выплат в связи с изменениями внешней и внутренней экономической ситуации. Они менялись гораздо чаще, чем происходило реальное повышение пенсий в стране. Также не был прописан регламент изменения ставок минимальной и максимальной пенсий в зависимости от роста зарплат.

Проблемы пенсионного обеспечения в стране резко обострились в конце 80-х годов. На тот момент сложился целый комплекс причин, почему это происходило.

Финансовое состояние пенсионной системы СССР полностью зависело от динамики наполнения госбюджета. В свою очередь, бюджет страны практически полностью зависел от динамики мировых цен на нефть.

В середине 1980-х годов падение цен на энергоносители привело советскую экономику в состояние коллапса: отток валютной выручки резко снизил общий уровень национальных доходов, затем последовало лавинообразное падение объемов производства.

Уже в конце 80-х годов уровень дефицита госбюджета вырос до 10% ВВП. Социальные программы, включая пенсионное обеспечение, сворачивались по всем направлениям.

Но нефтяной кризис 80-х годов лишь обнажил проблемы советского уклада пенсионной системы, а вовсе не стал их причиной.

Численность пенсионеров в СССР значительно увеличилась за последние 30 лет: примерно с 14 миллионов до 34 миллионов с 1961 по 990 годы. В то же время ставки социальных отчислений для предприятий оставались практически неизменными. Доля государственного финансирования пенсий неуклонно возрастала. К 1980 году доля дотаций из союзного бюджета в фонде государственного социального страхования достигала 60%.

Во исполнение закона СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» было принято постановление Совета Министров СССР от 30 декабря 1989 года «О тарифах взносов на государственное социальное страхование по профессиональным союзам».

Принятые изменения по регулированию пенсионных накоплений в СССР в новых экономических условиях действовало, однако, очень недолго: с 1 января 1990 года до 1 января 1991 года.

Что касается общих изъянов распределительной пенсионной системы, сложившейся в Советском Союзе, то важнейшие из них заключались в следующем.

Во-первых, отсутствие единообразной пенсионной стратегии с унифицированными правилами назначения пенсий. Множественность вариантов пенсионных схем наряду с дополнительными социальными льготами и привилегиями (региональными, отраслевыми, статусными и прочими) порождали непрозрачную и крайне громоздкую систему расчета индивидуальных пенсий.

Во-вторых, избирательность действия пенсионного права, которая стала особенно ощутимой с принятием в СССР закона о предпринимательской деятельности. Массовое появление частных предприятий и развитие форм независимой занятости фактически лишили права на пенсии наиболее активные группы населения.

В-третьих, относительно ранний возраст выхода на пенсию (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) в условиях общего «старения» населения повышал нагрузку на пенсионную систему, и прежде всего на госбюджет. Критическая зависимость пенсионной системы СССР от бюджетного наполнения обусловила критически низкий запас прочности социальной системы страны в целом.

При том, что конституция страны декларировала всеобщие социальные гарантии, общий уровень жизни в последние годы существования СССР резко понизился, в том числе из-за увеличения доли населения пенсионного возраста. По данным исследований уровня жизни, проведенных в 1980-е годы, до 80% бедных в Советском Союзе были пенсионеры, преимущественно старшего и преклонного возрастов.

Как формировалась пенсия в Советском Союзе?

Пенсионная реформа начала развиваться в конце 60-х годов прошлого века. За период становления пенсионной политики было введено более 80 законопроектов по выплатам пенсии. Чтобы понимать суть сегодняшней пенсионной реформы, каждый гражданин должен знать, с чего все начиналось, поэтому сегодня речь пойдет о самых важных исторических моментах реформы пенсионеров СССР.

Когда появилась?

Пенсия в СССР зародилась в 1956 году, а именно 14 июля после подписания соответствующего закона.

В принятом законопроекте были такие важные моменты, как:

  • общие требования пенсионной системы;
  • возрастные критерии и период трудового стажа;
  • порядок выплата пенсии;
  • единый порядок расчета;
  • размер пенсионных отчислений для разных категорий граждан.
  • Спустя 10 лет после вышеуказанного законопроекта, была разработана новая система пенсионного обеспечения, по итогу которой все пенсионные выплаты осуществлялись за счет государства.

    Плюс советской пенсионной системы — все граждане страны получали минимальный уровень пенсии.

    Характеристика пенсионной реформы СССР

    Выделим основные особенности пенсионной реформы СССР:

  • Пенсионный возраст не отличается от показателей настоящего времени — 55 и 60 лет (соответственно женщины и мужчины).
  • Пенсию назначали по следующим категориям:
    • по старости;
    • инвалидности;
    • по потере кормильца;
    • за выслугу лет.
    • Пенсионные выплаты инвалидам войны или детства выплачивали из союзного бюджета, а военнослужащим — из бюджетных средств Министерства Обороны. В итоге главная проблема пенсионной структуры — несбалансированные расходы и доходы бюджетных средств.
    • Все граждане пенсионного возраста получали пенсионные выплаты не ниже прожиточного минимума.
    • С 1964 года разработана система пенсионных выплат для колхозников, в соответствии с которой пенсию назначали из союзного бюджета.
    • С 1967 года был увеличен размер пенсионных отчислений, но уже в 80-х годах пенсия постепенно уменьшалась, поскольку не было действующего механизма ежегодной индексации.
    • В 90-е нужно было изменить реформу по ряду причин:
      • активное старение жителей страны;
      • уменьшение численности работающего населения;
      • распространение системы досрочного оформления пенсии;
      • низкий уровень доходов;
      • падение цены на нефть;
      • сокращение объема производства;
      • дефицит бюджета.
      • С 1987 года были внесены изменения, в соответствии с которыми каждый гражданин мог добровольно пополнять свои пенсионные накопления.
      • В 1990 году был создан ПФР (Пенсионный фонд).
      • Стаж работы

        Пенсионные отчисления в СССР назначали при наличии стажа 20 (среди женского населения) и 25 лет (среди мужского).

        Однако часть пожилых людей могли оформить пенсию на 5 лет раньше, а именно:

      • шахтеры;
      • сотрудники горячего цеха;
      • работники текстильной промышленности;
      • граждане, проработавшие на Крайнем Севере 15 (женщины) и 20 лет (мужчины);
      • женщины, имеющие 5-х детей, которым уже исполнилось 8 лет — стаж не меньше 20 лет;
      • женщины, воспитывающие инвалидов детства — стаж 20 лет.
      • Пенсию назначали при соблюдении таких условий, как:

      • достижение соответствующего возраста;
      • общий стаж от 5 лет;
      • стаж перед оформлением пенсионных отчислений — 3 года и выше.
      • Средние показатели пенсии

        Суммарный объем пенсионных выплат в СССР зависел от окладной части и количества проработанных лет.

        Пенсионные выплаты сельских жителей были на 15% ниже, нежели размер пенсионных выплат сотрудников города!

        Так, средние показатели пенсионных отчислений по городу варьировались от 70-120 рублей в месяц.

        Но были и более высокие показатели, например, руководитель крупной организации мог получать 250 рублей в месяц после оформления пенсии.

        Граждане, которые не работали официально получали социальные выплаты в размере 35 рублей.

        Кроме базового размера пенсионных выплат, граждане могли рассчитывать на надбавки со стороны государства при выполнении следующих условий:

      • Непрерывный стаж от 15 лет — 10% к пенсии;
      • Длительный стаж более 30 и 35 лет (женщины и мужчины) — 10%;
      • Стаж более 25 лет на одном предприятии — 20%.
      • Сколько была минимальная пенсия?

        Минимальные показатели пенсии СССР составляли 35 рублей.

        Пенсия в таком объеме выплачивалась следующим категориям пожилых людей:

      • не работающим лицам;
      • не имеющим стаж выше 20 лет;
      • колхозники — большинство жителей сельских поселений продолжали работать при достижении пенсионного возраста, чтобы поучить доплату к пенсии размером 10 рублей за каждый переработанный год. Сумма надбавок могла быть не больше 40 рублей.
      • В 1986 году минимальный размер подняли до 76 рублей!

        По сути, минимальные пенсионные отчисления получала четвертая часть пожилых людей СССР.

        Максимальные критерии пенсионных выплат

        Максимальные показатели пенсионных выплат составляли 120 рублей.

        На данную сумму могли рассчитывать жители города, которые занимались умственным трудом, например, врачи, учителя, инженеры и прочее.

        При этом сумма пенсии зависела от суммы ежемесячного оклада. Например, при заработной плате до 50 рублей, гражданин пенсионного возраста мог рассчитывать на пенсионные отчисления в размере 85% от оклада, то есть всего на 40 рублей.

        Пенсия народных депутатов

        В 1989 году высшим органом власти были назначены народные депутаты, которые проводили съезды для обсуждения государственных вопросов. Последний съезд состоялся 05.09.1991. Именно в этот день было принято решение о самороспуске депутатов.

        В настоящий момент большинство народных депутатов вышли на пенсию по старости и в Государственной думе подняли вопрос о повышении пенсионных выплат для данной категории граждан. На сегодняшний день количество «бывших» народных депутатов составляет всего 285 человек.

        Министерство труда и социальной защиты предлагает установить размер пенсии 200 000 рублей. Основная причина разработанного законопроекта — ликвидация положения о персональных пенсиях для данной категории граждан, в соответствии с которым народные депутаты и их семьи могли получать достойную пенсию.

        К числу народных депутатов хотели добавить категорию граждан, которые выполняли аналогичные функции в союзном парламентарии. Но новый законопроект не вступил в законную силу!

        Основные условия для повышения пенсии будут следующими:

      • возраст 65 лет;
      • наличие российского гражданства;
      • депутатская деятельность до 1994 года не меньше 1 года.
      • В настоящий момент разработанный законопроект не одобрен в Государственной думе. Основная причина отказа — высокий размер бюджетных расходов.

        Пенсионные выплаты колхозникам

        В настоящий момент есть заблуждение, что в советские времена колхозники не получали пенсионных отчислений.

        В действительности, пенсия выплачивалась всем категориям граждан страны, но из разных финансовых источников. Так, колхозники получали пенсию из артелей, которые создавали собственный фонд для осуществления пенсионных выплат.

        Созданный фонд должен был оплачивать пенсию в виде денежных выплат, выдачи продуктов питания либо начислялись дополнительные трудодни. Сумму пенсионных выплат устанавливали отдельно для каждого колхозника на общем собрании членов артели или на собрании уполномоченных лиц.

        Выделим основные особенности:

      • возраст 60 и 65 лет (соответственно женщины и мужчины);
      • стаж — от 20лет;
      • минимальные показатели пенсии — 12 рублей;
      • максимальные критерии — 102 рубля;
      • размер пенсии рассчитывали из половины оклада за последние 2 года работы либо за любые 5 лет трудовой активности;
      • граждане пенсионного возраста могли при желании продолжать рабочую деятельность;
      • на дополнительные пособия и прибавки имели право:
        • беременные женщины;
        • дамы, ухаживающие за ребенком до 3 лет;
        • лица, имеющие на попечении иждивенцев;
        • инвалиды.
        • Инвалиды войны могли получать дополнительные выплаты из государственного бюджета!

          В 1964 году, когда вступил в силу законопроект о назначении пенсии членам колхоза, выплаты начинают производить из государственного бюджета. Однако колхозы, по своему усмотрению, могли сохранить выплаты пенсии из собственного бюджета.

          Закон о пенсии

          Основным законопроектом СССР, который регулировал вопросы начисления пенсии, является закон «О государственных пенсиях» от 14.07.1956.

          В законе закреплены такие важные моменты, как:

        • максимальный пенсионный возраст;
        • стаж;
        • среднемесячный размер пенсии и прочее.
        • Многие пункты законопроекта давно устарели, однако разработанная реформа в 1956 году позволила пожилым людям получать достойную пенсию. При этом не учитывалась ежегодная инфляция, ведь цены на товары с каждый годом только росли. Поэтому в реформу постоянно вносились коррективы и даже в настоящий момент органы власти планируют кардинально изменить пенсионную систему, чтобы граждане смогли самостоятельно формировать будущую пенсию.

          С какими проблемами рабочего стажа столкнулись пенсионеры после развала СССР, смотрите в этом видео.

          Следовательно, каждый гражданин должен понимать процедуру начисления пенсии с самого начала ее образования, чтобы знать, в каком направлении двигается пенсионная политика страны. Как говорил Цицерон «История — свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины».

          Входит ли отпуск по уходу за ребенком и учеба в ПТУ в 80-е годы в трудовой стаж для начисления пенсии?

          Скажите, отпуск по уходу за ребенком и учеба в ПТУ в 80-е годы входит в трудовой стаж для начисления пенсии?

          Хочу привести ответ на аналогичные вопросы, опубликованные на этих сайтах: www.sknews.ru/consult/31143-vopros-otvet.html

          Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 17.12.2001 № 17Э-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее — Закон) в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, выполняемой на территории Российской Федерации, в календарном исчислении при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. В страховой стаж наряду с периодами работы также включаются иные периоды, в частности период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности (п. 1 ст. 11 Закона).,

          Под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г. (п. 4 ст. 30 Закона). Этот вид стажа используется в целях оценки пенсионных прав, приобретенных до вступления в силу новых пенсионных законов. Период ухода за ребенком в общий трудовой стаж не включается.

          К страховым периодам, включаемым в стаж, относятся периоды работы и иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до 1 января 2002 года, приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Перечень нестраховых периодов, засчитываемых в стаж, в законодательстве четко обозначен. При подсчете включаемых в страховой стаж нестраховых периодов используются и нормы Закона (ст. 11) и нормы ранее действовавшего законодательства. Так, если тот или иной вид нестрахового периода, имевший место до 1 января 2002 года, не поименован в ст. 11 Закона, то он включается в стаж, если был предусмотрен ранее действовавшим законодательством.

          А вот в отношении подсчета общего трудового стажа необходимо учитывать следующее. В том случае, если общий трудовой стаж (используется для определения размера пенсии, подсчета стажевого коэффициента в формуле конвертации приобретенных до 1 января 2002 года пенсионных прав) подсчитывается с применением ныне действующих правил, то указанные в статье 11 Закона периоды засчитываются в него при условии, что им предшествовали и (или) за ними следовали страховые периоды (т.е. периоды работы и(или) иной деятельности).

          В соответствии с ранее действовавшим законодательством периоды учебы засчитывались в стаж без каких-либо дополнительных условий. В соответствии с Законом периоды учебы в общий трудовой и страховой стаж не включаются. Однако, если подготовка к профессиональной деятельности совмещалась с осуществлением в этот период работы, то время такой работы в стаж включается.

          Действительно, в страховой стаж, при условии хотя бы одного дня работы, включаются периоды ухода за ребенком до полутора лет, но не более трех лет в общей сложности. Время обучения в ПТУ, как и в других учебных заведениях не включается в страховой стаж. Но этот вид стажа применяется только для определения права на трудовую пенсию. В настоящее время для выхода на этот вид пенсии достаточно 5 лет. В дальнейшем для назначения трудовой пенсии предлагается увеличить страховой стаж до 15 лет. На размер пенсии, при ее назначении до 2015 года, продолжительность страхового стажа не влияет (п. 17.1 ст. 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ). Размер же трудовой пенсии определяется с учетом общего трудового стажа (ОТС), выработанного до 01.01.2002, и размера страховых взносов в ПФР, уплачиваемых после указанной даты работодателем в размере 14-20 процентов от Вашей заработной платы. Указанный выше закон предлагает несколько вариантов исчисления ОТС, выработанного до 01.01.2002 и формул для расчета пенсии. В соответствии с п. 3 ст. 30 Закона для определения размера пенсии в ОТС включается работа, служба в армии, периоды временной нетрудоспосбности и некоторые другие периоды. Периоды ухода за ребенком и учебы для расчета пенсии по указанному пункту в ОТС не включаются. При исчислении пенсии по п. 4 ст. 30 к указанным видам деятельности добавляется и учеба в образовательных учреждениях, в т.ч. в ПТУ, и время ухода за ребенком. Однако в подавляющем же большинстве случаев наиболее выгодным является определение размера пенсии за период трудовой и иной деятельности до 01.01.2002 в соответствии с п. 3 ст. 30. И это засчет более высокой стоимости одного года трудового стажа по сравнению с годом трудовой и иной деятельности, учитываемой в п. 4 ст. 30. Вы вправе выбрать любой из названных вариантов, а в УПФР обязаны для выбора представить и тот, и другой вариант.

          Действительно, в страховой стаж, при условии хотя бы одного дня работы, включаются периоды ухода за ребенком до полутора лет, но не более трех лет в общей сложности. Время обучения в ПТУ, как и в других учебных заведениях не включается в страховой стаж. Но этот вид стажа применяется только для определения права на трудовую пенсию. В настоящее время для выхода на этот вид пенсии достаточно 5 лет. В дальнейшем для назначения трудовой пенсии предлагается увеличить страховой стаж до 15 лет. На размер пенсии, при ее назначении до 2015 года, продолжительность страхового стажа не влияет (п. 17.1 ст. 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ). Размер же трудовой пенсии определяется с учетом общего трудового стажа (ОТС), выработанного до 01.01.2002, и размера страховых взносов в ПФР, уплачиваемых после указанной даты работодателем в размере 14-20 процентов от Вашей заработной платы. Указанный выше закон предлагает несколько вариантов исчисления ОТС, выработанного до 01.01.2002 и формул для расчета пенсии. В соответствии с п. 3 ст. 30 Закона для определения размера пенсии в ОТС включается работа, служба в армии, периоды временной нетрудоспосбности и некоторые другие периоды. Периоды ухода за ребенком и учебы для расчета пенсии по указанному пункту в ОТС не включаются. При исчислении пенсии по п. 4 ст. 30 к указанным видам деятельности добавляется и учеба в образовательных учреждениях, в т.ч. в ПТУ, и время ухода за ребенком. Однако в подавляющем же большинстве случаев наиболее выгодным является определение размера пенсии за период трудовой и иной деятельности до 01.01.2002 в соответствии с п. 3 ст. 30. И это засчет более высокой стоимости одного года трудового стажа по сравнению с годом трудовой и иной деятельности, учитываемой в п. 4 ст. 30. Вы вправе выбрать любой из названных вариантов, а в УПФР обязаны для выбора представить и тот, и другой вариант. Действительно, в страховой стаж, при условии хотя бы одного дня работы, включаются периоды ухода за ребенком до полутора лет, но не более трех лет в общей сложности. Время обучения в ПТУ, как и в других учебных заведениях не включается в страховой стаж. Но этот вид стажа применяется только для определения права на трудовую пенсию. В настоящее время для выхода на этот вид пенсии достаточно 5 лет. В дальнейшем для назначения трудовой пенсии предлагается увеличить страховой стаж до 15 лет. На размер пенсии, при ее назначении до 2015 года, продолжительность страхового стажа не влияет (п. 17.1 ст. 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ). Размер же трудовой пенсии определяется с учетом общего трудового стажа (ОТС), выработанного до 01.01.2002, и размера страховых взносов в ПФР, уплачиваемых после указанной даты работодателем в размере 14-20 процентов от Вашей заработной платы. Указанный выше закон предлагает несколько вариантов исчисления ОТС, выработанного до 01.01.2002 и формул для расчета пенсии. В соответствии с п. 3 ст. 30 Закона для определения размера пенсии в ОТС включается работа, служба в армии, периоды временной нетрудоспосбности и некоторые другие периоды. Периоды ухода за ребенком и учебы для расчета пенсии по указанному пункту в ОТС не включаются. При исчислении пенсии по п. 4 ст. 30 к указанным видам деятельности добавляется и учеба в образовательных учреждениях, в т.ч. в ПТУ, и время ухода за ребенком. Однако в подавляющем же большинстве случаев наиболее выгодным является определение размера пенсии за период трудовой и иной деятельности до 01.01.2002 в соответствии с п. 3 ст. 30. И это засчет более высокой стоимости одного года трудового стажа по сравнению с годом трудовой и иной деятельности, учитываемой в п. 4 ст. 30. Вы вправе выбрать любой из названных вариантов, а в УПФР обязаны для выбора представить и тот, и другой вариант.

          Расчет пенсии для родившихся до 1967 года

          Расчет пенсии для родившихся до 1967 года включает в себя страховую составляющую, и в редких случаях – накопительную у тех граждан, кто в добровольном порядке вносил страховые взносы на неё. Для более молодых сограждан установлена обязательная уплата страховых отчислений на эту часть пенсии — у них она будет значительно весомее, чем у старшего поколения, а страховая часть, соответственно, меньше. Так как для граждан моложе 1967 года еще не пришло время наведаться в Пенсионный фонд России за пенсией, поговорим о тех, кто претендует на нее уже сейчас.

          В этом году на трудовую (страховую) пенсию по старости отправляются женщины, достигшие 55 лет (1962 г.р.) и мужчины 60 лет(1957 г р.), имеющие определенную сумму лет страховых и нестраховых периодов работы – не менее 8 лет общего стажа. В 2018 году Пенсионный фонд назначит страховую пенсию лицам, достигшим того возраста, когда пора на пенсию (женщинам, рожденным в 1963 г., и мужчинам, рожденным в 1958 г.), если у них есть 9 лет общего стажа. В 2019 г. потребуется уже 10 лет, и, таким же образом, требуемый стаж ежегодно будет возрастать на 1 год до 2025 года и остановится: в последующие года для назначения пенсии будет необходимо 15 лет трудовой деятельности.

          Пенсия, назначенная лицам, родившимся до 31 декабря 1966 года, будет рассчитываться так, что будет состоять преимущественно из базовой части, гарантированной государством, и страховой, всецело зависящей от стажа и зарплаты индивидуума. И лишь люди, вступившие в программу по софинансированию пенсий с 2009 г. и добровольно вносящие деньги на накопительную пенсию, смогут присоединить её к основному размеру.

          Для более серьезного погружения в пенсионную тему рекомендуем ознакомиться с законом №400, который так и называется «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013г и № 173 «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 г. Они – основа всего пенсионного регулирования в стране, исключительно по ним назначаются все трудовые пенсии.

          Если Вам так удобнее,
          напишите онлайн-консультанту!

          Все консультации бесплатны.

          Для того, чтобы вы стали обладателем пенсии необходимо соблюдение трех условий:

          1. Должно исполниться 55 или 60 лет (соответственно женщинам и мужчинам). До этого возраста могут назначаться лишь досрочные пенсии – льготный стаж по горячей сетке, медицинским, педагогическим работникам, ФСИН, родителям детей-инвалидов, лицам, работавшим на севере, и т.д. Список очень большой и, чтобы узнать есть ли у вас есть подобный стаж, необходимо проконсультироваться в местном учреждении Пенсионного фонда.
          2. Определенный размер индивидуального коэффициента. Он обозначает отношение всего пенсионного капитала человека (заработок + страховые отчисления + периоды деятельности) к текущей стоимости балла в стране. Величина ИПК для 2018 года составляет 11,4, а для каждого последующего года он возрастает на 2,4, и так до тех пор, пока его значение не достигнет максимально возможного – 30. Дальнейшее возрастание законом не предусмотрено. Величину пенсионного балла определяет в начале каждого года Правительство РФ. В этом году он равен 78,28 коп.
          3. Стаж работы. С 2014 г. срок стажа, который обязателен для начисления пенсии, возрастает на 1 год, стартуя со значения 5 в 2014 г. В 2015 требовалось уже 6 лет, и так по возрастанию до 2024 года. Тогда эта цифра достигнет 15 лет, и далее его рост пока не предусмотрен.
          4. Первый пункт ни у кого не должен вызвать вопросов, а последний – какие периоды работы можно засчитать в свой трудовой стаж, понимают не все.

            До 01.01.2002 года трудовой стаж можно подтвердить:

          5. трудовыми книжками:
          6. выписками из приказов;
          7. справками работодателей;
          8. документами о службе из военкомата;
          9. выписками архивных учреждений;
          10. свидетельствами об уплате налогов в периоды индивидуального предпринимательства;
          11. протоколами опроса свидетелей в случае невозможности предоставить другие документы.
          12. После 2002 г. ваш стаж может играть роль только в том случае, если он зафиксирован на индивидуальном лицевом счете, то есть если за вас перечислялись взносы вашим страхователем (работодателем). Отсюда налицо зависимость – чем больше ваш «белый», то есть официальный заработок, тем выше, в связи с этим, страховые перечисления – тем и весомее будет грядущая пенсия.

            При расчете величины пенсии имеют значение и различные нестраховые периоды, которые «по весу» меньше полноценного стажа, но тоже играют значительную роль:

          13. учеба в очном заведении (берется в стаж в определенных случаях);
          14. декретный отпуск;
          15. нахождение по месту службы мужа;
          16. уход за престарелыми людьми;
          17. нахождение в качестве безработного в центре занятости.

        Эти периоды тоже должны быть документально подтверждены.

        Сроки и процедура оформления

        Если у вас выполнены все три условия, то вы можете обращаться в любое учреждение пенсионного фонда, где вам это было бы удобнее, без привязки к месту регистрации.

        Обязательно при себе иметь документы:

        • паспорт РФ или вид на жительство;
        • СНИЛС;
        • документы, подтверждающие периоды стажа;
        • документы, свидетельствующие об имеющихся нестраховых периодах (акты обследования, об уходе за нетрудоспособными, диплом, справки с Центра занятости).
        • Документы принимаются не более чем за 30 календарных дней до даты исполнения 55 и 60 лет, время приема у специалиста не должно превышать 50 минут, нахождение в очереди – четверти часа. Специалист клиентской службы должен принять у вас оригиналы документов и вернуть их, сделав сканы и копии.

          Если у вас все документы в порядке, срок рассмотрения вашего обращения составит 10 дней, после чего вам пришлют почтой России или решение о назначении пенсии, или, в противном случае – уведомление об отказе.

          Порядок исчисления и пример расчета

          Произведем расчет пенсионной выплаты для вымышленного человека специалистами Пенсионного фонда. Эта процедура включает в себя использование специфических формул, использующих статистические данные и индивидуальную информацию по каждому будущему пенсионеру.

          Семенов Семен Семенович, 29 января 1957 г рождения, явился в учреждение пенсионного фонда 09.01.2017 года с целью подачи заявления на назначение пенсии.

          Несмотря на то, что он обратился раньше своего дня рождения, пенсия ему будет выплачиваться с 29 января 2018г, со дня его шестидесятилетия. Он предоставил все обязательные документы, в том числе трудовую книжку с общим трудовым стажем 29 лет до 2002 г и справку из военного комиссариата о срочной службе в рядах Советской Армии в течение 2-х лет.

          Справок о своем заработке Семенов С.С. не предоставил, поэтому был взят размер его зарплаты за 2000-2001 г (за этот период в базе Пенсионного фонда есть сведения о всех застрахованных лицах, т.е. тех, кто в это время работал официально). Среднемесячная зарплата за этот период у Семенова С.С. была 1530 руб. Коэффициент по зарплате, показывающий отношение его заработка к средней зарплате в РФ в 2000-2001 г.г., равен 1530/1671= 0,92.

          Рассчитать пенсионный капитал на 01 января 2002 г (старт нового пенсионного начисления) следует так:

          ((0,92 (коэффициент по заработной плате)*1671( зарплата в стране в 2000-2001г)*0,59 (стажевой K)) – 450(базовая составляющая пенсии на 01 января 2002 г)) *228 (Т- период выплаты) = 104200 руб 19 коп.

          Пояснение насчет стажевого коэффициента: за полные 25 лет стажа он равен 0,55, и за каждый год сверх этого срока увеличивается на 0,01. В нашем случае за 29 лет стажа он составляет 0,59.

          В связи с непрерывной индексацией пенсий с 2002 г умножаем посчитанный пенсионный капитал на суммарный индекс для 2018г.: 104200,19*5,6148 = 585063,77 руб, – это пенсионный капитал, который сформировался на 29 января 2018 г.

          К пенсионному капиталу добавляем валоризацию (надбавку за «советский» стаж с 1991 по 2001), которая составляет 0,1 от величины капитала – 58506,37 руб.

          Далее причисляются страховые взносы за период с 01 января 2002 г по 29 января 2018 г, уплаченные в его пользу работодателем и ждущие даты назначения на его персональном лицевом счете. Их у него оказалось 859347 руб. 08 коп.

          Итого сумма общего пенсионного капитала на дату назначения составляет: 585063,77 руб +58506,37 руб +859347.08 руб = 1502917,22 руб.

          Страховая часть вычисляется как отношение пенсионного капитала к ожидаемому периоду выплаты пенсии. Он составляет 228 месяцев (именно такой промежуток времени в среднем получает пенсию человек после её назначения), то есть 1502917,22/228= 6591,74 руб

          Индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК) на 31 декабря 2014 г = 6591,74/64,10 (ИПК на 31 декабря 2014 г)=102,835

          ИПК после 31 декабря 2014 года составляет: 102,835+3,558(ИПК по уплаченным взносам)= 106,393

          Итого, размер искомой страховой части пенсии составляет 106,393*78,28(стоимость балла в 2018 г)=8328,44 руб.

          Кроме страховой, каждому пенсионеру гарантирована базовая часть, которая индексируется ежегодно, как и страховая. В январе 2018 г её размер составлял 4558 руб 93 коп. Сложив базовую и страховую части, мы получаем размер полной пенсии: 8328,44+4558, 93= 12887,37 руб.

          Как видим, пенсионный калькулятор для граждан старше 1967 г р., использует и старые правила расчета, состоящие из показателей стажа и заработка, и новые, основанные на перечислении страховых взносов после 2002 г. Чем выше значения этих показателей у будущего пенсионера, тем больше будет его пенсия.

          Как начисляется трудовая пенсия по старости, смотрите ответы в следующем видео:

          Телерадиокомпания СИНВ

          Начисление пенсий за 90-е годы

          Калужские пенсионеры продолжают пожинать плоды юридической анархии 90-х годов прошлого века

          Россияне продолжают пожинать плоды юридической анархии 90-х годов прошлого века. Все дело в том, что новоявленных бизнесменов было тогда огромное количество. Но вот вести правильно финансовый документооборот было делом десятым. Впоследствии это сказалось на пенсионных отчислениях.

          — Увы не все придерживались требований, которые предъявляются к работодателям и предприятиям, по которым мы впоследствии определяем пенсионные права. Об этом тогда не все задумывались, — комментирует ситуацию Ирина Артемова, заместитель управляющего Пенсионным фондом по Калужской области

          С такой ситуацией столкнулась в 2016 году жительница Калуги Татьяна. Она, как полагается стала собирать документы на получение пенсии. Оказалось, что запись о работе в одной из компаний в трудовой книжке есть, а данных о зарплате ни в одном архиве нет:

          — Зарплату мне платили. А сами знаете, какие зарплаты тогда были – унитазами, скрепками, гайками. А у меня платили наличными, что для меня в те годы было важно.

          Что обидно, зарплата в период с 92 года по 95-й была в этой компании по тем временам очень хорошая. А документальных подтверждений этому не найти. Получается потеря в деньгах при выходе на пенсию.

          Этот случай не единичный. В Калужском отделении Пенсионного фонда уже много раз сталкивались с такими историями. Отчаиваться не стоит: в законодательстве предлагается два варианта решения проблемы. Например, взять любые пять лет из трудовой деятельности.

          — В эти любые пять лет могут входить подряд 80-е годы, какая-то часть. Потом следом, пусть она отработала еще где-то два года. Не обязательно, чтобы она пять лет отработала на одном предприятии. То есть она выбирает из всей своей трудовой деятельности пять лет, где зарплата была наиболее высокая за весь период деятельности и таким образом набирает пятилетку, — разъясняет Ирина Артемова

          Если не устраивает такой расклад по каким-либо причинам, то можно воспользоваться еще одним вариантом. Взять за основу заработок в 2000-2001 годах:

          — Это последние годы перед тем, как была проведена новая пенсионная реформа, которая ввела пенсионные взносы. После нее заработка, как понятия для пенсии, не существует. 2000-2001 годы – это последние периоды перед переходом на новое законодательство, которое предусмотрело исчисление пенсии из страховых взносов. После 2002 года рассматриваются только взносы. Поэтому законодательство рассмотрело такую возможность: 2000-2001 год.

          Так что все, у кого на руках нет справок о заработке тех лет, могут смело обращаться в Пенсионный фонд. Сотрудники организации помогут определиться с выбором вариантов решения проблемы.

          Новое в блогах

          Пенсии в СССР. Просто факты

          Пенсии в СССР. Просто факты.

          Кое что о пенсиях в СССР и современной России.

          Про пенсии в современной России , сказано уже многое. Надо прямо сказать, пенсии не отвечают сегодняшней экономической ситуации в стране.Даже на первый взгляд надо сказать, что её едва хватает что бы свести концы с концами. Но говорить так , что пенсионеры умирают с голоду конечно нельзя. Я знаком со многими пенсионерами. Так вот все они получают гражданские пенсии в сумме от 9 до 15 тыс рублей. Откуда в России пенсии в 4-5 тыс рублей не пойму. Или у данных пенсионеров не хватает стажа , или в советское время, они работали на совершенно низкой оплате труда.

          Однако если говорить о пенсиях в СССР, надо отметить, что и там много не давали. Да максимальная пенсия была в сумме 132 рубля в месяц. Но это максимум. В 1985 году средняя пенсия в СССР была вообще 72 рубля.

          А вот с пенсиями колхозников вообще плохо. Так до 1964 года колхозники пенсий вообще не получали, а в 1964 году власти решили платить пенсии.

          Но что это были за пенсии?

          Вот их величина.

          В целом размер месячных пенсий, выплачиваемых колхозникам Европейского Севера, увеличился с 1965 по 1985 г. в 4 раза при достаточно малых размерах инфляции. При этом в середине 1960-х гг. средний размер пенсии был близок к минимальному, а в середине 1980-х гг. превышал его почти в 2 раза (табл).

          Средний размер месячных пенсий, назначенных по Закону о пенсиях членам колхозов (руб.)

          Как видим размер средней пенсии в 65 году был 12.5 рубля, а в 70 всего 14.1 рубля.

          Ну как понимаем особо не разгуляешься. Это даже не нищета. Это вообще за пределами понимания. И это при том, что Советская власть и зарплату в колхозах совсем не платило. Так что накоплений у колхозников никаких не было. Вот это почти голод. Так что говорильня о пенсионном рае в СССР, это просто ложь.
          Пенсии в СССР. Просто факты.

          О пенсиях в СССР пишут чаще всего в двух видах. В радужном: каждый советский пенсионер получал в месяц 100-120 рублей. В коричневом: совковые пенсионеры жили на 10-15 рублей в месяц. Занимательно, что и радужисты, и коричневые по своему правы.

          Начнем с одних из бабушек-дедушек:

          Пенсия в 32 рубля . Была назначена в 1975 году одной из бабушек. Общий (прерывный) стаж — немногим более 11 лет. Зарплата за последние 8 лет 100-110 рублей.
          Пенсия в 45 рублей . Была назначена в 1967 году. Это вторая бабушка. С 1930-х годов работала машинисткой. Зарплата в последние годы работы 90 рублей.
          Пенсия в 60 рублей . Была назначена в 1975 году. Дед имел 45 лет непрерывного стажа (в разных специальностях). Предпенсионная зарплата — 120 рублей.
          Пенсия в 105 рублей . Была назначена в 1972 году. Второй дед был главбухом.

          Итак, перед нами минимальная пенсия 32 рубля , максимальная — 105 рублей . То есть средняя пенсия дедов-бабушек равна минимальной заработной плате установленной в 1970-х годах. То есть 70 рублям.

          Но если смотреть раздельно, то выходит следующее. Одна семья имела общую пенсию 92 рубля (средняя выходит 46 руб.), а вторая — 150 рублей (средняя — 75 руб.). Это факты из жизни. А теперь официоз. Правдивый. Из советской брошюры «Пенсии рабочим и служащим» . Тираж 300 тыс. экз. В общем, доступная информация.

          Для начала разъяснение, откуда брались средства для пенсионных выплат в СССР. Из взносов предприятий в государственное социальное страхование. Взносы уплачивались без каких-либо вычетов из зарплаты. Более того, даже отсутствие таких взносов не лишало рабочих и служащих права на пенсию.
          Пенсия по возрасту на общих основаниях устанавливалась при достижении мужчинами 60 лет, а женщинами 55 лет, при общем стаже работы не менее 25 и 20 лет соответственно.
          Пенсия по возрасту при неполном стаже работы назначалась рабочим и служащим при наличии следующих условий: а) достижение пенсионного возраста (см. выше) в период трудовой деятельности, б) если они проработали в общей сложности не менее пяти лет, в) непосредственно перед выходом на пенсию проработали не менее трех лет, г) обратились за пенсией не позже месячного срока со дня прекращения работы. Отметим, что к этой пенсии надбавки не начислялись.
          Льготные пенсии, а также персональные, мы здесь рассматривать не будем. Историю развития советской пенсионной системы тоже оставим за пределами данной заметки.

          По единой шкале пенсия по возрасту на общих основаниях для рабочих и служащих исчислялась так (1980-е годы):

          Смотрите так же:

          • Приказ 1599 от 19122014 министерства образования Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)" Приказ Министерства образования […]
          • Приказ фнс об утверждении форм документов Приказ Федеральной налоговой службы от 25 января 2012 г. N ММВ-7-6/[email protected] "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и […]
          • Студентка мать одиночка Будет ли студентка и мать одиночка получать пособия по рождению ребёнка? Здравствуйте я студентка и мать-одниночка мне 19.Буду ли я получать пособия по рождению ребёнка?и что я могу еще получить по его рождению? При рождении ребенка на основании ст. 12 […]
          • Председатели судов республики дагестан С графиком выездных приемов можно ознакомиться в разделе "Документы суда". Адрес: г. Махачкала, ул. Даниялова, д.22 E-mail: [email protected] Просмотреть увеличенную карту Проезд маршрутными такси №: 3; 12; 21а; 19; 103; 15. Время приема: 10:00 - 12:00 Заседания […]
          • Виды налогов для ип енвд Что такое единый налог на вмененный доход (ЕНВД) для ИП в 2018 году Предыдущая статья: КБК ЕНВД Порядок начисления сборов и величина ставки устанавливается налоговым законодательством. Обязанность по уплате налогов возникает в момент государственной […]
          • Пособие на иждивенца Какое пособие и доплата к пенсии на иждивенца пенсионеру? Я являюсь военным пенсионером ФСБ, Афганец ,Чернобылец, инвалид 2 группы, имею на иждивении дочь студентку очного отделения 19 лет, вопрос : должны ли мне доплачивать к пенсии за ребенка иждивенца и […]
          • Приказ 1367 минобрнауки рф Приказ 1367 минобрнауки рф © ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ. Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ […]
          • Приказ 1014 от 30082013 года минобрнауки Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного […]