Права собственности и их параметры

Содержание:

1. Права собственности и их параметры

Делись добром 😉

Похожие главы из других работ:

2.2 Дерматоглифические параметры кожных узоров

Для кожи ладоней характерны определенные морфологические особенности, отличающие ее от других покровных структур. В дерме хорошо развит сосочковый слой. Эпидермис, покрывая ряды сосочков дермой.

3. Понятие механизма защиты права собственности и классификация гражданско-правовых способов защиты права собственности

Признание за собственником его прав на принадлежащее ему имущество предполагает также охрану этих прав от посягательств третьих лиц. В нашем обществе не может быть все идеально, потому что всегда появляются силы.

Гражданско-правовые способы защиты права собственности. Роль ОВД в защите права собственности

Государство гарантирует стабильность отношений собственности, установленных Конституцией Республики Беларусь и законодательными актами, путем обеспечения равной защиты и равных условий для развития всех форм собственности (1, ст. 13, 44).

2.2 Индикаторные параметры реализации права собственности

Задача обеспечения высоких темпов экономического роста является одним из национальных приоритетов в настоящее время. Однако, если на протяжении 1997-2004 гг.

4. Специфика содержания права государственной собственности. Объекты, причисленные к исключительной собственности.

5. Специфика содержания права государственной собственности. Объекты, причисленные к исключительной собственности.

1.1 Общая характеристика права общей долевом собственности как разновидности права общей собственности

Право общей собственности — сложный правовой феномен, различные аспекты которого исследовались многими учеными-цивилистами. Как и право собственности, указанное понятие традиционно рассматривается в объективном и субъективном смыслах.

ГЛАВА 2. СУБЪЕКТЫ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ И ОБЪЕКТЫ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ

1.3 Субъекты и объекты права собственности на землю. Содержание права собственности на землю. Правовые формы приватизации земель

При рассмотрении понятия в» права собственности» в качестве земельного правоотношения выявляется следующая структура элементов. 1. Объект права собственности на землю — часть земли как производственного базиса.

1.4 Основания возникновения (способы приобретения) права собственности на землю. Прекращение права собственности на землю

Право частной собственности возникает в результате различного рода сделок — купли-продажи земельных участков, приватизации, мены, дарения, наследования, ипотеки.

1.2 Как соотносятся понятия “основания (титулы) возникновения права собственности” и “ способы приобретения права собственности”?

Основаниями возникновения (приобретения) права собственности являются различные правопорождающие юридические акты, т. е. обстоятельства реальной жизни.

1.3 Отличие права совместной собственности от права долевой собственности

Право общей собственности в ГК РФ регламентируется 16 главой. Согласно п.1 ст.244 «Имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности». П.2 ст.

1.2 Сходство и отличие выборов в законодательные органы власти на федеральном и региональном уровнях в России: основные параметры

В действующей Конституции РФ (в отличие от предыдущих) выборы не связываются с процедурой формирования какой-либо одной системы органов власти, а предусматриваются как универсальный институт народовластия, теснейше связанный с демократией.

2.2 Основные параметры ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы

Решение о разработке программы было принято распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 1996-р. Программа утверждена постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. № 1050.

§1 Проблема ввоза и вывоза оружия и ее социальные параметры в РФ

Проблема ввоза и вывоза оружия является одной из основных проблем в нашей стране. Для раскрытия проблемы ввоза и вывоза оружия, сначала обратимся к самому понятию оружия. Оружие — устройства и предметы.

Собственность

  • Гражданское право
  • Предмет и методы гражданского права
  • Принципы гражданского права
  • Система гражданского права
  • Источники гражданского права
  • Субъекты и объекты гражданского права
  • Вещи в системе права
  • Правоспособность и дееспособность граждан
  • Представительство в гражданском праве
  • Сущность собственности в национальной экономике

    Собственность занимает центральное место в экономической системе. Она обусловливает экономический способ соединения работника со средствами производства, цель функционирования и развития экономической системы, социальную структуру общества, характер стимулов трудовой деятельности, способ распределения результатов труда. Отношения собственности формируют все остальные виды экономических отношений, являются системообразующими и поэтому основными.

    Сущность и содержание собственности

    Выделяют следующее содержание собственности:

    Экономическая сущность собственности построена на отношениях между субъектом — собственником и объектом — собственностью. Как правило, собственностью является имущество, от которого зависит производственный процесс — экономические ресурсы, факторы производства.

    Собственность — исторически развивающиеся общественные отношения по поводу распределения (присвоения), описывающие принадлежность субъекту, у которого имеется исключительное право на распоряжение, владение и пользование объектом собственности.

    Система экономических отношений собственности включает следующие элементы:

    1. Присвоение собственности. Это экономический процесс, в результате которого определенный человек приобретает исключительное право на пользование определенной вещью или благом.
    2. Использование собственности для хозяйственной деятельности. Оно может быть осуществлено непосредственно собственником либо передано другому хозяйствующему субъекту.
    3. Передача собственности. Она может быть осуществлена насильственно (кража, отъем, национализация) либо добровольно (продажа, передача в аренду).

    Экономические отношения, связанные с собственностью, влияют на сущность и характер всего производственного процесса в экономике. По этому поводу люди могут вступать между собой в конфликт, а поэтому собственность не может быть только экономической категорией. Она должны быть урегулирована правовыми нормами — системой общепринятых правил владения и распоряжения собственностью.

    Юридическая сущность собственности предполагает общепринятые на законодательном уровне правила регулирования собственности.

    Собственность — это наиболее полный комплекс прав, которым может обладать субъект права в отношении своего имущества. В ряде теорий признаётся также собственность на некоторые права. Конституция РФ и Гражданский кодекс РФ признают и гарантируют любые формы собственности, при этом нормативно установлены три формы: государственная (федеральная и субъектов РФ), муниципальная и частная собственность.

    Гражданский кодекс РФ выделяет следующие виды субъектов собственности (собственников):

    • органы государственного и муниципального управления. В соответствии с этим выделяют государственную и муниципальную собственность;
    • юридическое лицо;
    • гражданин — физическое лицо.

    Гражданский кодекс РФ выделяет следующие виды объектов собственности (собственность):

    • интеллектуальную собственность;
    • движимое имущество (например, ценные бумаги, ассигнации, деньги, драгоценные металлы);
    • недвижимое имущество (например, земля, промышленные и жилые здания).
    • Если выполнены предусмотренные на законодательном уровне правила, субъект наделяется правом собственности на объект собственности.

      Право собственности включает:

      • право распоряжения собственностью. Это право на использования вещи или блага, на передачу этого права другому собственнику;
      • право владения собственностью. Это закрепляемое и охраняемое на законодательном уровне право физического обладания вещью или благом;
      • право пользования собственностью. Это закрепляемое и охраняемое на законодательном уровне право использования вещи или блага для хозяйственной деятельности или удовлетворения личных потребностей и нужд.
      • Совмещение экономической и юридической сущности собственности и составляет ее современное понимание. Отношения владения, использования и распоряжения собственностью без юридического закрепления носили бы хаотический характер. А без экономического содержания юридическое закрепление права собственности не имело бы значения.

        Существуют два диаметрально противоположных подхода к собственности:

        • социалистический, исходящий из того, что вся собственность — общественная и принадлежит государству, выражающему интересы всего общества. В данном подходе исключается право собственности граждан и юридических лиц. Как показывает практика реализации этого подхода, искусственное устранение экономической сущности приводит к стагнации экономического развития и снижению эффективности общественного производства;
        • капиталистический, признающий все три вида права собственности — государственную, физического и юридического лица. При органичном совмещении всех их в национальной экономике возможно достижение высоких темпов экономического роста. Государственная собственность доминирует в значимых для общества отраслях — социальной, культурной. Частная собственность позволяет повысить эффективность производства.
        • В России до 1990 г. использовался исключительно социалистический подход к собственности. В результате распада СССР положение было изменено, и были введены три вида собственности — государственная, физических и юридических лиц.

          Структура собственности в экономике

          Структура собственности имеет для национальной экономики большое значение, так как определяет характер и сущность протекающих в ней процессов — производства, потребления, распределения.

          Структура собственности в национальной экономике отражает характер существующих взаимосвязей между объектами и субъектами собственности. Она специфична применительно к каждой определенной стране и формируется под влиянием совокупности исторических, культурных, психологических факторов. В силу различных обстоятельств в России до 1990 г. существовала только одна форма собственности — государственная, а по этой причине структура собственности была крайне упрощена.

          Для современной структуры собственности России характерно:

          • преобладание теневых отношений собственности. Государство стремится урегулировать на законодательном уровне отношения владения, распоряжения и использования собственности. В случае теневой экономики эти отношения не регулируются государством, а протекают вне правового поля (это совокупность неурегулированных и неучтенных на законодательном уровне хозяйственных отношений). Теневая экономика отличается незаконным обогащением, чаще всего насильственным присвоением собственности и перераспределением национального богатства. По неофициальным данным, более половины отношений объектов и субъектов собственности протекают в рамках теневой экономики, т. е. не урегулированы государством;
          • процесс разгосударствления, т. е. приватизация собственности. Опыт развитых стран показывает, что активный экономический рост может быть реализован только в ситуации, когда субъекты хозяйственной деятельности имеют прямую заинтересованность в результатах своего труда. Одним из значимых стимулов для хозяйствующих субъектов является право собственности. Для того чтобы повысить экономический интерес хозяйствующих субъектов, был начат процесс приватизации — передача физическим и юридическим лицам права собственности, которое принадлежало ранее государству. Этот процесс носил в России хаотический характер и мало способствовал экономическому росту. Ошибки программы приватизации привели к концентрации права собственности у небольшого числа людей — олигархов;
          • неразвитость мелкого предпринимательства. В развитых странах основу экономики составляют малые предприятия с частной собственностью на средства производства. В России же по причине отсутствия необходимых для этого условий оно практически не развивается.
          • Основная проблема современной структуры собственности в России заключается в создании условий для такой реализации права собственности, которое сочетало бы интересы социальной стабильности, справедливости и активного экономического развития.

            Тема 2.4 Институциональный анализ прав собственности.

            Трудоемкость: аудиторные 0,11 з.е.(4 часа), практические 0,056 з.е. (2 часа), самостоятельная работа 0,056 з.е. (2 часа)

            Права собственности, их параметры. Экономическое обоснование права собственности. Подходы к спецификации прав собственности. Системы собственности, их характеристики.

            Организационно-правовые формы фирмы: частная, коллективная, государственная, смешанная. Сравнительные преимущества различных форм собственности. Распределение прав собственности и стимулы экономических агентов. Защита интеллектуальных форм собственности.

            Тема 2.5 Теория трансакционных издержек.

            Трудоемкость: аудиторные 0,11 з.е.(4 часа), практические 0,056 з.е. (2 часа), самостоятельная работа 0,084 з.е. (3 часа)

            Трансакция как базовый элемент неоинституционального анализа. Теорема Коуза. Классификация трансакционных издержек. Понятие и основные типы специфичности активов. Классификация трансакций Дж. Коммонса: трансакции сделки, управления, рационирования. Концепция трансакций Уильямсона. Понятие и основные типы специфичности активов. Параметры трансакций: частота, неопределенность, специфичность активов. Управление контрактными отношениями. Классификация трансакций Норта — Эггертссона. Издержки ведения переговоров в условиях ассиметричной информации. Роль информационных издержек. Проблема измерения. Роль неоднородности институциональной среды. Издержки координации и мотивации – классификация Милгрома – Робертса. Карта трансакционных издержек. Трансакциооные издержки и институты, проблемы нейтральности институтов. Налоги как трансакционные издержки. Количественная оценка трансакционных издержек. Границы применения существующих методик к переходной экономике. Теории общественного выбора и соглашений. Издержки в новой экономике и сфере услуг. Параметры трансакций: частота, неопределенность, специфичность активов. Российская приватизация в свете теоремы Коуза.

            Права собственности и их параметры

            26 июняНовые варианты прошедших ЕГЭ по математике: здесь.

            5 июня Наши мобильные приложения могут работать оффлайн.
            Андроид iOS

            − Учитель Думбадзе В. А.
            из школы 162 Кировского района Петербурга.

            Наша группа ВКонтакте
            Мобильные приложения:

            Найдите в тек­сте и вы­пи­ши­те определение права соб­ствен­но­сти в субъ­ек­тив­ном смысле. Какие три эле­мен­та правомочий, со­став­ля­ю­щих «пучок» субъ­ек­тив­но­го права собственности, ука­зы­ва­ет автор? Вы­пи­ши­те их и при­ве­ди­те характеристики каж­до­го элемента с опо­рой на текст.

            Прочитайте текст и выполните задания С1-С4.

            Собственность, право собственности

            Важнейшим ин­сти­ту­том гражданского права яв­ля­ет­ся право собственности. Соб­ствен­ность — по­ня­тие и экономическое, и юридическое. Его можно опре­де­лить как от­но­ше­ния между лю­дь­ми по по­во­ду принадлежности ма­те­ри­аль­ных благ.

            Право соб­ствен­но­сти — это со­во­куп­ность правовых норм, за­креп­ля­ю­щих и ре­гу­ли­ру­ю­щих отношения по по­во­ду принадлежности ма­те­ри­аль­ных благ (объективное право). Право соб­ствен­но­сти в субъ­ек­тив­ном смысле озна­ча­ет возможность кон­крет­но­го субъекта владеть, поль­зо­вать­ся и рас­по­ря­жать­ся принадлежащим ему иму­ще­ством по сво­е­му усмотрению и в своих интересах. Пра­во­мо­чие владения озна­ча­ет подкреплённую пра­вом возможность иметь вещь в своём хо­зяй­ствен­ном господстве, ре­аль­ную принадлежность вещи её хозяину, собственнику. Пра­во­мо­чие пользования пред­по­ла­га­ет возможность из­вле­кать из вещи по­лез­ные свойства. Пра­во­мо­чие распоряжения преду­смат­ри­ва­ет возможность опре­де­лять «юридическую судьбу» вещи — право продать, обменять, по­да­рить или сдать в аренду. Пра­во­мо­чие распоряжения при­над­ле­жит либо са­мо­му владельцу, либо упол­но­мо­чен­но­му им распорядителю.

            Закон раз­ли­ча­ет частную, государственную, му­ни­ци­паль­ную и иные формы соб­ствен­но­сти (ст. 8 Кон­сти­ту­ции РФ; ст. 212 ГК РФ). На праве част­ной собственности иму­ще­ство может при­над­ле­жать гражданам либо юри­ди­че­ским лицам. Не­ко­то­рые виды иму­ще­ства не могут на­хо­дить­ся в част­ной собственности (например, объ­ек­ты оборонного производства, го­су­дар­ствен­ная казна, ре­сур­сы континентального шельфа). На праве го­су­дар­ствен­ной собственности иму­ще­ство может при­над­ле­жать либо Рос­сий­ской Федерации, либо субъ­ек­там Российской Федерации; на праве му­ни­ци­паль­ной собственности иму­ще­ство принадлежит му­ни­ци­паль­ным образованиям.

            Многообразие форм соб­ствен­но­сти не от­ра­жа­ет­ся на со­дер­жа­нии права собственности. Дру­ги­ми словами, не­за­ви­си­мо от формы соб­ствен­но­сти право соб­ствен­но­сти всегда вклю­ча­ет триаду правомочий: владение, поль­зо­ва­ние и рас­по­ря­же­ние имуществом, ко­то­рые собственник сам осу­ществ­ля­ет по сво­е­му усмотрению либо передаёт дру­гим лицам.

            • Долевая соб­ствен­ность — соб­ствен­ность нескольких лиц на одно и то же иму­ще­ство с опре­де­ле­ни­ем их долей в праве на это имущество. Доля может вы­ра­жать­ся в иму­ще­ствен­ном и сто­и­мост­ном виде. В за­ко­не закреплено правило, со­глас­но которому в слу­чае возникновения общей соб­ствен­но­сти она обыч­но предполагается долевой. В слу­чае неделимости иму­ще­ства доля соб­ствен­ни­ка выражается в виде части общей стоимости.

            • Совместная соб­ствен­ность — соб­ствен­ность нескольких лиц без опре­де­ле­ния их долей на одну и ту же вещь. От­но­ше­ния общей сов­мест­ной собственности могут иметь место толь­ко в случаях, преду­смот­рен­ных законом.

            Доля участ­ни­ка общей сов­мест­ной собственности за­ра­нее не определена, од­на­ко может быть уста­нов­ле­на при раз­де­ле общего иму­ще­ства или вы­де­ле­на из его доли, если участ­ник выходит из со­ста­ва лиц, ве­ду­щих общее хозяйство.

            Правильный ответ дол­жен содержать сле­ду­ю­щие элементы.

            1. Приведено опре­де­ле­ние права соб­ствен­но­сти в субъ­ек­тив­ном смысле:

            — право соб­ствен­но­сти в субъ­ек­тив­ном смысле озна­ча­ет возможность кон­крет­но­го субъекта владеть, поль­зо­вать­ся и рас­по­ря­жать­ся принадлежащим ему иму­ще­ством по сво­е­му усмотрению и в своих интересах.

            2. Указаны эле­мен­ты права соб­ствен­но­сти и их характеристики:

            — правомочие вла­де­ния означает подкреплённую пра­вом возможность иметь вещь в своем хо­зяй­ствен­ном господстве, ре­аль­ную принадлежность вещи её хозяину, собственнику;

            — правомочие поль­зо­ва­ния предполагает воз­мож­ность извлекать из вещи по­лез­ные свойства;

            — правомочие рас­по­ря­же­ния предусматривает воз­мож­ность определять «юридическую судьбу» вещи — право продать, обменять, по­да­рить или сдать в аренду.

            Элементы от­ве­та могут быть даны в иных, близ­ких по смыс­лу формулировках.

            § 1. Общая характеристика права собственности

            Собственность как экономическая категория — это общественно-экономические отношения между людьми по поводу вещей, заключающиеся в присвоенности или в принадлежности материальных благ одним лицам (их коллективам) и соответственно в отчужденности этих же благ от всех других лиц .

            См.: Суханов Е.А. Лекции о праве собственности. М., 1991.

            Во-первых, отношение одного лица к вещи как к своей собственной, которое обусловлено состоянием присвоенности вещи одному лицу или группе лиц. Отношение к вещи как к своей дает возможность для собственника использовать принадлежащую ему вещь по своему усмотрению и исходя из собственных интересов. Он может не только владеть вещью, но и извлекать из нее полезные свойства в процессе ее потребления либо производства новых вещей, а также распоряжаться ее судьбой (уничтожить, выбросить, передать другому лицу).

            Во-вторых, отношение всех остальных лиц к вещи как к чужой (отчужденность вещи от других лиц). Они признают вещь присвоенной собственником, принадлежащей только ему и воздерживаются от посягательств на эту вещь, от вмешательства в хозяйственную деятельность собственника. Этот аспект собственности обеспечивает использование субъектом собственного имущества исключительно по своему усмотрению, независимо от воли других лиц.

            Присвоение и отчуждение, состояние присвоенности и состояние отчужденности являются парными категориями. Например, когда собственник вещи распоряжается ею посредством купли- продажи, он отчуждает ее и относится к ней как к чужой, а другое лицо присваивает ее и относится к ней как к своей. В законодательстве в основном используется категория «принадлежность» вещи. Например, согласно ст. 24 ГК РФ гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое не может быть обращено взыскание.

            Формы собственности. В соответствии с ч. 2 ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Формы собственности различаются по субъектам (частные лица и публичные образования) и соответственно по интересам, удовлетворение которых обеспечивает собственность (интересы частного лица или интересы населения, проживающего на территории муниципального образования, субъекта Федерации, всего государства). Исходя из этого, осуществляется дифференцированное правовое регулирование форм собственности, касающееся, прежде всего, оснований приобретения права собственности (например, государство может приобретать имущество в собственность такими способами, как конфискация, реквизиция), а также объектов права собственности (например, в собственности государства может находиться имущество, изъятое из гражданского оборота). Поэтому в Конституции РФ говорится о равном признании и защите различных форм собственности, а не об их равенстве.

            Виды собственности выделяются в рамках форм собственности, а также по другим основаниям. Частная собственность делится на собственность граждан и юридических лиц. Государственная собственность подразделяется на федеральную собственность и собственность субъектов Федерации. В тех случаях, когда имущество принадлежит двум и более лицам, говорят об общей собственности, которая делится на долевую и совместную.

            Право собственности традиционно рассматривается в субъективном и объективном смысле. Право собственности в объективном смысле — это совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности. Право собственности входит в состав подотрасли вещного права. Право собственности в субъективном смысле — это закрепленная законом возможность лица владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом по своему усмотрению, обеспеченная обязанностью третьих лиц воздерживаться от воздействия на чужое имущество и возможностью применения мер государственного принуждения к нарушителю.

            Право собственности является вещным правом, предоставляет его носителю возможность удовлетворять свои интересы непосредственно через использование этой вещи без участия третьих лиц.

            Содержание права собственности определено в ст. 209 ГК РФ, согласно которой собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (триада правомочий). Правомочие владения — юридически обеспеченная возможность хозяйственного господства лица над вещью. Правомочие пользования — юридически обеспеченная возможность использования вещи путем извлечения из нее полезных свойств. Правомочие распоряжения — возможность определения судьбы вещи путем изменения ее принадлежности, состояния или назначения (отчуждения имущества, передачи в пользование, уничтожения, переработки, передачи в залог и т.д.).

            Указанные правомочия могут принадлежать лицам, не являющимся собственниками вещи. Владение может быть законным (титульным) и незаконным (беститульным). Законным называется владение, которое имеет под собой правовое основание (например, владение по договору аренды, хранения и т.д.).

            Незаконным является владение вещью без соответствующего правового основания (например, владение лица, похитившего вещь). Незаконное владение может быть добросовестным (когда лицо не знало и не могло знать о неправомерности своего владения) и недобросовестным. Законный владелец пользуется владельческой защитой против незаконных действий третьих лиц, а в ряде случаев и против собственника (например, арендатор).

            Правомочие владения, как правило, является предпосылкой пользования вещью. В ряде случаев правомочие пользования может принадлежать лицу, не владеющему вещью (например, пользование спортивным залом только в определенное время), и напротив, законный владелец может не наделяться правомочием пользования (например, хранитель вещи не вправе пользоваться ею). Статья 136 ГК РФ закрепляет в качестве общего правило, согласно которому плоды, продукция, доходы, полученные в результате использования имущества, принадлежат его законному владельцу, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором об использовании этого имущества.

            Правомочие распоряжения вещью также может принадлежать лицу, не являющемуся

            собственником, причем как с согласия собственника, так и без такового (например, согласно п. 2 ст. 615 ГК РФ арендатор может с согласия собственника сдавать имущество в субаренду).

            Характерной чертой осуществления указанных правомочий собственником является то, что собственник владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему имуществом исключительно по своему усмотрению. Это означает, что его действия не зависят от воли других лиц, однако при этом он должен соблюдать установленные границы права собственности и пределы его осуществления.

            Согласно п. 2 ст. 209 ГК РФ действия, совершаемые собственником в отношении принадлежащего ему имущества, во-первых, не должны противоречить закону и иным правовым актам. Так, закон ограничивает использование земельных участков, жилых помещений их целевым назначением, поэтому правомочия собственника должны осуществляться с учетом целевого назначения этих объектов. Не допускается бесхозяйственное обращение с жилыми помещениями, земельными участками, культурными ценностями. Во-вторых, не должны нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами не должно наносить ущерба окружающей среде.

            Лица, не являющиеся собственниками, при осуществлении правомочий владения, пользования и распоряжения имуществом действуют не только с учетом требований закона, но и исходя из содержания воли собственника имущества.

            Согласно ст. ст. 210 и 211 ГК РФ на собственника имущества возлагается бремя его содержания (расходы на ремонт, страхование, регистрацию и т.д.), а также риск его случайной гибели или случайного повреждения, когда гибель или повреждение имущества происходят при отсутствии чьей-либо вины, если иное не предусмотрено законом или договором.

            Лекция 6. Права собственности, их параметры;

            Правила государственного аудита, осуществляемого Счетной палатой Российской Федерации

            Федеральный закон № 41-ФЗ от 05.04.2013г. регулирует отношения, возникающие в процессе осуществления Счетной палатой Российской Федерации (далее — Счетная палата) внешнего государственного аудита (контроля) порядка формирования, управления и распоряжения средствами федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, федеральной собственностью (далее — федеральные ресурсы) и иными ресурсами в пределах компетенции Счетной палаты, обеспечивающими безопасность и социально-экономическое развитие Российской Федерации, а также задачи, функции, полномочия и организацию деятельности Счетной палаты.

            Счетная палата является постоянно действующим высшим органом внешнего государственного аудита (контроля), образуемым в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, и подотчетным Федеральному Собранию.

            В рамках задач, определенных законодательством Российской Федерации, Счетная палата обладает организационной, функциональной, а также финансовой независимостью и осуществляет свою деятельность самостоятельно.

            Деятельность Счетной палаты не может быть приостановлена, в том числе в связи с досрочным прекращением полномочий палат Федерального Собрания.

            Счетная палата является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, геральдический знак — эмблему и флаг.

            Местонахождение Счетной палаты — город Москва.

            В своей деятельности Счетная палата руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также международно-правовыми принципами независимого аудита (контроля).

            Счетная палата осуществляет внешний государственный аудит (контроль) в соответствии с разрабатываемыми и утверждаемыми в установленном настоящим Федеральным законом порядке стандартами Счетной палаты.

            Счетная палата осуществляет внешний государственный аудит (контроль) на основе принципов законности, эффективности, объективности, независимости, открытости и гласности.

            Задачами Счетной палаты являются:

            1) организация и осуществление контроля за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

            2) аудит реализуемости и результативности достижения стратегических целей социально-экономического развития Российской Федерации;

            3) определение эффективности и соответствия нормативным правовым актам Российской Федерации порядка формирования, управления и распоряжения федеральными и иными ресурсами в пределах компетенции Счетной палаты, в том числе для целей стратегического планирования социально-экономического развития Российской Федерации;

            4) анализ выявленных недостатков и нарушений в процессе формирования, управления и распоряжения федеральными и иными ресурсами в пределах компетенции Счетной палаты, выработка предложений по их устранению, а также по совершенствованию бюджетного процесса в целом в пределах компетенции;

            5) развитие возможностей и методов аудита (контроля) эффективности и соответствия нормативным правовым актам Российской Федерации порядка формирования, управления и распоряжения федеральными и иными ресурсами в пределах компетенции Счетной палаты, включая выбор и оценку ключевых национальных показателей и индикаторов социально-экономического развития Российской Федерации;

            6) оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств федерального бюджета, а также оценка законности предоставления государственных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет федеральных и иных ресурсов, в пределах компетенции Счетной палаты;

            7) определение достоверности бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и годового отчета об исполнении федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

            8) контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных кредитных организациях Российской Федерации;

            9) обеспечение в пределах своей компетенции мер по противодействию коррупции.

            Счетная палата образуется в составе Председателя Счетной палаты, заместителя Председателя Счетной палаты, аудиторов Счетной палаты, аппарата Счетной палаты.

            Председатель Счетной палаты назначается на должность Государственной Думой сроком на шесть лет по представлению Президента Российской Федерации. Одно и то же лицо не может занимать должность Председателя Счетной палаты более двух сроков подряд.

            Председателем Счетной палаты может быть гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, имеющий высшее образование и опыт работы не менее пяти лет в области государственного управления, государственного контроля (аудита), экономики, финансов, юриспруденции.

            Аудиторами Счетной палаты являются должностные лица, возглавляющие направления деятельности Счетной палаты. Конкретное содержание направления деятельности Счетной палаты, возглавляемого аудитором Счетной палаты, определяется Регламентом Счетной палаты.

            Аудиторами Счетной палаты могут быть назначены граждане Российской Федерации, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, имеющие высшее образование и опыт работы не менее пяти лет в области государственного управления, государственного контроля (аудита), экономики, финансов, юриспруденции.

            Совет Федерации и Государственная Дума назначают по шесть аудиторов Счетной палаты сроком на шесть лет по представлению Президента Российской Федерации. Одно и то же лицо не может занимать должность аудитора Счетной палаты более двух сроков подряд.

            Аудиторы Счетной палаты в пределах своей компетенции, устанавливаемой Регламентом Счетной палаты, самостоятельно решают все вопросы организации деятельности возглавляемых ими направлений и несут ответственность за ее результаты.

            Аудиторы Счетной палаты имеют право присутствовать на заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы, их комитетов и комиссий, коллегий федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов.

            В рамках выполнения своих задач Счетная палата осуществляет следующие функции:

            1) осуществление внешнего государственного финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений;

            2) экспертиза проектов федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, проверка и анализ обоснованности их показателей, подготовка и представление палатам Федерального Собрания заключений на проекты федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

            3) экспертиза проектов федеральных законов о внесении изменений в федеральные законы о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, подготовка и представление палатам Федерального Собрания заключений на проекты федеральных законов о внесении изменений в федеральные законы о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

            4) внешняя проверка годовой бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета, годовых отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации в пределах компетенции, установленной Бюджетным кодексом Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

            5) проведение проверки бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов — получателей межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;

            6) проведение оперативного анализа исполнения и контроля за организацией исполнения федерального бюджета в текущем финансовом году;

            7) подготовка предложений по формированию системы ключевых национальных показателей (индикаторов), определяющих уровень и качество социально-экономического развития Российской Федерации, а также выбор критериев и методов их оценки;

            8) оценка влияния внутренних и внешних условий на фактический уровень достижения целей социально-экономического развития Российской Федерации;

            9) оценка эффективности формирования, управления и распоряжения федеральными ресурсами в целях обеспечения безопасности и социально-экономического развития Российской Федерации;

            10) проведение по месту расположения объектов аудита (контроля) ревизий и тематических проверок по отдельным разделам (подразделам), целевым статьям и видам расходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

            11) экспертиза проектов федеральных законов, иных нормативных правовых актов в части, касающейся расходных обязательств Российской Федерации, а также государственных программ Российской Федерации;

            12) проведение аудита систем финансовых расчетов в целях содействия формированию эффективной национальной платежной системы;

            13) проведение аудита в сфере закупок товаров, работ и услуг, осуществляемых объектами аудита (контроля);

            14) подготовка ежеквартальных оперативных докладов о ходе исполнения федерального бюджета в текущем финансовом году, их представление палатам Федерального Собрания и направление Председателю Правительства Российской Федерации аналитической записки о ходе исполнения федерального бюджета за отчетный период;

            15) аудит (контроль) состояния государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации, долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией, бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета;

            16) экспертиза международных договоров Российской Федерации, документов стратегического планирования Российской Федерации, в том числе государственных программ Российской Федерации, межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация, и иных документов, затрагивающих вопросы формирования, управления и распоряжения федеральными и иными ресурсами, а также проблемы бюджетно-финансовой политики и совершенствования бюджетного процесса в Российской Федерации в пределах компетенции Счетной палаты;

            17) по обращению федерального государственного органа, органа управления государственным внебюджетным фондом оказание содействия в организации системы внутреннего аудита, методологической и методической помощи при разработке стандартов внутреннего аудита;

            18) проверка и анализ эффективности внутреннего аудита, осуществляемого в объектах внешнего государственного аудита (контроля);

            19) систематический анализ итогов проводимых контрольных и экспертно-аналитических мероприятий;

            20) взаимодействие с высшими органами государственного аудита (контроля) иностранных государств и их международными объединениями на двусторонней и многосторонней основе;

            21) взаимодействие с государственными контрольными, правоохранительными и иными органами, заключение с ними соглашений о сотрудничестве;

            22) взаимодействие с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в том числе по вопросам внешнего государственного аудита (контроля), заключение с ними соглашений о сотрудничестве;

            23) внесение в Совет Федерации и Государственную Думу предложений о совершенствовании законодательства по вопросам, относящимся к компетенции Счетной палаты;

            24) регулярное представление палатам Федерального Собрания информации о результатах проводимых контрольных и экспертно-аналитических мероприятий;

            25) обеспечение развития и функционирования информационной системы в целях обмена информацией с другими контрольными и надзорными органами, иными государственными органами, объектами аудита (контроля);

            26) иные функции в соответствии с федеральными законами.

            Счетная палата обладает следующими полномочиями:

            1) осуществляет контрольную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности;

            2) направляет по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий соответственно представления, предписания, уведомления о применении бюджетных мер принуждения, информационные письма, а также при выявлении данных, указывающих на признаки составов преступлений, передает соответствующие материалы в правоохранительные органы;

            3) получает в сроки, установленные для осуществления своих функций, информацию, документы и материалы, необходимые для осуществления внешнего государственного аудита (контроля), включая действующую государственную и ведомственную статистическую или иную отчетность, а также осуществляет формирование предложений к плану статистических работ и запрос данных государственной статистики;

            4) получает постоянный доступ к федеральным государственным информационным системам, необходимый для осуществления внешнего государственного аудита (контроля);

            5) запрашивает сведения о составе данных ведомственных информационных систем объектов аудита (контроля);

            6) привлекает к участию в проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий государственные контрольные, правоохранительные и иные органы и их представителей, а также на договорной основе аудиторские, научно-исследовательские, экспертные и иные учреждения и организации, отдельных специалистов, экспертов, переводчиков;

            7) осуществляет по обращениям контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований или законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления оценку (анализ) деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, дает заключения о соответствии деятельности этих органов законодательству о внешнем государственном (муниципальном) финансовом контроле и рекомендации по повышению ее эффективности;

            8) организовывает взаимодействие с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в том числе по вопросам планирования и проведения на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований совместных и параллельных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий;

            9) оказывает контрольно-счетным органам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований организационную, правовую, информационную, методическую и иную помощь, содействует в профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

            10) анализирует и формирует предложения по составу макроэкономических и других ключевых показателей (индикаторов) социально-экономического развития Российской Федерации, а также критериев и методов их оценки;

            11) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

            Контрольная и экспертно-аналитическая деятельность осуществляется путем проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в форме предварительного аудита, оперативного анализа и контроля и последующего аудита (контроля) в соответствии с утверждаемыми Счетной палатой стандартами внешнего государственного аудита (контроля).

            Контрольная и экспертно-аналитическая деятельность осуществляется в виде финансового аудита (контроля), аудита эффективности, стратегического аудита, иных видов аудита (контроля) в соответствии со стандартами внешнего государственного аудита (контроля), утверждаемыми Счетной палатой.

            Финансовый аудит (контроль) применяется в целях документальных проверок достоверности финансовых операций, бюджетного учета, бюджетной и иной отчетности, целевого использования федеральных и иных ресурсов в пределах компетенции Счетной палаты, проверок финансовой и иной деятельности объектов аудита (контроля). При проведении финансового аудита (контроля) в пределах компетенции Счетной палаты осуществляется проверка соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации, а также нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

            Аудит эффективности применяется в целях определения эффективности использования федеральных и иных ресурсов в пределах компетенции Счетной палаты, полученных объектами аудита (контроля) для достижения запланированных целей, решения поставленных социально-экономических задач развития Российской Федерации и осуществления возложенных на нее функций.

            Стратегический аудит применяется в целях оценки реализуемости, рисков и последствий результатов реализации стратегических целей обеспечения безопасности и социально-экономического развития Российской Федерации. Оценке подлежат конечные (целевые) и достигнутые (текущие) значения ключевых национальных показателей, отражающие степень и качество реализации социально-экономических эффектов и совокупных эффектов социально-экономического развития Российской Федерации.

            Аудит государственных программ Российской Федерации (федеральных целевых программ) применяется для оценки качества их формирования и реализации в части:

            1) соответствия хода и результатов их реализации заданным требованиям;

            2) обоснованности и соблюдения графиков выполнения отдельных этапов работ и сведений о ресурсном обеспечении;

            3) соотношения результатов с затраченными федеральными ресурсами.

            Оценка федеральных инновационных проектов, имеющих высокорисковый характер, осуществляется на основе анализа эффективности реализации совокупности проектов, обладающих схожими целями и характеристиками.

            Аудит государственных и международных инвестиционных проектов проводится в целях оценки обоснованности объемов и сроков осуществления капитальных вложений (инвестиций), а также оценки результатов действий и эффективности вложений федеральных и иных ресурсов в пределах компетенции Счетной палаты.

            Аудит федеральных информационных систем и проектов проводится с учетом требований соответствующих международных стандартов и стандартов Российской Федерации.

            Аудит в сфере закупок товаров, работ и услуг, осуществляемых объектами аудита (контроля), проводится в целях оценки обоснованности планирования закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд, реализуемости и эффективности осуществления указанных закупок. Оценке подлежат выполнение условий контрактов по срокам, объему, цене контрактов, количеству и качеству приобретаемых товаров, работ, услуг, а также порядок ценообразования и эффективность системы управления контрактами.

            Счетная палата осуществляет внешний государственный аудит (контроль) в отношении федеральных государственных органов (в том числе их аппаратов), органов государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, федеральных государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий, государственных корпораций и государственных компаний, хозяйственных товариществ и обществ с участием Российской Федерации в их уставных (складочных) капиталах.

            Счетная палата осуществляет внешний государственный финансовый аудит (контроль) в отношении юридических лиц

            , индивидуальных предпринимателей, физических лиц — производителей товаров, работ, услуг в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из федерального бюджета, договоров об использовании федерального имущества (управлении федеральным имуществом), договоров (соглашений) о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации, кредитных организаций, осуществляющих отдельные операции со средствами федерального бюджета, в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из федерального бюджета.

            Счетная палата осуществляет внешний государственный аудит (контроль) также в отношении иных организаций. Проведение контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в отношении иных организаций осуществляется в соответствии с поручениями Совета Федерации и Государственной Думы, а также обращениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

            Методами осуществления контрольной и экспертно-аналитической деятельности являются проверка, ревизия, анализ, обследование, мониторинг.

            Проверка применяется в целях документального исследования отдельных действий (операций) или определенного направления финансовой деятельности объекта аудита (контроля) за определенный период, указанных в решении о проведении проверки.

            Ревизия применяется в целях комплексной проверки деятельности объекта аудита (контроля), которая выражается в документальной и фактической проверке законности совершенных финансовых и хозяйственных операций, достоверности и правильности их отражения в бухгалтерской (финансовой) и бюджетной отчетности.

            Результаты проверки, ревизии оформляются актом.

            Анализ применяется в целях исследования отдельных сторон, свойств, составных частей предмета и деятельности объекта аудита (контроля) и систематизации результатов исследования.

            Обследование применяется в целях анализа и оценки состояния определенной сферы предмета и деятельности объекта аудита (контроля).

            Результаты анализа, обследования оформляются заключением.

            Мониторинг применяется в целях сбора и анализа информации о предмете и деятельности объекта аудита (контроля) на системной и регулярной основе.

            Счетная палата анализирует итоги проводимых контрольных мероприятий, обобщает и исследует причины и последствия выявленных отклонений и нарушений в процессе формирования и исполнения доходов и расходов федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов.

            Экспертно-аналитическая деятельность осуществляется посредством проведения экспертно-аналитических мероприятий по актуальным проблемам финансовой системы Российской Федерации, формирования и исполнения федерального бюджета, а также посредством исследования причин и последствий нарушений и недостатков, выявленных по результатам проведенных экспертно-аналитических мероприятий.

            Счетная палата в пределах своей компетенции вправе инициировать перед субъектами права законодательной инициативы предложения о совершенствовании бюджетного законодательства Российской Федерации и развитии финансовой системы Российской Федерации, а также участвовать в законопроектной деятельности государственных органов.

            Информационная деятельность Счетной палаты осуществляется посредством направления палатам Федерального Собрания отчетов о результатах контрольных мероприятий, регулярного предоставления информации о своей деятельности средствам массовой информации, издания бюллетеня Счетной палаты, представления Совету Федерации и Государственной Думе ежегодного отчета о работе Счетной палаты, утверждаемого Коллегией Счетной палаты и подлежащего обязательному опубликованию.

            Материалы по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, связанные с сохранением государственной тайны, представляются палатам Федерального Собрания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

            Контрольные и экспертно-аналитические мероприятия проводятся в соответствии с программами, утверждаемыми в установленном порядке.

            По результатам проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий оформляются отчеты, за достоверность которых члены Коллегии Счетной палаты несут персональную ответственность.

            Отчеты о результатах контрольных и экспертно-аналитических мероприятий представляются на рассмотрение Коллегии Счетной палаты членами Коллегии, ответственными за их проведение. По результатам их рассмотрения Коллегия Счетной палаты принимает решение, которое подписывается председательствующим на заседании Коллегии Счетной палаты.

            При представлении отчетов по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий палатам Федерального Собрания особое мнение членов Коллегии Счетной палаты оглашается в обязательном порядке. В случае, если с особым мнением выступает Председатель Счетной палаты или заместитель Председателя Счетной палаты, им предоставляется слово для содоклада.

            О результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Счетная палата информирует Совет Федерации и Государственную Думу, доводит их до сведения руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и учреждений.

            Об ущербе, причиненном государству, и о выявленных нарушениях нормативных правовых актов Счетная палата информирует Совет Федерации и Государственную Думу, а при наличии данных, указывающих на признаки составов преступлений, передает соответствующие материалы в правоохранительные органы.

            Правоохранительные органы обязаны предоставлять Счетной палате информацию о ходе рассмотрения и принятых решениях по переданным Счетной палатой материалам.

            Счетная палата осуществляет предварительный аудит формирования федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в целях установления их соответствия законодательству Российской Федерации, а также определения обоснованности показателей проектов бюджетов.

            В рамках предварительного аудита формирования федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации Счетная палата осуществляет комплекс экспертно-аналитических и контрольных мероприятий, проверку и анализ обоснованности показателей проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, наличия и состояния нормативной методической базы их формирования, оценку проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации как инструментов социально-экономической политики государства, их соответствия положениям посланий Президента Российской Федерации и иных программных документов, оценку качества прогнозирования доходов федерального бюджета, использования бюджетных средств, инвестиционной и долговой политики, а также эффективности межбюджетных отношений.

            Счетная палата подготавливает заключения на проекты федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и представляет их палатам Федерального Собрания.

            Счетная палата в процессе исполнения федерального бюджета анализирует полноту и своевременность поступлений доходов федерального бюджета, кассовое исполнение федерального бюджета в сравнении с утвержденными показателями федерального закона о федеральном бюджете, выявляет отклонения и нарушения, проводит их анализ, вносит предложения по их устранению.

            Счетная палата ежеквартально представляет палатам Федерального Собрания оперативный доклад о ходе исполнения федерального бюджета, в котором приводится анализ данных о доходах, расходах и об источниках финансирования дефицита федерального бюджета.

            Форма оперативного доклада утверждается Государственной Думой по согласованию с Советом Федерации.

            В целях обеспечения своевременного сбора и обработки информации, необходимой для подготовки Счетной палатой ежеквартальных оперативных докладов о ходе исполнения федерального бюджета, в Российской Федерации устанавливается обязательная для всех федеральных органов исполнительной власти, а также организаций финансовая отчетность. Решение о конкретных сроках введения и формах данной отчетности принимается Правительством Российской Федерации по представлению Счетной палаты.

            Данные оперативного анализа хода исполнения федерального бюджета и контроля за организацией его исполнения в текущем финансовом году используются при планировании контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

            Счетная палата осуществляет последующий контроль в ходе проверки исполнения федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации за отчетный финансовый год в целях определения соответствия фактических показателей исполнения бюджетов показателям, утвержденным соответствующими законами о бюджете, полноты и своевременности исполнения показателей бюджета, в ходе внешней проверки годовых отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета в целях установления законности исполнения бюджетов, достоверности учета и отчетности, эффективности использования средств бюджетов, а также в ходе проведения тематических проверок.

            Счетная палата осуществляет комплекс контрольных и экспертно-аналитических мероприятий по проверке исполнения федерального закона о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в отчетном финансовом году.

            Счетная палата осуществляет внешнюю проверку годовой бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета и подготавливает заключения по каждому главному администратору средств федерального бюджета. Заключения по каждому главному администратору средств федерального бюджета представляются в Государственную Думу и Совет Федерации.

            Счетная палата осуществляет внешнюю проверку годового отчета об исполнении федерального бюджета и подготавливает заключение на годовой отчет об исполнении федерального бюджета. Заключение на годовой отчет об исполнении федерального бюджета представляется в Государственную Думу и Совет Федерации, а также направляется в Правительство Российской Федерации.

            Счетная палата осуществляет проверку отчетов об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и подготавливает заключения на отчеты об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

            Заключения на отчеты об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации представляются в Государственную Думу и Совет Федерации, а также направляются в Правительство Российской Федерации.

            Внешний государственный аудит (контроль) состояния государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации, долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией, бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета

            1) объемов и структуры государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации, государственных внутренних и внешних заимствований;

            2) погашения государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации и расходов на его обслуживание;

            3) эффективности и соответствия нормативным правовым актам Российской Федерации порядка использования государственных займов и кредитов от кредитных организаций, иностранных государств, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;

            4) эффективности и соответствия нормативным правовым актам Российской Федерации порядка предоставления и реализации государственных гарантий;

            5) эффективности и соответствия нормативным правовым актам Российской Федерации порядка размещения средств федерального бюджета в банках и иных кредитных организациях;

            6) эффективности и соответствия нормативным правовым актам Российской Федерации порядка предоставления средств федерального бюджета иностранным государствам и (или) иностранным юридическим лицам;

            7) объема и структуры долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией;

            8) эффективности и соответствия нормативным правовым актам Российской Федерации порядка предоставления бюджетных кредитов из федерального бюджета.

            Счетная палата осуществляет контроль за поступлением в федеральный бюджет средств, полученных:

            1) от распоряжения федеральным имуществом (в том числе от его приватизации, продажи);

            2) от управления объектами федеральной собственности.

            Счетная палата осуществляет государственный аудит (контроль):

            1) деятельности Центрального банка Российской Федерации, его структурных подразделений, других банков и небанковских кредитных организаций, входящих в банковскую систему Российской Федерации, в части обслуживания ими федерального бюджета и других федеральных денежных средств;

            2) деятельности Центрального банка Российской Федерации по обслуживанию государственного долга Российской Федерации;

            3) счетов и операций Центрального банка Российской Федерации, на которые распространяется действие Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5485-1 «О государственной тайне».

            Счетная палата осуществляет проверки финансово-хозяйственной деятельности Центрального банка Российской Федерации, его структурных подразделений и учреждений. Указанные проверки осуществляются в соответствии с решениями Государственной Думы, принимаемыми на основании предложений Национального банковского совета.

            Счетная палата проводит экспертизу и дает заключения:

            1) по вопросам эффективности использования бюджетных средств, федеральной собственности и иных ресурсов;

            2) по вопросам бюджетно-финансовой политики и совершенствования бюджетного процесса в Российской Федерации в пределах компетенции;

            3) по проектам законодательных и иных нормативных правовых актов и финансово-экономическим обоснованиям к ним по бюджетно-финансовым вопросам, вносимым на рассмотрение Государственной Думы;

            4) по проектам международных договоров Российской Федерации, влекущих правовые последствия для федерального бюджета;

            5) по государственным программам Российской Федерации (федеральным целевым программам).

            По другим вопросам, входящим в ее компетенцию, Счетная палата осуществляет подготовку и представление заключений или письменных ответов на основании:

            1) запросов Президента Российской Федерации;

            2) поручений Совета Федерации или Государственной Думы, оформленных соответствующими постановлениями;

            3) запросов комитетов и комиссий Совета Федерации и Государственной Думы;

            4) запросов членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы; запросов Правительства Российской Федерации;

            5) запросов органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

            Решение о рассмотрении запроса и подготовке заключения принимается Коллегией Счетной палаты. В случае отказа Председатель Счетной палаты возвращает запрос с указанием причин отказа.

            Заключения Счетной палаты не могут содержать политические оценки решений, принимаемых государственными органами по вопросам их ведения.

            Все объекты аудита (контроля), их должностные лица обязаны предоставлять в установленном порядке информацию, документы и материалы, необходимые для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, выполнения задач и функций Счетной палаты.

            Неправомерный отказ в предоставлении или уклонение от предоставления информации (документов, материалов) Счетной палате (ее должностному лицу), необходимой для осуществления ее деятельности, а также предоставление заведомо ложной информации, если эти деяния совершены должностным лицом, обязанным предоставлять такую информацию, влекут за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

            По результатам проведенных контрольных мероприятий Счетная палата вправе направить органам государственной власти, иным государственным органам, руководителям объектов аудита (контроля) представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации.

            Представления Счетной палаты принимаются Коллегией Счетной палаты.

            Представление Счетной палаты должно содержать информацию о выявленных нарушениях законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений.

            Представление Счетной палаты должно быть рассмотрено в указанный в представлении срок или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его внесения.

            О принятых мерах по результатам рассмотрения содержания представления Счетная палата уведомляется незамедлительно.

            При выявлении в ходе контрольных мероприятий нарушений в хозяйственной, финансовой, коммерческой и иной деятельности объектов аудита (контроля), наносящих ущерб государству и требующих в связи с этим безотлагательного пресечения, а также в случаях невыполнения представлений Счетной палаты, несоблюдения сроков их рассмотрения, создания препятствий для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Счетная палата имеет право направлять должностным лицам объектов аудита (контроля) обязательные для исполнения предписания.

            Предписания Счетной палаты руководителям федеральных органов исполнительной власти, членам Правительства Российской Федерации, а также руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации принимаются Коллегией Счетной палаты и подписываются Председателем Счетной палаты или заместителем Председателя Счетной палаты.

            Предписание Счетной палаты должно содержать указание на конкретные допущенные нарушения и конкретные основания вынесения предписания.

            При неоднократном неисполнении или ненадлежащем исполнении предписаний Счетной палаты Коллегия Счетной палаты может по согласованию с Государственной Думой принять решение о приостановлении всех видов финансовых платежных и расчетных операций по счетам объектов аудита (контроля).

            Отменить предписание или внести в него изменения может Коллегия Счетной палаты. Предписание может быть обжаловано в судебном порядке.

            При выявлении в ходе контрольного мероприятия бюджетных нарушений Счетная палата направляет уведомление о применении бюджетных мер принуждения.

            Уведомление Счетной палаты о применении бюджетных мер принуждения направляется органу, уполномоченному в соответствии с законодательством Российской Федерации принимать решения о применении бюджетных мер принуждения.

            Уведомление Счетной палаты принимается Коллегией Счетной палаты и подписывается Председателем Счетной палаты или заместителем Председателя Счетной палаты.

            Счетная палата вправе проводить проверки и анализ работы и отчетности подразделений внутреннего аудита в объектах внешнего государственного аудита (контроля), соблюдения требований стандартов внутреннего аудита.

            По результатам проверок и анализа Счетная палата может направлять рекомендации по совершенствованию внутреннего аудита.

            Контрольные органы Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, органы государственной безопасности, правоохранительные органы, контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, Центральный банк Российской Федерации, финансовые органы, налоговые органы и иные государственные органы, подразделения внутреннего аудита обязаны оказывать содействие деятельности Счетной палаты, предоставлять по ее запросам информацию, необходимую для выполнения ее задач и функций.

            Счетная палата в соответствии с законодательством Российской Федерации информирует органы государственной власти и общество о результатах своей деятельности.

            Ежегодный отчет о работе Счетной палаты представляется Совету Федерации и Государственной Думе и подлежит обязательному опубликованию.

            Материалы по результатам проверок, связанные с сохранением государственной тайны, представляемые палатам Федерального Собрания, рассматриваются на закрытых заседаниях.

            Счетная палата в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляет информацию о своей деятельности средствам массовой информации, в том числе через свои официальные информационные печатные издания, официальный сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», иные сетевые ресурсы.

            Счетная палата издает бюллетень Счетной палаты, являющийся ее официальным информационным изданием. Счетная палата может создавать средства массовой информации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

            Счетная палата самостоятельно разрабатывает и утверждает в установленном порядке стандарты Счетной палаты — внутренние нормативные документы, определяющие характеристики, правила и процедуры планирования, организации и осуществления различных видов деятельности Счетной палаты и (или) требования к их результатам.

            Стандарты Счетной палаты являются обязательными для исполнения всеми должностными лицами и иными сотрудниками Счетной палаты.

            В Счетной палате действуют стандарты двух видов: стандарты организации деятельности Счетной палаты и стандарты внешнего государственного аудита (контроля), осуществляемого Счетной палатой.

            Стандарты организации деятельности Счетной палаты определяют характеристики, правила и процедуры организации и осуществления в Счетной палате методологического обеспечения, планирования работы, подготовки отчетов, взаимодействия с другими контрольными органами и иных видов внутренней деятельности Счетной палаты.

            Стандарты внешнего государственного аудита (контроля), осуществляемого Счетной палатой, определяют общие требования, характеристики, правила и процедуры осуществления Счетной палатой контрольной и экспертно-аналитической деятельности.

            В целях реализации возложенных полномочий Счетная палата разрабатывает и утверждает в установленном порядке общие требования к стандартам внешнего государственного и муниципального аудита (контроля) для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

            Общие требования к стандартам внешнего государственного и муниципального аудита (контроля) определяют требования к структуре, содержанию, порядку их разработки и утверждения. Анализ их соблюдения осуществляется Счетной палатой по обращению контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

            При подготовке стандартов организации деятельности Счетной палаты, стандартов внешнего государственного аудита (контроля), общих требований к стандартам внешнего государственного и муниципального аудита (контроля) для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований учитываются международные стандарты в области государственного финансового контроля, аудита и финансовой отчетности.

            Стандарты организации деятельности Счетной палаты, стандарты внешнего государственного аудита (контроля), осуществляемого Счетной палатой, а также общие требования к стандартам внешнего государственного и муниципального аудита (контроля) утверждаются Коллегией Счетной палаты.

            При проведении контрольных мероприятий инспекторы Счетной палаты, участвующие в контрольном мероприятии, имеют право:

            1) беспрепятственно посещать территории и помещения объектов аудита (контроля), иметь доступ к их документам и материалам, осматривать любые производственные, складские, торговые и другие помещения, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

            2) в случае обнаружения подделок, подлогов, хищений, злоупотреблений и при необходимости пресечения данных противоправных действий изымать необходимые документы и материалы с учетом ограничений, установленных законодательством Российской Федерации, оставляя акт изъятия и копии или опись изъятых документов в соответствующих делах, а в случае обнаружения данных, указывающих на признаки составов преступлений, опечатывать кассы, кассовые и служебные помещения, склады и архивы;

            3) в пределах своей компетенции направлять запросы должностным лицам федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, органов государственной власти и государственных органов субъектов Российской Федерации, органов государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и муниципальных органов, организаций;

            4) в пределах своей компетенции требовать от руководителей и других должностных лиц объектов аудита (контроля) представления письменных объяснений по фактам нарушений, выявленных при проведении контрольных мероприятий, а также необходимых копий документов, заверенных в установленном порядке;

            5) составлять акты по фактам непредоставления или несвоевременного предоставления должностными лицами объектов аудита (контроля) документов и материалов, запрошенных при проведении контрольных мероприятий;

            6) в пределах своей компетенции знакомиться со всеми необходимыми документами, касающимися финансово-хозяйственной деятельности объектов аудита (контроля), в том числе в установленном порядке с документами, содержащими государственную, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну;

            7) знакомиться с информацией, касающейся финансово-хозяйственной деятельности объектов аудита (контроля) и хранящейся в электронной форме в базах данных объектов аудита (контроля), в том числе в установленном порядке с информацией, содержащей государственную, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну;

            8) знакомиться с технической документацией к электронным базам данных;

            9) составлять протоколы об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

            Требования инспекторов, иных сотрудников аппарата Счетной палаты, связанные с исполнением ими своих служебных обязанностей при проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, а также для организаций и учреждений независимо от их подчиненности и формы собственности.

            Счетная палата в пределах своей компетенции осуществляет связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам своей компетенции, участвует в разработке международных договоров Российской Федерации, проводит контрольные и экспертно-аналитические мероприятия совместно или параллельно с высшими органами аудита других государств, участвует в работе международных аудиторских организаций и проведении аудитов международных организаций.

            Вопрос 1. Институт собственности как основа экономических отношений

            Вопрос 2. Определение прав собственности

            Вопрос 3. Два подхода к определению и исследованию прав собственности

            Вопрос 1. Институт собственности как основа экономических отношений

            Как отмечалось, институты, под которыми понимается система социальных, политических и экономических правил, ограничивают поведение людей и в то же время формируют возможности, которыми они располагают как члены общества. Существуя не только в виде явных и зафиксированных законов и норм поведения, но и как определённые мыслительные конструкции, они содержат в себе, среди прочего, и специфические представления индивидов (сформировавшиеся в зависимости от национально-культурных особенностей страны) о формах и способах их деятельности. Как таковые, институты пронизывают все экономическое пространство, образуя особую институциональную структуру экономики или систему экономических институтов общества. Последние определяют возможные формы организации хозяйственной деятельности, в рамках которой отдельные индивиды или группы кооперируются друг с другом или вступают в конкурентные отношения.

            Институциональные ограничения, налагаемые на хозяйственную деятельность человека в процессе его взаимодействия с другими членами общества, являются следствием исчерпаемости ресурсов. Именно фактор их ограниченности по отношению к потребностям заставляет вырабатывать механизмы и правила, регулирующие взаимодействие людей в процессе их хозяйственной деятельности. В основе этой системы правил находится институт собственности, состояние которого определяет характер всех остальных институтов.

            Вспоминая об ограничительной (координационной) функции институтов, необходимо сказать, что в первую очередь её реализация обеспечивается через институт собственности, который и определяет характер всех остальных институтов.

            Подчеркнём, что без какой-либо предпосылки о редкости ресурсов бессмысленно говорить о собственности, как, впрочем, и справедливости.

            Собственность можно рассматривать двояко. С одной стороны, как режим собственности, как важнейший институт, с другой – как отдельные права, являющиеся элементами целостной системы.

            В первом случае собственность выступает как «правила игры», регулирующие отношения между людьми по поводу ограниченных ресурсов. Во втором случае собственность трактуется как пучки правомочий, имеющиеся у того или иного индивида. В последнем качестве она рассматривается как право индивида определять все возможные способы использования активов (ресурсов).

            Права собственности возникают в связи с существованием относительной редкости благ и касаются их использования. При этом в понятие блага включается обозначение всего, что приносит человеку пользу или удовлетворение. Оно охватывает полномочия как над материальными, так и над нематериальными объектами, вплоть до неотчуждаемых личных свобод, как, к примеру, право голоса.

            Обратим внимание, что …

            в рамках неоинституциональной экономической теории рабочим термином является именно «право собственности», а не «собственность», поскольку теория прав собственности исходит из базового представления о том, что любой акт обмена есть, по существу, обмен пучками правомочий.

            Данную идею высказал ещё видный представитель австрийской школы Е. Бем-Баверк.

            Это означает признание того, что товар – есть определённая сумма не только физических характеристик (потребительная стоимость) и стоимость. Товар – есть совокупность связанных с ним прав и юридических ограничений.

            Так, например, если при покупке дома его владелец не имеет права сдавать его в аренду или передать по наследству, его ценность будет несомненно ниже, чем при наличии указанных прав.

            Отсюда, кстати, следует, что сдвиги в законодательстве фактически перестраивают набор товаров (благ), т. е. меняют объём ресурсов и уровень благосостояния общества. Таким образом, представляется убедительным положение, что именно пучок прав, или доля прав, определяют понятие «собственность».

            В то же время не вызывает сомнения, что права собственности являются видом социальных правил. Они представляют собой такие санкционированные (экономически, юридически, этически) и принятые в обществе поведенческие отношения между экономическими агентами, которые определяют перечень возможных способов использования ограниченных ресурсов как исключительное право отдельных индивидов или групп. Таким образом, права собственности можно рассматривать как фактически действующую в обществе систему исключений из доступа к материальным и нематериальным ресурсам. Они закрепляются не только государственной властью (законами, судебными решениями и т. д.), но и традициями, нормами, и поэтому действительно являются «правилами игры», принятыми в обществе. Это означает, что собственность, выступающая как совокупность социальных норм, не обязательно сопровождается их фиксацией в законах и контрактах. Так, в традиционных обществах место закона занимал обычай. Более того, правовое закрепление норм отнюдь не отменяет необходимости их социального признания.

            Например, закон может разрешить фермерскую деятельность. Но нужно еще, чтобы вас признали фермером и не сожгли ваше хозяйство.

            Таким образом, права собственности шире понятия юридической концепции. Они не сводятся исключительно к формальным правовым нормам, действенность которых подкрепляется карательной силой государства, а подкрепляются социальными правилами поведения.

            Эти нормы пронизывают всё наше поведение, определяя правила взаимного общения в любой сфере жизни. И, как уже отмечалось, одним из механизмов, принуждающих к их выполнению, является механизм общественного порицания или одобрения.

            Видом социальных правил является и механизм формирования прав собственности на ресурсы.

            Этим социальным правилом может быть признание формирования собственности в результате военного захвата или срока давности пользования ресурсом. И даже очередь можно рассматривать как социальный институт, как метод установления прав собственности на товар путём ожидания.

            Однако в последнем случае необходима высокая степень добровольного подчинения соперничающих индивидов правилам очереди.

            К таким механизмам относится физический захват, срок давности пользования, ожидание использования и пр.

            Однако в любом случае права собственности определяются и гарантируются некоторой управляющей структурой (или порядком), т. е. системой законов и норм, а также инструментами, защищающими этот порядок. Обеспечение порядка может быть чисто внутренним, когда соблюдение экономических правил является актом добровольного экономического выбора или же гарантироваться ожиданиями возможных санкций за их нарушение. Ещё раз подчеркнём, что первостепенное значение имеет формирование не прав собственности как таковых, а социальных норм и правил, которые, среди прочего, определяют и методы установления прав собственности, механизмы её формирования.

            Правда, это отнюдь не отрицает положения, что, являясь системой исключений из доступа к материальным и нематериальным ресурсам, институт собственности непосредственно выражает хозяйственную власть и контроль над ресурсами.

            В институциональном анализе акцент делается не на процессе формирования прав собственности как таковых, а на правилах и нормах, определяющих этот процесс. В то же время, не подвергается сомнению тезис о том, институт собственности непосредственно выражает хозяйственную (экономическую, рыночную) власть и контроль над ресурсами.

            И именно властные полномочия определяют механизмы формирования прав собственности как механизма исключительного доступа к ресурсам, выступающего основой их рационирования.

            Механизмы рационирования, являющиеся результатом ограниченности ресурсов, довольно разнообразны. Это может быть рационирование соответственно силе, деньгам, социальному статусу, трудовому вкладу и т. д.

            На это обращали внимание представители традиционного институционализма, в частности Веблен, утверждавший, что всякая частная собственность вытекает из источника власти, как, например, процесс постепенного захвата особых прав жрецами и военачальниками. Но и в дальнейшем собственность остается прямым порождением и оформлением полномочий власти и авторитета. Таким образом, власть выступает как узурпирование ресурсов, ограничивающее права других субъектов на эти ресурсы, где собственность становится структурным оформлением властных отношений.

            Неоинституциональный анализ (точнее, теория прав собственности) оставляет эту проблему без должного внимания, поскольку в его рамках рассматриваются вопросы не столько происхождения института собственности (хотя и это имеет место), сколько – сравнительной эффективности тех или иных прав собственности. Как следствие, подробно анализируется структура прав собственности.

            Основным предметом теории прав собственности является эффективность тех или иных прав собственности.

            Смотрите так же:

            • Налоги с физических лиц задачи В помощь студентам и аспирантам Задача 1. Организация с полученного дохода в размере 100000 руб. уплатила налог на прибыль по ставке 38 %. Количество акций, на которые начисляются дивиденды, составляет 6200 шт. Определить сумму выплаты физическому лицу, […]
            • Приказ о вводе в эксплуатацию котлов Нужно ли составлять приказ на ввод в эксплуатацию основных средств — скачать образец при постановке объекта на учет Разные имущественные активы, полученные организацией в результате покупки, дарения, должны сопровождаться принятием их на учет в качестве […]
            • Приказ 307 министерства здравоохранения рф Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28 апреля 2007 г. N 307 "О стандарте диспансерного (профилактического) наблюдения ребенка в течение первого года жизни" О стандартах медицинской помощи больным см. справку В соответствии со […]
            • Наказание на двойную сплошную Когда пересечение двойной сплошной карается штрафом (и его размеры), а когда нет? До сих пор состояние дорог в нашей стране большей частью можно считать неудовлетворительным, поэтому у водителей порой не остаётся возможностей передвигаться по ним, не нарушая […]
            • Когда изменился налог на землю Изменения по земельному налогу в 2016 году Обновление: 7 февраля 2017 г. Ежегодно налоговое законодательство претерпевает изменения. И налогоплательщики, в чьем владении имеются участки земли, должны знать, осуществлялись ли очередные нововведения в […]
            • Налог на отдых в россии Как высчитывается налог на отдых в России в 2018 году Правительство РФ для поддержания туристической сферы деятельности ввело в законодательство новый налог, который должны будут оплачивать туристы, решившие отдохнуть в России. Идея о взимании курортного […]
            • Зарплата закон об образовании Добавка к зарплате работнику после получения им высшего образования Здравствуйте, я проработала почти 25 лет заведующей сельской библиотекой. В этом году я получила красный диплом о высшем образовании. Библиотека находится в Ленинградской области и является […]
            • Диалог правила пунктуации Азбучные истины Интерактивный диктант Учебник ГРАМОТЫ: орфография Имена и названия. Интерактивный тренажер Полезные ссылки Летнее чтение Запоминалки Цитаты о языке Скороговорки Пословицы и поговорки Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация Выберите правильные варианты […]