Правовой департамент верховного суда

Содержание:

Порядок обжалования нормативных правовых актов и иных решений, принятых Судебным департаментом

Граждане, организации вправе обратиться с заявлением (жалобой) на решения, действия (бездействие) должностных лиц Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в суд либо к вышестоящему в порядке подчинённости государственному органу или должностному лицу.

1. Обжалование в судебном порядке действий и решений Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и его должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан, осуществляется в порядке, определённом Законом Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».
Оспаривание нормативных правовых актов Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в рамках гражданского судопроизводства осуществляется в порядке, определённом главой 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (статьи 251-253). Оспаривание в суде решений, действий (бездействия) Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, его должностных лиц осуществляется в порядке, определённом главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (статьи 254-258).

2. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации определён Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан российской Федерации»; Административным регламентом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (утв. приказом Судебного департамента от 23 января 2009 г. № 3); Инструкцией по работе с обращениями и запросами граждан и организаций в Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации (утв. приказом Судебного департамента от 21 мая 2010 г. № 102).

Правовое обеспечение деятельности федеральных судов

В соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» Судебный департамент:
• разрабатывает по вопросам своего ведения проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов;
• издает в пределах своей компетенции приказы, распоряжения и инструкции, обязательные для исполнения судами в части, касающейся организационного обеспечения их деятельности.

Правовое обеспечение деятельности судов осуществляется по следующим НАПРАВЛЕНИЯМ:

Разработка проектов нормативных правовых актов, в том числе ведомственных

Судебным департаментом осуществляется разработка проектов федеральных (конституционных) законов, проектов указов и распоряжений Президента Российской Федерации, проектов постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, проектов иных нормативных правовых актов, в том числе ведомственных, по вопросам компетенции Судебного департамента, определённой Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации».

Разработка проектов нормативных правовых актов осуществляется в целях реализации: соответствующих положений федерального законодательства; поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации; решений органов судейского сообщества, принятых в рамках определённых законом полномочий; решений Генерального директора Судебного департамента, принятых в случае необходимости урегулирования (изменения) отношений либо практики применения законодательства в сфере, отнесённой к ведению Судебного департамента.

Разработка проектов нормативных правовых актов осуществляется в соответствии с:
• Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (утв. постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009);
• Инструкцией о порядке подготовки приказов и распоряжений Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (утв. приказом Судебного департамента от 22 апреля 2004 г. № 49); Инструкцией по делопроизводству в аппарате Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (утв. приказом Судебного департамента от 15 июня 2007 г. № 76).

Подготовка заключений на проекты нормативных правовых актов

Судебным департаментом осуществляется подготовка заключений на проекты федеральных (конституционных) законов, проектов указов и распоряжений Президента Российской Федерации, проектов постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, проекты иных нормативных правовых актов по вопросам компетенции Судебного департамента, поступившие в Судебный департамент:
из Администрации Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации;
из федеральных органов исполнительной власти;
из органов власти субъектов Российской Федерации.

Проведение экспертизы ведомственных нормативных правовых актов

• Проведение антикоррупционной экспертизы осуществляется:
в целях выявления коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах Судебного департамента и проектах нормативных правовых актов Судебного департамента, их последующего устранения; в соответствии с Порядком проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (утв. приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 1 июня 2012 г. № 117).

• В целях обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов федеральных законов, проектов указов Президента Российской Федерации, проектов постановлений Правительства Российской Федерации, подготовленных Судебным департаментом, данные проекты размещаются на сайте Судебного департамента в разделе «Антикоррупционная экспертиза».

Правовой департамент верховного суда

Управление Судебного департамента
в Архангельской области и Ненецком автономном округе

Управление Судебного департамента в Архангельской области и Ненецком автономном округе, основанное 1 октября 1998 года, входит в систему Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации – федерального государственного органа.

Главная задача Управления — организационное обеспечение судебной деятельности в Архангельской области и Ненецком автономном округе, направленное на укрепление самостоятельности судов и независимости судей, без вмешательства в осуществление правосудия.

Организационное обеспечение подразумевает мероприятия финансового, организационно-правового, материально-технического характера в отношении районных, гарнизонных военных судов, мировых судей и органов судейского сообщества; кадровую работу с кандидатами на должности судей, с работниками аппаратов районных и гарнизонных военных судов; социальную и правовую защиту судей, в том числе, пребывающих в отставке, работников аппаратов районных и гарнизонных военных судов и Управления; формирование единого информационного пространства.

С 1 января 2013 года в целях совершенствования организационно-штатной структуры Судебного департамента Управление Судебного департамента в Архангельской области реорганизовано путем присоединения к нему отдела Судебного департамента в Ненецком автономном округе.

В настоящее время Управление, успешно функционируя, ставит своей целью развитие и совершенствование достигнутого, применение новых стандартов и технологий для обеспечения достойного отправления правосудия.

Правовой департамент

Правовой департамент является структурным подразделением Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Осуществляет правовое обеспечение деятельности Минстроя России.

Задачи департамента

Основной задачей Департамента является правовое обеспечение деятельности Министерства как федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности.

Обеспечение нормотворческой деятельности по вопросам, относящимся к сфере деятельности Министерства:

проводит правовую экспертизу проектов федеральных законов, проектов правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и других документов, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Министерства;

обеспечивает подготовку и рассмотрение совместно с другими структурными подразделениями Министерства нормативных правовых актов Министерства;

проводит правовую экспертизу поступивших в установленном порядке от заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, структурных подразделений Министерства проектов федеральных законов, проектов заключений, отзывов, поправок на проекты федеральных законов, иных нормативных правовых актов;

обобщает совместно с заинтересованными структурными подразделениями Министерства практику применения законодательства в установленной сфере деятельности;

осуществляет раскрытие информации о подготовке нормативных актов и результатов их общественного обсуждения, а также о проведении независимой антикоррупционной экспертизы на официальном сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. № 851 «О порядке раскрытия Федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных-правовых актов и результатах их общественного обсуждения», от 17 декабря 2012 г. № 1318 «О порядке проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Совета Евразийской экономической комиссии, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» и от 26 февраля 2010 г. № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»;

осуществляет подготовку плана законопроектной деятельности Министерства и организует направления плана в Министерство юстиции Российской Федерации предложений по плану законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации.

Договорная работа, конкурентные процедуры и размещение заказов:

осуществляет правовую экспертизу проектов договоров (соглашений), в которых одной из сторон выступает Министерство;

при проведении конкурентных процедур (конкурсов, аукционов и т.п.), проводит правовую экспертизу документации (извещений);

при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Министерства, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд, проводит правовую экспертизу соответствующей документации (извещений) о проведении конкурентных процедур на право заключения государственных контрактов на предмет соответствия положениям законодательства Российской Федерации;

в установленном порядке принимает участие в работе контрактной службы Министерства и конкурсных комиссиях, в процедурах планирования, размещения и исполнения государственного заказа Министерства;

проводит правовую экспертизу государственных контрактов, заключаемых с единственным поставщиком, исполнителем, подрядчиком, а также оснований их заключения;

осуществляет согласование проектов договоров гражданско-правового характера по представлению структурных подразделений Министерства.

составляет необходимые справки и другие аналитические материалы для докладов Министру и его заместителям в соответствии с компетенцией Департамента;

готовит справочные и иные материалы по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента, в целях обеспечения участия Министра и его заместителей в комиссиях, совещаниях, семинарах и иных мероприятиях.

Правовое обеспечение организационно-штатной и кадровой работы Министерства:

осуществляет правовое обеспечение деятельности Министерства при подготовке, рассмотрении и согласовании вопросов и документов, касающихся организационно-штатной работы, внутриведомственного взаимодействия структурных подразделений Минстроя России и подведомственных организаций;

осуществляет правовое обеспечение деятельности Министерства при подготовке правовых заключений по вопросам утверждения служебного распорядка, административных, должностных и других регламентов;

в установленном порядке направляет предложения по вопросам, связанным с прохождением федеральной государственной гражданской службы в Министерстве;

осуществляет правовую экспертизу проектов внутриведомственных актов Министерства.

Претензионно-исковая деятельность, судебная работа и защита интересов Министерства:

обеспечивает представление в пределах своей компетенции интересов Министерства, а так же по поручению интересов Правительства Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации, Верховном Суде Российской Федерации, Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации, арбитражных судах, судах общей юрисдикции, обеспечивает участие в судопроизводстве работников структурных подразделений Министерства в качестве представителей Министерства;

представляет интересы в Федеральной антимонопольной службе при рассмотрении жалоб на действия (бездействие) Министерства, а также иных органах государственной власти, где требуется защита интересов Министерства.

Осуществляет следующие функции по обращениям граждан:

внутриведомственный контроль за рассмотрением обращений граждан и организаций структурными подразделениями Министерства;

во взаимодействии с Административно-кадровым департаментом обеспечивает организацию личного приема Министром;

методологическое и правовое обеспечение деятельности Министерства по вопросам личного приема граждан;

в целях выявления и устранения причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан осуществляет систематизацию и обобщение сведений по вопросам рассмотрения обращений граждан, поступающих от структурных подразделений Министерства;

в установленном порядке осуществляет доклад Министру по вопросам рассмотрения обращений граждан структурными подразделениями Министерства.

В сфере международной деятельности Министерства осуществляет:

правовое обеспечение международной деятельности Министерства;

организует разработку структурными подразделениями Министерства предложений по стратегическим направлениям, целям и задачам государственной политики в области международного сотрудничества в установленной сфере деятельности Министерства, совершенствованию механизмов взаимодействия с иностранными государствами и международными организациями в этих областях, включая реализацию совместных международных проектов и программ, а также проводит правовую экспертизу предложений структурных подразделений Министерства по указанным вопросам.

Работа с подведомственными организациями:

осуществляет правовое обеспечение деятельности Министерства по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства как учредителя подведомственных организаций в области их управления;

осуществляет правовую экспертизу учредительных документов и документов, связанных с принятием управленческих решений Министерством, где Министерство осуществляет функции учредителя;

в установленном порядке участвует в проведении проверок деятельности подведомственных организаций.

обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну, и иной охраняемой законом информации, соблюдение режима секретности;

осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Департамента, включая систематизированный учет исковых заявлений, отзывов и возражений на иски и других документов, связанных с судебной работой;

обеспечивает ведение делопроизводства в Департаменте;

принимает участие в рамках своей компетенции в обеспечении работы межправительственных и межведомственных комиссий, подкомиссий и рабочих групп;

представляет информацию по вопросам, относящимся к компетенции Департамента, для публикации на официальном сайте Министерства в информационно-коммуникационной сети «Интернет»;

по поручению Министра или курирующего заместителя Министра принимает участие в деятельности рабочих групп, совещаниях и иных мероприятиях по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства;

осуществляет иные полномочия, устанавливаемые приказами Министерства, поручениями Министра, а также осуществляет иные функции в соответствии с федеральным законодательством по вопросам, входящим в компетенцию Министерства.

Отдел правового обеспечения нормотворчества в сфере строительства

Отдел правового обеспечения нормотворчества в сфере жилищной политики, жилищно-коммунального хозяйства и городской среды

Отдел правового обеспечения финансирования, разрешительной деятельности и контроля

Отдел правового обеспечения организации рассмотрения обращений и внешних связей

Отдел координации законопроектной деятельности и правовой работы

перерыв на обед:

Место нахождения и почтовый адрес:

107996, г. Москва, ГСП-6, ул. Гиляровского, дом 31, корпус 2.

Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации

ГУСЕВ АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ

Назначен на должность с 26 ноября 2000 г. Председателем Верховного Суда Российской Федерации (приказ Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2000 г. № 461 кд; постановление Совета судей Российской Федерации от 26 ноября 2000 г. № 37).

Председатель коллегии Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

Действительный государственный советник юстиции Российской Федерации.

Доктор экономических наук, профессор, лауреат премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники.

Имеет государственные награды Российской Федерации: орден Дружбы; орден Почёта; орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени; медаль Жукова; иные государственные и ведомственные награды.

Полномочия определены Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации».

по которым можно получить информацию справочного характера:

Правовой статус и структура Судебного департамента при Верховном Суде РФ

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (ст. 10 Конституции РФ). Правовые основы независимости самостоятельности судебной власти предусмотрены гл. 7 Конституции РФ, которая устанавливает, что судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону (ст. 120). Одной из основополагающих гарантий независимости и самостоятельности судебной власти является принцип финансирования судов только из федерального бюджета. В связи с этим Конституция РФ предусматривает, что финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом (ст. 124).

Функцию финансового, материально-технического, кадрового и иного организационного обеспечения федеральных судов общей юрисдикции и выполняет Судебной департамент. Так, Закон о судах общей юрисдикции устанавливает, что организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов осуществляется Судебным департаментом (ч. 3 ст. 37).

При этом данным Законом установлено, что организационное обеспечение деятельности Верховного Суда РФ осуществляется аппаратом этого Суда (ч. 2 ст. 37).

Таким образом, на Судебный департамент возложено организационное обеспечение всех федеральных судов общей юрисдикции, кроме Верховного Суда РФ.

Тем же Законом определяется роль Судебного департамента в финансировании судов общей юрисдикции: «Финансовое обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации» (ч. 3 ст. 6).

Другим видом обеспечения федеральных судов общей юрисдикции является материально-техническое обеспечение их деятельности. Законом о судах общей юрисдикции определено, что материально-техническое обеспечение деятельности федеральных судов общей юрисдикции осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в размере, обеспечивающем полное и независимое правосудие (ч. 1 ст. 7). Материально-техническое обеспечение деятельности всех федеральных судов общей юрисдикции кроме Верховного Суда РФ осуществляется Судебным департаментом (ч. 3 ст. 7 указанного Закона).

Аналогичные нормы относительно роли Судебного департамента содержатся в других федеральных конституционных и федеральных законах, имеющих ключевое значение для определения структуры судебной системы РФ, выстраивания ее архитектуры, установления правового статуса составляющих ее частей. Так, Законом о судебной системе установлено, что

Судебный департамент и входящие в его систему органы организационно обеспечивают деятельность судов общей юрисдикции и органов судейского сообщества, предоставляют в их распоряжение необходимые ресурсы (ст. 31).

Законом о военных судах предусмотрено, что финансирование и обеспечение военных судов осуществляется за счет средств федерального бюджета Судебным департаментом (ч. 1 ст. 32). Согласно положениям ч. 2 указанной статьи на Судебный департамент также возложена обязанность финансирования фактических затрат на обеспечение военных судов средствами связи, служебными помещениями, а также на хранение архивов, осуществляемое соответствующими органами Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, в которых в соответствии с федеральным законом предусмотрена военная служба (ч. 1, 2 ст. 31).

Создание Судебного департамента при Верховном Суде РФ, а не при Минюсте России сделало актуальным вопрос о том, к какому виду государственной власти должен относиться этот новый федеральный государственный орган. Вопрос принадлежности Судебного департамента к одной из трех ветвей государственной власти не нашел своего разрешения в Законе о судебном департаменте. В этом Законе определено, что Судебный департамент является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов, органов судейского сообщества, финансирование мировых судей и формирование единого информационного пространства федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей (п. 1 ст. 1).

Такое легальное определение Судебного департамента как федерального государственного органа не дает возможности отнести его ни к исполнительной, ни к судебной власти. Отчасти это объясняется теми условиями, в которых принималось решение о создании Судебного департамента. Так, постановлением Совета судей РФ от 18 октября 1995 г. «О признании необходимым создания Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации» такая мера, как создание нового органа государственной власти с передачей ему штатов Минюста России и финансированием из федерального бюджета рассматривалась как безотлагательная мера, призванная нормализовать вопросы кадрового, организационного и ресурсного обеспечения судов. Уже 28 марта 1996 г. Совет судей РФ принимает новое постановление «О Судебном департаменте», в котором говорит о срочной необходимости создания такого органа, а также о недопустимости попыток «структур исполнительной власти сохранить свое влияние на правосудие и воспрепятствовать становлению независимой судебной власти в России».

Таким образом, можно сделать вывод о том, что самой целью создания Судебного департамента, в том виде, в котором она была сформулирована инициаторами его создания – судейским сообществом России, его нахождение среди федеральных органов исполнительной власти не только не предусматривалось, но определялось как недопустимое.

В современной литературе, посвященной вопросам применения Закона о Судебном департаменте, существуют диаметрально противоположные взгляды на правовую природу статуса этого государственного органа. Одни исследователи полагают, что Судебный департамент не относится ни к судебной, ни к исполнительной ветвям власти [1] . Другие относят Судебный департамент к судебной ветви власти, но при этом оговаривая его особый статус как «исполнительного органа судебной ветви власти» [2] . В действительности трудно предположить, каким образом доктрина современного российского права смогла бы заменить прямое указание в законе в том случае, когда речь идет об отнесении федерального органа власти к определенной власти. Примером такого государственного органа власти, деятельность которого, как и деятельность Судебного департамента, имеет первостепенное значение в обеспечении функционирования властных полномочий государства, может служить Счетная палата РФ. Счетная палата является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ и подотчетным ему (ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации»), В приводимой формулировке так же, как и в определении Судебного департамента как федерального государственного органа, отсутствуют признаки, позволяющие отнести Счетную палату как орган власти к одной из ветвей государственной власти. Представляется оправданным считать, что «Счетная палата не входит ни в одну из ветвей власти, причисляется к органам государственной власти особой компетенции. Наличие органов особой компетенции определяется реальными потребностями государственно-правовой жизни, необходимостью воздействия на нее с помощью таких институтов, которые не вписываются в рамки законодательной, исполнительной и судебной власти» [3] .

Аналогично может быть сформулирован и правовой статус Судебного департамента как «органа государственной власти особой компетенции». Такой статус, исключающий возможность и необходимость отнесения Судебного департамента к какой бы то ни было ветви власти, представляется адекватным принципу независимости судебной власти, декларированному ст. 120 Конституции РФ.

Система Судебного департамента включает собственно Судебный департамент и управления (отделы) Судебного департамента в субъектах РФ. В структуру Судебного департамента как центрального федерального органа государственной власти входят главные управления, управления, а также самостоятельные отделы. Руководство Судебным департаментом осуществляет Генеральный директор Судебного департамента (ст. 8 Закона о Судебном департаменте). Он назначается на должность и освобождается от должности Председателем Верховного Суда РФ с согласия Совета судей РФ (п. 1 ст. 7 Закона о Судебном департаменте). Руководство структурными подразделениями Судебного департамента (главными управлениями, управлениями, отделами) осуществляют начальники этих подразделений, которые подчиняются курирующим их заместителям Генерального директора Судебного департамента. Заместители Генерального директора Судебного департамента назначаются Председателем Верховного Суда РФ по представлению Генерального директора Судебного департамента (ст. 9 вышеназванного Закона).

  • [1] См.: Миронов А. А. Комментарий к Федеральному закону от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» / под ред. Е. В. Шкуновой. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
  • [2] См.: Нехаев В. В., Нехаева Т. Г., Беспалов В. П. Комментарий к Федеральному закону «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» (постатейный). М.: Юстицинформ, 2007. С. 7–8.
  • [3]Осипова И. Н. Комментарий к Федеральному закону от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации». URL: http: //consbltant-ru> (дата обращения – 11 сентября 2012 г.).

Приказ Судебного Департамента при Верховном Суде РФ от 30 мая 2014 г. № 127 “Об утверждении Положения о Главном управлении организационно-правового обеспечения деятельности судов Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации”

В соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации», в связи с вступлением в силу пункта 2 статьи 10 Федерального конституционного закона от 12 марта 2014 г. № 5-ФКЗ «О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы в связи с принятием Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» и признании утратившим силу Федерального конституционного закона «О Дисциплинарном судебном присутствии», статьи 8 и части 1 статьи 19 Федерального закона от 12 марта 2014 г. № 29-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о Главном управлении организационно-правового обеспечения деятельности судов Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

2. Признать утратившим силу приказ Судебного департамента от 27 декабря 2011 г. № 241 «Об утверждении Положения о Главном управлении организационно-правового обеспечения деятельности судов Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации».

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации Паршина А.И.

Положение
о Главном управлении организационно-правового обеспечения деятельности судов Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации
(утв. приказом Судебного Департамента при Верховном Суде РФ от 30 мая 2014 г. № 127)

I. Общие положения

1.1. Главное управление организационно-правового обеспечения деятельности судов Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (далее — Главное управление) является структурным подразделением Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (Далее — Судебный департамент), на которое возлагаются функции по организационно-правовому обеспечению деятельности федеральных судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов (далее — федеральные суды), в том) числе по ведению судебной статистики федеральных судов и мировых суДей, как составной части создаваемых в Судебном департаменте информационных ресурсов, являющихся неотъемлемой частью формируемого единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей.

1.2. В своей деятельности Главное управление руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации», иными федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, приказами и распоряжениями Председателе Верховного Суда Российской Федерации, решениями органов судейского сообщества, приказами и распоряжениями Судебного департамента, решениями коллегии и оперативных совещаний руководящего состава Судебного департамента, а также настоящим положением.

1.3. Работа Главного управления организуется на основе планирования, сочетания единоначалия в решении вопросов служебной деятельности и коллегиальности при их обсуждении, а также персональной ответственности каждого государственного гражданского служащего за состояние дел на порученном участке работы.

1.4. Структура и штатное расписание Главного управления утверждаются Генеральным директором Судебного департамента. Их изменение Производится в установленном порядке по представлению начальника Главного управления.

II. Задачи Главного управления

Основными задачами Главного управления являются:

2.1. Осуществление организационных мер по обеспечению деятельности федеральных судов.

2.2. Проведение комплексного анализа организационно-правового обеспечения деятельности федеральных судов, прогнозирование его развития и разработка (предложений по его совершенствованию.

2.3. Разработка проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам своего ведения.

2.4. Организационно-методическое обеспечение ведения судебной статистики.

2.5. Организационно-методическое обеспечение судебного делопроизводства, в том числе архивов.

2.6. Информационно-правовое обеспечение судебной деятельности и системы Судебного департамента.

2.7. Обеспечение формирования информационных ресурсов федеральных судов, мировых судей и системы Судебного департамента по направлению деятельности Главного управления.

2.8. Осуществление взаимодействия с правоохранительными органами для выработки и реализации мер по обеспечению безопасности судебной деятельности/

III. Функции Главного управления

В целях реализации основных задач Главное управление осуществляет следующие функции:

3.1. Собирает и анализирует информацию о результатах работы органов Судебного департамента по организационно-правовому обеспечению деятельности федеральных судов самостоятельно и совместно с другими структурными подразделениями Судебного департамента.

3.2. Разрабатывает совместно с другими структурными подразделениями Судебного департамента предложения по совершенствованию организационного обеспечения деятельности федеральных судов.

3.3. Взаимодействует с государственными и иными органами, учреждениями и организациями, адвокатурой, правоохранительными органами, структурными подразделениями Судебного департамента.

3.4. Готовит аналитические, справочные и другие материалы по вопросам своего ведения.

3.5. Участвует в обеспечении проведения общероссийских мероприятий судейского сообщества.

3.6. Осуществляет организационно-методическое обеспечение работы управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации по направлениям деятельности Главного управления.

3.7. Осуществляет организационно-методическое руководство деятельностью администраторов федеральных судов.

3.8. Разрабатывает законопроекты и проекты иных нормативных правовых актов, участвует в подготовке законопроектов и проектов иных нормативных правовых актов, подготавливаемых другими структурными подразделениями Судебного департамента, а также готовит самостоятельно или совместно с другими структурными подразделениями Судебного департаменту заключения на проекты нормативных правовых актов, поступающих на рассмотрение в Судебный департамент. Разрабатывает проекты ведомственных нормативных актов по направлению деятельности Главного управления.

3.9. Координирует деятельность федеральных судов и системы Судебного департамента по вопросам опубликования в периодических изданиях нормативных правовых актов федеральных судов и системы Судебного департамента.

3.10. Осуществляет нормативное правовое и организационно-методическое обеспечение ведения судебной статистики в федеральных судах, у мировых судей и в системе Судебного департамента.

3.11. Обеспечивает разработку организационно-методических основ делопроизводства, в том числе работы архивов федеральных судов. Осуществляет контроль за организацией делопроизводства и работы архивов федеральных судов.

3.12. Осуществляет работу по систематизации законодательства, ведет банк нормативных правовых актов Российской Федерации, банк правовых актов Судебного департамента подсистемы «Право» ГАС «Правосудие», общеправовой рубрикатор законодательства, фонд юридической и иной литературы.

3.13. Ведет учет информационных ресурсов федеральных судов, мировых судей и системы Судебного департамента по направлению деятельности Главного управления.

3.14. Осуществляет сбор и анализ информации о чрезвычайных происшествиях с судьями и членами их семей, о чрезвычайных происшествиях в зданиях (помещениях) федеральных судов, мировых судей и органов Судебного департамента.

3.15. Осуществляет взаимодействие с федеральными судами, органами судейского сообщества, правоохранительными органами по выработке и реализации мер по обеспечению безопасности судей и членов их семей, охраны зданий (помещений) федеральных судов, оснащению их техническими системами и средствами защиты, поддержанию в них установленного порядка деятельности.

3.16. Участвует в разработке предложений в проект федерального бюджета в части расходов на организационно-правовое обеспечение деятельности федеральных судов и системы Судебного департамента.

3.17. Готовит необходимые документы для осуществления закупок товаров, работ и услуг в целях обеспечения деятельности федеральных судов и системы Судебного департамента по направлению деятельности Главного управления.

3.18. Осуществляет подготовку предложений по распределению объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных на обеспечение безопасности и охрану зданий федеральных судов. Принимает участие в реализации мер по эффективному использованию бюджетных ассигнований, выделяемых из федерального бюджета на информационно-правовое обеспечение судебной деятельности, обеспечение безопасности и охрану зданий федеральных судов.

3.19. В пределах своей компетенции рассматривает поступающие обращения, участвует в личном приеме граждан.

3.20. Участвует в осуществлении комплексных, целевых, контрольных проверок управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации по направлению деятельности.

3.21. Участвует в осуществлении иных мер по организационно-правовому обеспечению деятельности федеральных судов.

3.22. Осуществляет ведение делопроизводства и оперативное хранение документов в Главном управлении.

IV. Полномочия Главного управления

В пределах своей компетенции Главное управление вправе:

4.1. Запрашивать в установленном порядке у федеральных судов, управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, государственных и иных органов, учреждений и организаций, в том числе иностранных, должностных лиц, а также структурных подразделений Судебного департамента и получать от них документы и материалы, необходимые для выполнения своих функций.

4.2. Принимать в установленном порядке участие в совещаниях и консультациях с представителями Верховного Суда Российской Федерации и органов судейского сообщества, а также других государственных и иных органов, учреждений и организаций по вопросам организационно-правового обеспечения деятельности федеральных судов, формирования единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей.

4.3. Привлекать с согласия руководителей структурных подразделений Судебного департамента государственных гражданских служащих этих подразделений для подготовки проектов нормативных правовых актов, а также для разработки и осуществления мероприятий, проводимых Главным управлением в соответствии с возложенными на него функциями.

4.4. Вносить на рассмотрение руководства Судебного департамента предложения о привлечении в установленном порядке для участия в выполнение законопроектных, экспертных, исследовательских работ, консультаций работников научных организаций, государственных и иных органов, учреждений и организаций, специалистов и экспертов.

4.5. Осуществлять в установленном порядке контроль и проверки фактического выполнения управлениями Судебного департамента в субъектах Российской Федерации возложенных на них задач и функций в области организационно-правового обеспечения деятельности федеральных судов.

4.6. Осуществлять иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

V. Руководство Главным управлением

5.1. Руководство Главным управлением осуществляет начальник Главного управления, который назначается на должность и освобождается от должности Генеральным директором Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

5.2. Начальник Главного управления имеет заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным директором Судебного департамента.

5.3. Начальник Главного управления:

5.3.1. Осуществляет общее руководство и взаимодействие в работе отделов Главного управления, обеспечивает решение возложенных на Главное управление задач.

5.3.2. Распределяет обязанности между своими заместителями.

5.3.3. Представляет Генеральному директору Судебного департамента предложения о структуре и штатной численности Главного управления.

5.3.4. Разрабатывает и представляет Генеральному директору Судебного департамента проект положения о Главном управлении.

5.3.5. Утверждает положения об отделах Главного управления.

5.3.6. Рассматривает предложения начальников отделов Главного управления о штатной численности отделов и проекты должностных регламентов государственных гражданских служащих отделов.

5.3.7. Распределяет полномочия по курированию подразделений Главного управления и по решению отдельных вопросов между начальником Главного управления и его заместителями, а также устанавливает порядок замещение на период отсутствия отдельных руководителей Главного управления.

5.3.8. Организует подготовку необходимых документов для аттестации и сдачи квалификационных экзаменов государственными гражданскими служащими Главного управления.

5.3.9. Оценивает результативность деятельности заместителей начальника Главного управления, начальников отделов Главного управления и вносит предложения Генеральному директору Судебного департамента о направлении их на учебу для повышения квалификации.

5.3.10. Согласовывает предложения начальников отделов о направлении государственных гражданских служащих отделов на повышение квалификации.

5.3.11. Организует подготовку проектов приказов и распоряжений Судебного департамента по направлениям деятельности Главного управления.

5.3.12. Организует планирование работы Главного управления.

5.3.13. Организует подведение итогов работы Главного управления и подготовку соответствующих отчетов.

5.3.14. Издает распоряжения по Главному управлению.

5.3.15. По представлению председателя соответствующего федерального суда назначает на должность и освобождает от должности администраторов федеральных судов, за исключением районных, городских, межрайонных и гарнизонных военных судов.

5.3.16. Вносит Генеральному директору Судебного департамента предложения о:

совершенствовании организации работы Главного управления и мерах повышения ее эффективности;

штатных и структурных изменениях в Главном управлении;

назначении и освобождении от должности государственных гражданских служащих Главного управления, присвоении им классных чинов;

командировании государственных гражданских служащих Главного управления в пределах Российской Федерации;

привлечении для осуществления отдельных задач Главного управления научных работников и специалистов из сторонних органов, организаций и учреждений.

5.3.17. Ходатайствует перед руководством Судебного департамента о поощрении государственных гражданских служащих Главного управления.

5.3.18. Рассматривает предложения заместителей начальника Главного управления о совершенствовании работы отделов Главного управления, о мерах поощрения.

5.3.19. Осуществляет другие полномочия в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, ведомственными актами Судебного департамента и настоящим положением.

5.4. Заместители начальника Главного управления:

5.4.1. Осуществляют оперативное управление деятельностью курируемых отделов и контролируют выполнение возложенных на них задач.

5.4.2. Организуют разработку проектов нормативных документов, необходимых для выполнения задач Главного управления.

5.4.3. Осуществляют координацию мероприятий, проводимых совместно с другими структурными подразделениями Судебного департамента.

5.4.4. Выполняют поручения начальника Главного управления.

5.4.5. Замещают на период отсутствия отдельных руководителей Главного управления в соответствии с порядком, утвержденным начальником Главного управления.

5.5. Обязанности, полномочия и ответственность руководителей, государственных гражданских служащих структурных подразделений

Главного управления определяются положениями об отделах, утвержденными начальником Главного управления, и должностными регламентами государственных гражданских служащих.

VI. Ответственность

6.1. Начальник Главного управления несет персональную ответственность за выполнение задач и функций, возложенных на Главное управление.

6.2. Заместители начальника Главного управления, начальники отделов и другие государственные гражданские служащие Главного управления несут ответственность за выполнение возложенных на них должностных обязанностей в соответствии с должностными регламентами.

6.3. За невыполнение или ненадлежащее выполнение должностных обязанностей на начальника Главного управления, его заместителей, начальников отделов и других государственных гражданских служащих Главного управления могут налагаться дисциплинарные взыскания в соответствии с законодательством о государственной гражданской службе.

Обзор документа

Определен новый порядок работы Главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов Судебного департамента при ВС РФ.

Поводом послужило упразднение ВАС РФ. Департаменту переданы полномочия по организационному обеспечению деятельности системы арбитражных судов.

Задачи Управления не изменились. Среди них — принятие организационных мер по обеспечению деятельности федеральных судов; организационно-методическое обеспечение судебного делопроизводства, в т. ч. архивов; взаимодействие с правоохранительными органами для выработки и реализации мер по безопасности судебной деятельности.

Пересмотрены функции подразделения. Изменения обусловлены принятием Закона о контрактной системе закупок, заменившего Закон о размещении заказов.

Обновлены полномочия начальника Управления.

Прежний порядок работы признан утратившим силу.

Смотрите так же:

  • Ч3 ст 8 закон об обращении граждан Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ"О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" С изменениями […]
  • Приказ мвд рф 89 дсп 2014 Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. N 707 г. Москва "Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации" Комментарии Российской […]
  • Заявление официальное обращение гражданина Республиканское агентство лесного хозяйства Cообщайте о лесных пожарах, незаконной вырубке леса, о фактах коррупции со стороны должностных лиц Республиканского агентства лесного хозяйства по телефону: 8 (3012) 20-44-44 Прямая линия лесной охраны по […]
  • Об охране здоровья граждан рф статья 30 Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-I (с изменениями и дополнениями) (утратили силу) Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-I С […]
  • Патентный закон 2003 Патентный закон рф от 23 сентября 1992 г. N 3517-I (с изменениями от 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 7 февраля 2003 г., 2 февраля 2006 г.) Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Законом Настоящим Законом регулируются […]
  • 1356 приказ фтс 1356 приказ фтс Действует ли приказ 1356 Вроде с 1 октября должен был утратить силу от 5 марта 2011 г. N 510 О ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ НЕКОТОРЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ГТК (ФТС) РОССИИ В целях упорядочения ведомственной правовой базы приказываю: 1. Признать […]
  • Налог на имущество организаций в рязани В Рязани установили налог на имущество физлиц по новой ставке 26 В Рязани по-новому установили налог на имущество физических лиц. Такое решение приняла городская Дума в четверг, 27 ноября. Одновременно депутаты отменили положение о налоге на имущество […]
  • Можно ли досрочно получить пенсию Разъясняем законодательство Безработный гражданин может досрочно выйти на пенсию в случае, если исчерпаны все возможности найти работу Можно ли безработным гражданам уйти досрочно на пенсию? Отвечает старший помощник прокурора Центрального административного […]