Принятие закона об образовании 2012

Подписан закон об образовании

Владимир Путин подписал Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

Федеральный закон принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года и одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральный закон направлен на обеспечение государственных гарантий и реализацию конституционного права граждан на образование, на правовое регулирование отношений в сфере образования в целях обеспечения и защиты интересов личности, общества и государства.

Федеральным законом регулируются правовой статус образовательных организаций (государственных, муниципальных, частных), организаций, осуществляющих обучение, индивидуальных предпринимателей и порядок осуществления ими образовательной деятельности, устанавливаются права и обязанности обучающихся и их родителей (законных представителей), педагогических и иных работников образовательных организаций, а также меры их социального обеспечения.

Федеральным законом определяются принципы и механизмы реализации права граждан на доступное, бесплатное и качественное образование, в том числе статус и значение федеральных государственных образовательных стандартов, порядок приёма в организации, осуществляющие образовательную деятельность, порядок разработки и особенности реализации образовательных программ в зависимости от уровня и направленности образования.

Устанавливаются уровни общего образования (дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование) и профессионального образования (среднее профессиональное образование, высшее образование – бакалавриат, высшее образование – специалитет, магистратура, высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации). Кроме того, регулируются вопросы получения дополнительного образования и профессионального обучения.

Федеральным законом устанавливаются полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в сфере образования, определяется порядок осуществления лицензирования, государственной аккредитации образовательной деятельности, государственного контроля (надзора) в сфере образования.

В Федеральном законе также содержатся нормы, касающиеся определения нормативов финансирования образовательной деятельности, осуществляемой за счёт средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В целом Федеральный закон представляет собой единый комплексный нормативный правовой акт, обеспечивающий регулирование общественных отношений в сфере образования с учётом видов, уровней, форм получения образования, а также потребностей и интересов обучающихся.

Со дня вступления в силу Федерального закона Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» признаются утратившими силу.

Закон об образовании — что нового? (Антропова Т.Ю.)

Дата размещения статьи: 31.08.2015

Принят Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон об образовании) — новый основополагающий нормативный правовой акт в сфере образования. Документ закрепляет основы правового регулирования сферы образования, включая общие положения и положения, регулирующие отношения в отдельных подсистемах образования (дошкольное, общее, среднее профессиональное, высшее).

Цели и задачи Закона об образовании

Главные цели Закона об образовании:

— создание правовых условий для обновления и развития российской системы образования в соответствии с современными тенденциями развития общества;

— комплексная модернизация законодательства об образовании, установление системного и функционально более полного правового регулирования общественных отношений, возникающих в сфере образования, повышение эффективности механизма правового регулирования;

— обеспечение стабильности и преемственности в развитии системы образования и ее законодательных основ.

Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» (далее — Закон N 3266-1) не мог в полной мере урегулировать складывающиеся отношения в сфере образования, поэтому в последние годы обозначился разрыв между потребностями образовательной практики и ее законодательным обеспечением. Кроме того, неоднократно обновлялось законодательство в области образования, что привело к неустойчивости норм федерального законодательства. Существовали пробелы в правовом регулировании отдельных институтов системы образования, многие нормы законодательства в области образования дублировались законодательными актами других отраслей, иногда порождая противоречия. Практика внесения дальнейших изменений в действующие законодательные акты об образовании во многом исчерпала свой ресурс. Законодательство в области образования нуждалось в систематизации и модернизации. Эта задача должна быть достигнута путем принятия единого законодательного акта, который комплексно регулирует отношения в сфере образования, закрепляет основы правового регулирования системы образования в РФ.

Новый Закон сохранил базовые принципы и нормы, закрепленные Законом N 3266-1 и оправдавшие себя на практике (в том числе в части государственных гарантий реализации прав в сфере образования, права выбора образовательной организации и получения образования в соответствии со склонностями и потребностями, обучения на родном языке, государственно-общественного характера управления образованием, правовых гарантий обеспечения доступности и качества образования и т.д.).

Большинство из этих положений получило в Законе об образовании дополнительную детализацию, обеспечение правореализационными механизмами. Так, законодательное оформление получили такие аспекты, как правовой статус участников образовательных отношений, правовые гарантии обеспечения доступности и качества современного образования, получения образования в соответствии со склонностями и потребностями.

Отдельные главы посвящены регламентации правового положения образовательных и иных организаций, осуществляющих обучение, обучающихся и их родителей (законных представителей), а также педагогических работников. В частности, в Законе об образовании прописаны правовой статус руководителя образовательной организации (ст. 51), а также обязанности и ответственность педагогических работников, дополнительные гарантии педагогическим работникам в части оплаты труда, организации их профессиональной переподготовки и повышения квалификации .

Статья 68 гл. 8, ст. ст. 47 — 49 гл. 5, ст. 99 гл. 13, ст. 105 гл. 14, ст. 108 гл. 15 Закона об образовании.

Кроме того, впервые на законодательном уровне закрепляются особенности организации и предоставления образования гражданам, проявившим выдающиеся способности (ст. ст. 5, 75, 77, 83 Закона об образовании), иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также лицам, нуждающимся в дополнительной социальной и правовой поддержке (например, ст. ст. 36, 55, 70, 78, 105 Закона об образовании). Особое внимание в Законе об образовании уделено условиям обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ст. ст. 5, 11, 43, 48, 55, 59, 60, 79, 99, 108).

Одним из нововведений Закона об образовании является закрепление понятийного аппарата, устанавливающего наиболее значимые и часто употребляемые понятия и определения: образование, воспитание, образовательная программа, квалификация, образовательная деятельность и другое (ст. 2). Введение соответствующих положений позволяет унифицировать используемые в сфере образования понятия и привести к единообразию в этой части правоприменительную практику.

Кроме этого, в Законе об образовании закрепляются современные требования к образованию, связанные с внедрением в образовательную практику новых форм реализации и освоения образовательных программ, образовательных технологий, форм и методов обучения. В частности, впервые на законодательном уровне в нем выделены отдельные нормы, посвященные:

— модульной системе организации образовательного процесса и системе зачетных единиц (ст. 13);

— сетевому взаимодействию при реализации образовательных программ, включая механизм зачета результатов освоения отдельных частей образовательной программы в сторонних организациях (ст. ст. 16, 34, 98);

— использованию дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе (ст. ст. 13, 16, 91);

— обучению по интегрированным образовательным программам (ст. ст. 59, 67, 83, 84, 86);

— образовательным и информационным ресурсам в образовательном процессе (ст. ст. 16 — 19) и др.

Также на уровне федерального закона регламентированы условия ведения экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования (ст. ст. 20, 34 Закона об образовании).

Обновлены закрепленные в Законе N 3266-1 модели экономической деятельности в сфере образования. В частности, закреплен ряд новых инструментов, направленных на повышение конкурентоспособности образовательной системы в целом, доступности и качества каждой образовательной услуги. Особо следует отметить нормы, предусматривающие возможность финансового обеспечения за счет бюджетных средств образовательной деятельности частных (негосударственных) образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные и профессиональные образовательные программы (ст. ст. 8, 99, 108).

Уровни образования

В Законе об образовании обновлены отдельные базовые институты системы образования.

Уточнена система уровней образования в РФ, а также откорректированы названия отдельных уровней. В Законе об образовании закрепляются следующие уровни общего образования: дошкольное, начальное, основное и среднее общее образование, а также уровни профессионального образования: среднее, высшее (бакалавриат), высшее (специалитет, магистратура), высшее (подготовка кадров высшей квалификации) (ст. 10).

Обратите внимание, что Законом вводится еще один уровень высшего образования — подготовка кадров высшей квалификации, к которой отнесены программы научно-педагогических кадров, ординатуры, ассистентуры-стажировки. Введение подготовки кадров высшей квалификации в качестве самостоятельного уровня высшего образования соответствует принятой в большинстве стран Международной стандартной классификации образования.

В Федеральный закон включено положение, предполагающее модернизировать систему подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена. В условиях развития производства и внедрения новых наукоемких технологий необходимо осуществлять подготовку по части профессий, которые в настоящее время требуют начального профессионального образования, в рамках системы среднего профессионального образования. В этих целях и вводятся образовательные программы среднего профессионального образования — подготовка квалифицированных рабочих, служащих специалистов среднего звена. С учетом этого среднее профессиональное образование включает в себя программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена (ст. 12).

Одновременно Закон об образовании предлагает осуществлять профессиональное обучение не только в образовательных учреждениях, но и в учебных центрах профессиональной квалификации, на производстве, а также в форме самообразования (ст. 73).

Образовательные программы

С учетом требований практики и рынка труда, а также изменения уровней образования Закон об образовании систематизирует и расширяет видовое разнообразие образовательных программ, чтобы обеспечить более гибкое реагирование системы образования на запросы общества и рынка труда.

Согласно ст. 12 Закона об образовании к основным образовательным программам относятся: основные общеобразовательные программы (образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования); основные профессиональные образовательные программы (образовательные программы среднего профессионального образования — подготовки квалифицированных рабочих (служащих), специалистов среднего звена; образовательные программы высшего образования — бакалавриата, специалитета, магистратуры, подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), ординатуры, ассистентуры-стажировки); основные программы профессионального обучения (профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по профессиям рабочих, должностям служащих).

Основные образовательные программы

Расписание на понедельник

Работа над этим документом велась почти четыре года. В том числе по нему прошли общественные обсуждения, и любой заинтересованный мог высказать в Cети свое мнение.

Что меняется после принятия нового закона? Исчезают ПТУ и колледжи, дающие уровень начального профобразования, а среднее профобразование теперь предлагает два вида программ — подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.

В законе четко разъяснено, что такое «семейное образование» и «семейные детские сады». А тем семьям, которые учат детей дома, положена компенсация некоторых расходов.

Дошкольное образование по новому закону становится самостоятельным уровнем образования и регулируется федеральным государственным стандартом, который уже принят и опубликован на сайте минобрнауки.

При этом дошкольное образование отделено от «ухода и присмотра» за детьми. Такое уточнение расширит возможности негосударственных детских садов и частных детсадовских групп.

В законе вводится новое понятие «безопасность школьной среды». Спецшколам и учебным заведениям, дающим одновременно и среднее образование, и профессию, разрешено отбирать по конкурсу одаренных детей. А при выпуске разрешено выдавать одновременно и аттестат, и диплом о профобразовании.

Новый закон гарантирует учителям зарплату , не менее средней по региону, сельским педагогам — сохранение льгот по оплате ЖКХ. Закон обещает: закрыть сельскую школу можно лишь после одобрения сельского схода. Если селяне возражают, местные власти обязаны сделать все возможное, чтобы сохранить школу.

Серьезные изменения ожидают аспирантуру. Она становится отдельным уровнем образования. Значит, изменятся условия и организация приема, появятся новые образовательные программы и промежуточные экзамены.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья должны быть созданы такие учебные заведения, где они «без дискриминации» могли бы получить качественное образование.

Отдельным пунктом прописано понятие «инклюзивного образования». Это уточнение позволит регионам принимать решения по дополнительному финансированию детских садов, школ и колледжей, которые предлагают такие программы детям, страдающим тяжелыми недугами.

По мнению директоров школ, где есть инклюзивные программы, финансирование на одного ребенка с особыми образовательными потребностями, должно быть в 2-3 раза выше, чем на остальных учеников.

После вступления в силу Закона «Об образовании в РФ» поменяются правила зачисления в вузы. Если прежде основной льготой было зачисление вне конкурса, то сейчас льготникам предлагается обучение на бесплатных отделениях вуза. Причем бесплатно учиться за счет бюджета можно будет только один раз.

Впервые в законодательстве прописаны понятия сетевого и электронного обучения, которое может быть использовано на всех уровнях образования. Впрочем, исключение сделано для некоторых программ. Проект закрепляет высокий статус МГУ и СПбГУ, которым дано право устанавливать свои собственные образовательные стандарты.

Все вузы, и государственные и частные, должны участвовать в мониторинге качества образования, результаты которого будут открыты и размещены в Интернете. И если для первого мониторинга свои данные представили только несколько десятков частных вузов, то сейчас в нем будут обязаны участвовать абсолютно все негосударственные вузы .

— не менее 5 вузов войдут в топ-100 мировых рейтингов

— 30 процентов студентов будут обучаться по приоритетным направлениям

— 25 процентов колледжей и вузов станут приспособленными для учебы инвалидов

ПРИЧИНЫ РАЗРАБОТКИ И ПРИНЯТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Карпова Наталья Юрьевна

студентка, Институт истории и права, ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», г. Абакан

В статье рассматривается комплекс проблем, которые послужили причиной принятия Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», вступившего в силу с 1 сентября 2013 г.

Ключевые слова: Ключевые слова: глобализация,законодательство,интерграция,модернизация,образование.

Библиографическое описание: Библиографическое описание:

Закон «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1, а также ряд других ключевых нормативных актов заложили правовые основы законодательства об образовании на первоначальном этапе. В период кризисного состояния нашей страны, они имели положительный эффект для поддержки и становления системы российского образования. Однако, как справедливо отмечают Н.С. Волкова и Ю.А. Дмитриев «социальная функция законодательства периода становления образовательных институтов в современных условиях не отвечала требованиям социально-экономического развития государства и общества, реальным потребностям образовательной сферы» [5, с. 14].

В качестве генерального нормативного акта Закон об образовании от 10 июля 1992 г. № 3266-1 имел рамочный характер и подразумевал принятие на его основе некоторых специализированных нормативных актов, в том числе тех, которые касались непосредственно различных уровней образования. К сожалению, российское образовательное законодательство не пошло по отмеченному направлению, лишь в сфере высшего образования, был принят специальный нормативно-правовой акт. В конечном итоге многие значимые аспекты правовых отношений, которые возникали в отдельных сферах отечественного образования, остались на законодательном уровне не регламентированы. Последствия сложившейся ситуации предсказуемое и объективно сказались на положении отечественного образования в целом.

Отмеченный в литературе административно-хозяйственный характер отечественного образовательного законодательства в последнее время показал свои недостатки путем выявления пробелов в регулировании собственно образовательного процесса и его организации [6, с.18]. К примеру, как в Законе «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1, так и в Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 № 125-ФЗ практически отсутствовали нормы, которые определяли порядок получения образования на возмездной основе, правила ведения инновационной деятельности, правовые условия внедрения новых форм и технологий организации образовательного процесса и др.

Другая проблема состояла в том, что нормы образовательного законодательства дублировались законодательными актами других правовых отраслей, которые были представлены в виде как целых институтов, так и отдельных норм, связанных с вопросами образования.

Действующая до недавнего времени система правового регулирования слабо реагировала на процессы глобализации на фоне создания единого образовательного пространства. На этом фоне существенно возрастали противоречия российского образовательного законодательства с положениями международных правовых актов. К примеру, порядка признания документов иностранных государств об образовании и др.

Кром того, существенно усложняли правовое регулирование образовательной деятельности различные ведомственные акты, которые принимались органами исполнительной власти. Среди них были нормативные правовые акты Министерства образования и науки РФ, Госкомвуза России, Министерства труда России. Как пишет Л.Ю. Грудцына «в течение четырех лет (2006-2009 годы) Рособразованием было направлено свыше пятидесяти писем различного содержания, а Рособрнадзором было издано более восьмидесяти подобных документов, которые в большинстве своем не имели нормативного характера. Несмотря на то, что зачастую служили единственным ориентиром для поиска нужной правовой информации. Данные письма как рекомендательного, так и разъяснительного характера в практике регулирования образования брались на вооружение в качестве нормативных актов» [6, с.18].

К тому же следует сказать про частое внесение изменений и дополнений в нормативные акты об образовании, которое породило неустойчивость федерального законодательства в данной сфере. Попытки обновления законодательства об образовании неоднократно предпринимались с начала 2000-х годов, а затем обрели перманентный характер. Например, Л.Ю. Грудцына по этому поводу отмечает, что «в течение девяти лет (2002-2009 год) по Законам № 3266-1 и № 125-ФЗ было внесено свыше двухсот законодательных инициатив» [6, с.19].

Постоянное внесение изменений и дополнений в образовательные законы весьма наглядно отражали проблемы не только их внутренней структуры, но и содержания правовых норм, чем процесс совершенствования завершится еще не скоро. Сложно спорить с тем, что стабильность нормативного правового акта, является лучшим подтверждением использования эффективных правовых конструкций, которые устояли под действием социальной практики и времени.

Дальнейшее движение в развитии правового регулирования образования направлено на формирование логичной упорядоченности правового материала на основе стратегии обобщения накопленной практики реализации существующего законодательства.

Вместе с тем, необходимо заметить, что наличие существенного объема подзаконных актов в сфере образования, а также отдельных норм, которые касаются образования в различных нормативных правовых актах, требует тщательного юридического анализа. Тщательная систематизация и изучение подобных документов (инструкций, писем и положений) вместе с обобщением практики заложенного в них правового регулирования в одном или нескольких актах видится весьма разумным методом решения накопившихся проблем в сфере нормотворчества.

Также одной из ключевых причин разработки нового законодательства об образовании, в частности Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» 2012 г. № 273-ФЗ следует назвать и процессы глобализации, которые происходят на фоне развития информационного общества. Кроме того, международные обязательства в образовании, которые приняла Россия, делали актуальным вопрос о модернизации образования и системном реформировании образовательной нормативной базы с учетом современных стандартов правового регулирования.

Стоит заметить, что в 2003 г. Россия подписала Болонскую декларацию (1999 г.) и вступила в Болонский процесс, предполагающий создание единого образовательного пространства, унификацию правового статуса российских и европейских образовательных организаций и мобильность студентов. Болонская декларация определяет интеграцию не только систем образования европейских государств, но и иных общественных институтов. В любом случае современное правовое регулирование образовательной системы требует обеспечения стабильности и преемственности законодательства об образовании.

Действующая до недавнего времени система правового регулирования слабо реагировала на процессы глобализации на фоне создания единого образовательного пространства и предполагающих унификацию норм национального законодательства в рамках гармонизации инструментов правового регулирования. На этом фоне существенно возрастали противоречия российского образовательного законодательства с положениями международных правовых актов, например, порядка признания документов иностранных государств об образовании и др.

Таким образом, названные причины весьма точно показывают необходимость в модернизации отечественного образовательного законодательства, исходя из важнейших направлений развития образования и образовательных потребностей граждан и долгосрочной социально-экономической политики государства.

Динамичное развитие и процессы модернизации современной отечественной системы образования наряду с разрывом между потребностями образовательной практики и ее законодательным обеспечением являются основными фактами, которые определили на необходимость существенного изменения институтов образовательного права. Данные причины во многом и послужили основанием для разработки и принятия нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Список литературы:

Нормативные правовые акты

1. Декларация о создании общеевропейского пространства высшего образования (Болонская декларация): Принята в г. Болонье 19 июня 1999 г. [Электронный ресурс]. Документ опубликован не был. Доступ из СПС «КонсультантПлюс». — (дата обращения: 10.01.2014).

2. Об образовании в Российской Федерации: Федер. закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ; : принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21 декабря 2012 г.; одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 26 декабря 2012 г.; в ред. Федер. закона от 25 ноября 2013 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 53 (ч. 1), ст. 7598; 2013. № 48, ст. 6165.

3. Об образовании: Закон Рос. Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1; в ред. Федер. закона от 12 ноября 2012 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 3, ст. 150; 2012. № 47, ст. 6396. – утратил силу.

4. О высшем и послевузовском профессиональном образовании: Федер. закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ; в ред. Федер. закона от 3 декабря 2011 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 35, ст. 4135; 2011. № 49 (ч. 5), ст. 7063. – утратил силу.

Литература

5. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» (постатейный) / Н.С. Волкова, Ю.А. Дмитриев, О.Ю. Еремина и др. — М.: Деловой двор, 2013. – 234 с.

6. Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (поглавный) / Л.Ю. Грудцына, Ю.А. Дмитриев, А.А. Дорская и др.; под ред. В.Е. Усанова. — М.: ЮРКОМПАНИ, 2013. – 231 с.

Изменения в законодательстве РФ в связи с принятием Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012

Кокшарова Светлана Леонидовна,

магистрант,факультет управления и сервиса, НОУ ВПО «Международный инновационный университет», г. Сочи[email protected]

Изменения взаконодательствеРФв связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»от 29.12.2012

Аннотация.Статья посвященаизучению понятий и определений ФЗ № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»и связанных сними изменений в других законах Российской Федерации.

Ключевые слова:изменения, законодательство, «Об образовании»,Федеральный закон.

1 сентября 2013 года вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», некоторые из его положений вступили в силу с 1 января 2014 года. Ранее в России действовали одновременно 2 закона об образовании:первый –от 1992 года –«Об Образовании» и второй –от 1996 года –«О высшем и послевузовском профессиональном образовании».Закон «Об образовании»от10.07.1992года№ 32661был своевременным шагом навстречу изменениям, которые тогда происходили в образовательной системе страны. Данный закон способствовал появлению у школ самостоятельности,рождению авторских образовательных программ, методик обучения. Одним из основных недостатковзакона№32661 от 10.07.1992 годаможно назватьотсутствиезаконно закреплённых понятий и определений, наиболее часто используемых в образовании. В связис чем в современных условиях закон «Об образовании» от 1992 года перестал в достаточной мере регулировать отношения в образовательной сфере.

Новый закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 впервые даёт определения основныхпонятий в образовании. Это создаёт эффективный механизм правового регулирования.Как следствие

возникает необходимостьизменитьмногие нормативные актыв законодательстве Российской Федерациидлясоответствия их терминологии принятомузакону.

Система образования является неотъемлемой частью общества. Изменение в образовательном законодательстве неизбежно требуют изменений в общем законодательстве страны[7].

Ниже будут рассмотрены те основные понятия и определения ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации»от29.12.2012,которые влекут за собой изменения вдругих законах Российской Федерации.

Основная частьНекоторые понятия, присутствующие в предыдущей редакции закона «Об образовании» от 1992 года, но не имевшие точного определения,в новом законе чётко определены и разграничены. Например, понятие «квалификация»

определяется новым законом «Об образовании в Российской Федерации»как «уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности». [1]Что повлекло за собой изменение терминологиив следующих законах:«О банках и банковской деятельности»,«О занятости населения в Российской Федерации».В данных законах понятие «квалификация» заменяет слова «профессия», «профессиональный», а слово «диплом» заменяет теперь «документ о квалификации». [2]

Рассмотрим вопрос обобразовательных учреждениях и образовательных организациях.В новом законе «Об образовании в Российской Федерации»нет образовательных учреждений, а есть организации.Есть организации осуществляющие обучение,и есть образовательные организации.Начнем по порядку:С 01.09.2013 года по закону больше нет образовательных учреждений, а есть образовательные организации. Учреждение –более узкое понятие, если разобрать, то получается, что учреждениеучреждает учредитель,который и является собственником всего имущества учреждения. Это всегда некоммерческая структура, созданная для решения тех илииных задач. Организация –это объединениелюдей и ресурсов,которое не только решает поставленные задачи, но и удовлетворяет интересыэтих людей, например, получением прибыли.Учреждение содержит собственник, который покрывает все расходы, и не получает прибыли, а организацияможет получать прибыль и работать на коммерческой основе. Организация –понятие более широкое, в её состав может входить учреждение, а в состав учреждения организация входить не может.[3]Далее, образовательная организацияесть организация, целью существования которой является образовательная деятельность. Организация, осуществляющая обучение –это организация, которая занимается помимо образовательной деятельности, ещё какойлибо деятельностью.[1]В связи сданнымичёткими определениями потребовались изменения в следующих законах: «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»,«О налогах на имущество физических лиц», «О средствах массовой информации»и других законах,упоминающих образовательные учреждения (теперь заменяются на «организации»).[2]Отех, кто осуществляет образовательную деятельность.В Федеральном Законе № 273 дано определение: педагогический работник (т.е. педагог)

физическое лицо, которое выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся.[1]Почемупедагог? Не учитель, не преподаватель, а именно педагог?В некоторыхзаконах упоминался преподаватель (например, в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации»).Рассмотрим эти понятия подробнее:Учитель –выпускник средней или высшей профессиональнойобразовательнойорганизации,будущий сотрудник школы –организации общего среднего образования, преподаватель –выпускник университета или академии,который занимается научнопреподавательскойдеятельностьюв организациивысшего образования. Педагог методист, практик, теоретик, более широкое понятие без узкой специализации по предметам (в отличие от учителя и преподавателя). [3]Таким образом, новым законом определено болееширокое понятие иболее ответственное, на мой взгляд. Учитель –профессия, а педагог –призвание.Результатом данного определения явились поправки в законах: «О прокуратуре Российской Федерации»,«Основы законодательства Российской Федерации о культуре», «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»исоответственно в других законах и даже кодексах (например, Уголовный кодекс) внесены соответствующие поправки.Интересным мне кажется вопрос сопоставления понятий «Образование» и «Обучение». Обучение –это передача готовых знаний. Образование же творческий процесс «образования»личности. Образование приобретение культуры, а обучение –приобретение профессии. Человек образованный отличен от человека обученного. Первый –духовный, нравственный, целостный, второй –умелый, смекалистый, знающий своё дело. Таким образом, образование предполагает более широкий диапазон, чем обучение. Вновом законе это «Профессиональное образование»и «Профессиональное обучение».Что такое профессиональное образование? Это вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере.Профессиональное обучение –это приобретение обучающимися знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения определённых трудовых, служебных функций.[1]Понятие «сфера» шире понятия «функции», таким образом, профессиональное образование шире и фундаментальнее профессионального обучения.В законах, которых упоминаются понятия«профессиональная подготовка», «переподготовка» и «повышение квалификации» быливнесены поправки на«профессиональное обучение» и «дополнительное профессиональное образование». [2]Например,в Уголовноисполнительный кодексРоссийской Федерации,«О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы», «О службе в таможенных органах Российской Федерации»и другие законы.Следует обязательно отметитьновые определения,новые не только понятийно, но и действенно.Это понятие –«инклюзивное образование».Новый закон инклюзивное образование определяет как «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». [1]Закон«Об образовании» от 1992 года предоставлял возможность детям с особенностями в состоянии здоровья учиться в коррекционных учреждениях,специализированных группах, но не в обычныхобразовательных учреждениях.С 1 сентября 2013 года ребёнок с особенностями в состоянии здоровья может посещатьобщие образовательные организации, которые в свою очередь, должны создать для таких детей все условия для успешного освоения ими образовательных программ.Данные изменения потребовали внесения поправок не только по терминологии, но и по содержанию отдельных статей закона «Об основных гарантиях правребенка в Российской Федерации». Новым является выделениепонятия«уход и присмотр»изпонятия «дошкольное воспитание».Ранеедошкольное воспитание по умолчанию предусматривало уход и присмотр за ребёнком.Рассмотрим по порядку:воспитаниеесть «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства».[1]Дошкольное воспитание определяют каксистему мер по обеспечению физического и эмоционального здоровья, формированию интеллектуального и волевого развития.[4]Понятие «присмотр и уход» определяетсяновым законом «Об образовании в Российской Федерации»как «комплекс мер по организации питания и хозяйственнобытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня».[1]Таким образом, дошкольное воспитание, а также дошкольное образование чётко отграничены от присмотра и ухода за ребёнком.Эти преобразования влекут изменения в закон «Об основных гарантиях правребенка в Российской Федерации».А также способствуют появлению семейных, частных детских садови других негосударственных организаций, специализирующихся на услугах по присмотру и уходу за детьми. Выше мы рассматривали организации, осуществляющие обучение,и образовательные организации. Ите и другие составляют ещёодно понятие, данное новым Федеральным законом «Об Образовании в Российской Федерации»

организации, осуществляющие образовательную деятельность. К ним приравниваются также индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность.Такая возможность законодательно закреплена за педагогическими работниками впервые.В следующиезаконыбыли внесены изменения: «Об объединениях работодателей», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О дополнительных мерах государственнойподдержки семей, имеющих детей»и др.Перечень будет неполным, если не рассмотреть понятия «Учащийся» и «Обучающийся». Почему при написании нового законазаконодатели изменили понятие «Учащийся»(1992г)на понятие «Обучающийся»(2012г)? В законе от 2012 года дано определение понятия «Обучающийся» физическое лицо, осваивающее образовательную программу.[1]Определения «Учащийся»в законе «Об образовании»от 1992 года не было, как не было определения какихлибо понятий вообще.Толковый словарь Ожегова дает определение учащегося как человека, который учится в учебном заведении. [5]Педагогический терминологический словарь определяет «Обучающегося» каклицо, зачисленное в установленном порядке в учебное заведение для получения общего или профессионального образования по определенной образовательной программе. К обучающимся относятся: учащиеся, студенты, курсанты, аспиранты.[6]Таким образом,понятие «обучающийся»шире понятия «учащийся».Хочется заметить от своего имени, что учащийся кажется более пассивным, чем обучающийся, т.е. учащийся получаетзнания, а обучающийся –осваивает.Новый законнаправленно указывает на необходимость проявления самостоятельностииинициативы уграждан, желающих получить образование.Сравним:Статья5–от 2012 года:«Право на образование. Государственные гарантии реализацииправа на образование в Российской Федерации» и Статья 5 –от 1992 года:«Государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования».Реализация –продажа (чеголибо) или осуществление (плана, цели, замысла).[4]То есть государство нам гарантирует осуществлениенашего права на образование. Но право всеобщего и обязательного для всех граждан образованиянезависимо от их воли

упразднено.На родителей возлагаетсяответственность за получение ребёнком общегообразования.

Встатье «Изменения вЗаконодательстве РФ в связи спринятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»мною были рассмотрены некоторые понятия и определения нового закона, которые повлекли за собой внесение поправок во многие другие законы и кодексы РФ. Связано это с необходимостью привести терминологию законов РФ в соответствие с ФЗ № 273«Об образовании в Российской Федерации»от 29.12.2012.Законодательно все поправки закрепленыФедеральным Законом от 02.07.2013 № 185ФЗ«Изменения вЗаконодательстве РФ в связи спринятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».Были внесены поправкив следующие законы и кодексы: Бюджетный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Федеральные законы «Осоциальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», «Об основных гарантиях правребенка в Российской Федерации»и др.

Всего в новом законе «Об образовании в Российской Федерации» дано определение34 понятиям.Мною были рассмотрены 12 понятий, показавшихся мне наиболее интересными,потому что многие педагоги и обучающиесяне видели впредставленных понятиях принципиальной разницы. Данныйвопрос был выбран мнойдля исследования.Отдельные понятия, введённые впервые, например, «инклюзивное образование» были интересны по сути своей,и я не могла их не упомянуть.Некоторые новые понятия, например, «конфликт интересов педагогического работника»,«сетевое и электронное обучение» –представляют сами по себе тему для отдельной работы. Но так как они неповлекли за собой изменений в Законодательстве РФ, то и рассмотрены не были.Общая сводка по рассмотренным понятиям представлена в виде таблицы 1.Таблица 1Понятия, использованные в законах «Об Образовании» от 1992 года и «Об образовании в Российской Федерации» от 2012 года

№ Закон «Об образовании» от 10.07.1992 года № 32661Закон «Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273ФЗ1.Профессия Квалификация2.УчреждениеОрганизация3.Образовательное учреждениеОбразовательная организация4.Понятие отсутствуетОрганизация, реализующая образовательные программы5.Понятие отсутствуетОрганизация, осуществляющая образовательную деятельность6.ПреподавательПедагогический работник7.Профессиональная подготовка, переподготовкаПрофессиональное обучение8.Повышение квалификацииПрофессиональное образование9.Понятие отсутствуетИнклюзивное образование10.Понятие отсутствуетПрисмотр и уход11.Понятие отсутствуетВоспитание12.УчащийсяОбучающийся

В целом, Федеральный закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации»создаёт условия более эффективного правого регулированиясистемы образования в России. Благодаря тому, что в законе чётко прописаны уровниобразовательной системы, начиная от дошкольного и заканчивая высшим,обеспечивается стабильность и преемственность всистеме образования.

Ссылки на источники1.http://www.consultant.ru/online/

официальный сайт компании «Консультант плюс», компьютерная справочная правовая система; Закон № 283ФЗ от 29.12.2012;2.http://www.consultant.ru/online/

официальный сайт компании «Консультант плюс», компьютерная справочная правовая система; Закон № 185ФЗ от 02.07.2013;3.http://thedifference.ru/

словари и энциклопедии;

толковый словарь Ожегова, онлайнверсия;6.pedagogical_dictionary.academic.ru–педагогический терминологический словарь.7.http://www.consultant.ru/law/interview/tretyak/

интернет интервью с Н.В. Третьяк статссекретарем заместителем Министра образования и науки РФ:»Вступление в силу нового Закона «Об образовании»: актуальные правовые вопросы»

Undergraduatecourse 1 NonstateEducational Institution of Higher Professional Education «International Innovative University»,faculty of management and service,department of management of State and municipal management,direction of human [email protected] in legislation Of the Russian Federation in connection with the adoption of the new Federal law“The Education Act of the Russian Federation”from 29.12.2012Abstract.Article is devoted to the study of concepts and definitions Federal Law No. 273 from29.12.2012 “The Education Act of the Russian Federation”and related changes in other legislation of the Russian Federation.

Кeywords:changes, legislation, «Оn education», Federal law.

Раздел Законодательство в образовании

История закона «Об образовании»

Закон «Об образовании»: старое и новое

Образовательные законы в России

Первые указы, регулирующие сферу образования, появились в Российской империи в XVIII веке. Открывались новые для нашей страны учебные заведения: университеты и корпуса, училища и школы. Все это требовало особого законодательного управления. Образование было преимущественно сословным, платным и позволить его могли лишь немногие граждане России.

Переломными стали 20-е годы XX века, когда в Конституции нового советского государства впервые было провозглашено всеобщее право на бесплатное образование. Статья 45 утверждала обязательное среднее образование молодежи, развитие профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, развитие заочного и вечернего образования, предоставление государственных стипендий и льгот, бесплатную выдачу школьных учебников и пр. Несколько десятков постановлений советского правительства регулировали разные сферы педагогической и управленческой деятельности на всех уровнях. При этом СССР добился значительных успехов за несколько десятков лет: в стране почти 100% грамотность населения и одна из лучших систем образования в мире.

Образование в новой России регулировалось законом «Об образовании», который был принят в июле 1992 года. Чуть позже, в 1996 году, вышел и другой закон — «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Для своего времени эти документы считались весьма прогрессивными: образовательные учреждения получили свободу, избавились от «штампованных» советских программ…

Но почти за 20 лет законы неоднократно «перекраивали»: с 2002 года было внесено более 200 поправок, объем которых превзошел текст самих документов. По мнению экспертов, существующие законы устарели и перестали соответствовать преобразованиям в стране, особенно после вступления России в Болонский процесс.

Образовательный «кодекс»

Несколько лет назад было решено создать принципиально новый, интегрированный закон, в который бы вошли все поправки, накопившиеся за последние годы.

В результате рабочая группа под руководством Минобрнауки подготовила первый вариант закона «Об образовании в Российской Федерации». Исходный текст был опубликован в мае 2010 года на сайте Министерства образования и науки РФ и обсуждался среди образовательного сообщества в течение полугода в Общественной палате, Совете Федерации, Государственной думе и Союзе ректоров России. Отредактированный вариант законопроекта решено было открыть для общественного обсуждения на специальном сайте (zakonoproekt2010.ru). В результате обсуждение документа растянулось на несколько лет. К авторам документа с поправками обратились 600 тысяч граждан и поступило 40 тысяч коллективных обращений.

31 декабря 2012 года, спустя почти три года, новый закон был официально опубликован. В силу он вступит с 1 сентября 2013 года.

Плюсы и минусы нового закона

Итак, в чем же заключается новшество закона «Об образовании»?

Бесплатное образование, в том числе, высшее, теперь можно получить не только в государственных, но и негосударственных образовательных учреждениях (если у них есть гос. аккредитация).

Образование без дискриминации. Заявлена цель сделать качественное образование доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья. В том числе, посредством организации инклюзивного образования.

Результаты ЕГЭ действительны 4 (четыре) года, следующие за годом получения свидетельства. Ранее эта цифра составляла только 18 месяцев. При этом, экзамен можно пересдавать ежегодно и выбирать для поступления в вузы наиболее высокие результаты.

Старшеклассники могут самостоятельно выбирать учебные курсы, как в своей школе, так и вне её с использованием электронного обучения. Закон установил право использовать в образовании модульные и дистанционные технологии, электронное обучение, а также сетевое взаимодействие образовательных организаций.

Одни из наиболее важных изменений касаются правил поступления в вузы. Многочисленные категории льготников, которые ранее пользовались правом зачисляться в вуз вне конкурса, получат возможность бесплатно учиться на подготовительных отделениях. Конкурсный отбор для них будет проходить в обычном порядке.

Уходит в историю начальное профессиональное образование. Среднее и высшее профессиональное образование, в свою очередь, будут максимально интегрированы. Более того, условия поступления в колледжи и техникумы будут упрощены — вступительные испытания останутся по нескольким направлениям.

Вводится понятие «конфликт интересов педагогического работника». Это ситуация, при которой у педагога появляется заинтересованность в получении материальной выгоды при выполнении своей работы.

Проект закрепил высокий статус главных российских университетов: МГУ и СПбГУ. Как и федеральным и национально-исследовательским университетам, им дано право устанавливать свои собственные образовательные стандарты.

Разъяснение положений Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

29 декабря 2012 года принят Федеральный закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон), который вступает в силу с 1 сентября 2013 года, за исключением ряда положений, вступающих в силу в более поздние сроки. С момента вступления Закона в силу признаются утратившими силу положения Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании».

Законом сохранены базовые принципы и нормы, закрепленные действующим законодательством об образовании, большинство из которых дополнительно конкретизированы. Закреплен понятийный аппарат, устанавливающий наиболее значимые и часто употребляемые понятия и определения (образование, воспитание, образовательная программа, квалификация, образовательная деятельность и другие).

Определены новые уровни профессионального образования, из которых исключено начальное профессиональное образование, а высшее профессиональное образование теперь представлено бакалавриатом, специалистом, магистратурой и подготовкой кадров высшей квалификации, к которой отнесены программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки.

В условиях развития производства и внедрения новых технологии подготовка по части профессий, которые требуют начального профессионального образования будет осуществляться в рамках системы среднего профессионального образования. В этих целях введена образовательная программа среднего профессионального образования — подготовка квалифицированных рабочих (служащих). С учетом изложенного среднее профессиональное образование будет включать в себя два уровня образовательных программ: подготовку квалифицированных рабочих (служащих) и подготовку специалистов среднего звена.

Законом закреплены особенности организации и предоставления образования гражданам, проявившим выдающиеся способности, иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также лицам, нуждающимся в дополнительной социальной и правовой поддержке. Особое внимание уделено условиям обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в обычных образовательных организациях, обеспечивающих возможность осуществления инклюзивного и интегрированного образования.

Новшеством Закона является введение нового понятия «организация, осуществляющая образовательную деятельность», к которой отнесены образовательные организации и иные организации, осуществляющие обучение. В частности, регламентировано, что научные организации, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации, осуществляющие лечение и (или) оздоровление детей, и иные организации, в том числе созданные в форме коммерческих организаций, могут осуществлять образовательную деятельность в качестве дополнительной к своей основной деятельности по ряду основных и дополнительных образовательных программ.

Законом предусмотрены нормы, регламентирующие обеспечение обучающихся учебниками, учебными пособиями и учебно-методическими материалами, а также стипендиальное обеспечение обучающихся образовательных организаций профессионального образования.

Установлено, что обеспечение обучающихся учебниками осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджета субъектов РФ и местных бюджетов. Также установлен порядок формирования стипендиального фонда, предоставляемого образовательным организациям. При этом предусмотрено его увеличение с учетом уровня инфляции.

Законом регламентирована возможность применения к обучающимся мер дисциплинарного взыскания в виде замечания, выговора и отчисления из организации, осуществляющей образовательную деятельность. Не допускается применение мер дисциплинарного взыскания к обучающимся по образовательным программам дошкольного, начального общего образования, а также к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.

Кроме того, Законом предусмотрена возможность отчисления из образовательной организации обучающихся, не получивших общее образование. При этом, согласие комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав на отчисление требуется только если обучающийся, достигший возраста 15 лет, не получил основное общее образование. Ране согласие комиссии требовалось во всех случаях отчисления из образовательной организации.

В целях защиты прав и законных интересов обучающихся Законом предусмотрено создание в образовательной организации комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. В состав комиссии входят совершеннолетние обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, работники образовательной организации. Решение комиссии является обязательным для всех участников образовательных отношений, но может быть обжаловано в установленном законом порядке. Порядок создания, организация работы, принятие решений комиссией и их исполнения устанавливается локальных нормативным актом образовательной организации.

Смотрите так же:

  • Повышение страховой пенсии в 2018 Подписка на новости Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail. 26 декабря 2017 Индексация пенсий в 2018 году будет произведена не с 1 февраля, как и в прошлых годах, а с 1 января. Федеральный закон, предусматривающий данную меру, […]
  • Юристы белгород адреса Юристы, адвокаты и нотариусы Белгорода Некоторые юридические вопросы сложно решить без помощи специалиста. Юристы Белгорода окажут вам квалифицированную помощь в делах, касающихся бракоразводных процессов, жилищного кодекса, апелляционных жалоб и […]
  • Федеральным законом от 30 декабря 2001 г 197-фз 21 декабря 2001 года 26 декабря 2001 года (в ред. Федеральных законов от 24.07.2002 N 97-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 27.04.2004 N 32-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 29.12.2004 N 201-ФЗ, от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 30.06.2006 N 90-ФЗ, […]
  • Ликвидация юридического лица публикация Вестник государственной регистрации сообщений о ликвидации юридических лиц В ходе деятельности юридических лиц наступает момент, когда возникает необходимость ликвидировать организацию. В этом случае учредители могут прекратить деятельность юридического лица […]
  • Трудовые споры 2013 Трудовой спор - КОНСУЛЬТАЦИИ ЮРИСТОВ Трудовой спор представляет собой определенного рода конфликт, возникающий, как правило, на почве нарушения законных интересов работников. Такие конфликты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В Трудовом […]
  • Размер детского пособия матери одиночки в 2018 году Детские пособия в 2018 году: свежие изменения С началом 2018 года в действие вступил ряд изменений в сфере социальных выплат. Большая их часть стала адресной и предназначается малоимущим семьям, чей среднедушевой доход ниже МРОТ. В то же время министр труда […]
  • Двойное гражданство голландии Гражданство Нидерландов (Голландии) Голландский закон о гражданстве основан преимущественно на праве крови. Таким образом, гражданство дается в основном по рождению от родителя-голландца вне зависимости от места рождения ребенка. Если ребенок рождается в […]
  • Уголовная ответственность за экологические преступления состав преступления Уголовная ответственность за экологические преступления Как отмечалось в решениях XI Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, прошедшем в Каире в 1995 г., экологические преступления, приобретающие транснациональный […]