Право собственности до 1992 года

Как получить право собственности на квартиру?

Здравствуйте! Моя мама приватизировала квартиру 31.08.1992г. На руки выдан договор на передачу квартир в собственность граждан, подписанный зам.главы городской администрации и зарегистрированный в местной администрации.На основании этого договора занесен в регистрационную книгу в БТИ. Нужно ли оформлять свидетельство регистрации прав собственности или этого документа (договора) достаточно, чтобы считать квартиру своей собственностью.

Ответы юристов (4)

Право собственности возникает только с момента государственной регистрации в Управлении регистрационной службы, поэтому обращайтесь в юстицию.

Добрый день!
В силу ст.223 Гражданского Кодекса РФ

2. В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.

Таким образом, именно право собственности у Вас возникнет только после оформления всех необходимых документов в Росреестре.

Однако здесь следует учитывать, что подобные требования введены только с 1998 года, с момента вступления в силу ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». В Вашем же случае это не является обязательным условием, поскольку если в 1992 году Вы зарегистрировали как было положено на тот момент — печать жилищного комитета и БТИ, то ваши документы не нуждаются в обязательной регистрации в Росреестре.

Согласно ч.1 ст.6 Федерального закона Российской Федерации от 21 июля 1997г. №122-ФЗ права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

Государственная регистрация возникшего до введения в действие вышеуказанного закона права на объект недвижимого имущества требуется при государственной регистрации перехода права собственности его ограничения (обременения) или совершеннии сделки с объектом недвижимого имущества.

Государственная регистрация права на указанное недвижимое имущество проводится при государственной регистрации перехода данного права или сделки об отчуждении объекта недвижимого имущества без уплаты государственной пошлины.

Система органов по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в РФ действует с 1998 года , т.е. то что сейчас называется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), до этого договоры регистрировались в БТИ (бюро технической инвентаризации, и не только в БТИ ,в каждом регионе по разному), как правило, на договоре купли- продажи, договоре о приватизации, на последней странице стоит штамп БТИ или Администрации городской поселковой и т.д.

Согласно ст.6 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, возникшие до 1998 года, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации.

Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

Поэтому можете не офрмлять (получать) свидетельство о праве собственности – это ваше право, но квартира по указанным выше основаниям является вашей собственностью, а вот в случае продажи, дарения и т.д. у вас появится необходимость вместе с переходом права оформить свидетельство о праве собственности

Свидетельство прав собственности на кв. Образца 1992 года

Есть св-во собственности на квартиру 1992 год. Хочу оформить договор дарения на сына. Рос реестр требует оригинал справки о выплаченном пае. Справки нет ни у меня, ни в моем ЖСК. Что делать?

мой тел. 8 916 682 33 81. Сергей Викторович.

Ответы юристов (3)

Никакой справки Вам не надо, достаточно того, что ваше право собственности на квартиру было зарегистрировано в 1992 году

Да, справка вам не нужна. Достаточно свидетельства.

минус абсолютно необоснованный

Перечень документов для регистрации ранее возникшего права включает справку о полном внесении паевого взноса мною, как члена ЖСК. Вопрос лишь в том, где эту справку (оригинал) брать, ведь прошло более 30 лет. В какой архив обращаться и что делать если её не найдут?

о какой регистрации ранее возникшего права вы говорите? Ваше право уже зарегистрировано

Есть св-во собственности на квартиру 1992 год.

а для информации могу сообщить, что раньше, а именно в 1992 году, регистрацией права собственности на квартиры занималось БТИ и именно там Вам могут выдать соответствующую справку

Формы договоров

Сегодняшняя Россия переживает исторический рубеж, если хотите, переход «от социализма к капитализму». Этот переход сопряжен с глобальными изменениями в политике, экономике, культуре, повседневной жизнедеятельности людей. Практически коренным образом меняется законодательство в самых разных областях нашей жизни, что естественно требует определенного и не малого исторического периода. Смена законодательства в области земельного и другого имущественного права типичный пример таких кардинальных изменений вследствие того, что земля и другая недвижимость из объектов социалистической собственности начинает превращаться в частное владение.

Современное земельное законодательство очень молодое. Практически ежегодно оно дополняется, изменяется, корректируется и этот процесс будет продолжаться постоянно. Современному человеку, особенно не имеющему юридического образования, бывает очень сложно самостоятельно разобраться в хитросплетениях этого законодательства. Но это волнует каждого из нас, так как всем нам рано или поздно приходится продавать или покупать ту или иную недвижимость, вступать в наследство, дарить, обменивать, приватизировать, оформлять, ставить на учет, согласовывать различные документы и т.д. и т.п.

Следствием «молодости» современного законодательства являются порой явные противоречия в положениях тех или иных конкретных законов, либо отсутствие четких формулировок и определений. Часто приходится сталкиваться с ситуациями когда даже суд затрудняется в принятии решения, ввиду просто элементарного отсутствия соответствующего нормативного акта в законе. Именно поэтому часто успех в решении тех или иных конкретных вопросов зависит от того, насколько творчески удается подойти к их решению. Именно, опираясь на креативность подхода в работе с нашими клиентами наша компания всегда находит решение самых сложных вопросов, а в конечном итоге кратчайший путь к получению желаемого результата.

ОФОРМЛЕНИЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ В УПРОЩЕННОМ ПОРЯДКЕ

Специалисты компании, юристы и адвокаты с большим стажем работы, готовы оказать помощь в оформлении права собственности на земельный участок, жилой дом и любую иную недвижимость. Мы признаем Ваше право собственности в судебном порядке, если это необходимо. Мы представим Ваши интересы в официальных административных и иных органах власти. Мы сделаем все, чтобы Вы чувствовали себя уверенно в завтрашнем дне.

Оформление права собственности на землю, в соответствии с законодательством. возможно провести по обычной, или по упрощенной процедуре. Упрощенная процедура применяется к ограниченной группе земельных участков и прописана в Федеральном законе Российской Федерации от 30.06.2006 № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества», который вступил в силу 1 сентября 2006 года.

Данный закон принято называть законом о «дачной амнистии». Он установил упрощенный порядок приватизации земельных участков, находящихся по факту в личном пользовании, а также порядок оформления домов и строений на данных земельных участках.
Дачная амнистия позволяетоформить земельный участок в собственность, зарегистрировав право на него в органах государственной регистрации.
Регистрация права собственности на земельный участок происходит при представлении два основных документа.

-Правоустанавливающий документ на землю;

-Кадастровый паспорт на земельный участок.

К правоустанавливающим документам относятся:

Перечень правоустанавливающих документов определен Федеральным законом от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Статья 25.2. этого закона установила особенности государственной регистрации прав собственности гражданина на земельный участок по дачной амнистии. Следует учесть, что оформление права собственности на земельный участок по дачной амнистии в упрощенном порядке возможно только для следующих видов разрешенного использования земли,а именно для:

  • Ведения личного подсобного хозяйства
  • Ведения дачного хозяйства
  • Огородничества
  • Садоводства
  • Индивидуального жилищного строительства
  • Индивидуального гаражного строительства
  • Также, следует иметь в виду, что органы, осуществляющие государственную регистрацию по дачной амнистии прав на недвижимое имущество не вправе требовать от заявителя дополнительные документы на соответствующийземельный участок.
    Оформление прав на земельный участок в соответствии с законом о «дачной амнистии» предусматривает возможность использования в качестве основного — практически любого правоустанавливающего документа. ОФОРМЛЕНИЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ

    Акт о предоставлении земельного участка

    В качестве такого документа может выступать:

    — постановление земельного органа о предоставлении участка землепользователю ( в соответствии с Земельным кодексом РСФСР 1923 года)

    — решение исполкома местного совета народных депутатов об отводе гражданину земельного участка для индивидуального жилищного строительства

    — решение Советов народных депутатов о предоставлении земельного участка гражданину на праве пожизненного наследуемого владения (в соответствии с Земельным кодексом РСФСР 1991 года)

    Акт (свидетельство) о праве гражданина на земельный участок

    В качестве такого документа могут выступать:

    — акт или свидетельство на право собственности на землю;

    — свидетельство на право пожизненного наследуемого владения земельным участком;

    — свидетельство на право бессрочного (постоянного) пользования земельным участком.

    Каждый из перечисленных документов выдавался в виде стандартной формы, содержание которой утверждено постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 года №493 «Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей». Эту форму в просторечии называют «белые» свидетельства — по цвету бумаги, на которой они были напечатаны. Такие свидетельства выдавались до 1992 года.

    После 1992 года перечисленные выше документы на землю выдавались по новой стандартной форме, которая были утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 года №177 «Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения». Эту форму в просторечии называют «голубые свидетельства» — по цвету бумаги на которой они были напечатаны. Выдача данных свидетельств велась до 29 октября 1993 года.

    После 1993 года перечисленные выше документы на землю выдавались по вновь обновленной форме, которая была утверждена Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года №1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России». Эту форму в просторечии называют «Розовые» свидетельства — по цвету бумаги, на которой они были напечатаны. Выдача данных свидетельств велась до 1998 года.
    Ранее, при оформлении прав на земельный участок документ из списка выше был основным и без него оформление было практически невозможно.

    Выписка из похозяйственной книги

    Ранее, до дачной амнистии, граждане, владевшие земельными участками дляведения личного подсобного хозяйства, были лишены возможностиоформления права собственности на землю.

    Земельные участки, предназначенныедля ведения личного подсобного хозяйства предоставлялись сельским жителям руководством колхозов, совхозов, а также руководством организаций и учреждений, владевших земельными наделами, для своих сотрудников.Земельные участки выделялись, как правило, из состава закрепленных за данным предприятием земель по нормам, установленным уставными документами соответствующих организаций.

    После ликвидации колхозов и совхозов граждане лишились возможности получения архивных выписок и документов на выделенные им земельные участки. Закон о «дачной амнистии» в этом случае позволяет оформить право собственности на земельные участки на основании одного документа -выписки из похозяйственной книги.

    Такая выписка выдается органом местного самоуправления (главами сельских и городских поселений), в ней указываются адрес земельного участка, его назначение и общая площадь, вид права, на котором земельный участок принадлежит гражданину. Данная форма документа утверждена приказом Федеральной регистрационной службы от 29 августа 2006 года №146.

    При обращении в органы местного самоуправления завыпиской из похозяйственной книги следует учитывать, что законом до сих пор не установлен срок ее подготовки, основания отказа в выдаче, а также правила выдачи выписки. Многие должностные лица пользуются этим моментом и препятствуют в выдаче документа.

    Оформление прав на земельный участок при наличии похозяйственной книги стало возможным после вступления в силу «Дачной амнистии», до этого момента данный документ не играл никакой юридической и практической силы.

    Иные документы, позволяющие оформить право собственности на землю по «дачной амнистии».

    На протяжении всего периода советской власти гражданам предоставлялись земельные участки направе постоянного или бессрочного пользования. Тогда, в качестве документов, подтверждающихправо постоянного (бессрочного) пользования землей, выступали так называемые подворные списки, выписки из них, справки исполкомов районных или сельских Советов народных депутатов и другие документы. К данному перечню относятся также: договора о праве застройки, которые заключались отделами коммунального хозяйства исполкомов местных советов народных депутатов до 26 августа 1948 года. Эти договора заключались только под индивидуальное жилищное строительство.Следует отметить, что например, документ, подтверждающий право собственности на строение содержал информацию о размере находящегося под домом и вокруг него участка и являлся также правоустанавливающим документом на участок.

    Теперь все документы, выданные уполномоченными организациями до 2001 года, признаются в качестве основания длярегистрации права собственности, в том числе приказы директора совхоза, решение правления колхоза и т.д.

    В качестве документа, подтверждающего вашиправа на земельный участок, может быть использован вступивший в законную силу судебный акт, договор о купле-продаже строений, расположенных на земельном участке, а также свидетельство о праве на наследство.

    На основании внесенных в законодательство изменений, в качестве основания для оформления права собственности на земельный участок, может быть использован любой имеющийся документ о предоставлении данного участка. Следует заметить, что данное основание не распространяется на земельные участки, предоставленные гражданам во временное пользование.

    Оформить земельный участок в собственность сегодня значит позаботиться о будущем своем и своих наследников. Оформить земельный участок в собственность не всегда удается безболезненно и без обращения в судебные инстанции. И зависит это во многом от вида разрешенного использования, категории земельного участка и права на котором вы данный земельный участок используете.

    Если Вы столкнулись с проблемой и самостоятельно не можете оформить земельный участок в собственность — приходите в юридическую компанию. Специалисты компании всегда к Вашим услугам. Мы способны оформить земельный участок в собственность без лишних затрат и волокиты.

    Про свидетельство о праве собственности на землю 1992 года

    Здравствуйте . У меня есть свидетельство о праве собственности на землю образца 1992 года , выданное решение главы сельсовета, на нем написано что мне передан в собственность участок в СНТ , указан размер участка , дата выдачи и номер свидетельства , но не указан точный адрес и какие либо кадастровые данные. Также написано , что свидетельство является временным документом и действует до выдачи соответствующего государственного акта установленной формы . Сейчас я хочу продать этот участок , но не знаю как мне следует поступать в подобной ситуации. Подскажите, какие действия мне следует совершить по документации ,чтобы продать его, куда обращаться , и являюсь ли я вообще еще собственником данного участка

    1. выясните есть ли у участка кадастровый номер ( выясняется в росреестре либо кадастровой палате ( по адресу участка) и имеются ли сведения о правах на ваше имя (в тех же организациях)

    1.1. запросите в местном архиве сведения о том, выдавался ли гос акт на ваше имя

    2.при наличии кадастрового номера участка, оформляйте право собственности (сейчас все в упрощенном порядке) на основании решения что у вас есть,

    при отсутствии кадастрового номера. межуетесь, ставите на кадастровый учет в кад палате( 1 месяц)

    но я так думаю вам могут отказать со ссылкой что нет гос акта ( на который есть ссылка в вашем решении) в гос регистрации тогда обратитесь в суд с иском о признании права собственности за вами

    Данное свидетельство о праве собственности на землю является Вашим правоустанавливающим документом. Никаких других документов Вам не нужно.

    Соответственно данные по Вашему земельному участку обязаны содержаться в государственном кадастре недвижимости (ГКН). Если при запросе сведений ГКН в Кадастровой Палате, либо в Многофункциональном центре (МФЦ) таковых сведений не обнаружится — Вы можете подать заявление о внесении сведений о ранее учтенном земельном участке (бесплатно).

    При продаже такого земельного участка принимается два заявления:

    1) регистрация первичного права на земельный участок (достаточно предоставить оригинал и копию свидетельства о праве собственности на землю, кадастровый паспорт предоставлять не обязательно)

    2) регистрация перехода права собственности на нового владельца (договор купли-продажи минимум в 3х экземплярах + гос.пошлина 350руб)

    Ищете ответ?
    Спросить юриста проще!

    Регистрация права собственности на землю КФХ

    Подал документы на регистрацию права собственности на землю возникшее до 1998г. Земля была выделена мне для ведения крестьянского хозяйства в 1992 года.

    Получил из ФРС уведомление о приостановлении регистрации.

    Вот перечень требований ФРС:

    1. Свидетельство в 2х экземплярах (оригинал и копия)

    2. Свидетельство с печатью и подписью

    3. Постановление от 31.03.1992г о выделении земли

    4. По свидетельству 938 га, а по заявлению 860 га.

    5. Документы свидетельствующие о принадлежности или нет земли к общему имуществу юридического лица КФХ.

    6. Отсутствуют сведения о характерных точках границ (межевание не проведено), по ст 19,20 ФЗ от 21.07.1997 № 122-ФЗ это основание для приостановления и отказа в регистрации.

    Ответы по пунктам

    1. Сделал копию свидетельства

    2. Нашел оригинал с печатью и подписью, НО! Там есть исправления: аренда на 5 лет. Подписи и печати исправленному верить нет. При этом я на эту землю в аренде не претендую никак. В архиве нет второго оригинала этого свидетельства.

    3. Постановление от 31.03.1992 о выделении земли взял в архиве.

    4. В заявлении указал 860 га т. к. в 1997г. 78 га были переданы в районный фонд перераспределения. Постановление о передаче 78 га в фонд перераспределения в архиве тоже взял.

    5. У меня есть Выписка из ЕГРЮЛ по КФХ, где указано что 25.09.2006 Юр Лицо исключено из ЕГРЮЛ как фактически прекратившее деятельность. В Выписке в графе сведения об учредителях (участниках) указан только я. С 2006 года я имею статус ИП. Все эти годы я платил земельный налог. В МИФНС земля числиться за мной.

    6. Межевание действительно не проведено. В кадастре сведения о координатах характерных точках границ отсутствуют. По ст. 19 пункт 1, ФЗ-122 от 21.07.1997 отсутствие сведений о координатах характерных точек границ не является основанием для приостановления регистрации, если права возникают в связи с переоформлением права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками. У меня в свидетельстве записано именно право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. По ст 20 ФЗ-122 от 21.07.1997 в регистрации права при отсутствие сведений о характерных точках границ является основанием для отказа в регистрации права за исключением случаев указанных в ст. 19, п. 1.

    Вопросы к юристам:

    1. Свидетельство с исправлением (аренда на 5 лет) без печати и подписи исправленному верить. Другого свидетельства у меня нет и в архиве тоже нет. Как быть? Это основание для отказа в регистрации?

    2. Выписка из ЕГРЮЛ по которой я единственный участник КФХ на момент исключения КФХ из ЕГРЮЛ это достаточное основание для того чтобы земля была признана только моей? Никаких собраний и/или протоколов участники КФХ не проводили никогда. Фактически в середине 90х я уже единственным членом КФХ и был. Кроме этой Выписки еще что-то надо предоставить в ФРС?

    3. Межевание не проведено. Сведения о характерных точках границ отсутствуют. На основании закона это не препятствие для регистрации. Я правильно понимаю? В ФРС придираются? Как оспорить/обжаловать?

    Приложил следующие документы:

    1. Уведомление ФРС о приостановлении регистрации

    2. Постановление о выделении земли от 31.03.1992

    3. Свидетельство о праве собственности на землю от 02.04.1992

    4. Выписка из ЕГРЮЛ по КФХ

    5. Кадастровый паспорт земельного участка.

    Ответы юристов (8)

    по моему мнению, Вы вправе претендовать на признание Вашего права собственности на землю в силу приобретательской давности:

    1. Лицо — гражданин или юридическое лицо, — не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).

    Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.

    2. До приобретения на имущество права собственности в силу приобретательной давности лицо, владеющее имуществом как своим собственным, имеет право на защиту своего владения против третьих лиц, не являющихся собственниками имущества, а также не имеющих прав на владение им в силу иного предусмотренного законом или договором основания.

    3. Лицо, ссылающееся на давность владения, может присоединить ко времени своего владения все время, в течение которого этим имуществом владел тот, чьим правопреемником это лицо является.

    4. Течение срока приобретательной давности в отношении вещей, находящихся у лица, из владения которого они могли быть истребованы в соответствии со статьями 301 и 305 настоящего Кодекса, начинается не ранее истечения срока исковой давности по соответствующим требованиям

    Относительно правомерности требований ФРС сказать не могу, поскольку не специализируюсь в данной отрасли права. Но, несомненно, уважаемые коллеги-юристы, занимающиеся земельным правом, разъяснят Вам этот вопрос.

    Я же могу только сказать, что в случае окончательного «замораживания» вопроса клерками ФРС Вы вправе обратиться в суд с иском о признании Вашего права, основываясь на ст.234 ГК РФ.

    Есть вопрос к юристу?

    Александр, вы можете донести в ФРС все документы, которые у вас есть на руках. затем дождаться решения о регистрации. В случае получения отказа в регистрации- вам необходимо обжаловать отказ в суд и уже в суде доказывать необоснованность отказа.

    1) Исправления в свидетельстве могут вызвать у ФРС сомнения, т.к. эта служба очень придирчива к документам.

    2) Выписку из ЕРГЮЛ я думаю, ФРС примет, поскольку это документ, выдаваемый налоговым органом, в компетенцию которого входит регистрация, ликвидация юридических лиц и касающихся их изменений.

    3) укажите ФРС на данный пункт Закона, т.к. я тоже не пойму, почему это основание они включили как основание для приостановления регистрации.

    В любом случае, если после подачи документов, ФРС откажет в регистрации права собственности, надо обращаться в суд. И уже на основании решения суда за Вами зарегистрируют право собственности.

    Приведу Вам пример из судебной практики по ситуации, немного похожей на Вашу.

    Именем Российской Федерации

    г. Лабинск 03 февраля 2014 года

    Судья Лабинского районного суда Краснодарского края Горюшина Л.А.,

    при секретаре Юшиной С.В.,

    с участием представителя истца Матвеевой С.В.(по доверенности),

    представителя ответчика ведущего специалиста Чамлыкского сельского поселения Стукова В.И. (по доверенности),

    рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Прах Татьяны Гаджиевны к администрации Чамлыкского сельского поселения муниципального образования Лабинский район о признании права собственности на земельный участок,

    Прах Т.Г. обратился в суд с иском к администрации Чамлыкского сельского поселения муниципального образования Лабинский район о признании права собственности на земельный участок. В обоснование своих исковых требований истец ссылается на то, что она являлась членом колхоза им.Кирова до 1992 года. 17.02.1992 года решением правления колхоза им.Кирова она и К.В., с которым на тот момент она состояла в браке, вышли из членов колхоза с предоставлением земельного участка № 9 на землях колхоза им.Кирова бригада № 4(впоследствии АОЗТ «Чамлык»). В 1992 году ими было образовано крестьянско-фермерское хозяйство. Согласно постановления главы администрации г.Лабинска от 03.04.1992 года № 395 главе КФХ К.В. и его второму члену(ей) указанный земельный участок был предоставлен в собственность.

    03.04.1992 года постановлением главы администрации г.Лабинска от № 433 было зарегистрировано КФХ К.В. На основании данного постановления К.В. как главе КФХ был выдан государственный акт о праве собственности на землю КК-2 , в котором содержится ссылка на постановление главы администрации г.Лабинска от 03.04.1992 года № 433, как основание приобретения права собственности, хотя фактически основанием приобретения права собственности является постановление главы администрации г.Лабинска от 03.04.1992 года № 395. Государственный акт зарегистрирован в книге записей государственных актов на право собственности на землю за № 10. Согласно указанного государственного акта, земельный участок, выданный КФХ К.В. имеет общую площадь 9,08 га и относится к категории земель сельскохозяйственного назначения. Так как членов крестьянского хозяйства было два, размер ее доли составляет 1\2. К.В. умер. Наследники К.В. зарегистрировали право собственности на земельный участок для сельскохозяйственного использования площадью 4,54 га, то есть на половину выделенного нам земельного участка. Она не вошла в круг наследников, поскольку их брак был расторгнут 17.10.2000 года. 13.05.2003 года по ее заявлению деятельность КФХ К.В. была прекращена (распоряжение главы г.Лабинска от 13.05.2003 года № 372-р), постановление от 03.04.1992 года № 433 признано утратившим силу. В связи с признанием постановления от 03.04.1992 года № 433 утратившим силу, она не может зарегистрировать право собственности на свою долю.

    На основании изложенного истец просит суд признать за ней право собственности на 1\2 долю земельного участка для сельскохозяйственного использования, расположенного на землях бывшего КФХ К.В.( АОЗТ «Чамлык») общей площадью 9,08 га.

    В судебном заседании представитель истца поддержала исковые требования, суду пояснила, что истица была членом КФХ, после смерти главы КФХ она обратилась с заявлением о прекращении деятельности КФХ. Наследники главы КФХ К.О. и К.Ф. приобрели право собственности на 1\2 долю данного земельного участка, К.О. против признания права собственности на 1\2 долю земельного участка за Прах Т.Г. не возражает, в связи с чем им была выдана доверенность представителю истца. Другой наследник К.Ф. умер.

    Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования признал.

    Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

    Во исполнение Указа Президента РФ от 27.12.1991 г. №323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», в результате приватизации сельскохозяйственных земель, находившихся в государственной собственности, они становятся собственностью членов коллективов колхозов или совхозов, в том числе вышедших из колхозов или совхозов, с выделением земельных долей на праве общей собственности на землю.

    Как видно из выписки из протокола № 5 заседания правления колхоза имени Кирова от 17.02.1992 года, К.В. иК.Т. заявлений вышли из членов колхоза. По результатам рассмотрения их заявлений было решено предоставить им земельный участок в поле № 9 бригада № 4.

    03.04.1992 года постановлением главы администрации г.Лабинска № 433 было зарегистрировано КФХ К.В.

    03.04.1992 года постановлением главы администрации г.Лабинска № 395 главе КФХ К.В. и его второму члену(супруге) был предоставлен в собственность земельный участок был размером 9,08 га, расположенный на бывших землях колхоза им.Кирова.

    На основании указанного постановления 06.04.1992 года были установлены размеры и точные координаты границ землепользования данного земельного участка (акт от 06.04.1992 года, чертеж, каталог координат л.д. 10,11,12).

    К.В. как главе КФХ был выдан государственный акт о праве собственности на землю . Государственный акт зарегистрирован в книге записей государственных актов на право собственности на землю за № 10. Согласно указанного государственного акта, земельный участок, выданный КФХ К.В. имеет общую площадь 9,08 га и относится к категории земель сельскохозяйственного назначения.

    Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п.9 Ст.3 ФЗ от 25.10.2001г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного Кодекса РФ»).

    Согласно материалам дела, брак между К.В. и К.Т. был прекращен(свидетельство о расторжении брака от года).

    Как следует из материалов дела, К.В. умер, его наследники по закону К.О. и К.Ф. приобрели право собственности на 1\2 долю каждый, от 4,54 га земельной доли для сельскохозяйственного использования площадь по адресу: Краснодарский край, Лабинский район АОЗТ «Чамлык»(свидетельства о праве собственности на наследство по закону, свидетельства о государственной регистрации права л.д.20,21,22,23).

    13.05.2003 года по заявлению единственного члена КФХ К.В. — Прах Т.Г. деятельность КФХ К.В. была прекращена (распоряжение главы г.Лабинска от 13.05.2003 года № 372-р), постановление от 03.04.1992 года № 433 признано утратившим силу.

    Согласно действующему ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», имущество фермерского хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если соглашением между ними не установлено иное.

    Как установлено в судебном заседании, КФХ состояло из двух членов – истицы и главы КФХ К.В., доли участников соглашением установлены не были.

    В силу ч.5 ст.244 ГК РФ, по соглашению участников совместной собственности, а при не достижении согласия по решению суда на общее имущество может быть установлена долевая собственность этих лиц.

    При определении долей участников совместной собственности, суд учитывает положения ч.1 ст.245 ГК РФ, согласно которой, в случае, если доли участников долевой собственности не могут быть определены на основании закона и не установлены соглашением всех ее участников, доли считаются равными.

    На основании изложенного и руководствуясь п.9 Ст.3 ФЗ от 25.10.2001г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного Кодекса РФ», ч.5 ст.244, ч.1 ст.245, ст. 194-198 ГПК РФ, суд

    Признать за Прах Татьяной Гаджиевной, рождения, право собственности на 1\2 долю земельного участка для сельскохозяйственного использования, общей площадью 9,08 га, местоположение: Краснодарский край, Лабинский район, на землях бывшего КФХ К.В.( АОЗТ «Чамлык»),

    Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда через Лабинский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения.

    Попробую найти еще судебные решения по делам, наиболее похожим на Вашу ситуацию.

    Здравствуйте, Александр. Попробуем разобраться.

    1. В соответствии со ст. 19 ФЗ «О государственной регистрации. », Государственная регистрация прав на земельный участок приостанавливается также в случае, еслив государственном кадастре недвижимости в отношении такого земельного участка отсутствуют кадастровые сведения о координатах характерных точек границ такого земельного участка или одна из границ такого земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка в соответствии с внесенными в государственный кадастр недвижимости сведениями о последнем, за исключением следующих случаев: если кадастровый паспорт или кадастровый план такого земельного участка ранее представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов; если право на такой земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке; если такой земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства; если подано заявление о государственной регистрации возникновения, перехода или прекращения права собственности на земельную долю; если права возникают в связи с переоформлением права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками; иных установленных федеральным законом случаев.

    Получается, что ваш случай под исключения, указанные в этой статье, не подпадает. Следовательно, для регистрации права границы должны быть установлены.

    2. И следующее из первого пункта. Обратите внимание не то, что весь участок — 8600000 кв. м. Тогда как вам предоставлено — всего 934+3+1. Но требовать оформить эти 938 кв.м вы не можете, т.к. такого объекта, судя по кадастровому плану, нет. И не будет, пока не будет проведено межевание, определены границы именно вашего участка, а не всего куска земли в 8600000 кв.м., которые вы также не можете требовать, поскольку вам его не предоставляли. Нельзя зарегистрировать земельный участок, который физически не сформирован. Земельный участок, по определению, это часть поверхности земли, ограниченная со всех сторон.

    Вывод: для регистрации права собственности необходимо сначала образовать объект, подлежащий регистрации — земельный участок той площади, которая была вам предоставлена. В настоящее время невозможно знать, где, в каком месте этого 8600000 кв. м. участка может находится ваш участок. А регистрация возможна исключительно в отношении индивидуализированного объекта, местонахождение которого четко определено.

    3. Обратила внимание на ваш правоустанваливающий документ — свидетельство на собственность. У меня не очень четкое изображение получилось. Однако исправления очень хорошо видны. Уже одно это — основание для отказа в регистрации.

    Если не получится добыть второй экземпляр свидетельства, думаю, придется обращаться в суд и устанавливать право собственности на земельный участок. Обратите внимание: и для продолжения регистрации, и для обращения в суд необходимо сначала сформировать объект права, т.е. определить границы и точное местонахождение участка. Без этого суд будет лишен возможности принять решение. Поэтому межевание, на мой взгляд, обязательно.

    4. Оформление участка — дело длительное, за три месяца не успеете. Чтобы госпошлина не пропала, обратитесь в Росреестр с заявлением об отказе от госрегистрации. Госпошлину также вернут и вы ее сможете использовать при повторной подаче документов на регистрацию. Если в регистрации будет отказано Росреестром, госпошлина возвращена не будет.

    • Обратите внимание: и для продолжения регистрации, и для обращения в суд необходимо сначала сформировать объект права, т.е. определить границы и точное местонахождение участка. Без этого суд будет лишен возможности принять решение.

    Совершенно верное замечание коллеги Гусевой. Без определения предмета спора принятие решения судом невозможно. А предмет определяется именно межеванием.

    Свидетельство о собственности на земельный участок образца 1992 года

    Здравствуйте! Я имею свидетельство о собственности на земельный участок в СНТ образца 1992 года. Должна ли я что-нибудь делать для того, чтобы в связи с новым законодательством не иметь проблем в будущем? Разве я обязана делать межевание и нести дополнительные расходы, если однажды уже признана полноправным владельцем данного участка?

    Ответы юристов (2)

    Здравствуйте. Рекомендую внимательно изучить материал на сайте источник

    Разбор легитимности и действительности старых свидетельств на право собственности на землю необходим потому, что один из видных экспертов, комментирующий реалии, с к-ми сталкиваются сегодняшние садоводческие объединения и, прежде всего, сами садоводы, явно заблуждается, пытаясь неверно истолковать нормы ФЗ-218 от 13.07.2015 г. «О государственной регистрации недвижимости», а именно статей 69 «Признание ранее возникших прав, прав, возникающих в силу закона. Ранее учтённые объекты недвижимости» и 70 «Особенность осуществления государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав на объекты недвижимости в отдельных случаях». За его пояснениями, типа «Караул, грабят» стоит неглубокое знание норм, что очевидно связано с таким же неглубоким анализом текста и его увязыванием с нормами других близких по теме законов. Эта основная причина ошибки налицо, а глубинные нам неведом

    Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»

    Статья 6. Признание ранее возникших прав

    1. Права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
    Государственная регистрация прав, осуществляемая в отдельных субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до вступления в силу настоящего Федерального закона, является юридически действительной.
    2. Государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества требуется при государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества.

    Государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества и государственная регистрация возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества проводятся в течение десяти рабочих дней со дня приема соответствующих заявлений и других необходимых для государственной регистрации права, перехода права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества документов, если иные сроки не установлены федеральным законом.
    (в ред. Федеральных законов от 27.12.2009 N 343-ФЗ, от 23.07.2013 N 250-ФЗ, от 22.12.2014 N 447-ФЗ)

    Государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества проводится при государственной регистрации перехода данного права или сделки об отчуждении объекта недвижимого имущества без уплаты государственной пошлины.
    (в ред. Федерального закона от 02.11.2004 N 127-ФЗ)

    В иных случаях, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, за государственную регистрацию возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества взимается государственная пошлина в размере, равном половине установленного размера государственной пошлины за государственную регистрацию прав.
    (в ред. Федерального закона от 02.11.2004 N 127-ФЗ)

    3. Право собственности на недвижимое имущество, приобретаемое в силу приобретательной давности, подлежит государственной регистрации после установления факта приобретательной давности в предусмотренном законом порядке.

    Таким образом, осуществить государственную регистрацию права собственности на земельный участок Вам потребуется в случае, если Вы решите его продать, подарить или совершить иную сделку с ним.

    Аналогичные положения содержатся в Федеральном законе от 13.07.2015 N 218-ФЗ
    (ред. от 03.07.2016) «О государственной регистрации недвижимости», который вступит в действие с 1 января 2017г.

    Статья 69. Признание ранее возникших прав, прав, возникающих в силу закона. Ранее учтенные объекты недвижимости
    1. Права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
    2. Права на объекты недвижимости, возникающие в силу закона (вследствие обстоятельств, указанных в законе, не со дня государственной регистрации прав), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости осуществляется по заявлениям правообладателей, решению государственного регистратора прав при поступлении от органов государственной власти и нотариусов сведений, подтверждающих факт возникновения таких прав, кроме случаев, установленных федеральными законами.
    3. Государственная регистрация прав на объекты недвижимости, указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, в Едином государственном реестре недвижимости обязательна при государственной регистрации перехода таких прав, их ограничения и обременения объектов недвижимости, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, или совершенной после дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» сделки с указанным объектом недвижимости, если иное не установлено Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Заявление о государственной регистрации указанных в настоящей части прав на объект недвижимости может быть представлено нотариусом, удостоверившим сделку, на основании которой осуществляется государственная регистрация перехода таких прав, их ограничение и обременение указанных объектов недвижимости.
    4. Технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
    5. В случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, в том числе при поступлении предусмотренного статьей 62 настоящего Федерального закона запроса о предоставлении сведений, или межведомственного запроса о предоставлении сведений, или заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, орган регистрации прав, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, в течение пяти рабочих дней со дня получения им указанных запросов или заявления обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости на основании:
    1) имеющейся в его распоряжении документации о ранее учтенном объекте недвижимости;
    2) документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган регистрации прав;
    3) документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган регистрации прав по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе имеющейся в распоряжении органа регистрации прав документации о ранее учтенном объекте недвижимости.
    6. Порядок и сроки направления органом регистрации прав указанных в пункте 3 части 5 настоящей статьи запросов устанавливаются органом нормативно-правового регулирования. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы (организации) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации бесплатно представляют в орган регистрации прав по его запросам, указанным в пункте 3 части 5 настоящей статьи, все имеющиеся у них сведения и копии документов о соответствующем объекте недвижимого имущества в течение трех рабочих дней со дня получения такого запроса.
    7. В течение пяти рабочих дней со дня включения в Единый государственный реестр недвижимости документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости орган регистрации прав выдает или направляет лицу, обратившемуся с запросом о предоставлении сведений, без взимания дополнительной платы или лицу, обратившемуся с заявлением о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, выписку из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости:
    1) в форме документа, указанного в запросе о предоставлении сведений или межведомственном запросе, если ранее на основании этих запросов органом регистрации прав выданы или направлены уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений об объекте недвижимости;
    2) в форме документа, указанного в соответствующем заявлении, если сведения в отношении такого объекта недвижимости внесены при рассмотрении заявления о внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости;
    3) в форме документа, указанного в соответствующем заявлении, если ранее на основании заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости принято решение об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в связи с отсутствием в представленных заявителем документах необходимых сведений и если сведения в отношении такого объекта недвижимости внесены при поступлении в орган регистрации прав по его запросам документов, представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами или организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации.
    8. Орган регистрации прав принимает решение об отказе во включении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости в случае, если:
    1) имеются несоответствия представленных документов требованиям, установленным законодательством и действовавшим в месте издания документа на момент его издания;
    2) в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным, а также сведения о площади объекта недвижимости при условии, что объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение, либо об основной характеристике объекта недвижимости (протяженности, глубине, глубине залегания, площади, объеме, высоте, площади застройки) и о ее значении при условии, что объектом недвижимости является сооружение, и (или) не поступил ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи;
    3) сведения об объекте недвижимости содержатся в Едином государственном реестре недвижимости;
    4) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи, свидетельствует об отсутствии необходимых документа и (или) сведений и соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе.
    9. Сведения об объектах недвижимости, права на которые возникли до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и не прекращены и государственный кадастровый учет которых не осуществлен, вносятся в Единый государственный реестр недвижимости по правилам, предусмотренным настоящей статьей для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости.
    10. В случае, если в Едином государственном реестре недвижимости в течение пяти лет с даты присвоения кадастровых номеров ранее учтенным зданиям, сооружениям, помещениям, объектам незавершенного строительства отсутствуют сведения о правах на такие объекты недвижимости или о вещных правах на земельные участки, на которых расположены такие объекты недвижимости, орган регистрации прав в течение десяти рабочих дней по истечении указанного срока направляет сведения о таких объектах недвижимости в уполномоченные органы местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а если такие объекты недвижимости находятся на межселенных территориях, — в органы местного самоуправления муниципальных районов или, если такие объекты недвижимости находятся на территориях субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, — в уполномоченные органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации — города федерального значения. Правила настоящей части не применяются к зданиям, сооружениям, если осуществлена государственная регистрация права собственности хотя бы на одно помещение, расположенное в таком здании, сооружении, к многоквартирным домам, а также помещениям, расположенным в многоквартирном доме и составляющим общее имущество в этом многоквартирном доме.

    Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

    Смотрите так же:

    • Сумма иска от банка Максимальная сумма иска банка в мировой суд Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, на какую максимальную сумму долга банк может подать иск в мировой суд? Будьте добры дать ответ с указанием статей в законодательстве. Ответы юристов (6) Андрей, мировой суд […]
    • Приказ инвентаризация аптеки Как составить приказ о проведении инвентаризации Инвентаризация нужна компании, чтобы проверить, какое имущество у нее фактически имеется и каково состояние ее финансовых обязательств. Это мероприятие проводят по определенным правилам в несколько этапов. Но […]
    • Нотариус в тербунах Нотариус Тютюнджиев (065) Нотариална кантора Тютюнджиев Нотариалната кантора на нотариус Стилиян Тютюнджиев е основана в София през септември 1998 г., когато започва да функционира свободен Нотариат Нотариални услуги в нотариална кантора Стилиян […]
    • Расчет жилищной субсидии для военнослужащих Калькулятор жилищной субсидии военнослужащим на 2-е полугоде 2017 г. Смотреть Справку о нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации c 1 января 2014 г. Согласно п. 16 ст. 15 Федерального закона РФ 1998 […]
    • Номер приказа вби Приказ № 720: профилактика внутрибольничной инфекции (кратко). Статус Приказа № 720 Внутрибольничные инфекции возникают по причине встречи источника инфекции с восприимчивым организмом больного человека при наличии условий для передачи возбудителя. Меры […]
    • Приказы по го в организации Примерная форма приказа о назначении ответственного по делам ГО и ЧС (подготовлено экспертами компании "Гарант") [ Полное наименование организации ] Приказо назначении ответственного по делам ГО и ЧС [ место издания приказа ] [ число, месяц, год ] В […]
    • В рф правила сроки и стандарты безналичных расчетов определяет Нормативно-правовое регулирование безналичных расчетов в Российской Федерации Возникновение и развитие банковской системы привели к необходимости создания правового поля данной деятельности. В России за достаточно продолжительный период времени сложился […]
    • Постановление правительства о возврате товара Главная ПРЕСС-ЦЕНТР Пресс-центр Обмен и возврат товаров, купленных в аптеке В Управление Роспотребнадзора по г. Москве участились случаи обращений граждан на отказ в возврате или обмене лекарственных препаратов и других товаров, приобретенных в […]