Приказ 632

Приказ Ростехнадзора от 31.12.2014 N 632 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Требования к разработке технического паспорта взрывобезопасности взрывопожароопасных производственных объектов хранения и переработки растительного сырья» (Зарегистрировано в Минюсте России 16.02.2015 N 36042)

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ

И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ НОРМ И ПРАВИЛ

И ПЕРЕРАБОТКИ РАСТИТЕЛЬНОГО СЫРЬЯ»

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3348; 2006, N 5, ст. 544; N 23, ст. 2527; N 52, ст. 5587; 2008, N 22, ст. 2581; N 46, ст. 5337; 2009, N 6, ст. 738; N 33, ст. 4081; N 49, ст. 5976; 2010, N 9, ст. 960; N 26, ст. 3350; N 38, ст. 4835; 2011, N 6, ст. 888; N 14, ст. 1935; N 41, ст. 5750; N 50, ст. 7385; 2012, N 29, ст. 4123; N 42, ст. 5726; 2013, N 12, ст. 1343; N 45, ст. 5822; 2014, N 2, ст. 108; N 35, ст. 4773) приказываю:

1. Утвердить прилагаемые к настоящему приказу Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Требования к разработке технического паспорта взрывобезопасности взрывопожароопасных производственных объектов хранения и переработки растительного сырья».

2. Признать не подлежащим применению постановление Федерального горного и промышленного надзора России от 5 июня 2003 г. N 55 «Об утверждении «Инструкции по составлению технического паспорта взрывобезопасности опасного производственного объекта по хранению, переработке и использованию сырья в агропромышленном комплексе (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 17 июня 2003 г., регистрационный N 4695; Российская газета, 2003, N 120/1).

3. Настоящий приказ вступает в силу по истечении шести месяцев после его официального опубликования.

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА

В ОБЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ «ТРЕБОВАНИЯ

К РАЗРАБОТКЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ПАСПОРТА ВЗРЫВОБЕЗОПАСНОСТИ

ВЗРЫВОПОЖАРООПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ ХРАНЕНИЯ

1. Настоящие Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Требования к разработке технического паспорта взрывобезопасности взрывопожароопасных производственных объектов хранения и переработки растительного сырья» (далее — Требования) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3588; 2000, N 33, ст. 3348; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 52, ст. 5498; 2009, N 1, ст. 17, ст. 21; N 52, ст. 6450; 2010, N 30, ст. 4002; N 31, ст. 4195, ст. 4196; 2011, N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4590, ст. 4591, ст. 4596; N 49, ст. 7015, ст. 7025; 2012, N 26, ст. 3446; 2013, N 9, ст. 874; N 27, ст. 3478), Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Правила безопасности взрывопожароопасных производственных объектов хранения и переработки растительного сырья», утвержденными приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 21 ноября 2013 г. N 560 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 декабря 2013 г., регистрационный N 30606, Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2014, N 2).

2. Требования устанавливают состав, порядок и последовательность разработки (составления) технического паспорта взрывобезопасности взрывопожароопасного производственного объекта хранения и переработки растительного сырья (далее — Технический паспорт взрывобезопасности).

3. К взрывопожароопасным производственным объектам хранения и переработки растительного сырья относятся опасные производственные объекты, на которых осуществляется хранение и (или) переработка растительного сырья, в процессе которых образуются взрывоопасные пылевоздушные смеси, способные самовозгораться, возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления, а также осуществляется хранение зерна, продуктов его переработки и комбикормового сырья, склонных к самосогреванию и самовозгоранию (далее — объект).

4. Технический паспорт взрывобезопасности разрабатывается для всех производственных зданий, сооружений и оборудования объекта, подлежащих взрывопредупреждению и взрывозащите в соответствии с требованиями нормативных правовых актов в области промышленной безопасности вне зависимости от организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности организации, эксплуатирующей такой объект.

Допускается разработка одного Технического паспорта взрывобезопасности на все объекты, эксплуатируемые одной организацией, при этом заполнение таблиц относительно производственных зданий, сооружений и оборудования осуществляется для каждого объекта (в составе единого документа).

Образец титульного листа Технического паспорта взрывобезопасности взрывопожароопасного производственного объекта хранения и переработки растительного сырья приведен в приложении N 1 к настоящим Требованиям.

5. Разработке Технического паспорта взрывобезопасности предшествует обследование объекта, проводимое комиссией, назначенной приказом эксплуатирующей организации, в состав которой включаются руководитель (технический руководитель) эксплуатирующей организации (председатель комиссии), главные специалисты (главные инженер, механик, технолог, энергетик, инженер по промышленной (пожарной) безопасности и охране труда или иные должностные лица, в обязанности которых входит выполнение указанных функций) и начальники соответствующих цехов (участков).

По решению руководителя эксплуатирующей организации в состав указанной комиссии, в целях обеспечения полноты и качества обследования, могут быть включены аттестованные в установленном порядке в области промышленной безопасности представители научных, экспертных и проектных организаций.

Ответственность за полноту и достоверность сведений, указываемых в Техническом паспорте взрывобезопасности, несет руководитель организации, эксплуатирующей объекты, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. Порядок (очередность) проведения обследования объекта определяется внутренними распорядительными документами эксплуатирующей объект организации, с учетом соблюдения требований промышленной безопасности при эксплуатации объектов.

В целях оценки фактического состояния объекта в процессе обследования рассматриваются проектная и проектно-конструкторская документация, руководства по эксплуатации, паспорта и (или) руководства (инструкции) по эксплуатации технических устройств, технологические регламенты и схемы, иная эксплуатационная документация, в том числе содержащая требования к взрывопредупреждению и взрывозащите производственных зданий, сооружений и технических устройств, а также акты и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности об устранении выявленных нарушений требований промышленной безопасности.

7. Результаты обследования оформляются в виде внутреннего акта эксплуатирующей организации, в котором отражается информация (данные) о наличии (отсутствии) проектной документации (документации) на объект, заключений соответствующих экспертиз, технологических регламентов и схем, паспортов на аспирационные и пневмотранспортные установки, паспортов на взрыворазрядные устройства, а также фактическое состояние объекта и его соответствие (несоответствие) нормативным требованиям.

Акт подписывается всеми членами комиссии, является обязательным приложением к Техническому паспорту взрывобезопасности и составляется по образцу, определенному внутренними распорядительными документами эксплуатирующей объект организации.

По результатам обследования заполняются таблицы Технического паспорта взрывобезопасности, в которых отражаются показатели, характеризующие взрывобезопасность и противоаварийную защиту объекта, в соответствии с разделом II указанных Требований. Заполнению подлежат все графы таблиц.

Показатели, характеризующие взрывобезопасность и противоаварийную защиту объекта, приведены в приложении N 2 к настоящим Требованиям.

8. Материалы обследований, результаты которых использованы для заполнения таблиц N 1 и 2 приложения N 2 к настоящим Требованиям, должны содержать соответствующие подтверждающие расчеты и прилагаться к Техническому паспорту взрывобезопасности.

Результаты натурных замеров легкосбрасываемых конструкций, полученные в ходе обследований, оформляются в виде таблицы, образец которой приведен в приложении N 3 к настоящим Требованиям.

9. По результатам заполнения таблиц Технического паспорта взрывобезопасности при наличии отклонений от нормативных требований промышленной безопасности, в том числе при выявлении нарушений (несоответствий), не вносимых в таблицы Технического паспорта взрывобезопасности, составляется План мероприятий по доведению опасных производственных объектов до нормативных требований промышленной безопасности, который является неотъемлемой частью Технического паспорта взрывобезопасности.

Ответственные за выполнение Плана мероприятий по доведению объекта до нормативных требований промышленной безопасности, своевременное внесение соответствующих дополнений (изменений) лица определяются внутренним распорядительным документом эксплуатирующей объект организации.

Образец Плана мероприятий по доведению опасных производственных объектов до нормативных требований промышленной безопасности приведен в таблице N 17 приложения N 2 к настоящим Требованиям.

10. Технический паспорт взрывобезопасности подписывается главным инженером (или иным должностным лицом, в обязанности которого входит выполнение указанной функции), утверждается руководителем, скрепляется печатью эксплуатирующей организации и прошивается с указанием количества сшитых страниц.

11. При изменении состояния взрывобезопасности объекта (после технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта) в Технический паспорт взрывобезопасности и План мероприятий по доведению опасных производственных объектов до нормативных требований промышленной безопасности вносятся соответствующие дополнения (изменения) с отражением их содержания в листе регистрации дополнений (изменений).

Дополнения (изменения) в Технический паспорт взрывобезопасности объекта вносятся после подтверждения объективности вносимых сведений (данных) комиссией, создаваемой и действующей на условиях и в порядке, определенных пунктами 5, 6 и 7 настоящих Требований.

12. Образец листа регистрации дополнений (изменений) Технического паспорта взрывобезопасности приведен в приложении N 4 настоящих Требований.

II. РАЗРАБОТКА (СОСТАВЛЕНИЕ) ТЕХНИЧЕСКОГО

Заполнение таблицы N 1

13. В графу 2 вносятся наименования помещений, зданий и сооружений (приемно-отпускные устройства, элеваторы, склады силосного типа, механизированные склады бестарного напольного хранения, зерносушильные помещения, помещения мукомольного, крупяного, комбикормового, деревообрабатывающего и иных пылеобразующих производств хранения и переработки растительного сырья) в пределах одного объекта с учетом единства технологического процесса, производства, транспортных галерей.

14. В графу 3 вносятся величины свободных объемов помещений V (с точностью до 1 м3), которые определяют по внутренним габаритным размерам.

Свободный объем помещения V определяют вычитанием из геометрического объема помещения объемов выступающих строительных конструкций и производственного оборудования.

V — свободный объем помещения, м3.

При отнесении (неотнесении) различных наружных конструкций остекления (в том числе в виде герметично соединенных между собой и образующих воздушную камеру двух или более оконных стекол) к легкосбрасываемым конструкциям следует учитывать, что стекло относится к ЛСК при значениях соотношений толщины единичного оконного стекла (3; 4 и 5 мм) к площади единичного оконного стекла (не менее 0,8; 1,0 и 1,5 м2 соответственно).

Наружные конструкции не могут быть отнесены к легкосбрасываемым, если они вскрываются или разрушаются при избыточном давлении внутри помещения более 2 кПа (200 кгс/м2), а также если расчетная нагрузка от массы конструкции покрытия составляет более 0,7 кПа (70 кгс/м2).

Армированное стекло, стеклопакеты, триплекс, сталинит и поликарбонат к ЛСК не относятся.

17. В графу 7 вносятся количество дверных проемов в противопожарных перегородках (стенах), отделяющих взрывопожароопасные помещения категорий А и Б друг от друга и от помещений других категорий, коридоров и лестничных клеток, не оборудованных тамбур-шлюзами.

18. В графу 8 вносятся сведения о размещении бытовых помещений в производственных зданиях.

19. В графе 9 фиксируются места размещения непосредственно в производственных зданиях бункеров для хранения аспирационных относов, пыли и пылевидных отходов.

20. В графе 10 «Примечание» отражаются другие имеющиеся нарушения (например, наличие незаделанных монтажных проемов, отверстий в стенах и перекрытиях, отсутствие второго эвакуационного выхода).

Заполнение таблицы N 2

21. Если конструкции стен или кровли галереи изготовлены из металлических листов (оцинкованных, окрашенных), асбоцементных листов, шифера и (или) других материалов, которые с учетом метода (типа) крепления, обеспечивающего вскрытие или разрушение указанных материалов при избыточном давлении внутри помещения не более 2 кПа (200 кгс/м2), относятся к ЛСК, то в графу 6 вносится соответствующая запись, описание метода (типа) крепления приводится в графе «Примечание».

Площади легкосбрасываемых конструкций галерей указываются только в случае, если их ограждающие конструкции не легкосбрасываемые, а в качестве ЛСК используют оконное остекление (не менее 0,03 м2 на 1 м3 объема галереи категории Б).

22. В графу 5 вносятся минимально допустимые значения площадей легкосбрасываемых конструкций не менее 0,06 м2 на 1 м3 объема тоннеля (галереи).

Заполнение таблицы N 3

23. В графу 4 вносятся сведения о защите норийных труб (кроме норий минерального сырья), проходящих внутри бункеров, силосов и шахт, обоснованные расчетными данными усиления норийных труб с учетом внутреннего остаточного давления пылевоздушного взрыва и внешнего давления сыпучего продукта в бункерах и силосах.

При отсутствии расчетных данных приводятся сведения о наличии металлических норийных труб круглого сечения с толщиной стенки не менее 2 мм на участках, проходящих внутри шахт, бункеров, силосов.

24. В графы 7, 8 и 9 вносятся данные об оснащенности норий средствами взрывопредупреждения с указанием сведений об их типе (виде), об организации-изготовителе.

25. В графе 11 «Примечание» должны быть отражены имеющиеся нарушения (например, отсутствие аспирации, необеспеченность натяжения и регулировки хода норийной ленты, отсутствие целостности ковшей, отступления от требований, предъявляемых к установке взрыворазрядителей), выявленные в ходе проведения обследования, предшествующего разработке Технического паспорта взрывобезопасности.

Заполнение таблиц N 3, 4, 5, 6, 7, 8, 12

26. В соответствующие графы таблиц вносятся данные об оснащенности средствами, обеспечивающими противоаварийную защиту объекта, с указанием сведений об их типе (виде), об организации-изготовителе.

27. Неподключение и (или) неисправность реле контроля скорости (РКС), датчиков подпора, устройств контроля сбегания ленты, взрыворазрядителей, магнитной защиты, устройств дистанционного контроля температуры, огнепреграждающих (пламеотсекающих) устройств, управляющих датчиков и других средств, обеспечивающих противоаварийную защиту объекта, фиксируются в графе «Примечание» соответствующей таблицы как их отсутствие.

Отсутствие паспортов на взрыворазрядные устройства должно быть отражено в графе «Примечание».

28. Сведения относительно отдельных блокировок и контроля за работой оборудования (например, устройств для автоматического регулирования загрузки, автоматически действующих тормозных устройств) отображаются в соответствующей графе в виде отметки «Применяются» или «Отсутствуют».

Заполнение таблицы N 5

29. В части наличия (отсутствия) устройств контроля работы конвейеров отметки ставятся в графах 3, 4, 5, 6, 7 таблицы, соответствующих примененным устройствам. В случае, если отметка ставится в графе 7, в графе «Примечание» приводится информация о наименовании и типе (виде) установленного устройства.

Заполнение таблицы N 7

30. В графу 2 вносятся наименования зданий, помещений (этажа), на котором установлено ударно-измельчающее оборудование (вальцовые станки, дробилки, бичевые, вымольные, шлифовальные, шелушильные и обоечные машины, триеры и другое оборудование с аналогичным принципом действия, в том числе главные конвейеры, стружечные станки, рубительные машины деревообрабатывающих производств), а также приемные устройства автомобильного, железнодорожного и водного транспорта, где в соответствии с требованиями федеральных норм и правил в области промышленной безопасности необходимо предусматривать установку магнитной защиты. Указываются наименования, тип и номер по технологической схеме оборудования, перед которым устанавливают магнитную защиту.

31. В графу 3 вносятся сведения о типе магнитной защиты, в графы 4, 5 и 6 информацию о нормативной и фактической длине фронта магнитного поля (длине магнитной линии), а также об отклонении данного параметра от нормы.

Несоответствие установленной магнитной защиты проектным значениям производительности оборудования технологической линии должно быть отражено в графе 7 «Примечание».

Заполнение таблицы N 8

32. В графе 2 указываются наименования объекта, силоса, бункера и склада, которые подлежат оборудованию устройствами дистанционного контроля температуры:

силосные корпуса элеваторов и складов силосного типа (в том числе из металлоконструкций), бункеры для хранения зерна, продуктов его переработки и комбикормового сырья;

силосы, бункеры и склады, используемые в качестве накопительных емкостей при приемке и формировании партий свежеубранного зерна;

силосы для хранения шротов, жмыхов, отрубей и гранулированной травяной муки (независимо от мест их расположения).

33. В графе 4 указываются сведения о метрологическом обеспечении устройства дистанционного контроля температуры в целом (включая применяемые на объекте термоподвески) и наличии документов об утверждении его типа средств измерения.

34. При заполнении граф 5, 6 и 7 неисправные или отключенные термоподвески учитываются как отсутствующие, общее количество таких подвесок фиксируется в графе 8 «Примечание».

Заполнение таблицы N 9

35. В графе 2 указываются наименования зданий, сооружений и помещений, номера аспирационных и пневмотранспортных установок, установленных на объектах.

36. В графе 3 указываются отсутствие или наличие нарушений требований промышленной безопасности (например, отсутствие противовзрывных предохранительных мембран (клапанов), устанавливаемых на аспирационном коллекторе после разгрузителей пневмотранспортных систем сухих измельченных продуктов при производстве древесной муки; отсутствие блокировки сетей с аспирируемым оборудованием, неправильные компоновка аспирационных установок и (или) размещение их элементов; отсутствие взрыворазрядителей на фильтр-циклонах и бункерах для сбора пыли от аспирационных систем, аспирирующих потенциально опасное оборудование; отсутствие блокировки шлюзовых затворов пылеотделителей с электродвигателями вентиляторов аспирационных сетей; объединение в одну аспирационную сеть установки ударно-измельчающего (потенциально опасного) оборудования и бункеров (силосов), потенциально опасного оборудования и другого оборудования бункерного типа).

Отсутствие паспортов на аспирационные и пневмотранспортные установки должно быть отражено в графе 4 «Примечание».

Заполнение таблицы N 10

37. Графы 3 — 12 заполняются для рециркуляционных зерносушилок с камерами нагрева, шахтных зерносушилок с подогревателями и каскадными нагревателями.

38. В графу 13 вносятся сведения о размещении вентиляторов и пылеуловителей зерносушилок в рабочих зданиях элеваторов.

39. Графы 14 и 15 заполняются для сушильных агрегатов деревообрабатывающих производств.

Заполнение таблицы N 11

40. Неподключение или неисправность систем автоматического контроля и противоаварийных устройств фиксируются в графе «Примечание» как их отсутствие.

41. В графе 8 при других проектных решениях следует указать эти решения простым перечислением.

42. В графе 10 «Примечание» отражаются иные выявленные нарушения требований промышленной безопасности.

Заполнение таблицы N 12

43. В графе 2 указываются наименования здания и помещения, места установки огнепреграждающих (пламеотсекающих) устройств, управляющих датчиков и взрыворазрядителей. При других проектных решениях следует указать эти решения простым перечислением в рамках таблицы N 12.

В графах 3, 4 и 5 указываются фактическое и требуемое количество огнепреграждающих (пламеотсекающих) устройств, управляющих датчиков и взрыворазрядителей соответственно.

44. В графе 8 «Примечание» в случае выявления неподключения или неисправности установленных огнепреграждающих (пламеотсекающих) устройств, управляющих датчиков и взрыворазрядителей делается отметка об их отсутствии.

Заполнение таблицы N 13

45. В графу 2 вносятся наименования здания и помещения, этажа, на котором выявлены оборудование, машины, аппараты, емкости, агрегаты, устройства, установки с нарушениями (отклонениями, несоответствиями) от требований федеральных норм и правил в области промышленной безопасности в части электростатической искробезопасности в электроустановках, защитного заземления, молниезащиты.

46. В графе 3 указываются выявленные нарушения (например, отсутствие защитного заземления; отсутствие в матерчатых фильтрах медной проволоки и (или) соединения ее с системой заземления; отсутствие перемычек из проволоки или троса на вставках из брезента, резины, установленных на аспирационных воздуховодах).

Заполнение таблицы N 14

47. В графу 2 вносятся сведения о системах отопления и вентиляции, где имеются нарушения (отклонения, несоответствия) требований федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.

48. Графа 3 заполняется в случае, если приточные вентиляционные установки размещены в обслуживаемых помещениях категорий А и Б по взрывопожарной и пожарной опасности с указанием подтверждающего документа и его реквизитов.

49. Графы 4 и 5 заполняются в случае применения в системах воздушного отопления рециркуляции (возврата) воздуха из аспирационных и пневмотранспортных установок в производственные помещения с указанием подтверждающих документов и их реквизитов.

50. В графе 6 указываются выявленные нарушения (например, несоответствие электрооборудования вентиляционных систем для работы во взрывоопасных средах предъявляемым требованиям; отсутствие в вентиляционных системах противопожарных клапанов; отсутствие действующей приточно-вытяжной вентиляции в помещениях для очистки мешков).

Заполнение таблиц N 15, 16

51. Неподключение или неисправность противовзрывных устройств, датчиков и иных средств, обеспечивающих противоаварийную защиту объекта, фиксируют в графе «Примечание» соответствующей таблицы как их отсутствие. Отметка об имеющихся средствах должна содержать сведения о наименовании, типе (виде).

Заполнение таблицы N 17

52. В графе 2 наряду с местом проведения мероприятия указываются его подробное содержание, а также типы (виды) и номера по технологической схеме оборудования в целях осуществления контроля за ходом выполнения.

растительного сырья», утвержденным

по экологическому, технологическому

к Федеральным нормам и правилам

в области промышленной безопасности

«Требования к разработке технического

объектов хранения и переработки

приказом Федеральной службы

и атомному надзору

от 31 декабря 2014 г. N 632

ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ВЗРЫВОБЕЗОПАСНОСТЬ И ПРОТИВОАВАРИЙНУЮ

Производственные здания и сооружения

Наименования помещений, зданий и сооружений

Свободный объем помещения V, м3

Коэффициент (относительный) обеспеченности ЛСК

Количество дверных проемов без тамбур-шлюзов, шт.

Нахождение бытовых помещений в производственных зданиях

Размещение бункеров для хранения аспирационных относов, пыли и пылевидных продуктов

California Code, Penal Code — PEN § 632

Search California Codes

(a) A person who, intentionally and without the consent of all parties to a confidential communication, uses an electronic amplifying or recording device to eavesdrop upon or record the confidential communication, whether the communication is carried on among the parties in the presence of one another or by means of a telegraph, telephone, or other device, except a radio, shall be punished by a fine not exceeding two thousand five hundred dollars ($2,500) per violation , or imprisonment in a county jail not exceeding one year, or in the state prison, or by both that fine and imprisonment. If the person has previously been convicted of a violation of this section or Section 631 , 632.5 , 632.6 , 632.7 , or 636 , the person shall be punished by a fine not exceeding ten thousand dollars ($10,000) per violation , by imprisonment in a county jail not exceeding one year, or in the state prison, or by both that fine and imprisonment.

(b) For the purposes of this section, “ person ” means an individual, business association, partnership, corporation, limited liability company, or other legal entity, and an individual acting or purporting to act for or on behalf of any government or subdivision thereof, whether federal, state, or local, but excludes an individual known by all parties to a confidential communication to be overhearing or recording the communication.

(c) For the purposes of this section, “ confidential communication ” means any communication carried on in circumstances as may reasonably indicate that any party to the communication desires it to be confined to the parties thereto, but excludes a communication made in a public gathering or in any legislative, judicial, executive , or administrative proceeding open to the public, or in any other circumstance in which the parties to the communication may reasonably expect that the communication may be overheard or recorded.

(d) Except as proof in an action or prosecution for violation of this section, evidence obtained as a result of eavesdropping upon or recording a confidential communication in violation of this section is not admissible in any judicial, administrative, legislative, or other proceeding.

(e) This section does not apply (1) to any public utility engaged in the business of providing communications services and facilities, or to the officers, employees , or agents thereof, if the acts otherwise prohibited by this section are for the purpose of construction, maintenance, conduct , or operation of the services and facilities of the public utility, (2) to the use of any instrument, equipment, facility, or service furnished and used pursuant to the tariffs of a public utility, or (3) to any telephonic communication system used for communication exclusively within a state, county, city and county, or city correctional facility.

(f) This section does not apply to the use of hearing aids and similar devices, by persons afflicted with impaired hearing, for the purpose of overcoming the impairment to permit the hearing of sounds ordinarily audible to the human ear.

МЧС России

Приказ МЧС РФ от 28.02.2003 N 105 Об утверждении требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения

Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 марта 2003 г. N 4291

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ

ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ

ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

ПРИКАЗ

от 28 февраля 2003 г. N 105

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ

ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ НА ПОТЕНЦИАЛЬНО

ОПАСНЫХ ОБЪЕКТАХ И ОБЪЕКТАХ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648), Указом Президента Российской Федерации от 21 октября 2002 г. N 1011 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 38, ст. 3585) приказываю:

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Указ Президента РФ N 1011 издан 21 сентября, а не 21 октября 2002 года.

Утвердить согласованные с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации Требования по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения (прилагаются).

к Приказу МЧС России

от 28.02.2003 N 105

ТРЕБОВАНИЯ

ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

НА ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫХ ОБЪЕКТАХ

И ОБЪЕКТАХ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Требования по предупреждению чрезвычайных ситуаций (далее — ЧС) на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения (далее — Требования) предусматривают осуществление комплекса мероприятий по уменьшению риска чрезвычайных ситуаций техногенного характера на потенциально опасных объектах, на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся и транспортируются пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества (далее — потенциально опасные объекты), и объектах, обеспечивающих жизнедеятельность населения (объекты водоснабжения и канализации, очистки сточных вод, тепло- и электроснабжения, гидротехнические сооружения). Указанные Требования соблюдаются при:

определении опасности чрезвычайных ситуаций техногенного характера для населения и территорий, организации работы по созданию системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, их моделированию, районированию территорий Российской Федерации по наличию опасных производств и объектов;

организации работы по определению показателей степени риска на объектах экономики и территориях;

классификации потенциально опасных объектов и объектов жизнеобеспечения в зависимости от опасности возникновения на них чрезвычайных ситуаций;

проектировании, строительстве, эксплуатации и выводе из эксплуатации объектов, опасных для населения и территорий;

управлении мероприятиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций и защите населения и территорий от их опасных воздействий;

подготовке объектов и территорий к действиям по ликвидации чрезвычайных ситуаций;

оценке готовности потенциально опасных объектов к предупреждению чрезвычайных ситуаций и достаточности мер по защите населения и территорий.

Кроме того, настоящие Требования должны соблюдаться при учете и установлении причин чрезвычайных ситуаций, проведении государственной экспертизы, государственного надзора и контроля, осуществлении разрешительной деятельности в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, защиты населения и территорий от их опасных воздействий.

2. Требования разработаны в соответствии с:

Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» ;

Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648.

Постановление Правительства РФ от 05.11.1995 N 1113 утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 30.12.2003 N 794, которым утверждено Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 г. N 1113 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» ;

Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 46, ст. 4459.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. N 675 «О декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации» ;

Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 28, ст. 2692.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1996 г. N 1094 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» ;

Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 39, ст. 4563.

Постановлением Госгортехнадзора России от 7 сентября 1999 г. N 66 «Об утверждении Положения о порядке оформления декларации промышленной безопасности и перечне сведений, содержащихся в ней» ;

Зарегистрировано Минюстом России 07.10.1999, регистрационный N 1926.

Постановлением Госгортехнадзора России от 27 октября 2000 г. N 61 «Об утверждении изменения N 1 к Положению о порядке оформления декларации промышленной безопасности и перечне сведений, содержащихся в ней» ;

Зарегистрировано Минюстом России 30.11.2000, регистрационный N 2477.

Постановлением Госгортехнадзора России от 7 сентября 1999 г. N 65 «Об утверждении Правил экспертизы декларации промышленной безопасности» ;

Зарегистрировано Минюстом России 01.10.1999, регистрационный N 1920.

Постановлением Госгортехнадзора России от 27 октября 2000 г. N 62 «Об утверждении изменения N 1 к Правилам экспертизы декларации промышленной безопасности» ;

Зарегистрировано Минюстом России 30.11.2000, регистрационный N 2476.

другими законодательными и иными нормативными правовыми актами по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, защиты населения и территорий от их опасных воздействий.

3. Требования предназначаются для применения:

федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими деятельность в области предупреждения чрезвычайных ситуаций в соответствии с положениями о функциональных подсистемах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — РСЧС);

органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с положениями о территориальных подсистемах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

региональными центрами по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

органами, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в составе или при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления (далее — органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям), всех уровней РСЧС;

организациями, эксплуатирующими и проектирующими потенциально опасные объекты и объекты жизнеобеспечения.

4. Настоящие Требования не распространяются на вопросы предупреждения чрезвычайных ситуаций на радиационно опасных объектах.

II. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОПАСНОСТИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ

5. Опасность чрезвычайных ситуаций техногенного характера для населения и территорий может возникнуть в случае аварий:

на потенциально опасных объектах, на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся и транспортируются пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества;

на установках, складах, хранилищах, инженерных сооружениях и коммуникациях, разрушение (повреждение) которых может привести к нарушению нормальной жизнедеятельности людей (прекращению обеспечения водой, газом, теплом, электроэнергией, затоплению жилых массивов, выходу из строя систем канализации и очистки сточных вод).

6. При прогнозировании чрезвычайных ситуаций определяются:

показатели степени риска для населения в связи с возможными авариями на потенциально опасных объектах (потенциальный риск, коллективный риск, индивидуальный риск, риск нанесения материального ущерба);

опасность, которую представляет чрезвычайная ситуация техногенного характера в общем (интегральном) риске чрезвычайных ситуаций.

7. Для установления степени риска чрезвычайных ситуаций техногенного характера определяются:

расчетные сценарии возможных крупных аварий, приводящих к чрезвычайным ситуациям (условия возникновения, поражающие факторы, продолжительность их воздействия и масштабы);

частоты или вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций по каждому из выбранных расчетных сценариев;

границы зон, в пределах которых может осуществляться поражающее воздействие источника чрезвычайной ситуации;

распределение людей (производственного персонала и населения) на территории, в пределах которой может осуществляться поражающее воздействие источника чрезвычайной ситуации.

8. Определение степени риска чрезвычайных ситуаций техногенного характера производится на основе нормативно-методической документации в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, защиты населения и территорий от их воздействия.

9. При отсутствии достаточных исходных данных для определения степени риска чрезвычайных ситуаций на конкретных потенциально опасных объектах допускается использование информации об оценках риска для объектов-аналогов, а также статистические данные о частотах аварий для отдельных видов технологического оборудования и коммуникаций.

10. В основу организации взаимодействия субъектов Российской Федерации при прогнозировании чрезвычайных ситуаций должны быть положены:

существующая структура построения функциональных и территориальных подсистем РСЧС;

документы, определяющие порядок сбора и обмена информацией в сфере прогнозирования чрезвычайных ситуаций.

11. По результатам прогнозирования чрезвычайных ситуаций техногенного характера потенциально опасные объекты подразделяются по степени опасности в зависимости от масштабов возникающих чрезвычайных ситуаций на пять классов:

1 класс — потенциально опасные объекты, аварии на которых могут являться источниками возникновения федеральных и/или трансграничных чрезвычайных ситуаций;

2 класс — потенциально опасные объекты, аварии на которых могут являться источниками возникновения региональных чрезвычайных ситуаций;

3 класс — потенциально опасные объекты, аварии на которых могут являться источниками возникновения территориальных чрезвычайных ситуаций;

4 класс — потенциально опасные объекты, аварии на которых могут являться источниками возникновения местных чрезвычайных ситуаций;

5 класс — потенциально опасные объекты, аварии на которых могут являться источниками возникновения локальных чрезвычайных ситуаций.

12. Отнесение потенциально опасных объектов к классам опасности осуществляется комиссиями, формируемыми органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В состав комиссии включаются представители органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и специально уполномоченных органов в области промышленной, экологической, санитарно-эпидемиологической безопасности, федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, специализированных организаций.

13. Сведения о классификации представляются комиссиями в МЧС России и в иные федеральные органы исполнительной власти с учетом их компетенции. МЧС России, региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям осуществляют учет потенциально опасных объектов и объектов жизнеобеспечения в установленном порядке.

14. Организация прогнозирования техногенных чрезвычайных ситуаций осуществляется на основе представляемой информации о всех имеющихся в регионе потенциально опасных объектах.

15. Результаты прогнозирования чрезвычайных ситуаций техногенного характера учитываются при решении вопросов проектирования, строительства, эксплуатации и выводе из эксплуатации объектов, выдаче разрешений и лицензий на виды деятельности, связанные с повышенной опасностью.

16. Организация прогнозирования чрезвычайных ситуаций на федеральном уровне осуществляется МЧС России и координируется Правительственной комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности и ведомственными комиссиями по чрезвычайным ситуациям в федеральных органах исполнительной власти, на региональном уровне (охватывающем территории нескольких субъектов Российской Федерации) — региональными центрами по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, на уровне субъекта Российской Федерации — комиссиями по чрезвычайным ситуациям объектов Российской Федерации, на объектовом уровне — органами по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и комиссиями по чрезвычайным ситуациям объектов.

17. Система прогнозирования чрезвычайных ситуаций на федеральном уровне предусматривает:

организацию взаимодействия между различными функциональными подсистемами РСЧС (представление в МЧС России сведений о состоянии обстановки на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, принятых мерах по защите населения, предупреждению чрезвычайных ситуаций и снижению риска их возникновения, мерах по повышению готовности сил и средств, предназначенных для локализации и ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций и планах их действий);

организацию обмена оперативными сводками между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и регламентацию форм отчетности об авариях и чрезвычайных ситуациях в пределах всех регионов Российской Федерации (ежесуточных, ежемесячных, ежеквартальных и др.);

создание в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, МЧС России и других федеральных органах исполнительной власти необходимых банков данных по прогнозированию чрезвычайных ситуаций;

создание пакетов необходимой научно-технической и методической документации федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по прогнозированию чрезвычайных ситуаций;

анализ принятых технических решений по предупреждению и прогнозированию чрезвычайных ситуаций на объектовом, местном, территориальном, региональном и федеральном уровнях;

разработку методологий и методик вариантных прогнозов возникновения, развития и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

III. ТРЕБОВАНИЯ К ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫМ

ОБЪЕКТАМ И ОБЪЕКТАМ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ

ходатайства о намерениях инвестирования в строительство

и обоснования инвестиций в строительство предприятий,

зданий и сооружений

18. В соответствии с принятыми в установленном порядке нормативными правовыми актами и нормативными документами системы нормативных документов в строительстве вероятность, масштаб, продолжительность возможных чрезвычайных ситуаций и затраты на предупреждение чрезвычайных ситуаций учитываются в ходатайстве (декларации) о намерениях инвестирования в строительство (далее — ходатайство о намерениях) и в обоснованиях инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений (далее — обоснования инвестиций) при определении номенклатуры продукции, мощности и выборе места (района) размещения потенциально опасных объектов и объектов жизнеобеспечения.

19. Органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в пределах своей компетенции предоставляют заказчикам (инвесторам) по их запросам исходные данные, необходимые для разработки ходатайства о намерениях и обоснований инвестиций. В состав исходных данных включаются сведения о наличии источников чрезвычайных ситуаций и уровнях риска чрезвычайных ситуаций на территории (в районе), где предполагается разместить площадку (трассу) строительства потенциально опасного объекта или объекта жизнеобеспечения.

20. Решения по предупреждению чрезвычайных ситуаций в ходатайстве о намерениях и обоснованиях инвестиций представляются в виде текстовых и графических материалов, содержащих сведения в соответствии с установленным порядком.

21. Разработка решений по предупреждению чрезвычайных ситуаций в ходатайстве о намерениях и обоснованиях инвестиций осуществляется при наличии у разработчика соответствующей лицензии, выдаваемой в установленном порядке.

22. Правильность определения вероятности, масштабов и продолжительности ЧС в составе ходатайства о намерениях рассматривается органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при подготовке решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о предварительном согласовании (выделении) земельного участка. После получения положительного заключения органа управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям осуществляется разработка обоснования инвестиций.

23. Органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям согласовывают задание на разработку обоснований инвестиций в строительство потенциально опасных объектов и объектов жизнеобеспечения, включают в него требования о необходимости учета мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций. Указанные органы вправе включать в задание требования по проведению специальных инженерных изысканий, необходимых для получения или уточнения данных о степени опасности района строительства.

24. Обоснования инвестиций на строительство потенциально опасных объектов и объектов жизнеобеспечения в городах и других поселениях разрабатываются с учетом мероприятий по предупреждению ЧС, предусмотренных утвержденной градостроительной документацией, предусмотренной Градостроительным кодексом Российской Федерации для городских и сельских поселений, других муниципальных образований.

25. При наличии положительного заключения государственной экспертизы осуществляется выбор земельного участка (площадки, трассы) для строительства, согласования намечаемых проектных решений, технических условий на присоединение к источникам снабжения, инженерным сетям и коммуникациям объекта.

Требования на стадии разработки

26. Разработка мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций в проектах строительства осуществляется на основе соответствующих решений и информации, полученных на предыдущих этапах процесса проектной подготовки строительства (при разработке градостроительной документации, ходатайства о намерениях, обоснований инвестиций).

27. В соответствии с принятыми в установленном порядке нормативными документами системы нормативных документов в строительстве мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций разрабатываются в проекте строительства в составе специального раздела.

28. По запросу заказчика органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в пределах своей компетенции сообщают исходные данные и требования для разработки мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций.

29. В установленном порядке орган управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям согласовывает задание на разработку проектной документации.

30. Разработка мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций в проектах строительства осуществляется с учетом анализа степени риска чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, во взаимосвязи с материалами декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и гидротехнических сооружений.

31. В проекте строительства предусматриваются мероприятия:

по предупреждению чрезвычайных ситуаций, возникающих в результате возможных аварий на объекте строительства, и снижению их тяжести;

по защите от поражающего воздействия источника чрезвычайных ситуаций, возникающих в результате аварий на рядом расположенных потенциально опасных объектах, включая аварии на транспорте;

по защите от поражающего воздействия источника чрезвычайных ситуаций в результате опасных природных процессов.

32. При разработке мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций предусматриваются:

установление перечня опасных производств с определением опасных веществ и их количества для каждого производства;

определение зон поражающего воздействия источника чрезвычайной ситуации с указанием применяемых для этого методик расчетов;

определение численности и размещения производственного персонала проектируемого объекта, объектов и/или организаций, которые могут оказаться в зоне поражающего воздействия источника чрезвычайной ситуации;

определение численности и размещения населения на прилегающей территории к зоне поражающего воздействия источника чрезвычайной ситуации;

решения по исключению разгерметизации оборудования и предупреждению выбросов опасных веществ в количествах, создающих угрозу населению и территории;

устройство систем контроля радиационной, химической обстановки, обнаружения взрывоопасных концентраций;

решения, направленные на предупреждение развития и локализацию чрезвычайных ситуаций, связанных с выбросами (сбросами) опасных веществ;

решения по обеспечению безопасности населения при возможных взрывах и пожарах;

устройство систем автоматического регулирования, блокировок, сигнализаций, а также безаварийной остановки производств, представляющих реальную угрозу населению и территории в случае аварии;

решения по обеспечению противоаварийной устойчивости пунктов и систем управления производственным процессом, безопасности находящегося в нем персонала и возможности управления процессом при аварии;

резервирование источников электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, а также систем связи;

создание резервов материальных средств для ликвидации последствий аварий на проектируемом объекте;

решения по предотвращению постороннего вмешательства в деятельность объекта (по системам физической защиты и охраны объекта);

системы оповещения о чрезвычайных ситуациях;

решения по обеспечению беспрепятственной эвакуации людей с территории объекта;

решения по обеспечению беспрепятственного ввода и передвижения на проектируемом объекте сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций.

33. При разработке мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, возникающих в результате аварий на рядом расположенных потенциально опасных объектах, в том числе аварий на транспорте, предусматриваются:

определение потенциально опасных объектов и транспортных коммуникаций, аварии на которых могут стать причиной возникновения чрезвычайных ситуаций на объекте строительства;

определение зон поражающего воздействия источника чрезвычайной ситуации на рядом расположенных потенциально опасных объектах, а также объектах транспорта с указанием источника информации или применяемых методик расчетов;

определение численности и размещения людей на проектируемом объекте, которые могут оказаться в зоне чрезвычайных ситуаций, вызванных авариями на рядом расположенных объектах;

решения, реализуемые при строительстве проектируемого объекта, по защите людей, технологического оборудования, зданий и сооружений от воздействия поражающих факторов.

34. При разработке мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, источниками которых являются опасные природные процессы, предусматриваются:

определение природно-климатических условий в районе расположения объекта строительства;

проведение необходимых инженерных изысканий с целью оценки частоты и интенсивности проявлений опасных природных процессов, а также установления категории их опасности;

мероприятия по инженерной защите территории объекта, зданий, сооружений и оборудования (в случае необходимости) от опасных геологических процессов, затоплений и подтоплений, экстремальных ветровых и снеговых нагрузок, наледей, природных пожаров и т.д.;

мероприятия по молниезащите;

системы мониторинга опасных природных процессов и оповещения о чрезвычайных ситуациях природного характера.

35. В состав проектной документации включаются:

ситуационный план (планы) с обозначением проектируемого объекта, рядом расположенных объектов, населенных пунктов, транспортных коммуникаций (попадающих в зону действия поражающих факторов при чрезвычайной ситуации на проектируемом объекте), а также границ зон возможной опасности и зон вероятных чрезвычайных ситуаций с указанием численности людей в этих зонах;

генеральный план объекта строительства с экспликацией зданий и сооружений, указанием этажности, количества работающих и указанием путей эвакуации людей с территории объекта.

36. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций в составе проекта строительства подлежат государственной экспертизе в области предупреждения чрезвычайных ситуаций в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2000 г. N 1008 «О порядке проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации» .

Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 1 (часть II), ст. 135.

37. Разработка указанных в п. п. 34 — 35 мероприятий производится с целью обеспечения их своевременного учета при проектировании генерального плана, архитектурно-планировочных, объемно-планировочных, технологических и инженерных решений объекта строительства, определении технико-экономических показателей проекта.

Требования на стадии строительства

и ввода в эксплуатацию

38. При строительстве потенциально опасных объектов предусматривается защита работников строительных организаций, строительных производственных баз, складов, временных поселков и других объектов, обеспечивающих строительство от опасных воздействий чрезвычайных ситуаций, источники которых находились в зоне до начала строительства.

39. До реализации в полном объеме всех запроектированных мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций не допускаются завоз и размещение на площадке строительства опасных веществ и материалов, предусмотренных технологическими процессами, в том числе для производства испытаний и пробных пусков оборудования.

40. Программа пусконаладочных работ и испытаний на потенциально опасном объекте должна предусматривать мероприятия по локализации и ликвидации последствий возможных чрезвычайных ситуаций, защите работников объекта, населения и территорий.

41. Уполномоченный представитель органа управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям включается в состав комиссии по проведению пусконаладочных работ, испытаний и приемке потенциально опасного объекта в эксплуатацию. При этом осуществляется контроль за:

соответствием проектной и эксплуатационной документации действующим нормам и правилам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

готовностью персонала, сил и средств к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций;

соответствием производимых испытаний и проверок утвержденной программе работ.

42. Проведение пусконаладочных работ и испытаний, в ходе которых возможно возникновение чрезвычайных ситуаций, не допускается без наличия составленного и утвержденного в соответствии с установленным порядком Плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Перед проведением пусконаладочных работ и испытаний осуществляется проверка соответствия квалификационным требованиям и допусков к работе персонала, участвующего в локализации и ликвидации аварийных ситуаций.

43. При необходимости по предложению органа управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям могут проводиться тренировки и учения по ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций в результате аварий на этапе ввода потенциально опасного объекта в эксплуатацию с задействованием объектовых и территориальных сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций, проведением мероприятий по защите персонала, населения и территорий.

44. Ввод потенциально опасного объекта в эксплуатацию производится при наличии следующих утвержденных документов:

заключения о соответствии реализованных при строительстве мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера проектной документации;

заключения о готовности объектовых сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (утверждается органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям) в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на потенциально опасном объекте (утверждается руководителем потенциально опасного объекта).

Требования на стадии эксплуатации

45. К основным требованиям по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения относятся:

разработка распорядительных и организационных документов по вопросам предупреждения чрезвычайных ситуаций;

разработка и реализация объектовых планов мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций;

прогнозирование чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, определение и периодическое уточнение показателей риска чрезвычайных ситуаций для производственного персонала и населения на прилегающей территории;

обеспечение готовности объектовых органов управления, сил и средств к действиям по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

подготовка персонала к действиям при чрезвычайных ситуациях;

сбор, обработка и выдача информации в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, защиты населения и территорий от их опасных воздействий;

декларирование безопасности, лицензирование и страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта и гидротехнического сооружения;

создание объектовых резервов материальных и финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

46. На потенциально опасном объекте разрабатывается план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и документация, регламентирующая деятельность объекта, которая включает:

порядок учета отклонений технологических параметров до опасных значений;

систему анализа причин отклонений от требований безопасности и учета всех неполадок, временных остановок технологического процесса, оборудования с разработкой мер по предупреждению возможных чрезвычайных ситуаций.

О создании в районах размещения потенциально опасных объектов локальных систем оповещения см. «Методические рекомендации по созданию в районах размещения потенциально опасных объектов локальных систем оповещения» (утв. МЧС РФ 24.12.2002).

47. Для обеспечения готовности потенциально опасного объекта к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций система оповещения объекта должна соответствовать Постановлению Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. N 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов» .

Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 22, ст. 2758.

48. Управление мероприятиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасном объекте осуществляется под руководством лица, возглавляющего эксплуатирующую организацию. В составе органов управления организацией формируются: координирующий орган в области предупреждения чрезвычайных ситуаций (объектовая комиссия по чрезвычайным ситуациям), постоянно действующий орган управления (отдел, сектор), специально уполномоченный на решение задач в указанной области (орган по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям), и орган повседневного управления мероприятиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций (дежурно-диспетчерская служба организации).

49. Орган по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям объекта координирует деятельность подразделений, объектовых служб производственного контроля, промышленной безопасности, природоохранных и других в соответствии с их функциями и задачами в целях предупреждения чрезвычайных ситуаций, обеспечивает взаимодействие в области предупреждения чрезвычайных ситуаций с органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и местного самоуправления.

50. Показатели степени риска чрезвычайных ситуаций техногенного характера уточняются организациями, эксплуатирующими потенциально опасные объекты, с периодичностью не реже одного раза в пять лет или чаще в случаях проведения реконструкций, изменений технологий, увеличении численности производственного персонала, ужесточения требований по безопасности, смены эксплуатирующей организации или передачи объекта в аренду.

51. В случае обнаружения при эксплуатации объекта превышения показателей риска чрезвычайных ситуаций техногенного характера над проектными эксплуатирующая организация принимает компенсирующие указанное превышение меры.

52. Органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и местного самоуправления осуществляют контроль за правильностью определения показателей риска чрезвычайных ситуаций и мероприятиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасном объекте в течение всего периода его эксплуатации.

53. Организации создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

54. На опасных производственных объектах систематически проводятся учебно-тренировочные занятия с персоналами смен по графикам, утвержденным руководителями предприятия.

55. Для предоставления информации о потенциально опасном объекте по запросам граждан и общественных организаций используется «Информационный лист» организации установленной формы, включаемый в состав декларации промышленной безопасности опасного производственного объекта.

Требования на стадии вывода из эксплуатации

56. Работы по выводу потенциально опасного объекта из эксплуатации (ликвидации, перепрофилировании производства, консервации) производятся по специальному проекту, в составе которого предусматриваются мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций техногенного и техногенно-природного характера.

57. Организация, эксплуатирующая потенциально опасный объект, извещает органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и местного самоуправления о начале работ по выводу объекта из эксплуатации. Указанные органы назначают уполномоченных представителей по осуществлению контроля за выполнением мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций при производстве работ.

58. Органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям или по их поручению органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления по запросу заказчика сообщают исходные данные (в пределах их компетенции), а также требования для разработки мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций при выводе объекта из эксплуатации. Эти требования включаются в задание на проектирование вывода объекта из эксплуатации.

59. В составе задания на проектирование вывода из эксплуатации потенциально опасного объекта отражаются:

класс опасности выводимого из эксплуатации объекта и перечень возможных источников чрезвычайных ситуаций техногенного характера на нем;

перечень возможных источников чрезвычайных ситуаций природного характера в районе объекта;

дополнительные требования, которые должны быть учтены при проектировании.

60. Разработка мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций выполняется с учетом результатов анализа риска чрезвычайных ситуаций, во взаимосвязи с материалами декларации безопасности выводимого из эксплуатации потенциально опасного объекта.

IV. ТРЕБОВАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

И СПЕЦИАЛИСТОВ ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫХ ОБЪЕКТОВ И ОБЪЕКТОВ

ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ

ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Постановление Правительства РФ от 24.07.1995 N 738 утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 04.09.2003 N 547.

61. Подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций руководителей и специалистов потенциально опасных объектов и объектов жизнеобеспечения независимо от их организационно-правовой формы, специалистов в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии с Порядком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 1995 г. N 738 «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций» .

Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 31, ст. 3128.

62. Подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется путем проведения сборов, учений, тренировок в учебных заведениях повышения квалификации и переподготовки кадров, учебно-тренировочных центрах, центрах подготовки федеральных органов исполнительной власти.

63. МЧС России осуществляет координацию, методическое руководство и контроль за подготовкой в области защиты от чрезвычайных ситуаций в соответствии с Порядком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 1995 г. N 738 «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций», определяет объем программ, периодичность обучения руководителей и специалистов в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

V. ОЦЕНКА ГОТОВНОСТИ ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫХ

ОБЪЕКТОВ К ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ

СИТУАЦИЙ И ДОСТАТОЧНОСТИ МЕР ПО ЗАЩИТЕ

НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ

64. Организации, эксплуатирующие потенциально опасные объекты, подлежат обязательной оценке готовности к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (в дальнейшем — оценке готовности объектов).

65. Оценка готовности объектов осуществляется комиссиями МЧС России, региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с учетом класса опасности объекта, определенных в п. 11 настоящих Требований:

потенциально опасных объектов 1 класса — МЧС России;

потенциально опасных объектов 2 класса — региональными центрами по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

потенциально опасных объектов 3, 4 и 5 классов — органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации.

66. Проведение оценки готовности объекта предусматривается с периодичностью не реже одного раза в пять лет в виде самостоятельного мероприятия или с включением в планы регулярных и внеочередных проверок организаций по вопросам предупреждения чрезвычайных ситуаций. Для проведения оценки допускается привлечение специализированных научно-исследовательских, проектных и других организаций, имеющих соответствующие лицензии.

67. Показатели, периодичность и порядок оценки готовности потенциально опасных объектов определяются в установленном порядке. Обязательными показателями готовности потенциально опасного объекта являются оснащенность объекта средствами предупреждения и локализации чрезвычайных ситуаций и способность объектовыми силами ликвидировать локальную чрезвычайную ситуацию, защищенность объекта от опасных природных процессов, наличие системы оповещения от чрезвычайных ситуаций, резервов материальных и финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, страхования ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта и гидротехнического сооружения.

68. Для оценки готовности объекта эксплуатирующая организация в соответствующую комиссию представляет следующие материалы:

необходимую проектную документацию на строительство;

план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

декларацию безопасности объекта;

план подготовки руководящего состава и специалистов по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

69. При необходимости комиссии предоставляются и другие документы, связанные с вопросами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объекте.

VI. УЧЕТ И УСТАНОВЛЕНИЕ ПРИЧИН ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

70. В целях принятия мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций все чрезвычайные ситуации техногенного характера подлежат учету и устанавливаются причины их возникновения, а также оценивается ущерб. Порядок учета и установления причин чрезвычайных ситуаций определяется в установленном порядке.

71. Должностные лица организации, производственная деятельность которой привела к возникновению чрезвычайной ситуации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления обеспечивают сохранность проектной и технической документации, а также по возможности сохранение в неизменном виде технические средства, для установления причин инцидента (аварии), приведшего к чрезвычайной ситуации, если указанные действия не препятствуют ее ликвидации.

72. В зависимости от класса чрезвычайной ситуации формируются соответствующие комиссии по установлению ее причин.

Состав комиссии по установлению причин чрезвычайных ситуаций определяется:

при локальной чрезвычайной ситуации — органом исполнительной власти местного самоуправления по месту расположения потенциально опасного объекта или объекта жизнеобеспечения в случае, если в результате чрезвычайной ситуации имеются пострадавшие среди населения или нарушены условия жизнедеятельности людей. В остальных случаях причины локальных чрезвычайных ситуаций, обусловленных авариями, устанавливаются в соответствии с нормативными правовыми документами, утверждаемыми по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией;

местной и территориальной — решением органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

региональной — решением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

73. Комиссия приступает к установлению причин незамедлительно после возникновения чрезвычайной ситуации. Установление причин чрезвычайной ситуации, обусловленной аварией, проводится с учетом материалов технического расследования причин аварии, проведенного в соответствии с нормативными документами, утвержденными специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. К установлению причин чрезвычайных ситуаций могут привлекаться по согласованию представители иных федеральных органов исполнительной власти, специализированных научных, проектных, конструкторских организаций, эксперты и представители общественных организаций.

74. При установлении причин чрезвычайной ситуации:

производится осмотр места возникновения чрезвычайной ситуации, организуется фотографирование, в необходимых случаях видеосъемки, составление схем и эскизов зон чрезвычайной ситуации; результаты осмотра зоны чрезвычайной ситуации оформляются соответствующим протоколом;

проводится изучение проектной, конструкторской и технологической документации, выясняются обстоятельства, приведшие к развитию аварии и возникновению чрезвычайной ситуации;

оцениваются действия руководителей потенциально опасных объектов или объектов жизнеобеспечения, должностных лиц органов исполнительной власти по обеспечению безопасной эксплуатации объекта, предупреждению возникновения и развития аварии и связанной с ней чрезвычайной ситуации;

осуществляется опрос очевидцев чрезвычайной ситуации;

выявляются нарушения требований норм и правил в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

оцениваются действия персонала потенциально опасного объекта или объекта жизнеобеспечения по предупреждению чрезвычайной ситуации и недопущению ее развития, а также действия аварийно-спасательных формирований и служб;

определяется количество людей, попавших в зону чрезвычайной ситуации, травмированных и нуждающихся в госпитализации, погибших и пропавших без вести, размер причиненного ущерба, включающего прямые потери, социально-экономические потери, потери из-за неиспользованных возможностей, а также вред, причиненный окружающей среде. Для оценки последствий чрезвычайных ситуаций в необходимых случаях привлекаются специализированные организации.

75. Для оценки последствий чрезвычайных ситуаций применяются утвержденные Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий или другими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий методики определения размера ущерба, который причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате чрезвычайной ситуации.

76. Установление причин возникновения чрезвычайной ситуации проводится не позднее 10 дней со дня ее возникновения. В исключительных случаях, требующих проведения специальных исследований, установление причин чрезвычайных ситуаций проводится в течение 30 дней.

Материалы по установлению причин чрезвычайной ситуации техногенного характера включают:

решение Правительства Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, местного самоуправления о формировании комиссии по установлению причин возникновения чрезвычайной ситуации;

акт по установлению причин чрезвычайной ситуации, к которому прилагаются:

протокол осмотра места чрезвычайной ситуации с необходимыми графическими, фото- и видеоматериалами;

распоряжение председателя комиссии о назначении экспертной комиссии (если в этом есть необходимость) и другие распоряжения, издаваемые председателем комиссии по установлению причин чрезвычайной ситуации;

заключение экспертной комиссии об обстоятельствах и причинах чрезвычайной ситуации, с необходимыми расчетами, графическим материалом и т.п.;

докладные записки должностных лиц, руководителей аварийно-спасательных подразделений и служб (формирований) организации о ходе ликвидации чрезвычайной ситуации;

результаты опроса очевидцев, а также докладные записки должностных лиц федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и местного самоуправления;

расчет размера причиненного ущерба, подписываемый председателем комиссии;

другие материалы, характеризующие чрезвычайную ситуацию.

77. Комиссия, проводившая установление причин чрезвычайной ситуации, не позднее трех дней после окончания расследования организует в соответствии с установленным порядком рассылку материалов по установлению причин чрезвычайной ситуации.

VII. ЭКСПЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

78. В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предполагаемые к реализации проекты и решения по объектам производственного и социального назначения и процессам, которые могут быть источником чрезвычайной ситуации или могут влиять на обеспечение защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, подлежат государственной экспертизе в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее — экспертиза) в целях проверки выявления степени их соответствия установленным нормам, стандартам и правилам.

79. Объектами экспертизы являются инженерно-технические и организационные мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, предусмотренные в: градостроительной документации, предпроектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений, проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений, декларациях промышленной безопасности опасных производственных объектов, планах гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ликвидации возможных аварий (в том числе ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов) федерального, регионального, территориального, местного и объектового уровней, а также результаты оценки материального ущерба от чрезвычайных ситуаций.

80. Экспертиза осуществляется экспертными органами:

экспертной организацией Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

экспертными комиссиями и экспертными организациями органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

81. Экспертные органы:

обеспечивают соответствие порядка проведения экспертизы требованиям законодательства Российской Федерации, а также требованиям нормативных и методических документов;

предоставляют для ознакомления заказчику, подавшему заявление о проведении экспертизы, нормативные и инструктивно-методические документы, регламентирующие организацию и порядок проведения этой экспертизы;

предоставляют для ознакомления общественным организациям (объединениям), осуществляющим общественную экспертизу, нормативные и инструктивно-методические документы, которые устанавливают требования к проведению экспертизы, осуществляемой экспертными органами;

направляют органам местного самоуправления, общественным организациям (объединениям) и гражданам, представившим аргументированные предложения по объекту экспертизы, материалы о рассмотрении этих предложений при проведении экспертизы, содержащие информацию о заключении экспертизы;

предоставляют средствам массовой информации по их запросам сведения о результатах проведения экспертизы;

информируют органы государственной власти Российской Федерации, а также органы государственной власти субъектов Российской Федерации по их запросам о результатах проведения экспертизы по конкретным ее объектам;

готовят и передают соответствующие материалы правоохранительным органам для решения вопросов о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушениях законодательства Российской Федерации об экспертизе.

Смотрите так же:

  • Приказ 395 от 16082007 Приказ Ростехнадзора от 02.10.2015 N 395 "Об утверждении Требований к содержанию правил эксплуатации гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений)" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.12.2015 N […]
  • Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности 533 Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности 533 ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ от 12 апреля 2016 года N 146 В соответствии с пунктом 5.2.2.16_1 Положения о Федеральной службе по экологическому, […]
  • Закон от 6 апреля 2018 Приказ Министерства экономического развития РФ от 6 апреля 2018 г. N 179 "Об отмене приказа Минэкономразвития России от 4 августа 2017 г. N 398" В соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их […]
  • 372 федеральный закон Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 17; N 30, ст. 3122; 2006, N 1, ст. 17; N 27, ст. 2881; N 52, ст. 5498; […]
  • Федеральный закон 22-ф3 Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. N 113-ФЗ "О внесении изменений в статьи 255 и 270 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" Комментарии Российской Газеты Внести в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание […]
  • Приказ 636 2013 Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 июня 2015 г. № 636 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам […]
  • Приказ минюста рк от 16112018 116 Приказ Министерства юстиции РФ от 17 июля 2013 г. N 116 "О ведомственных наградах Министерства юстиции Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Приказ Министерства юстиции РФ от 17 июля 2013 г. N 116"О ведомственных наградах Министерства юстиции […]
  • Приказ минздравсоцразвития аптечки Приказ № 169н от 05.03.2011Об утверждении требований к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам Зарегистрировано в Минюсте РФ 11 апреля 2011 г. Регистрационный номер 20452 В целях реализации статьи 223 […]