Письменные указания прокурора обязательны

Прокурор в уголовном процессе (стр. 1 из 3)

Глава I. Сущность и задачи уголовного процесса

Глава II. Прокурор в уголовном процессе

§ 1. Уголовно-процессуальные функции

§ 2. Прокурор в уголовном процессе, его компетенция

§ 3. Надзор прокурора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия

§ 4. Обязательность указаний прокурора

§ 1. Определение уголовного процесса

Уголовный процесс — правовое понятие, связанное с пред­ставлениями о правосудии, деятельности органов следствия, дознания, прокуратуры по применению уголовного права в случае совершения преступления. Уголовный процесс в любом государстве ведется на основании и по правилам, установлен­ным его законами, защищая существующий правопорядок.

Правовое государство призвано обеспечивать охрану от преступных посягательств на права и свободы личности, жизнь, здоровье, честь и достоинство, другие блага граждан, обще­ство в целом, конституционный строй. Этому служит, в част­ности, уголовное право, которое устанавливает круг деяний, запрещаемых под угрозой уголовного наказания, и виды та­ких наказаний. Тем самым оно способствует предупреждению преступлений. Но если преступление совершилось, то необ­ходимо его раскрыть, найти виновного, выяснить все, что не­обходимо для справедливого наказания преступника, и в то же время не допустить ошибочного обвинения и тем более осуждения невиновного. Виновный же должен быть наказан в строгом соответствии с законом, характером и степенью его вины, данными о личности.

Для того чтобы предупредить преступления, привлечь к ответственности и наказать виновных, в государстве существует система органов уголовной юстиции. Ее вершину образует суд, призванный осуществлять правосудие по уголовным делам. В большинстве случаев деятельности суда предшествует рас­следование преступлений, произведенное органами дознания и предварительного следствия под надзором, а иногда и при участии прокуроров.

Деятельность уголовной юстиции связана с применением уголовного наказания, в максимальной степени затрагиваю­щего основные права и свободы человека, а также с примене­нием мер государственного принуждения (арест, обыск и т. д.), что необходимо для успешного раскрытия преступлений и обеспечения неизбежности ответственности виновных. Поэтому она строго и детально регламентируется правовыми нор­мами, создающими гарантии справедливого правосудия и га­рантии личности. Эти нормы, в силу их важности, устанавли­ваются только законодательной властью.

Правосудие по уголовным делам, как и деятельность ор­ганов, расследующих преступления, осуществляется в особом порядке, который принято называть процессуальным. Закон определяет последовательность действий соответствующих го­сударственных органов с момента обнаружения преступления и до окончательного разрешения уголовного дела в суде, пра­ва и обязанности граждан, на которых распространяется эта деятельность, форму производства всех следственных и су­дебных действий и закрепления их результатов. Этот процес­суальный порядок — необходимое условие законности всей деятельности суда, органов расследования и прокуратуры в связи с преступлением.

Уголовно-процессуальная деятельность, урегулированная законом, протекает в форме правоотношений, которые скла­дываются между судом и другими государственными органа­ми, а также между ними и гражданами, юридическими лица­ми. Эта деятельность носит правовой характер.

Таким образом, уголовный процесс — это осуществляе­мая в установленном законом особом процессуальном порядке деятельность суда по рассмотрению и разрешению уголов­ных дел и предшествующая ей деятельность органов след­ствия, дознания и прокуратуры по раскрытию преступле­ний, изобличению виновных и привлечению их к уголовной ответственности, направленные на обеспечение правосудия с тем, чтобы совершивший преступление был справедливо на­казан, а невиновный не был осужден. Эта деятельность осуще­ствляется в форме правоотношений с участием граждан и орга­низаций, реализующих свои права и исполняющих обязанности.

§ 2. Задачи уголовного процесса

Задачи уголовного процесса можно определить как в об­щесоциальном плане, т. е. с позиций роли, которую он играет в жизни общества, так и анализируя конкретные задачи, кото­рые должны быть решены при расследовании преступлений и рассмотрении судом уголовного дела.

На общесоциальном уровне уголовный процесс имеет за­дачей защитить от преступных посягательств личность, ее права, свободы и другие блага, права и законные интересы юридических лиц, существующий правопорядок путем осуще­ствления справедливого правосудия по уголовным делам.

Конкретные задачи уголовного процесса как вида право­вой государственной деятельности в связи с обнаружением преступления состоит в том, чтобы обеспечить:

своевременное и полное раскрытие преступления, т. е. установить сам факт совершения преступления и того, кто его совершил;

получение достаточных доказательств с тем, чтобы устано­вить истину по уголовному делу, изобличить действительно ви­новного и выяснить все необходимое для принятия правильного решения или снять подозрение либо обвинение с невиновного;

правильное применение уголовного закона и других зако­нов, относящихся к делу, т. е. безошибочно юридически оце­нить деяние обвиняемого с учетом всех обстоятельств, влияю­щих на характер и степень ответственности;

назначение справедливого наказания судом в строгом со­ответствии с законом и обстоятельствами дела или оправдание невиновного.

Глава IV. Прокурор в уголовном процессе

Уголовно-процессуальная деятельность осуществляется различными органами и лицами. Они действуют в уголовном процессе в соответствии со стоящими перед ними задачами. Отсюда и выделение в этой деятельности уголовно-процессуальных функций — различных направлений, которые обус­ловлены ролью, предназначением и целью субъектов уголовно-процессуальной деятельности.

Уголовно-процессуальные функции — это направления уголовно-процессуальной деятельности, выделяемые в зави­симости от круга субъектов, выполняющих те или иные про­цессуальные действия, от разрешаемых ими задач и процес­суальных форм, в которых они действуют.

Функции, выполнение которых связано с достижением главного результата уголовного процесса, к которому отно­сится нахождение истины, являются основными. Среди них выделяются: осуществление правосудия, обвинение, защита и предварительное расследование.

Дополнительные функции — поддержание гражданского иска и соответственно защита от него.

Некоторые ученые выделяют и иные функции: прокурор­ского надзора за законностью, воспитательную, социального контроля и др.

Осуществление правосудия — важнейшая уголовно-процессуальная функция, присущая только суду, разрешающе­му дело по существу.

Она заключается в рассмотрении в судебных заседаниях уголовных дел и в применении наказания к лицам, виновным в совершении преступления, либо в оправдании невиновных.

Исходя из принципа состязательности, основным содер­жанием функции правосудия является всестороннее, полное и объективное исследование всех обстоятельств дела в суде и разрешение его по существу.

Смысл этой функции — дать окончательный ответ относи­тельно виновности или невиновности лица в связи с представ­ленным в суд обвинением. Все другие уголовно-процессуальные функции обеспечивают успешное осуществление право­судия.

Деятельность же участвующих в деле лиц, показания (зак­лючения) которых являются источниками доказательств, а так­же лиц, способствующих проведению следственных и судеб­ных действий, является вспомогательной по отношению к фун­кции, выполняемой судом.

Обвинение представляет собой деятельность уполномочен­ных органов и лиц, направленную на раскрытие преступле­ния, доказывание виновности лица, его совершившего, с це­лью обеспечить правильное разрешение судом вопроса о его ответственности.

В зависимости от того, кто и в каких формах осуществляет эту функцию, различают обвинение государственное (публич­ное), общественное и частное (поддерживаемое потерпевшим).

Государственное (публичное) обвинение, являясь основ­ной формой, осуществляется в интересах и от имени государ­ства, независимо от воли иных лиц, в том числе потерпевше­го, в силу служебных обязанностей государственного обвини­теля — прокурора.

Общественное обвинение поддерживает представитель общественной организации или трудового коллектива с целью обеспечить разрешение дела с учетом мнения коллектива, об­щественных организаций.

По делам о преступлениях, предусмотренных ст. 115, 116, 129 ч. 1, 130 УК, право поддержания обвинения принадлежит потерпевшему. Дела частного обвинения возбуждаются только при наличии его жалобы и прекращаются в случае примире­ния потерпевшего с обвиняемым..

Кроме того, уголовно-процессуальное законодательство предусматривает дела так называемого частно-публичного обвинения. К ним относятся дела о преступлениях, предус­мотренных ст. 131 ч. 1, 146 ч. 1, 147 ч. 1 УК, которые возбуж­даются по жалобе потерпевшего, т. е. именно он на первона­чальном этапе является инициатором уголовного преследова­ния. Однако такие дела не могут быть прекращены за прими­рением сторон, и в последующем обвинение поддерживает го­сударственный обвинитель.

В суде кассационной и надзорной инстанции все дела рас­сматриваются коллегиально профессиональными судьями.

Суд может действовать в качестве суда первой инстан­ции, разрешая дело по существу, суда второй (кассационной) либо надзорной инстанции.

Средства прокурорского реагирования

Средства прокурорского реагирования – предусмотренные законодательством и совершаемые в установленном законом порядке действия прокуроров по устранению выявленных нарушений законности, причин и условий, им способствующих, привлечению к ответственности виновных лиц [1] . Средства прокурорского реагирования многочисленны, что обусловлено характером правонарушений и видами ответственности за их совершение. В связи с изменением функционального назначения органов прокуратуры, регламентации действующим законодательством надзорной и ненадзорной деятельности прокуроров все правовые средства, в том числе и средства прокурорского реагирования как их составляющая, также подлежат разделению на два вида: надзорные и ненадзорные.

К надзорным средствам прокурорского реагирования относятся средства, применяемые органами прокуратуры при осуществлении надзорной функции. Они предусмотрены действующим законодательством и подразделяются на процессуальные, т.е. регламентированные процессуальным законодательством РФ, и непроцессуальные, регламентированные иными нормативными актами, в том числе и Законом о прокуратуре.

К процессуальным средствам прокурорского реагирования относятся:

– письменное указание прокурора;

– различного рода постановления прокурора;

– ненадзорные представления и жалобы, вносимые прокурором на судебные акты.

Непроцессуальными средствами являются следующие акты прокурорского реагирования:

– представление прокурора, вносимое в порядке надзора;

– предостережение прокурора о недопустимости нарушения закона;

– постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении;

– требование прокурора об изменении нормативного правового акта.

К непроцессуальным средствам прокурорского реагирования также относятся средства, регламентированные Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», такие как предупреждение прокурора и решение прокурора о приостановлении деятельности общественного или религиозного объединения, осуществляющего экстремистскую деятельность.

Специфика актов прокурорского реагирования заключается в том, что прокуроры обладают строго установленной законом ограниченной властью по отношению к поднадзорным субъектам. Данное обстоятельство определяет характер требования прокурора, изложенного в акте. Эти требования обязательны лишь для рассмотрения, но не обязательны для исполнения. В связи с этим основным свойством любого акта прокурорского реагирования является его убедительность.

Исключение из этого правила составляют средства прокурорского реагирования, вносимые прокурорами при осуществлении надзора за исполнением законов органами дознания, органами, осуществляющими ОРД, а также администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, и администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Данные средства имеют императивный, властно-распорядительный характер и обязательны для исполнения. Их характерной особенностью является то, что они приносятся прокурорами как на правомерные, так и на неправомерные действия и по данному признаку подразделяются на два вида.

К средствам прокурорского реагирования на правомерные действия следует отнести согласие и утверждение.

Согласие – это выражение солидарности прокурора со следователем, дознавателем, а утверждение – придание юридической значимости основному следственному документу – обвинительному заключению.

Средствами реагирования на неправомерные действия являются письменные указания и постановления прокурора.

Письменные указания прокурора – властные предписания, обязательные для исполнения следователями, дознавателями. Они должны быть основаны на глубоком знании прокурором материалов уголовного дела и содержать конкретные предложения о совершении следственных действий.

Постановления – властно-волевые распорядительные акты прокурора, с помощью которых он может устранять любые правонарушения собственной властью.

Ненадзорные средства прокурорского реагирования также подразделяются на процессуальные, т.е. регламентированные процессуальным законодательством РФ (в первую очередь ГПК РФ и АПК РФ), и непроцессуальные. Процессуальными ненадзорными средствами являются: представления и жалобы прокуроров на незаконные судебные акты, а также исковые и иные заявления, направляемые прокурорами в целях защиты законных прав и свобод социально незащищенных лиц, иски, предъявляемые прокурорами в интересах неопределенного круга лиц или всего государства в целом. Все виды процессуальных ненадзорных средств органов прокуратуры четко регламентированы действующим процессуальным законодательством.

К непроцессуальным ненадзорным средствам прокурорского реагирования относятся сообщения, письма, информации и доклады прокурора о нарушениях законности. Как правило, данные средства применяются прокурорами в отношениях с органами местного самоуправления, органами субъектов РФ, судебными органами.

По своему целевому назначению средства прокурорского реагирования подразделяются на два вида:

основные, непосредственно предусмотренные законом и несущие основную нагрузку. В первую очередь это акты прокурорского реагирования, а также правовые средства прокурора, предусмотренные процессуальным законодательством;

сигнализационные, содержащие информацию о состоянии законности без требования устранения правонарушений (информационные письма, информации, доклады и т.д.).

Правовые средства органов прокуратуры РФ являются действенным инструментом для выявления и устранения нарушений законности и привлечения к предусмотренной законом ответственности виновных лиц, а также эффективным средством профилактики правонарушений и преступлений. Своевременное выявление и пресечение нарушений законности, установление причин и условий их совершения, привлечение к ответственности виновных лиц положительно воздействует на состояние законности в целом, способствует формированию в обществе правосознания, основанного на уважении к закону.

  • [1] Прокурорский надзор. Курс лекций и практикум / под ред. ΙΟ. Е. Винокурова. М.: Экзамен, 2004. С. 163.

Акты и иные средства прокурорского реагирования

Для устранения выявленных нарушений законности, причин и условий, которые им способствовали, обеспечения неизбежности привлечения лиц, допустивших указанные нарушения, к соответствующим видам ответственности могут применяться предусмотренные законом акты прокурорского реагирования и иные средства прокурорского реагирования.

К актам прокурорского реагирования, применяемым как в отношении органов дознания, так и в отношении органов предварительного следствия, относятся представление и постановление.

При осуществлении надзора за процессуальной деятельностью прокурором не используются полномочия, специально предусмотренные Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» для предупреждения нарушений закона, которые применяются при осуществлении надзора за исполнением законов и законностью правовых актов, например предостережение, предусмотренное ст. 25 1 указанного Закона.

При применении актов прокурорского реагирования следует учитывать, что руководитель следственного органа осуществляет процессуальный контроль и процессуальное руководство подчиненными следователями при расследовании преступлений, прокурор же надзирает за исполнением законов следователями и не должен ограничивать их процессуальную самостоятельность.

Для устранения нарушений закона, допущенных органами дознания, прокурор обращается не к дознавателю, а к начальнику соответствующего органа дознания, соответственно, при нарушении закона следователями прокурор обращается к руководителю следственного органа.

Представление применяется прокурором в соответствии со ст.ст. 24, 28 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». Представление является универсальным актом прокурорского реагирования и поэтому может быть применено в отношении любого вида нарушения уголовно-процессуального закона органами дознания и предварительного следствия самостоятельно либо одновременно с иными актами реагирования. Представление, как правило, применяется в виде итогового акта прокурорского реагирования, обобщая несколько однотипных нарушений закона. Однако иногда представление допустимо вносить и по единичным фактам нарушения закона, если они имеют существенный характер либо вызвали общественный резонанс. При осуществлении надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, представление должно быть направлено на устранение и предупреждение нарушений законов либо на побуждение органов предварительного расследования к осуществлению законной деятельности, причем указанные цели могут преследоваться как по отдельности, так и все одновременно.

Путем внесения представления прокурор самостоятельно не устраняет выявленные нарушения, а действует опосредованно, обращаясь к руководителям органов предварительного расследования с требованием использовать имеющиеся у них полномочия по осуществлению ведомственного контроля.

Постановление является важным актом прокурорского реагирования при осуществлении надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия. Согласно п. 25 ст. 5 УПК РФ постановление в досудебных стадиях — это решение прокурора, вынесенное при производстве предварительного расследования. Однако согласно Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации» постановления выносятся прокурором при осуществлении надзора как в стадии предварительного расследования, так и в стадии возбуждения уголовного дела.

Постановление как акт прокурорского реагирования, так же как и представление, может быть направлено на устранение и предупреждение нарушений законов, но прежде всего постановление направлено на побуждение органов предварительного расследования к осуществлению законной деятельности, связанной:

с проведением проверки сообщения о преступлении, принятием решения о возбуждении уголовного дела;

определением направления расследования, производством следственных и процессуальных действий;

применением, изменением и отменой мер пресечения;

рассмотрением жалоб участников уголовного судопроизводства на действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа, нижестоящего прокурора.

При осуществлении надзора в досудебных стадиях уголовного судопроизводства прокурор вправе выносить постановления различных видов, к основным из которых относятся:

постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;

постановление об отмене постановления о возбуждении уголовного дела;

постановление об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела;

постановление об отмене незаконного или необоснованного постановления нижестоящего прокурора, а также незаконного или необоснованного постановления дознавателя;

постановление о возвращении уголовного дела следователю или дознавателю для производства дополнительного расследования;

постановление об освобождении незаконно задержанного, лишенного свободы, или незаконно помещенного в медицинский или психиатрический стационар, или содержащегося под стражей свыше срока установленного УПК РФ;

постановление об отмене постановления о приостановлении либо о прекращении уголовного дела или уголовного преследования.

Любое постановление прокурора должно быть мотивированным и отвечать установленным требованиям по форме и содержанию. Форма и содержание постановлений определяется нормами УПК РФ.

Посредством вынесения постановлений прокурор имеет возможность оперативно воздействовать на деятельность органов предварительного расследования, поскольку постановления прокурора могут немедленно и непосредственно устранить нарушения закона либо предупредить возможные нарушения. В иных случаях, предусмотренных законом, постановления должны незамедлительно рассматриваться компетентным органом или должностным лицом. Таким образом, применяя постановления, прокурор действует как непосредственно, самостоятельно устраняя выявленные нарушения, так и опосредованно, обращаясь к компетенции ведомственного руководства поднадзорного органа.

Для эффективного влияния на ход расследования преступления прокурор вправе давать дознавателю письменные указания о направлении расследования и производстве процессуальных действий. Письменные указания по своей правовой природе в большей степени характерны для средств осуществления ведомственного контроля, поскольку существенно ограничивают процессуальную самостоятельность лица, осуществляющего предварительное расследование. Федеральным законом «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон “О прокуратуре Российской Федерации”» от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ прокурор был лишен права самостоятельно осуществлять предварительное расследование, руководить им и давать указания органам предварительного следствия. Тем не менее законодателем было сохранено право прокурора давать письменные указания о направлении расследования и производстве процессуальных действий дознавателю.

По целям применения письменное указание совпадает с таким средством реагирования, как постановление, и направлено на побуждение органов дознания к осуществлению законной деятельности. Письменные указания прокурора всегда обязательны для дознавателя. При этом дознаватель вправе обжаловать указания прокурора вышестоящему прокурору, но обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения (ст. 41 УПК РФ).

Письменное указание прокурор дает дознавателю по конкретному уголовному делу либо материалам доследственной проверки. Оно должно содержать императивное предписание о совершении тех или иных проверочных действий по материалу доследственной проверки, следственных и процессуальных действий по уголовному делу.

Письменные указания позволяют прокурору непосредственно и оперативно воздействовать на деятельность органов дознания. В основном письменные указания применяются для активизации дознания и не являются актом, непосредственно направленным на устранение нарушений, хотя и способствуют их предупреждению.

Эффективность письменных указаний зависит от их обоснованности и конкретности. Прокурор должен контролировать исполнение указаний и требовать предоставления информации об их исполнении в определенные сроки.

Письменное указание как средство прокурорского надзора оформляется отдельным документом. Однако в уголовном процессе на стадии принятия прокурором решения по уголовному делу, поступившему от следователя с обвинительным заключением, либо по уголовному делу, поступившему от дознавателя с обвинительным актом, существует возможность дать письменные указания как дознавателю, так и следователю в форме постановления. Такие указания прокурор вправе изложить в постановлении о возвращении уголовного дела для производства дополнительного следствия (п. 2 ч. 1 ст. 221 УПК РФ) или в постановлении о возвращении уголовного дела для производства дополнительного дознания либо пересоставления обвинительного акта (п. 2 ч. 1 ст. 226 УПК РФ).

Следует помнить, что указания прокурора относятся к актам прокурорского реагирования только в том случае, если они предусмотрены федеральным законодательством и оформлены в виде отдельного документа. Указания прокурора, содержащиеся в иных актах реагирования (например, в постановлении) либо представляющие собой резолюцию на процессуальных документах, являются уже иными средствами прокурорского надзора.

Перечисленные акты прокурорского реагирования должны отвечать общим требованиям: отражать актуальные события, содержание которых обуславливает необходимость вмешательства прокурора; выноситься своевременно; выводы, содержащиеся в них, должны быть конкретными, обоснованными и аргументированными. Акты прокурорского реагирования должны быть составлены юридически и стилистически грамотно.

К иным средствам прокурорского реагирования за исполнением законов органами предварительного расследования относится требование об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия.

Так, в соответствии с Письмом заместителя Генерального прокурора Российской Федерации от 11 сентября 2007 г. № 49-64532-07 прокуроры могут направлять в органы предварительного следствия отдельные документы, именуемые требованиями об устранении нарушений федерального законодательства.

Вместе с тем требование как форму прокурорского реагирования на нарушения законодательства нельзя причислять к актам прокурорского реагирования, поскольку в числе актов прокурорского реагирования требование в федеральном законодательстве не упоминается.

Кроме того, прокурор может возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения или обвинительного акта и устранения выявленных недостатков.

Прокурорский надзор. Тест 3

1. Деятельность прокуратуры может регулироваться указами Президента РФ
по требованию Генерального прокурора РФ
в случаях, предусмотренных законом
в любых случаях по усмотрению Президента РФ
по решению Конституционного Суда РФ

2. Самостоятельной функцией деятельности прокуратуры является координация деятельности правоохранительных органов по борьбе
с правонарушениями
с преступностью
за свободу слова
за дисциплину труда

3. Письменные указания прокурора обязательны
для всех лиц, ведущих расследование
исключительно для следователя
только для дознавателя и органа дознания
только для начальника органа дознания

4. Судебное следствие в суде первой инстанции по публичным делам начинается с оглашения прокурором
жалобы потерпевшего
проекта приговора
обвинительного заключения или акта
постановления (определения) судьи

5. Общее руководство прокуратурой Российской Федерации осуществляет
коллегия Генеральной прокуратуры Российской Федерации
генеральный прокурор РФ
главное управление прокуратуры

6. Предостережение о недопустимости нарушения закона может быть направлено
любому руководителю организации
только государственному служащему
любому гражданину
только должностному лицу

7. Выступая в прениях сторон, государственный обвинитель вправе предложить суду юридическую квалификацию преступления и
проект обвинительного приговора
место отбывания наказания осужденным
соответствующий ей вид и размер (срок) наказания
вердикт о виновности подсудимого

8. При обращении прокурора в суд в порядке гражданского судопроизводства
иск освобождается от государственной пошлины
он обязан уплатить государственную пошлину в полном объеме
суд обязан рассрочить уплату им государственной пошлины
судебные издержки относятся на счет федерального казначейства

9. Прокурор вправе осуществлять проверку состояния законности в местах лишения свободы
по плану проверок
при наличии жалоб осужденных
по судебному поручению
по распоряжению начальника УИН по субъекту Федерации

10. Дознаватель вправе обжаловать указания прокурора
вышестоящему прокурору
начальнику следственного отдела
в суд
начальнику органа дознания

11. В соответствии с Законом о прокуратуре на нее возложена обязанность осуществлять надзор за
Судебными приставами
Правительством РФ
Президентом РФ
Мировыми судьями

12. Должностное лицо, занимающее должность руководителя региональной природоохранной прокуратуры, именуется
прокурором
лесничим
экологом
атторнеем

13. Реализуя свои полномочия по надзору за исполнением законов, прокурор вправе без каких-либо ограничений знакомиться с материалами, имеющими гриф
«совершенно секретно»
только открытого характера
«для служебного пользования»
«секретно»

14. Прокуратура представляет собой систему органов, подчиненных:
Генеральному прокурору РФ
Председателю Правительства РФ
Совету Федерации РФ
Государственной Думе РФ

15. В ходе производства осмотра места происшествия участие понятых
зависит от усмотрения следователя, дознавателя
по новому законодательству не предусмотрено
обязательно во всех без исключения случаях
не обязательно в труднодоступных местностях

24. Понятие участников уголовного судопроизводства. Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения.

Уго­ловно-процессуальный кодекс РФ, который, в отличие от прежнего, дает четкое определение участников уголовного судопроизводства — это лица, принимающие участие в уголовном процессе (п. 58 ст. 5).

В зависимости от выполняемых процессуальных функций УПК РФ классифицирует участников уголовного процесса следу­ющим образом:

1) суд, выполняющий функцию правосудия;

2) участники уголовного судопроизводства со стороны обвине­ния, выполняющие функцию обвинения и осуществляющие уголов­ное преследование (прокурор, следователь, начальник следствен­ного отдела, орган дознания, дознаватель, потерпевший, частный обвинитель, гражданский истец, представители потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя);

3) участники уголовного судопроизводства со стороны защиты, выполняющие функцию защиты — подозреваемый, обвиняемый, за­конные представители несовершеннолетнего обвиняемого, защит­ник, гражданский ответчик, представитель гражданского ответчика;

иные участники уголовного судопроизводства. Они не вы­полняют уголовно-процессуальных функций, их участие, как пра­вило, носит эпизодический характер и собственного интереса в де­ле они не имеют. К этой группе относятся перечисленные в гл. 8 УПК свидетели, эксперты, специалисты, переводчики, понятые. К ним можно также отнести поручителей, залогодателей, секрета­рей судебных заседаний.

В соответствии с п. 31 ст. 5 УПК прокурор — Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями ФЗ о прокуратуре. Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

Полномочия и основные направления деятельности прокурора определены в ст. 37 УПК. Полномочия прокурора условно можно разделить на полномочия в досудебном производстве, основная составляющая которых — осуществление надзора, и на полномочия в судебном производстве — поддержание обвинения в суде.

В соответствии с п. 41 ст. 5 УПК следователь — должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное расследование.

Полномочия следователя: возбуждать уголовное дело (с согласия прокурора); принимать уголовное дело к своему производству и направлять его другому следователю или дознавателю в соответствии с правилами подследственности (или по указанию, или через прокурора); самостоятельно направлять ход расследования; принимать решения о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК требуется получение судебного решения и (или) санкция прокурора; давать органу дознания письменные поручения о производстве отдельных следственных действий, а также получать содействие при их осуществлении.

Согласно п. 18 ст. 5 УПК начальник следственного отдела — должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель.

Начальник следственного отдела уполномочен поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям. Не совсем понятно, как это согласуется с правилом, согласно которому следственная группа создается решением прокурора по ходатайству начальника следственного отдела (ст. 163 УПК.

Дознание — форма предварительного расследования преступлений. От предварительного следствия отличается по органам, его осуществляющим, а также по объему и срокам их процессуальной деятельности.

Органы дознания — государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия (п. 24 ст. 5 УПК). К органам дознания относятся органы внутренних дел, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности (ОРД).

Дознаватель

В соответствии с п. 7 ст. 5 УПК Дознаватель — должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания.

Начальник органа дознания — должностное лицо органа дознания, в том числе заместитель начальника органа дознания, уполномоченное давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий, осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК.

Дознаватель уполномочен: самостоятельно проводить дознание, за исключением случаев, когда требуется согласие начальника органа дознания, санкция прокурора и (или) судебное решение. Указания прокурора и начальника органа дознания обязательны для дознавателя. Обжалование этих указаний не приостанавливает их исполнения.

Потерпевший — физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации. Решение о признании лица потерпевшим оформляется постановлением дознавателя, следователя, прокурора или суда (ст. 42 УПК). В случае признания потерпевшим юридического лица его права осуществляет представитель.

Частный обвинитель — лицо (потерпевший или его законный представитель и представитель), подавшее заявление в суд по уголовному делу частного обвинения и поддерживающее обвинение в суде. Лицо становится частным обвинителем с момента принятия судом заявления к своему производству (ст. 43 УПК).

Гражданский истец — физическое или юридическое лицо, предъявившее требование о возмещении имущественного вреда при наличии оснований полагать, что данный вред причинен ему непосредственно преступлением (ст. 44 УПК). Решение о признании гражданским истцом оформляется решением судьи, прокурора, следователя или дознавателя. Гражданский истец может предъявить гражданский иск и для имущественной компенсации морального вреда. Гражданский иск предъявляется после возбуждения уголовного дела, но до окончания предварительного расследования, при этом он освобождается от уплаты государственной пошлины.

Представители потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя

Законные представители — родители, опекуны или попечители, представители учреждений или организаций, на попечении которых находится потерпевший.

Этими представителями могут быть адвокаты, а представителями гражданского истца, являющегося юридическим лицом, — также иные лица, правомочные представлять его интересы, т.е. представители на основе доверенности и иных гражданско-правовых документов. По постановлению мирового судьи в качестве представителя потерпевшего или гражданского истца могут быть допущены один из близких родственников либо иное лицо, о допуске которого он ходатайствует.

Представители не могут осуществлять права, которые носят личный характер, — давать показания, примириться с обвиняемым, заключить мировое соглашение, отказаться от иска.

Прокурор и его полномочия в уголовном процессе.

Прокурор – должностное лицо, уполномоченное в пределах компетенции, установленной УПК РФ, осуществлять от имени государства уголовное преследование, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия.

В качестве прокурора в уголовном процессе могут действовать: Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями Законом о прокуратуре (п. 31 ст. 5 УПК РФ).

Прокурор действует на всех стадиях уголовного процесса, но его полномочия на различных стадиях процесса неодинаковы.

Широкими полномочиями прокурор наделен на стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования. Он осуществляет надзор за исполнением законов органами, выполняющими оперативно-разыскную деятельность (ОРД), дознание и предварительное следствие.

Его полномочия в досудебных стадиях носят властно-распорядительный характер, чем существенно отличаются от полномочий прокурора в судебных стадиях процесса.

Иные полномочия, используемые прокурором в процессе расследования уголовного дела, можно распределить по следующим группам:

1) дача согласия на возбуждение следователем (дознавателем) перед судом ходатайств об избрании, отмене или изменении меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста, о временном отстранении от должности, вынесении постановления, разрешающего осуществление контроля и записи переговоров, наложении ареста на имущество или почтово-телеграфные отправления, производстве личного обыска, обыска или выемки в жилище;

2) дача органам, осуществляющим ОРД, дознание и предварительное следствие, в письменном виде обязательных для них указаний, дача санкций на производство некоторых следственных действий, непосредственное участие в предварительном расследовании, решение по существу вопросов, возникающих в процессе расследования, продление срока предварительного расследования;

3) разрешение отводов, заявленных нижестоящему прокурору, следователю, дознавателю, а также их самоотводов, отстранение следователей или дознавателей от производства расследования, изъятие уголовного дела у органа дознания и передача его следователю, а также от одного органа расследования другому с обязательным указанием оснований такой передачи и изменения подследственности;

4) утверждение обвинительного заключения (акта) и направление дела в суд, возвращение дела дознавателю или следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования, приостановление или прекращение производства по делу, осуществление иных полномочий, предусмотренных законом.

В судебных стадиях прокурор выступает в качестве государственного обвинителя– стороны, поддерживающей обвинение от имени государства, либо в качестве должностного лица, уполномоченного принимать меры к устранению нарушений закона.

Следователь, начальник следственного отдела, орган дознания и дознаватель: компетенция и характер полномочий.

Следователь – это должностное лицо, осуществляющее предварительное расследование уголовных дел в форме предварительного следствия. Законодательством следователь отнесен законом к участникам уголовного процесса со стороны обвинения. Но на него возлагаются функции не только по изобличению лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, но и по установлению обстоятельств, смягчающих ответственность обвиняемого, исключающих преступность и наказуемость его деяния, а также влекущих за собой освобождение от уголовной ответственности и наказания.

При производстве предварительного следствия следователь обладает процессуальной самостоятельностью. Это проявляется в том, что он может сам направлять ход расследования, а также при определенных в законе (ч. 3 ст. 38 УПК РФ) обстоятельствах не подчиняться указаниям прокурора. Он вправе давать органам дознания письменные указания о производстве оперативно-разыскных и иных действий по делу, находящемуся в его производстве.

Постановления следователя, вынесенные в соответствии с законом, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами.

Начальник следственного отдела (его заместитель) – должностное лицо, осуществляющее функции надзора за организацией следствия, его сроками, принятием мер к наиболее полному, всестороннему и объективному производству предварительного следствия (п. 18 ст. 5 и ст. 39 УПК РФ).

Процессуальными полномочиями начальника следственного отдела наделены начальники: Следственного комитета при МВД РФ, управлений, отделов, отделений, групп при органах внутренних дел, соответствующих подразделений органов прокуратуры, федеральных служб безопасности и наркоконтроля, а также их заместители, действующие в пределах своей компетенции.

Перечень полномочий начальника следственного отдела приведен в ст. 39 УПК РФ. Указания даются им в письменной форме и обязательны для исполнения, но могут быть обжалованы прокурором. Обжалование не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом. Следователь имеет право представить прокурору материалы уголовного дела и письменные возражения на указания начальника следственного отдела.

Указания прокурора по уголовным делам обязательны для начальника следственного отдела, а обжалование им таких указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения.

Органы дознания

Дознание проводится по уголовным делам, указанным в ч. 3 ст. 150 УПК, которые возбуждаются в отношении конкретных лиц и по которым производство предварительного следствия необязательно.

Когда производство предварительного следствия обязательно, орган дознания проводит неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления и передает данные об обнаруженном преступлении прокурору.

Органы дознания — государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия (п. 24 ст. 5 УПК). К органам дознания относятся органы внутренних дел, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности (ОРД). Это оперативные подразделения ОВД, ФСБ, ФСО, ФПС, ГТК, СВР, МЮ РФ. Оперативные подразделения органа внешней разведки МО и органа внешней р.тжедки ФАПСИ проводят оперативно-розыскные мероприятия только в целях обеспечения собственной безопасности и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий органов дознания.

К органам дознания отнесены также: главный-судебный пристав РФ, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта РФ, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов.

Полномочия органов дознания: рассмотрение и разрешение сообщений о преступлениях; производство неотложных следственных действий; производство следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий по поручению следователя; оказание помощи следователю в проведении им отдельных следственных действий; производство дознания.

Дознаватель или следователь, который, установив, что уголовное дело ему не подследственно, производит неотложные следственные действия и передает его прокурору.

Правом возбуждения уголовного дела и выполнения неотложных следственных действий наделены и другие должностные лица, не являющиеся органами дознания: капитаны морских и речных судов; руководители геологоразведочных партий и зимовок; главы дипломатических представительств и консульских учреждений РФ.

Дознаватель уполномочен: самостоятельно проводить дознание, за исключением случаев, когда требуется согласие начальника органа дознания, санкция прокурора и (или) судебное решение. Указания прокурора и начальника органа дознания обязательны для дознавателя. Обжалование этих указаний не приостанавливает их исполнения. Случаи, когда требуется согласие начальника органа дознания:

— продление срока проверки заявления; задержание (ст. 91 УПК);

— утверждение обвинительного акта (ст. 225 УПК).

Во всех остальных случаях дознаватель действует самостоятельно. Дознаватель вправе избрать такую же меру пресечения, как и следователь, за исключением залога.

Участники уголовного судопроизводства со стороны защиты. Права и обязанности.

Подозреваемый

Подозреваемый: лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело;

• лицо, которое задержано по подозрению в совершении преступления;

• лицо, к которому применена мера пресечения до предъявления обвинения в соответствии со ст. 100 УПК.

Подозреваемый должен быть допрошен не позднее 24 часов с момента:

— вынесения постановления о возбуждении уголовного дела, за исключением случаев, когда место нахождения подозреваемого не установлено;

— фактического его задержания. В этом случае органы расследования обязаны уведомить об этом родственников подозреваемого не позднее 12 часов с момента задержания.

Подозреваемый получил право по новому УПК РФ: на получение копии о возбуждении в отношении него уголовного дела, либо копии протокола задержания, либо копии постановления о применении к нему меры пресечения; пользоваться помощью защитника с момента возбуждения уголовного дела или фактического задержания и иметь свидания с ним наедине и конфиденциально до первого допроса; участвовать с разрешения следователя или дознавателя в следственных действиях, производимых по его ходатайству, ходатайству его защитника либо законного представителя.

Также подозреваемый имеет право:

давать показания либо отказаться от дачи показаний (при согласии подозреваемого дать показания он должен быть предупрежден о том, что его показания могут быть использованы в качестве доказательств по делу, в том числе и при его последующем отказе от этих показаний, за исключением случая, предусмотренного п. 1 ч. 2 ст. 75 УПК);

возражать против обвинения;

заявлять ходатайства и отводы;

давать показания на языке, которым он владеет, пользоваться услугами переводчика бесплатно;

приносить жалобы на действия (бездействие) и решения суда, прокурора, следователя и дознавателя;

защищаться иными средствами и способами, не запрещенными УПК.

Кроме этого, подозреваемый (как и другие участники уголовного судопроизводства) не может допрашиваться непрерывно более 4 часов, перерыв должен быть не менее 1 часа, а общая продолжительность допроса в течение дня не может превышать 8 часов (ст. 187 УПК);

подозреваемый (обвиняемый) вправе ходатайствовать о применении технических средств в ходе допроса (ст. 189 УПК);

подозреваемый (обвиняемый) и его защитник имеют широкие права при назначении и производстве экспертизы (ст. 198 УПК);

подозреваемый (обвиняемый) имеет право на участие в судебном разбирательстве его жалобы (ст. 125 УПК), право на реабилитацию в случаях, указанных в ст. 133 УПК.

Обвиняемый

Обвиняемый — лицо, в отношении которого вынесено постановление о привлечении его в качестве обвиняемого либо вынесен обвинительный акт (ст. 47 УПК).

Порядок привлечения лица в качестве обвиняемого – Глава 23 (ст.ст. 171-175 УПК

Повторный допрос обвиняемого по тому же обвинению в случае его отказа от дачи показаний на первом допросе может проводиться только по просьбе самого обвиняемого (ст. 173 УПК).

Обвиняемый вправе иметь свидания с защитником наедине и конфиденциально, в том числе до первого допроса, без ограничения их числа и продолжительности, однако это правило ограничивается сроками задержания. Он может участвовать с разрешения следователя в следственных действиях, производимых по его ходатайству, ходатайству его защитника или законного представителя; снимать за свой счет копии с материалов уголовного дела, в том числе с помощью технических средств. Обвиняемый получил право, в порядке ст. 125 УПК, участвовать в судебном рассмотрении не только его жалобы, но и жалоб, которые направлены другими участниками (например, потерпевшим, гражданским истцом).

Обвиняемый вправе участвовать в судебном разбирательстве в судах первой, второй и надзорной инстанций, также при решении вопроса судом об избрании в отношении него мер пресечения в виде заключения под стражу и домашнего ареста (ст. 107,108 УПК). Причем осужденный, содержащийся под стражей и заявивший о своем желании присутствовать при рассмотрении его кассационной жалобы, вправе участвовать в судебном заседании непосредственно либо изложить свою позицию путем использования систем видеоконференц-связи. Вопрос о форме участия осужденного решается судом (ст. 376 УПК). Новая форма участия осужденного, по непонятной причине, не предусмотрена при рассмотрении дела в надзорной инстанции (ст. 407 УПК).

Обвиняемый вправе получать копии принесенных по уголовному делу жалоб и представлений и подавать возражения на них.

Обвиняемый (и его защитник) по новому УПК имеет право знакомиться с постановлением о назначении в отношении него судебно-психиатрической экспертизы, получив при этом достаточно широкие права, предусмотренные ст. 198. К сожалению, правило ст. 184 УПК РСФСР о том, что если психическое состояние обвиняемого делает его ознакомление с постановлением и заключением эксперта невозможным, то его и не знакомят с ними, изъято из нового УПК.

Суд теперь не вправе отказать в удовлетворении ходатайства обвиняемого о допросе в судебном разбирательстве лица в качестве свидетеля или специалиста, явившегося в суд по его или его защитника инициативе (ст. 271 УПК).

Обвиняемый вправе ходатайствовать об исключении доказательства на том основании, что доказательство получено с нарушением требований УПК (ст. 235 УПК).

Кроме этого, обвиняемый получил право на реабилитацию (ст. 133 УПК).

Законные представители несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого

По уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, к обязательному участию в деле привлекаются их законные представители. (См. вопрос: «Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних».)

Защитник

Защитник — лицо, осуществляющее в установленном УПК порядке защиту прав и интересов подозреваемых и обвиняемых и оказывающее им юридическую помощь при производстве по уголовному делу (ст. 49 УПК).

В качестве защитников допускаются адвокаты. По решению суда в качестве защитника могут быть допущены наряду с адвокатом один из близких родственников обвиняемого или иное лицо, о допуске которого ходатайствует обвиняемый, и только при производстве у мирового судьи это лицо может быть допущено в качестве защитника вместо адвоката.

Основания обязательного участия защитника: если подозреваемый, обвиняемый не отказался от защитника; если лицо обвиняется в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 15 лет или более строгое наказание; если обвиняемый заявил ходатайство о рассмотрении дела в порядке, установленном гл. 40 УПК.

Отказ от защитника подозреваемым и обвиняемым заявляется в письменном виде и отражается в протоколе соответствующего процессуального действия (ст. 52 УПК).

Статья 53 УПК дополнила полномочия защитника следующими положениями: защитник вправе собирать и представлять доказательства, необходимые для оказания юридической помощи путем:

получения предметов, документов и иных сведений; опроса лиц с их согласия; истребования справок, характеристик, иных документов. что закреплено в ст. 86 УПК.

Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 53 УПК защитник, участвующий в производстве следственного действия, в рамках оказания юридической помощи своему подзащитному вправе давать ему в присутствии следователя краткие консультации, задавать с разрешения следователя вопросы допрашиваемым лицом, делать письменные замечания по поводу правильности и полноты записей в протоколе данного следственного действия. Следователь может отвести вопросы защитника, но обязан занести отведенные вопросы в протокол.

Он вправе привлекать специалиста, в соответствии со ст. 58 УПК, для содействия в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов. для постановки вопросов эксперту, а также для разъяснения сторонам и суду вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию. При этом органы расследования не вправе отказать при производстве следственного действия в участии специалиста, приглашенного защитником.

Если в течение 24 часов с момента задержания, заключения под стражу подозреваемого (обвиняемого) явка приглашенного защитника невозможна, следователь принимает меры по назначению защитника. При отказе подозреваемого (обвиняемого) от назначенного защитника следственные действия могут быть произведены без участия защитника, за исключением случаев обязательного участия защитника.

Гражданский ответчик и его представитель

Гражданский ответчик — физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с Гражданским кодексом РФ несет ответственность за вред, причиненный преступлением (ст. 54 УПК).

О привлечении лица в качестве гражданского ответчика дознаватель, следователь, прокурор или судья выносит постановление, а суд — определение.

Гражданский ответчик появляется в суде только в том случае, если ответственность за имущественный вред, причиненный действиями обвиняемого, должно нести другое лицо или организация. Если же гражданский иск предъявляется обвиняемому, то он специально в качестве гражданского ответчика не привлекается.

Гражданский кодекс, исходя из правила возмещения вреда самим причинителем, допускает возможность возложения обязанности возмещения вреда на других лиц (ч. 1 ст. 1064 ГК РФ), которые в судопроизводстве признаются гражданскими ответчиками. Обвиняемый лично несет имущественную ответственность за свои действия и гражданским ответчиком не признается.

При наличии определенных условий к гражданским ответчикам относятся:

• родители (усыновители) или попечители несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет;

• опекун гражданина, признанного недееспособным, или организация, обязанная осуществлять за ним надзор;

• супруг, родители, совершеннолетние дети лица, которое не могло понимать значение своих действий или руководить ими вследствие психического расстройства;

• юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих.

Статья 55 УПК разъясняет, что представителями гражданского ответчика могут быть адвокаты, а представителями гражданского ответчика, являющегося Юридическим лицом, — также иные лица, правомочные в соответствии с Гражданским кодексом РФ представлять его интересы. По определению суда или постановлению судьи, прокурора, следователя, дознавателя в качестве представителя гражданского ответчика могут быть допущены один из близких родственников гражданского ответчика или иное лицо, о допуске которого ходатайствует гражданский ответчик.

Представитель гражданского ответчика имеет те же права, что и представляемое лицо. Личное участие в производстве по уголовному делу гражданского ответчика не лишает его права иметь представителя.

Смотрите так же:

  • Общим правилом силлогизма ПРАВИЛА ПОСТРОЕНИЯ СИЛЛОГИЗМОВ Силлогизмы, как и все умозаключения, делятся на правильные и неправильные. Задача логической теории силлогизма заключается в систематизации правильных силлогизмов и определении правил их построения. В данном вопросе […]
  • Освобождены от налогов в рф Льготы по налогу на имущество физических лиц Актуально на: 20 февраля 2017 г. Налог на имущество физических лиц является местным налогом (п. 2 ст. 15 НК РФ). Он устанавливается НК РФ и нормативными актами органов муниципальных образований (п. 1 ст. 399 НК […]
  • Налог на прибыль в россии размеры Ставки налога на прибыль в 2018-2019 году Общая ставка по налогу на прибыль организаций Размер налоговой ставки в федеральный бюджет в бюджеты субъектов РФ 2% (до 2017), 3%(с 2017 года) 18% (до 2017), (17% с 2017 года) Законами субъектов РФ налоговая […]
  • Орфография заявление Письмовник Деловое письмо Этот вид документов состоит из следующих реквизитов: Схема расположения реквизитов заявления: Прошу принять меня на должность начальника бюро корреспонденции. В 1979 году я окончила Московский государственный историко-архивный […]
  • Как внести изменения в приказ на увольнение Как оформить приказ об изменении приказа Как оформить приказ об изменении приказа Как оформить приказ на доплату Как написать приказ об изменение штатного расписания Закрытое Акционерное Общество "Мегаполис" 22.05.20011 год № 105-АХСанкт-Петербург О […]
  • Приказ минздравсоцразвития рф 706н Приказ Минздравсоцразвития от 23 августа 2010 г. № 706н Краткое описание - Об утверждении правил хранения лекарственных средств Об утверждении правил хранения лекарственных средств Приказ минздравсоцразвития рф 706н В соответствии со статьей 58 Федерального […]
  • За что берут госпошлину Госпошлина - за что платим? Государственная пошлина – это сбор, который взимается с юридических и физических лиц, в случае их обращения в государственные органы с целью получения юридических действий и решений. При обращении в соответствующие органы, такие […]
  • Проверок земельного налога ФНС России рассказала об основаниях проведения проверок по земельному налогу в отношении юрлиц Налоговые инспекторы вправе проверить правильность исчисления земельного налога по применяемой налогоплательщиком ставке налога в зависимости от целевого […]