Проблема защиты частной собственности

5.3. Проблема спецификации/размывания прав собственности

Большое место в экономическом анализе прав собственности занимает проблема их спецификации и «размывания». Она является ядром современной теории фирмы, потому что через нее вскрываются сложные обратные связи между собственностью и формами организации экономической деятельности.

Спецификацией называется точное определение набора правомочий собственника. Способы установления прав собственности достаточно многообразны. Так, например, в США в период освоения Дикого Запада для занятия свободного участка было достаточно дать объявление в местной газете. Но вскоре государство ввело дополнительные, более жесткие требования: для подтверждения прав претендент обязывался высадить определенное количество деревьев, регулярно обрабатывать участок в течение нескольких лет и т.д.

Права собственности могут быть как специфицированы государством, так и установлены в результате самопроизвольного децентрализованного развития. Специфицировать права собственности означает:

Установить объект того или иного права собственности (актив);

Установить содержание конкретного права собственности;

Установить субъекта этого конкретного права;

Установить степень исключительности соответствующего права.

Каждая из названных процедур представляет собой достаточно сложный набор действий:

Установить объект того или иного права собственности означает описать существенные характеристики актива, которые отражают его «естественные» свойства (в том числе время создания, местонахождение, границы или размер актива и т.д.) так, чтобы исходя из этого описания в случае возникновения конфликта, можно было бы однозначно определить, о каком активе идет речь.

Установить содержание конкретного права собственности означает установить, что именно владелец может делать с данным активом, не подвергаясь угрозе быть наказанным со стороны гаранта. Иными словами установление содержания права собственности на тот или иной объект означает определение набора правомочий (т.н. «пучка прав»), который соответствует множеству допустимых видов решений, принимаемых субъектом права собственности.

Установить субъекта права собственности означает определить, какой индивид или организация наделяется тем конкретным правом собственности, содержание которого установлено на предыдущем этапе.

Установить степень исключительности права означает определить, в какой мере данное право может быть реализовано его субъектом без согласования с другими физическими или юридическими лицами.

Спецификация выступает важнейшим условием эффективной работы экономики. Она уменьшает неопределенность экономической среды и формирует у индивидуумов стабильные ожидания относительно того, на что они могут рассчитывать в результате собственных действий и в отношениях с другими экономическими агентами.

Однако важно не только четко специфицировать права собственности, но и надежно их защитить. Чтобы не оставаться чисто номинальными, правомочия должны быть не только определены, но и обеспечены эффективными санкциями.

Защитить то или иное право собственности владельца на актив означает предотвратить не разрешенное владельцем использование актива в соответствующем направлении другими субъектами (потенциальными нарушителями соответствующего права):

государством, – его отдельными ведомствами и учреждениями, отдельными государственными служащими.

Спецификацией и защитой прав собственности занимается специальный социальный субъект, который называется гарантом права собственности. Следовательно, спецификация того или иного права собственности может иметь как формальный, так и неформальный характер.

В случае формальной спецификации она осуществляется государством, органами его исполнительной или судебной власти. В этом случае гарантом специфицированного права выступает государство, в лице правоохранительных органов.

Неформальная спецификация осуществляется и реализуется обычно членами той или иной группы, – семьи, соседской общины и т.п.

На первый взгляд может показаться, что формальная спецификация всегда надежнее, чем неформальная, т.е. что уровень защиты права, обеспечиваемый государством, всегда выше, чем уровень защиты, обеспечиваемый неформальными средствами. В действительности это не всегда так: ведь конкретные действия, из которых складывается спецификация, выполняются в реальности не абстрактным «государством вообще», а вполне конкретными государственными служащими, для которых эти действия выступают всего лишь средством для получения дохода. Тем самым, они заинтересованы в обеспечении высокого качества своих действий только в той мере, к какой оно влияет на уровень оплаты их труда. Если связь между уровнем их усилий по обеспечению качественной спецификации прав собственности и уровнем оплаты труда слаба или просто отсутствует, можно ожидать, что государственный служащий будет выполнять требуемые от него действия с минимально допустимым уровнем качества, который может оказаться и ниже, чем при неформальной спецификации прав.

Однако у неформальной спецификации и защиты прав собственности есть свои естественные пределы, связанные с ограниченностью потенциала насилия ее гаранта в сравнении с потенциалами насилия, которыми располагают потенциальные нарушители специфицированного права.

Совершенный режим частной собственности означает исчерпывающую спецификацию и абсолютную защиту всех правомочий. Понятно, что такое было бы возможно только в идеальном мире, где любая, сколь угодно сложная спецификация обходилась бы бесплатно. В реальном мире, где издержки спецификации могут быть очень велики, далеко не все права оказываются точно определены, однозначно распределены и надежно защищены. В «порах» между точно специфицированными наборами прав остаются зоны с высокой степенью неопределенности.

Точность спецификации зависит от баланса ожидаемых выгод от нее и издержек по установлению и защите права. Чем больше ценность ресурса, тем больше число притязателей на него и тем больше стимулы к установлению точных прав. Можно сказать, что степень спецификации должна соответствовать степени редкости различных ресурсов. Величина издержек по определению содержания и защите прав будет колебаться в зависимости от физических характеристик ресурсов, соответственно, будет колебаться и точность устанавливаемых на них прав собственности.

Очевидно, что различные варианты спецификации объектов собственности, а также способов установления и защиты прав на них далеко не равноценны и требуют неодинаковых затрат.

Процессом, противоположным спецификации прав собственности, является их размывание. Под размыванием права собственности понимается сознательное введение неопределенности и нечеткости в те или иные компоненты специфицированного права собственности. Размывание прав собственности имеет место, когда они либо неточно установлены и плохо защищены, либо подпадают под разного рода ограничения.

Субъектом размывания права собственности выступает тот же субъект, который выполняет функцию спецификации права, т.е. гарант. В этом размывание права собственности отличается от его нарушения: нарушителем прав обычно является некоторая третья сторона, отличная и от субъекта права, и от его гаранта.

Поскольку в современных обществах наиболее массовым гарантом прав собственности является государство, то и размывание прав собственности также связано именно с действиями государства. Последствия такого размывания прав собственности и на теоретическом уровне, и на многочисленных исторических примерах исследованы Д. Нортом [Норт, 1997]. Для государства, стремящегося к пополнению своих бюджетных ресурсов, размытые, – незащищенные от безвозмездного изъятия, – права собственности подданных часто оказываются выгодными, поскольку позволяют легче решать проблему обеспечения требуемого уровня государственных расходов. Однако размытость прав собственности, выгодная в краткосрочном периоде, создает трудности с наполнением казны в долгосрочном периоде. Ведь ослабление исключительности прав собственности уменьшает степень определенности будущего для экономических агентов, увеличивает риски, снижая, тем самым, стимулы к инвестиционной активности.

Поскольку государство не представляет собой единое целое, будучи совокупностью различных органов власти и управления, в которых действуют конкретные граждане, – государственные служащие, – способные и готовые решать задачу повышения своего благосостояния путем использования служебного положения, размывание прав собственности может осуществляться даже не в краткосрочных интересах государства в целом, а в интересах отдельных государственных служащих и их групп, а также в интересах групп лоббистов.

В этой связи действия государства и отдельных ведомств и государственных служащих, направленные на установление ограничений на права собственности, т.е. на их фактическое размывание, должны оказываться под «априорным подозрением» с точки зрения того, что предлагаемое размывание прав собственности может осуществляться в интересах отдельных лоббистских групп, исходя из соображений перераспределения, а не создания и роста общественного благосостояния.

Размывание прав собственности ведет к ослаблению всех тех информационных и мотивационных преимуществ «полного» права частной собственности, которые обеспечивают экономическую эффективность. В этом случае нарушается обратная связь между решениями экономических агентов и получаемыми ими результатами. Ослабляя исключительность и отчуждаемость прав собственности, ограничения уменьшают степень рыночности экономики. Любые ограничения сужают поле экономического выбора, перестраивают ожидания экономических агентов, снижают для него ценность ресурсов, меняют условия обмена.

Очевидно, что нет необходимости устанавливать точное определение всех правомочий любой ценой. С экономической точки зрения спецификация должна идти до того предела, где дальнейший выигрыш от преодоления «размытости» прав уже не окупает связанных с этим затрат. Поэтому существование широкого класса ресурсов с размытыми или неустановленными правами на них – нормальное явление, присутствующее во всех экономиках. Однако в зависимости от величины и состава этого класса они могут сильно различаться по уровню эффективности.

Завершая данный раздел, можно графически отразить всю совокупность элементов, образующих систему собственности (Рисунок 5.1).

Рисунок 5.1 — Собственность как институциональная система

Проблема защиты прав интеллектуальной собственности в международном масштабе

Глава 1. Политика в области ИС. 5

1.1. Защита прав ИС в рамках «экономики знаний». 5

1.2. Особенности формирования и развития современного информационного общества. 11

1.3. Регулирование правоотношений, возникающих в сфере ИС. 14

Глава 2. Законодательная защита прав ИС. 18

2.1. Первоочередные задачи развития системы охраны интеллектуальной собственности в новых условиях хозяйствования. 18

2.2. Правовая охрана интеллектуальной собственности в деятельности российских предприятий на внешнем рынке и иностранных компаний на внутреннем рынке России. 20

Список литературы . 40

Интеллектуальная собственность, ее место и роль в становлении российской экономики представляют в настоящее время наиболее жгучий интерес при принятии всех более менее значимых решений на всех уровнях российского руководства. В условиях замедления показателей экономического роста в Российской Федерации, обусловленного выработкой внешнеэкономического сырьевого «ресурса», необходима принципиальная смена факторов роста российской экономики. Действительно, при внимательном рассмотрении основных факторов развития экономики развитых государств мира видно, что значительная часть роста валового продукта (до 80%) в этих странах достигается за счет инновационного сектора экономики. А это связано с введением в хозяйственный оборот продукции интеллектуального труда, доведением научных результатов до рыночного эффективного продукта. Положение, которое сложилось в России в области инноваций, представляется очень не простым. По мнению президента РАЕН профессора О. Кузнецова, высказанному им на годичном общем собрании Академии, «мы находимся в глубоком технологическом «седле», даже внутренний рынок обеспечен научно-техническими разработками всего на 3%.

Для примера, в США этот показатель — 30%». Не замечать этого, значит обречь страну на долгие годы технологического застоя. Тот, кто внимательно следит за сферой оборота результатов интеллектуальной деятельности обратит внимание на целый ряд мер, которые предприняты Президентом и Правительством Российской Федерации по различным вопросам, связанным с правовой охраной и защитой результатов интеллектуальной деятельности, их учетом и инвентаризацией, вовлечением результатов интеллектуальной деятельности в экономический и гражданско-правовой оборот, восстановлением прав Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности и др. С осуществлением данных мер связано достаточное количество позитивных результатов в сфере использования и распоряжения интеллектуальной собственностью. С их реализацией во многом связано растущее понимание важности и ответственности за состояние дел в данной сфере у руководителей всех уровней власти. Особое место среди указанных мер занимают меры, предпринимаемые российским руководством по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения. Однако, принимаемые в этой области меры весьма неоднозначно воспринимаются в среде ученых и представителей российского ОПК. В связи с этим представляется необходимым остановиться и привлечь внимание к тем сторонам (аспектам) этой проблемы, которые, при их системной оценке, дают понимание, в каком направлении следует двигаться, какие решения и какие приоритеты следует выбрать для того, чтобы достичь нужного результата.

Глава 1. Политика в области ИС

1.1. Защита прав ИС в рамках «экономики знаний»

Область интеллектуальной собственности является сосредоточением интересов различных социальных групп, каждый из которых не может быть реализован в полном объеме, не вступив при этом в противоречие с аналогичными интересами другой социальной группы. Выстраивая политику в области интеллектуальной собственности, государство, судя по принятым решениям, ориентируется главным образом на «государственные интересы». К сожалению, что именно подразумевается под «государственными интересами», в данном случае, четко не определено и представляется как нечто глобальное, внесоциальное. Полагаем, что в этом таится серьезная системная ошибка. Вряд ли можно определить «государственные интересы», как нечто самостоятельное, так как в их основе лежат преломленные в деятельности государства интересы отдельных социальных субъектов[11, с. 20]. В качестве последних, применительно к рассматриваемой области, выделяются интересы отдельных авторов, интересы организаций, чья деятельность связана с осуществлением интеллектуальной (творческой) деятельности, а также интересы всего российского общества в целом. Оценивая интересы социальных субъектов применительно к области интеллектуальной собственности стоит обратить внимание на тот факт, что Всемирная декларация по интеллектуальной собственности, одобренная ВОИС 26 июня 2000 г. на первое место поставила интересы отдельного человека. В пункте (ii) декларации прямо указано, что используемый термин «права интеллектуальной собственности» означает по существу права человека, закрепленные в статье 27 Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948 году, и, в частности, что: «Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами» и «Каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является». Следуя общепризнанным принципам и нормам международного права, Конституция Российской Федерации (ст. 44) относит к числу важнейших прав граждан России право на свободу во всех сферах творческой деятельности. Это означает, что государство принимает на себя обязанность обеспечить своим гражданам эффективные средства юридической защиты этих прав и свобод. Значит ли это, что в вопросах интеллектуальной собственности во главу угла ставятся интересы отдельного человека. По-видимому, да, и с этим утверждением согласно большинство из тех, кто тесно связан со сферой интеллектуальной деятельности[13, с. 22]. Взять, к примеру, известное всем соглашение ТРИПС, где в преамбуле к соглашению сделан акцент на том, что «права интеллектуальной собственности являются правами частных лиц». Однако в этом утверждении нужно быть очень острожным, ведь речь идет не только о праве автора на полученный им результат интеллектуальной деятельности, но и о праве другого человека, заключающегося в «свободе искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ». Поэтому можно согласиться с положением Указа Президента Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 863, установившим в качестве приоритетного направления государственной политики по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий «сбалансированность прав и законных интересов всех субъектов правоотношений, включая государство». Такую же постановку вопроса можно найти и в Доктрине развития российской науки, где в качестве одного из важнейших принципов государственной научной политики определена «защита прав интеллектуальной собственности исследователей, организаций и государства». В этом случае мы имеем дело с интересами отдельных граждан – авторов и других частных лиц, интересами правообладателей — юридических лиц, а также интересами государства как отдельного субъекта гражданских правоотношений, которые в этом случае должны рассматриваться как интересы российского общества в целом.

В то же время, ведя речь о «защите интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения» , следовало бы распространить содержание этого понятия (интересы государства) на интересы всех социальных субъектов. Такая постановка вопроса в полной мере позволит обеспечить их сбалансированность в контексте единой государственной политики защиты прав интеллектуальной собственности. Рассматривая социальный аспект задачи по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности, нельзя не затронуть и вопрос оценки интеллектуального труда, который самым тесным образом связан с защитой интересов различных социальных групп в области интеллектуальной собственности. К сожалению, интеллектуальный труд в России ценится сегодня чрезвычайно низко. Данные по использованию интеллектуального ресурса в современной России в целом неутешительны. Однако это проблема не столько экономическая, сколько социальная. Высоко ценить результаты интеллектуального труда должны, прежде всего, те, кто их создает — ценить и уметь самим защитить свои интересы в отношении прав интеллектуальной собственности. К сожалению, применять юридические процедуры по защите своих прав интеллектуальной собственности сегодня в России умеют и желают не многие. Юридические процедуры заменяются «обращениями», «открытыми письмами» к власть придержащим, заказными статьями в прессе. В этом отношении мы явно задержались в советской эпохе, там где этот метод, обозначенный некоторыми публицистами как метод «совка», играл решающую роль в реализации своих интересов.

По образному выражению академика-секретаря Отделения общественных наук РАН В.Л Макарова современная экономика является «экономикой знаний». В рамках указанной «экономики знаний» защита прав интеллектуальной собственности является одним из важнейших факторов роста. В экономическом аспекте политика государства, связанная с использованием, распоряжением и защитой прав интеллектуальной собственности, определяется двумя факторами. Во-первых, необходимостью внедрения новых знаний в российскую экономику (инновационная составляющая политики государства) и, во-вторых, возможностью получения дополнительных доходов в федеральный бюджет от распоряжения правами на результаты интеллектуальной деятельности, созданные за государственный счет (фискальная составляющая политики государства). Целью инновационной политики, как она определена в концептуальных документах Российской Федерации является обеспечение устойчивого развития экономики страны за счет эффективного использования интеллектуального потенциала, генерации и внедрения новых знаний, переход к инновационному пути развития на основе избранных приоритетов. В настоящее время инновационная политика государства строится вокруг создания национальной инновационной системы Российской Федерации. Цель создания национальной инновационной системы – формирование с позиций государственной инновационной политики благоприятных правовых (регулирование обращения объектов интеллектуальной собственности), организационных (малые и средние инновационные предприятия) и экономических (налоговые льготы для инвестиций, связанное финансирование, налоговые кредиты, кооперативные исследования) условий для эффективного освоения в производстве новейших научно-технологических и технических достижений. В инновационном процессе реализуются экономические отношения между создателями новшества, собственниками ресурсов, потребителями новшеств по поводу их изготовления, использования и обеспечения ресурсами. Рассматривая экономический аспект проблемы интеллектуальной собственности в рамках инновационной деятельности, следует исходить из ориентации на коммерчески эффективный результат. Здесь можно согласиться с мнением Д.И Кокурина, обратившего внимание на то, что «в отличие от других видов творческой деятельности, для которых характерен неочевидный результат и высокая значимость его эмоциональной оценки, инновационная деятельность ориентируется на рационально оцениваемые действия, позволяющие обеспечить уверенно прогнозируемый результат». Поэтому, выстраивая государственную политику использования и распоряжения правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности, в ее основу должно быть положено достижение реальных экономических результатов. Это может быть внедрение новых технологий, создание новейших технических образцов, а также непосредственные поступления финансовых средств в государственный бюджет. Государство обязано использовать рычаги экономической политики для эффективного использования результатов интеллектуальной деятельности. В связи с этим резонен вопрос, задаваемый рядом специалистов, о способности государства эффективно распорядиться теми интеллектуальными ресурсами, права на которые оно имеет. По мнению большинства экономистов, основное внимание государства на современном этапе развития России должно быть сосредоточено на государственном стимулировании инновационной деятельности. В этом комплексе мер особо выделяются меры по государственному стимулированию создания, правовой охраны, защиты и использования результатов научной и научно-технической деятельности, меры по нормативно-правовому обеспечению вовлечения в хозяйственный оборот результатов научной и научно-технической деятельности (в том числе с использованием экономических стимулов), меры по регулированию порядка учета, инвентаризации, амортизации и налогообложения объектов интеллектуальной собственности, а также по регламентации проведения стоимостной оценки интеллектуальной собственности.

Среди мер по обеспечению защиты прав интеллектуальной собственности, проводимых в рамках инновационной политики, наиболее важными в настоящее время являются: инвентаризация, каталогизация и создание единой системы учета результатов научных исследований и технологических разработок, полученных организациями различной организационно-правовой формы и формы собственности; формирование механизмов защиты интеллектуальной собственности в инновационной сфере и введения ее в хозяйственный оборот; совершенствование патентной и лицензионной деятельности, формирование рынка интеллектуальной собственности. Фискальная составляющая политики государства не противоречит общемировой практике использования государством прав интеллектуальной собственности, заключающейся в том, чтобы распространение результатов интеллектуальной деятельности, созданных за счет средств госбюджета происходило на договорных условиях за разумное вознаграждение. Фискальная политика государства в области интеллектуальной собственности строится вокруг создания государственного механизма перераспределения финансовых средств, получаемых от распоряжения принадлежащими Российской Федерации правами на результаты интеллектуальной деятельности. Цель ее – обеспечить финансирование приоритетных направлений научных исследований на основе решений федерального правительства. В современной ситуации у частных лиц нет серьезных экономических стимулов для перераспределения финансовых средств в интересах развития науки. Эту функцию должно было взять на себя государство, что и нашло отражение в Правилах зачисления в доход федерального бюджета и использования средств, полученных от реализации договоров, заключаемых при вовлечении в экономический и гражданско-правовой оборот результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения , а также в проекте порядка подготовки предложений о выделении дополнительных средств на финансирование перспективных научных разработок.

1.2. Особенности формирования и развития современного информационного общества

Оценивая государственную политику в области правовой защиты результатов интеллектуальной военного, специального и двойного назначения, нельзя не отметить, что институт интеллектуальной собственности это основа регулирования информационных отношений, возникающих при производстве, передаче, распространении и потреблении информации, создаваемой в порядке осуществления свободы интеллектуальной деятельности[11, с. 13]. Поэтому на формировании и реализации политики Российской Федерации в области интеллектуальной собственности в полной мере сказываются особенности формирования и развития современного информационного общества, особенности складывающегося единого информационного пространства России, ее возможности по вхождению в мировое информационное пространство. Поэтому многие элементы государственной политики Российской Федерации в области защиты прав интеллектуальной собственности являются по существу одновременно и элементами информационной политики государства. К ним, прежде всего, необходимо отнести: эффективное формирование и использование национальных информационных ресурсов, составляющих основу научно-технического потенциала Российской Федерации и обеспечение широкого, свободного доступа к ним; развитие информационных технологий, модернизация информационной инфраструктуры в интересах общественного развития; обеспечение информационной безопасности, защита государственных информационных ресурсов, создание условий для соблюдения установленных федеральным законодательством ограничений на доступ к конфиденциальной информации. Основное содержание данных элементов информационной политики государства применительно к рассматриваемой проблеме сводится к информационному обеспечению защиты прав интеллектуальной собственности всех субъектов правоотношений. Вопросы информационного обеспечения защиты прав интеллектуальной собственности в настоящее время достаточно подробно проработаны и отражены в целом ряде руководящих и концептуальных документов. Определен и перечень мер, осуществление которых позволит повысить эффективность использования и защиты интеллектуального потенциала Российской Федерации. Ряд из них приведен в материалах, подготовленных в интересах формирования концепции инновационной политики Российской Федерации. К ним относятся: создание системы учета и информационного доступа к результатам интеллектуальной деятельности, полученным организациями различной организационно-правовой формы; формирование единой информационной сети отраслевых и региональных центров обеспечения инновационной деятельности, включая создание баз данных по инновационным проектам (программам) и новым технологиям, профильным сегментам рынка труда; регламентация процедуры раскрытия информации о результатах интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения для их вовлечения в экономический и гражданско-правовой оборот; создание единого информационного пространства в области использования результатов интеллектуальной деятельности, совершенствование взаимодействия структур по их правовой защите; создание современной инфраструктуры информационной поддержки взаимодействия и координации действий инвесторов, разработчиков, производителей и потребителей продукции научно-технического назначения (промышленно-экономические конгрессы, форумы предпринимателей, электронные биржи технологий, профильные организации разработчиков и др.); создание единой информационно-аналитической системы в целях проведения регулярной инвентаризации, каталогизации и статистического учета результатов научных исследований и прикладных разработок; развитие государственного реестра результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, полученных за счет средств бюджетов всех уровней. Простое перечисление планируемых мер не отвечает на вопрос — в чем же состоит их предназначение. Поэтому нелишне будет дать некоторые пояснения[6, с. 33].

Вопросы информации всегда имеют две проблемные стороны: с одной стороны, обеспечение благоприятных условий распространения (получения) необходимой информации и, с другой стороны, обеспечение защиты от несанкционированного раскрытия информации. Тоже самое и для области защиты прав интеллектуальной собственности: на первом плане — доведение до заинтересованных лиц данных об имеющихся результатах интеллектуальной деятельности для их эффективного вовлечения в экономический и гражданско-правовой оборот, и, в то же время, защита информации – обеспечение монополии обладателя прав на результаты интеллектуальной деятельности для реализации его имущественных интересов. В первом случае это создание системы раскрытия информации о научных разработках и технологиях с целью более эффективного ее представления на рынке интеллектуальной собственности, формирование механизмов раскрытия информации об интеллектуальной собственности как составной части ее маркетинга и трансферта. Во втором случае это создание правовых и организационных механизмов защиты информации, содержащей сведения о результатах интеллектуальной деятельности. Касаясь информационного аспекта проблемы защиты прав интеллектуальной собственности нельзя не отметить и такой вопрос как информационная поддержка решений, принимаемых в сфере формирования государственной политики в данной области. Опыт последних лет показывает, что без тщательной и всесторонней информационной поддержки, без глубокого публичного разъяснения поставленных целей и задач редко какое решение может быть эффективно реализовано в той мере, в какой это планируется.

1.3. Регулирование правоотношений, возникающих в сфере ИС

О вопросах регулирования правоотношений, возникающих в сфере интеллектуальной собственности, в последнее время не высказался только ленивый. Это связано с массой накопившихся в предыдущие годы проблем, с грузом правовых коллизий, возникших в результате перестройки существовавшей ранее советской правовой системы. Можно только обозначить имеющиеся проблемы, существующие сегодня в области законодательного обеспечения охраны интеллектуальной собственности . К ним относятся: урегулирование вопроса о правах Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности, создаваемые за счет средств государственного бюджета, и обеспечение с учетом этого, баланса прав и законных интересов участников правоотношений в данной области; создание на уровне законодательных актов достаточных условий для стимулирования творческой деятельности и использования результатов интеллектуальной деятельности в различных отраслях экономики; законодательное определение порядка передачи государством прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданные за счет средств государственного бюджета; повышение уровня защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности и усиление ответственности за их нарушение и др. При многообразии существующих проблем законодательного регулирования правоотношений в области интеллектуальной собственности следует выделить тот общий контекст, который определяет главное направление правотворческой деятельности в данной области в настоящее время. Этот контекст четко обозначил один из известных российских экономистов следующими словами: «…для решения задач догоняющего развития в условиях постиндустриальных вызовов критическое значение имеет гарантия прав собственности в секторе, который символизирует наступление новой технологической эпохи». Работа, связанная с совершенствованием законодательства в сфере интеллектуальной собственности в силу свей новизны и неоднозначности чрезвычайно сложная[10, с. 30]. Для того чтобы она принесла желаемые положительные результаты в ней должна четко прослеживаться идея создания в Российской Федерации целостного государственного механизма защиты прав на интеллектуальную собственность, на необходимость которого указал Президент Российской Федерации. Поэтому, формируя нормативную базу в области интеллектуальной собственности, особое внимание следует уделить тщательному согласованию всех готовящихся проектов нормативных документов. Нужно снять все неясные вопросы, которые возникают в связи с введением новых процедур и норм, исключить всякую возможность неоправданных и необоснованных нововведений. Современная ситуация в стране, характеризующаяся стремительными изменениями во всех сферах общественной жизни, требуют быстрого реагирования со стороны законотворческих органов, новые реалии нуждаются в законодательном оформлении. Особенно это касается регулирования правоотношений, касающихся использования и защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения.

В настоящее время действующие нормативные правовые акты не обеспечивают надлежащую защиту прав государства на результаты интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения и условия их использования в гражданском обороте. Это при том, что данные результаты непосредственно связаны с вопросами обеспечения обороны и безопасности России. В связи с этим следует отметить работу, проведенную Минюстом России по подготовке проекта федерального закона «О результатах интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения». Предлагаемый законопроект устанавливает принципы осуществления государственной политики, правовые основы учета, регистрации и использования результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения, а также определяет особенности правового режима таких объектов и условия их использования в гражданском обороте с учетом международных договорных и иных обязательств Российской Федерации[12, с. 42].

Законопроектом предусматриваются особенности правового режима результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения: определяется распределение прав на результаты интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения государства, юридических и физических лиц; общие условия их использования в гражданском обороте и во внешнеэкономической деятельности. Предусматривается возможность передачи прав на результаты интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения посредством заключения договоров. В законопроекте закрепляется государственная регистрация результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения, определяются объекты государственного учета, основания и порядок осуществления государственного учета и регистрации, требования к единому государственному реестру результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения. В целом можно ожидать, что Федеральный закон «О результатах интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения» при его последовательной реализации обеспечит соблюдение интересов государства и общества в целом в использовании результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения и создаст условия для их широкого использования в гражданском обороте.

Глава 2. Законодательная защита прав ИС

2.1. Первоочередные задачи развития системы охраны интеллектуальной собственности в новых условиях хозяйствования

Новая экономика, неотъемлемой составной частью которой являются современные наукоемкие производства, в значительной степени зависит от эффективного использования накопленных знаний, воплощенных в нововведения — технологии, продуктовые и управленческие инновации. Нововведения, являясь результатом коллективной или индивидуальной интеллектуальной деятельности, обладают авторством и, следовательно, как и на всякий продукт творчества при соблюдении определенных требований на них распространяются права интеллектуальной собственности (ИС).

В рыночной экономике право собственности является краеугольным принципом общественного развития. Поэтому в странах с развитой рыночной экономикой за длительный период ее эволюционного развития на принципах частной собственности создана всеобъемлющая нормативно-правовая база, регулирующая отношения и охраняющая права ИС.[11, с. 99]

Этого нельзя сказать в полной мере о защите прав ИС в России. Новой России досталось правовое наследство в области охраны и использования ИС, ориентированное на главенствующую роль государства в распоряжении собственностью, в том числе интеллектуальной. Известно, что в области оформления научно-технических достижений и закрепления, прав на них, в частности, на поддержание патентов, необходимы значительные средства, а также большая скрупулезность, тщательность и кропотливость, на что у нас, как правило, не хватало сил и желания — в нерыночной среде в этом не было особой необходимости: все было государственным и государство без особых «церемоний» решало что, как, кому и где использовать. Достаточно было иметь качественное описание технологических процессов, конструкторской и иной технической документации. А это было. Техническая культура была (и пока есть) на высоком уровне. Не было инновационного рынка, мало было специалистов по продвижению нововведений на нем как разновидности специфического товара.

Таким образом, в системе мер по оздоровлению российской экономики в целом и промышленности в частности остаются актуальными вопросы, связанные с законодательной защитой прав ИС, а это, в свою очередь, влияет на эффективность вовлечения в активный хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности.

Из-за недостаточного внимания и опыта решения проблем, связанных с использованием интеллектуальной собственности, российское государство несет значительные убытки. Во-первых, потому, что многие научно-технические достижения по разным причинам (в том числе и из-за спада производства, наиболее резкого в высокотехнологичных отраслях) не используются в практической деятельности, не востребованы обществом. Во-вторых, значительная часть достижений бесконтрольно уходит за рубеж, не принося должного дохода их разработчикам. И, наконец, происходящая крупномасштабная утечка самих высококвалифицированных кадров, труд которых не оценивается по достоинству, явно не способствует укреплению научно-технического потенциала страны, поскольку самое главное наше достояние — классные специалисты, их талант, принадлежащая им ИС, — меняют гражданство, уменьшая богатство России[4, с. 22].

В связи с происходящими институциональными преобразованиями и изменениями в условиях хозяйствования в стране только создается и отлаживается законодательный механизм использования и распространения нововведений, создается общедоступная система их государственного учёта и распространения. В частности, пока еще не отрегулирован порядок передачи российским и иностранным партнерам прав на использование отечественных изобретений и внесения их в уставный фонд создаваемых предприятий.

Без решения этих проблем, без осознания роли ИС как фактора научно-технического, экономического и культурного развития нашей страны немыслимо будущее России не только как великой державы, но и просто как независимого и суверенного государства. Ведь именно интеллектуальным потенциалом мы отличаемся от развивающихся стран.

2.2. Правовая охрана интеллектуальной собственности в деятельности российских предприятий на внешнем рынке и иностранных компаний на внутреннем рынке России

Следует отметить, что необходимость принципиального изменения отношения государства к проблемам ИС объективно назрела уже давно. И если в период массовой приватизации нематериальные активы практически не учитывались, то сегодня инвентаризация интеллектуального ресурса превращается в первостепенную задачу. Например, по экспертным оценкам, в настоящее время идентифицировано менее 0,5% интеллектуальных (нематериальных) активов предприятий оборонно-промышленного комплекса, где и сосредоточен основной интеллектуальный капитал[2, с. 13].

В первоочередном порядке необходимо изменить законодательство о приватизации государственного имущества и о банкротстве с тем, чтобы результаты интеллектуальной деятельности полностью учитывались в составе имущества предприятий научно-технической сферы. Сегодня специфика таких предприятий при приватизации или банкротстве практически не учитывается.

Первые попытки изменить сложившуюся ситуацию были осуществлены с помощью президентских указов, предназначенных для защиты и стимулирования использования ИС [1, 2]. Однако, несмотря на их актуальность и своевременность, основные положения принятых документов остаются несовершенными и взаимно противоречивыми. Выход из создавшегося положения может быть только в разработке целеустремленной государственной политики в сфере ИС, тесно увязанной с приоритетами научно-технической, инновационной и промышленной политики государства.

Основной целью такой политики должно стать достижение баланса интересов научных коллективов, промышленности, бизнеса и государства, а также организация их сотрудничества по созданию и коммерческому использованию научно-технических достижений.

Главные ее задачи — ориентация отечественной науки и промышленности на создание наукоемкой и конкурентоспособной продукции как основы экономического роста, распространение рыночных отношений в научно-технической сфере посредством правовой охраны результатов научно-технической деятельности и создание системы (государственной и предпринимательской) использования ее результатов.

Выгода государства в этом случае состоит в расширении конкурентоспособного производства и укреплении позиций отечественных товаропроизводителей на внутреннем и мировом рынках. Именно на такой основе и строят свою политику в области ИС экономически развитые государства.

Советское, а затем и российское государство на разных этапах своего существования проводило определённую политику в области использования ИС. За годы существования Советского Союза был накоплен огромный научно-технический потенциал. Примерно одна треть всех изобретений мира была создана в СССР. По количеству ежегодно регистрируемых изобретений Советский Союз наряду с США занимал второе место в мире после Японии. К 2001 г. массив советских изобретений превысил 1,5 млн. и большая часть из них (свыше 64%) приходилась на долю РФ.

В советское время авторы изобретений и их работодатели фактически были лишены исключительных прав, а охраняемые авторскими свидетельствами изобретения были отданы в свободное использование всем желающим. До конца 2001 г. права на все результаты научно-технической и интеллектуальной деятельности принадлежали одному собственнику — государству. Создание и использование новой техники противоречило экономическим интересам предприятий и привело к возникновению проблемы внедрения (то есть внеэкономического принуждения), которая так и не нашла своего решения в период административно-командных методов хозяйствования, которые не поддерживали внедрение капиталоемких новаций, требовавших долгосрочных инвестиций.

Порочность системы бесплатного использования научно-технических достижений проявилась при экспорте продукции машиностроения, когда при продаже на нашу технику были наложены крупные штрафные санкции за патентную «нечистоту». Только после этого России пришлось вступить в Парижскую конвенцию по охране промышленной собственности.

Переход России к новым экономическим отношениям резко изменил описанную выше ситуацию. С принятием в 2002 г. новых законов в России была создана цивилизованная система правовой охраны интеллектуальной собственности, в соответствии с которой результаты научно-технической деятельности являются объектами частной собственности и защищаются патентами или приравненными к ним свидетельствами. После того, как формально был провозглашен свободный рынок товаров, работ и услуг, ожидалось, что изобретения будут, наконец, востребованы реальным сектором экономики.

Действительно, в условиях рыночной экономики права на результаты научно-технической деятельности обеспечивают их владельцам возможность использовать эти объекты по своему усмотрению и получать от этого материальную выгоду. Однако и сейчас процесс освоения наукоемких технологий встречает определенные трудности, о чем свидетельствует уменьшение удельного веса предприятий, осуществляющих разработку и использование нововведений: в 2002 г. — 16,3%, в 2006—2008 гг. — около 4—5%. Использование новой техники, в том числе содержащей объекты интеллектуальной собственности, в период проведения экономических реформ сократилось почти в 20 раз.

Сказалось, что предприятия научно-технической сферы не имеют опыта работы в условиях рыночных реформ, не умеют успешно распоряжаться принадлежащим им интеллектуальным капиталом, не готовы к коммерческой реализации собственных разработок. Результаты научно-технической деятельности в основной своей массе не являются коммерческим продуктом, готовым для производства и эффективной реализации. Российские предприятия стараются передать за рубеж новейшие знания в чистом виде, не подкрепляя их производственными знаниями, секретами и услугами типа инжиниринг. Такая стратегия резко отличается от общемировых тенденций, где одной из наиболее характерных черт современного научно-технического и технологического обмена является обострение конкурентной борьбы на мировом рынке, что приводит к значительному усложнению доступа к новейшим технологиям и ограничению их коммерческого использования[14, с. 18].

Причина здесь кроется в специфике товара. Товарами в торговле интеллектуальной продукцией чаще всего являются секреты производства — ноу-хау, знания, причем не всегда эти знания оформлены юридически, в патентной форме. Знания менеджерские, знания того, как организовать и наладить производство и маркетинг. То есть торговля в современных условиях включает в себя коммерческую эксплуатацию того, как надо производить и реализовывать продукцию.

И вот здесь возникает целая серия проблем, осложняющих коммерческую реализацию российских технологий как внутри страны, так и на внешнем рынке. Прежде всего, покупателей интересует не технология как таковая, а продукция, которая может быть изготовлена по этой технологии, преимущества данной продукции, позволяющие ей успешно конкурировать с аналогичной. К сожалению, российские предприятия, говоря о технологии, забывают о конечном продукте. В результате до 90% промышленной продукции, выпускаемой ими сегодня, не соответствует мировому уровню и, следовательно, неконкурентоспособна.

Следующая проблема — это охрана новшеств. У большинства предприятий отсутствует единая политика в области охраны интеллектуальной собственности и продвижении своих товаров и технологий на рынок. В результате российские предприятия теряют приоритет на рынке и проигрывают своим конкурентам. Еще одна причина низкой эффективности торговли — это уровень промышленного освоения предмета продажи. Многие предлагаемые российскими предприятиями технологии не имеют промышленного внедрения.

Одной из наиболее эффективных форм коммерциализации интеллектуальной собственности является передача прав на использование научно-технических достижений и других объектов ИС на основе лицензионных соглашений. По мере продвижения экономики к более наукоемкой модели развития обмен различными объектами ИС, осуществляемый на коммерческой основе в виде торговли лицензиями, превратился в самостоятельную сферу экономических отношений.

Следует отметить, что торговля лицензиями относится не только к зарегистрированным объектам ИС, а также включает передачу ноу-хау, результаты НИОКР, услуги типа инжиниринг и т. д. В международной практике объемы этих операций значительно превышают торговлю охраняемыми объектами. Отсутствие в России правовой базы и регистрации договоров на передачу таких объектов тормозит процесс формирования национального рынка лицензий.

Для большинства стран торговля лицензиями ведется как на национальном, так и на международном уровне, то есть фирмы обмениваются технологиями в пределах страны и активно используют лицензионную торговлю в своей внешнеэкономической деятельности. Для нашей страны внутренняя торговля лицензиями — явление абсолютно новое, поскольку, как отмечалось выше, все научно-технические достижения в советское время принадлежали государству, и каждое предприятие могло свободно использовать любое из них в собственном производстве, не оформляя никакого лицензионного соглашения. Вот почему в СССР не существовало системы внутреннего лицензирования, а лицензионная деятельность рассматривалась только как один из видов внешнеэкономических операций.

Сегодняшнее законодательство изменило данную ситуацию, предусмотрев обязательное заключение и регистрацию лицензионного договора между лицом, изъявившим желание использовать объект промышленной собственности, и патентообладателем. При этом государственной регистрации подлежат только внутренние сделки, связанные с охраняемыми объектами промышленной собственности: договоры об уступке патента и договоры на передачу патентных лицензий. Договоры, предметом которых является передача результатов научно-технической деятельности, не защищенных патентом, например, договоры ноу-хау, не подлежат регистрации. Также не регистрируются и международные договоры по экспорту российских технологий и импорту зарубежных технологий, за исключением технологий военного и двойного назначения, для которых существует отдельная система государственного контроля. Таким образом, в настоящее время сложилась ситуация, противоположная имевшей место в плановом хозяйстве. Национальная система передачи технологий регулирует только внутреннюю торговлю лицензиями, и практически отсутствует механизм государственного регулирования внешней торговли лицензиями.

Поэтому среди ряда причин, снижающих эффективность процесса развития лицензионной торговли в России, главной является отсутствие механизма регулирования внешней торговли российскими технологиями, что приводит к безвозмездной потере национального интеллектуального ресурса.

В настоящее время, когда предприятия самостоятельно осуществляют экспортно-импортные операции, выходят на внешний рынок со своими научно-техническими разработками, создают совместные с зарубежными фирмами

Смотрите так же:

  • Приказ на удержание из заработной платы по заявлению работника Приказ на удержание из заработной платы по заявлению работника или инициативе работодателя Человек, получив зарплату, может удивиться — часть дохода у него было перечислено в пользу предприятия или какому-то третьему лицу. В каких же случаях и сколько могут […]
  • Правила закаливания солнечными лучами Закаливание солнцем детей дошкольного возраста Закаливание солнцем детей дошкольного возраста дает возможность повысить иммунную защиту и намного реже простужаться. В его основе лежит тренировка организма ребенка к перепадам температуры. Положительный эффект […]
  • Налога на 249 л с Транспортный налог Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): - до 100 л.с. включительно - свыше 100 л.с. до 125 л.с. включительно - свыше 125 л.с. до 150 л.с. включительно - свыше 150 л.с. до 175 л.с. включительно - свыше 175 л.с. […]
  • Залог должника при банкротстве Взыскание залога при банкротстве В начале июня Президиум ВАС РФ одобрил проект постановления, разъясняющий порядок обращения взыскания на заложенное имущество в процессе банкротства. Требования кредиторов, обеспеченные залогом имущества, удовлетворяются за […]
  • Юрист по сносу дома Юридическая помощь при сносе жилья В течение последних лет вопросы, касающиеся сноса домов, не теряют актуальности. В Москве повсеместно возводятся новые здания, но найти свободную площадку непросто. По этой причине приходится сносить старые сооружения, […]
  • Какую сумму получают в материнском капитале в 2018 году Материнский капитал в 2017-2018 году: как получить и как потратить? Материнский капитал одна из актуальных тем среди семейных пар и не только. Обсуждают все, что его касается? Увеличится ли его размер? Какие бумаги нужно отнести в Пенсионный фонд, чтобы их […]
  • Накопительная часть пенсии для работающих пенсионеров в 2018 году Накопительная пенсия После пенсионной реформы 2015 года накопительная часть трудовой пенсии перешла в самостоятельный вид — накопительную пенсию. До 31 декабря 2015 года гражданам 1967 года рождения и моложе давалась возможность выбрать: формировать […]
  • Виды ставка налога Какие бывают виды налога? Что такое налог В нашей стране, как и во всём мире, является обязательством уплата налогов. Налог – это обязательный платёж, который люди безвозмездно платят в государственные органы. Своевременная оплата налогов обеспечивает […]