Полномочия органов прокуратуры при проверке

Полномочия прокуратуры

Здравствуйте. Работник прокуратуры при проверке объекта выявил нарушения и вынес постановление о возбуждении дела об адм.правонарушении. Направляет материалы в надзорный орган для рассмотрения и принятия решения по существу. В акте проверки есть подпись представителя прокуратуры, надзорного органа и подпись механика (может механик давать показания и водить прокуратуру по объекту без ведома юр.лица?), так как кроме механика представитель прокуратуры на объекте никого не встретил. В предоставленных материалах есть два документа — уведомления, о вызове в прокуратуру представителя юр.лица, а именно директора, для составления постановления по делу об адм.правонарушении. В шапке уведомления указано юр.лицо, при этом отправляется уведомление как на юр.адрес объекта так и на адрес проживания гражданина, директора (не является ли нарушением требований КоАП способ уведомления юр.лица в части направления уведомления на адрес проживания?). В предоставленных материалах отсутствуют сведения кто юридически является директором (представителем) объекта (приказ о назначении на должность), нет корешка почтового уведомления, что вызываемое лицо получило уведомление. Спс.

Ответы юристов (5)

Владимир, здравствуйте!
В силу ст.22 ФЗ «О прокуратуре»

1. Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

2. Прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

Как видите, сами действия прокурора законны и вполне допустимы.

Что касается механика то если это было единственное должностное лицо, то прокурор вправе как взять с него объяснение, так и предоставить ему документы.

Что касается уведомления то это вообще не серьезный довод. Направить документы на адрес юр лица без указания фамилии директора это нормально т.к. извещается юр лицо и там может быть не директор а совет директоров или директор в отпуске и тд. А направление на адрес проживания лица, имеющего право действовать без доверенности (указан в ФНС) так же не нарушает закон т.к. не запрещено.ю

Есть вопрос к юристу?

  • У помощника прокурора есть полномочия по возбуждению административного дела (причем любого)
  • Статья 28.4. Возбуждение дел об административных правонарушениях прокурором При осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.

  • Прокурор так же обладает следующими полномочиями Закон о прокуратуре:
  • Статья 22. Полномочия прокурора
    1. Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе: по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

    требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений;

    выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

    вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

    Поэтому никакого значения то что его сопровождал не имеет

  • А вот то что нет корешка в деле о надлежащем уведомлении, это упущение, но не фатальное. При рассмотрении дела в надзорном органе, юридическое лицо все равно будет уведомляться
  • Отсутствие в материалах указания на директора тоже малозначительно. Прокурор этого может просто не знать, да это для возбуждения дела в отношении юрлица значения особого не имеет. Все это будет восполнено при рассмотрении дела.

    Прокурор же возбудился по признакам правонарушения. То есть — есть признаки правонарушения — он возбудил дело и направил его для более детального разбирательства

    Владимир, из вашего вопроса непонятно, ознакомлен ли директор или представитель юридического лица с постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении? Если постановление вынесено в отношении юридического лица-оно предъявляется для ознакомления либо директору, либо иному представителю по доверенности.В обоих случаях, должно быть подтверждено полномочия директора.В первом случае, как лица имеющего право представлять интересы юридического лица без доверенности, во втором случае выдавать доверенность на право представления интересов.

    В данном случае вынесение постановление прокурором по сути является протоколом об административном правонарушении, поэтому значение имеет, ознакомлен с им представитель юр. лица, при этом необходимо, чтобы юр.лицо было извещено о дате, месте вынесения постановления. Было ли это требование соблюдено в данном случае?

    Ищете ответ?
    Спросить юриста проще!

    Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

    Проверки нарушений прокуратурой

    Государственная прокуратура РФ – очень серьезный орган, который контролирует все другие надзорные организации и координирует их работу. На сайте генпрокуратуры находятся годичные графики плановых проверок предпринимателей всеми другими контролирующими органами. Именно с прокурором должны быть согласованы все остальные внеплановые проверки. Зато прокуратура, в свою очередь, уполномочена контролировать исполнение законов абсолютно в любой сфере. Вот почему прокурорская проверка – одно из самых ответственных испытаний для любого предприятия.

    Впрочем, прокурор никогда не приходит просто так: для этого нужен веский повод, определенная негативная информация о бизнесе, для проверки которой и является представитель государственного органа.

    Чем отличается прокурорская проверка от всех остальных? Какими рисками она может угрожать предпринимателю? Безграничны ли полномочия прокурора? Вся информация для предпринимателей – в этой статье.

    Прокурорской проверке регламент не писан

    Проверку прокуратуры можно назвать непредсказуемой и потому наиболее опасной для ИП. Причина кроется в том, что правовое регулирование для прокуратуры как надзорного органа фактически отсутствует. Более 10 лет назад (18.02.2000 г.) Конституционный суд РФ принял Постановление № 3-П, в котором отметил, что сроки и процедура прокурорских проверок законодательно не утверждены. Новых документов по этому поводу с тех пор не принималось. Поэтому остается руководствоваться косвенными правовыми актами:

  • Федеральный закон «О прокуратуре РФ»;
  • разъяснения Конституционного суда РФ;
  • документы, изданные самой Генеральной прокуратурой.
  • Из этих документов следуют лишь 3 момента, касающиеся регламента проверки, которые прописаны четко и однозначно.

  • Служащие прокуратуры при проведении проверки должны рассматривать только то, что касается подозреваемого ими правонарушения. В основную деятельность предприятия вмешиваться им не положено.
  • Срок проверки не превышает 30 дней. Но не потому, что таково положение о сроках, а по причине того, что именно в месячный срок прокуратура должна дать заявителю ответ на обращение, послужившее поводом для этой проверки.
  • Реакция прокурора в случае, если проверка установила нарушение, может быть выражена в следующих формах:
    • постановление;
    • протест;
    • представление;
    • предостережение.
  • Прокурорская проверка плановой не бывает

    Догадаться о предстоящем посещении прокурора практически невозможно, поскольку такая проверка назначается по факту обращения. Пожаловаться на предпринимателя прокурору может:

  • недовольный клиент;
  • ваш контрагент;
  • правоохранитель;
  • любой бдительный гражданин.
  • Инициировать проверку также может обнародование «горячих» фактов в СМИ.

    ВАЖНО! Если предприниматель сомневается в законности прокурорской проверки, он может сделать письменный запрос в прокуратуру насчет ее оснований. Ему должны ответить, какой именно сигнал стал поводом для визита прокурора. Результаты проверки, проведенной безосновательно, предприниматель вправе обжаловать.

    Повод для визита

    ФЗ «О прокуратуре», а также п.6 Приказа Генеральной прокуратуры № 195 от 07.12.2007 г. ограничивают основания для прокурорских проверок поводами, подведомственными исключительно прокуратуре, то есть такими, которые не являются компетенцией других надзорных органов. Это могут быть подозрения:

  • в экстремистской деятельности;
  • в действиях, угрожающих безопасности государства;
  • в нарушении миграционных законов и т.д.
  • Таким образом, прокуратура не может подменять своим контролем другие госорганы. Однако, поскольку в законе полномочия прокурора четко не ограничены, он может обратить внимание на любые нарушения законодательства – хотя бы для того, чтобы в результате передать их в соответствующее ведомство для последующего контроля и наложения наказания.

    Можно ли воспользоваться жалобой в прокуратуру в личных целях?

    Довольно часто прокурорские проверки являются «по душу» тех предпринимателей, которые не смогли договориться со своими контрагентами. Для последних жалоба в прокуратуру становится отличной альтернативой судебному иску:

  • обращение в прокуратуру для заявителя бесплатно;
  • гарантирована быстрая реакция (максимум в месяц);
  • ответ прокурора должен быть обоснован, а значит, будет проведено серьезное разбирательство.
  • Если нарушение будет доказано, работники прокуратуры самостоятельно инициируют судебное разбирательство.

    К СВЕДЕНИЮ! Просто так свести счеты с конкурентом, «натравив» на него прокуратуру, не стоит надеяться. За необоснованное заявление, которое не подтвердится в ходе проверки, можно привлечь клеветника к ответственности. А если в его заявлении намеренно используются обтекаемые формулировки по типу «есть основания предполагать», то ничто не мешает противнику, в свою очередь, подать жалобу, которая повлечет встречную проверку.

    Полномочия прокуратуры непосредственно при проверке

    Что может делать представитель прокуратуры, явившись к вам с проверкой?

    1. Предъявив свое удостоверение, он может свободно перемещаться по всей территории проверяемой организации, входя в любые помещения.
    2. Получить для изучения требуемые материалы и документы.
    3. Запрашивать документы для более глубокого изучения.
    4. Беседовать с ответственными лицами и специалистами по поводу предмета проверки.
    5. Вызывать нужных лиц для дачи объяснений.

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Прокурор обязан уважать банковскую, налоговую и другие охраняемые законом тайны.

    Советы проверяемым

    Кроме служебного удостоверения, никаких других документов проверяющий предъявлять не обязан. Разъяснение по поводу предмета проверки может быть дано им в устной форме.

    Однако, предприниматель может запросить письменный документ, который вызвал проверку (жалобу, поручение от прокурора). Если такой документ показать ему отказываются, он может запросить его в прокуратуре письменно, сославшись на упоминавшееся выше постановление Конституционного Суда, в котором говорится, что прокурорская проверка должна быть гласной.

    Не стоит препятствовать прокурору в осуществлении его требований, иначе можете попасть под уголовное преследование. Если вы считаете, что проверяющий интересуется тем, что не имеет отношения к предмету проверки, можно действовать одним из следующих способов:

    • предъявить требуемые материалы, а затем обжаловать действия прокурора в суде;
    • отказать в предъявлении, а когда прокуратурой будет возбуждено дело о препятствовании проверке, доказывать, что требования были незаконными, так как не относились к предмету проверки;
    • прежде чем предъявлять или отказывать в материалах, попросить прокурора уточнить, какие материалы и на каких основаниях ему требуются, а одновременно с этим направить в прокуратуру письменное обоснование невыдачи материалов, отметив, что требования будут исполнены после их конкретизации.
    • Передавая прокурору оригиналы документов, составьте их реестр под подпись.

      Любое неисполнение или частичное исполнения требований проверяющего обязательно оформляйте письменно – обосновывайте объективные причины и уточняйте, что выполните требования после их устранения.

      Не лишней будет видеосъемка процесса проверки или ведение аудиозаписи.

      Что в итоге?

      Результаты проверки, в лучшем случае, выявят отсутствие нарушений, подозрения в которых стали поводом для визита. Но на практике такое случается нечасто. Предприниматель может получить от прокурора:

    • представление с требованиями об устранении нарушений;
    • предостережение (если есть подозрение, что правонарушение только готовится);
    • инициацию судебного разбирательства (о приостановке деятельности или ликвидации);
    • переадресацию к другому органу (если обнаруженные нарушения не в компетенции прокурора).
    • Форма составления этих документов не закреплена законодательно, прокурор может оформить результаты проверки в виде акта или простого письма.

      ВАЖНО! Если предприниматель не согласен с реакцией прокурора, надо подать заявление в суд в течение 90 дней с даты получения решения (ст. 254 ГПК РФ). Внесудебные меры оспаривания действий прокуратуры неэффективны: можно пропустить сроки обращения в суд, ожидая решения вышестоящих органов прокуратуры.

      К Вам пришла прокуратура

      При слове прокуратура у большинства возникают ассоциации со следствием, судом, приговором. Между тем, расследование уголовных дел, надзор за предварительным расследованием и поддержание государственного обвинения в судах – только часть деятельности прокуратуры.

      Анрей Шиндин, специально для ИА «Клерк.Ру»

      Основная функция прокуратуры – это надзор за соблюдением законов, в том числе в деятельности юридических лиц. Вот как определяет ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» в ст.1 функции прокуратуры в этой части:

      В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:

      надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

      надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

      Как мы видим формулировки настолько широкие, что в сферу прокурорского надзора подпадает вся деятельность юридического лица, т.е. прокуратура может проверять Вас в отношении всего, чего угодно. Это могут быть и приём работников на работу и их увольнение, осуществление лицензионной деятельности (если у Вас такая есть), уплата налогов, аренда государственного и муниципального имущества и т.д.

      Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» вводит определённые ограничения на предмет прокурорских проверок, устанавливая в ст. ст. 21 и 26, что органы прокуратуры не подменяют при осуществлении надзора иных государственных органов. Однако на практике данное ограничение обходится достаточно просто. Прокурор просто даёт поручение соответствующему государственному органу провести такую-то проверку. В прокуратуре такие проверки именуются «совместными» или «с привлечением специалистов».

      Основанием для проведения проверки может послужить всё, что угодно. Так ст. 21 Закона указывает, что проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. Источник информации в Законе не указан, поэтому это может быть что угодно, в том числе публикации в СМИ, обращения граждан и т.д.

      На практике причиной проведения в отношении юридического лица прокурорской проверки являются два основания:

    • жалобы граждан;
    • план проведения проверок (Генеральная прокуратура ежегодно утверждает план проверок, в котором определяется что именно и в какие сроки должны проверить органы прокуратуры, данный план спускается в прокуратуры субъектов РФ, которые дополняют его своими проверками, и этот дополненный план «спускается» в районные (городские) прокуратуры, которые и проводят непосредственно проверки.
    • Процедура проведения проверок отличается процедур проверок иными органами.

      Во-первых, не предусмотрено процессуальное оформление начала проверки. Поэтому прокурорский работник, проводящий проверку, не предъявляет Вам никаких постановлений (распоряжений, приказов) о начале проверки. Ваши требования к сотруднику прокуратуры предъявить какое-либо предписание (распоряжение и т.п.) о проведении проверки будут незаконными. Единственное, что Вы можете потребовать у него – это предъявить служебное удостоверение. Ну и, естественно, позвонить прокурору и уточнить, действительно ли проводится проверка, или же имеет место «частная самодеятельность».

      В-третьих, по результатам проверки не составляется какого-либо акта. Если в ходе проверки у Вас найдут какие-либо нарушение, то Вам внесут либо представление об устранении нарушений закона, либо протест, либо вынесут постановление о возбуждении административного производства, либо вынесут предостережение о недопустимости нарушений закона. Если ничего не найдут, то просто молча удалятся.

      Рассмотрим полномочия прокурора при проведении проверки (данными полномочиями обладают также и помощники и старшие помощники, проводящие проверку). В соответствии со ст. 21 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе:

      по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения, занимаемые федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций

      иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

      требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

      Согласно ст. 6 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» статистическая и иная информация, справки, документы и их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора и следователя безвозмездно.

      В случае, если Вы откажетесь представить документы или не явитесь по вызову в прокуратуру, то Вас привлекут к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ (наказание штраф, для граждан — от 1000 до 1500 рублей, для должностных лиц от 2000 до 3000 рублей.

      Обратите внимание на такое полномочие прокурора как требовать от государственных органов проведения проверок и выделения специалистов. Это означает, что прокурор может направить к Вам любую проверяющую организацию от пожарной охраны и Роспотребнадзора до налоговой инспекции. В практике автора был такой случай: Одна экзальтированная дама – генеральный директор заявила по телефону помощнику прокурора, попросившему предоставить устную информацию, что прокуратура занимается «всякой фигней» и «отрывает её от дела», а информацию «можете посмотреть в Интернете». В течение следующего месяца к ней пришли с проверками налоговая, АТИ, пожарные, Роспотребнадзор и т.д. (всего 15 (. ) проверяющих организаций).

      Если в результате прокурорской проверки у Вас найдут нарушения (а так скорее, всего и будет), то в зависимости от вида нарушений Вам внесут представление об устранении нарушений закона, либо протест, либо возбудят постановление о возбуждении административного производства, возможно вынесут предостережение о недопустимости нарушений закона. Возможно сочетание данных актов прокурорского реагирования. Законом также предусмотрено право прокурора возбудить уголовное дело, но с 07 сентября 2007 года прокурор будет лишен данных полномочий, поэтому в настоящей статье мы данный вопрос не рассматриваем.

      Протест приносится на противоречащий закону правовой акт. В Вашем случае это могут быть приказ или какой-нибудь локальный акт, который Вы приняли сами. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

      Постановление о возбуждении административного производства выносится по правилам КоАП РФ. Статья 28.4 КоАП РФ фактически позволяет прокурору возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое установлена КоАП РФ или законом субъекта РФ.

      Автор — юрист, эксперт ИА «Клерк.Ру».

      Подписывайтесь на главное от «Клерка» на Яндекс.Дзен. Самый умиротворяющий бухгалтерский сервис.

      Проверка органами прокуратуры

      При нарушении законов работники прокуратуры уполномочены проводить проверки субъектов предпринимательской деятельности любых форм собственности, в том числе и негосударственных.

      Повод для проверки органами прокуратуры:

      ● заявления и жалобы граждан
      ● материалы проверок органов управления и контроля;
      ● сообщения средств массовой информации;
      ● материалы анализа состояния законности, проводимого прокуратурой;
      ● материалы статистики, надзорной, следственной, судебной практики.

      Таким образом, прокуратура имеет широкий круг возможностей для прихода с проверкой на предприятие любой формы собственности. Чрезвычайно обширны и полномочия, которыми наделяются прокурорские работники в ходе проверки.

      Прокурор вовсе не обязательно использует во время проверки весь этот зловещий арсенал. Даже наоборот, практика показывает, что обычно его интересует какой-то один вопрос деятельности проверяемого.

      Наконец, перейдем от прокурорских прав к гражданским обязанностям. Должностные лица и граждане обязаны являться по вызову прокурора и давать объяснения по обстоятельствам, которые выясняются прокурорской проверкой.

      Основная функция прокуратуры – это надзор за соблюдением законов, в том числе в деятельности юридических лиц.

      Как мы видим формулировки настолько широкие, что в сферу прокурорского надзора подпадает вся деятельность юридического лица, т.е.прокуратура может проверять Вас в отношении всего, чего угодно. Это могут быть и приём работников на работу и их увольнение, осуществление лицензионной деятельности, уплата налогов, аренда государственного и муниципального имущества и т.д.

      Основанием для проведения проверки может послужить всё, что угодно.

      На практике причиной проведения в отношении юридического лица прокурорской проверки являются два основания:

      ● жалобы граждан
      ●план проведения проверок (Генеральная прокуратура ежегодно утверждает план проверок, в котором определяется что именно и в какие сроки должны проверить органы прокуратуры, данный план спускается в прокуратуры субъектов РФ, которые дополняют его своими проверками, и этот дополненный план «спускается» в районные (городские) прокуратуры, которые и проводят непосредственно проверки.

      Процедура проведения проверок отличается от процедур проверок иными органами

      Во-первых, не предусмотрено процессуальное оформление начала проверки. Поэтому прокурорский работник, проводящий проверку, не предъявляет Вам никаких постановлений (распоряжений, приказов) о начале проверки. Ваши требования к сотруднику прокуратуры предъявить какое-либо предписание (распоряжение и т.п.) о проведении проверки будут незаконными. Единственное, что Вы можете потребовать у него – это предъявить служебное удостоверение. Ну и, естественно, позвонить прокурору и уточнить, действительно ли проводится проверка.

      Во-вторых, не устанавливаются рамки проводимой проверки. Если ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении мероприятий государственного контроля (надзора)» обязывает указывать в распоряжении (приказе) предмет проверки и запрещает выходить за его пределы, то на сотрудника прокуратуры данное ограничение не распространяется. Придя к Вам с проверкой по одному вопросу, он может проверить Вас и по другим направлениям. Единственный ограничитель здесь время и желание самого работника прокуратуры.

      В-третьих, по результатам проверки не составляется какого-либо акта. Если в ходе проверки у Вас найдут какие-либо нарушение, то Вам внесут либо представление об устранении нарушений закона, либо протест, либо вынесут постановление о возбуждении административного производства, либо вынесут предостережение о недопустимости нарушений закона.

      Если ничего не найдут, то просто молча удалятся.

      Рассмотрим полномочия прокурора при проведении проверки (данными полномочиями обладают также и помощники и старшие помощники, проводящие проверку). В соответствии со ст. 21 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе:

      ● по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения, занимаемые федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
      ●иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
      ●требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций
      ● вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

      Согласно ст. 6 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» статистическая и иная информация, справки, документы и их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора и следователя безвозмездно.

      В случае, если Вы откажетесь представить документы или не явитесь по вызову в прокуратуру, то Вас привлекут к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ.

      Обратите внимание на такое полномочие прокурора как требовать от государственных органов проведения проверок и выделения специалистов. Это означает, что прокурор может направить к Вам любую проверяющую организацию от пожарной охраны и Роспотребнадзора до налоговой инспекции.

      Если в результате прокурорской проверки у Вас найдут нарушения (а так скорее, всего и будет), то в зависимости от вида нарушений Вам внесут представление об устранении нарушений закона, либо протест, либо возбудят постановление о возбуждении административного производства, возможно вынесут предостережение о недопустимости нарушений закона.

      В представлении об устранении нарушений закона указываются выявленные нарушения и предписывается устранить их. В представлении может быть поставлен вопрос о привлечении некоторых Ваших сотрудников к дисциплинарной ответственности. Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

      Полномочия органов прокуратуры при проверке

      Ссылка не верна или страница была удалена

      Если Вы попали на эту страницу, перейдя
      по ссылке внутри нашего сайта, пожалуйста, сообщите нам неверный адрес.

      Для заказа бесплатной демонстрации возможностей информационно-правового обеспечения ГАРАНТ перейдите по ссылке

      © ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

      Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

      Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
      информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

      ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 107392, г. Москва, ул. Халтуринская, д. 6А, [email protected]

      8-800-200-88-88
      (бесплатный междугородный звонок)

      Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

      Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

      Если вы заметили опечатку в тексте,
      выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

      Электронная библиотека

      Организация и деятельность прокуратуры как федерального органа государства, осуществляющего надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, регулируется федеральным законодательством. Основным правовым актом, регулирующим организацию и деятельность прокуратуры, является федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации». Так, ст. 3 закона устанавливает, что организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим федеральным законом и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации. Организация и порядок деятельности Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации определяются также нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, принятыми в случаях, предусмотренных федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации».

      На прокуратуру Российской Федерации не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами.

      Правовое регулирование организации и деятельности прокуратуры осуществляется также приказами, указаниями и иными нормативными актами, принимаемыми Генеральным прокурором РФ в пределах своей компетенции.

      Конституция Российской Федерации (п. «о» ст. 71) устанавливает, что прокуратура и законодательство о прокуратуре относятся к исключительному ведению Российской Федерации. В Конституции РФ (ст. 129) определены только общие вопросы организации прокурорской системы и порядка назначения на должность Генерального прокурора РФ и прокуроров субъектов Федерации.

      Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. Прокуроры субъектов РФ назначаются Генеральным прокурором РФ по согласованию с ее субъектами. Конституция РФ (п. «о» ст. 71) делает только одно исключение, когда законодательством субъекта Федерации должно быть определено, с какими органами власти субъектов Федерации и в каком порядке производится такое согласование. Так, в соответствии со ст. 48.1 Устава Хабаровского края, прокурор Хабаровского края назначается на должность Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с Думой и правительством края. Иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации.

      Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» содержит основные положения статуса прокурорской системы в целом и различных составляющих ее звеньев. В нём определены принципы организации и деятельности прокуратуры, функции прокуратуры, определены полномочия прокуроров различных уровней прокурорской системы по руководству подчиненными органами прокуратуры. В самостоятельных разделах закона содержатся нормы, характеризующие отдельные виды прокурорского надзора, определяющие специфику предмета прокурорского надзора в соответствующей сфере правовых отношений, а также статьи о конкретных полномочиях прокуроров по установлению правонарушений, по их проверке и принятию мер воздействия (внесение протеста, представления прокурора, вынесение постановления, предъявление требований прокурора и др.).

      Также в самостоятельные разделы закона включены нормы, регулирующие общие условия участия прокурора в рассмотрении дел судами, особенностей службы в органах и учреждениях прокуратуры, требования к кадрам органов и учреждений прокуратуры, порядок и условия осуществления государственной защиты прокуроров и следователей.

      Особое внимание уделено законодательной регламентации порядка прохождения службы, перевода, а также поощрения работников и привлечения их к дисциплинарной ответственности, оснований и порядка прекращения службы, мерам материального и социального обеспечения работников прокуратуры, правовой и социальной защиты прокуроров и следователей.

      Впервые в законе определены особенности организации и обеспечения деятельности органов военной прокуратуры.

      Заключительные положения закона «О прокуратуре Российской Федерации» регулируют вопросы статистической отчетности, финансирования, материально-технического обеспечения органов и учреждений прокуратуры, разъясняют некоторые наименования, содержащиеся в законе.

      Правовое регулирование деятельности прокуратуры осуществляется на основании законодательных актов, регламентирующих полномочия и процессуальное положение прокурора в уголовном, гражданском, арбитражном, конституционном (уставном) судопроизводстве, производстве по делам об административных правонарушениях, уголовно-исполнительном производстве, а также при осуществлении иных видов деятельности (Уголовно-процессуального кодекса РФ, Гражданско-процессуального кодекса РФ, Административно-процессуального кодекса РФ, Таможенного кодекса РФ, Кодекса РФ об административных правонарушениях, федеральных законов «О милиции», «О внешней разведке», «Об исполнительном производстве» и других).

      К числу основ правового регулирования прокурорского надзора относятся и международно-правовые основы деятельности прокуратуры. Составной частью правовых основ организации и деятельности прокуратуры являются международные договоры Российской Федерации. При этом имеются в виду нормы этих договоров, конвенций, касающихся непосредственно прокуратуры, например, порядка исполнения поручений, прямого указания на прокуратуру как на субъект соответствующих правоотношений, либо вытекающих из общих положений договоров, когда исполнитель определяется согласно компетенции прокуратуры, определяемой федеральными законами.

      Международное поручение об осуществлении уголовного преследования направляется через Генеральную прокуратуру, и как процессуальный документ особого рода должно содержать обязательные реквизиты, определяемые международными договорами (например, ст. 73 Минской Конвенции 1993 г.). Следует иметь в виду, что в международных договорах Российской Федерации об оказании правовой помощи в правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам прокурор либо прямо называется как субъект соответствующих правоотношений, либо же, как правило, в этих договорах содержится норма, разъясняющая, что при обозначении различных компетентных органов государства используется собирательный термин «учреждения юстиции». Под такими учреждениями подразумеваются суды, прокуратура, нотариальные органы и иные учреждения, к компетенции которых относятся гражданские, семейные и уголовные дела, принятие по ним решений надлежащим органом согласно российскому законодательству (например, п. 2 ст. 1, ст. 4 Договора между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 26 января 1993 г. и др.). В таких договорах обычно содержится норма, определяющая порядок сношений через Министерство юстиции и Генеральную прокуратуру РФ.

      Другие учреждения, к компетенции которых относятся дела гражданские (в том числе трудовые, жилищные), семейные и уголовные, направляют просьбы о правовой помощи через учреждения юстиции, включая прокуратуру (например, п. 3 ст. 2 Договора об оказании правовой помощи между Российской Федерацией и Республикой Молдова). В двусторонних международных договорах такого типа обычно содержится

      норма, определяющая порядок сношений. Например, в названном договоре с Молдовой ст. 4 определяет, что при оказании правовой помощи учреждения Договаривающихся Сторон сносятся друг с другом через Министерство юстиции и Генеральную прокуратуру Российской Федерации и Министерство юстиции и прокуратуру Республики Молдова. В таких договорах содержится также норма, в соответствии с которой, помимо оказания помощи по конкретным гражданским, семейным и уголовным делам, Генеральная прокуратура РФ и прокуратура или иной соответствующий орган другой договаривающейся стороны предоставляют друг другу по просьбе информацию о действующем или действовавшем в их государствах законодательстве и о вопросах его применения учреждениями юстиции.

      Указы Президента Российской Федерации по вопросам деятельности прокуратуры, как акты правового регулирования прокурорского надзора формируют, конкретизируют механизм исполнения законов.

      В переходный период из-за отсутствия законов либо в соответствии с определенным в федеральном законе (ФЗ) «О прокуратуре Российской Федерации» порядком регламентации осуществляется нормотворчество с помощью указов Президента РФ.

      Аналогичным образом решается в ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» и вопрос о классных чинах прокурорских работников. В ст. 41 определено, что прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам научных и образовательных учреждений системы прокуратуры Российской федерации присваиваются в соответствии с занимаемыми ими должностями и стажем работы классные чины. В законе установлено, что порядок присвоения классных чинов определяется Положением о классных чинах прокурорских работников, утверждаемым Президентом Российской федерации (ст. 41 п. 2). Такое положение утверждено указом Президента РФ от 30 июня 1997 г. № 659.

      Указом Президента РФ от 1 августа 2007 г. № 1004 (в редакции 4 января 2009 г.) «Вопросы Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации» утверждено положение о Следственном комитете при прокуратуре России.

      Указами Президента РФ при наличии к тому оснований и до принятия изменений или дополнений в федеральных законах может формироваться, конкретизироваться реальный механизм исполнения законов, реализации мер, вытекающих из международно-правовых актов, заключенных (ратифицированных) Российской Федерацией, и в соответствии с действующими федеральными законами. Так, в Положении об Уполномоченном Российской Федерации при Европейском суде по правам человека (утверждено указом Президента РФ от 29 марта 1998 г. № 310) определено, что Уполномоченный выступает в качестве представителя Российской Федерации при разбирательстве дел в суде и (или) привлекает в этих целях представителей Генеральной прокуратуры РФ, соответствующих федеральных органов исполнительной власти, а также российских и зарубежных адвокатов (п. 5).

      Указом Президента утверждено Положение о Следственном комитете при прокуратуре Российской Федерации от 1 августа 2007 г. № 1004.

      Постановления Конституционного Суда Российской Федерации выступают видом правового регулирования прокурорского надзора. К правовым основам организации и деятельности прокуратуры РФ относятся постановления Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам, непосредственно связанным с построением, функциональным содержанием деятельности органов прокуратуры, реализацией принципов подчиненности и подотчетности должностных лиц прокуратуры, включая Генерального прокурора РФ, по иным аспектам. С учетом правовой значимости постановлений Конституционного Суда РФ, последствий их принятия такие постановления применяются непосредственно. В последующем, с включением соответствующих положений в Конституцию РФ, ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» либо в иной федеральный закон применяется и используется такая норма закона, воспринявшая эти положения постановления Конституционного Суда РФ.

      Кроме того, признание Конституционным Судом РФ не соответствующей Конституции РФ нормы (или ее части) ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» вызывает определенные правовые последствия в части, касающейся содержания такой нормы, условий и порядка ее применения, а также оснований изменения (дополнения) законодательства об организации и деятельности органов прокуратуры.

      К наиболее принципиальным относится ряд постановлений Конституционного Суда РФ, непосредственно связанных с правовой регламентацией организации и деятельности органов прокуратуры. В их числе постановление по спору о компетенции между Советом Федерации и Президентом Российской Федерации относительно принадлежности полномочия по изданию акта о временном отстранении Генерального прокурора Российской Федерации от должности в связи с возбуждением в отношении него уголовного дела (постановления Конституционного Суда РФ от 1 декабря 1999 г., от 18 февраля 2000 г. по жалобе гражданина Б.А.Кехмана, от 11 апреля 2000 г. по делу о проверке конституционности отдельных положений п. 2 ст. 1, п. 1 ст. 21 и п. 3 ст. 22 федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с запросом судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ).

      Постановления Государственной Думы, в которых содержатся нормы, прямо устанавливающие, определяющие различные аспекты организации и деятельности прокуратуры, также непосредственно входят в состав правовых основ организации и деятельности прокуратуры в качестве их обязательного элемента.

      Согласно Конституции РФ (подп. «е» п. 1, п. 2 ст. 103) Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией, включая объявление амнистии. В регулярно принимаемых постановлениях Госдумы об амнистии содержатся нормы, возлагающие на прокуратуру полномочия по конкретной реализации ею своих функций, установленных ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», включая функцию участия в правотворческой деятельности. Возложение на прокуратуру постановлением Государственной Думы мер о проведении определенных действий согласно установленной компетенции является для нее обязательным в той мере и постольку, поскольку такие постановления соответствуют Конституции РФ и федеральным законам.

      В соответствии с ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» (п. 1 ст. 17) Генеральный прокурор РФ издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры Российской Федерации и порядок реализации мер материального и социального обеспечения указанных работников.

      Приказы Генерального прокурора относятся к категории ведомственных нормативных актов. Они основываются на положениях Конституции РФ, ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» и других федеральных законов, международных договоров Российской Федерации. Приказы Генерального прокурора РФ издаются по ключевым, основополагающим вопросам организации деятельности системы прокуратуры и порядка реализации мер материального и социального обеспечения ее работников.

      Указания, как правило, регулируют более узкие направления деятельности органов прокуратуры. В частности, они могут быть, например, посвящены вопросам организации надзора за исполнением законов о приватизации, о внешнеэкономической деятельности и др. Указания могут издаваться на основании обобщения материалов прокурорской и следственной практики, результатов конкретных проверок. Некоторые указания Генерального прокурора, данные в установленном законом порядке, по своей обязательности выходят за пределы прокурорской системы. Его указания по вопросам предварительного следствия и дознания, не требующим законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения всеми органами предварительного следствия и дознания независимо от их ведомственной принадлежности (п. 2 ст. 30 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации»). При этом имеются в виду указания не по конкретным уголовным делам, которые также обязательны для исполнения, а указания общего, принципиального характера. Такие указания являются результатом обобщения практики деятельности правоохранительных органов по применению законов в процессе расследования преступлений, направлены на совершенствование этой деятельности, на повышение гарантий обеспечения законности, прав и свобод граждан.

      Распоряжения связаны в основном с реализацией мер разового или краткосрочного характера. С помощью положений регламентируется статус структурных подразделений центрального аппарата Генеральной прокуратуры, наиболее крупных специализированных прокуратур, порядок реализации мер материального и социального обеспечения прокурорских работников.

      Инструкции определяют процедуру, своего рода технологию, осуществления отдельных видов деятельности: организации делопроизводства, статистического учета, порядка хранения документов и др.

      Основные нормативные акты Генерального прокурора РФ приведены в приложении 2.

      Смотрите так же:

      • Перечень стандартов и сводов правил в результате применения которых от 21 июня 2010 года N 1047-р [Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и […]
      • Учебное пособие ценные бумаги 2014 Б.А. Карташов, Е.В. Матвеева, Т.А. Смелова, А.Е. Гаврилов РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ (ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ): Учебное пособие. Волгоград: ВолгГТУ, 2006. – 180 с. АННОТАЦИЯ Рассматриваются фундаментальные понятия рынка ценных бумаг. Содержатся тесты и контрольные […]
      • Приказ артериальная гипертензия Стандарт медицинской помощи больным эссенциальной первичной артериальной гипертензией (при оказании специализированной помощи) МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТАНДАРТА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ БОЛЬНЫМ […]
      • Закон о федеральном бюджете на 2005 год Федеральный закон от 5 июля 2005 г. N 84-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2005 год" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 5 июля 2005 г. N 84-ФЗ"О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном […]
      • Нотариусы боброва воронежской области Боброва Надежда Владимировна Наименование подразделения: Адвокатская консультация Центрального района г. Воронежа Адрес: 394006, г. Воронеж, ул. Плехановская, 22 «а» Регистрационный номер в Реестре адвокатов Воронежской области 36/1703 Окончила юридический […]
      • Изменения закон государственных закупок рк Страница не найдена Извините, запрашиваемый Вами ресурс не найден. Вы можете вернуться обратно, или перейти на главную страницу и воспользоваться поиском. Состояние базы Всего документов: 237685 На казахском языке: 119132 На русском языке: 118144 На […]
      • Об охране здоровья граждан рф статья 30 Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-I (с изменениями и дополнениями) (утратили силу) Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-I С […]
      • Пособие монтеру пути профессиональная подготовка монтера пути 4-го разряда Пособие монтеру пути. Профессиональная подготовка монтера пути 4 разряда Учебное пособие подготовлено в соответствии с квалификационной характеристикой профессии «Монтер пути 4-го разряда» Единого тарифно-квалификационного справочника (ЕТКС) и примерным […]