Правила успешного учителя

Учебная самостоятельность: десять правил успешного учителя

Рекомендации, которые помогут выстроить целостную систему педагогической работы

Исследование, проведенное кандидатом психологических наук Мариной Розен (Удовенко)*, позволило сформулировать несколько важных правил, которым следует учитель, поставивший перед собой цель сформировать навыки учебной самостоятельности у детей (эти правила вытекают одно из другого и связаны некой единой системой, которой является сам учитель). Также были определены типичные ошибки, возникающие при их несоблюдении.

Правило № 1
Правило психологического комфорта

Начинать урок нужно только установив эмоциональный контакт с детьми. Важно, чтобы дети чувствовали: вам с ними хорошо, вы рады встрече, получаете удовольствие от общения. Учитель-мастер мысленно «проигрывает», представляет себе будущий урок в позитивном ключе – это занимает всего несколько минут, а польза от этого огромна.
Парадокс заключается в том, что такое простое и безобидное правило чаще всего нарушается, а типичные, систематически допускаемые ошибки приводят к последствиям различной степени тяжести. Рассмотрим некоторые из них в порядке увеличения сложности последствий.

Типичная ошибка 1. Данный этап очень часто игнорируется, считается не очень важным. А ведь от него очень многое зависит.

Рекомендация 1. Постарайтесь оставить за дверью класса все свои переживания, тревоги и проблемы (которые, вне всякого сомнения, есть у любого учителя) и входите в класс настроенным на совместное творчество.
Рекомендация 2. Начните урок с юмором. Совместный смех сближает, дает возможность разрядиться негативной энергии, снимает напряжение. Несколько искренних слов о том, как рады их видеть, добрая шутка, мягкая самоирония всегда оказывают благотворное влияние на детей в начале урока.

Типичная ошибка 2 . Неграмотное распределение времени, его постоянная нехватка очень часто приводят к тому, что учитель чувствует себя дискомфортно. Одна моя знакомая учительница говорила: «Если бы я имела дело только с детьми…» Как мы уже отмечали ранее, урок – это 20% работы учителя. Большая часть времени уходит на подготовку плюс нагрузка в виде различного рода рутинной работы, бесконечных проверок, обязательных посещений не всегда полезных мероприятий…Как быть?

Рекомендация 1. Помните, что создание психологически комфортных условий в первую очередь для себя – залог успеха. Постарайтесь изучить правила тайм-менеджмента и применяйте их в своей работе.
Рекомендация 2. Пользуясь правилами тайм-менеджмента, проанализируйте собственную систему деятельности, в которой вам будут понятны ваши ценности, цели, планы, задачи и способы оценки достигнутого вами результата. Когда такая система составлена (записана), вы можете корректировать ее на каждом этапе.

Правило № 2
Вводим ценность «МЫ»

Нам хорошо вместе. Вместе нам радостно, уютно и комфортно! Как нам повезло, что все мы собрались в одном классе! Учитель вводит ценность совместного творчества и удовольствия от совместной работы с первых минут знакомства с детьми. Индивидуальность начнет себя проявлять культурными способами в подростковом возрасте и лишь в том случае, если в младшем школьном возрасте эти культурные способы будут заложены. Что это за способы? Умение слышать и слушать другого, умение понять иную точку зрения, умение работать вместе в группе над поиском совместного решения. Это возможно, только если МЫ научимся общаться и работать вместе.

Типичная ошибка. Порой учитель боится на первых порах нивелировать ценность индивидуального высказывания 6-леток в пользу группового решения, думая, что это помешает развитию детской индивидуальности. Совершенно напрасно. Младший школьник нуждается в общении со сверстниками намного больше, чем подросток, поскольку именно в совместном поиске происходит развитие его интеллекта и личности; другое дело, что это общение нужно организовывать и направлять.

Рекомендация. При всяком удобном случае напоминайте детям о том, как хорошо нам вместе работается, сколько нового мы узнаём сообща. Такие простые слова не только настроят детей на рабочий лад, но и вызовут ощущение радости от того, что мы вместе. На протяжении урока всегда найдется момент подчеркнуть, что возможность обсудить проблему вместе – это здорово; одна голова хорошо, а две лучше; вместо того чтобы одному сражаться с проблемой, давайте поработаем в группах и вместе найдем решение.

Правило № 3
Правило совместной деятельности

В возрасте 6 лет ребенок еще не может учить себя сам. Ему нужна помощь других, и в первую очередь важно научить детей пользоваться помощью сверстников. А вот совместная деятельность знакома детям и отражает их дошкольный опыт. Еще Л.С.Выготский писал о том, что самостоятельный навык дети взращивают только в условиях совместной коллективно-распределенной деятельности. Вначале все происходит на внешнем плане: учитель проводит все сам, при этом проговаривает (сначала сам, затем приучает проговаривать детей) этапы деятельности. Дети совместно с учителем проводят различные виды деятельности (о них речь шла в предыдущей статье). Дети в группах самостоятельно осуществляют учебные действия, а затем постепенно все переходит на внутренний план, то есть осуществляется присвоение желаемого поведения, вращивание его в себя – теперь это неотъемлемый навык личности каждого ребенка. Учитель на каждом уроке занимается организацией совместной деятельности, в основе которой лежит, с одной стороны, эмоциональная поддержка (что особенно важно на первых этапах вхождения в учебный процесс, в период адаптации), а с другой – совместное решение проблемы, стоящей перед учениками.

Рекомендация 1. Начните с наиболее распространенной формы кооперации по типу «часть–целое»: один ребенок начинает, другой продолжает или сравнивает индивидуальные решения и выбирает оптимальное.
Рекомендация 2. Найдите своего автора и прочтите, что есть на эту тему, например, у В.В.Давыдова, Д.Б.Эльконина, А.К.Дусавицкого, Г.А.Цукерман и др.

Правило № 4
Детскую дискуссию необходимо направлять и грамотно корректировать

Как правило, у детей возникает много версий, необходимо дождаться нужной и акцентировать внимание на ней: «Послушайте, что сказала Кира», «Повтори, Артем», «Мне кажется, что это важно», «Послушайте еще раз Ваню». Кроме того, очень важно дать ребенку возможность аргументировать свою точку зрения, даже если она неправильна. «А почему ты так решил?» Когда дети постарше, полезно обратиться к классу: «Как вы думаете, как рассуждал автор?», «Как он пришел к такому решению?» Прием, предложенный Э.И.Александровой, также работает на это: в группах по результатам работы сначала обсуждаются неправильные версии с аргументами, а затем переходят к правильным.

Типичная ошибка. Учитель начинает дискуссию, задает вопрос, но у него не хватает настойчивости дождаться нужной версии, зачастую он удовлетворяется любым детским ответом и дальше продолжает рассказывать материал сам.

Рекомендация 1. Проявите настойчивость и терпение. Дайте понять, что вам важно мнение каждого ребенка, но не просто какая-то идея, а способность ее обосновать и аргументировать. Ждите новых и новых версий. Дети очень быстро это считывают и начинают выдавать желаемое поведение. Помните, пока вы молчите и ждете, вы тем самым демонстрируете искомые образцы поведения.
Рекомендация 2. Будьте предельно внимательны к высказываниям детей, чтобы ни в коем случае не пропустить рождение верной идеи, зацепиться за нее и развить вместе с остальными учениками. Лучше свою версию так и не высказать, а подхватить детскую догадку.
Рекомендация 3. Задайте себе вопрос: в чем ваша роль как учителя в классе? Если вы желаете сформировать учебную самостоятельность, то ваша задача не в информировании, а в руководстве процессом обсуждения. Учитель здесь не информатор. Учитель – модератор.

Правило № 5
Как можно меньше говорить за детей и как можно больше их слушать

Не давать готовых ответов, избегать отвечать на вопросы, отвечать вопросом на вопрос, предложить подумать и ответить самим или переадресовывать этот вопрос одноклассникам: «Давай спросим у детей», «Кто знает?», «А как вы думаете?»

Типичная ошибка . Зачастую учитель сообщает цель задания до его выполнения. Скорее всего учитель хочет достичь тем самым более осознанного отношения детей к выполнению заданий. Но при этом цель открыть новое остается только целью учителя, потому что необходимость в новом открытии и присвоении знания должна быть эмоционально пережита ребенком. Такое эмоциональное переживание ребенок испытывает в ситуации интеллектуального разрыва. А в данном случае такая ситуация не возникает.

Рекомендация 1. Используйте паузы. Они дают возможность сориентироваться, дозреть детской догадке и оформиться в мысль, которую можно высказать. Задайте вопрос и помолчите. Сначала возникает тишина, дети как бы застывают (это очень хороший признак того, что дети думают). Обычно 12–15 секунд достаточно для того, чтобы пошли версии (пусть самые простенькие) и дети как минимум начинают говорить сами.
Рекомендация 2. Спросите себя: «Чего я хочу достичь?» Если научить детей самостоятельно высказывать свою точку зрения, то иного пути нет – задавайте вопрос и учитесь держать паузу. Детские ответы – это фундамент будущего здания под названием Учебная Самостоятельность, это те жемчужины, которые вы собираете и цените. Показывайте каждый раз детям, что для вас их ответы ценны.

Правило № 6
Кинестетика очень важна

Признаком того, что ребенок принял задачу и внутри детской головы происходит мыслительный процесс, является особое состояние, которое психологи называют «внутренне ориентированный транс». Это позитивная эмоция, состояние интереса, ребенку приятно думать, размышлять, делать свое открытие. Но как понять, что это произошло? Перед тем как принять задачу, он проходит через состояние внешне ориентированного транса: просит дополнительной информации, показать еще картинку, назвать другие примеры, задает вопросы на понимание «Что это…», «Почему…», «А как узнать?». На них учителю не всегда следует отвечать. Иногда полезнее переадресовать вопрос (в зависимости от ситуации – одноклассникам, словарям, справочникам) или просто сделать паузу. Шквал подобных вопросов от ребенка – верный признак того, что теперь его нужно оставить в покое и дать время подумать. Ребенок замирает в статичной позе, взгляд рассеян, устремлен в себя, или в окно, или на другой предмет.

Типичная ошибка 1 . Когда учитель задает вопрос и в классе наступает тишина, многие учителя этого боятся. Непонятно, чем ребенок занят, принял он задачу или нет.

Рекомендация 1. Разберитесь со своими страхами. Что это: страх потери времени, недоверие детям, недоверие себе? Это отдельная и очень большая тема, которую мы немного затронули, обсуждая правило психологического комфорта.
Рекомендация 2. Обращайте внимание на мелкие особенности детского поведения, и тогда вы с большей вероятностью сможете распознать, когда ребенок решает поставленную перед ним задачу, а когда нет. Знание кинестетических признаков мыслительного процесса у ребенка даст вам возможность понять, что вы на верном пути, снимет вашу тревожность, придаст уверенности в том, что вы все делаете правильно.

Типичная ошибка 2 . Учитель добивается внутренне ориентированного транса у 100% детей. Этого делать не нужно: все дети разные.

Рекомендация 1. Учитывайте индивидуальные отличия ребенка – это только поможет делу. Некоторые дети могут вертеть что-то в руке или монотонно постукивать чем-то, даже не отдавая себе в этом отчет. Если это не очень громко, не спешите прерывать его, так ребенок неосознанно помогает себе сам («доминанта» А.А.Ухтомского о дополнительном очаге возбуждения мозга). Как правило, это не мешает классу. Если кто-то в это время разговаривает между собой, хихикает, это не значит, что ребенок категорически не принимает задачу. Не спешите грозить ему санкциями. Просто подойдите к такому ребенку и спросите: «То, что ты сейчас делаешь, помогает нам найти решение или нет?», «Тебе понятно, что нужно сейчас делать?», «На какой вопрос мы ищем ответ?» Как правило, дети либо уточняют, что им было неясно, либо начинают думать. Может возникнуть и диаметрально противоположная ситуация. Когда учитель задает вопрос, какой-то ребенок уже вскакивает со своего места и не может себя сдерживать. Подойдите к нему, возьмите за руку и скажите: «Подожди немного. Мы и твою версию обязательно услышим».

Типичная ошибка 3. Когда ребенок задает вопрос на понимание однокласснику, учитель продолжает стоять между ними.

Рекомендация 1. Иногда лучше отойти в сторону и освободить пространство для развития детской дискуссии.
Рекомендация 2. Чтобы научить детей слышать друг друга, необходимо ориентировать их друг на друга. Учить дискуссии первоклассников необходимо с азов – смотри на того человека, к которому обращаешься, спрашивай, согласен он или нет, глядя на собеседника, и т.д. На первых порах, когда один ребенок уже высказался и начинает говорить второй, нужно подойти к нему и аккуратно развернуть в сторону первого.

Правило № 7
Создание ситуаций интеллектуального разрыва

Для того чтобы дети приняли задачу на освоение нового знания, учитель создает ситуа­цию интеллектуального разрыва, т.е. предлагает задачу, внешне схожую с предыдущей, но решить ее старым способом ребята не могут, для этого им требуется проделать совместную работу и открыть новый способ решения.

Рекомендация 1. Используйте задания-ловушки, которые формулируются как софизмы, парадоксы, противоречия. По своей сути, ловушки — это нерешаемые или некорректно составленные задачи. Строгое следо­вание инструкции взрослого может привести в ловушку. Чтобы в нее не попасть, что-то надо сделать по-своему или совсем не сделать.

Такие задания подробно описаны у Г.А.Цукерман. Например, среди прочих примеров на сложение предлагается подсчитать, «сколько яиц нашел Петя, если белая курочка снесла одно яйцо, пест­ренькая — ни одного, а петух — целых три». Или задание на память: «Я буду называть слова, а вы запоми­найте. Я скажу названия семи стран: Англия, Франция, Волга, Китай, Киев, Африка. Кто может назвать страны, которые я перечислила?» Или: «Возьми три палочки. Сложи из них треугольник. А теперь из этих палочек сложи квадрат. » Такие задания требуют не столько знания арифметики, географии и геометрии, сколько постоянного анализа требований взрослого, равно поощряющего и умелое исполнительство, основанное на подражании, и своевременное «непослушание», отказ от неразумного действия. Привычка оспаривать подобные провокационные утверждения учителя создает установку на самостоятельный поиск ответа даже там, где ответ, казалось бы, дается в готовом и чрезвычайно правдоподобном виде.

Правило № 8
Мотивация на будущее действие строится на основе уже существующего мотива

Так, например, если учитель хочет научить первоклассников вести диалог, самостоятельно выражать свою точку зрения, он опирается на уже существующий мотив – 6-летки очень любят и хотят говорить, но они не понимают, что такое «продуктивный разговор». Этому их нужно научить.
Если учитель ставит перед собой задачу на развитие детской самостоятельности, он придерживается простой технологии, состоящей из трех шагов.

Шаг 1 . Создать «ситуацию успеха» для детей, когда они могут решить задачу самостоятельно, опираясь на свой прошлый опыт. Шаг 2. Создать ситуацию «интеллектуального разрыва» . Шаг 3. Зафиксировать «разрыв» в виде проблемы, сформулировать ее. Учитель уверен, что, если он будет выстраивать работу в такой последовательности, вероятность того, что внешне задаваемый (учителем) мотив будет со временем присвоен ребенком и станет его внутренним побуждающим стимулом, повышается в десятки раз.
Кроме того, следует учитывать, что мотивация детей отличается на разных возрастных этапах.

Типичная ошибка. Иногда мотивация ошибочно понимается как отдельный этап урока. Учитель считает, что фразы «Дети, а давайте сейчас поиграем в игру» или «Сейчас мы будем рассматривать новую тему, она вам очень пригодится в будущем» оказывают достаточно мотивирующее воздействие на учеников. Однако мотивация – это эмоциональный отклик, переживание, желание делать что-то. Это красная нить, которая пронизывает весь урок, на которую учитель умело нанизывает этап за этапом.

Рекомендация. Систематически придерживаясь трех шагов, описанных выше, учитель сможет поддерживать уровень детской учебной мотивации на достаточно высоком уровне, как огонь в очаге. Поверьте, это очень облегчает жизнь учителю. Мотивированные на обучение дети – мечта грамотного педагога-профессионала.

Правило № 9
Правило фиксации детских ответов

Учитель поощряет, собирает и фиксирует детские вопросы и догадки, особенно те, которые опережают его планы. Делает он это, как уже говорилось ранее, разными способами: в виде модели на доске, на специально выделенном для этих целей плакате, на отдельных листах, заводит папки, составляет портфолио и т.д. Фиксация проблемы помогает ученикам удерживать задачу и логику ее решения. Визуализация и материализация детской мысли способствуют продвижению ребенка на пути развития и формирования учебной самостоятельности, указывая ему путь, который им уже проделан и помогает осознанно выбрать вектор дальнейшего движения.

Типичная ошибка. Зачастую учитель не придает фиксации детских ответов должного внимания или делает это от случая к случаю, бессистемно.

Рекомендация 1. Заранее продумайте, где, кто, в какой форме будет фиксировать детские гипотезы.
Рекомендация 2. При фиксации на доске проблемной ситуации особое значение уделяйте логике изменения материала, четкости терминов и понятий. Они дают ребенку возможность ясно осознать отличие старого знания от нового.
Рекомендация 3. При фиксации места разрыва пользуйтесь знаково-символической формой, понятной детям.

Правило № 10
Правило выращивания детского соавторства

Для обозначения степени учебной самостоятельности детей учитель пользуется термином «соавторство». Динамика развития детского соавторства является одним из ярких, внешне наблюдаемых показателей становления субъекта учебной деятельности. Речь идет не только о возрастании доли детского соучастия от класса к классу, но и о ее качественном изменении как по отношению к содержанию учебной деятельности, так и к формам ее организации. В своей работе учитель целенаправленно реализует идею детского соавторства. Он уверен – нет другого пути учить, как вести с детьми диалог на равных, сотрудничать, учиться вместе, быть соавторами.

Типичная ошибка . Зачастую учитель достаточно грамотен, хорошо владеет методическими приемами, но при этом навязывает свое авторитетное мнение и не воспринимает детей как своих соавторов.

Рекомендация 1. Воспринимайте детей как соавторов урока: планируйте ситуации, в которых они могут самостоятельно сформулировать задание, придумать аналогичное, проверить его у себя и у другого, оценить по понятным им критериям.
Рекомендация 2. Чаще передавайте инициативу детям.
Рекомендация 3. Ориентируйтесь на признаки позитивной динамики детского соавторства (они описаны в книге – Урок в развивающем обучении: Книга для учителя / А.К.Дусавицкий, Е.М.Кондратюк, И.Н.Толмачева, З.И.Шилкунова). Вот некоторые из них. Соавторство первоклассников и второклассников минимально, поскольку на этом этапе идет освоение форм сотрудничества, предложенных взрослым. Однако уже у них соавторство проявляется в умных вопросах, ценность которых педагог показывает детям с первых дней обучения и фиксирует в «Тетради открытий». К третьему классу соавторство детей проявляется в способности определять круг частных задач, вытекающих из учебной. Ситуация существенно изменяется в четвертом классе, когда учащиеся способны в коллективно-распределенной работе планировать уроки и подбирать задания к каждой части плана. В основном это касается уроков решения учебных задач и уроков постановки и решения частных задач. Качественно новые проявления учебной самостоятельности пятиклассников – коллективное планирование детьми дальнейшей работы по предмету, создание справочников и работа с ними.

Естественно, возможность, а точнее, необходимость сотрудничества, соавторства участников должна быть заложена в цели, принципах и способе обучения. Однако и от целенаправленной, осмысленной и систематической работы учителя в этом направлении зависит успешность решения задачи по формированию учебной самостоятельности у детей.

От редакции. Когда мы готовили к публикации этот материал, нам пришло письмо:

«Здравствуйте!
Не могу не выразить свою огромную признательность за статью «Учебная самостоятельность: секреты развития».
Я педагог начинающий, проработала в школе только 2 года. Мои попытки развития самостоятельности у школьников – разные педагогические приемы, формы ведения урока – метод проб и ошибок. А может вот так? Это точно должно подействовать! И все в том же духе.
Как хочется не скучного урока, когда все делается по указке учителя, а настоящего, видимого, пожалуй, любым «фгосником»: шепот, обсуждения волнующей темы, каждый выдвигает, не боясь, свое решение поставленной задачи, дети – как пчелки в улье. В статье план достижения этого результата! Та картинка, которую рисует М.Розен в начале статьи, почти предел моих педагогических мечтаний.
Намереваюсь апробировать весь алгоритм действий уже в новом учебном году. И хотя веду в средних и старших классах, уже знаю как подступить.
СПАСИБО!!
Скворцова Регина Аркадьевна».

. Как радостно было всегда ощущать вашу поддержку, дорогие учителя!

Правила успешного студента

Система вузовского обучения подразумевает значительно большую самостоятельность студентов в планировании и организации своей деятельности. Вчерашнему школьнику сделать это бывает весьма непросто: если в школе ежедневный контроль со стороны учителя заставлял постоянно и систематически готовиться к занятиям, то в вузе вопрос об уровне знаний вплотную встает перед студентом только в период сессии. Такая ситуация оборачивается для некоторых соблазном весь семестр посвятить свободному времяпрепровождению («когда будет нужно – выучу!»), а когда приходит пора экзаменов, материала, подлежащего усвоению, оказывается так много, что никакая память не способна с ним справиться в оставшийся промежуток времени.

Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил.

Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались.

Человек продолжал наблюдать, думая, что вот–вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось!

Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасправленные крылья. Она так и не смогла летать.

А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.

Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было бы жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас. Мы никогда не смогли бы летать.

Я просил сил. А жизнь дала мне трудности, чтобы сделать меня сильным.

Я просил мудрости. А жизнь дала мне проблемы для разрешения.

Я просил богатства. А жизнь дала мне мозг и мускулы, чтобы я мог работать.

Я просил возможность летать. А жизнь дала мне препятствия, чтобы я их преодолевал.

Я просил любви. А жизнь дала мне людей, которым я мог помогать в их проблемах.

Я просил благ. А жизнь дала мне возможности.

Я ничего не получил из того, о чем просил. Но я получил все, что мне было нужно.

Так что же надо делать, чтобы годы учебы в вузе стали плодо­творными, образовали основательный базис для дальнейшей профес­сиональной карьеры. Возможно, вам поможет представленный ниже материал, который был подобран специалистами специально для сту­дентов первого курса.

Вот остались позади все волнения, связанные с вступительными эк­заменами, все документы в порядке и у вас в руках заветная книжечка (или пластиковая карточка) – ваш студенческий билет. Впереди еще дол­гих пять лет учебы, и мы постараемся подсказать вам, как сделать эти годы не мучением, а настоящим полноценным процессом обучения.

Как-то проводился мировой чемпионат лесорубов. Финалистами были канадец и норвежец.Их задача была такова. Каждому из них отводился определенный участок леса. Победителем становился тот, кто смог бы повалить наибольшее количество деревьев с восьми утра до четырех часов дня.

В восемь часов утра раздался свисток и два лесоруба заняли свои позиции. Они рубили дерево за деревом, пока канадец не услышал, что норвежец остановился. Поняв, что это его шанс, канадец удвоил свои усилия.

В девять часов канадец услышал, что норвежец снова принялся за работу. И снова они работали почти синхронно, как вдруг без десяти десять канадец услышал, что норвежец снова остановился. И снова канадец принялся за работу, желая воспользоваться слабостью противника.

В десять часов норвежец снова включился в работу. Пока без десяти одиннадцать он ненадолго не прервался. С все возрастающим чувством ликования канадец продолжил работу в том же ритме, уже ощущая «запах победы».

И так продолжалось целый день. Каждый час норвежец останавливался на десять минут, а канадец продолжал работу. Когда раздался сигнал об окончании соревнования, ровно в четыре часа пополудни, канадец был совершенно уверен, что приз у него.Вы можете себе представить, как он удивился, узнав, что проиграл.

Как это получилось? – спросил он норвежца. – Каждый час я слышал, как ты на десять минут прекращаешь работу. Как ты умудрился нарубить больше древесины, чем я? Это невозможно.

На самом деле все очень просто, – прямо ответил норвежец. – Каждый час я останавливался на десять минут. И в то время как ты продолжал рубить лес, я точил свой топор.

Итак, начнем с десяти правил студента, который стремится преус­петь в учебе:

Упорный труд сулит

возна­граждение в будущем.

Лень окупается сразу

Закон Джеба об откладывании

Настоящее – самое подходящее время что-то отложить

Четвертый закон Хечта

Начинайте каждый день с улыбки, и этого с вас хватит

Максима У.К. Филдса

Любое стоящее дело стоило сделать вчера

Лучше всего брать старт прямо

где вы сейчас нахо­дитесь

Любое устройство работает лучше, если включить его в сеть

Закон Сэттинджера

Дорога, лишенная препятствий, обычно ведет в никуда

Наблюдение Дефалькуа

Невозможно выиграть все матчи, если не выиграть первого.

Когда ничего не помогает, почитайте инструкцию

Аксиома Канна

Не сложно привести лошадь на водопой, но если вы научите

ее плавать на спине – значит, тогда вы чего-то добились!

Первый закон Хартли

При ближайшем рассмотрении необходимости

превращаются в потребности Цицерон

На лекциях студенты получают самые новейшие данные, во многом дополняющие учебники (а в последнее время их заменяющие), знако­мятся с последними достижениями науки. Поэтому умение сосредото­ченно слушать лекции, активно, творчески воспринимать излагаемые сведения является непременным условием их глубокого и прочного ус­воения, а также развития умственных способностей.

Все говорили ему, что эта вершина опасна. Все говорили ему, что эта гора – самая высокая в мире. Все говорили ему, что никто еще не был там, наверху. Но однажды утром он собрал все необходимое и отправится в путь.

Подъем был неимоверно сложным. Множество раз балансировал он на тонком лезвии между жизнью и смертью. Тело словно стало чужим и подчас неохотно реагировало на команды мозга. Но он продолжал восхождение, стиснув зубы и шепча никому не слышные слова.

Последние метры казались адом. И вот уже мозг отказывался понимать, где он находится, и часто рисовал странные сюрреалистические картины. И тогда тело брало на себя, казалось, непосильную задачу и продолжало карабкаться вверх.

Достигнув вершины в кромешной тьме, он заполнил все окружающее пространство звериным криком победителя и забылся недолгим беспокойным сном.

Однако рассвет подарил ему новые впечатления: на расстоянии нескольких километров от покоренной вершины начинался путь к горе, которая была в два раза выше завоеванной.

Слушание и запись лекций – сложные виды вузовской работы; и надо немало потрудиться, чтобы овладеть ими. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную дея­тельность студента. В процессе слушания ты должен разобраться в том, что излагает лектор; обдумать сказанное им; связать новое с тем, что тебе уже известно по данной теме из предыдущих лекций, прочитанных книг и журналов. То, что действительно внимательно про­слушано, продумано и записано на лекциях, становится твоим достоя­нием, входит в твой образовательный фонд.

Слушая лекции, надо стремиться понять цель изложения, уловить ход мыслей лектора, логическую последовательность изложения, понимать, что хочет доказать лектор. Надо отвлечься при этом от посторонних мыслей и думать только о том, что излагает преподаватель. Краткие за­писи лекций, конспектирование их помогает усвоить материал.

Внимание человека очень неустойчиво. Требуются волевые усилия, чтобы оно было сосредоточенным. Систематически контролируй себя в этом отношении, когда слушаешь лекции.

Установлено, что конспектирование лекций имеет большое образова­тельное и воспитательное значение для слушателей; оно развивает ум, обогащает научными данными, способствует закреплению знаний в па­мяти, вооружает необходимыми умениями и навыками. Но конспект яв­ляется полезным тогда, когда записано самое существенное, основное. Если же студент стремиться записать дословно всю лекцию, то такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Некоторые студенты просят иногда лектора «читать помедленнее. ». Им хочется, чтобы лекция превратилась в лекцию-диктовку. Это очень вредная тен­денция, ибо в этом случае студент механически записывает большое ко­личество услышанных сведений и не размышляет над ними.

Что же надо записывать на лекции? Прежде всего – тему лекции, основ­ные ее вопросы, важнейшую их аргументацию. Затем – некоторые яркие примеры, научные определения и выводы, которые дает лектор по материалу.

Обычно лекторы, изменяя силу, тембр голоса или замедляя чтение, выделяют и подчеркивают важнейшие положения излагаемого мате­риала, делают записи и зарисовки на доске. Это помогает студентам уяс­нить и записать самое важное, существенное.

Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Конспект лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Принципиальные места, определения, фор­мулы следует сопровождать замечаниями: «важно», «особо важно», «хо­рошо запомнить» и т.п. А еще лучше – разработать собственную «марко­графию».

Например:

! – важно;

!! – очень важно;

? – под вопросом;

* – проверить;

R – запомнить;

C – скопировать;

L – посмотреть в учебнике;

ZB – пример (например).

Полезно (по крайней мере, не лишнее) будет поучиться стенографии на курсах.

Многие студенты неплохо конспектируют лекции, но до самых экзаме­нов не заглядывают в них. Они совершают большую ошибку. Над конспектами лекций надо систематическим работать: перечитывать их, выправлять текст, делать дополнения, размечать цветом то, что должно быть глубоко и прочно закреплено в памяти. Первый просмотр конспекта рекомендуется сделать вечером того дня, когда была прослу­шана лекция (предварительно вспомнить о чем шла речь и хотя бы один раз просмотреть записи). Затем вновь просмотреть конспект через 3-4 дня. Времени на такую работу уходит немного, но результаты обычно бывают прекрасными: студент основательно и глубоко овладевает мате­риалом и к сессии приходит хорошо подготовленным.

Работая над конспектом лекций, всегда следует использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендо­вал лектор. Только такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит каждому студенту овладеть научными знаниями и развить в себе задатки, способности, дарования.

Прежде чем положить карандаш в коробку, карандашный мастер отложил его в сторону.

Есть пять вещей, которые ты должен знать, – сказал он карандашу, – прежде чем я отправлю тебя в мир. Всегда помни о них и никогда не забывай, и тогда ты станешь лучшим карандашом,которым только можешь быть.

Первое: ты сможешь сделать много великих вещей, но лишь в том случае, если ты позволишь Кому–то держать тебя в Своей руке.

Второе: ты будешь переживать болезненное обтачивание время от времени, но это будет необходимым, чтобы стать лучшим карандашом.

Третье: ты будешь способен исправлять ошибки, которые ты совершаешь.

Четвертое: твоя наиболее важная часть будет всегда находиться внутри тебя.

И пятое: на какой бы поверхности тебя не использовали, ты всегда должен оставить свой след. Независимо от твоего состояния, ты должен продолжать писать.

Карандаш понял и пообещал помнить об этом. Он был помещен в коробку с призванием в сердце.

Приступая к работе над книгой, следует сначала ознакомиться с мате­риалом в целом: оглавлением, аннотацией, введением и заключением пу­тем беглого чтения-просмотра, не делая никаких записей. Этот просмотр позволит получить представление обо всем материале, который необхо­димо усвоить.

После этого следует переходить к внимательному чтению – штудирова­нию материала по главам, разделам, параграфам. Это самая важная часть работы по овладению книжным материалом. Читать сле­дует про себя. (При этом читающий меньше устает, усваивает материал примерно на 25 % быстрее, по сравнению с чтением вслух, имеет воз­можность уделить больше внимания содержанию написанного и лучше осмыслить его). Никогда не следует обходить трудные места книги. Их надо читать в замедленном темпе, чтобы лучше понять и осмыслить.

Изу­чая книгу, надо обращать внимание на схемы, таблицы, карты, ри­сунки, математические формулы: рассматривать их, обдумывать, анали­зировать, устанавливать связь с текстом. Это поможет понять и усвоить изучаемый материал.

При чтении необходимо пользоваться словарями, чтобы всякое незна­комое слово, термин, выражение было правильно воспринято, понято и закреплено в памяти.

Проверь, с какой скоростью ты читаешь. Надо стремиться выработать у себя не только сознательное, но и беглое чтение. Особенно это умение будет полезным при первом просмотре книги. Обычно студент 1–2 курса при известной тренировке может внимательно и сосредоточенно прочи­тать 8–10 страниц в час и сделать краткие записи прочитанного. Многие студенты прочитывают 5–6 страниц. Это крайне мало. Слишком медлен­ный темп чтения не позволит изучить многие важные и нужные статьи книги. Обучаясь быстрому чтению (самостоятельно или на специальных курсах), ты можешь прочитывать до 50–60 страниц в час и даже более! Одновременно ты приобретаешь способность концентрироваться на важном и схватывать основной смысл текста.

Запись изучаемого – лучшая опора памяти при работе с книгой (тем более научной). Читая книгу, следует делать выписки, зарисовки, состав­лять схемы, тезисы, выписывать цифры, цитаты, вести конспекты. За­пись изучаемой литературы лучше делать наглядной, легко обозримой, расчлененной на абзацы и пункты. Педагогика учит – что прочитано, продумано и записано, то становится действительно личным достоянием работающего с книгой. Помни основной принцип выписывания из книги: лишь самое существенное и в кратчайшей форме!

Какие формы записи можно рекомендовать? Различают три основные формы выписывания:

1. Дословная выписка или цитата с целью подкрепления того или иного положения, авторского довода. Эта форма применяется в тех слу­чаях, когда нельзя выписать мысль автора своими словами, не рискуя по­терять ее суть. Запись цитаты надо правильно оформить: она не терпит произвольной подмены одних слов другими; каждую цитату надо заклю­чить в кавычки, в скобках указать ее источник: фамилию и инициалы ав­тора, название труда, страницу, год издания, название издательства.

Цитирование следует производить только после ознакомления со статьей в целом или с ближайшим к цитате текстом. В противном случае можно выхватить отдельные мысли, не всегда точно или полно отра­жающие взгляды автора на данный вопрос в целом. Помни, однако, что ксеро- и фотокопирование (сканирование) заменяет расточающее время выписывание дословных цитат!

2. Выписка «по смыслу» или тезисная форма записи.

Тезисы – это кратко сформулированные самим читающим основные мысли автора. Это самая лучшая форма записи. Все твои будущие кон­трольные, курсовые и дипломные работы будут безупречны, если будут написаны таким образом. Делается такая выписка с теми же правилами, что и дословная цитата.

Тезисы бывают краткие, состоящие из одного предложения, без разъяс­нений, примеров и доказательств. Главное в тезисах – умение кратко, закончено (не теряя смысл) сформулировать каждый вопрос, ос­новное положение. Овладев искусством составления тезисов, студент четко и правильно овладевает изучаемым материалом.

3. Конспективная выписка имеет особенно важное значение для овладе­ния знаниями. Конспект – наиболее эффективная форма записей при изучении научной книги. В данном случае кратко записываются важнейшие составные пункты, тезисы, мысли и идеи текста. Подробный обзор содержания может быть важным подспорьем для запоминания и вспомогательным средством для нахождения соответствующих мест в тексте.

Делая в конспекте дословные выписки особенно важных мест книги, нельзя допускать, чтобы весь конспект был «списыванием» с книги. Ус­военные мысли необходимо выразить своими словами, своим слогом и стилем. Творческий конспект – наиболее ценная и богатая форма записи изучаемого материала, включающая все виды записей: и план, и тезис, и свое собственное замечание, и цитату, и схему.

Обзор текста ты можешь составить также посредством логической структуры, вместо того, чтобы следовать повествовательной схеме. С помощью конспективной выписки можно также составить предложение о том, какие темы освещаются в отдельных местах разных книг. Допол­нительное указание номеров страниц облегчит нахождение этих мест.

Разработай свою собственную систему составления выдержки и посто­янно совершенствуй ее! При составлении выдержек целесообразно последовательно придерживаться освоенной системы. На этой базе можно составить свой архив или картотеку важных специальных публи­каций по предметам.

Конспекты, тезисы, цитаты могут иметь две формы: тетрадную и кар­точную. При тетрадной форме каждому учебному предмету необходимо отвести особую отдельную тетрадь.

Если используется карточная форма, то записи следует делать на од­ной стороне карточки. Для удобства пользования вверху карточки надо написать название изучаемого вопроса, фамилию автора, название и УДК (универсальная десятичная классификация) изучаемой книги.

Карточки можно использовать стандартные или изготовить самостоя­тельно из белой бумаги (полуватмана). Карточки обычно хранят в специ­альных ящиках или в конвертах. Эта система конспектирования имеет ряд преимуществ перед тетрадной: карточками удобно пользоваться при докладах, выступлениях на семинарах; такой конспект легко пополнять новыми карточками, можно изменить порядок их расположения, добива­ясь более четкой, логической последовательности изложения.

И, наконец, можно применять для этих же целей персональный компью­тер. Сейчас существует великое множество самых различных прикладных программ (органайзеров и пр.), которые значительно облег­чают работу при составлении выписок из научной и специальной литера­туры. А используя сеть Internet, можно получать уже готовые подборки литературы.

Беспорядок расширяется вширь и вглубь

пропорционально терпимости к нему.

Уже несколько десятилетий назад, в пятидесятые годы, стали вырисовываться контуры новой науки эргономики, основным содержанием которой стало изучение функциональных возможностей человека, создание орудий труда и рабочей среды, наиболее соответствующих им.

Один человек с детства тренировался в умении стрелять из лука. Сначала он делал это сам, а потом пошёл по свету, чтобы найти лучшего для себя Учителя и достичь совершенства в своем мастерстве. Он встречал разных Учителей, у одних он научился так натягивать тетиву, как никто другой в мире, у других он оттачивал траекторию полета стрелы, но ни один из учителей не мог его научить всегда попадать в цель.

И вот однажды, уставший после долгого перехода, он набрёл на одну деревеньку, и уже у самого её края он увидел мишень, точно в центре которой торчала стрела, пройдя ещё немного, он наткнулся ещё на одну такую же мишень и ещё, и ещё. И везде стрелы были строго в центре. Его охватило волнение и трепет. неужели, вот сейчас, он найдет того, кого так долго искал.

Оглядевшись по сторонам, он увидел маленькую девочку–замарашку, играющую в пыли у дороги.

Девочка, где живёт самый великий Мастер стрельбы из лука? Здесь так много мишеней!

А! Эти мишени! Это я играла!

Не может быть, чтобы ты была Мастером, которго я искал всю жизнь! – разочарованно воскликнул Человек.

А чего тут сложного? – удивилась девочка – втыкаешь в дерево стрелу, а потом рисуешь вокруг мишень!

Сидячая продолжительная работа вредна человеку в принципе: вы сутулитесь или подаетесь вперед и ваш позвоночник деформируется, травмируя диски; вы поднимаете плечи и сгибаете руки, держа их в напряжении – и естественно они начинают болеть. Пережимая сосуды, вы перегружаете сердце; ну а о хронических растяжениях сухожилий кистей рук и постоянно ухудшающемся зрении можно не говорить. Поза, а следовательно и здоровье, зависят, в конечном итоге, от размеров и дизайна рабочего места.

Основные принципы эргономичной организации рабочего места — комфорт и минимизация нагрузок. Как бы странно это не звучало, но сидеть на стуле вредно для организма. На табуретке или обычном стуле без вреда для здоровья можно провести не более 15 минут в день. Сиденье, сводящее риск к нулю, должно быть снабжено подлокотниками и подголовником, снимающими нагрузку с мышц плечевого пояса. Упругая спинка анатомической формы уменьшает нагрузку на позвоночник. В результате конструкция равномерно поддерживает тело по всей площади его соприкосновения с креслом.

Смотрите так же:

  • Закон 69-фз от 21042011 Федеральный закон N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" Демонстрационный фрагмент текста: РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН № 69-ФЗ О пожарной безопасности (с изменениями на 2 июля 2013 года) Государственной Думой 18 ноября 1994 года Документ с изменениями, […]
  • Закон о распитии спиртных напитков в общественных местах 2018 Административный штраф в 2018 году за распитие спиртных напитков Слово «штраф» в русский язык пришло из немецкого. Его значение в современном законодательстве – наказание за правонарушение в пользу государства, чаще всего в денежном эквиваленте. […]
  • Договор купли продажи земельного участка образец 2014 по доверенности Особенности оформления договора на куплю-продажу земельного участка по доверенности и его образец Иногда в день заключения договора у одного из участников возникают неотложные обстоятельства, что требует обращения к поверенному. А если лицо, инвестирующее […]
  • Как оформить окно на кухне шторами Оформление окна кухни шторами, примеры на фото При осуществлении выбора штор большое внимание хозяйка уделяет кухне – месту, где она проводит огромное количество времени. Кроме того, данная комната всегда собирает всю семью для приема пищи и обсуждения […]
  • Правило взятия ипотеки Особенности взятия ипотеки на комнату: возможные трудности Квартирный вопрос по-прежнему стоит остро, особенно, в крупных городах. Получить собственное жилье некоторым семьям дает возможность ипотека. Однако как быть, если даже ипотечные выплаты по квартире […]
  • Оплата налогов с копейками 28 Декабря 2017 Налоговый агент: платить НДС с копейками или без Л.А. Елина, ведущий эксперт Когда организация выступает в роли налогового агента по НДС, она должна удержать этот налог из доходов налогоплательщика и перечислить его в бюджет. Иногда […]
  • Реестр формы 1 Особенности реестра справок 2-НДФЛ В течение года работодатель производит выплаты своим сотрудникам — это зарплата, отпускные, больничные, прочие. С них нужно удержать и уплатить НДФЛ. Чтобы проконтролировать процесс поступления налога в бюджет, […]
  • Правила взятия мазка на флору Взятие из женских половых путей мазка на флору Взятие мазка из влагалища и шейки матки на флору – это анализ, широко распространенный в гинекологической практике. Его берут у женщин при постановке на учет по беременности (или на этапе ее планирования еще до […]