Пособие дефектолога

Методическая копилка

  • С.Г. Шевченко Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1
  • В первой книге раскрываются вопросы организации коррекционно-развиваюшего воспитания и обучения старших дошкольников с ЗПР, представлены программы по ознакомлению детей с окружающим ми­ром и развитию речи, по ознакомлению с художественной литературой, по развитию речевого (фонематического) восприятия и подготовке к обучению грамоте, по развитию элементарных математических пред­ставлений. Программы построены на основе преемственных связей между дошкольным и начальным звеньями системы непрерывного об­разования, прошли многолетнюю апробацию ( просмотр )

  • С.Г. Шевченко Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 2
  • Вторая часть пособия содержит примерное тематическое планирование занятий с детьми 5-6 и 6-7 лет по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, ознакомлению с художественной литературой, развитию фонематического восприятия и подготовке к обучению грамоте, развитию элементарных математических представлений, а также дидактические и сюжетно-ролевые игры. (просмотр)

  • Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. » Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников»
  • Развитие внимания, памяти, мыслительной деятельности ребенка дошкольного возраста —важнейшая составная часть его общего психического развития. В свою очередь, речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой сферах ( просмотр )

  • Э.С. Акопова, Е.Ю. Иванова » Гармоничное развитие дошкольника: Игры и занятия»
  • В методическом пособии представлены сценарии занятий педагогов, работающих в инновационной сети «Мыследеятельностная педагогика» в проекте «Материнская школа» ( просмотр )

  • Н.Ю. Борякова, М.А. Касицына » Организация коррекционно-педагогического процесса в детском саду для детей с задержкой психического развития»
  • В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) уделяется значительное внимание, как в сфере науки, так и практики. Это обусловлено тем, что увеличивается количество детей с проблемами в развитии, а вопросы раннего выявления и коррекции недостатков развития остаются недостаточно разработанными ( просмотр )

  • Шевченко С.Г. «Коррекционно-развивающее обучение. Организационно-педагогические аспекты»
  • Система коррекционно-развивающего обучения — форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с трудностями в обучении и в адаптации к школе. Эта форма дифференциа­ции возможна при обычной традиционной организации учебно-воспитательного процесса, но более эффективна при создании специальных классов коррекционно-развивающего обучения (просмотр )

  • И. Д. Коненкова «Обследование речи дошкольников с ЗПР»
  • В пособии представлена методика обследования речи дошкольников с задержкой психического развития, учитывающая специфику познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы этих детей. Разработана балльная система оценки результатов выполнения заданий, даны развернутые заключения по результатам логопедического обследования ( просмотр )

  • И. Д. Коненкова «Обследование речи дошкольников с ЗПР» (картинный диагностический материал)
  • В пособии представлен картинный диагностический материал для обследования речи дошкольников с задержкой психического развития ( просмотр )

  • Неретина Т.Г. » Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития в условиях дошкольного учреждения»
  • В программно-методическом пособии описана система организации коррекционно-образовательного процесса со старшими дошкольниками с задержкой психического развития в условиях дошкольного образовательного учреждения ( просмотр )

  • Иванова Т.Б., Илюхина В.А., Кошулько М.А. «Диагностика нарушений в развитии детей с ЗПР»
  • Методическое пособие разработано по результатам исследования детей с задержкой психического развития. Пособие расширяет возможности диагностики нарушений психического развития обследуемых контингентов детей ( просмотр )

  • Глинка Г. «Буду говорить, читать, писать правильно»
  • Предлаrаемое пособие призвано помочь молодым специалистам, работаюrцим с пятилетними дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи второго и третьего уровней, а также отставанием в психическом развитии в плане формирования навыков звукового и слогового анациза и синтеза, профилактики дисграфий и дислексий, обучения письму печатными буквами и чтению ( просмотр )

  • Развивающая тетрадьдля работы с детьми
  • Предлагаемая развивающая тетрадь предназначена для совместной работы учителя-дефектолога, воспитателя и детей 6-7 летнего возраста. Тетрадь содержит игровые задания, которые способствуют развитию мыслительной деятельности детей с отклонениями в развитии: развивает умение устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, рассуждать, выделять существенное и второстепенное, объединять предметы на различных основаниях, видеть в предметах разные их свойства, видеть относительность границ между отдельными группами явлений и объектов

    Игры математического и логического содержания предполагают становление у детей дошкольного возраста желание к самореализации, которое выражается в развитии у них чувства уверенности в собственных силах, личностной адекватности требованиям окружающей среды, которая способствует становлению своего образа, как значимого субъекта в системе межличностных отношений

    Упражнять детей в классификации транспорта (наземный, воздушный, водный, подземный, подводный). Закреплять знания детей о правилах поведения на улице, в общественном транспорте. Закреплять знания детей о цветах светофора, дорожных знаках. Развивать у детей желание освоить правила дорожного движения. Развивать связную речь детей, внимание, восприятие. Воспитывать у детей умение вести себя в обществе, создать радостно-эмоциональное настроение.

    Учебная рабочая программа по подготовке к школе детей с задержкой психического развития 5-6 лет

    Рабочая программа педагога дошкольного учреждения является одним из основных нормативных документов, регламентирующих его профессиональную деятельность. Разработана на основе Образовательной программы МАДОУ, программы С.Г.Шевченко «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития»

    Нормативно-правовая база дефектолога, логопеда

    • «Душа просит слова. «
    • Проектная деятельность
    • Акции и новости интернет-лавки
    • Аттестация
    • Билингвизм. Двуязычие.
    • Вакансии
    • Взаимодействие логопеда и воспитателя
    • Взаимодействие логопеда с родителями
    • Вузы, ведущие подготовку дефектологов (логопедов)
    • Дети с врожденной патологией ЦНС и ОДА
    • Дефектология в лицах
    • Документация логопеда
    • Задержка речевого развития (ЗРР), алалия, общее недоразвитие речи (ОНР)
    • Игрушки для речевого развития
    • Издательство ЛОГОМАГ
    • Инновации в дефектологии
    • Информационный технологии в специальном образовании
    • Конкурсы для логопедов, дефектологов и их воспитанников
    • Конспекты занятий: черпаем идеи
    • Конспекты ответов к экзаменам, краткие курсы лекций
    • Конференции, мастер-классы, повышение квалификации
    • Коррекционно-развивающие технологии
    • Коррекция и профилактика заикания
    • Курсовые и дипломные работы по дефектологии, логопедии, специальной педагогике
    • Лекотека
    • Логопедическая газета
    • Логопедическая работа при нарушениях голоса
    • Логопедические технологии
    • Логопедический массаж
    • Логоритмика
    • Материалы для психолого-педагогического исследования
    • Медикаментозная поддержка детей с нарушениями речи
    • Мелкая моторика и речь
    • Мероприятия для детей с ограниченными возможностями здоровья
    • Немного теории для практики
    • Новости ГИЛЬДИИ
    • Новости интернет-магазина «ЛОГОМАГ»
    • Новости сайта
    • Нормативно-правовая база дефектолога, логопеда
    • Обследование речевой деятельности
    • Онтогенез речевой деятельности
    • Описание занятий в центре
    • Проблемы дифференциальной диагностики
    • Профилактика и коррекция нарушений письма и чтения
    • Работа с больными с афазией
    • Развитие зрительного восприятия
    • Развитие слухового восприятия
    • Речевая гимнастика
    • Словарь
    • Современные и популярные методики развития детей
    • Специалисты центра «Логомаг»
    • Центр «Логомаг»
    • Что наша жизнь? Игра!
    • Школа Логопеда-волшебника
    • Шпаргалка студента-дефектолога
    • Персональные
    • Админ Админович
    • Валерия Ермакова
    • Гульназ Бадертдинова
    • Данильцева Марианна
    • Марианна Лынская
    • Мария Федосеева(Аркунова)
    • надежда азарова
    • Юлия Покровская
    • Паспорт кабинета дефектолога → Нормативно-правовая база дефектолога, логопеда

      Информацию подготовила студентка Тарасова Светлана.

      Кабинет учителя-дефектолога – представляет собой специально оборудованное отдельное помещение для проведения диагностической, коррекционно-развивающей и консультативной работы специалиста. Кабинет может состоять из нескольких помещений функционального назначения или одного помещения, разделенного на определенные зоны. Оформление кабинета учителя-дефектолога должно создавать для ребенка атмосферу уюта и психоэмоционального комфорта, не быть чрезмерно перегруженным, т.е. соответствовать требованиям необходимости и достаточности в оснащении обозримых пособий, игр, тренажеров (особенно, если кабинет состоит из одного помещения и не предполагает отдельно оборудованной комнаты для игр). В то же время атмосфера в кабинете должна создавать рабочий настрой и мотивировать учащихся на учебную деятельность. Желательно, чтобы кабинет находился в стороне от помещений хозяйственного и бытового обслуживания, административного блока, а также от залов для музыкальных и физкультурных занятий. Необходимо, чтобы родители имели свободный доступ к кабинету.
      Материально-техническая и методическая база кабинета учителя-дефектолога должна отвечать основным задачам, которые решает специалист в процессе своей профессиональной деятельности. Выбор оснащения, оборудования, пособий и др. обусловлен особенностями категории детей, на которых направлено внимание специалиста и их особыми образовательными потребностями, на которых направлена деятельность дефектолога. В связи с этим среди требований целесообразно выделить несколько критериев, по которым происходит организация рабочего пространства специалиста:
      • Научность – обеспечение методической базы деятельности специалиста, соблюдение квалификационных и методических требований.
      • Здоровьесбережение – соблюдение нормативных требований САНПиНа (режимы освещения, проветривания и чистоты; требования к мебели школьников; профилактика перегрузок; оптимальное соблюдение режимов труда и отдыха; удовлетворение двигательной активности учащихся, предоставление возможности проведения разнообразных по форме занятий – занятия-игры, занятия с перемещениями, занятия со сменой статической позы и др.).
      • Соответствие возрасту ребенка — обеспечение условий, отвечающих возрастным особенностям школьников (уровень сложности, соблюдение возрастного диапазона игровых пособий и др.).
      • Реабилитация – создание условий, максимально обеспечивающих коррекцию нарушений и компенсацию состояния (разнообразие среды направленной на коррекцию нарушения и развитие разных сфер).

      Следует выделить два аспекта организации рабочего поля специалиста – это организация пространства и организация среды внутри этого пространства.
      Организация пространства предполагает создание рабочих зон кабинета, которые включают:
      А) По отношению к детям (в соответствии с видами работ с учащимися)
      — учебную зону
      — двигательную зону
      — игровую зону
      Учебная зона рабочего кабинета специалиста обеспечивает место проведения занятий и содержит: парты и стулья в соответствии с численностью в группах (до 6 человек), классную доску, рабочий стол учителя-дефектолога, учебные пособия, демонстративный и раздаточный материал. Учебная зона должна соответствовать требованиям САНПиНа к учебному помещению.
      Двигательная зона рабочего кабинета обеспечивает соблюдение режима двигательной активности детей и предусматривает небольшое свободное пространство (как правило, оснащенное ковровым покрытием) для проведения подвижных упражнений и игр. Зона может использоваться для проведения нестандартных по форме занятий, чередования работы за партой и упражнений на ковре (например, дети располагаются на ковре по кругу для выполнения игры-задания).
      Игровая зона рабочего кабинета обеспечивает проведение развивающей игровой деятельности и содержит оснащение игровым материалом развивающего характера в соответствии с возрастом детей. Под игровую зону может оборудоваться отдельное помещение или быть выделено пространство в кабинете – отдельный игровой стол или шкаф с игровым материалом и местом для игры).
      Б) По отношению к деятельности специалиста (в соответствии с направлениями работы учителя-дефектолога)
      — диагностическую зону
      — коррекционно-развивающую зону
      — консультативную зону
      -методическую зону (пособия, программы, монографии и документация специалиста)
      Диагностическая зона оснащается специализированным инструментарием в соответствии с методическими требованиями к проведению дефектологического обследования учащихся .
      Коррекционно-развивающая зона содержит специально подобранный материал (пособия, игровые средства, дидактический и раздаточный материал и др) для развития и коррекции учебно-познавательной деятельности учащихся.Необходимо предусмотреть рациональное размещение наглядности с тем, чтобы пособиями было удобно пользоваться и в то же время, они не перегружали видимое пространство кабинета.
      Консультативная зона предусматривает создание информативного поля для родителей (доска объявлений, информационный стенд, библиотечный фонд и др.) и рабочего места для проведения консультаций.
      Методическая зона оснащается специально подобранными изданиями книг, пособий, журналов, обеспечивающими научность деятельности специалиста, учебными и развивающими программами, нормативными документами и содержит оформленную текущую документацию дефектолога. Данная зона отвечает задачам организационно-планирующей деятельности специалиста и содержит также рабочий стол, стилажи или шкафы для хранения материалов.

      Организация среды – это специальное оборудование зон, направленное на компенсацию состояния учащихся. В соответствии с особенностями учащихся, нуждающихся в помощи учителя-дефектолога и направлениями коррекционной работы специалиста с этими учащимися следует выделить следующие развивающие среды.
      Сенсорная среда – обеспечивает развитие и коррекцию отдельных сенсорных систем и полисенсорики. Данная среда максимально насыщается материалами, стимулирующими сенсорное развитие. Рекомендуется использование современного оборудования и материалов, информационных технологий (например, «Пособие тактильные игры», образовательные конструкторы «ЛЕГО», развивающе-обучающие игры и пособия из серии SPECTRA, LOGO VERLAG, комплекты Монтессори)
      Оборудование (демонстрационное, игры, пособия, раздаточный материал):
      Материал для развития зрительной функции (цвет, форма, размер, толщина объектов, целостность и контактность и дифференцированность зрительных образов, цифровой и буквенный гнозис): наборы цветных предметов; мозаики; пирамидки; цветные пособия из комплекта Монтессори; дидактические игры: «Зоопарк из Тарамбуко», «Сенсино» и др; наборы геометрических фигур; парные картинки, буквенные и цифровые лото; трафареты и вкладыши к ним в виде целостных и разрезных предметных изображений и геометрических фигур; разрезные картинки (пазлы); зашумленные, наложенные, теневые, контурные изображения; картинки с реалистичными и стилизованными изображениями
      Материал для развития слуховой функции (звукоразличение и идентификация, фонематический слух; слуховое внимание и память): звуки природы; звуковые лото; шумовые коробочки Монтессори; музыкальные инструменты; игровые пособия «Звуковое лото», «Назови и подбери» и др.
      Материал для развития тактильного и тактильно-кинестетического восприятия (внимания к тактильным стимулам и их локализации, тактильного исследования, восприятия и памяти, кинестетический гнозис и стереогноз): различные виды массажных инструментов; наборы контрастных по текстуре и температуре материалов для касания; наборы мячей с различной фактурой поверхностей; объемные резиновые игрушки и мячи с шипами; тактильные коврики; ванночка и игрушки для игры с водой; контейнеры с природными материалами; Монтессори материалы для тактильного развития; наборы образных объемных игрушек в мешочке; наборы геометрических и стереометрических форм в мешочке; Монтессори материалы для развития различения объемных форм стереогнозиса; пособие «Почтовый ящик».
      Материалы для развития сенсорной интеграции (полисенсорное восприятие объектов): наборы для полисенсорного восприятия; сыпучие материалы; комбинирование природных материалов; наборы Лего-конструктора; Лего-мозаики.
      Моторно-двигательная среда – обеспечивает развитие и коррекцию мелкой и общей моторики. Данная среда максимально насыщается материалами, стимулирующими моторное развитие. Рекомендуется использование современного оборудования и материалов, информационных технологий (например, «Пособие тактильные игры», образовательные конструкторы «ЛЕГО», развивающе-обучающие игры: «Магнитный лабиринт», «Мозаика для развития пальцев», «Гонщик»; пособия из серии SPECTRA, LOGO VERLAG ; игры на полу ««Черепаха», «Шарик в лабиринте», «Кочки на болоте» и др.
      Оборудование (демонстрационное, игры, пособия, раздаточный материал):
      Материалы для развития мелкой моторики: наборы для неопосредствованного и опосредованного манипулирования с предметами; наборы для двуручного манипулирования; наборы мелких предметов, природный материал; трафареты, обводки; массажные мячи, счетные палочки; пособия для развития графомоторных функций (прописи буквенные и цифровые, штриховки, пособия с графическими диктантами и др), дидактические игры «Магнитный лабиринт», «Мозаика для развития пальцев», «Гонщик» и др
      Материалы для развития общей моторики: комплексы профилактических физических упражнений; мячи, дидактические игры «Сырный ломтик», «Бамболео», игры на полу «Черепаха», «Шарик в лабиринте», «Кочки на болоте» и др.
      Учебно-познавательная среда – обеспечивает развитие и коррекцию когнитивных процессов, формирование учебных знаний, умений и навыков. Данная среда максимально насыщается материалами, стимулирующими умственное и когнитивное развитие. Рекомендуется использование современного оборудования и материалов, информационных технологий (например, образовательные конструкторы LEGO, LEGO Education, развивающе-обучающие игры и пособия из серии SPECTRA (счетные материалы, магнитные доски и плакаты), LOGO VERLAG, компьютерные развивающие игровые пособия, например, «Мир за твоим окном» Е.Л. Гончарова, Т.К. Королевская, О.И. Кукушкина)

      Материалы для развития учебного поведения, организации деятельности, произвольности: учебные пособия; развивающе-обучающе игры «Палитра», «Мозаика для развития пальцев», «Карточки Кайе» и др.
      Материалы для развития памяти и внимания: учебные пособия; дидактические игры на развитие памяти и внимания: «Запомни и назови», «Опосредованное запоминание», «Найди отличия», «Найди пару», «Лабиринты» и др.
      Материалы для развития пространственно-временной ориентировки: учебные пособия; кирпичи из конструктора LEGO; демонстрационный материал «Элементарные пространственные представления. Дошкольный и младший школьный возраст. Демонстрационный материал», «Пространственные представления в речи».
      Материалы для развития мышления: учебные пособия; развивающие пособия «Логические блоки Дьенеша», развивающие игры Никитина «Сложи узор»; упражнения «Девятая клеточка», «Установление закономерностей», «Логические задачи», «Аналогии», «Классификация», «Четвертый лишний» и др.; пособия с пословицами и поговорками; сюжетные картинки с очевидным и скрытым смыслом; серии картинок, связанных единым сюжетом; рисунки с эмоциями людей и сюжеты, раскрывающие эмоции; конструкторы LEGO; LEGO-мозаика и др.
      Материалы для развития речи и представлений об окружающем: учебные пособия ,магнитные плакаты серии SPECTRA (Природное сообщество водоема, Природное сообщество леса, Птицы зимой и др); предметные и сюжетные картинки; опорные схемы для пересказов, рассказов-описаний; наглядный материал сезонных изменений в природе; демонстрационный и раздаточный материал по тематике раздела.
      Материалы для формирования учебных навыков: магнитные плакаты и счетные материалы серии SPECTRA (Природное сообщество водоема, Природное сообщество леса, Птицы зимой и др), комплекты рабочих тетрадей с печатной основой для детей с ЗПР; наборы букв, цифр; пособия для закрепления учебных навыков для 1-4 классов начальной школы; демонстрационный и раздаточный материал по тематике раздела).

      -Лидерс А.Г. Формирование «внимательного письма» у учащихся 3¬ – 4 классов // В кн. Маркова А.К., Лидерс -А.Г., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития школьном возрасте. – Петрозаводск, 1992
      2.4 Формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи
      -Л.Н. Ефименкова Коррекция устной и письменной речи – М., 2001г.
      — Т.А. Ткаченко Формирование и развитие связной речи – СПб, 1999
      -Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.,1995
      — Шевченко С.Г. Программа по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи– М., 2005
      2.5 Готовность к восприятию учебного материала, формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков:
      -Программа Подготовки к школе детей с задержкой психического развития / Под общей редакцией С.Г. Шевченко – М., 2004
      — Коррекционно-развивающее обучение: Начальные классы (I – IV). Подготовительный класс/ Под ред. С.Г. Шевченко. – М.: Школьная пресса, 2004.
      -Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром: Развитие мышления и речи детей 5 – 7 лет с ЗПР (комплект из 3-х тетрадей). — М.: Школьная пресса, 2004.
      -Капустина Г.М. Подготовка к обучению математике детей с ЗПР 5 – 7 лет. — М.: Школьная пресса, 2004.
      -Волкова И.Н. , Цыпина Н.А. Почитаем – поиграем (комплект из 2-х тетрадей). — М.: Школьная пресса, 2004.
      -Волкова И.Н. Подготовка к обучению письму детей с ЗПР 5 – 7 лет (комплект из 2-х тетрадей). — М.: Школьная пресса, 2004.
      -Тригер Р.Д., Владимирова Е.В. Звуки речи, слова, предложения – что это? Учебник-тетрадь № 1, № 2, № 3. Смоленск: Ассоциация «XXI век», 2005.
      -Тригер Р.Д., Владимирова Е.В., Мещерякова Т.А. Я учусь писать: Рабочая тетрадь Смоленск: Ассоциация «XXI век», 2005.
      -Тригер Р.Д. Методические комментарии к рабочей тетради «Слова – названия предметов, действий, признаков предметов»: 2 класс – М.: Изд-во «Первое сентября», 2004.
      -Тригер Р.Д., Владимирова Е.В. Слова – названия предметов, действий, признаков предметов: Рабочая тетрадь: 2 класс. – М.: Изд-во «Первое сентября», 2004.
      -Шевченко С.Г., Капустина Г.. Предметы вокруг нас: Методические рекомендации и тетрадь с печатной основой № 1-2. Смоленск: Ассоциация «XXI век», 2005.
      Шевченко С.Г. Природа и мы: Методические рекомендации и тетрадь с печатной основой № 1-2. Смоленск: Ассоциация «XXI век», 2005.

      1. Шипицына Л. М., Мамайчук И. И., Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата М: «Владос», 2004
      2. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И., Детский церебральный паралич Издательство: Институт общегуманитарных исследований, 2001
      3. Левченко И.Ю., Приходько О.Г Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата М: «Академия», 2001

      Методические требования к кабинету учителя-дефектолога. (Консультация для педагогов-специалистов). Методические требования к кабинету учителя-дефектолога (консультация для педагогов-специалистов)

      Успейте воспользоваться скидками до 60% на курсы «Инфоурок»

      МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №83» «Винни-Пух»

      муниципального образования городской округ Симферополь

      Методические требования к кабинету

      (консультация для педагогов-специалистов)

      г. Симферополь 2015г.

      Я работаю с детьми дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья (ОВЗ). Нарушение сенсомоторных функций у таких детей приводит к тому, что они даже на индивидуальных занятиях часто слушают, но не слышат, смотрят, но не видят, хотят сделать, но не могут. Учитывая эти особенности, важно понимать, что в коррекционной работе с такими детьми следует опираться на многократность повторений учебного материала, предъявляя его, как можно более разнообразно и наглядно. Приглашаю вас на путешествие в кабинет учителя — дефектолога.

      Методические требования к кабинету

      учителя-дефектолога
      Кабинет учителя-дефектолога – представляет собой специально

      оборудованное отдельное помещение для проведения диагностической, коррекционно-развивающей и консультативной работы специалиста.

      Необходимо, чтобы родители имели свободный доступ к кабинету.

      • Научность – обеспечение методической базы деятельности специалиста, соблюдение квалификационных и методических требований.

      • Здоровьесбережение – соблюдение нормативных требований СанПиНа (режимы освещения, проветривания и чистоты; требования к мебели дош-кольников; профилактика перегрузок; оптимальное соблюдение режимов труда и отдыха; удовлетворение двигательной активности детей, предостав-ление возможности проведения разнообразных по форме занятий – занятия-игры, занятия с перемещениями, занятия со сменой статической позы и др.).
      • Соответствие возрасту ребенка — обеспечение условий, отвечающих возрастным особенностям школьников (уровень сложности, соблюдение возрастного диапазона игровых пособий и др.).

      • Реабилитация – создание условий, максимально обеспечивающих коррекцию нарушений и компенсацию состояния (разнообразие среды направленной на коррекцию нарушения и развитие разных сфер).

      Следует выделить два аспекта организации рабочего поля специалиста – это организация пространства и организация среды внутри этого пространства.
      Организация пространства предполагает создание рабочих зон кабинета, которые включают:
      А) По отношению к детям (в соответствии с видами работ с детьми)

      — диагностическую зону
      — коррекционно-развивающую зону
      — консультативную зону

      -методическую зону (пособия, программы и документация специалиста)

      Диагностическая зона оснащается специализированным инструментарием в соответствии с методическими требованиями к проведению дефектологического обследования детей.

      Коррекционно-развивающая зона содержит специально подобранный материал (пособия, игровые средства, дидактический и раздаточный материал и др.) для развития и коррекции учебно-познавательной деятельности детей. Необходимо предусмотреть рациональное размещение наглядности с тем, чтобы пособиями было удобно пользоваться и в то же время, они не перегружали видимое пространство кабинета.

      Консультативная зона предусматривает организацию рабочего места для проведения консультаций.

      Методическая зона оснащается специально подобранными изданиями книг, пособий, журналов, обеспечивающими научность деятельности специалиста, учебными и развивающими программами, нормативными документами и содержит оформленную текущую документацию учителя-дефектолога. Данная зона отвечает задачам организационно-планирующей деятельности специалиста и содержит также рабочий стол, стеллажи или шкафы для хранения материалов.

      Методическое оснащение коррекционно – развивающей работы

      Диагностический инструментарий учителя-дефектолога

      1. Забрамная С. Д., Боровик О. В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.

      2. Диагностический комплект. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов / Сост. Семаго Н. Я., Семаго М. М. – М.: АРКТИ, 2000.

      Программы и материалы, дополняющие программы.

      1. Е. А. Екжанова, Е.А. Стребелева «Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта» — Москва «Просвещение» 2005г. — http://www.twirpx.com/file/94404/

      Данная программа представлена для детей от 3-х до 7(8) лет и отражает современное понимание процесса воспитания и обучения детей данной категории.

      В программе выделены шесть разделов:

      1. Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и школьного возраста.- М., 2007.

      3. Стребелева Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии (наглядный материал): пособие для педагога — дефектолога: материал для индивидуальной работы с детьми М: «Владос», 2007.

      5. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обу-чении дошкольников с отклонениями в развитии. — М.: Владос, 2001.- 220 с.

      Перечень оборудования для сенсорного развития:

      — Разнообразные матрёшки (от трёхместных до восьмиместных).

      — Игрушки сюжетные: кошка, зайчик, медвежонок, собачка, лягушка и другие.

      — Неваляшки разного размера.

      — Аудиокассеты с записями различных звуков.

      — Набор муляжей фруктов и овощей.

      — Банки для раскладывания бус, шариков, мелких игрушек.

      — Коробки-вкладыши разных размеров.

      — Машины и куклы разных размеров.

      — Материалы М. Монтессори.

      — Мозаика, шнуровка, пазлы, приспособления для нанизывания предметов на шнур.

      — Коробочки с запахами.

      — Дидактическая игра «Заплатка»;

      — Дидактическая игра «Чудесный мешочек»;

      — Дидактическая игра «Что лишнее»;

      — Наборы из геометрических фигур;

      Перечень оборудования для конструирования:

      — Деревянный строительный материал.

      — Графические схемы построек

      Перечень оборудования для формирования мышления:

      — Шарики с дырками для соединения с помощью палки.

      — Игрушки с крепящимися деталями.

      — Сюжетные и предметные иллюстрации для развития наглядно-образного и элементов логического мышления.

      — Различные варианты настольных игр на развитие элементов логического мышления.

      Предметы для развития конструктивного праксиса ;

      — разрезные картинки (бумажные , картонные, деревянные).

      Перечень оборудования для математики:

      — Геометрические фигуры, объёмные формы.

      — Карточки с изображением разных предметов и разного количества.

      — Наборы цифр до 10.

      — Различные варианты настольных игр на соотнесение по цвету, форме, величине и количеству.

      — Рабочие тетради и альбомы.

      Перечень оборудования для развития речи:

      — Картинки из серии «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Мебель», «Транспорт»,

      — Иллюстративный материал, отражающий эмоциональный, бытовой, социальный, игровой опыт детей.

      Оборудование для изодеятельности

      Бумага (цветная, бархатная, сжатая, картон и т.д.).

      — Клей и все предметы для аппликации.

      Оборудование для игр и театрализованной деятельности:

      — Настольный театр по народным и авторским сказкам.

      — Наборы кукол, маски.

      — Атрибуты для игр-драматизаций и сюжетных игр.

      — Одежда и обувь для кукол.

      — Мебель и постельные принадлежности для кукол.

      — Посуда и другие хозяйственные предметы для кукол.

      — Оборудование для сюжетных игр и игр-драматизаций.

      — Костюмы сказочных персонажей.

      — Методички с приложением .

      шишки, каштаны, желуди, ракушки, крупы, листья и т.д.

      Игры для пальчиков

      — С природным материалом.

      — С граненными карандашами и т.д.

      — Центр «Песок-вода» (педагогическая песочница).

      — Камешки, песок, вода.

      — Животные, растения и т.д.

      Детская художественная литература

      — Сказки, стихи, потешки по программе по данному возрасту обучения.

      — Материал для обследования речи и интеллекта дошкольников.

      — Цветные карандаши (фломастеры).

      — Сюжетные картинки (простой сюжет).

      — 10 предметных картинок,

      — Игра ”Цветик — семицветик” (для соотнесения цвета).

      — Разрезная картинка (2, 3, 4 ч.), доска Сегена.

      — Сюжетные картинки, сюжетные ряды (2 карт.).

      — Игры для соотнесения по цвету и форме.

      — Разрезные картинки (2-6 частей).

      — Сюжетные картинки, цепь сюжетных картинок (3-4 ч.).

      — Игра «Времена года».

      — Предметные картинки (телевизор, верблюд, скворечник, клубника, отвертка, велосипед).

      — Сюжетные картинки, цепь сюжетных картинок (4-5 ч.).

      учителя-дефектолога
      Кабинет учителя-дефектолога – представляет собой специально

      Кабинет может состоять из нескольких помещений функционального назначения или одного помещения, разделенного на определенные зоны.

      Оформление кабинета учителя-дефектолога должно создавать для ребенка атмосферу уюта и психоэмоционального комфорта, не быть чрезмерно перегру-женным, т.е. соответствовать требованиям необходимости и достаточности в оснащении обозримых пособий, игр, тренажеров (особенно, если кабинет сос-тоит из одного помещения и не предполагает отдельно оборудованной комнаты для игр). В то же время атмосфера в кабинете должна создавать рабочий настрой и мотивировать ребенка на учебную деятельность.

      Желательно, чтобы кабинет находился в стороне от помещений хозяйствен-ного и бытового обслуживания, административного блока, а также от залов для музыкальных и физкультурных занятий.

      Материально-техническая и методическая база кабинета учителя-дефектолога должна отвечать основным задачам, которые решает специалист в процессе своей профессиональной деятельности.

      Выбор оснащения, оборудования, пособий и др. обусловлен особенностями категории детей, на которых направлено внимание специалиста и их особыми образовательными потребностями, на которых направлена деятельность дефектолога.

      Организация рабочего пространства специалиста должна соответствовать следующим критериям:

      Следует выделить два аспекта организации рабочего поля специалиста – это организация пространства и организация среды внутри этого пространства.
      Организация пространства предполагает создание рабочих зон кабинета, которые включают:
      А) По отношению к детям (в соответствии с видами работ с детьми)

      — учебную зону
      — двигательную зону
      — игровую зону
      Учебная зона кабинета специалиста обеспечивает место проведения занятий и содержит: столы и стулья в соответствии с численностью в группах (до 6 человек), магнитную доску, рабочий стол учителя-дефектолога, учебные пособия, демонстрационный и раздаточный материал. Учебная зона должна соответствовать требованиям СанПиНа к учебному помещению.

      Двигательная зона рабочего кабинета обеспечивает соблюдение режима двигательной активности детей и предусматривает небольшое свободное пространство (как правило, оснащенное ковровым покрытием) для проведения подвижных упражнений и игр. Зона может использоваться для проведения нестандартных по форме занятий, чередования работы за столом и упражнений на ковре (например, дети располагаются на ковре по кругу для выполнения игры-задания).

      Игровая зона рабочего кабинета обеспечивает проведение развивающей игровой деятельности и содержит оснащение игровым материалом развивающего характера в соответствии с возрастом детей. Под игровую зону может оборудоваться отдельное помещение или быть выделено пространство в кабинете – отдельный игровой стол или шкаф с игровым материалом и местом для игры.

      Б) По отношению к деятельности специалиста (в соответствии с направлениями работы учителя-дефектолога)

      — диагностическую зону
      — коррекционно-развивающую зону
      — консультативную зону

      Диагностическая зона оснащается специализированным инструментарием в соответствии с методическими требованиями к проведению дефектологического обследования детей.

      Коррекционно-развивающая зона содержит специально подобранный материал (пособия, игровые средства, дидактический и раздаточный материал и др.) для развития и коррекции учебно-познавательной деятельности детей. Необходимо предусмотреть рациональное размещение наглядности с тем, чтобы пособиями было удобно пользоваться и в то же время, они не перегружали видимое пространство кабинета.

      Консультативная зона предусматривает организацию рабочего места для проведения консультаций.

      Методическая зона оснащается специально подобранными изданиями книг, пособий, журналов, обеспечивающими научность деятельности специалиста, учебными и развивающими программами, нормативными документами и содержит оформленную текущую документацию учителя-дефектолога. Данная зона отвечает задачам организационно-планирующей деятельности специалиста и содержит также рабочий стол, стеллажи или шкафы для хранения материалов.

      Методическое оснащение коррекционно – развивающей работы

      Диагностический инструментарий учителя-дефектолога

      Программы и материалы, дополняющие программы.

      1. Е. А. Екжанова, Е.А. Стребелева «Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта» — Москва «Просвещение» 2005г. — http://www.twirpx.com/file/94404/

      В ней представлено инновационное содержание и современные психолого-педагогические технологии обучения детей, базирующиеся на личностно ориентированном подходе к ребёнку и его близким.

      «Физическое развитие и физическое воспитание»,

      В каждом разделе обоснованы концептуальные подходы к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста и даны итоговые показатели развития ребёнка в разные возрастные периоды.

      2. Горскин Б.Б., Коняева Н.П., Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: Олигофренопедагогика: Учебное пособие для вузов/ под ред. Б.П. Пузанова.- М: «Академия», 2008.

      4. Стребелева Е. А., Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. Книга для педагога-дефектолога М: «Владос», 2004.

      6. Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» (подписка)

      7. Журнал «Дефектология» (подписка).
      В кабинете учителя-дефектолога должен быть: График работы учителя-дефектолога

      Перечень оборудования для сенсорного развития:

      — Разноцветные флажки, ленты, шары, кубики, кирпичики, мешочки, мячи.

      — Пирамидки разного размера и разной конструкции.

      — Различные музыкальные инструменты: погремушки, бубен, барабан, ксилофон, гармошка, труба и другие.

      — Лотки для скатывания шаров, для прокатывания автомобилей.

      — Дорожки с разным покрытием (нашитые пуговицы, гладкая и меховая поверхность и другие).

      — Наборы сыпучих материалов.

      — Разрезные и парные картинки.

      — Дидактическая игра «Бусы»;

      — Дидактическая игра «Сравни и подбери»;

      — Дидактическая игра «Форма и цвет»;

      — Дидактическая игра «Четвертый лишний»;

      — Дидактическая игра «Навстречу радуге»;

      — Дидактическая игра «Цветные коврики»;

      — Дидактическая игра «Фигуры и счет»;

      — Объемные мячи (пластмассовые, резиновые, меховые, мячи с шипами);

      — Материал для лепки, аппликации, рисования;

      Перечень оборудования для конструирования:

      Перечень оборудования для формирования мышления:

      — Набор предметов-орудий: сачок, удочка, палочка с колечком, палочка с крючком, палочка с вилкой и другие.

      — Набор игрушек (пластмассовых и деревянных), имитирующих орудия труда-молоток, гаечный ключ, отвёртка.

      — Трубки прозрачные и непрозрачные.

      — Пластмассовые и деревянные прищепки и основа для них.

      — Кольца с подставками.

      — Книги, содержащие произведения для развития наглядно-образного и элементов логического мышления.

      Предметы для развития конструктивного праксиса;

      — одежда для кукол

      Перечень оборудования для математики:

      — Набор коробок для сыпучих материалов и сыпучие материалы.

      — Формы для песка.

      — Счётные палочки, полоски разной длины.

      — Мелкий счётный материал.

      Перечень оборудования для развития речи:

      — Картинки с изображением различных предметов и ситуаций.

      — Иллюстрации разных времён года и частей суток.

      «Дикие и домашние животные и птицы», «Инструменты», «Деревья», «Цветы», «Насекомые», «Рыбы», «Школьные принадлежности», «Профессии» и другие по темам фронтальных занятий.

      — Различные варианты настольных игр для развития речи.

      Смотрите так же:

      • Уточнение иска в гпк Уточнение иска Уточнение искового заявления Тема не раскрыта Об уточнении исковых требований в порядке ст. 49 АПК РФ Истцом был предъявлен иск кподтверждающие направление заявления об уточнении требований и расчета требований. В канцелярию можно сдать (с […]
      • Возврат товара изготовленного на заказ Как осуществить возврат товара, изготовленного под заказ? Добрый день, знатоки! У меня магазин. Привожу под заказ из Москвы керамическую плитку в свой город. Покупатели постоянно пытаются вернуть остатки плитки после ремонта. Т.е. налицо возврат ЧАСТИ […]
      • Федеральные законы налоговой службы Федеральные законы РФ "О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о порядке медицинского обслуживания персонала космодрома "Байконур", жителей города Байконур, […]
      • Развод если ребенку больше года Как же правильно оформить развод при наличии малыша до трех лет, и какие сложности могут попасться на пути у супругов? Кто может подать на развод с ребенком до года? Сразу стоит отметить, что разводы нередки даже среди тех пар, у которых есть грудной […]
      • Оформить наследство в бти Передать и получить в наследство можно разного вида имущество. Законодательством Украины предусмотрены отдельные процедуры регистрации прав для каждого вида наследуемого имущества. Наиболее частыми являются случаи, когда наследодатель оставляет после себя […]
      • Освобождение имущества из под залога С заявлением об освобождении имущества от залога может обратиться только новый залогодержатель? Моим кредитным договором не запрещен последующий залог. Я заложил машину второй раз. После этого у меня возникли трения с банком (первоначальный залогодержатель) […]
      • Патент на торговля запчастями Девять типичных ситуаций Разделы: Деятельность большинства ИП связана с розничной торговлей. Именно в этой сфере возникает множество типичных ситуаций и связанных с ними вопросов со стороны ИП. Рассмотрим основные. Ситуация 1. Особенности ведения бизнеса […]
      • Пени с авансовых платежей по земельному налогу Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 3 июня 2008 г. N А48-1054/07-14 Поскольку начисленные пени включаются в сумму задолженности, в том числе, если налогоплательщику была предоставлена отсрочка по уплате налога по основанию […]