Разряды плавания судов

Общая характеристика и краткий обзор водных путей

Классификация водных бассейнов

Классификация водных бассейнов для плавания прогулочных (маломерных) судов, поднадзорных ГИМС России, осуществляется в зависимости от преобладающих в этих бассейнах гидрометеорологических условий, удаленности бассейнов от портов (убежищ) и режима судоходства, при этом подразумевается, что указанные бассейны свободны ото льда. Класс маломерного судна, не имеющего палубы (беспалубного) и постоянно эксплуатирующегося в бассейне (разрешенном для плавания районе), не может быть ниже разряда бассейна.

Допуск к эпизодическому плаванию в бассейнах с разрядом выше класса маломерного судна, а также принятие решения о возможности и условиях перегонов судов через бассейны, имеющие разряд выше класса судна, осуществляет соответствующий орган ГИМС, по результатам проведения специального (внеочередного) осмотра судна и при предоставлении судовладельцем (судоводителем) обоснованного плана мероприятий, гарантирующих безопасность плавания на этот период.

Прибрежные морские (в пределах не более 12 миль от побережья) и внутренние водные бассейны делятся на:

прибрежные морские воды:

озера — Байкал, Ладожское, Онежское;
реки — р.Енисей (от Усть-Порта до северной оконечности Бреховских островов), Обская губа (от Нового Порта до линии м.Каменный-м.Трехбугорный), Тазовская губа (от м.Поворотный до Обской губы).

озера — Выгозеро, Телецкое (от м.Ажин до устья р. Чулышман);
водохранилища — Братское (по р.Ангаре от п.Н.Бархатово до плотины Братской ГЭС; по р.Оке от п.Топорок до устья; по р.Ие от 45 км.до устья), Волгоградское (от Увекского моста до плотины Волгоградской ГЭС ), Боткинское (от пристани Частые до плотины Боткинской ГЭС), Зейское (от 180 до 65 км), Камское (от г.Березники до плотины Камской ГЭС), Красноярское (по р.Енисей от пристани Черногорск до плотины Красноярской ГЭС, по р.Тубе от д.Николо-Петровка до устья), Куйбышевское (по р.Волге от п.Камское Устье до плотины Куйбышевской ГЭС,по р.Каме от Чистополя до п. Камское Устье), Новосибирское (от г.Камень-на-Оби до плотины Новосибирской ГЭС), Рыбинское (за исключением северной части от г.Череповца до д.Вичелово), Цимлянское (от Пяти-избянских рейдов до плотины Цимлянской ГЭС); реки — Амур (отг.Николаевска-на-Амуре до линии с.Астрахановка-с.Субботино), Дон (от г.Азова до п.Таганрог), Енисей (от г.Игарка до Усть-Порта), Колыма(от пос.Михалкино до м.Медвежий), Лена (от Быкова Мыса до п.Тикси), Мезень (от устья р.Большая Чеца до Мезенского приемного буя), Печора (от о-ва Алексеевский до линии м.Болван-ский Нос — сев.оконечность о-ва Ловецкий), Сев.Двина (по Маймаксанскому рукаву от с.Лапоминка до южной оконечности о-ва Мудьюгский, по Мурманскому рукаву до о-ва Кумбыш);

канал — Волго-Каспийский (от буя № 217 — 146 км — до Астраханского приемного маяка;
перегрузочные рейды устьев рек Индигирка, Оленек, Яна в районах приемных буев баров;

озера: Белое, Ильмень, Кубенское, Псковское, Телецкое (от п.Артыбаш до м.Ажин), Чудское;
водохранилища: Веселовское, Горьковское, Зейское (от 65 км до плотины и выше 180 км.), Иваньковское, Иркутское, Краснодарское, Красноярское (по р.Енисей от п. Усть-Абакан до пристани Черногорск, по р.Дербино от 30 км до устья,по р.Езагаш от 20 км до устья, по р.Сисим от 20 км до устья, по р.Сыде от 25 км до устья, по р.Тубе от п.Городок до д.Николо-Петровка), Рыбинское (от г.Череповца до д.Вичелово),Саратовское (от Сызранского моста до плотины Саратовской ГЭС), Угличское, Шекснинское;
реки: Алдан (от п.Усть-Мая до устья), Амур (от г.Благовещенска до г. Николаевска-на-Амуре), Ангара (от плотины Иркутской ГЭС до п.Н.Бархатово), Волга (от г.Твери до п.Коприно, от плотины Рыбинской ГЭС до п.Камское Устье, от плотины Куйбышевской ГЭС до Увекского моста, от плотины Волгоградской ГЭС до п.Бертюль), Дон (от г.Ростова-на-Дону до г.Азова), Енисей (от плотины Красноярской ГЭС до г.Игарка), Индигирка (от п.Дружина до о-ва Немкова), Иртыш (от г.Омска до устья), Ия (от 180 до 45 км), Кама (от плотины Камской ГЭС до пристани Частые, от плотины Боткинской ГЭС до г.Чистополя), Колыма (от п.Зырянка до п.Михалкино), Лена (от устья р.Витим до с.Жиганск), Мезень (от г.Мезень до устья р.Б.Чеца), Нева (от истока до границы внутренних водных путей: по р.Б.Нева — мост л-та Шмидта, по р. М.Нева — створ Тополевской улицы, по р.Б.Невка — створ стрелки Елагина о-ва, по р.С.Невка — верхний мысок устья р.Чухонки, по р.М.Невка — Петровский мост), Обь (от плотины Новосибирской ГЭС до п.Салемал и до Ямсальского бара по Хаманельской Оби), Ока (приток р.Ангары: от 330 км до п.Топорок), Печора (от с.Усть-Цильма до о-ва Алексеевский, включая зал.Васильково), Свирь, Сев.Двина (от устья р.Пинеги до с.Лапоминка по Маймаксанскому рукаву), Селенга, Яна (от п.Янский до п. Уэдей);
каналы: Беломорский входной канал до приемного буя,Волго-Каспийский канал (от п.Красные Баррикады до буя № 217);
заливы: Вислинский и Калининградский (включая Калининградский морской порт и канал до линии, соединяющей головы северного и южного молов порта Балтийск), Куршский (до границы территориальных вод), Невская губа (от границы внутренних водных путей до дамбы, вдоль линии Горская-Кронштадт-Ломоносов);
Гавань Выборгского морского торгового порта.

водохранилище: Воронежское;
реки: Алдан (от верховьев до п.Усть-Мая), Амур (от верховьев до г.Благовещенска), Волга (от верховьев до г.Твери), Дон (от верховьев до Пятиизбянских рейдов и от плотины Цимлянской ГЭС до г.Ростова-на-Дону), Енисей (от верхоьев до п. Усть-Абакан), Индигирка (от верховьев до п.Дружина), Иртыш (от верховьев до г.Омска), Ия (от верховьев до 180 км), Кама (от верховьев до г.Березники), Колыма (от верховье в до п.Зырянка), Лена (от верховьев до устья р.Витим), Маныч (от плотины Веселовского водохранилища до устья), Мезень (от верховьев до г. Мезень), Обь (от верховьев до г.Камень-на-Оби), Ока (приток р.Ангары-от верховьев до 330 км), Оленек (от верховьев до п.Усть-Оленек), Печора (от верховьев до с.Усть-Цильма), Сев.Двина (от верховьев до устья р.Пинеги), Яна (от верховьев до п.Янский);

Рассматривая классификацию бассейнов, принятую ГИМС, следует отметить, что разряды бассейнов 1-4 соответствуют, в основном, разрядам «М», «0»,»P»,»JF Российского Речного регистра, а участки с морским режимом судоходства начинаются от границы внутренних водных путей.

7.1. Класс судна определяется совокупностью условных символов, присваиваемой судну при его классификации и характеризующей конструктивные особенности судна и условия его эксплуатации в соответствии с правилами, исходя из требований безопасности.

7.2. Классификация судов осуществляется в соответствии с классификацией водных бассейнов.

2) в бассейнах разряда «М» волны 3%-ной обеспеченности высотой 3,0 м имеют суммарную повторяемость (обеспеченность) не более 4% навигационного времени.

Участки с морским режимом судоходства начинаются от границы внутренних водных путей. В этих участках могут эксплуатироваться суда всех типов в соответствии с правилами и классом судна.

Перечни внутренних водных бассейнов России в зависимости от их разряда, а также морские районы, в которых может осуществляться эксплуатация судов смешанного (река — море) плавания, и условия эксплуатации судов устанавливаются правилами.

Морские районы классифицируются по разрядам «О-ПР», «М-ПР» и «М-СП» в зависимости от их ветро-волнового режима и обеспеченности местами убежища.

7.4. Основными символами в формуле класса судов внутреннего плавания являются буквы «Л», «Р», «О» и «М», определяющие конструктивные особенности судна и разряд водного бассейна, в котором оно может эксплуатироваться.

Основными символами в формуле класса судов смешанного (река — море) плавания являются буквенные сочетания «О-ПР», «М-ПР» и «М-СП», определяющие конструктивные особенности судна и условия его эксплуатации в морских районах.

Характеристики нормативных высот волн применительно к основному символу класса судна приведены в приложении № 2 к настоящему Положению.

1) для судов, построенных под техническим наблюдением Речного Регистра или другой признанной Речным Регистром классификационной организации, — символом , который ставится перед основным символом, например, » О «;

2) непосредственно после основного символа класса вносится допускаемая при эксплуатации высота волны в метрах с точностью до первого знака после запятой, например, » О1,5 «.

Для высокоскоростных судов: глиссеров, судов на подводных крыльях (СПК), судов на воздушной подушке (СВП), а также экранопланов ограничения по высоте волны записываются в виде дроби, в числителе которой указывается высота волны при движении судна в водоизмещающем состоянии, а в знаменателе — в эксплуатационном режиме. После дроби указывается тип судна по принципу движения, например, » Р1,2/0,8 глиссер», » О2,0/1,2 СПК», » О2,0/1,5 СВП», » Р1,2/0,4 экраноплан»;

3) для судов, имеющих специальные ледовые усиления, после значения высоты волны записываются заключенные в скобки слово «лед» и толщина мелкобитого зимнего льда в сантиметрах, установленная Речным Регистром при согласовании проекта судна, например, » О(лед 20)». В формулу класса ледоколов вносится слово «ледокол»;

4) для судов, оборудованных средствами автоматизации в соответствии с правилами, после всех символов, указанных в подпунктах 1-3 данного пункта, вносится буква «А», например, » О2,0(лед 20)А»;

5) если судно или его отдельные элементы не в полной мере соответствуют правилам, не проверены практикой эксплуатации, но признаны Речным Регистром годными к эксплуатации как экспериментальные с целью их изучения и проверки, в формулу класса перед символом вносится символ «Э», например, » Э О2,0(лед 20)А «.

7.6. Речной Регистр может исключить или изменить в формуле класса тот или иной символ при изменении или нарушении условий, послуживших основанием введения в формулу класса данного символа.

7.7. Речной Регистр присваивает класс судну при первоначальном освидетельствовании, подтверждает, возобновляет или восстанавливает его при других видах освидетельствований. Присвоение, возобновление или восстановление класса судну удостоверяется выдаваемым на судно классификационным свидетельством.

7.9. Судно внутреннего плавания, имеющее годное техническое состояние, может быть признано пригодным к эпизодическому плаванию (нерегулярной эксплуатации) в бассейне более высокого разряда при условии выполнения дополнительных требований по конструкции, надводному борту, оборудованию, снабжению, а также ограничений по району плавания, ветро-волновому режиму, сезонности, ледовым условиям и т.п.

7.10. Речной Регистр по заявке судовладельца проводит переклассификацию судов в случае необходимости изменения основного символа класса в формуле класса или типа и назначения судна.

Характеристики нормативных высот волн применительно к основному символу класса судна

7.2. Классификация судов осуществляется в соответствии с классификацией водных бассейнов.

7.3. Внутренние водные бассейны, включая участки с морским режимом судоходства, классифицируются по разрядам «Л», «Р», «О» и «М» в зависимости от их ветро-волнового режима исходя из следующих условий:

1) в бассейнах разрядов «Л», «Р» и «О» волны 1%-ной обеспеченности высотой соответственно 0,6, 1,2 и 2,0 м имеют суммарную повторяемость (обеспеченность) не более 4% навигационного времени;

Перечни внутренних водных бассейнов России в зависимости от их разряда, а также морские районы, в которых может осуществляться эксплуатация судов смешанного (река — море) плавания, и условия эксплуатации судов устанавливаются правилами.

7.4. Основными символами в формуле класса судов внутреннего плавания являются буквы «Л», «Р», «О» и «М», определяющие конструктивные особенности судна и разряд водного бассейна, в котором оно может эксплуатироваться.

Основными символами в формуле класса судов смешанного (река — море) плавания являются буквенные сочетания «О-ПР», «М-ПР» и «М-СП», определяющие конструктивные особенности судна и условия его эксплуатации в морских районах.

7.5. В зависимости от конструктивных особенностей судна основной символ класса в формуле класса дополняется следующими символами:

1) для судов, построенных под техническим наблюдением Речного Регистра или другой признанной Речным Регистром классификационной организации, — символом , который ставится перед основным символом, например, » О «;

2) непосредственно после основного символа класса вносится допускаемая при эксплуатации высота волны в метрах с точностью до первого знака после запятой, например, » О1,5 «.

Для высокоскоростных судов: глиссеров, судов на подводных крыльях (СПК), судов на воздушной подушке (СВП), а также экранопланов ограничения по высоте волны записываются в виде дроби, в числителе которой указывается высота волны при движении судна в водоизмещающем состоянии, а в знаменателе — в эксплуатационном режиме. После дроби указывается тип судна по принципу движения, например, » Р1,2/0,8 глиссер», » О2,0/1,2 СПК», » О2,0/1,5 СВП», » Р1,2/0,4 экраноплан»;

3) для судов, имеющих специальные ледовые усиления, после значения высоты волны записываются заключенные в скобки слово «лед» и толщина мелкобитого зимнего льда в сантиметрах, установленная Речным Регистром при согласовании проекта судна, например, » О(лед 20)». В формулу класса ледоколов вносится слово «ледокол»;

4) для судов, оборудованных средствами автоматизации в соответствии с правилами, после всех символов, указанных в подпунктах 1-3 данного пункта, вносится буква «А», например, » О2,0(лед 20)А»;

5) если судно или его отдельные элементы не в полной мере соответствуют правилам, не проверены практикой эксплуатации, но признаны Речным Регистром годными к эксплуатации как экспериментальные с целью их изучения и проверки, в формулу класса перед символом вносится символ «Э», например, » Э О2,0(лед 20)А «.

При удовлетворительных результатах испытаний, эксплуатации и освидетельствований судна с экспериментальным классом символ «Э» из формулы класса может быть исключен.

7.8. Класс судна, эксплуатируемого постоянно в бассейне данного разряда, должен быть не ниже разряда этого бассейна.

7.9. Судно внутреннего плавания, имеющее годное техническое состояние, может быть признано пригодным к эпизодическому плаванию (нерегулярной эксплуатации) в бассейне более высокого разряда при условии выполнения дополнительных требований по конструкции, надводному борту, оборудованию, снабжению, а также ограничений по району плавания, ветро-волновому режиму, сезонности, ледовым условиям и т.п.

7.10. Речной Регистр по заявке судовладельца проводит переклассификацию судов в случае необходимости изменения основного символа класса в формуле класса или типа и назначения судна.

7.11. Работы по подготовке судна к переклассификации с повышением класса и/или в связи с изменением типа и назначения судна должны проводиться в соответствии с технической документацией, согласованной с Речным Регистром, и под его техническим наблюдением. Расчеты и проверки должны выполняться в соответствии с правилами, действующими на момент разработки технической документации по переклассификации, и должны быть ориентированы на новые условия эксплуатации в связи с изменением внешних нагрузок, технических характеристик (осадка, водоизмещение, высота надводного борта), рода перевозимого груза и т.п.

Разряды плавания судов

4. Классификация маломерных судов.

1. По способу передвижения.

Самоходные — это суда приводимые в движение механическими установками.

Несамоходные — всевозможные буксируемые, толкаемые и стоечные суда (пантоны, дебаркадеры и т. д.).

Транспортные суда — катера, боты и мотолодки, служащие для перевозки пассажиров и грузов, в том числе прогулочные катера-такси, перевозные, служебные, разъездные и другие суда пассажировместимостью менее чем 12 человек. Специальные маломерные суда предназначены для различного рода работ на воде и обычно специально для этого приспособленные. Это промысловые, лесосплавные, экспедиционные, спасательные, учебные суда для обслуживания плавучих баз флота и навигационного плавучего и берегового оборудования.

Пассажирскими судами по Регистру называются суда для перевозки 12 и более пассажиров.

Гоночные спортивные суда служат для соревнований и тренировок. Корпуса и двигатели гоночных судов конструируются с расчетом достижения максимальной, часто кратковременной скорости хода. Это обычно приводит к снижению навигационных качеств и маневренных элементов судна и моторесурса его двигателя. Моторные и парусные гоночно-спортивные суда подразделяются по специальной спортивной классификации.

Суда индивидуального пользования (любительские), служащие для культурных, транспортных и материальных потребностей населения. Это самая разнообразная и большая группа судов. От всего числа маломерных судов, судов индивидуального пользования насчитывается более 90%. Они служат главным образом для активного отдыха трудящихся на воде (дальних и ближних туристических путешествий, прогулок, связанных с посещением новых мест, рыбной ловли, охоты и т. п.) и для других транспортных и хозяйственных нужд населения.

Основными судами этой группы являются катера и мотолодки с подвесными моторами для прогулок (прогулочные суда), рыбной ловли, охоты, отдыха, туристских походов и т.д.

3. По району плавания.

Условия для плавания маломерного судна, особенно в дальних походах, бывают самыми различными. Маршрут может пролегать в открытом море, озере, водохранилище, вне видимости берегов и в прибрежных морских районах. Труднопроходимая для судов река с быстрым течением и малыми глубинами, по которой судно идет сегодня, завтра, сменяется широким водохранилищем, а затем шлюзованным каналом с интенсивным судоходством и т. д.

Даже в одном районе степень трудности плавания не всегда одинакова. В зависимости от гидрометеорологических и других условий характер плавания часто меняется. Например, плавание в шторм на открытых водных пространствах отличается от плавания в штиль; плавание на реке в межень отличается от плавания в половодье; плавание до и после попусков воды через плотины, ниже и выше их также различно и т. д.

Изменение условий плавания, а это обычно связано с изменениями района, где происходит движение судна, может вызвать изменение навигационных (мореходных) качеств судна, его методов эксплуатации, в том числе при выборе курса и управлении.

Суда могут подразделяться на морские, озерные, речные. У судов, выходящих в открытые водные пространства, должна быть хорошая мореходность, а у судов, плавающих на малых реках, — минимальная осадка.

В соответствии с условиями плавания в различных морских и речных районах суда, техническое состояние которых контролируется Регистром СССР и Речным Регистром РСФСР, в зависимости от конструктивных данных судов, их прочности, оборудования, снабжения, мореходных качеств и технического состояния разделяются на классы, не зависящие от главных линейных размерений судна.

Внутренние судоходные пути — реки, озера, водохранилища — разделяются Речным Регистром в зависимости от районов, где могут плавать поднадзорные Речному Регистру суда, на четыре разряда: М, О, Р, Л. Соответственно подразделяются по этим же классам (М, О, Р, Л) суда, поднадзорные Речному Регистру.

Суда класса М рассчитаны для плавания на больших глубинах, при наличии волн высотой 3 м и длиной 40 м. Условия — приближенные к морским. Это суда с повышенной прочностью корпуса и хорошими навигационными качествами, т. е. с увеличенной плавучестью, остойчивостью и т. д.

Судам класса М, плавающим в бассейнах: Татарский пролив от Амурского лимана вдоль берега материка до Де-Кастри и от Амурского лимана вдоль западного побережья Сахалина до Александровска; Енисейский залив от Уст-Порта до о. Диксон и Гыданская губа; Обская губа от Нового порта до о. Шокольского и Тазовская губа, восточная часть Финского залива от Кронштадта до Выборга, разрешается выход в плавание при силе ветра не выше шести баллов по шкале Бофорта.

Суда класса О рассчитаны для плавания при наличии волн высотой до 2 м и длиной 20 м. Условия плавания — озерные. К разряду «О» относятся следующие районы: озера Балхаш, Севан, Выг-Озеро; Рыбинское, Цимлянское, Каховское и Новосибирское водохранилища; Курский залив, Гранц-Рыбачье, Нида, Финский залив от Ленинградского порта до Кронштадта, Астраханский 12-футовый рейд, Обская губа от Ямсальского бара до Нового порта; низовья рек: Лены — ниже устья реки Алдан до бухты Тикси, реки Амура — от Хабаровска до Николаевска-на-Амуре, Енисея — от Игарки до Усть-Порта, Южного Буга — ниже г. Николаева, Днепробугский лиман до Очакова, Волга от Камского устья до Куйбышевской ГЭС (Куйбышевское водохранилище) и от Саратова до Волгограда (Волгоградское водохранилище), Кама — от Березников до Камской ГЭС (Камское водохранилище) и от Чистополя до устья Камы.

Суда класса Р рассчитаны для плавания при волне высотой 1, 2 м и длиной 12, 5 м. Условия плавания речные, как правило, магистральные реки и большие притоки. К разряду Р относятся озера Чудское, Белое, Ильмень, Зайсан, Кубенское, Иваньковское водохранилище (Московское море); Волга — от Калинина до Коприна, от Рыбинска до Горького (в том числе Горьковское водохранилище), от Горького до Камского устья, от Ставрополя до Саратова, от Волгограда до Астрахани — морской канал; Кама — от Перми до Чистополя, Обь — от Камня до Ямсальского бара; Енисей — от Красноярска до Игарки; Иртыш — ниже Омска; Лена — от Витима до устья реки Алдан; Днепр — ниже Днепропетровска (за исключением Каховского водохранилища); Северная Двина — от реки Пинеги до Бара; реки Нева, Свирь, Колыма, Ясна, Индигирка, Ангара, Алдан, Селенга, Печора— от Усть-Пильмы до Нарьян-Мара, Амур — от Благовещенска до Хабаровска, Дон — от Ростова до морского канала, Южный Буг — от Николаева до с. Терноватое, Куршский залив— от Клайпеды до Ниды, Веселовское водохранилище, канал имени Москвы и его водохранилище, Волго-Донской канал—от Красноармейска до Пятиизбянских рейдов, Вислинский залив (Калининград — Балтийск — устье реки Эльбинская Висла).

Суда класса Р допускаются к плаванию по озерам Ильмень, Чудскому и озеру имени Ленина при силе ветра не выше шести баллов по шкале Бофорта.

Суда класса Л могут плавать только при незначительном ветровом волнении на поверхности воды. Они имеют малую осадку для того, чтобы плавать на небольших глубинах. К разряду Л относятся верхние плесы больших рек, таких как Лена выше Витима, Енисей выше Красноярска, Волга выше Калинина, Днепр выше Днепропетровска, Печора выше Усть-Цильмы, Амур выше Благовещенска, Северная Двина выше устья реки Пинеги, Кама выше Березников, Обь выше Камня, Иртыш выше Омска, реки Шилки, Зея, Аму-Дарья, Волхов, Западная Двина, Ока, Москва-река, Неман —Калининградский канал, река Данге до Клайпеды, Маныч от устья до Веселовского водохранилища и все остальные реки, не названные выше.

Классификация водных бассейнов для плавания прогулочных (маломерных) судов, поднадзорных ГИМС России, осуществляется в зависимости от преобладающих в этих бассейнах гидрометеорологических условий, удаленности бассейнов от портов (убежищ) и режима судоходства, при этом подразумевается, что указанные бассейны свободны ото льда. Класс маломерного судна, не имеющего палубы (беспалубного) и постоянно эксплуатирующегося в бассейне (разрешенном для плавания районе), не может быть ниже разряда бассейна.

Допуск к эпизодическому плаванию в бассейнах с разрядом выше класса маломерного судна, а также принятие решения о возможности и условиях перегонов судов через бассейны, имеющие разряд выше класса судна, осуществляет соответствующий орган ГИМС, по результатам проведения специального (внеочередного) осмотра судна и при предоставлении судовладельцем (судоводителем) обоснованного плана мероприятий, гарантирующих безопасность плавания на этот период.

В зависимости от режима судоходства водные бассейны делятся на:

В зависимости от удаленности портов (убежищ) и гидрометеоусловий водные бассейны делятся на:

К бассейнам 1 разряда отнесены:

К бассейнам 2 разряда отнесены:

К бассейнам 3 разряда отнесены:

К бассейнам 4 разряда отнесены:

К бассейнам 5 разряда отнесены:

несудоходные бассейны с высотой волны 0,25 м 1% обеспеченности.

4. Классификация маломерных судов.

2. По назначению.

Судовые шлюпки подразделяются па спасательные и рабочие. Спасательные шлюпки строятся в соответствии со специальными международными или национальными правилами, служат для спасения команды и пассажиров при аварии с судами, а рабочие шлюпки предназначены для обслуживания судна и его команды, производства судовых работ, для тренировок и физподготовки команд.

Гоночные спортивные суда служат для соревнований и тренировок. Корпуса и двигатели гоночных судов конструируются с расчетом достижения максимальной, часто кратковременной скорости хода. Это обычно приводит к снижению навигационных качеств и маневренных элементов судна и моторесурса его двигателя. Моторные и парусные гоночно-спортивные суда подразделяются по специальной спортивной классификации.

Суда индивидуального пользования (любительские), служащие для культурных, транспортных и материальных потребностей населения. Это самая разнообразная и большая группа судов. От всего числа маломерных судов, судов индивидуального пользования насчитывается более 90%. Они служат главным образом для активного отдыха трудящихся на воде (дальних и ближних туристических путешествий, прогулок, связанных с посещением новых мест, рыбной ловли, охоты и т. п.) и для других транспортных и хозяйственных нужд населения.

Маломерные суда индивидуального пользования могут принадлежать как организациям, так и отдельным гражданам. Суда этой группы имеют подвесные и стационарные двигатели различных марок и систем с разнообразным режимом эксплуатации, самые разнообразные габариты, обводы и прочность корпусов.

3. По району плавания.

Условия для плавания маломерного судна, особенно в дальних походах, бывают самыми различными. Маршрут может пролегать в открытом море, озере, водохранилище, вне видимости берегов и в прибрежных морских районах. Труднопроходимая для судов река с быстрым течением и малыми глубинами, по которой судно идет сегодня, завтра, сменяется широким водохранилищем, а затем шлюзованным каналом с интенсивным судоходством и т. д.

Даже в одном районе степень трудности плавания не всегда одинакова. В зависимости от гидрометеорологических и других условий характер плавания часто меняется. Например, плавание в шторм на открытых водных пространствах отличается от плавания в штиль; плавание на реке в межень отличается от плавания в половодье; плавание до и после попусков воды через плотины, ниже и выше их также различно и т. д.

Изменение условий плавания, а это обычно связано с изменениями района, где происходит движение судна, может вызвать изменение навигационных (мореходных) качеств судна, его методов эксплуатации, в том числе при выборе курса и управлении.

Сильное волнение поверхности воды может резко уменьшить динамические или статические навигационные качества у не приспособленного к плаванию в шторм судна и вызвать непредвиденное осложнение.

Суда могут подразделяться на морские, озерные, речные. У судов, выходящих в открытые водные пространства, должна быть хорошая мореходность, а у судов, плавающих на малых реках, — минимальная осадка.

В соответствии с условиями плавания в различных морских и речных районах суда, техническое состояние которых контролируется Регистром СССР и Речным Регистром РСФСР, в зависимости от конструктивных данных судов, их прочности, оборудования, снабжения, мореходных качеств и технического состояния разделяются на классы, не зависящие от главных линейных размерений судна.

Суда класса М рассчитаны для плавания на больших глубинах, при наличии волн высотой 3 м и длиной 40 м. Условия — приближенные к морским. Это суда с повышенной прочностью корпуса и хорошими навигационными качествами, т. е. с увеличенной плавучестью, остойчивостью и т. д.

К разряду М относятся: устье реки Северной Двины и выход в Белое море до Архангельского плавучего маяка; Обская губа от Нового порта до о. Шокольского и Тазовская губа; Енисейский залив от Усть-Порта до о. Диксон и Гыданская губа, восточная часть Финского залива — от Кронштадта до Выборга; Печорский залив от Нарьян-Мара до островов Гуляевской кошки; Амурский лиман ниже г. Николаевска-на-Амуре, а также озера Ладожское, Онежское, Байкал, Иссык-Куль и Аральское море.

Суда класса О рассчитаны для плавания при наличии волн высотой до 2 м и длиной 20 м. Условия плавания — озерные. К разряду «О» относятся следующие районы: озера Балхаш, Севан, Выг-Озеро; Рыбинское, Цимлянское, Каховское и Новосибирское водохранилища; Курский залив, Гранц-Рыбачье, Нида, Финский залив от Ленинградского порта до Кронштадта, Астраханский 12-футовый рейд, Обская губа от Ямсальского бара до Нового порта; низовья рек: Лены — ниже устья реки Алдан до бухты Тикси, реки Амура — от Хабаровска до Николаевска-на-Амуре, Енисея — от Игарки до Усть-Порта, Южного Буга — ниже г. Николаева, Днепробугский лиман до Очакова, Волга от Камского устья до Куйбышевской ГЭС (Куйбышевское водохранилище) и от Саратова до Волгограда (Волгоградское водохранилище), Кама — от Березников до Камской ГЭС (Камское водохранилище) и от Чистополя до устья Камы.

Суда класса Р рассчитаны для плавания при волне высотой 1, 2 м и длиной 12, 5 м. Условия плавания речные, как правило, магистральные реки и большие притоки. К разряду Р относятся озера Чудское, Белое, Ильмень, Зайсан, Кубенское, Иваньковское водохранилище (Московское море); Волга — от Калинина до Коприна, от Рыбинска до Горького (в том числе Горьковское водохранилище), от Горького до Камского устья, от Ставрополя до Саратова, от Волгограда до Астрахани — морской канал; Кама — от Перми до Чистополя, Обь — от Камня до Ямсальского бара; Енисей — от Красноярска до Игарки; Иртыш — ниже Омска; Лена — от Витима до устья реки Алдан; Днепр — ниже Днепропетровска (за исключением Каховского водохранилища); Северная Двина — от реки Пинеги до Бара; реки Нева, Свирь, Колыма, Ясна, Индигирка, Ангара, Алдан, Селенга, Печора— от Усть-Пильмы до Нарьян-Мара, Амур — от Благовещенска до Хабаровска, Дон — от Ростова до морского канала, Южный Буг — от Николаева до с. Терноватое, Куршский залив— от Клайпеды до Ниды, Веселовское водохранилище, канал имени Москвы и его водохранилище, Волго-Донской канал—от Красноармейска до Пятиизбянских рейдов, Вислинский залив (Калининград — Балтийск — устье реки Эльбинская Висла).

ГИМС — Государственная Инспекция по Маломерным Судам (официальный сайт)

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

ПРИКАЗ N 497
от 29 июня 2005 г.

Об утверждении Временных правил классификации морских прогулочных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2004 г. № 835 “Об утверждении Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, №52, часть II, ст. 5499) приказываю:

Утвердить прилагаемые Временные правила классификации морских прогулочных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Приложение
к приказу МЧС России
от 29.06.2005 № 497

Временные правила классификации морских прогулочных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

1. Общие положения

1.1. Временные правила классификации морских прогулочных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – Правила), определяют порядок классификации морских прогулочных судов пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и вместимости, используемых в целях мореплавания (далее – прогулочные суда), а также соответствующих маломерных судов прибрежного морского и внутреннего плавания.

1.2. Классификация прогулочных судов осуществляется соответствующими должностными лицами Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – ГИМС МЧС России) с целью обеспечения их эксплутационной безопасности.

1.3. Классификация прогулочного судна включает в себя присвоение и внесение в регистрационные документы формулы класса, а также подтверждение (изменение), лишение или восстановление утраченного класса.

2. Порядок классификации прогулочных судов

2.1. Классификация прогулочных судов осуществляется в соответствии с результатами технического освидетельствования (осмотра) судна.

2.2. Класс, присвоенный прогулочному судну, определяет разрешенные районы плавания*, которые устанавливаются с учетом его конструкции, мореходных качеств и технического состояния.

2.3. Класс прогулочных судов** соответствует категории сложности морских бассейнов, за исключением прибрежных морских (не далее 12 миль от берега) и внутренних водных бассейнов (районы плавания IV категории сложности), у которых класс судна соответствует разряду сложности этих районов плавания.

_________
* Категории и разряды сложности районов плавания в морских бассейнах и на внутренних водных путях определяются Министерством транспорта Российской Федерации в установленном порядке.
** Класс прогулочного судна обозначается римскими цифрами от одного до трех с добавлением буквы «М», которые заключаются в круглые скобки, а для обозначения разрешенного плавания в районах смешанного (река-море) плавания добавляются буквы «СП».

Соответствие класса прогулочных судов требованиям по допустимой высоте волны и удалению от мест убежищ при плавании в морских бассейнах приведено в приложении № 1.

2.4. Соответствие класса* палубных и беспалубных прогулочных судов требованиям по допустимой высоте волны и удалению от мест убежищ при плавании в бассейнах IV категории сложности приведено в приложении № 2.

2.5. Прогулочное судно лишается класса в следующих случаях:

  • нарушение установленных сроков технического освидетельствования;
  • осуществление переоборудования или модернизации без проведения соответствующего технического освидетельствования (осмотра);
  • получение судном аварийных повреждений, последствия которых привели к нарушению требований по безопасной эксплуатации судна;

    2.6. По результатам технического освидетельствования (осмотра) прогулочного судна его класс может быть изменен, подтвержден, снижен или утрачен.

    2.7. После устранения причин, вызвавших утрату (снижение) класса прогулочное судно предъявляется к техническому освидетельствованию (осмотру), по результатам которого принимается решение о присвоении соответствующего класса.

    3. Формула класса прогулочного судна

    3.1. С целью идентификации конструктивных и мореходных качеств прогулочного судна ему присваивается формула класса.

    3.2. Формула класса в кодированном виде содержит информацию о:

  • типе судна и наличии (или отсутствии) у него водонепроницаемой палубы;
  • водных бассейнах и районах плавания, где разрешена его эксплуатация;
  • допустимом количестве людей на борту (членов экипажа и пассажиров);
  • допустимой мощности главного двигателя в киловаттах (кВт);
  • допустимой площади парусов в квадратных метрах (м2).

    3.2.1. Первый знак кода определяет тип прогулочного судна по виду двигательно-движительного комплекса и условиям обитаемости:

  • 1- катер;
  • 2 — моторная лодка;
  • 3 — парусное судно;
  • 4 — парусно-моторное судно;
  • 5 — гидроцикл (водный мотоцикл);**
  • 6- гребное судно;
  • 7- несамоходное судно;
  • «П» — судно на воздушной подушке;
  • «К»- судно на подводных крыльях.

    3.2.2. Второй знак кода указывает на наличие (или отсутствие) у прогулочного судна водонепроницаемой палубы:

  • ? – суда с водонепроницаемой палубой;
  • ? — открытые (беспалубные) суда.

    3.2.3. Третий знак кода указывает число водонепроницаемых отсеков***.

    _________
    * Класс прогулочного судна, которому разрешено плавание в прибрежных морских и внутренних водных бассейнах обозначается цифрами от одного до пяти, заключенных в круглые скобки.
    ** Формула класса судна для гидроциклов содержит три знака:
    первый означает тип судна (цифра 5), второй пишется в круглых скобках и соответствует допустимой высоте волны, а третий допустимому количеству людей.
    ***При отсутствии на прогулочном судне водонепроницаемых отсеков на месте третьего знака в формуле класса судна ставится прочерк.

    3.2.4. Четвертый знак кода, который заключается в круглые скобки, указывает класс прогулочного судна.

    3.2.5. Пятый знак кода указывает общее допустимое количество людей на борту судна *.

    3.2.6. Шестой знак кода через косую черту с наклоном вправо после пятого знака указывает допустимую мощность главного двигателя в кВт. Если конструкцией судна главный двигатель не предусматривается, то шестой знак в формуле не пишется, но черта воспроизводится.

    3.2.7. Седьмой знак кода через косую черту с наклоном влево после шестого знака указывает допустимую площадь парусов в квадратных метрах. Если конструкцией судна парусное вооружение не предусматривается, то седьмой знак в формуле не пишется, но черта воспроизводится.

    3.3. Присвоенная формула класса вносится в регистрационные и судовые документы (судовой билет, судовую книгу, регистрационную карточку-заявление).

    Примеры составления и записи формулы класса приведены в приложении № 3.

    3.4. При утрате прогулочным судном класса в регистрационных и судовых документах формула класса зачеркивается чернилами горизонтальной линией и делается запись «утрачено», которая заверяется печатью и подписью должностного лица ГИМС МЧС России.

    _________
    * Если на прогулочном судне не допускается размещение людей, то на месте пятого знака в формуле класса ставится прочерк.

    Соответствие класса прогулочных судов требованиям по допустимой высоте волны и удалению от мест убежищ при плавании в морских бассейнах

    Смотрите так же:

    • Подделанные осаго Стоимость зеленой карты в Россию из Украины и Беларусии Зелёная карта — международный полис автогражданской ответственности, действующий на территории стран-членов Соглашения договора «О страховании собственников транспортных средств». В России «Зелёная […]
    • Правила законы магии Законы магии не являются продуктом законотворчества, но, подобно физическим законам или музыкальной гармонии, выведены на основе многовековых практических наблюдений. Знание и понимание данных законов существенно поможет в овладении Магией. ЗАКОH ЗHАHИЯ: […]
    • Правила звукоизоляции Основные правила эффективной звукоизоляции Звукоизоляция - ослабление звука при его проникновении через ограждения зданий; в более широком смысле - совокупность мероприятий по снижению уровня шума, проникающего в помещения извне. Количественная мера […]
    • Закон о защите прав работника тк рф Права и обязанности работника и работодателя Содержанием трудового правоотношения выступает непосредственный труд гражданина, заработная плата, условия трудовой деятельности. Второй стороной договора всегда выступает работодатель, полномочия которого […]
    • Страховка когда подорожает Что случилось? Это правда? Поэтому нет сомнений в том, что цены на ОСАГО изменятся. А у большинства экспертов – сомнений и в том, что страховка подорожает с этими изменениями. Пока это не известно. Но сообщается, что меняется базовый тариф и ряд […]
    • Как оформить ип калуга Юридические услуги Открытие ИП Практически каждый человек, желающий стать на тернистый путь ведения бизнеса, первым делом желает зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимательства, притом сделать это без ошибок, так, чтобы в дальнейшем не […]
    • Правила написания отчетов по практике Образец отчета по учебной и производственной практике Как оформить отчет по практике. Оформляем образец отчёта по практике на предприятии для студента в 2017 году. Обязательные данные в отчете по практике Кем вы работали в данной организации, на какой […]
    • Осаго такси 2018 Осаго такси 2018 ОСАГО ОНЛАЙН - купите электронный полис ОСАГО через интернет! ОСАГО ОНЛАЙН - легальное решение для проблемных категорий автомобилей! Как и с бумажным полисом, по электронному ОСАГО страховая компания возместит Ваши расходы по страховке: до […]