Полномочиями налоговых органов обладают

Система и функции налоговых органов

Актуально на: 25 апреля 2017 г.

О структуре налоговой системы РФ мы рассказывали в нашей консультации и отмечали, что в состав ее элементов в числе прочих входят налоговые органы. О системе налоговых органов Российской Федерации и их функциях расскажем в этом материале.

Система налоговых органов РФ

Система налоговых органов РФ включает в себя Федеральную налоговую службу (ФНС) и ее территориальные органы (п. 4 Положения о ФНС, утв. Постановлением Правительства от 30.09.2004 № 506).

Структура ФНС представлена следующими звеньями:

Система органов налогового контроля на межрегиональном уровне включает в себя:

  • межрегиональные инспекции ФНС по федеральным округам;
  • межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам;
  • межрегиональную инспекцию по централизованной обработке данных;
  • межрегиональную инспекцию по ценообразованию для целей налогообложения;
  • межрегиональную инспекцию по камеральному контролю.
  • Управления ФНС по субъектам РФ предполагают дальнейшее разветвление системы налоговых органов на инспекции ФНС по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции межрайонного уровня.

    Функции ФНС

    Налоговые органы РФ выполняют свои основные функции по контролю и надзору за (п. 1 Положения о ФНС, утв. Постановлением Правительства от 30.09.2004 № 506):

    • соблюдением законодательства о налогах и сборах;
    • правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов, сборов и страховых взносов;
    • правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет иных обязательных платежей;
    • производством и оборотом табачной продукции;
    • применением ККТ.
    • Кроме того ФНС выполняет также функции органа валютного контроля в пределах своей компетенции.

      Расширенный состав полномочий налоговых органов представлен в Разделе II Положения о ФНС, утв. Постановлением Правительства от 30.09.2004 № 506.

      Права, обязанности и ответственность налоговых органов раскрываются также в гл. 5 НК РФ .

      Обращаем внимание, что по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза полномочиями налоговых органов обладают также таможенные органы (п. 1 ст. 34 НК РФ).

      39. Налоговые органы как субъекты налоговых правоотношений

      39. Налоговые органы как субъекты налоговых правоотношений

      Законодательством предусматривается обязательное участие государства в налоговых правоотношениях в лице налоговых органов, к которым относятся Федеральная налоговая служба и ее территориальные подразделения . В случаях, предусмотренных НК РФ, полномочиями налоговых органов обладают таможенные органы и финансовые органы. Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации. Осуществляя свои функции, налоговые, таможенные и финансовые органы взаимодействуют в пределах, установленных законодательством о налогах и сборах.

      Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных НК и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

      Федеральная налоговая служба, осуществляя свою главную задачу, выполняет следующие функции:

      – проводит непосредственно и организует работу государственных налоговых инспекций по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет;

      – производит в министерствах и ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, основанных на любых формах собственности, и у граждан проверки денежных документов, регистров бухгалтерского учета планов, смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет;

      – организует работу государственных налоговых инспекций по учету, оценке и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов;

      – осуществляет возврат излишне взысканных и уплаченных налогов и других обязательных платежей в бюджет через кредитные организации;

      – анализирует отчетные, статистические данные и результаты проверок на местах, подготавливает на их основе предложения о разработке инструктивных методических указаний и других документов.

      21. Гос. Органы, осуществляющие налоговый контроль, их права и обязанности. Методы осуществления налогового контроля.

      Налоговый контроль – часть финансового контроля. Имеет целью мобилизацию налоговых доходов бюджетов всех уровней путем обеспечения полной собираемости налогов, установленных законодательством РФ. Налоговыми органами в России являются:Министерство Российской Федерации по налогам и сборам; Управления Министерства РФ по налогам и сборам в субъектах Федерации;государственные налоговые инспекции по городам и районам. Полномочиями налоговых органов обладают таможенные органы России.

      Налоговые органы и таможенные органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации и их Положениями.

      Главными задачами Министерства РФ по налогам и сборам являются: выработка и осуществление налоговой политики с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды в полном объеме налогов и других обязательных платежей;организация работы государственных налоговых инспекций по соблюдению налогового законодательства, своевременности уплаты налогов; государственный контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов налогоплательщиками;обеспечение государственного регулирования и координация контроля в области оборота алкогольной продукции.

      Государственные налоговые инспекции выполняют функции:обеспечивают собираемость налогов и поступление их в бюджеты бюджетной системы;осуществляют возврат излишне взысканных и уплаченных налогов в бюджет;ведут учет плательщиков налогов в бюджет, правильность начисления платежей организациями и гражданами, а также поступление платежей в соответствующий бюджет; контролируют своевременность представления плательщиками бухгалтерских отчетов и балансов, расчетов, деклараций, связанных с исчислением и уплатой платежей в бюджет.

      Налоговые органы наделены правом проведения налогового контроля. Должностные лица налоговых органов применяют различные формы налогового контроля.

      Основными формами налогового контроля являются: налоговые проверки; получение объяснений налогоплательщиков и иных лиц; документальные проверки данных учета и отчетности; осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли)другие формы, предусмотренные Налоговым кодексом.

      При осуществлении налогового контроля не допускается распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Налогового кодекса, а также в нарушение принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тактику.

      В соответствии с НК должностные лица налоговых органов обязаны:1) действовать в соответствии с законом;2) реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов;3) корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам налоговых правоотношений, не унижать их честь и достоинство.

      Налоговые органы имеют право предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски: о взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушения законодательства о налоге и сборах;о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя; о взыскании задолженности по налогам и сборам, пеням и штрафам в бюджеты (внебюджетные фонды), числящейся более трех месяцев.

      Налоговые органы при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, обязаны в 10-дневный срок со дня выявления обстоятельств направить материалы в органы налоговой полиции для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

      Права и обязанности налоговых органов

      Налоговыми органами РФ являются Федеральная налоговая служба (ФНС России) и ее территориальные органы. Полномочиями налоговых органов обладают таможенные и финансовые органы.

      Права налоговых органов:

      – требовать от налогоплательщиков необходимые документы и иную информацию;

      – проводить налоговые проверки;

      – производить выемку документов при проведении налоговых проверок, если есть основания полагать, что эти документы могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

      – вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений;

      – приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков в банках и налагать арест на их имущество;

      – осматривать любые производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества;

      – определять суммы налогов, подлежащих внесению налогоплательщиками в бюджет, в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру помещений и территорий, непредставления в течение более двух месяцев необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка;

      – требовать от налогоплательщиков устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах;

      – взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также пени, проценты и штрафы (недоимка – это сумма налога или сбора, не уплаченная в установленный законодательством срок);

      – требовать от банков документы, подтверждающие списание со счетов налогоплательщиков сумм налогов и пени;

      – привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;

      – вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для налогового контроля;

      – заявлять ходатайства об аннулировании или приостановлении действий лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;

      – создавать налоговые посты;

      – предъявлять в суды общей юрисдикции или в арбитражные суды иски:

      – о взыскании налоговых санкций;

      – о признании недействительной государственной регистрации юридических или физических лиц;

      – о ликвидации организации;

      – о досрочном расторжении договора о налоговом кредите и договора об инвестиционном налоговом кредите;

      – о взыскании задолженности по налогам и сборам, пеням и штрафам, числящейся более трех месяцев за зависимыми обществами, с основных обществ;

      – в иных случаях, предусмотренных НК РФ.

      Обязанности налоговых органов:

      – соблюдать законодательство о налогах и сборах;

      – контролировать соблюдение законодательства о налогах и сборах;

      – вести учет налогоплательщиков;

      – проводить разъяснительную работу по применению налогового законодательства; бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах;

      – осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных сумм, пеней и штрафов;

      – соблюдать налоговую тайну;

      – представлять налогоплательщику справки о состоянии расчетов по налогам, пеням и штрафам;

      – направлять налогоплательщикам копии акта налоговой проверки;

      – осуществлять по заявлению налогоплательщика совместную сверку сумм уплаченных налогов, пеней и штрафов;

      – выдавать по заявлению налогоплательщика копии решений налоговых органов.

      Формы и методы налогового контроля

      Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов. Для проведения налогового контроля используется налоговая отчетность, одной из форм которой является налоговая декларация. Налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога.

      Основными формами проведения налогового контроля являются:

      – налоговые проверки (камеральные или выездные);

      – получение объяснений налогоплательщиков и других обязанных лиц;

      – проверка данных учета и отчетности;

      – осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода;

      – истребование, а также выемка документов и предметов;

      Для обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов применяют:

      – приостановление операций по счетам налогоплательщика или налогового агента в банке;

      – арест имущества (с санкции прокурора).

      Ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах

      Налоговым правонарушением является противоправное деяние налогоплательщика, налогового агента и их представителей.

      НК РФ предусмотрены следующие виды налоговых санкций за совершение налоговых правонарушений:

      – нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе на срок более 90 календарных дней – штраф в 10 000 руб.;

      – ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе – штраф в размере 10% доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет, но не менее 40 000 руб.;

      – нарушение срока представления информации об открытии или закрытии счета в банке – штраф 5000 руб.;

      – нарушение срока представления налоговой декларации – штраф 5% суммы налога, подлежащего уплате по этой декларации за каждый полный или неполный месяц

      – со дня ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб.;

      – уклонение от представления налоговой декларации в течение более 180 дней. По истечении установленного срока – штраф в размере 30% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181-го дня;

      – грубое нарушение правил ведения учета доходов и расходов, объектов налогообложения – штраф 10 000 руб. (если такое деяние имело место в течение одного налогового периода). За повторное деяние – штраф 30 000 руб. Если эти деяния повлекли занижение дохода – штраф в размере 10% суммы неуплаченного налога, но не менее 15 000 руб.;

      – неуплата или неполная уплата сумм налога – штраф 20% от неуплаченной суммы налога. Если эти же действия совершены умышленно – штраф 40% неуплаченной суммы налога;

      – другие меры ответственности.

      Обеспечение и защита прав налогоплательщиков

      Налогоплательщикам гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов. Каждый налогоплательщик вправе обжаловать акты налоговых органов, если он полагает, что такие акты приняты с нарушением НК РФ. Акты могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд. Жалоба должна быть рассмотрена не позднее одного месяца со дня ее получения. Решение по жалобе принимается в письменной форме и сообщается подавшему жалобу лицу в течение трех дней со дня принятия решения.

      Статья 23.5 КоАП РФ. Налоговые органы (действующая редакция)

      1. Налоговые органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2, 4 — 15 статьи 14.5, частью 5 статьи 14.13, статьей 15.1, частями 1 — 3 статьи 15.27 (в пределах своих полномочий), статьей 19.7.6 настоящего Кодекса.

      2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:

      1) руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, его заместители;

      2) руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, в субъектах Российской Федерации, их заместители;

      3) руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, в городах, районах.

      • URL
      • HTML
      • BB-код
      • Текст

      Комментарий к ст. 23.5 КоАП РФ

      В соответствии с п. 1 ст. 30 НК налоговыми органами в Российской Федерации являются Министерство РФ по налогам и сборам и его территориальные подразделения в Российской Федерации.

      В случаях, предусмотренных НК, полномочиями налоговых органов обладают таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов. Перечень прав и обязанностей налоговых органов определен соответственно ст. 31, 32 НК.

      Согласно п. 1 Указа Президента РФ от 23 декабря 1998 г. N 1635 на министра РФ по налогам и сборам возложена ответственность за выработку и осуществление налоговой политики с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды налогов и других обязательных платежей в полном объеме.

      См. также комментарии к статьям КоАП, указанным в ч. 1 комментируемой статьи, а применительно к ч. 2 рассматриваемой статьи — также подп. В, Г п. 10 комментария к ст. 14.5.

      О должностных лицах налоговых органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, см. п. 2 комментария к ст. 28.3 (в части комментария к п. 5 ч. 2 данной статьи).

      Структура налоговых органов РФ права, обязанности и функции (стр. 1 из 2)

      Право облагать налогом. — это не только право уничтожать, но и право созидать.

      Верховный суд США

      Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В усло­виях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой фи­нансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Го­сударство широко использует налоговую политику в качестве определенного ре­гулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зави­сит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

      Налоговая система, действующая в России в настоящее время, сформировалась к началу 1992 г. Но уже в середине 1992 г. и в последующие годы в нее были внесены существенные изменения. Появились новые виды налогов, в существующие – внесены изменения. В настоящее время происходит процесс кодификации налогового законодательства, его значительного обновления.

      Основные положения о налогах и сборах в Российской Федерации определены Конституцией РФ(ст. 57), Налоговым кодексом РФ, первая часть которого введена в действие с 1 января 1999 г., Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г., федеральными законами о конкретных налогах и сборах. Порядок исчисления и уплаты отдельных налогов и сборов дополнительно разъясняется в постановлениях Правительства РФ, Министерства по налогам и сборам, Государственного таможенного комитета и т.п.

      В законодательством порядке в РФ определены общие принципы построения налоговой системы, основные виды взимаемых налогов и сборов, права, обязанности и ответственность лиц, участвующих в налоговых отношениях.

      Структура налоговых органов .

      Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов и сборов взимаемых в установленном порядке.

      В налоговом кодексе РФ, как и в законе «об основах налоговой системе РФ», выделены 3 уровня налоговой системы:

      — Субъектов РФ (региональный)

      Следует отметить, что уровни налоговой системы не совпадают с уровнями бюджетной системы: если доходы федерального бюджета в части налоговых поступлений формируется только за счет федеральных налогов, то в региональные бюджеты поступают как налоги субъектов РФ, так и федеральные налоги. Аналогичная картина наблюдается и при формировании местных бюджетов: кроме местных налогов они включают в себя часть федеральных налогов и налогов субъектов РФ.

      Несмотря на введения с 1 января 1999г. первой части Налогового кодекса РФ, до введения в действие его второй части следует руководствоваться тем перечнем федеральных, региональных и местных налогов, который определен Законом «Об основах налоговой системы в РФ». Основная часть налогов осталась неизменной со времени введения в действие Закона — с 1 января 1992 г.

      1997 в налоговую систему РФ был введен федеральный налог на покупку иностранной валюты, в 1998 г. — федеральный налог на игорный бизнес, региональные налоги — единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности и налог с продаж.

      Федеральные налоги устанавливаются законодательными актами РФ и действуют на всей ее территории. Ставки федеральных налогов устанавливаются Федеральным Собранием РФ. Ставки налогов на отдельные виды природных ресурсов, акцизов на отдельные виды минерального сырья и таможенных пошлин устанавливаются Правительством РФ.

      Налоги субъектов Федерации (региональные налоги) устанавливаются законодательными актами Российской Федерации в соответствии с Законом РФ «Об основах налоговой системы в РФ». Ставки региональных налогов устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и действуют на территории соответствующих субъектов.

      Местные налоги устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления также в соответствии с Законом РФ «Об основах налоговой системы в РФ». Они действуют на территориях соответствующих городов, районов в городах и сельской местности. Часть местных налогов является обязательной к применению на всей территории РФ, например земельный налог, налог с имущества физических лиц, регистрационный сбор с лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. Эти налоги, относящиеся в соответствии с классификацией к местным, устанавливаются законодательными актами РФ. Другая часть местных налогов вводится по решению органов местного самоуправления. К ним относятся налог на с рекламу, сбор за право торговли и некоторые другие.

      Налоговыми органами в РФ являются Министерство Российской Федерации по налогом и сборам и его подразделения в РФ, также полномочиями налоговых органов обладают таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов, действующие в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ.

      Налоговая политика государства является неотъемлемой частью финансовой политики. Налоговое право, как один из важнейших компонентов (хотя и относительно обособленный) финансового права, регулирует отношения, складывающие в области налоговой деятельности государства.

      Налоговое право — система Финансово-правовых норм (общеобязательных правил поведения), регулирующих общественные отношения по установлению, введению в действие и взиманию налогов. Распределение и использование бюджетных средств лежит уже за рамками налоговых отношений.

      Предмет налогового права — отношения, складывающиеся между государством, налогоплательщиками и иными лицами по поводу установления, введения и взимания налогов. Налоговые отношения всегда связаны с изъятием у юридических и физических лиц части их доходов в соответствующий бюджет и, в предусмотренных случаях, во внебюджетные целевые фонды.

      В налоговых правоотношениях участвуют налоговые представители. Поэтому следует отличать налогоплательщика от налогового агента и сборщика налогов.

      Налоговые агенты — лица, на которых возложены обязанности по исчислению удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет или внебюджетный фонд налогов (статья 24 Кодекса).

      Сборщики налогов и сборов — это уполномоченные органы (государственные, местного самоуправления) и должностные лица, осуществляющие прием от налогоплательщика средств в уплату налогов и сборов и перечисление их в бюджет (статья 25 Кодекса).

      Налоговые органы вправе:

      1. требовать от налогоплательщика документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

      2. проводить налоговые проверки

      3. производить выемку документов свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений

      4. вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков для дачи пояснений в связи с уплатой ими налогов а также в иных случаях

      5. приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков, налагать арест на имущество.

      6. осматривать любые используемые налогоплательщиком помещения и территории

      7. определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщика в бюджет на основании имеющийся у них информации в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру помещений и территорий

      8. требовать от налогоплательщиков устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований

      9. взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также пени

      10. контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам

      11. требовать документы от банков подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков

      12. привлекать для проведения налогового контроля специалистов

      13. вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известна информация для проведения налогового контроля

      14. заявлять ходатайства об аннулировании действия лицензий дающих право на определенный вид деятельности

      15. предъявлять в суды иски в случаях предусмотренных законодательством о налогах и сборах

      Обязанности

      Также они обязаны:

      1. соблюдать законодательство о налогах и сборах

      2. осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов

      3. вести в установленном порядке учет налогоплательщиков

      4. бесплатно проводить разъяснительную работу, вовремя информировать налогоплательщиков о внесенных изменениях в налоговый кодекс

      5. осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных сумм налогов, пеней, штрафов

      6. соблюдать налоговую тайну

      7. направлять налогоплательщику копии акта налоговой проверки и решения налогового органа

      8. налоговые органы при выявлении обстоятельств позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах содержащего признаки преступления обязаны в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы налоговой полиции для решения вопроса о возбуждении уголовного дела

      9. налоговые органы несут также другие обязанности предусмотренные налоговым кодексом или иными федеральными законами.

      Функции налогов

      Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов прояв­ляется через их функции. Налоги выполняют четыре важнейшие функции:

      1. Обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция).

      Полномочиями налоговых органов обладают

      Под законодательством и налогах и сборах понимают совокупность актов законодательства, регламентирующих порядок и правила установления, введения и взимания налогов и сборов на территории Российской Федерации. Система российского налогового законодательства это — взаимосвязанная совокупность всех нормативных актов различного уровня, принятых представительными органами власти и содержащих налогово-правовые нормы. Поскольку налоговое законодательство не отнесено Конституцией РФ к исключительному ведению Российской Федерации, оно включает три уровня нормативно-правового регулирования — федеральный, региональный и местный. Анализ ст.1 НК РФ позволяет сформировать состав налогового законодательства как трехуровневую систему правового регулирования, включающую в себя: 1) Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах; 2) Законодательство субъектов РФ о налогах и сборах, включающее региональные законы о налогах и сборах; 3) Нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах. В силу п. 1 ст. 1 законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. О каких «федеральных законах» здесь идет речь? Большинство авторов считают, что к «законодательству о налогах и сборах следует отнести не только те федеральные законы, которые приняты по прямому указанию НК РФ, но и иные федеральные законы, которые содержат положения, направленные на регулирование отношений, указанных в ст.2 Налогового кодекса РФ» и относят к ним, в частности, Закон РФ «О налоговых органах Российской Федерации» и Федеральный Закон «О соглашениях о разделе продукции». Нельзя забывать и еще один важный момент. К актам налогового законодательства относятся также федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действовавшие на территории РФ на момент вступления в силу отдельных частей НК и прямо не признанные законодателем утратившими силу. Такие акты действуют в части, не противоречащей НК, и подлежат приведению в соответствие с ним. Дело в том, что процесс кодификации налоговых норм происходил не одномоментно, но в течение целого ряда лет. К моменту принятия общей части НК налоговое законодательство состояло из множества отдельных, подчас противоречивых законодательных актов. По мере создания объективных и субъективных предпосылок одни из них, утрачивая силу, консолидировались в НК РФ, другие -продолжали действовать параллельно с НК. Кстати, этот процесс до сих пор еще не закончен (хотя и близок к завершению). В частности в настоящее время действует Закон РФ от 09.12.1991г. N 2003-1 (ред. от 22.08.2004) «О налогах на имущество физических лиц» — федеральный закон, безусловно входящий в состав налогового законодательства. Региональный и местный аспект налогового правотворчества вызывает повышенное внимание правовой науки. Согласно п. 4 ст. 1 НК РФ законодательство субъектов РФ о налогах и сборах состоит из законов о налогах субъектов РФ, принятых в соответствии с НК. Характерно, что ранее действовавшая редакция п. 4 ст. 1 НК допускала возможность установления региональных налогов не только законами, но и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов власти. В настоящее время все нормативные решения субъектов РФ в сфере налогообложения должны приниматься исключительно в форме закона. Нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах включают решения и иные акты представительных органов муниципальных образований, принимаемые в соответствии с НК. Информация и копии законов, иных нормативных правовых актов об установлении, изменении и прекращении действия региональных и местных налогов направляются органами государственной власти субъекта РФ и органами местного самоуправления в Минфин РФ и ФНС РФ, а также в финансовые органы субъектов РФ и территориальные налоговые органы (ст. 16 НК). Согласно п.6 ст.1 НК РФ указанные в данной статье законы и другие нормативные правовые акты именуются в НК РФ законодательством о налогах и сборах. Таким образом, рассматриваемый пункт «вводит обобщающую терминологию, объединяя в единую категорию «законодательство о налогах и сборах» все перечисленные в пунктах 1, 4 и 5 законы и иные нормативные акты о налогах и сборах всех трех уровней».

      Понятие «нормативные правовые акты о налогах» шире, чем «законодательство о налогах и сборах», так как объединяет не только акты законодательных (представительных) органов власти всех трех уровней, но и органов государственного управления. «Кодекс не относит к законодательству о налогах и сборах акты Президента Российской Федерации, Правительства РФ, органов исполнительной власти иных уровней». Иначе говоря, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты иных органов исполнительной власти Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов РФ, а также исполнительных органов местного самоуправления, принятые по вопросам налогообложения, не входят в понятие «законодательство о налогах и сборах». Вместе с тем НК РФ четко определены полномочия органов исполнительной власти по изданию конкретных нормативных правовых актов по вопросам налогообложения. Тем самым ограничена возможность регулирования налоговых отношений подзаконными актами. С введением в действие части первой НК РФ ни Правительство РФ, ни Минфин России, ни Министерство по налогам и сборам России не смогут принять и ввести в действие ни один нормативный акт в области налогообложения, кроме поименованных в НК РФ (ст. 4 НК). Акты Правительства РФ, министерств и ведомств являются источниками налогового права, однако не входят в состав законодательства о налогах и сборах, то есть являются подзаконными актами.

      Так же как и налогообложение, бухгалтерский учет в Российской Федерации регламентируется правовыми и нормативными документами, и имеет несколько уровней. Государство в лице Правительства, Министерства финансов, Центрального Банка, Государственного комитета по статистике России при помощи законов, постановлений и инструкций устанавливает правила учета. Основным разработчиком документов по бухгалтерскому учету является Министерство финансов РФ.

      В зависимости от назначения и статуса нормативные документы целесообразно представить в виде следующей табл. 1.1.

      Таблица 1.1 Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ

      Законодательные акты, указы Президента РФ и постановления Правительства, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета и проведения аудита в организации

      Стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности

      Методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Минфина РФ и других ведомств

      Рабочие документы по бухгалтерскому учету самого предприятия (учетная политика организации, рабочий план счетов, график документооборота и т.п.)

      Законодательные акты, указы Президента РФ и постановления Правительства, прямо или косвенно регламентируют организацию и ведение бухгалтерского учета денежных средств в организации обязательны к применению. Стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности, методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Минфина РФ и других ведомств носят рекомендательный характер. Указания, инструкции, положения приказы и иные подобные документы по постановке, ведению бухгалтерского учета, создаются непосредственно в организации и являющиеся внутрифирменными документами. Первым законодательным актом, положившим начало системному формированию налоговой системы в условиях российской экономики, был Закон РФ от 27.12.91 года № 2118-1 «Об основах налоговой системы в РФ» [2], который содержал официальное определение понятия налоговой системы как совокупности налогов, сборов и других платежей, взимаемых в установленном порядке. Этот закон, за некоторыми исключениями, утратил силу. Принятый вместо него Налоговый Кодекс РФ [1] не содержит определения налоговой системы. Принципы построения налоговой системы РФ и принципы налогообложения представлены на рис. 1.1.

      Рис. 1.1. Принципы построения налоговой системы РФ.

      Принцип справедливости — это, прежде всего, налогообложение, справедливое в глазах общественного мнения. Основополагающие принципы справедливости, без которых невозможно эффективное налогообложение, это:

      — равномерность и прогрессивность распределения налогового бремени;

      — глобальность и всеобъемлемость налогообложения;

      — целенаправленность налоговых поступлений.

      Налогообложение должно быть справедливым и равным для всех субъектов, в полной мере обеспечивать поступления средств в бюджет, содействовать социально-культурному развитию общества в целом.

      Следует руководствоваться также следующими основополагающими правилами, обеспечивающими справедливость системы:

      — один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за установленный период налогообложения;

      — обязательна регистрация всех субъектов налогообложения в контролирующих налоговых органах;

      — льготы по всем налогам применяются только в соответствии с законодательством;

      — запрещается предоставление индивидуальных льгот отдельным физическим и юридическим лицам;

      — штрафы за нарушение налогового законодательства взыскиваются с налогоплательщиков контролирующими органами в бесспорном порядке.

      Принцип простоты, заключается в том, что налоговая система должна быть максимально проста, обеспечивая в то же время средствами бюджет страны, бюджеты субъектов, местные бюджеты. Для каждого бюджета должен существовать конкретный набор налогов, определяющий его регулярное пополнение. Налоги должны делиться на косвенные и прямые, причем прямые должны преобладать ввиду ясности базы налогообложения и относительной простоты взимания. Принцип установления налогов, заключается в том, что налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности. Изучение механизма налогообложения предполагает определение основных участников налоговых отношений, к которым относятся субъекты хозяйственной деятельности и государственные органы. На рис. 1.2. представлена схема взаимосвязи участников налоговых правоотношений. Налогоплательщик (субъект налогообложения) Ї это лицо, на котором лежит юридическая обязанность уплатить налог за счет собственных средств. В соответствии со ст. 19 части первой Налогового кодекса РФ [1] налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и сборы. В соответствии со ст. 24 части первой НК РФ [1] налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Налоговым Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено Налоговым Кодексом РФ [1]. Налоговыми органами в Российской Федерации в соответствии со ст. 30 части первой НК РФ [1] являются Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (МНС России) и его подразделения в Российской Федерации. В случаях, предусмотренных Налоговым Кодексом [1], полномочиями налоговых органов обладают таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов. Налоговые органы, органы государственных внебюджетных фондов и таможенные органы осуществляют свои функции и взаимодействуют посредством реализации полномочий и исполнения обязанностей, установленных Налоговым Кодексом и иными федеральными законами, определяющими порядок организации и деятельности налоговых органов.

      Рис. 1.2. Участники налоговых правоотношений.

      В соответствии с Налоговым Кодексом РФ [1], Положением о Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.10.2000 № 783 [3], МНС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей налогоплательщиками, участвующим в выработке налоговой политики и осуществляющим ее с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды в полном объеме налогов, сборов и других обязательных платежей, а также осуществляющим в установленном порядке валютный контроль. Структура налоговых органов представлена на рис. 1.3.

      Рис. 1.3. Система налоговых органов Российской Федерации.

      Поскольку основные задачи всех звеньев системы едины (рис. 1.3.), то налоговым органам всех уровней присущи общие функции: учет налогоплательщиков; контроль за соблюдением налогового законодательства участниками налоговых правоотношений; определение в установленных случаях суммы налогов, подлежащих уплате в бюджет налогоплательщиками; ведение оперативно-бухгалтерского учета сумм налогов; возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов; разъяснительная работа и информирование налогоплательщиков о порядке применения налогового законодательства; применение мер ответственности к нарушителям налогового законодательства; взыскание недоимок, пеней и штрафов с нарушителей налогового законодательства; контроль за соблюдением законодательства о наличном денежном обращении. Основные права и обязанности налоговых органов, предусмотренные НК РФ [1], Федеральным законом «О налоговых органах в Российской Федерации» [4] и другими законодательными актами.

      Порядок учета расчетов организаций по налогам и сборам регламентируется рядом законодательных нормативных актов и документов. Главным законодательным документом является Налоговый кодекс РФ [1]. В Налоговом Кодекс устанавливаются виды налогов, их функции и классификация, а также объекты и субъекты налоговых отношений. В данном кодексе предоставляются порядок, расчеты и сроки уплаты налогов и сборов. А также в письме ФНС России от 24.01.2007 № ЩТ-6-23/35 [5] определяется порядок представления налогоплательщиками, отнесенными к категории крупнейших, всех налоговых деклараций (расчетов), которые они обязаны представлять с 2008 года в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков по установленным форматам в электронном виде. Также письмо МНС РФ от 19 апреля 2004 г. N 01-2-03/555 «О налогообложении транспортных услуг» [7]. Услуги по доставке собственным транспортом товаров подлежат обложению НДС по ставке 18% и в том случае, если перевозимые товары облагаются НДС по ставке 10%. При этом налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемым по разным ставкам. Кроме того, письмо от 9 ноября 1999 г. N ФС-6-09/899 «О Зачислении налогов и сборов в иностранной валюте» [8]. В соответствии со статьей 45 части первой Налогового кодекса Российской Федерации [1] иностранными организациями, а также физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, обязанность по уплате налога может исполняться в иностранной валюте. А также письмо МНС России — № ФС-6-10/352 от 27.03.2003 «О приказе МНС России, ГТК России и Минфина России» N БГ-3-10/98 / 197 / 22н [9]. В целях сокращения до минимума объема невыясненных платежей, устранения неоправданного ручного труда и дополнительных материальных затрат на доопределение типа и назначения платежа, а также обеспечения полной автоматизации процесса ввода данных о поступлениях в лицевые счета налогоплательщиков, МНС России поручает руководителям налоговых органов принять все меры по проведению на регулярной основе разъяснительной работы с налогоплательщиками по вопросу правильности заполнения платежных документов. С 1 января 2003 года было введено в действие Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02 (далее — ПБУ 18/02), основной целью которого является установление альтернативного механизма расчета величины налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных бухгалтерского учета. ПБУ 18/02 устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете и порядок раскрытия в бухгалтерской отчетности информации о расчетах по налогу на прибыль организаций. Предлагаемый механизм расчета базируется на том допущении, что формирование прибыли как в бухгалтерском, так и в налоговом учете, осуществляется на основе одних и тех же хозяйственных операций, совершенных организацией в течение отчетного периода. На основе анализа и сравнения учтенных хозяйственных операций появляется возможность для установления взаимосвязи между бухгалтерской прибылью (убытком) и налогооблагаемой прибылью (убытком) и выявления факторов, приводящих к расхождению данных бухгалтерского и налогового учета.

      Бухгалтерской прибылью (убытком) признается показатель, отражающий прибыль (убыток), исчисленный в порядке, установленном нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету РФ. Налогооблагаемой прибылью (убытком) признается налоговая база по налогу на прибыль за отчетный период, рассчитанная в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах. На первом этапе необходимо установить разницу между бухгалтерской прибылью (убытком) и налогооблагаемой прибылью (убытком) отчетного периода, которая складывается из двух частей: «постоянных разниц» и «временных разниц». В соответствии с ПБУ 10/99 «Расходы организации» для целей бухгалтерского учета расходы принимаются к учету и признаются в отчете о прибылях и убытках независимо от того, как они учитываются для целей расчета налогооблагаемой базы. Для целей налогообложения к учету принимаются не все расходы, отраженные в бухгалтерском учете. Расходы, принимаемые для целей налогообложения в пределах норм, установлены статьей 264 НК РФ, и к ним можно отнести представительские расходы, расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и др. Расходы, вообще не учитываемые в целях налогообложения, определены статьей 270/НК РФ. Очевидно, что для получения налоговой базы по налогу на прибыль постоянные разницы в виде расходов, не учитываемых при определении налогооблагаемой базы, должны увеличивать бухгалтерскую прибыль.

      Смотрите так же:

      • Выплата пенсии в случае смерти Кому и как выплачивается пенсия и доплаты к ней после смерти пенсионера? По общему правилу территориальный орган ПФР прекращает выплату страховой пенсии в связи со смертью пенсионера с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступила смерть […]
      • Расчет пеней по налогам пфр Калькулятор пеней по налогам и страховым взносам Сегодня 23 августа 2018 г., 04:16 Если плательщик не перечислил в установленный законодательством срок какой-либо налог или страховой взнос, то ему начисляются пени (ст. 75 НК РФ, ст. 26.11 Федерального […]
      • Персональные данные закон действие Закон "О персональных данных" Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ"О персональных данных" С изменениями и дополнениями от: 25 ноября, 27 декабря 2009 г., 28 июня, 27 июля, 29 ноября, 23 декабря 2010 г., 4 июня, 25 июля 2011 г., 5 апреля, 23 июля, 21 […]
      • Федерального закона 15-фз от 23022013 Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ"Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего […]
      • В президиум верховного суда удмуртской республики Постановление Президиума Верховного Суда Удмуртской Республики от 25 декабря 2015 г. по делу N 4У-1724/2015 Постановление Президиума Верховного Суда Удмуртской Республики от 25 декабря 2015 г. по делу N 4У-1724/2015 председательствующего - Суханова […]
      • Федеральный закон 342 статья 6 Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N […]
      • Налог на игорный бизнес статья Налог на игорный бизнес статья 1. Приказ от 08.01.2004 №ВГ-3-22/[email protected] Об утверждении формы заявл. о регистрации изменений кол. объектов налогом на ИБ 2. Приказ МИНФИНА от 08.01.2004 №ВГ-3-22/7 Об утверждении формы заявл. о регистрации объектов налогом на ИБ 3. […]
      • Обзор по осаго Обзор по осаго Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей Трудовые споры, пенсии Главная Обобщения […]