Правила воспитания в семье

Правила воспитания в семье

ЛЕКЦИЯ № 14. Правила семейного воспитания

Одной из ключевых проблем в решении многих задач является проблема семьи. Ф. Энгельс писал, что «современное общество – это масса, состоящая сплошь из индивидуальных семей. Как бы его молекул». В семье, как в миниатюре, отражается картина тех «…противоположностей и противоречий, в которых движется общество…» Воспитание детей в семье выдвигает в проблеме семьи несколько аспектов: укрепление и сохранение семьи (сокращение разводов, воспитание детей в неполной семье), забота детей о родителях (воспитание у школьников правильного, сердечного и гуманного отношения к родителям, родным и близким).

У каждой семьи свои правила. Каждая отдельно взятая семья – это ячейка общества, и она живет по своим устоявшимся правилам. В большинстве случаев роль главы семьи выполняет отец. Он разрешает (или нет) ребенку пойти куда-то или нет, делать что-то или не делать. Это бывает в полноценных семьях. Но, к большому сожалению, существуют еще и такие типы семей, в которых есть только мама (иногда только папа) и ребенок. Чаще всего это происходит из-за разводов родителей. Конечно, ребенку трудно жить в такой семье. Он не чувствует себя полностью защищенным, ему завидно, если у его друзей есть и мама, и папа. А у него только кто-то один из родителей. Он чаще плачет, болеет, обижается. Иногда детей воспитывают только бабушка и дедушка. Хотя родители у такого ребенка есть, воспитанием занимаются только бабушка и дедушка. Родители либо часто разъезжают по работе, либо просто очень заняты, и у них нет времени заниматься свои собственным ребенком.

Семья, рассматриваемая в качестве первичной ячейки общества, очень разнообразна. Школе нужно учитывать особенности структуры семьи для организации совместной с ней деятельности по воспитанию детей. Обычно самостоятельно живущая семья состоит из 2 поколений – родителей и детей. Нередко вместе с этой семьей живут и бабушка с дедушкой. Неполные семьи имеют ряд вариантов своей структуры – мать, бабушка, дедушка; только одна мать и ребенок (дети); только отец, дети и бабушка и т. д.

Семьи могут быть полными, но с неродной для ребенка матерью или отчимом, с новыми детьми. Могут быть полные семьи основной структуры, но в семье может быть неблагополучно. Все это создает особую атмосферу, в которой находится ученик школы, которая определяет силу и направленность воспитательного воздействия семьи на школьника.

Многое в решении воспитательных задач зависит от того, кто в семье преимущественно занимается воспитанием детей, кто их главный воспитатель. Чаще всего в этой роли выступает мать, нередко живущая в семье бабушка. Многое зависит от того, работает мать или нет, какова ее загруженность на работе, сколько времени она может уделять своему ребенку, а главное – хочет ли она заниматься его воспитанием, интересуется ли жизнью ребенка по-настоящему. Велика роль и отца, хотя нередко отцы самоустраняются от воспитания детей, передоверяя его матери.

Семья – это первоисточник всего, что вкладывается в воспитание и формирование личности ребенка дома, это микросреда, объединяющая свое воздействие на ребенка с воздействием со стороны школы.

2. Модели семейного воспитания

Воспитание в семье может быть самым разным – от абсолютного тотального контроля до невнимания к своему ребенку вообще. Лучше всего, когда родители присматривают (ненавязчиво) за своим ребенком, постоянно ему советуют как поступить (опять же ненавязчиво, а играючи), когда ребенок и родители вместе выполняют какую-либо, например, домашнюю работу, что-то делают сообща. Это приносит свои плоды. У таких детей очень развито взаимопонимание с родителями. Они их слушаются. И, прислушиваясь к их мнению, дети готовы постоянно помогать таким родителям, и, как правило, успеваемость у таких детей на должном уровне. Существует несколько моделей семейного воспитания.

1. Ситуации авансирования доверием (А. С. Макаренко), когда доверие дается авансом еще не окрепшей личности, но уже готовой оправдать его. Создаются в семье условия для выражения доверия со стороны родителей.

2. Ситуация непринужденной принудительности (Т. Е. Конникова) – это механизм влияния конкретной ситуации не в виде бескомпромиссного требования родителей, а в виде актуализации уже имеющихся мотивов поведения в новых условиях, обеспечивающих активное участие в жизни семьи, благодаря чему складывается позиция субъекта, творческого соучастника.

3. Модель семейного воспитания (О. С. Богданова, В. А. Краковский), когда ребенок ставится перед необходимостью и получает возможность сделать самостоятельный выбор поступка (конечно, под контролем взрослых). Иногда ситуация выбора приобретает характер конфликтной ситуации, в которой происходит столкновение несовместимых интересов и установок (М. М. Ященко, В. М. Басова).

4. Модель семейного воспитания, где присутствует ситуация творчества (В. А. Краковский). Суть ее заключается в создании таких условий, в которых актуализируются выдумка, воображение, фантазия ребенка, его способность к импровизации, умение выйти из нестандартной ситуации. Каждый ребенок талантлив, нужно только развивать в нем эти таланты, делать для ребенка условия, которые будут для него наиболее приемлемы.

Выбор модели семейного воспитания зависит, прежде всего, от родителей. Нужно учитывать возраст ребенка, его психологические особенности, уровень развития и воспитанности. Л. Н. Толстой подчеркивал, что воспитание детей есть только самосовершенствование, которому никто не помогает настолько, как дети. Самовоспитание – это не что-то вспомогательное в воспитании, а его фундамент. «Никто не может воспитать человека, если он сам себя не воспитывает», – писал В. А. Сухомлинский.

Формы воспитания – это способы организации воспитательного процесса, способы целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности детей. Когда в семье создается обстановка творчества, то дети начинают «раскрываться», выплескивать в этом творчестве все свои эмоции и переживания.

От родителей зависит, какую модель воспитания выбрать. Главное, чтобы она больше, чем другие модели подходила к воспитываемому ребенку.

3. Содержание воспитания в семье

Семья имеет огромное значение для человека и для ребенка в частности. Это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении и самоутверждении каждого ее члена.

Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.

Семейное воспитание должно запрещать телесные наказания, чтение чужих документов. Не следует морализовать, много говорить, требовать сиюминутного повиновения, не нужно потакать и др. Все принципы говорят об одном: детям рады не потому, что они делают домашнее задание, помогают по дому или хорошо себя ведут. Им рады оттого, что они есть.

Содержание семейного воспитания охватывает все направления. В семье осуществляется физическое, эстетическое, трудовое, умственное и нравственное воспитание детей, и оно видоизменяется от возраста к возрасту. Постепенно родители, бабушка и дедушка, родственники дают детям знания об окружающем мире, природе, обществе, производстве, профессиях, технике, формируют опыт творческой деятельности, вырабатывают некоторые интеллектуальные навыки, наконец, воспитывают отношение к миру, людям, профессии, жизни в целом.

Особое место в семейном воспитании занимает нравственное воспитание, в первую очередь воспитание таких качеств, как: доброжелательность, доброта, внимание и милосердие к старшим и слабым, честность, открытость, трудолюбие. Иногда сюда относят послушание, но не все считают его добродетелью.

В ближайшие годы во многие семьи придет религиозное воспитание с его культом человеческой жизни и смерти, с почтением к общечеловеческим ценностям, со множеством таинств и традиционных обрядов.

Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое воспитание, эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье и благополучие – все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания. Именно родители – первые воспитатели – оказывают самое большое влияние на ребенка в первые годы его жизни. Семейному воспитанию присущи свои методы, а точнее приоритетное использование некоторых из них. Это личный пример, обсуждение, доверие, показ, проявление любви и т. д.

Часто родители воспитывают своих детей так, как воспитывали их. Необходимо понимать, что ребенок – это тоже личность, хоть и маленькая. К нему нужен свой подход. Необходимо присматриваться к своему ребенку, изучать его привычки, анализировать его действия, делать соответствующие выводы и, исходя из этого, вырабатывать свою методику воспитания и обучения.

4. Основные проблемы семейного воспитания

Проблемы семейного воспитания складываются в основном из-за непонимания между детьми и родителями. Дети (подростки) начинают хотеть большего, родители не разрешают, дети начинают злиться, происходят конфликты. Семейное воспитание начинается с любви к ребенку. Если этот факт не сильно выражен или не выражен вообще, то в семье начинаются проблемы – рано или поздно.

Часто в семьях встречается безнадзорность, бесконтрольность. Это бывает тогда, когда родители излишне заняты своими делами и не уделяют должного внимания детям. В итоге дети слоняются по улице, предоставлены сами себе, начинают искать и попадают в плохие компании.

Бывает и наоборот, когда ребенка чересчур опекают. Это гиперопека. Жизнь такого ребенка все время контролируется, он не может делать то, что ему захочется, он все время ждет и при этом боится приказания. В результате он становится нервным, неуверенным в себе. Это, в конечном итоге, приводит к психическим расстройствам. В ребенке накапливается обида и злость за такое отношение, в конце концов, ребенок может просто уйти из дома. Такие дети начинают принципиально нарушать запреты.

Бывает так, что ребенка воспитывают по типу вседозволенности. Таким детям все позволено, ими восхищаются, ребенок привыкает быть в центре внимания, все его желания выполняются. Когда такие дети вырастают, они не в состоянии правильно оценить свои возможности. Таких людей, как правило, не любят, стараются не общаться с ними и не понимают.

Некоторые родители воспитывают детей в обстановке эмоциональной отверженности, холодности. Ребенок чувствует, что родители (или один из них) его не любят. Такое состояние его очень тяготит. А когда кого-то из других членов семьи любят больше (ребенок это чувствует), ребенок реагирует значительно болезненнее. В таких семьях дети могут вырасти с неврозами или озлобленными.

Жесткое воспитание бывает в семьях, когда за малейшую провинность ребенка наказывают. Такие дети растут в постоянном страхе.

Бывают такие семьи, где ребенка воспитывают в условиях повышенной моральной ответственности. Родители внушают ребенку, что он просто обязан оправдать многочисленные надежды родителей, и на него также возлагают непосильные детские заботы. У таких детей могут появиться страхи, постоянное беспокойство за свое здоровье и здоровье близких. Неправильное воспитание уродует характер ребенка, обрекает его на невротические срывы, на трудные взаимоотношения с окружающими.

Часто причиной проблемного семейного воспитания становятся сами родители. Например, личностные проблемы родителей, решаемые за счет подростка. В этом случае в основе нарушений воспитания лежит какая-то, чаще всего неосознаваемая, потребность. Ее-то родитель и пытается удовлетворить за счет воспитания подростка. В этом случае объяснение родителю неправильности его поведения и уговоры изменить стиль воспитания оказываются безрезультатными. Это опять же ведет к проблемам между детьми и родителями.

5. Методы семейного воспитания

Семейному воспитанию присущи свои методы, а вернее, приоритетное использование некоторых из них. Это личный пример, обсуждение, доверие, показ, проявление любви, сопереживание, возвышение личности, контроль, юмор, поручение, традиции, похвала, сочувствие и т. д. Отбор идет сугубо индивидуально с учетом конкретных ситуативных условий.

Начальной структурной единицей общества, которая закладывает основы личности, является семья. Она связывает кровными узами, объединяет детей, родителей, родственников. Семья появляется только с рождением ребенка. Семейное воспитание очень важно. Оно может помочь ребенку во всей его дальнейшей жизни. Но если родители по тем или иным причинам не уделяют воспитанию должного внимания, у ребенка могут возникнуть проблемы с самим собой и обществом в дальнейшем.

Методы семейного воспитания, как и все воспитание, должны быть основаны, прежде всего, на любви к ребенку. Семейное воспитание – сложная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей и т. д.

К ребенку нужно проявлять гуманность и милосердие, вовлекать его в жизнедеятельность семьи, как равноправного ее члена. В семье отношения должны быть оптимистичными, что поможет ребенку в дальнейшем преодолевать трудности, чувствовать «тыл», которым является семья. Среди методов воспитания также следует выделить открытость и доверительность отношений с детьми. Ребенок чувствует отношение к нему очень остро, на подсознательном уровне, и поэтому необходимо быть открытым со своим ребенком. Он будет вам благодарен всю жизнь.

Не нужно требовать от ребенка невозможного. Родителям нужно четко спланировать свои требования, посмотреть, какие у ребенка способности, поговорить с учителями и специалистами. Если ребенок не может усваивать и заучивать все на «отлично», не надо спрашивать с него большего. У ребенка это вызовет комплексы и неврозы.

Оказание помощи своему ребенку вызовет только положительный результат. Если вы готовы отвечать на вопросы своего ребенка, он ответит вам также открытостью.

Цель семейного воспитания – формирование таких качеств личности, которые помогут достойно преодолевать трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье – все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания. А выбор методов воспитания – это целиком приоритет родителей. Чем правильнее методы, тем лучше ребенку, тем больших результатов он добьется. Именно родители – первые воспитатели. Они имеют колоссальное влияние на детей. Еще Жан-Жак Руссо утверждал, что каждый последующий преподаватель оказывает меньшее влияние на ребенка, чем предыдущий.

Из всего сделаем вывод, что чем правильнее методы родители выбирают, тем большую пользу принесет это ребенку.

6. Выбор и применение методов родительского воспитания

Методы воспитания – это конкретное влияние на сознание, чувства, поведение воспитанников для решения педагогических задач в совместной деятельности, общении воспитанников с педагогом-воспитателем.

Выбор и реализация осуществляются в соответствии с целями. Целиком и полностью зависит от родителей, как воспитывать своего ребенка. Необходимо опираться на опыт других людей. Сейчас есть очень много разноплановой литературы по этому поводу.

Методы воспитания следует отличать от средств воспитания, с которыми они тесно связаны. Метод воспитания реализуется через деятельность педагога-воспитателя, родителей. Методы гуманистического воспитания – запрещение телесных наказаний, не говорить слишком много, не требовать повиновения, не потакать и др. Однако все это сводится к одному: детям в семье рады должны быть всегда, при любых обстоятельствах, не важно, послушно он себя ведет или шалит.

Родители должны приучать с малых лет ребенка к тому, что труд является главным источником жизни. В детстве это должно происходить в форме игры, затем задачи усложняются. Нужно объяснять ребенку, что его хорошая оценка в школе – это его хорошо сделанная работа. В этом случае опасность того, что ребенок вырастет не приученным к труду, очень мала.

Вся ответственность за воспитание лежит на родителях. Школа, конечно, в первую очередь оказывает влияние. Но очень много закладывается в ребенка до 7 лет, когда он еще не ходит в школу, а постоянно играет, находится под присмотром родителей. В дошкольном возрасте можно приучать ребенка к труду таким образом, чтобы показать ему, что он должен убрать за собой игрушки, которые он разбросал. Это тоже внесет большой вклад в развитие личности ребенка.

В семье осуществляется физическое, эстетическое, трудовое, умственное и нравственное воспитание детей, видоизменяясь от возраста к возрасту. По мере сил родители и близкие люди дают ребенку знания об окружающем мире, обществе, производстве, профессиях, технике и т. д. В семье вырабатывают некоторые интеллектуальные навыки, воспитывают отношение к миру, людям, жизни.

Родители должны показывать хороший пример своим детям. Это также относится к методам родительского воспитания. Огромна роль отца в семье. Особенно это касается мальчиков. Мальчики всегда хотят найти себе кумира, человека сильного, мужественного, на которого можно равняться.

Особое место среди методов семейного воспитания занимает метод нравственного воспитания ребенка. В первую очередь это воспитание таких качеств, как доброжелательность, доброта, внимание и милосердие к старшим, младшим и слабым. Честность, открытость, доброта, трудолюбие, гуманность. На собственном примере родители должны научить своего ребенка, как нужно себя вести и как поступать в том или ином случае.

Вывод: какими методами родители воспитывают ребенка, таким он и вырастет в дальнейшем, так он и будет относиться к своим же родителям и окружающим людям.

7. Распространенные ошибки семейного воспитания

Залог семейного воспитания – любовь к детям. Педагогически целесообразная родительская любовь – это забота о будущем ребенка, в отличие от любви во имя собственной прихоти, желания родителей «купить» детскую любовь различными способами: исполнением всех желаний ребенка, лицемерием. Слепая, неразумная родительская любовь делает из детей потребителей. Пренебрежение к труду, к желанию помогать своим родителям притупляет чувство благодарности и любви.

Когда родители заняты только своими делами и не имеют времени уделять должного внимания детям, возникает следующая проблема, которая имеет серьезные последствия: дети становятся предоставленными самим себе, они начинают проводить время в поиске увеселений, попадают под влияние дурных компаний, пагубно влияющих на мировоззрения детей и их отношение к жизни, к труду, к родителям.

Но есть и другая проблема – гиперопека. В этом случае жизнь ребенка находится под бдительным и неустанным надзором, он слышит все время строгие приказания, многочисленные запреты. В результате становится нерешительным, безынициативным, боязливым, не уверенным в своих силах, не умеет постоять за себя, за свои интересы. Постепенно нарастает обида за то, что другим «все дозволено». У подростков все это может вылиться в бунт против родительского «насилия»: они принципиально нарушают запреты, убегают из дома. Другая разновидность гиперопеки – воспитание по типу «кумира» семьи. Ребенок привыкает быть в центре внимания, его желания, просьбы беспрекословно выполняются, им восхищаются. А в результате, повзрослев, он не в состоянии правильно оценить свои возможности, преодолеть свой эгоцентризм. В коллективе его не понимают. Глубоко переживая это, он обвиняет всех. Только не себя, возникает истероидная акцентуация характера, приносящая человеку множество переживаний на протяжении дальнейшей его жизни.

Воспитание по типу «Золушки», т. е. в обстановке эмоциональной отверженности, безразличия, холодности. Ребенок чувствует, что отец или мать его не любят, тяготится этим, хотя посторонним может показаться, что родители достаточно внимательны и добры к нему. «Нет ничего хуже притворства доброты, – писал Л. Толстой, – притворство доброты отталкивает больше, чем откровенная злоба». Ребенок переживает особенно сильно, если кого-то другого из членов семьи любят больше. Такая ситуация способствует развитию неврозов, чрезмерной чувствительности к невзгодам или озлобленности детей.

«Жесткое воспитание» – за малейшую провинность ребенка сурово наказывают, и он растет в постоянном страхе.

Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности: с малых лет ребенку внушается мысль, что он обязательно должен оправдать многочисленные честолюбивые надежды родителей или же на него возлагаются недетские непосильные заботы. В итоге у таких детей появляются навязчивые страхи, постоянная тревога за благополучие свое и близких.

Неправильное воспитание уродует характер ребенка, обрекает его на невротические срывы, на трудные взаимоотношения с окружающими.

8. Правила семейного воспитания

Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена. Семья вызывает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувства, ощущение места, где его ждут, любят, понимают и защищают. Семья – это такое образование, которое охватывает человека целиком во всех проявлениях. В семье могут формироваться все личностные качества. Судьбоносная значимость семьи в развитии личности растущего человека общеизвестна.

Каждая семья живет по своим правилам. У каждой семьи они свои. Но есть несколько общих правил для всех.

Во-первых, ребенок обязательно должен слушаться своих родителей. У них есть уже жизненный опыт, они направляют ребенка в нужное русло, помогают ему стать достойным человеком. В конце концов, они знают намного больше, чем он. Родители советуют своему ребенку, как поступать, что делать. Хорошее поведение – это своего рода благодарность ребенка родителям.

Во-вторых, нужно создать максимальные условия для роста и развития ребенка.

В-третьих, обеспечить социально-экономическую и психологическую защиту ребенка.

В-четвертых, передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим.

В-пятых, научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким.

В-шестых, воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «Я».

Ребенок должен уважать своих родителей. Ценить их заботу о нем. Эти качества тоже нужно постараться привить ребенку. Но, прежде всего ребенка надо любить. Так же нужно прислушиваться к его мнению, узнавать, что его интересует, что он хочет. Ребенок – это маленький человечек, который очень серьезно реагирует на отношение родителей к нему. Нельзя слишком строго относиться к ребенку. Это будет вызывать постоянные страхи, а в дальнейшем вызовет комплексы.

Нельзя допускать, чтобы ребенок «садился родителям на шею». Тогда вырастет капризный, избалованный, никому не нужный (кроме мамы и папы) член общества.

Родители должны оказывать помощь своему ребенку, должны быть готовы отвечать на вопросы. Тогда у ребенка появится чувство, что с ним хотят общаться, ему уделяют должное внимание. Добродушные взаимоотношения в семье умножают любовь, привязанность друг к другу. У ребенка будет всегда хорошее настроение, не будет чувства вины, если на него вдруг беспричинно накричали и наказали. Доверительные отношения в семье – главный признак хорошей, крепкой семьи.

Вовлечение детей в жизнедеятельность семьи – это одно из условий понимания детей и родителей. Дети чувствуют, что они не «чужие» в семье, что к их мнению прислушиваются. Любовь творит чудеса. Поэтому нельзя забывать об этом.

9. Связь семейного и школьного воспитания

Связь семейного и школьного воспитания неотделима. После 7 лет, т. е. после поступления в школу, ребенок проводит там большое количество времени. Влияние семьи немного ослабевает, так как ребенок попадает под руководство учителя. Ребенок начинает расти в коллективе, жить по его законам. Влияние коллектива (общества) становится огромным.

Но тем не менее существует сильная связь семьи и школы.

Если ребенок живет в хорошей, крепкой семье, то в ней, кроме требований, ребенок получает еще и любовь, заботу, ласку.

В школе с ребенка только требуют. Личностный подход к воспитанию – это последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности. Как к ответственному субъекту собственного развития. Он представляет собой базовую ценностную ориентацию педагогов на личность, ее индивидуальность, творческий потенциал ребенка, которая и определяет стратегию взаимодействия. В основе личностного подхода лежит глубокое знание ребенка, его врожденных свойств и возможностей, способности к саморазвитию, знание того, как его воспринимают другие и как он воспринимает себя сам. Учитель и родители должны вместе работать над формированием личности ребенка. Чем чаще родители общаются с учителем, чем чаще они пытаются найти оптимальные способы улучшения знаний и умений ребенка, тем лучше для самого ребенка. Ребенок находится под их общей опекой, что способствует лучшему его развитию. В воспитательный процесс включаются специально рассчитанные на личность ребенка ситуации, помогающие ему реализовать себя в рамках школы.

Деятельностный подход в воспитании отводит первостепенную роль тем видам деятельности, которые способствуют развитию личности. И учителю, и родителям нужно сотрудничать вместе, чтобы в ребенке выработать личность.

Личностно-деятельный подход к воспитанию означает, что школа должна обеспечивать деятельность человека, становление личности.

Творческий подход ставит во главу угла творчество педагога и ребенка в процессе воспитания, а помогать в этом должны родители.

Родители должны осознавать, что они тоже учились в школе, что необходимо доказать ребенку, что школа – это место, где есть друзья, где ребенку дадут важные и нужные знания. Педагог должен привить любовь к своему предмету, научить ребенка уважать себя, других преподавателей, и, конечно же, старших. Без совместной деятельности родителей и учителя это практически невозможно.

Воспитание должно происходить постоянно: и в семье, и в школе. Ребенок в этом случае будет под «надзором» или присмотром, не будет негативного влияния улицы, и это поможет воспитать в ребенке хорошего человека, личность.

Учителю необходимо помогать семье в разработке индивидуальной программы воспитания ребенка с учетом интересов детей самостоятельно определять формы, методы и содержание воспитания.

Таким образом, существует неотделимая связь школьного воспитания и домашнего.

Воспитание ребенка: роль семьи

Воспитание ребенка – самое ответственное занятие в жизни любого человека. Вырастить настоящего человека – огромный труд и большая ответственность, с этим не может сравниться ни одна, даже самая серьезная и тяжелая работа. В воспитании детей нет выходных и каникул. От родителей требуется терпение и понимание, ведь только в их силах сделать так, чтобы ребенок стал успешным и нашел свое место во взрослой жизни. Поэтому всем, у кого подрастает малыш важно знать, как воспитать ребенка правильно.

Роль семьи в воспитании ребенка

Главный институт воспитания, безусловно, — семья. То, что ребенок получит в семье в первые годы своей жизни, останется с ним на всю последующую жизнь. Значительную часть своей жизни маленький человек проводит в кругу семьи, и нет ничего, что бы сильнее воздействовало на его личность. Именно в семье закладываются основы характера малыша, так что ко времени поступления в школу, он уже почти сформирован, как личность.

В полной семье, при наличии папы и мамы, ребенок приобретает опыт взаимодействия с людьми обоих полов, поэтому в жизни ему будет легче. В полной семье он легче переживает конфликты с одним из родителей, так как чувствует поддержку другого. Если же в семье нет, например, отца, ребенок тяжелее переживает ссоры с мамой, так как в эти моменты ему будет казаться, что у него совсем никого не осталось. К тому же, в нем всегда может жить страх, что и второй родитель может уйти, если он будет вести себя недостаточно хорошо.

В воспитании ребенка у каждого родителя своя важная роль. Так, мать учит малыша адаптироваться в окружающем мире. Она прививает основные навыки гигиены, общения, самостоятельности и самообслуживания. А вот под влиянием отца формируется характер. Папа должен учить ребенка ставить перед собой цели и добиваться их, отстаивать свое мнение. Он должен собственным примером показать, как преодолевать препятствия, защищая себя и окружающих.

При этом роль семьи в воспитании ребенка может быть как положительной, так и отрицательной. С одной стороны никто, кроме самых близких малышу людей, не любит его так сильно. С другой – ни один другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда, как семья. Существует множество примеров, когда у тревожных матерей вырастают тревожные дети, а честолюбивые родители подавляют детей так, что у них появляется комплекс неполноценности.

Значение семьи в воспитательном процесс огромно, поэтому многие родители закономерно задаются вопросом, как воспитать ребенка так, чтобы максимизировать положительное и нивелировать возможное отрицательное влияние окружения на малыша. Главное в этом – достичь нравственной, душевной привязанности родителей с ребенком. Нельзя пускать этот процесс на самотек, иначе подросший малыш останется наедине с самим собой.

Основные принципы воспитания ребенка в семье

В семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает наблюдения и учится, как вести себя в разных ситуациях. В основе воспитания ребенка лежит принцип подражания родителям. Все, чему взрослые учат сына или дочь, должно подкрепляться конкретными примерами. Все усилия пойдут насмарку, если ребенок увидит, что у родителей теория расходится с практикой. Несоответствие требуемого и действительного приведет к конфликту в воспитании, непониманию и сопротивлению.

Конечно, детям нужна забота и опека, большинство родителей могут с этим неплохо справиться. Но для того чтобы ребенок в будущем смог воспользоваться всеми возможностями, которые ему будут представляться в жизни, ему необходимо нормальное развитие. Неправильное воспитание ребенка может привести к тому, что он будет неосознанно и некритично перенимать привычки и образцы поведения у окружающих, или у него могут сформироваться нереалистические желания, цели и жизненные принципы.

Для будущей успешной жизни в основу воспитания ребенка должны быть заложены следующие принципы:

  • Личный пример – родителям нужно научиться нести ответственность за свое собственное поведение, они должны анализировать, как появляются нежелательные результаты в воспитании ребенка, чтобы правильно реагировать на его поведение.
  • Требования к малышу должны быть логичными, понятными и последовательными — необходимо установить правила поведения, каждое из которых следует объяснить малышу. Они должны соблюдаться всегда и всеми, нарушать их нельзя ни под каким предлогом. Чтобы это стало возможным, количество таких правил и принципов нужно свести к минимуму.
  • Развивайте взрослую часть личности ребенка – это позволит перенести ответственность за собственное будущее с родителей на ребенка, так он будет меньше зависеть от окружающих, в том числе от влияния сверстников, его будет сложнее толкнуть на необдуманные поступки, он будет с большей охотой учиться и развиваться. Добиться этого не просто. Для этого придется принять ребенка как равноправного члена семьи. Все вопросы, которые касаются ребенка и могут обсуждаться с ним, должны решаться совместно.
  • Общение и интерес к детским проблемам – еще один принцип в основе воспитания ребенка. Какими бы мелкими и незначительными для взрослых не казались проблемы детей, для них они реальны и очень серьезны. Родители должны проявлять интерес ко всему, что волнует малыша, но не нужно спешить с советами, лучше найти способ помочь ему найти решение самостоятельно. Важно поощрять малыша больше говорить о себе, своих чувствах, высказывать свои мысли и мнение.

И, конечно, в том, как воспитать ребенка, важна любовь к нему. В ситуации, когда мама или папа любят малыша только тогда, когда он соответствует их ожиданиям (за хорошую учебу или поведение) и как-бы отвергают его, когда он не удовлетворяет этим потребностям, отношения в семье ухудшаются. Ребенок теряет уверенность в родителях, он не чувствует эмоциональной безопасности.

Малыш должен чувствовать, что его принимают таким, какой он есть. Родителям нужно показывать, что они любят его в любой ситуации, даже когда он себя плохо ведет, не успевает в учебе, на него жалуются соседи или учителя. Это дает ему необходимое чувство защищенности.

Родителям девочек: особенности воспитания маленькой принцессы

Порой отношение в воспитании девочек и мальчиков сильно разнится, девочек больше балуют, позволяют им капризничать, в то время как в отношении мальчиков правила жестче и строже. Это не совсем верно.

Правила воспитания девочек

Нет особых правил в отношении воспитания девочек, нужно руководствоваться одними и теми же принципами, чтобы отношения в семье были теплыми, спокойными. Зачастую, девочкам стараются привить большую заботу о доме, близких и хозяйственность, это правильно, но стоит также прививать подобные качества и мальчикам. Ребенок по мере взросления, должен становиться самостоятельнее не зависимости от пола. Современные реалии окружающего мира все больше размывают границы полового воспитания, сегодняшние дети не зависимо от пола должны обладать определенными качествами, навыками и соблюдать правила поведения.

Правила воспитания детей

Существуют основные педагогические правила воспитания детей раннего возраста, которые могут существенно помочь молодым родителям в процессе воспитания. Они не являются непреложным требованием, но они сформировались в результате длительного и глубокого анализа многих семей, имеющих различные проблемы в плане воспитания малышей. Если придерживаться подобных педагогически правил воспитания детей, можно избежать многих проблем и ошибок, преодолеть кризисные периоды и сохранить дружеские отношения между всеми членами семьи.

Самое главное правило воспитания детей в семье – это любовь к ребенку, бескорыстная, с принятием его таким, каков он есть, ведь он любит вас тоже именно такими, какими он вас видит. Важно радоваться ему и не обижать, не унижать достоинства, не оскорблять малыша, давать ему ощущение уверенности.

Вам нужно охранять ребенка, жертвовать в чем-то собой и своими интересами, чтобы защитить кроху, помочь ему в поддержании его здоровья в физическом и эмоциональном плане, обеспечить все основные его потребности.

Нужно стать для ребенка примером, причем хорошим, положительным, для подражания, через себя прививая ему ответственность и положительные качества, любовь к животным, близким, к вещам. Важно показать ему, что в вашей семье любят и уважают друг друга, относятся четно, что вы добры и скромны.

Проводите много времени вместе, играя, занимаясь, участвуя в забавах малыша. Это даст ему понять ваше участие в его жизни, и важность для вас того, чем он занимается и увлекается.

Приучайте его к помощи и труду, просите его о помощи, давайте посильные обязанности по дому или плане ухода за близкими, питомцами.

Не опекайте ребенка сверх меры, у него должна быть возможность приобретения своего, пусть даже и негативного опыта. Ему нужно учиться в жизни на своих ошибках, будьте рядом, но позвольте развивать самостоятельность.

Постепенно приучайте к послушанию, поощряйте его хорошие поступки, пресекая плохие или наказывая за нарушение правил. Без наказаний нельзя, но они должны быть оправданными, и не телесного плана, насилие неприемлемо!

Общайтесь с ребенком на равных, уважайте его личность даже если он совсем кроха, давайте ему определенные права, но при этом также прививайте и обязанности.

7 основных принципов воспитания и обучения детей дошкольного возраста и не только

Принцип – это утверждение, которое соответствует двум критериям.

С одной стороны, это постулат, который был сформирован на основе многолетнего опыта наблюдений за каким-либо явлением.

С другой стороны, это отправная точка для формирования дальнейших действий, выводов, умозаключений.

Если касаться принципов воспитания – то это основные исходные положения, которые направляют воспитательный процесс в нужное русло. И тем самым они помогают достичь поставленных педагогических целей.

Важные правила

Дети рано начинают проявлять интерес к явлениям общественной жизни. Это выражается во множестве вопросов, стремлении побольше узнать о происходящем вокруг. Прогрессивно направленные педагоги всегда понимали воспитание детей как общественный институт, призванный с малого возраста готовить их к жизни в обществе.

В разных странах, в разное время содержание принципов воспитания менялось, ставя на первое место то личную, то общественную, то государственную направленность. Иногда в основу формирования принципов ложились идеологические установки, политические доктрины. Отечественная педагогика тоже переболела этой болезнью. В настоящее время, воспитание подрастающего поколения направлено на подготовку человека к активной общественной и счастливой личной жизни.

Педагогика, как наука, определяет семь основных принципов воспитания подрастающего поколения:

Общественная направленность воспитания.

Все люди существуют в социуме, поэтому принцип связи воспитания с обществом является основополагающим.

Чем младше ребенок, тем больше возможностей сформировать его социальные навыки, обусловленные влиянием окружающей среды, общества, условиями его существования.

Для реализации принципа общественного воспитания педагог должен разъяснить:

  • Значение экономического развития общества для удовлетворения потребностей граждан.
  • Необходимость бережного отношения к природным богатствам и общественным ценностям.
  • Важность стремления индивидуума к обеспечению не только собственных потребностей, но и к приумножению общественной собственности.
  • Значение трудовой деятельности в создании материальных и духовных ценностей.
  • Общие основы современного производства, научной организации труда.
  • Важность правильного выбора профессии, жизненной позиции, смысла жизни.
  • Принцип связи воспитания с жизнью, трудом.

    Школа жизни – наиважнейший институт воспитания. Поскольку все люди живут и реализуют себя в обществе, невозможно недооценить влияние окружения на воспитательный процесс. Во многих воспитательных системах принцип связи воспитания с жизнью реализуется через приобщение учеников к труду, посильному участию в общественном производстве. При этом преподаватель должен действовать в двух направлениях:

    1. Подробное ознакомление с основными направлениями трудовой деятельности людей.
    2. Привлечение воспитанников к различным видам общественно-полезной деятельности.
    3. Воспитание в коллективе, через коллектив.

      Реализуя этот принцип, важно сформировать у ребенка такие социально-психологические качества, которые помогли бы ему в общении со сверстниками и взрослыми.

      Умение дружить, войти в детское общество, действовать совместно с окружающими, уступать и подчиняться при необходимости – все это навыки, обеспечивающие учащемуся безболезненную адаптацию к любому новому коллективу, способствующие созданию благоприятного климата для дальнейшего обучения и развития.

      С другой стороны, чем больше общения и совместных действий ребенка с коллективом, тем больше знаний, навыков и умений оказывается в его багаже.Для реализации данного принципа, воспитательная работа должна быть направлена на организацию совместных действий учащихся в познании, творчестве, трудовой деятельности, общении и досуге. А также в формировании правильного общественного мнения коллектива школьников и преподавателей и использование его в целях воспитания личности.

          Опора на положительное.

          Положительная концепция в формировании личности – вот основа данного принципа.

          Задача воспитателя – тщательно изучить личность ребенка, оценить положительные и отрицательные качества и построить воспитательный процесс основываясь только на хорошем.

          Дело в том, что правильное выявление позитивных качеств воспитуемого: способностей, полезных знаний и навыков, которыми он обладает, является важным прогностическим фактором правильного выбора будущей профессии или сферы деятельности.

          Поощряя и развивая все то положительное, что есть в ребенке, можно решать многие задачи трудового, нравственного, эстетического воспитания.

          Что же делать с отрицательными качествами, промахами и недостатками? Их надо выявлять, обсуждать, осуждать и исправлять тихо и деликатно. Недопустимо акцентировать внимание окружающих и воспитуемого на негативные стороны его личности. Это может привести к неуверенности и неудачам.
          Гуманизация воспитания.

          Данный принцип – это логическое продолжение предыдущего.

          Он требует от воспитания соблюдения следующих подходов:

          1. Человеческого отношения к воспитаннику.
          2. Соблюдения его прав и свобод.
          3. Уважительного отношения к жизненной позиции воспитанника, даже если она противоречит общепринятой.
          4. Четкого доведения до сознания воспитанника целей и методов воспитательного процесса.
          5. Предъявления разумных требований, их доступная формулировка.
          6. Отсутствие насилия в методах воспитания, как эмоционального, так и физического.
          7. Уважение к убеждениям (гуманитарным, религиозным и пр.) воспитанника, полный отказ от формирования тех качеств, которые противоречат этим убеждениям.
            1. Личностный подход.

              Педагогические методики всегда подчеркивали значение двух подходов в воспитании: учет возраста воспитанников и индивидуальный подход к каждому из них.

              Однако многолетние исследования показали, что только личностный подход в воспитании дает по-настоящему положительные результаты.Реализация этого принципа основана:

            2. На изучении индивидуальных особенностей личности (темперамент, характер, взгляды, вкусы, интересы, привычки).
            3. На оценке целостности личностных качеств (направление мышления, мотивация, жизненные установки, отношение к труду).
            4. На постановке посильных целей и задач в воспитании, исходя из полученных о воспитаннике знаний.
            5. На выявлении причин, мешающих воспитательному процессу и оперативного их устранения.
            6. На выборе индивидуальной тактики воспитания.
            7. На сочетании воспитания с самовоспитанием личности.
            8. Единство воспитательных воздействий.

              Как правило, в воспитательном процессе участвует не один воспитатель. Это коллектив преподавателей в учреждении образования, семья, общественные организации, руководители внешкольных кружков, секций и так далее. Каждый из вышеперечисленных институтов имеет свое педагогическое воздействие на личность. И если эти всесторонние воздействия имеют одно направление, работают в унисон, дополняют и усиливают друг друга, то можно рассчитывать на максимальный эффект.

            Дошкольное воспитание и образование является первым звеном в единой цепочке непрерывного процесса воздействия на подрастающее поколение. На ранних этапах жизни детей обучение и воспитание выступает в более тесном единстве. Поэтому совокупность принципов, лежащих в основе дошкольного воспитания и образования, имеют общую формулировку.

            Здесь можно выделить семь основных принципов:

            1. Принцип научности – утверждения, опыт, знания, используемые в образовательном процессе должны быть реальны, отражать действительность, не противоречить дальнейшему школьному образованию.
            2. Принцип наглядности основан на том, что зрительная информация воспринимается ребенком мгновенно, слуховая же усваивается постепенно и медленно. Принцип реализуется в дошкольных учреждениях посредством демонстрации натуральных предметов, картинок, иллюстраций, символов.
            3. Принцип доступности реализуется посредством установления связи предоставляемых знаний с теми, которыми ребенок уже обладает. Здесь важно не опустится с доступности до легкости обучения. В противном случае появляется риск отсутствия умственных усилий и, как результат, замедление развития.
              1. Принцип активности и сознательности.

                В процессе обучения преподаватель должен направлять воспитанника на самостоятельное решение практических и познавательных задач, стимулируя тем самым процесс развития навыков и усвоения знаний.

              2. Принцип последовательности и постепенности. Передача знаний должна происходить по дидактическим правилам – от уже известного к новому, от простого к сложному, от близкого к далекому и так далее.
              3. Принцип учета возрастных особенностей.
              4. Принцип индивидуального подхода в обучении. Воспитатель должен знать индивидуальные особенности каждого воспитанника как физические (зрение, слух, физическое развитие), так и психо–эмоциональные (темперамент, самостоятельность, готовность к обучению). Исходя из этих индивидуальных особенностей, выстраивается система воспитания и обучения, направленная на получение достойного результата.
              5. Наряду со школой и дошкольными учреждениями, семья играет ключевую роль в процессе воспитания ребенка, становлении и формировании и его личности.

                Сила семейного воспитания в его глубокой эмоциональности. Отношения с любимыми и любящими родителями, бабушками, дедушками, братьями и сестрами отличаются предельной доверительностью. В окружении близких людей, душа ребенка открыта.

                Это позволяет своевременно корректировать его поведение, активизировать положительное и тормозить негативные проявления. Влияние семьи велико еще и потому, что она первой вступает во взаимодействие с ребенком. Именно первые впечатления отличаются большей стойкостью, закладывая основы характера ребенка, систему его отношений к миру и людям.

                В семейном воспитании также можно выделить несколько основополагающих принципов:

              6. Воспитание в любви. Только институт семьи может обеспечить реализацию этого принципа. Поэтому он очень важен и является первым и главным.
              7. Индивидуальный подход. Ребенок – это личность и воспитывать его нужно с учетом индивидуальных особенностей.
              8. Родительский пример. Родители должны быть примером для своих отпрысков. Природная подражательность детей направлена в первую очередь на самых близких. Родители не смогут положительно влиять на детей, если сами не совершенствуются.
              9. Недопустимость двойных стандартов в воспитании. Этот принцип можно трактовать двояко. С одной стороны, неприемлема ситуация когда один из родителей что-то запрещает, а другой то же самое разрешает. С другой стороны, недопустимо разное отношение к детям, наличие любимчиков, если отпрысков в семье несколько.
              10. Система поощрений и наказаний. Поощрять ребенка нужно обязательно. Это может быть доброе слово, игрушка или поход в цирк. Наказания не должны быть физическими и задевать достоинство малыша. В любом случае, какая бы не была мера воздействия, ребенок должен знать, почему и за что он ее получил.
              11. Принцип последовательности в воспитании. Если ребенку были озвучены определенные требования, либо обозначена система поощрений, недопустимо отступление от озвученных правил.
              12. Заключение

                Не секрет, что инертность, социальное отчуждение, нежелание принимать на себя ответственность общественную, семейную и даже личную, присуща значительной части современной молодежи.

                Взрастить полноценного члена общества на такой не благодатной почве весьма затруднительно. Именно поэтому очень важно не упустить момент, Начать воспитательный процесс с первых дней жизни. Передавать воспитанника из семьи в садик, из садика в школу не останавливая процесс воспитания, применяя при этом принципы, основанные на многолетнем опыте и научных разработках.

                Правила полового воспитания в семье

                Давайте Библейскую интерпретацию в вопросах взаимоотношений полов.

                Фактическая информация должна подаваться в контексте Писаний. Ни один другой аспект человеческого поведения не связан так тесно с нравственной концепцией добра и зла. Величайшая трагедия наших дней в том, что секс нередко считают чем-то чисто физическим, не имеющим никакого нравственного значения. Но невозможно отдалить понятие «грех» от понятия «духовное вырождение». «Грех — есть беззаконие» (1 Иоан.3,4). Это состояние разлуки с Богом. И нарушение любой заповеди есть грех. Следовательно, если исследовать закон Божий, можно точно определить, какое поведение является греховным и что может разделить человека с Богом.

                Библия — источник самых точных критериев. Исследуя советы Соломона, апостола Павла, самого Иисуса о нравственности, мы сами можем точно увидеть черту между добром и злом и дать нашим детям очень ясный, определенный совет в этом. Слово Бога должно быть самым высоким Авторитетом для детей. Нам не придется плакать в подушку, если мы научим наших детей справляться с этой мощной силой и использовать ее для целей, предназначенных Богом в семье, и браке.

                По мере того, как наше общество движется все дальше и дальше от данных Богом стандартов, ответственность, возлагаемая на христианскую семью, увеличивается.

                Правило второе

                Исследуйте вместе и обсуждайте в семье советы Духа Пророчества в вопросах дружбы и брака.

                Вдохновенное Духом Святым перо дает нам глубокие добрые советы, которые можно обсуждать с детьми 7-ми – 8-ми лет, которые уже понимают, что такое грех. Например, в книге «Вести для молодежи» стр.65-66, сестра Уайт пишет: «Не ходите в те места, где находится сатана, желающий вас погубить. Не смотрите туда, где вас ждет искушение… Он, как ангел света, обещает удовольствия на запрещенном пути…

                О, как радуется сатана, видя, что его приманка сработала! Он маскирует свои ловушки…»

                Эти слова вполне доступны детям, которые уже понимают, что в нашем мире существуют грех и порок. Дети старшего возраста осваивают понятия о покаянии, признании вины, прощении и т. д. Чем больше мы будем в семьях обсуждать эти вопросы, тем проще будет нам остановить своих детей в необдуманном шаге, оградить от неверного решения и действия. Слова Духа Пророчества — это Слова Духа Святого, и их исследование в семье имеет силу напомнить, вписать, сделать оттиск в памяти детей о Божьим предупреждении. Вы не всегда находитесь рядом с ними в момент искушения, но предупрежденные вами, они знают, как поступить и делают это, побуждаемые Святым Духом. «Предупрежден, значит вооружен!»

                Какие книги необходимо читать вместе с детьми? «Христос — надежда мира» — особенно глава «Детство Иисуса» «Патриархи и пророки» — акцент в главе «Женитьба Исаака», «Вести для молодежи» — выборные главы. «Семья и здоровье».

                Правило третье

                Пусть атмосфера дома будет положительным примером для ваших детей.

                Это правило касается каждого взрослого, который является родителем или воспитателем. Что вы покажете на примере своих взаимоотношений, то дети воспримут как модель, независимо от того, что вы им будете говорить. Ваш дом, ваша семья, хороши они или плохи, являются классной комнатой для детей.

                Именно здесь дети узнают, что папа и мама любят друг друга, потому что папа не стыдится обнять и поцеловать маму при них — и она отвечает ему. В искреннем выражении любви нет ничего пошлого, постыдного и грешного. Это — часть эмоциональной атмосферы, которая убеждает ребенка, что мы любим друг друга и заботимся друг о друге. Когда муж или жена боятся выразить свою любовь, то обычно выясняется, что в их родительской семье они никогда не видели проявления искренних чувств. Они откровенно признаются: «Я никогда не видел, чтобы отец целовал мать». Или «Я никогда не слышал, чтобы папа говорил маме, что любит ее».

                Эта боязнь проявить любовь передастся детям, когда они вырастают. Это — ложная скромность, которая расходится и с Писанием, и с Духом пророчества. «Любовь, которая не проявляется в семье, умирает» (ХД).

                Во многих случаях причиной сексуальных отклонений у детей бывает неправильно сформированные отношения между матерью и отцом. Властные мамы и слабохарактерные отцы, которые оказывают незначительное влияние на сына, могут способствовать проявлению гомосексуализма. Вследствие слабого отцовского руководства сын инстинктивно тянется под крыло матери. Здоровое, нормальное отношение родителей учит мальчика быть мужчиной, а девочку настоящей женщиной, учит их быть похожими на своих родителей и правильно определиться в своей сексуальной ориентированности. Когда родители меняются ролями, эта путаница передается детям.

                Правило четвертое

                «Отвечайте на вопросы, которые задают вам ваши дети, давая чёткие и ясные ответы на всё, о чём бы они вас ни спросили».

                Нужно сказать достаточно, чтобы удовлетворить любопытство ребенка, но не слишком много, чтобы не запутать его.

                Мальчик (первоклассник) пришел из школы и спросил: «Мама, а что такое пол?» Мама начала рассказывать ему о признаках различия полов со всеми подробностями, как воспроизводится человеческий род… Минут 10 мальчик слушал очень внимательно, а потом спросил: «А как это вместить в одну строчку?» Оказывается, ему нужно было в графе анкеты поставить ответ: имя, фамилия, пол, предметы, которые хотел бы изучать и т. д.

                Книга доктора Уилсона Гранта «Родители — детям и сексе» дает хороший совет:

                «Если ребенок спросит: «Где я был до того, как родился?» — не стоит рассказывать о том, как вы нашли его в капусте или что его принес какой — то дружелюбно настроенный аист. Лучше ответьте: «Ты был внутри у своей мамы. Сначала ты был в крохотном яичке, меньше чем песчинка. За девять месяцев ты вырос до размеров маленького ребенка. Когда ты стал достаточно большим, чтобы жить снаружи, ты родился».

                Или, если он спросит: «А может ребенок родиться без папы?» — можно ответить таким образом:

                «Нет, у мамы не может родиться ребенок без помощи папы. Когда папа и мама решат иметь ребенка, папа дает маме свою клеточку, чтобы она подружилась с клеточкой мамы. Они объединятся вместе, и эта клеточка потом вырастет и будет ребеночек, похожий на маму или на папу».

                До 10 лег ребенок уже знает, как рождаются дети, что секс — это интимное, но нисколько не постыдное занятие между мужем и женой. Часто вы можете застать ребенка, разглядывающего анатомическую карту строения человеческого тела. Он интересуется, как он сам устроен. Если вы правильно воспитываете ребенка, то не будете ожидать, пока на его вопросы ответят в подворотне, а сядете вместе с ним на диван в какой – ни будь приятный вечер и покажете ему на этой же карте анатомические особенности тела мужчины и женщины, какими красивыми Бог создал людей, и как мальчику нужно вести себя, что кушать, как хранить своё тело, чтобы превратиться в красивого, здорового молодого человека. Расскажите ему о тех изменениях, которые его ожидают в ближайшее время — начнут расти руки, потом шея, потом ноги, и все, что его ожидает, это нормальное явление, это происходит со всеми. Так тело готовится стать в будущем мужем и отцом.

                Предупредите подростка о предстоящих изменениях в настроении, о новом мировоззрении, о новом отношении к девочкам и как нужно их беречь и защищать, потому что они — будущие мамы.

                Соблюдая эти простые правила, вы пожнете прекрасные плоды: семьи, созданные вашими детьми, будут крепкими, дружными, там будет царить понимание и мир, которые они в своих детских сердцах, как в маленьких сокровищницах, вынесут из родительского дома. Вы не будете бороться с потоком зла и греха в одиночку. С вами будет рядом великий и Сильный Господь — Слова апостола Павла к молодому пастору Тимофею будут применимы и к вашим детям.

                «Притом же ты из детства знаешь Священные Писания, которые могут умудрить тебя по спасение верою во Христа Иисуса» (2 Тим.3:15).

                Смотрите так же:

                • Кто дает разрешение на оружие Лицензия на охотничье оружие дает ли право травматическое Значит нет и основания для аннулирования ВСЕХ лицензий. Потому что должно быть совершено два административных правонарушения в течение 1 года. А лишение права на ношение и хранение, распространяется […]
                • Правила для крёстных родителей Одно из самых важных событий в жизни ребенка – крестины девочки. О правилах для родителей и крестных расскажет священник перед совершением обряда. Крещение ребенка – великое таинство, после которого малыш получает покровительство и защиту Бога. У него […]
                • Выбил зуб написали заявление Будет ли возбуждено уголовное дело, если потерпевший утверждает, что ему выбили зубы в драке? Здравствуйте, подскажите пожалуйста, была драка, приезжала полиция в объяснительной написал что разнимал, потерпевшего небыло, писала девушка, после передачи дела […]
                • Экспертиза мошенничество Мошенничество в сфере кредитования Потребительский бум в России, обусловленный желанием населения безотлагательного обладания благами цивилизации, вызвал открытие новых банковских учреждений, для которых одним из приоритетных направлений деятельности […]
                • Налоги для работающих инвалидов 2 группы Какие налоговые льготы будут в 2018 году для инвалидов 2 группы В 2018 году инвалиды второй группы смогут по-прежнему пользоваться многими налоговыми льготами, предусмотренными российским законодательством. Льготы позволяют улучшить качество жизни. Если […]
                • Налог на прибыль расчет в 1с Налог на прибыль в 1С 8.3: начисление, примеры проводок В соответствии с действующим законодательством все компании должны вести БУ и НУ в соответствии с ПБУ 18/02. Исключение составляет только малый бизнес. БУ и НУ в данном случае представляют собой общие […]
                • Пенсия в 2018 г в м о Индексация пенсий в 2018 году Ежемесячные денежные пособия пенсионеру — это основной источник дохода большинства пожилых граждан нашей страны. Поэтому у людей пожилого возраста возникают волнующие вопросы: будет ли индексация пенсий в 2018 году и кому […]
                • Принятие закона об образовании 2012 Подписан закон об образовании Владимир Путин подписал Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Федеральный закон принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года и одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года. Справка […]