Преступления совершенные военнослужащими подследственность


Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная

В прокурорской и следственной практике вопросы о подследственности возникают достаточно часто, при этом их правильное разрешение является гарантией соблюдения законности осуществления предварительного расследования.

В уголовно-процессуальном законодательстве России под подследственностью понимается совокупность признаков уголовного дела, в зависимости от которых расследование данного преступления относится к компетенции того или иного органа предварительного следствия или дознания [2, с. 331]. Правоотношения, связанные с определением подследственности (в том числе по уголовным делам о преступлениях военнослужащих), регламентируются ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее –– УПК РФ).

В соответствии с пп. «в» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ предварительное следствие производится следователями Следственного комитета Российской Федерации по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона. Таким образом, в указанной правовой норме содержатся два требования, при одновременном соблюдении которых предварительное следствие производится следователями Следственного комитета Российской Федерации:

1) специальный субъект –– военнослужащий;

2) преступление совершено в связи с исполнением им своих служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона.

Следует отметить, что в системе Следственного комитета Российской Федерации созданы специализированные военные следственные отделы (управления), в которых и осуществляется расследование уголовных дел о преступлениях военнослужащих.

Рассмотрим подробнее дефиниции: военнослужащий, служебные обязанности, части, соединение, учреждение, гарнизон.

Военнослужащий –– гражданин Российской Федерации или иностранный гражданин, проходящий военную службу и имеющий специальный правовой статус, определенный российским законодательством.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» военная служба это особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации и во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами –– в Вооруженных силах Российской Федерации и воинских формированиях.

При этом прохождение военной службы осуществляется:

· гражданами –– по призыву и в добровольном порядке (по контракту);

· иностранными гражданами –– по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных силах Российской Федерации и воинских формированиях.

Одним из оснований правильного определения подследственности по уголовным делам о преступлениях военнослужащих является законодательно закрепленное условие о том, что общественно опасное деяние совершено в связи с исполнением им своих служебных обязанностей.

Согласно ст. 8 Устава внутренней службы Вооруженных сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. № 1495 «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных сил Российской Федерации», в соответствии с законодательством Российской Федерации содержание и объем прав, обязанностей и ответственности военнослужащих зависят от того, находятся ли они при исполнении обязанностей военной службы или нет.

При этом военнослужащий считается исполняющим обязанности военной службы в случаях:

· участия в боевых действиях, выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и военного положения, а также в условиях вооруженных конфликтов (военнослужащие, являющиеся иностранными гражданами, участвуют в выполнении задач в условиях военного положения, а также в условиях вооруженных конфликтов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации);

· исполнения должностных обязанностей;

· несения боевого дежурства, боевой службы, службы в гарнизонном наряде, исполнения обязанностей в составе суточного наряда;

· участия в учениях или походах кораблей;

· выполнения приказа (приказания) или распоряжения, отданного командиром (начальником);

· нахождения на территории воинской части в течение установленного распорядком дня (регламентом) служебного времени или в другое время, если это вызвано служебной необходимостью;

· нахождения в служебной командировке;

· нахождения на лечении, следования к месту лечения и обратно;

· следования к месту военной службы и обратно;

· прохождения военных сборов;

· нахождения в плену (за исключением случаев добровольной сдачи в плен), в положении заложника или интернированного;

· безвестного отсутствия –– до признания военнослужащего в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления его умершим;

· защиты жизни, здоровья, чести и достоинства личности;

· оказания помощи органам внутренних дел, другим правоохранительным органам по защите прав и свобод человека и гражданина, охране правопорядка и обеспечению общественной безопасности;

· участия в предотвращении и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляемых без введения чрезвычайного положения;

· совершения иных действий, признанных судом совершенными в интересах личности, общества и государства.

Кроме того, еще одним из важнейших условий определения подследственности является: совершение военнослужащим преступления (в том числе не при исполнении обязанностей военной службы) на территории части, соединения, учреждения, гарнизона.

Воинская часть –– организационно самостоятельная боевая и административно-хозяйственная единица во всех видах вооруженных сил государства. К воинским частям относятся все полки, корабли 1, 2 и 3 рангов, отдельные батальоны, не входящие в состав полков, а также отдельные роты, не входящие в состав батальонов и полков [1, с. 151].

Соединение –– воинское формирование, состоящее из нескольких частей или соединений меньшего состава, обычно различных родов войск (сил), специальных войск (служб), а также иных частей обеспечения и обслуживания [1, с. 688].

Воинское учреждение –– высшее или среднее военное учебное заведение (институт, академия, училище и др.), военное научное учреждение (академия и др.), госпиталь, военный завод, военный склад, военный суд, военное следственное управление (отдел), военная прокуратура и др.

Гарнизон –– воинские части, военно-учебные заведения и учреждения, расположенные постоянно или временно в населенном пункте или районе с установленными границами [1, с. 180].

Итак, в случае совершения преступления военнослужащим в связи с исполнением указанных выше обязанностей военной службы, либо на территории военного назначения (части, соединения, учреждения, гарнизона), оно расследуется в военном следственном органе Следственного комитета Российской Федерации вне зависимости от квалификации преступного деяния.

Если же преступление, совершено военнослужащим не в связи с исполнением служебных обязанностей по военной службе либо вне расположения объекта военного назначения, то предварительное расследование производится должностным лицом иного ведомства, с соблюдением правил подследственности, установленных ст. 151 УПК РФ

К примеру, военнослужащий А., по окончании службы, проследовал к месту своего проживания (которое располагается вне территории воинской части), где встретил своего знакомого Б, в ходе ссоры с которым, возникшей на почве давно сложившихся личных неприязненных отношений нанес ему множественные удары руками и ногами по голове, туловищу и конечностям, причинив своими действиям телесные повреждения: множественные ссадины и кровоподтеки шеи и лица, множественные кровоподтеки и ссадины верхних конечностей, кровоизлияние мягких тканей спины, закрытую тупую травму туловища в области груди, закрытую черепно-мозговую травму, закрытую тупую травму туловища в области живота.

Проведенным судебно-медицинским исследованием установлено, что Б. был причинен тяжкий вред, опасный для его жизни. Таким образом, военнослужащий А. совершил преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 111 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее –– УК РФ), которое в соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 151 УПК РФ, подлежит расследованию в подразделении органов внутренних дел. В рассматриваемом случае правовых оснований для передачи этого уголовного дела в военные следственные органы нет.

В прокурорской и следственной практике нередко возникают вопросы относительно применения в отношении военнослужащих ч. 5 ст. 151 УПК РФ.

В соответствии с указанной нормой, по уголовным делам о ряде преступлений (к примеру, предусмотренных ч. 3, 4 ст. 158, ч. 2-4 ст. 159, ч. 2 ст. 327 УК РФ и др.) предварительное следствие может производиться также следователями органа, выявившего эти преступления.

Возникает вопрос: обладает ли норма, предусмотренная пп. «в» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ приоритетом над положениями ч. 5 ст. 151 УПК РФ.

На наш взгляд, ч. 5 ст. 151 УПК РФ содержит альтернативное предписание относительно определения подследственности по ряду составов преступлений, которые указаны в данной правовой норме. Это правило носит общий характер. В то же время, поскольку в пп. «в» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ определен специальный субъект –– военнослужащий, совершивший преступление в связи с исполнением им своих служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона, указанная норма является специальной и имеет приоритет над общими правовыми нормами, в том числе над ч. 5 ст. 151 УПК РФ.

Таким образом, преступление, совершенное военнослужащим в связи с исполнением им своих служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона, согласно пп. «в» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ подлежит расследованию следователями военного следственного отдела (управления) Следственного комитета Российской Федерации, независимо от того, какой орган выявил это преступление.

§3. Подследственность органов военной прокуратуры

Осуществление прокурорского надзора за исполнением законов в Вооруженных Силах РФ возложено на органы военной прокуратуры.
К Вооруженным Силам относятся органы военного управления, воинские части, военные учреждения, военно-образовательные учебные заведения, предприятия, организации, подразделения Министерства обороны (в том числе военные комиссариаты, военные комендатуры, военно-медицинские учреждения, военные представительства на предприятиях и др.), а также Внутренних войск МВД России, Пограничных войск Федеральной пограничной службы, Железнодорожных войск РФ, Войск гражданской обороны и Министерства по чрезвычайным ситуациям, Федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки, Главного разведуправления Генерального штаба Вооруженных Сил РФ, Федеральной службы охраны РФ, федеральных органов мобилизационной подготовки и другие воинские формирования любых иных министерств и ведомств, где федеральным законодательством предусмотрено наличие таких формирований с прохождением военной службы, включая военно-строительные и инженерно-технические подразделения.
Все военные прокуратуры организационно входят в общую систему органов прокуратуры и подчинены Главному военному прокурору, который по должности является одним из заместителей Генерального прокурора. К компетенции одних из них относится расследование преступлений на определенной территории (военные прокуратуры гарнизонов, округов), другие расследуют преступления не по территориальному признаку, а по признаку принадлежности виновных к тому или иному виду Вооруженных Сил (военные прокуратуры флотов, Федеральной пограничной службы России, Ракетных войск стратегического назначения и непосредственно подчиненные им военные прокуратуры). Работа отдельных военных прокуратур окружного подчинения организована по смешанному принципу (например, военные прокуратуры, к компетенции которых относится расследование преступлений в воинских частях и соединениях внутренних войск МВД России на территории отдельного гарнизона). Существуют также военные прокуратуры отдельных соединений, дислоцированных, в частности, за пределами Российской Федерации.
Общий порядок определения подследственности органов военной прокуратуры, которая не ограничивается одними лишь преступлениями против военной службы, регламентирован уголовно-процессуальным законом.
В соответствии с правилами, установленными подп. «а» и «в» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ и изданным на их основе приказом Генерального прокурора РФ, следователи военной прокуратуры осуществляют предварительное расследование по уголовным делам: о преступлениях против военной службы;
об остальных преступлениях, совершенных военнослужащими или проходящими военные сборы гражданами, а также должностными лицами органов Федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки Российской Федерации;
о преступлениях лиц гражданского персонала Вооруженных Сил РФ (других войск, воинских формирований и органов), совершенных в связи с исполнением ими служебных обязанностей или в расположении воинской части, соединения, учреждения, гарнизона. Таким образом, органам военной прокуратуры подследственны не только все преступления против военной службы, но и любые преступления, совершенные лицами перечисленных категорий, в том числе те, что в отношении остальных граждан расследуются органами внутренних дел или налоговой полиции.
Кроме того, по специально принимаемому решению Генерального прокурора РФ в местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют общие органы расследования, следовате-

Глава 52. Расследование преступлений против военной службы
лям военной прокуратуры может быть поручено производство предварительного расследования по уголовным делам о любых других преступлениях.
Для определения подследственности преступления органам военной прокуратуры не имеет значения, был ли при исполнении служебных обязанностей совершивший преступление военнослужащий, находящийся на военных сборах гражданин или должностное лицо перечисленных федеральных служб. Любые преступления, совершенные ими как на службе, так и в свободное от службы время, подследственны военной прокуратуре. То же самое относится и к преступлениям, совершенным военнослужащим в период самовольного нахождения вне места службы (включая дезертирство).
В отношении гражданского персонала Вооруженных Сил подследственность определяется по иным правилам. Под таким персоналом понимаются не состоящие по DocnnoK ьл^/лОс граждане, работающие по трудовому договору в воинских частях и военных учреждениях (водители автомобилей, работники бухгалтерии, обслуживающий персонал и пр.).
Следователи военной прокуратуры производят предварительное следствие по уголовным делам не обо всех преступлениях лиц указанной категории, а только о тех, которые совершены теми в связи с исполнением служебных обязанностей, либо без этой связи, но непосредственно на территории воинской части (соединения), обособленного (закрытого) военного гарнизона или военного учреждения, где работает данный гражданин.

Не относятся к подследственности военной прокуратуры преступления, совершенные гражданским персоналом Вооруженных Сил вне связи с выполнением служебных обязанностей или за пределами территории воинской части, соединения, военного учреждения или гарнизона.
Если преступление совершено группой лиц, из которых хотя бы один участник относится к чис
лу субъектов подследственности органов военной прокуратуры, предварительное следствие по делу
в отношении всех виновных производится военной прокуратурой с соблюдением требований
ст. 153 УПК РФ. — .
То же самое относится и к ситуациям, когда участник преступления на момент его совершения находился на военной службе или проходил военные сборы, но ко времени возбуждения уголовного дела уже был уволен с военной службы или убыл в установленном порядке с военных сборов.
Органам военной прокуратуры подследственны и уголовные дела в отношении тех лиц, которые, занимаясь преступной деятельностью длительное время, хотя бы одно преступление совершили во время прохождения военной службы или при нахождении на военных сборах.
В случае совершения любого общеуголовного преступления лицом, виновным также в совершении преступления против военной службы, дело подлежит направлению по подследственности^ военную прокуратуру независимо от того, каким правоохранительным органом возбуждено данное уголовное дело. В том же порядке с соблюдением правил ст. 153 УПК РФ передаются уголовные дела о групповом совершении общеуголовного преступления, если в составе преступной группы находилось лицо, отдельно совершившее преступление против военной службы.
Не относятся к подследственности военной прокуратуры преступления, совершенные:

  • лицом до поступления на военную службу или после увольнения с военной службы, даже если
    на момент производства предварительного расследования он является военнослужащим;
  • в отношении военнослужащего гражданским лицом, не относящимся к персоналу Вооруженных
    Сил. а равно известным органам следствия посторонним гражданином на территории воинской
    части, военного учреждения, гарниюна.

В соответствии с имеющимся приказом 1 енерального прокурора РФ, если лицо, совершившее преступление на территории воинской части, не установлено, расследование до выявления виновного должно проводиться военной прокуратурой. После раскрытия такого преступления вопрос о его подследственности разрешается в общем порядке.
Когда уголовное дело возбуждалось в отношении группы военнослужащих и гражданских лиц, не имеющих отношения к Вооруженным Силам, но в ходе расследования отдельные материалы дела в отношении военнослужащих производством полностью прекращены по реабилитирующим основаниям, дело подлежит направлению по подследственности в территориальные органы.
Уголовные дела из территориальных органов по подследственности передаются военному про
курору не по месту прохождения службы виновным, а по месту совершения преступления, по мес
ту задержания или по месту заключения под стражу.
Разграничение подследственности между конкретными категориями военных прокуратур осу
ществляется по правилам, которые определены соответствующим приказом Главного военного
прокурора. . .

Глава 52. Расследование преступлений против военной службы
В частности, уголовные дела в отношении дезертиров и других уклоняющихся от прохождения военной службы относятся к подследственности военной прокуратуры по месту задержания военнослужащего. После выполнения в 20-дневный срок необходимых следственных действий такие дела могут передаваться по согласованию с ними военным прокурорам по месту службы задержанных только для расследования других совершенных ими же преступлений либо для расследования фактов неуставных проявлений в отношении задержанного.
Преступления, совершенные военнослужащими и гражданским персоналом Федеральной пограничной службы и подследственные органам военной прокуратуры, расследуются, за некоторыми исключениями, военными прокуратурами соответствующих пограничных округов.
Спорные вопросы определения подследственности между отдельными военными прокурорами различных округов решаются через Главную военную прокуратуру. В таком же порядке определяется подследственность преступлений, совершенных за пределами Российской Федерации в ликвидированных к настоящему времени группах войск или иных воинских формированиях на территории СНГ и стран Восточной Европы.

Преступления совершенные военнослужащими подследственность

Подследственность уголовных дел

Разграничение компетенции между органами дознания и следователями различных ведомств производится на основании установленных уголовно-процессуальным законом правил подследственности уголовных дел.

Подследственность — это совокупность признаков уголовного дела, в зависимости от которых определяется орган, правомочный и обязанный расследовать данное дело.

Выделяются следующие признаки подследственности:

Предметный, или родовой, признак определяет подследственность в зависимости от квалификации совершенного преступления

Статья 151 УПК РФ устанавливает перечни преступлений, расследование которых относится к компетенции следователей или дознавателей того или иного ведомства.

Исходя из этого признака, следователи прокуратуры расследуют уголовные дела о наиболее тяжких преступлениях (убийство, похищение человека, изнасилование, нарушение конституционных прав и свобод, бандитизм, взяточничество, геноцид и т.д.).

Следователи органов Федеральной службы безопасности расследуют преступления о государственной измене, шпионаже, насильственном захвате власти, диверсии и другие преступления против государственной власти, основ конституционного строя, а также против мира и безопасности человечества.

Подавляющее большинство преступлений в соответствии с предметным признаком расследуют следователи органов внутренних дел. Это наиболее распространенные преступления против здоровья граждан; против собственности; налоговые преступления; против общественной безопасности; общественного порядка и порядка управления; против интересов службы в коммерческих и иных организациях; против безопасности движения транспорта и т.д.

Следователи органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ расследуют преступления, связанные с изготовлением, контрабандой, хищением, распространением наркотиков и психотропных веществ.

Также по предметному признаку определяется и подследственность дознавателей органов внутренних дел, пограничных органов ФСБ, службы судебных приставов, таможенных органов, органов Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Персональный, или личный, признак определяет подследственность в зависимости от особенностей субъекта преступления, состояния его здоровья, служебного положения.

По персональному признаку к подследственности следователей прокуратуры относятся все дела о преступлениях, совершенных членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы, депутатами законодательных органов власти субъектов Российской Федерации, Председателем Счетной палаты, Уполномоченным по правам человека, Президентом Российской Федерации, прекратившим свои полномочия, и кандидатом в Президенты, судьями, прокурорами, следователями, адвокатами, должностными лицами органов внутренних дел, ФСБ, Федеральной службы охраны, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также дела о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью.

Кроме того, в отношении указанных лиц следователи прокуратуры производят расследование в форме дознания, если они совершат преступление, отнесенное к подследственности органов дознания.

Следователи военной прокуратуры расследуют дела о преступлениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации в связи с исполнением ими служебных обязанностей либо в расположении воинской части, учреждения, а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью.

Однако если вышеперечисленные лица совершат преступления, подследственные ФСБ (государственная измена, шпионаж, разглашение государственной тайны и др.), то расследовать их будут следователи ФСБ.

Альтернативный, или смешанный, признак подследственности допускает производство предварительного расследования по делам одной и той же категории следователями различных ведомств.

Так, дела об организации незаконного вооруженного формирования или участия в нем подследственны следователям прокуратуры, ФСБ и органов внутренних дел. Дела о бандитизме, организации преступного сообщества, о получении и даче взятки подследственны следователям органов прокуратуры и органов внутренних дел. Дела о контрабанде и терроризме — следователям ФСБ и МВД России. В соответствии с альтернативным признаком предварительное следствие по таким делам производится тем органом, который выявил эти преступления.

По этому же признаку определяется подследственность дел о преступлениях, перечисленных в ч. 5 ст. 151 УПК РФ (кража, мошенничество, грабеж, разбой, лжепредпринимательство, преднамеренное и фиктивное банкротство, захват заложника, преступления, связанные с незаконным оборотом оружия, наркотических или психотропных веществ, в сфере компьютерной информации и др.)

В соответствии с альтернативным признаком определяется и подследственность так называемых сопутствующих преступлений: вовлечение несовершеннолетних в совершение преступления; злоупотребление должностными полномочиями; превышение должностных полномочий; взяточничество; заведомо ложные показания; разглашение данных предварительного расследования; заранее не обещанное укрывательство преступлений и т.п. Предварительное расследование по делам о таких преступлениях производится тем органом, к чьей подследственности относится преступление, в связи с которым возбуждено «сопутствующее» уголовное дело.

Если одним лицом или группой лиц совершено несколько преступлений, которые подследственны разным органам, подследственность определяется прокурором. Как правило, дело в этом случае передается тому следователю, к подследственности которого относится наиболее тяжкое из совершенных преступлений.

В случае конкуренции предметного и персонального признаков приоритет должен отдаваться персональному признаку подследственности. Например, если преступление, подследственное следователю органов внутренних дел, совершено группой лиц и среди соучастников имеется военнослужащий, дело подлежит расследованию следователем военной прокуратуры.

Территориальный, или местный, признак позволяет разграничить подследственность между одноименными органами дознания и предварительного следствия в пределах обслуживаемой ими территории.

Статья 151. Подследственность

СТ 151 УПК РФ

1. Предварительное расследование производится следователями и дознавателями.

2. Предварительное следствие производится:

1) следователями Следственного комитета Российской Федерации — по уголовным делам:

а) о преступлениях, предусмотренных статьями 105-110.2, 111 частью четвертой, 120, 126, 127 частями второй и третьей, 127.1 частями второй и третьей, 127.2 частями второй и третьей, 128, 131-149, 151.2, 169, 170.1, 171.2, 172.1, 185-185.6, 194 частями третьей и четвертой, 198-199.4, 201, 201.1, 204, 204.1, 205-205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 208-212.1, 215, 215.1, 216 — 217.2, 227, 235.1, 237, 238, 238.1, 239, 240.1, 242.1, 242.2, 246-249, 250 частями второй и третьей, 251 частями второй и третьей, 252 частями второй и третьей, 254 частями второй и третьей, 255, 258.1 частями второй и третьей, 263, 263.1, 269, 270, 271, 271.1, 279, 282-282.3, 284.1, 285 — 291.1, 292 — 293, 294 частями второй и третьей, 295, 296, 298.1-305, 317, 318, 320, 321, 327.2, 328, 330.1, 330.2, 332-354.1 и 356 — 361 Уголовного кодекса Российской Федерации;

б) о преступлениях, совершенных лицами, указанными в статье 447 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 части третьей настоящей статьи, а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их профессиональной деятельностью;

в) о преступлениях, совершенных должностными лицами Следственного комитета Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов Российской Федерации, военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 части третьей настоящей статьи, а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью;

г) о тяжких и особо тяжких преступлениях, совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних;

2) следователями органов федеральной службы безопасности — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 189, 200.1 частью второй, 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 208, 211, 215.4 частью второй пунктом «б», 217.1, 226.1, 229.1, 274.1, 275 — 281, 283, 283.1, 284, 322 частью третьей, 322.1 частью второй, 323 частью второй, 355, 359 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации;

3) следователями органов внутренних дел Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 111 частями первой — третьей, 113, 114, 117 частями второй и третьей, 122 частями третьей и четвертой, 123 частью третьей, 124, 127.1, 127.2, 150 частями второй и третьей, 151 частями второй и третьей, 158 частями второй — четвертой, 159 частями второй — седьмой, 159.1 частями второй — четвертой, 159.2 частями второй — четвертой, 159.3 частями второй — четвертой, 159.5 частями второй — четвертой, 159.6 частями второй — четвертой, 160 частями второй — четвертой, 161 частями второй и третьей, 162, 163 частями второй и третьей, 164, 165 частью второй, 166 частями второй — четвертой, 167 частью второй, 171 частью второй, 171.1 частями первой.1, второй, четвертой и шестой, 171.3, 172, 172.2, 173.1, 173.2, 174, 174.1, 175 частью третьей, 176, 178, 179, 180 частями третьей и четвертой, 181 частью второй, 183, 184, 186, 187, 191, 191.1 частью третьей, 192, 193, 193.1, 195 — 197, 200.1 частью второй, 200.2, 200.3 частью второй, 201, 202, 205, 206, 207 частями второй, третьей и четвертой, 208 — 210, 212.1, 213 частями второй и третьей, 215.2, 215.3, 217.1, 219 частями второй и третьей, 220 частями второй и третьей, 221 частями второй и третьей, 222 частями второй и третьей, 222.1 частями второй и третьей, 223 частями второй и третьей, 223.1, 225 — 227, 228 частями второй и третьей, 228.1, 228.4, 229, 229.1, 230 частями второй и третьей, 230.1 частью третьей, 230.2 частью второй, 231 частью второй, 232 частями второй и третьей, 234 частями второй и третьей, 234.1 частями второй и третьей, 235, 236, 240 частями второй и третьей, 241 частями второй и третьей, 243 частью второй, 243.2 частью третьей, 243.3 частью второй, 245 частью второй, 259, 260 частями второй и третьей, 261 частями третьей и четвертой, 264, 266 частями второй и третьей, 267, 267.1, 268 частями второй и третьей, 272 — 274, 304, 313 частями второй и третьей, 322.1 частью второй, 325.1 частью второй, 327 частью второй, 327.1 частями второй — шестой и 330 частью второй Уголовного кодекса Российской Федерации;

4) утратил силу с 1 июля 2003 г.;

3. Дознание производится:

1) дознавателями органов внутренних дел Российской Федерации — по всем уголовным делам, указанным в части третьей статьи 150 настоящего Кодекса, за исключением уголовных дел, указанных в пунктах 3-6, 9 настоящей части;

2) утратил силу с 1 июля 2003 г.;

3) дознавателями пограничных органов федеральной службы безопасности — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 253 и 256 (в части, касающейся незаконной добычи водных животных и растений, обнаруженной пограничными органами федеральной службы безопасности), частями первой и второй статьи 322 и частью первой статьи 323 Уголовного кодекса Российской Федерации;

4) дознавателями органов Федеральной службы судебных приставов — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 157 и 177, частью первой статьи 294, статьей 297, частью первой статьи 311, статьями 312 и 315 Уголовного кодекса Российской Федерации;

6) дознавателями органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьей 168, частью первой статьи 219, частями первой и второй статьи 261 Уголовного кодекса Российской Федерации;

7) следователями Следственного комитета Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных частью третьей статьи 150 настоящего Кодекса, совершенных лицами, указанными в подпунктах «б» и «в» пункта 1 части второй настоящей статьи;

9) дознавателями таможенных органов Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 194 частями первой и второй, 200.1 частью первой Уголовного кодекса Российской Федерации.

4. По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 215.4 частью второй пунктом «б», 275, 276, 283, 283.1 и 284 Уголовного кодекса Российской Федерации, в совершении которых обвиняются лица, указанные в подпункте «в» пункта 1 части второй настоящей статьи, предварительное следствие производится следователями органов федеральной службы безопасности.

5. По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 146, 158 частями третьей и четвертой, 159 частями второй — седьмой, 159.1 частями второй — четвертой, 159. 2 частями второй — четвертой, 159.3 частями второй — четвертой, 159.5 частями второй — четвертой, 159.6 частями второй — четвертой, 160 частями второй — четвертой, 161 частями второй и третьей, 162, 171 частью второй, 171.1 частями первой.1, второй, четвертой и шестой, 172, 172.2, 173.1, 173.2, 174, 174.1, 176, 183, 187, 190, 191, 192, 193, 193.1, 194 частями первой и второй, 195 — 197, 200.1 частью первой, 200.2, 201, 201.1, 202, 205.4, 205.5, 206, 207 частями третьей и четвертой, 208 — 210, 215.4 частью второй пунктом «а», 222 частями второй и третьей, 222.1 частями второй и третьей, 223 частями второй и третьей, 223.1, 226 частями второй — четвертой, 226.1, 228 частями второй и третьей, 228.1, 228.4, 229.1, 234.1 частями второй и третьей, 239, 243 частью второй, 243.2 частью третьей, 243.3 частью второй, 263.1, 272 — 274.1, 282.1 — 282.3, 284.1, 285, 285.4, 286, 308, 310, 327 частью второй и 327.1 частями второй и четвертой Уголовного кодекса Российской Федерации, предварительное следствие может производиться также следователями органа, выявившего эти преступления.

6. По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 150, 205.6, 285.1, 285.2, 306 — 310, 311 частью второй, 316 и 320 Уголовного кодекса Российской Федерации, предварительное следствие производится следователями того органа, к чьей подследственности относится преступление, в связи с которым возбуждено соответствующее уголовное дело.

7. При соединении в одном производстве уголовных дел, подследственных разным органам предварительного расследования, подследственность определяется прокурором с соблюдением подследственности, установленной настоящей статьей.

8. Споры о подследственности уголовного дела разрешает прокурор.

Комментарий к Статье 151 Уголовно-процессуального кодекса

1. Предварительное расследование производится следователями и дознавателями. Должности следователей учреждены в органах внутренних дел, в органах федеральной службы безопасности, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и в Следственном комитете РФ .
———————————
Наименования министерств, служб и агентств исполнительной власти см.: Структура федеральных органов исполнительной власти. Утверждена Указом Президента РФ от 21 мая 2012 г. N 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // РГ. 2012. 22 мая; СЗ РФ. 2008. N 20. Ст. 2290; О реформировании Следственного комитета при прокуратуре РФ см.: Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» // СЗ РФ. 2011. N 1. Ст. 15; Положение о Следственном комитете Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 14 января 2011 г. N 38 «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации» /// СЗ РФ. 2011. N 4. Ст. 572.

2. Различают дознавателей органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов службы судебных приставов, таможенных органов, органов Государственной противопожарной службы, пограничных органов ФСБ, начальников органов военной полиции Вооруженных Сил РФ, дознавателей воинских частей, соединений, военных учреждений и гарнизонов.

3. Следователь или дознаватель будет вести производство по делу; следователь или дознаватель какого органа — определяется по правилам подследственности уголовных дел. Правильное определение подследственности уголовного дела имеет важное практическое значение. Если собирание и закрепление доказательств, предварительное расследование в целом будет произведено ненадлежащим органом или должностным лицом, то результаты будут являться полученными с нарушением закона и поэтому признаются ничтожными, не имеющими в соответствии со ст. 75 УПК РФ юридической силы .
———————————
См. также: Постановление Пленума ВС РФ от 31 октября 1995 г. N 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» // Рос. юстиция. 1996. N 1. С. 54 — 58 (п. 16).

4. Подследственность отражает часть компетенции органов расследования.

Подследственность — это система указанных в законе юридических признаков дела и характеристик органов расследования, в совокупности позволяющих определить орган, который полномочен расследовать конкретное преступление.

Выделяют предметный (родовой), территориальный (местный), персональный (личный) признаки подследственности.

Предметный признак позволяет определить подследственность дела в соответствии с характером и степенью опасности совершенного преступления.

Территориальный признак служит разграничению подследственности между одноименными органами расследования в зависимости от границ обслуживаемой ими территории.

Персональный признак следует рассматривать как дополнительный к названным двум; он определяет подследственность с учетом личных характеристик субъекта преступления (в некоторых случаях — потерпевшего).

Различают также факультативные признаки подследственности — альтернативный (дело расследуется тем органом, который выявил преступление, — см. ч. 5 ст. 151 УПК) и по связи расследуемых дел.

5. В комментируемой ст. 151 УПК подследственность уголовных дел определена в основном исходя из признака родовой подследственности, который дополняют другие признаки, например персональный, кроме территориального (правило о территориальной подследственности изложено в ст. 152 УПК). Законодатель применительно к следователям и дознавателям перечисляет конкретные составы преступлений, дела по которым отнесены к их подследственности.

6. Следователи Следственного комитета РФ расследуют уголовные дела, как правило, об особо тяжких и тяжких преступлениях. Это преступления против жизни, здоровья, свободы, половой неприкосновенности, конституционных прав и свобод человека и гражданина. Им подведомственны дела о терроризме, других наиболее опасных и имеющих повышенное общественное значение преступлениях: против общественной безопасности, общественного порядка, здоровья населения и общественной нравственности, экологической безопасности, безопасности движения и эксплуатации отдельных видов транспорта, государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, против правосудия, против порядка управления, против военной службы и против мира и безопасности человечества.

Подследственность уголовных дел следователям Следственного комитета РФ дополняется персональным признаком, изложенным в подп. «б» и «в» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК. Так, в соответствии с подп. «б» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК следователям Следственного комитета РФ подведомственны в форме следствия дела о преступлениях, совершенных отдельными лицами или в отношении их в связи с их профессиональной деятельностью. К данной группе лиц отнесены члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ, депутаты законодательного органа государственной власти субъекта РФ, а также депутаты, члены выборного органа местного самоуправления и выборные должностные лица органа местного самоуправления; члены избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса; зарегистрированный кандидат в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ или в законодательный орган субъекта РФ; председатель Следственного комитета РФ; руководитель следственного органа; судьи Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов РФ; судьи федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов; мировой судья; присяжные или арбитражные заседатели в период осуществления ими правосудия; председатель Счетной палаты РФ, его заместители и аудиторы Счетной палаты РФ; Уполномоченный по правам человека в РФ; Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, а также кандидат в Президенты РФ; прокуроры; следователи; адвокаты.

Кроме того, следователи Следственного комитета РФ расследуют в форме следствия уголовные дела о любом из преступлений, совершенных должностными лицами ряда министерств, служб и агентств (Федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки, Федеральной службы охраны, органов внутренних дел РФ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов таможенной службы), военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона. Исключение составляют преступления (ст. ст. 275, 276, 283, 283.1 и 284 УК РФ), совершенные указанными в рассматриваемом подп. «в» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК лицами, — производство по ним ведется следователями органов ФСБ.

Законодателем установлено правило о том, что, если в отношении лиц, перечисленных в двух предыдущих абзацах, совершается преступление в связи с их служебной деятельностью, такие дела подведомственны также следователям Следственного комитета РФ.

Если преступление, указанное в ч. 3 ст. 150 УПК (по которым ведется дознание или может вестись дознание по указанию прокурора), совершается названными выше лицами, т.е. перечисленными в подп. «б» и «в» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК, то в таких случаях проводится дознание следователями Следственного комитета РФ в соответствии с положениями п. 7 ч. 3 ст. 151 УПК .
———————————
В связи с реформированием Следственного комитета РФ в подследственность уголовных дел следователям Следственного комитета РФ внесены коррективы, которые вступили в силу с 1 января 2012 г. (например, о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 136 — 149, 170.1, 185 — 185.6, 198 — 199.2, 201, 204, 205 УК РФ; к подследственности следователей Следственного комитета РФ отнесены дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, совершенных несовершеннолетними или в отношении несовершеннолетних). См.: Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ // СЗ РФ. 2011. N 1. Ст. 16.

Кроме того, следователи Следственного комитета РФ ведут предварительное расследование по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях, совершенных несовершеннолетними или в отношении несовершеннолетних (подп. «в» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ).

Подзаконными актами может уточняться подследственность уголовных дел в пределах соответствующей системы органа предварительного расследования. Так, устанавливается подследственность уголовных дел специализированным следственным органам Следственного комитета РФ . В частности, военные следственные органы Следственного комитета РФ осуществляют рассмотрение сообщений о преступлениях и предварительное расследование по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими; гражданами, проходящими военные сборы; лицами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в связи с выполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных на территории (в расположении) воинской части, соединения, учреждения; судьями военных судов; прокурорскими работниками органов военной прокуратуры; работниками военных следственных органов Следственного комитета РФ, в том числе не являющимися военнослужащими; работниками открытого акционерного общества «Оборонсервис» и управляемых им открытых акционерных обществ, Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» (ДОСААФ России), совершенных в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей; работниками страховых компаний, осуществляющих за счет бюджетных средств страхование жизни и здоровья военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, совершенных в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей по страхованию жизни и здоровья военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы; неустановленными лицами вне территории (расположения) воинской части, соединения или учреждения при наличии достаточных данных, указывающих на принадлежность этих лиц к категории военнослужащих и других лиц, уголовное преследование которых отнесено к компетенции военных следственных органов Следственного комитета РФ.
———————————
См.: Приказ Председателя Следственного комитета РФ от 15 января 2011 г. N 4 «Об установлении юрисдикции специализированных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации» // http://www.sledcom.ru (дата обращения: 11.06.2015).

Если преступление на территории воинской части (соединения, учреждения) совершено неустановленными лицами, руководитель военного следственного органа организует его расследование и передает уголовное дело в соответствующие органы предварительного расследования только после установления виновных лиц (уголовное преследование которых не отнесено к компетенции военных следственных органов) и закрепления доказательств по уголовному делу.

7. Следователям органов ФСБ (п. 2 ч. 2 ст. 151 УПК) подследственны уголовные дела о преступлениях, посягающих на основы конституционного строя Российской Федерации, безопасность государства, а также о некоторых преступлениях против его экономической безопасности: контрабанда с квалифицирующими признаками; незаконный экспорт технологий, научно-технической информации, услуг, сырья, материалов и вооружения, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники; терроризм, организация незаконного вооруженного формирования и участие в нем; угон воздушного судна или водного транспорта, железнодорожного подвижного состава и др., всего около 20 составов преступлений. Кроме того, следователи ФСБ расследуют уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 275 (государственная измена), 276 (шпионаж), 283 (разглашение государственной тайны), 283.1 (незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну) и 284 (утрата документов, содержащих государственную тайну) УК РФ и совершенных лицами, указанными в подп. «в» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК (должностными лицами Следственного комитета РФ, органов ФСБ, Службы внешней разведки, военнослужащими и др.).

8. Следователям органов внутренних дел Российской Федерации подследственны дела о наиболее широком спектре преступлений, которые неподведомственны другим органам следствия. Это преступления против здоровья граждан, против семьи и несовершеннолетних (исключая тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних), против собственности, ряд преступлений в сфере экономической деятельности и др., всего около 100 составов преступлений (п. 3 ч. 2 ст. 151 УПК).

9. Следователям Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ подследственны уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ст. 226.1 (в части, касающейся контрабанды сильнодействующих или ядовитых веществ), ч. ч. 2, 3 ст. 228, ст. ст. 228.1, 228.4, 229, 229.1, ч. ч. 2 и 3 ст. 230, ч. 2 ст. 231, ч. ч. 2 и 3 ст. 232, ч. ч. 2 и 3 ст. 234, а также ч. ч. 2 и 3 ст. 234.1 УК РФ (п. 5 ч. 2 ст. 151 УПК).

10. Статьей 151 УПК предусмотрены альтернативная и подследственность по связи дел, дополняющие, как отмечалось, предметный признак подследственности.

Альтернатива определения подследственности заключается в том, что предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 5 ст. 151 УПК РФ (например, о преступлениях, предусмотренных ст. 146, ч. ч. 3 и 4 ст. 158, ч. ч. 2 — 4 ст. 159, ч. ч. 2 — 4 ст. 159.1, ч. ч. 2 — 4 ст. 159.2, ч. ч. 2 — 4 ст. 159.3, ч. ч. 2 и 3 ст. 159.4, ч. ч. 2 — 4 ст. 159.5, ч. ч. 2 — 4 ст. 159.6, ч. ч. 2 — 4 ст. 160, ч. ч. 2 и 3 ст. 161, ст. 162 УК РФ, а всего около семидесяти составов преступлений), может производиться, кроме общих правил, также следователями органа, выявившего эти преступления.

По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 150, 285, 285.1, 286, 306 — 310, ч. 2 ст. 311, ст. ст. 316 и 320 УК РФ, в соответствии с подследственностью по связи дел предварительное следствие производится следователями того органа, к чьей подследственности относится преступление, в связи с которым возбуждено соответствующее уголовное дело (ч. 6 ст. 151 УПК).

11. Часть 3 ст. 151 УПК содержит указание на преступления, расследование уголовных дел по которым производится в форме дознания и отнесено к компетенции дознавателей органов внутренних дел, пограничных органов ФСБ, органов Федеральной службы судебных приставов, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. По данным делам предварительное расследование органами дознания проводится в полном объеме с учетом особенностей, установленных гл. 32 и 32.1 УПК. Эти преступления обладают меньшей общественной опасностью по сравнению с теми, которые подведомственны следователям. Их обнаружение и характер преступлений связаны с непосредственной профессиональной деятельностью органов дознания в том смысле, что орган дознания отвечает за правопорядок в определенной сфере общественных отношений; если в области деятельности органа дознания совершается преступление, его расследование и поручается данному органу дознания . В ряде случаев общественно опасные деяния совпадают с ключевыми признаками составов преступлений, дела о которых подследственны следователям соответствующих ведомств, так как в последнем случае преступления обладают большей общественной опасностью. Так, кража без квалифицирующих признаков (ч. 1 ст. 158 УК РФ) расследуется в форме дознания, а производство по квалифицированным преступлениям кражи (ч. ч. 2 — 4 ст. 158 УК РФ) осуществляется в форме следствия.
———————————
См., напр.: Приказ Федеральной пограничной службы РФ от 4 декабря 2002 г. N 760 «О полномочиях органов Пограничной службы Российской Федерации при проведении дознания в сфере защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, охраны внутренних вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации, водных животных и растений» // РГ. 2003. 18 янв.

12. Комментируемая статья 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ содержит специальное указание об органах, которые полномочны производить дознание в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. Так, по преступлениям, предусмотренным ч. 1 ст. 228, ст. ст. 228.2, 228.3, ч. 1 ст. 230, ч. 1 ст. 231, ч. 1 ст. 232, ст. 233, ч. ч. 1 и 4 ст. 234 и ч. ч. 1 и 3 ст. 327 УК РФ, дознание может производиться не только дознавателями, но и следователями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

13. Пунктом 7 ч. 3 ст. 151 УПК предусмотрено, когда дознание будут производить следователи Следственного комитета РФ (в отношении военнослужащих и других, указанных в подп. «б» и «в» п. 2 ст. 151 УПК РФ, лиц), о чем отмечалось применительно к подследственности уголовных дел данным органам.

14. Поскольку к полномочиям прокурора отнесен надзор за законностью при расследовании преступлений, он разрешает возможные споры о подследственности. Если в одном производстве имеются дела, подследственные одновременно нескольким органам расследования, подследственность дела окончательно определяется прокурором.

Прокурор в соответствии с п. п. 11, 12 ч. 2 ст. 37 УПК полномочен решать и другие вопросы, связанные с подследственностью уголовных дел. Он вправе изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю; передавать уголовное дело от одного органа расследования другому с соблюдением правил подследственности, предусмотренных в ст. 151 УПК; изымать уголовное дело (или материалы проверки сообщения о преступлении) у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти и передавать его следователю Следственного комитета РФ с указанием оснований такой передачи.

Смотрите так же:

  • Иск о восстановлении чести и достоинства Исковое заявление о защите чести и достоинства В РФ сложилась достаточно обширная судебная практика рассмотрения исковых заявлений о защите чести и достоинства, порядок восстановления которых в случае нарушения закреплен ст. 151 ГК РФ. Помимо этого, данному […]
  • Юрист в тверской области Колледжи Тверской области Колледж при правительстве Москвы На базе 9 и 11 классов. Все формы обучения 15 факультетов, 70 программ. Гос. диплом Колледж при Университете Государственный дипломНа базе 9 и 11 классовВсе формы обученияБез экзаменов и ЕГЭ Среднее […]
  • Оформить стол на день рождения ребенка Как украсить праздничный стол на детский день рождения Празднование детского дня рождения всегда подразумевает веселье, красочное оформление и атмосферу радости. Этот особенный день в жизни Вашего ребенка должен запомниться надолго не только ему самому, но и […]
  • Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение Статья 30.3. Срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении 1. Анализ правил ч. 1, 2 ст. 30.3 показывает, что: 1) жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана (т.е. это право, а не […]
  • Индексация пенсии по потере кормильца 2018 году Будет ли повышение пенсии по потере кормильца в 2018 году? Смерть близкого человека – это всегда горе. Но иногда возникают ситуации, когда к нему добавляются еще и финансовые проблемы. Это бывает, если ушедший из жизни человек материально обеспечивал […]
  • Законы роста денег Законы роста денег Законы роста Закон неуклонного торможения энергии роста. Скорость роста наиболее высока во внутриутробный период, особенно с 8 до 25 нед гестации. Относительно небольшая интенсивность клеточного деления до 8 нед коррелирует с […]
  • Правила процедурной медсестры Правила техники безопасности в процедурном кабинете Введение………………………………………………………………………..31. Перечень инструктивных материалов для процедурного кабинета……42. Функциональные обязанности медсестры процедурного кабинета…. 53. Правила техники безопасности в […]
  • Основание для штрафа гибдд Как и где оплатить штраф ГИБДД за другого человека Развитие компьютерных технологий сегодня предлагает множество способов оплаты штрафов ГИДД, в том числе и за другого человека. Но, несмотря на это, некоторые водители до сих пор по незнанию и привычке […]