Передача полномочий на региональный уровень

13 июля 2015 года на Официальном интернет – портале правовой информации опубликован Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 233-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

ФЗ № 233-ФЗ изменен порядок передачи полномочий (федеральными законами), усилена ответственность за их реализацию.

Кроме того, ФЗ № 233-ФЗ введен новый механизм передачи на региональный уровень полномочий, реализуемых федеральными органами исполнительной власти, ‑ нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

По мнению разработчиков, данное положение позволит более оперативно принимать управленческие решения, способствующие повышению эффективности исполнения федеральных полномочий. В таком порядке могут быть переданы полномочия по осуществлению федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, в сферах недропользования, ветеринарии, пожарной безопасности, организации и функционирования особо охраняемых природных территорий, охраны и использования животного мира, обеспечения безопасности дорожного движения, государственной регистрации прав на недвижимость, землеустройства и ряде иных сфер.

Также ФЗ № 233-ФЗ уточнены порядок и условия реорганизации территориальных органов федеральных министерств и ведомств в связи с передачей федеральных полномочий регионам.

Одновременно с передачей федеральных полномочий региональным властям делегируются и полномочия по применению мер административной ответственности (кроме полномочий по рассмотрению дел об административных правонарушениях в области дорожного движения).

С текстом ФЗ № 233-ФЗ можно ознакомиться в приложении к новости.

Материал подготовлен юристом отдела градостроительных исследований и методического обеспечения ООО «ИТП «Град» Ильиных Е.В.

Больше власти регионам

Региональным органам власти нужно передать часть федеральных полномочий и упразднить органы, дублирующие региональные на федеральном уровне. Такое предложение содержится в проекте «Отчета о состоянии и основных направлениях совершенствования российского законодательства в сфере государственной региональной политики» (есть у РБК). Документ будет обсуждаться на заседании Совета безопасности, которое пройдет до 30 апреля. Сбором материалов для отчета занималась председатель СФ Валентина Матвиенко.

Нужно исключить дублирование «распорядительных, разрешительных, контрольно-надзорных полномочий» федеральных, региональных и муниципальных органов, говорится в отчете. «Речь идет, например, о благоустройстве [городов], которое сейчас решается на федеральном уровне, а должно решаться на муниципальном», — пояснил РБК член комитета СФ по федеративному устройству и региональной политике​ Степан Киричук.

Также, по его словам, речь идет о разделении функций федеральных агентств — Рослесхоза и Роспотребнадзора. «Понятно, что контроль за использованием местных лесных хозяйств или, например, благоустройства рынков лучше осуществлять как минимум при участии региональных органов власти», — рассказал Киричук.

В документе также говорится, что правительству нужно отчитаться о передаче полномочий федеральных органов исполнительной власти на региональный уровень, которая началась в декабре 2016 года. В докладе сообщается, что региональным властям нужно передать часть функций Росимущества, Росздравнадзора, Ростехнадзора, Росалкогольрегулирования, Казначейства России, Росприроднадзора, Россельхознадзора и Росрыболовства.

В разработке отчета приняли участие парламентарии, представители Счетной палаты и региональных властей, а также привлеченные эксперты. В рабочую версию документа до заседания в Совбезе включат предложения от регионов, «но они обычно учитываются процентов на 20%», уточнил источник РБК в СФ. После обсуждения в Совбезе переработанную версию документа отправят в правительство и администрацию президента, и он станет основой для новых правовых актов, рассказали РБК в Совете Федерации.

Документ состоит из четырех разделов — оценка качества жизни в регионах, развитие местного самоуправления, повышение финансовой устойчивости субъектов государства и новые факторы экономического регионального развития. «В прошлый раз такой масштабный документ готовили после присоединения Крыма», — уточнил собеседник РБК в СФ.

Не новая тема

Дискуссия о перераспределении полномочий федерального центра и регионов идет уже давно. Полтора года назад президент поручил работу над этой темой комиссии вице-премьера Дмитрия Козака, уточнил в разговоре с РБК коллега Киричука по комитету СФ Сергей Катанандов.

«Сегодня регионы накопили большие долги, в том числе и перед банками, и они не в состоянии обслужить их. Одна из причин долгов — неподтвержденные финансовые полномочия центра, которые за последние пять—семь лет были переданы в регионы», — рассказал сенатор. По словам Катанандова, в документ могут включить и предложения по передаче полномочий регионов федеральным округам. «Особенно если регионы не в состоянии сами решить свои финансовые проблемы», — добавил он.

«Недопустимо наделение органов власти дополнительными полномочиями без определения источников их финансирования», — говорится в документе. По словам политолога Андрея Колядина, этот вопрос обсуждается регулярно, но общего решения этой проблемы пока нет. «Передача полномочий сама по себе без финансов — это совершенно бессмысленная вещь, — сообщил он РБК. — Помните историю про рынду, которую [президент Владимир] Путин в 2010 году послал в регион, где на нее не было денег? Значит, средств на пожарные полномочия Тверской области не выделили».

По мнению политолога, передача полномочий от центра регионам неизбежно приведет к увеличению различий по социальным и экономическим показателям. «Чтобы сделать это правильно, нужны суперэффективные главы регионов, но где их взять? Без них эта частичная передача полномочий превратится в кашу, а регионы расслоятся по благополучию», — заявил он.

Единый рейтинг губернаторов

Авторы отчета предложили пересмотреть оценку эффективности деятельности региональных органов исполнительной власти «с учетом существующих экономических реалий». Работу глав регионов предлагается оценивать, учитывая и экономические, и социальные результаты развития региона.

Существующая схема оценки губернаторов «непрозрачна, порой недоступна и непонятна для граждан», сообщается в документе. Чтобы решить эту проблему, нужно определить конкретные показатели социально-экономического развития субъектов Федерации. Для губернаторов, не обеспечивших такие показатели, авторы отчета предложили ввести меры ответственности.

Результаты оценки того, насколько эффективно работают региональные органы исполнительной власти, можно размещать на официальном сайте Минэкономразвития России и в государственной автоматизированной системе «Управление», сообщается в документе.

Чтобы составить единый рейтинг глав регионов, нужно хотя бы определить «механизм уравнивания регионов с разным потенциалом — ЯНАО и Тывы, например», — отметил в комментарии РБК соавтор рейтинга выживаемости губернаторов Михаил Виноградов. По его словам, затраты на такой продукт могут оказаться очень значительными, и есть риск, что его подготовка займет длительное время, «а через полгода такой рейтинг уже мало что покажет». По мнению политолога, чтобы такая работа была оправданной, при подготовке рейтинга нужно четко определить его цели.

По мнению политолога Глеба Кузнецова, создание такого рейтинга «очень трудновыполнимо». «Сложно себе представить, по какому признаку можно было бы сравнить губернатора Еврейской автономной области и мэра Москвы, — сообщил он РБК. — Но если вдруг такой рейтинг с большим количеством параметров, который на деле позволит их сравнить, будет создан, это будет очень большая помощь всем».

Стандарт благополучия

Необходимо сокращать разницу в уровне жизни в разных регионах, сообщается в отчете. Для этого его авторы предлагают ввести «стандарт благополучия» — общий критерий оценки качества жизни. Его критериями должны стать прожиточный минимум в каждом из регионов, минимальный размер оплаты труда (МРОТ), минимальная пенсия, а также федеральные стандарты услуг, в том числе медицинских, и образовательных, и жилищных.

Идея оценки уровня жизни не новая, но она «еще никогда так выпукло», как в этом отчете, не формулировалась, рассказал РБК руководитель центра федеративных отношений Института экономики РАН Сергей Валентей. «Когда речь идет не о нашем уровне жизни вообще, а о стандарте для каждого региона, это, безусловно, революционно», — заявил он.

«Стандарт благополучия» предлагают оценивать в цифрах. «Наша цель — добиться похожих оценок качества жизни во всех регионах, — отметил Киричук. — Конечно, с учетом, скажем, климатических и профессиональных условий: понятно, что одна и та же работа в разном климате оплачивается по-разному и уровни профессионализма влияют на пенсию и зарплату».

Одновременно отмечается, что доля социальных расходов региональных бюджетов выросла с 39% в 2000 году до 61,2% в 2016 году. Чтобы решить эту проблему и достичь «стандарта благополучия», авторы документа предлагают ряд мер, в частности предусмотреть увеличение бюджетных кредитов для регионов в 2019 и 2020 годах, уменьшить ставки по кредитам по регионам и обеспечить финансирование региональных проектов и программ от банков и компаний.

Программа передачи полномочий

В 2015 году десять регионов, в том числе Тульская, Тамбовская области, Москва и Татарстан, приняли участие в пилотном проекте по передаче полномочий из федерального центра. После этого занимавший тогда пост губернатора Тульской области Владимир Груздев заявил, что в регионе не хватает денег для осуществления всех полномочий.

Процесс передачи полномочий от федерального центра в регионы во время своего второго президентского срока, в 2005 году, начал Владимир Путин.

По словам Валентея, сейчас у регионов есть 108 полномочий по 184-ФЗ, еще 59 были приняты не по этому закону, 20 полномочий были переданы регионам по указам президента,162 — по постановлениям правительства и еще 118 — в связи с передачей полномочий органами местного самоуправления (всего 467). «Но во время правительственного часа 15 июня 2016 года Дмитрий Козак заявил, что у наших регионов 620 полномочий. Это значит, что мы точно не знаем, сколько полномочий передано регионам», — отметил он.

По словам зампреда правительства, когда Крым воссоединился с Россией, некоторые функции федеральных органов передали региону, и это был положительный опыт

СОЧИ, 15 февраля. /ТАСС/. Заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Козак считает необходимым передать на региональный уровень полномочия контрольно-надзорных органов, за исключением тех полномочий, которые несут межрегиональный характер.

«Сегодня действующие властные полномочия федерального уровня можно безболезненно передавать на региональный уровень. Сегодня регионы имеют опыт исполнения различных федеральных полномочий. Все те полномочия и контрольно- надзорные сегодня надо передать губернаторам, губернаторы должны решить, как их делегировать муниципалитетам», — сказал Козак на сессии «Новая региональная политика: совершенствуя управление» в рамках форума в Сочи.

По его словам, когда Крым воссоединился с Россией, некоторые функции федеральных органов передали региону, и это был положительный опыт.

«Когда присоединили Крым, пошли на эксперимент — Крыму по соглашениям передали много таких функций, которые, казалось бы, передавать ни в коем случае нельзя, такие как регистрация сделок с недвижимостью, природнадзор, сельхознадзор. Ничего не случилось. Это мы передали тем органам, которые не имеют опыта работы в российском правовом поле», — добавил он.

Козак считает, что путем передачи полномочий контрольно-надзорных органов регионам можно, в частности, решить вопрос низких заработных плат сотрудников контролирующих органов. «Только полномочия, которые несут межрегиональный характер, должны сохраниться на федеральном уровне», — считает он.

Российский инвестиционный форум проходит в Сочи 15-16 февраля при участии премьер-министра РФ Дмитрия Медведева. Это традиционная площадка для презентации инвестиционного и экономического потенциала РФ. В прошлом году на форуме было заключено 377 соглашений на 490 млрд рублей.

Организатор — фонд «Росконгресс». ТАСС является генеральным информационным партнером и фотохост-агентством форума.

Передача полномочий на региональный уровень

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Всероссийский муниципальный форум

  • Единственное в стране

    издание о государственной

    и методологов страны

    Нас читает вся страна

    Вопросы, связанные с реализацией межмуниципальных соглашений по передаче части отдельных полномочий между муниципальным районом и поселениями, представляют особенный интерес. Тем более что до 2009 г. они не были в достаточной степени урегулированы Бюджетным кодексом.

    Светлана КАРЧЕВСКАЯ, заслуженный экономист РФ

    ПОЛОЖЕНИЯ 131-ГО ЗАКОНА: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ

    Статья 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131—ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон № 131-ФЗ) предоставляет органам местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, право заключать с органами местного самоуправления муниципального района соглашения о передаче им части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района. Соответственно иорганы местного самоуправления муниципального района вправе заключать аналогичные соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений.

    Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема субвенций, необходимых для осуществления передаваемых полномочий. Однако реализация данной статьи в части формы финансового обеспечения передаваемых полномочий донастоящего времени вызывает вопросы, связанные с введением с 1 января 2008 г. новой редакции БК РФ, уточняющей понятия и формы межбюджетных трансфертов.

    Исходя из определения субвенций (п. 1 ст. 133 и п. 1 ст.140 БК РФ) средства, предоставляемые в рамках указанных межмуниципальных соглашений, не могут быть переданы в данной форме, так как предусматривают их передачу из Федерального фонда компенсаций или Регионального фонда компенсаций только в случае делегирования отдельных государственных полномочий РФ или субъектов РФ намуниципальный уровень.

    Не могут быть предоставлены финансовые средства и в форме субсидий. В соответствии с п. 1 ст. 132 и п. 1 ст.139 БК РФ субсидии могут быть предоставлены из федерального и регионального фондов в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, то есть в случае софинансирования расходов органов местного самоуправления другим уровнем публичной власти. В связи с этим Бюджетным кодексом не предусмотрено выделение субсидий из бюджета муниципального района бюджетам поселений для софинансирования отдельных вопросов местного значения исоздания районных фондов софинансирования расходов.

    Данный механизм межбюджетного регулирования с 1 января 2008 г. должен быть реализован в форме иных межбюджетных трансфертов, что отражено в Федеральном законе от 26 апреля 2007 г. № 67-ФЗ. К сожалению, в Закон № 131-ФЗ соответствующая поправка не была внесена, в связи с чем у правоприменителей и возникают вопросы.

    НОВАЦИИ БЮДЖЕТНОГО КОДЕКСА

    Несмотря на широкую практику заключения межмуниципальных соглашений по передаче полномочий между муниципальными районами ипоселениями, Бюджетный кодекс как специальный закон (регулирующий отношения между субъектами бюджетных правоотношений) несодержал достаточных положений в части реализации права органов местного самоуправления муниципальных районов и поселений напередачу межбюджетных трансфертов в соответствии с заключенными соглашениями.

    Пункт 4 ст. 9 БК РФ, регулирующей бюджетные полномочия муниципальных образований, предусматривает только возможность осуществления финансовым органом муниципального района отдельных бюджетных полномочий финансового органа поселения на основе соглашения между местной администрацией поселения и местной администрацией муниципального района.

    В целях преодоления возможных противоречий между положениями Бюджетного кодекса и Закона № 131-ФЗ с 1 января 2009 г. вступили в действие нормы по изменению положений Бюджетного кодекса, в том числе в части межбюджетного регулирования на муниципальном уровне:

    дополнены основания возникновения расходных обязательств поселений и муниципальных районов, то есть принятие муниципальных правовых актов в соответствии с заключенными соглашениями о передаче полномочий (ст. 86);

    с учетом уточненной редакции определения «субвенций», предусмотренных только в случае передачи государственных полномочий содного уровня публичной власти на другой, изменена форма передачи средств по указанным соглашениям с «субвенции» на»межбюджетные трансферты» (ст. 142);

    внесено дополнение в части предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов районов бюджетам поселений на осуществление части своих полномочий в соответствии с заключенными договорами (ст. 142.4) и введена новая ст. 142.5, предусматривающая предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов.

    Следует обратить внимание и на предусмотренную законом возможность дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства в случаях заключения соглашений между поселениями и районами по передаче части своих полномочий порешению вопросов местного значения. Таким образом, предоставлено право муниципальным образованиям по дополнительному финансированию расходов по принимаемым не только государственным, но и муниципальным полномочиям, что позволит муниципалитетам влиять на объем и качество принимаемых расходных обязательств по предоставлению населению бюджетных услуг.

    ПРАКТИКА ПЕРЕДАЧИ ПОЛНОМОЧИЙ

    Согласно данным субъектов РФ в 49 регионах муниципальные районы передали часть полномочий по решению вопросов местного значения на исполнение поселениям с финансовым обеспечением в объеме 12,8 млрд руб., что составило в среднем 2,7 % к общим расходам бюджетов этих муниципальных районов. Учитывая, что передача осуществлялась в отдельных муниципальных районах и поограниченному числу вопросов местного значения в 31 регионе удельный вес составил менее одного процента. Вместе с тем в отдельных регионах передача носила массовый характер.

    Так, в муниципальных районах Республики Коми указанная передача составила 10,1 %, Хакасии — 10,9 %, Мордовии — 30,6 %, Нижегородской области — 32,2 % расходов местных бюджетов. В 2008 г. количество регионов, в которых осуществлялась передача полномочий муниципальных районов поселениям, возросло до 57. При этом по плановым показателям значительно снизилась средняя поРоссии доля расходов по переданным полномочиям в объеме расходов муниципальных образований до 1,53 % в связи со снижением общего объема переданных полномочий до 12 млрд руб. В 40 регионах она составила менее 1 %, в 13 регионах — от 1 % до 5 %. Самые высокие анализируемые показатели составили: в Белгородской области — 5,31 %, Республике Дагестан — 7,96 %, Республике Коми — 14,53% и Республике Мордовия — 28,85 %.

    Более масштабная передача полномочий по решению вопросов местного значения происходит с поселенческого уровня на уровень муниципальных районов. В 2007 г. в 54 регионах городские поселения передали отдельные полномочия муниципальным районам и в 61 — сельские поселения, в 2008 г. соответственно в 61 и 62 регионах. Следствием укрепления экономической самостоятельности поселений является сокращение объемов и перечня передаваемых на исполнение муниципальным районам вопросов местного значения поселений (за исключением случаев, когда передача экономически обоснованна и более эффективно исполняется на районном уровне).

    Так, если в 2007 г. объем переданных полномочий городских поселений составил 6 млрд руб. или 15,1 % к расходам, то в 2008 г. онснизился до 5,3 млрд руб. по плану или 6,9 % к расходам. Аналогичная ситуация наблюдается и в сельских поселениях, где указанный объем снизился с 10,3 млрд руб. (14,6 %) в 2007 г. до 9 млрд руб. (8,2 %) по плану 2008 г. Однако в отдельных поселениях значительное количество вопросов местного значения исполняется муниципальными районами: в городских поселениях Смоленской области (18,6 % расходов), городских и сельских поселениях Тульской области (18,8 %), городских поселениях Новгородской области (24 %), городских поселениях Республики Башкортостан (38,8 %), городских (49,8 %) и сельских (32,1 %) поселениях Республики Марий Эл, городских поселениях Самарской области (26,4 %), городских (14,1 %) и сельских (55,7 %) поселениях Ямало-Ненецкого округа, городских (22,1 %) исельских (18,2 %) поселениях Кемеровской области, городских поселениях Сахалинской области (37,7 %), городских (52,2 %) и сельских (22,9%) поселениях Чукотского автономного округа.

    О ПЕРЕЧНЕ НЕДЕЛЕГИРУЕМЫХ ПОЛНОМОЧИЙ

    Широкомасштабная передача полномочий с поселенческого уровня на районный явилась основанием для активной дискуссии по вопросу озаконодательном закреплении перечня полномочий органов местного самоуправления поселений по вопросам местного значения, которые в значительной степени определяют самостоятельность поселений как муниципальных образований и в связи с этим не могут быть переданы органам местного самоуправления районов на основании соглашений. Соответствующее поручение федеральным органам исполнительной власти дано Президентом РФ.

    В случае принятия решения о законодательном установлении такого перечня в него должны быть включены полномочия по вопросам, решение которых находится в исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления поселений на основаниич. 10 ст. 35 Закона № 131-ФЗ:

    установление, изменение и отмена местных налогов и сборов;
    определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения;

    утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении.

    При рассмотрении вопроса формирования, исполнения бюджета поселения и контроля за исполнением бюджета следует учитывать норму п. 4 ст. 9Бюджетного кодекса, предусматривающую возможность осуществления финансовым органом муниципального района отдельных бюджетных полномочий финансового органа поселения на основе соглашения между местной администрацией поселения и местной администрацией муниципального района.

    С учетом общегосударственного значения отдельных вопросов, требующих комплексных и взаимосогласованных действий органов всех уровней власти, вуказанный перечень целесо-образно также включить отдельные вопросы местного значения, определенные федеральным отраслевым законодательством как участие в конкретной сфере деятельности, осуществляемой органами государственной власти:
    участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения;

    участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
    Ряд полномочий с учетом местных особенностей более эффективно может быть решен на поселковом уровне:
    обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения;
    организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек поселений;

    сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения;

    создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в поселении;

    создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения;
    формирование архивных фондов поселения;

    организация освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов;
    содержание мест захоронения;

    содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства;
    организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в поселении;

    создание условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка.
    Представляется, что остальные полномочия с учетом соблюдения баланса интересов могут решаться органами местного самоуправления как поселений, так и муниципальных районов.

    Оценивая передачу полномочий поселения на уровень муниципальных районов в качестве ограничения их самостоятельности как муниципальных образований, возможно, следует рассмотреть вопрос и о формировании аналогичного перечня вопросов местного значения муниципального района, которые не могут быть переданы на исполнение органам местного самоуправления поселений.

    Минобрнауки России отберет регионы для участия в пилотном проекте по переводу школ с муниципального на региональный уровень

    29 сентября в Минобрнауки России состоялся семинар «О совершенствовании управления школьным образованием». Участие в нем приняли губернаторы и главы республик, вице-губернаторы и министры образования из 33 регионов, обозначивших свое намерение стать пилотными в апробации новых моделей управления образованием. Провела мероприятие Министр образования и науки Российской Федерации О.Ю. Васильева.

    — У нас школа оказалась абсолютно оторвана от всего: и в плане контроля – кто, чему и как учит, и в плане того, как и где преподаются и изучаются образовательные программы, и что в итоге проходят наши дети на уроках. Регионы сегодня дают деньги на образовательные программы, но их реализацию не контролируют. Не может быть содержания образования без контроля, — подчеркнула О.Ю. Васильева.

    Министр пояснила, что основная проблема в реализации существующей модели заключается в том, что управление образованием происходит одновременно на нескольких уровнях. Школа, отвечающая за качество знаний своих учеников, оказывается в центре требований контролирующих процедур и плановых мероприятий, которые часто противоречат друг другу. Такая несогласованность позиций мешает реализации единой федеральной образовательной политики.

    — У нас нет единой вертикали управления, чтобы решить самый простой вопрос, приходится поднимать всю систему образования, — заявила Министр.

    Ольга Юрьевна подчеркнула, что реализация пилотного проекта по апробации новых моделей управления в образовании, в который на добровольной основе включатся регионы, обеспечит более высокую финансовую, нормативную, содержательную, инновационную эффективность системы образования.

    С докладом о том, как будет проводиться конкурсный отбор субъектов-участников пилотного проекта, выступила заместитель Министра образования и науки Российской Федерации Т.Ю. Синюгина.

    — Мы предлагаем заявить вам на первом этапе о той модели, которая будет выбрана в каждом субъекте нашего пилотного проекта, и оформить эту модель и свое участие в заявке, которая в дальнейшем будет рассмотрена конкурсной комиссией, — сказала Татьяна Юрьевна, обращаясь к участникам семинара.

    Заместитель Министра уточнила, что по итогам работы конкурсной комиссии будет принято решение о регионах, которые станут лидерской группой пилотного проекта с финансовой поддержкой с федерального уровня, они включатся уже в 1-й этап его реализации.

    — Вторая группа субъектов будет находиться в резерве, но в то же время в очень активном взаимодействии и участии в пилотном проекте, — пояснила Татьяна Юрьевна.

    Она информировала, что для участия в конкурсном отборе субъектам РФ будет предложено до 23 октября подать заявку установленного образца с указанием выбранной для реализации модели.

    — Нет строгой установки, что в регионах должны быть только предложенные нами модели. Это ваше решение, и вы должны оценить, какой результат хотите получить, какая будет эффективность и самое главное – почему, — прокомментировала Татьяна Юрьевна.

    Заместитель Министра пояснила, что форма заявки включает в себя три содержательных блока. Первый — преобразование институтов управления образования, которое направлено на создание единого образовательного пространства, возможность получения сетевых форм обучения, развитие муниципальных коллегиальных органов, реализующих государственно-общественный характер управления образованием. Второй — преобразование финансово — экономических институтов с целью упорядочивания финансовых потоков, обеспечения прозрачности на всех этапах трансфертов, минимизации возможных потерь финансовых средств при смене уровней учредительства. И третий — преобразование институтов развития кадров в общем образовании, призванное отобразить количество и качество подготовки проектных команд, способных управлять вновь созданной структурой, которые пройдут обучение и будут активно включены в управленческий процесс.

    Заместитель Министра сообщила, что экспертная оценка качества заявок пройдет до 30 октября по разработанным Минобрнауки России критериям и оценочным блокам. Итоги конкурса будут подведены после очной защиты субъектами своих проектов до конца ноября текущего года. Результатом экспертизы заявок станет Приказ Министра образования и науки Российской Федерации о реализации пилотного проекта с фиксированным списком регионов-победителей конкурсного отбора.

    Реализация проекта стартует в 2017 году и будет сопровождаться ежемесячным мониторингом текущих результатов.

    — Мы понимаем, что процесс участия в проекте должен проходить в постоянном взаимодействии с министерством, сопровождаться оказанием методической и консультационной помощью. Мы понимаем, какой многочисленный запрос будет с вашей стороны. И мы к этому готовы. У нас есть необходимые ресурсы, чтобы это взаимодействие было эффективным, — заявила Т.Ю. Синюгина.

    В ходе семинара также выступили представители регионов и экспертного сообщества.

    Об управленческих механизмах выстраивания единого образовательного пространства на уровне регионов говорил в выступлении на семинаре А.И. Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика». Он отметил, что передача отдельных полномочий управления на уровень субъекта РФ обеспечит эффективное использование образовательных и финансовых ресурсов через создание образовательных округов, повысит качество образования через развитие конкуренции между школами, гарантирует равномерное обеспечение ресурсами, обеспечит доступность ресурсов всего региона через сетевую форму обучения.

    — Централизация управления позволит качественно решать вопросы поддержки отдельных школ, обеспечить системную работу по устранению профессиональных дефицитов педагогов, реализовать справедливый подход к оплате их труда. Без передачи части полномочий учредительства централизовано в регион затрудняется решение многих задач, и, прежде всего, обеспечение государственных гарантий на качественное образование, — отметила в своем выступлении Н.С. Широкова, и.о. председателя Правительства Республики Адыгея.

    — Для перехода к государственной модели управления образованием сейчас есть все необходимые правовые основания. У многих может возникнуть вопрос о рисках. Да, они есть. Но они не носят критичного характера. К финансовым рискам можно отнести небольшие дополнительные затраты на изготовление печатей учреждений, новых вывесок, бланков, уплату госпошлин за переоформление лицензий и свидетельств о государственной аккредитации. К рискам можно было бы отнести увеличение затрат регионального бюджета, связанное с увеличением числа госслужащих. Однако опыт Самарской области показывает, что затраты консолидированного бюджета на содержание управленческого аппарата в условиях его оптимизации наоборот будут сокращены, — прокомментировал Д.Е. Овчинников, вице-губернатор Самарской области, где в режиме государственного управления образовательными организациями работают с 2011 года.

    Подводя итоги семинара, глава Минобрнауки подчеркнула, что планируемые механизмы изменений могут быть реализованы в пилотных субъектах на основе разных моделей с учетом региональных особенностей. Окончательный выбор моделей будет сделан в ходе тщательной проработки специфики, возможностей и стратегических ориентиров в образовании пилотных регионов.

    Министр акцентировала внимание на том, что реализация пилотного проекта потребует от регионов привлечения дополнительных ресурсов.

    — Именно поэтому принято решение о выделении финансовой поддержки на реализацию проекта, — сообщила Ольга Юрьевна.

    — Впереди у нас, уважаемые коллеги, уже в ближайшее время составление заявок на участие в конкурсе пилотных субъектов, подготовка «дорожных карт» по разработке региональных моделей, общественные и экспертные обсуждения проектных решений и презентация лучших предложений, — заключила Министр.

    Министр отметила, что состоявшаяся в рамках семинара дискуссия между представителями регионов и реализация пилотного проекта позволят выбрать наиболее эффективную модель управления образованием в России.

    ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА
    НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

    Передать нельзя оставить?

    Если составить условный рейтинг самых дискуссионных решений в округе за последние несколько лет, то передача полномочий с муниципального уровня на региональный явно займет одну из лидирующих позиций. Разговоры о пресловутом 95-м окружном законе не утихают и по сей день. 14 февраля законотворцы участвовали в заседании рабочей группы, на котором разгорелась серьезная полемика на тему того, надо ли передавать полномочия в сфере культуры с регионального уровня на муниципальный.
    Но обо всем по порядку.

    Начнем с прошлогодней предыстории, плавно перейдя в сегодняшние реалии. На декабрьском заседании Высшего совета при губернаторе НАО глава региона Александр Цыбульский рекомендовал создать рабочую группу для анализа эффективности исполнения полномочий, переданных в 2014 году регионалам от муниципалов, и внесения необходимых изменений в 95-й окружной закон.
    Спикер окружного парламента Анатолий Мяндин предложил тогда организовать на площадке законодательного органа работу по анализу положений закона, вызвавшего в свое время не только жаркие споры, но и длительные судебные разбирательства.
    Главы поселений неоднократно указывали на несовершенство проведенной «перекройки» полномочий и приводили примеры ее отрицательных последствий. Некоторые из этих примеров прозвучали еще на заседании Высшего совета, но далеко не все сопровождались убедительными опровержениями или комментариями со стороны представителей органов исполнительной власти округа, в ведение которых указанные полномочия перешли.
    Состав рабочей группы из девяти народных избранников утвердили 18 декабря, возглавил ее депутат Виктор Кмить. Решили, что в заседаниях смогут участвовать с правом решающего голоса все парламентарии. До начала работы по предложению Виктора Юлиановича были получены официальные предложения органов местного самоуправления, учреждений образования и культуры, которые, по их мнению, необходимо внести в резонансный закон для разрешения возникших противоречий.
    Предметный разговор
    Как оказалось, полученный перечень предложений о необходимости обратной «перекройки» полномочий – сравнительно небольшой. Руководители органов местного самоуправления поселений, городского округа и муниципального района учли, что ситуация в округе с момента принятия 95-го закона решительным образом изменилась. В 2014 году одной из причин значительного перераспределения полномочий была убежденность окружных властей в том, что руководство Нарьян-Мара, Заполярного района, поселений не успевает использовать выделенные им из окружного бюджета средства (особенно – на сельские стройки), а округ сможет делать это эффективнее.
    Ясно, что строить на селе в наших условиях сложно любому заказчику. В то же время за периодом «тучных» для регионального бюджета лет, начался период лет «тощих». Доходы казны упали, округ был вынужден брать кредиты. Пришлось переоценивать приоритеты бюджетных средств, в том числе ужимать расходы на социалку и корректировать планы строительства. Естественно, что на таких условиях муниципалы не настаивают на возвращении полномочий в сфере здравоохранения, образования и культуры, за исключением случаев, когда обоснованно считают это единственно возможным вариантом.
    Учитывая объем представленных материалов, депутаты решили рассматривать поступившие предложения отдельными блоками. Первое совещание, где обсуждались полномочия в сфере здравоохранения, прошло достаточно спокойно. Несколько пожеланий поступило от Заполярного района. Его представители предложили перераспределить на уровень региональных властей те полномочия, которые уже закреплены за органами госвласти НАО федеральным законодательством. Речь, в частности, идет об информировании населения о возможности распространения социально значимых заболеваний и эпидемий, санитарно-гигиеническом просвещении людей.
    В качестве аргументов представители района указали, что нет смысла разрывать полномочия между различными уровнями власти. Тем более, что все медицинские кадры находятся в составе окружных учреждений.
    Однако депутаты не разделили этого мнения. Они согласились с позицией профильного департамента, представитель которого утверждал, что органы местного самоуправления, находясь ближе к народу, не могут стоять в стороне от работы с гражданами. Особенно профилактическое просвещение нужно в тех населенных пунктах, где нет медицинских учреждений. Необходимые для работы сведения и материалы специалисты департамента готовы муниципалам представить.
    Второе предложение Заполярного района касалось полномочий в сфере укрепления межнационального согласия, поддержки национальных меньшинств и обеспечения адаптации мигрантов. Заместитель главы Андрей Мухин обоснованно указал, что основным методом организации работы с представителями различных национальностей является проведение мероприятий, посвященных изучению, сохранению и развитию культур и обычаев народов, совместно проживающих на территории округа. Но сегодня учреждения культуры перешли в ведение органов государственной власти, как и полномочия по поддержке некоммерческих организаций (НКО). Поэтому нужно либо забрать на уровень округа полномочия по укреплению межнационального согласия, либо хотя бы возвратить по поддержке НКО. Здесь депутаты с представителями района согласились и предложили полномочия по поддержке НКО Заполярному району вернуть.
    В интересах жителей
    Отдельно рабочая группа рассмотрела предложения по полномочиям в сфере культуры. На этом совещании, о котором мы упомянули в начале материала, остановимся более подробно.
    – Наша задача – максимально объективно провести анализ эффективности исполнения 95-го закона, прежде всего, учитывая интересы жителей округа, – отметил председательствующий на заседании депутат Виктор Кмить.
    Надо сказать, что данный принцип депутатам реализовать все же удалось.
    Представители горсовета и городской администрации, обеспокоенные в равной степени утратой полномочий в сфере культуры, предложили два решения. Мэрия выступила за то, чтобы их возвратить, парламентарии же сошлись на ином варианте – оставить округу с условием «поработать над улучшением взаимодействия».
    Принимая решение, депутаты указали, что любое изменение полномочий в сфере культуры в отношении административного центра округа непременно затронет судьбу единственного городского очага культуры – Дворца культуры «Арктика». Нет большого смысла в делении мероприятий на городские и окружные, участники и зрители – все желающие.
    Более того, отметил Виктор Кмить, статус административного центра региона устанавливает особое правовое положение Нарьян-Мара и определяет его дополнительные функции, связанные с деятельностью органов государственной власти НАО. Соблюдение баланса интересов нужно учитывать, разрабатывая механизмы взаимодействия органов местного самоуправления города и госвласти округа таким образом, чтобы не ущемлять интересы ни одной из сторон, и в первую очередь – интересы населения. Поэтому окружным депутатам ближе показалась позиция горсовета, поскольку сами жители города мероприятиями в сфере культуры не обделены.
    Диаметрально противоположное положение в культурной сфере поселка Искателей. Напомним, практически сразу после передачи полномочий здание Дома культуры признали аварийным и закрыли. Прекрасный творческий коллектив «Клуба «Созвездие» поселка Искателей» вынужден ютиться в офисных помещениях, принадлежащих МКУ ЗР «Северное», которые не отвечают требованиям культурно-досуговой работы. Нет сцены и зрительного зала, артистам приходится часто работать на улице или в арендуемых на время помещениях. В таких условиях проводить мероприятия и готовиться к ним, мягко говоря, сложно. Возникает проблема с погрузкой и перевозкой световой и звуковой аппаратуры, декораций, костюмов. Без транспорта и рабочих организовать большую часть мероприятий практически невозможно. Дирекция же по эксплуатации зданий учреждений культуры может предоставить автомобиль только за дополнительную плату, да и то не гарантирует его исправность. А рабочие из Дирекции вообще числятся во Дворце культуры «Арктика».
    Под крыло муниципалитета
    По словам руководителя учреждения культуры Натальи Созоновой, у коллектива одна надежда – на поселковую власть. Именно искательская администрация, несмотря на отсутствие полномочий в области культуры, старается решать организационные вопросы.
    – Мы помогаем Дому культуры, как и раньше, – говорит глава поселка Григорий Коваленко. – Но зачем тогда было забирать полномочия? Мы долго убеждали, что здание можно отремонтировать. Ведь до строительства нового ДК дело дойдет не скоро, тем более что поселку еще и школа новая нужна. Окружные власти приняли решение о закрытии, не имея на это должных оснований.
    В течение трех лет профильный департамент так и не смог решить вопрос по зданию для искательского Дома культуры. Проблема для поселка злободневная и была озвучена на встрече главы региона Александра Цыбульского с членами ветеранских организаций округа. Тогда врио губернатора выразил уверенность в том, что депутатская рабочая группа, которая проводит анализ исполнения 95-го закона, сумеет объективно взвесить все доводы и принять обоснованное решение.
    – К сожалению, следует признать, что передача полномочий от органов местного самоуправления на уровень округа ухудшила ситуацию в сфере культуры в поселке геологоразведчиков, – считает Виктор Кмить. – Уверен, если бы они оставались в поселении, руководители муниципального образования давно бы решили вопрос с ремонтом Дома культуры. Конечно, это тоже требует денег, но на порядок меньше, чем на строительство нового здания. А делать вид, что проблемы нет, органам власти не к лицу.
    Депутаты единогласно приняли решение поддержать обращение руководства поселка и подготовить изменения в 95-й закон о возврате полномочий в сфере культуры в Искателях органам местного самоуправления.
    Поддержать «Престиж»
    и не только
    На проблемы сельских домов культуры обратили внимание депутаты Наталья Кардакова и Александр Лутовинов. Ранее ДК были подчинены местным администрациям. Муниципалитеты, являясь их учредителями, могли беспрепятственно помогать учреждениям в любых проблемных вопросах. В сентябре 2014 года полномочия по культуре в рамках 95-го закона перешли на уровень органов государственной власти региона. Более того, из состава учреждений вывели всех работников, кто непосредственно не занимается культурой. Они перешли в упомянутую выше Дирекцию, функционал которой сводится к обес-печению транспортом и обслуживанию зданий учреждений культуры. Именно Дирекция из Нарьян-Мара руководит техническим персоналом сельских ДК и, соответственно, оплачивает труд подведомственных работников. Каким образом руководитель, находясь в городе, может объективно оценить, предположим, труд технички в Оме или обеспечить сельские учреждения транспортом, остается загадкой.
    – Когда отдавали полномочия на окружной уровень, я голосовала за этот закон, – говорит депутат Наталья Кардакова. – Но сейчас в ряде населенных пунк-тов здания домов культуры признаны аварийными, некоторые нуждаются в капитальном ремонте, а вопрос не решается. Необходимо принимать окружную программу поддержки культуры в сельских населенных пунктах, – подчеркнула депутат.
    Взять хотя бы тельвисочный «Престиж». Депутаты отметили, что известное не только в округе учреждение имеет статус социально-культурного центра. Работает фактически для населения всего региона. Именно поэтому нуждается в постоянном обеспечении транспортом для поездок с концертами в Нарьян-Мар и по селам. Однако работники учреждения вынуждены, как и прежде, обращаться к администрации поселения. Тем более, что «Престижу» с 2015 года не выделяют средств на приобретение костюмов, участие в межмуниципальных и региональных фестивалях и конкурсах, проведение технического обслуживания противопожарного оборудования. У муниципалитетов сейчас нет ни полномочий, ни финансов на эти цели. Администрация учреждения вынуждена прилагать много усилий по привлечению внебюджетных средств, но для полноценной деятельности этого не хватает. Без должной поддержки региональной казны работать сложно. И это – лучшее учреждение культуры. А как быть остальным?
    Предложение коллеги о необходимости поддержки и развития культуры на селе депутаты поддержали, закрепив его в форме рекомендации рабочей группы. Она также будет отражена в решении и направлена в органы исполнительной власти округа.

    Виктор Кмить:

    К сожалению, следует признать, что передача полномочий от органов местного самоуправления на уровень округа ухудшила ситуацию в сфере культуры в поселке Искаткелей. Уверен, если бы они оставались в поселении, руководители муниципального образования давно бы решили вопрос с ремонтом Дома культуры.

    Наталья Кардакова:

    – Когда отдавали полномочия на окружной уровень, я голосовала за 95-й закон. Но сейчас в ряде населенных пунктов здания домов культуры признаны аварийными, некоторые нуждаются в капитальном ремонте, а вопрос не решается. Необходимо принимать окружную программу поддержки культуры в сельских населенных пунктах.

    Смотрите так же:

    • Пенсия в 2018 куда направит Пенсия по инвалидности ребенка Государство поддерживает незащищенные слои населения различными методами: пенсиями, льготами. Дети-инвалиды имеют право на получение выплат на федеральном и региональном уровнях, однако в основном им положена так называемая […]
    • Г красногорск московская область суд Добро пожаловать на официальный Интернет-сайт Красногорского городского суда Московской области! Мы рады приветствовать Вас на страницах сайта Красногорского городского суда Московской области! Работа нашего сайта направлена на объективное и полное […]
    • Требования к проведению мероприятий с массовым пребыванием людей Документ не найден. Приобрести книги по пожарной безопасности В сборник включены основные действующие нормативные документы по пожарной безопасности жилых и общественных зданий, помещений, сооружений и производственных объектов, наиболее широко […]
    • План и масштаб правила Школьная математика Экзамены по математике в 2018 г. Расписание экзаменов взято с официального сайта ЕГЭ. Наш информационный сайт ориентирован на помощь в решении заданий по математике для средней, начальной и старшей школы. Более подробно о разделах […]
    • Регулярная уплата налогов Регулярная уплата налогов Еще больше интересного ищите на ria.ru Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях […]
    • Закон о материнской славы Закон УР от 7 октября 2005 г. N 52-РЗ "Об учреждении знака отличия "Материнская слава" (с изменениями и дополнениями) Закон УР от 7 октября 2005 г. N 52-РЗ"Об учреждении знака отличия "Материнская слава" Принят Государственным Советом Удмуртской Республики […]
    • Патент статья нк рф Налоговый кодекс ( ст 346.43 Патентная система НК РФ 2018 ) Статья 346.43. Общие положения 1. Патентная система налогообложения устанавливается настоящим Кодексом, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской […]
    • Рассмотрение закона в совете федерации сроки 67. Рассмотрение и одобрение закона Советом Федерации. Особенности принятия федеральных конституционных законов 67. Рассмотрение и одобрение закона Советом Федерации. Особенности принятия федеральных конституционных законов Принятые Государственной Думой […]