Реестр по ценообразованию

Государственная система ценообразования в строительстве введена в эксплуатацию

О запуске в промышленную эксплуатацию федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС) сообщает Минстрой России на своем официальном сайте. Напомним, в новой системе будет храниться и ежегодно актуализироваться информация, необходимая для определения сметной стоимости строительства, а также ряд иных сведений. При этом первое размещение в системе сметных цен строительных ресурсов запланировано на 15 декабря 2017 года. А сами сведения о ценообразовании в строительстве размещены на специальном сайте (https://fgiscs.minstroyrf.ru/).

Отмечается, что во ФГИС ЦС [в подсистеме мониторинга цен строительных ресурсов – Ред.] также размещен перечень юрлиц, которые должны будут ежеквартально предоставлять информацию, необходимую для формирования сметных цен. В информационной системе определена также специальная форма для внесения этих данных. Отметим, что поставщики информации несут ответственность за ее достоверность (п. 5 Положения о федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве (далее – Положение), п. 10-12 Правил мониторинга цен строительных ресурсов).

Также в системе предусмотрены подсистемы:

  • ведения федерального реестра сметных нормативов;
  • хранения информации и истории ее изменений;
  • управления безопасностью и некоторые другие (подп. «б»-«д» п. 7 Положения).
  • Кроме этого, подчеркивают в Минстрое России, в системе будут размещены данные о средневзвешенной отпускной цене (цене реализации) строительных материалов, изделий, конструкций, оборудования, машин и механизмов, произведенных в России либо импортных, а также информация о среднемесячной номинальной оплате труда работников по полному кругу организаций по субъектам Федерации.

    Работу системы обеспечивают специалисты подведомственного Минстрою России ФАУ «Главгосэкспертиза России», работает служба поддержки юридических лиц, на которую можно обратиться по вопросам мониторинга цен строительных ресурсов: + 7(495) 623-51-95, электронная почта: [email protected]

    Замглавы Минстроя России Хамит Мавлияров подчеркивает, что запуск ФГИС ЦС обеспечит прозрачность ценообразования в строительстве, позволит минимизировать риски завышения сметной стоимости строительства объектов, повысив ее достоверность, а также создаст основы для улучшения конкурентного климата на рынке строительных материалов и стимулирования применения инновационных технологий строительства.

    Отметим, что возможность создания такой системы предусмотрена действующим законодательством – соответствующие изменения были внесены в Градостроительный кодекс в прошлом году (Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 369-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 14 Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»). Причем первоначально введение ФГИС ЦС в промышленную эксплуатацию было запланировано на 1 марта текущего года (подп. «б» п. 2 Постановления Правительства РФ от 23 сентября 2016 г. № 959 «О федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве»).

    Ценообразование в строительстве

    Методология ценообразования

    Главгосэкспертиза России приглашает представителей профессионального сообщества принять непосредственное участие в процессе совершенствования системы ценообразования и сметного нормирования в области градостроительной деятельности в целях создания максимально эффективной системы ценообразования, выработки консолидированных решений по рассматриваемым вопросам и обеспечения достоверного определения сметной стоимости.

    Для сбора предложений в рамках разработки методических документов создан сервис:

    Обращаем внимание на то, что все предложения, поступившие от представителей профессионального сообщества, будут рассмотрены ответственными подразделениями Главгосэкспертизы России в рамках их компетенций на предмет необходимости учета при выполнении соответствующих работ по совершенствованию системы ценообразования и сметного нормирования в области градостроительной деятельности.

    Согласно постановлению Правительства Российской Федерации № 1452 от 23.12.2016 информация о ценах на строительные ресурсы размещается в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС), создание, ведение и развитие которой поручено Главгосэкспертизе России.

    Главгосэкспертиза России предлагает отрасли удобный рабочий инструмент — систему, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, размещение и использование информации, необходимой для определения сметной стоимости строительства. В системе размещены федеральный реестр сметных нормативов, укрупненные нормативы цен строительства, методики определения сметных цен строительных ресурсов, классификатор строительных ресурсов, перечень юридических лиц, обязанных предоставлять информацию в ФГИС ЦС. ФГИС ЦС позволяет не только оптимизировать стоимость строительства, но и создает основы для повышения стабильности рынка строительства и улучшения конкурентного климата на рынке строительных материалов, стимулирования применения инновационных технологий строительства и импортозамещения в строительстве.

    Федеральная государственная информационная система ценообразования в строительстве запущена в промышленную эксплуатацию.

    Планирование разработки сметных нормативов

    Приказом Минстроя России от 13.04.2017 № 710/пр «Об утверждении Порядка утверждения сметных нормативов» установлены правила планирования, рассмотрения и утверждения сметных нормативов, применяемых для определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в том числе многоквартирных домов.

    В соответствии с Порядком утверждения сметных нормативов (далее – Порядок), разработка (актуализация, пересмотр) сметных нормативов осуществляется в соответствии с Планом утверждения (актуализации, пересмотра) сметных нормативов (далее – План).

    План формируется из двух разделов. В первый раздел Плана включается перечень сметных нормативов, источником финансирования разработки которых являются средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Во второй раздел Плана включается перечень сметных нормативов, источником финансирования разработки которых являются внебюджетные средства.

    Формирование Плана осуществляется ежегодно Минстроем России на основании предложений, поступающих от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц (далее — Инициаторы).

    Предложения по разработке сметных нормативов направляются в Минстрой России с обязательным приложением следующих документов:

  • информации, указанной в пункте 16 либо пункте 17 Порядка;
  • технико-экономического обоснования, подтверждающего необходимость разработки, актуализации или пересмотра сметного норматива (сметных нормативов);
  • сведений о наличии (отсутствии) объектов капитального строительства, при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, которых применяются технологии, материалы, оборудование, по которым Инициатором предлагается разработка и (или) актуализация сметных норм.
  • Вышеуказанные документы представляются Инициаторами на бумажном носителе (документы должны быть сброшюрованы, пронумерованы и скреплены печатью (при наличии) и подписью Инициатора), а также на электронном носителе в открытом формате (пункт 5 Порядка).

    Обращаем внимание, что в случае если финансирование разработки предлагаемого сметного норматива будет осуществляться за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации Инициаторам в обязательном порядке дополнительно необходимо представить информацию о наличии исходных данных (технологические карты, проекты производства работ, рабочие чертежи и т.д.) для разработки сметных нормативов, а также перечень объектов (с указанием адреса и предполагаемых дат производства работ) и контактные данные представителей Инициатора (уполномоченных лиц подведомственных организаций) для организации и проведения нормативных наблюдений на строительных площадках, в том числе для согласования и подписания актов хронометражных наблюдений, оперативного решения вопросов на месте.

    Ниже представлен шаблон технико-экономического обоснования, а также формы по заполнению соответствующей информации согласно требованиям пункта 16 либо пункта 17 Порядка:

    Прием предложений и документов от Инициаторов осуществляется Минстроем России в срок до 1 июля года, предшествующего году утверждения сметных нормативов, сведения о которых содержатся в предложении.

    Мониторинг цен

    Во исполнение Федерального закона от 03.07.2016 № 369-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 14 Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» и постановления Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2016 г. № 1452 «О мониторинге цен строительных ресурсов» Главгосэкспертиза России проводит предварительный мониторинг цен строительных ресурсов.

    По интересующим вопросам просим обращаться в контактный центр Главгосэкспертизы России по телефонным номерам:
    +7 (495) 625-95-95 (г. Москва);
    8 (800) 775-95-95 (Бесплатный звонок по России).

    ПЕРМСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПО ЦЕНООБРАЗОВАНИЮ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

    ООО «Пермский РЦЦС» (далее — Центр) создан в августе 2008 года. Работники Центра, квалифицированные специалисты в области сметного ценообразования в строительстве, начали свою деятельность в 1995 году в составе регионального центра Комитета по делам строительства и лицензирования строительной деятельности администрации Пермской области.

    Специалистами Центра совместно с проектными институтами была разработана и утверждена администрацией территориальная сметно-нормативная база 2001 для Пермской области. Пермский РЦЦС сотрудничает с региональными центрами Челябинской, Свердловской области, Удмуртии, разработчиками программных комплексов Простор, Смета-плюс, Багира, Гранд-Смета и др.

    Центр осуществляет работу в соответствии с действующим законодательством РФ и уставом общества, в котором предусмотрена деятельность по формированию и развитию инфраструктуры информационного обеспечения в строительстве, разработке сметных нормативов на виды работ, отсутствующие в сметно-нормативной базе.

    Пермский РЦЦС является членом Союза «Пермская торгово-промышленная палата» (Пермская ТПП) и Ассоциации «Пермские строители», сотрудничает с Пермской краевой организацией профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов РФ.

    Директор Центра Наговицына Нина Макаровна, Почетный строитель России.

    Основные направления работы:

    — разработка и проверка сметной документации по объектам капитального строительства и ремонта;

    — сбор, обработка информации о текущих отпускных ценах на материалы, изделия и конструкции, стоимости 1 маш/часа эксплуатации машин и механизмов, используемых в строительном комплексе, с опубликованием их в издаваемом ежемесячно сборнике «Пермстройцена»;

    — мониторинг цен на материалы, изделия и конструкции, эксплуатацию машин и механизмов, применяемых в строительстве;

    — расчет территориальных индексов изменения стоимости строительно-монтажных работ по элементам структуры затрат, объектам капитального строительства;

    — расчет индивидуальных индексов по объектам, по элементам структуры затрат;

    — разработка сметных норм и расценок на новые технологии в строительстве.

    В целях реализации указанных задач центр оказывает комплекс информационно-методических услуг и осуществляет выпуск и распространение периодических и справочных изданий по строительству.

    И опять о реформе! От «ценообразования в строительстве» к «сметному ценообразованию».

    Наверное, стало привычным, что практически во всех своих публикациях мы одновременно критикуем действующую систему строительного ценообразования и «хвалим» грамотное законодательное регулирование градостроительной деятельности, часто упрекаем участников инвестиционно-строительного процесса в неграмотности, некомпетентности, незаинтересованности в конечном результате и вместе с тем отстаиваем их интересы, «оправдываемся» перед высшей властью за «дороговизну» строительной продукции, т.е. ругаем сами и ищем причины того, за что ругают нас. В то же время, руководствуясь принципом, что критика должна быть конструктивной, никогда не забываем о цели своей работы — определить, в чем суть наших общих проблем, и предложить, как их нужно решать.

    Краткое резюме наших последних публикаций и выступлений:

    положительно – правовая основа определения сметной стоимости строительства сформирована, составляющие ее кодексы, законы, постановления и другие нормативные правовые акты в большинстве своем являются грамотно подготовленными и проработанными документами;

    негативно – законодательное регулирование разрозненно, методическое обеспечение системы ценообразования, представляющее собой адаптированные к современным рыночным условиям «советские» методики, сегодня безнадежно устарело и утратило актуальность, отсутствует терминологическая и классификационная определенность в отрасли;

    вывод – систему ценообразования необходимо реформировать!

    Последнее высказывание стало девизом всех недавних наших выступлений и заголовком последней вышедшей в свет статьи.

    Не умаляя достоинств методических документов (МДС, СНиПов, Сводов правил, положений и т.п.), которые были написаны в последние 20 лет, нельзя не признать того факта, что мы «прочно» и бесповоротно вошли в иную систему экономических отношений – рыночную. И это очевидное обстоятельство практически свело на нет актуальность действующих методик, их адекватность современным условиям, отношениям, требованиям к участникам инвестиционно-строительного процесса, предъявляемым законом и рынком.

    Необходимость реформирования системы ценообразования признается всеми, Министерством регионального развития Российской Федерации в первую очередь.

    Идеология реформы возникла с выходом Приказа Минрегиона России от 11.04.2008 г. № 44, утверждающего «Порядок разработки и утверждения нормативов в области сметного нормирования и ценообразования в сфере градостроительной деятельности». Этот документ, на наш взгляд, положил начало первому и основополагающему этапу реформирования ценообразования – приведению в систему всей сметно-нормативной базы и созданию единой, грамотной, логичной, проверяемой структуры сметных нормативов. Данный этап сегодня находится в завершающей стадии – есть порядок разработки нормативов, утверждена их классификация, создан и ведется федеральный реестр сметных нормативов, а главное все поняли и приняли эти неоспоримые «правила игры».

    А вот второй этап, который мы сейчас «болезненно» проходим, заключается в реформировании порядка применения сформированной, отредактированной и упорядоченной сметно-нормативной базы для определения сметной стоимости строительства объектов капитального строительства.

    Действующие методические документы помимо потери своей актуальности не отражают (и, к сожалению, последние годы не отражали!) целостного алгоритма формирования стоимости строительной продукции. В каждом из них освещен, как правило, «узкий» вопрос: сметные цены на материалы и их перевозку – в МДС 81-2.99, сметные нормы и расценки на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств – в МДС 81-3.99, оплата труда – в МДС 83-1.99 и т.д. Получается, чтобы составить смету, нужно обложиться огромным количеством нормативно-методических документов. Только и это, к сожалению, проблемы не решит, поскольку большинство методик по своей сути посвящены разработке сметных норм, расценок и цен. Таким образом, достаточно обширный перечень введенных в федеральный реестр сметных нормативов методических документов нужен в основном специалистам, которые занимаются разработкой сметных норм. Это указания для них (в ряде названий действующих МДС так и звучит) о том, как разрабатывать нормы. А пользователю (заказчику, подрядчику, сметчику и др.) нужна настольная книга о том, как ему работать — как применять нормативы, как составлять сметы, как определять стоимость.

    Процесс реформирования ценообразования в этой связи надо начинать с принципиальной («революционной»!) переработки основного документа системы методического регулирования – МДС 81-35.2004. Абсолютное большинство уважаемых коллег, специалистов строительного комплекса, кто непосредственно работает со сметами с данной позицией согласились. Причем не просто согласились, но и активно поддержали, — в режиме «on-line» комментировали наши рабочие версии новой редакции МДС 81-35.2004, представляли собственные предложения. В результате свет в конце тоннеля появился! «Революционную» Методику обсуждали на совещании рабочей группы в Самаре (23 — 24 мая) и Всероссийском совещании региональных органов по ценообразованию в строительстве в Сочи (19-21 июня).

    Хотелось бы вынести и на суд заинтересованных читателей «основные вехи революции» в системе ценообразования, которую мы «призываем» коллег совершить. Результаты реформирования необходимо в первую очередь отразить в документе, который должен быть подготовлен и принят в ходе прошедших совещаний, где докладывался и обсуждался его проект и новое название в том числе. Предложение изменить название «МДС 35» получило поддержку. В качестве рабочего варианта рассматривается – «Порядок подготовки сметной документации на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства на территории Российской Федерации».

    Обсудить предлагаем здесь те принципиальные предложения, которые в ходе наших встреч вызвали самые горячие и бурные дискуссии, а в ряде случаев и резкое сопротивление.

    «Сметная стоимость», «сметная норма», «система ценообразования в строительстве», «сметное нормирование» — эти понятия хорошо знакомы и «привычны слуху» специалиста по ценообразованию любого уровня. Даже к фразе «ценообразование в сфере градостроительной деятельности» мы уже успели привыкнуть.

    Словосочетание «сметное ценообразование» по своему смысловому содержанию тоже вряд ли вызовет вопросы у специалистов, но в терминологическом отношении это понятие можно, на наш взгляд, считать «новеллой». Поясним, каким образом мы к нему пришли и почему считаем необходимым «закрепить» его в самом важном методическом документе, тем самым четко определив границы работы сметчика.

    Любой методический документ по своей природе находится в «подчиненном» закону положении и необходим для того, чтобы разъяснять пользователю, как ему действовать в рамках существующего правового поля, т.е. порядок (методика, методические рекомендации, указания, и т.п.) – это связующее звено между законом и его исполнителем. Имеющееся методическое обеспечение строительного ценообразования давно им не является. О подтверждающих это фактах и причинах мы писали и говорили достаточно.

    Именно поэтому преамбулой и лейтмотивом Методики (Порядка) является то, что она создается, а вернее перерабатывается, в развитие Градостроительного кодекса РФ (ст. 48) и Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию». В ней необходимо обозначить все «затратные составляющие» градостроительной деятельности, которые сопровождают процессы архитектурно-строительного проектирования и строительства объектов капитального строительства, обозначить каким образом эти затраты необходимо определять на этапе проектирования и в какие формы сметных расчетов «уложить». Именно поэтому мы так активно и призываем сейчас наших коллег к конструктивному диалогу, чтобы не упустить в Методике (Порядке) не только главного, но и «мелочей» и не оправдываться потом за недоработки.

    Этот документ должен установить требования к порядку формирования, составу, оформлению сметной документации (раздела 11 «Смета на строительство объектов капитального строительства» проектной документации), следовательно, его цель – создание единого подхода к формированию сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

    Необходимо в Методике, наконец, придти к пониманию того, что создание сметы это только начало пути к формированию стоимости строительства. Смета рождается на этапе создания проектной документации, в ее составе. На данном этапе смета может определить лишь предполагаемую стоимость строительства объекта капитального строительства. И равно как проект – это еще не объект капитального строительства, сметная стоимость – это не стоимость строительства, так и «сметное ценообразование» — это не синоним «ценообразования в строительстве», а лишь его составляющая.

    Цена строительной продукции, цена строительства вытекают из сметы с учетом огромного количества факторов, влияющих на конечный результат (сроки, риски, финансирование, условия договора, качество проекта и его многократные переработки, инфляционные процессы и т.п.). Мы должны дать понять, что смета – прежде всего собранный перечень всех уже произведенных (состоявшихся, фактических) и предстоящих (предполагаемых) в процессе осуществления строительства затрат Инвестора. Стоимость строительства (реконструкции, капитального ремонта) должна учитывать процесс реального исполнения Проекта: организационно-технические и финансовые факторы, влияющие на ход реализации проекта и его стоимость, фактическое исполнение календарных графиков и графиков финансирования, контроль соответствия строительства и всех его составляющих проектной документации и др., который на стадии разработки сметной документации оценить невозможно.

    Да, мы и наши коллеги два десятка лет работаем в сфере «ценообразования в строительстве». Подобное название носят наши периодические издания, курсы, семинары, совещания. Тем не менее, сегодня мы пришли к пониманию и выносим на обсуждение: наша задача – построение и методическое обеспечение системы сметного ценообразования . Система же ценообразования в строительстве гораздо шире. Она охватывает весь жизненный цикл объекта капитального строительства. Система ценообразования в строительстве начинает работать задолго до проектирования:

  • общеэкономические расчеты в инвестиционной сфере для объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется из средств бюджетов бюджетной системы РФ;
  • планирование бюджетных инвестиций для реализации национальных проектов и государственных программ, предусматривающих строительство (реконструкцию, капитальный ремонт) объектов капитального строительства;
  • технико-экономические обоснования инвестиционно-строительных намерений Инвестора и др.

Все вышеперечисленные расчеты Инвестор (распорядитель бюджетных средств) выполняет на основе имеющихся в его арсенале данных об аналогичных объектах, типовых проектах, характеристиках и особенностях земельного участка и т.п.

Затем выполняются обязательные по Градостроительному кодексу РФ процедуры – получение документации по планировке территории (проекта планировки, межевания и градостроительного плана земельного участка), выполнение инженерных изысканий, получение технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. На данном этапе затратная составляющая исполнения всех предусмотренных градостроительным законодательством процедур, безусловно, уже присутствует.

Таким образом, процесс строительного ценообразования запущен и полным ходом идет, но сметного ценообразования еще нет.

Необходимость использования системы сметного ценообразования возникает, повторимся, в ходе проектирования – в составе проектной документации разрабатываются сметные расчеты, итогом которых является сметная стоимость. Этим этапом «срок жизни» сметного ценообразования и ограничивается! Смета сформирована, мы сказали сколько должен стоить объект, а вернее «стройка» в некотором статичном уровне цен. Сметчик собрал все затраты, объемы, зафиксировал технологии выполняемых строительных работ и т.п.

Дальнейшая реализация инвестиционно-строительного процесса, включая формирование цены договора подряда (государственного контракта), определение фактической стоимости строительства объекта капитального строительства (с учетом реально сложившихся затртат) после ввода его в эксплуатацию, происходит уже без прямого участия сметного ценообразования. А процесс строительного ценообразования продолжается и не заканчивается даже здесь. В ходе эксплуатации объект капитального строительства ремонтируется, реконструируется. О завершении строительного ценообразования достоверно свидетельствует лишь ликвидация объекта.

Все, что происходит до создания проектной документации, — это еще не сметное ценообразования, а все, что после ее экспертизы и утверждения, — уже не сметное ценообразование. Основное участие сметчика в инвестиционно-строительном процессе более, чем на 90 % требуется на проектной стадии. На этапе осуществления строительства специалист по ценообразованию лишь помощник Заказчика в расчетах за выполненные работы.

Да, говоря о том, что сфера нашей деятельности – только сметное ценообразование, мы себя ограничиваем. Но нам нужны эти ограничения! Потому как «сколько стоит?» — это не наш вопрос. Мы отвечаем на вопросы «сколько должно стоить?» и «почему это должно столько стоить?». И ответы на них мы можем дать, опираясь на проектную документацию и, главным образом, на сметные нормативы (сметные нормы, расценки, цены и методические документы). Мы владеем системой сметного ценообразования — наиболее прозрачной, кстати, составной частью системы ценообразования в строительстве. Именно она позволяет увидеть предполагаемую сметную стоимость строительства в разрезе и обосновать каждую ее составляющую.

К примеру, недавно наблюдали «разбор полетов» по поводу дороговизны песчано-гравийной смеси, используемой на одной из строек. При этом вывод о том, что она дорогая был сделан в результате сравнения цен поставщиков за 1 м3 аналогичных материалов. А проверить, объективно ли она дорогая, было достаточно просто – ищите ответ в системе сметных нормативов! Откуда станет понятно, что, во-первых, использовать в качестве единицы сравнения «кубический метр» для смесей из природных материалов некорректно, поскольку их объемная масса различна и, во-вторых, — в структуре сметной цены песчано-гравийной смеси (как и любого другого материального ресурса) помимо цены поставщика «ощутимо» присутствуют транспортные затраты и заготовительно-складские расходы. На этом частном примере как раз и видна главная функция системы сметного ценообразования – раскрыть, развернуть, разложить по полочкам сметную стоимость и в, конечном итоге, показать всем участникам строительства какой она должна быть и почему.

В том основном документе, над которым мы сейчас совместно работаем, необходимо говорить о системе сметного ценообразования и порядке ее применения для создания сметы как документа, где аккумулируются все затраты предполагаемого строительства. Стоимость строительства (начальную цену контракта, ценовые предложения подрядчика, окончательную цену объекта капитального строительства) в дальнейшем на основе сметной документации сформировать можно и нужно. Но при этом все должны понимать, что от сметной стоимости до стоимости строительства необходимо проделать долгий путь.

Давайте уходить от подмены понятий «ценообразование в строительстве» и «сметное ценообразования». Давайте учиться грамотно читать законы и адаптировать их к системе сметного ценообразования. Давайте ограничим себя рамками сметного ценообразования. И тогда будем нести ответственность только за те стоимостные показатели, которые находятся в нашей компетенции, а не получать упреки за «дорогие стройки».

Итак, задача поставлена – выстроить современную (актуальную) систему сметного ценообразования. Наше видение концепции разработки этой системы представлено схемой 1.

По нашему определению, система сметного ценообразования в строительстве представляет собой совокупность положений федеральных законов и нормативных правовых актов, регулирующих вопросы ценообразования в градостроительной деятельности, и сметных нормативов различного назначения, принадлежности и порядка утверждения, необходимых для определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

При разработке вначале концепции, а затем и собственно Методики, мы придерживались следующей логики:

цель – определить сметную стоимость строительства,

средство – использование системы сметного ценообразования (сметные нормативы + законы),

способ – подготовка сметной документации,

результат – раздел 11 «Смета на строительство объектов капитального строительства» проектной документации.

Принципиальная наша позиция — в систему сметного ценообразования помимо сметных нормативов должна быть включена нормативно-правовая составляющая (законы, постановления, приказы и другие правовые акты), регулирующая вопросы строительного ценообразования. При этом о правовых основах создания и применения разрабатываемой (перерабатываемой) Методики мы посчитали нужным сказать в ее общих положениях, ведь правовая основа – это тот каркас, на котором система сметного ценообразования должна «держаться» и работать.

Что касается системы сметных нормативов в структуре сметного ценообразования, то здесь руководством к действию для нас стал «Порядок разработки и утверждения нормативов в области сметного нормирования и ценообразования в сфере градостроительной деятельности» (Приказ Министерства регионального развития РФ от 11.04.2008 г. № 44):

Сметные нормативы включают в себя сметные нормы, расценки и цены (далее – сметные нормы) и методические документы, регламентирующие порядок разработки и применения сметных норм, подлежащие применению при определении сметной стоимости строительства.

Система сметных норм представлена схемой 2, которую мы разработали с учетом требований приказов Минрегиона России (упомянутого выше Приказа № 44 и Приказа от 20.08.2009 г. № 353 «Об утверждении классификации сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета»).

А вот методическим документам как «слабому» на сегодня звену в системе сметного ценообразования внимание требуется особое.

Методический подход к сметному ценообразованию, по нашему мнению, должен заключаться в следующем – представление в первую очередь структуры сметной цены, а затем порядка ее расчетов.

Конечно, для определения сметной стоимости строительства существует «классический» проектный подход. В этом случае сметчику из проекта необходимо «в мельчайших подробностях» выбрать и просчитать все потребные для строительства ресурсы. Для того, чтобы это сделать, специалист по ценообразованию должен располагать солидным «запасом времени» (очень трудоемко!) и качественной проектной (и рабочей!) документацией. Ни того, ни другого у него, как правило, нет – сроки всегда поджимают, а качество проектной документации (и отсутствие, за редким исключением, рабочей документации) оставим без комментариев. Грамотно пользоваться сегодня проектным подходом невозможно. Да и необходимости в этом нет.

Несмотря на всю уникальность (индивидуальность) каждого конечного строительного продукта, в строительном производстве существует масса однотипных (одинаковых) процессов и технологических операций (видов работ) с определенным набором и объемом ресурсов, необходимых для их выполнения. Мы представляем их в виде своеобразных «укомплектованных» ячеек («комплектация» происходит по видам работ). Для каждой такой ячейки с 1934 г. прошлого века ведется хронометраж и нормирование, на основе которых по принципу усреднения с минимизацией расхода всех необходимых ресурсов создаются сметные нормы. Здесь напрашивается аналогия с советским лозунгом «Семья – ячейка общества!», а в нашей трактовке «Сметная норма – главная ячейка системы сметного ценообразования». По мере появления новых технологий, количество ячеек в системе увеличивается.

Не нужно «копаться в мелочах» каждого проекта (особенно, если их там нет), для того, чтобы определить стоимость строительства. Ее «угадать» все равно не получится (причины – см. выше). Есть сметные нормы, в которых показан усредненный расход всех необходимых ресурсов для выполнения определенного вида работ. Используйте эти нормы и получайте сметную стоимость, т.е. ту стоимость, которая «должна быть» в проектной документации.

Таким образом, нормирование (нормативный подход) – основополагающий принцип построения системы сметного ценообразования.

Бурные и противоречивые обсуждения на совещаниях встретили наши предложения относительно переработки формы сводного сметного расчета стоимости строительства (см. форму 1). Да, сводный сметный расчет как итоговый документ, определяющий сметную стоимость строительства, должен, по нашему мнению, перетерпеть серьезные изменения.

В ходе рассмотрения предлагаемой нами формы сводного сметного расчета первое, что встретило противоречивую реакцию коллег, — включение в нее колонки «Фактические затраты». Равнодушным не остался никто – эту идею либо активно одобряли, либо так же настойчиво отвергали.

Мы убеждены, что в сводный сметный расчет стоимости строительства часть затрат должна быть включена по факту и никак иначе. Это уже «свершившиеся» (состоявшиеся) к моменту создания сметной документации затраты:

  • затраты на получение документации по планировке территории;
  • затраты на проведение торгов на инженерные изыскания и проектные работы;
  • затраты на получение технических условий;
  • затраты на выполнение инженерных изысканий;
  • затраты на разработку проектной документации;
  • и т.д.
  • Эти затраты известны инвестору (заказчику) и, следовательно, сметчику. Зачем их индексировать к определенной дате, гонять эти цифры из одного уровня цен в другой (особенно возмущает перевод в базисный уровень цен!)? Мы категорически против подобной, к сожалению повсеместно распространенной сегодня, практики.

    В ряде комментариев коллег, звучало и предложение о том, чтобы вообще не включать эти затраты в сметные расчеты. С таким мнением мы тоже не согласны. «Общая картина» сметной стоимости строительства нужна, а эти затраты ее неотъемлемая составляющая – без них картина не объективна. Но задача сметчика здесь должна быть только в том, чтобы зафиксировать факт этих затрат в сметной документации. Стоимость работ и затрат, произведенных заказчиком на момент заключения договора подряда (государственного контракта) на разработку проектной документации, пусть укажет сам заказчик в техническом задании на разработку сметной документации.

    Вопросы определения сметной стоимости оборудования были проблемными для специалистов по ценообразования всегда. Причина тому – сборников цен на оборудование в действующей сметно-нормативной базе нет, в условиях научно-технического прогресса технические, технологические, эксплуатационные и, конечно, стоимостные характеристики оборудования меняются со скоростью света и др. Современные требования только добавили проблем в этом вопросе. В то же время стоимость оборудования – очень существенная составляющая стоимости строительства и разбираться с ней (в т.ч. и «методически») надо.

    Решать эти вопросы мы предлагаем исходя из следующих целей: во-первых, сметные расчеты на оборудование (а вернее оборудование, мебель, инвентарь) необходимо увязать с дальнейшим бухгалтерским учетом, поскольку объекты капитального строительства и технологическое оборудование (с учетом фундамента, монтажа, пусконаладки и др.) являются отдельными учетными единицами; во-вторых, нужно однозначно определиться самим и доказать всем (особенно контролирующим и фискальным органам), что количество и качество «начинки» объекта технологическим оборудованием решающим образом определят стоимость строительства; в-третьих, разобраться и принять классификацию оборудования.

    Итак, наши предложения:

    А. Выделить две категории оборудования:

    Оборудование инженерное – оборудование необходимое для эксплуатации здания или сооружения или несущее функциональную нагрузку в здании (например, монтаж систем отопления, лифтов, сигнальных систем и т.п.)

    Оборудование технологическое оборудование, обеспечивающее деятельность предприятия, для которого осуществляется строительство (реконструкцию, капитальный ремонт) объектов капитального строительства.

    Б. Инженерное оборудование учитывать в сметной стоимости объекта капитального строительства. На технологическое оборудование — составлять отдельный сметный расчет. В сводном сметном расчете фиксировать отдельно стоимость объектов капитального строительства с учетом инженерного оборудования, стоимость технологического оборудования указывать в специально для этих целей предусмотренной графе.

    Таким образом, мы выделим в отдельные расчеты те затраты, которые не должны отражаться в сметной стоимости объектов капитального строительства -технологическое оборудование, мебель, инвентарь и т.п. К примеру, для больницы как объекта капитального строительства, имеющего типовое проектное решение, в сметных расчетах должны быть разделены затраты на строительство объекта капитального строительства и на медицинское оборудование (уникальное или типовое, дорогостоящее или стандартное), для школы – затраты на строительство и затраты на оборудование школы мебелью, компьютерами и другое оснащение современных классов.

    Необходимо добиться четкого (однозначного) разграничения при составлении сметных расчетов стоимости объекта капитального строительства и стоимости технологического оборудования для того, чтобы внести ясность в вопросы «откуда и куда расходуются деньги?» и «кто (что) делает погоду в общей стоимости объекта строительства (стройки) – Министерство регионального развития РФ со своими нормативами, требованиями к качеству, технологии, контролю строительства и т.д. или «хотелки» профильных министерств, которые будут этими объектами пользоваться (Министерств здравоохранения, образования, культуры и др.), относительно технологической «начинки» объектов. И только после этого разграничения мы поймем за счет чего дорого или дешево!

    Это еще один важный момент, который мы считаем нужным в Методике (Порядке) прописать. Цель аналогична выделению технологического оборудования из стоимости строительства – раздельно показать строительные затраты, которые определяются характеристиками самого объекта капитального строительства, и те затраты, которые зависят от особенностей застраиваемого земельного участка. Ведь любой земельный участок, выделяемый под строительство, имеет свою специфику. При этом абсолютно каждая особенность измеряется определенными затратами. Где-то нужны вынос сетей, снос и демонтаж существующих строений, отселение, борьба с клещом, гнусов, силикозом и прочими подобными «неприятностями», прокладка внутриплощадочных инженерных сетей и т.п., а где-то свободный участок и точка подключения непосредственно на его границе. Затраты в этих случаях на строительство аналогичных по своим характеристикам и назначению объектов окажутся несопоставимыми, а виноватыми будем мы за «необоснованно завышенную стоимость».

    В структуре сводного сметного расчета сметная стоимость объекта капитального строительства – это только затраты по главе 2 «Основные объекты строительства», а все остальные главы – это по сути затраты, определяемые спецификой застраиваемого земельного участка или исполнения задания инвестора (заказчика) по оснащенности удобствами для использования будущих объектов недвижимости.

    Так давайте обоснуем, давайте четко в сметной документации покажем, из чего она складывается. До тех пор, пока этого нет, с нас будут спрашивать, почему одно место в детском саду в N-ской области стоит 300 (500, 600, …) тыс. руб., а в Самарской — 1 млн руб. И мы вновь будем оправдываться. Так почему же нам в своем главном документе не предусмотреть эти вопросы и составлять такие расчеты, из которых будет видно и понятно, что стоимость строительства здания детского сада как объекта капитального строительства везде одинакова, НО площадки разные, оборудование разное – в итоге стоимость строительства разная. И это не всегда означает (и даже совсем не означает), что разница у кого-то в кармане. Можно объективно сопоставить стоимости объектов капитального строительства как нормативные, прозрачные и проверяемые величины, но проверять надо не только их. И в наших руках это сейчас «застолбить» в Методике (Порядке).

    Эти вопросы крайне актуальны еще и в свете «надвигающегося» следующего этапа реформирования – активного и полноценного внедрения в систему укрупненных нормативов (нормативов цены строительства, нормативов цены конструктивного решения). И тот этап, на котором мы сейчас находимся, необходимо выполнить «с прицелом» (в расчете) на дальнейшее использование НЦС и НЦКР.

    Очень нужен нам документ, который увяжет законодательно и с системой сметных нормативов, упорядочит процедуру составления сметной документации в таком ее качестве, которое позволит грамотно ею пользоваться (а не пройти экспертизу и забыть), даст возможность системе сметного ценообразования совершенствоваться.

    Да, сегодня много негатива, много критики, много непонимания, много споров по поводу его создания, но и идей много, предложений много, разработок много. Готовы к дальнейшим баталиям. Продолжение неизбежно последует…

    Как будет реформироваться ценообразование в строительстве?

    Президент РФ подписал Федеральный закон от 26 июля 2017 г. № 191-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», направленный на реформирование системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве. Основные его положения разъясняет Главгосэкспертиза России.

    Подписанный Президентом закон вводит понятие укрупненного норматива цены строительства. Основной сферой его применения станет обоснование предполагаемой (предельной) стоимости строительства на этапе планирования капитальных вложений, то есть в ходе процедур, направленных на подготовку решений по объектам капитального строительства и включение соответствующих расходных обязательств в бюджет. При этом укрупненные нормативы цены строительства исключаются из числа сметных нормативов.

    Теперь в федеральный реестр сметных нормативов включаются сведения об утвержденных сметных нормативах (ранее в реестр включались сами сметные нормативы). Кроме того, 191-ФЗ уточняет предмет проверки достоверности определения сметной стоимости строительства в части проверки сметной стоимости на предмет ее непревышения над укрупненным нормативом цены строительства в случаях, установленных Правительством Российской Федерации.

    Закон уточняет понятие сметных нормативов, включающее в себя сметные нормы и методики, необходимые как для определения сметной стоимости строительства, так и для определения стоимости работ по инженерным изысканиям и по подготовке проектной документации, а также методики разработки и применения сметных норм.

    Закон определяет перечень информации, подлежащей размещению в информационной системе ценообразования, к числу которой отнесены:

    утвержденные сметные нормативы;

    федеральный реестр сметных нормативов, содержащий сведения об утвержденных сметных нормативах;

    укрупненные нормативы цены строительства;

    методики определения сметных цен строительных ресурсов;

    сметные цены строительных ресурсов;

    перечень лиц, которые обязаны предоставлять информацию, предусмотренную частью 7 статьи 8.3 Градостроительного кодекса;

    иная информация, необходимость включения которой в информационную систему ценообразования установлена нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    Еще одной новеллой закона стало закрепление нормы о необходимости формирования и ведения классификатора строительных ресурсов. На основании информации, содержащейся в классификаторе строительных ресурсов, осуществляется мониторинг цен строительных ресурсов.

    В соответствии с новым законом Минстрой России наделяется дополнительными полномочиями по:

    установлению порядка формирования и ведения федерального реестра сметных нормативов; порядка формирования и ведения классификатора строительных ресурсов; порядка утверждения укрупненных нормативов цены строительства;

    формированию и ведению классификатора строительных ресурсов;

    утверждению укрупненных нормативов цены строительства;

    утверждению методик разработки и применения укрупненных нормативов цены строительства.

    Закон закрепляет полномочия Правительства Российской Федерации по утверждению порядка определения сметной стоимости строительства в отношении объектов капитального строительства, расположенных за пределами территории Российской Федерации и финансируемых с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов.

    Также законом изменены переходные положения, регламентирующие порядок введения новых институтов в сфере ценообразования и сметного нормирования, ранее установленные Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 369-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 14 Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».

    Публикации

    Запуск федеральной государственной системы ценообразования в строительстве

    Афанасьева_эж-Юрист_Запуск федеральной госсистемы ценообразования в строительстве_06.2016

    В числе наиболее острых проблем в отрасли на сегодняшний день эксперты отмечают отсутствие централизованной системы ценового нормирования, которая соответствовала бы современному уровню технического развития строительства и международным стандартам. Разработка единых сметных норм и нормативов в сфере строительства прекратилась еще со второй половины 1980-х годов.

    Установленные ранее нормативы безнадежно устарели, отсутствуют четкие ориентиры для формирования стоимости проектных работ, что приводит к тому, что стоимость работ фактически формируется произвольно.

    Кроме того, не секрет, что ситуация с отсутствием должной степени регламентации и прозрачности в сфере формирования цен на строительство создает предпосылки для необоснованного завышения цен и для возникновения коррупционных факторов в сфере расходования бюджетных средств.

    По поручению Президента

    Проект № 1055373-6 федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 14 Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» разработан Минстроем России по поручению Президента, данному в январе прошлого года, и во исполнение соответствующих распоряжений Правительства.

    Законопроектом предусматривается введение в Градостроительный кодекс РФ понятия «сметная стоимость» строительства. Под такой стоимостью понимается объем денежных средств, необходимый для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

    Также законопроектом устанавливается понятие «сметные нормативы» и ведение федерального реестра сметных нормативов. При этом Градостроительный кодекс дополняется главой 2.1 «Ценообразование и сметное нормирование в области градостроительной деятельности».

    Определение сметной стоимости

    Согласно указанным поправкам сметная стоимость строительства должна в обязательном порядке определяться с применением сметных нормативов, внесенных в федеральный реестр, в тех случаях, когда финансирование строительства осуществляется с привлечением федеральных бюджетных средств, средств государственных корпораций, а также юридических лиц, доля в уставном капитале (складочном) капитале которых Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований составляет более 50%. При этом Минстрой разработает и утвердит порядок определения сметной стоимости строительства.

    Таким образом, применение утвержденных сметных нормативов будет являться обязательным для субъектов, осуществляющих строительство за счет бюджетных средств, и будет использоваться для определения стартовой цены строительства для проведения конкурсных процедур.

    В остальных случаях сметные нормативы могут применяться на добровольной основе, если законом не будет предусмотрено иное.

    Для реализации предусмотренных в законопроекте положений органы государственной власти в области градостроительной деятельности будут наделены следующими полномочиями:

    – ценообразование и сметное нормирование;

    – установление порядка определения сметной стоимости строительства;

    – установление порядка разработки и утверждение сметных нормативов, а также правил и требований к их применению;

    – установление порядка осуществления мониторинга стоимости строительных ресурсов;

    – ведение федерального реестра сметных нормативов.

    Заработает новый реестр

    Вступление в силу указанных изменений потребует разработки и утверждения соответствующих подзаконных актов для запуска новой системы.

    Для целей проведения мониторинга стоимости строительных ресурсов[1], с учетом которого будут утверждаться и вноситься в федеральный реестр сметные нормативы, Минстрой России определит номенклатуру строительных ресурсов, а также перечень источников информации о стоимости строительных ресурсов и требований к таким источникам.

    Предполагается, что государственный реестр сметных нормативов будет представлять единую информационную систему, содержащую актуальную информацию о ценах на строительные материалы, стоимости технических и трудовых затрат для целей строительства с учетом территориальной специфики.

    Данный реестр должен быть общедоступным, за исключением сведений, составляющих государственную тайну.

    Определенности будет больше

    22 июня 2016 года подготовленный законопроект принят Госдумой в окончательной редакции. Вступление в силу соответствующего федерального закона предусматривается с 1 января 2017 года.

    Безусловно, принятые поправки в первую очередь направлены на повышение эффективности расходования бюджетных средств, на исключение коррупционной составляющей в сфере закупок для публичных нужд, где необходимость контроля стоит наиболее остро.

    Вместе с тем установление базовых на государственном уровне нормативов ценообразования в отрасли должно способствовать созданию минимальных ориентиров и для других участников инвестиционно-строительной деятельности, для которых применение указанных нормативов не будет являться обязательным, и привнести больше определенности в вопросы ценообразования в строительстве, в частности, для целей установления критериев обоснованности размера затрат на выполнение работ.

    [1] На сегодняшний день в разработке находится проект постановления Правительства о порядке мониторинга.

    Смотрите так же:

    • Права собственности и их параметры 1. Права собственности и их параметры Делись добром 😉 Похожие главы из других работ: 2.2 Дерматоглифические параметры кожных узоров Для кожи ладоней характерны определенные морфологические особенности, отличающие ее от других покровных структур. В дерме […]
    • Осаго для новых машин Нужен ли техосмотр на новую машину? Когда проходят техосмотр для новых машин В настоящее время многих автолюбителей интересует вопрос о том, нужен ли техосмотр на новую машину. Можно сказать, что он действительно интересен и требует определённых разъяснений. […]
    • Экспертиза ремонта автодорог Независимая экспертиза автомобиля после ремонта После ДТП первым делом стоит осмотреть транспорт на предмет необходимости ремонта автомобиля. Адекватно оценить ущерб поможет независимая качественная экспертиза. Подобная экспертиза позволит лучше разобраться […]
    • Как оформить орхидею Орхидеи в интерьере Орхидея – одно из красивейших комнатных растений, настоящее украшение интерьера квартиры и загородного дома. Представляем более 50 фото этих цветов. Сейчас домашние цветы в большой моде, их используют в качестве аксессуаров самые […]
    • Проверка штрафов в армении Штрафы за нарушение ПДД в Армении В июне этого года оппозиция в Армении представила свои требования в 12 пунктах властям, которые в основном касались улучшения социальных условий граждан. Среди них отдельным пунктом требовалось пересмотреть действующие […]
    • Какая пенсия у военных пенсионеров в 2018 Минимальная пенсия у военнослужащих в России Наступление возраста не зависит от желания человека, поэтому неизбежно по достижении пенсионного порога граждане уходят на заслуженный отдых, получив пенсионное довольствие – заслуженную материальную помощь за […]
    • 50 штраф по зпп Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Защита прав потребителей Статья 13 Закона о защите прав потребителей Статья 13. Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или […]
    • Входит ли в стаж уход за инвалидом 2 группы Инвалиды 2 группы нуждаются в дополнительном уходе третьих лиц, поскольку ограничены в своей дееспособности. Лица же, которые осуществляют уход, вправе обратиться за получением пособия. Данная мера позволяет компенсировать отсутствие возможности полноценно […]