Понятие налога и налогообложения

Содержание:

Понятие налога и налогообложения

Конспект лекции: Понятие налога и налогообложения

Налог – обязательный, индивидуальный, но безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налог является экономической категорией, поскольку денежные отношения, складывающиеся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой – носят объективный характер и имеют назначение – мобилизацию финансовых ресурсов в распоряжении государства.

Налог – это финансовая категория. Мобилизация с помощью налогов части стоимости совокупного общественного продукта и национального дохода и использование ее посредством системы государственных расходов представляют часть финансовых отношений.

Будучи правовой категорией, налоги выражают объективные юридически формализованные отношения государства, базовая составляющая государственного финансового плана.

Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешения (лицензии). Пример: сбор за регистрацию и постановку на налоговый учет, выдача различных лицензий, сбор в нотариальной конторе.

Налогообложение (обложение налоговым платежом) – весь процесс взимания налогов и сборов, осуществление налогового контроля, защиты прав и законных интересов участников этого процесса.

Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.

Налоги: основные понятия

В литературе можно найти немало определений налога. Выделим наиболее существенные его признаки:

• налог взимается государством и формирует специальные фонды удовлетворения общественных потребностей;

• налог взимается не произвольно, а на основании закона;

• налог — это сбор в денежной или натуральной форме, а отнюдь не личная повинность;

• налог не является платой за какие-либо государственные услуги и не находится в индивидуально эквивалентной количественной связи с ними;

• налог — это обязательный сбор, который устанавливается государством в одностороннем порядке и при необходимости взимается принудительно.

Исходя из этих характеристик можно определить налог как безэквивалентный обязательный сбор, взимаемый государством па законном основании и являющийся источником формирования централизованных государственных фондов. При этом тождественны понятию «налог» исторически сложившиеся и закрепленные нормами русского языка термины «сбор», «пошлина», «платеж», «акциз».

Из приведенного определения налога следует, что регулирование налогообложения носит односторонний характер и основывается на государственно-властном принуждении. Налог не является результатом договоренности публичной власти и налогоплательщика. Налоговые правоотношения — это специфические обязательства внедоговорного характера. В этом состоят особенность налогового права и его отличие, скажем, от права гражданского, в котором господствуют отношения добровольности и равенства сторон.

Как следует из основных признаков налога, он неразрывно связан с государством. Сущность налога заключается в обеспечении государства необходимыми средствами. «Содержание правительства» (А. Смит) или «финансовое обеспечение деятельности государства» (Налоговый кодекс РФ — далее также НК РФ) — вот бесспорное предназначение налогов. «В налогах, — очень точно заметил К. Маркс, — воплощено экономически выраженное существование государства. Чиновники и попы, солдаты и балетные танцовщицы, школьные учителя и полицейские, цивильный лист и табель о рангах, — все эти сказочные создания в зародыше покоятся в одном общем семени — в налогах».

Как ни странно, единое понимание российскими исследователями фискальной сущности налога не распространяется на толкование ими функций налогов. Каждый автор использует свой набор функций, расширяя регулирующее действие налога до распределительного, контрольного, стимулирующего, запретительного, социального и т.д., вплоть до экологического. В такой ситуации предпочтительной выглядит позиция, согласно которой налогам вменяется только одна функция — фискальная.

Если обратиться к аналогии с деньгами, то их эффективность как стимула, чрезвычайно высока, однако никому не придет в голову придать деньгам стимулирующую функцию. Стимулирующая роль денег вторична: они как раз и могут стимулировать (поощрять, наказывать) потому что способны быть средством платежа или сохранять стоимость. Стимулирующей функции у денег нет потому что стимулом, собственно говоря, является получение или неполучение денег (и тех благ, стоимость которых они олицетворяют), но к чему сами деньги никакого отношения нс имеют.

Подобное рассуждение вполне применимо и к налогам.

Как обязательный платеж, налог «по определению», не несет в себе ничего стимулирующего. Но лишь как платеж и только потому, что он принудительный платеж, благодаря своим размерам и условиям взимания он может служить в качестве стимула. Будет ли взят налог, в каком размере, когда, как и на что будет израсходован — все это не имеет отношения к субстанции налога, хотя и является важным побудительным для плательщика фактором, т.е. стимулом. Весь стимулирующе-регулирующий набор проявления действия налогов задается конкретными параметрами налоговой системы, которая, разумеется, не может быть отождествлена с налогом как с финансовой категорией: освобождение от налога — стимул, но в самом налоге никакого стимула нет.

Особо следует подчеркнуть недопустимость сплошь и рядом встречаемой вульгаризации самого фискального смысла налога, трактуемого в качестве максимального одномоментного изъятия средств. Это принципиально неверно, ибо время существования государства не ограничивается никакими календарными, тем более налоговыми сроками, а следовательно, сохраняется и постоянная потребность в ресурсах. Таким образом, государство обязано при любой налоговой политике думать о том, что оно будет иметь завтра и всегда. Оно не может подрывать свои собственные корни.

Именно грамотно выстроенное фискальное действие налога обеспечивает постоянное и возрастающее поступление средств. Утверждать, что фискальная суть налога душит производство, уничтожает объект обложения, т.е. саму себя, или противопоставлять ей какую-либо поощряющую роль, абсурдно. Фискальная функция самодостаточна, она естественным образом находит свое воспроизводство в развитии экономики и не нуждается в «регулирующих» противовесах. Налоговая политика может быть бездарной и угнетать производство, но в этом нет вины налогов, как нет вины энергии атома в разрушительном применении ее людьми.

Изыскания отечественных исследователей в области налоговых функций, но всей вероятности, имеют целью придать некую объективность предлагаемым ими рецептам использования налогов, поэтому под эти рецепты и «открываются» новые функции. Но, как подчеркивает исследователь финансов Ф. А. Меньков, «понятие налога — что такое налог? — следует выводить из объективных данных, не смешивая с субъективными представлениями — чем должен быть налог, — которые имеются у отдельных лиц и общественных групп».

В налоговой сфере употребляется определенная специфическая терминология, особое значение в которой имеют так называемые элементы (основные характеристики) налога. Перечислим важнейшие из них.

Субъект налога — лицо (юридическое или физическое), которое по закону обязано платить налог. Понятно, что налог в некоторых случаях может быть переложен формальным плательщиком (субъектом) налога па другое лицо, выступающее тем самым конечным плательщиком, или носителем налога. Если налог непереложим, то субъект и носитель налога являются одним лицом.

Объект налога — те предметы или явления (автомобиль, доход, сделка), которые по закону подлежат обложению. Объект налога следует отличать от источника налога, хотя они часто совпадают (например, налог на заработную плату из нес же и выплачивается). Объектом налога с владельца транспортных средств будет автомобиль, но источником налога может быть любой вид дохода владельца автомобиля (заработная плата, пенсия, выигрыш и т.д.).

Облагаемой единицей называется определенная количественная мера объекта обложения: стоимость, площадь или иной признак (рубль, сотая часть гектара). С облагаемой единицей соотносится так называемая единица обложения — налоговая ставка, выражаемая в абсолютных суммах (например, 50 коп. с лошадиной силы мощности мотора) или в процентах (13% с каждого рубля дохода).

Качественная характеристика объекта обложения в облагаемых единицах образует налоговую базу. Если объект обложения — автомобиль, то налоговую базу составит его мощность. Именно к налоговой базе, а не к объекту налогообложения применяется налоговая ставка. Если, скажем, объектом обложения является прибыль, то базу обложения составит не вся прибыль, а лишь ее часть за вычетом установленных исключений и льгот (например, расходов на природоохранные мероприятия, благотворительные цели), т.е. то, что часто называют облагаемой прибылью.

К другим элементам налога можно отнести: порядок исчисления и уплаты налога, сроки уплаты, ответственность за неуплату, порядок принудительного взыскания и т.д.

Классификация налогов, их группировка в зависимости от целей анализа может вестись по самым разным признакам: способ уплаты — денежные и натуральные; время действия — обыкновенные и чрезвычайные; уровень компетенции — государственные и местные. Широкое применение находит деление налогов на прямые и косвенные.

Прямыми налогами облагаются непосредственно физические и юридические лица, а также их доходы, косвенными — ресурсы, виды деятельности, товары и услуги. Иными словами, прямой налог увязывается непосредственно с характеристиками плательщика, а косвенный — с той деятельностью, которой он занимается.

Типичными примерами прямых налогов являются подоходный налог с физических лиц и налог на прибыль с предприятий. К числу косвенных налогов относятся, в частности, налог па добавленную стоимость (НДС), акцизы, регистрационные, лицензионные и иные сборы, налог на рекламу и т.п.

Большое значение имеет разделение подоходных налогов в зависимости от доли налога в доходе. Если эта доля растет с ростом базы, то налог прогрессивный, если падает -регрессивный. Пограничный случай — пропорциональный налог.

Рассмотрим пример. Предположим, что есть налог на доходы физических лиц с «плоской» ставкой 20% и необлагаемым минимумом в 500 руб. в месяц. Сравним четыре разных месячных дохода (табл. 1.2).

Таблица 1.2. Прогрессивный налог с «плоской» ставкой, руб.

Понятие налога и сбора, общие условия их установления, система налогов и сборов в Российской Федерации.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взымаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (п. 1 ст. 8 НК РФ).

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно (п. 1 ст. 17 НК РФ):

  • объект налогообложения;
  • налоговая база;
  • налоговый период;
  • налоговая ставка;
  • порядок исчисления налога;
  • порядок и сроки уплаты налога.
  • В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком (п. 2 ст. 17 НК РФ).

    Согласно пункту 1 статьи 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

    Согласно п. 3 ст. 17 Кодекса при установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам, а именно:

    • плательщики сборов;
    • объекты обложения сборами;
    • ставки сборов;
    • порядок исчисления сборов;
    • порядок и сроки уплаты сборов.
    • В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные (п. 1 ст. 12 НК РФ).

      Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено п. 7 ст. 12 НК РФ (специальные налоговые режимы).

      К федеральным налогам и сборам относятся:

      1. налог на добавленную стоимость;
      2. акцизы;
      3. налог на доходы физических лиц;
      4. налог на прибыль организаций;
      5. налог на добычу полезных ископаемых;
      6. водный налог;
      7. сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
      8. государственная пошлина.

      Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

      Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах.

      При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ.

      Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

      К региональным налогам относятся:

      • налог на имущество организаций;
      • налог на игорный бизнес;
      • транспортный налог.

      Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований (п. 4 ст. 12 НК РФ).

      Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

      К местным налогам относятся:

      • земельный налог;
      • налог на имущество физических лиц.
      • Что такое налог: Видео

        48. Понятие налога, сбора, элементы налогообложения. Классификация налогов и сборов в соответствии с Налоговым кодексом РФ

        Роль налогов в современной экономической системе очень велика. Налоги не только являются основой доходной части государственного бюджета. Налоговая система сегодня выступает как один из основных инструментов регулирования экономики и социальной сферы, поскольку с ее помощью государство может оказывать влияние на распределение национального дохода.

        Налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. (Налоговый кодекс РФ, ст. 8.)

        Основные характеристики Налога: Безвозмездность налога означает, что его уплата не сопровождается ответным индивидуальным обязательством со стороны государственных налоговых органов.

        В российском налоговом законодательстве различаются такие понятия, как “налог” и “сбор”. Под сбором понимается обязательный взнос, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщика государственными органами, органами местного самоуправления или иными уполномоченными учреждениями определенных юридических действий. (Налоговый кодекс РФ, ст. 8.) Особенностью сборов является то, что они носят целевой характер и служат для формирования целевых денежных фондов (например, сбор на нужды образовательных учреждений, на содержание правоохранительных органов и т.п.). Поэтому сборы также называются маркированными, или целевыми обязательными отчислениями. Налоги, напротив, не являются целевыми отношениями, и поступают в централизованный бюджетный фонд.В развитых странах от 30 до 50% валового внутреннего продукта перераспределяется в форме налоговых и других обязательных отчислений (в частности, взносов на социальное страхование), что свидетельствует о высоком уровне государственного регулирования. В России доля налоговых поступлений в консолидированный бюджет составляет около 20% от ВВП (см. таблицу 1). Примерно половину от этой величины образуют налоговые доходы федерального бюджета.

        Пошлина — денежный сбор, взимаемый уполномоченными официальными органами при выполнении ими определённых функций в размерах, предусмотренных законодательством государства.

        Сходство и различия налога, сбора и пошлины. Налоги, пошлины и сборы являются обязательными платежами (изъятиями), установленными государством. Отличия: 1) Налог, в отличие от сбора или пошлины, является платежом, взимаемым не единовременно, а периодически. 2) В определении налога употребляется слово «платеж», «денежные средства», тогда как сбор и пошлина – «взнос», а значит, не требует обязательной денежной формы. 3) Сбор (и пошлина, как вид сбора)- это особый вид налога, взымаемый за предоставление каких-либо государственных услуг. То есть, в отличие от налога, сбор и пошлина являются возмездными платежами, то есть государство в качестве встречного предоставления обеспечивает плательщику сбора или пошлины какую-то услугу или право: предоставление разрешения, лицензии, осуществление регистрационных действий и т.д. 4) (примерно)сбор — платеж за обладание особым правом (право на осуществление определенной деятельности, лицензия, право пользования объектами животного мира и т.д.); пошлина — плата за совершение в пользу плательщиков юридически значимых действий (государственная регистрация права на недвижимость, совершение нотариальных действий и т.д.).

        Каждый вид размера — юридически обоснован.Определенные по размерам и срокам платежа.Общественное принуждение к уплате.

        Основные элементы налога (налогооблажения). Субъект налога — лицо (юр.,физ.),кот. По закону явл.его плательщиком. Объект налога — эконом.феномен,подлежащий налогооблажению,т.е доходы,пользование природными ресурсами,передача имущества,доб.стоимость,(работ,услуг),и нек. Др объекты ,установл. Законодательными актами. Источник налога- доход(общественный продукт) ,за счёт кот.уплачивается налог. Налогавая ставка — размер налога на ед.обложения. Подразделяются на регрессивные ,пропорциональные и прогрессивные. Налоговые льготы — полное и частичное освобождение плательщика от налога,в том числе необлагаемый налогом минимум доход. Налогооблагаемая база- часть объекта налогооблажения(за вычитом налог.льгот),на кот.практически начисляются налоги. Налоговое бремя — доля всех уплачиваемых налогов в годовых доходах групп налогоплательщиков. Налогоплательщики — это хоз.субъекты и избиратели.Они оценивают не преимущества и недостатки формализованной в юр.фактах налоговой системы,а конкретный механизм обложения и размеры взимаемых налогов.

        Налоговый кодекс РФ предусматривает одну классификацию налогов и сборов: все налоги и сборы ,взимаемые в РФ ,делятся на федеальные,региональные и местные(для органов муниципального образования(м п.1 ст.12).В ст.13-15 Налогового кодекса РФ закрепляется следующая система налогов и сборов.

        К фереральным:-налог на доб.стоимость (гл.21)-акцизы (гл.22)-налог на доходы физ.лиц(гл.23)-налог на прибыль организаций (гл. 25)

        -налог на добычу полезных ископаемых (гл.26)-водный налог (гл25.2)-гос.пошлина (гл.25.3)

        К региональным : -налог на имущество организаций(гл.30)-на игорный бизнес, транспортный налог

        К местному:-земельный,налог на имущество физ.лиц.

        Налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямые — личные и реальные.Размер личных налогов определяется полученными доходами,реальные налоги взимаются с отдельных видов имущества плательщика.При реальном обложении учитываются внешние признаки объектов(размер участка,а не факт.доход). Косвенные — универсальные и специальные .Универсальный-облагается практически любой товар.

        По виду ставки налоги могут быть — твердые (специфические) -устан. В фиксированном размере на ед. налогооблажения. Процентные — устан. В процентах к единице налогооблажения.,комбинированные — твердая+ процентная. МРОТ- устан.в размере ,кратном минимальноку размеру оплаты труда.

        По методу обложения : равные -Для каждого налогоплательщика устан.равная сумма налога, Пропорциональныя- устанавливается равная ставка налога.Регрессивная- с ростом налоговой базы уменьшается ставка налога. Прогрессивная — с ростом налоговой базы возрастает ставка налога.

        Основные способы уплаты налога:

        1.Способ начисления -предоставление налогоплательщиком в сутан.срок в налоговы орган налоговой декларации -официал.заявление о своих налоговых обязательствах.

        2. Способ удержания- обязанность по исчеслению налога возложена на третье лицо,кот.которое в силу Закона обязано выступить налоговым агентом.

        3. Кадастровый способ — имущество облагается на основе внешних признаков ,его предполагаемой доходности ,а момент уплаты налога не связан с моментом получения дохода.

        Целевые и общие налоги. -стандартизированные,они обеспечивают общую совакупность всех расходов государства.

        Ординарные и чрезвычайные -вводятся в особых условиях(блокады,техногенные аварии,катастрофы).

        По объекту обложения : налоги на имущество,налоги на доходы(прибыль),на опред.виды деятельности.

        Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

        Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определённых действий.

        Взимание налогов регулируется налоговым законодательством.

        Совокупность установленных налогов, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля образуют налоговую систему государства.

        В РФ различаются налоги трех видов: федеральные, региональные и местные.

        Перечень налогов каждого из видов установлен Налоговым кодексом РФ.

        Органы государственной власти не вправе вводить дополнительные налоги обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством РФ, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей.

        Элементы налога

        Прежде чем взимать тот или иной налог, государство в лице законодательных или представительных органов власти в законодательных актах должно определить элементы налога.

        Элементы налога – это принципы построения и организации налогов.

        К элементам налога относятся:

        срок уплаты налога.

        Виды налогов

        Все налоги подразделяются на несколько видов:

        Прямые и косвенные налоги

        Налоги делятся на прямые, то есть те налоги, которые взимаются с экономических агентов за доходы от факторов производства и косвенные, то есть налоги на товары и услуги, состоящие в самой цене на предметы потребления.

        Прямыми налогами можно назвать такие, как налог на доходы физических лиц, налог на прибыль и подобные налоги.

        К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы и другие налоги.

        Аккордные и подоходные налоги

        Также принято различать аккордные и подоходные налоги.

        Аккордные налоги государство устанавливает вне зависимости от уровня дохода экономического агента.

        Под подоходными налогами же подразумевают налоги, составляющие какой-то определённый процент от дохода.

        Данную зависимость показывает либо предельная ставка налога, которая объясняет, насколько увеличивается налог при увеличении дохода на одну денежную единицу, либо средняя ставка налога: просто отношение суммы взимаемого налога к величине дохода.

        Прогрессивные, регрессивные или пропорциональные налоги

        Подоходные налоги сами делятся на три типа:

        Прогрессивные налоги — налоги, у которых средняя налоговая ставка повышается с увеличением уровня дохода. Таким образом, если доход агента увеличивается, то растёт и налоговая ставка. Если же, наоборот, падает величина дохода, то ставка так же падает;

        Регрессивные налоги — налоги, чья средняя ставка налога снижается при увеличении уровня дохода. Это означает, что при увеличении доходов экономического агента, ставка падает, и, наоборот, растёт, если доход уменьшается;

        Пропорциональные налоги — налоги, ставка которых не зависит от величины облагаемого дохода.

        Основные функции налогов

        Налоги выполняют одновременно четыре основные функции: фискальную, распределительную, регулирующую и контролирующую.

        Фискальная функция налогообложения — основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения — производные от фискальной функции.

        Распределительная (социальная) функция налогообложения — состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищённых категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).

        Регулирующая функция налогообложения — направлена на решение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. В рамках регулирующей функции налогообложения выделяют три подфункции: стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную.

        Стимулирующая подфункция налогообложения — направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.

        Дестимулирующая подфункция налогообложения — направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.

        Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.

        Контрольная функция налогообложения — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.

        Налоговая нагрузка

        Уровень налогов страны часто измеряется как общая доля налогов в валовом внутреннем продукте (ВВП).

        Под фактической налоговой нагрузкой на экономику понимают долю реально выплаченных обязательных платежей в пользу государства в ВВП страны.

        Разница между номинальной и фактической нагрузкой характеризует степень уклонения от налогов. Чем выше номинальная нагрузка — тем выше уклонение.

        Под налоговой нагрузкой на предприятие следует понимать отношение суммы налогов и отчислений, реальным плательщиком которых является предприятие, к сумме прибыли предприятия.

        Реальным плательщиком налога является тот субъект, который является:

        владельцем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает при самом факте существования или возникновения объекта налогообложения;

        пользователем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает только при нахождении объекта в определённых условиях пользования.

        Показатель «налоговая нагрузка» в России используется для анализа уровня налогов, уплачиваемых хозяйственным субъектом с целью контроля уровня выплат и выявления субъектов, потенциально уклоняющихся от налогообложения.

        «Налоговая нагрузка» рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчётности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата).

        Предельное значение показателя устанавливается ежегодно по отраслям народного хозяйства.

        Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

        2. Понятие налога и сбора. Функции налогообложения.

        Существуют различные определения налога, разработанные представителями как юридической, так и экономической науки. Несмотря на некоторые различия, все они указывают на целый ряд общих признаков:

        — отчуждение при уплате налога части собственности физических и юридических лиц в пользу государства;

        — законность установления и введения налога;

        — обязательность уплаты налога при наличии определенных в законе условий, обеспечиваемая силой государства;

        — внесение налога в бюджет публичного образования либо во внебюджетный фонд;

        — отсутствие целевого назначения.

        Законодательное определение налога дано в Налоговом Кодексе Российской Федерации. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

        В отличие от налога пошлины и сборы не имеют финансового значения. При уплате пошлины или сбора всегда присутствуют специальная цель и специальные интересы. В этом смысле сборы и пошлины являются индивидуальными платежами. Цель взыскания пошлины или сбора состоит лишь в покрытии без убытка, но и без чистого дохода издержек учреждения, в связи с деятельностью которого взимается пошлина. Следует особо подчеркнуть, что пошлина или сбор выплачиваются не за услугу, а в связи с услугой, причем с той, которую оказывает государственный орган, действуя в общих интересах, реализуя свои государственно-властные функции. Так, уплата пошлины при подаче искового заявления в суд сопряжена с правом конкретного лица на судебную защиту, однако определяется общественно полезной функцией суда — поддержанием режима законности.

        В НК РФ понятием «сбор» охватываются как собственно сборы (платежи за обладание специальным правом), так и пошлины. Это объясняется тем, что в таком же значении понятие «сборы» употреблено в ст. 57 Конституции РФ, согласно которой «каждый обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы».

        В соответствии с Налоговым кодексом РФ под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

        1. В зависимости от основания выделяют налоги:

        — подоходно-поимущественные (прямые). Они взимаются в процессе приобретения и накопления, материальных благ. Так, подоходный налог взимается при получении дохода; налог на имущество уплачивают собственники определенных видов имущества (сбережений).

        — налоги на потребление (косвенные). Они взимаются в процессе расходования материальных благ. Акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины, хотя и по-разному поступают в бюджет, в конечном итоге оплачиваются потребителем товаров, в стоимость которых включаются эти налоги.

        В научной литературе принято считать, что прямой налог — это налог, где налогоплательщик выступает фактическим носителем налогового бремени, при уплате косвенного налога налогоплательщик перекладывает его бремя на другое лицо, выступающее носителем данного налога.

        2. Подоходно-поимущественные налоги в свою очередь делятся на:

        — Личные. Эти налоги уплачиваются с действительно полученного налогоплательщиком дохода (прибыли). Так, предприятия уплачивают налог с суммы прибыли, подсчитанной на основе полученной выручки и произведенных расходов. Эти налоги учитывают фактическую платежеспособность налогоплательщика, они рассчитываются как часть его дохода, позволяют организовывать налогообложение с учетом требований экономических законов.

        — Реальные. Этими налогами облагается не действительный, а предполагаемый средний доход налогоплательщика, получаемый в данных экономических условиях от того или иного предмета налогообложения (недвижимой собственности, денежного капитала и т.п.). Реальными налогами облагается, прежде всего, имущество, отсюда и их название (real (англ.) — имущество). Во многих случаях невозможно определить доход, который получен от имущества либо вида деятельности, или проконтролировать правильность объявленного плательщиком дохода. Примером реального налога является и единый налог на вмененный доход. Этим налогом облагается потенциально возможный валовой доход плательщика за вычетом потенциально необходимых затрат, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение такого дохода, на основе данных статистических и иных исследований, независимых оценок и т.п.

        Большинство реальных налогов не увязано с доходами налогоплательщика. Вещь, обозначенная в качестве предмета реального налога, легко поддается налоговому учету и контролю, она должна иметь материальный характер, существовать длительное время, чтобы обеспечить стабильность налоговых поступлений. Поэтому чаще всего предметами реальных налогов выступают недвижимость и транспортные средства.

        — Раскладочные (репартиционные, контингентированные) налоги широко применялись на ранней стадии развития налогообложения. Их размер определяли исходя из потребности совершить конкретный расход: выкупить короля из плена, построить крепостную стену и т.п. Суммы расхода распределялись между налогоплательщиками — на каждого из них приходилась определенная сумма налога. В настоящее время раскладочные налоги используются редко, в основном в местном налогообложении.

        — При установлении количественных (долевых) налогов, в противоположность раскладочным, исходят не из потребности покрытия расхода, а из возможности налогоплательщика заплатить налог. Эти налоги непосредственно или косвенно учитывают имущественное состояние (доходность) налогоплательщика.

        3. По степени компетенции органов власти различных уровней по установлению и введению налогов необходимо выделить государственные (федеральные и региональные) и местные налоги.

        — Установление и введение федеральных налогов осуществляется решением высшего представительного органа государства. Они обязательны к уплате на всей территории РФ. Эти налоги поступают не только в федеральный бюджет — они могут зачисляться в бюджеты различных уровней.

        — Региональными признаются налоги, которые вводятся на территории соответствующего субъекта Федерации в соответствии с НК законом субъекта.

        — Местные налоги устанавливаются в соответствии с НК и вводятся нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.

        Поступления от региональных налогов могут распределяться между бюджетом субъекта Федерации и местными бюджетами. Местные налоги зачисляются в соответствующие местные бюджеты.

        Как правило, налог не имеет цели покрыть какой-нибудь конкретный расход. Но в ряде случаев представляется целесообразным установление и введение целевых налогов, собираемых для финансирования конкретных расходов. К таким целевым налогам, за счет поступлений от которых формируются государственные целевые внебюджетные фонды, относится взимаемый в соответствии с гл. 24 НК РФ единый социальный налог (взнос).

        Однако необходимо учитывать, что одним из конституционных принципов установления налогов и сборов является принцип ограничения их специализации. По общему правилу налог не предназначен для определенного расхода. Это — одно из обязательных условий стабильности государственного бюджета и гарантия выполнения государством своих социальных и иных функций.

        Если рассматривать функции налогообложения как проявления его сущности и свойств, то в первую очередь необходимо отметить, что в налогах непосредственно реализуется их социальное назначение как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства. В то же время, на практическом уровне налогообложение выполняет несколько функций, в каждой из которых реализуется то или иное назначение налогов. Взаимодействуя, данные функции образуют систему. Рассматривая современную систему налогообложения, можно сделать вывод о том, что на данном этапе налоги выполняют следующие основные функции: фискальную, распределительную (социальную), регулирующую, контрольную.

        Фискальная функция налогов заключается в том, что посредством налогов осуществляется формирование финансовых ресурсов государства.

        Распределительная функция налогов означает, что за счет взимания налогов в бюджете государства концентрируются средства, направляемые на решение общественных проблем. В результате доходы перераспределяются, например, между различными слоями населения, между богатыми и малоимущими.

        Регулирующая функция налогов состоит в том, что государство, используя налоги, осуществляет регулирование производства, потребления отдельных товаров, доходов субъектов. Устанавливая налоговые ставки, штрафы, вводя и отменяя налоги, изменяя условия налогообложения, государство регулирует инвестиционный процесс, рост производства.

        Контрольная функция налогов проявляется в том, что через систему налогообложения проверяются состав и налоговая способность плательщиков, уровень их исполнительности и др.

        Понятие и элементы налога и налогообложения

        Понятие налога

        Определение налога содержится в статье 8 Налогового кодекса РФ (далее — НК), согласно которой налогэто обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

        Из данного определения можно выделить следующие признаки налога:

        законодательный порядок установления;

        процедурный характер взимания;

        личный характер исполнения обязательства.

        Публичность – указывает на его общественное предназначение, которое заключается в обеспечении формирования бюджетов различных уровней, расходуемых в интересах общества и государства.

        Законодательный порядок установления предполагает установление и введение налога исключительно посредством принятия законодательным органом власти нормативного правового акта в виде закона.

        Обязательность налога указывает на то, что его уплата осуществляется не по усмотрению того или иного лица в добровольном порядке, а в силу закона является обязанностью последнего, которая подлежит неукоснительному исполнению.

        Абстрактность – это возникновение в результате его установления у физ лиц и организаций ничем, кроме закона не обусловленной обязанности по его уплате для покрытия неких общественно значимых расходов.

        Процедурный характер заключается в том, что взимание налогов не допускает произвольного поведения налогоплательщиков при их уплате, а строго подчинено установленным процедурам и осуществляется в рамах налогового производства.

        Индивидуальность означает личный характер исполнения обязательства по уплате налога — согласно статье 45 НК налог обязан заплатить сам налогоплательщик (т.е. исполнение налогового обязательства за другого прямо запрещено). В своем Письме от 22.04.2015 №03-02-08/22997 Минфин РФ разъяснил, что Налоговым кодексом РФ не предусмотрена уплата налогов третьими лицами, в том числе близкими родственниками, за налогоплательщиков.

        Примечание: при этом остается открытым вопрос о том, как в этом случае дети могут уплачивать налоги?

        Безвозмездность свидетельствует о том, что лицо, уплатившее налог не может рассчитывать на какое-либо встречное персональное представление со стороны государства.

        Безвозвратность означает лишь, что в случае своевременной и полной уплаты налога возврат денежных средств невозможен ни при каких обстоятельствах. Но не следует понимать буквально, т.к НК предусматривает основания и порядок возврата излишне уплаченных или взысканных налогов.

        Принудительность изъятия не отрицает возможности самостоятельной добросовестной уплаты налогов. Но исполнение этой обязанности обеспечивается силой гос. принуждения. В случае неисполнения своих обязанностей налогоплательщиком, отчуждение его доли собственности в счет уплаты налогов осуществляется принудительно.

        Законно установленный налог

        Статья 57 Конституции РФ предусматривает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы, т.е. такие налоги и сборы, которые установлены законом (а не любым нормативно-правовым актом).

        Из статьи 3 Налогового кодекса РФ следует, что обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи может быть возложена на налогоплательщика только при одновременном выполнении следующих условий:

        налог, сбор, иной взнос или платеж предусмотрен Налоговым кодексом РФ;

        налог, сбор, иной взнос или платеж обладает всеми установленными Налоговым кодексом РФ признаками налога или сбора;

        Из Постановления Конституционного Суда РФ от 11 ноября 1997 г. № 16-П следует, что все элементы налогообложения должны быть определены законом, т. е. установить налог можно только путем прямого перечисления в законе всех существенных элементов налогового обязательства. Данный вывод подтверждает и Постановление Конституционного Суда РФ от 30 января 2001 г. № 2-П, в п. 5 которого прямо указано «Конституционным требованием законного установления налога, в том числе регионального, является определение федеральным законодателем исчерпывающим и недискриминирующим образом круга плательщиков этого налога«.

        Этот вопрос имеет большое практическое значение, т.к. ряд исходя из изложенного не все налоги можно считать законно установленными (например, транспортный налог, НДФЛ с наследства), а это значит, что обязанности по уплате таких налогов нет и любые требования об уплате таких налогов являются незаконными.

        Что же делать в таких случаях?

        В таких случаях надо:

        обязательно отвечать на каждое полученное налоговое уведомление;

        отвечать таким образом, чтобы у налогового органа не оставалось никаких сомнений о возникшем споре о праве.

        Спор о праве — это спор по принципиальному вопросу: если налог не установлен, то нет и обязанности его уплачивать. О возникшем споре о праве желательно известить суд или указать в ответе налоговому органу, что о возникшем споре о праве также извещен суд. Такое заявление в суд может быть следующего содержания:

        В ____ суд
        от Иванова И.И. проживающего по адресу: ____
        Заявление о возникновении спора о праве
        Согласно изложенному в налоговом уведомлении № _______ требованию, я должен уплатить денежные средства, такие как «_____ налог».
        По основаниям, приведенным в моем ответе налоговому органу (копия прилагается), требование об уплате данного налога является незаконным (копия ответа прилагается). Данный налог не может считаться «законно установленным».
        Извещаю суд, что в отношении уплаты _____ налога возник спор о праве. Мои аргументы основаны на Конституции РФ, постановлениях Конституционного Суда РФ, действующем налоговом законодательстве.
        Заявляю, что рассмотрение (возможного) заявления налогового органа о взыскании с меня какой-либо недоимки по данному налогу в порядке приказного производства невозможно в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 125 ГПК РФ.
        Приложение. Копия ответа налоговому органу от __.__.201__ на __ листах.
        Дата. Подпись

        По мнению некторых авторов (например, — Королева А.Н.) в такой ситуации налоговый орган, скорее всего, в суд не пойдет вообще: проиграв спор по существу хотя бы в одном суде, «похоронен» будет налог на всей территории России. Однако наша «локальная» цель – превентивными мерами добиться того, чтобы либо налоговый орган в суд вообще не обратился, либо при обращении в суд судья отказал в выдаче судебного приказа. Ибо судья понимает «цену вопроса» и в судебном процессе «налог Иванова И. И. против всего транспортного налога России» интересы государства победят независимо от законодательства, постановлений Конституционного Суда, честности и беспристрастности самого судьи, тем более при наличии апелляционной и кассационной инстанций. Финансовые интересы государства, даже основанные на глупости законодателей, явном беззаконии и безграмотных письмах Минфина, не оставят вам в процессе ни малейшего шанса. Поэтому, чтобы не подвергать проверке эти самые «честность и беспристрастность», до процесса лучше не доводить «по формальным основаниям» – «есть спор о праве, нет судебного приказа, нет его отмены, нет рассмотрения дела по существу в порядке искового производства».

        Функции налогов в системе налогообложения

        В теории налогового права принято различать следующие функции налогов:

        Регулирующая функция направлена в первую очередь на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач налоговой политики государства. Анализируя этот аспект налоговых отношений, представляется необходимым выделить стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную подфункции налогообложения.

        Стимулирующая подфункция направлена на поддержку развития тех или иных экономических явлений. Она реализуется через систему льгот и освобождений.

        Дестимулирующая подфункция, напротив, направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов, например через реализацию государством своей протекционистской экономической политики. Это проявляется через введение повышенных ставок налогов, установление налога на вывоз капитала, повышенных таможенных пошлин и др.

        Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют налоги на природные ресурсы.

        Фискальная функция является основной функцией налога. Главное предназначение налога — образование государственного денежного фонда путем изъятия части доходов предприятий и граждан для создания материальных условий функционирования государства и выполнения им собственных функций: обороны страны и защиты правопорядка, решения социальных, природоохранных и ряда других задач.

        Распределительная (социальная) функция — заключается в том, что с помощью налогов через бюджет и установленные законом внебюджетные фонды государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную, осуществляет финансирование крупных межотраслевых целевых программ, имеющих общегосударственное значение.

        С распределительной и фискальной функциями тесно связана контрольная функция налогов. Механизм этой функции проявляется, с одной стороны, в проверке эффективности хозяйствования и, с другой стороны, в контроле за действенностью проводимой экономической политики государства. В условиях острой конкуренции, свойственной рыночной экономике, налоги становятся одним из важнейших инструментов независимого контроля за эффективностью финансово-хозяйственной деятельности.

        Элементы налога и налогообложения

        Элементы налога это принципы, правила, категории и термины, которые закрепляются в нормативных актах и применяются для осуществления налогообложения.

        В статье 17 НК РФ приведен перечень элементов налогообложения, без определения которых налог не может считаться установленным. К таким элементам относятся:

        порядок исчисления налога;

        порядок и сроки уплаты налога.

        Схематично существенные элементы налогообложения можно представить так:

        Указанные элементы являются общими для всех видов налогов. При помощи этих элементов устанавливается налоговая процедура, определяются порядок и размеры взимания налогов, особенности исчисления налогооблагаемой базы и самой суммы, определяются ставки, сроки и иные условия налогообложения.

        Отсутствие хотя бы одного из перечисленных элементов означает отсутствие у физических и юридических лиц обязанности по уплате такого налога.

        Субъектами налога являются налогоплательщик. Согласно статье 19 НК налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК возложена обязанность уплачивать соответственно налоги.

        Объект налогообложения

        Согласно пункту 1 статьи 38 НК объектом налогообложения является реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющие стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

        Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с положениями НК.

        Объект налогообложения часто дает название самому налогу (например, транспортный налог, налог на доходы физических лиц т.п.).

        Налоговая база

        В соответствии с пунктом 1 статьи 53 НК налоговая базаэто стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.

        Общие вопросы исчисления налоговой базы закреплены в статье 54 НК.

        Налоговая база исчисляется по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением. Названный порядок распространяется на налогоплательщиков-организации.

        Согласно правилу, изложенному в пункте 2 статьи 54 НК, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством финансов РФ.

        Остальные налогоплательщики — физические лица исчисляют налоговую базу на основе получаемых в установленных случаях от организаций и (или) физических лиц сведений о суммах выплаченных им доходов, об объектах налогообложения, а также данных собственного учета полученных доходов, объектов налогообложения, осуществляемого по произвольным формам (пункт 3 статьи 54 НК). К примеру, если налогоплательщик — физическое лицо получил доход от организации, то его доход определяется на основании справки по форме 2-НДФЛ, а если он получил доход от другого физического лица — тогда на основании декларации 3-НДФЛ и приложенной к ней копии расписки или иного платежного документа.

        Налоговый период

        Согласно пункту 1 статьи 55 НК под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащего уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов.

        налога на добавленную стоимость (НДС) налоговым периодом является квартал (статья 163 НК);

        налога на доходы физических лиц (НДФЛ) налоговым периодом является календарный год (статья 216 НК);

        упрощенной системы налогообложения (УСН) налоговым периодом признается календарный год, а отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (статья 346.19 НК);

        единого налога на вмененный доход (ЕНВД) — налоговым периодом признается квартал (статья 346.30 НК);

        по транспортному, земельному налогу и налогу на имущество физических лиц — налоговым периодом является календарный год.

        Федеральным законом от 18.07.2017 № 173-ФЗ в порядок определения налогового периода внесен ряд уточнений, а именно:

        • если организация была создана в период времени с 1 января по 30 ноября одного календарного года, то первым налоговым периодом для нее будет являться период времени со дня создания организации по 31 декабря этого календарного года;
        • если организация была создана в период времени с 1 декабря по 31 декабря одного календарного года, то первым налоговым периодом для нее будет являться период времени со дня ее создания по 31 декабря календарного года, следующего за годом ее создания;
        • если организация создана и прекращена путем ликвидации или реорганизации (гос. регистрация физ. лица в качестве ИП осуществлена и утратила силу) в течение календарного года, налоговым периодом для такой организации (ИП) является период времени со дня создания организации (гос. регистрации физлица в качестве ИП) до дня гос. регистрации прекращения организации в результате ликвидации или реорганизации (утраты силы гос. регистрации физлица в качестве ИП);
        • если организация создана (гос. регистрация физ. лица в качестве ИП осуществлена) в период времени с 1 декабря по 31 декабря одного календарного года и прекращена путем ликвидации или реорганизации (гос. регистрация физ. лица в качестве ИП утратила силу) до конца календарного года, следующего за годом создания организации (ИП), налоговым периодом для такой организации (такого ИП) является период времени со дня создания организации (регистрации ИП) до дня гос. регистрации прекращения организации в результате ликвидации или реорганизации (утраты силы гос. регистрации физ. лица в качестве ИП);
        • если организация создана (гос. регистрация физ. лица в качестве ИП осуществлена) не менее чем за 10 дней до конца квартала, первым налоговым периодом для такой организации (такого ИП) является период времени со дня создания организации (гос. регистрации физ. лица в качестве ИП) до конца квартала, в котором создана организация (осуществлена гос. регистрация физлица в качестве ИП);
        • если организация создана (гос. регистрация физ. лица в качестве ИП осуществлена) менее чем за 10 дней до конца квартала, первым налоговым периодом для такой организации (такого ИП) является период времени со дня создания организации (гос. регистрации физ. лица в качестве ИП) до конца квартала, следующего за кварталом, в котором создана организация (осуществлена гос. регистрация физ. лица в качестве ИП).
        • Налоговая ставка

          В соответствии с пунктом 1 статьи 53 НК налоговая ставка — это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

          Ставки различных налогов могут быть едиными, а могут быть и разными в зависимости от объекта, субъекта или других элементов налогообложения.

          налога на доходы физических лиц налоговая ставка может быть 9%, 13%, 30%, 35% в зависимости от вида дохода и статуса налогоплательщика (статья 224 НК);

          упрощенной системы налогообложения (УСН) налоговые ставки установлены в размере 6% и 15% в зависимости от объекта налогообложения (статья 346.20 НК);

          по транспортному налогу статьей 361 Налогового кодекса установлены лишь условные ставки, которые могут быть изменены законами субъектов РФ не более чем в 10 раз;

          по налогу на имущество физических лиц — ставки установлены Законом РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» в зависимости от стоимости недвижимого имущества.

          Порядок исчисления налога

          По общему правилу, изложенному в части 1 статьи 52 НК, налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Но, как известно, из любого правила есть исключения.

          К примеру, по имущественным налогам физического лица (транспортный и земельный налоги, налог на имущество) обязанность по исчислению размера налога и направлению налогового уведомления об уплате налогов лежит на налоговом органе. Более того, до тех пор, пока налогоплательщик не получит налоговое уведомление, обязанности по уплате этих налогов у него не возникает.

          Порядок и сроки уплаты налога

          Согласно пункту 1 статьи 58 НК уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном НК и другими актами законодательства о налогах и сборах. В соответствии с пунктом 1 статьи 57 НК сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору.

          налогу на доходы физических лиц срок уплаты налога установлен до 15 июля года, следующего за истекшим (статья 228 НК);

          по транспортному налогу срок уплаты налога для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим (статья 363 НК).

          Налоговые льготы

          В соответствии с пунктом 2 статьи 17 НК в необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

          Согласно пункту 1 статьи 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

          В Определении Конституционного суда РФ от 05.07.2001 № 162-О разъяснено, что льготы, предоставляемые налогоплательщикам, не относятся к обязательным элементам налогообложения, перечисленным в пункте 1 статьи 17 НК. Исходя из смысла пункта 2 этой статьи, льготы по налогу и основания для их использования налогоплательщиком могут предусматриваться в актах законодательства о налогах и сборах лишь в необходимых, по мнению законодателя, случаях, и поскольку установление льгот не является обязательным, их отсутствие при определении существенных элементов налога не влияет на оценку законности его установления.

          При этом необходимо помнить о том, что льготы могут предоставляться только отдельным категориям налогоплательщиков, к примеру:

          для налога на имущество физических лиц льготы установлены Законом РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» для отдельных объектов и субъектов налогообложения (до 31.12.2014) и статьей 407 НК (с 01.01.2015);

          для транспортного налога льготные субъекты налогообложения определяются законом каждого региона.

          Прямые и косвенные налоги

          В теории налогового права принято также различать прямые и косвенные налоги.

          Прямые налоги налоги, непосредственно обращенные к налогоплательщику, т.е. его доходам, имуществу и другим объектам налогообложения (при прямом налоге юридический и фактический плательщики представлены одним и тем же лицом).

          Косвенные налоги налоги, установленные в виде надбавки к цене реализуемых товаров и не связанные непосредственно с доходами или имуществом фактического плательщика (разновидность косвенных налогов — акциз, налог на добавленную стоимость).

          Юридическая обязанность уплаты косвенного налога возлагается на предприятие, производящее определенную продукцию. Фактический же плательщик — потребитель этой продукции, который приобретает ее по ценам, повышенным на сумму косвенного налога.

          Статья написана и размещена 21 октября 2012 года. Дополнена — 27.08.2015, 27.11.2015, 14.09.2016, 21.07.2017

          Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора.

          Смотрите так же:

          • Статьи освобождающие от наказания Статья 84. Освобождение от наказания по болезни 1. Освобождается от наказания лицо, которое во время его отбывания заболело психической болезнью, лишающей его возможности осознавать свои действия (бездействие) либо руководить ими. К такому лицу […]
          • Сколько выплачивают пособие по беременности Пособие по беременности и родам (декретные выплаты) Содержание сборника " Пособие по беременности и родам ": 07. Особенности для некоторых случаев: 01. Что нужно для начисления декретных Лица, работающие нa предприятиях (учреждениях, оpганизациях) или y […]
          • Кто определяет размер госпошлины Госпошлина при вступлении в наследство «Какие расходы придется понести при оформлении наследства?» — интересуются наследники. Вот уже 10 лет, как с наследников снята обязанность по оплате налога за унаследованное имущество. В 2005 году Госдумой РФ был […]
          • Налог на недвижимость в херсоне Налог на недвижимость касается и жителей Херсонщины До 29 августа жителям Херсонщины, которые проживают в домах и квартирах с «лишними» квадратными метрами, необходимо уплатить налог на недвижимость Однако этот день «Д» касается только тех […]
          • Федеральный закон о малом и среднем предпринимательстве 2014 Закон о развитии малого и среднего предпринимательства в России: последние изменения Сегодня любой предприниматель для начала работы использует положения из Закона о малом и среднем предпринимательстве 2017, поскольку именно он и раскрывает основные принципы […]
          • Правила ухода за строительными конструкциями Новостройки Московской области Ближнее Подмосковье с улучшением транспортной доступности становится «более ближним». Новостройки Московской области в последние годы становятся все более и более востребованы. Причин тому несколько, Основная. Износ и […]
          • Усн это бюджетный налог В бюджеты какого уровня зачисляются денежные средства (налоги), взимаемые в связи с применением УСН и уплатой ЕНВД? Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: Налог, взимаемый в связи с применением УСН, включая минимальный налог, полностью зачисляется […]
          • Что такое конвертация пенсии с 2018 года Валоризация пенсии в 2018 году: что это? Термин «Валоризация» переводится как «переоценка» и употребляется в экономике, когда речь идёт о повышении стоимости товаров или услуг. Понятие «Валоризация» в пенсионной системе означает изменение пенсионного права в […]