Правила пожарной безопасности для образовательных учреждений 2014

Содержание:

Пожарная безопасность

Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 23.06.2016) «О пожарной безопасности» определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее — организации), а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее — граждане).
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

В главе 1, статье 1 настоящего Федерального закона применяются следующие понятия:

пожарная безопасность — состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров;

пожар — неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства;

требования пожарной безопасности — специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом;

нарушение требований пожарной безопасности — невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности;

противопожарный режим — совокупность установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности требований пожарной безопасности, определяющих правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности;
(в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 448-ФЗ)

меры пожарной безопасности — действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности;

федеральный государственный пожарный надзор — деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия, а также подведомственных им государственных учреждений, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности (далее — обязательные требования), посредством организации и проведения проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты, проведения мероприятий по контролю на лесных участках, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований пожарной безопасности, анализу и прогнозированию состояния исполнения указанных требований при осуществлении организациями и гражданами своей деятельности;
(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

ведомственный пожарный надзор — деятельность ведомственной пожарной охраны по проверке соблюдения организациями, подведомственными соответствующим федеральным органам исполнительной власти, требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам проверки;
(абзац введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

подтверждение соответствия в области пожарной безопасности — документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, выполнения работ и оказания услуг требованиям технических регламентов, документов по стандартизации, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, норм пожарной безопасности или условиям договоров;
(абзац введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ; в ред. Федерального закона от 05.04.2016 N 104-ФЗ)

нормативные документы по пожарной безопасности — национальные стандарты Российской Федерации, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности;
(в ред. Федерального закона от 05.04.2016 N 104-ФЗ)

профилактика пожаров — совокупность превентивных мер, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий;
(абзац введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

первичные меры пожарной безопасности — реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров;
(абзац введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ, в ред. Федерального закона от 18.10.2007 N 230-ФЗ)

пожарно-спасательный гарнизон — совокупность расположенных на определенной территории органов управления, подразделений и организаций, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, к функциям которых отнесены профилактика и тушение пожаров, а также проведение аварийно-спасательных работ;
(абзац введен Федеральным законом от 18.10.2007 N 230-ФЗ; в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 234-ФЗ)

организация тушения пожаров — совокупность оперативно-тактических и инженерно-технических мероприятий (за исключением мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности), направленных на спасение людей и имущества от опасных факторов пожара, ликвидацию пожаров и проведение аварийно-спасательных работ;
(абзац введен Федеральным законом от 18.10.2007 N 230-ФЗ)

особый противопожарный режим — дополнительные требования пожарной безопасности, устанавливаемые органами государственной власти или органами местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях;
(абзац введен Федеральным законом от 09.11.2009 N 247-ФЗ)

локализация пожара — действия, направленные на предотвращение возможности дальнейшего распространения горения и создание условий для его ликвидации имеющимися силами и средствами;
(абзац введен Федеральным законом от 23.07.2010 N 173-ФЗ)

координация в области пожарной безопасности — деятельность по обеспечению взаимосвязи (взаимодействия) и слаженности элементов системы обеспечения пожарной безопасности;
(абзац введен Федеральным законом от 02.05.2015 N 118-ФЗ)

противопожарная пропаганда — информирование общества о путях обеспечения пожарной безопасности;
(абзац введен Федеральным законом от 30.12.2015 N 448-ФЗ)

обучение мерам пожарной безопасности — организованный процесс по формированию знаний, умений, навыков граждан в области обеспечения пожарной безопасности в системе общего, профессионального и дополнительного образования, в процессе трудовой и служебной деятельности, а также в повседневной жизни;
(абзац введен Федеральным законом от 30.12.2015 N 448-ФЗ)

управление в области пожарной безопасности — деятельность органов, участвующих в соответствии с законодательством Российской Федерации в обеспечении пожарной безопасности;
(абзац введен Федеральным законом от 30.12.2015 N 448-ФЗ)

зона пожара — территория, на которой существует угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц в результате воздействия опасных факторов пожара и (или) осуществляются действия по тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожара.
(абзац введен Федеральным законом от 30.12.2015 N 448-ФЗ)

Организация пожарной безопасности

Обеспечение пожарной безопасности включает:

— соблюдение нормативно-правовых актов, правил и требований пожарной безопасности, а также проведение противопожарных мероприятий;

— обеспечение образовательного учреждения первичными средствами пожаротушения;

— проведение учебных эвакуаций людей при пожаре;

— перезарядку огнетушителей (в сроки, согласно паспорта) или ремонт при падении давления в огнетушителе ниже допустимого уровня по показаниям манометра;

— защита от пожара электросетей и электроустановок, приведение их в противопожарное состояние;

— поддержание в надлежащем состоянии путей эвакуации и запасных выходов;

— содержание подвальных и чердачных помещений в противопожарном состоянии.

Нормативные документы
по организации пожарной безопасности
в образовательном учреждении

Наиболее важными локальными нормативно-правовыми документами являются:

  1. Приказ «Об установлении противопожарного режима в образовательном учреждении»
  2. Приказ «О назначении ответственных лиц за пожарную безопасность».
  3. План противопожарных мероприятий на год.
  4. Инструкция о мерах пожарной безопасности в образовательных учреждениях.
  5. Инструкция к плану эвакуации людей при возникновении пожара.
  6. Инструкция о порядке действия администрации на случай возникновения пожара.
  7. Инструкция о порядке действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей при пожаре.
  8. Инструкция ответственного за противопожарное состояние в помещении.
  9. Приказ «Об утверждении добровольной пожарной дружины».
  10. Положение о пожарно-технических комиссиях.
  11. Приказ «О назначении лица, ответственного за средства пожаротушения».
  12. Журнал учета первичных средств пожаротушения.
  13. Определение необходимого количества первичных средств пожаротушения.
  14. Нормы оснащения помещений ручными огнетушителями, передвижными огнетушителями, нормы оснащения зданий (сооружений) и территорий пожарными щитами, нормы комплектации пожарных щитов немеханизированным инструментом и инвентарем.
  15. Акт проведения технического обслуживания и проверки внутренних пожарных кранов.
  16. Памятка по эксплуатации пожарной сигнализации для руководителей образовательных учреждений.
  17. Журнал проведения занятий по пожарной безопасности.
  18. Протокол проверки знаний по пожарной безопасности.
  19. Порядок действий при пожаре.
  20. Приказ и план проведения практической тренировки по учебной эвакуации и использованию учебного огнетушителя.
  21. Акт замеров сопротивления изоляции электросети (в сухих помещениях – 1 раз в 3 года, во влажных – ежегодно).
  22. Акт обработки деревянных конструкций огнезащитным составом (по каждому зданию отдельно) с приложением заключения противопожарной лаборатории.
  23. Требования пожарной безопасности при проведении мероприятий с массовым пребыванием людей

    Основные требования Правил противопожарного режима в Российской Федерации
    (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от25 апреля 2012 г. № 390)
    (Извлечение)

    31. При проведении мероприятий с массовым пребыванием людей в зданиях со сгораемыми перекрытиями допускается использовать только помещения, расположенные на 1-м и 2-м этажах.

    В помещениях без электрического освещения мероприятия с массовым участием людей проводятся только в светлое время суток.

    На мероприятиях могут применяться электрические гирлянды и иллюминация, имеющие соответствующий сертификат соответствия.

    При обнаружении неисправности в иллюминации или гирляндах (нагрев проводов, мигание лампочек, искрение и др.) они должны быть немедленно обесточены.

    Новогодняя елка должна устанавливаться на устойчивом основании и не загромождать выход из помещения. Ветки елки должны находиться на расстоянии не менее 1 метра от стен и потолков.

    32. При проведении мероприятий с массовым пребыванием людей в помещениях запрещается:

    а) применять пиротехнические изделия, дуговые прожекторы и свечи;
    б) украшать елку марлей и ватой, не пропитанными огнезащитными составами;
    в) проводить перед началом или во время представлений огневые, покрасочные и другие пожароопасные и пожаровзрывоопасные работы;
    г) уменьшать ширину проходов между рядами и устанавливать в проходах дополнительные кресла, стулья и др.;
    д) полностью гасить свет в помещении во время спектаклей или представлений;
    е) допускать нарушения установленных норм заполнения помещений людьми.

    33. При эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности).

    34. Двери на путях эвакуации открываются наружу по направлению выхода из здания, за исключением дверей, направление открывания которых не нормируется требованиями нормативных документов по пожарной безопасности или к которым предъявляются особые требования.

    35. Запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать возможность их свободного открывания изнутри без ключа.

    Руководителем организации, на объекте которой возник пожар, обеспечивается доступ пожарным подразделениям в закрытые помещения для целей локализации и тушения пожара.

    36. При эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов запрещается:

    а) устраивать пороги на путях эвакуации (за исключением порогов в дверных проемах), раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота, вращающиеся двери и турникеты, а также другие устройства, препятствующие свободной эвакуации людей;
    б) загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами, а также блокировать двери эвакуационных выходов;
    в) устраивать в тамбурах выходов (за исключением квартир и индивидуальных жилых домов) сушилки и вешалки для одежды, гардеробы, а также хранить (в том числе временно) инвентарь и материалы;
    г) фиксировать самозакрывающиеся двери лестничных клеток, коридоров, холлов и тамбуров в открытом положении (если для этих целей не используются устройства, автоматически срабатывающие при пожаре), а также снимать их;
    д) закрывать жалюзи или остеклять переходы воздушных зон в незадымляемых лестничных клетках;
    е) заменять армированное стекло обычным в остеклении дверей и фрамуг.

    Пакет документов и инструкции по пожарной безопасности 2018г. в организации дополнительного образования детей и юношества.

    Документы которые потребуются для проверки МЧС

    В инструкциях по ПБ для организаций доп. образования детей и юношества обязательно раскрываются пункты, указанные в главе XVIII «Требования к инструкции о мерах пожарной безопасности» — ППР РФ. Самым важным фактором в образовательных учреждениях, является пребывание учащихся различного возраста.

    Документы разработаны в соответствии с требованиями ППР РФ

    В инструкциях, программах инструктажей, приказах заполнено все, что касается пожарной безопасности, содержания территории, зданий, помещений образовательного учреждения, хранения ТМЦ, эвакуации учащихся, действий руководителя, персонала образовательного учреждения при пожаре, графики проведения инструктажей и т.д.
    Места для заполнения наименования организации или ИП, адреса образовательного учреждения, Ф.И.О. руководителя, ответственного пропущены и обозначены нижней чертой _________ , либо изменен цвет шрифта.
    Документы редактируются в Word

    Какие документы по пожарной безопасности нужны в школе дополнительного образования детей

    Пожарная безопасность образовательных учреждений.

    Пакет документов и инструкции по пожарной безопасности в организации дополнительного образования детей и юношества 2018г.

    Приказы по пожарной безопасности, необходимые в организации дополнительного образования детей

    1. Приказ о назначении ответственного за пожарную безопасность в организации, учреждении дополнительного образования и утверждении документации по ПБ в 2018 году. (В соответствии с п. 2, п. 4 гл.1 п.Правил противопожарного режима в РФ)

    2. Приказ о проведении противопожарных инструктажей, утверждения программы проведения инструктажей, утверждения графика повторных инструктажей в 2018 г. (В соответствии с НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организации»)

    3. Приказ о проведении практических тренировок по эвакуации учащихся и преподавательского состава при возникновении ЧС в 2018 г. (В соответствии с п. 12 гл.1 Правил противопожарного режима в РФ)

    Инструкции по пожарной безопасности для организации дополнительного образования детей и юношества

    4. Инструкция «О мерах пожарной безопасности в организации, учреждении дополнительного образования детей» 2018 г (В соответствии с п. 2 гл.1 Правил противопожарного режима в РФ)

    5. Инструкция «О мерах пожарной безопасности в творческих классах и кабинетах организации, учреждения дополнительного образования детей» 2018 г. (В соответствии с п.2 гл.1 Правил противопожарного режима в РФ)

    6. Инструкция «О мерах пожарной безопасности в административных помещениях организации, учреждения дополнительного образования детей» 2018 г. (В соответствии с п.2 гл.1 Правил противопожарного режима в РФ)

    7. Инструкция «О мерах пожарной безопасности в библиотеке организации, учреждения дополнительного образования детей» 2018 г. (В соответствии с п. 2 гл.1 Правил противопожарного режима в РФ)

    8. Инструкция «О действиях персонала организации, учреждения дополнительного образования детей при пожаре» 2018 г. Цветная А3. (В соответствии с п.12 гл.1 Правил противопожарного режима в РФ)

    9. Инструкция «О действиях персонала организации, учреждения дополнительного образования детей при пожаре в дневное и ночное время» (персонала в дневное, сторожа, охраны в ночное) 2018 г. Цветная А3. (В соответствии с п.12 гл.1 Правил противопожарного режима в РФ)

    10. Инструкция по пожарной безопасности в складе инвентаря и товарно-материальных ценностей организации, учреждения дополнительного образования детей. (В соответствии с п. 2 гл.1 Правил противопожарного режима в РФ)

    Документы для проведения противопожарных инструктажей в организации дополнительного образования детей

    11. Программа первичного, вводного, повторного противопожарного инструктажей организации, учреждения дополнительного образования детей 2018 г. 30 стр. (Требование НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организации»)

    12. График проведения повторных инструктажей с персоналом организации, учреждения дополнительного образования в 2018 году. (Требование НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организации»)

    Практические тренировки по эвакуации при пожаре в организации дополнительного образования детей.

    13. План проведения практических тренировок по эвакуации учащихся и преподавательского состава в организации, учреждении дополнительного образования детей при возникновении чрезвычайных ситуаций. (п.12 гл.1 Правил противопожарного режима в РФ)

    14. Табель обязанностей преподавателей и персонала организации, учреждения дополнительного образования детей при проведении практических тренировок по эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций. (п.12 гл.1 Правил противопожарного режима в РФ)

    15. Отчет по итогам проведения практических тренировок по эвакуации учащихся и преподавательского состава в организации, учреждении дополнительного образования при возникновении чрезвычайных ситуаций. (п.12 гл.1 Правил противопожарного режима в РФ)

    *** Необходимые знаки и журналы по пожарной безопасности в организации дополнительного образования детей.

    16. Журнал регистрации инструктажей по ПБ персонала образовательного учреждения организации, учреждения дополнительного образования. (Требование п.3 гл.1 Правил противопожарного режима в РФ. п.10. НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций»)

    17. Журнал учета первичных средств пожаротушения в организации, учреждении дополнительного образования (Требования п. 478 гл.19 Правил противопожарного режима в РФ. П.4.3 СП 9.13130.2009 Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации)

    18. Журнал учета тренировок по учебной эвакуации из образовательного учреждения организации, учреждения дополнительного образования. (п.12 гл.1 Правил противопожарного режима в РФ)

    19. Знак «Ответственный за ПБ и номер вызова пожарной охраны» цветной для заполнения в Word. (Требование п. 6 гл.1. Правил противопожарного режима в РФ)

    20. Знак «Категория помещений» А4 для складских помещений. (Требование п.20.гл.1. Правил противопожарного режима в РФ)

    21. Знак «Расстояние до водоисточника» (Требование п. 55 гл.1. Правил противопожарного режима в РФ)

    22. Знак «Расстояние до пожарного гидранта» (Требование п. 55 гл.1. Правил противопожарного режима в РФ)

    *** Дополнительные материалы по пожарной безопасности для образовательных учреждений

    23. Памятка для размещения в местах установки огнетушителей или на стендах»Правила использования огнетушителей» размер А4 для печати на любых цветных принтерах. (Рекомендации МЧС РФ по противопожарной профилактике. Федеральный закон № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» Ст.25)

    24. “Педагогам и родителям о пожарной безопасности” учебное пособие по предупреждению пожара и действиям при обнаружении загорания. ФГУ ВНИИПО МЧС

    25. Методические рекомендации «Организация тренировок по эвакуации персонала предприятий и учреждений при пожаре» Управление Государственного пожарного надзора МЧС

    Акты. (Основания п. 21, п. 55, п. 61 гл.1 Правил противопожарного режима в РФ)

    26. ***Акт гидравлического испытания трубопроводов автоматической установки пожаротушения

    27. ***Акт испытания пожарных гидрантов (водоемов) на водоотдачу

    28. ***Акт испытаний внутреннего противопожарного водопровода

    29. ***Акт обследования автоматических установок пожаротушения, пожарной сигнализации

    30. ***Акт проверки состояния и условий эксплуатации огнезащитных покрытий

    Законодательство ПБ

    31. ***Правила противопожарного режима в Российской Федерации

    32. ***Нормы пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций»

    33. ***Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»

    34. ***Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности»

    *** — бесплатные дополнительные материалы

    Все логично!

    Когда нам нужно выучить наших детей, мы обращаемся к Вам!

    Когда Вам нужна противопожарная документация, Вы обращаетесь к нам!

    Получение пакета документов по ПБ на электронную почту — от 5 минут до 2 часов для любого региона РФ.

    Правила пожарной безопасности для образовательных учреждений 2014

    Одной из основных задач образовательных уч­реждений является обеспечение безопасных ус­ловий ведения учебного процесса.

    Защитные мероприятия

    Безопасность в учреждениях системы образо­вания зависит от многих факторов, в том числе и от степени износа основных фондов, и от слож­ных процессов внутри самой системы образова­ния.

    Особую опасность для обучающихся и пер­сонала образовательных учреждений представ­ляют чрезвычайные ситуации с быстроразвивающимися поражающими факторами, например пожары, аварии на химически опасных объек­тах, взрывы. Эта особенность определяет дефи­цит времени на выполнение защитных мероп­риятий, которые могут подразделяться на два вида: заблаговременные и оперативные.

    Заблаговременно в образовательных учреж­дениях создается:

  24. нормативно-правовая база,т.е. положения, приказы, инструкции, возлагающие на должнос­тных лиц обязанности по обеспечению безопас­ности людей;
  25. оснащениесистемами оповещения техни­ческими системами обнаружения опасности, а также средствами безопасности;
  26. анализ возможных опасностейи обосно­вание принципов и способов защиты;
  27. оценка критического времени экстренной эвакуации;
  28. организация обученияучащихся, препода­вателей и персонала способам защиты и прове­дение учений и тренировок в соответствии с тре­бованиями безопасности.
  29. Оперативные мероприятия

    Из оперативных мероприятий основным яв­ляется экстренная эвакуация. При этом следует иметь в виду, что особенностью образовательных учреждений является максимальная концентрация людей на сравнительно малых площадях. Кроме того, возрастные особенности обучающихся оп­ределяют дополнительную сложность при обес­печении их безопасности.

    Система пожарной безопасности

    Как показывают события последних лет, в об­разовательных учреждениях наиболее вероятной угрозой с тяжкими последствиями является по­жар.

    Существует целая система обеспечения пожар­ной безопасности применительно к образователь­ному учреждению, изложенная в Государствен­ном стандарте «Пожарная безопасность» (ГОСТ 12.1.004-91), Федеральном законе «О пожарной безопасности» (№ 69- ФЗ), а также в «Правилах пожарной безопасности в РФ» (ППБ 01-03). В этих документах определены структура систе­мы пожарной безопасности, требования к ней, обязанности всех уровней власти, должностных лиц и граждан.

    В структуру системы пожарной безопасности должны входить подсистема предотвращения пожара и подсистема противопожарной защи­ты, направленные на:

  30. профилактику пожаров;
  31. обеспечение пожарной безопасности людей;
  32. обеспечение пожарной безопасности мате­риальных ценностей.
  33. Ответственность за состояние пожарной безо­пасности возлагается на руководителя учрежде­ния образования, который должен издать ряд при­казов:

  34. «Правила пожарной безопасности в …»;
  35. «Об организации пожарной безопасности в …..», где следует максимально предусмотреть ответственность должностных лиц и решение та­ких вопросов, как организация оповещения, бес­препятственной эвакуации, определение состоя­ния средств первичного пожаротушения, техни­ческих систем безопасности, аварийного освещения, порядок действий в случае пожара и т.д.
  36. «Об организации проведения пожароопас­ных работ …»;
  37. «О проведении практических тренировок по пожарной безопасности…»;
  38. «Об организации мест для курения …».
  39. Подобные приказы доводятся до исполните­лей, как правило, под роспись и организуется жесткий контроль их исполнения.

    Инструктажи по пожарной безопасности обя­зательны и должны быть правильно оформлены.

    Особое значение для образовательного учреж­дения имеет установление эффективного проти­вопожарного режима, т.е. правил поведения лю­дей, порядок организации учебного процесса и содержания классов (помещений).

    Экстренная эвакуация

    Экстренная эвакуация является основным спо­собом безопасности людей на пожаре, планиру­ется заблаговременно, предполагает целый ком­плекс организационных и технических мер.

    Эвакуация — вынужденный процесс движения людей из зоны, где имеется возможность воздей­ствия на них опасных факторов пожара.

    Эвакуационный выход — выход, ведущий в бе­зопасную при пожаре зону.

    Путь эвакуации при эвакуации путь, безо­пасный для людей, ведущий к эвакуационному выходу.

    Согласно СНиП 21-01-97 «Пожарная безопас­ность зданий и сооружений»:

    «При эксплуатации зданий всегда следует учи­тывать требования к расположению эвакуацион­ных путей и сохранению эвакуационной способ­ности:

    • с каждого этажа и из помещения следует предусматривать не менее двух эвакуационных выходов;
    • при устройстве эвакуационных выходов из двух лестничных клеток через общий вестибюль одна из лестничных клеток кроме выхода в вес­тибюль должна иметь выход непосредственно на­ружу;
    • ширина путей эвакуации должна быть не менее 1 м, дверей — не менее 0,8 м, высота прохо­да — не менее 2 м;
    • двери на путях эвакуации должны откры­ваться по направлению выхода из здания;
    • наружные эвакуационные двери зданий не должны иметь запоров, которые не могут быть открыты изнутри без ключа;
    • двери лестничных клеток, ведущие в общие коридоры, двери лифтовых холлов должны иметь приспособления для самозакрывания и не долж­ны иметь запоров, препятствующих их свободно­му открыванию изнутри без ключа.
    • Более подробно требования к путям эвакуации изложены в строительных нормах и правилах (СНиП 2.01.02-85) «Противопожарные нормы».

      Данные документы помогут администрации учреждений образования правильно оценить со­стояние пожарной безопасности и принять соот­ветствующие меры.

      Расчет времени эвакуации

      При проведении экстренной эвакуации людей существует интегральная характеристика их безопасности — это время эвакуации (tэв). Оно не должно быть больше времени блокирования пу­тей эвакуации опасными факторами пожара (tбл). Для большинства зданий, сооружений и помеще­ний учреждений образования это время рассчиты­вается с помощью соответствующих методик и может составлять от 4 до 10 мин.

      Расчет времени эвакуации может быть пред­ставлен как:

      tэв = tоб + tоп + tсб + tдв ,

      tэв время эвакуации людей из опасной зоны;

      tоб — время обнаружения признаков пожара;

      tоп — время оповещения людей о пожаре и не­обходимости экстренной эвакуации;

      tсб — время сбора и подготовки к эвакуации;

      tдв — время движения людей до безопасной зоны.

      Время tоб определяется комплексом заблагов­ременных организационно-технических меропри­ятий: наличие дежурных сил и средств, систем сигнализации, алгоритмов принятия решения о факте пожара и т.д.

      Время tоп определяется продолжительностью периода между обнаружением и сообщением о пожаре и зависит от быстроты принятия реше­ния эвакуировать людей, готовности и надежнос­ти системы оповещения, других факторов.

      Время tc6 зависит в значительной степени от типа системы оповещения о пожаре. Например, если сообщение об опасности передается по свя­зи голосом, то примерно через минуту люди на­чинают эвакуироваться. Если сообщения о пожа­ре передаются звонками, тонированными сигна­лами и т.д., время сбора и подготовки к эвакуации может составлять более 4 мин.

      Время tc6 может включать в себя:

      1. Проверку и определение источника надеж­ности или значимости сообщения о пожаре.
      2. Выключение оборудования, сбор докумен­тов, материалов, одевание.
      3. Поиск путей эвакуации.
      4. Неверные действия, связанные с некор­ректной или вводящей в заблуждение информа­цией.

      Время tc6 может быть сокращено благодаря изу­чению сотрудниками инструкций по действиям в условиях пожара, демаркации путей эвакуации, проведению тренировок и учений.

      Таким образом, время перед началом эвакуа­ции определяется целым рядом технических и организационных решений по обеспечению бе­зопасности на пожаре.

      Применение индивидуальных средств защиты

      Важным моментом, особенно характерным для деятельности учреждений образования, является определение максимально допустимого количе­ства людей в помещениях различного назначения. Количество людей не должно превышать установ­ленного нормами проектирования.

      Если же нормы безопасности при строитель­стве на какое-либо здание не учитывались, то до­пустимое количество людей определяется расче­том из условия — не менее 0,75 м 2 на человека при обеспечении возможности безопасной эвакуации при пожаре.

      Чтобы эффективно защитить людей от пожаров в системе образования, необходимо внедрять новые средства и способы обеспечения пожарной безопас­ности. Решить эту проблему можно с помощью применения индивидуальных средств защиты и спасения.

      Анализ совокупности факторов, обусловлива­ющих целесообразность применения индивиду­альных средств защиты и спасения, показывает, что необходимо принимать во внимание:

    • недостаточную мобильность людей;
    • плохую ориентацию из-за задымления;
    • большую протяженность и сложность пла­нировки путей эвакуации;
    • недостаточную защищенность путей эваку­ации от опасных факторов пожара;
    • задержки в проведении спасательных работ;
    • возможность совершения поджога, когда будут заблокированы пути эвакуации.

    От действия продуктов горения во время по­жара гибнут до 80% людей. Одним из видов средств индивидуальной защиты, предлагаемых отечественной промышленностью, являются са­моспасатели. Данное изделие представляет собой средство защиты органов дыхания и зрения че­ловека от опасных факторов пожара в течение оп­ределенного времени.

    Следует иметь в виду, что любой самоспаса­тель должен иметь государственный сертификат пожарной безопасности, тогда его применение за­конно. Часто предлагаются средства, не имеющие подобного сертификата.

    Индивидуальные средства защиты и спасе­ния могут использоваться:

  40. обслуживающим персоналом для оказания помощи в эвакуации основного числа людей;
  41. эвакуирующимися самостоятельно или с помощью обслуживающего персонала;
  42. людьми до начала их спасения при невоз­можности их эвакуации;
  43. людьми с помощью пожарных подразделений.
  44. Учитывая данные рекомендации, можно опре­делить конкретные места размещения индивиду­альных средств защиты и спасения в зданиях, по­мещениях обслуживающего персонала, безопас­ных зонах, в преподавательских и т. д.

    При этом применение средств индивидуальной защиты может предусматриваться как на стадии проектирования, так и при разработке компенси­рующих мероприятий существующих зданий.

    Действия должностных лиц во время пожара

    На практике очень часто при возникновении пожара должностные лица учреждений образова­ния допускают неточные и некорректные действия. Правила пожарной безопасности однозначно определяют содержание и приоритет действий руководителей, лиц, ответственных за пожар­ную безопасность, дежурных служб и т.д.:

  45. прибыть к месту пожара и сообщить о его возникновении в пожарную охрану;
  46. в случае угрозы жизни людей организовать их спасение;
  47. проверить и включить системы противопо­жарной защиты (оповещения, пожаротушения, дымоудаления и т.д.);
  48. при необходимости отключить электро­энергию и другие системы (вентиляции, лифты), т.е. воспрепятствовать дальнейшему развитию пожара;
  49. прекратить все виды деятельности в здании;
  50. эвакуировать всех учащихся и персонал;
  51. организовать (осуществить) общее руковод­ство по тушению пожара до прибытия подразде­лений пожарной охраны, обеспечив при этом со­блюдение мер безопасности;
  52. встретить подразделения пожарной охраны и показать им кратчайший путь до очага пожара, местонахождение пожарных гидрантов, водо­емов; планировку здания, пути эвакуации и т.д.
  53. Решение многих из перечисленных выше про­блем представляет собой систему противопожар­ной профилактики, т.е. комплекса организацион­ных и технических мероприятий, направленных на предотвращение пожаров, обеспечение безо­пасности людей и создание условий для успеш­ного тушения пожара.

    Обозначенные задачи пожарной профилактики, формализованные в общем виде, и составляют ос­нову пожарной безопасности образовательного уч­реждения. Их исполнение — прямая обязанность дол­жностных лиц, а также персонала и обучающихся.

    Правила пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений ППБ-101-89 (утв. Госкомобразованием СССР 10 мая 1989 г.) (не применяются)

    Правила пожарной безопасности
    для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений ППБ-101-89*
    (утв. Госкомобразованием СССР 10 мая 1989 г.)

    Согласно приказу Минобрнауки России от 28 октября 2015 г. N 1233 приказ Госкомобразования СССР от 4 июля 1989 г. N 541 не применяется на территории РФ с момента вступления в силу приказа Минобрнауки России от 3 сентября 2015 г. N 971

    Настоящие Правила введены в действие Приказом Госкомобразования СССР от 4 июля 1989 г. N 541

    См. также Правила пожарной безопасности при эксплуатации зданий и сооружений учебных заведений, предприятий, учреждений и организаций системы Минвуза СССР, ППБ-С-1983, утвержденные Минвузом СССР 30 июля 1982 г.

    1. Общие положения

    1.1. Настоящие Правила устанавливают требования пожарной безопасности для всех типов общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов (в том числе школ-интернатов для детей с дефектами умственного и физического развития), детских домов, детских дошкольных учреждений (детских садов, детских яслей-садов для детей с дефектами умственного и физического развития), детских внешкольных учреждений (учебно-производственных комбинатов, дворцов и домов пионеров и школьников, юношеских клубов, домов художественного воспитания детей, станций юных техников и юных натуралистов и т.п.), детских музыкальных, художественных и хореографических школ и детско-юношеских спортивных школ (далее — детских учреждений) независимо от их ведомственной принадлежности.

    Требования, устанавливающие специфику обеспечения пожарной безопасности в учебно-производственных мастерских, мастерских трудового обучения, кабинетах и лабораториях, лагерях труда и отдыха, столовых, буфетах, медпунктах, музеях, спортивных сооружениях, складских помещениях и т.п., при проведении сельскохозяйственных и других видов специальных работ и занятий в детских учреждениях, определяются соответствующими общесоюзными и отраслевыми правилами пожарной безопасности.

    1.2. Руководители, учителя, воспитатели, преподаватели, обслуживающий персонал и другие работники детских учреждений (далее — работники детских учреждений), а также учащиеся и воспитанники обязаны знать и строго выполнять правила пожарной безопасности, а в случае возникновения пожара принимать все зависящие от них меры к эвакуации людей и тушению пожара.

    1.3. Ответственность за обеспечение пожарной безопасности детских учреждений несут их руководители — директора, заведующие.

    1.4. Руководитель детского учреждения обязан:

    а) обеспечить выполнение настоящих Правил и осуществлять контроль за соблюдением установленного противопожарного режима всеми работниками, учащимися и воспитанниками, принимать срочные меры по устранению отмеченных недостатков;

    б) организовать изучение настоящих Правил и проведение противопожарного инструктажа с работниками детских учреждений по программе, приведенной в приложении 3. Определить сроки, место и порядок проведения противопожарного инструктажа, а также список должностных лиц, на которых возлагается его проведение.

    Лица, не прошедшие противопожарный инструктаж, а также показавшие неудовлетворительные знания, к работе не допускаются.

    С учащимися V — XI классов один раз в учебную четверть во внеурочное время должны проводиться занятия по изучению правил пожарной безопасности, а с учащимися младших классов и детьми старшего дошкольного возраста — беседы по предупреждению пожаров в школе и дома. Программа обучения приведена в приложении 4;

    в) организовать из числа учащихся и воспитанников школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов и детских домов (кроме учреждений для детей с дефектами умственного и физического развития) дружины юных пожарных, обеспечив их работу в соответствии с Положением о дружинах юных пожарных (приложение 5)**;

    г) обеспечить разработку и утвердить план эвакуации и порядок оповещения людей, устанавливающие обязанности и действия работников детского учреждения на случай возникновения пожара (примерный план эвакуации приведен в приложении 1).

    План эвакуации и порядок эвакуации должны своевременно пересматриваться с учетом изменяющихся условий.

    Практические занятия по отработке плана эвакуации должны проводиться не реже одного раза в полугодие (в детских учреждениях сезонного типа — в начале каждой смены);

    д) установить порядок осмотра и закрытия помещений и зданий по окончании занятий и работы детского учреждения;

    е) осуществлять контроль за соблюдением противопожарного режима арендующими организациями;

    ж) обеспечить своевременное выполнение мероприятий пожарной безопасности, предложенных органами Государственного пожарного надзора и предусмотренных приказами и указаниями вышестоящих органов.

    1.5. В детских учреждениях с круглосуточным пребыванием учащихся или воспитанников дежурный по учреждению в выходные и праздничные дни, а также в вечерние и ночные часы обязан:

    а) при заступлении на дежурство проверить наличие и состояние средств пожаротушения, исправность телефонной связи, дежурного освещения и пожарной сигнализации, а также убедиться, что все пути эвакуации (коридоры, лестничные клетки, тамбуры, фойе, холлы, вестибюли) не загромождены, а двери эвакуационных выходов при необходимости могут быть беспрепятственно открыты.

    В случае обнаружения нарушений противопожарного режима и неисправностей, в результате которых возможно возникновение пожара, принять меры к их устранению, а при необходимости сообщить руководителю или заменяющему его работнику;

    б) иметь списки (журналы) учащихся, воспитанников и работников, находящихся в детском учреждении, знать места их расположения и сообщать сведения о количестве людей в пожарную охрану;

    в) постоянно иметь при себе комплект ключей от дверей эвакуационных выходов и ворот автомобильных въездов на территорию детского учреждения, а также ручной электрический фонарь.

    1.6. Ответственность за обеспечение противопожарного режима в арендуемых зданиях и помещениях, а также за выполнение противопожарных мероприятий, указанных в договоре на аренду, несут руководители арендующих организаций.

    2. Общие требования пожарной безопасности

    2.1. Содержание территории, зданий и помещений.

    2.1.1. Все детские учреждения перед началом учебного года (первой смены для детских учреждений сезонного типа) должны быть приняты соответствующими комиссиями, в состав которых включаются представители Государственного пожарного надзора.

    2.1.2. Территория детского учреждения должна постоянно содержаться в чистоте. Отходы горючих материалов, опавшие листья и сухую траву следует регулярно убирать и вывозить с территории.

    2.1.3. Дороги, проезды и подъезды к зданиям и пожарным водоисточникам, а также доступы к пожарному инвентарю и оборудованию должны быть всегда свободными.

    О закрытии отдельных участков дорог или проездов в связи с проведением ремонтных работ или по другим причинам, препятствующим проезду пожарных автомобилей, следует немедленно уведомлять пожарную охрану.

    2.1.4. Противопожарные разрывы между зданиями не должны использоваться для складирования материалов и оборудования, а также для стоянки автотранспорта.

    2.1.5. Разведение костров, сжигание мусора и устройство открытых кухонных очагов на территории не допускается.

    2.1.6. В многоэтажных зданиях детских учреждений группы (классы) детей младших возрастов следует размещать не выше второго этажа.

    2.1.7. Вместимость помещений должна соответствовать установленным нормам.

    2.1.8. Расстановка мебели и оборудования в классах, кабинетах, мастерских, спальнях, столовых и других помещениях не должна препятствовать эвакуации людей и подходу к средствам пожаротушения.

    2.1.9. В коридорах, вестибюлях, холлах, на лестничных клетках и дверях эвакуационных выходов должны иметься предписывающие и указательные знаки безопасности.

    2.1.10. Эвакуационные проходы, выходы, коридоры, тамбуры и лестницы не должны загромождаться какими-либо предметами и оборудованием.

    2.1.11. Двери лестничных клеток, коридоров, тамбуров и холлов должны иметь уплотнения в притворах и быть оборудованы устройствами для самозакрывания, которые должны постоянно находиться в исправном состоянии. В период пребывания людей в зданиях двери эвакуационных выходов допускается запирать только изнутри с помощью легко открывающихся (без ключей) запоров (задвижек, крючков и т.д.).

    2.1.12. В помещениях, связанных с пребыванием детей, ковры, паласы, ковровые дорожки и т.п. должны быть жестко прикреплены к полу.

    2.1.13. Здания детских учреждений должны быть оборудованы средствами оповещения людей о пожаре. Для оповещения людей о пожаре могут быть использованы внутренняя телефонная и радиотрансляционная сети, специально смонтированные сети вещания, звонки и другие звуковые сигналы.

    2.1.14. В чердачных помещениях не разрешается производить сушку белья, устраивать склады (за исключением хранения оконных рам), архивы, голубятни, мастерские и т.д., применять для утепления перекрытий торф, стружку, опилки и другие горючие материалы, крепить к дымоходам радио и телевизионные антенны.

    2.1.15. Двери (люки) чердачных и технических помещений (насосных, вентиляционных камер, бойлерных, складов, кладовых, электрощитов и т.д.) должны быть постоянно закрыты на замок. Ключи от замков следует хранить в определенном месте, доступном для получения их в любое время суток. На дверях (люках) чердачных и технических помещений должны быть надписи, определяющие назначение помещений и место хранения ключей.

    2.1.16. Наружные пожарные лестницы, лестницы-стремянки и ограждения на крышах зданий должны содержаться в исправном состоянии. Допускается нижнюю часть наружных вертикальных пожарных лестниц закрывать легко снимаемыми щитами на высоту не более 2,5 м от уровня земли.

    2.1.17. Слуховые окна чердачных помещений должны быть остеклены и находиться в закрытом состоянии.

    Решением Верховного Суда РФ от 27 июля 2006 г. N ГКПИ06-595 пункт 2.1.18. настоящих Правил признан недействующим в отношении служебных жилых помещений в зданиях указанных учреждений, спроектированных с учетом размещения в них таких помещений для проживания обслуживающего персонала

    2.1.18. В зданиях детских учреждений проживание обслуживающего персонала и других лиц не допускается.

    2.1.19. Размещение аккумуляторных, хранение легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, баллонов с горючими газами и кислородом, целлулоида и других легковоспламеняющихся материалов в зданиях, связанных с пребыванием детей, а также в подвальных и цокольных помещениях не допускается.

    2.1.20. Приямки окон подвальных и цокольных помещений должны содержаться в чистоте. Не допускается устанавливать на приямках и окнах несъемные металлические решетки, загромождать приямки и закладывать кирпичом оконные проемы.

    2.1.21. В зданиях детских учреждений запрещается:

    а) производить перепланировку помещений с отступлением от требований строительных норм и правил;

    б) использовать для отделки стен и потолков путей эвакуации (рекреаций, лестничных клеток, фойе, вестибюлей, коридоров и т.п.) горючие материалы;

    в) устанавливать решетки, жалюзи и подобные им несъемные солнцезащитные, декоративные и архитектурные устройства на окнах помещений, связанных с пребыванием людей, лестничных клеток, коридоров, холлов и вестибюлей;

    г) снимать дверные полотна в проемах, соединяющих коридоры с лестничными клетками;

    д) забивать двери эвакуационных выходов;

    е) применять для целей отопления нестандартные (самодельные) нагревательные устройства;

    ж) использовать электроплитки, кипятильники, электрочайники, газовые плиты и т.п. для приготовления пищи и трудового обучения (за исключением специально оборудованных помещений);

    з) устанавливать зеркала и устраивать ложные двери на путях эвакуации;

    и) проводить огневые, электрогазосварочные и другие виды пожароопасных работ в зданиях при наличии в их помещениях людей;

    к) обертывать электрические лампы бумагой, материей и другими горючими материалами;

    л) применять для освещения свечи, керосиновые лампы и фонари;

    м) производить уборку помещений, очистку деталей и оборудования с применением легковоспламеняющихся и горючих жидкостей;

    н) производить отогревание труб систем отопления, водоснабжения, канализация и т.п. с применением открытого огня.

    Для этих целей следует применять горячую воду, пар или нагретый песок;

    о) хранить на рабочих местах и в шкафах, а также оставлять в карманах спецодежды использованные обтирочные материалы;

    п) оставлять без присмотра включенные в сеть счетные и пишущие машинки, радиоприемники, телевизоры и другие электроприборы.

    2.1.22. Одежду и обувь следует сушить в специально выделенных для этой цели помещениях или шкафах, выполненных из негорючих материалов, с обогревом радиаторами водяного отопления.

    2.1.23. Огневые и сварочные работы могут быть допущены только с письменного разрешения руководителя детского учреждения. Эти работы должны производиться согласно требованиям Правил пожарной безопасности при проведении сварочных и других огневых работ на объектах народного хозяйства.

    2.1.24. Пользование утюгами разрешается только в специально отведенных помещениях под наблюдением работника детского учреждения. Использование помещений для других целей, в том числе для хранения белья, не допускается. Глажение разрешается только утюгами с исправными терморегуляторами и световыми индикаторами включения. Утюги должны устанавливаться на подставках из огнеупорных материалов.

    2.1.25. Все здания и помещения детского учреждения должны быть обеспечены первичными средствами пожаротушения (приложение 2).

    2.1.26. По окончании занятий в классах, мастерских, кабинетах и лабораториях учителя, преподаватели, лаборанты, мастера производственного обучения, другие работники детского учреждения должны тщательно осмотреть помещения, устранить выявленные недостатки и закрыть помещения, обесточив электросеть.

    2.2. Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха.

    2.2.1. Перед началом отопительного сезона котельные, калориферные установки, печи и другие приборы отопления, а перед началом учебного года (первой смены для детских учреждений сезонного типа) системы вентиляции и кондиционирования воздуха и кухонные очаги должны быть тщательно проверены и отремонтированы, а обслуживающий их персонал должен пройти противопожарный инструктаж.

    2.2.2. Неисправные устройства систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, а также кухонные очаги эксплуатировать не допускается.

    2.2.3. В помещениях котельных запрещается:

    а) производить работы, не связанные с эксплуатацией котельных установок, допускать в котельную и поручать наблюдение за работой котлов посторонним лицам;

    б) допускать подтекание жидкого топлива или утечку газа в местах соединения трубопроводов и из форсунок;

    в) подавать топливо при потухших форсунках или газовых горелках;

    г) работать при неисправных приборах контроля и автоматики;

    д) разжигать котельные установки без предварительной их продувки воздухом;

    е) сушить одежду, обувь, дрова и другие горючие материалы на конструкциях и оборудовании котлов и трубопроводах;

    ж) закрывать горючими материалами жалюзи воздушного отопления;

    з) оставлять находящиеся в работе котлы без присмотра;

    и) допускать к работе лиц, не прошедших специальной подготовки, а также лиц, находящихся в нетрезвом состоянии;

    к) хранить запасы твердого топлива, превышающие суточную потребность;

    л) пользоваться расходными баками, не имеющими устройств для удаления топлива в аварийную емкость (безопасное место) в случае пожара.

    2.2.4. У топочного отверстия печи на деревянном полу должен быть закреплен предтопочный металлический лист размером не менее 50 х 70 см.

    2.2.5. Дымоходы печей и дымовые трубы необходимо очищать от сажи перед началом отопительного сезона и не реже одного раза в два месяца в течение отопительного сезона.

    2.2.6. Запрещается топить печи в ночное время в зданиях с круглосуточным пребыванием детей, а также во время проведения в детских учреждениях культурно-массовых мероприятий.

    В детских учреждениях с круглосуточным пребыванием детей топка печей должна заканчиваться за два часа до отхода детей ко сну, а в детских учреждениях с дневным пребыванием детей — не позднее чем за час до прихода детей.

    2.2.7. Категорически запрещается разжигать печи керосином, бензином и другими легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, оставлять без надзора топящиеся печи, а также поручать присмотр за ними детям и посторонним лицам.

    2.2.8. Топить печи с неисправными и открытыми дверцами, а также использовать для топки дрова, превышающие по длине глубину топливника, не допускается.

    2.2.9. При переводе печей с одного вида твердого топлива на другой они должны быть соответствующим образом переоборудованы (футеровка топливника огнеупорным кирпичом и т.д.).

    2.2.10. На чердаках все дымовые трубы и стены, в которых проходят дымовые каналы, должны быть побелены.

    2.2.11. Использование вентиляционных каналов для отвода продуктов сгорания от печей и газовых приборов запрещается.

    2.2.12. Угли, зола и шлак из печей должны выгребаться в металлическую тару с ножками и плотно закрывающейся крышкой и удаляться в специально отведенные места.

    2.2.13. Топливо (дрова, уголь, торф и т.п.) должно храниться в специально приспособленных для этих целей помещениях или на отгороженных площадках, расположенных не ближе 10 м от строений. В подвальных и цокольных помещениях со сгораемыми перекрытиями хранение дров, угля и других видов топлива не допускается.

    2.2.14. Хранение в вентиляционных камерах оборудования и материалов запрещается.

    2.2.15. Автоматические огнезадерживающие устройства (заслонки, шиберы, клапаны), установленные на воздуховодах в местах пересечения противопожарных преград, устройства блокировки вентиляционных систем с автоматической пожарной сигнализацией и системами пожаротушения, противопожарные разделки дымоходов, вытяжные зонты и каналы от плит должны содержаться в исправном состоянии.

    2.2.16. При эксплуатации систем вентиляции и кондиционирования воздуха запрещается:

    а) отключать огнезадерживающие устройства;

    б) выжигать скопившиеся в воздуховодах и зонтах жировые отложения, пыль и другие горючие вещества;

    в) закрывать вытяжные каналы, отверстия и решетки.

    2.2.17. В местах забора воздуха должна быть исключена возможность появления горючих газов и паров, дыма, искр и открытого огня.

    2.3.1. Электрические сети и электрооборудование, используемые в детских учреждениях, и их эксплуатация должны отвечать требованиям действующих Правил устройства электроустановок, Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей и Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей.

    2.3.2. Администрация детских учреждений обязана обеспечить обслуживание и техническую эксплуатацию электрооборудования и электросетей, своевременное проведение профилактических осмотров, планово-предупредительных ремонтов и эксплуатацию электрооборудования, аппаратуры и электросетей в соответствии с требованиями документов, указанных в п.2.3.1 настоящих Правил, своевременно устранять выявленные недостатки.

    2.3.3. Соединения, оконцевания и ответвления жил проводов и кабелей должны быть выполнены с помощью опрессовки, сварки, пайки или специальных зажимов.

    2.3.4. Устройство и эксплуатация временных электросетей, за исключением электропроводки, питающей места производства строительных и временных ремонтно-монтажных работ, не допускаются.

    2.3.5. В производственных, складских и других помещениях с наличием горючих материалов, а также материалов и изделий в сгораемой упаковке электрические светильники должны иметь закрытое или защищенное исполнение (со стеклянными колпаками).

    2.3.6. Переносные светильники должны быть оборудованы защитными стеклянными колпаками и металлическими сетками. Для этих светильников и другой переносной и передвижной электроаппаратуры следует применять гибкие кабели с медными жилами с резиновой изоляцией в оболочке, стойкой к окружающей среде. Подключение переносных светильников следует предусматривать от ответвительных коробок со штепсельными розетками.

    2.3.7. Устройство воздушных линий электропередачи и наружных электропроводок над сгораемыми кровлями, навесами, штабелями лесоматериалов, тары и складами для хранения горючих материалов не допускается.

    2.3.8. Осветительная электросеть должна быть смонтирована так, чтобы светильники находились на расстоянии не менее 0,2 м от поверхности строительных конструкций из горючих материалов и не менее 0,5 м от тары в складских помещениях.

    2.3.9. Электродвигатели должны регулярно очищаться от пыли. Запрещается накрывать электродвигатели какими-либо горючими материалами.

    2.3.10. Все неисправности в электросетях и электроаппаратуре, которые могут вызвать искрение, короткое замыкание, сверхдопустимый нагрев изоляции кабелей и проводов, должны немедленно устраняться. Неисправные электросети и электроаппаратуру следует немедленно отключать до приведения их в пожаробезопасное состояние.

    2.3.11. При эксплуатации электроустановок запрещается:

    а) использовать кабели и провода с поврежденной или потерявшей защитные свойства изоляцией;

    б) оставлять под напряжением электрические провода и кабели с неизолированными концами;

    в) пользоваться поврежденными (неисправными) розетками, ответвительными коробками, рубильниками и другими электроустановочными изделиями;

    г) завязывать и скручивать электропровода, а также оттягивать провода и светильники, подвешивать светильники (за исключением открытых ламп) на электрических проводах;

    д) использовать ролики, выключатели, штепсельные розетки для подвешивания одежды и других предметов;

    е) применять для прокладки электросетей радио- и телефонные провода;

    ж) применять в качестве электрической защиты самодельные и некаблированные предохранители;

    з) снимать стеклянные колпаки со светильников закрытого исполнения.

    2.3.12. Всякого рода новые подключения различных токоприемников (электродвигателей, нагревательных приборов и т.д.) должны производиться только после проведения соответствующих расчетов, допускающих возможность таких подключений.

    2.3.13. Во всех помещениях (независимо от их назначений), которые по окончании работ закрываются и не контролируются, все электроустановки (кроме холодильников) должны отключаться.

    2.3.14. Используемые для отопления небольших помещений масляные электрорадиаторы и греющие электропанели заводского изготовления должны иметь индивидуальную электрозащиту и исправные электрорегуляторы.

    2.3.15. Детские учреждения должны быть обеспечены электрическими фонарями на случай отключения электроэнергии.

    2.4. Противопожарное водоснабжение.

    2.4.1. Администрация детского учреждения обязана обеспечить техническое обслуживание, исправное состояние и постоянную готовность к использованию находящихся на балансе учреждения систем противопожарного водоснабжения (наружных водопроводных сетей с установленными на них пожарными гидрантами и указателями; пожарных водоемов и резервуаров; насосных станций для повышения давления в наружных и внутренних водопроводных сетях; пожарных пирсов и подъездов к естественным водоисточникам; внутренних пожарных кранов; стационарных установок водоснабжения, приспособленных для забора воды на случай пожара).

    2.4.2. Внутренние пожарные краны периодически должны подвергаться техническому обслуживанию и проверяться на работоспособность путем пуска воды. О результатах технического обслуживания и проверок составляются акты.

    2.4.3. Пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода должны быть оборудованы рукавами и стволами, помещенными в шкафы, которые пломбируются. В шкафу должен находиться рычаг для облегчения открытия крана.

    Пожарные рукава должны быть сухими, хорошо скатанными и присоединенными к кранам и стволам. Один раз в год следует производить проверку рукавов путем пуска воды под давлением и перекатывать их «на ребро». На дверце шкафа пожарного крана должны быть указаны:

    — буквенный индекс ПК;

    — порядковый номер пожарного крана и номер телефона ближайшей пожарной части.

    2.4.4. В случае проведения ремонтных работ или отключения участков водопроводной сети, выхода из строя насосных станций, утечки воды из пожарных водоемов и резервуаров следует немедленно уведомить пожарную охрану.

    2.4.5. Водоемы и резервуары следует содержать в исправном состоянии, не допускать их засорения, регулярно проверять наличие в них расчетного количества воды, следить за сохранностью и исправным состоянием водозаборных устройств.

    2.4.6. Крышки люков пожарных резервуаров и колодцев подземных гидрантов должны быть постоянно закрыты. Их необходимо своевременно очищать от грязи, льда и снега.

    2.5. Установки пожарной автоматики.

    См. РД 009-01-96 «Установки пожарной автоматики. Правила технического содержания», введенные в действие приказом МА «Системсервис» от 25 сентября 1996 г. N 25

    2.5.1. Администрация детского учреждения должна обеспечить работоспособность и надежную эксплуатацию пожарной автоматики в соответствии с требованиями Типовых правил технического содержания установок пожарной автоматики. Техническое обслуживание установок пожарной автоматики должно проводиться в соответствии с Инструкцией по организации и проведению работ по регламентированному техническому обслуживанию установок пожаротушения, пожарной и охранно-пожарной сигнализации.

    Учреждение, не имеющее возможности собственными силами осуществлять техническое обслуживание установок и содержать обслуживающий персонал, обязано заключить соответствующие договоры на обслуживание спринклерных, дренчерных и других установок автоматического пожаротушения, а также установок пожарной сигнализации со специализированными организациями Минприбора СССР.

    2.5.2. При производстве работ по техническому обслуживанию и ремонту специализированной организацией контроль за качеством их выполнения осуществляет должностное лицо детского учреждения, ответственное за эксплуатацию установок.

    2.5.3. Установки пожарной автоматики должны эксплуатироваться в автоматическом режиме и круглосуточно находиться в работоспособном состоянии.

    2.5.4. В период выполнения работ по техническому обслуживанию или ремонту, проведение которых связано с отключением установок, администрация детского учреждения обязана обеспечить пожарную безопасность защищаемых установками помещений и поставить в известность пожарную охрану.

    2.5.5. При эксплуатации пожарной автоматики не допускается:

    а) устанавливать взамен вскрывшихся и неисправных оросителей пробки и заглушки;

    б) загромождать подходы к контрольно-сигнальным устройствам и приборам;

    в) складировать материалы на расстоянии менее 0,9 м до оросителей и 0,6 м до извещателей;

    г) использование трубопроводов установок для подвески или крепления какого-либо оборудования;

    д) нанесение на оросители и извещатели краски, побелки, штукатурки и других защитных покрытий при ремонтах и в процессе эксплуатации.

    3. Первичные средства пожаротушения

    3.1. Детские учреждения должны быть оснащены первичными средствами пожаротушения независимо от оборудования зданий и помещений установками пожаротушения и пожарными кранами. Нормы первичных средств пожаротушения приведены в приложении 2.

    3.2. Места расположения первичных средств пожаротушения должны указываться в планах эвакуации, разрабатываемых согласно ГОСТ 12.1.114-82. Внешнее оформление и указательные знаки для определения мест расположения первичных средств пожаротушения должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.4.026-76.

    3.3. Ручные огнетушители должны размещаться согласно требованиям ГОСТ 12.4.009-83:

    а) путем навески на вертикальные конструкции на высоте не более 1,5 м от уровня пола до нижнего торца огнетушителя;

    б) путем установки в пожарные шкафы совместно с пожарными кранами, в специальные тумбы или на пожарные стенды.

    3.4. Огнетушители должны устанавливаться таким образом, чтобы был виден имеющийся на его корпусе текст инструкции по использованию. Конструкции и внешнее оформление тумб и шкафов для размещения огнетушителей должны позволять визуально определить тип установленных в них огнетушителей.

    3.5. Огнетушители должны размещаться в легко доступных местах, где исключено повреждение, попадание на них прямых солнечных лучей и атмосферных осадков, непосредственное воздействие отопительных и нагревательных приборов.

    При размещении огнетушителей не должны ухудшаться условия эвакуации людей.

    3.6. Огнетушители, размещаемые вне помещений или в неотапливаемых помещениях, подлежат съему на холодный период. В этих случаях на пожарных стендах должна быть информация о местах их расположения.

    3.7. На период перезарядки и технического обслуживания огнетушителей, связанного с их ремонтом, взамен должны быть установлены огнетушители из резервного фонда.

    3.8. При эксплуатации и техническом обслуживании огнетушителей следует руководствоваться требованиями, изложенными в паспортах заводов-изготовителей и утвержденными в установленном порядке регламентами технического обслуживания огнетушителей каждого типа.

    3.9. На территории зданий IlIa, IIIб, IV, IVa, V степеней огнестойкости, расположенных в сельской местности, следует оборудовать пожарные посты с набором следующих первичных средств пожаротушения: огнетушители пенные емкостью 10 л или порошковые емкостью 5 л — 2 шт., ведра — 4 шт., топоры — 2 шт., лопаты — 2 шт., багры — 2 шт., лестницы приставные — 1 шт., бочки с водой емкостью 0,25 м3 — 2 шт. (на зимний период заменяются ящиками с песком емкостью по 0,25 м3).

    3.10. Повседневный контроль за сохранностью, содержанием и постоянной готовностью к действию первичных средств пожаротушения осуществляется лицами, назначенными приказом руководителя детского учреждения.

    3.11. Использование первичных средств пожаротушения для хозяйственных и прочих нужд, не связанных с тушением пожаров, запрещается.

    4. Требования пожарной безопасности для помещений различного назначения

    4.1. Учебные классы и кабинеты.

    4.1.1. В учебных классах и кабинетах следует размещать только необходимые для обеспечения учебного процесса мебель, приборы, модели, принадлежности, пособия, транспаранты и т.п.

    4.1.2. Приборы, мебель, принадлежности, пособия, транспаранты и т.п., размещаемые в учебных классах, кабинетах, лаборантских или в специально выделенных для этих целей помещениях, должны храниться в шкафах, на стеллажах или на стационарно установленных стойках.

    4.1.3. Хранение в учебных классах, кабинетах, лабораториях и лаборантских учебно-наглядных пособий и учебного оборудования, проведение опытов и других видов работ, которые не предусмотрены утвержденными перечнями и программами, не допускается.

    4.1.4. Хранение фильмокопий, диапозитивов, слайдов, магнитных лент и т.п. должно осуществляться в специально выделенных для этой цели помещениях.

    4.1.5. Запрещается складывать обрезки и куски кино- и фотопленки и магнитной ленты в общие ящики с мусором, бумагой и другими материалами.

    4.1.6. Размещение фильмохранилищ областных, районных и межрайонных фильмотек в школьных зданиях с пребыванием детей не допускается.

    При эксплуатации областных, районных и межрайонных фильмохранилищ следует руководствоваться Правилами пожарной безопасности, техники безопасности и производственной санитарии для организаций кинопроката.

    4.1.7. Демонстрирование диапозитивов, диафильмов, слайдов и кинофильмов с установкой кинопроектора (диапроектора) передвижного типа непосредственно в классах и кабинетах допускается при соблюдении следующих требований:

    а) демонстрирование кинофильмов проводится на узкопленочной аппаратуре;

    б) диапроектор или узкопленочный кинопроектор должен устанавливаться с противоположной стороны от выхода из помещения;

    в) во время демонстрации диапозитивов, диафильмов, слайдов и кинофильмов присутствуют учащиеся (воспитанники) одной учебной группы в количестве не более 50 человек;

    г) к работе на киноаппаратуре допускаются только лица, имеющие квалификационное удостоверение киномеханика или демонстратора узкопленочного кино установленного образца, а также талон по технике безопасности, выданный местными органами кинофикации и Государственного пожарного надзора;

    д) кинофильмы, предназначенные для очередного показа, должны храниться в плотно закрытых коробках или фильмоскопах.

    5. Требования пожарной безопасности при проведении культурно-массовых мероприятий

    5.1. Ответственными за обеспечение пожарной безопасности при проведении культурно-массовых мероприятий (вечеров, спектаклей, концертов, киносеансов, новогодних елок и т.п.) являются руководители детских учреждений.

    5.2. Перед началом культурно-массовых мероприятий руководитель детского учреждения должен тщательно проверить все помещения, эвакуационные пути и выходы на соответствие их требованиям пожарной безопасности, а также убедиться в наличии и исправном состоянии средств пожаротушения, связи и пожарной автоматики.

    Все выявленные недостатки должны быть устранены до начала культурно-массового мероприятия.

    5.3. На время проведения культурно-массовых мероприятий должно быть обеспечено дежурство работников детского учреждения и учащихся старших классов.

    5.4. Во время проведения культурно-массового мероприятия с детьми должны неотлучно находиться дежурный преподаватель, классные руководители или воспитатели. Эти лица должны быть проинструктированы о мерах пожарной безопасности и порядке эвакуации детей в случае возникновения пожара и обязаны обеспечить строгое соблюдение требований пожарной безопасности при проведении культурно-массового мероприятия.

    5.5. Культурно-массовые мероприятия должны проводиться:

    а) в зданиях I и II степени огнестойкости — в помещениях любого этажа;

    б) в зданиях Ill-IV степени огнестойкости — только в помещениях первого этажа, при этом ограждающие конструкции внутри помещений зданий IV степени огнестойкости должны быть оштукатурены или обработаны огнезащитным составом.

    Проведение культурно-массовых мероприятий в подвальных и цокольных помещениях запрещается.

    5.6. Этажи и помещения, где проводятся культурно-массовые мероприятия, должны иметь не менее двух рассредоточенных эвакуационных выходов.

    5.7. Количество мест в помещениях устанавливается из расчета 0,75 м2 на человека, а при проведении танцев, игр и подобных им мероприятий — из расчета 1,5 м2 на одного человека (без учета площади сцены). Заполнение помещений людьми сверх установленных норм не допускается.

    5.8. Количество непрерывно установленных мест в ряду должно быть не более:

    Смотрите так же:

    • Dayz низкое разрешение Добавлено (01.01.2013, 14:03)---------------------------------------------Да и не стоит ждать от игры мега красивой графики, т.к основная прелесть этой игры динамика боев, а не красоты. Насчёт постобработки, пока не понял как её отключать. Насчёт настроек […]
    • Подоходный налог в пенсионный фонд Взносы в Пенсионный фонд РФ Страховые вносы (единый социальный налог - до 2010 г.) с фонда заработной платы уплачиваются работодателями, но работников он касается в части перечислений в Пенсионный фонд России (ПФР) на формирование страховой и накопительной […]
    • Как вложить материнский капитал в ипотеку Всё о том, можно ли оплатить материнским капиталом ипотеку мужа Сертификат на материнский капитал дает возможность погасить действующий кредит или взять новый, используя его в качестве первоначального взноса. Но как быть, если займ оформлен на мужа, а […]
    • Является ли перечень прав адвоката закрытым Конференция ЮрКлуба как определить закрытый или открытый перечень -Tresh- 05 Май 2006 Подскажите, пожалуйста, на основании чего можно считать перечень в той или иной статье законаоткрытым или закрытым. Есть ли какой-то общий определяющий это принцип или это […]
    • Договор купли продажи с выездом спб Договор купли продажи с выездом спб ДОГОВОР КУПЛИ ПРОДАЖИ автомобиля, ТЕХОСМОТР , ОСАГО (все регионы) г. Санкт-Петербург, м. Гражданский проспект г. Москва, м. Юго-Западная выезд в любую точку города и области 24 часа в сутки, а так же делаем все в […]
    • Дневник практики адвокат Дневник производственной практики студента у адвоката Тамбовской городской коллегии адвокатов Содержание работы ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТАМБОВСКИЙ […]
    • Военный билет правила выдачи Какие документы нужны для получения военного билета: трудности, нормативно-правовые акты и очередность действий Какие документы нужны для получения военного билета, то есть документа, который выдают гражданам Российской Федерации после их привлечения для […]
    • Воеков даниил евгеньевич взятка Немного о Первой мировой войне 1915 г. из газет, журналов, интернета Здравствуйте! Моя бабушка, в девичестве Карпович Софья Андреевна, вместе с родителями, братьями и сестрой была беженкой из Белоруссии. По дороге умер ее папа. Со слов ее старшей невестки […]