По словам органа опеки

Процентная ставка по ипотеке может вырасти из-за материнского капитала

Ассоциация российских банков (АРБ) обратилась к мэру Москвы Сергею Собянину с просьбой помочь решить проблемы с рефинансированием ипотеки, которую заемщики взяли на средства материнского капитала. По данным банков, изменить условия кредита на более привлекательные не всегда удается, поскольку для этого необходимо разрешение органа опеки и попечительства.

Ипотека предполагает, что жилье передается банку в залог. Чтобы оформить кредит, необходимо наделить супруга и детей долями в квартире. Однако переоформить сделку, где доля в недвижимости принадлежит несовершеннолетнему, можно только с согласия органа опеки и попечительства. Зачастую ведомство не выдает разрешение на рефинансирование ипотеки, поскольку формально ипотека ухудшает имущественное положение несовершеннолетних. Улучшения положения заемщика по новому кредиту органы опеки не учитывают. Из-за этого банк, выдающий новую ипотеку, остается без обеспечения и вынужден увеличить процентную ставку, которая в результате превышает показатель по первоначальной сделке, пишет «Коммерсант».

В связи с этим ассоциация просит у властей выработать единые критерии для органов опеки, по которым они могут рассматривать запросы заемщиков при рефинансировании ипотеки с использованным материнским капиталом. Банкиры подтверждают существование проблемы. По словам предправления «Абсолют-банка» Татьяны Ушковой, кредитное учреждение всегда запрашивает «согласие органа опеки на передачу квартиры в залог, поскольку в отсутствие такого согласия сделка может быть признана недействительной», потому что не соответствует требованиям закона.

По словам зампреда правления «Фора-банка» Дмитрия Орлова, в кредитном учреждении всегда предупреждают заемщиков о риске отказа со стороны органов опеки на передачу квартиры в залог и невозможности снизить ставку. Из-за этого часть людей отказывается от рефинансирования. В московской мэрии отметили, что письмо от АРБ находится на рассмотрении в аппарате градоначальника.

По словам органа опеки

Говоря о Федеральном законе «Об опеке и попечительстве», в целом необходимо отметить, что закрепление норм об опеке и попечительстве в отдельном Федеральном законе не вполне целесообразно на фоне работы по кодификации федерального законодательства и перспективы создания Свода законов. Имеющиеся в данном Федеральном законе нормы семейного права фактически «вытащены» из предмета ведения Семейного кодекса РФ, что делает законодательство об опеке и попечительстве неоправданно расчлененным на автономные источники права и по этой причине менее обозримым. Законодателю, чтобы сохранить теоретически обоснованной правовой наукой тенденции к сокращению количества нормативных правовых актов в системе национального законодательства и обеспечению доминирования кодифицированного правового материала было необходимо, не принимая отдельного Федерального закона об опеке и попечительстве, включить соответствующие нормы права в гл. 20 Семейного кодекса РФ «Опека и попечительство над детьми» и в гл. 3 части первой Гражданского кодекса РФ «Граждане (физические лица)». Закрепление норм об опеке и попечительстве в отдельном Федеральном законе привело к необоснованному увеличению нормативного материала за счет дублирования текстов федеральных законов в Федеральном законе «Об опеке и попечительстве и Гражданском и Семейном кодексах. Так, в частности:

• ч. 2 ст. 11ФЗ «Об опеке и попечительстве», закрепляющая необходимость согласия лица на присвоение статуса опекуна либо попечителя, дублирует положения п. 3 ст. 35 Гражданского кодекса РФ.

• Права и обязанности опекунов и попечителей закреплены в ст. 15 ФЗ «Об опеке и попечительстве», в ст. 148 Семейного кодекса РФ, часть обя­занностей опекуна и попечителя, кроме того, содержится в тексте ст. 36 Гражданского кодекса РФ.

• Правовые основы распоряжения имуществом подопечного закрепле­ны в ст. 19 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» и в ст. 37 Гражданского кодекса РФ.

• Доверительному управлению имуществом подопечного посвящены ст. 38 Гражданского кодекса РФ и ст. 23 ФЗ «Об опеке и попечительстве».

Кроме дублирования нормативного материала встречаются и случаи его распыления. К примеру, основания прекращения опеки и попечительства не сведены в одной статье закона, а распределены между ст. 29 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» и ст. 40 Гражданского кодекса РФ.

Выделение нормативного регулирования институтов опеки и попечительства в отдельный Федеральный закон имеет и другие недостатки, одним из них можно считать неполнота нового специального Федерального закона, который, закрепляя правовой статус опекуна и попечителя, ничего не говорит о комплексе прав и обязанностей опекаемых и подопечных лиц. Этому вопросу посвящена ст. 148 Семейного кодекса РФ. Существование такого правового пробела красноречиво говорит о том, что законодателю не было необходимости принимать самостоятельный нормативный правовой акт по вопросам опеки и попечительства, если он считает достаточным закрепление правового статуса основных субъектов регламентируемых таким законом правоотношений в другом нормативном правовом акте. 14

Ч. 3 ст. 3 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» позволяет регулировать отношения, которые возникают в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства), на уровне нормотворчества субъектов РФ. Тем самым данная статья снимает возможные споры о компетенции между уровнями государственной власти по поводу нормативной регламентации отношений в сфере опеки и попечительства, фактически делегируя законодательным органам субъектов федерации право на принятие своих законов при наличии пробелов соответствующего федерального законодательства.

Согласно Письму Минобрнауки России от 25 июня 2007 г. № АФ-226/06 «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних» законы субъекта Российской Федерации, нормативные правовые акты органов государственной власти субъекта Российской Федерации, регулирующие вопросы организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, должны предусматривать:

— определение круга вопросов, относящихся к компетенции органов опеки и попечительства;

— установление категорий несовершеннолетних, в отношении кото­рых органы опеки и попечительства правомочны осуществлять профилактическую работу, принимать решения по защите их прав и законных интересов;

— нормативы организации структуры органа опеки и попечительства, включая установление норматива численности работников органа опеки и попечительства, непосредственно осуществляющих деятельность по защите прав детей;

— порядок организации деятельности органов опеки и попечительства на региональном и муниципальном уровнях;

— порядок взаимодействия органов и учреждений различной ведомственной принадлежности в организации работы по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних.

В качестве примеров законов субъектов РФ по вопросам опеки и попечительства можно назвать: Закон Астраханской области от11.02.2002 г. № 6/2002-ОЗ «О защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закон Астраханской области от 28.03.2005 года №12/2005-03 «О размере и порядке выплаты денежных средств опекуну (попечителю) на содержание ребёнка», Закон Астраханской области от 19.12.2008 №77/2008-03 «О внесении изменений в закон Астраханской области «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований «Икрянинский район» и «Красноярский район» Астраханской области отдельными государственными полномочиями».

В соответствии с ч.4 ст. 3 Федерального закона о «Об опеке и попечительстве» структура исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации в целях организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Согласно данному закону к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству.

Наконец, Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ международные договоры Российской Федерации являются неотъемлемой частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации закреплены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Конкретизируя данное требование Основного закона, ч.5 ст.3 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» содержит стандартную оговорку о приоритете международных договоров Российской Федерации над национальным законодательством.

Итак, за последнее время институт опеки и попечительства претерпел значительные изменения, благодаря принятию ФЗ «Об опеке и попечительстве», в котором закреплены принципы государственного регулирования в этой области, определены права и обязанности органов опеки и попечительства, правовой статус опекунов и попечителей, а также упорядочены процедуры установления и прекращения опеки и попечительства. Теперь законом предусмотрены только две формы устройства детей в семью: опеку и усыновление. Приемная семья и патронатное воспитание являются видом опеки.

Практика по спорам с органами опеки и попечительcтва

Практика по спорам с органами опеки и попечительcтва

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

24 ноября 2010 г. П-й районный суд г. Москвы в составе федерального судьи К-й Н.С., при секретаре К-й М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-____/2010 по заявлению Т. об оспаривании решения Муниципалитета внутри городского муниципального образования П-е в г. Москве Комиссия по охране прав детей, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет иска: Т.,

Заявитель обратился в суд с вышеуказанным заявлением, мотивируя свои требования тем, что 15.06.10 г. он обратился с иском к Т. об определении места жительства сына Т.И. 1999 года рождения, поскольку соглашение о месте проживания ребенка с родителями достигнуто не было. Брак расторгнут, а спор об определении места жительства рассматривался П-м районным судом г. Москвы. 30.07.10 г. Т. обратилась с заявлением в отдел опеки и попечительства П-о района г. Москвы, в котором просила до вынесения решения судом определить место жительства ребенка с ней, 11.07.10 г. Комиссия по охране прав детей Муниципалитета внутригородского муниципального образования П-е в г. Москве вынесла решение, по п. 2 которого рекомендует до вынесения решения судом определить место жительства Т.И. с его матерью Т.

15.09.10 г. заявитель обратился в Комиссию с заявлением об отмене указанного решения и просьбой определить место жительства ребенка с ним. Однако заявление рассмотрено не было, ответ на заявление не получен.

Заявитель полагает, что п. 2 принятого решения является незаконным, необоснованным и его нарушающим права и права и свободы его сына, просит суд признать его незаконным.

Определение места жительства относится только к компетенции суда. Комиссия по охране прав детей Муниципалитета внутригородского муниципального образования П-е в г. Москве не наделена законом полномочиями по определению места жительства ребенка. Кроме того, решение не мотивировано, принято в отсутствие заявителя.

Заявитель, представитель заявителя Б.Р.А. в судебном заседании заявление поддержали, просили суд его удовлетворить. Дополнительно заявитель пояснил, что на основании данного решения ребенок был отобран матерью у него и оставлен ею проживать е ней. При этом Т. оставление ребенка с собой обосновывает данным решением, несмотря на то, что, как указано в решение носит рекомендательный характер.

Представитель Комиссии по охране прав детей Муниципалитета внутригородского муниципального образования П-е в г. Москве по доверенности в судебном заседании требования заявления не признала, пояснив, что Комиссия действовала в соответствии с Положением о Комиссии по охране прав детей в интересах несовершеннолетнего. Комиссия по охране прав детей не является органом исполнительной власти, а является общественной организацией, решение не носит обязательного характера. Представитель комиссии просила суд в удовлетворении заявления отказать.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет иска Т. представитель третьего лица в судебном заседании возражал против удовлетворения заявления, пояснив, что решение принято в соответствии с законом и в пределах полномочий органа опеки и попечительства района «П-й» г. Москвы, права отца ребенка данным решением не затронуты.

Суд, выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, представителей. изучив материалы дела, находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно выписке из протокола заседания Комиссии по охране прав детей Муниципалитета внутригородского муниципального образования П-е в г. Москве от 11.08.10 г. было принято решение (л.д. 10):

«1. Провести обследование жилищно-бытовых условий жилой площади, где зарегистрирован несовершеннолетний, площади, где он в настоящее время проживает.

2. Рекомендовать, до вынесения судом решения определить место проживания несовершеннолетнего с матерью.

3. Решение комиссии носит рекомендательный характер и может быть обжаловано в судебном порядке.»

Как пояснила представитель Комиссии по охране прав детей Муниципалитета внутригородского муниципального образования П-е в г. Москве по доверенности, заседание комиссии проводилось в связи с рассмотрением заявления матери несовершеннолетнего Т., которая обратилась 30.07.10 г.

В своем заявлении Т. указала,что решить вопрос определения порядка воспитания ребенка в мирном порядке не удалось. Отец ребенка отказывался обсуждать любые изменения в жизни ребенка. При этом Т. подвергалась физическому воздействию со стороны заявителя, что привело к тому, что ребенок постоянно находился рядом с Т. для защиты от отца. На сына также оказывалось давление со стороны отца с целью настроить его против матери. Ребенок находится в стрессовой ситуации. Поскольку финансово Т. может обеспечить ребенка и занимается организацией его жизненного процесса, просила комиссию ходатайствовать в П-м районном суде г. Москвы определить место жительство ребенка с матерью до рассмотрения дела по существу и вступления его в законную силу.

Согласно объяснений представителя Комиссии по охране прав детей Муниципалитета внутригородского муниципального образования П-е в г. Москве была проведена беседа с несовершеннолетним, в процессе которой он выразил желание проживать с матерью. По итогам беседы в интересах несовершеннолетнего комиссия на заседании 11.08.10 г. приняла решение рекомендовать, до вынесения судом решения определить место проживания несовершеннолетнего с матерью. При этом представитель комиссии полагает, что порядок принятия решение и само решение полностью соответствует положению о Комиссии по охране прав детей, утвержденному Решением муниципальным собранием внутригородского муниципального образования в г. Москве № 37/5/266-МС от 21.09.06 г.

Суд, проверив доводы представителя Комиссии по охране прав детей Муниципалитета внутригородского муниципального образования П-е в г. Москве, находит их необоснованными.

Согласно п. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти. орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. В соответствии с п. 1 ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина. Согласно разъяснению, содержащемуся в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10,02.2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» по правилам, установленным главой 25 ГПК РФ, могут быть оспорены решения, действия (бездействие): органов местного самоуправления: представительного органа муниципального образования, местной администрации и иных органов, предусмотренных уставом муниципального образования и обладающих собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно п.п. 1.1 — 1.3. положения о Комиссии по охране прав детей, утвержденному Решением муниципальным собранием внутригородского муниципального образования в г. Москве № 37/5/266-МС от 21.09.06 г., Комиссия по охране прав детей является коллегиальным органом с рекомендательный функциями. В своей деятельности руководствуется Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией РФ, Федеральными законами и законами г. Москвы, распоряжениями руководителя муниципалитета, рекомендациями муниципального Собрания внутригородского муниципального образования П-е в г. Москве. Комиссия образуется распоряжением руководителя муниципалитета.

В связи с изложенным суд приходит к выводу, что решение Комиссии по охране прав детей может быть обжаловано в порядке г. 25 ГПК РФ, поскольку является коллегиальным органом, образуемым руководителя муниципалитета, имеющего свои функции и права.

В силу п. 2, 3 ст. 65 СК РФ все вопросы. касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. Родители (один из них) при наличии разногласий между ними вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства или в суд. Место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей. При отсутствии соглашения спор между родителями разрешается судом исходя из интересов детей и с учетом мнения детей.

Таким образом, в силу ст. 65 СК РФ, определение места жительства ребенка при раздельном проживании родителей разрешается судом. Комиссия по охране прав детей Муниципалитета внутригородского муниципального образования П-е в г. Москве не наделена федеральным законом полномочиями в решении вопроса определения места жительства ребенка при раздельном проживании родителей.

Положение, на которое ссылается представитель Комиссии по охране прав детей, так же не наделяет комиссию данными полномочиями.

В силу п. 2.1 положения основными целями и задачами комиссии является, в том числе поддержка семьи и взаимодействие с ней в вопросах защиты прав и законных интересов.

В силу п. 3.4 положения комиссия в пределах своей компетенции, осуществляет контроль за соблюдением прав детей и подростков, условий их проживания, содержания, обучения, воспитания, лечения и отдыха.

В соответствии со ст. 66 СК РФ родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на общение с ним, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования. Родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать общению ребенка с другими родителем, если такое общение не причиняет вред физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию.

Согласно объяснений заявителя решение комиссии об определении места жительства сына используется его матерью, для оставления проживания ребенка с собой, несмотря на то, что определение места жительства ребенка в случае спора между родителями осуществляется только судом.

Суд, учитывая положения ст. 65 СК РФ, формулировку п. 2 решения, согласно которой рекомендовано «определить место проживания несовершеннолетнего с матерью», приходит к выводу, что заявление о признании данного пункта решения незаконным обоснованно. Указанный пункт решения нарушает права заявителя, как родителя и является незаконным, поскольку принят с нарушением компетенции Комиссии по охране прав детей внутригородского муниципального образования.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 257-258 ГПК РФ.

Признать незаконным пункт 2 решения Комиссии по охране прав детей Муниципалитета внутригородского муниципального образования П-е в г. Москве, согласно которому рекомендовано до вынесения судом решения определить место проживания несовершеннолетнего с матерью. Решение может быть обжаловано в Московской городской суд в течение 10 дней.

Лучшие специалисты органов опеки и попечительства Рязанской области получили награды

В среду, 19 декабря, в Рязанском областном научно-методическом центре народного творчества состоялось награждение дипломантов и лауреатов конкурса «Лучший специалист органа опеки и попечительства – 2012», учреждённого региональным министерством образования, сообщает министерство печати и массовых коммуникаций региона.

14 специалистов органов опеки и попечительства из муниципальных образований Рязанской области представили свой опыт работы по защите прав и законных интересов несовершеннолетних. Награды победителям вручила министр образования Рязанской области Елена Буняшина.

– Все участники конкурса – высокопрофессиональные специалисты, сердечные, отзывчивые люди, – отметила она. – Во многом благодаря их работе институт приёмной семьи в регионе успешно развивается.

По словам Елены Буняшиной, в области реализуется система стимулирования семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Выплачиваются единовременные пособия при передаче ребенка на воспитание. Каждой приёмной семье предоставлены меры социальной поддержки в виде денежных выплат на приобретение игрушек, книг, учебников и канцелярских товаров, организацию отдыха. Немаловажным направлением является подготовка кандидатов в замещающие родители и дальнейшее сопровождение приёмных семей.

В настоящий момент в Рязанской области зарегистрировано 384 приёмных семьи, в которых воспитывается 628 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Троих и более приёмных детей приняли на воспитание 62 семьи.

Для чего нужны органы опеки

Органы опеки создаются при администрациях и помогают решать проблемы детей сирот. Дети и взрослые, которые в силу возраста или заболевания не могут самостоятельно решать жизненные ситуации, попадают в поле зрения органов опеки и попечительства. Взрослые, желающие взять ребенка в приемную или патронатную семью, усыновить или установить опеку, тоже не пройдут мимо них. При продаже недвижимости, если она каким-то образом касается интересов ребенка или взрослого, который не способен сам принимать решения, вам не дадут совершить сделку без разрешения органов опеки.

Органы опеки

Для чего создаются органы опеки и что они делают? Представьте ситуацию: по дороге на работу вы не раз встречаете ребенка, который просит милостыню у прохожих. Вам это не нравится, но вы добрый человек и хотите помочь ребенку. Как это сделать?

Можно отвести ребенка в ближайшее отделение полиции и забыть о нем. Но лучше сообщить об этом случае в органы опеки, так как их работа – помогать детям, попавшим в трудные жизненные ситуации. Ребенка определят в приют или, если в вашем городе такого нет, в детское отделение больницы, где его отмоют, накормят, и там он будет дожидаться решения своей судьбы.

Нищенствовать ребенок может, если:

  • потерялся;
  • родители умерли, но никто не поставил в известность органы опеки;
  • родители – алкоголики или наркоманы и не заботятся о своем ребенке;
  • родители злоупотребляют своими правами, заставляя ребенка просить милостыню.

Органы опеки выясняют все эти вопросы, и либо лишают или ограничивают в правах родителей ребенка, или ребенок получает статус сироты и ему назначается пенсия. Только после этого органы опеки решают, куда определять ребенка. Возможны несколько вариантов, и все они находятся в ведомстве этих органов:

  • передача ребенка в детский дом;
  • передача ребенка в приемную семью;
  • передача ребенка в патронатную семью;
  • усыновление;
  • опека или попечительство.
  • Если вам становится известно о ребенке, остающемся без заботы и надзора родителей, о психически больном человеке, о котором некому позаботиться, следует сообщить о них в органы опеки для исправления ситуации.

    Функции органов опеки

  • Выявление детей и взрослых, нуждающихся в опеке – одна из главный функций органов.
  • Органы опеки могут забрать ребенка у родителей, если ситуация в семье опасна для жизни и здоровья, и наоборот, вернуть ребенка в семью, если кто-то удерживает его незаконно.
  • Они участвуют в судебных процессах по лишению и восстановлению родительских прав, по защите личных или имущественных интересов детей или недееспособных взрослых.
  • У них есть право назначать ребенку или взрослому опекуна или попечителя, определять несовершеннолетнего в семью к приемным или усыновляющим его родителям.
  • Органы опеки принимают заявления от граждан, желающих взять ребенка в семью, под опеку или патронат, проводят обучение и подготовку этих граждан.
  • Они контролируют расход средств, предназначенных для ребенка, охраняют его личные и имущественные права в семье опекуна или приемной семье.
  • Они имеют право не только заключать, но и расторгать договора опеки, приемной семьи и т.д., если прав ребенка нарушаются.
  • Органы опеки охраняют права не только детей, оставшихся без заботы родителей, но и права детей, живущих с родителями. При продаже дома или квартиры, где прописан ребенок, или он является собственником как наследник, или в продаваемой недвижимости есть его доля, сделка не будет зарегистрирована без разрешения органов опеки. Они дают разрешение только в том случае, если удостоверяются, что при продаже интересы ребенка не пострадают.

  • Например, если родители решили продать двухкомнатную квартиру, чтобы добавить какие-то средства и купить трехкомнатную, они должны представить документы на покупаемую квартиру, и сделку разрешат. Правда, потом нужно будет принести свидетельство о собственности на купленное жилье, иначе продажа квартиры может быть признана незаконной. То же самое касается сделок с имуществом недееспособных взрослых.

  • Кроме того, органы должны оказывать помощь родителям, опекунам, попечителям в защите интересов ребенка или больного совершеннолетнего.
  • Законы, на основании которых создаются и работают органы опеки

    В случаях, не предусмотренных Российскими законами, следует обращаться к международному праву.
    Если в вашем городе нет отдельно действующего органа опеки, его функции могут нести медицинские, социальные или образовательные организации, назначенные исполнительными органами местной власти и имеющие соответствующий документ.

    Если у вас возникнет необходимость обратиться в органы опеки, то об их местонахождении можно узнать в местных органах самоуправления.

    О нарушениях прав детей и недееспособных взрослых, опекунов, приемных родителей и т.д., возникающих по вине сотрудников органов опеки, вы имеете право сообщить в администрацию вашего города или района или в прокуратуру.

    Разумеется, лучше бы надеяться, что в этих органах работают порядочные люди, но в судебной практике встречаются случаи, когда сотрудники органов опеки:

  • отдавали детей в приемные семьи за определенную сумму;
  • не осуществляли должного контроля над имуществом и средствами подопечных, глядя сквозь пальцы на злоупотребления опекунов или приемных родителей;
  • нарушали права детей, отдавая их на усыновление, опять же за взятку, без их согласия и т.д.
  • Все эти случаи рассматриваются как нарушение законодательства, а сотрудники, допустившие подобное, подлежат уголовной ответственности.

    Кодекс Республики Беларусь о браке и семье. Глава 14 Опека и попечительство

    Кодекс Республики Беларусь о браке и семье. Глава 14 Опека и попечительство

    Статья 142. Цели опеки и попечительства

    Опека и попечительство устанавливаются для воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также для защиты личных неимущественных и имущественных прав и законных интересов этих детей.

    Опека и попечительство устанавливаются также для защиты личных неимущественных и имущественных прав и законных интересов совершеннолетних лиц, которые признаны судом недееспособными или ограниченно дееспособными.

    Статья 143. Органы опеки и попечительства

    Органами опеки и попечительства являются местные исполнительные и распорядительные органы.

    Осуществление функций по опеке и попечительству возлагается:

    в отношении несовершеннолетних – на управление (отдел) образования районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе, а в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь, – на комиссию по делам несовершеннолетних районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе по месту нахождения ребенка;

    в отношении совершеннолетних лиц, которые признаны недееспособными или ограниченно дееспособными, – на управление здравоохранения областного исполнительного комитета, Комитет по здравоохранению Минского городского исполнительного комитета.

    Статья 144. Лица, над которыми устанавливается опека

    В соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь опека устанавливается над малолетними, а также над лицами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства (душевной болезни или слабоумия).

    Статья 145. Лица, над которыми устанавливается попечительство

    В соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, а также над лицами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками, наркотическими средствами либо психотропными веществами.

    Статья 146. Органы, устанавливающие опеку и попечительство

    Опека и попечительство устанавливаются по решению органов опеки и попечительства, указанных в части первой статьи 143 настоящего Кодекса, в порядке, определяемом Правительством Республики Беларусь.

    Статья 147. Место установления опеки и попечительства

    Опека и попечительство устанавливаются по месту жительства лица, подлежащего опеке или попечительству, или по месту жительства опекуна, попечителя, если это отвечает интересам подопечного.

    Статья 148. Установление опеки или попечительства над несовершеннолетним, родители которого уклоняются от его воспитания

    В случаях, когда ребенок не проживает совместно с родителями и они уклоняются от обязанностей по его воспитанию, над ребенком устанавливается опека или попечительство. Органы опеки и попечительства в этом случае вправе требовать в судебном порядке лишения родителей родительских прав.

    Статья 149. Установление опеки или попечительства над несовершеннолетним при временном отсутствии родителей

    При временном отсутствии родителей по уважительным причинам (командировка, заболевание и т.п.), если ребенок оставлен ими на попечение родственников или других близких лиц, установление опеки или попечительства необязательно. При длительном (более шести месяцев) отсутствии родителей опека или попечительство над их детьми устанавливается, если это необходимо в интересах детей.

    Статья 150. Обязанность суда сообщать органам опеки и попечительства о необходимости установления опеки или попечительства

    Суд обязан в течение трех дней со времени вступления в законную силу решения о признании лица недееспособным или ограниченно дееспособным сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту жительства лица, признанного недееспособным или ограниченно дееспособным, для установления над ним опеки или попечительства.

    Статья 151. Назначение опекуна или попечителя

    Для осуществления обязанностей по опеке или попечительству органы опеки и попечительства назначают опекуна или попечителя.

    Опекун или попечитель может быть назначен только с его согласия.

    Опекун или попечитель должен быть назначен не позднее месячного срока с момента, когда органам опеки и попечительства стало известно о необходимости установления опеки или попечительства.

    Один опекун, попечитель может быть назначен нескольким подопечным, если их интересы не находятся в противоречии. Лица, не состоящие между собой в браке, не могут быть назначены опекунами, попечителями одного подопечного.

    На основании решения органа опеки и попечительства о назначении гражданина опекуном или попечителем ему выдается удостоверение на право представления интересов подопечного, порядок выдачи которого определяется Правительством Республики Беларусь.

    Статья 152. Выбор опекуна или попечителя

    При выборе опекуна или попечителя должны быть приняты во внимание его личные качества, способность к выполнению обязанностей опекуна или попечителя, отношения, существующие между ним, членами его семьи и лицом, нуждающимся в опеке или попечительстве, а также желание лица, нуждающегося в опеке или попечительстве, достигшего десяти лет.

    Статья 153. Лица, имеющие право быть опекунами и попечителями

    Опекунами и попечителями могут быть дееспособные лица обоего пола, за исключением:

    лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять права и выполнять обязанности опекуна, попечителя;

    лиц, лишенных судом родительских прав;

    бывших усыновителей, если усыновление было отменено вследствие ненадлежащего выполнения усыновителем своих обязанностей;

    лиц, отстраненных от обязанностей опекуна или попечителя за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей;

    лиц, имеющих судимость за умышленные преступления, а также лиц, осуждавшихся за умышленные тяжкие или особо тяжкие преступления против человека;

    лиц, дети которых были признаны нуждающимися в государственной защите в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением данными лицами своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей в соответствии с частью первой статьи 851 настоящего Кодекса.

    Перечень заболеваний, при наличии которых лица не могут быть опекунами и попечителями, устанавливается Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

    При наличии нескольких лиц, желающих стать опекунами, попечителями одного и того же подопечного, преимущественное право предоставляется родственникам подопечного при условии обязательного соблюдения требований статьи 152 настоящего Кодекса и настоящей статьи, а также интересов подопечного.

    Статья 154. Контроль за деятельностью опекунов и попечителей

    Контроль за деятельностью опекунов и попечителей осуществляется органами опеки и попечительства по месту жительства подопечных.

    Органы опеки и попечительства обязаны проводить контрольные обследования условий жизни подопечных не реже двух раз в год.

    Статья 155. Опека над имуществом, находящимся не по месту жительства подопечного

    Если у лица, над которым установлена опека или попечительство, имеется имущество, находящееся в другой местности, то охрана этого имущества возлагается на орган опеки и попечительства по месту нахождения имущества. В случае необходимости этот орган может назначить опекуна над имуществом или передать имущество подопечного на хранение.

    Статья 156. Безвозмездность выполнения обязанностей опекунов и попечителей

    Обязанности по опеке и попечительству выполняются безвозмездно.

    Опекун или попечитель имеет право на возмещение расходов, которые он понес из собственных средств на ремонт, содержание имущества подопечного, другие необходимые нужды.

    Статья 157. Обязанности опекунов и попечителей по охране личности и здоровья несовершеннолетних, совершеннолетних подопечных и защите их прав и законных интересов

    Опекуны и попечители обязаны заботиться о содержании несовершеннолетних, совершеннолетних лиц, находящихся под их опекой или попечительством, создании этим лицам необходимых бытовых условий, об обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и законные интересы.

    Опекуны над совершеннолетними лицами, признанными недееспособными, обязаны, кроме того, следить за осуществлением над подопечными постоянного медицинского наблюдения. В случае выздоровления подопечного опекун обязан заявить в суд ходатайство о признании подопечного дееспособным.

    Обязанности, предусмотренные настоящей статьей, не возлагаются на попечителей над лицами, ограниченными судом в дееспособности.

    Статья 158. Права и обязанности опекунов, попечителей по воспитанию несовершеннолетних

    Опекуны, попечители над несовершеннолетними имеют право и обязаны воспитывать подопечных, заботиться об их физическом развитии и обучении, готовить их к общественно полезному труду.

    Опекуны, попечители вправе самостоятельно определять способы воспитания ребенка, находящегося под опекой, попечительством, с учетом мнения ребенка и рекомендаций органа опеки и попечительства.

    Опекуны, попечители с учетом мнения ребенка имеют право выбора учреждения образования и формы обучения ребенка до получения им общего среднего образования и обязаны обеспечить получение ребенком общего базового образования.

    Опекуны, попечители не вправе препятствовать общению ребенка с родителями и другими близкими родственниками, за исключением случаев, когда такое общение не отвечает интересам ребенка. Разногласия между указанными лицами разрешаются органом опеки и попечительства.

    Граждане, назначенные опекунами, попечителями, обязаны проживать совместно со своими несовершеннолетними подопечными.

    В отдельных случаях орган опеки и попечительства может дать разрешение на раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим четырнадцати лет, если раздельное проживание не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и законных интересов подопечного.

    О перемене своего места проживания или места проживания подопечного опекуны, попечители обязаны извещать орган опеки и попечительства.

    Статья 159. Право опекунов, попечителей требовать возврата подопечных от лиц, удерживающих их у себя без законных оснований

    Опекуны, попечители вправе требовать возврата им подопечных от любых лиц, удерживающих их у себя без законных оснований.

    Это право опекуны, попечители реализуют в порядке, предусмотренном статьей 79 настоящего Кодекса.

    Статья 160. Гражданско-правовые обязанности опекунов, попечителей

    Опекуны являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки.

    Попечители оказывают подопечным содействие при осуществлении ими своих прав и выполнении обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.

    Попечители над несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет дают согласие на совершение тех сделок, которые по закону несовершеннолетний не вправе совершать самостоятельно.

    Попечители над ограниченно дееспособными лицами дают согласие на получение этими лицами причитающихся им платежей и на распоряжение полученными денежными суммами и иным имуществом в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь.

    Статья 161. Сделки, для совершения которых требуется предварительное разрешение органов опеки и попечительства

    Опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель – давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе по обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его в аренду (в наем), безвозмездное пользование или в залог; сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного.

    Разрешение на заключение договоров и совершение других юридических действий, указанных в настоящей статье, дается в письменной форме каждый раз, когда возникает необходимость совершить такое действие.

    Статья 162. Сделки, которые не вправе совершать опекун, попечитель, и последствия их совершения

    Опекун, попечитель, их супруги и близкие родственники не вправе совершать сделки с подопечным, за исключением передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование, а также представлять подопечного при заключении сделок или ведении судебных дел между подопечным и супругом опекуна или попечителя и их близкими родственниками.

    Совершение договора дарения от имени подопечного малолетнего не разрешается.

    В случае совершения сделок опекуном или попечителем с нарушением требований настоящей статьи они признаются недействительными как не соответствующие требованиям закона в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь.

    Статья 163. Содержание подопечных

    Опекуны, попечители не обязаны содержать лиц, находящихся под их опекой, попечительством, за счет собственных средств.

    Пособие на несовершеннолетних подопечных назначается на условиях и в порядке, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

    Статья 164. Распоряжение текущими доходами (поступлениями) подопечных

    Суммы, следуемые подопечным в качестве пенсий, пособий, алиментов и других текущих поступлений, поступают в распоряжение опекуна или попечителя и расходуются ими на содержание подопечных.

    Если этих сумм недостаточно для покрытия всех необходимых расходов, то они могут быть возмещены из другого имущества, принадлежащего подопечному.

    Несовершеннолетние подопечные в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет самостоятельно получают и распоряжаются своим заработком, стипендией и иными собственными доходами, осуществляют права автора изобретения, промышленного образца, произведения науки, литературы или искусства, иного охраняемого законодательством Республики Беларусь результата своей интеллектуальной деятельности, вносят денежные средства в банки или небанковские кредитно-финансовые организации и распоряжаются ими в соответствии с законодательством Республики Беларусь, совершают мелкие бытовые сделки, сделки, направленные на безвозмездное получение выгод, не требующие нотариального удостоверения или оформления либо государственной регистрации, сделки по распоряжению средствами, предоставленными опекуном, попечителем или с согласия опекуна либо попечителя третьим лицом для определенной цели или свободного распоряжения.

    При наличии достаточных оснований суд по ходатайству заинтересованных лиц может ограничить или лишить несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными собственными доходами, за исключением случаев, когда такой несовершеннолетний приобрел дееспособность в полном объеме.

    Статья 165. Управление имуществом подопечных

    Порядок управления имуществом подопечных, условия и порядок хранения и отчуждения этого имущества, а также формы отчета опекунов, попечителей по управлению и хранению имущества подопечных устанавливаются Правительством Республики Беларусь.

    Статья 166. Обжалование действий опекунов, попечителей

    Действия опекунов, попечителей могут быть обжалованы любым лицом, в том числе и подопечным, в органы опеки и попечительства по месту жительства подопечного, а лицом, достигшим четырнадцати лет, – в суд.

    Статья 167. Освобождение опекунов, попечителей от выполнения ими своих обязанностей

    Орган опеки и попечительства освобождает опекунов, попечителей от выполнения ими своих обязанностей:

    при усыновлении детей;

    при возвращении детей на воспитание родителям;

    по просьбе родителей, если опека, попечительство над детьми установлены по их ходатайству или с их согласия;

    при предоставлении детям государственного обеспечения в детских интернатных учреждениях, учреждениях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования;

    в случае признания опекунов, попечителей недееспособными или ограниченно дееспособными;

    при возникновении заболеваний, включенных в перечень, предусмотренный частью второй статьи 153 настоящего Кодекса;

    при помещении совершеннолетних подопечных в соответствующие учреждения.

    Опекуны, попечители могут быть освобождены от своих обязанностей также по их личной просьбе, если органы опеки и попечительства признают, что эта просьба вызвана уважительными причинами (заболевание опекуна или попечителя, изменение состава семьи, материальных условий, отсутствие необходимого контакта с подопечным, переезд на постоянное жительство в другую местность и т.п.).

    Статья 168. Отстранение опекунов, попечителей в случае ненадлежащего выполнения ими своих обязанностей

    В случае ненадлежащего выполнения опекуном или попечителем возложенных на него обязанностей, лишения опекуна, попечителя родительских прав либо признания их детей нуждающимися в государственной защите, а также совершения опекуном, попечителем умышленного преступления, установленного вступившим в законную силу приговором суда, орган опеки и попечительства отстраняет опекуна или попечителя от выполнения этих обязанностей.

    При использовании опекуном опеки в корыстных целях, а также в случае оставления подопечного без надзора и необходимой помощи орган опеки и попечительства обязан отстранить опекуна и передать прокурору необходимые материалы для решения вопроса о привлечении виновного лица к ответственности в установленном законом порядке.

    Статья 169. Опекуны, попечители детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и совершеннолетних подопечных

    Опекунами, попечителями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, устроенных на воспитание в приемные семьи, детские дома семейного типа, являются приемные родители, родители-воспитатели детского дома семейного типа.

    Опекунами, попечителями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на государственном обеспечении в детских интернатных учреждениях, учреждениях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, а также совершеннолетних подопечных, помещенных в соответствующие учреждения, являются руководители указанных учреждений. Родители-воспитатели детских деревень (городков) на безвозмездной основе осуществляют права и выполняют обязанности опекуна, попечителя в части, установленной договором об условиях воспитания и содержания детей.

    Опекунами, попечителями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, получающих образование в учреждениях образования Министерства обороны Республики Беларусь, Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь и Министерства спорта и туризма Республики Беларусь, являются опекуны, попечители, приемные родители, родители-воспитатели детского дома семейного типа, руководители детских интернатных учреждений, осуществлявшие опеку, попечительство над такими детьми до поступления их в указанные учреждения образования.

    Временное помещение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, опекуном, попечителем в приемную семью, детский дом семейного типа, детское интернатное учреждение не прекращает осуществление прав и выполнение обязанностей опекуна, попечителя в отношении этих детей.

    Органы опеки и попечительства, иные организации, уполномоченные законодательством Республики Беларусь осуществлять защиту прав и законных интересов детей, осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также защиту прав бывших воспитанников опекунских семей, приемных семей, детских домов семейного типа, детских интернатных учреждений, учреждений профессионально-технического, среднего специального, высшего образования до достижения ими совершеннолетия или приобретения дееспособности в полном объеме.

    Статья 170. Приемная семья, детский дом семейного типа

    Приемная семья, детский дом семейного типа являются формами устройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью.

    Приемная семья, детский дом семейного типа образуются на основании решения органа опеки и попечительства о создании приемной семьи, детского дома семейного типа, а также договора об условиях воспитания и содержания детей и трудового договора.

    Положение о приемной семье и Положение о детском доме семейного типа утверждаются Правительством Республики Беларусь.

    Статья 171. Договор об условиях воспитания и содержания детей

    Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, передаются в приемную семью, детский дом семейного типа, детскую деревню (городок) на основании договора об условиях воспитания и содержания детей.

    Договор об условиях воспитания и содержания детей с приемными родителями, родителями-воспитателями детского дома семейного типа заключает управление (отдел) образования районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе по месту нахождения органа опеки и попечительства, принявшего решение о создании приемной семьи, детского дома семейного типа. Договор об условиях воспитания и содержания детей с родителями-воспитателями детской деревни (городка) заключает руководитель детской деревни (городка).

    Договор об условиях воспитания и содержания детей должен предусматривать условия воспитания и содержания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, права и обязанности приемного родителя, родителя-воспитателя детского дома семейного типа и органа опеки и попечительства, родителя-воспитателя детской деревни (городка) и руководителя детской деревни (городка), срок договора, а также основания и последствия прекращения такого договора.

    Договор об условиях воспитания и содержания детей может быть расторгнут досрочно по инициативе приемного родителя, родителя-воспитателя детского дома семейного типа, родителя-воспитателя детской деревни (городка) в случаях, предусмотренных статьей 167 настоящего Кодекса, а также по инициативе управления (отдела) образования районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе, руководителя детской деревни (городка) в случаях, предусмотренных статьей 168 настоящего Кодекса.

    Статья 172. Приемные родители, родители-воспитатели детского дома семейного типа, детской деревни (городка)

    Приемными родителями, родителями-воспитателями детского дома семейного типа, детской деревни (городка) могут быть дееспособные лица обоего пола, за исключением:

    лиц, больных хроническим алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией;

    лиц, которые по состоянию здоровья не могут быть приемными родителями, родителями-воспитателями детского дома семейного типа, детской деревни (городка);

    лиц, лишенных родительских прав;

    лиц, имеющих судимость, а также лиц, осуждавшихся за умышленные тяжкие или особо тяжкие преступления против человека;

    лиц, дети которых были признаны нуждающимися в государственной защите в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением данными лицами своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей в соответствии с частью первой статьи 851 настоящего Кодекса;

    лиц, лишенных права заниматься педагогической деятельностью или не имеющих права заниматься педагогической деятельностью в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.

    Перечень заболеваний, при наличии которых лица не могут быть приемными родителями, родителями-воспитателями детского дома семейного типа, детской деревни (городка), устанавливается Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

    На должности приемных родителей, родителей-воспитателей детского дома семейного типа, детской деревни (городка) назначаются лица, освоившие соответствующие образовательные программы обучающих курсов дополнительного образования взрослых. Подбор приемных родителей, родителей-воспитателей детского дома семейного типа, детской деревни (городка) осуществляется органами опеки и попечительства.

    Приемные родители, родители-воспитатели детского дома семейного типа, детской деревни (городка) обязаны проживать совместно с переданными им на воспитание детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей. Приемные родители, родители-воспитатели детского дома семейного типа на безвозмездной основе осуществляют права и выполняют обязанности опекуна, попечителя в полном объеме, а родители-воспитатели детской деревни (городка) – в части, установленной договором об условиях воспитания и содержания детей.

    Статья 173. Передача детей на воспитание в приемную семью, детский дом семейного типа

    Подбор детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, для передачи в приемную семью, детский дом семейного типа осуществляют органы опеки и попечительства, иные организации, уполномоченные законодательством Республики Беларусь осуществлять защиту прав и законных интересов детей, по согласованию с лицами, желающими принять детей на воспитание в семью.

    При наличии нескольких лиц, желающих принять одного и того же ребенка на воспитание в приемную семью, детский дом семейного типа, преимущественное право предоставляется родственникам детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, при условии обязательного соблюдения требований статьи 172 настоящего Кодекса и интересов ребенка. Разъединение братьев и сестер, как правило, не допускается, за исключением случаев, когда это отвечает их интересам.

    Передача детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в приемную семью, детский дом семейного типа осуществляется с учетом их желания. Ребенок, достигший десяти лет, может быть передан в приемную семью, детский дом семейного типа только с его согласия.

    Статья 174. Патронатное воспитание

    Патронатное воспитание является формой участия граждан в воспитании детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в детских интернатных учреждениях, учреждениях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования.

    Опека, попечительство над детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, переданными на патронатное воспитание, сохраняются за руководителями детских интернатных учреждений, учреждений профессионально-технического, среднего специального, высшего образования.

    Государственное обеспечение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на патронатное воспитание, осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Обязанности патронатного воспитателя выполняются на безвозмездной основе.

    Контроль за условиями воспитания и содержания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на патронатное воспитание, осуществляется органами опеки и попечительства, детскими интернатными учреждениями, учреждениями профессионально-технического, среднего специального, высшего образования. Органы опеки и попечительства информируют и консультируют граждан об условиях патронатного воспитания, организуют подбор патронатных воспитателей, а также детей, передаваемых на патронатное воспитание.

    Положение о патронатном воспитании утверждается Правительством Республики Беларусь.

    Статья 175. Договор патронатного воспитания

    Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, передаются на патронатное воспитание на основании договора патронатного воспитания.

    Договор патронатного воспитания с патронатным воспитателем заключает руководитель детского интернатного учреждения, учреждения профессионально-технического, среднего специального, высшего образования с учетом заключения управления (отдела) образования районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе по месту жительства патронатного воспитателя о наличии условий, необходимых для воспитания ребенка.

    Договор патронатного воспитания должен предусматривать условия воспитания и содержания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, права и обязанности патронатного воспитателя, руководителя детского интернатного учреждения, учреждения профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, срок договора, а также основания и последствия прекращения такого договора.

    Договор патронатного воспитания может быть расторгнут досрочно по просьбе патронатного воспитателя, а также по инициативе руководителя детского интернатного учреждения, учреждения профессионально-технического, среднего специального, высшего образования или управления (отдела) образования районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе по месту жительства патронатного воспитателя, если это необходимо для защиты прав и законных интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

    Статья 176. Передача детей на патронатное воспитание

    При наличии нескольких лиц, желающих принять на патронатное воспитание одного и того же ребенка, преимущественное право предоставляется родственникам детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, при условии обязательного соблюдения интересов этих детей.

    Передача ребенка на патронатное воспитание осуществляется с учетом его желания. Ребенок, достигший десяти лет, может быть передан на патронатное воспитание только с его согласия.

    Статья 177. Права детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей

    Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на:

    устройство на воспитание в семью;

    уровень жизни и условия, необходимые для полноценного физического, умственного и духовного развития;

    образование и развитие, соответствующие их возможностям и потребностям;

    уважение их человеческого достоинства, защиту прав и законных интересов;

    устройство на воспитание совместно с братьями и сестрами, за исключением случаев, когда это не отвечает их интересам;

    общение с родителями, другими родственниками, за исключением случаев, когда такое общение не отвечает интересам детей.

    Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, также имеют иные права, установленные настоящим Кодексом и другими актами законодательства Республики Беларусь.

    Статья 178. Прекращение опеки, попечительства

    По достижении подопечным четырнадцати лет опека прекращается, а лицо, осуществляющее обязанности опекуна, становится попечителем несовершеннолетнего без особого на то решения.

    По достижении подопечным восемнадцати лет попечительство прекращается без особого на то решения.

    Попечительство прекращается таким же образом и при вступлении несовершеннолетнего в брак, если ему в соответствии со статьей 18 настоящего Кодекса был снижен брачный возраст, а также при приобретении им дееспособности в полном объеме (эмансипация).

    Смотрите так же:

    • Юрист коровин «Незнание закона не освобождает от ответствен ности. А вот знание н ередко освобождает» Станислав Ежи Лец, польский писатель «Я имею обыкновение ли чно говорить с клиентами о деле и остаюсь с ними наедине, чтобы не смущать их; при этом я всегда […]
    • Основные правила англ 15 основных правил английского языка Друзья, в каждом языке есть свои основные правила по грамматике, орфографии, синтаксису и т. д. Английский язык — не исключение. На страницах нашего сайта вы можете найти подробное описание каждого раздела грамматики, […]
    • Суды по городам россии Где правду искать Соответствующий законопроект был внесен в Госдуму Верховным судом России, и в феврале принят в первом чтении. Сейчас документ готовится ко второму чтению. Именно на этом этапе закон приобретает окончательный вид. Один из главных вопросов - […]
    • Чистота залог здоровья в детском саду Конспект занятия на тему: "Чистота залог здоровья" Успейте воспользоваться скидками до 60% на курсы «Инфоурок» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Костромы «Детский сад № 34» непосредственной образовательной деятельности на […]
    • Как можно получить гражданство в польше Польское гражданство 06 Июля 2016 С каждым годом все больше украинцев отправляются на учебу и работу в Польшу. Студентов привлекает качество польского образования и его соответствие требованиям современности, а также возможность проходить практику в […]
    • Иваненко прокурор Иваненко прокурор 2 5.11.2015 заместитель прокурора Челябинской области Саломатов Е.Н., работники и пенсионеры прокуратуры области торжественно поздравили ветеранов прокуратуры Иваненко А.В. и Павлюкова А.И. с Юбилеями. 18 ноября 2015 года ветерану […]
    • Пенсия мем Пенсия мем Обратно на работу за зарплату не очень-то и берут по возрастным соображениям. Хотелдось бы обсудить чем можно заняться пенсионеру, чтобы обеспечить себе сколько-нибудь приемлемый уровень жизни. Чего НЕ хочется в теме - разговоров "А вот в […]
    • Заместитель прокурора тула Бывший первый заместитель прокурора Тульской области Денис Попов стал новым прокурором Республики Дагестан Генпрокурор России Юрий Чайка 10 февраля в Махачкале представил коллективу прокуратуры и руководству республики нового прокурора Дагестана – […]