Разрешение на привлечение и использование иностранной рабочей силы

Содержание:

Разрешение на привлечение и использование иностранной рабочей силы

ПОЛОЖЕНИЕ
о привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы

(утверждено Указом Президента РФ от 16 декабря 1993 года N2146)

1. Настоящее Положение определяет условия и порядок выдачи разрешений на привлечение в Российскую Федерацию иностранной рабочей силы, а также подтверждений иностранным гражданам на право трудовой деятельности на территории Российской Федерации.

2. Выдача разрешений на привлечение иностранной рабочей силы (далее именуются разрешения) и контроль за их использованием осуществляются Федеральной миграционной службой России по предложениям органов исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения.

3. Разрешениями устанавливаются квоты на привлечение определенного числа иностранных граждан в целом и по группам профессий, нанимаемых работодателями для работы на территории республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения.

4. Разрешения могут выдаваться российским юридическим лицам, предприятиям с иностранными инвестициями, действующим на территории Российской Федерации, а также отдельным российским и иностранным физическим лицам и лицам без гражданства, проживающим на территории Российской Федерации, использующим труд наемных работников в личном хозяйстве (далее именуются работодатели). При этом срок профессиональной деятельности привлекаемых иностранных граждан не должен превышать срока действия разрешения.

5. Для получения разрешения работодатель представляет в Федеральную миграционную службу России:
заявление;
предложение (заключение) соответствующих органов исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения с обоснованием целесообразности привлечения и использования работодателем иностранной рабочей силы;
проект трудового контракта или другие документы, подтверждающие предварительную договоренность с иностранными гражданами или зарубежными партнерами о намерении и об условиях привлечения иностранных работников. При этом условия, оплата и охрана труда иностранных граждан, их социальное обеспечение и страхование определяются нормами законодательства Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных межгосударственными и межправительственными соглашениями Российской Федерации с зарубежными странами.
Предприятия, учреждения и организации, подведомственные Министерству обороны Российской Федерации, для получения разрешения представляют также согласие Министерства обороны Российской Федерации на привлечение иностранных работников.

6. Предложения (заключения) органов исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения о привлечении работодателями иностранной рабочей силы основываются на принципе приоритетного права российских граждан на занятие вакантных рабочих мест и подготавливаются с учетом наличия на соответствующей территории равноценной рабочей силы и отсутствия возможности перераспределения трудовых ресурсов из других регионов страны, обеспечения равных условий и оплаты труда иностранных работников по отношению к гражданам Российской Федерации, предотвращения негативного воздействия найма иностранных граждан на условия занятости российских граждан.

7. Решение о выдаче разрешений принимается Федеральной миграционной службой России в течение 30 дней со дня подачи работодателем документов, предусмотренных в пункте 5 настоящего Положения. В случае если для принятия решения о выдаче разрешения требуется проведение экспертизы, решение принимается в 15-дневный срок после получения экспертного заключения, но не позднее 45 дней со дня подачи указанных документов.

Мотивированный отказ в выдаче разрешения направляется работодателю в письменном виде в течение 5 дней после принятия решения об отказе в выдаче разрешения.

8. Разрешения выдаются, как правило, на срок до одного года. По мотивированной просьбе работодателя действие разрешения после окончания его срока может быть продлено, но не более чем на один год.

При продлении срока действия разрешения с работодателя взимается плата в размере, предусмотренном за выдачу разрешения.

9. Разрешение не подлежит передаче другим работодателям. Привлекаемые на основе разрешения иностранные работники не могут быть переведены на работу к другому работодателю.

10. В разрешении указываются: наименование органа, выдавшего разрешение, наименование и адрес работодателя, которому выдано разрешение, и сведения о его государственной регистрации, территория, на которой действует разрешение, численность и профессиональный состав привлекаемых работников, страна их происхождения или обычного проживания, основание для выдачи разрешения, срок действия и другие данные по форме согласно приложению №1.

Разрешение подписывается ответственным должностным лицом, уполномоченным руководителем Федеральной миграционной службы России, и заверяется печатью.

11. Работодатели, получившие разрешение на привлечение иностранной рабочей силы, обязаны в месячный срок направить в Федеральную миграционную службу России сведения о заключении на основании разрешения трудовых контрактов с иностранными работниками.

12. В случае нарушения работодателем указанных в разрешении условий, настоящего Положения, а также законодательства Российской Федерации, в результате чего ущемляются права иностранных работников, Федеральная миграционная служба России может приостановить действие разрешения до устранения допущенных нарушений или дать указание об их устранении в определенный срок. При неустранении нарушений в установленный срок разрешение может быть аннулировано по решению Федеральной миграционной службы России.

Работодатель может быть без предупреждения лишен права пользования разрешением за действие или бездействие, в результате которого возникает угроза гибели людей или нанесения ущерба их здоровью.

13. В случае прекращения работодателем своей хозяйственной деятельности или осуществления мероприятий по сокращению численности или штата работников выданное разрешение теряет силу независимо от окончания срока, на который оно выдано.

14. Иностранный гражданин, въехавший в Российскую Федерацию с целью осуществления профессиональной деятельности, может работать по найму на территории Российской Федерации только при наличии подтверждения на право трудовой деятельности, выданного на его имя на основании полученного работодателем разрешения, по форме согласно приложению №2.

В случаях, предусмотренных пунктом 16 настоящего Положения, выдача иностранным гражданам подтверждения на право трудовой деятельности на территории Российской Федерации осуществляется без оформления разрешения.

15. Выдача подтверждений на право трудовой деятельности иностранным гражданам, осуществляющим работу по найму у работодателя, в пределах установленной разрешением численности привлекаемой иностранной рабочей силы, а также в случаях, предусмотренных пунктом 16 настоящего Положения, производится территориальными органами Федеральной миграционной службы России по представленному работодателем ходатайству по форме согласно приложению №3 при наличии согласия иностранного гражданина.

16. Привлечение иностранных граждан из числа высококвалифицированных специалистов на основе подтверждения на право трудовой деятельности осуществляется без оформления разрешения в случаях найма работодателями для работы на предприятиях с иностранными инвестициями, действующих на территории Российской Федерации, иностранных граждан на должности руководителей предприятий, их заместителей, руководителей подразделений (в том числе обособленных) этих предприятий.

17. Федеральная миграционная служба России направляет в соответствующие дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации за границей информацию о выданных разрешениях, которая является основанием для получения иностранными гражданами въездной-выездной визы с правом найма на работу.

18. Установленный настоящим Положением обязательный порядок выдачи разрешений, а также подтверждений на право трудовой деятельности не применяется по отношению к иностранным гражданам, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации:
официально признаны беженцами;
постоянно проживают на территории Российской Федерации;
получили убежище на территории Российской Федерации;
подали ходатайство о предоставлении статуса беженца и получили разрешение на временное проживание.
Указанный порядок также не применяется к иностранным гражданам:
деятелям науки и культуры, работающим на территории Российской Федерации в учреждениях, созданных в соответствии с межгосударственными соглашениями;
работникам дипломатических и консульских учреждений, а также организаций, пользующихся дипломатическим статусом, находящихся на территории Российской Федерации;
религиозным деятелям, осуществляющим профессиональную деятельность на территории Российской Федерации в официально зарегистрированных религиозных организациях и обществах;
членам экипажей российских морских и речных судов;
студентам, проходящим производственную практику во время каникул в рамках программ российских образовательных учреждений высшего профессионального образования;
корреспондентам и журналистам, аккредитованным в Российской Федерации;
лекторам и инструкторам, приглашаемым для чтения курса лекций и другой работы в российских академиях и образовательных учреждениях высшего профессионального образования;
лицам, для которых определен иной порядок трудоустройства межгосударственными и межправительственными соглашениями Российской Федерации с зарубежными странами.

Особенности и проблемы привлечения на работу иностранных граждан

Согласно Конституции РФ каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34 и ст. 37). Аналогичные положения закреплены также в российском законодательстве в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства (ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», далее – ФЗ № 115).

Тем не менее, для иностранцев предусмотрен ряд ограничений и особенностей осуществления трудовой деятельности на территории России, которые также непосредственно затрагивают и работодателя. В частности, на последнем лежат обязанности и ответственность, связанные с получением разрешения на привлечение иностранных работников, разрешений на работу, приглашений, постановке на учет по месту пребывания, обеспечением жильем, медицинской помощью, уведомлением государственных органов о заключении и изменении трудовых или гражданско-правовых договоров с такими лицами.

Несмотря на то, что использование труда иностранных граждан крайне выгодно работодателям с экономической точки зрения (эти работники гораздо «дешевле» россиян), их оформление и дальнейшее сопровождение является достаточно сложным процессом. Свою роль в этом играет как чрезмерно усложненная процедура привлечения иностранных работников, так и постоянно изменяющаяся нормативная база в данной области. В результате создаются предпосылки как для неумышленного нарушения законодательства иностранными работниками и работодателями, так и сознательного применения ими различных нелегальных подходов. Ниже рассмотрены основные особенности и проблемы, которые возникают в ходе привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан на территории России.

Привлечение иностранных работников с визой

Трудоустройство иностранного гражданина, прибывшего в России в визовом порядке, связано с достаточно большим документооборотом, который необходим для оформления статуса иностранного гражданина и его права на осуществление трудовой деятельности. Работодатели ежегодно, до 1 мая должны представить в уполномоченные органы субъектов РФ объемную заявку о потребности в рабочей силе для замещения в предстоящем году вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками (см. постановление Правительства РФ от 22 декабря 2006 г. № 783; приказ Минздравсоцразвития России от 13 июля 2010 г. № 514н). Причем такие данные необходимо предоставит как в электронном виде (через портал «Миграционные квоты»), так и в письменном.

Приглашение на въезд в РФ – документ, в том числе электронный документ, являющийся основанием для выдачи иностранному гражданину визы либо для въезда в РФ в порядке, не требующем получения визы, в случаях, предусмотренных федеральным законом или международным договором РФ;

Разрешение на работу – документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории РФ трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в РФ в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности.

Далее необходимо получить разрешение на привлечение и использование иностранных работников, которое выдается сроком на один год (ч. 4. ст. 18 ФЗ № 115) согласно регламенту, утвержденному приказом ФМС России, Минздравсоцразвития России, Минтранса России, Госкомрыболовства РФ от 11 января 2008 г. № 1/4/1/2 (далее – Регламент). Одновременно работодатель или заказчику работ (услуг) может подать заявление в ФМС России или ее территориальный орган документы для получения разрешения работу – на каждого иностранного работника в отдельности (подпункт 45.1 Регламента). Срок оформления обоих разрешений – 30 дней с момента подачи документов (п. 25, п. 58 Регламента). Также при подаче заявления о выдаче разрешения потребуется представить медицинские справки, подтверждающие отсутствие у иностранного работника заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих (перечень заболеваний установлен постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2003 г. № 188).

Следующий шаг – получение для работника приглашения на въезд в Россию, обратившись с ходатайством в ФМС России или ее территориальный орган, так как на его основании иностранцу выдается виза (абз. 4 п. 1 ст. 2, ст. 16 ФЗ № 115, приказ ФМС России от 30 ноября 2012 № 390). Срок рассмотрения документов также составляет 30 дней. При этом вместе с ходатайством о выдаче приглашения приглашающая сторона должна предоставить гарантии материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранного гражданина на период его пребывания в России (п. 5 ст.16 ФЗ № 115). Таковыми являются гарантийные письма, в которых приглашающая сторона обязуется обеспечить иностранного работника, зарплатой в размере не ниже МРОТ, страховым медицинским полисом или денежными средствами для получения медицинской помощи, жильем на период пребывания в России в соответствии с социальной нормой площади жилья, установленной в субъекте РФ (см. Постановление Правительства РФ от 24 марта 2003 г. № 167).

Работодатель или заказчик работ (услуг), как принимающая сторона, должен не позднее семи рабочих дней со дня прибытия иностранного работника в место пребывания направить соответствующее уведомление в территориальный орган ФМС России (п. 3 ст. 20, ст. 22 Федерального закона от 18 июля 2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»; постановление Правительства РФ от 15 января 2007 № 9). Кроме того, о привлечении и об использовании иностранных работников работодатели обязаны уведомить налоговый орган по месту своего учета в течение 10 дней со дня наступления одного из следующих событий (пп. 4 п. 8 ст. 18 ФЗ № 115):

  • подачи ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения в целях осуществления трудовой деятельности;
  • прибытия иностранного гражданина к месту работы или к месту пребывания
  • получения иностранным гражданином разрешения на работу;
  • заключения с иностранным работником нового трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг);
  • приостановления действия или аннулирования разрешения на привлечение и использование иностранных работников;
  • приостановления действия или аннулирования разрешения на работу иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя;
  • аннулирования разрешения на работу иностранному работнику.
  • При этом стоит отметить, что уведомление подается в отношении каждого работника (см. письмо ФМС России от 20 декабря 2007 г. № МС-1/9-25552; письмо ФНС России от 24 августа 2007 г. № ГИ-6-04/[email protected]). Также временно пребывающий в России иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выдано разрешение на работу (п. 4.2. ст. 13 ФЗ № 115). Кроме того, работодатель и заказчик работ (услуг) не имеют право привлекать и использовать иностранных работников (а иностранный гражданин не имеет право осуществлять трудовую деятельность) в случае, если он не достиг возраста 18 лет (п. 4 ст. 13 ФЗ № 115).

    Таким образом, очевидно, что сам процесс привлечения «визовых» иностранных работников, предоставления указанных выше жилищных и медицинских гарантий и документов является чрезмерно сложным и затратным. Только госпошлина за рассмотрение заявления о привлечении иностранных работников составляет 6000 руб. за каждого работника, за выдачу разрешения на работу – 2000 руб. за каждого работника и 500 руб. за оформление приглашения на каждого работника (подпункт 23, подпункт 24 и подпункт 17 п. 1 ст. 333.28 НК РФ). Кроме того, разрешение на привлечение и использование иностранной рабочей силы работу придется получать каждый год (в большинстве случаев это касается и разрешения на работу).

    Плюс, оформленные на территории иностранных государств официальные документы, копии которых представляются для получения разрешения на работу, должны быть легализованы в дипломатических представительствах или консульских учреждениях России за рубежом, если иное не предусмотрено международными договорами. Если документы составлены на иностранном языке, то к ним должен прилагаться нотариально заверенный перевод на русский язык, а если копии документов представляются без предъявления подлинников, то они также должны быть нотариально заверены (п. 47 Регламента).

    В силу более низких требований иностранных работников к оплате труда, работодатели в ближайшее время не откажутся от их привлечения, в то же время, действующий порядок трудоустройства таких работников им крайне невыгоден. В итоге единственным решением в данном случае представляется облегчение соответствующих административных процедур, что позволит избежать дальнейшего ухода процесса привлечения иностранных работников за пределы правового поля.

    Тем не менее, данные проблемы в меньшей степени касаются иностранных работников, отнесенных к категории высококвалифицированных специалистов. Так, у работодателя отсутствует необходимость получения разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы, на таких работников не распространяются квоты, применяется сокращенный срок рассмотрения заявления о выдаче разрешения на работу (п. 4.5. ст. 13, п. 2 ст. 13.2 ФЗ № 115, п. 136.8 Регламента). Однако в силу специфических требований к заработной плате (для большинства сфер деятельности – не менее 2 млн руб. в год), работники, привлеченные в таком порядке, составляют подавляющее меньшинство (п. 1 ст. 13.2 ФЗ № 115).

    Привлечение «безвизовых» иностранных работников

    Порядок трудоустройства иностранного гражданина, прибывшего в порядке, не требующем получения визы гораздо проще. Разрешение на привлечение иностранных работников и приглашение на въезд в Россию и работодателю оформлять ненужно, предоставлять многочисленные гарантии тоже. Иностранный гражданин имеет право сам обратиться в территориальный орган ФМС России с заявлением о выдаче разрешения на работу. Данное обстоятельство, несомненно, удобно для работодателя, так как он получает работника с уже оформленными разрешительными документами (п. 122 Регламента). Также применяется сокращенный по сравнению с «визовыми» работниками срок рассмотрения заявления – решение не позднее 10 рабочих дней со дня представления документов, предусмотренных п. 27 Регламента.

    Медицинские справки, подтверждающие отсутствие заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, а также сертификат об отсутствии ВИЧ-инфекции в ФМС России может представить сам работник в течение 30 суток со дня получения разрешения на работу, если оно выдано на срок более 90 суток (п. 8 ст. 13.1 ФЗ № 115).

    Тем не менее, данный порядок также не лишен трудностей. На практике большинство иностранных работников, прибывающих в Россию в безвизовом порядке, плохо знают русский язык, а также совершенно не ориентируются в российском законодательстве и системе государственных органов. Также существует риск, что работник устроится на работу с недействительным (поддельным) разрешением на работу, что может повлечь наложение административного штрафа на работодателя. В связи с этим зачастую оформлением работника в той или иной мере все равно приходится заниматься привлекающей его организации или предпринимателю.

    Кроме того, работодатели или заказчики работ (услуг), привлекающие и использующие для трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Россию в безвизовом порядке, и имеющих разрешение на работу, обязаны уведомлять территориальный орган ФМС России и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте РФ (п. 9 ст. 13.1 ФЗ № 115):

  • о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными работниками;
  • о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года.
  • Срок уведомления – в течение трех дней с момента наступления какого-либо из указанных выше событий (п. 2 приложения № 6 к приказу ФМС России от 28 июня 2010 г. № 147). При этом иностранцы, прибывшие в Россию в порядке, не требующем визы, не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выдано разрешение на работу (п. 4.2. ст. 13 ФЗ № 115). Также в случае с «безвизовыми» работниками действует и норма о необходимости достижения иностранным работником 18 лет (п. 4 ст. 13 ФЗ № 115).

    Особое место в числе иностранных работников, пребывающих безвизовом порядке, занимают граждане Белоруссии и Казахстана. Им не требуется разрешение на работу, а работодателю – разрешение на их привлечение и использование. Также работодателю не нужно уведомлять государственные органы о привлечении таких работников к трудовой деятельности (см. Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей (Санкт-Петербург, 19 ноября 2010 г.); п. 9 ст. 13.1 ФЗ № 115.

    В аналогичном упрощенном порядке к трудовой деятельности привлекаются иностранцы, имеющие разрешение на временное проживание или вид на жительство (при этом они могут работать и с 16 лет). При этом первые могут работать только в пределах субъекта РФ, на территории которого им разрешено временное проживание.

    Повышенная ставка НДФЛ

    Основной трудностью с точки зрения налогообложения является тот факт, что доходы иностранцев, не имеющих статус резидента, облагаются НДФЛ по ставке 30%, в то время как у резидентов, как и у российских граждан – 13%. Исключение составляют иностранные работники, являющиеся высококвалифицированными специалистами и иностранцы, работающие у физических лиц на основании патента, лица, которым выплачиваются дивиденды от долевого участия в деятельности российских организаций и ряд других (п. 1, п. 3 ст. 224 НК РФ).

    При этом налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в России не прерывается на периоды его выезда за пределы страны для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения. Также, если с государством, гражданином которого является иностранный работник, у России заключен международный договор, то налогообложение будет происходить в соответствии с ним. К таким документам, например, относятся соглашения об избежании двойного налогообложения с Азербайджанской республикой от 3 июля 1997 года, с Белоруссией от 21 апреля 1995 года, Узбекистаном от 2 марта 1994 года, Украиной от 8 февраля 1995 года и др.

    В случае присвоения иностранному работнику статуса резидента, по итогам налогового периода может быть произведен перерасчет (по ставке 13%) и возврат излишне уплаченной суммы налога. Для этого сам иностранец должен обратиться в налоговый орган, в котором он был поставлен на учет по месту жительства (месту пребывания) и представить налоговую декларацию и документы, подтверждающие статус налогового резидента в соответствующем налоговом периоде (п. 1.1 ст. 231 НК РФ). Однако с учетом специфики иностранных работников (незнание русского языка, периодические выезды из страны, сезонный характер работы) их обращение в налоговый орган иногда может быть весьма затруднительным.

    В связи с этим стоит иметь в виду, что налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В частности, работодатель вправе в установленном порядке осуществлять функции уполномоченного представителя своих бывших работников в налоговых органах (п. 3, п. 4 ст. 80 НК РФ, письмо Минфина России от 24 января 2013 г. № 03-04-06/4-22).

    Обязательное страхование

    В сфере обязательного страхования в отношении иностранных работников также существует ряд нюансов. Так, обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат все иностранные граждане. При этом в случае работы по гражданско-правовому договору, такому страхованию они подлежат только, если это прямо предусмотрено указанным договором (п. 1 ст. 5 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» упомянутого закона). Срок, на который заключен трудовой или гражданско-правовой договор значения не имеет. Тариф определяется в зависимости от класса профессионального риска на основании Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 228-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов».

    Временно пребывающий в РФ иностранный гражданин – лицо, прибывшее в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание;

    Временно проживающий в РФ иностранный гражданин – лицо, получившее разрешение на временное проживание;

    Постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин – лицо, получившее вид на жительство.

    Обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат только временно или постоянно проживающие в России иностранцы (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»). Если указанные иностранцы работают по гражданско-правовому договору, то взносы на данный вид страхования на них уплачивать не нужно. Срок, на который заключен трудовой или гражданско-правовой договор также роли не играет. Тариф определяется в зависимости от категории плательщика в соответствии Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – закон о страховых взносах). По общему правилу – 2,9%.

    В свою очередь обязательному пенсионному страхованию подлежат все категории работающих в России иностранных граждан. В отношении постоянно проживающих иностранцев уплачиваются страховые взносы по тарифу, установленному для граждан России на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, в зависимости от года рождения. Вид и срок договора, по которому трудятся такие иностранцы, роли не играет (п. 1 ст. 22.1 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).

    В отношении временно проживающих (за исключением высококвалифицированных специалистов) и временно пребывающих на территории России уплачиваются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по тарифу, установленному для граждан России, но только на финансирование страховой части трудовой пенсии и независимо от года рождения указанных застрахованных лиц. Обязанность уплачивать такие взносы возникает только если заключен трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор (срочные трудовые договоры) продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года (п. 2 ст. 22.1. Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»). Тариф на обязательное пенсионное страхование определяется в соответствии с законом о страховых взносах.

    Наконец, обязательному медицинскому страхованию подлежат только постоянно или временно проживающие в России иностранные граждане (за исключением высококвалифицированных специалистов и членов их семей). Вид договора (трудовой или гражданско-правовой), а также срок, на который он заключен, значения не имеют (ст. 10 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»). Тариф также определяется в соответствии с законом о страховых взносах (по общему правилу – 5,1%).

    Регулирование трудовых отношений

    На данный момент трудовые отношения с иностранными гражданами и лицами без гражданства оформляются в том же порядке, что и с гражданами России – в соответствии с ТК РФ. При этом учитываются особенности, предусмотренные ФЗ № 115 и рядом других нормативных актов. Речь идет об уже описанных выше ограничениях по возрасту, границам субъекта РФ, виду деятельности, указанному в разрешении на работу, также стоит принимать во внимание сроки действия визы, разрешения на работу (или временное проживание).

    Однако Минтруд России планирует определить особенности осуществления трудовой деятельности на территории России иностранными гражданами и лицами без гражданства непосредственно в ТК РФ, дополнив его новой статьей 351.3 «Особенности регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства». Соответствующие положения закреплены в законопроекте «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, связанных с особенностями осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами» 1 .

    Цитата

    Юрий Стародумов, юрист АНО «Центр социально-трудовых прав»

    «Мы не поддерживаем идею авторов законопроекта о необходимости внесения в трудовой договор с иностранцем сведений о таких документах, как разрешение на работу и т. п. На наш взгляд, контролирующие органы и без того могут истребовать у работодателя или у иностранного работника указанные в законопроекте документы или провести проверку их наличия (подлинности). Законодательное закрепление обязанности работодателей указывать в трудовом договоре с иностранцем реквизиты документов, сведения о которых и без того должны иметься у контролирующих органов, приведет лишь к привлечению некоторых работодателей к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ за сугубо формальные нарушения трудового законодательства и не повлияет благотворно на ситуацию с нелегальной миграцией».

    В частности, в ТК РФ может быть закреплена обязанность работодателя включать в трудовой договор с иностранными гражданами сведения о разрешении на работу, патенте, разрешении на временное проживание или виде на жительство. При этом иностранный гражданин будет обязан предъявить указанные выше документы работодателю при заключении трудового договора.

    Отдельно стоит упомянуть инициативу Минтруда России о необходимости добровольного страхования иностранных работников – сведения о таком договоре (полисе) также должны будут указываться в трудовом договоре, а соответствующие документы – предъявляться работодателю.

    «Необходимость добровольного страхования работников-иностранцев, временно пребывающих на территории РФ, приведет к дополнительным расходам для бизнеса и самих работников. Несмотря на то, что большинству из работников-иностранцев, временно пребывающих на территории РФ, медицинская помощь не экстренного характера на территории РФ может и не потребоваться», – комментирует рассматриваемые положения законопроекта юрист АНО «Центр социально-трудовых прав» Юрий Стародумов.

    В ТК РФ также планируется закрепить возможность заключения трудового договора без разрешения на работу, если заключенный и оформленный трудовой договор необходим для его получения. В таком случае, разрешение на работу может быть предъявлено работодателю после заключения трудового договора. Трудовой договор в таких обстоятельствах вступит в силу не ранее дня получения иностранным гражданином разрешения на работу.Также Минтруд России предлагает отнести приведение общей численности иностранных работников в соответствие с ограничениями, установленными Правительством РФ на основании ФЗ № 115 к обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, при которых трудовой договор подлежит прекращению (ст. 83 ТК РФ).

    Помимо этого, Минтруд России предлагает предусмотреть возможность временного перевода иностранного работника на не обусловленную трудовым договором работу у того же работодателя на срок до одного месяца, но не более одного раза в течение рабочего года. Речь идет о случаях, предусмотренных ч. 2 и ч. 3 ст. 72.2 ТК РФ (катастрофы, производственные аварии, несчастные случаи на производстве, простой и др.) Такой перевод, согласно законопроекту, сможет осуществляться без учета вида трудовой деятельности, осуществляемой иностранным работником на основании полученного им разрешения на работу. Напомним, что в настоящий момент в подобных ситуациях иностранного работника не всегда возможно перевести на другую работу. Если ему требуется разрешение на работу, то он вправе осуществлять трудовую деятельность только в соответствии с указанным в нем видом деятельности.

    «Устранение причин подобных переводов, как правило, требует оперативного вмешательства. В подобных ситуациях ни у работников, ни у работодателя просто нет времени на оформление новых разрешений на работу. Поэтому названные поправки представляются нам вполне обоснованными. Однако вызывает критику предложение по установлению ничем не обоснованного ограничения по продолжительности временного перевода иностранного работника (не более одного месяца в течение одного рабочего года). На наш взгляд, временный перевод в ситуациях, указанных в ч. 2,3 ст. 72.2 Трудового кодекса РФ, может быть вызван только объективными причинами и установление ограничений по продолжительности временного перевода иностранного работника по сравнению с переводами российских работников не обоснованно», – прокомментировал инициативу Минтруда России Юрий Стародумов.

    Кроме того, на работодателя планируется возложить обязанность отстранить от работы иностранного работника в случаях:

  • приостановления или окончания срока действия разрешения на привлечение и использование иностранных работников;
  • окончание срока действия разрешения на работу;
  • окончание срока действия разрешения на временное проживание в Российской Федерации;
  • окончание срока действия вида на жительство;
  • окончание срока действия договора (полиса) медицинского страхования, либо прекращение срока действия договора с медицинской организацией на получение иностранным гражданином первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи (для временно пребывающего в иностранного гражданина, за исключением высококвалифицированных специалистов).
  • По мнению Юрия Стародумова, установление дополнительного основания для отстранения от работы иностранных работников при приостановлении или окончании срока действия разрешения на привлечение и использование иностранных работников является оправданным.

    «В подобных ситуациях работодатель не вправе в силу ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» использовать труд работника, но и не вправе в соответствии с Трудовым кодексом РФ отказать работнику в допуске на рабочее место. Как нам представляется, с помощью внесения указанных поправок в законодательство возникающая коллизия будет решена наиболее приемлемым образом», – пояснил он.

    В законопроекте для иностранных работников предусмотрены и дополнительные основания прекращения трудового договора:

    • аннулирование, приостановление действия, окончание срока действия разрешения на привлечение и использование иностранных работников;
    • аннулирование разрешения на работу или патента;
    • аннулирование разрешения на временное проживание;
    • аннулирование вида на жительство;
    • окончание срока действия разрешения на временное проживание;
    • окончание срока действия договора (полиса) медицинского страхования, либо прекращение срока действия договора с медицинской организацией на получение иностранным гражданином первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи (для временно пребывающего иностранного гражданина, кроме высококвалифицированных специалистов).
    • невозможности предоставления прежней работы работнику по окончании упомянутого выше срока временного перевода;
    • невозможности временного перевода работника, ввиду истечения срока временного перевода.
    • При этом о прекращении трудового договора по указанным основаниям иностранный работник должен быть уведомлен не менее чем за три календарных дня до увольнения.

      Наряду с вышеизложенными изменениями, законопроект предусматривает исключение обязанности временно пребывающих иностранных граждан, заключивших трудовой договор на срок менее шести месяцев, представлять при заключении трудового договора страховое свидетельство государственного пенсионного страхования. Также исключается обязанность иностранных граждан, лиц без гражданства, временно пребывающих или временно и постоянно проживающих в России, представлять при заключении трудового договора документы воинского учета – для военнообязанных.

      На данный момент законопроект уже одобрен Комиссией Правительства РФ по законопроектной деятельности.

      Продолжение: Об административной ответственности за нарушения в сфере привлечения на работу иностранных граждан и практике обжалования соответствующих постановлений ФМС России в арбитражных судах читайте далее.

      Воспроизведение (целиком или частями) материала может производиться только по письменному разрешению с указанием активной гиперссылки.

      1 Текст законопроекта размещен на Едином портале раскрытия информации.

      Получение разрешения на привлечение иностранной рабочей силы

      В связи с реогранизацией УФМС и переходу ее под влияние органов МВД, произошли некоторые изменения в процедуре привлечения иностранной рабочей силы.

      1 ступень: выделение квот

      ИРС – это разрешение на привлечение иностранной рабочей силы. Его обязан получить каждый работодатель, привлекающий на работу иностранных граждан.

      Квоты

      Существует перечень квотируемых профессий. Каждый работодатель, который планирует привлекать иностранных работников, должен подавать заявку со списком желаемых для привлечения профессий на будущий год, т.е. если планируется привлечение в 2018 году, то заявку необходимо подавать сейчас – в 2017 году).

      На каждую компанию выдается органиченное число квот, и какое именно будет выделено количество – решает на месте комиссия. Заявку на квоты можно подавать в электронном виде или на бумажном носителе. Форму заявки можно заполнить на сайте.

      Обращаю ваше внимание, что согласно Распоряжению от 28 декабря 2012 г. № 70-р – предприятиям необходимо выделять от 1 до 3-х рабочих мест для инвалидов.

      Если Вам необходимо привлечь иностранного работника уже сейчас, вам нужно выбрать соответствующие dашим запросам должности из списка неквотируемых профессий, утвержденный Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 28 мая 2015г № 324н « Об утверждении перечня профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан — квалифицированных специалистов, трудоустраивающихся по имеющейся у них профессии (специальности), на которых квоты на выдачу иностранным гражданам, прибывающим в российскую федерацию на основании визы, разрешений на работу не распространяются».

      Центр занятости

      Несмотря на dаше решение к привлечению иностранного работника, по закону dы обязаны разместить вакансию на должности в Центре занятости, на срок 30 дней. В течении 30 дней Центр занятости будет направлять к dам на собеседование работников, отметку которым необходимо поставить в течении 3-х дней. Через 30 дней вы можете подавать документы в ГУ МВД на получение ИРС (разрешения на привлечение иностранцев необходимых профессий).

      2 ступень: получение ИРС

      Подача документов на ИРС, а также на получение самого РНР (разрешения на работу для иностранца – «пластик») осуществляется в Миграционном центре ГУ МВД в Сахарово с понедельника по пятницу с 10:00 до 17:00. Для миграционно-опасных стран необходимо предварительно получить «резолюцию» (разрешение) у начальства, с обязательным присутствием генерального директора компании. Прием начальства осуществляется по понедельникам с 11:00 до 13:00 и по четвергам с 14:00 до 16:00.

      Для того чтобы успеть подать документы в окно инспектора, желательно приехать с утра для получения талонов на сдачу.

      Список документов, необходимых для получения ИРС:

      1. Карточка с реквизитами компании.
      2. Свидетельство о постановке организации на учет в налоговом органе (нотариально удостоверенная копия).
      3. Свидетельство о государственной регистрации юридического лица (нотариально удостоверенная копия).
      4. Устав организации – копия, заверенная печатью организации.
      5. Приказ о назначении генерального директора – оригинал и копия, заверенная печатью организации.
      6. Проект трудового договора.
      7. Оригинал платежных документов уплаты государственной пошлины (с круглой печатью банка и отметкой о принятии – обязательно!) – 10000 руб за каждого привлекаемого иностранца.
      8. Заявление о выдаче разрешения на привлечение иностранной рабочей силы в 2-х экз.
      9. Запрос в центр занятости в 2-х экз.
      10. Выписка из ЕГРЮЛ не старше 1 месяца.

      Через 30 дней после подачи, приходите на получение ИРС.

      3 ступень: получение РНР

      Подача документов на РНР осуществляется также в ГУ МВД в Сахарово в дни, указанные выше.

      Список документов, необходимых для получения РНР:

    • Ходатайство о выдаче разрешения на работу.
    • Оригинал платежного поручения об оплате пошлины за выдачу разрешения на работу – по 3500 рублей за каждого привлекаемого иностранного работника (платежное поручение должно быть с отметкой банка и круглой печатью банка о принятии).
    • Гарантийное письмо.
    • Оригинал и копия разрешения на привлечение иностранной рабочей силы.
    • Медицинское свидетельство иностранного сотрудника (отсутствие ВИЧ-инфекции и заболеваний, согласно установленному перечню) – можно донести в течении 10-ти рабочих дней с момента подачи документов на РНР. Согласно последним изменениям в законодательстве, иностранный гражданин должен обязательно находиться на территории РФ на момент получения медицинского свидетельства!
    • Заявление о выдаче разрешения на работу – с наклеенной фотографией иностранного гражданина.
    • Нотариально удостоверенный перевод паспорта иностранного сотрудника.
    • Нотариально удостоверенный перевод диплома иностранного сотрудника.
    • Проект трудового договора на должность
    • Договор (полис) добровольного медицинского страхования на иностранного сотрудника.
    • Копия сертификата иностранного сотрудника о владении русским языком, знании истории и основ законодательства РФ (можно донести в течении месяца с момента получения иностранным гражданином РНР).
    • Копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица.
    • Копия свидетельства о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения.
    • Копия решения о назначении Генерального директора общества.
    • Копия приказа о вступлении в должность Генерального директора общества.
    • Доверенность на представителя.
    • Обращаю ваше внимание, что получение РНР осуществляется только для иностранных граждан из визовых стран. Иностранцам из безвизовых стран необходимо получить патент.

      Срок изготовления «пластика» – 30 дней. Получение возможно по доверенности. При получении обязательно проверьте все данные иностранного гражданина, т.к. возможны ошибки.

      Привлечение и использование иностранных работников – пошаговая инструкция по привлечению безвизовых и визовых иностранных работников и ВКС: получение разрешения на привлечение иностранных работников, бланки и документы для привлечения трудовых мигрантов

      Привлечение на работу иностранных граждан накладывает определенные обязательства на обе стороны процесса: и на иностранного сотрудника и на самого работодателя.

      Для работодателя привлечение мигрантов на работу в первую очередь сопряжено с получением аккредитации и оформлением ряда документов и разрешений. Процедура эта достаточно трудоемкая, так как от работодателя требуется не только знать, как привлечь мигрантов, но и понимать весь процесс «сопровождения» своего сотрудника по всему пути легализации его труда в России.

      Множество вопросов о привлечении иностранной рабочей силы возникает у предпринимателей в этом процессе из-за переменчивости законодательной базы в миграционной сфере и разницы в процедурах привлечения визовых и безвизовых иностранных граждан к работе, и их отличий от привлечения высококвалифицированных иностранных специалистов.

      В нашей статье мы постарались подробно рассказать о привлечении иностранцев на работу и пошагово описать порядок привлечения иностранной рабочей силы. Вы узнаете, как привлекаются визовые работники, безвизовые и ВКС, а также о том, что нужно для того, чтобы получить разрешение на привлечение и использование иностранных работников.

      Привлечение иностранцев на работу

      Как мы уже упомянули выше, порядок привлечения иностранных граждан на работу различается в зависимости от статуса мигранта. Особенности привлечения иностранных граждан для безвизового, визового мигранта и высококвалифицированного специалиста значительно отличаются.

      Поэтому первым делом, работодателю необходимо определить, какой именно иностранный работник привлекается к работе:

      • высококвалифицированный иностранный специалист;
      • визовый иностранный работник;
      • безвизовый иностранный работник;
      • Ниже мы подробно расскажем о привлечении иностранных работников каждой категории.

        Привлечение высококвалифицированных иностранных специалистов (ВКС)

        Кто относится к высококвалифицированным иностранным специалистам?

        Высококвалифицированный специалист (ВКС) – это иностранный гражданин как визовых, так и безвизовых стран с опытом работы и определенным набором навыков в конкретной сфере деятельности, на работу в которой мигрант претендует.

        Иностранные граждане — высококвалифицированные специалисты получают разрешение на работу на основании трудового договора и на срок действия этого трудового договора, но не более чем на 3 года.

        При этом в трудовом договоре и в разрешении на работу должно быть обозначено, что иностранный работник — высококвалифицированный специалист, будет осуществлять трудовую деятельность в нескольких регионах РФ, если работодатель планирует привлекать ВКС более чем в одном регионе.

        Важно! Если в разрешении на работу ВКС не будут прописаны другие регионы, а сотрудник будет трудиться в другом регионе более 30 дней, то на иностранца и работодателя будет наложен штраф за нелегальный труд.

        Порядок и особенности привлечения ВКС

        Привлечение ВКС не требует от работодателя разрешения на привлечения иностранного гражданина к работе. Разрешение на работу должно быть только у самого соискателя — высококвалифицированного иностранного специалиста.

        Привлечение высококвалифицированных иностранных специалистов осуществляется без учета квоты. Другими словами получение квоты для привлечения высококвалифицированного иностранного специалиста не требуется.

        Найм ВКС предполагает конкретную годичную норму уровня заработной платы. Заработная плата высококвалифицированного иностранного специалиста определена следующими рамками:

        • От 83 500 рублей в месяц для научно-исследовательской сферы, туристической и медицинской.
        • От 167 тысяч рублей для занятых в других отраслях экономики.
        • Для тех, кто работает в «Сколково» минимальная оплата труда не установлена.
        • Важно! Приём на работу иностранного высококвалифицированного специалиста обязывает работодателя ежеквартально уведомлять ГУВМ МВД (ФМС) о выплате заработной платы.

          Привлечение ВКС: Пошаговая инструкция по оформлению на работу высококвалифицированного иностранного специалиста

          Подача ходатайства в ГУВМ МВД (ФСМ) о привлечении высококвалифицированного иностранного специалиста

          Для получения высококвалифицированным иностранным специалистом разрешения на работу и визы, наниматель должен подать в миграционные органы ходатайство о привлечении высококвалифицированного иностранного специалиста к работе.

          Для положительного ответа на ходатайство работодателю потребуется предоставить следующий пакет документов:

          • бланк ходатайства с информацией о сотруднике и его фотографией форматом 3 на 4 см;
          • гарантийное письмо на бланке организации, где работодатель прописывает свою финансовую ответственность в случае выдворения иностранного эксперта из страны;
          • свидетельства ИНН и ОГРН компании-нанимателя;
          • копия паспорта иностранца;
          • нотариально заверенный перевод паспорта;
          • оригинал трудового договора с ВКС;
          • квитанция, подтверждающая оплату госпошлины.

          ГУВМ МВД (ФСМ) рассматривает ходатайства в течение 30 дней. И если ходатайство одобрят, высококвалифицированные иностранные работники получают российскую визу и разрешение на работу.

          Иностранный квалифицированный специалист должен въехать на территорию России в течение 30 дней после того, как получил приглашение. По приезду работодатель и работник заключают трудовой договор.

          Уведомление ГУВМ МВД о найме иностранного высококвалифицированного специалиста

          В течение первых трех дней после подписания договора с иностранным специалистом, работодатель должен оповестить об этом миграционную службу по установленной форме, отправив уведомление о трудоустройстве иностранца.

          В противном случае нанимателю могут аннулировать все документы на привлечение иностранной рабочей силы и привлекут к административной ответственности.

          Уведомления о заработной плате ВКС

          Налогообложение высококвалифицированных иностранных специалистов

          Уведомление ГУВМ МВД об увольнении иностранного высококвалифицированного специалиста

          В случае увольнения иностранного ВКС вне зависимости от причин, а также, если срок действия трудового договора заканчивается, и наниматель не планирует его продлевать, необходимо уведомить ГУВМ МВД о расторжении трудового договора с ВКС в течение 3 дней по установленной форме.

          Важно! Несоблюдение сроков подачи уведомления или неуведомление как таковое грозят работодателю штрафом до 800 тысяч рублей в регионах, до 1 000 000 рублей в Москве и Санкт-Петербурге.

          Привлечение визовых иностранных граждан на работу

          Особенности и порядок привлечения иностранного работника по визе

          Привлечение иностранной рабочей силы по визе требует наличия у работодателя разрешения на привлечения иностранного гражданина к работе. Помимо этого привлечение иностранных рабочих осуществляется с учетом квоты.

          Далее мы пошагово разберем процедуру привлечения иностранных работников визовых государств и расскажем, какие документы нужны, чтобы получить разрешение на привлечение иностранной рабочей силы и квоты, а также о том, что нужно делать работодателю для оформления привлеченных работников в штат.

          Привлечение иностранных граждан на работу по визе: пошаговая инструкция по привлечению визовых иностранных сотрудников

          Получение квот на привлечение иностранной рабочей силы

          За квотами работодатель обращается в центр занятости. Для этого в службе занятости нужно разместить необходимое количество вакансий, на которые работодатель планирует привлечение иностранной рабочей силы. И так как в РФ все же приоритет отдают российским соискателям, нанимателю придется собеседовать откликнувшихся соотечественников.

          И только если в течение месяца на должность не находится сотрудник с гражданством РФ, работодатель может обратиться в ГУВМ МВД с документами на получение аккредитации и подать заявление на привлечение и использование иностранных работников.

          Для обращения потребуются следующие документы:

          • заявление с запросом на привлечение;
          • проект трудовых договоров;
          • официальные бумаги компании, такие как инн, огрн и устав;
          • квитанция об оплате пошлины, которая составляет 10 тысяч рублей за каждую вакансию, на которую работодатель хочет нанять мигранта.
          • Запрос работодателя ГУВМ МВД (ФМС) рассматривает в течение месяца, и после дает ответ, результатом которого и является разрешение на привлечение иностранной силы на работу или отказ в нем.

            Оформление разрешения на работу для каждого иностранного сотрудника

            Разрешение на работу в РФ каждому иностранному сотруднику оформляется в отдельности. Обратите внимание, что разрешение требуется только визовым иностранцам. Для безвизовых предусмотрен патент на работу.

            Для оформления привлеченным визовым иностранным работникам разрешений на работу, в ГУВМ МВД (ФМС) необходимо предоставить следующие документы:

            • заявление на разрешение на работу в двух экземплярах;
            • копию документа, удостоверяющего личность (копию паспорта);
            • документ, подтверждающий образование;
            • результаты тестирования по русскому языку, истории и обществознанию;
            • квитанцию об оплате госпошлины в размере 3 500 рублей;
            • заключение о прохождении медицинской комиссии и сертификат об отсутствии ВИЧ.
            • Все эти документы иностранного гражданина должны быть переведены на русский язык с заверением нотариуса.

              Запрос на выдачу разрешения на работу иностранному гражданину миграционные органы рассматривают также 30 дней.

              Сразу после этого работодатель может заключить с мигрантом трудовой договор.

              Уведомление МВД о найме и об увольнении привлеченных визовых иностранных сотрудников

              После заключения договора с визовым иностранцем работодатель обязан в течение 3 дней уведомить об этом миграционную службу, отправив уведомление установленной формы в ГУВМ МВД. Точно такая же процедура необходима и в случае увольнении привлеченного визового иностранного сотрудника.

              Привлечение безвизовых иностранных граждан на работу

              Привлечение иностранных граждан к труду из безвизовых стран не требует от работодателя ни получения разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы, ни приглашения, ни оформления разрешения на работу.

              То есть для того, чтобы взять безвизового иностранного гражданина на работу, работодателю не нужно получать специальных разрешений, а только лишь встать на учет в ГУВМ МВД в качестве работодателя мигрантов и получить учетную карточку.

              Однако сам безвизовый иностранный работник должен иметь документ, подтверждающий его право на труд в РФ. Это может быть патент на работу, разрешение на временное проживание или вид на жительство. С любым из этих документов иностранец может работать в России на законных основаниях.

              Важно! Согласно договору об ЕАЭС граждане ЕАЭС (Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии) имеют право работать на территории России наравне с гражданами России, поэтому им не требуется для работы получение разрешительных документов.

              Привлечение безвизовых иностранных граждан на работу: пошаговая инструкция по оформлению иностранных работников из безвизовых государств
              В целом процедура привлечения на работу иностранных граждан из безвизовых государств выглядит следующим образом:

              1. Работодатель встает на учет в ГУВМ МВД и получает аккредитацию для привлечения иностранных граждан к работе.
              2. ГУВМ МВД (ФМС) заводит учетную карточку организации, которая планирует привлечь к работе иностранных работников.
              3. Работодатель определяет статус иностранного гражданина, режим его пребывания в России и проверяет наличие и сроки действия всех документов для легального трудоустройства:

              • паспорт;
              • регистрация;
              • миграционная карта;
              • СНИЛС;
              • ИНН;
              • медицинский полис ДМС;
              • трудовая книжка образца РФ (если нет – работодатель должен ее оформить).
              • Если работодатель оформляет ИГ, трудящегося на основании патента, то нужно проверить также:

                • патент на работу;
                • все чеки об оплате авансового платежа за патент.
                • 4. После проверки документов работодатель заключает с работником трудовой договор.
                  5. Работодатель ставит работника на миграционный учет .
                  6. Работодатель отправляет уведомление о привлечении иностранных работников в ГУВМ МВД (ФМС) о заключении трудового договора с безвизовым иностранцем в трехдневный срок.
                  7. Если иностранец работает по патенту, то работодатель следит за своевременной оплатой патента на работу и делает продление регистрации по патенту на работу.
                  8. Работодатель уведомляет ГУВМ МВД (ФМС) об увольнении иностранного рабочего в трехдневный срок.

                  Документы для привлечения иностранных работников к труду

                  Образец ходатайства о привлечении высококвалифицированного иностранного специалиста

                  Скачать ходатайство о привлечении высококвалифицированного иностранного специалиста вы можете по этой ссылке.

                  Образец гарантийного письма от работодателя для привлечения иностранных работников

                  Скачать гарантийное письмо для привлечения иностранного работника вы можете по этой ссылке.

                  Бланк «Запрос о выдаче заключения о привлечении и об использовании иностранных работников»

                  Скачать бланк вы можете по ссылке.

                  Бланк заявления на выдачу разрешения на привлечение иностранной рабочей силы в 2018 году

                  Бланк разрешения на привлечение иностранных граждан к работе в 2018 году

                  Если у вас остались вопросы по привлечению иностранных граждан к работе, вы можете задать их онлайн-консультанту или в комментариях к статье.

                  Пожалуйста, поставьте лайк, если вам была полезна наша статья с пошаговой процедурой привлечения и использования иностранных работников или сохраните информацию о привлечении иностранной рабочей силы себе в соц.сетях.

                  Смотрите так же:

                  • Увольнения генералов мвд рф июнь 2018 года Путин уволил и назначил ряд чиновников. Об их работе в двух словах Кого уволили: Владимир Степанов. Генерал-полковник. Бывший первый замглавы МЧС России Степанов родился 16 мая 1959 года в городе Москва. Работал в МЧС с 1993 года. Был как начальником штаба […]
                  • Нотариус полякова елена Полякова Елена Сергеевна Услуги, контакты, отзывы Полякова Елена Сергеевна Краткая справка Нотариус Полякова приступил к выполнению обязанностей в 1993 году. Регистрационный орган - Нотариальная Палата Красноярского Края, приказ о назначении - №138 от […]
                  • Роль федеральных законов Большую роль в регулировании экологических отношений играют федеральные законы - акты высшей юридической силы, действие которых распространяется, как правило, на всю территорию РФ Основополагающим является Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. В последние годы […]
                  • Залог транспортных средств 2014 Может быть введена обязательная государственная регистрация залога транспортных средств Калининградская областная Дума внесла законопроект 1 , в случае принятия которого залог транспортных средств будет подлежать государственной регистрации и возникать […]
                  • Правила определения степени тяжести вреда здоровью 522 от 17082007 Постановление Правительства рф от 17 августа 2007 г. N 522 "Об утверждении Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека" С изменениями и дополнениями от: 24 марта, 17 ноября 2011 г. В соответствии со статьей 52Основ […]
                  • Пособие на иждивенца Какое пособие и доплата к пенсии на иждивенца пенсионеру? Я являюсь военным пенсионером ФСБ, Афганец ,Чернобылец, инвалид 2 группы, имею на иждивении дочь студентку очного отделения 19 лет, вопрос : должны ли мне доплачивать к пенсии за ребенка иждивенца и […]
                  • Принцип ограничения специализации налогов и сборов означает что целевые Портал "Юристъ" - Ваш успех в учебе и работе! Налоговое право 1. Принцип публичной цели взимания налогов и сборов. В соответствии с этим принципом налоги устанавливаются с целью обеспечения платежеспособности субъектов публичной власти и должны иметь […]
                  • Закон о мз рб ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 18 июня 1993 года №2435-XII (В редакции Законов Республики Беларусь от 03.05.1996 г. №440-XIII, 03.03.1997 г. №27-З, 11.01.2002 г. №91-З, 29.06.2006 г. №137-З, 20.07.2006 г. №162-З, 14.06.2007 г. №239-З, 20.06.2008 г. №363-З, […]