Правила аттестации рабочих мест по условиям труда

Содержание:

Проведение аттестации рабочих мест

Вопрос: Добрый день. В феврале 2013 года была отменена аттестация рабочих мест для компаний, которые имеют только офисы. У меня есть противоречивая информация: одни юристы мне говорят, что аттестацию рабочих мест проводить нам не нужно вообще, другие юристы говорят, что 1 раз всё равно обязательно нужно проводить, но не нужно каждые 5 лет. Мне бы хотелось все-таки разобраться – как правильно?

Аттестация рабочих мест по условиям труда

Аттестация рабочих мест по условиям труда – это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями (ст. 209 ТК РФ).

Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 апреля 2011 г. №342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда». Аттестация проводится в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов.

Какие рабочие места подлежат аттестации

Согласно п. 4 указанного приказа, с учетом внесенных изменений, аттестации подлежат, рабочие места, которые предполагают:

  • работу с оборудованием, машинами, механизмами, установками, устройствами, аппаратами, транспортными средствами;
  • эксплуатацию, обслуживание, испытание, наладку и ремонт оборудования, машин, механизмов, установок, устройств, аппаратов, транспортных средств;
  • работу с источниками опасностей, способными оказывать вредное воздействие на работника, определяемые аттестационной комиссией исходя из критериев оценки условий труда;
  • использование электрифицированного, механизированного или иного ручного инструмента;
  • хранение, перемещение и (или) применение сырья и материалов.
  • Какие рабочие места не подлежат аттестации

    Согласно п. 4 указанного приказа, с учетом внесенных изменений, аттестации не подлежат рабочие места, на которых работники:

  • заняты работой исключительно на персональных электронно-вычислительных машинах (персональных компьютерах);
  • эксплуатируют аппараты копировально-множительной техники настольного типа, единичные стационарные копировально-множительные аппараты, используемые периодически для нужд самой организации, иную офисную оргтехнику;
  • эксплуатируют бытовую технику, не используемую в технологическом процессе производства.
  • Таким образом, не подлежат аттестации рабочие места офисных работников организации при условии, что они относятся к числу исключений, указанных выше (например, работники заняты только на персональных компьютерах менее 50% рабочего времени, эксплуатируют аппараты копировально-множительную техники (настольного типа, стационарные), используемой периодически для нужд организации, иную офисную оргтехнику и т.п.). Если же работники заняты только на персональных компьютерах, но более 50% рабочего времени, то их рабочие места нужно аттестовывать в установленном порядке.

    Порядок проведения аттестации рабочих мест, кто проводит аттестацию рабочих мест

    В соответствии с п. п. 9 , 10 Порядка аттестация проводится аттестационной комиссией, в состав которой включаются представители работодателя, специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников, представители аттестующей организации.

    Таким образом, созданная в организации аттестационная комиссия определяет, какие рабочие места, в том числе вновь организованные, подлежат аттестации.

    Аттестация рабочего места офисного работника

    Как можно подтвердить занятость офисного работника за персональным компьютером менее 50% рабочего времени?

    Как уже было указано, аттестационная комиссия сама определяет, какие рабочие места подлежат аттестации.

    Для того чтобы определить, занят ли работник за ПЭВМ более или менее 50% рабочего времени, согласно п.7 Приказа, аттестующая организация исследует в полном объеме документацию, связанную с организацией работы по обеспечению требований охраны труда у работодателя, на рабочих местах которого проводится аттестация.

    В данном случае такой документацией будут являться те документы, в которых указаны должностные обязанности работников, а также документация по учету времени, отработанного каждым работником.

    • правила внутреннего трудового распорядка;
    • должностная инструкция;
    • коллективные договоры;
    • трудовой договор;
    • табель учета рабочего времени
    • Судебная практика по аттестации рабочих мест

      Как указал Седьмой арбитражный апелляционный суд в своем Постановлении от 3 июня 2013 г. по делу № А03-968/2013 лица, работающие с ПЭВМ более 50% рабочего времени – это лица профессионально связанные с эксплуатацией ПЭВМ. Документами, подтверждающие работу на ПЭВМ более 50% рабочего времени в данном деле были приказ о приеме сотрудников на работу, а также акт проверки рабочих мест, в которых отражен режим работы (в данном случае Общества). При этом суд отметил необходимость связанности работников с эксплуатацией ПЭВМ. Работниками были: приемщик-кассир, инженер электросвязи, главный бухгалтер.

      В своем Апелляционном определении от 22 августа 2013 г. по делу № 33-5043 Саратовский областной суд отметил, что ответчиком предоставлены достаточные доказательства того, что рабочие места в ООО не подпадают под перечень, содержащийся в п. 4 Порядка, не содержат вредных и (или) опасных производственных факторов, сотрудники организации заняты на работе с ПЭВМ не более 50 процентов рабочего времени. При этом ответчик, ООО, предоставило копии должностных инструкций лиц, занятых за работой на ПЭВМ (среди них: директор, главный бухгалтер, управляющий ломбардами, бухгалтер, помощник бухгалтера, администратор АХЧ, старший товаровед, товаровед, помощник товароведа, оценщик-товаровед, менеджер по продаже и оценке бытовой техники).

      Апелляционное определение Верховного суда республики Саха (Якутия) от 1июля 2013г. по делу №33-2267/2013: в деле указано, что все работники заняты работой исключительно на ПЭВМ. Суд пришел к выводу, что в данном случае аттестация рабочих мест являлась необходимой.

      Рабочие места, подлежащие аттестации

      Таким образом, аттестация рабочих мест должна проводиться в отношении тех рабочих мест, где лица заняты работой на ПЭВМ более 50% своего рабочего времени на профессиональной основе.

      Документами, подтверждающими занятость работника на ПЭВМ менее 50 % своего рабочего времени, могут являться должностные инструкции, правила внутреннего трудового распорядка, трудовые договоры и т.п.

      Как часто необходимо проводить аттестацию рабочих мест

      Согласно п.8 Приказа от 26 апреля 2011 г. № 342н на рабочих местах, где установлены вредные и (или) опасные условия труда, а также на рабочих местах с наличием производственных факторов и работ, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований), аттестация проводится не реже одного раза в пять лет.

      Согласно п. 3.2.2.4 Приказа Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н, проведение медосмотров обязательно для работников, занятых на работе с ПЭВМ более 50% рабочего времени. Таким образом, аттестация рабочих мест работников, занятых на работе с ПЭВМ более 50% рабочего времени, должна проводиться не реже одного раза в пять лет.

      Ответственность и штрафы по аттестации рабочих мест

      За неисполнение обязанности по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, предусмотренной статьей 209 Трудового кодекса РФ, работодатель или организация могут быть привлечены к административной ответственности (штрафу) в размере от 1000 до 5000 рублей; организация — от 30000 до 50000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток в соответствии со ст. 5.27 КоАП.

    • Аттестация должна проводиться в отношении тех рабочих мест, где офисные сотрудники заняты работой на персональных компьютерах более 50% своего рабочего времени на профессиональной основе не реже одного раза в пять лет.
    • Доказывать проверяющему органу (трудовая инспекция или прокуратура) занятость своих офисных сотрудников на персональных компьютерах менее чем на 50% рабочего времени будет сам работодатель, путем предоставления локальных актов, содержащих трудовые обязанности работников, а также времени их занятости.
    • Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда

      Приложение
      к приказу Минздравсоцразвития России от 20г. № __

      ПОРЯДОК
      ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА

      I. Общие положения

      1. Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (далее — Порядок) устанавливает требования к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда (далее – аттестация), оформлению и использованию результатов аттестации.
      Требования Порядка распространяются на работодателей – юридических и физических лиц (за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) (далее — работодатель), а также на организации, оказывающие услуги по проведению аттестации рабочих мест (далее – аттестующая организация) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
      2. Аттестация проводится в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов.
      3. Результаты аттестации используются в целях:
      разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;
      установления работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда;
      информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, компенсациях;
      контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;
      оценки профессионального риска;
      обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, прошедшими обязательную сертификацию или декларирование соответствия, а также средствами коллективной защиты;

      подготовки статистической отчетности об условиях труда и компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда;
      подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
      подготовки контингентов и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников;
      расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
      решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, а также при установлении диагноза профессионального заболевания;
      рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда работников;
      санитарно-бытового и медицинского обеспечения работников в соответствии с требованиями охраны труда;
      обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников;
      приведения в соответствие наименований должностей (профессий) с наименованиями, указанными в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов;
      обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда у работодателя, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
      сбора и обработки информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей.
      4. Аттестации подлежат все рабочие места работодателя.
      5. Аттестационная комиссия, созданная работодателем и функционирующая в соответствии с разделом II Порядка, вправе принять мотивированное решение о непроведении измерений и оценок факторов рабочей среды и трудового процесса (далее – измерения и оценки)если осуществление указанных измерений и оценок угрожает безопасности работников при выполнении ими основной работы или специалистов аттестующей организации, выполняющих измерения и оценки. Указанное мотивированное решение оформляется в письменном виде, подписывается членами аттестационной комиссии и прилагается к материалам аттестации.
      В случае принятия решения о непроведении измерений и оценок условия труда на данных рабочих местах относятся к опасным условиям труда.

      6. Обязанности по обеспечению проведения аттестации возлагаются на работодателя .
      Аттестацию проводят совместно работодатель и аттестующая организация, привлекаемая работодателем для выполнения работ по аттестации, на основании договора гражданско-правового характера.
      Аттестующая организация – юридическое лицо, аккредитованное в установленном порядке в качестве организации, оказывающей услуги по аттестации и выполняющей на основании договора гражданско-правового характера с работодателем измерения и оценки, а также оценку соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, проводимую в соответствии с разделом III Порядка, оформление и подготовку отчета об аттестации.
      Аттестующая организация должна быть независимым лицом по отношению к работодателю, на рабочих местах которого данной аттестующей организацией проводится аттестация.
      Работодатель вправе привлечь для выполнения работ по аттестации несколько аттестующих организаций. При этом между аттестующими организациями работа по аттестации может быть распределена как по количеству рабочих мест, подлежащих аттестации, так и по видам работ, выполняемых на данных рабочих местах.
      7. При проведении аттестации работодатель вправе требовать от аттестующей организации:
      документального подтверждения аккредитации на право оказывать услуги в области охраны труда в части проведения аттестации рабочих мест путем предоставления уведомления (копии уведомления) о включении аттестующей организации в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда;
      проведения измерений и оценок в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.
      При проведении аттестации работодатель обязан:
      содействовать аттестующей организации в своевременном и полном проведении аттестации, предоставлять необходимую информацию и документацию, давать по запросу аттестующей организации разъяснения в устной и письменной форме по вопросам, относящимся к целям аттестации, а также запрашивать необходимые для проведения аттестации сведения у третьих лиц;
      не предпринимать преднамеренных действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих анализу и оценке при проведении аттестации, а также на сокрытие (ограничение доступа) к информации и документации по вопросам, относящимся к целям аттестации, запрашиваемых аттестующей организацией;
      не утверждать отчет об аттестации, содержащий документы, указанные в пункте 44 раздела V Порядка, не подписанные представителями аттестующей организации, входящими в состав аттестационной комиссии.
      При проведении аттестации аттестующая организация:
      определяет методы проведения измерений и оценок на основе действующих нормативных правовых актов и настоящего Порядка, а также количественный и персональный состав специалистов, проводящих измерения и оценку;
      исследует в полном объеме документацию, связанную с организацией работы по обеспечению требований охраны труда у работодателя, на рабочих местах которого проводится аттестация;
      запрашивает и получает у работодателя (его представителя) разъяснения по возникшим в ходе аттестации вопросам;
      отказывается от проведения аттестации в случае непредставления работодателем необходимой документации или отказа работодателя обеспечить требуемые нормативной документацией условия проведения измерений и оценок.
      При проведении аттестации аттестующая организация обязана представлять по требованию работодателя обоснования выводов, сделанных аттестующей организацией по результатам аттестации.
      8. Сроки проведения аттестации устанавливаются работодателем исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет.
      Указанный срок отсчитывается от даты завершения проведения предыдущей аттестации.
      За дату начала проведения очередной аттестации принимается дата издания приказа работодателя об утверждении состава аттестационной комиссии и графика аттестации.
      Аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию.

      II. Порядок подготовки к проведению аттестации
      рабочих мест по условиям труда

      9. Для организации и проведения аттестации работодателем создается аттестационная комиссия, а также определяется график проведения работ по аттестации.
      10. В состав аттестационной комиссии включаются представители работодателя, специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников, представители аттестующей организации.
      В качестве представителей работодателя в состав аттестационной комиссии могут включаться руководители структурных подразделений организации, юристы, специалисты по кадрам, специалисты по труду и заработной плате, главные специалисты организации, медицинские работники и иные работники.
      При проведении аттестации в организациях, отнесенных в соответствии с действующим законодательством к микропредприятиям и малому бизнесу, в состав аттестационной комиссии включаются работодатель (его представитель), представители аттестующей организации, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии), представители организации или специалист, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда).
      Возглавляет аттестационную комиссию представитель работодателя.
      11. Состав аттестационной комиссии, а также график проведения работ по аттестации утверждаются приказом работодателя.
      12. Аттестационная комиссия:
      осуществляет руководство и контроль за проведением аттестации на всех ее этапах;
      формирует комплект необходимых для проведения аттестации нормативных правовых и локальных нормативных актов, организационно-распорядительные и методические документы и организует их изучение;
      составляет перечень рабочих мест, подлежащих аттестации, образец которого предусмотрен приложением № 1 к Порядку, с выделением аналогичных рабочих мест и указанием факторов производственной среды и трудового процесса, травмоопасности и обеспеченности работника специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее – СИЗ), которые необходимо измерять и оценивать исходя из характеристик технологического процесса, состава производственного оборудования, применяемых сырья и материалов, результатов ранее проводившихся измерений показателей вредных и (или) опасных производственных факторов, требований нормативных правовых актов, а также мест проведения этих измерений;
      готовит предложения по приведению наименований профессий и должностей работников в соответствие с требованиями Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих ;
      присваивает номер каждому рабочему месту
      заполняет и подписывает карты аттестации;
      готовит предложения (при необходимости) о внесении изменений и (или) дополнений в трудовой договор в части обязательства работодателя по обеспечению работника СИЗ, установления соответствующего режима труда и отдыха, а также других установленных законодательством гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
      по результатам аттестации разрабатывает план мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда .

      . Полная версия документа с таблицами, изображениями и приложениями в прикрепленном файле.

      Проведение аттестации рабочих мест: требования, этапы и результаты процедуры

      В соответствии с законодательством РФ все работодатели обязаны проводить аттестацию рабочих мест. Но когда и зачем это нужно делать? Чем грозит уклонение от этой процедуры и какие бонусы приносит организации ее регулярное осуществление? Разбираемся в тонкостях процесса аттестации рабочих мест и выясняем, куда обратиться за получением этой услуги.

      Требования к аттестации рабочих мест

      Согласно Федеральному закону от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», каждый работодатель обязан обеспечивать проведение мониторинга условий труда (специальную оценку условий труда) сотрудников на соответствие нормам и устранять нарушения, угрожающие жизни и здоровью работников. Работодатель должен следить за состоянием производства, оценивать уровень опасности тех или иных производственных факторов, а также стремиться минимизировать эти факторы. Такой комплекс мер широко известен как аттестация рабочих мест. Отметим, что сегодня в законодательстве фигурирует иное обозначение процесса — «специальная оценка условий труда», или СОУТ. Новый термин пока не прижился в сфере практического применения, поэтому зачастую в качестве его синонима используют более привычное сочетание «аттестация рабочих мест». Так для удобства читателя поступим и мы.

      Итак, цель аттестации — устранение выявленных нарушений в части условий труда (например, неполадок в работе оборудования, отклонений каких-либо показателей от нормы (концентрация вредных веществ в воздухе, воде и т.д.)), угрожающих жизни и здоровью работников, или установление факта отсутствия таковых нарушений. Комплекс перечисленных мер реализуется в несколько этапов:

    • подготовка к проведению оценки условий труда;
    • идентификация и декларирование опасных производственных факторов;
    • исследование выявленных нарушений;
    • оценка полученного результата.
    • По итогам мониторинга работодатель обязан привести условия труда к показателям нормы (при несоответствии).

      Аттестация рабочих мест необходима любому бизнесу, но есть организации, для которых ее проведение обязательно. Это прежде всего предприятия, сотрудники которых работают:

    • со сложным технологическим оборудованием;
    • оборудованием, находящимся под высоким напряжением, либо работа которого сопряжена с риском радиационного заражения работника;
    • с транспортными средствами, а так же с эксплуатацией и транспортировкой опасного сырья (например, химикатов) и др.
    • Оценку условий труда может проводить только организация, удовлетворяющая определенному набору критериев. Согласно Федеральному закону № 426-ФЗ, такая организация должна иметь не менее пяти сертифицированных экспертов, среди которых хотя бы один должен иметь высшее образование в сфере гигиены труда, общей гигиены или в области санитарно-гигиенических лабораторных исследований. В ее структуре должна быть испытательная лаборатория, аккредитованная на проведение измерений вредных и/или опасных производственных факторов. Кроме того, организация должна быть включена в реестр компаний, проводящих специальную оценку условий труда (размещен на сайте Минтруда России akot.rosmintrud.ru/sout/organizations), либо в реестр компаний, оказывающих услуги в области охраны труда (akot.rosmintrud.ru/ot/organizations) и имеющих право проводить специальную оценку условий труда по переходным положениям ст.18 Федерального закона № 426-ФЗ.

      К сожалению, человеческий фактор (например, халатность) оценить сложнее, чем какие-либо количественные показатели. Но профессиональные эксперты могут заметить явные нарушения со стороны персонала и проинформировать об этом ответственных лиц. Таким образом, своевременный мониторинг условий труда и устранение несоответствий избавляет организацию от многих проблем.

      Как проводится аттестация рабочих мест: этапы процедуры

      Как именно происходит СОУТ и какова роль в этом процессе поставщика услуг по аттестации рабочих мест? Алгоритм действия последнего зафиксирован в основополагающем законе № 426-ФЗ, а также в приказе Минтруда России от 24.01.2014 №33н. В последнем приведены методика проведения оценочных работ, классификатор вредных и/или опасных производственных факторов, форма отчета о проделанной работе и инструкция по его заполнению. Остановимся подробнее на процессе проведения аттестации.

    • Подготовка к процедуре. По инициативе работодателя создается комиссия по проведению СОУТ с нечетным количеством представителей, куда должны входить специалист по охране труда, члены профсоюза, представители работодателя. После этого комиссия прописывает и утверждает график и перечень работ.
    • Выявление потенциально вредных и/или опасных производственных факторов. Далее проводится проверка действующих условий труда (например состояния оборудования) и выявление опасных и вредных факторов. Проводя эту работу, эксперты учитывают результаты прошлой аттестации и статистику несчастных случаев на производстве.
      • Испытания/измерения вредных и/или опасных факторов. В том случае, если в процессе проверки были выявлены вредные и/или опасные факторы, они должны быть исследованы испытательной лабораторией, экспертами или иными уполномоченными лицами. При необходимости проводится измерение показателей.
      • Отнесение условий труда на рабочем месте по степени вредности/опасности к классам и подклассам. После испытаний производственных факторов эксперты производят классификацию условий труда, на которых эти факторы были зафиксированы. Условия труда относят к одному из четырех классов:
        • оптимальные (опасности нет, или она в пределах нормы);
        • допустимые (вред, наносимый работой организму, исчезает после отдыха: например, усталость глаз);
        • вредные (вред, наносимый организму, может вызвать профессиональные заболевания, грозящие временной или постоянной потерей трудоспособности (к примеру, язва желудка у диспетчеров авиакомпаний));
        • опасные (труд может вызвать острое профессиональное заболевание или угрожает жизни (например, травмы промышленных альпинистов)).
      • Оформление результатов СОУТ. Результаты предоставляются в виде отчета. В нем содержится:
        • информация о компании, проводившей СОУТ;
        • перечень рабочих мест и выявленных на них опасных или вредных факторов;
        • протоколы измерений;
        • заключение экспертов.
        • Не позднее чем через 30 календарных дней после утверждения отчета работодатель раскрывает его содержание персоналу и размещает документ на сайте организации в открытом доступе. После этого принимаются меры по улучшению условий труда (например, устраняется неисправность приборов и т.д.) или выдается компенсация (увеличение заработной платы или пенсии, предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, дополнительное страхование и др.).

          Оформление и срок действия декларации соответствия условий труда

          Если после проведения аттестации рабочих мест опасных или вредных производственных факторов не обнаружено, работодатель должен подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда в местный орган исполнительной власти, контролирующий соблюдение трудового законодательства.

          Эта декларация действует в течения пяти лет с момента утверждения отчета об аттестации. Если же во время этого срока с кем-либо из работников произойдет несчастный случай на производстве (кроме случаев по вине третьих лиц), будет диагностировано профессиональное заболевание либо будут зафиксированы нарушения требований охраны труда, то действие декларации прекращается. Решение об этом принимает уполномоченный орган исполнительной власти, его представители обязаны сделать соответствующую запись в реестре декларации не позже чем через десять дней после происшествия. Если же в течение пяти лет действия декларации вышеупомянутых ситуаций не возникло, то ее действие продлевается на следующие пять лет.

          Когда в компании организуются новые рабочие места, вводится в эксплуатацию новое оборудование или сырье, происходит изменение технологических процессов на производстве, то работодатель должен провести внеплановую аттестацию рабочих мест, даже при наличии действительной декларации соответствия. Также работодатель может получить предписание о проведении внеплановой специальной оценки условий труда, если в ходе проведения федерального надзора за соблюдением трудового законодательства были выявлены нарушения.

          Проведение аттестации рабочих мест может не только избавить работодателя от штрафов за какие-либо нарушения, но и сэкономить средства на страховые отчисления. Компании, проводящие специальную оценку условий труда, могут рассчитывать на скидку до 40% к тарифу на обязательное социальное страхование. Поэтому проведение добровольной аттестации рабочих мест — это еще и выгодно для бизнеса.

          Статья 37 Конституции Российской Федерации гласит: «Каждый человек имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены…». В связи с этим, каждому работодателю прежде нужно дать ответ на вопрос: отвечает или нет рабочее место требованиям безопасности и гигиены? Затем приступить к выполнению мероприятий, обеспечивающих здоровые и безопасные условия труда на рабочих местах. Эти задачи и решает аттестация рабочих мест по условиям труда (далее по тексту АРМ) .

          Аттестация рабочих мест по условиям труда— оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестации подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.

          АРМ включает гигиеническую оценку существующих условий и характера труда, оценку травмобезопасности рабочих мест, учет обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты и проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

          В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса РФ во всех организациях, независимо от области экономической деятельности и форм собственности, и у работодателей – индивидуальных предпринимателей должна проводиться аттестация рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

          Нормативные правовые акты, являющиеся базой для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.

          В соответствии с пунктом 1.3. Положения о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного постановлением Минтруда РФ от 17 марта 1997 года № 12, нормативной основой проведения АРМ являются:

          · Р 2.2.2006-05 «Гигиена труда. Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда»;

          · стандарты системы безопасности труда;

          · санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы;

          · типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи рабочим и служащим специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, утвержденные постановлениями Минтруда РФ и Минздравсоцразвития РФ в 1997-2006 годах;

          · список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденный постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 года № 298/П-22, с последующими изменениями и дополнениями;

          · постановление Правительства РФ от 29 ноября 2002 года № 849 «О порядке утверждения норм и условий бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, а также лечебно-профилактического питания»;

          · приказ Минздрава РФ от 28 марта 2003 года № 126 «Об утверждении Перечня вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов»;

          · перечень производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, утвержденный постановлением Минтруда РФ от 31 марта 2003 года № 14;

          · списки № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденные постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, введенные в действие на территории Российской Федерации с 1 января 1992 года постановлением Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 года № 517.

          Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда используются в следующих целях:

          · планирования и проведения мероприятий по охране и условиям труда в соответствии с действующими нормативными правовыми актами;

          · сертификации работ по охране труда;

          · обоснования предоставления компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в предусмотренном законодательством порядке;

          · решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, установлении диагноза профзаболевания, в том числе при решении споров, разногласий в судебном порядке;

          · рассмотрения вопроса о прекращении (приостановлении) эксплуатации цеха, участка, производственного оборудования, изменении технологий, представляющих непосредственную угрозу для жизни и (или) здоровья работников;

          · включения в трудовой договор условий труда работников;

          · ознакомления работающих с условиями труда на рабочих местах;

          · составления статистической отчетности о состоянии условий труда, о предоставлении компенсаций работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

          · применения административных санкций к виновным должностным лицам в связи с нарушением законодательства об охране труда.

          АРМ включена в систему мер экономического стимулирования работодателей в создании безопасных условий труда. Так, политика государства в области пенсионного обеспечения работников состоит в том, чтобы дифференцировать тарифы, выплачиваемые в Пенсионный фонд, для организаций, имеющих и не имеющих рабочие места с вредными условиями труда. Кроме того, результаты АРМ могут являться одним из оснований для финансирования предупредительных мер в области охраны труда в организации из средств Фонда социального страхования РФ. Для этого необходимо, чтобы в организации было не менее 30% аттестованных рабочих мест.

          Сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда

          Сроки проведения АРМ устанавливаются организацией исходя из изменения условий и характера труда, но не реже одного раза в 5 лет с момента проведения последних измерений. Обязательной переаттестации подлежат рабочие места после замены производственного оборудования, изменения технологического процесса, реконструкции средств коллективной защиты и др., а также по требованию органов Государственной экспертизы условий труда Российской Федерации при выявлении нарушений при проведении аттестации рабочих мест по условиям труда. Результаты переаттестации оформляются в виде приложения по соответствующим позициям к Карте аттестации рабочего места по условиям труда.

          Измерения параметров опасных и вредных производственных факторов, определение показателей тяжести и напряженности трудового процесса осуществляют лабораторные подразделения организации. При отсутствии у организации необходимых для этого технических средств и нормативно-справочной базы привлекаются центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора, лаборатории, органов Государственной экспертизы условий труда Российской Федерации и другие лаборатории, аккредитованные (аттестованные) на право проведения указанных измерений.

          Оценка травмобезопасности рабочих мест проводится организациями самостоятельно или по их заявкам сторонними организациями, имеющими разрешение органов Государственной экспертизы условий труда Российской Федерации на право проведения указанных работ.

          Порядок и основные этапы проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.

          Сначала напомним, что проводит аттестацию рабочих мест и несет ответственность за её проведение организация или индивидуальный предприниматель. Испытательная лаборатория, которая проводит замеры факторов рабочей среды и оценку факторов трудового процесса, отвечает только за результаты замеров и их достоверность.

          Организация аттестации рабочих мест по условиям труда включает четыре основных этапа:

          · подготовка к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда;

          · проведение аттестации рабочих мест по условиям труда;

          · оформление результатов аттестации рабочих мест по условиям труда;

          · реализация результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.

          Подготовка к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда.

          · принятие решения о проведении АРМ;

          · образование аттестационной комиссии организации;

          · разработка и утверждение графика проведения АРМ в организации.

          Порядок действий и их содержание представлены в таблице № 1.

          Аттестация, аттестация рабочих мест

          Согласно ст. 226 Трудового Кодекса РФ работодатели должны выделять на охрану труда не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции. Среди прочих мероприятий, перечисленных в «Рекомендациях по планированию мероприятий по охране труда, утвержденных постановлением Минтруда России от 27.02.95 № 11», работодатель в соответствии с требованием ст.212 ТК РФ обязан провести аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда.

          Аттестация рабочих мест по условиям труда — это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Уровни опасных и вредных производственных факторов определяются на основе инструментальных измерений.

          Аттестации подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.

          Аттестация рабочих мест проводится в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России №342н от 26 апреля 2011 г.

          Подготовка к аттестации рабочих мест по условиям труда заключается в составлении перечня всех рабочих мест и выявлении опасных и вредных факторов производственной среды, подлежащих инструментальной оценке, с целью определения фактических значений их параметров.
          Оценка опасных и вредных производственных факторов на аналогичных по характеру выполняемых работ и по условиям труда рабочих местах производится на основании данных, полученных при аттестации не менее 20% таких мест.
          Определение аналогичных рабочих мест приводится в приложении к Приказу №342н от 26 апреля 2011 г «Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда»:

          Аналогичные рабочие места — это рабочие места, которые характеризуются совокупностью признаков:

        • выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы;
        • использование однотипного производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;
        • работа в одном или нескольких однотипных помещениях или на открытом воздухе; использование однотипных систем вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
        • одинаковое расположение объектов (производственное оборудование, транспортные средства и т.п.) на рабочем месте;
        • одинаковый набор вредных и (или) опасных производственных факторов одного класса и степени;
        • одинаковая обеспеченность средствами индивидуальной защиты.
        • Нормативной основой проведения аттестации рабочих мест по условиям труда являются:

        • Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда», утвержденное Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 29.07.2005 г. Руководство Р 2.2.2006-05.
        • Стандарты системы безопасности труда (ССБТ); Санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы;
        • Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи рабочим и служащим специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, утвержденные постановлениями Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС в 1979-1982 г.г., с последующими изменениями и дополнениями.
        • Перечень основных стандартов ССБТ, санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, используемых при аттестации рабочих мест по условиям труда, приведен в приложении № 2 к настоящему Положению;
        • Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденный постановлением Госкомтруда и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. № 298/П-22, с последующими изменениями и дополнениями;
        • Перечень производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, утвержденный постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 7 января 1977 г. № 4/П-1;
        • Постановление Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 16 декабря 1987 г. № 731/П-13 «О порядке бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов рабочим и служащим, занятым на работах с вредными условиями труда»;
        • Списки № 1 и №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденные постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10, введенные в действие на территории Российской Федерации с 1 января 1992 г. постановлением Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 г. № 517.
        • Результаты аттестации используются в целях:

        • планирования и проведения мероприятий по охране и условиям труда в соответствии с действующими нормативными правовыми документами;
        • сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда;
        • обоснования предоставления льгот и компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда, в предусмотренном законодательством порядке;
        • решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, установления диагноза профзаболевания, в том числе при решении споров, разногласий в судебном порядке;
        • рассмотрения вопроса о прекращении (приостановлении) эксплуатации цеха, участка, производственного оборудования, изменении технологий, представляющих непосредственную угрозу для жизни и (или) здоровья работников;
        • включения в трудовой договор (контракт) условий труда работников;
        • ознакомления работающих с условиями труда на рабочих местах;
        • составления статистической отчетности о состоянии условий труда, льготах и компенсациях за работу с вредными и опасными условиями труда по форме N 1-Т (условия труда);
        • применения административно-экономических санкций (мер воздействия) к виновным должностным лицам в связи с нарушением законодательства об охране труда.
        • Организации, проведшие аттестацию своих рабочих мест по условиям труда, имеют право на получение скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

          Размер такой скидки рассчитывается территориальным органом Фонда социального страхования РФ, но не может превышать 40%.

          Для получения скидки к страховому тарифу нужно представить в территориальный орган ФСС РФ:

          1. Заявление
          2. Данные о результатах аттестации рабочих мест Вашей организации по условиям труда по состоянию на 1 января текущего года (подаются сводная ведомость и протокол аттестационной комиссии)
          3. Данные о результатах медицинских осмотров работников Вашей организации за прошлый год;
          4. Порядок получения скидки к страховому тарифу определен в постановлениях Правительства России и ФСС РФ:

          5. Постановление Правительства РФ от 06.09.2001 г. №652
          6. Постановление ФСС РФ от 22.03.2002 г. №32
          7. Постановление ФСС РФ от 05.02.2002 г. №11
          8. Аттестация рабочих мест по условиям труда — это важнейшая составляющая системы управления охраной труда в организации.

            Аттестация рабочих мест по условиям труда – мероприятие обязательное. Она должна проводится не реже одного раза в пять лет с момента проведения последних измерений.

            Отвечает за ее проведение руководитель организации (п.5.8 Положения). Федеральным законом от 30.03.99 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрена административная ответственность руководителей, а также самого юридического лица за невыполнение требований к условиям труда (п.4 ст.55 закона). Штраф — от 20 до 30 минимальных зарплат для руководителя и от 200 до 300 минимальных зарплат для фирмы организации.

            Также статьей 5.27 КоАП РФ за непроведение аттестации предусматривается ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда.:

            Статья 5.27. Нарушение законодательства о труде и об охране труда

            1. Нарушение законодательства о труде и об охране труда — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. (в редакции Федеральных законов от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 20.04.2007 N 54-ФЗ, от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

            2. Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение — влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет (в редакции Федерального закона от 09.05.2005 N 45-ФЗ).

            Помните, что, если руководитель не выполнит в установленный срок предписание государственного инспектора труда о проведении аттестации, его могут наказать по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ, то есть назначить штраф от 5 до 10 минимальных зарплат.

            Порядок проведения аттестации рабочих мест

            Опубликовано: 28.12.2012 Рубрика: Статьи Автор: Единый Стандарт

            С 1 января 2014 года аттестация рабочих мест по условиям труда заменена на специальную оценку условий труда в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» № 426-ФЗ от 28.12.2013 г. Об изменениях в порядке процедуры можно узнать здесь.

            Современные производственные процессы представляются немыслимыми без охраны труда. Охрана труда является системой, которая регулирует процессы на производственных объектах, разрабатывает действенные методы и меры по защите безопасности человека. Одним из таких методов выступает аттестация рабочих мест (АРМ, – ред.). Являясь действенной формой контроля над условиями труда, АРМ предусматривает качественный анализ и экспертизу рабочих мест. Благодаря ей, раскрываются не только несоответствия требованиям основных нормативных законодательных актов, но и реализуется совокупность мероприятий по улучшению состояния условий в организации.

            Процесс проведения АРМ регулируется Приказом Минздравсоцразвития РФ № 342н от 26 апреля 2011 года. Приказ вступил в силу с 1 сентября 2011 года. Порядок, или как его еще называют новые правила, отражает все вопросы деятельности работодателей по проведению АРМ. С помощью него определяется схема проведения оценки условий труда.

            Аттестация обязательная для всех организаций. Ей подлежат все рабочие места, начиная от руководителя и заканчивая работниками, выполняющими низкоквалифицированные работы (уборщицы, подсобные рабочие и т.д.). «С 12.12.2012 г. произошли изменения, подробнее читайте здесь.» Отметим, что аттестация проводится для отдельного рабочего места, но не для специальности. Ни профессии, ни конкретные должностные лица объектом аттестации не являются, но влияют на количество рабочих мест.

            Порядок АРМ включает в себя семь разделов:

          9. Общие положения (определены основные цели и задачи проведения аттестации, обязанности по проведению аттестации, обоснована необходимость использования полученных результатов в дальнейшем ведении хозяйственной деятельности);
          10. Порядок подготовки к проведению АРМ по условиям труда (данный этап считают подготовительным, так как определяется состав аттестационной комиссии, ее обязанности и права по отношению к проведению процесса, график проведения работ по аттестации, утверждается приказ о начале проведения работ по АРМ на предприятии);
          11. Порядок проведения оценки соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (данный раздел подразумевает анализ условий труда на соответствие гигиеническим нормативам, определение травмоопасности и обеспеченности средствами коллективной защиты, комплексную оценка состояния на рабочем месте);
          12. Особенности проведения аттестации отдельных видов рабочих мест (к отдельным видам относят аналогичные (идентичные места) и нестационарные (с территориально меняющимися зонами) рабочие места, определяются особенности их аттестации);
          13. Порядок оформления результатов АРМ по условиям труда (приводится последовательность содержания документов, входящих в отчет об аттестации, их последующая передача в контрольно-надзорные органы по охране труда);
          14. Порядок проведения внеплановой АРМ по условиям труда (приведены условия проведения повторной аттестации в организации, их порядок проведения);
          15. Заключительные положения (определены ответственные лица за проверку полученных результатов в субъектах РФ).

          Порядок проведения АРМ содержит также приложения, в которых даются конкретные бланки необходимых документов для аттестации, даются подробные рекомендации по заполнению данных форм.

          Аттестация должна проводиться для рабочих мест в соответствии с определенным порядком. Все полученные результаты и сведения должны соответствующим образом влиять на итоговое решение контрольных органов о правомерности проведенной аттестации.

          Условно проведение аттестации делится на три этапа: организационный, оценочные работы на рабочих местах, завершение аттестации и оформление документации. Значение и сущность каждого этапа определяет данный Порядок. Подробнее с тем, как проводится АРМ, каковы основные действия на каждом этапе, Вы можете узнать в материале: «Проведение аттестации рабочих мест».

          Таким образом, проверка условий труда на рабочих местах включает несколько контрольных процедур, которые предусматривают проведение различных оценок и подготовку итогового пакета документов. Новый порядок АРМ позволил сделать процедуру строго структурированной. Ранее, конечно же, также существовала определенная структура, но Приказ № 342 о порядке проведения АРМ, помимо того, что разграничил права и обязанности ответственных за ее проведение, главный акцент делает все же на объективность полученных результатов и ответственность за них.

          Смотрите так же:

          • Разводы при покупке квартиры Схемы обмана при купле-продаже недвижимости Покупателям, продавцам недвижимости Александр Захаров, 2004-2018 По данным Росреестра, за 2016 год признаны недействительными 6% сделок с недвижимостью. Даже если предположить, что не все эти сделки признаны […]
          • Закон о начислении пенсии с 2018 года Какой минимальный стаж нужен для минимальной пенсии в 2018 году? Порядок начисления пенсий в РФ базируется на нескольких основных показателях, одним из которых является трудовой стаж. Для каждого из показателей определено «пороговое» значение, при […]
          • За что возвращают подоходный налог Возврат подоходного налога, налоговые льготы и вычеты 2018 Как известно, основная ставка подоходного налога в 2018 году, как и прежде, будет составлять 13%, и на основании нее будет происходить расчет и уплата НДФЛ. Но есть ряд случаев, когда плательщик […]
          • Правила в центр занятости Правила получения статуса безработного Ситуация потери работы негативно воздействует на человека. Практическую помощь в адаптации на современном рынке труда государство реализует посредством оказания государственных услуг Центрами занятости населения на […]
          • Заявление в жкх образец ремонт Как написать заявление в ЖКХ от жильцов с претензией к услугам: образец документа и нюансы оформления Любое нарушение пунктов соглашения между жителями и УК (статья 162 ЖК РФ). Некачественное предоставление услуг. Например, подача отопления прерывается, […]
          • Тк рф срочный трудовой договор увольнение Заключение срочного трудового договора ТК РФ дает право работодателям оформлять срочные трудовые договоры. Но делать это можно только при наличии оснований, указанных в законодательстве. То есть руководство предприятие не может заключить временный трудовой […]
          • Благоприятный регион россии для проживания Рейтинг городов России по уровню жизни в 2017 году 21 век только начался, а Россия уже успела перенести 3 грандиозных экономических потрясения. Вот и теперь мы ждем, когда наступит улучшение, и наш капризный «господин ВВП» (речь о валовом продукте!) […]
          • Страховка мигранты Страхование Мигрантов для работы в России Медицинский полис ДМС не только является официальным разрешающим документом на право пребывания в Российской Федерации иностранцев, но и позволяет получать медицинские услуги в частных и государственных […]