Реализация федерального закона об образовании рф

Содержание:

Реализация федерального закона об образовании рф

Институт законодательства и
сравнительного правоведения при
Правительстве Российской Федерации

Экспертно-аналитическое сопровождение правового обеспечения модернизации общего и профессионального образования, управления качеством и доступностью образовательных услуг в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы

Д.В. Ливанов министр образования и науки Российской Федерации

Т.Я. Хабриева директор Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, академик РАН

02 октября 2015

31 августа 2015

30 сентября 2015

26 августа 2015

Редакция сайта выражает благодарность директору Хабриевой Талие Ярулловне за оказанную помощь в правовой поддержке ресурса.

Обращение Министра образования и науки Российской Федерации Д.В. Ливанова

Уважаемые коллеги и участники программы повышения квалификации «Реализация Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»!

Одним из знаковых событий ушедшего года стало принятие Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Он призван заменить значительное количество пока еще действующих актов, среди которых наиболее важными являются Закон Российской Федерации «Об образовании», который, будучи принятым в 1992 году, уже не может эффективно регулировать динамично изменяющиеся отношения в сфере образования, и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» 1996-го года. Подобные изменения нельзя оценить иначе, нежели как масштабные и по количественным и по качественным показателям.

Новый закон «Об образовании в Российской Федерации» содержит немало новелл, отражающих лучшие примеры образовательной практики, подтвердившие свою эффективность. Изменяются уровни образования, расширяется видовое разнообразие образовательных программ, обучающимся предоставляются возможности выбора различных учебных курсов в самой образовательной организации или вне ее — в рамках использования модульных технологий обучения; дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, а также сетевого взаимодействия образовательных организаций.

Закрепляются особенности получения образования:

— для граждан, проявивших выдающиеся способности,

— граждан с ограниченными возможностями здоровья,

— образования в сфере искусства и культуры, медицины, спорта, обороны и безопасности государства.

В законе комплексно урегулированы вопросы социальной поддержки обучающихся, касающиеся стипендиального обеспечения, предоставления мест в общежитиях, обеспечения учебниками, питанием, обмундированием, вопросы транспортного обеспечения.

Впервые на законодательном уровне предусмотрено создание в образовательных организациях комиссий по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, введен институт педагогической экспертизы в отношении проектов нормативных правовых актов и уже принятых нормативных правовых актов в целях противодействия негативному воздействию на качество обучения и иные важные параметры этого процесса.

Закрепляется система мониторинга в сфере образования, которая позволит комплексно оценивать развитие отрасли в динамике.

За два года, ушедшие на создание нового закона, в его разработке приняли участие представители большинства федеральных органов исполнительной власти, Государственной Думы и Совета Федерации, научного, педагогического, ректорского сообщества и работодателей. Закон «Об образовании в Российской Федерации» прошел беспрецедентное по длительности и активности общественное обсуждение. Все это позволяет утверждать, что при использовании множества площадок для обсуждения, учета мнения экспертного сообщества, открытости Министерства образования и науки в своей законопроектной деятельности для предложений и дискуссий, глобальные изменения правового регулирования становятся свободными от превалирования узковедомственных интересов над общими интересами государственной политики.

Федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления в 2013 году предстоит большая работа по созданию условий для полноценной реализации нового закона. И речь идет не только о мероприятиях организационного плана (где особенно велика нагрузка на регионы и муниципалитеты), но и о подготовке региональных и муниципальных актов к функционированию в условиях качественного нового правового регулирования.

Перед работниками органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, стоит задача освоения нового федерального закона и последующего применения его в соответствии с «духом и буквой закона».

Для обеспечения качественного уяснения содержания новелл Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», приведения региональных и муниципальных актов в соответствие с новым федеральным законом, Министерством принято решение об организации и проведении специальной программы повышения квалификации работников органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, целью которой является содействие реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Реализацию этой программы планируется осуществлять с использованием информационно-коммуникационных технологий, что позволит вовлечь в программу около 3 ООО слушателей.

Представляемая Вашему вниманию программа повышения квалификации подготовлена Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, который является ведущим экспертным научным учреждением страны.

Участникам программы предоставлена возможность пополнить свои знания (как по общим вопросам правового регулирования и законодательной техники, так и по специальным вопросам образовательного законодательства), получить ответы на интересующие их вопросы (в этих целях в течение 2013 года будут организованы консультации со специалистами Института), а также принять участие в конференциях по вопросам реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (которые пройдут как в обычном формате во всех федеральных округах, так и в режиме веб-конференции).

Участникам программы предстоит ответственная миссия. Успехов и удачи в нашем общем деле!

Ответы на вопросы

Согласно п.5 ст. 63 273-ФЗ «При выборе родителями (законными представителями) детей формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают. Прошу разъяснить, какой орган следует уведомлять: администрацию района или города, управление образования района или города или департамент образования? Также, если ребенок получает самообразование, значит ли это, что учет таких детей не ведется?

Сейчас существует несколько образовательных сайтов, предлагающих платные услуги по помощи в обучении и сдаче дистанционно промежуточной аттестации. (например, ЦОДИВ). При получении основного общего образования в форме семейного образования законно ли сдавать промежуточные аттестации дистанционно, как в таком случае осуществляется перевод обучающегося в следующий класс? Будет ли дистанционное прохождение промежуточных аттестаций основанием для допуска к прохождению ОГЭ в очной форме?

Согласно ч. 6 ст. 10 ФЗ «Об образовании», дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

Добрый день, скажите, пожалуйста, какие документы (лицензия, свидетельство об аккредитации) должна иметь организация, осуществляющая образовательную деятельность с педагогами (курсы повышения и переподготовки)? Дело в том, что при аттестации педагоги предоставляют различные курсы повышения квалификации и переподготовки, в том числе дистанционные, например ООО «Инфоурок», а аттестационная комиссия имеет мнение о том, что данные удостоверения и дипломы не засчитываются, т.к ООО «Инфоурок» чего-то не имеет. Хотя документы об образовании они выдают гос. образца (так заявлено). Помогите, пожалуйста, как определить организацию, имеющую или не имеющую право вести данный вид деятельности и выдавать документы педагогам.

Для ответа на данный вопрос необходимо обозначить требования, которые предъявляются к организациям, осуществляющим дополнительное профессиональное образование для педагогов, а а также требования к документам, которые должны выдавать такие организации.

С одной стороны, Рособрнадзор не рекомендует использовать результаты всероссийских проверочных работ для выставления годовых отметок и указывает, что ВПР это «традиционные итоговые контрольные работы», их результат не влияет на получение аттестата и перевод в следующий класс. При этом многие трактуют, что ВПР может являться промежуточной аттестацией, так как она не несет дополнительной нагрузки. С другой стороны, это противоречит статье 58 ФЗ-273, в которой напрямую указано, что по результатам промежуточной аттестации учащиеся переводятся в следующий класс. Кроме того, результаты аттестации могут влиять на годовую отметку. Может ли результат ВПР считаться промежуточной аттестацией и тогда, если учащийся не справился с ВПР, на основании чего он должен быть переведен в следующий класс?

Введенные Министерством образования и науки РФ Всероссийские проверочные работы (далее — ВПР) имеют своей целью прежде всего обеспечение единства образовательного пространства на территории РФ путем предоставления образовательным организациям единых критериев оценивания качества усвоения обучающимися учебных дисциплин, основанных на Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС).

Работаю директором школы. Могу ли я вести дополнительную педагогическую нагрузку (часы). Нужно ли для этого согласование моего непосредственного руководителя — начальника территориального управления. Имеет ли право мой руководитель протарифицировать педагогическую нагрузку (часы) только до 31.05 текущего года, а не до 31 августа, как у всех учителей. Прошу дать разъяснения по моему вопросу.

Трудовое законодательство России позволяет работникам, кроме своей основной работы, выполнять другую оплачиваемую работу. Согласно статье 60.1 Трудового кодекса Российской Федерации, Работник имеет право заключать трудовые договоры о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя (внутреннее совместительство). Согласно статье 282 Трудового кодекса Российской Федерации, совместительство – это выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время.

В школу обратились родители с заявлением о сочетании формы получения образования вне образовательной организации (семейное образование) и получения образования в образовательной организации. Я не нашла ни одного документа или рекомендательного письма об организации сочетания данных форм, кроме утверждений о возможности такого сочетания. Но ведь обучение вне образовательной организации подразумевает исключение обучающегося из ОО (с последующим зачислением в качестве экстерна для прохождения промежуточной и итоговой аттестации). Как же мы сможем обучать ребенка по любой форме обучения в образовательной организации? Желание родителей — приводить своих детей (1 и 7 класс) в те дни, когда им удобно, так как родители считают, что их дети ослаблены из-за частых болезней.

Добрый день! Как Вы верно отметили, в соответствии с действующим законодательством допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения (ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Подобное объяснимо тем, что вышеуказанным Федеральным законом предусмотрены различные формы получения образования и обучения с учетом потребностей и возможностей личности.

Прошу дать разъяснения по ч.7 ст.79 в части источника финансирования меры социальной поддержки, обозначенной законом. Согласно п.1 ч.1 ст.9 ФЗ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления в сфере образования относится организация предоставления образования. Бесплатное питание обучающихся с ОВЗ не входит в данное понятие и не подлежит обеспечению за счет ассигнований из местных бюджетов на выполнение муниципального задания, а является мерой соц. поддержки, обеспечиваемой за счет государства. Так как эта мера установлена на федеральном уровне, она не может быть установлена на местном уровне, а расходование местного бюджета на эти цели возможны только в случае, если осуществление таких расходов предусмотрено законодательством.ФЗ «Об образовании» такое право не предоставлено

Права и гарантии обучающихся с ОВЗ нормативно закреплены в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В ч. 7 ст. 79 указано, что обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.

Выпускники 9-ых и 11-ых классов зачисляются в учреждения профессионального образования с 1 сентября. В средних общеобразовательных учреждениях отчисляются сразу после выдачи аттестата, т.е. в июне. А июль-август они нигде не закреплены? Или они до 31 августа являются обучающимися школы? Такая же ситуация с обучающимися, переходящими из одной школы в другую.

Вопрос относительно статуса выпускников образовательных организаций до их зачисления в другие образовательные организации урегулирован в статьях 60-61 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон об образовании).

Часть 1 ст. 54 Закона об образовании требует заключение трёхстороннего договора. На практике, многие контрагенты против заключения трёхстороннего договора (Обучающийся, Заказчик, Исполнитель) и настаивают на заключении двухстороннего договора (Заказчик, Исполнитель). Как можно законно обойти ограничение?

В соответствии со ст. 53 Федерального закона от 29 декабря 2012 г.

При выборе родителями либо законными представителями детей формы получения общего образования в форме семейного образования родители либо законные представители, обязаны проинформировать об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают. Обратившись к соответствующим нормативно-правовым актам можно определить, какой именно орган имеется в виду законодателем.

В соответствии с п. 2 ст. 63 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации», общее образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования и самообразования. Пункт 3 статьи 17 указанного закона закрепляет право получения образования в различных формах, в том числе и в нескольких.

Подскажите, пожалуйста, имеет ли право образовательная организация обучать по программам переподготовки рабочих и служащих, лиц, имеющих диплом о среднем и (или) высшем образовании, если данные люди не имеют свидетельства о профессии. Ст. 73 п.3 Закона об образовании под профессиональным обучением по программам переподготовки рабочих и служащих понимает профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего или должность служащего, должности служащих, в целях получения новой профессии рабочего или новой должности служащего с учетом потребностей производства, вида профессиональной деятельности. Может ли документ об образовании и о квалификации рассматриваться как основание для зачисления слушателей на обучение по программам переподготовки,если они не имеют свидетельства о профессии?

«Актуальные вопросы реализации 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Точное понимание и корректное исполнение предписаний государственной образовательной политики традиционно требуют встреч педагогического сообщества для «сверки» своих действий и выстраивания новых образовательных маршрутов с тем, чтобы уточнить или поправить свои последующие управленческие действия.

Именно этим задачам был посвящен семинар на тему «Актуальные вопросы реализации Федеральный закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации», который собрал представителей управленческого корпуса на уровне директоров образовательных организаций и их заместителей, начальников управления образованием, педагогов, активно занимающихся экспериментальной деятельностью, а также сотрудников кафедры.

В ходе семинара были затронуты основные направления реализации закона в компаративной подаче с подобными документами прошлых лет, приведена в норму современная терминологическая база, составляющая сущность новых экономических и правовых документов.

Практическая реализация была представлена в режиме «было – есть – должно быть» и касалась инновационной деятельности в школе, профессиональной компетентности руководителя общеобразовательного учреждения, правильного разрешения экономических проблем и этического взаимодействия всех сторон, заинтересованных в эффективной жизнедеятельности школьной организации. Был обобщен опыт работы государственно-общественного управления школы.

Послесеминарская дискуссия показала актуальность, важность и значимость таких встреч, что позволяет говорить о необходимости регулярного обмена опытом и «сверке» педагогических взглядов и позиций.

Тема: «Проблемные вопросы реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

РОЖКОВ АРТЕМИЙ ИГОРЕВИЧ — К.ю.н., проректор по организационно-правовым и экономическим вопросам Московского городского педагогического университета

Программа семинара

1. Правовая регламентация образовательной деятельности в вузе. Практические вопросы и сложности применения Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Сетевая форма реализации образовательных программ.
2. Правовой статус образовательной организации. Устав: как и когда вносить изменения. Права и обязанности обучающихся.
3. Платные образовательные услуги. Договор об оказании платных образовательных услуг.
4. Трудовые отношения. Научно-педагогические работники. Рабочее время ППС. Избрание научно-педагогических работников.

Заявка на приобретение интернет-семинара

Стоимость интернет-семинара: 1500 руб.
для пользователей системы ГАРАНТ 1000 руб.

Предлагаем вам приобрести абонементы Интернет-семинаров.

Статья 11. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты

1. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают:

1) единство образовательного пространства Российской Федерации;

2) преемственность основных образовательных программ;

3) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;

4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.

2. Федеральные государственные образовательные стандарты, за исключением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, образовательные стандарты являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения.

3. Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:

1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) результатам освоения основных образовательных программ.

4. Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.

5. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования разрабатываются по уровням образования, федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования могут разрабатываться также по профессиям, специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования.

5.1. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного, начального общего и основного общего образования обеспечивают возможность получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка.

6. В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования.

7. Формирование требований федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции осуществляется на основе соответствующих профессиональных стандартов (при наличии).

8. Перечни профессий, специальностей и направлений подготовки с указанием квалификации, присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки, порядок формирования этих перечней утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. При утверждении новых перечней профессий, специальностей и направлений подготовки федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, может устанавливаться соответствие указанных в этих перечнях отдельных профессий, специальностей и направлений подготовки профессиям, специальностям и направлениям подготовки, указанным в предыдущих перечнях профессий, специальностей и направлений подготовки.

9. Порядок разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений устанавливается Правительством Российской Федерации.

10. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория «федеральный университет» или «национальный исследовательский университет», а также федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации, вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования. Требования к условиям реализации и результатам освоения образовательных программ высшего образования, включенные в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов.

Смотрите так же:

  • Правила работы пожарного автомобиля Должностные обязанности водителя пожарного автомобиля Скорость приезда пожарной машины на место пожара и своевременная активация всего необходимого оборудования зависят от множества факторов, например, от текущей дорожной ситуации, удобства подъезда к водным […]
  • Как отмыть белые разводы Как и чем вымыть полы после ремонта, чтобы избавиться от следов побелки, шпаклевки, клея или краски? Сложнее всего вымыть грязный пол после ремонта, поскольку на нем остаются пятна от побелки, клея и других строительных смесей. Для качественной очистки пола […]
  • Расчет штрафов по ип Калькулятор пеней по налогам и страховым взносам Сегодня 23 августа 2018 г., 12:23 Если плательщик не перечислил в установленный законодательством срок какой-либо налог или страховой взнос, то ему начисляются пени (ст. 75 НК РФ, ст. 26.11 Федерального […]
  • Больничная карта как оформить Как получить карту Тинькофф банка на дому «Банк будущего» — именно так можно назвать Тинькофф Кредитные Системы. И любой человек, используя это выражение, ни в коем случае не ошибется, так как эта кредитно-финансовая организация осуществляет свою […]
  • Уплата налогов по банковской карте Уплата налогов с переводов банковских карт Вопрос об уплате налогов банками. Какая сумма не облагается налогом на банковских картах,т.е.сколько денежны средств можно переводить ,держать,снимать на банковских картах.Банковская карта оформленная на физическое […]
  • Добровольное взыскание алиментов Документы и подсудность для взыскания алиментов при разводе Алименты при разводе — способ обеспечить право общих детей на содержание со стороны обоих родителей. В бракоразводном процессе это один из самых болезненных вопросов, разрешение которого требует […]
  • Кадровые приказы приказ на очередной отпуск Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работнику На основании данного приказа фиксируется факт предоставления отпусков работникам организации. Издается приказ руководителем организации. В соответствии с Общероссийским классификатором управленческой […]
  • Повысят ли пенсии в узбекистане Президент Республики Узбекистан 2 июля 2018 года подписал указ «О повышении размеров заработной платы, пенсий, стипендий и пособий». - заработной платы – 184 300 сумов в месяц; - пенсии по возрасту – 360 460 сумов в месяц; пособия престарелым и […]