Содержание:
Участие органов опеки и попечительства в защите
Глава 1. Правовое положение несовершеннолетних детей
1.1 Личные неимущественные права несовершеннолетних детей
1.2 Имущественные права несовершеннолетних детей
Глава 2. Участие органов опеки и попечительства в защите
прав и интересов несовершеннолетних детей
2.1 Задачи и функции органов опеки и попечительства
2.2 Защита прав и интересов несовершеннолетних детей органами опеки и попечительства.
Список использованных нормативно-правовых актов
Список специальной научной и учебной литературы
Список использованной юридической практики
От охраны материнства с помощью административного, трудового законодательства зависит качество семьи, способной выполнять свойственные ей функции. То же самое можно сказать о детстве — особом возрастном периоде в жизни человека, когда закладывается фундамент его физического и душевного здоровья. Создавая условия для нормального развития ребенка в семье, государство тем самым не только охраняет детство, но и особым образом способствует охране семьи1.
Общеизвестно, что жизнь ребенка в семье предпочтительна со всех точек зрения. Конечно, имеется в виду семья, не приносящая вреда воспитанию несовершеннолетнего. Ребенок в семье — одна из важных предпосылок ее правовой охраны. Вот почему в охране семьи государством принимают, должны принимать самое активное участие различные государственные органы, специальные задачи по защите прав и законных интересов несовершеннолетних выполняют органы опеки и попечительства .
Проблемы беспризорных детей в течение нескольких лет исследовались Институтом социально-экономических проблем народонаселения РАН .
Кто они — беспризорники?
Обследование беспризорников проводилось в 1999 г. В нем участвовали 69 беспризорных, находившихся в центре временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей г. Великий Новгород. Большинство беспризорных детей (52%) имеют семью: 28% — полную, 24% — неполную, 36% — живут с другими родственниками, с бабушкой и/или с дедушкой, 16% -в детском доме, приюте. Проживание с родителями не всегда положительно для ребенка. Уже с юных лет эти дети видели то, что, по мнению психологов, оказало влияние на их психику и будет сказываться на всей их дальнейшей жизни. Лишь очень немногие из них могут забыть об этом впоследствии и вести иной образ жизни. Данное обследование выявило новые закономерности: у 45,5% детей один из родителей, а в ряде случаев оба — безработные, у 17,4% детей один из родителей находился в заключении, у 8,9% — родители (или один из них) лишены родительских прав.
Перечисленные выше условия жизни детей предопределяют и причины их бегства из дома. Наиболее часто упоминаются следующие: плохие отношения с матерью и отцом, с учителями, родители алкоголики, умерла мать и «я стал никому не нужен», жестокое отношение, «надоело учиться», «я не люблю своих родителей». Наряду с этим встречаются и ответы другого порядка: «хочется попутешествовать», «жить самостоятельно». «Мои родители алкоголики, у меня с ними плохие отношения, поэтому убежал из дома. Я уже убегаю не первый раз» (Андрей Л., 13 лет). «Мой отец умер, а мама меня не любит. Я ей совсем не нужен. Она меня часто бьет» (Никита, 12 лет). Очень часто они уходят из дома, чтобы показать матери, что не хотят жить с отчимом. Но есть и другая причина: нередко отчимы сознательно «выживают» детей, избавляясь, таким образом, от лишнего претендента на жилье и «освобождая» его для себя и своего собственного ребенка1.
Реализация в Семейном кодексе (гл.11) неоднократно высказываемого предложения о замене существовавшего в КоБС довольно неопределенного термина «интересы детей» на конкретные и более содержательные нормы о правах детей корреспондируется с нормами международного права и позволяет установить определенный семейно-правовой статус несовершеннолетних детей. Включение в Семейный кодекс отдельной главы, посвященной правам несовершеннолетних детей, позволяет преодолеть традиционный подход к детям как к пассивным объектам родительской заботы. Нестабильная экономическая обстановка в России и, как следствие, снижение жизненного уровня многих семей, наличие значительных слоев населения, находящихся на грани или за чертой бедности, ослабление инфраструктуры здравоохранения, образования и культуры заметно ухудшили положение детей и возможности семьи и государства по их содержанию и воспитанию. Сегодня сложилось острое противоречие между необходимостью обеспечить нормальную жизнедеятельность и развитие каждого ребенка и неадекватными экономическими возможностями большинства семей. Среди различных категорий семей в числе бедных чаще всего оказываются, именно семьи с несовершеннолетними детьми. Россия является участником Конвенции «О правах ребенка2» с 15 сентября 1990 года. Конвенция рассматривает ребенка как самостоятельную личность, наделенную соответствующими правами, способную в определенной мере к их самостоятельному осуществлению и защите. Для определения приоритетных целей и задач по усилению социальной защищенности детей, обеспечению их конституционных прав на выживание, защиту и развитие, разработаны различные нормативные документы государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации.
Целью дипломной работы является необходимость выяснить, а как же органы опеки и попечительства обеспечивают защиту прав несовершеннолетних детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Основными задачами, которые мы поставили перед собой, это выяснить статус органов опеки и попечительства, какие задачи они выполняют по защите прав несовершеннолетних детей, чем они руководствуются в своей работе. При изучении данной темы мы использовали следующую нормативно-правовую базу: Конституцию Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, а также другие федеральные законы и иные нормативно-правовые акты, как федерального уровня, так и принятые субъектами Российской Федерации.
Дипломная работа состоит из двух глав. В первой главе мы изучаем права несовершеннолетних детей. Во второй главе мы исследуем вопрос участия органов опеки и попечительства в защите прав несовершеннолетних детей.
Глава 1. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ
1.1. Личные неимущественные права несовершеннолетних детей.
Несовершеннолетние дети по Семейному кодексу имеют только права и ни одной юридической обязанности. Такие обязанности, как любовь к своим родителям, послушание, почтение к ним, соблюдение семейных традиций и обычаев и т.п., правом не предусмотрены. Семейные отношения подобного рода могут регулироваться нормами морали, нравственности, этики, религиозными нормами, но никак не юридическими1.
В семейном кодексе РФ права несовершеннолетних детей подразделяются на два вида: личные неимущественные и имущественные права, которые закреплены в главе 11 .К личным неимущественным правам несовершеннолетних детей относятся:
право жить и воспитываться в семье (ст.54 СК);
право на общение с родителями и другими родственниками (ст.55 СК);
право на защиту (ст.56 СК);
право выражать свое мнение (ст.57 СК);
право на имя, отчество и фамилию (ст.58 СК).
Одним из самых важных прав ребенка является, предусмотренное ст.54 СК право жить и воспитываться в семье, что согласуется и с п.2 ст.20 ГК, устанавливающей местом жительства несовершеннолетних не достигших четырнадцати лет, место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов. Поскольку Положением о паспорте гражданина РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997г. №828, предусмотрена выдача паспорта не в шестнадцать, как ранее, а в четырнадцать лет2, то регистрация места жительства или места пребывания несовершеннолетних, достигших возраста четырнадцати лет, производится на основании его паспорта. Право на совместное проживание с родителями несовершеннолетнего, достигшего возраста четырнадцати лет, получившего паспорт, естественно, сохраняется. Место жительства ребенка при раздельном проживании родителей определяется соглашением родителей. При отсутствии такого соглашения спор разрешается судом (п.3 ст.65 СК). Право ребенка жить и воспитываться в семье не может быть реализовано лишь в исключительных случаях, когда совместное проживание с родителями противоречит интересам ребенка.
Решение об его раздельном проживании с родителями может быть принято только судом с соблюдением установленных СК необходимых процедур и условий. Это соответствует международно-правовым нормам, согласно которым разлучение ребенка с родителями допускается по судебному решению, исходя из наилучших интересов ребенка. Например, когда родители жестоко обращаются с ребенком, или не заботятся о нем, или когда родители проживают раздельно и необходимо принять решение относительно места проживания ребенка (ст.9 Конвенции «О правах ребенка»).
Право ребенка жить и воспитываться в семье, также включает в себя право ребенка: знать своих родителей; на заботу родителей; на воспитание своими родителями; на обеспечение его интересов и всестороннее развитие; уважение его человеческого достоинства.
Право ребенка знать, насколько это возможно, своих родителей и право на их заботу вытекает из требований ст.7 Конвенции «О правах ребенка»и обусловлено тем, что возникновение взаимных прав и обязанностей родителей и детей основывается на происхождении детей от данных родителей (ст.47 СК). Право ребенка знать своих родителей на практике может быть ограничено случаями, когда получение сведений о родителях является невозможным. В первую очередь речь идет о подкинутых (найденных) детях. В современной юридической литературе также отмечается, что окончательно не разрешен вопрос о соотношении права ребенка знать своих родителей с тайной усыновления и тайной биологического происхождения ребенка (при применении методов искусственного оплодотворения человека)1.
Право ребенка на заботу заключается не только в удовлетворении его жизненно необходимых потребностей материально-бытового характера (питание, обеспечение одеждой, обувью, учебными принадлежностями и т. п.), но и в проявлении внимания к ребенку, оказании помощи при разрешении интересующих его вопросов, возможных конфликтов с другими детьми и т. д. (то есть в обеспечении разнообразных интересов детей). В случаях утраты родительского попечения (отсутствие родителей, смерть родителей, лишение их родительских прав, признание недееспособными, болезнь родителей и в др. случаях, предусмотренных ст.121 СК) право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства в установленном законом (гл.18 СК) порядке. При этом согласно ст.123 СК предпочтение отдается семейным формам воспитания детей, оставшихся без родительского попечения: передача их на усыновление, в приемную семью или под опеку (попечительство).
С правом несовершеннолетних детей жить и воспитываться в семье, неразрывно связано и закрепленное ст.55 СК право детей на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками.
Прекратившие совместное проживание родители (независимо от того, расторгли они свой брак или нет) находятся во власти ненависти, желания мстить, чувства вины за происходящее, потребности единолично владеть ребенком, страха потерять его любовь. Чаще всего это происходит бессознательно — как правило — с обеих сторон, что можно считать почти повседневным признаком послеразводных отношений. «Агрессивные чувства против бывшего супруга, чувство вины, угрожающее чувству собственной полноценности, и страх после супруга потерять еще и ребенка спрессовываются в неспособность правильно реагировать на продолжающуюся любовь детей к другому родителю, и любовь эта вызывает, ревность и гнев»1.
В Кодексе особо подчеркивается, что право ребенка на общение с родителями сохраняется также в случаях:
а) расторжения брака родителей;
б) признания брака родителей недействительным;
в) раздельного проживания родителей, в том числе при их проживании в разных государствах, чем подтверждены существующие по этому вопросу международно-правовые нормы.
Имеется в виду:
— проживание одного из родителей в другом государстве;
— проживание обоих родителей в другом государстве;
— проживание родителей в разных государствах.
Понимание, что та или иная степень общения ребенка с родителями ( одним из них) жизненно необходима формирующейся в стадии развития личности, нашло свое отражение в ст.9 Конвенции «О правах ребенка», где сказано: « Государства – участники уважают право ребенка, который разлучается с одним или обоими родителями, поддерживать на регулярной основе личные отношения и прямые контакты с обоими родителями, за исключением случая, когда это противоречит наилучшим интересам ребенка».
Так, ребенок, родители которого проживают в разных странах, имеет право, за исключением особых обстоятельств, поддерживать на регулярной основе личные отношения и прямые контакты с обоими родителями. В этих целях как ребенок, так и его родители, вправе покидать любую страну, включая свою собственную, а затем возвращаться в нее ( ст.10 Конвенции «О правах ребенка».)
Лишение родителей права на общение с ребенком, что в свою очередь может лишить ребенка права на общение с родителями, законом предусматривается в строго установленных случаях: в судебном порядке — при лишении или ограничении родительских прав (ст.ст.71 и 74 СК), а также в административном порядке при отобрании ребенка у родителей органом опеки и попечительства при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст.77 СК).
Ребенок имеет право на общение с родственниками обоих родителей. Исчерпывающий перечень родственников, имеющих право на общение с ребенком, в законе отсутствует.
Статья 66 СК РФ состоит из нескольких пунктов, имеющих самостоятельные значения, неодинаковые цели. Правда, все они, так или иначе, служат осуществлению родительских прав проживающим отдельно от ребенка. Так, п.1 провозглашает общение, п.2 предусматривает право родителей заключить в письменной форме соглашение о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка. Подчеркивая важность данного положения, Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении от 27 мая 1998г. №10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей»1, полностью воспроизводит текст СК РФ (п.8). На практике заключение мирового соглашения, нередко происходит особенно тогда, когда предстоит расторжение брака, и родители хотят сразу решить возникающие при разводе проблемы. Подобного рода соглашение чаще всего свидетельствует о желании мирным путем и наименее болезненным для ребенка способом определить его судьбу.
Ориентируя на мирное урегулирование крайне сложных вопросов СК РФ, исходит из необходимости защиты:
права родителя, который утрачивает постоянный, ежедневный контакт с ребенком:
права ребенка, который несмотря ни на что, сохраняет право на общение с обоими родителями, если они совместно с ним не проживают. При этом принимается во внимание очевидная истина: несовершеннолетнему нужны мать и отец.
Право ребенка на общение со своими родителями и другими родственниками в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу и др.) с учетом особенностей его осуществления и важности для ребенка отдельно выделено в п.2 ст.55 СК. Содержание п.2 ст.55 СК согласуется и с нормам международного права, предусматривающими в таких случаях право ребенка на незамедлительное и непосредственное информирование об обвинениях против него, через его родителей или законных опекунов и попечителей и получение правовой и другой необходимой помощи с их участием при подготовке и осуществлении своей защиты (ст.40 Конвенции «О правах ребенка»).
П.2 ст.55 СК РФ дает примерный перечень таких ситуаций. В качестве примеров закон выделяет лишь задержание, арест, заключение под стражу, а также нахождение в лечебном учреждении. Для определения иных разновидностей экстремальной ситуации, в которой может оказаться ребенок, возможно использовать также понятие трудной жизненной ситуации, под которой понимается ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т.п.), которую он не может преодолеть самостоятельно1. Разделом V Плана действий по улучшению положения детей в РФ на 1995—1997гг. предусматривалось оказание помощи детям, находящимся в особо трудных обстоятельствах (пострадавшим в результате природных и техногенных катастроф, страдающим психическими заболеваниями и т.п.)2.
Безусловно, экстремальной является ситуация, связанная с привлечением ребенка к административной или уголовной ответственности. Понятно, что при подобных обстоятельствах общение ребенка с родителями и другими близкими родственниками крайне необходимо для него, но только в порядке и формах, определенных законом. В частности, законом предусмотрено, что родители вправе представлять интересы своих несовершеннолетних детей по делам об административных правонарушениях (ст.25.3 КоАП), а по определению суда или постановлению судьи близкие родственники могут быть допущены в качестве защитников по уголовным делам (ст.49 УПК). Это не только согласуется с требованиями Конституции РФ о том, что в РФ каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника), с момента соответственно, задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения (ст.48 Конституции РФ), но и может являться дополнительной гарантией соблюдения прав ребенка в ходе предварительного или судебного следствия.
Семейный кодекс не только наделяет ребенка соответствующими правами, но и устанавливает надежные гарантии их осуществления. Одной из таких гарантий является закрепление права ребенка на защиту своих прав и законных интересов в ст.56 СК.
В международном праве предусматривается необходимость защиты прав ребенка от следующих угроз и посягательств:
а) произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь или посягательства на честь и достоинство (ст.16 Конвенции «О правах ребенка»);
б) всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации (ст.19 Конвенции «О правах ребенка»);
в) экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию (ст.32 Конвенции «О правах ребенка»);
г) незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ (ст.33 Конвенции «О правах ребенка»);
д) всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения (ст.34 Конвенции «О правах ребенка»);
е) бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания (ст.37 Конвенции «О правах ребенка»);
ж) всех других форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребенка (ст.36 Конвенции «О правах ребенка»);
Меры защиты ребенка от перечисленных выше угроз и посягательств могут включать как разработку социальных программ с целью предоставления необходимой поддержки ребенку и лицам, которые о нем заботятся, а также для осуществления других форм предупреждения и выявления случаев жестокого обращения с ребенком, так и законодательные, административные, просветительные и иные меры.
В РФ целенаправленные мероприятия по защите прав ребенка в соответствии, с требованиями Конвенции «О правах ребенка», осуществляются на основе постановления Правительства РФ от 23 августа 1993г. №848: «О реализации Конвенции ООН «О правах ребенка» и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей1». В целях координации усилий федеральных органов государственной власти по защите прав детей в России, разработаны Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ до 2000г. — Национальный план действий в интересах детей, утвержденный Указом Президента РФ от 14 сентября 1995г. №9421. В качестве второго этапа реализации Национального плана действий в интересах детей постановлением Правительства РФ от 18 декабря 1997г. №165 утвержден План действий по улучшению положения детей в РФ на 1998—2000гг.2, в котором предусматривается принятие комплексных мер по защите прав ребенка, включая правовые, социальные, организационные и иные аспекты.
Семейным кодексом (п.1 ст.56 СК) установлено, что непосредственная защита прав и законных интересов ребенка должна осуществляться родителями или лицами, их заменяющими (то есть усыновителями, опекунами, попечителями, приемными родителями), а в прямо предусмотренных СК случаях — органами опеки и попечительства, прокурором и судом. Если ребенок, оставшийся без попечения родителей, находится в воспитательном учреждении или в учреждении социальной защиты, то защита его прав и интересов возлагается на администрацию этих учреждений (ст.147 СК).
Несовершеннолетнему, признанному в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, предоставлено право, самостоятельно осуществлять свое право на защиту. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства — с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия — по решению суда.
Право ребенка на защиту включает и возможность самостоятельного принятия им (независимо от возраста) некоторых мер в случае нарушения его законных прав и интересов. Это возможно при злоупотреблениях со стороны родителей, а равно при невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями обязанностей по воспитанию, образованию ребенка. В таких ситуациях ребенку, предоставлено право, обратиться в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет — в суд. Последствия такого обращения могут заключаться в привлечении родителей к административной или уголовной ответственности, немедленном отобрании ребенка у родителей органом опеки и попечительства при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст.77 СК), лишении или ограничении родительских прав в, судебном порядке (ст.69, 73 СК).
Весьма, значительной гарантией надлежащей защиты прав ребенка в семье является установленные п.3 ст.56 СК обязанности должностных лиц, организаций и граждан, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, или о нарушениях его прав и законных интересов, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав ребенка.
Статья 12 Конвенции «О правах ребенка» предусматривает, что государства-участники обеспечивают ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка. В соответствии с положениями Конвенции «О правах ребенка», ст.57 СК предоставляет ребенку право выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства.
В Кодексе не указано, с какого возраста ребенок обладает правом свободно выражать свое мнение. В Конвенции «О правах ребенка» такое право признается за ребенком, способным сформулировать собственные взгляды. Таким образом, ребенок вправе выражать свое мнение тогда, когда он достигает определенного уровня развития, позволяющего ему выразить собственную точку зрения на тот или иной вопрос, непосредственно касающийся его интересов (выбор образовательного учреждения, формы обучения, организация досуга и т.п.). С этого же момента он вправе быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Например, ребенок вправе выражать свое мнение при рассмотрении в суде дел об оспаривании записи об отцовстве1, при разрешении спора между родителями о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей (п.3 ст.65 СК), при рассмотрении иска родителей о возврате им детей (п.1 ст.68 СК), о восстановлении родителей в родительских правах (п.4 ст.72 СК), об отмене ограничения родительских прав (п.2 ст.76 СК) и т. д.
Если по обстоятельствам дела, связанного с воспитанием детей, судом будет признано, необходимым опросить ребенка, то следует предварительно выяснить мнение органа опеки и попечительства о том, не окажет ли неблагоприятного воздействия на ребенка его присутствие в суде. Опрос производится с учетом возраста и развития ребенка в присутствии педагога в обстановке, исключающей влияние на него заинтересованных лиц. При опросе ребенка суду необходимо выяснить, не является ли мнение ребенка следствием воздействия на него заинтересованных лиц, осознает ли он свои собственные интересы при выражении своего мнения, как он его обосновывает и тому подобные обстоятельства1.
В некоторых случаях, прямо предусмотренных СК, решение может быть принято компетентным органом (орган опеки и попечительства или суд) только с согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет. Речь идет о ситуациях, когда затрагиваются важнейшие интересы ребенка, а именно: изменение имени и (или) фамилии ребенка (ст.59 СК); восстановление родителей в родительских правах (ст.72 СК); усыновление (ст.132 СК); изменение фамилии, имени и отчества усыновленного ребенка (п.4 ст.134 СК); запись усыновителей в качестве родителей усыновленного ребенка (ст.136); изменение имени, отчества или фамилии ребенка при отмене усыновления (п.3 ст.143 СК); передача на воспитание в приемную семью (п.3 ст.154 СК). Данный перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.
В соответствии со ст.8 Конвенции «О правах ребенка» каждый ребенок имеет право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи. Право ребенка на имя закреплено в ст.58 СК. Право ребенка на имя, включающее собственно имя, фамилию и отчество, появляется у ребенка с момента рождения одновременно с правом на приобретение гражданства (ст.7 Конвенции о правах ребенка). В соответствии с п.2 ст. 58 СК имя ребенку дается по соглашению родителей. Отчество ребенку присваивается по имени отца или по имени лица, записанного в качестве отца ребенка. Кодекс устанавливает возможность присвоения отчества ребенку в ином порядке в соответствии с нормативными актами субъектов РФ или на основании национальных обычаев.
Как следует из п.3 ст.58 СК, фамилия ребенка определяется фамилий родителей. При разных фамилиях родителей ребенку присваивается фамилия отца или фамилия матери по соглашению родителей, если иное /не предусмотрено законами субъектов РФ (с учетом национальных традиций). При отсутствии соглашения между родителями относительно имени и (или) фамилии ребенка возникший спор разрешается органом опеки и попечительства (п.4 ст.58 СК). Не вызывает сомнений, что подобные споры должны разрешаться только исходя из интересов ребенка.
Имя, фамилия и отчество ребенка указываются в записи акта о рождении и в свидетельстве о рождении (ст.22 — 23 Закона об актах гражданского состояния), а в последующем вносится в паспорт гражданина РФ — основной документ, удостоверяющий его личность.
Фамилия, имя и отчество найденному (подкинутому) ребенку записываются в записи акта о рождении по указанию органа опеки и попечительства, медицинской или воспитательной организации, организации социальной защиты населения, органа внутренних дел (п.1,3 ст.19 Закона об актах гражданского состояния). Перечисленные органы обязаны заявить о государственной регистрации рождения найденного (подкинутого) ребенка, родители которого неизвестны, не позднее чем через семь дней со дня обнаружения ребенка
Семейный кодекс допускает изменение имени и фамилии ребенка. В соответствие с п.1 ст.59 СК (в ред. Федерального закона от 15 ноября 1997г. №140-ФЗ) изменение имени и фамилии ребенка на фамилию другого родителя возможно, лишь по совместной просьбе родителей до достижения ребенком четырнадцатилетнего возраста, и только с разрешения органа опеки и попечительства. При этом в законе прямо указывается, что изменение имени и фамилии ребенка производится исходя из интересов ребенка. После достижения несовершеннолетним возраста четырнадцати лет вопрос о перемене им имени, включающего в себя фамилию, собственно имя и (или) отчество, решается по его собственному заявлению в соответствии с требованиями действующего законодательства (ст.58—63 Закона об актах гражданского состояния). В частности, согласно п.3 ст.58 Закона об актах гражданского состояния перемена имени лицом, не достигшим совершеннолетия, производится при наличии согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя, а при отсутствии такого
Органы попечительства и опеки. Деятельность органов опеки и попечительства
В Российской Федерации над детьми, которые по каким-либо причинам остались без родителей, а также над недееспособными взрослыми устанавливается опека или попечительство. Данные действия необходимы для защиты их законных интересов и прав, а также для воспитания, образования и развития в данном случае несовершеннолетних. В этих целях в стране организованы такие субъекты, как органы опеки и попечительства, а их деятельность, права и обязанности закреплены на законодательном уровне.
Понятие опеки и попечительства
Опека, согласно законодательству РФ — это вид устройства граждан, не достигших 14 лет, или лиц, признанных недееспособными судом, при которой данным людям назначаются законные опекуны, являющиеся их представителями и совершающие от их имени и в их интересах правовые действия.
Попечительство — это вид устройства лиц, которые находятся в возрасте от 14 до 18 лет, или людей, ограниченных судом в своей дееспособности, при котором данным гражданам назначаются законные попечители, обязанные осуществлять содействие своим подопечным в осуществлении их прав, защите интересов в отношениях с третьими лицами (организациями), а также имеющие полномочия давать им согласие на совершение крупных сделок или других действий, прописанных в ст. 30 ГКРФ.
Органы опеки и попечительства
Органы попечительства и опеки (ООП) — это субъекты исполнительной власти регионов РФ, которые непосредственно занимаются вопросами установления, реализации или окончания опеки и попечительства. Деятельность данных структур, касающаяся помощи в получении образования, медицинских и социальных услуг, подбора и информирования граждан, изъявивших желание быть опекунами и попечителями, выполняется во взаимодействии с другими структурами исполнительной власти.
Органы опеки и попечительства РФ — это гарант защиты прав и интересов детей-сирот и несовершеннолетних, которые остались без призрения родителей, а также недееспособных или частично дееспособных взрослых.
Требования к профессиональным навыкам сотрудников ООП, методические материалы по их работе утверждаются уполномоченным Правительством органом исполнительной власти. В актах, регламентирующих действия ООП, должно быть указано наличие у них соответствующего статуса.
Правовое регулирование
Деятельность органов опеки и попечительства осуществляется в Российской Федерации на основании Федерального закона № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», принятого 24.04.2008 года (с последними изменениями от 22.12.2014 г.).
Данный закон регулирует отношения, образующиеся в процессе установления, осуществления или прекращения попечительства и опеки над людьми, которые в этом нуждаются. В нем прописаны задачи, полномочия ООП. А также права и обязанности этих организаций, несовершеннолетних (недееспособных) граждан и опекунов/попечителей. Отдельными главами закона прописаны и правовой статус подопечных, и правовой режим их имущества.
Помимо людей, на которых возлагаются функции опекунов/попечителей, нормы данного закона в области их прав и обязанностей действуют и на организации, в которые помещены недееспособные граждане.
Отношения, возникающие в момент установления, исполнения или прекращения опеки и попечительства, также законодательно регулируются Гражданским, Семейным Кодексами и другими правовыми источниками, принятыми на их основании.
Структура ООП устанавливается субъектами РФ (или муниципальными образованиями в исключительных случаях). Отдел опеки и попечительства может входить в какой-либо департамент или же функционировать отдельно. А в его составе обычно служат инспекторы, консультанты и специалисты разной квалификации.
Если в мелких населенных пунктах, муниципальных образованиях, сельских поселениях отсутствуют региональные структуры ООП, то органы местного самоуправления могут сами выступать как органы опеки и попечительства. Москва и Санкт- Петербург также обладают данными полномочиями.
Некоторые функции ООП могут выполнять медицинские, образовательные и другие учреждения, в которые помещаются недееспособные граждане.
Задачи органов опеки и попечительства прописаны в статье 7 ФЗРФ № 48-ФЗ. Согласно этому документу данные структуры должны:
- Обеспечивать защиту интересов тех людей, которые нуждаются в опеке (попечительстве), или тех, над кем таковая уже установлена.
- Осуществлять контроль над деятельностью лиц, являющихся опекунами и попечителями, а также организаций, в которых находятся недееспособные (с ограниченной дееспособностью) граждане.
- Обеспечивать сохранность имущества, которое принадлежит людям, находящимся под опекой (попечительством), в медицинских, образовательных или иных организациях под надзором, а также контролировать управление данной собственностью.
Работа органов опеки и попечительства заключается в выполнении и других функций, которые возложены на них федеральным законодательством и нормативно-правовыми актами субъектов страны.
По всем вопросам, возникающим в ходе выполнения задач ООП, а именно по вопросам установления, реализации и прекращением опеки и попечительства, должны быть составлены соответствующие акты, которые могут быть оспорены через суд любым заинтересованным в этом лицом.
Полномочия
Права органов опеки и попечительства и их обязанности включают в себя:
- определение и учет людей, которые нуждаются в опеке и попечительстве;
- подачу заявления в суд о признании гражданина недееспособным или о том, что его дееспособность имеет ограничения, а также заявления о возврате дееспособности человеку в случае утраты оснований, в силу которых он был лишен ее;
- установление попечительства и опеки;
- предоставление разрешений на совершение операций, сделок, связанных с имуществом подопечных;
- заключение договоров, касающихся доверительного управления имуществом подопечных;
- предоставление разрешений на раздельное проживание несовершеннолетних и их опекунов/попечителей;
- проверка условий, в которых проживают подопечные, контроль над исполнением опекунами и попечителями принадлежащих им обязанностей;
- защита интересов несовершеннолетних и недееспособных, представление их в отношениях с любыми лицами (органами власти), в случае если опекуны не производят необходимых аналогичных действий или их деятельность противоречит правам и интересам подопечных или законодательству РФ.
В отношении действующих опекунов и попечителей органы попечительства и опеки имеют право и должны:
А также к полномочиям ООП относятся ведение учета, подбор, подготовка и информирование граждан, изъявивших желание стать опекунами или попечителями. Сведения, которые имеют право предоставлять органы опеки и попечительства, могут касаться возможных видов устройств ребенка в семью и их особенностей, подготовки документов, которые нужны для оформления. Кроме того, ООП могут содействовать в подготовке указанных бумаг.
Органы опеки и попечительства несовершеннолетних или недееспособных лиц в их интересах могут назначить одного и того же попечителя нескольким подопечным. И напротив — нескольким опекунам одного и того же подопечного.
Регионы РФ могут устанавливать иные полномочия органам опеки и попечительства.
Обязанности ООП при смене места жительства подопечного
В случае перемены места проживания подопечного ООП, установившие ему опеку/попечительство, обязаны уведомить об этом факте и передать дело подопечного в аналогичный орган по новому адресу нахождения. Произвести данные действия необходимо в течение 3 дней с момента получения информации о данном изменении.
Сведения о перемене места проживания могут быть переданы извещением от опекунов или самого подопечного.
С момента получения дела новый отдел опеки и попечительства возлагает на себя все полномочия в отношении данного подопечного, а ООП, направивший пакет документов, снимает с себя всю ответственность.
Контроль над деятельностью ООП
Органы попечительства/опеки должны нести ответственность в случае нарушения своих обязанностей. Контроль над их выполнением осуществляется уполномоченными органами и должностными лицами в соответствии с Административным регламентом № 957 от 24.09.2010 года.
В данном документе указывается, что проверка деятельности органов опеки и попечительства выполняется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзором).
Информацию о данной службе можно найти в сети на официальном сайте, получить при личной консультации в отделении, по телефону или в письменной форме.
Роспотребнадзор вправе проводить проверки, запланированные и вне плана, на которых устанавливаются нарушения в деятельности ООП, сведения о которых направляются в компетентные органы для их устранения. Срок проведения данной процедуры — не более 20 рабочих дней (исключения составляют сложные случаи, прописанные в данном регламенте).
Органы попечительства и опеки могут проверяться планово не чаще, чем раз в год. При этом список таких мероприятий ежегодно выставляется Роспотребнадзором как общая доступная информация для всех.
В случае если подопечному в результате бездействия или незаконных действий органов опеки и попечительства нанесен вред, то он подлежит возмещению в соответствии с Гражданским Кодексом РФ (Глава 59 ГКФ).
ООП и имущество подопечных
Органы опеки и попечительства детей и недееспособных граждан выполняют обязанности по предоставлению разрешений на совершение сделок, связанных с имуществом подопечного, а также по заключению договоров, касающихся доверительного управления такой собственностью.
ФедеральнЫЙ закон № 48-ФЗ отдельной главой определяет правовой режим имущества подопечного. В главе 4 данного закона указано, что несовершеннолетний (недееспособный) не имеет право собственности на имущество опекуна/попечителя и наоборот, включая право на соцвыплаты, пособия, алименты.
При этом попечители должны получить разрешение органов опеки и попечительства на распоряжение данными материальными ценностями, а также прямые указания в письменной форме о том, как именно его производить.
Законодатель закрепляет обязательную опись имущества несовершеннолетнего (недееспособного), которая проводится ООП в присутствии опекунов/попечителей, представителей управления многоквартирным домом или органов внутренних дел, а также самого подопечного (если он старше 14 лет) по его желанию. Иные заинтересованные лица также могут участвовать в данном процессе.
Письменно составленный акт об описи подписывается всеми участниками. Один его экземпляр органы опеки прикрепляют к делу о подопечном, а второй выдают на руки опекунам/попечителям. После чего последние обязаны сохранять данное имущество, заботиться о нем и не допускать уменьшения его стоимости. А также при возможности должны помогать несовершеннолетнему (недееспособному) получать доход от его собственности, если это возможно.
Недвижимость подопечного может быть отчуждена только в некоторых случаях предусмотренных законом (ст. 20 Федерального закона № 48-ФЗ), только с разрешения органов опеки и попечительства. Такое же письменное позволение ООП предоставляет в случаях, если опекун желает сдать такую собственность в аренду, в безвозмездное пользование, отдать ее под залог или хочет совершить сделку, которая повлечет уменьшение стоимости данного имущества.
Такого рода разрешения или отказ об их выдаче органы опеки и попечительства должны предоставить не позднее 15 дней с момента подачи соответствующего заявления опекуном/попечителем.
Что же касается доверительного управления имуществом подопечного, то оно регулируется ст. 38 ГКРФ. Заключается оно в том, что некоторую собственность, которая нуждается в постоянном управлении, ООП передает специально назначенному управляющему. Опекун или попечитель не имеет прав на такое имущество.
История органов опеки и попечительства
Своего рода органы попечительства и опеки стали появляться на Руси еще при правлении Владимира Святого, который наделил духовенство обязанностью общественного призрения.
Во времена Ивана Грозного эта функция уже была возложена на государство, а попечительством занимались монастырские общины и частные лица.
Но детские специализированные учреждения для сирот стали появляться только в 18-м веке, при Петре Первом. В это время они назывались воспитательными домами. Екатерина Вторая продолжила открывать такие приюты, а также утвердила законом право отдавать детей на воспитание в семьи.
Уже в конце 19-го века сформировались основные формы оказания помощи нуждающимся гражданам. Были созданы специализированные училища, лечебницы, дома-приюты для слепых и глухих детей и другие заведения социального характера.
Конечно, самое актуальное время работы органов опеки в нашей стране — это период ВОВ и этап после нее. В эти годы государство было заполонено бедными, нуждающимися в крове сиротами. После войны постепенно количество детских домов сокращалось, и упор делался на индивидуальное воспитание в приемных семьях.
Сегодня каждый нуждающийся в этом человек может обратиться в ООП и получить всю необходимую информацию и помощь. Будущие усыновители, опекуны и попечители, а также подопечные или нуждающиеся в помощи лица могут узнать адрес органов опеки и попечительства своего района, субъекта на официальном сайте ООП, обратившись в администрацию или в отделение МФЦ своего населённого пункта.
Развитие органов опеки и попечительства
Небольшое количество сведений об опеке прошлого дополняются ст. 99 Русской Правды, в которой говорится: «Если после смерти отца в семье остались малые дети и мать выходила вторично замуж, то опекуном их назначался один из ближайших родственников или им мог быть отчим». То есть, дети после смерти своего отца передавались тому, кто был для них ближе. Хотя перед смертью отец имел право назначить опекуном совершенно постороннее лицо. Согласно Русской Правды, опекуну в любом случае отдавалось во временное пользование движимое и недвижимое имущество ребенка-сироты за вознаграждение из доходов с этого имущества. А о воспитании осиротевшего ребенка ничего не говорилось. Помимо этого, здесь совсем ничего не говорили о церковной власти над опекой. Отсюда ученые делали вывод, что опека своими корнями уходит в седую старину. В далеком прошлом опека над детьми существовала «докуды оны не измужают и не подымутцы и мне их беречь, кормить и поить собою вместе». Подобная неопределенность в обозначении срока осуществления опеки объяснялась в основном отсутствием метрических записей, появившихся только в 1722г.
Говоря о назначении, серьезности опеки в далеком прошлом, надо сказать, что термин «опека», взятый из литовского права, русским законодательством стал употребляться не сразу. Изначально она обозначалась так: «приказать кому-либо несовершеннолетнего», «иметь его у себя на руках, в доме». Того, кому «отдавали на руки» осиротевшего ребенка, называли печальником.
Постепенно круг вопросов, возникающих при опеке над несовершеннолетними, стал обозначаться все более и более четко. Появляется опека при жизни родителя по его завещанию, а также по назначению церковью, имеющей властные полномочия, ибо на нее уже возлагалось ведение семейных, наследственных и опекунских дел. Но родственники подопечного продолжают осуществлять надзор за опекуном. А его исключительно нравственная обязанность возвратить имущество опекаемого, когда он станет совершенно самостоятельным, превращается в сугубо правовую. 2
Реформы Петра I не обошли и опеку. Теперь же обязанность смотреть, чтобы сироты не оставались без опекунов, возлагалась на магистраты, которым вменялось в обязанность назначать опекунов и наблюдать за ними, т.е. опека стала государственным учреждением, контролирующим деятельность опекунов. При Петре I опекун мог быть назначен либо по завещанию, либо в соответствии с законом, либо по распоряжению правительственных органов.
В период правления Екатерины II отношения по опеке подверглись серьезным изменениям, для которых правовым основанием стал Указ 1775 г. «Учреждения для управления губерний». Теперь основной чертой опеки стала ее сословность. Отталкиваясь от сословной принадлежности ребенка-сироты, опекой ведали различные учреждения. Особенно тщательно регламентировалась так называемая дворянская опека. При каждом верхнем земском суде существовала дворянская опека для дворянских вдов и малолетних, о которых дворянскую опеку должен был уведомлять каждый дворянский предводитель. Получив эти сведения, дворянская опека узнавала о том, кто определен родителями опекунами к малолетнему, и не нужно ли ей самой избирать опекунов к особе малолетнего и его имуществу. Достаточно ясно ст. 209 Указа 1775 г. формулировала требования, которые предъявлялись к будущему опекуну – человеку честного и порядочного поведения из числа родственников, свойственников или посторонних. Его добродетельные качества, честность, не зазорное поведение должны были подавать надежды к воспитанию малолетнего «в здравии и пристойном содержании».
Опекунами не могли стать:
1)расточители собственности своего имения, если «ничего от оного не осталось»;
2)находящиеся или ранее находившиеся в явных и главных пороках или под наказанием судебным;
3)совершающие суровые поступки, известные членам дворянской опеки;
4)находящиеся в ссоре с родителями малолетнего.
После назначения опекуна действовало примерное, или повальное, наставление опекунам. Оно состояло из 17 самостоятельных статей, которые входили в текст самого Указа. Они представляли собой правила, определяющие поведение будущего опекуна, которому предстояло «быть с доброхотством, кротку, человеколюбиву, попечительну, радиву и усердну к пользе малолетнего, дабы он был воспитан в страхе божий, в познании той веры, в которой родился, в правилах добронравия, в удалении всех злых примеров, сердце и нрав от самого детства развращающих и повреждающих. » 3 . А за труды по охране имущественных прав подопечного опекунам назначалось вознаграждение, не превышающее 5% годовых доходов малолетнего.
При каждом городовом магистрате учреждался городовой сиротский суд для установления опеки над детьми купеческих и мещанских вдов. Этот суд занимался опекой лишь по просьбе вдовы или после обращения главы города или ближайших родственников, свойственников малолетнего.
Перечень лиц, которые могут быть опекунами детей «всякого звания городовых жителей», можно сказать, не отличался от существовавшего для принадлежащих к дворянскому сословию. Но он имел и свои особенности, ориентирующие на устройство малолетнего в зависимости от его состояния либо в общественное для «сирых» училище, либо к доброхотным людям, дабы он научился науке или промыслу, ремеслу, с тем, чтобы стать добрым гражданином.
Что же касается наставлений относительно воспитания опекуном своего подопечного, то они, будучи составной частью ст. 305 Указа 1775 г., имели свою направленность. Если малолетнего сироту-дворянина следовало воспитывать так, чтобы он мог «вести жизнь порядочную, сходственную с достатком, бесхлопотную от заимодавцев и безмятежную от домашнего неустройства, весьма отдаленную от расточения, разоряющего роды и поколения, и удален был бы от жизни, расстраивающей умы, истребляющей в подчиненных повиновение и от умаляющей почтение к властям, законами определенным» (ст. 305 Указа), то для воспитания малолетних сирот, происходящих из купцов и мещан, их опекуну надо было стремиться к тому, чтобы подопечный «мог воспитываться в знании приличного его состоянию промысла или ремесла» (там же).
Содержать подопечного надлежало соответственно «его имуществу без излишества и без роскошных прихотей, дабы малолетний от самой юности подвержен был к большей умеренности, а через то приготовился, в каком бы состоянии быть не случилось, вести жизнь порядочную, трудолюбивую, умеренную и весьма отдаленную от мотовства и всякого рода непорядков и неистовств, кои кроме недоверия друг к другу в промыслах, торгах и ремеслах всякого рода ничего не производят, от недоверия же бывает падение промысла, торга и ремесла, а доверие или кредит есть следствие честности и порядочного ведения дел, промысла, торга и ремесла». Таким образом, более двухсот лет тому назад правила педагогики закреплялись в законе, что в очередной раз подтверждало их государственную значимость. К этому можно добавить одну интересную деталь: через десять лет после появления Указа «Учреждения для управления губерний», т.е. в 1785 г., было установлено различие между опекой и попечительством (до 14 лет — опека, с 14 лет до 21 года – попечительство).
Довольно тщательная правовая регламентация отношений, связанных с опекой, касалась только имущих граждан. Если у осиротевшего ребенка не было имущества, опеку не учреждали. В то время у крестьян она осуществлялась только «в виде опыта», когда на старости старшин возлагалась обязанность изыскивать средства для пропитания малолетних. С этой целью они должны были отдавать беспомощных сирот самостоятельным односельчанам во двор, с тем, чтобы они кормили их, а в вознаграждение за это пользовались до совершеннолетия их трудами.
В последующие годы опекой ведали различные учреждения, в том числе «юстицких гражданских дел департамент городского правления». Но по сути своей опека оставалась прежней и до начала XX в. подчинялась принципу сословности, сохранившему свою силу безотносительно к характеру установления опеки – по завещанию или по назначению. И хотя родитель-завещатель был свободен в выборе опекуна по закону, определенные родителями в их завещании опекуны могли быть не утверждены в этом звании.
В конце XIX и начале XX в. в России деятельности опекуна, его правам и обязанностям уделялось больше внимания. Хотя все также их основу составляли правила, подобные тем, что были записаны во времена Екатерины II. Однако положение дел с опекой, особенно над детьми-сиротами из крестьян, не соответствовало существующим потребностям. В сельской местности, если ребенок становился сиротой, сельский сход выяснял, не окажется ли в том же сельском обществе благонадежный человек, который пожелал бы усыновить сироту или добровольно принять его на воспитание. Но из-за того, что чаще всего чаще всего таких не находилось, дети, оставленные без надзора, бродяжничали и побирались до тех пор, пока не находился добрый человек – «презритель», принимавший сироту на попечение. Такое случалось не только с крестьянскими детьми. Случаи уклонения от опеки были частыми, отчего масса несовершеннолетних вырастала без всяких опекунов либо под безответственной властью лиц, взявших ребенка на свое попечение. Главной причиной несовершенства опеки того времени было отсутствие четкости в отношениях между опекунским учреждением и опекуном, а также четких правовых границ в деятельности опекуна.
Опека послеоктябрьского периода.
После Октября 1917 г. опека стала не сословной ,а общегосударственной. Правовой основой данного института стал Кодекс законов о Актах гражданского состояния, Брачном, Семейном и Опекунском праве 1918 г., имеющий специальный раздел – «Опекунское право». Предметом всеобщего внимания стала административно-правовая сторона опеки, это объяснялось стремлением избавить опеку над несовершеннолетними от влияния семьи, родственников, так как главным считалось обеспечение правильной постановки дела общественного воспитания ребенка-сироты. В связи с этим, в центре внимания оказались личные, а не имущественные права подопечного. Опекун же назначался из числа лиц, способных выполнять эту задачу. И лишь немногие граждане вправе были отказаться от такого назначения. Особенность опеки того времени состояла в том, что критерии утраты родительского попечения были весьма специфическими. Опекун назначался, например, и в том случае, когда родители, с обывательской точки зрения, хорошо обращающиеся с детьми, давали им воспитание, которое противоречило всем началам нового строя, внушали детям вражду и ненависть к советскому строю и к коммунизму, развивали в детях контрреволюционные идеи. Так общеполитические, сугубо идеологические установки влияли на судьбу осиротевших детей. 4
Кодекс законов о браке, семье и опеке РСФСР 1927 г. по-прежнему много внимания уделял опеке и попечительству над несовершеннолетними как одному из способов защиты их личных и имущественных прав. Но опекун (попечитель), как и раньше, назначался безотносительно к тому, хочет ли он заменить родителей. Одновременно все уже и уже становился круг лиц, способные стать опекунами (попечителями). Теперь нельзя было быть опекуном (попечителем) лицу, лишенному избирательных прав. Что касается защиты имущественных прав подопечных детей, то она осуществлялась на безвозмездных началах, об этом также говорилось в кодексе. В то же время в кодексе перечислялись возможные источники существования подопечного, опекуну в отдельных случаях позволялось получать вознаграждение за свою деятельность за счет имущества подопечного.
Более внимательное отношение к правовой стороне опеки (попечительства) над несовершеннолетними, попытки облегчить судьбу детей, оставшихся без родителей, сочетались с различного рода ограничениями по устройству их в семью по соображениям, продиктованным идеологическими установками тех лет, когда так называемое общественное воспитание в различного рода детских учреждениях имело приоритетный характер.
Кодекс о браке и семье РСФСР 1969 г. продолжил линию на более тщательную постановку вопросов, связанных с опекой. Четко были обозначены цели опеки (попечительства) над несовершеннолетними, компетенция органов опеки и попечительства, их обязанности по временному устройству детей, подлежащих опеке (попечительству). Данный кодекс содержал и существенные нововведения. Например, назначение опекуна (попечителя) могло состояться только с его согласия. Особое внимание уделялось опеке и попечительству над детьми, которые находились на воспитании или попечении в государственных учреждениях или общественных организациях, предусматривалась возможность получения подопечным, не имеющим достаточных средств к существованию, государственного пособия на его содержание.
Так, опека (попечительство), оставаясь по своей сути одинаковой во все времена ,на разных этапах исторического развития России имела свои особенности, продиктованные потребностями общества.