Публичные интересы закон

Верховный суд объяснил, что понимает под «публичными интересами»

Верховный суд объяснил, нарушения каких именно «публичных интересов» могут послужить причиной признания сделок ничтожными. Об этом говорится в принятом сегодня Пленумом Верховного суда РФпостановлении о вопросах применения некоторых положений раздела I первой части Гражданского кодекса РФ.

Судья ВС РФ Сергей Романовский, комментируя положение, уделил большое внимание главе положения о сделках, особо отметив самые важные, по его мнению пункты. Федеральным законом №100 от 1 сентября 2013 года были внесены существенные изменения в ГК РФ. «До этого на протяжении многих десятилетий ничтожными признавались все сделки, заключенные с нарушением закона, – рассказывал Романовский, – сейчас концепция поменялась: все незаконные сделки являются оспоримыми». К ничтожным относят сделки, которые названы таковыми в силу прямого указания закона. Также, как сказано в п. 74 постановления, такой может быть названа сделка «нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц». «До настоящего времени разъяснений, что такое «публичные интересы» не было, – говорит Романовский, – а сейчас о них говорится в п. 75 постановления». Под публичными интересами понимаются интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей среды. К ничтожным также следует отнести сделки, которые заключены с нарушением явно выраженного запрета. «Само по себе несоответствие сделки нормам действующего законодательства не влечет признание ее ничтожной», – отметил спикер.

Указал он и на то, что сторона сделки, иное лицо, а также суд вправе применить последствия недействительности сделки, принятой ничтожной (реституцию), если нет иных способов защиты права.

Исковой срок давности для признания сделки недействительной – три года, но, с учетом различных обстоятельств, он может быть увеличен не более, чем до 10 лет, подчеркнул Романовский. «Это сделано для конечной стабильности гражданского оборота», – объяснил он.

Также важными он посчитал разъяснения, где говорится об обязательной регистрации перехода прав на недвижимое имущество. «Регистрация показывает переход прав, что исключает рейдерство и различные махинации, – считает судья. – Если сделка не была зарегистрирована, то она не может быть признана состоявшейся».

Прокуратура Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

Понятие «публичный интерес»

В законодательстве Российской Федерации отсутствует легальное понятие «публичный интерес». Вместе с тем в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 №25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части Гражданского кодекса Российской Федерации» по поводу содержания публичного интереса касательно сделок указано, что применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды.

Верховный суд Российской Федерации разъяснил, что под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процессе в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого их них при разрешении дела.

Кроме того, к нарушению публичного интереса Пленум ВС РФ от 23.06.2015 № 25 также отнес и совершение сделки вопреки явно выраженному запрету, установленному законом (п.76).

Положением п.9 ч.1 ст.31 ФЗ от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» установлено требование к участникам закупки об отсутствии между участником закупки и государственным или муниципальным заказчиком либо бюджетным учреждением, осуществляющим закупки, конфликта интересов.

Результаты анализа практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с конфликтом интересов между участником закупки и заказчиком, обобщены в Обзоре судебной практики Президиума Верховного Суда РФ от 28.09.2016. В частности Верховный суд указал, что государственный (муниципальный) контракт, заключенный победителем торгов и заказчиком при наличии между ними конфликта интересов, является ничтожным в силу п.2 ст.168 ГК РФ.

В соответствии с вышеизложенным «публичный интерес» — это часть системы действующего права, нормы которого направлены на защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, публично-правовых, муниципальных образований, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, связаны с полномочиями и организационно-властной деятельностью государства, с выполнением общественных целей и задач.

Задачей участия прокурора в арбитражном процессе является защита прав и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц (граждан), общества и государства, что в совокупности и составляет «публичный интерес». Таким образом, участие прокурора в арбитражном процессе осуществляется в защиту исключительно публичных интересов.

Формами участия прокуроров в арбитражном процессе являются обращение прокурора в арбитражный суд с иском (заявлением) и вступление в дело в предусмотренных законом случаях в целях обеспечения законности.

В условиях состоявшегося объединения высших судебных инстанций реализация возложенных на прокуратуру задач по защите публичных интересов усложняется отсутствием единых подходов судебной практики.

Правовая основа участия прокуроров в арбитражном процессе содержится в ГК РФ, АПК РФ; Федеральном законе «О прокуратуре Рос­сийской Федерации», приказе Генерального прокурора Российской от 25.05.2012 №223 «Об обеспечении участия прокуроров в арбитражном процессе», информационных письмах Генеральной прокуратуры Российской Федерации, также в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23.03.2012 № 15 «О некоторых вопросах участия прокуроров в арбитражном процессе».

Защита прокурором в арбитражном процессе публичных интересов может осуществляться только в тех процессуальных формах, которые предусмотрены АПК РФ. В п. 3 ст.35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202 — 1 «О прокуратуре Российской Федерации» указаны субъекты (общество и государство), в защиту которых прокурор вправе обратиться в арбитражный суд.

С учетом требований п.4 ст.27 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202 — 1 «О прокуратуре Российской Федерации» основанием для обращения прокурора в арбитражный суд в защиту публичных интересов является наличие у него достаточных данных, свидетельствующих о нарушениях закона, которые имеют особое общественное значение. Именно выявленные нарушения закона в ходе осуществления прокурорского надзора составляют предмет и основания иска в защиту публичных интересов.

Обращение прокурора с исковым заявлением в арбитражный суд реализуется как средство прокурорского реагирования при следующих основаниях:

-устранить иным внесудебным способом нарушение закона не представля­ется возможным;

-юридические лица и индивидуальные предприниматели, причинившие ущерб государственным и общественным интере­сами, отказываются от полного и добровольного его возмещения;

-пресечение правонарушения и предотвращение большого экономического ущерба государственным и общественным инте­ресам требуют принятия арбитражным судом по заявлению про­курора мер по обеспечению иска;

-если иные меры реагирование прокурора не привели к своевременному надлежащему устра­нению нарушений законов;

-обращение прокурора будет наиболее эффективным с точки зрения оперативности.

Процессуальные основания обращения прокурора в арбитражный суд отражены в ч.1 ст.52 — категории исков и заявлений в арбитражный суд, ч.2 ст.192 — заявление в суд по интеллектуальным правам о признании нормативного правового акта недействительным, ч.2 ст.198 АПК РФ — заявление прокурора о признании незаконными решений, действия, бездействия, а также ненормативных правовых актов органов и должностных лиц наделенных публичными полномочиями, ст.207 АПК РФ заявление об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.

Отдел по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе

Публичный интерес в гражданском процессе России. Статьи по предмету Гражданский процесс

ПУБЛИЧНЫЙ ИНТЕРЕС В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ РОССИИ

Д.И. СМОЛЬНИКОВ

Смольников Д.И., магистрант факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

Изучение публичного интереса в гражданском процессе России целесообразно начинать с исследования научных воззрений о правовой категории «интерес» в теории права. Момент интереса является весьма существенным для субъективного права . «Право воздействует на жизненные (экономические) отношения не непосредственно, а прежде всего через интересы. Интересы же, в свою очередь, способны выполнять такого рода посредствующую роль, потому что они органически связаны с субъективным правом» .
———————————
Алексеев С.С. Собрание сочинений: В 10 т. (+ справоч. том): Курс лекций. М.: Статут, 2010. Т. 3: Проблемы теории права. С. 299.
Там же. С. 300.

Интерес может быть рассмотрен как категория, не тождественная праву, а именно как цель реализации права . В таком случае интерес, закрепленный в тексте закона, утрачивает свою самостоятельность, сливаясь с законом. Подобные рассуждения приводят к постановке логичного вопроса: зачем употреблять синонимичные понятия «право» и «законный интерес» как предмет судебной защиты? Озвученный вопрос разрешается, если происходит разграничение данных понятий. Строго говоря, интерес — явление социальное и в содержание права не входит. Поэтому для права вообще и процессуального в частности следует говорить о законных интересах, т.е. социальных потребностях, взятых законом под свою охрану путем предоставления их носителям не субъективных материальных прав, а права прибегнуть к защите этими или иными лицами .
———————————
Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. М.: Юристъ, 2005. С. 43.
Гукасян Р.Е. Проблема интереса в советском гражданском процессуальном праве. Саратов, 1970. С. 38.

Думается, что суд как особый юрисдикционный орган является арбитром интересов, а не только принадлежащих прав. Гибкий термин «интерес» используется оттого, что четкие дефиниции текста закона не всегда соответствуют проявлению права во внешней жизни.
Лицо может быть прямо не наделено субъективным материальным правом, однако его действия, направленные на реализацию интереса, все же будут подлежать защите юрисдикционными органами. В данном случае имеет место охраняемый законом интерес. Поэтому правильнее говорить об интересе как самостоятельной категории, которая может быть защищена правом. Наглядной иллюстрацией защиты не озвученного в законе, но подлежащего охране и защите интереса является применение судами «аналогии и принципов права в конкретном деле» .
———————————
Там же. С. 22.

В парадигме правового государства целесообразнее употреблять термин «охраняемый правом интерес», т.к. право по своему содержанию гораздо богаче закона и выступает по отношению к последнему в качестве первоосновы и образца. Не стоит забывать, что закон при любой государственно-правовой организации становится средством выражения интереса отдельной части общества, в отличие от права, являющегося мерилом справедливости, и только право — это процесс сближения противоборствующих интересов . В противном случае можно получить законный, но противоправный интерес.
———————————
Бержель Ж.-Л. Общая теория права. М.: NOTA BENE, 2000. С. 35.

Таким образом, в теории права уместно говорить об автономности категории «интерес» как социальной потребности, защищенной правом (правовой (законный) интерес). Лишь при наличии удовлетворения некоего интереса, т.е. достижения блага, субъективное право реализуется добросовестно.
В зависимости от носителя интереса можно выделить интересы частные и публичные. Такое деление не совпадает с делением права на частное и публичное, т.к. «публичный интерес может быть отражен и закреплен в отраслях публичного и частного права» , и выделяется исключительно по субъекту-носителю.
———————————
Маслаков А.В. Надзор как процессуальная форма защиты публичного интереса: Дис. . канд. юрид. наук. Самара, 2009. С. 26.

Что же представляет собой публичный интерес? Публичный (или общественный) интерес в концентрированной форме выражает общие ценности, стремления, которые обеспечиваются правом и признаются государством, причем удовлетворение такого интереса служит условием и гарантией существования и развития общества . Предметом публичного интереса (аналогично с интересом вообще) является конкретное благо или потребность.
———————————
Тихомиров Ю.А. Публичное право. М., 1995. С. 55.

На основе приведенных выше рассуждений можно прийти к выводу, что публичный интерес также не поглощается правом, причем он не всегда должен и может пониматься через противопоставление «публичный — частный». Думается, что право не подавляет частный интерес, а соотносит его с общественным (публичным) интересом . «Удовлетворение частного интереса в конечном счете всегда соответствует публичным интересам» . Это объясняется, во-первых, тем, что публичный интерес проявляется в возможности реализации своих прав и правовых (законных) интересов каждым. Во-вторых, реализация публичного интереса (через деятельность всех органов власти) направлена на формирование необходимых условий для реализации частного интереса любым носителем права.
———————————
Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. М.: Юристъ, 2005. С. 130.
Маслаков А.В. Указ. соч. С. 27.

Однако озвученные рассуждения не отрицают возможности и объективной необходимости разграничения частного и публичного интересов. Такое разграничение может быть проведено и по их неизбежному противоречию (в подобном случае необходим баланс частных и публичных интересов), и по механизму защиты (особый субъект защиты публичного интереса — конкретный носитель частного интереса).
В литературе можно встретить упоминание о государственных, общественных и публичных интересах, отчего неизбежен вопрос об их соотношении. Например, О.Ю. Кравченко объединяет государственные и общественные интересы в общий публичный интерес . А.В. Маслаков отмечает, что и на законодательном уровне публичный интерес выделен в самостоятельную категорию, но государственный интерес уже общественного, причем данные интересы не являются противоположными .
———————————
Кравченко О.Ю. Публичный и частный интерес в праве: политико-правовые исследования: Дис. . канд. юрид. наук. Казань, 2004. С. 76, 143.
Маслаков А.В. Указ. соч. С. 33.

Е.В. Храмова считает, что публичный интерес — это собирательная парадигма, которая включает в себя такие разновидности, как государственный и общественный интересы . При этом последний представляет собой интерес социальных групп и интерес неопределенного круга лиц. Сразу стоит оговориться, что интересы социальных групп не могут быть названы общественными, т.к. непонятно, насколько многочисленны такие группы, каков их состав.
———————————
Храмова Е.В. Защита публично-правового интереса в арбитражном процессе: вопросы теории и практики: Дис. . канд. юрид. наук. Саратов, 2011. С. 58.

Однако подобное деление интереса на виды для российской действительности все же не характерно, причем даже на терминологическом уровне, что объясняется особыми историческими и политическими условиями стран Восточной Европы и России . Публичный интерес в странах постсоветского пространства существовал и был известен советской теории права, однако ввиду его наполнения органами власти, а не обществом он сливался с интересом органов власти.
———————————
Рекош Э. Кто определяет общественные интересы? // PILI Papers. 2005. N 1. С. 12.

Чтобы прийти к некоему консенсусу по данной проблеме, отправными следует признать два понятия: правовое государство, с одной стороны, и публичный интерес как «родовое понятие по отношению к видовым нормативным понятиям» — с другой. В правовом государстве противоположных общественным интересам государственных интересов быть не может. Такое положение вытекает из системного понимания Конституции РФ (например, ст. ст. 2 и 18). В противном случае получатся отчуждение государства от общества, появление ведомственного, номенклатурного интереса, который будет выдаваться за общеполезный. Однако правовое государство не может стать выражением интересов узкой группы лиц. Следовательно, выделение государственного интереса как противоположного общественным в рамках правового государства невозможно, а если и осуществляется, то только как проблема государственного управления.
———————————
Тихомиров Ю.А. Публично-правовой интерес: динамика сфер и методов // Журнал российского права. 2001. N 5. С. 5.

Понимание публичного интереса как родового понятия предоставляет возможность выделить государственный интерес и интерес общественный, но не как противоположные категории, а как имеющие общую сферу . Государственный тогда становится интересом публичным, когда он, во-первых, соответствует праву и, во-вторых, отражает интерес общественный. В свою очередь, общественный интерес становится общественным только тогда, когда не противоречит праву и обеспечивается им.
———————————
Чугурова Т.В. Процессуальные формы защиты публичных интересов в российском праве: Дис. . канд. юрид. наук. Самара, 2007. С. 45.

Объективная автономность интереса и права легко обнаруживается в рамках российского гражданского процессуального права, где действует непосредственно в механизме реализации норм права (например, ст. 2 ГПК РФ, определяющая задачи гражданского судопроизводства). Юридический интерес выступает и как необходимая предпосылка для реализации субъективного права — права на судебную защиту , и как охраняемое благо.
———————————
Дегтярев С.Л. Некоторые элементы механизма реализации судебной власти в гражданском судопроизводстве // Проблемные вопросы гражданского и арбитражного процессов / Под ред. Л.Ф. Лесницкой, М.А. Рожковой. М.: Статут, 2008. С. 35.

Сложнее выявить проявление в гражданском процессуальном праве публичного интереса. В самом широком смысле публичный интерес заключается в эффективной реализации права на судебную защиту. По мысли С.Л. Дегтярева, публичный интерес проявляется в большей или меньшей степени при разрешении органами судебной власти любого дела . Данный тезис вытекает из рассмотренной ранее зависимости реализации публичного интереса как предпосылки для реализации интереса каждого субъекта — носителя права. Следовательно, реализация права на судебную защиту — это проявление публичного интереса. Озвученные рассуждения подтверждаются зарубежным опытом защиты права общественных интересов в США, под которым изначально понимали право на реальное процессуальное равенство сторон в процессе и эффективную судебную защиту экономически и социально слабой стороны .
———————————
Там же. С. 36.
Бакаева О.Ю., Погодина Н.А. О соотношении частных и публичных интересов // Журнал российского права. 2011. N 4. С. 46.
Решетникова И.В. Доказательственное право Англии и США. Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 1997. С. 161.

Эффективной судебной защите (следовательно, удовлетворению публичного интереса вообще) способствует и введение проверочных производств, которые способствуют уменьшению или исключению судебной ошибки. Нарушения закона сами по себе преграждают защиту публичного интереса. Однако конкретным основанием для проверки судебных актов нарушение публичных интересов быть не может.
В российском гражданском процессе, напротив, охраняемый законом публичный интерес является таким основанием для пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений в кассационном и надзорном порядке (ст. ст. 387, 391.9 ГПК РФ). Тогда что в данном случае понимается под публичным интересом? Законодательство и практика Конституционного Суда (Постановление Конституционного Суда РФ от 05.02.2007 N 2-П ) этого не прояснили. Каким образом именно нарушение публичного интереса является основанием для пересмотра судебного акта, затрагивающего права конкретных участников дела? Весьма затруднительно установление факта нарушения публичных интересов конкретным судебным актом и тем более затруднительно подтвердить данный факт какими-либо доказательствами.
———————————
Постановление Конституционного Суда РФ от 05.02.2007 N 2-П «По делу о проверке конституционности положений статей 16, 20, 112, 336, 376, 377, 380, 381, 382, 383, 387, 388 и 389 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом Кабинета Министров Республики Татарстан, жалобами открытых акционерных обществ «Нижнекамскнефтехим» и «Хакасэнерго», а также жалобами ряда граждан» // Вестник Конституционного Суда РФ. 2007. N 1.

В литературе по данному вопросу была представлена следующая точка зрения: «Обеспечение единства применения и толкования норм права при разрешении аналогичных дел является аспектом соблюдения публичного интереса, заключающегося в единообразном применении принципов правосудия, правил судопроизводства и материального права» . Однако термин «единство судебной практики» не может быть воспринят однозначно. Требуется ли такое единство с позиций независимой судебной власти? Думается, что нет. Единство практики может преследовать совсем разные цели — от восполнения пробелов до уменьшения количества отмененных актов и разрешения споров по некой заранее установленной схеме. Поэтому само по себе единство практики не является ценным для публичных интересов.
———————————
Алексеевская Е.И. Реализация публичных интересов на стадии производства в суде надзорной инстанции в гражданском процессе // Журнал российского права. 2010. N 3. С. 81.

Не может являться основанием для отмены либо изменения судебного акта нарушение публичных интересов также ввиду того, что в конкретном деле защите подлежит личный охраняемый правом (законом) интерес. Как раз через защиту личного интереса и достигается защита публичного. В противном случае пришлось бы соотносить личный интерес с интересом публичным, что заставило бы вернуться к модели возможного выхода суда по своей инициативе за пределы заявленных требований (отчасти подобным данной модели является ставший уже архаичным институт пересмотра судебных решений на основе представления Председателя ВС РФ и его заместителей).
———————————
Гукасян Р.Е. Указ. соч. С. 116.

В обобщенном виде под публичными интересами в гражданском процессе понимают интерес правосудия, т.е. торжество режима законности и укрепление правопорядка . Однако публичный интерес следует раскрывать не в контексте режима законности, а верховенства права, о чем также упоминалось ранее. При этом содержательная часть публичного интереса должна определяться судебной властью (а не должностным лицом, например, прокурором, как это предлагается ), т.к. данное определение находится в области дискреционных полномочий суда . Но только суд может окончательно соотнести интерес с правом.
———————————
Нохрин Д.Г. Государственное принуждение в гражданском судопроизводстве: Монография. М.: Волтерс Клувер, 2009. С. 97, 199.
Томилов А.Ю. Публичный интерес в гражданских делах // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. N 36. С. 60.
Рекош Э. Указ. соч. С. 6.

Следовательно, обеспечение и эффективная реализация права на судебную защиту и верховенство права рассматриваются как абстрактные или обобщенные проявления публичного интереса в гражданском процессе России. Для раскрытия непосредственной защиты публичного интереса в гражданском процессе необходимо прибегнуть к предложенной Ю.А. Тихомировым дефиниции «публично-правовые споры». Под указанными спорами ученый понимал установленную законом процедуру рассмотрения уполномоченными органами притязаний публичного (общественного) характера .
———————————
См. подробнее: Тихомиров Ю.А. Публично-правовые споры // Право и экономика. 1998. N 6. С. 8 — 13.

Такие притязания в настоящий момент проявляются в процедуре рассмотрения споров, возникающих из публичных правоотношений, где предметом защиты будут как раз публичные интересы. В исковом производстве публичный интерес защищается путем подачи исковых заявлений в защиту экологических прав или трудовых прав в случае коллективного трудового спора (например, признание забастовки незаконной ), т.е. происходит перерастание частного интереса в публичный.
———————————
Туманова Л.В. Защита публично-правовых интересов в гражданском судопроизводстве: Дис. . д-ра юрид. наук. СПб., 2002. С. 7.

Причем иск с целью защиты экологических прав — это разновидность исковой формы защиты неопределенного круга лиц. «Неопределенный круг — это такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов. решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела» . Такая защита является проявлением публичного интереса в гражданском процессе, т.к. в ходе судебного разбирательства затронут или может быть затронут законный интерес всех и каждого.
———————————
Салахутдинова Г.И. «Публичный интерес», «интересы неопределенного круга лиц» и «государственные интересы» как основание для обращения прокурора в суд // Законность. 2010. N 12. С. 33.

Случаи вступления органов государственной власти, органов местного самоуправления и прокурора в гражданский процесс также являются примерами защиты наряду с интересами частными публичных интересов. Участие данных субъектов в гражданском процессе объясняется не чем иным как должностной обязанностью, они становятся «проводниками публичных интересов» . Однако здесь необходимо оговориться.
———————————
См. подробнее: Тарабрин Д. Баланс частноправовых и публично-правовых начал в гражданском и арбитражном процессах // Арбитражный и гражданский процесс. 2009. N 11. С. 7.

С одной стороны, когда прокурор и органы власти выступают в защиту недееспособных лиц (в силу возврата или болезненного состояния), что обычно именуют защитой безгласного интереса, то налицо защита публичного интереса. Публичный интерес в данном случае слагается из осознанной необходимости правовой защиты заведомо слабой стороны и заинтересованности в этом общества. Защита интересов Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований также является проявлением именно публичного интереса, даже когда данные субъекты вступают в частноправовые отношения, т.к. они в любом случае являются выразителями интересов всего народа .
———————————
Постановление Конституционного Суда РФ от 20.07.2011 N 20-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 4 статьи 93.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 6 статьи 5 Федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» и статьи 116 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2007 год» в связи с запросом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации» // Российская газета. 2011. 12 авг. N 177; Шугрина Е.С. Судебная защита местного самоуправления // СПС «КонсультантПлюс».

В тех случаях, когда прокурор вступает в защиту социальных прав, то здесь о публичном интересе можно говорить условно. Скорее такая форма участия прокурора является отражением неразвитости института оказания бесплатной юридической защиты населению. Поэтому «по общему правилу частные интересы должны отстаиваться в гражданском процессе их носителями традиционными способами: самостоятельно либо через институт представительства, а институт защиты «чужих» интересов должен применяться в исключительных случаях» .
———————————
Караева Т.Ю. Участие в гражданском процессе лиц, выступающих в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. СПб., 2005. С. 8.

Таким образом, публичный интерес — это обеспеченная и соответствующая праву осознанная потребность социальной общности, обусловленная конкретным положением общества. Данный интерес как правовая категория является родовым понятием к общественным и государственным интересам, причем их соотношение происходит через категорию права. Публичный интерес — это всегда правовой интерес. Содержание публичного интереса определяется судебной властью и входит в область его дискреционных полномочий. Публичный интерес в гражданском процессе проявляется абстрактно (обеспечение эффективной судебной защиты, верховенство права), а также через разрешение публично-правовых споров.

Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Гражданский процесс, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

«ПУБЛИЧНЫЙ ИНТЕРЕС», «ИНТЕРЕСЫ НЕОПРЕДЕЛЕННОГО КРУГА ЛИЦ» И «ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНТЕРЕСЫ» КАК ОСНОВАНИЯ ОБРАЩЕНИЯ ПРОКУРОРА В СУД

Обращение прокурора в суд с заявлением является одной из наиболее эффективных форм прокурорского реагирования при выявлении нарушений и применяется наряду с иными мерами прокурорского воздействия (протест, представление, предостережение).

Непосредственно участие прокурора в гражданском процессе регламентируется ст.ст. 35 ФЗ о прокуратуре, согласно которым прокурор в соответствии с процессуальным законодательством РФ вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело на любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.

Гражданским процессуальным законодательством (ст. 34 ГПК) прокурор отнесен к лицам, участвующим в деле, что связано с его юридической заинтересованностью в защите субъек­тивных прав и охраняемых законом интересов граждан и организа­ций. Прокурор обеспечивает законность действий всех участников судопроизводства, правильность выноси­мых судом постановлений, устраняет всякие нарушения закона, ока­зывает помощь суду в осуществлении правосудия. Основная цель участия прокурора в гражданском судопроизводстве – защита прав, свобод и законных интересов граждан, а также законных интересов общества и государства.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор активно использует предоставленное ему право на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Ст. 34 ГПК РФ относит прокурора к лицам, участвующим в деле и наделяет его всеми их признаками. Но в отличие от других лиц участвующих в деле, прокурор имеет только служебный процессуальный интерес.

Такой интерес может быть трех видов:

1. Интерес неопределенного круга лиц;
2. Публичный интерес;
3. Государственный интерес.

Прокурор в силу ч.1 ст. 45 ГПК РФ вправе обратиться в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц.

Поскольку ГПК не содержит разъяснений, что следует понимать под «интересами неопределенного круга лиц», в теории права появились различные подходы к пониманию этого понятия, которые в значительной мере были сняты разъяснениями Верховного Суда РФ по конкретным гражданским делам. Стоит отметить, что ГПК говорит о защите прокурором не «публичных интересов», а именно «интересов неопределенного круга лиц».

Так, по мнению Е. Уксусовой, иски в защиту неопределенного круга лиц имеют особый предмет защиты — некие общие блага (ценности). Эта защита направлена на обеспечение правового, экономического, социального, экологического благополучия общества. Все, что выходит за пределы интересов конкретного лица, есть защита публичного интереса, в том числе и в случаях предъявления исков в интересах неопределенного круга лиц. М. Шакарян считала, что в случаях предъявления требований в защиту интересов неопределенного круга лиц иски предъявляются не в интересах конкретного субъекта (гражданина, организации), а в интересах значительного числа граждан, большой группы населения.

В соответствии с подходом Е. Артамоновой, иск прокурора в защиту неопределенного круга лиц характеризуется как иск, который позволяет осуществить защиту нарушенных прав не конкретного лица, а неперсонифицированного круга лиц, для которого характерна количественная неопределенность. Таким образом, защищается как публичный (общественный) интерес, так и частноправовой.

Следует также обратиться к практике Верховного Суда РФ, который неоднократно разъяснял, что понятия «значительное число граждан» и «неопределенный круг лиц» не равнозначны и прокурор вправе обратиться в суд с заявлением лишь в защиту неопределенного круга лиц. Под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), вовлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.

Зачастую термины «публичный интерес» и «интересы неопределенного круга лиц» соотносятся как материально-правовое и процессуально-правовое понятия. Если публичный интерес — понятие материального права, означающее, что то или иное действие, правоотношение лежат в сфере, не безразличной обществу, то правовой институт иска в защиту неопределенного круга лиц — понятие сугубо процессуально-правовое. Оно определяет только вид процессуального обращения и вид судопроизводства. Другими словами, оно означает лишь специфику процессуальной формы защиты.

Что же касается «интереса неопределенного круга лиц», то, по существу, он может вытекать и из норм публичного, и из норм частного права. Кроме того, как справедливо отмечает В.В. Ярков, «отсутствие частноправовых способов защиты больших групп лиц привело к тому, что данная проблема, как это обычно бывает в России, приобрела публичный характер. граждане были вынуждены апеллировать к государству, во-первых, в силу своего сложившегося менталитета, и, во-вторых, ввиду отсутствия частноправовых способов защиты их интересов, адекватно отвечающих характеру правонарушения и стимулирующих их на самостоятельное решение своих проблем через судебную систему». Это означает, что любая проблема, не решаемая посредством частноправового регулирования со стороны государства, со временем становится публично-правовой, которую можно охарактеризовать как «публичный интерес».

Само словосочетание «неопределенный круг лиц» обозначает, что подлежащее защите право (или интерес) не носит частного характера, что у него не может быть индивидуализирован субъект. Интерес не может быть частным без определенного его носителя, а значит — это общественный, публичный интерес. Неопределенность круга лиц отнюдь не обозначает, что это не одно, а много лиц.

Понятие «публичные интересы» введено в Гражданский процессуальный кодекс РФ, и суды обязаны руководствоваться указанной нормой. Правовая конструкция ст. 387 ГПК РФ определяет публичные интересы как охраняемые законом, соответственно публичным будет считаться интерес, нашедший свое отражение в действующем законодательстве.

Основы исследования и изучения категории «публичный интерес» в отечественном правоведении заложены Ю. Тихомировым. Из определения, сформулированного Ю. Тихомировым, можно предположить, что государство становится выразителем публичного интереса, когда в своей деятельности выражает и соблюдает интересы всех своих граждан (общественные интересы) и признанный государством общественный интерес реализуется в нормах права. Защита публичного интереса, признанного государством и обеспеченного его правом, служит условием и гарантией существования и развития социальной общности.

Как свидетельствует судебная практика, прокуроры немало исков направляют на обеспечение охраны окружающей среды и природопользования, на обеспечение социальной защиты безработных, вынужденных переселенцев, беженцев, инвалидов, демобилизованных военнослужащих, безнадзорных, несовершеннолетних и других групп лиц, персонифицированный круг которых обозначить нередко весьма затруднительно. Зачастую в судах можно встретить иски прокуроров, направленные на понуждение уполномоченных органов обеспечить инвалидов техническими средствами реабилитации, а именно пандусами и поручнями для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, иски, направленные на понуждение уполномоченных органов ликвидировать несанкционированную свалку либо обеспечить освещение улиц, ремонт дорог и др. Салахутдинова Г.И. приходит к выводу, что именно в таких случаях, посредством реализации своей специальной компетенции прокурор защищает именно публичный общественный интерес.

Таким образом, на мой взгляд, «интерес неопределенного круга лиц» является разновидностью «публичного интереса». Я считаю, что «публичный интерес» — это интерес общества, государства в целом, а «интерес неопределенного круга лиц» — это интерес какой-либо определенной группы, более конкретизированной.

В то же время, обращаясь к ч. 1 ст. 45 ГПК, указывающей на то, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов РФ, субъектов Федерации, муниципальных образований, необходимо признать, что прокурору предоставлены широкие полномочия по судебной защите государственных и общественных интересов, и судебная практика свидетельствует, что такого рода заявления от прокуроров служат основаниями возбуждения соответствующих гражданских дел. Компетенция прокурора, как известно, определена Законом о прокуратуре. В силу его ст. 1 органы прокуратуры — это единая система, осуществляющая от имени государства надзор за исполнением законов, действующих на территории РФ. В связи с этим укрепление законности и защита государственных интересов признаны основной функцией органов прокуратуры. Согласно п. 1 ст. 21 Закона о прокуратуре предметом прокурорского надзора является соответствие законам правовых актов, издаваемых государственными органами и должностными лицами. По одному из дел, оказавшемуся в поле зрения, Верховный Суд РФ, указал, что обращение в суд с требованием о признании акта, противоречащего действующему федеральному законодательству, недействительным является одним из полномочий прокурора, осуществляемых в целях защиты государственных интересов . Это вполне согласуется с положениями ч. 1 ст. 45 ГПК, где говорится о защите прокурором интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Невзирая на отсутствие в ГПК термина «государственный интерес» применительно к прокурору как субъекту гражданских процессуальных отношений прокурор защищает именно интересы государства, поскольку государство, несомненно, заинтересовано в надлежащем функционировании всех органов власти, включая муниципальные образования.

Таким образом, прокурор в суде защищает еще и государственные интересы, что, конечно же, неоспоримо, поскольку прокурор — представитель государства, специально уполномоченный на защиту в том числе и его интересов.

Публичные интересы закон

Законы и иные правовые акты последовательно обеспечивают признание, реализацию и защиту публичных интересов. Достигаются эти цели с помощью различных юридических средств, в зависимости от содержания, проявления и «веса» общественных интересов. Их виды приобретают в праве неодинаковое значение: а) как нормативные ориентиры действий, включая издание актов; б) как критерии различения правомерных и неправомерных актов; в) как фиксированные правовые нормы с присущей им структурой; г) как скрытая или явная мотивация правового поведения.

Общественный интерес в собственно публичной сфере проявляется в разных формах. Все они фиксируют и придают общесоциальную значимость тем ценностям, явлениям, видам деятельности, государственным атрибутам, из которых слагается устойчивость государства и гражданского общества, га-

Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 65

рантируется стабильность прав и свобод граждан, свободное развитие личности.

В самом общем виде соблюдение общественных интересов призвано обеспечить:

незыблемость основ конституционного строя;

охрану государственных границ, оборону страны, общественную безопасность;

устойчивость организации власти и ее институтов;

гарантированную возможность действий общественных институтов;

легальное разграничение компетенции органов – по всем уровням;

политическую самодеятельность и активность граждан.

Рассмотрим подробнее одно из проявлений общественных интересов. В Конституции Российской Федерации закреплены принципы регулирования государственной границы, обороны страны и обеспечения ее безопасности. Серия законов подробно регулирует соответствующие режимы. Таковы законы «Об обороне», «О безопасности», «О воинской обязанности и военной службе», «О государственной границе Российской Федерации», законы о милиции, внутренних и пограничных войсках. В них обеспечение безопасности государства служит лейтмотивом всех норм и критерием определения статуса и круга правомерных действий институтов государства, обязанностей граждан и государственных органов.

Приведем нормы из Закона «О государственной границе Российской Федерации». Государственная граница Российской Федерации есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации. Это – пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.

Государственной границей Российской Федерации является граница РСФСР, закрепленная действующими международными договорами и законодательными актами бывшего СССР; границы Российской Федерации с сопредельными государственными, не оформленные в международно-правовом отношении, подлежат их договорному закреплению.

Российская Федерация при установлении и изменении прохождения своей государственной границы руководствуется принципами:

обеспечения безопасности Российской Федерации и международной безопасности,

Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 66

взаимовыгодного всестороннего сотрудничества с иностранными государствами,

взаимного уважения суверенитета, территориальной целостности государств и ненарушимости государственных границ,

мирного разрешения пограничных вопросов.

Охрана государственной границы является неотъемлемой составной частью государственной системы обеспечения безопасности Российской Федерации и заключается в осуществлении политических, правовых, экономических, военных, оперативных, организационных, технических, экологических, санитарных и иных мер по:

недопущению противоправного изменения прохождения государственной границы,

обеспечению соблюдения юридическими и физическими лицами режима государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государственную границу,

защите на государственной границе иных жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.

Российская Федерация сотрудничает с иностранными государствами в сфере охраны государственной границы на основе международных договоров.

Правилами содержания государственной границы регулируется порядок сохранения и поддержания в исправном состоянии пограничных знаков, их контрольных осмотров, оборудования и содержания пограничных просек, проведения совместных с сопредельным государством проверок прохождения государственной границы.

Документы совместных проверок прохождения государственной границы, не содержащие ее изменений, утверждаются Правительством Российской Федерации.

В интересах надлежащего содержания государственной границы Пограничным войскам Российской Федерации (далее – Пограничные войска) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отводится в бессрочное (постоянное) пользование земельная полоса, проходящая непосредственно вдоль государственной границы на суше, а при необходимости – по берегу российской части вод пограничной реки, озера или иного водоема, в соответствии с установленными нормами.

В Законе закреплены полномочия высших органов государственной власти и управления. Высшие органы государственной власти и управления Российской Федерации осуществляют в сфере охраны государственной границы полномочия, преду-

Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 67

смотренные Конституцией (Основным Законом) Российской Федерации и настоящим Законом.

Определены полномочия центральных органов государственного управления Российской Федерации. Так, Министерство иностранных дел Российской Федерации:

ведет переговоры по установлению и закреплению государственной границы, установлению режима государственной границы, готовит необходимые документы и материалы,

осуществляет внешнеполитическое, международно-правовое обеспечение охраны государственной границы,

оформляет в пределах своей компетенции документы на право въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации,

разрешает вопросы соблюдения режима государственной границы, инциденты на государственной границе, не урегулированные пограничными представителями Российской Федерации или Министерством обороны Российской Федерации

Министерство безопасности Российской Федерации:

обеспечивает защиту жизненно важных интересов личности, общества и государства на государственной границе,

осуществляет анализ и прогнозирование политической социально-экономической и криминогенной обстановки в приграничных районах Российской Федерации, на канале международных сообщений, а также кризисных ситуаций в сопредельных государствах.

Министерства и ведомства Российской Федерации, осуществляющие на государственной границе таможенный, санитарно-карантинный, ветеринарный, фитосанитарный и иные виды контроля, организуют и проводят мероприятия по защите на государственной границе экономических, экологических и иных интересов личности, общества и государства,

контролируют соблюдение предприятиями, организациями, учреждениями, общественными объединениями, гражданами требований международных договоров Российской Федерации, законодательства Российской Федерации по вопросам, входящим в их компетенцию.

Установлены полномочия Пограничных войск, Войск противовоздушной обороны, Военно-Морского Флота, иных войск и воинских формирований Российской Федерации в сфере охраны государственной границы Пограничные войска охраняют государственную границу на суше, море, реках, озерах и иных водоемах, а также в пунктах пропуска через государственную границу В этих целях они

обеспечивают военно-техническими мерами недопущение противоправного изменения прохождения государственной границы на местности,

Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 68

осуществляют контроль за соблюдением имеющих разрешительный или уведомительный характер правил режима государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государственную границу;

проводят оперативно-розыскную, контрразведывательную и разведывательную деятельность,

осуществляют производство по делам об административных правонарушениях и исполняют постановления по ним,

ведут дознание по делам, отнесенным законодательством к их ведению;

осуществляют профилактику правонарушений, борьба с которыми входит в компетенцию Пограничных войск;

участвуют в деятельности пограничных представителей Российской Федерации;

проводят при необходимости пограничные поиски и операции.

Правовая основа обеспечения национальных интересов позволяет компетентным органам и научным центрам проводить систематический анализ меняющихся ситуаций, давать им оценки и высказывать версии возможного хода событий. В аналитических докладах рассматриваются проблемы сохранения гражданского мира, целостности и независимости государств, поддержания стабильности социально-экономического развития, защиты прав граждан и национальных меньшинств, обеспечения устойчивости государственных институтов, создания благоприятных международных условий.

С национальными, государственными интересами должны соотносить свои интересы партии, общественные организации и массовые движения. Иначе противоречивость интересов может привести к подрыву конституционного строя и чрезмерному давлению корпоративных интересов. И публичное право всегда стоит на страже интересов государства и общества.

Обратимся к законам некоторых зарубежных государств. Так, принятые в 1990 и 1991 гг. законы Чехословацкой Федеральной Республики и действующие ныне на территории Чешской и Словацкой республик четко фиксируют нормативное значение публичного интереса. Причем нередко это понятие употребляется как тождественное понятию «общий» или «общественный интерес», Например, в статье 4 Закона «Об объединениях граждан» установлено, что не разрешаются ассоциации, чьи цели отрицают или ограничивают права граждан по национальным, религиозным и иным признакам, допускают вражду, использование насилия, нарушения Конституции и законов

Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 69

В статье 1 Закона ЧСФР «О праве собраний» установлено, что использование этого права граждан служит их участию в разрешении публичных или других общих проблем. Таков же смысл статьи 1 Закона «О праве петиций» каждый гражданин имеет право, один или вместе с другими, обратиться в органы государства с обращениями, предложениями по вопросам (делам) общественного или иного общего интереса в пределах юрисдикции этих органов.

Вводимые законодательством различные нормативные понятия, выражающие публичные интересы, весьма специфичны. Их отличает сфера применения, мера «общественного значения», соотношение с иными интересами и режимами их достижения. Неодинаковы и санкции за отступления от норм, призванных закреплять уровень правового поведения для обеспечения общественных интересов. Это может быть выражение недоверия (главе администрации), отставка (членов правительства), роспуск неконституционных организаций, приостановление выпуска газет, телерадиопередач (таковы итоги деятельности Судебной палаты по информационным спорам при ‘Президенте Российской Федерации).

Ввиду значимости публичных интересов для их защиты применяются меры административного и уголовного воздействия. Например, в кодексах об административных правонарушениях Российской Федерации и Республики Беларусь есть главы об административных правонарушениях, посягающих на правосудие и установленный порядок управления, глава о правонарушениях, посягающих на общественный порядок. Конкретные составы правонарушений выражают разные грани или виды общественных интересов, будь то неповиновение законным требованиям государственных органов (а следовательно, снижение их авторитета и эффективности осуществляемой деятельности) или поведение, осуждаемое моралью и правовыми нормами и деформирующее общественные нравы и условия жизни граждан.

Преступления рассматриваются как общественно опасные деяния, посягающие на общественный строй, собственность, личность, правопорядок, предусмотренные уголовным законодательством. Уголовный кодекс не признает преступлением действие или бездействие, не представляющее в силу малозначительности общественной опасности. Здесь очевиден критерий различения деяний по степени их «общественного веса».

Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 70

В то же время в УК имеются главы о государственных, хозяйственных, должностных преступлениях, преступлениях против правосудия и порядка управления, против общественной безопасности. В соответствующих составах вред государственным или общественным интересам, подрыв властей, искажение принципов их функционирования рассматриваются как основания уголовной ответственности.

Все государства уделяют серьезное внимание обеспечению публичных интересов в экономической сфере. Несмотря на широкие гарантии свободной экономической деятельности, использование частной и иной собственности, общество и государство строго наблюдают за сохранением основ экономики. Не допускают и строго пресекают их нарушения в результате произвольных действий государственных органов и должностных лиц, недобросовестности акционерных обществ, фирм, корпораций и отдельных граждан. Это же относится и к иностранным компаниям.

Законы и иные нормативно-правовые акты создают необходимый юридический режим обеспечения публичных интересов в сфере экономики. Объектом охраны могут быть: а) интересы национальной экономики; б) государственные нужды; в) экономические интересы территориальных образований; г) требования к видам деятельности, качеству товаров и услуг; д) интересы объединений групп собственников или собственников вообще; е) интересы потребителей.

Одним из самых масштабных регулирующих актов, устанавливающих объемы обеспечения бюджетными ресурсами потребностей государства в целом, регионов, разных отраслей экономики и культуры, разных слоев населения, является бюджет. Закон о бюджете содержит точные показатели и строгие предписания, которым должны следовать все субъекты права. Приведем некоторые статьи федерального Закона «О федеральном бюджете на 1994 год».

Федеральный бюджет утвержден на 1994 год по расходам в сумме 194 495,31 млрд. рублей, в том числе по бюджету текущих расходов – 144 601,31 млрд. рублей и бюджету развития – 49 894,0 млрд. рублей, и по доходам в сумме 124 477,0 млрд. рублей.

Установлен предельный размер дефицита федерального бюджета на 1994 год в сумме 70 018,31 млрд. рублей, или 36 процентов от суммы расходов федерального бюджета на 1994 год.

Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 71

Подробно определено, за счет чего формируются доходы федерального бюджета на 1994 год

В частичное изменение статьи 19 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и статьи 44 Закона Российской Федерации «О недрах» отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы зачисляются в федеральный бюджет и имеют строго целевое назначение.

Решено зачислять в 1994 году в федеральный бюджет налог на прибыль (доходы) предприятий и организаций по ставке 13 процентов. Определено, какие налоги зачисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Принят к сведению Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 1994 год, представленный Правительством Российской Федерации.

Важнейшими критериями оценки экономической деятельности Правительства Российской Федерации в 1994 году считаются: достижение положительных сдвигов в структуре производства; проведение активной политики по стабилизации экономики, имея в виду замедление темпов экономического спада в 1994 году по сравнению с 1993 годом, в том числе по валовому внутреннему продукту не более чем на 8–10 процентов, по снижению объемов промышленного производства не более чем на 12–15 процентов, по снижению темпов ежемесячной инфляции до 7–9 процентов к концу года.

Установлен верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1994 год.

В статье 1 федерального Закона «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» приводятся следующие основные понятия, используемые в этом Законе: государственные нужды – федеральная потребность – потребность субъектов Федерации в сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии.

В Российской Федерации Гражданский кодекс, законы о собственности, о предприятиях и предпринимательской деятельности, Земельный кодекс, бюджетное и налоговое законодательство четко выделяют государственные интересы и вводят средства их обеспечения. Это и полномочия государственных органов, и порядок решения дел, и критерии оценки актов и действий, и процедуры приостановления, отмены актов, нарушающих интересы государства, и стимулирование общественно полезной деятельности. С ними корреспондируются соответствующие обязанности предприятий, учреждений и организаций, а также граждан.

Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 72

Механизм ответственности и санкций должен действовать безотказно. Например, законодательство о предприятиях возлагает на них обязанность учитывать интересы потребителя, соблюдать экологические нормативы, требования законов о труде, строить свою деятельность с учетом потребностей территории, республики, федерации. Нормативная ориентация на общественные интересы обеспечивается системой средств и способов.

Существует и такой юридический способ определения и реализации общественных интересов, как целевые комплексные программы. С их помощью достигается строго целевое обеспечение государственных и иных интересов на разных уровнях – на федеральном, республиканском, краевом, областном, на уровне местного самоуправления. Выявленные потребности и нужды позволяют определить приоритетность их удовлетворения, а отсюда соответствующее выделение ресурсов, финансирование, задания государственным органам, режимы льготного кредитования и налогообложения. Концентрация средств для реализации интересов получает строго нормативное оформление. Сделаем конкретные пояснения.

Так, в 1994 г. в Российской Федерации был принят Закон «О поставках продукции для федеральных государственных нужд».

В Законе, во-первых, дано определение федеральных государственных нужд. Государственные нужды – это потребность Российской Федерации в продукции, необходимой для решения задач жизнеобеспечения, обороны и безопасности, реализации социально-экономических, научно-технических, природоохранных и других целевых программ. Государственные нужды обеспечиваются за счет бюджетных средств и внебюджетных источников, привлекаемых для решения этих задач.

Во-вторых, поставки продукции для государственных нужд осуществляются в целях обеспечения:

федеральных целевых программ (включая комплексные программы федерального значения, в том числе фундаментальных научных исследований);

— межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация;

поставок, необходимых для создания и поддержания государственных материальных резервов Российской Федерации;

поддержания необходимого уровня обороноспособности и государственной безопасности.

В-третьих, в Законе установлены основные принципы разработки и реализации целевых программ.

Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 73

При разработке целевых программ необходимо обеспечивать:

решение приоритетных социально-экономических, оборонных, научно-технических, природоохранных и других важнейших задач;

достижение требуемого конечного результата и получение необходимого экономического эффекта в установленные сроки;

увязку финансовых, материальных и трудовых ресурсов;

согласованность и комплексность решения отраслевых и региональных задач

Разработка федеральных и межгосударственных целевых программ (в которых участвует Российская Федерация) организуется органами управления Российской Федерации, а региональных целевых программ – органами государственной власти субъектов.

Регулируется порядок формирования заказов и размещения поставок продукции для федеральных государственных нужд, заключения и выполнения государственных контрактов. Предусмотрены меры стимулирования выполнения поставок продукции для государственных нужд и ответственность за невыполнение государственных контрактов.

В целях организации работы по выполнению федеральных целевых программ Правительство Российской Федерации определяет государственных заказчиков, обеспечивающих реализацию указанных программ. При утверждении федеральных и межгосударственных целевых программ, а также перечня других государственных нужд государственные заказчики являются ответственными за их выполнение, и им выделяются необходимые финансовые средства, включая валютные.

Приведем конкретные примеры. 29 апреля 1994 г. Правительство Российской Федерации утвердило «Федеральную программу государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1994–1995 гг.». В ней определены основные направления, цели и приоритеты поддержки малого предпринимательства как перспективного сектора нашей экономики. Успешное развитие малого бизнеса возможно лишь при наличии благоприятных экономических, юридических, политических и других условий. Оно вписывается в общую концепцию развития хозяйственной и финансовой самостоятельности территориальных образований и позволяет добиваться качественных изменений в структуре экономики, создания реальной конкурентной среды и насыщения рынка товарами и услугами. Программа нацелена на сочетание государственных и региональных интересов и их удовлетворение.

Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 74

Из числа других программ подобного рода отметим «Государственную программу демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации», «Основные направления социальной политики Правительства Российской Федерации на 1994 г», «Федеральную программу Российской Федерации по усилению борьбы с преступностью на 1994–1995 гг.» (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 24 мая 1994 г.).

Обратим внимание на те способы административно-правового регулирования, а следовательно, императивного воздействия, которые призваны ориентировать производителей, посредников, торговцев и покупателей.

Закон «О стандартизации» установил систему стандартов разных видов. Стандарты представляют собой нормативные документы, содержащие обязательные требования к продукции, товарам и услугам. Есть стандарты государственные, отраслевые и субъектов хозяйственной деятельности Официальная информация о разрабатываемых и принятых государственных стандартах, общероссийских классификаторах технико-экономической информации, а также сами эти государственные стандарты и общероссийские классификаторы должны быть доступны для пользователей. Госстандарт России организует публикацию официальной информации о государственных стандартах, общероссийских классификаторах технико-экономической информации, международных (региональных) стандартах, правилах, нормах и рекомендациях по стандартизации, а также национальных стандартах других государств и информации о международных договорах в области стандартизации и правилах их применения; создает и ведет федеральный фонд государственных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической информации, а также международных (региональных) стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации, национальных стандартов зарубежных стран.

Государственные органы управления, принявшие в пределах своей компетенции нормативные документы по стандартизации, субъекты хозяйственной деятельности, утвердившие нормативные документы по стандартизации, формируют и ведут информационные фонды этих документов, а также обеспечивают пользователей информацией о них и самими документами на договорной основе. Исключительное право официального опублико-

Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 75

вания в установленном порядке государственных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической информации принадлежит государственным органам управления, принявшим эти нормативные документы по стандартизации.

Государственный контроль и надзор за соблюдением субъектами хозяйственной деятельности обязательных требований государственных стандартов осуществляется на стадиях разработки, подготовки продукции к производству, ее изготовления, реализации, использования, хранения, транспортирования и утилизации, а также при выполнении работ и оказании услуг Порядок осуществления государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов устанавливает Госстандарт России.

Органами, осуществляющими государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, являются Госстандарт России, иные специально уполномоченные государственные органы управления в пределах их компетенции. Виновные в нарушении положений настоящего Закона несут в соответствии с действующим законодательством уголовную, административную либо гражданско-правовую ответственность.

Еще один вид обеспечения публичных интересов – сертификация. Это деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям. В России действует Закон «О сертификации продукции и услуг».

Регулируемая им сертификация осуществляется в целях:

создания условий для деятельности предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей на едином товарном рынке Российской Федерации, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;

содействия потребителям в компетентном выборе продукции;

защиты потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);

контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

подтверждения показателей качества продукции, заявленных изготовителем.

Сертификация может иметь обязательный и добровольный характер.

Госстандарт России и другие государственные органы управления Российской Федерации, на которые законодательными

Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 76

актами Российской Федерации возлагаются организация и проведение работ по обязательной сертификации, в пределах своей компетенции:

создают системы сертификации однородной продукции и устанавливают правила процедуры и управления для проведения сертификации в этих системах;

осуществляют выбор способа подтверждения соответствия продукции требованиям нормативных документов (формы сертификации);

определяют центральные органы систем сертификации;

аккредитуют органы по сертификации и испытательные лаборатории (центры) и выдают им разрешения на право проведения определенных видов работ (лицензии на проведение определенных видов работ),

ведут государственный реестр участников и объектов сертификации;

устанавливают правила признания зарубежных сертификатов, знаков соответствия и результатов испытаний,

устанавливают правила аккредитации и выдачи лицензий на проведение работ по обязательной сертификации;

осуществляют государственный контроль и надзор и устанавливают порядок инспекционного контроля за соблюдением правил сертификации и за сертифицированной продукцией;

рассматривают апелляции по вопросам сертификации,

выдают сертификаты и лицензии на применение знака соответствия.

Упомянем также Закон «Об обеспечении единства измерений», который регулирует процесс изготовления, выпуска, эксплуатации, продажи и ремонта средств измерений. Целью Закона является защита прав и законных интересов граждан, установленного правопорядка и экономики от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений.

Поясним смысл лицензирования. Публичный интерес в лицензировании обусловлен деятельностью, слишком доходной и подлежащей повышенному налогообложению и дополнительному контролю. Имеется в виду, что соответствующая деятельность вовлекает в свою сферу неограниченный круг участников, их имущество. Их деятельность является опасной для неограниченного круга лиц, не участвующих в ее осуществлении (например, захоронение ядерных отходов). С помощью лицензирования организаций и видов деятельности удостоверяется та степень общественной полезности, которая служит мерилом оценки их эффективности.

Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 77

Этой же цели отвечают институты и режимы социального государственного контроля и надзора (энергетического, пожарного и т.д.).

И все же приходится отметить коллизии интересов в обществе и государстве, которые выражают противоречивые позиции и роли участников правоотношений Подчас обострение противоречий ведет к противопоставлению не только публичных и частных интересов, но и разновидностей публичных интересов. Примером последних могут быть противоречия интересов федерации и ее субъектов в вопросах собственности, налогов, природных ресурсов, а также во взаимоотношениях их законодательных и исполнительных властей.

Нередко публичные интересы, выраженные в праве, реально не проводятся в жизнь. Их не учитывают в процессе политики, хозяйствования, управления, что в конечном счете наносит вред обществу, государству и личности.

Поэтому обеспечение баланса и непротиворечивости самих общественных интересов и частных и публичных интересов требует особых усилий. На конституции ложится двойное «бремя» – дать принципиальную нормативную характеристику разных интересов, включая и публичные, обеспечить правильное соотношение публичных и частных интересов и не допустить их деформации. Тематическое содержание конституционных норм позволяет решать обе задачи.

В конституциях и законах зарубежных государств получают признание государственные и общественные интересы и механизмы их обеспечения. Причем спектр интересов, как отмечалось выще, весьма широкий. Так, согласно статье 16 Конституции Испании гарантируются идеологическая, религиозная и культовая свобода. Однако эти свободы могут ограничиваться в своем проявлении для поддержания охраняемого законом общественного порядка. Законом определяются ограничительные условия в осуществлении права свободно передавать и принимать любую информацию по мотивам совести и сохранения профессиональной тайны. Закон регулирует организацию и парламентский контроль за средствами массовой информации, принадлежащими государству или государственным организациям, и гарантирует доступ к ним различных представительных политических и социальных групп во имя уважения общественного и языкового плюрализма в Испании.

Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 78

Власти имеют право запретить проведение собраний или манифестаций только в случаях, когда возможны нарушение общественного порядка или угроза людям или материальным ценностям. Закон, регулирующий осуществление права трудящихся на забастовку, должен установить точные гарантии для продолжения функционирования служб, без которых жизнь людей невозможна.

Никто не может быть лишен собственности и прав на нее, за исключением случаев, оправданных общественной пользой или социальным интересом в соответствии с положениями закона. Признается свобода частнопредпринимательской деятельности в условиях рыночного государства. Государственные власти гарантируют и защищают это право в соответствии с требованиями общенациональной экономики и планирования. Государственные власти гарантируют охрану интересов потребителей, защищая эффективными средствами их безопасность, здоровье и законный экономический интерес.

Действие прав и свобод может быть приостановлено в условиях чрезвычайного положения или осадного положения (статья 55 (1) Конституции).

Статья 55 (3) Конституции Испании устанавливает: закон регулирует внутреннюю торговлю и условия разрешения производства товаров; статья 128(1): все богатства страны в различных формах и независимо от характера собственности подчинены общим интересам. Признается право государственной инициативы в экономической деятельности. Закон сохраняет за государственным сектором различные ресурсы и службы, имеющие важный характер, может разрешить контроль за деятельностью предприятий, когда этого требуют общие интересы.

Приведем несколько положений из Конституции Греции. В ней предусмотрено, что путем издания закона могут создаваться кооперативы с обязательным участием в целях общей пользы, или в общественных интересах, или в целях коллективного использования сельскохозяйственных угодий или иных производственных источников богатства при соблюдении равных условий для их участников [статья 12 (6)].

Культовые обряды не могут посягать на публичный порядок и добрые нравы В исключительных случаях разрешается конфискация газет и других печатных изданий после выхода в свет, если содержание публикации носит недостойный характер, посягающий на общественную нравственность, в указанных зако-

Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 79

ном случаях Право на собственность не может осуществляться в ущерб общественным интересам [статья 17(1)] Частная экономическая инициатива не может развиваться в ущерб свободе и человеческому достоинству или в ущерб национальной экономике [статья 106(2)]. Специальными законами могут регулироваться случаи принудительного труда, а именно: привлечения в обязательном порядке к личной службе в случае войны, или мобилизации, или при возникновении необходимости защиты страны, в случаях срочной общественной необходимости, вызванной стихийными бедствиями. Греция может пойти на добровольной основе на ограничение в осуществлении своего национального суверенитета в той мере, в какой это диктуется важными национальными интересами.

Граждане особенно чувствительны к использованию своих прав и свобод. Но не менее их заинтересованы в таком правопорядке государственные институты. Модельные отношения в данной сфере устанавливаются на конституционном уровне, когда соблюдение государственных и общественных интересов возведено в ранг «конституционного императива». С ним должны соотноситься законы и иные правовые акты, с ним призваны сообразовывать свои действия граждане и юридические лица.

Вот несколько примеров из Конституции Российской Федерации.

Статья 17 гласит: «1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц».

«Статья 18. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, 1 содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием

Статья 19. . 2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного. положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной. национальной, языковой или религиозной принадлежности. »

Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 80

«Статья 29. . .2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

Статья 30. 1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. »

В Конституции есть следующие положения. Республика признает высшей ценностью человека, его жизнь, свободу и неотъемлемые права и осуществляет свою деятельность в интересах гражданина и общества.

Допускаются ограничения в правах и свободах граждан в целях обеспечения прав и свобод других лиц, общественной безопасности, охраны конституционного строя. При этом существо конституционных прав не может быть затронуто. Использование имущества не должно наносить ущерб экологической среде, нарушать права и охраняемые законом интересы граждан, юридических лиц и государства. Осуществление прав и свобод гражданина неотделимо от его обязанностей, выполнение которых необходимо для обеспечения личных, общественных и государственных интересов.

Аналогичные положения есть в Конституции Республики Беларусь: ограничение прав и свобод личности в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.

Допускается принудительное отчуждение имущества в исключительных случаях лишь по мотивам общественной необходимости при соблюдении условий и порядка, определенных законом.

Государство проявляет особую заботу о лицах, утративших здоровье при защите государственных и общественных интересов.

Каждый обязан уважать достоинство, права, свободы, законные интересы других лиц.

Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 81

Контрольные вопросы

1 Какова природа публичного интереса?

2 Каков механизм формирования и закрепления публичного интереса в праве?

3. Как право защищает общественные интересы в государственной сфере?

4. Какова роль права в охране публичных интересов в экономической сфере?

Смотрите так же:

  • Пчеловодство и налоги Ульи: МК и Лежаки Порода пчёл: Карпатки Пчело-стаж: 3-7 лет Пчелосемей: 10-20 Регион нахождения пасеки: Россия, Краснодарский край Группа: full members Сообщений: 241 Загружено файлов: Скачано файлов: 8 Регистрация: 05.08.2009 Из: Армавир, Краснодарский […]
  • Запрещающие дорожные знаки штрафы Штраф за нарушение знака «Движение запрещено» Законодательством установлены правила дорожного движения, которые обязательны для исполнения. Среди них выделяется группа знаков, которые запрещают проезд или въезд в определенных местах. Каждому водителю следует […]
  • Могут ли отключить электроэнергию за неуплату без решения суда Могут ли отключить свет за неуплату, если есть трое несовершеннолетних детей в семье? Здравствуйте! Я живу в частном доме с матерью, она инвалид 2ой группы и у неё есть несовершеннолетняя дочь(9 лет), у меня двое детей(5 и 3 года). У нас долевая […]
  • Закон о замене счетчиков электроэнергии 2018 Смена счетчиков электроэнергии обязательно или нет 2018 год Кому положены бесплатные электросчетчики? Что изменит интеллектуальная система учета энергии Правда, такое право на замену счетчика смогут получить только те, у кого вышел из строя прибор учета […]
  • Штраф за несвоевременную сдачу декларации ндс 2018 Какой может быть штраф за несвоевременную сдачу декларации НДС в 2018 году В соответствии с действующим законодательством, организации должны подавать декларацию НДС не позднее 28 марта. В том случае, если по какой-либо причине происходит нарушение […]
  • Сиделка с проживанием казань Поиск работы сиделкой в Казани. Вакансии от прямых работодателей. На сайте НашаНяня.ру вы сможете найти работу, которая подойдёт именно вам! Требуется работа сиделки в Казани без посредников? Специализированный онлайн-сервис НашаНяня.ру создан именно для […]
  • Страховка на беременность Беременность и роды ВЕДЕНИЕ БЕРЕМЕННОСТИ Программа "Ведение беременности" может начинаться с любого триместра (8-я, 12-я, 20-я недели беременности) и продолжается до 36-й недели беременности. Объем предоставляемых услуг: • первичный, повторный, […]
  • Правила эксплуатации шуруповерта шуруповерты Правила эксплуатации шуруповерта макита. Шуруповерт – это аккумуляторный инструмент, поэтому до того, как приступить к работе, необходимо полностью зарядить аккумулятор. Аккумуляторы бывают трех разных типов: никель-кадмиевые, […]