Россия закон об общественных объединениях

Федеральный закон «Об общественных объединениях»

Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ
«Об общественных объединениях»

С изменениями и дополнениями от:

17 мая 1997 г., 19 июля 1998 г., 12, 21 марта, 25 июля 2002 г., 8 декабря 2003 г., 29 июня, 2 ноября 2004 г., 10 января, 2 февраля 2006 г., 23 июля 2008 г., 19 мая, 22 июля 2010 г., 1 июля 2011 г., 20 июля 2012 г., 28 декабря 2013 г., 21 июля, 31 декабря 2014 г., 8 марта 2015 г., 31 января, 2 июня 2016 г., 20 декабря 2017 г.

Принят Государственной Думой 14 апреля 1995 года

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

19 мая 1995 года

Федеральный закон регулирует общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений.

Законом закрепляется порядок создания общественных объединений, их реорганизации и (или) ликвидации, права и обязанности общественных объединений, регламентируются вопросы собственности общественных объединений, управления имуществом, а также определяется ответственность за нарушение законодательства об общественных объединениях.

Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 25 мая 1995 г. N 100, в Собрании законодательства Российской Федерации от 22 мая 1995 г. N 21 ст. 1930

Настоящий Закон приводится с учетом поправки, опубликованной в Собрании законодательства Российской Федерации от 20 ноября 1995 г. N 47

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 20 декабря 2017 г. N 404-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 декабря 2017 г.

Федеральный закон от 2 июня 2016 г. N 179-ФЗ

Федеральный закон от 31 января 2016 г. N 7-ФЗ

Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 43-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 505-ФЗ

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 236-ФЗ

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 20 июля 2012 г. N 121-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста двадцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 22 июля 2010 г. N 164-ФЗ

Федеральный закон от 19 мая 2010 г. N 88-ФЗ

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 2 февраля 2006 г. N 19-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 10 января 2006 г. N 18-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 ноября 2004 г. N 127-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2004 г.

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 112-ФЗ

Федеральный закон от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.

Федеральный закон от 12 марта 2002 г. N 26-ФЗ

Изменения вступают в силу в соответствии с порядком, установленным статьей 2 названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 июля 1998 г. N 112-ФЗ

Федеральный закон от 17 мая 1997 г. N 78-ФЗ

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Федеральный закон «Об общественных объединениях» 2018

Закон об общественных объединениях в последней действующей редакции от 31 декабря 2017 года.

Новые не вступившие в силу редакции закона отсутствуют.

Федеральный закон Российской Федерации «Об общественных объединениях» регулирует отношения, возникающие между государством и общественными организациями, создающимися в связи с желанием граждан добровольно объединиться на основе общности интересов для реализации общих целей. Федеральный закон определяет организационно-правовые формы общественных объединений в зависимости от сферы деятельности и территориальной принадлежности (местные, региональные, межрегиональные, общероссийские и международные).

Федеральный закон устанавливает порядок создания общественных объединений, условия их ликвидации, требования к учредителям и членам объединений, требования к уставу, символике и обязательной государственной регистрации общественных объединений. Федеральный закон «Об общественных объединениях» определяет права и обязанности общественных объединений в Российской Федерации. Федеральный закон устанавливает ответственность общественных объединений за нарушение требований настоящего закона и нарушение законодательства Российской Федерации, а так же предусматривает приостановление или ликвидацию общественных объединений за нарушение законов РФ.

Договор-Юрист.Ру постоянно следит за актуализацией кодексов и законов.

Так, например, Закон об общественных объединениях не имеет на данный момент никаких новых запланированных редакций.

Шансов найти более свежую действующую редакцию — нет.

Комментарии к закону

Вы также можете получить комментарии к закону «Федеральный закон «Об общественных объединениях»». Юристы сайта, специализирующиеся на конкретных сферах кодексов и законов, дадут исчерпывающий комментарий по любым вопросам.

Право инвалидов на создание общественных объединений. Механизм реализации

Согласно Конституции Российской Федерации «каждый имеет право на объединение; свобода деятельности общественных объединений гарантируется; никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем» (статья 30).

В рамках добровольных объединений граждане имеют возможность осуществлять деятельность, направленную на отстаивание своих социальных, политических, профессиональных и других интересов.

В этой связи особую значимость приобретают общественные объединения инвалидов. В своей работе они напрямую руководствуются жизненными интересами, ценностями и приоритетами входящих в них людей и благодаря этому выступают наиболее подходящими представителями этой категории граждан в отношениях с другими институтами общества.

Согласно части 1 статьи Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации») общественные объединения, созданные и действующие в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, есть форма социальной защиты инвалидов. Государство оказывает указанным общественным объединениям содействие и помощь, в том числе материальную, техническую и финансовую. Органы местного самоуправления имеют право оказывать поддержку общественным объединениям инвалидов за счет средств местных бюджетов (за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации).

Содержание деятельности общественных объединений инвалидов организуется по ряду основных направлений: накопление и систематизация информации об инвалидах и их организациях; участие в разработке законодательной, нормативной базы по социальной защите инвалидов; разработка и реализация собственных и государственных программ, направленных на поддержку инвалидов; взаимодействие с государственными и негосударственными учреждениями и организациями; оказание юридической, социальной, психологической, медицинской и иной помощи; проведение спортивных, культурных и иных мероприятий.

Крупнейшими общественными объединениями инвалидов в России являются Всероссийское общество инвалидов, Всероссийское общество слепых, Всероссийское общество глухих, Союз инвалидов России и другие.

Одной из наиболее массовых общественных организаций является «Всероссийское общество инвалидов» (ВОИ), объединяющая людей-инвалидов полностью или частично физически недееспособных.

В Республике Хакасия на сегодняшний день насчитывается 19 зарегистрированных общественных объединений инвалидов.

Наиболее распространенной организационно-правовой формой общественных объединений инвалидов являются общественные организации.

Согласно части 1 статьи 123.4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) общественными организациями признаются добровольные объединения граждан, объединившихся в установленном законом порядке на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей, для представления и защиты общих интересов и достижения иных не противоречащих закону целей.

В свою очередь, Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет, что общественными организациями инвалидов признаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляют не менее 80 процентов, а также союзы (ассоциации) указанных организаций.

В остальном, процедура создания общественной организации инвалидов практически не отличается от создания любого другого общественного объединения.

В соответствии с Федеральным законом от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее — Федеральный закон «Об общественных объединениях») учредителями общественных организаций должны выступать не менее 3 физических лиц. В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица — общественные организации.

Решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным: осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные Федеральным законом «Об общественных объединениях».

При этом, Федеральный закон «Об общественных объединениях» определяет требования к уставу общественного объединения. Так в соответствии с частью 1 статьи 20 названного федерального закона он должен предусматривать:

— наименование, цели общественного объединения, его организационно-правовую форму;

— структуру общественного объединения, руководящие и контрольно-ревизионный органы общественного объединения, территорию, в пределах которой данное объединение осуществляет свою деятельность;

— условия и порядок приобретения и утраты членства в общественном объединении, права и обязанности членов данного объединения (только для объединения, предусматривающего членство);

— компетенцию и порядок формирования руководящих органов общественного объединения, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа;

— порядок внесения изменений и дополнений в устав общественного объединения;

— источники формирования денежных средств и иного имущества общественного объединения, права общественного объединения и его структурных подразделений по управлению имуществом;

— порядок реорганизации и (или) ликвидации общественного объединения.

Необходимо учитывать, что в соответствии с ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.

Правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении (п. 3 ст. 49 ГК РФ).

Следует обратить внимание, что Гражданским кодексом Российской Федерации общественные организации отнесены к корпоративным некоммерческим организациям — юридическим лицам, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с пунктом 1 статьи 65.3 ГК РФ.

При этом ст. 65.3 ГК РФ установлено, что высшим органом корпорации является общее собрание ее участников. В некоммерческих корпорациях с числом участников более ста высшим органом может являться съезд, конференция или иной представительный (коллегиальный) орган, определяемый их уставами в соответствии с законом. Пунктом 2 ст. 65.3 ГК РФ установлена исключительная компетенция высшего органа корпорации. Также ГК РФ определяет иные основы управления корпорацией в целом и общественной организацией в частности, закрепляет права и обязанности ее членов.

Правовые основы регистрации некоммерческих организаций закреплены ст. 13.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях», а также Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

В Республике Хакасия органом, осуществляющим регистрацию некоммерческих организаций, является Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Хакасия (далее — Управление).

В настоящее время регистрация некоммерческих организаций осуществляется в соответствии с порядком, установленным Административным регламентом предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденным приказом Минюста России от 30.12.2011 № 455.

Следует отметить, что с учетом последних изменений, внесенных в указанный Административный регламент в целях организации беспрепятственного доступа инвалидов (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) к месту исполнения государственной функции им обеспечиваются:

условия беспрепятственного доступа к помещению, где исполняется государственная функция, а также беспрепятственного пользования транспортом, средствами связи и информации;

возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены помещения, где исполняется государственная функция, а также входа на такую территорию и выхода с нее, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;

надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа к помещениям, где исполняется государственная функция, с учетом ограничений жизнедеятельности;

дублирование необходимой звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля;

сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения;

допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;

допуск собаки-проводника в помещения, где исполняется государственная функция.

Регистрация общественной организации при создании предполагает подачу следующего пакета документов:

— заявление, подписанное уполномоченным лицом, по форме № Р 11001, в двух экземплярах (форма заявления утверждена приказом Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 № ММВ-7-6/[email protected]);

— учредительный документ некоммерческой организации в трех экземплярах;

— решение об учреждении некоммерческой организации и об утверждении ее устава; о порядке, размере, способах и сроках образования имущества организации; об избрании (назначении) органов в двух экземплярах (см. на сайте Управления «Правила оформления решений органов управления некоммерческих организаций»);

— сведения об учредителях в двух экземплярах (указываются в соответствующем приложении к заявлению);

— документ об уплате государственной пошлины (размер гос. пошлины установлен главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации (в том числе статьей 333.33);

— сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией (указываются в соответствующем приложении к заявлению);

— при использовании в наименовании некоммерческой организации имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования — документы, подтверждающие правомочия на их использование;

— выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иной равный по юридической силе документ, подтверждающий юридический статус учредителя — иностранного лица.

Следует учитывать, что государственная пошлина за государственную регистрацию общероссийских общественных организаций инвалидов и отделений, являющихся их структурными подразделениями на сегодняшний день составляет 1400 руб.

Документы для регистрации могут быть представлены как лично заявителем, так и направлены по почте с описью вложения.

Отдельно необходимо сказать о том, что получение государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций теперь возможно и в электронной форме на Едином портале государственных и муниципальных услуг www.gosuslugi.ru (далее — портал).

Услуга становится доступной для заявителя после прохождения процедуры аутентификации на портале.

При этом для получения государственной услуги в электронном виде, в том числе государственной регистрации некоммерческих организаций, необходимо иметь усиленную квалифицированную подпись, которой подписываются файлы с образами направляемых в регистрирующий орган документов.

В случае отсутствия (у заявителя) усиленной квалифицированной электронной подписи подача документов в электронном виде может осуществляться нотариусом.

Кроме того, в соответствии с пунктом 4 статьи 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации размеры государственной пошлины в случае совершения указанных юридически значимых действий с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и получением результата услуги в электронной форме применяются с учетом коэффициента 0,7.

Управлением проводится правовая экспертиза принятых документов, то есть они проверяются на соответствие действующему законодательству Общий срок предоставления государственной услуги, без учета времени на исполнение функций налоговым органом, не должен превышать: 33 дней в отношении общественных объединений,

Если вопрос решился положительно, то Управление принимает решение о государственной регистрации общественной организации и направляет документы в налоговый орган для внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц, а если отрицательно, то в адрес заявителя направляется уведомление об отказе в государственной регистрации;

В течение 5 рабочих дней налоговый орган вносит соответствующую запись в ЕГРЮЛ, а затем не позднее рабочего дня следующего за днем внесения такой записи, сообщает об этом в Управление;

Далее Управление в течение 3 рабочих дней выдает документы заявителю (сообщив по телефону о готовности документов к выдаче): свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации, учредительные документы, документы, подтверждающие внесение записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Для завершения процесса регистрации новая общественная организация должна изготовить печать, открыть расчетный счет в банке, получить коды статистики, встать на учет в Пенсионном фонде, Фонде социального страхования.

Важно отметить, что законодательно закреплен особый статус общественных организаций инвалидов.

Так в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности привлекают полномочных представителей общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы инвалидов. Решения, принятые с нарушением этой нормы, могут быть признаны недействительными в судебном порядке.

В собственности общественных объединений инвалидов могут находиться предприятия, учреждения, организации, хозяйственные товарищества и общества, здания, сооружения, оборудование, транспорт, жилищный фонд, интеллектуальные ценности, денежные средства, паи, акции и ценные бумаги, а также любое иное имущество и земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Общественным объединениям инвалидов и организациям, которые созданы общероссийскими общественными объединениями инвалидов, и уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, и среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к другим работникам составляет не менее чем 50 процентов, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда — не менее чем 25 процентов, органы государственной власти и органы местного самоуправления могут оказывать поддержку также путем предоставления в безвозмездное пользование имущества (включая здания, нежилые помещения), используемого данными объединениями и организациями на законных основаниях в течение не менее чем пять лет на момент предоставления такого имущества.

Оказание поддержки общественным объединениям инвалидов также может осуществляться в соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях» в части социально ориентированных некоммерческих организаций.

На организации, которые созданы общероссийскими общественными объединениями инвалидов, и уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, и среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к другим работникам составляет не менее чем 50 процентов, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда — не менее чем 25 процентов, распространяется действие Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» при соответствии данных организаций требованиям, установленным указанным Федеральным законом, за исключением пункта 1 части 1 статьи 4 указанного Федерального закона.

Таким образом, реализация права инвалидов на создание общественных объединений является одним из способов обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, а также формой социальной защиты инвалидов.

Главный специалист-эксперт отдела по делам некоммерческих организаций
Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Хакасии
Л.Г. Винокурова

§ 6. Общественные объединения в Российской Федерации

Неотъемлемым правом человека и гражданина, провозглашенным в статье 30 Конституции Российской Федерации, является право на объединение, а свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

Правовое положение общественных объединений урегулировано Федеральным законом «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 года с изменениями, внесенными Федеральными законами от 17.05.1997, от 19.07.1998, от 12.03.2002, от 21.03.2002, от 25.07.2002 г.

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Право граждан на создание общественных объединения реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица -общественные объединения. (Ст.5 Федерального закона).

Целью создания общественных объединений является реализация и защита гражданских, политических, экономических, социальных, культурных прав и свобод, развитие активности и самодеятельности граждан, их участие в управлении государственными и общественными делами; удовлетворение профессиональных и любительских интересов, развитие научного, технического и художественного творчества; охрана здоровья, участие в благотворительной деятельности, а также иной деятельности, не запрещенной законом. Возможные ограничения определены в статье 13 Конституции, о чем мы уже говорили.

Учредителями общественных объединений являются физические и юридические лица, созвавшие съезд (конференцию) или общее собрание, на которых принимаются устав общественного объединения, формируются руководящие и контрольно-ревизионные органы. Для создания общественного объединения требуется инициатива не менее трех физических лиц. Количество учредителей для создания отдельных общественных объединений может устанавливаться специальными законами о соответствующих видах общественных объединений.

Федеральный закон устанавливает два понятия для физических и юридических лиц, включающихся в создание и деятельность общественного объединения. Они могут иметь статус члена и статус участника общественного объединения. Основное различие состоит в том, что членство оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями. Для участника общественного объединения такое членство в качестве обязательного условия не требуется.

Учредителями, членами и участниками общественных объединений могут быть граждане, достигшие 18 лет, если иное не установлено рассматриваемым Федеральным законом, или законами об отдельных видах общественных объединений.

Членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть граждане, достигшие 14 лет, а членами и участниками детских общественных объединений лица, достигшие 8 лет (в ред. ФЗ от 17.05.97).

Что касается иностранных граждан, то они могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или международным договором.

Учитывая весьма разнообразный характер тех целей, для достижения которых могут создаваться общественные объединения, федеральный закон предусматривает следующие организационно-правовые формы функционирования общественных объединений:

органы общественной самодеятельности;

политические партия (ФЗ от 12.03.2002 г.).

Кроме того, Федеральным законом о внесении изменений в Федеральный закон «О национально-культурной автономии» от 10 ноября 2003 г.

Организационно-правовыми формами политических партий и национально-культурных автономий являются общественные организации.

Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Во всех других формах лица, входящие в их состав, именуются участниками.

Цели общественных движений, органов общественной самодеятельности, общественных фондов и общественных учреждений в самой общей форме определяются в рассматриваемом федеральном законе, а более конкретно они содержатся в уставах соответствующих объединений.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона, в Российской Федерации действуют общероссийские, региональные, могут быть межрегиональные, и местные общественные объединения.

Общероссийскими общественными объединениями считаются такие, которые осуществляют свою деятельность на территории более половины субъектов Российской Федерации и имеют там свои структурные подразделения.

Межрегиональными признаются общественные объединения, которые осуществляют свою деятельность на территории менее половины субъектов Российской Федераций и также имеют там свои структурные подразделения.

Региональные общественные объединения действуют в пределах территории субъекта Российской Федерации, а местные — в пределах территории органа местного самоуправления.

В статье 27 Федерального закона от 19 мая 1995 г., в которую были внесены значительные дополнения Федеральными законами от 12 марта 2002 г. и 25 июля 2002 г., определен круг полномочий общественных объединений, необходимых им для реализации своих уставных целей.

В частности, общественные объединения имеют право:

свободно распространять информацию о своей деятельности;

участвовать в выработке решений государственных органов и органов местного самоуправления;

проводить собрания, митинги, демонстрации и пикетирования;

выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

представлять и защищать свои интересы, права и законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях.

Законами об общественных объединениях могут быть предусмотрены дополнительные права для конкретных целей и конкретных видов общественных объединений. Что касается их права участвовать в выборах представительных органов и высших должностных лиц, то право выдвижения кандидатов предоставлено только политическим партиям. Те общественные объединения (организации) в уставах которых закреплено их право принимать участие в выборах, могут реализовать его только в блоке с той или иной политической партией.

Общественные объединения обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, а также нормы своих уставов и иных учредительных документов. За нарушение Конституций и федеральных законов, за действия, противоречащих их уставам, общественные объединения могут быть ликвидированы по решению суда, что означает запрет на их деятельность.

Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 N 82-ФЗ ст 24 (ред. от 20.12.2017)

Статья 24. Символика общественных объединений

Общественные объединения вправе иметь символику: эмблемы, гербы, иные геральдические знаки, флаги, а также гимны.

Символика общественных объединений не должна совпадать с государственной символикой Российской Федерации, государственной символикой субъектов Российской Федерации, символикой муниципальных образований, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, символикой иностранных государств, а также с символикой международных организаций.

В качестве символики общественного объединения не могут быть использованы эмблемы и иные символы, описание которых ранее включено в устав существующей в Российской Федерации политической партии, а также эмблемы и иные символы организаций, деятельность которых на территории Российской Федерации запрещена.

Символика общественных объединений не должна порочить Государственный флаг Российской Федерации, Государственный герб Российской Федерации, Государственный гимн Российской Федерации, флаги, гербы и гимны субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных государств, религиозные символы, а также оскорблять расовые, национальные или религиозные чувства.

Часть пятая утратила силу. — Федеральный закон от 21.07.2014 N 236-ФЗ.

Общественные объединения могут учреждать награды (почетные звания, медали и знаки отличия) и иные виды поощрения за личные и коллективные заслуги. Награды общественных объединений не должны иметь аналогичные, схожие названия или внешнее сходство с государственными наградами Российской Федерации, наградами и ведомственными знаками отличия органов государственной власти и наградами органов местного самоуправления.

Статья 84. Об участии в выборах политических общественных объединений

Статья 84. Об участии в выборах политических общественных объединений

1. На выборах соответствующего уровня, официальное опубликование (публикация) решения о назначении (проведении) которых состоялось (состоялась) до истечения двух лет со дня вступления в силу Федерального закона «О политических партиях», в качестве избирательных объединений наряду с указанными в пункте 25 статьи 2 настоящего Федерального закона вправе участвовать политические общественные объединения, которые созданы и зарегистрированы в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации на уровне, соответствующем уровню выборов, или на более высоком уровне. Указанные политические общественные объединения либо вносимые в уставы общественных объединений в целях придания им статуса политических изменения и дополнения должны быть зарегистрированы не позднее чем за один год до дня голосования, а при назначении выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, в орган местного самоуправления в случае досрочного прекращения полномочий соответствующего органа – не позднее чем за шесть месяцев до дня голосования. Указанные сроки не распространяются на иные изменения и дополнения, вносимые в уставы политических общественных объединений.

2. Политическое общественное объединение, признававшееся избирательным объединением и обладавшее правом внесения предложений по кандидатурам в состав комиссий до вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае своего преобразования, не затрагивающего его статуса политического общественного объединения, либо в случае своего преобразования в политическую партию сохраняет права, предусмотренные пунктом 7 статьи 23, пунктом 8 статьи 24, пунктом 7 статьи 25, пунктом 7 статьи 26, пунктом 5 статьи 27 настоящего Федерального закона. Добровольное объединение двух и более избирательных объединений, признававшееся избирательным блоком и обладавшее правом внесения предложений по кандидатурам в состав комиссий до вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняет права, предусмотренные пунктом 7 статьи 23, пунктом 8 статьи 24, пунктом 7 статьи 25, пунктом 7 статьи 26, пунктом 5 статьи 27 настоящего Федерального закона. Такой избирательный блок может по решению уполномоченного на то органа предоставить эти права одному из входящих в него избирательных объединений либо избирательному объединению, учредителями которого являются входящие в этот избирательный блок избирательные объединения. Указанное избирательное объединение в случае своего преобразования, не затрагивающего его статуса политического общественного объединения, либо в случае своего преобразования в политическую партию сохраняет право внесения указанных предложений.

1. Пункт 1 комментируемой статьи утратил свою актуальность, поскольку имел значение в переходный период с момента вступления в силу Федерального закона «О политических партиях» с 14 июня 2001 года и до 14 июня 2003 года, когда вступил в силу пункт 1 статьи 36 указанного Федерального закона, согласно которому политическая партия является единственным видом общественного объединения, которое вправе выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти. С этого срока политические общественные объединения всех уровней (общероссийские, межрегиональные, региональные, местные), не преобразовавшиеся в политические партии (и их структурные подразделения), утратили статус политических объединений (пункты 1 и 6 статьи 47 Федерального закона «О политических партиях», статьи 2 Федерального закона от 12 марта 2002 года № 26-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общественных объединениях» 1 ) и вместе с указанным статусом утратили и право участия в выборах в органы государственной власти. В выборах в органы местного самоуправления «бывшие» политические объединения вправе участвовать на общих основаниях с иными общественными объединениями (см. комментарий к статьям 32 и 35).

2. Комментируемый пункт предусматривает, что политические партии, созданные путем преобразования из политических общественных объединений, списки кандидатов которых на выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления, прошедших до 14 июля 2003 года, участвовали в распределении депутатских мандатов, сохранили право этих общественных объединений на приоритетное назначение их представителей в состав избирательных комиссий (пункт 7 статьи 23, пункт 8 статьи 24, пункт 7 статьи 25, пункт 7 статьи 26, пункт 5 статьи 27 комментируемого Федерального закона). На выборах депутатов Государственной Думы 7 декабря 2003 года участвовали исключительно политические партии, политических объединений уже не существовало. Что касается субъектов Российской Федерации, то это положение комментируемого пункта может касаться только тех субъектов Российской Федерации, в которых до 14 июля 2003 года выборы в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации проводились по смешанной (мажоритарно-пропорциональной) избирательной системе (Красноярский край, Калининградская, Псковская, Свердловская области). В данных субъектах Российской Федерации участие в распределении депутатских мандатов политических объединений, их региональных структур, участвовавших в выборах самостоятельно либо в составе избирательного блока, влечет за собой сохранение права представления кандидатур членов избирательных комиссий для назначения в приоритетном порядке до новых (очередных или досрочных) выборов этого законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в случае последующего преобразования этих политических объединений в политические партии 2 .

________________
1 СЗ РФ. 2002. № 11. Ст. 1018.
2 Например, по итогам выборов в Законодательное Собрание Красноярского края третьего созыва 23 декабря 2001 года правом приоритетного назначения членами избирательных комиссии обладала, кроме КПРФ, Российская народно-республиканская партия в случае делегирования ей этого права избирательным блоком «За Лебедя», в составе которого она участвовала в выборах. Что касается других победителей на этих выборах, то они утратили указанное выше право, так как все составляющие избирательных блоков «Блок Анатолия Быкова» и «НАШИ», а также региональное (краевое) политическое общественное объединение «Северная партия» утратили статус политических, а политические объединения «Единство» и «Отечество» и соответственно их региональные структуры самоликвидировались без правопреемства. То же касается и остальных субъектов Российской Федерации.

Статья 30 Конституции РФ

1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

Комментарий к Статье 30 Конституции РФ

1. Предметом регулирования комментируемой статьи являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами РФ, иностранцами и лицами без гражданства права на добровольное объединение. Само по себе понятие объединения в широком смысле слова подразумевает всякое коллективное образование субъектов. Однако временные, неустойчивые коллективные образования (такие как собрания, демонстрации, презентации, группы экскурсантов и т.п.) не могут признаваться объединением по смыслу как ст. 30 и 31 Конституции, так и соответствующих норм международного права. Свобода собраний и свобода объединений (ассоциаций) являются схожими формами реализации и естественным дополнением свобод, закрепленных в ст. 29 Конституции, они направлены на защиту коллективной мысли и общественного мнения.

Свобода объединения включает в себя право лица объединять других лиц, присоединяться к уже существующему объединению и выходить из него, участвовать в деятельности объединения, требовать признания правового статуса созданного объединения, прежде всего со стороны государства и также всеми другими лицами, независимо от формы, вида. Это право также содержит в себе правомочие на защиту, в том числе и международную, в случае ограничения свободы деятельности общественных объединений.

Право на объединение непосредственно не регулирует отношения между участниками объединения, а также между его органами. Лицо не может, ссылаясь на свое право на объединение, требовать принять его в объединение или восстановить его в объединении в случае исключения. Конституционный Суд РФ отказал в принятии к рассмотрению жалобы гражданина, исключенного из КПРФ, указав, что законоположения о взаимном невмешательстве органов государственной власти и общественных объединений, примененные в его деле, направлены на реализацию положения ч. 1 ст. 30 Конституции, гарантирующей свободу деятельности общественных объединений, в том числе в решении вопросов о членстве в общественном объединении в соответствии с его уставом (Определение КС РФ от 17.07.2007 N 506-О-О*(331)). В деле другого заявителя, исключенного из политической партии «Справедливая Россия: Родина/Пенсионеры/Жизнь», Конституционный Суд РФ отметил, что положения российского законодательства, не предоставляющие возможности такому лицу обжаловать решения уполномоченных органов партии о его исключении в суд, не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права, в том числе, право на объединение, поскольку порядок исключения из партии определяется ее уставом, предусматривающим обжалование решения об исключении в вышестоящий руководящий орган партии (Определение КС РФ от 5.02.09 N 247-О-О*(332)).

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона об общественных объединениях под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (далее — уставные цели). Но под это определение попадает определенная часть иных некоммерческих организаций. Так, например, в соответствии с п. 1 ст. 6 Закона о свободе совести и о религиозных объединениях под религиозным объединением понимается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры. Однако в соответствии со ст. 2 Закона об общественных объединениях его действие не распространяется на религиозные организации, а также и на создаваемые коммерческими организациями союзы. Вероятно, его действие не должно распространяться и на все иные некоммерческие объединения, создаваемые в соответствии с гражданским законодательством.

После принятия Конституции 1993 г. в развитие положений ее ст. 30 были изданы следующие федеральные законы: «Об общественных объединениях», «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», «О некоммерческих организациях», «О национально-культурной автономии», «О свободе совести и о религиозных объединениях», «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», «О политических партиях» и др.

Основной целью ст. 30 Конституции является защита политических, профессиональных и иных некоммерческих объединений; защищать коммерческие организации она иногда может лишь косвенно. Такие объединения попадают под правовое регулирование иных статей Конституции и соответствующих международно-правовых актов; их свобода деятельности в большей степени защищается ст. 8, 34, 35 Конституции.

Свобода объединения находится в системной связи с закрепленным в ст. 13 Конституции в качестве основ конституционного строя России принципом идеологического и политического многообразия, в соответствии с которым в Российской Федерации признается многопартийность и равенство всех общественных объединений перед законом. Кроме того, она непосредственно регулируется и в ряде других статей Конституции: ст. 14 предусматривает, что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом; ст. 19 гарантирует равенство и недискриминацию граждан независимо от принадлежности к общественным объединениям; ст. 36 предоставляет гражданам и их объединениям право иметь в частной собственности землю; ст. 46 предоставляет каждому право обжалования в суд решений и действий (или бездействия) общественных объединений и их должностных лиц. Право на участие в религиозных объединениях, являющееся составной частью свободы совести и свободы вероисповедания, наряду с комментируемой статьей, защищается ст. 14 и 28 Конституции и соответствующими международно-правовыми актами.

Понятие и содержание свободы объединения, изложенные в комментируемой статье, дополняются не только иными статьями Конституции, но и общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ. В ст. 20 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. провозглашается право каждого человека на свободу мирных собраний и ассоциаций. Статья 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. устанавливает, что каждый человек имеет право на свободу объединения с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в таковые для защиты своих интересов*(333). Такое же право закрепляется в ст. 22 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. В соответствии с Европейской социальной хартией 1996 г., а также Конвенциями МОТ 1921 г. N 11 «Относительно прав на ассоциацию и объединение трудящихся в сельском хозяйстве», 1948 г. N 87 «Относительно свободы ассоциаций и защиты права на организацию», 1949 г. N 98 «Относительно применения принципов права на организацию и заключение коллективных договоров» все работники и предприниматели имеют право на свободу объединения в национальные и международные организации для защиты экономических и социальных интересов.

Свобода объединения включает в себя право общественного объединения на регистрацию в качестве юридического лица. Как указал Европейский Суд по правам человека, «возможность учредить юридическое лицо для осуществления совместных действий в целях защиты взаимных интересов является одним из самых важных элементов свободы объединения, без которого это право не имело бы смысла»*(334). Вместе с тем принудительная регистрация отдельных видов объединений необходима лишь в предусмотренных законом случаях.

Общественное объединение, зарегистрированное как юридическое лицо, обладает с одной стороны, большими возможностями по сравнению с объединением, не являющимся юридическим лицом. Однако общественные объединения — юридические лица являются организациями со специальной правоспособностью, которая ограничивает их возможности заниматься иной деятельностью, не связанной с целью их создания, закрепленной в уставе, и, кроме того, регистрация требует соблюдения определенных формальностей со стороны объединения.

Сама по себе регистрация и связанные с ней требования, предъявляемые к созданию и деятельности общественных объединений (например, представление устава организации, указание в нем организационно-правовой формы, территориальных пределов деятельности и юридического адреса организации), не могут рассматриваться как умаление права на объединение, но вместе с тем, как отмечено в Определении КС РФ от 21.12.2000 N 266-О, при этом не должны создаваться необоснованные препятствия для реализации права каждого на объединение и для свободы деятельности общественных объединений. Аналогичная правовая позиция, согласно которой отказ в регистрации объединения может представлять собой вмешательство в осуществление права на свободу объединений, была сформулирована и Европейским Судом по правам человека.*(335)

Право на объединение осуществляется не только физическими, но и юридическими лицами. Такие объединения могут по направленности деятельности представлять собой юридические лица (ассоциация, общественная организация) и существовать без образования юридического лица (общественное движение).

Не могут быть признаны субъектами права на объединение, по смыслу ст. 30 Конституции, государства, государственные органы и образования (субъекты РФ), а также муниципальные образования. Конституционный Суд РФ в своем Определении от 19.03.1997 N 20-О указал, что по смыслу Конституции объединениями граждан являются создаваемые ими на добровольной основе по собственной инициативе формирования для защиты своих интересов и достижения общих целей. Пребывание в таких объединениях в соответствии со ст. 30 Конституции, закрепляющей право каждого на объединение, зависит от усмотрения самого гражданина. Напротив, органы местного самоуправления являются формой осуществления власти народом, образуются на основе реализации избирательных прав граждан, закрепленных в ст. 32 Конституции Российской Федерации, т.е. имеют иные, чем объединения граждан, признаки. Конституция (ч. 2 ст. 15) различает органы местного самоуправления и объединения граждан в качестве самостоятельных субъектов права. Не могут рассматриваться в качестве общественных объединений, по смыслу Конституции, и какие-либо совещательные органы публичной власти, например Общественная палата РФ.

Правом на объединение пользуются не только граждане РФ, но и иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся в России. Согласно ст. 19 Закона об общественных объединениях они могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений, за исключением случаев, установленных международными договорами РФ или федеральными законами. Следует отметить, что конституционное право на объединение предусмотрено для иностранцев не во всех государствах. В конституциях Австрии, ФРГ, Греции и других стран таким правом обладают только граждане соответствующих государств. В других государствах, и в том числе в России, для иностранцев существуют определенные ограничения для участия в объединениях. Так, в соответствии с п. 2 ст. 23 Закона о политических партиях иностранные граждане и лица без гражданства не вправе быть членами политической партии.

Принятие решения об объединении — это волевое, инициативное действие, т.е. оно осуществляется свободно и отражает действительные мотивированные желания и стремления нескольких субъектов действовать совместно, поэтому объединяющиеся лица должны быть дееспособными (в некоторых случаях возможна частичная или неполная дееспособность). В связи с этим, в частности, ст. 19 Закона об общественных объединениях установлено, что членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть граждане, достигшие 14 лет, детских общественных объединений — граждане, достигшие восьми лет. Федеральным законом от 10.01.2006 N 18-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» были введены запреты на участие в общественных объединениях для отдельных категорий лиц.

Конституционное право каждого на объединение предполагает возможность добровольного объединения лиц в любые группы, сообщества, коллективы или организации. Вместе с тем объединения, являясь важной составляющей гражданского общества, могут претендовать на конституционно-правовую защиту только в том случае, если они преследуют конституционные цели и их деятельность не направлена на подрыв демократии и ограничение свободы других лиц. В соответствии с ч. 5 ст. 13 Конституции запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Установленные ч. 5 ст. 13 Конституции ограничения необходимо рассматривать в системной связи с другими конституционными нормами и принципами, которые служат выполнению той же задачи, прежде всего предусмотренными в ч. 3 ст. 17 Конституции, которая предписывает, что «осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц», и в ч. 3 ст. 55, которая указывает, что «права и свободы граждан могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Данным конституционным положениям корреспондируют нормы международного права. Согласно ст. 22 Международного пакта о гражданских и политических правах и п. 2 ст. 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод пользование этим правом подлежит ограничениям, которые предусматриваются законом и необходимы в демократическом обществе в интересах государственной (национальной) или общественной безопасности, общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.

Как указывал Европейский Суд по правам человека, свобода объединения не является абсолютной; если общественное объединение вследствие своей деятельности или намерений, которые оно прямо или подразумеваемым образом заявило в своей программе, подвергает риску/опасности государственные институты или права и свободы других лиц, ст. 11 Конвенции не лишает государство возможности защитить эти институты и этих лиц*(336). Однако Европейский Суд по правам человека призвал европейские государства по возможности реже использовать такие ограничения свободы, так как только убедительные и неопровержимые причины могут их оправдать. Любое вмешательство должно соответствовать «довлеющей общественной необходимости», а любое исключение из нормы о свободе объединения должно толковаться ограничительно. В то же время Европейский Суд указал, что требования, предъявляемые национальным законодательством к общественным объединениям, должны носить определенный характер и быть достаточно «предсказуемыми» с тем, чтобы ограничить свободу усмотрения властей при отказе в государственной регистрации такого объединения*(337).

Согласно ст. 9 Федерального закона от 25.07.2002 N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (в ред. от 29.04.2008) запрещаются создание и деятельность общественных и религиозных объединений, иных организаций, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности.

Рассматривая вопрос о свободе объединений, Конституционный Суд РФ в Постановлении от 12.02.1993 N 3-П*(338) указал, что любая попытка со стороны исполнительной власти пресекать инициативную деятельность по созданию общественного объединения является нарушением конституционного права граждан на объединение; в соответствии со ст. 50 Конституции ограничение этого права может быть установлено только решением суда на основании закона. В своем Постановлении от 30.11.1992 N 9-П*(339) Суд признал не соответствующим Конституции и нарушающим свободу объединения Указ Президента РФ от 06.11.1991 N 169 в части роспуска первичных партийных организаций КПСС и КП РСФСР.

В ч. 2 ст. 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод подтверждается право государств-участников вводить законные ограничения осуществления права на объединение для лиц, входящих в состав вооруженных сил, полиции или административных органов государств. Необходимость такого ограничения для этой категории лиц объясняется их особыми отношениями с государством и стремлением оградить общественные объединения от какого-либо государственного влияния. Руководствуясь этой нормой, Российская Федерация установила ряд ограничений для своих служащих государственных и муниципальных служащих, военнослужащих, прокуроров, судей и др.

Конституция не устанавливает, в каких формах и каких видов могут создаваться общественные объединения, предоставляя субъектам объединения достаточную свободу выбора. Они могут создаваться по различным признакам: профессиональному, как профсоюзы или творческие союзы; политическому, как партии; национальному, как диаспоры или национально-культурные автономии; вероисповеданию, как религиозные объединения; возрастному, как детские, молодежные объединения, советы ветеранов; культурному, как объединения филателистов, спортивные общества, общества защиты животных и т.д. Однако принципы объединения не должны носить дискриминационный характер: нельзя создавать, например, профсоюз только для белых или политические партии по признакам национальной или религиозной принадлежности (Постановление КС РФ от 15.12.2004 N 18-П*(340)). В то же время возможно создание мужского клуба, объединения женщин-юристов или общества любителей украинской музыки.

Конституционным Судом РФ неоднократно рассматривались вопросы, связанные с проверкой конституционности законоположений, регулирующих реализацию гражданами их права на объединение в политические организации. В частности Конституционный Суд отметил, что ст. 30 Конституции непосредственно не закрепляет право граждан на объединение в политические партии, однако по ее смыслу во взаимосвязи со ст. 1, 13, ч. 4 ст. 15, ст. 17 и 32 Конституции, в России названное право, включающее право создания политической партии и право участия в ее деятельности, является неотъемлемой частью права каждого на объединение, а свобода деятельности политических партий как общественных объединений гарантируется. Возможность для граждан свободно объединиться в политическую партию, образовать партию как юридическое лицо, с тем чтобы действовать коллективно в области реализации и защиты своих политических интересов — одна из необходимых и наиболее важных составляющих права на объединение, без чего данное право лишалось бы смысла. Поэтому Конституция защищает не только свободу деятельности политических партий, но и свободу их создания (Постановление КС РФ от 15.12.2004 N 18-П). Такому подходу корреспондирует и правовая позиция Европейского Суда по правам человека, неоднократно указывавшего, что ст. 11 Конвенции не может не применяться к таким объединениям, как политические партии*(341).

В Постановлениях от 01.02.2005 N 1-П и от 15.12.2004 N 18-П *(342) Конституционный Суд признал необходимыми и не противоречащими конституционно значимым целям формирования в стране реальной многопартийности ограничения конституционного права на объединение, касающиеся недопустимости создания региональных и местных политических партий, а также партий по принципам национальной или религиозной принадлежности. При рассмотрении жалоб, предметом которых явились численный состав политических партий и территориальный масштаб их деятельности, Конституционный Суд пришел к выводу, что Конституция не предопределяет ни количество партий, ни их численный состав, и не препятствует федеральному законодателю урегулировать эти вопросы*(343). Разрешая дело, связанное с запрещением использования политической организацией в своем наименовании слова «политическая», Конституционный Суд, признал данный запрет соответствующим конституционному принципу свободы деятельности общественных объединений, поскольку такое правовое регулирование не лишает общественную организацию возможности участия в политической жизни государства и общества и направлено на обеспечение восприятия политических партий в качестве особого института представительной демократии, обеспечивающего политическое взаимодействие гражданского общества и государства (Определение КС РФ от 5.03.2009 N 467-О-О).

2. Субъективное право на объединение, как мера возможного поведения лица, с одной стороны, включает в себя правомочие на активные действия по созданию какого-либо сообщества, преследующего общие цели и интересы, а с другой — также предполагает правомочие на бездействие, т.е. отказ от реализации данного права.

Любое объединение, его структура и организационно-правовые формы управления им должны быть основаны на личной инициативе, добровольном волеизъявлении и, следовательно, на добровольном членстве в таком объединении. К такому выводу пришел Конституционный Суд в Постановлении от 03.04.1998 N 10-П*(344), признав не соответствующими ст. 30 Конституции оспариваемые заявителем положения Федерального закона «О товариществах собственников жилья» в той мере, в какой они допускают обязательность членства в товариществе собственников жилья без добровольного волеизъявления домовладельца. Данной правовой позиции соответствует толкование положений ст. 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод о праве на ассоциацию Европейским Судом по правам человека. В деле «Сигурдур А. Сигурйонссон против Исландии» (Sigurdur a. Sigurjonsson v. Iceland) Суд установил, что по законодательству Исландии членство в Автомобильной ассоциации «Фрали» было обязательным для получения водителем такси лицензии, и признал, что такое обязательное членство в организации, которая должна рассматриваться как частноправовое объединение в целях ст. 11 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (ЕКПЧ), нарушает право на свободу объединений*(345).

Принципиально иную позицию Европейский Суд занял в деле «Ле Конт (Le Compte), Ван Левен (Van Leuven) и Де Мейер (De Meyere) против Бельгии». Суд констатировал, что Орден врачей Бельгии, членами которого являлись заявители, — это «институт публичного права», поскольку, «будучи созданным законодателем, а не частными лицами, он интегрирован в государственные структуры, . обеспечивая в соответствии с законодательством некоторый публичный контроль за профессиональной деятельностью врачей. . Он пользуется в соответствии с законом очень широкими правами, в том числе административными и дисциплинарными, и использует в связи с этим процедуры, свойственные публичной власти». Поэтому, по мнению Европейского Суда, Орден как институт публичного права не может быть признан ассоциацией в смысле ст. 11 Конвенции. «Кроме того, создание данного Ордена бельгийским государством не является препятствием для врачей создавать профессиональные ассоциации и вступать в них, в противном случае статья 11 была бы нарушена. . При этих обстоятельствах наличие Ордена врачей и, как следствие, обязанность врачей быть в его списке и подчиняться органам Ордена не преследуют цели ограничения и тем более ликвидации права, гарантированного ст. 11 п. 1″*(346).

Аналогичные правовые позиции сформулированы и Конституционным Судом в отношении обязательного членства в некоторых объединениях публично-правового характера, которые создаются в соответствии с предписанием специального закона, когда такое участие в нем необходимо этим лицам для занятия определенной профессией. И хотя Суд не использовал в своих определениях термины «организация частного права» и «организация публичного права», но и мотивы и выводы, содержащиеся в них, находятся в полном соответствии с вышеуказанными решениями Европейского Суда.

К числу таких объединений, которые не попадают под защиту ст. 30 (ч. 2) Конституции, Конституционный Суд отнес коллегии адвокатов, создававшиеся в соответствии с Законом РСФСР от 20.11.1980 (в настоящее время это решение может быть распространено на адвокатские палаты). Как указал Суд в Определении от 11.03.1996 N 43-О*(347), коллегии адвокатов, будучи негосударственными добровольными объединениями лиц, профессионально занимающихся адвокатской деятельностью, тем не менее не обладают признаками тех общественных объединений, о которых идет речь в ст. 19 и 30 Конституции. В связи с этим требование, предъявляемое к лицу, желающему осуществлять защиту по уголовным делам, вступить в коллегию адвокатов, не может расцениваться как понуждение к вступлению в общественное объединение (ч. 2 ст. 30 Конституции), поскольку адвокаты не являются членами таких объединений.

В другом Определении от 21.12.2000 N 282-О Конституционный Суд подтвердил право законодателя устанавливать обязательный, т.е. недобровольный порядок вступления в коллегии адвокатов всех лиц, желающих осуществлять адвокатскую деятельность*(348). Аналогичную позицию Суд занял и в Постановлении от 19.05.1998 N 15-П в вопросе об обязательности членства занимающихся частной практикой нотариусов в нотариальной палате как условия занятия такой профессией*(349).

Смотрите так же:

  • Приказ 555 о заработной плате Приказ Министра обороны РФ от 23 апреля 2014 г. N 255 "О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583" (с изменениями и дополнениями) Приказ Министра обороны РФ от 23 […]
  • Ходатайство на жилье с места работы Справка / Помощь Если семья имеет право на бесплатное получение жилья или право, чтобы улучшить жилищные условия, то нужно подать документы, чтобы Вас поставили на очередь. Для этого необходимо предоставить список документов и написать соответствующее […]
  • Сайт кировского районного суда омска Кировский районный суд г. Омска Приветствуем вас на официальном сайте Кировского районного суда г. Омска! Достижение высокого уровня гласности, открытости и прозрачности правосудия является важнейшим условием успешного развития судебной реформы. В […]
  • Расписка в получении в подотчет Расписка в получении денежных средств Передача наличных денежных средств от одного человека другому должна сопровождаться составлением специальной расписки. Чаще всего этот документ используется в отношениях между физическими лицами, но иногда возможно его […]
  • Когда работник имеет право на дополнительный оплачиваемый отпуск если он Дополнительный отпуск Актуально на: 10 мая 2016 г. Помимо основного ежегодного оплачиваемого отпуска, некоторым работникам положен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск (ст. 114, 116 ТК РФ). Но прежде чем подробно рассказать о дополнительных днях к […]
  • Решение задач на законы сохранения энергии Примеры решения задач по теме «Закон сохранения механической энергии» «Физика - 10 класс» При применении закона сохранения механической энергии для решения задач надо, прежде всего, выяснить, какое состояние системы целесообразно считать начальным, а какое — […]
  • Нотариусы гЩелково Нотариус Мелешина Ольга Васильевна +7 (499) 653-60-72 доб. 342 – Москва и МО Телефон нотариуса: +7(496)5668422 Адрес: г.Щелково,1-ый Советский переулок,д.25 понедельник: 09:00 18:00 вторник: 09:00 18:00 среда: 09:00 18:00 четверг: 09:00 18:00 […]
  • Приказ о выплате премии образец рб Как выглядит образец приказа на премию Действующее на территории Российской Федерации законодательство предусматривает возможность поощрения работника работодателем различными способами. Данная процедура обычно подразумевает выплату премии в какой-либо […]