Правила безопасности при неблагоприятной экологической обстановке

4.2. Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке

Изменения, происходящие в окружающей среде в результате жизнедеятельности человека, непосредственно влияют на состояние его здоровья. Известно, что под воздействием окружающей среды в организме могут происходить изменения генов 1 (мутации). Этот процесс называется мутагенезом, он постоянно происходит в организме. В условиях нарастающего загрязнения окружающей среды он ускоряется и с определенной для каждого конкретного случая вероятностью может выйти из-под контроля. Если это произойдет в клетке тела, то она может стать родоначальницей злокачественной опухоли. Этот процесс называют канцерогенезом (от лат. cancer — рак). Если мутация произойдет в половой клетке или в клетке развивающегося зародыша, то такая «вышедшая из-под контроля» клетка может привести к развитию у ребенка наследственного заболевания или врожденного уродства.

Вещества и факторы, изменяющие нормальную структуру генов, носят название мутагенов.

Мутагены — это физические и химические факторы, вызывающие наследственные изменения — мутации. Мутагенным действием обладают ионизирующие (например, рентгеновские и ультрафиолетовые лучи) и неионизирующие (например, токи сверхвысокой частоты) излучения, различные природные и получаемые искусственно химические соединения. Установлено, что ни одно вещество не оказывает влияния на клетки организма само по себе, но всегда действует в совокупности с другими веществами и физическими факторами. Мутагены способствуют образованию в организме свободных радикалов.

Попав в организм, мутаген испытывает влияние множества веществ — компонентов пищи, гормонов, продуктов обмена веществ, ферментов. Одни из них усиливают действие мутагена, другие уменьшают и даже исправляют поврежденный ген. Организм активно борется с мутагенами, локализуя их вредное воздействие. Однако постоянное ухудшение экологической обстановки приводит к снижению защитных свойств организма и его способности сопротивляться мутагенам.

В нашем организме на биохимическом уровне постоянно протекают тысячи различных реакций. Во многих из этих реакций в процессах окисления участвуют свободные радикалы. В клетках организма всегда присутствует какое-то количество свободных радикалов. Свободные радикалы — активные соединения кислорода, молекулы со свободным электроном, обладающие повышенной способностью к взаимодействию с другими молекулами. Свободные радикалы необходимы для осуществления нормального процесса обмена веществ и энергии в организме.

Однако когда их становится много в организме, нарушается естественный окислительно-восстановительный процесс. В результате свободные радикалы начинают взаимодействовать не с теми молекулами, с которыми это необходимо для нормальной жизнедеятельности клетки. В результате клетки начинают хуже работать, а это способствует развитию различных заболеваний (нарушения работы сердечно-сосудистой системы, центральной нервной системы, нарушение процессов пищеварения и онкологические заболевания).

Установлено, что образование излишнего количества свободных радикалов происходит при загрязнении окружающей среды. Этому способствует попадание в легкие вместе с воздухом выхлопных газов автомобилей, табачного дыма, мельчайших частиц асбестовой пыли. Усиленному образованию свободных радикалов способствует ионизирующее излучение и попадание внутрь организма различных химически опасных веществ.

Организм обладает немалыми возможностями для борьбы со свободными радикалами, но до определенного уровня. Когда экологическая обстановка ухудшается и растет уровень загрязнения окружающей природной среды, то для усиления возможностей организма противостоять этому ему необходима помощь извне, определенное увеличение в организме веществ (антиоксидантов), которые помогали бы ему локализовать действия излишних свободных радикалов.

К таким веществам относятся некоторые витамины и микроэлементы. В последнее время медики пришли к выводу, что из множества антиоксидантов, содержащихся в продуктах и с помощью которых можно усилить защиту организма от излишнего количества свободных радикалов, особенно важны витамины А, С, Е.

Витамин А содержится в продуктах животного происхождения (сливочное масло, яичный желток, печень). Во многих растительных пищевых продуктах (морковь, шпинат, салат, петрушка, абрикос и др.) содержится каротин. В организме из каротина образуется витамин А. Он обеспечивает нормальный рост, участвует в образовании зрительных пигментов, регулирующих темновую адаптацию глаза, нормализует обменные процессы в коже, тканях печени и других органах.

Витамин Е содержится в зеленых частях растений, особенно в молодых ростках злаков. Богаты витамином растительные масла (подсолнечное, хлопковое, кукурузное, арахисовое, соевое). Витамин Е является антиокислителем, препятствующим развитию процесса образования в большом количестве опасных для организма свободных радикалов, нормализует обмен веществ мышечной ткани.

Витамин С содержится в значительных количествах в продуктах растительного происхождения (плоды шиповника, капуста, черная смородина, лимоны, апельсины и другие фрукты и ягоды). Он участвуют в окислительно-восстановительных процессах, свертывании крови, углеводном обмене и восстановлении тканей.

Запомните!
Все витамины усваиваются наиболее полно, если их употреблять в комплексе. При этом необходимо иметь в виду, что предпочтительнее наборы природных поливитаминов, встречающиеся в продуктах

Приведем набор наиболее доступных продуктов растительного происхождения, содержащих витамины А, Е, С.

Отметим, что значительного снижения уровня загрязнения окружающей нас природной среды в ближайшем будущем вряд ли можно ожидать. Тем более важно снизить отрицательное влияние загрязнения на здоровье человека, внося соответствующие изменения в свой образ жизни, повысив общую культуру в области экологической безопасности.

В этой связи можем предложить вам на ваше решение три варианта поведения в повседневной жизни в условиях не совсем благоприятной экологической обстановки.

Первое направление — это расширение возможностей вашего организма противостоять различным опасным для здоровья веществам и факторам окружающей среды, которое можно достичь за счет увеличения в различных пределах в ежедневном пищевом рационе продуктов, содержащих витамины А, С и Е.

Витамин А — бета-каротин играет большую роль в антиоксидантной защите клеток. Бета-каротин способен нейтрализовать активные формы кислорода и тем самым защитить от разрушения иммунные клетки. Не менее важен в системе защиты и витамин С (аскорбиновая кислота), который защищает нас от рака. Кроме того, витамин С предотвращает разрушение ферментов 2 свободными радикалами.

Витамин Е, присутствуя в организме в достаточном количестве, защищает клеточные мембраны от действия свободных радикалов. Он останавливает цепную реакцию окисления, вызванную свободными радикалами, и тем самым продлевает жизнь клеток.

Второе направление — это желание каждого человека внести посильный вклад в сохранение окружающей природной среды. Для этого прежде всего необходимо сформировать в себе потребность и личную ответственность за сохранение окружающей природной среды, а начинать надо с дома (квартиры), улицы и города, где вы живете. Посмотрите другими глазами на среду, непосредственно окружающую вас, и определите, соответствует ли ее гигиеническое состояние нормам здорового образа жизни. Пластиковые бутылки, банки из-под пива, окурки и другие бытовые отходы на улицах, в скверах и парках, в местах временного отдыха на природе (лесная поляна, берег водоема и др.) — все это дело наших рук. Похоже, мы привыкли жить в своих отходах, но надо понять, что наше здоровье напрямую зависит от чистоты дома, наших улиц и городов.

Запомните!
Культура экологической безопасности начинается с выработки в себе внутренних запретов разбрасывать отходы своей жизнедеятельности вокруг.

Если вы будете внутренне не способны выбросить под ноги пустую пластиковую бутылку, упаковку из-под продуктов и т. д., то с большой вероятностью во взрослой жизни не допустите сбрасывания промышленных отходов в атмосферу и в воды, нарушая соответствующие запреты.

Внимание!
Кроме привычки поддерживать доступными способами чистоту окружающей среды, необходимо воспитывать в себе экономное отношение в расходовании в быту электроэнергии, воды и газа. Это тоже способствует сохранению окружающей природной среды, так как если снижается потребление, то снижается производство, а значит, и выбросы.

Если вы прониклись чувством ответственности за сохранение окружающей среды, постарайтесь в этом убеждать окружающих. Это необходимо для того, чтобы сохранить нашу планету Земля для следующих поколений; так как для этого нужны усилия всех живущих на ней людей.

Третье направление — это умение в повседневной жизни избегать мест, где концентрация вредных веществ превышает установленные нормы.

Это должен знать каждый

Приведем несколько наиболее характерных рекомендаций.

  • Если ваш дом находится рядом с территорией промышленных объектов, то, для того чтобы проветрить помещение, необходимо учитывать направление ветра. Если ветер дует от промышленной зоны, окна лучше держать закрытыми.
  • Не следует ходить пешком вдоль автомобильных магистралей с интенсивным движением транспорта, особенно если ветер дует со стороны автомагистрали.
  • Для прогулок и занятий физической культурой лучше выбирать место в парке, сквере или лесопарке.
  • Купаться можно только в установленных местах, где состояние воды проверено и не опасно для здоровья.
  • Особо хочется подчеркнуть необходимость воспитания в себе невосприятия наркотических веществ (курение, употребление алкоголя и наркотиков).

    О том, что это наносит непоправимый вред здоровью, слышали все. Беда в том, что в настоящее время сформировался не свойственный здоровому человеку стиль поведения. Банка пива и сигарета стали основными атрибутами этого стиля. Конечно, каждый человек волен выбрать свой стиль поведения сам, но в то же время каждому индивидуально придется расплачиваться своим здоровьем за него. За все приходится платить. В обстановке, когда окружающая природная среда постоянно загрязняется различными вредными веществами и факторами, добровольно усугублять обстановку, отрицательно влияющую на здоровье, разумный человек не должен. Но выбор за вами.

    Запомните!
    Начать курить просто, бросить трудно (почти невозможно).

    Последняя рекомендация касается количества времени, проводимого за компьютером и у телевизора. Необходимо не нарушать установленные нормы, и чем меньше вы проводите времени у телевизора или за компьютером, тем лучше.

    В заключение отметим, что все человечество ищет пути, как предотвратить экологический кризис и сохранить планету Земля для будущих поколений людей. Будем надеяться, что разум победит. Но в то же время и каждый из вас не должен оставаться сторонним наблюдателем. Каждый должен стремиться охранять окружающую природную среду и бережно относиться к своему здоровью как к личной, так и к общественной ценности.

    1. Какое влияние оказывает загрязнение окружающей среды на биохимические процессы, происходящие в организме человека?
    2. Какие вещества способствуют нормализации окислительно-восстановительных процессов в организме человека?
    3. Употребление каких продуктов питания расширяет защитные возможности организма при неблагоприятной экологической обстановке?
    4. Какие правила поведения в повседневной жизни способствуют сохранению окружающей природной среды?
    5. Какие меры безопасности целесообразно соблюдать в местах с неблагоприятной экологической обстановкой?

    Подберите по своему вкусу набор продуктов, в которых присутствуют витамины А, С, Е. Вместе с родителями продумайте, как разумно внедрить их в рацион питания. Свои пожелания по использованию витаминов и оценку их влияния записывайте в дневник безопасности.

    1 Ген — единица наследственной информации.

    2 Ферменты — специальные биологические катализаторы, присутствующие в живых организмах и способные во много раз ускорять протекающие в них химические реакции.

    Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке. 8-й класс

    Цель: Формировать у обучающихся навыки безопасного поведения в экологически-неблагоприятной обстановке через использование интерактивных методов, как средства развития ключевых компетентностей.

    Образовательная:

    • раскрыть сущность и особенности экологической культуры;
    • сформировать понятия «мутагены» «свободные радикалы»;
    • дать представление о положительном влиянии витаминов на организм.

    Развивающая:

    • развитие информационной и коммуникативной компетентности обучающихся.
    • Воспитательная:

      • воспитание ценностного отношения к окружающей среде и к своему здоровью, толерантного отношения друг к другу в процессе работы в группах.
      • Тип урока: открытие новых знаний

        Вид урока: интерактивный по способам деятельности, интегрированный по содержанию

        Основные методы и приёмы: выявление и постановка проблемы, работа над заданиями проблемного характера, изучение и анализ материала, побуждающий и подводящий диалог, аналитическая беседа, обобщение, интерактивные методы, игровые приёмы

        Формы работы:

        • самостоятельная работа с источниками информации (иллюстрации, текст);
        • работа в группах;
        • игра.
        • 1. Технические средства обучения: компьютер, проектор, экран

          — Дидактические материалы (Приложение)

          — Учебник ОБЖ, 8 класс, А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников,М., «Просвещение», 2011г.;

          1. Организационный этап (настрой на работу).

          2. Этап подготовки к предстоящей работе (мотивация-создание проблемной ситуации).

          3. Представление необходимой информации.

          4. Применение информации, интерактивные упражнения.

          5. Домашнее задание.

          6. Подведение итогов (закрепление материала в игровой форме, рефлексия).

          1) учащиеся узнают сущность и особенности экологической культуры поведения;

          2) у учащихся развиваются навыки информационной и коммуникативной компетентности;

          3) учащиеся смогут осмыслить необходимость толерантного отношения друг к другу в ходе работы в группах.

          1. Организационный этап

          Настрой учащихся на работу (аутотренинг).

          Проверка готовности к уроку

          Рассаживаются для работы в группах, согласно тому, как были поделены накануне (берутся за руки, чтобы почувствовать себя командой — настрой на работу).

          2. Мотивация и формулирование темы урока

          Слайд №1 Приём «Ассоциация» Заполнить схему представленную на слайде

          — Молодцы! А сейчас давайте вместе подумаем, почему мы начали наш урок с этого вопроса?

          — Смогли ли мы назвать все необходимые качества экологически культурного человека?

          — О чём мы будем говорить сегодня на уроке?

          — Попробуйте сформулировать тему урока.

          Слайд №2 Открывает тему урока на слайде.

          Заполняют схему (Приложение 1), озвучивают результат ассоциации классу.

          Скорее всего, нет. Схема получилась неполная. Для того чтобы быть экологически культурным человеком надо знать как вести себя в окружающей обстановке, чтобы не навредить своему здоровью, здоровью окружающих людей и природной среде.

          Пытаются определить тему урока.

          Ученики формулируют и записывают тему:

          «Безопасное поведение при неблагоприятной экологической обстановке».

          3.Предоставление необходимой информации, актуализация знаний

          Слай №3 Разделите предложенные вам иллюстрации на группы и аргументируйте ваш ответ.

          — В итоге работы групп мы пришли к выводу, что все иллюстрации можно разделить на группы:

          • загрязнение почвы
          • загрязнение воды
          • загрязнение воздуха
          • Слайд №4 Верная классификация

            Ответьте на вопросы:

            — Это естественные загрязнения природы?

            — Как сказывается загрязнение окружающей среды на здоровье человека?

            — Что же такое неблагоприятная экологическая обстановка. Сформулируйте определение понятия

            Слайд №5 для проверки Неблагоприятная экологическая обстановка это загрязненная окружающая среда, вызванная деятельностью человека и отрицательно влияющая на его здоровье

            — Какие факторы определяют экологическую обстановку в районе вашего проживания (см. Новоуральский городской округ):

            — по загрязнению почвы?

            — по загрязнению воды?

            — по загрязнению воздуха?

            — учитель дополняет ответы учащихся:

            Загрязнение почв: удобрения, пестициды, применяемые в сельском хозяйстве, а также ртуть, свинец от промышленных предприятий

            Загрязнение воды: основное загрязнитель — нефть и нефтепродукты, синтетические моющиеся вещества, сбросы промышленных предприятий, термическое загрязнение и т.д.

            Загрязнение воздуха: выхлопные газы транспорта, вредные газы азота, серы, зола, сажа, волокна асбеста и т.д.

            Слайд № 6 Демонстрация мутаций в живом мире

            — Под воздействием химических и физических факторов окружающей среды (вывешивается понятие на доску) в организме возникают изменение генов — мутации (вывешивается понятие на доску). Если это произойдет в клетке тела, то может развиться рак, если мутация произойдет в клетке развивающегося зародыша, то у ребенка могут развиться врожденные уродства. Вещества и факторы среды, изменяющие нормальную структуру гена и вызывающие мутации, называются мутагены (вывешивается понятие на доску).

            Можем ли мы предложить варианты снижения отрицательного влияния загрязнения на здоровье человека, повысив культуру в области экологической безопасности?

            Для подтверждения выдвинутых гипотез применяется прием «Пометки на полях» (Приложение 2):

            — Уважаемые, участники групп. Перед вами лежит конверт, в нём находится важная информация и план работы. У вас есть 5 минут на выполнение задания. Удачи!

            Итак, все готовы? Внимательно слушаем результаты работы групп.

            По итогам работы групп сделайте общий вывод, ответив на вопросы:

            — Что должен знать каждый, чтобы снизить отрицательное влияние загрязнений среды на здоровье человека.

            Работают с иллюстрациями, находят аргументы в защиту своего мнения. Озвучивают результат работы группы.

            — Это загрязнения окружающей среды в результате деятельности человека

            — Любое загрязнение окружающей среды отрицательно сказывается на здоровье человека.

            Неблагоприятная экологическая обстановка это загрязненная окружающая среда, вызванная деятельностью человека и отрицательно влияющая на его здоровье

            Отвечают на вопросы, определяя неблагоприятные экологические факторы своего места проживания.

            Соглашаются, предлагают гипотезы снижения отрицательного влияния загрязнения на здоровье человека.

            Рассматривают и анализируют представленную информацию. Работают в соответствии с планом.

            Представляют и аргументируют свою точку зрения.

            Делают вывод и записи в тетрадь, результаты работы вывешивают на доску (создается общий свод правил безопасного поведения человека в неблагоприятной экологической обстановке)

            4. Применение информации, интерактивные упражнения

            Детям представлены иллюстрации. Задача ребят найти объекты не экологической культуры.

            Попробуйте сделать вывод по итогам нашей игры

            Творческая игра «Окружность»

            Перед группой лежит изображение в виде окружности. Ваша задача за 5 минут, включив всю свою фантазию, доработать это изображение, создав плакат, лозунг, призыв, листовку на экологическую тематику. Всем понятно задание? Начали!

            А теперь постараемся решить задачу:

            Почему нельзя собирать грибы вблизи автомагистралей.

            Игра «Юный диетолог»

            Выбрать продукты (из предложенных) для приготовления обеда человеку, занимающемуся физической работой на химическом предприятии.

            Записывают в тетрадь объекты не экологической культуры.

            Анализируют иллюстрации, высказывают своё мнение

            Работают над созданием произведения, вывешивают на всеобщее обозрение.

            Предлагают варианты решение данной задачи, например:

            — В выхлопных газах содержится большое количество свинца, грибы как губка впитывают соли тяжелых металлов, в том числе и соли свинца, которые попали в почву, поэтому на расстоянии 1500 м от крупных автомагистралей нельзя собирать грибы и растения

            Слайд №8 демонстрируется заполненная схема

            Правила безопасного поведения при неблагоприятных экологических условиях

            Предварительный просмотр:

            Подписи к слайдам:

            Правила безопасного поведения при неблагоприятных экологических условиях.

            Неблагоприятная экологическая обстановка это — загрязнённая окружающая среда, вызванная деятельностью человека и отрицательно влияющая на его здоровье.

            Мутагены — это физические и химические факторы, вызывающие наследственные изменения — мутации. Свободные радикалы — это активные соединения кислорода, молекулы со свободным электроном, обладающие повышенной способностью к взаимодействию с другими молекулами.

            Свободные радикалы – это очень активные молекулы, у которых есть свободное место для электронов, и это место они стремятся заполнить, отняв электрон у других молекул. Ферменты – это вещества, без которых невозможно течение множества процессов в организме. На самом деле, ферменты принимают участие не только в переваривании пищи, но и в работе центральной нервной системы, в процессах роста новых клеток.

            Правила поведения в не совсем благоприятных условиях: Первое направление — расширения возможностей вашего организма противостоять различным опасным для здоровья веществам и факторам окружающей среды, которое можно достичь за счёт увеличения в различных пределах в ежедневном пищевом рационе продуктов, содержащих витамины А,С,Е.

            Второе направление — это желание каждого человека внести посильный вклад в сохранение окружающей природной среды. Третье направление — это умение в повседневной жизни избегать мест, где концентрация вредных веществ превышает установленные нормы.

            Если ваш дом находится рядом с территорией промышленных объектов, то для того чтобы проветрить помещение, необходимо учитывать направление ветра. Если ветер дует от промышленной зоны, окна лучше держать открытыми. Не стоит ходить пешком вдоль автомобильных магистралей с интенсивным движением транспорта, особенно если ветер дует со стороны автомагистрали. Для прогулок и занятий физической культурой лучше выбирать место в парке. Купаться можно только в установленных местах, где состояние воды проверено и не опасно для здоровья.

            Конспект урока по ОБЖ на тему «Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке» (8 класс)

            Успейте воспользоваться скидками до 60% на курсы «Инфоурок»

            Тема: Правила безопасного поведения
            при неблагоприятной экологической обстановке.

            Цель: Сформировать у учащихся устойчивое убежде­ние в необходимости сохранять окружающую природную среду и беречь личное здоровье.
            Изучаемые вопросы:

            Расширение возможностей организма человека противо­стоять опасным факторам окружающей среды.

            Снижение вредного воздействия на организм человека неблагоприятных факторов окружающей среды.

            Формирование потребности в сохранении окружающей природной среды.

            Оборудование: персональный компьютер, принтер, мультимедийный проектор, плакаты, электронное учебное пособие по ОБЖ, web -ресурсы, учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» А. Т. Смирнова, Б. О. Хренникова для 8 класса.

            Тип урока: комбинированный.

            I . Организационный момент. (2 мин.)

            Преподаватель приветствует класс, преподаватель предлагает подготовиться к проверке домашнего задания.

            II . Повторение изученного материала,
            проверка домашнего задания. (7 мин.)
            Преподаватель: сегодняшний урок посвящён правилам безопасного поведения в условиях неблагоприятной экологической обстановки. Но сначала давайте вспомним, что такое природная среда и каковы основные источники её загрязнения.
            Итак, что такое природная среда? (Природная среда – это совокупность объектов и систем окружающего мира, не созданных человеком).
            А каким, в основном, образом человек использует природную среду? Что при этом происходит? (Как источник ресурсов, при этом накапливаются различные отходы).
            Назовите понятие, которым определяют степень загрязнения окружающей среды.
            (ПДК – предельно допустимая концентрация. Определяет концентрацию вредного вещества, которая при длительном воздействии на организм не приводит к заболеваниям).
            Вспомним основные источники и загрязнители атмосферы. (Предприятия энергетики, промышленные предприятия, транспорт. Газообразные – оксиды углерода, серы, азота. Твёрдые (взвесь) – сажа, зола, пыль).
            Назовите основные источники и загрязнители почвы. (Отходы промышленности, содержащие тяжёлые металлы, например, ртуть, сельхозпредприятия, использующие различные химикаты, соединения свинца, содержащиеся в выхлопных газах транспортных средств, радиоактивные отходы промышленных и научно — исследовательских предприятий, а также возникающие при авариях на АЭС).
            Каким образом происходит загрязнение водной среды? Какие основные виды загрязнения вы знаете? (Основными загрязнителями водной среды являются нефтепродукты при аварийных розливах и естественных выходах в местах залегания. Также значительное загрязнение происходит из-за сброса промышленных отходов, стоков сельскохозяйственных химикатов, промышленных и бытовых стоков детергентов — синтетических моющих веществ. Ещё водные ресурсы подвергаются термическому загрязнению).
            К каким, в целом, последствиям ведёт загрязнение окружающей среды? Сделаем общий вывод. (Ухудшаются условия жизнедеятельности, растёт количество заболеваний, при дальнейшем росте загрязнения наша планета станет непригодной для жизни).

            III . Изложение нового учебного материала. (20 мин.)
            Преподаватель: Мы пришли к выводу, что загрязнение окружающей среды может привести к катастрофическим последствиям для всей цивилизации. На сегодняшнем уроке мы подробнее рассмотрим механизмы воздействия на человека негативных факторов в условиях неблагоприятной экологической обстановки и определим правила безопасного поведения в таких условиях.
            Запишите в тетради дату и тему урока. Как вы уже знаете, экология – это наука о взаимоотношениях организмов с окружающей средой обитания. Поэтому изменения, происходящие в окружающей среде, непосредственно влияют на человека, на его здоровье. Под воздействием неблагоприятных факторов может произойти изменение информации, заложенной в генах, то есть, повлиять на наследственность, на будущие поколения. Этот про­цесс называется мутагенезом, он постоянно происходит в организме, но под контролем иммунной (защитной) системы организма. При нарастающем загрязнении окружающей среды мутагенез ускоря­ется и может выйти из-под контроля. Если это произойдет в клетке тела, то она может стать родоначальницей злокачественной опухоли. Этот процесс называют канцерогенезом. Если мута­ция произойдет в половой клетке или в клетке развивающегося заро­дыша, то такая клетка может привести к развитию у ребёнка наследственного заболевания или врожденного уродства.

            Вещества и факторы, изменяющие нормальную структуру генов, носят название мутагенов. Запишите определение: Мутагены — это физические и химические факторы, вызывающие наследственные изменения — мутации. Мутагенным действием обла­дают различные излучения, например, рентгеновские и ультрафиолетовые лучи, токи

            сверхвысокой частоты, например, излучение радиолокатора, микроволновой печи (при повреждённой защите), базовой станции сотовой связи, мобильного телефона, кинескопа телевизора. Мутагенным действием обладают многие химические вещества, содержащиеся в естественной природной среде и создаваемые в техносфере. При попадании в организм ни одно вещество не оказывает влияния на клетки организма само по себе, а всегда действует в совокупности с другими веществами и физическими факторами. В нашем организме постоянно протека­ют тысячи различных реакций. Поэтому, попав в организм, мутаген испытывает влияние множества ве­ществ — компонентов пищи, гормонов и так далее. Одни из них усиливают действие мутагена, другие умень­шают и даже исправляют поврежденный ген. Организм активно борется с мутагенами, стремясь уменьшить их вредное воздействие. Однако, при постоян­ном ухудшении экологической обстановки происходит снижение за­щитных свойств организма и его способности защищаться. Мутагены способ­ствуют образованию в организме так называемых свободных радикалов. Свобод­ные радикалы соединения кислорода, очень активные молекулы, обладающие высокой способностью взаи­модействовать с другими молекулами. Свободные радикалы необходимы для нормального процесса обмена веществ и энергии в организме.

            Если же их становится слишком много в организме, они начинают взаимодействовать не с теми молекулами, с которыми это необходимо для нормальной жизнедеятельности клет­ок. В результате клетки начинают неправильно работать, а из-за этого возникают разные заболевания (нарушения работы сердечнососудистой системы, центральной нервной системы, нарушение процессов пищеварения и онкологические заболевания). Учёные установили, что образование лишних свободных радикалов происходит при попадании в лёгкие вместе с воздухом выхлопных газов автомобилей, табачного дыма, мельчайших частиц асбестовой пыли, при облучении различными видами излучения. Организм обладает большими возможностями для борьбы со сво­бодными радикалами, но не бесконечными. Когда экологиче­ская обстановка ухудшается и уровень загрязнения окружаю­щей природной среды начинает стабильно превышать ПДК, то для усиления возможностей организма про­тивостоять этому ему необходима помощь, увеличение в организме веществ, которые помогали бы ему справиться с действием излишних свободных радикалов. Такие вещества называются
            антиоксидантами, то есть — препятствующие окислению.

            К антиоксидантам относятся в частности, некоторые витамины и микроэлемен­ты. Из множества ан­тиоксидантов, содержащихся в продуктах и с помощью которых можно усилить защиту организма, особенно важны витамины А, С, Е.

            Витамин А содержится в продуктах животного происхождения. Это — сливочное масло, яичный желток, печень, а также во многих растительных пищевых продуктах — морковь, шпинат, салат, петрушка, абрикос и ряд других, содержащие каротин.

            В организме из каротина образуется витамин А. Он обеспечивает нормальный рост, участвует в образовании зритель­ных пигментов, нормализу­ет обменные процессы в коже, тканях печени и других органах.

            Витамин Е содержится в зеленых частях растений, особенно в мо­лодых ростках злаков. Богаты витамином растительные масла — под­солнечное, хлопковое, кукурузное, арахисовое, соевое. Витамин Е препятствует образо­ванию в большом количестве опасных для организма свободных радикалов, нормализует обмен веществ мышечной ткани.
            Витамин С содержится в значительных количествах в продуктах растительного происхождения — плоды шиповника, капуста, черная смородина, лимоны, апельсины и другие фрукты и ягоды. Он участву­ют в окислительно-восстановительных процессах, свертывании крови, углеводном обмене и восстановлении тканей. Витамин С пре­дотвращает разрушение ферментов свободными радикалами, защищает от рака.
            Ферменты — биологические вещества, способные во много раз ускорять биохимические реакции.

            Необходимо помнить — витамины усваиваются наиболее полно, если их употреблять в комплексе. При этом необходимо иметь в виду, что предпочтительнее наборы природных поливитаминов, встречающиеся в продуктах. Обратите внимание на набор наиболее доступных продуктов растительного происхождения, содержащих витамины А, Е, С.

            К сожалению, значительного снижения уровня загрязнения окружаю­щей нас природной среды в ближайшем будущем вряд ли можно ожи дать. Тем более важно снизить отрицательное влияние загрязнения на здоровье человека, изменяя образ жизни, повышая общую культуру в области экологической безопасности.
            Однако вы устали и прежде чем мы перейдём к определению правил, давайте проведём физкультминутку.
            Физкультминутка (2 мин).
            Несложные упражнения, которые вы сейчас выполнили, кстати, являются частью правил безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановки и входят в одно из направлений. Итак, первое — усиление возможностей организма противостоять различным опасным для здоровья ве­ществам и факторам окружающей среды, которое можно достичь за счет увеличения в ежедневном пищевом рацио­не продуктов, содержащих витамины А, С и Е. Занятия на свежем воздухе физкультурой или спортом, вообще, высокая двигательная активность. Второе направление — посильный вклад в сохранение окружающей природной среды. Для этого, прежде всего, необходимо сформировать в себе потребность и личную ответственность за сохранение окружающей природной среды, а начинать надо с твоего дома, улицы и деревни, в которой ты живёшь. По­смотрите внимательно на среду, непосредственно окружающую нас. Пластиковые бутылки, банки из-под пива, бытовые отходы всюду. И всё это — дело наших рук! Похоже, мы привыкли жить в своих отходах, но пора понять, что наше здоровье напрямую зависит от чис­тоты дома, наших улиц и городов.

            Культура экологической безопасности начинается с выработки в себе внутренних запретов разбрасывать отходы своей жизнедея­тельности вокруг.
            Кроме привычки поддерживать доступными способами чистоту окружающей среды, необходимо воспитывать в себе экономное отношение в расходовании в быту электроэнергии, воды и газа. Это тоже способствует сохранению окружающей природной сре­ды, так как если снижается потребление, то снижается производ­ство, а значит, и выбросы.
            Третье направление — это умение в повседневной жизни из­бегать мест, где концентрация вредных веществ превышает установ­ленные нормы, либо мест и компаний, где курение, употребление алкоголя и наркотиков считается нормой поведения. О том, что это наносит непоправимый вред здоровью, слышали все. Беда в том, что в настоящее время сформировался несвойст­венный здоровому человеку стиль поведения. Запомните! Начать курить, употреблять алкоголь или наркотики очень просто, бросить — почти невозможно!
            Ещё следует помнить, что чем меньше вы проводите времени у те­левизора или за компьютером, тем лучше. Конечно, каждый человек волен выбрать свой стиль поведения сам, но в то же время каждому придется расплачиваться своим здоровьем за неверный выбор.
            К тому же, здоровье каждого из нас – это часть здоровья всего общества и нашей родной страны. Если вы прониклись чувством ответственности за сохранение окру­жающей среды, постарайтесь в этом убеждать окружающих. Это необ­ходимо для того, чтобы сохранить нашу планету Земля не только для нас самих, но и для будущих поколений.
            IV . Закрепление изученного материала. (9 мин.)
            Преподаватель: У кого есть вопросы по материалу урока? (отвечает на вопросы учащихся). А теперь предлагаю проверить полученные вами на этом уроке знания. Сейчас вы выполните небольшое тестовое задание. Каждый из вас ответит на несколько вопросов – выберет из предложенных вариантов ответа правильный.
            1. Как называются вещества, вызывающие наследственные изменения?
            а) витамины б) мутагены в) ферменты
            2. Какую роль выполняют в организме человека антиоксиданты?
            а) ускоряют биохимические процессы б) защищают от излишних свободных радикалов в) помогают переваривать пищу
            3. Чем являются для организма витамины А, Е, С?
            а) антиоксидантами б) канцерогенами в) ферментами
            4. Употребление каких продуктов питания расширяет защитные воз­можности организма при неблагоприятной экологической обста­новке?
            а) овощей б) шоколада в) чипсов

            5. Что, по вашему мнению, принесёт наибольший урон здоровью?
            а) компьютерные игры б) недосыпание в) курение
            V . Подведение итогов урока. (3 мин.)
            Преподаватель: Итак , на сегодняшнем уроке мы познакомились с правилами, соблюдение которых поможет сохранить здоровье при неблагоприятной экологической обстановке.

            Преподаватель оценивает работу учащихся на уроке, выставляет в классный журнал и дневники оценки.
            VI . Домашнее задание. (2 мин.)

            Изучите § 4.2, начертите в рабочей тетради таблицу со страницы 86.

            Подберите для себя набор продуктов, в которых присутст­вуют витамины А, С, Е. Попросите родителей продумать вместе с вами, как разум­но внедрить их в рацион. Свои выводы запишите в дневник безопасности.

            ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ НЕБЛАГОПРИЯТНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКЕ

            Неблагоприятная экологическая обстановка порождается хозяйственной деятельностью людей и оказывает вредное воздействие, прежде всего на них самих, животный и растительный мир и на окружающую среду в целом.

            Признаки неблагоприятной экологической обстановки — загрязнение почвы, водных ресурсов и атмосферы вредными веществами, разрушение озонового слоя Земли, резкое изменение климата и другие ситуации, которые не только ухудшают условия жизни людей, но и угрожают самой их жизни, их здоровью.

            Наше здоровье в немалой степени зависит от чистоты воздуха, которым мы дышим. Однако в результате хозяйственной деятельности человека окружающая воздушная среда постоянно загрязняется вредными веществами: газами, среди которых наиболее широко распространены окись углерода, диоксид серы и окислы азота; парами углеводородов и кислот; металлами; разнообразной пылью, имеющей органическое и неорганическое происхождение.

            При большом содержании в воздухе газов и пыли (сажи) и застоя воздуха над промышленным районом образуется смог. Особенно опасен он в случае загрязнения воздуха сернистым газом. Он поражает органы дыхания человека и уменьшает их сопротивляемость действию других вредных примесей в воздухе (дыма, грунтовой, асфальтовой и асбестовой пыли).

            Не менее серьезную опасность для здоровья человека представляет и домашний воздух. По данным ученых, сравнивавших воздух в квартирах с загрязненным городским воздухом, оказалось, что воздух в комнатах в 4-6 раз грязнее и в 8-10 раз токсичнее. Это вызвано воздействием свинцовых белил, линолеума, пластиков, синтетических ковров, стиральных порошков, мебели, при изготовлении которой используется много синтетического клеящего вещества, полимеров, красок, лака и др.

            Поэтому для уменьшения вредного воздействия воздуха прежде всего дышите носом. Слизистая оболочка носа с множеством ресничек подобно влажной щетке собирает большую часть вредной пыли, микробов, не пропуская их в легкие. Воздерживайтесь от занятий оздоровительным бегом на городских улицах. Вблизи автомагистралей и заводов, где концентрация вредных веществ в воздухе особенно велика, старайтесь вдохи делать неглубокие и поверхностные. Сельским жителям в дни агрохимической обработки полей нужно как можно реже появляться на улице и закрывать окна и двери домов.

            В быту не рекомендуется также использовать краску, содержащую свинец. В качестве чистящих средств целесообразно применять традиционные: мыло, буру, питьевую и кальцинированную соду. Не рекомендуется пользоваться мебелью, изготовленной из прессованных плит, содержащих формальдегид. Если же все-таки в доме имеются прессованные плиты, например, в настиле полов, панелей и т.п., то для уменьшения вредного действия формальдегида целесообразно покрыть поверхность плит естественным уплотнителем (герметиком), а также выращивать в доме как можно больше растений и почаще проветривать помещения.

            В не меньшей мере здоровье человека зависит и от чистоты, используемой им воды. 80% всех заболеваний, вызванных экологическими проблемами, связано с грязной водой. Тем не менее в настоящее время водная среда в значительной степени загрязняется агропромышленным комплексом, хозяйственно-бытовыми и промышленными предприятиями, сбрасывающими в воду свои отходы, среди которых нефтепродукты, кислоты, щелочи, соли различных металлов, сернистые соединения, аммиак, фенолы, синтетические смолы и т.д.

            Поэтому пользуйтесь только кипяченой водой. Тем самым вы убережете организм не только от воздействия болезнетворных микробов, вызывающих инфекционные заболевания (холеру, дизентерию и т.п.), но и от избытка солей кальция. Однако для обеззараживания (очищения) воды ее хлорируют, а порой даже гиперхлорируют. При хлорировании воды в ней могут образовываться диоксины — опасные яды. Поэтому, прежде чем кипятить воду для чая или готовить пищу, следует воду из-под крана выдержать не менее 3 ч в стеклянной посуде — за это время значительная часть хлора в виде газа выйдет из жидкости. Если же вы сразу поставите водопроводную воду кипятить, то хлор при быстром нагревании воды успеет соединиться с органическими веществами, которые всегда присутствуют в питьевой воде.

            Один из эффективных способов удаления диоксинов, фенола и других вредных веществ из питьевой воды – пропускание ее через активированный уголь (в самодельных или промышленно изготавливаемых фильтрах типа «Родник»).

            На здоровье человека в огромной мере влияет и качество продуктов, употребляемых им в пищу. Однако загрязнение атмосферного воздуха и водной среды вредными веществами, а также повсеместная химизация сельского хозяйства отрицательно сказываются на качестве продуктов питания. Чрезмерные дозы минеральных удобрений й пестицидов (химических веществ для борьбы с сорняками и возбудителями болезней), используемых при выращивании корнеплодов, овощей и фруктов, приводят к тому, что содержание нитратов и ядохимикатов в них нередко превышает предельно допустимые концентрации. Проникая в кровь, нитраты соединяются с гемоглобином, при этом образуется метагемоглобин, который теряет свойства переносчика кислорода. В результате у человека наступает кислородное голодание, сопровождающееся цианозом — синюшностью кожи и слизистых, анурией, увеличением печени и селезенки. В тяжелых случаях возможен летальный исход.

            Поэтому корнеплоды, фрукты и овощи перед употреблением нужно тщательно мыть, так как значительная часть пестицидов накапливается на поверхности. В тех случаях, когда имеется возможность снять кожуру с овощей или фруктов, нужно это сделать, особенно если вы не знаете, в каких условиях выращен этот продукт. Не следует также запекать картофель в кожуре, поскольку под ней собираются нитраты. При варке картофеля концентрация нитратов снижается на 80%, в моркови и капусте — на 70%, у свеклы — на 50%. Однако варка на пару мало изменяет концентрацию нитратов, а бланширование и тушение практически ее не меняет. Нитраты легко растворимы в воде, поэтому перед употреблением овощей целесообразно нарезать их мелкими кубиками и 2-3 раза залить теплой водой, выдерживая по 5-10 мин.

            Австрийские специалисты установили, что продолжительность жизни человека из-за шума больших городов снижается на 10-12 лет. По санитарным нормам шум в жилой зоне должен быть не более 60 дБ, а ночью — не более 40 дБ. Предельное значение шума, не вызывающее вредных последствий, — 100 дБ. Однако на оживленных улицах шум нередко достигает 120-125 дБ. Только за последнее десятилетие шум в крупных городах Российской Федерации вырос в 1.0-15 раз.

            Шумовая «симфония» города складывается из многих факторов: грохота железных дорог и гула самолетов, рокота строительной техники и др. Самый мощный «аккорд» — движение автотранспорта, который на общем фоне дает до 80% шума.

            Шум серьезно сказывается на самочувствии и состоянии здоровья людей. Так, у многих молодых людей, слушающих громкую музыку в стиле «рок», слух может испортиться навсегда. Однако шум вредит не только слуху. Ряд исследований показывает, что шум способен повысить кровяное давление, причинить ущерб сердечно-сосудистой системе. Излишний шум затрудняет усвоение материала учащимися, становится причиной раздражительности, утомления, снижения производительности труда.

            Было доказано, что высокий уровень шума, создаваемого телевизорами и радиоприемниками в домашних условиях, препятствует развитию сенсорно-моторных навыков у детей в течение первых двух лет жизни. Постоянное воздействие громких звуков также затрудняет развитие речи и подавляет исследовательский инстинкт.

            Статистика свидетельствует, что у рабочих, постоянно находящихся в атмосфере шума, скорее могут возникнуть аритмия сердца, нарушения вестибулярного аппарата и другие заболевания. Они чаще жалуются на утомление и повышенную раздражительность.

            На фоне шума силой примерно в 70 дБ человек, выполняющий операции средней сложности, допускает вдвое больше ошибок, чем при отсутствии этого фона. Установлено также, что ощутимый шум снижает работоспособность людей, занятых умственным трудом, более чем в полтора раза, а физическим — почти на треть.

            Конечно, многое в борьбе с шумом зависит от нас. Например, на шумных производствах целесообразно носить звукопоглощающие наушники. При сильном источнике шума внутри здания стены и потолок можно отделать шумопоглощающим материалом, например, пенопластом. Если вы живите в доме, расположенном на улице с интенсивным движением транспорта, то в часы пик следует закрывать окна, выходящие на улицу, и открывать окна, выходящие во двор. И конечно, не включать на полную мощность теле- и радиоаппаратуру, особенно в вечернее и ночное время.

            Вредное воздействие на человеческий организм оказывает и электромагнитное излучение (ЭМИ) — процесс образования электромагнитного поля (ЭМП), представляющего собой особую форму материи из взаимосвязанных электрического и магнитного полей.

            Общеизвестно, что человек и окружающая среда находятся под постоянным воздействием ЭМП, создаваемых как естественными, так и техногенными источниками ЭМИ. И если ЭМИ поля естественных источников (космос, галактика, Солнце и др.) — постоянная природная характеристика среды обитания человека, то ЭМП, создаваемые техногенными источниками, используемые как в экономических, так и в военных целях, оказывают, как правило, либо побочное, либо прямое негативное влияние на человека.

            Проблема взаимодействия человека с ЭМП техногенного характера существенно осложнилась в последние десятилетия в связи с интенсивным развитием радиосвязи, радионавигации, телевизионных систем, массовым распространением бытовых электро- и электронных приборов, широким внедрением компьютерной техники.

            Всемирная Организация здравоохранения официально ввела термин «электромагнитное загрязнение среды», что отражает новые экологические условия, сложившиеся на Земле в плане воздействия ЭМИ на человека и все элементы биосферы. .

            Источники электромагнитного загрязнения среды — высоковольтные линии электропередачи, бытовая и офисная электро- и электронная техника, электросети жилых и административных зданий, электротранспорт, передающие теле- и радиоцентры, системы сотовой и спутниковой связи, радиолокационные станции, радиочастотное (электромагнитное) оружие.

            Под их влиянием у человека может произойти нарушение функций нервной системы (нарушается память, появляется склонность к развитию стрессовых реакций), изменение белкового обмена, состава крови, образование в организме антител, направленных против собственных тканей, потеря устойчивости к некоторым физическим факторам и др.

            Специфическое воздействие на различные системы и органы человека могут оказывать ЭМП таких источников, как системы сотовой связи, ЭВМ, радиочастотное оружие. Так, при длительном пользовании сотовым телефоном негативному воздействию могут подвергнуться такие системы и органы человека, как головной мозг, хрусталик глаза, внутреннее и среднее ухо, щитовидная железа, кожа лица и ушной раковины. При работе ЭВМ возможны различные заболевания кожи липа, а также заболевания зрительных органов — так называемый компьютерный зрительный синдром. При длительной систематической работе с ЭВМ возможно появление близорукости.

            Уровень электрических полей, излучаемых школьными компьютерами, не соответствует требованиям СанПиН на 55% рабочих мест, уровень электромагнитных полей на,67%, а уровень электростатического потенциала — на 95%. Непрерывная длительность занятий с ПЭВМ не должна превышать: для учащихся 1-х классов — 10 мин; 2 — 5-х классов — 15 мин; 6 — 7-хклассов — 20 мин; 8 — 9-хклассов — 25 мин; 10 — 11-х классов в первый час занятий — 30 мин, во второй час — 20 мин.

            В средних специальных учебных заведениях длительность работы на ПЭВМ во время учебных занятий при соблюдении гигиенических требований к условиям и организации рабочих мест должна составлять: для учащихся 1-го курса — не более 30 мин в день; для учащихся 2-го и 3-го курса — не более 1ч в день; при сдвоенных уроках — 30 мин на первом уроке и 30 мин на втором с интервалом в работе на ПЭВМ не менее 20 мин, включая перемену, объяснение учебного материала, опрос учащихся и т.п. Для студентов 1-го курса оптимальное время учебных занятий при работе на ПЭВМ составляет 1 ч, для студентов старших курсов — 2 ч с обязательным соблюдением между двумя академическими часами занятий перерыва длительностью 15-20 мин.

            Мы живем в мире, полном естественной радиоактивности. Каждый из нас ежесекундно подвергается массированному воздействию ионизирующих излучений из космоса, а также излучений, исходящих из природных радиоактивных элементов (радионуклидов).

            Радиоактивный фон создают некоторые строительные материалы, а также радиоактивный газ радон, который выделяется из почвы. Этот газ ответствен за 3/4 годовой дозы облучения, получаемой населением от земных источников радиации. Основную часть дозы человек получает в закрытом непроветриваемом помещении. Концентрация радона в закрытом помещении в 8 раз выше, чем в наружном воздухе. Просачиваясь из грунта через фундамент и пол или высвобождаясь из материалов, используемых в строительных конструкциях, радон скапливается внутри дома. В результате в доме могут накапливаться довольно высокие уровни радиации.

            Уменьшить воздействие радона можно при хорошей вентиляции вашего дома. Количество радона существенно уменьшается после заделки щелей в полах и стенах. Кроме того, эмиссия радона убывает примерно в 10 раз при облицовке стен различными пластиковыми материалами, даже при наклеивании обоев. Однако если вы живете в районе с повышенной радиацией, то лучшее, что можно сделать, — это поменять место жительства.

            Смотрите так же:

            • Федеральный закон 99-фз от 04052011 года Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "О лицензировании отдельных видов деятельности" О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 22 апреля 2011 года 27 апреля 2011 года Кодексы РФ Популярные материалы Федеральный закон от 02.10.2007 […]
            • Что будет если не платить налоги за акции Я пенсионерка. В конце прошлого года, еле сводя концы с концами, продала акции завода, на котором работала, за 117 тыс. руб. Получила их бесплатно во время приватизации. При продаже мне сказали, что придется заплатить налог. Я так рассчитывала на эти деньги! […]
            • Просим оформить пропуска Образец заявки на оформление пропуска на объекты Введено в действие с "25" июля 2003 г.Инструкция «Правила оформления и получения пропусков»Версия 1.0 г. Москва 2003 г. ПредисловиеРазработано ВпервыеУтверждено Распоряжение № 03-230-Р от […]
            • Наказание за издевательства над ребенком Ответственность за истязание ребенка согласно УК РФ: состав преступления и его отличия от иных видов насилия Как известно, ювенальная юстиция борется с нарушениями прав ребенка и с преступлениями против его личности. Истязание детей – одна из острых проблем […]
            • Прокурор при счетной палате Прокурор при счетной палате Главная / Новости Отчеты, заключения, аналитические записки Публикации Адреса и телефоны Конкурс Общественная приемная Счетная палата РФПравительство МОМурманская областная Дума На заседании Коллегии […]
            • Закон о негосударственных сми Полное меню Основные ссылки Законодательство о СМИ. Взгляд из Интернета. Сегодня уже почти нет сомнений, что действующий Закон РФ “О средствах массовой информации” нуждается в существенной корректировке. Мнения, как обычно, расходятся в том, какие именно […]
            • Две крайности и золотая середина чего должен придерживаться юрист Тема 2. Требования, предъявляемые к нравственным качествам юриста. Некоторые считают, что у них доброе сердце, хотя на самом деле у них лишь слабые нервы. Приходят два юриста в ресторан. Садятся за столик, достают из своих портфелей бутерброды и начинают […]
            • На которого ребенка дается материнский капитал ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ Подписка на новости Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail. 21 февраля 2017 Сегодня прошла запись передачи «Де юре – де факто», в которой заместитель начальника отдела социальных […]